10 топ подводных лодок


10 самых больших подводных лодок в мире

Пока вы читаете эти строчки, где-то далеко (а может и не столь далеко) от вас бороздят моря бесшумные убийцы, скрывающиеся под толщей воды. Они огромные, мощные и смертоносные, способные месяцами таиться в глубине, чтобы однажды нанести решающий удар.

Нет, речь не о новом фильме ужасов и не о документальном видео «из жизни акул». В этой статье вы, уважаемые читатели, найдете ответ на вопрос о том, какая подлодка достойна носить титул самой большой в мире, и какие страны могут себе позволить сооружать таких стальных гигантов.  

А совсем недавно мы знакомили читателей с 10 самыми большими кораблями в мире.

  • 10. «Астьют» – длина: 97 м., ширина 11,3 м
  • 9. «Сивулф» – 107,6 х 12.2 м
  • 8. Проект 945А «Кондор» – 110,5 х 12,2 м
  • 7. Проект 971 «Щука-Б» – 110,3 х 13,6 м
  • 6. «Триумфан» – 138 х 12,5 м
  • 5. «Вэнгард» – 149,9 х 12,8 м
  • 4. «Дельта» – 167,4 х 11,7 м
  • 3. «Огайо» – 170,7 х 12,8 м
  • 2. Проект 955 «Борей» – 170 х 13,5 м
  • 1. Проект 941 «Акула» – 172,8 х 23,3 м
  • Документальное видео – Проект 941 «Акула»

10. «Астьют» – длина: 97 м., ширина 11,3 м

Десятая по величине подводная лодка в мире — это самая большая, самая передовая и самая мощная из подводных лодок, когда-либо эксплуатируемых Королевским флотом Великобритании. Ее размер — 97 метров в длину и 11,3 метра в ширину.

В класс «Астьют» входят три субмарины, а строительство еще четырех ведется. На случай если придется вступить в бой, субмарина вооружена шестью 48 ракетами или торпедами, крылатыми ракетами «Томагавк», противокорабельными ракетами «Гарпун» и торпедными аппаратами (ТА) 533 мм.

В 2012 году «Астьюты» доказали свою способность запускать ракеты «Томагавк», успешно выстрелив двумя ракетами с территории Мексиканского залива и точно поразив цели на испытательном полигоне в Северной Флориде.

9. «Сивулф» – 107,6 х 12.2 м

Эта серия атомных подводных лодок была построена по заказу ВМС США в 1989—1998 годах. «Сивулфы» явились ответом на постройку в Советском Союзе субмарин по проекту 971 «Щука-Б». Всего было построено три корабля, хотя изначально планировалось, что в серию будут входить 12 субмарин.

Длина и ширина корпуса «Сивулфов» составляют 107,6 метра и 12,2 метра соответственно. Эти подводные лодки оснащены одним ядерным реактором, а их скорость составляет 18 узлов.

Вооружение, установленное на американской подводной лодке, включает восемь 660-мм торпедных аппаратов, 50 торпед или ракет и 50 крылатых ракет «Томагавк».

8. Проект 945А «Кондор» – 110,5 х 12,2 м

Первая, но не единственная среди самых больших подводных лодок в России. На сегодняшний день в эксплуатации находятся два «Кондора», длиной 110,5 метра, и шириной 12,2 метра.

Корпус подводных лодок класса «Кондор» выполнен из легкого и прочного титана, что позволяет субмарине достигать большей глубины и снижает уровень издаваемого шума. Из вооружения «Кондоры» могут похвастаться шестью торпедными аппаратами 533 мм, 40 торпедами, крылатыми ракетами С-10 «Гранат» и 8 ПУ ПЗРК «Игла-1» и «Игла».

7. Проект 971 «Щука-Б» – 110,3 х 13,6 м

За многое можно критиковать Советский Союз, но только не за слабую армию и военно-морской флот. Именно в СССР велось строительство одной из самых крупных атомных субмарин в мире — «Щуки-Б». В отличие от «Кондоров» корпус этой подлодки выполнен из легированной стали. Длина грозной стальной «рыбы» составляет чуть более 110 метров, а ширина — свыше 13 метров.

Проект «Щуки-Б» (1983—2001 годы) осуществлялся на машиностроительном предприятии «Севмаш» в Северодвинске и был пересмотрен несколько раз. Усовершенствованные лодки были названы западными военными «Improved Akula» («Улучшенная Акула»), или «Akula-II». А самую модернизированную подлодку — К-335 «Гепард» — на Западе назвали «Akula-III». На вооружении ВМС Индии тоже находится одна из модернизированных «Щук-Б» (К-152 «Нерпа»). На ней отсутствуют система СОКС и возможность запуска средств акустического противодействия.

В 2017 году в строю оставались четыре подлодки класса «Щука-Б». Каждая из них оснащена четырьмя торпедными аппаратами 650-мм, четырьмя ТА 533 мм, ИРС Калибр-ПЛ и ПЗРК «Стрела-3М».

6. «Триумфан» – 138 х 12,5 м

Солнечная Франция — одна из немногих европейских стран, способных себе позволить строительство огромной, тяжелой и дорогостоящей подводной лодки. С 1989 по 2009 годы были построены четыре субмарины класса «Триумфан» длиной 138 и шириной 12,5 метра. Изначально планировалось сооружение шести единиц, но планы ВМФ Франции изменились из-за развала Советского Союза.

«Триумфаны» вооружены четырьмя торпедными аппаратами калибра 533 мм, 10 торпедами, 8 крылатыми ракетами Exocet SM39, запуск которых осуществляется из ТА и ракетами типа M45 и M51.

5. «Вэнгард» – 149,9 х 12,8 м

Гордость британского флота, длиной свыше 149 метров и шириной более 12 метров. В серию «Вэнгард» входят четыре атомные подлодки, история которых началась в 90-х годах двадцатого века. Строили их в огромном крытом эллинге (цех для строительства или ремонта) длиной 260 и шириной 58 метров. Его размеры позволяют строить не только атомные субмарины, но и эсминцы с управляемым ракетным оружием.

Изначально планировалось собрать 6 или даже 7 подлодок, но с распадом СССР у Великобритании и других стран НАТО отпала необходимость в большом количестве подлодок как одном из средств ядерного сдерживания.

На борту «Вэнгардов» находится четыре ТА калибра 533 мм, 16 баллистических ракет Trident II D5 и телеуправляемые торпеды Spearfish или Tigerfish.

4. «Дельта» – 167,4 х 11,7 м

Таково собирательное обозначение сразу четырех типов стратегических атомных подлодок, собранных в СССР. Кодовые названия проектов:

  1. «Мурена».
  2. «Мурена-М».
  3. «Кальмар».
  4. «Дельфин».

Длина последней модификации — «Дельфина» — составляет 167,4 метра, а ширина — 11,7 метра. Эта великая стальная рыба была введена в строй в декабре 1984 года. Из семи построенных «Дельфинов» пять до сих пор числятся в ВМФ РФ.

Врагам «Дельфинов» не поздоровится, ведь они оснащены четырьмя ТА калибра 533 мм, 12 торпедами, 16 баллистическими ракетами и от 4 до 8 ПЗРК «Игла» и «Игла-1».

3. «Огайо» – 170,7 х 12,8 м

Эти великаны — самые крупные подлодки в США и основа американских стратегических наступательных ядерных сил. Им регулярно приходится нести боевое патрулирование, проводя в море 60% времени. Размер «Огайо» составляет 170,7 метра и 12,8 метра (длина и ширина соответственно).

Первая субмарина этой серии была введена в эксплуатацию в ноябре 1981 года. Все остальные подводные лодки получили имена в честь американских штатов, за исключением USS Henry M. Jackson, которая была названа в честь одного из сенаторов.

Эти подводные громадины способны перевозить свыше двадцати ракет Трайдент II и свыше 150 крылатых ракет «Томагавк». Их вооружение также включает в себя четыре 533 мм торпедных аппарата.

2. Проект 955 «Борей» – 170 х 13,5 м

Вторым номером в списке крупнейших субмарин вновь идет российская разработка, одна из самых передовых в мире. Проект «Борей» начал осуществляться в 2011 году, и в мае 2018 года стало известно, что до 2027 года планируется построить 14 кораблей этого типа.

В перспективе именно «Борей» придет на смену первому и четвертому номерам в нашем списке.

Размеры подлодки составляют 170 метров в длину и 13,5 метра в ширину. Эта фигуристая смертоносная красавица может идти под водой со скоростью 29 узлов, и оснащена шестью торпедными аппаратами 533 мм, шестью средствами гидроакустического противодействия 324 мм, торпедами, торпедоракетами и крылатыми ракетами (в том числе «Ониксами» и «Калибрами»), а также 16 ПУ комплекса «Булава».

1. Проект 941 «Акула» – 172,8 х 23,3 м

Известные Западу как класс «Тайфун», а русским морякам как «Акула», эти величественные стальные гиганты были созданы в качестве противодействия американским субмаринам класса «Огайо» в годы Холодной войны.

Будучи 172,8 метра в длину и 23,3 метра в ширину эти монстры надводным и подводным водоизмещением 23 200 тонн и 48 000 тонн соответственно были больше, чем американские подлодки-конкуренты. Их высота (26 метров) сопоставима с высотой девятиэтажного дома.

По сути, задачей «Акул» было создание ядерного апокалипсиса на Западе, если Холодная война перешла бы в горячую фазу.

Свое хищное прозвище самая большая атомная подводная лодка в мире получила благодаря изображению акулы, которое было нанесено перед первым спуском, состоявшимся в сентябре 1980 года.

Внутри легкого корпуса огромной субмарины находятся пять обитаемых корпусов. В случае чрезвычайной ситуации в одном из корпусов экипаж внутри других корпусов будет в безопасности, а вспомогательные устройства все еще будут работать.

Два ядерных реактора дают этим подводным крейсерам стратегического назначения мощность, в которой они нуждаются, чтобы развить максимальную скорость около 25 узлов под водой.

Вместо того, чтобы постоянно перемещаться по мировым морям и океанам, «Акулы» были созданы, чтобы находиться севернее Полярного круга в течение шести месяцев, ожидая команды, чтобы запустить свой «прощальный привет миру» — баллистические ракеты Р-39 «Вариант».

Из-за продолжительности и характера своих миссий этот советский атомный подводный ракетный крейсер был спроектирован с учетом комфорта экипажа. Фактически, жилые помещения на «Акулах» были настолько роскошными, что моряки советского (а затем и российского) военно-морского флота прозвали эти гигантские суда «плавающими Хилтонами».

Вместо утилитарной стальной мебели с минимальной обивкой интерьер «Акулы» предусматривает удобные мягкие стулья, полноразмерные дверные проемы, полностью оборудованный тренажерный зал, бассейн с пресной или соленой забортной водой, солярий и даже сауну, стены которой обшиты дубовыми досками. В каютах командного состава имеются телевизоры, умывальники и системы кондиционирования.

Однако триумф огромных и грозных «Акул» продолжался недолго. Из семи запланированных подлодок шесть были построены в течение 1980-х годов и ушли на пенсию менее чем 10 лет спустя, в 1990-х годах. Российское правительство просто не могло позволить себе содержать в боеспособном состоянии эти крупнейшие ракетные подводные лодки в мире.

В настоящее время лишь одна модернизированная «Акула» — ТК-208 «Дмитрий Донской» — находится в строю. Самая большая подводная лодка в мире служит испытательной площадкой для современных баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках (БРПЛ «Булава»).

Документальное видео – Проект 941 «Акула»

Самые большие подводные лодки в мире, топ 10 самых больших подводных лодок - Лучшие Топ 10

XIX век ознаменовался рядом научно-фантастических предсказаний. Одним из таких, казалось, невероятным, проектом была подводная лодка «Наутилус», придуманная писателем Жюлем Верном. К тому моменту существовала лишь одна цельнометаллическая субмарина, с которой запускались ракеты – подводная лодка российского учёного Шильдера.Однако уже вскоре технический прогресс всех стран был вынужден изготавливать подобные корабли в связи с нагрянувшими военными действиями. Во время Гражданской войны в США при помощи субмарины был потоплен первый корабль. Уже в Первую Мировую войну подводным флотом обладали все ведущие страны. Субмарины были признаны как эффективное орудие для ведения боевых действий.

С тех пор многое изменилось: субмарины стали выпускаться разных размеров, от самых небольших до гигантских, с собственными атомными реакторами на борту. Подводные лодки используют не только в военных целях, но и в мирных – в качестве исследовательских баз.

10.Астьют (Эстьют)

Субмарины класса «Астьют» эксплуатируются флотом Великобритании. На 2014 год эти подлодки являлись самыми передовыми из спроектированных в Англии. К 2018 году было завершено строительство 3 таких лодок, и ещё 4 готовятся к спуску на воду. В 2012 году испытания этих субмарин завершились успешно, и «Астьюты» продемонстрировали свою способность к эффективному запуску двух «Томагавков» одновременно, для успешного поражения цели.Имена подлодок этого класса – Эстьют, Эмбуш, Артфул (на данный момент действующие), Одейшес, Ансон, Агамемнон (заложены и ожидают завершения) и Аякс (подписан контракт на выпуск).

Длина этих лодок достигает 97 м в длину, глубина погружения – 300 м, водоизмещение  – 7 800 т.  «Астьют» оснащён 6 ТА по 480 мм, ракетами типов «Томагавк» и «Гарпун» и дополнительными ТА калибром 533 мм.

9.Сивулф

«Seawolf» — американский ответ советским крейсерам «Щука-Б» во время Холодной войны. Изначально было запланировано строительство двенадцати таких субмарин, однако, до 1998 года было запущено всего 3, после чего проект утратил свою актуальность.Протяжённость корпуса «Сивулфа» — 107,6 м. Предельная глубина погружения – 600 м. Скорость движения лодок этого класса составляет 18 узлов. Надводное водоизмещение – 10 500 т, подводное – 12 200 т. Вооружение на этих кораблях включает в себя 8 ТА 660 мм, торпеды и ракеты типа «Томагавк».

8.Кондор

«Кондор» является первой из гигантских субмарин на вооружении российского флота. К 2018 году на вооружении нашей армии стоят два крейсера «Кондор», длина каждого из которых составляет 110,5 м.Корпус «Кондоров» выполнен из титанового сплава, который гораздо легче и прочнее стандартных металлов, что позволяет кораблю погружаться на большие глубины, в сравнении с предшественницами, и делать это гораздо незаметнее для вражеской разведывательной аппаратуры.Действуют два представителя этого типа подлодок: «Зубатка» и «Окунь». В будущем планируется модернизация обоих кораблей на ЦС «Звёздочка». Это означает полный ремонт и отладку систем субмарин, а также установку новейших навигационных систем и комплекса крылатых ракет «Калибр».

Предельная глубина погружения «Кондора» — 600 м. Подлодки этого класса могут развивать скорость до 35 узлов под водой. Водоизмещение –10 400 т. Вооружение «Кондора» состоит из 6 ТА 533 мм, торпед и крылатых ракет типа  «Гранат», а также 8 переносных зенитных ракетных комплексов «Игла» и «Игла-1».

7.Щука-Б

Несмотря на то, что «Щука-Б» несколько уступает «Кондору» в длине (111,7 м), она несколько «грузнее», имея свыше 13 метров в ширину. «Щука-Б» — советская разработка, одна из крупнейших атомных подводных лодок на момент своего выпуска. В отличие от собранных позднее «Кондоров», «Щука» имеет стальной корпус.Проект 971 существовал с 1983 по 2001 год, перейдя в юрисдикцию Российской Федерации. За период своего выпуска проект претерпел несколько пересмотров и внесённых изменений. В результате модификации «Щуки» получили названия «Нерпа», «Гепард» и другие, а на западе их называют «Improved Akula».

К 2018 году осталось 4 действующие субмарины этого класса. На их вооружении стоит по 4 ТА  650 мм и 2 – по 533 мм, ракетные комплексы Калибр-ПЛ и «Стрела-ЗМ». Предельная глубина погружения «Щуки» — 600 м, водоизмещение 12 700 т.

6.Триумфан

Одна из немногих стран Европы, имеющих на вооружении гигантские субмарины – Франция. Подлодки класса «Триумфан» строились в период с 1989 по 2009 годы. На воду было спущено 4 из запланированных 6 единиц.Длина каждой составляет 138 метров. Предельная глубина погружения – более 400 м. Оснащение – четыре торпедных аппарата 533 мм, 10 торпед, 8 крылатых ракет типа Exocet SM39. Водоизмещение – 14 300 т.

5.Вэнгард

Четыре субмарины класса «Вэнгард» стоят на вооружении Британского флота. Это атомные гиганты длиной почти 150 метров, строительство которых началось в девяностые годы прошлого столетия.Борт «Вэнгардов» оснащён четырьмя ТА калибра 533 мм, шестнадцатью ракетами Trident II D5 и торпедами. Предельная глубина погружения – 400 м. Соответствие надводного и подводного водоизмещения – 15 100 и 15 900 т.

4.Дельта

«Дельта» — не отдельный класс, а собирательное название серии атомных субмарин, разработанных в СССР. В «Дельту» вошли подлодки серий «Кальмар», «Дельфин», «Мурена» и «Мурена-М».Самая совершенная из модификаций «Дельты» — «Дельфин» имеет длину 167,4 м. Было построено 7 «Дельфинов», 5 из которых до сих пор находятся на вооружении российского подводного флота.

«Дельта» оснащена 4 ТА 533 мм, 12 торпедами, 16 баллистическими ракетами и до 8 зенитно-ракетных комплексов «Игла» и «Игла-1». Предельная глубина погружения – до 650 метров. Надводное водоизмещение – 11 700 т, подводное – 18 200 т.

3.Огайо

«Огайо» — самые крупные подлодки, стоящие на вооружении США. На сегодняшний день они активно патрулируют границы страны, проводя под водой до 60% времени. При этом подлодки этой серии довольно старые – первая из них была спущена на воду в 1081 году. Длина ядерного гиганта «Огайо» составляет 170,7 м.«Огайо» за счёт своих огромных размеров способна перевозить больше 20 ракет типа Трайдент II и свыше 150 ракет типа «Томагавк». Для запуска снарядов на «Огайо» предусмотрены 4 ТА 533 мм. Водоизмещение Огайо составляет 18 800 т.

2.Борей

«Борей» несколько уступает «Огайо» в протяжённости корпуса (170 м), зато почти на метр шире, за счёт чего имеет большее водоизмещение. Это российская подводная лодка, являющаяся одной из самых передовых разработок в мире. До 2027 года Россия планирует запуск 14 кораблей этого типа. Планируется, что «Борей» заменит «Дельты» и «Акулы», речь о которых пойдёт дальше.«Борей» может развивать скорость движения до 29 узлов. Водоизмещение «Борея» — 24 000 т. Оснащение субмарины – 6 ТА 533 мм, 6 средств гидроакустического противодействия калибра 324 мм, торпеды, крылатые ракеты «Оникс» и «Калибр», а также 16 ПУ комплекса «Булава». «Борей» поистине можно назвать смертоносным.

1.Проект 941 «Акула»

Крупнейшая из существующих субмарин – отечественная «Акула», известная на Западе как «Тайфун». «Акулы» были разработаны в ходе Холодной войны для противодействия американской угрозе. Длина этого стального ядерного хищника – 172,8 м. Надводное водоизмещение – свыше 23 000 т., подводное – 48 000 т. Стратегическое назначение проекта заключалось в длительной «засаде» за полярным кругом, откуда по плану должны были быть запущены баллистические ракеты по вражеским берегам.«Акулы» были построены для длительного автономного плавания. В высоту эти корабли сравнимы с современными девятиэтажными домами. Внутри каждого крейсера из Проекта 941 располагались пять жилых блоков, в которых экипаж имел доступ к тренажёрным залам, бассейнам и даже настоящей бане. Обстановка и меблировка помещений больше походили на роскошную гостиницу, чем на военный объект. Даже дверные проёмы в помещениях подводных гигантов были полноразмерными, в отличие от большинства других подводных лодок.

Всего было построено шесть кораблей из серии Проекта 941. К сожалению, просуществовали они недолго – менее чем через 10 лет они были списаны из-за высоких расходов на их содержание. На данный момент на плаву остаётся лишь одна модифицированная субмарина из этой серии – «Дмитрий Донской». Она служит для испытания баллистических ракет типа «Булава».

Топ-10 уникальных подводных лодок в мире

Армия Топ-10 уникальных подводных лодок в мире

U-571

Немецкие подводные лодки времен Второй Мировой - тема для пристального изучения, интерес к которой не падает год от года. Асы-подводники на службе Третьего Рейха на новейших субмаринах были действительно хороши. Во всех морских противостояниях, налетах на конвои, охоте за эсминцами излюбленной тактикой немецких подводников было долгое ожидание, завершающееся стремительной атакой и таким же стремительным исчезновением. Однако, несмотря на опыт подводников и профессионализм капитанов субмарин, техническая составляющая - едва ли ни главный секрет эффективности немецкого подводного флота.

Фото: suggestkeyword

Если подводные лодки 1-й и 2-й серии использовались как боевые, но не предназначенные для активных действий и долгих походов, то лодки 7-й серии - самые настоящие подводные убийцы, способные действовать на значительном удалении от места стоянки. Немецкие подводные лодки 7-й серии (или тип VII) уничтожили такое количество кораблей стран-союзников, что точное их количество историки подсчитывают и по сей день.

«Точное количество уничтоженных кораблей - очень интересный вопрос. Достоверно известно о том, что весь подводный флот Германии уничтожил около трех тысяч кораблей союзников. Львиную долю в уничтожении, скорее всего, занимают и подводные субмарины серии 7, поскольку, они наилучшим образом оснащались и были укомплектованы для нанесения молниеносных ударов. Также на таких подлодках служили и самые опытные командиры», - рассказывает в интервью «Звезде» военный историк, кандидат исторических наук РАН Александр Борисов.

Сравнительно небольшие немецкие субмарины, оснащенные дизель-электрическими двигателями мощностью 1 700 — 2 400 кВт имели «рабочую» глубину погружения 250-270 метров, а в случае критической ситуации (обнаружения или после молниеносной атаки) были способны «нырнуть» на 320-350 метров. Капитаны союзных флотов в прямом смысле слова ненавидели эти лодки не только за скорость: субмарины седьмой серии регулярно нападали на конвои стран союзников и при каждом нападении буквально с одного залпа топили по пять-десять кораблей снабжения, перевозивших припасы и технику.

Помимо четырех носовых и двух кормовых торпедных аппаратов для серьезной работы, «семерки» имели дополнительное артиллерийское вооружение, расположенное на корпусе. 88-мм орудие с боекомплектом в 220 снарядов позволяло из надводного положения наносить критические повреждения небольшим судам, а крупные принуждать к отходу. Не хуже обстояло дело и с защитой «немцев». Послевоенное изучение захваченных субмарин показало, что обстрел корпуса лодки 20-мм и 23-мм боеприпасами не наносил видимого вреда лодке.

Изучение подводных лодок Германии способствовало не только анализу собственной военно-морской стратегии стран союзников, но и позволило взять на вооружение множество реализованных в немецких ДПЛ технологий.

«Комсомолец» - рекордсмен

Фото: Подводные лодки России/ВКонтакте

 

Советская подводная лодка проекта К-278 с экзотическим названием «Плавник» - без всякого преувеличения, уникальнейшая из подводных субмарин конца 80-х годов. До момента трагического происшествия, застигшего советскую АПЛ в Норвежском море, лодка установила сразу несколько рекордов. По количеству внедренного радиоэлектронного, криптографического, разведывательного оборудования - лодка, вне всякого сомнения, была лучшей в мире и самой совершенной на тот момент.

«Не все технические решения, реализованные в К-278 до сих рассекречены, но из того, о чем уже давно можно говорить - это прародитель сегодняшних боевых информационных систем  «Омнибус-685». Уникальнейшая система, которая «замыкала» на себя все информационные, боевые и другие данные со всей субмарины», - заявил в интервью «Звезде» военный историк и офицер подводник Николай Вершинин.

Помимо уникального оборудования, «Комсомольцу» принадлежит не побитый до сих пор абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок. Во время ходовых испытаний лодка «нырнула» на глубину 1027 метров.

«Золотая рыбка»

Фото: Минобороны РФ «Гоночный катер с крылатыми ракетами» - такое шутливое прозвище давали подводники и все причастные к постройке АПЛ проекта 661 «Анчар люди». Лодка с десятью крылатыми ракетами П-70 «Аметист» установила абсолютный рекорд по скорости движения в подводном положении - 44,7 узла. Уникальные скоростные характеристики были достигнуты во многом и за счет применения революционного материала - впервые в истории постройки субмарин в качестве основного материала вместо привычной стали был выбран титан. Благодаря использованию титана лодка получила и второе свое название - «Золотая рыбка», ведь стоимость постройки перевалила за два миллиарда советских рублей.

Могущественный «АНТЕЙ»

Фото: Подводные лодки России/ВКонтакте

 И эпоха океанского противостояния и старания советской научно-исследовательской отрасли, и серьезный промышленный задел осуществили один из самых беспрецедентных по своим масштабам проектов. Долгое время считалось, что максимальную опасность для берегов страны представляют авианосные ударные групп противника, включающие в себя как сами авианосцы, так и корабли сопровождения.

Для решения этой задачи и были спроектированы, а затем построены подводные лодки проекта 949А «АНТЕЙ», вооруженные крылатыми ракетами П-700. Именно АПЛ проекта «АНТЕЙ» на долгие годы стали головной болью и кошмаром натовских гидроакустиков, поскольку благодаря конструкции, подводный крейсер мог подходить к кораблям вероятного противника «на расстояние вытянутой руки». АПЛ проекта 949А - последние и самые совершенные в своем роде «специалисты узкого профиля» - основной задачей подводных крейсеров этого проекта является уничтожение авианосных ударных групп противника.

Вечно тонущая лодка

 Случаются в истории субмарин и просчеты, которые дорого обходятся налогоплательщикам. В 2013 году в Испании разгорелся нешуточный скандал вокруг подводной лодки, на постройку которой правительство потратило 680 миллионов долларов. По сообщениям издания Daily Telegraph, проектировщики допустили критический просчет при разработке конструкции, проявление которого заключается в том, что лодка способна лишь на одно действие - на погружение.

Всплытие, по словам специалистов, находится за пределами возможных для этой подводной лодки режимов. Подводная лодка S-80 должна была стать первой полностью испанской разработкой, надежды на которую возлагали очень многие специалисты. Сообщалось также, что в перспективе, испанская лодка сможет конкурировать с американскими и российскими, однако судьба распорядилась иначе. Слишком тяжелую S-80 на вооружение так и не приняли, а все работы в этом направлении свернули.

Речная «Пиранья»

 Согласно техническому заданию, подводная лодка с кодовым названием «Пиранья» аналогична маленькой, но хищной рыбке должна была действовать молниеносно и буквально «вгрызаться» во вражеские военно-морские объекты. Главной задачей небольшой субмарины было противодействие военно-морским объектам противника в отдельно взятом районе. Следует отметить, что малый вес в случае с проектом «Пиранья» не является ахиллесовой пятой.

При небольшом весе и водоизмещении, лодка оснащалась двумя 400-мм торпедами, способными причинить такой урон вражеской военно-морской базе или отдельно взятому кораблю, стоящему на рейде, что было бы уместно сравнить атаку «Пираньи» с «Перл-Харбор». Помимо торпед, лодка оснащалась специальным радиоэлектронным, измерительным и другим оборудованием, способным изучать вражеские объекты, а корпус из титанового сплава позволял в случае обнаружения «уходить» на глубины до 250-ти метров.

«Барракуда» и «Кондор»

Фото: Сергей Прокатов/ВКонтакте

 В 2014 году началась модернизация одного из самых перспективных и технологически развитых проектов подводных лодок в составе ВМФ России. Проект 945 «Барракуда» и развитие этих АПЛ  - 945А «Кондор»  и 945Б «Барс» предназначаются для «охоты» за авианосными ударными групп противника.

Особенность проекта 945 заключается в том, что лодка, имея титановый сплав и минимальную заметность, обладает уникальным радиолокационным оборудованием, способным обнаруживать и распознавать вражеские корабли на расстоянии, вдвое превышающем обычное для радиолокационных систем АПЛ. Грядущая модернизация, помимо нового ядерного топлива и ремонта механических частей, «подарит» подлодкам 945-го проекта уникальную боевую информационно-управляющую систему, а также комплекс крылатых ракет «Калибр», с помощью которых станет возможно обстреливать наземные объекты вероятного противника.

Боевая «Лада»

В середине марта 2015 года на верфях в Санкт-Петербурге была заложена уникальная подводная лодка «Великие Луки» проекта 677 «Лада». Подводная лодка сможет выполнять широчайший спектр боевых задач: поражать подводные лодки и надводные цели, береговые объекты противника, устанавливать минные поля. Кроме того, корабль может высаживать и принимать диверсионно-разведывательные группы. Лодка «Великие Луки» будет достраиваться по принципиально новому, модернизированному проекту.

«Эта подводная лодка, она по поисковым возможностям, по ударным, по техническим решениям во многом не знает аналогов», – рассказывает заместитель главнокомандующего ВМФ РФ Александр Федотенков. – Эта подводная лодка по ударным возможностям практически равняется многоцелевой атомной подводной лодке».

Такси для морского спецназа

 Разработкой и постройкой советской сверхмалой подводной лодки «Тритон» ВМФ СССР убил, что называется, не двух, а сразу десять зайцев. Боевые пловцы, под нужды которых и разрабатывалась уникальная подлодка, теперь могли подходить к району выполнения поставленной задачи не просто на расстоянии выстрела. Фактически, сверхмалое средство для скрытной переброски морского спецназа позволяло «брать руками» искомый объект.

Вооружения такая лодка не несла, однако подводный «кабриолет», по словам специалистов, легко мог быть переоборудован в брандер - специальное судно со взрывчаткой на борту. Эксплуатация сверхмалых подлодок в отечественном флоте осуществляется и сейчас - модернизированный вариант крошечной субмарины для спецназа с обозначением «Тритон-1 М» используется на Северном флоте в крайне непростых погодных условиях. Ниша для использования сверхмалых субмарин, по словам экспертов, не иссякнет, и, согласно всем прогнозам, скоро ВМФ России должен получить еще более современный вариант военно-морского «малыша».

«Акула» мирового океана

Фото: Владимир Фогель/ВКонтакте

 

Нет в штабе ВМФ западных стран человека, который не знает об уникальной подводной лодке проекта 941 «Акула». Советской тяжелой атомной субмарине принадлежит такое количество «контактов» с западными ВМС, что, скорее всего, к кому-нибудь из натовских моряков-ветеранов холодной войны советская «Акула» приходит в ночных кошмарах. Субмарина длиной в 173 метра - это не просто плод революционных решений и тысяч томов технической документации. Это больше, чем футбольное поле в длину.

Тяжелый подводный ракетный крейсер стратегического назначения - это гроза, мощь и гордость всей отечественной промышленности. Про уникальное ракетное вооружение этой лодки до сих пор ходят легенды. Моряки-подводники из числа тех, кто вышел на пенсию, в рассказах утверждают, что крейсер способен поражать цели на экваторе, находясь в момент пуска в северных широтах.  Однако главное, что поражает, когда изучаешь 941-й проект - это размах. Высота от киля до рубки - 25 метров. Семиэтажный дом как раз вписался бы в эти габариты, а на палубе «Акулы» легко может развернуться «КамАЗ». Каждая ракета Р-39 из 20, что можно загрузить на борт, весит 84 тонны. Таким количеством ракет можно стереть в пыль площадь, сопоставимую с площадью более чем 300 крупных городов.

Автор: Дмитрий Юров

Фото: Сергей ПРокатов/ВКонтакте

В ДPУГИХ CMИ

Экспертное мнение и аналитика

ТОП 10: Самые большие в мире подводные лодки

Подводные лодки входят в состав военно-морских сил многих государств. В их числе имеются такие небольшие, что в составе экипажа всего два человека, а есть просто огромные. Перечень последних и содержится в данной статье. Самые большие субмарины – подводные крейсеры водоизмещением до сорока восьми тысяч тонн и длиной в 172 метра.

10 место. Навага длиной 128 метров

Открывает рейтинг самых больших в мире подводных лодок советские субмарины под названием «Навага» проекта 667А. На них устанавливаются баллистические ракеты. В длину подлодка достигает 128 метров, при ширине – 11,7 м. Оснащается данный проект установками, несущими ракеты Р-27, которые способны поражать цели на расстоянии до 2400 км. В общем боевом комплекте субмарины также имеются двадцать две торпеды, в их числе две, несущие ядерный заряд. Начались работы по разработке подводных лодок этой серии начались в 1958 году.

9 место. Триумфан (Triomphant)– 138 метров

В числе самых больших подводных лодок мира субмарины французского производства типа Триумфан. Первую подводную лодку этого проекта начали строить в 1986 году. В связи с распадом Советского Союза, была произведена корректива и вместо запланированных шести единиц, было построено только четыре. Величина подводного водоизмещения равна 14 335 тоннам. Протяжённость корпуса составляет 138 метров, а ширина его равна 12,5 метра. На вооружении ракеты класса М45 в количестве шестнадцати штук.

8 место. Цзинь – 140 метров

Ошеломляющее впечатление остаётся и от размеров подводной лодки проекта 094 Цзинь из Китая. Эти субмарины сменили, бывшие на вооружении лодки класса 092 Ся. К строительству подводных гигантов приступили в 1999 году. Поскольку Китаем проводится политика, не позволяющая говорить об их разработках, то информации об этих лодках очень немного. Длина лодки равняется 140 метрам, при ширине, не превышающей тринадцати метров. Объём подводного водоизмещения оценивается в 11500 тонн. Вооружена субмарина двенадцатью баллистическими ракетами, способными поражать цели на расстоянии до 12 000 км. Первую лодку серии Цзинь. Спустили на воду в 2004 году. Как следует из информации, озвучиваемой китайскими военными, сейчас в составе военно-морского флота этой страны шесть подводных кораблей. В 2014 году они должны были начать боевое патрулирование.

7 место. Вэнгард (Vanguard)– 150 метров

Британские подводные лодки типа Авангард также входят в число самых крупных субмарин в мире. Эти субмарины сменили на боевом посту лодки типа Resolution. К созданию новой лодки Англию подтолкнуло производство новых типов субмарин военной промышленностью Советского союза и Америки, с целью придания ей идентичных боевых характеристик. В стратегических планах было производство не менее семи подлодок, однако распад Советского Союза сделал такое решение вопроса неактуальным, и количество ракетоносцев снизили до четырёх, которые и поступили в военно-морские силы Англии. Первую лодку начали строить в 1986 году. Её подводное водоизмещение равнялось 15 900 тонам, длина корпуса равнялась 150 метрам, а ширина – 12,8 метра. Вэнгард несла на своём борту шестнадцать баллистических ракет системы Trident-2 D5.

6 место. Кальмар – 155 метров

Производимые на верфях России подводные лодки Кальмар, занимают шестую строчку рейтинга самых больших субмарин мира. Разработка проекта подводной лодки началась в 1972 году, в связи с возникшей необходимостью размещения баллистических ракет Р-29Р. При подводном водоизмещении равном 13 050 тоннам, её длина достигает 155 метров, при ширине равной 11,7 метрам. Вооружена она шестнадцатью межконтинентальными жидкостными ракетами Р-29Р, радиус действия которых превышает шесть тысяч километров. Основная масса лодок этого типа была подвергнута утилизации, а оставшиеся продолжают нести службу в составе российского Тихоокеанского флота.

5 место. Мурена-М – 155 метров

Подлодкам проекта Мурена-М принадлежит пятая строчка рейтинга. Она является модернизированной версией лодки проекта Мурена. Главным отличием является увеличение количества ракет до шестнадцати, вместо двенадцати на предыдущем проекте. Чтобы это стало возможным, осуществили увеличение корпуса на шестнадцать метров, длина которого стала равна 155 метрам. Её подводное водоизмещение достигло 15 750 тонн. В ширину лодка достигла 11,7 метра. Шестнадцать ракет Р-29Д, размещённые на борту, способны поражать цели на расстоянии в 9 000 км.

4 место. Дельфин – 167 метров

Продолжением развития проекта Кальмар, стала подводная лодка Дельфин. Первую субмарину заложили в 1981 году. В конечном итоге было построено семь подводных лодок. В настоящее время они все несут службу в составе российского подводного флота. По своим физическим показателям Дельфин в числе самых больших в мире подводных лодок. При величине подводного водоизмещения равной 18 200 тоннам, её длина достигает 167 метров, при ширине 11,7 метра. Вооружена субмарина шестнадцатью баллистическими ракетами класса Р-29РМ.

3 место. Огайо (Ohio class SSBN/SSGN) – 170 метров

Эти американские подводные лодки относятся к третьему поколению. На борту они несут двадцать четыре баллистические ракеты класса Трайдент (Trident). Их особенностью является возможность разделения головки на несколько частей, способных наносить поражение по индивидуальной схеме. В настоящее время субмаринам типа Огайо принадлежит роль ядра ядерных сил Америки. Местом проведения их боевых дежурств являются воды Атлантического и Тихого океанов. Имея ширину 12,8 метра, в длину субмарина достигает 17,7 метра. В подводном положение водоизмещение лодки равно 18 750 тоннам. Она способна погрузиться на глубину равную 550 метрам. Ввод в строй первой представительницы этого класса был осуществлён в 1981 году. Известен такой интересный факт: в 2009 году экипажем субмарины USS Rhode Island, находившейся на боевом дежурстве, были спасены четыре мужчины и один мальчик, попавших в кораблекрушение и потерявших всякую надежду на своё спасение.

2 место. Борей – 170 метров

На втором месте рейтинга самых больших субмарин мира расположилась российская подводная лодка проекта Борей. На сегодняшний день закончены постройка и введение в строй трёх подводных крейсеров, а ещё три находятся на стапелях в процессе строительства. Закладка последней была осуществлена в 2015 году. В планах военных строительство до 2018 года восьми подлодок Борей. Начало разработки было обусловлено необходимостью замены субмарин, относящихся к классам Дельфин и Акула. Подводное водоизмещение лодок класса Борей равно 24 000 тоннам. Длина их корпуса составляет 170 метров, а ширина – 13,5 метра. В качестве вооружения используются шестнадцать ракет класса Булава.

1 место. Акула – 173 метра

Лидером ТОП 10 по праву является субмарина Акула. Человек ещё не строил больше подводного корабля чем этот. Сложно представить себе несущийся под водой девятиэтажный дом, растянувшийся в длину на два футбольных поля. Такие размеры конечно вызывают некоторые сомнения в боеспособности, но не восхищаться ею просто нельзя. Начали строительство подводной лодки 1976 году. Предполагалось, что она послужит ответным шагом на строительство американцами лодки класса Огайо. Флоту первый подводный ракетоносец был сдан в 1980 году. Его подводное водоизмещение составляет 48 000 тонн. В длину корпус вытянулся на 172,8 метра, а в ширину расположился на 23,3 метрах. На вооружении ракетного крейсера стоят двадцать трёхступенчатых баллистических ракет Р-39 Вариант. Для экипажа субмарины созданы отличные условия. Они могут воспользоваться небольшим бассейном, солярием, сауной, спортзалом и даже отдохнуть в живом уголке. А это значит, что Акула вполне в состоянии осуществлять боевое патрулирование в водах арктических широт. Всего сегодня службу в военно-морских силах России несут шесть подводных крейсеров класса Акула.

Топ 10 самых больших подводных лодок

В состав военно-морских сил некоторых стран входят подводные лодки, целью которых является патрулирование водных территорий. Для этого страны создают огромные в размерах и мощные по вооружению подлодки. Именно о таких субмаринах и пойдет речь в нашем топ 10 самых больших подводных лодок.

Строительство первой французской подлодки «Триумфан» было начато в 1986 г. Планировалось создание 6 подлодок. Но распад СССР внес изменения в эти планы. В итоге, субмарин было построено всего 4. Длина корпуса подлодки – 138 м; ширина – 12,5 м; подводное водоизмещение – 14335 тонн. Вооружена подлодка «Триумфан» 16 баллистическими ракетами класса М45.

В 2015 году головной корабль проекта «Северодвинск» вошел в состав Северного флота России. Многоцелевые подводные лодки «Ясень» оснащены крылатыми ракетами ПЛАРК. Длина корпуса подлодки – 139 м; ширина – 13 м; подводное водоизмещение – 13800 тонн.

Разработка первой китайской подлодки «Цзинь» была начата в 1999 г. и уже в 2004 г. она приступила к патрулированию. Всего на вооружении Китая 6 подлодок «Цзинь», которые пришли на смену подлодкам класса 092 «Ся». Длина корпуса подлодки составляет 140 м; ширина – 13 м; подводное водоизмещение – 11500 тонн. Вооружена подлодка 12 баллистическими ракетами с дальностью поражения цели около 12000 км.

Строительство первой английской подлодки «Вэнгард» было начато в 1986 г. И уже в 1990-х годах 4 подлодки «Вэнгард» пришли на смену подлодкам «Resolution». Длина корпуса подлодки составляет 150 м; ширина – 12,8 м; подводное водоизмещение – 15900 тонн. Вооружение «Вэнгард» – 16 баллистических ракет системы Trident-2 D5.

Разработка первой российской подводной лодки «Кальмар» была начата в 1972 г., так как возникла необходимость размещения двухступенчатых баллистических ракет класса Р-29Р. Длина корпуса подлодки составляет 155 м; ширина – 11,7 м; подводное водоизмещение – 13050 тонн. Вооружение подлодки состоит из 16 межконтинентальных жидкостных ракет Р-29Р, радиус поражения цели которых более 6000 км. В настоящее время большая часть подлодок «Кальмар» утилизирована, оставшиеся состоят на службе Тихоокеанского флота России.

Подлодка «Мурена-М» является модернизированной версией проекта «Мурена». Вооружен этот боевой крейсер 16 баллистическими ракетами класса Р-29Д со способностью поражения цели на расстоянии более 9000 км. Длина корпуса подлодки составляет 155 м; ширина – 11,7 м; подводное водоизмещение – 15750 тонн.

Строительство первой подлодки «Дельфин» было начато в 1981 г. В настоящее время в составе российского подводного флота находятся 7 подлодок «Дельфин», каждая из которых вооружена 16 баллистическими ракетами класса Р-29РМ. Длина корпуса подлодки составляет 167 м; ширина – 11,7 м; подводное водоизмещение – 18200 тонн.

Американские подводные лодки третьего поколения оснащены 24 баллистическими ракетами класса Trident, особенностью которых являются разделяющиеся головные части, благодаря чему возможно поражение по индивидуальной системе наведения на цель. Эти боевые крейсеры патрулируют в Атлантическом и Тихом океанах. Длина корпуса подлодки составляет 170,7 м; ширина – 12,8 м; подводное водоизмещение – 18750 тонн; глубина погружения – 550 м. Первая подлодка «Огайо» вступила в строй в 1981 г.

В настоящее время построены и введены в строй 3 такие подлодки. Еще 3 «Борея» находятся в процессе строительства. Всего в планах 8 подлодок «Борей», строительство которых планируется осуществить к 2018 г. Длина корпуса подлодки составляет 170 м; ширина – 13,5 м; подводное водоизмещение – 24000 тонн. Вооружена подводная лодка 16 ракетами «Булава».

Строительство этого подводного крейсера было начато в 1976 г. Вооружен он был 20 трехступенчатыми баллистическими ракетами Р-39 «Вариант». Первая (из шести существующих на вооружении России) «Акула» вступила в строй в 1980 г. Длина корпуса подлодки составляет 172,8 м; ширина – 23,3 м; подводное водоизмещение – 48000 тонн. На подводной лодке созданы условия для комфортного времяпровождения экипажа: спортзал, сауна, бассейн, солярий, живой уголок. Подлодка благодаря своим размерам в состоянии взломать двухметровый лед. Поэтому «Акула» может осуществлять патрулирование в водах Арктики.

В этой статье были представлены самые большие субмарины, которые являются грозным военным орудием некоторых стран мира.

Топ-10 уникальных подводных лодок в мире

Корабли, способные погружаться и длительное время действовать в подводном положении, являются одним их главных вооружений военно-морского флота многих государств мира. Топ-10 уникальных подводных лодок в мире.

U-571

Немецкие подводные лодки времен Второй Мировой — тема для пристального изучения, интерес к которой не падает год от года. Асы-подводники на службе Третьего Рейха на новейших субмаринах были действительно хороши. Во всех морских противостояниях, налетах на конвои, охоте за эсминцами излюбленной тактикой немецких подводников было долгое ожидание, завершающееся стремительной атакой и таким же стремительным исчезновением. Однако, несмотря на опыт подводников и профессионализм капитанов субмарин, техническая составляющая — едва ли ни главный секрет эффективности немецкого подводного флота.

Если подводные лодки 1-й и 2-й серии использовались как боевые, но не предназначенные для активных действий и долгих походов, то лодки 7-й серии — самые настоящие подводные убийцы, способные действовать на значительном удалении от места стоянки. Немецкие подводные лодки 7-й серии (или тип VII) уничтожили такое количество кораблей стран-союзников, что точное их количество историки подсчитывают и по сей день.

«Точное количество уничтоженных кораблей — очень интересный вопрос. Достоверно известно о том, что весь подводный флот Германии уничтожил около трех тысяч кораблей союзников. Львиную долю в уничтожении, скорее всего, занимают и подводные субмарины серии 7, поскольку, они наилучшим образом оснащались и были укомплектованы для нанесения молниеносных ударов. Также на таких подлодках служили и самые опытные командиры», — рассказывает в интервью «Звезде» военный историк, кандидат исторических наук РАН Александр Борисов.

Сравнительно небольшие немецкие субмарины, оснащенные дизель-электрическими двигателями мощностью 1 700 — 2 400 кВт имели «рабочую» глубину погружения 250-270 метров, а в случае критической ситуации (обнаружения или после молниеносной атаки) были способны «нырнуть» на 320-350 метров. Капитаны союзных флотов в прямом смысле слова ненавидели эти лодки не только за скорость: субмарины седьмой серии регулярно нападали на конвои стран союзников и при каждом нападении буквально с одного залпа топили по пять-десять кораблей снабжения, перевозивших припасы и технику.

Помимо четырех носовых и двух кормовых торпедных аппаратов для серьезной работы, «семерки» имели дополнительное артиллерийское вооружение, расположенное на корпусе. 88-мм орудие с боекомплектом в 220 снарядов позволяло из надводного положения наносить критические повреждения небольшим судам, а крупные принуждать к отходу. Не хуже обстояло дело и с защитой «немцев». Послевоенное изучение захваченных субмарин показало, что обстрел корпуса лодки 20-мм и 23-мм боеприпасами не наносил видимого вреда лодке.

Изучение подводных лодок Германии способствовало не только анализу собственной военно-морской стратегии стран союзников, но и позволило взять на вооружение множество реализованных в немецких ДПЛ технологий.

«Комсомолец» — рекордсмен

Советская подводная лодка проекта К-278 с экзотическим названием «Плавник» — без всякого преувеличения, уникальнейшая из подводных субмарин конца 80-х годов. До момента трагического происшествия, застигшего советскую АПЛ в Норвежском море, лодка установила сразу несколько рекордов. По количеству внедренного радиоэлектронного, криптографического, разведывательного оборудования — лодка, вне всякого сомнения, была лучшей в мире и самой совершенной на тот момент.

«Не все технические решения, реализованные в К-278 до сих рассекречены, но из того, о чем уже давно можно говорить — это прародитель сегодняшних боевых информационных систем «Омнибус-685». Уникальнейшая система, которая «замыкала» на себя все информационные, боевые и другие данные со всей субмарины», — заявил в интервью «Звезде» военный историк и офицер подводник Николай Вершинин.

Помимо уникального оборудования, «Комсомольцу» принадлежит не побитый до сих пор абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок. Во время ходовых испытаний лодка «нырнула» на глубину 1027 метров.

«Золотая рыбка»

«Гоночный катер с крылатыми ракетами» — такое шутливое прозвище давали подводники и все причастные к постройке АПЛ проекта 661 «Анчар люди». Лодка с десятью крылатыми ракетами П-70 «Аметист» установила абсолютный рекорд по скорости движения в подводном положении — 44,7 узла. Уникальные скоростные характеристики были достигнуты во многом и за счет применения революционного материала — впервые в истории постройки субмарин в качестве основного материала вместо привычной стали был выбран титан. Благодаря использованию титана лодка получила и второе свое название — «Золотая рыбка», ведь стоимость постройки перевалила за два миллиарда советских рублей.

Могущественный «АНТЕЙ»

И эпоха океанского противостояния и старания советской научно-исследовательской отрасли, и серьезный промышленный задел осуществили один из самых беспрецедентных по своим масштабам проектов. Долгое время считалось, что максимальную опасность для берегов страны представляют авианосные ударные групп противника, включающие в себя как сами авианосцы, так и корабли сопровождения.

Для решения этой задачи и были спроектированы, а затем построены подводные лодки проекта 949А «АНТЕЙ», вооруженные крылатыми ракетами П-700. Именно АПЛ проекта «АНТЕЙ» на долгие годы стали головной болью и кошмаром натовских гидроакустиков, поскольку благодаря конструкции, подводный крейсер мог подходить к кораблям вероятного противника «на расстояние вытянутой руки». АПЛ проекта 949А — последние и самые совершенные в своем роде «специалисты узкого профиля» — основной задачей подводных крейсеров этого проекта является уничтожение авианосных ударных групп противника.

Вечно тонущая лодка

Случаются в истории субмарин и просчеты, которые дорого обходятся налогоплательщикам. В 2013 году в Испании разгорелся нешуточный скандал вокруг подводной лодки, на постройку которой правительство потратило 680 миллионов долларов. По сообщениям издания Daily Telegraph, проектировщики допустили критический просчет при разработке конструкции, проявление которого заключается в том, что лодка способна лишь на одно действие — на погружение.

Всплытие, по словам специалистов, находится за пределами возможных для этой подводной лодки режимов. Подводная лодка S-80 должна была стать первой полностью испанской разработкой, надежды на которую возлагали очень многие специалисты. Сообщалось также, что в перспективе, испанская лодка сможет конкурировать с американскими и российскими, однако судьба распорядилась иначе. Слишком тяжелую S-80 на вооружение так и не приняли, а все работы в этом направлении свернули.

Речная «Пиранья»

Согласно техническому заданию, подводная лодка с кодовым названием «Пиранья» аналогична маленькой, но хищной рыбке должна была действовать молниеносно и буквально «вгрызаться» во вражеские военно-морские объекты. Главной задачей небольшой субмарины было противодействие военно-морским объектам противника в отдельно взятом районе. Следует отметить, что малый вес в случае с проектом «Пиранья» не является ахиллесовой пятой.

При небольшом весе и водоизмещении, лодка оснащалась двумя 400-мм торпедами, способными причинить такой урон вражеской военно-морской базе или отдельно взятому кораблю, стоящему на рейде, что было бы уместно сравнить атаку «Пираньи» с «Перл-Харбор». Помимо торпед, лодка оснащалась специальным радиоэлектронным, измерительным и другим оборудованием, способным изучать вражеские объекты, а корпус из титанового сплава позволял в случае обнаружения «уходить» на глубины до 250-ти метров.

«Барракуда» и «Кондор»

В 2014 году началась модернизация одного из самых перспективных и технологически развитых проектов подводных лодок в составе ВМФ России. Проект 945 «Барракуда» и развитие этих АПЛ — 945А «Кондор» и 945Б «Барс» предназначаются для «охоты» за авианосными ударными групп противника.

Особенность проекта 945 заключается в том, что лодка, имея титановый сплав и минимальную заметность, обладает уникальным радиолокационным оборудованием, способным обнаруживать и распознавать вражеские корабли на расстоянии, вдвое превышающем обычное для радиолокационных систем АПЛ. Грядущая модернизация, помимо нового ядерного топлива и ремонта механических частей, «подарит» подлодкам 945-го проекта уникальную боевую информационно-управляющую систему, а также комплекс крылатых ракет «Калибр», с помощью которых станет возможно обстреливать наземные объекты вероятного противника.

Боевая «Лада»

В середине марта 2015 года на верфях в Санкт-Петербурге была заложена уникальная подводная лодка «Великие Луки» проекта 677 «Лада». Подводная лодка сможет выполнять широчайший спектр боевых задач: поражать подводные лодки и надводные цели, береговые объекты противника, устанавливать минные поля. Кроме того, корабль может высаживать и принимать диверсионно-разведывательные группы. Лодка «Великие Луки» будет достраиваться по принципиально новому, модернизированному проекту.

«Эта подводная лодка, она по поисковым возможностям, по ударным, по техническим решениям во многом не знает аналогов», – рассказывает заместитель главнокомандующего ВМФ РФ Александр Федотенков. – Эта подводная лодка по ударным возможностям практически равняется многоцелевой атомной подводной лодке».

Такси для морского спецназа

Разработкой и постройкой советской сверхмалой подводной лодки «Тритон» ВМФ СССР убил, что называется, не двух, а сразу десять зайцев. Боевые пловцы, под нужды которых и разрабатывалась уникальная подлодка, теперь могли подходить к району выполнения поставленной задачи не просто на расстоянии выстрела. Фактически, сверхмалое средство для скрытной переброски морского спецназа позволяло «брать руками» искомый объект.

Вооружения такая лодка не несла, однако подводный «кабриолет», по словам специалистов, легко мог быть переоборудован в брандер — специальное судно со взрывчаткой на борту. Эксплуатация сверхмалых подлодок в отечественном флоте осуществляется и сейчас — модернизированный вариант крошечной субмарины для спецназа с обозначением «Тритон-1 М» используется на Северном флоте в крайне непростых погодных условиях. Ниша для использования сверхмалых субмарин, по словам экспертов, не иссякнет, и, согласно всем прогнозам, скоро ВМФ России должен получить еще более современный вариант военно-морского «малыша».

«Акула» мирового океана

Нет в штабе ВМФ западных стран человека, который не знает об уникальной подводной лодке проекта 941 «Акула». Советской тяжелой атомной субмарине принадлежит такое количество «контактов» с западными ВМС, что, скорее всего, к кому-нибудь из натовских моряков-ветеранов холодной войны советская «Акула» приходит в ночных кошмарах. Субмарина длиной в 173 метра — это не просто плод революционных решений и тысяч томов технической документации. Это больше, чем футбольное поле в длину.

Тяжелый подводный ракетный крейсер стратегического назначения — это гроза, мощь и гордость всей отечественной промышленности. Про уникальное ракетное вооружение этой лодки до сих пор ходят легенды. Моряки-подводники из числа тех, кто вышел на пенсию, в рассказах утверждают, что крейсер способен поражать цели на экваторе, находясь в момент пуска в северных широтах. Однако главное, что поражает, когда изучаешь 941-й проект — это размах. Высота от киля до рубки — 25 метров. Семиэтажный дом как раз вписался бы в эти габариты, а на палубе «Акулы» легко может развернуться «КамАЗ». Каждая ракета Р-39 из 20, что можно загрузить на борт, весит 84 тонны. Таким количеством ракет можно стереть в пыль площадь, сопоставимую с площадью более чем 300 крупных городов.

Автор: Дмитрий Юров «ЗВЕЗДА»


Смотрите также