Адаптация дросселя лачетти


Сброс адаптации дросcельной заслонки без кабеля Lacetti — Chevrolet Lacetti, 1.6 л., 2006 года на DRIVE2

процесс сброса адаптации с 40секунды

Недавно столкнулся с такой проблемой. Авто стало подергиваться на холодную при движении на малых оборотах при 1 или 2 передачи МКПП. ( Если кто знает причину, то пишите в комментариях!) Решил, что дроссель может быть тому виной. Но не он. Я его почистил, но столкнулся с другой проблемой. Обороты двигателя стали жить своей жизнью.

Прочитав записи лачетеводов понял, что нужно производить сброс адаптации дроссельной заслонки. Кабеля KKL нет. Я его заказал на Ali, но это месяц минимум. У друга из соседнего города есть два проводка, но у него не VAG модуль и хз подойдут ли они мне. Наткнулся на статью, в которой указан иной алгоритм по сбросу. Напишу свои пояснения, которых мне нехватало.

Алгоритм по Сбросу адаптации дроссельной заслонки:

-1. прогреть мотор и установить авто на прямой поверхности, т.к. неизвестно влияет ли нажатие тормоза или ручника на алгоритм0. оставить печку включенной (для пунктов 6-10)1. включить зажигание на 5 сек

2. выключить зажигание на 10 сек (пока не пропадёт писк)

3. включить зажигание на 5 сек4. запустить двигатель на нейтрали (МКПП) или Park (АКПП)

5. прогреть до 85 градусов (не газуя). Если авто прогреть заранее, то можно сразу переходит к след. пункту

6. включить кондиционер на 10 сек (если имеется)7. выключить кондиционер на 10 сек (если имеется)8. для АКПП: используйте стояночный тормоз. Нажать педаль тормоза и перевести АКПП в подожение D (drive)9. включить кондиционер на 10 сек (если имеется)10. выключить кондиционер на 10 сек (если имеется)

11. выключить зажигание. Не полностью выкрутить ключ, а оставить в среднем положении как на фото!12. прислонить сбоку ногу к педали газа, что бы ощутить колебания и убедиться в запуске сброса адаптации ДЗ.

Автор оригинальной статьи сообщает, что алгоритм может быть отключён, если стоит альтернативная прошивка.

Сброс адаптаций

На этой странице рассмотрим интересную тему про сброс адаптаций, так как возникает очень много вопросов по этому поводу и многие путают этот процесс с обучением или, вообще, считают, что это одно и тоже. Рассмотрим простой пример — сброс адаптаций дроссельной заслонки.

Эта тема мусолится в интернете и в гаражах уже очень давно, но до сих пор вызывает массу вопросов и заблуждений. В принципе, это касается не только этой темы, но и многих других, потому что люди всё больше познают знания из интернета, а не из книг и учебной литературы.

Причем главный бич интернета заключается в том, что 90% сайтов копипастят информацию друг у друга и их мало волнует смысл написанного.

Вот из-за этого и получаются такие моменты, когда после банальной чистки дроссельной заслонки, владелец авто вместо сброса адаптаций начинает проводить обучение дроссельной заслонки или безуспешно пытается побороть плавающие или зависающие обороты двигателя. Либо отключать аккумуляторную батарею в надежде устранить проблему. Причем, если отключение АКБ на сутки не помогло, то значит необходимо отключить её на неделю

Ну ладно, давайте разбираться.

Сразу отмечу, что сброс адаптаций — это не только сброс адаптаций дроссельной заслонки. Адаптация дроссельной заслонки — это всего лишь один из параметров, который участвует в процессе адаптации системы. Современные ЭБУ весь срок своей службы адаптируются к условиям работы, запоминая адаптивные данные — положение ДЗ, топливные коррекции и т.п., чтобы двигатель работал в наилучших условиях, с максимальным КПД и наносил наименьший вред окружающей среде.

Но мы для примера рассмотрим именно сброс адаптаций дроссельной заслонки, потому что многих этот вопрос волнует больше всего.

Сброс адаптаций дроссельной заслонки

Что же это такое и зачем это делать?

Как мы поняли, блок управления двигателем всё время адаптируется к реальным условиям. Он запоминает оптимальные значения топливных коррекций и положения регулятора холостого хода, чтобы при следующем запуске двигателя обеспечить его стабильную работу, которая была до его остановки.

Поэтому более корректно, конечно, говорить — не сброс адаптаций дроссельной заслонки, а — сброс адаптаций ЭБУ к положению регулятора холостого хода. Это очевидно по двум причинам:

  • Дроссельная заслонка не может ни к чему адаптироваться, потому что кроме моторчика и реостатов там ничего нет. Это просто красивый и дорогой кусок железяки без каких-либо микросхем памяти. Поэтому мы будем выполнять не сброс адаптаций дроссельной заслонки, а сброс адаптаций ЭБУ к положению дроссельной заслонки!
  • Так как на некоторых авто (в том числе и Лачетти 1.4/1.6) регулятор холостого хода управляет непосредственно дроссельной заслонкой, то и привыкли все называть этот процесс — сброс адаптаций дроссельной заслонки.

Допустим, на Лачетти 1.8 регулятор холостого хода установлен в отдельном байпасном канале и к дроссельной заслонке не имеет никакого отношения, но при замене или чистке сброс адаптаций также желательно сделать. Потому что иногда бывает так, что после промывки РХХ, шаги остаются на своем месте и не снижаются. В этой ситуации только сброс адаптаций помогает снизить шаги РХХ.

Когда необходим сброс адаптаций?

Вот что гласит официальное руководство Шевроле:

— Замена на новый контроллер ЭСУД

— Замена нового корпуса дроссельной заслонки (MTIA, ETC)

— Замена на новый клапан РХХ

— Очистка корпуса дроссельной заслонки от нагара

Я бы ещё добавил такой пункт:

  • Ошибки и сбои в процессе работы ДПДЗ и РХХ. Немного остановлюсь на этом моменте.

Дело в том, что существует некая зависимость между положением ДЗ и положением РХХ. То есть, если положение ДЗ = 2,5%, то положение РХХ примерно будет равно 20-25 Шагам.

Но периодически обращаются люди с нестабильными оборотами холостого хода и при диагностике можно увидеть картину, когда положение ДЗ = 0, а шаги РХХ = 40! В этой проблеме помогает именно сброс адаптаций, хотя владелец авто до этого не проводил никаких манипуляций с дроссельным узлом.

Это следствие каких-то кратковременных сбоев в системе. Вот один из примеров на нашем форуме, когда манипуляции с клапаном вентиляции картера привели к похожему сбою. Поэтому данный пункт также имейте ввиду.

Ну а теперь рассмотрим, собственно, сам процесс сброса адаптаций и почему он необходим после чистки дроссельной заслонки.

Нормальное положение ДЗ на холостом ходу прогретого двигателя без нагрузки составляет 2 — 3,5%.

Она открыта ровно на столько, сколько необходимо для прохождения нужной массы воздуха, чтобы обеспечить заданные обороты холостого хода.

Со временем заслонка и корпус дроссельного узла обрастают грязью, уменьшая зазор для прохождения воздуха.

Чтобы поддерживать заданные обороты, ЭБУ вынужден постепенно всё больше приоткрывать регулятор холостого хода. Со временем эти значения вырастают до 50-60 шагов РХХ или 5-7% положения ДЗ.

Это означает, что пора почистить дроссельный узел.

Мы его благополучно чистим и потом запускаем двигатель. И тут начинаются проблемы, ведь ЭБУ помнит значения 7% положения ДЗ для этого режима работы, но обороты теперь значительно выросли, ведь теперь нет преграды на пути у поступающего воздуха (обороты начинают зависать на высоких значениях). ЭБУ не может понять, что происходит и начинает пытаться их отрегулировать (обороты начинают плавать).

Вот на этом этапе и необходимо наше вмешательство. Нам нужно вернуть ЭБУ снова на заводские значения, снова выставить его на стартовую позицию, чтобы он начал снова адаптироваться.

Это можно сравнить с обычным 10-литровым ведром. Допустим, мы его полностью наполнили, влив туда 10 литров пива. Чтобы ещё в него влить 10 литров — нам необходимо сначала вылить уже имеющиеся в нём.

Так и в случае с ЭБУ. Мы стираем адаптивную память, чтобы блок начал обучаться и адаптироваться заново.

Казалось бы всё ясно — необходимо взять адаптер, ноутбук и выполнить сброс адаптаций. Но только не у нас. Мы не привыкли делать так, как надо. Мы хотим в любом вопросе изобрести велосипед.

Позор на пляже... Парень случайно заснял это на свой телефон! Смотри прикол

Поэтому на просторах сети из поколения в поколение передаются заветные алгоритмы под названием «Сброс адаптаций без кабеля» или «Как просто сбросить адаптации», или «Секретный метод сброса адаптаций».

Процедура выглядит в целом так:

1. включить зажигание на 5 сек 2. выключить зажигание на 10 сек 3. включить зажигание на 5 сек 4. запустить двигатель на нейтрали (МКПП) или Park (АКПП) 5. прогреть до 85 градусов (не газуя). 6. включить кондиционер на 10 сек (если имеется) 7. выключить кондиционер на 10 сек (если имеется) 8. для АКПП: используйте стояночный тормоз. Нажать педаль тормоза и перевести АКПП в подожение D (drive) 9. включить кондиционер на 10 сек (если имеется) 10. выключить кондиционер на 10 сек (если имеется)

11. выключить зажигание.

Алгоритм адаптации дроссельной заслонки — Chevrolet Lacetti 5D, 1.6 л., 2007 года на DRIVE2

Листая свою ленту я очень часто сталкиваюсь с тем, что многие владельцы не знают как делать сброс адаптации дроссельной заслонки. Так вот, в свое время столкнувшись с зависающими оборотами после промывки ДЗ я нашел этот алгоритм, разработанный для работников официальных СТО Шевроле:

Адаптация дроссельной заслонки1. включить зажигание на 5 сек2. выключить зажигание на 10 сек3. включить зажигание на 5 сек4. запустить двигатель на нейтрали (МКПП) или Park (АКПП)5. прогреть до 85 градусов (не газуя)6. включить кондиционер на 10 сек (если имеется)7. выключить кондиционер на 10 сек (если имеется)8. для АКПП: используйте стояночный тормоз. Нажать педаль тормоза и перевести АКПП в подожение D (drive)9. включить кондиционер на 10 сек (если имеется)10. выключить кондиционер на 10 сек (если имеется)

11. выключить зажигание.

Я именно так и делал на свой ласточке, проверено — работает!Надеюсь кому-то поможет и кто-то хоть немного, но сэкономит.

Update: похоже, что данный способ может помочь только на автомобилях со стоковой прошивкой.После промывки ДЗ на прошитой машине под Евро2, данная инструкция уже и мне не помогла.

Чистка и адаптация дроссельной заслонки (ДЗ) — Chevrolet Lacetti SW, 1.6 л., 2010 года на DRIVE2

Временно владею машиной практически месяц, можно сказать уже привык к ней.Сразу же заметил что при трогании, езде на 1 и 2 передачи, при нажатии на акселератор машину подергивало, что меня очень сильно бесило. Начитавшись форумом и БЖ пришел к выводу что нужно для начала посмотреть ДЗ на загрязненность (свечи, фильтра и т.д. уже менял). Дальше вычитал, что после чистки ДЗ нужно сделать адаптацию (сброс) через кабель VAG 409 KKL USB. По совету лачеттивода Vadim-Sk был приобретен шнурок тут, в данном шнурке паять и исправлять ничего не нужно, в нем уже есть переключатель.

VAG 409 KKL USB

Как ни странно кабель пришел за 2 недели!))) (неужели почта России заработала?).Сходил купил очиститель карбюратора, скачал программу Chevrolet Explorer v.1.7, установил ее ноут и принялся за дело. Перед снятием ДЗ посмотрел на сколько она открыта, результат был 6,8-7,1%.

Процесс пошел…

Снял воздушный фильтр

ДВС без воздушного фильтра

ДЗ без воздушного фильтра. На ДЗ и на патрубке воздуховода было много солидола, понять не мог для чего его там намазали, хотя есть подозрения чтобы патрубок от воздушного фильтра лучше заходил на ДЗ.

Отсоединить 2 шланга с антифризом, но перед этим рекомендую зажать, перегнуть, т.к. будет течь. И делайте все эти процедуры на холодном двигателе, я антифризом немного обжог 2 пальца((( Далее открутить 4 гайки и все ДЗ у вас на руках.

Внешняя загрязненная сторона ДЗ

Внутреняя загрязненная сторона ДЗ

Такое ощущение что ее вообще не чистили.Очистителем карбюратора мгновенно ее очистил.

Чистота — успех здоровья двигателя!

Другая чистая сторона

Собирал назад все в обратном порядке. На все ушло не более 40 минут. После сборки завел машину, проездил пару кругов… но как писали камрады обороты не прыгали, как стояли 800 об/мин так и стоят, возможно нужно было проехать несколько км. Но все равно подключил кабель и сделал адаптацию ДЗ (сброс настроек). Теперь ДЗ открыта всего 2,6-2,8% вместо 6,8-7,1%.Сегодня поехал на работу и результат удивил меня, дергание пропало и машина стала отзывчивее на педаль акселератора.Кто не делал эту процедуру всем рекомендую для профилактики.

Всем добра и ровных дорог.

Цена вопроса: 500 ₽ Пробег: 74800 км

Page 2

Временно владею машиной практически месяц, можно сказать уже привык к ней.Сразу же заметил что при трогании, езде на 1 и 2 передачи, при нажатии на акселератор машину подергивало, что меня очень сильно бесило. Начитавшись форумом и БЖ пришел к выводу что нужно для начала посмотреть ДЗ на загрязненность (свечи, фильтра и т.д. уже менял). Дальше вычитал, что после чистки ДЗ нужно сделать адаптацию (сброс) через кабель VAG 409 KKL USB. По совету лачеттивода Vadim-Sk был приобретен шнурок тут, в данном шнурке паять и исправлять ничего не нужно, в нем уже есть переключатель.

VAG 409 KKL USB

Как ни странно кабель пришел за 2 недели!))) (неужели почта России заработала?).Сходил купил очиститель карбюратора, скачал программу Chevrolet Explorer v.1.7, установил ее ноут и принялся за дело. Перед снятием ДЗ посмотрел на сколько она открыта, результат был 6,8-7,1%.

Процесс пошел…

Снял воздушный фильтр

ДВС без воздушного фильтра

ДЗ без воздушного фильтра. На ДЗ и на патрубке воздуховода было много солидола, понять не мог для чего его там намазали, хотя есть подозрения чтобы патрубок от воздушного фильтра лучше заходил на ДЗ.

Отсоединить 2 шланга с антифризом, но перед этим рекомендую зажать, перегнуть, т.к. будет течь. И делайте все эти процедуры на холодном двигателе, я антифризом немного обжог 2 пальца((( Далее открутить 4 гайки и все ДЗ у вас на руках.

Внешняя загрязненная сторона ДЗ

Внутреняя загрязненная сторона ДЗ

Такое ощущение что ее вообще не чистили.Очистителем карбюратора мгновенно ее очистил.

Чистота — успех здоровья двигателя!

Другая чистая сторона

Собирал назад все в обратном порядке. На все ушло не более 40 минут. После сборки завел машину, проездил пару кругов… но как писали камрады обороты не прыгали, как стояли 800 об/мин так и стоят, возможно нужно было проехать несколько км. Но все равно подключил кабель и сделал адаптацию ДЗ (сброс настроек). Теперь ДЗ открыта всего 2,6-2,8% вместо 6,8-7,1%.Сегодня поехал на работу и результат удивил меня, дергание пропало и машина стала отзывчивее на педаль акселератора.Кто не делал эту процедуру всем рекомендую для профилактики.

Всем добра и ровных дорог.

Цена вопроса: 500 ₽ Пробег: 74800 км

Дроссельная заслонка Chevrolet Lacetti

Дроссельная заслонка машины Шевроле Лачетти – это конструктивная деталь впускного механизма силовых агрегатов бензинового типа с впрыском горючего. Эта деталь предназначается для контроля объёма воздуха, который проникает в двигатель с целью формирования топливно-воздушной смеси. Находится эта запчасть между воздушным фильтром и впускным коллектором.

Этот конструктивный элемент является воздушным клапаном. При открытии клапана давление в системе соответствует атмосферному. А при закрытии, оно падает до образования вакуума. Такая особенность позволяет применять запчасть в функционировании вакуумного усилителя тормозов.

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»

Автомобиль Chevrolet Lacetti достаточно распространён в России. Поэтому найти запчасти не составит особого труда. Это касается и дроссельной заслонки. Стоимость элемента варьируется в зависимости от типа привода.

  1. Средняя стоимость элемента с механическим приводом составляет от 1 500 рублей.
  2. Заслонка с электрическим приводом продаётся в районе 2 000 – 3 000 рублей.

Признаки загрязнения

Согласно техническому паспорту транспортного средства срок службы заслонки составляет до 200 тысяч километров пробега. Однако на практике это не так. При отсутствии правильного ухода заслонка может выйти из строя раньше положенного срока. Основным требованием ухода является своевременная чистка элемента.

Определить необходимость чистки дроссельной заслонки можно при возникновении следующих признаков:

  • возникновение трудностей при запуске силового агрегата;
  • мотор заводится не сразу;
  • плавающие обороты, а также неустойчивое функционирование силового агрегата на холостых;
  • подёргивание транспорта при движении на скорости до 15 км/ч;
  • в процессе выжимания сцепления обороты могут падать слишком медленно или слишком быстро;
  • возникновение провалов на 1000 об./мин.

Процедура чистки

Чтобы очистить элемент первым делом следует его снять. Разбор запчасти начинается со снятия гофры воздуховода и отключения проводов от регулятора холостого хода и датчика положения детали. Процедура демонтажа особых усилий не требуется.

Обратите внимание! При осуществлении демонтажа дроссельной заслонки важно, чтобы силовой агрегат не был горячим. Поскольку есть риск получить ожоги.

После следует снять шланги, которые подведены к запчасти, а затем, и трос с привода. Таким образом, путь к заслонке открыт. Достаточно открутить пару гаек и болтов и извлечь датчик положения и регулятор холостого хода.

Чистка заключается в промывке элемента. Для этого рекомендуется использовать специальное средство, которое предназначается для чистки карбюраторов. Вещество следует распылить на все поверхности и каналы. По завершении процесса деталь следует протереть ветошью.

Отдельное внимание следует уделить регулятору холостого хода. Из-за большого загрязнения игла может заклинивать и работать не правильно. А перед установкой элементов следует проверить общее состояние этого элемента. Если у иглы имеется большой свободный ход, то деталь подлежит замене.

Также перед монтажом требуется оценить состояние прокладки. Если присутствуют повреждения, то элемент следует заменить.

Обратите внимание! После завершения монтажа дроссельной заслонки следует отрегулировать натяжение троса.

Ремонт узла

После чистки элемента силовой агрегат может продолжить функционировать неисправно. Такая особенность свидетельствует о том, что запчасть нуждается в ремонте, либо замене. Основной причиной возникновения неисправности является повреждение датчика положения заслонки. При этой неисправности возникают следующие признаки:

  • силовой агрегат запускается с затруднениями;
  • высокие, либо плавающие обороты холостого хода;
  • увеличенный расход горючего;
  • при разгоне наблюдаются провалы мощности.

На практике ремонт заслонки – нецелесообразное решение. Устранить поломку поможет замена детали.

Процедура демонтажа описана выше. Однако если владелец не уверен в своих силах, то разумным решением является обращение в сервис технического обслуживания. Квалифицированные специалисты проведут замену быстро и за приемлемую цену.

Адаптация заслонки

Многие владельцы Chevrolet Lacetti после чистки заслонки сталкиваются с проблемой, которая связана с зависающими оборотами. Устранить неисправность можно только с помощью адаптации. Официальные сервисные центры Шевроле проводят процедуру следующим образом:

  • активировать зажигание на 5 сек;
  • затем выключить на 10 сек;
  • вновь активировать на 5 сек;
  • завести силовой агрегат на нейтрали;
  • прогреть мотор до 85 градусов, не газуя;
  • если есть кондиционер, то его следует активировать на 10 сек, а затем, на тот же промежуток времени выключить;
  • для автомобилей, оснащённых АКПП следует использовать стояночный тормоз. Нажать на педали и перевести рычаг КПП в положение D;
  • затем повторить манипуляцию с кондиционером;
  • выключить зажигание.

Эта последовательность позволит провести сброс адаптации дроссельной заслонки, после чего она начнёт исправно функционировать.

На самих же сервисах, специалисты проводят сброс с помощью специализированной компьютерной программы.

Устал платить за штрафы? Выход есть! Забудьте о штрафах с камер! Абсолютно легальная новинка - Глушилка камер ГИБДД, скрывает ваши номера от камер, которые стоят по всем городам. Подробнее по ссылке.
  • Абсолютно легально (статья 12.2);
  • Скрывает от фото-видеофиксации;
  • Подходит для всех автомобилей;
  • Работает через разъем прикуривателя;
  • Не вызывает помех в радиоприемнике и сотовых телефонах.
Узнать подробности

Сброс Адаптаций

05.07.2017 (Есть интересное обновление в конце страницы) . . В комментариях попросили показать процедуру Сброса Адаптаций Дроссельной Заслонки на нашей машине. Для этого нужен адаптер для подключения ноутбука к колодке ОВД 2 и бесплатная программа Chevrolet Explorer.  Её можно скачать в интернете. Я установил версию 1,8, в ней добавлен пробег автомобиля в ЭБУ. Ничего сложного в самостоятельном сбросе адаптаций — нет. Когда мне пришёл адаптер из Китая VAG 409, покупал у этого продавца , качественный и не дорогой на чипе FTDI, то я сразу пошёл проверять его работоспособность как раз сбросом адаптаций.

Прислали ссылку, жаль поздно, на адаптер с переключателем. В отзывах пишут, что с нашей машиной работает отлично — и двигатель и подушки и АБС и на чипе FTDI. У кого нет желания сильно углубляться, то для поиска неисправностей двигателя нужно иметь хотя бы Мультиметр с гнездом на 10 Ампер и звуковой прозвонкой. И ещё ЕЛМ 327 версии 1,5 (подходит и к старым и новым машинам). Скачать с Плей Маркета приложение типа ОВД Авто Доктор и установить на смартфон. Можно и ошибки удалять и видеть параметры своего двигателя. Тогда можно вычислить неисправность, а не гадать.

. . Но в гараже я был один. А нужно было в салоне нажать на клавишу ноутбука и успеть посмотреть под капотом, что будет происходить с заслонкой. В общем успел только на самый конец — процесс очень быстрый. Поэтому перед тем как снимать видео, нашёл сначала помощника, который бы нажал на кнопку на ноутбуке, а мы вместе с вами посмотрели, что же происходит с дроссельной заслонкой в момент сброса адаптаций. Смотрим :

01.09. 2019  ВНИМАНИЕ !!! Недавно один умный человек сделал программу для смартфона (Андроид) для Сброса Адаптаций с помощью ЕЛМ 327. Но только нужен правильный адаптер ЕЛМ 327. Вот что пишет автор — » Есть elm327 которые работают только по протоколам OBDII ,их я называю кривые, для диагностики подходят без проблем, но не поддерживают АТ-команды, так называемый правильный elm аналогичен по функционалу оригинальному Канадскому elm,умеет работать с нестандартными командами, это то, что и нужно для сброса адаптаций «. Вот ссылка на Правильный ЕЛМ 327, но только заказывайте синего цвета, так как вчера сам лично видел как этот адаптер делает Сброс Адаптаций, а при помощи программы с плей маркета — Torque даже показал пробег авто и много чего другого. Но разбираться было некогда, Олег, который продемонстрировал мне этот адаптер и программу торопился, но оставил мне ссылки, по которым можно приобрести правильный ЕЛМ 327 и скачать программу для Сброса Адаптаций. Вот Ссылка на Программу Sirius D42(2).apk. Скачивайте и устанавливайте на телефон. Я себе уже скачал и установил, заказал этот ЕЛМ, теперь не терпится когда придёт. Потом напишу статью и сделаю видео. А то не очень удобно постоянно таскаться с проводом и ноутбуком, правда ими можно больше чего сделать, но они не всегда бывают под рукой, да ещё если в дороге не дай Бог что случится. Может кто-то в будущем напишет программу под ЕЛМ 327, чтобы можно было заливать прошивки. Было бы здорово. Если у кого уже есть ЕЛМ, то его можно проверить правильный или кривой, скачав программу на плей маркете ELM327 Identifier. Если правильный, то первые шесть полос будут зелёными, как мне помнится. Обо всём можете почитать на форуме http://www.lacetti-club.ru/vb_forum/showthread.php?t=87206, скопировав эту ссылку и вставив в окно поиска браузера. Там же можно и поблагодарить (материально) автора программы, у кого есть такая возможность, он оставил номер карты — заслужил человек.

Перейти на главную


Смотрите также