Аккумулятор как правильно
Зарядка автомобильного аккумулятора: правила, процесс + 4 совета

Зарядка автомобильного аккумулятора производится с использованием специальных зарядных устройств. Чтобы правильно осуществить данный процесс необходимо знать тип автомобильного аккумулятора, его характеристики, а так же правильно подобрать тип зарядного устройства.
Устройство автомобильного аккумулятора
В большинстве автомобилей установлены кислотно-свинцовые аккумуляторные батареи. Конструкция представляет собой шесть баночек, которые помещены в изолирующий корпус, изготовленный из материала. Для корпуса выбирается специальный пластик, устойчивый к воздействию серной кислоты.
Баночки соединены последовательно. В них находятся положительные и отрицательные электроды, представляющие по конструкции свинцовые решётки, покрытые активной массой. Электроды помещены в электролит. Со временем, в процессе эксплуатации пластины выходят со строя, что приводит к уменьшению ёмкости аккумулятора. Чем меньше ёмкость, тем быстрее происходит разрядка АКБ.
Типы аккумуляторных батарей
Выделяют два типа аккумуляторов.
- Обслуживаемые.
- Необслуживаемые.
В обслуживаемых аккумуляторах на баночках есть крышки, которые можно самостоятельно открутить. В таких батареях есть возможность проверить уровень электролита, его качество и, в случае необходимости, есть возможность его долить. Но самостоятельно, не имея опыта данной процедуры, этого делать не рекомендуется. Все операции по проверке качества электролита, его уровня и доливки следует доверить специалисту. Эта работа по цене не дорогая, но в некоторых случаях способна оживить аккумулятор.
В необслуживаемых аккумуляторных батареях нет крышечек, он полностью цельный. Его ремонт и реанимация не возможны.
Так же, часто автомобилисты добавляют в АКБ дистиллированную воду, этим самым разбавляя электролит. Это делать можно, но только в случае необходимости. Если открутить крышечки на баночках, будет виден уровень электролита, если он ниже электродов, то нужна доливка. Уровень должен быть во всех шести баночках одинаковым.
Не доливайте в аккумулятор воду или же электролит самостоятельно. Прежде чем это делать, следует специальным прибором померить качество электролита. Но если вы всё же решили добавит воду, то доливайте только дистиллированную и небольшими порциями.
По типу заряда устройства делятся на:
- Зарядное с неизменным напряжением. В этих зарядных устройствах напряжение заряда постоянное, а силу тока можно регулировать с помощью регулятора.
- Зарядное с неизменным током. В таких устройствах сила тока постоянная, а напряжение меняется регулятором. С помощью такой зарядки можно зарядить аккумулятор полностью, однако нужно внимательно следить за процессом. При длительном использовании электролит может закипеть, а это может стать причиной замыкания аккумулятора и даже его возгорания.
- Автоматические (комбинированные). Эти современные зарядные устройства сначала заряжают аккумулятор неизменным постоянным током при меняющемся напряжении, но потом, с постепенной зарядкой аккумулятора, напряжение фиксируется, а ток плавно уменьшается. При достижении полного заряда аккумулятора устройство автоматически выключается.
Проверка автомобильного аккумулятора
Проверить состояние аккумуляторной батареи можно несколькими способами.
- С помощью обычного тестера. Тестер ставиться в режим вольтметра и при выключенном автомобиле замеряется напряжение. Если эту процедуру сделать при включенном двигателе, вы узнаете идёт ли заряд с генератора. Напряжение при выключенном автомобиле должно быть близким к 12 В.
- Нагрузочной катушкой. По конструкции она представляет собой сопротивление 0,018 – 0,020 Ом с вольтметром, подсоединенным параллельно. Этот агрегат подсоединяется на 5 – 7 секунд и затем снимаются показания с вольтметра.
- По индикатору на батарее. На некоторых типах аккумуляторов установлен гидрометрический индикатор, который представляет собой маленький глазок. В этом глазке меняются цвета индикатора. Если цвет зелёный, то аккумулятор заряжен. Если белый, требуется зарядка аккумулятора, а если тёмный, заряд на минимуме и возможно требуется доливка электролита.
Когда необходима зарядка АКБ
Так как автомобильный генератор не способен полностью зарядить батарею, а лишь на 60%, заряжать аккумуляторную батарею рекомендуется хотя бы раз в сезон, перед холодами. Так же следует следить за показаниями гидрометрического индикатора, если он есть.
Первым признаком того, что АКБ нуждается в зарядке, является пуск автомобиля. Если стартер крутится быстро, то всё в норме. Если же медленно и скорость вращения идёт как бы на затухание, это свидетельствует о малом заряде.
Процесс зарядки аккумулятора
На что следует обратить внимание и меры предосторожности
Поскольку в АКБ используется серная кислота, нужно быть аккуратным и соблюдать технику безопасности. Зарядку следует производить в проветриваемом нежилом помещении при температуре окружающей среды от +10 градусов Цельсия.
Часто задают вопрос, можно ли заряжать аккумулятор не снимая? Да, можно. Но при плюсовой температуре. Если заряжать при минусовой, КПД зарядки уменьшается. Кроме того, когда АКБ долгое время находится на морозе, электролит может подмерзать. Именно поэтому аккумулятор следует заносить в тёплое помещение, где он «разморозиться» и только тогда начинать зарядку.
Подготовка АКБ к зарядке, снятие с автомобиля
Перед зарядкой желательно протереть АКБ содовым раствором, это даст возможность убрать остатки кислоты с поверхности. Раствор приготовить прост: одна столовая ложка соды на стакан воды. Если при протирании раствор начнёт шипеть, значит остатки кислоты присутствуют.
После снятия с автомобиля аккумулятора, нужно открутить крышечки с баночек и положить их сверху. Это даст возможность электролиту испарятся при нагревании и не выплескиваться из баночек. Так же следует проверить уровень электролита.
Его можно определить на глаз. Если все пластины полностью погружены в электролит на 0,5 см, значит уровень в норме. Так же стоит обращать внимание на уровни в соседних баночках, они должны быть везде одинаковыми. Если уровень меньше нужного, можно долить дистиллированной воды.
Если же АКБ необслуживаемый (то есть, нет крышечек), эту процедуру игнорируем.
Подключение зарядного устройства
При подключении зарядного устройства соблюдайте полярность. На плюсовую клемму («+») на АКБ нужно подсоединять плюсовую клемму зарядного устройства. К минусовой («-») подсоединяем именно минусовую зарядного устройства. Если перепутать полярность, это приведёт к короткому замыканию и выходу из строя зарядного устройства и аккумулятора. Поэтому стоит быть внимательными. Клеммы промаркированы и на АКБ, и на зарядном устройстве.
На большинстве зарядных плюсовая клемма окрашивается в красный цвет, а минусовая в чёрный.
Продолжительность зарядки, контроль за процессом
Заряжать АКБ рекомендуется малыми токами, это даст возможность всем пластинам равномерно распределить заряд, а электролиту не перегреться. Использовать силу тока следует не более 1/10 ёмкости батареи. Она указана на корпусе и обозначается «А/час».
Если зарядное устройство автоматическое и не имеет регуляторных рычагов, значит свои настройки внести невозможно. Обычно такие приборы оснащены индикаторными лампами, обозначающими на каком этапе зарядка АКБ. И при полном заряде загорается зелёная лампочка.
Если в зарядное устройство встроен амперметр, то зарядка будет считается выполненной, когда стрелка прибора установится на нуле.
Время напрямую зависит от силы тока зарядки. Если аккумулятор нужно зарядить срочно, можно осуществить процесс, используя высокие токи, но это уменьшает запас работы батареи. Если спешки нет, то заряжайте малыми токами. При такой зарядке, обычно, процесс не занимает более 8 часов.
Следите за электролитом, если он начал закипать уменьшите силу тока.
По окончании зарядки отсоедините зарядные провода, закрутите крышечки на баночках и протрите АКБ содовым раствором снова. При зарядке капельки электролита испаряются из баночек и оседают на корпусе. Если не убрать электролит с поверхности, может произойти утечка тока по корпусу и аккумулятор быстро разрядится. Эта проблема очень распространенная, так как 80 % автолюбителей этого попросту не знают. Электролит на корпусе особо не видно, он лежит тонкой плёнкой, но этого достаточно чтобы ток проходил по корпусу устройства.
При подключении обратите внимание на состояние клемм и их плотное прижатие к клеммам АКБ. Они не должны быть окисленными и должны плотно прилегать.
Если зарядное устройство отсутствует, а зарядить срочно требуется, можно воспользоваться следующими способами:
- Использование переносного пуско-зарядного устройства. Оно напоминает небольшой аккумулятор, заряда которого хватает на пуск двигателя.
- Собрать самодельное зарядное устройство, если есть под рукой нужные элементы. Для этого требуется диодный мост, резистор, мультиметр и лампочка, а так же некоторые познания в электротехнике и навык работы с паяльником.
- Если на морозе АКБ не показывает признаков жизни, следует его снять и занести в тёплое помещение на 30 минут. Электролит нагреется, и вы сможете завести автомобиль.
- Использовать устройство для зарядки ноутбука. На выходе она выдаёт 18 В. В схему последовательно нужно вставить лампочку от фары, она будет играть роль резистора. Тогда ток не будет превышать 2 А, но для полного заряда АКБ таким способом потребуется около 20 часов.
Заключение
При зарядке АКБ используйте все те советы, которые были даны выше и не забывайте про технику безопасности. Берегите глаза от попадания туда кислоты с аккумуляторной батареи, тщательно мойте руки после контакта с крышечками и баночками на АКБ. Заряжать следует в тёплом помещении с хорошей вентиляцией, в отсутствие детей. Выбирайте зарядное устройство только проверенных брендов, исходя из характеристик вашего аккумулятора, и тогда он верно прослужит вам долгое время.
Пожалуйста, оцените этот материал!
(24 оценок, среднее: 4,08 из 5) Загрузка...Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!
Как правильно заряжать автомобильный аккумулятор

Основой запуска двигателя любого автомобиля является аккумулятор (АКБ). Если карбюраторным ДВС требовалось немного энергии для запуска, то для современных инжекторных машин требуется постоянно мощный, заряженный аккумулятор. Это связано с активацией электробензонасоса, бортового компьютера и т.д.
Содержание статьи:
Способы зарядки АКБ
Существует несколько способов, методов зарядки аккумуляторной батареи. Герметичные необслуживаемые аккумуляторы заряжают по другому, там есть свои правила. Сделать это правильно можно 3 способами:
- Заряжать постоянной силой тока. Это быстрый способ, используется для уравнительной и форсированной зарядки АКБ.
- Заряжать постоянным напряжением, 2 вида такого способа: 1) незначительно изменяющееся напряжение (вначале напряжение подается меньше); 2) при постоянном напряжении.
- Заряжать и током, и напряжением (комбинированный). Применяется в 2 этапа: 1) Сначала подается постоянная сила тока величиной 1/10 от номинальной емкости АКБ. Когда аккумулятор достигнет напряжения в пределах от 14,4 до 14,8 Вольт, происходит включение постоянного напряжения. 2) На второй стадии напряжение подается постоянное, а сила тока уменьшается из-за увеличения внутреннего сопротивления батареи.
Третий способ самый лучший. Заряжая этим методом, то есть не на скорость, не происходит газообразование и гидролиза из-за подачи повышенного напряжения.
Рассмотрим более подробно первый способ зарядки
При использовании первого способа зарядки, когда используется постоянная сила тока, напряжение подается не выше 16,2 Вольта.
Например, если в АКБ емкость 50 А-ч (Ампер*часов_, то, если заряжать первым способом 20 часов, получится, что подавался постоянный ток 2,5 Ампер (50 А*ч / 20 ч = 2,5 А). Чтобы также хорошо зарядилось, но за 10 часов, то нужно обеспечить подачу тока размером 5 Ампер (50/10).
Плюс 1 метода — аккумулятор стает полностью заряженным. Минус 1 метода — выделяются газы из жидкости при нагревании.
Если решили использовать способ постоянной силы тока, то, рекомендуется сначала подавать ток 1/10 от емкости батареи. Затем, когда напряжение одной банки станет 2,4 Вольта, уменьшить ток в 2 раза.
Для гелевых аккумуляторов для авто лучше приобрести хорошее зарядное устройство, которое обеспечивает и стабильную постоянную подачу электричества, без перебоев.
Рассмотрим более подробно второй способ зарядки
Методом подачи постоянного напряжения, автомобильный аккумулятор можно зарядить до 90 %. Сила тока при зарядке будет меняться из-за появляющегося сопротивления.
Плюсы второго метода:
- быстро;
- сначала энергия тратится на восстановление пластин, затем идет зарядка.
Минус второго метода — происходит сильный нагрев электролита. Уравнивающая зарядка используется для устранения результата глубоких разрядов. Хорошо устраняется увеличивающуюся сульфатацию электродов.
Форсированный метод
Форсированный способ используется для быстрого реанимирования аккумулятора. Не допускать увеличение силы тока до 70 % больше получаса от значения номинальной емкости. Далее, в течение 45 минут надо снизить ток, чтобы был в два раза меньше значения номинальной емкости. Дальше следует заряжать током равным 30 % от номинальной емкости в течении 1,5 часа. При таком способе зарядке надо контролировать температуру электролиту. При превышении температуры электролита свыше 45 градусов, зарядку надо остановить.
Минус форсированного способа в том, что он сокращает срок эксплуатации автомобильного аккумулятора.
Как правильно зарядить аккумулятор
Если стартер стал плохо крутить или вообще не крутит, то это может быть севший аккумулятор, а могут быть и другие причины.Проверяем состояние АКБ. Для измерения плотности надо заглушить двигатель. Хороший АКБ с полной зарядкой имеет плотность жидкости от 1,27 до 1,29 г/см3. После этого измеряем напряжение вольтметром или мультиметром в режиме «напряжение», хорошо заряженный аккумулятор имеет напряжение на клеммах от 12,3 до 12,9 Вольт.
Наполовину севший автомобильный аккумулятор будет иметь плотность электролита 1,16 — 1,18 г/см3, а напряжение будет иметь 11,8 — 12 V.
На 1/3 севший АКБ, как правило, имеет плотность жидкости (серная кислота+дистиллированная вода) в пределах 1,23 — 1,25 г/см3, а напряжение будет 12,0 — 12,1 Вольт.
Если аккумулятор полностью разрядился, то плотность его жидкости будет в диапазоне 1,11 — 1,13 г/см3, а напряжение будет ниже 11 Вольт.
Теперь, после того, как определили состояние АКБ, следует его подготовить, выбрать нужный режим и поставить на зарядку.
Последовательность зарядки аккумулятора в домашних условиях:
- Заглушить ДВС, отсоединить клеммы и снять АКБ.
- Почистить крышку от пыли и следов электролита. Можно просто, сначала влажной тряпкой, потом насухо. Можно и раствором натриевой соды, разбавленной в стакане воды. Сода нейтрализует электролит.
- Очистить свинцовые клеммы от окислов, налета. Хорошо подойдет наждачка с крупными абразивными веществами.
- Далее, когда крышка чистая, надо отвернуть пробки емкости батареи.
- Теперь надо определить уровень жидкости в отсеках. Некоторые АКБ на корпусе имеют отметки уровня электролита. Если ниже отметки min (минимальный уровень), то долить, чтобы немного выше этого уровня. Если отметок на корпусе нет, то сделать так, чтобы жидкость чуть покрывала свинцовые пластины.
- Далее надо подсоединить клеммы проводов зарядного устройства к клемма аккумулятора. Соблюдаем при этом полярность, красная клемма к плюс, черная к минусу.
- Включаем зарядное устройство АКБ. Если есть автоматический режим, то ставим на него, если нет, то задаем сами нужные параметры.
Как в дороге зарядить аккумулятор
Если автомобиль заглох в дороге, а стартер еле крутит и не может завести мотор, либо вообще не крутит, то придется воспользоваться одним из способов заводки ДВС в дороге — это «прикурить». Но, для этого потребуется остановить мимо проезжающую машину. Может повезет, и сосед по дороге остановится. Но, не все готовы прикуривать автомобиль, так как опасаются, что повредится электроника. Чтобы не рисковать, они снимают свой аккумулятор и ставят на ваше авто, заводят, а потом снимают. Когда завели двигатель, его уже нельзя глушить пока не доедете до места назначения.
Ну, и второй способ завести автомобиль с севшим АКБ — это с толкача. Это метод подходит для карбюраторных ДВС.
Рекомендация. Если автомобиль не планируется использовать больше месяца, например, надо уезжать на вахту, на работу, то лучше отсоединить клеммы, даже, если у вас надежный российский аккумулятор ЗВЕРЬ. А если это в зимнее время, то, желательно, занести АКБ в теплое помещение.
Можно ли перезарядить аккумулятор
Мало кто задумывается, можно ли перезаряжать АКБ и, что будет если батарею перезарядили. Как уже упоминали, нормальная плотность электролита имеет значение 1,27 г/см3. Если плотность будет увеличиваться, то жидкость начинает разделяться на кислоту и воду.
Отделившаяся вода в АКБ может привести к взрыву герметичной батареи, так как вода быстро закипает.
Также, автомобильный аккумулятор может быть взорван по причине «прикуривания» от другой машины.
Видео
В этом видео рассказывается, сколько времени заряжать автомобильный аккумулятор и как сделать это правильно, чтобы не повредить АКБ.
В этом видео «Главная дорога» объясняются причины взрыва АКБ авто.
Отзывы и рекомендации от опытного мастера по авто аккумуляторам.
Как нужно эксплуатировать аккумулятор автомобиля правильно

Аккумулятор – это та деталь автомобиля, без которой он не поедет. Если только не толкать его вручную или не тянуть на буксире. Пока двигатель не заведён, аккумулятор в машине главный. Поэтому важно следить за АКБ и правильно эксплуатировать. Тогда ваша аккумуляторная батарея всегда будет готова к работе и будет вас подводить. Для этого нужно придерживаться некоторых простых правил эксплуатации автомобильной аккумуляторной батареи, о которых мы поговорим сегодня. Сложного в них ничего нет. Главное, выполнять их регулярно и аккуратно. Возможно, для опытных автолюбителей информация в статье покажется неинтересной. Это неудивительно, поскольку материал рассчитан на новичков.
Уход за автомобильным аккумулятором
Начнём с самого простого. При эксплуатации аккумулятора автомобиля на нём обязательно появляется налёт пыли, грязь, капли масла и электролита. И плёнка из этих материалов на корпусе АКБ является отличным проводником тока. В результате значительно увеличивается саморазряд аккумуляторной батареи. Чтобы этого увеличить срок службы аккумулятора автомобиля, нужно содержать его в чистоте. Ведь в необходимости регулярно мыть автомобиль никто не сомневается.
Раствор пищевой соды хорошо подходит для протирки корпуса аккумулятора
Для протирки корпуса аккумулятора лучше применяйте раствор пищевой соды. Для его приготовления растворите чайную ложку соды в стакане воды. Этот раствор наилучшим образом нейтрализует электролит.У некоторых автовладельцев можно встретить аккумуляторы, обтянутые полиэтиленом. Так они пытаются сохранить его в чистоте. Но эксплуатировать батарею не рекомендуется. Вам самим же плёнка будет мешать обслуживать аккумулятор. Кроме того, плёнка может закрыть вентиляционные отверстия в корпусе АКБ, что создаст избыточное давление внутри батареи. Под этой плёнкой всё равно будет скапливаться электролит и влага. Но при этом плёнка будет мешать при протирке поверхности корпуса. Если хотите предохранить аккумулятор от грязи, лучше используйте чехол на АКБ. Их можно найти в магазинах или сделать самостоятельно. Кроме того, существуют чехлы, которые сохраняют аккумуляторную батарею от холода зимой. Вот можете прочитать статью про чехол для автомобильного аккумулятора.
Протирку корпуса аккумуляторной батареи можно делать, когда вы заглядываете под капот, например, проверить масло в двигателе или уровень тосола в расширительном бачке. Заодно всегда проверяйте уровень электролита в АКБ. Летом это необходимо делать хотя бы раз в месяц, поскольку из-за высокой температуры под капотом вода из электролита может испаряться. Ни в коем случае не допускайте эксплуатации АКБ с оголёнными пластинами. Чтобы проверить уровень электролита на обслуживаемом аккумуляторе отверните пробки в банках и стеклянной или пластиковой трубочкой измерьте уровень. Он должен быть на 10─15 миллиметров выше пластин.
Нужно периодически контролировать уровень электролита в АКБ
Внимание! Если при проверке уровня вам нужно будет подсветить внутренности банки, никогда не используйте для этого зажигалку или спички. Только фонарик. От искры или пламени может быть мощный хлопок из-за того, что в процессе работы аккумуляторной батареи в нём может выделяться водород (электролиз воды).
На необслуживаемом аккумуляторе уровень можно проверить по меткам min и max на корпусе батареи.
Вернуться к содержанию
Обслуживание и зарядка автомобильного аккумулятора
Для начала, скажем пару слов о том, что нужно сделать перед тем, как эксплуатировать сухозаряженные аккумуляторы. Хотя такие АКБ на автомобиль практически не встречаются. В магазинах они продаются уже с электролитом, но бывают исключения.
Сухозаряженные батареи можно встретить для мототехники и водного транспорта. Некоторые производители занимаются выпуском таких моделей. В комплекте с таким аккумулятором идёт необходимое количество электролита.
Сухозаряженный аккумулятор
Вам нужно просто залить электролит в банки сухозаряженной АКБ и всё. Зарядка аккумулятора после этого не требуется. Нужно отвернуть пробки банок батареи и залить их электролитом, поставляемым в комплекте. Заливать нужно до отметки на корпусе батареи. Затем даёте аккумулятору отстояться минут 10─15. Если уровень уйдёт ниже минимальной метки, то долейте ещё. После этого пробки нужно плотно закрутить и удалить капли электролита с поверхности корпуса. Всё, АКБ можно эксплуатировать.Большинство аккумуляторов продаются уже залитыми и заряженными. В принципе, они не нуждаются в зарядке. Но многие сомневаются, а нужно ли заряжать новый автомобильный аккумулятор после покупки. Чтобы узнать об этом подробнее, читайте статью по указанной ссылке. Перед зарядкой обязательно проверьте уровень электролита. Если нужно, то долейте дистиллированную воду, чтобы она покрывала пластины на 10─15 миллиметров.
Перед зарядкой аккумулятор нужно снять с автомобиля, хотя возможна зарядка прямо на машине. Заряжать автомобильную батарею можно с постоянными значениями напряжения или тока. Первый способ лучше использовать, когда нужно подзарядить слегка разряженную батарею. Постоянным током лучше заряжать глубоко разряженную АКБ. Во втором случае батарея заряжается более полно, но этот процесс требует постоянного контроля с вашей стороны.
Измерьте напряжение на выводах аккумулятора мультиметром. Если значение не меньше 12 вольт, то можно просто подзарядить его в автоматическом режиме с постоянным напряжением. Такой режим есть практически у всех современных ЗУ. Если напряжение просело ниже, то лучше полноценно зарядить его в режиме постоянного тока. Конечно, если ваше ЗУ позволяет регулировать ток зарядки.
После зарядки напряжение полностью заряженной автомобильной АКБ с шестью банками должно быть 12,6─12,9 вольта. При этом плотность электролита должна быть 1,27─1,29 гр./см3. Чтобы измерять плотность вам понадобиться ареометр. Он стоит недорого и продаётся в любом автомобильном магазине. Подробнее об электролите и работе с ним можно прочитать по указанной ссылке.
Внимание! Зарядка аккумулятора должна проводиться в проветриваемом помещении. Вблизи с заряжаемой батареей не должно быть открытого огня и искр. На финальной стадии процесса зарядки в АКБ идёт активное выделение водорода, образующего с кислородом взрывоопасную смесь. Если рядом будет источник открытого огня, то это может вызвать взрыв аккумулятора.
После проведённой зарядки аккумулятор можно эксплуатировать. В дополнение рекомендуем прочитать следующие материалы: как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством и сколько заряжать автомобильный аккумулятор.
Вернуться к содержанию
Снятие и установка аккумулятора на автомобиль
В снятии и установке АКБ нет ничего сложного. Снимаются клеммы, АКБ ставится на зарядку, а затем подключается с соблюдением полярности. Подробнее о том, что это такое прямая полярность аккумулятора, можете прочитать по ссылке. Но стоит отметить один момент. Он касается владельцев достаточно дорогих машин с навороченными бортовыми компьютерами, охранными системами и дополнительной электроникой. С ними эксплуатировать аккумулятор несколько сложнее.
В этом случае снятие аккумулятора (читай обесточивание бортовой сети) может привести к сбою в работе всей дорогостоящей электроники. Поэтому некоторые в такой ситуации предпочитают заряжать батарею прямо на машине. Но это не выход, поскольку перепады и скачки напряжения также вредны для бортовой электроники. Лучше использовать портативный аккумулятор для временного питания всех систем автомобиля.
Портативный аккумулятор
Вы просто подключаете крокодилы портативной АКБ к клеммам с соблюдением полярности, а после этого снимаете их с выводов штатной батареи. А после её зарядки подключаете аккумулятор в обратной последовательности и продолжаете эксплуатировать АКБ.
Вернуться к содержанию
Хранение автомобильной аккумуляторной батареи
Когда вам это может понадобиться? Ну, например, если вы уезжаете в отпуск или командировку на длительный период. Тогда нельзя оставлять батарею подключённой к автомобилю. Если он долго будет находиться в таком состоянии, то постепенно придёт в состояние глубокого разряда. Кальциевые аккумуляторы глубокий разряд переносят очень плохо и после него безвозвратно теряют часть своей ёмкости. Что же делать?
Хранение автомобильной аккумуляторной батареи
О том, сколько служит аккумулятор автомобиля, вы сможете узнать из статьи по ссылке. В этом случае нужно снять АКБ, провести её полную зарядку и поставить на хранение отдельно от машины. Кислотный аккумулятор для автомобиля нужно хранить полностью заряженным, и при температуре 5─15С. Это оптимальный вариант. Чем выше температура окружающей среды, тем сильнее будет саморазряд. В идеале АКБ лучше поставить на подзарядку током 200 мА, который будет компенсировать ток саморазряда. В этом случае аккумулятор будет полностью заряжен и готов к эксплуатации в любой момент. Советуем также ознакомиться с нормой заряда аккумулятора автомобиля.
Вернуться к содержанию
Техника безопасности при обслуживании автомобильного аккумулятора
Аккумулятор – это устройство, в его составе которого имеются вещества, вредные для здоровья человека. Поэтому при его обслуживании необходимо применять средства индивидуальной защиты и соблюдать правила техники безопасности.
О чём нужно помнить при эксплуатации аккумулятора автомобиля:
- При проведении работ с электролитом обязательно надевайте резиновые перчатки и защитные очки. Электролит – это водный раствор серной кислоты. Это едкое вещество, которое оставляет ожоги при попадании на кожу и слизистые оболочки. При себе держите пищевую соду, чтобы при необходимости нейтрализовать кислоту. При попадании электролита на кожу или глаза необходимо промыть эти места водой и обратиться к врачу за медицинской помощью;
- Как уже говорилось выше, при заряде аккумулятора выделяется водород, образующий гремучую смесь с кислородом. Поэтому рядом с местом зарядки не должно быть пламени или искр;
- Никогда не замыкайте выводы аккумулятора напрямую. Это выведет аккумулятор из строя.
Если вы всё же не досмотрели за АКБ и она разрядилась, смотрите материал о том, как завести машину если сел аккумулятор. Советуем также прочитать материал о том, как проверить емкость аккумулятора. Это может пригодиться при оценке изношенности АКБ. Теперь у вас есть представление о том, как эксплуатировать аккумулятор автомобиля. Если у вас есть вопросы и дополнения, оставляйте их в комментариях. Голосуйте в опросе и оценивайте материал!
Вернуться к содержанию
Как правильно зарядить аккумулятор автомобиля

Разрядившийся аккумулятор – ситуация, которая может случиться с любым водителем. Устранить проблему вполне возможно собственными силами.
Но в таком случае перед автомобилистом встанет масса вопросов: «С чего начать?», «Как правильно провести зарядку?», «Что нужно для этого сделать?». Чтобы правильно произвести эту техническую процедуру, следует придерживаться поэтапного прохождения нескольких важных шагов:
- Шаг 1 - Проверка зарядки аккумулятора.
- Шаг 2 - Выбор способа подзарядки.
- Шаг 3 - Зарядка аккумуляторной батареи.
Как проверить заряд в аккумуляторе
Существуют несколько вариантов проверки пригодности аккумуляторной батареи. Это можно сделать мультиметром, нагрузочной вилкой или ареометром. Последним замеряется плотность электролита, обязательно во всех банках. Различие плотности в банках (от 0,1 гр/куб.см) свидетельствует о наличии неисправности и требует дополнительной проверки.
При полностью заряженной батарее показатели плотности составляют 1,28 гр/куб.см. Если батарея заряжена на 50 %, то плотность составит 1,2 гр/куб.см. При показателе плотности менее 1,1 гр/куб.см аккумуляторная батарея считается полностью разряженной. В этом случае появляется необходимость подзарядки одним из трех существующих способов описанных ниже. Каждый из способов имеет свои условия проведения, от которых и зависит результативность.
Использование постоянного напряжения
Предложенный метод является самым надежным и щадящим, представляя собой прямую зависимость уровня силы заряда аккумуляторной батареи от величины зарядного напряжения. Контролировать процесс не потребуется: как только зарядка завершится (при 14.4 В), загорится индикатор.
Пример. Зарядка проводится в течение суток. При напряжении выставленном на зарядном устройстве в 14,4 В аккумулятор в 12 В подзарядится на 75-80 %. Если зарядное устройство будет выдавать 15 В, то зарядка составит 85-90 %. При выдаче зарядного устройства 16,3-16,4 Вольт и повышенной первоначальной силой тока в течение суток, можно добиться 100 % зарядки аккумулятора. Но зарядка может выдать силу тока в 50 А, в связи с этим все зарядные устройства оснащены схемами, которые ограничивают и поддерживают зарядной ток в пределах 20-25 А.
Использование постоянного тока
При данном методе требуются постоянный контроль и внимательность. Важно, чтобы в течение всей процедуры корректировался уровень подачи силы тока. Чтобы зарядить батарею в 60 А, потребуется подзарядка в течение 20 часов током в 6 А. По истечении 20 часов ток понижают до 3 А. Как только достигается напряжение в 15 В, допустимая сила тока не должна быть выше 1,5 А. Заключительный этап характеризуется повышенным кипением банок и выделением большого количества токсичного газа, что является недостатком использования данного метода.
Пример. Имеется 12-вольтовая батарея емкостью 60 А. Для ее заряда требуется использовать силу тока в 6 А. Чтобы произвести качественную зарядку, необходимо каждые 2 часа проверять силу зарядного тока, при необходимости корректируя его. Во время зарядки начнется кипение электролита. Следующий шаг – это уменьшение выделения газа, что бы жидкость не испарилась и продолжение зарядки аккумулятора. С этой целью снижаем силу тока наполовину. Устанавливаем ток заряда в 3 А и заряжаем автомобильный аккумулятор до напряжения в 14,4 В. После достижения напряжения на клеммах в 15 В, снова уменьшаем зарядный ток наполовину. В итоге ток заряда должен соответствовать 1,5 А.
Комбинированный метод
Значительная часть сегодняшних зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов основана на данном методе. Изначально батарею заряжают постоянным током, впоследствии – постоянным напряжением. Эти устройства являются автоматическими и не нуждаются в человеческом участии. Полная зарядка завершается автоматическим отключением.
Подзарядка аккумулятора может понадобиться не только в случае бывших в употреблении батарей. Этот процесс нужен и для ввода в эксплуатацию новеньких аккумуляторов.
Зачем заряжать новый автомобильный аккумулятор
Изначальный 100 % заряд автомобильного аккумулятора может теряться вследствие долгого хранения на складских полках, в магазине или при транспортировке. Поэтому зачастую требуется подзарядка даже нового аккумулятора.
Быстрая зарядка автомобильного аккумулятора
Экспресс-зарядкой не следует часто увлекаться. Нужно помнить, что данный вид подзарядки отрицательно сказывается на аккумуляторной батарее.
Проведение экспресс-зарядки не снимая аккумулятор с автомобиля:
- Снимаются аккумуляторные клеммы;
- Проводят очистку клемм аккумулятора;
- Подключают зарядное устройство строго соблюдая полярность;
- Ток выставляют на максимальный уровень (20 мин);
- Подключение автомобильных аккумуляторных клемм.
Если аккумуляторная батарея разрядилась более чем на 50 %, способ быстрой подзарядки не принесет результатов. При условии, что время позволяет, целесообразнее проводить глубокую зарядку.
Инструкция по проведению полной зарядки автомобильной батареи
- Снимают аккумуляторные клеммы;
- Проводят очистку клемм батареи;
- Подсоединение зарядного устройства;
- Выставление тока на минимальный уровень;
- Проведение зарядки (10 часов);
- По стрелочному указателю или дисплею определяют, когда полная зарядка завершена;
- Установка и подключение аккумулятора на транспортное средство.
Бывают случаи, когда аккумулятор сел окончательно, а ехать необходимо срочно. Что можно предпринять? Среди автомобилистов получила весьма широкое распространение помощь посредством прикуривания от рабочего автомобиля. Но очень важно знать, как это верно делается.
Как правильно прикурить севший аккумулятор
- Припарковываем заведенный автомобиль в доступной близости к нашему, исключая возможность электрического контакта между машинами.
- Затягиваем у себя ручной тормоз и отключаем все электроприборы.
- Соединяем проводом плюсовые полюса аккумуляторных батарей.
- Отдельным проводом присоединяем минус работающего авто к любой некрашеной детали прикуриваемой машины. Ни в коем случае не присоединяем минус к разрядившейся батарее – аккумулятор помощника может пострадать.
- Проверяем, чтобы провода лежали безопасно, не соприкасаясь с подвижными частями.
- Пробуем заводить авто с севшим аккумулятором. Если не заводится, то можно немного погазовать на доноре, тем самым увеличив подачу тока на севший аккумулятор. При положительном результате – отсоединяем провода.
Чтобы процедура прикуривания прошла успешно, следует воспользоваться несколькими советами:
- Чем ниже температура, тем сложнее прикурить и завести автомобиль.
- Нельзя касаться проводов, иначе вы можете получить ожоги.
- Прикуривание производится только при полной уверенности, что севший аккумулятор исправен. Если он поврежден, существует вероятность взрыва.
- Не рекомендуется прикуривать внедорожники от малолитражек: такие действия просто уничтожат батареи последних. Да и наврятли слабый аккумулятор заведет мощную машину.
- Для прикуривания приобретаются специальные провода. Они должны быть толстыми, гибкими, на конце с ребристыми зажимами. Исключено использование проводов с разными накрутками или самодельными клеммами.
Другие методы завести автомобиль при севшем аккумуляторе.
Зарядку аккумулятора необходимо проводить, соблюдая элементарные принципы техники безопасности, так как батарея содержит кислоту.
Техника безопасности при зарядке аккумулятора
- При обслуживании аккумуляторных батарей рекомендовано пользоваться очками и резиновыми перчатками.
- Во время зарядки аккумулятора категорически запрещается пользоваться открытым огнем, неисправными электрическими приборами (во избежание замыкания) и курить. Следует помнить: процедура сопряжена выделением водорода, который, смешиваясь с кислородом, образует огнеопасную смесь.
- Работы должны проводиться в помещениях с хорошей венциляцией, лучше вне дома. Во время зарядки батареи выделяются ядовитые вещества, которые скапливаются в стенах помещения.
- В помещении, где проводятся работы по зарядке автомобильного аккумулятора, должны быть установленны автоматы и узо для отключения тока в случае коротких замыканий.
- Желательно проведение процедуры в помещениях, где имеется доступ к чистой воде. Это необходимо в случае поражения кожных поверхностей и органов зрения кислотой с целью их промывания. Наличие воды потребуется (наряду с огнетушителем) и в случаях возгорания.
Используя на практике эти несложные инструкции и советы, любой автолюбитель сможет в случае непредвиденных обстоятельств собственноручно привести в рабочее состояние и содержать в отличном техническом состоянии аккумулятор своей ласточки.
Как правильно обслуживать и эксплуатировать аккумулятор
Без аккумулятора автомобиль не заведете. Расскажем о том, как правильно обслуживать и заряжать аккумулятор, рассмотрим его строение.Назначение батареи в автомобиле знает каждый автолюбитель, несмотря на его опыт. Главная задача аккумулятора — это запуск двигателя и питание электронной системы автомобиля при заглушенном двигателе. В инжекторных двигателях используется для сглаживания напряжения, которое поступает с генератора.Если ваш автомобиль с инжекторным двигателем, то не стоит снимать аккумулятор в рабочем состоянии двигателя. Обычно это приведет к сбросу компьютера или куда хуже к полному сгоранию.
В большинстве автомобилей используется всё та же технология кислотно-свинцовых аккумуляторов. Последним новшеством стало использование герметических аккумуляторов. С их плюсов это то, что может работать в любом положении, обычный же аккумулятор переворачивать запрещается, так как может вытечь кислота. С минусов герметического, это отсутствие возможности проверить плотность или заправить его.Обычно внутри аккумулятора находится шесть секций, каждая из которых вырабатывает 2,1 вольта. В каждой из секций по две свинцовые пластины, одна отрицательная, другая секция положительная. Принцип работы очень и очень прост, на отрицательную пластину наносится губчатый свинец, на положительную наносится двуокись свинца. Внутрь батареи заливается электролит, смесь воды и серной кислоты. Благодаря химической реакции получается заряд.Во время работы двигателя не стоит открывать крышки банок на аккумуляторе.
Для замера плотности электролита используют специальный прибор — автомобильный ареометр, стеклянная колба с резиновой грушей на конце (цена от 80 до 250 рублей). По показателям плотности можно судить, насколько заряжен аккумулятор. Так 0,01г/см3 — это где-то 6 % заряда батареи, изначальная нормальная плотность от 1,25 до 1,27 г/см3. Когда зимой плотность составляет 1,20г/см3, то электролит будет замерзать примерно при -20С. Не стоит проверять каждый день плотность аккумулятора, но и время от времени не забывайте посматривать. Когда автомобиль перестает заводиться, а световые приборы или магнитола вовсе не включаются, это первый показатель того, что аккумулятор стоит зарядить. Заряжать аккумулятор можно как на автомобиле, так и сняв его с машины. При зарядке на автомобиле нельзя заводить, так как можете спалить приборы или предохранители. Заряжают с помощью специального зарядного, их тоже можно поделить на два типа, это просто зарядные приборы и зарядно-пусковые, которые позволяют не только зарядить, но и запустить двигатель при вовсе севшем аккумуляторе в считанные секунды. Кроме зарядных приборов, стоит помнить, что аккумулятор также заряжается во время езды на автомобиле, от генератора машины. Чем больше обороты двигателя и меньше включено приборов потребления, тем быстрей будет происходить зарядка.Следует помнить, что езда на короткие дистанции в километр, два и часто глушить и заводить автомобиль, не позволяют достаточно зарядить аккумулятор, зачастую она только идет на разрядку, по статистике завести машину равносильно десяти километрам езды.
Рассмотрим вариант зарядки обычной батареи на 12 Вольт с помощью зарядного устройства. Подключаем зарядное, плюс прибора к плюсовой клемме аккумулятора, минус соответственно к минусовой клемме, главное не перепутайте местами, иначе можете спалить электронную систему и аккумулятор. Нынче аккумулятор стоить немалых денег, порядка 2400 рублей, а то и больше. При зарядке советуют открыть пробки секций для того, чтоб во время кипения электролита не разорвало аккумулятор.Относительно тока, рекомендуют ставить десятую часть от номинала батареи, к примеру если у вас 55-ка (номинал ампер/часов), то ставить нужно на 5,5А, но с личной практики лучше ставить двадцатую часть от номинала, это порядка два, три ампера, пусть лучше дольше будет на зарядке, чем перезарядится.Не стоит доводить при зарядке до кипения, так как за пятым разом точно пропадут свинцовые пластины. В магазине всегда советуют при первой эксплуатации сначала полностью зарядить, а затем полностью разрядить. Не нужно делать такого, аккумулятор потеряет 25 % своей емкости, и это касается не только автомобильного аккумулятора, но и тех, которые на мобильных телефонах, ноутбуках и других приборах. Советуют это только для того, чтоб через время вы снова вернулись и купили новую батарею.В среднем заряжать нужно около восьми часов, но присматривайтесь, чтоб не закипел. После зарядки, следует протереть батарею насухо, осмотреть клеммы на наличие окиси, если есть, то в срочном порядке убрать.Зарядку обычно проводят в сухом помещении, ни в коем случае не проводите в жилой комнате или на кухне.Полезные советы при зарядке аккумулятора:Теги
Советы автомобилистам Без аккумулятора автомобиль не заведете. Расскажем о том, как правильно обслуживать и заряжать аккумулятор, рассмотрим его строение.Интересные статьи:
Как правильно зарядить автомобильный аккумулятор?
Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Не ошибёмся, если скажем, что каждый из вас, побывал в ситуации, когда с утра сев за руль и попытавшись завести двигатель, в ответ слышал тишину.
На какую неисправность нужно «грешить» в данном случае? Правильно, нужно начинать с аккумуляторной батареи. Традиционно, именно полная разрядка АКБ, как раз и послужила причиной полной тишины, после того, как вы провернули ключ в замке зажигания.
То есть, делаем вывод: аккумуляторная батарея – начало начал движения автомобиля. П в нашем случае, АКБ просто «села».
Важно! Прежде, чем мы рассмотрим вопрос о том, как правильно зарядить автомобильный аккумулятор, два слова о их типах. Современные АКБ, как правило, относятся к разряду необслуживаемых, т.е. безуходных.
Но, это еще не факт, что на вашем автомобиле стоит именно необслуживаемый аккумулятор, поэтому, как раз вам и понадобится информация о том, как правильно заряжать автомобильный аккумулятор.
Диагностика работоспособности аккумулятора

Естественно, к ситуации, когда АКБ перестает заряжаться, мы приходим не в одночасье. О том, что у аккумулятора вашего авто начались проблемы, вам подскажет: индикатор на панели приборов или, вот такая тишина, при запуске двигателя.
Бывает, что мы не придаём значения тому факту, что при запуске двигателя происходят сбои. Т.е. он заводится, но периодически случаются моменты «фальстарта». Это первый звонок о том, что АКБ требует тщательной диагностики, так как у вас не заряжается аккумулятор автомобиля, или заряжается периодически.
Как проверить аккумулятор:
- Проверить плотность электролита. Электролит проверяется при помощи ареометра. При замере нужно брать пробу из каждой банки АКБ. В это же время контролируется температура электролита. Если в холодное время года разряд даже одной банки более чем на 25% (в летнее время 50%), то необходима зарядка аккумулятора.
- Проверить уровень напряжения. Эта проверка производится нагрузочной вилкой. Проверка осуществляется на АКБ с нагрузкой, и без нагрузки. Исправная и полностью заряженная АКБ должна показать в каждой из банок напряжение в пределах 1,7 – 1,8 В.


Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля
Перед тем, как зарядить авто аккумулятор, выберите, каким методом вы будете это производить. Традиционно применяется один из двух методов: заряд АКБ при постоянстве напряжения, и заряд АКБ при постоянстве тока. При соблюдении технологии, оба метода обеспечивают полноценную зарядку аккумуляторной батареи.
Как заряжать автомобильный аккумулятор в гараже
Перед тем, как заряжать аккумулятор автомобиля своими руками, вы, конечно же, поищите советы в сети. Убедительная просьба, не используйте советы народных умельцев по изготовлению «зарядника», если не понимаете и не знаете основ электротехники. Да, собственно и сам «выпрямитель» нынче стоит не очень дорого. А нужен будет вам систематически. Подумайте.
Помимо зарядного устройства ( в народе - «выпрямитель»), вам понадобится электролит. Приобретайте электролит в автомагазине, и не постесняйтесь проверить сертификат качества.
Технологический процесс зарядки аккумулятора
- проверить и долить электролит до необходимого уровня;
- снять пробки со всех банок;
- подсоединить клеммы «выпрямителя» к АКБ и включить его в сеть. Именно в такой последовательности: подсоединить-включить. Выставить на зарядном устройстве ток. Цифра должна составлять 1/10 от ёмкости вашей АКБ (например, 60а/час = 6А на зарядном);
- в процессе вы должны увидеть, что стрелка амперметра начинает клониться к нулю. Это означает, что идёт правильная зарядка аккумуляторной батареи;
- после окончания зарядки, необходимо проверить плотность и уровень электролита. Если возникнет необходимость, то долить дистиллированную воду в банки.
Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля, если вы приобрели новую сухозаряженную батарею? АКБ такого типа требуют частичной зарядки. Предварительно нужно долить в АКБ электролит и дать батареи время 2-3 часа.
После этого замеряется напряжение, и, чаще всего, требуется зарядка аккумуляторной батареи, которая проводится по аналогичной технологии.
При зарядке аккумуляторной батареи, ток должен быть постоянным. Именно для того, чтобы правильно зарядить авто аккумулятор и требуется «выпрямитель», благодаря которому можно регулировать напряжение и зарядный ток.
При покупке зарядного устройства, естественно, необходимо внимательно изучить его технические характеристики и возможности. Выпрямитель, предназначенный для 12-ти вольтовой АКБ, должен иметь возможность увеличения зарядного напряжения до 16 В. Это необходимо для того, чтобы правильно зарядить аккумуляторную батарею необслуживаемого типа.
Надеемся, что наше сокращённое пособие, помогло вам узнать, как правильно заряжать аккумуляторную батарею автомобиля.