Безопасность в метро


Правила безопасности в метро: как вести себя на станциях и в поезде, чтобы избежать проблем

Все знают, что метро — зона повышенной опасности. Но мы пользуемся им каждый день, поэтому инструкции «как правильно ездить в метро» кажутся глупыми. Всё очевидно: сел и поехал, мы же не читаем правила эксплуатации автобуса? Мешает и иммунитет к официальным инструкциям, каким бы человеческим языком они ни были написаны. Однако за полгода жизни в Москве я столкнулась сразу с несколькими опасными ситуациями в метро и теперь знаю, как их можно было бы избежать.

На входе и выходе из метро: придержите двери

Старые деревянные двери не меняли ещё с открытия первых станций. Двери на станции «Смоленская» весят 110 кг: чтобы открыть их, нужно приложить усилие, как если бы ты поднимал 10 кг. На станциях, построенных после 1959 года, ставили алюминиевые двери. Они в три раза легче, но из-за поршневого эффекта их называют «шальными». Если не вписаться в ритм их движения, придётся обращаться к врачу.

Хорошая новость: алюминиевые двери постепенно заменят на новые — пожароустойчивые и менее травмоопасные. Новость похуже: тяжёлые деревянные двери сохранят как памятник культурного наследия.

Что запомнить

Пользуйтесь свободными проходами/дверями. Придерживайте двери для других. На сильном сквозняке открывайте дверь на себя, чтобы не ударить идущих сзади.

На эскалаторе: будьте внимательнее в платье и на шпильках

Я ни разу не видела пассажиров, сидящих на ступенях эскалатора. Зато регулярно слышу истории о зажёванной одежде и обуви. Моя подруга отделалась порванной юбкой, но и этого можно было избежать.

Аварии происходят, когда края длинной одежды или шнурки попадают в зазор между движущимися и неподвижными частями эскалатора. Обратите внимание на специальные щёточки по бокам эскалатора и жёлтые полосы на его ступенях. Их задача — не подпустить вас слишком близко к неподвижным частям эскалатора.

Если зажевало вашу одежду или обувь

Поднимайте шум, машите руками, чтобы эскалатор остановили. Соседи по цепочке передадут вашу просьбу дежурному диспетчеру. Если можете, снимите предмет одежды или обувь, которую зажевало. Сохраняйте равновесие.

Если эскалатор внезапно остановился

Оставайтесь на месте и крепко держитесь за поручни. Ждите указаний дежурного.

Если проблемы у других пассажиров

Воспользуйтесь выключателем «Стоп», чтобы остановить эскалатор.

Выключатель «Стоп» для экстренной остановки эскалатора может выглядеть как рычаг, кнопка или переключатель

На станции: отойдите от края платформы

Все, с кем я разговаривала о безопасности в метро, спрашивали, как спастись от поезда на рельсах. Удивительно: повсюду висят инструкции и плакаты, а мы до сих пор рассуждаем, ложиться или бежать.

Упавшего с платформы человека поджидают две опасности: контактный рельс с напряжением 825 В и поезд, прибывающий на скорости 60 км/ч. Контактный рельс закрыт оранжевым кожухом, идёт вдоль перрона, спрятан под краем платформы. Как защититься от поезда?

Если вы упали и не видите поезд

  1. Не приближайтесь к краю платформы (там проходит контактный рельс).
  2. Бегите к началу платформы по ходу движения поезда.
  3. Остановитесь за чёрно-белой рейкой и ждите помощи.

Если вы упали и поезд приближается

  1. Ложитесь в лоток между рельсами головой к поезду, лицом вниз.
  2. Снимите со спины рюкзак, придержите полы верхней одежды и не двигайтесь.
  3. Ждите помощи.

Если кто-то другой упал на рельсы

  1. Подайте стоп-сигнал машинисту поезда: совершайте круговые движения руками.
  2. Зовите на помощь: нажмите кнопку SOS на красно-синем терминале экстренного вызова.
Как подать стоп-сигнал машинисту поезда. Фрагмент плаката в московском метро

В поезде: не прислоняйтесь к дверям вагона

Двери могут открыться во время движения, если произошла авария или в кабине машиниста сработал тумблер открытия дверей.

Двери могут открыться не с той стороны. Мы с подругой заболтались и прослушали объявление машиниста. Двери разъехались прямо за спиной. Мы удержали равновесие, но пьяному или пожилому человеку это далось бы сложнее. Не прислоняйтесь к дверям вагона, это вредная привычка.

Если вы выпали на платформу и получили травму

Обратитесь за помощью к сотруднику метро или нажмите SOS на красно-синем терминале в вестибюле.

Если двери открылись во время движения поезда

Отойдите от дверей. Вызовите машиниста по экстренной связи и сообщите о происшествии. Назовите номер вагона, он указан на коробке вызывающего устройства.

Если поезд остановился в туннеле и двери открылись

Оставайтесь внутри вагона. Ждите указаний машиниста.

Человеческий фактор: кражи и домогательства

Как противостоять ворам

Мужчина выскочил у меня из-за спины и схватил мою сумку за ремень. В этот момент я крепко её держала, поэтому вор запрыгнул в уходящий поезд без моих вещей. Иначе мне пришлось бы восстанавливать карты и документы, что заняло бы от 10 дней до месяца.

На платформе держите вещи перед собой или прижимайте к себе: обычно воры вырывают их перед самым закрытием дверей. Если почувствовали неладное, резко развернитесь и шагните в сторону. Если видите, как воруют у другого, поднимайте шум.

Что делать, если вас обокрали

Запомните время происшествия, номер вагона и приметы преступника. Сообщите о краже:

  • кнопкой SOS через красно-синий терминал в вестибюле;
  • машинисту вагона по экстренной связи;
  • любому сотруднику метрополитена на станции.

Как бороться с домогательствами

Я обсуждала тему безопасности в метро с 10 подругами. Пять из них назвали главной проблемой сексуальные домогательства.

В закрытом вагоне некуда деться, вокруг шумно и людно, поэтому незнакомцы безнаказанно распускают руки. Если не встречают отпора, переходят к более активным действиям.

В одной из таких ситуаций я успела выскочить из вагона. Потянула время, затем оттолкнула насильника и выпрыгнула на станцию перед закрытием дверей. В другой — меня удачно оттеснила толпа. После этого мне пришлось обратиться к психологу. Теперь я знаю, как себя вести в подобных ситуациях, но предпочитаю возвращаться домой до 10 вечера или на такси.

  1. Вечером и ночью возвращайтесь в компании, останьтесь ночевать в гостях или вызывайте проверенное такси.
  2. Выбирайте людные вагоны. Если вы стали объектом нежелательного внимания, пересядьте к пассажирам, внушающим доверие.
  3. В часы пик в переполненном вагоне агрессор чувствует себя свободно: его действия незаметны для толпы. Посторонние пассажиры игнорируют ситуации домогательства, так как считают пристающего мужчину вашим спутником. Обратитесь за помощью к конкретному мужчине из толпы громко и чётко, глядя в лицо, со словами: «Помогите мне, этот человек ведёт себя неадекватно. Я его не знаю. Мне страшно, можно я спрячусь за вами?» Показывать страх — нормально. Вам помогут, когда поймут, что происходит и какая защита нужна: поменяться местами, оттеснить от вас агрессора.
  4. В полупустом вагоне или переходе обычно действует другой тип агрессоров, которые готовы перейти от грязных намёков к насильственным действиям. Как правило, это не хулиганы, а люди с расстройствами психики. Немногочисленные пассажиры или прохожие испугаются и оставят вас наедине с агрессором. При первых же подозрениях обращайтесь за помощью к машинисту вагона по экстренной связи, дежурному по станции или нажимайте кнопку SOS на красно-синем терминале в вестибюле.

От женщины зависит следующее — работать с чувством стыда, если оно мешает защищаться. Нужно быть внимательной: иногда лучше отвлечься от книги или плеера. Быть готовой к тому, что придётся просить о помощи. И установить на телефоне быстрый набор человеку, с которым есть такая договорённость.

Наталья Потапенкова, психолог

Куда обратиться за медицинской помощью

В метро с 5:30 до 1:00 работают 200 врачей. В их распоряжении — аптечка и оборудование для немедленного вызова скорой помощи.

На каждой станции в вестибюле установлены красно-синие колонны экстренного вызова. Нажмите кнопку SOS, и ваш звонок моментально поступит в ситуационный центр. Сообщите, на какой станции человеку стало плохо, если можете, опишите симптомы. Через 3–5 минут на станцию прибудут врачи скорой помощи.

В каждом вагоне есть кнопка экстренной связи с машинистом. Сообщите о чрезвычайной ситуации и назовите указанный на переговорном устройстве номер вагона. На ближайшей станции пострадавшего человека встретят врачи скорой помощи.

У каждого дежурного по станции есть аптечка. Дежурного можно узнать по красному головному убору.

Информационные терминалы с кнопкой SOS есть на каждой станции московского метро. Звонки поступают операторам ситуационного центра. В колонну встроена камера, вас услышат, увидят и помогут

Устройство экстренной связи с машинистом. Номер вагона указан сверху. В некоторые устройства уже вмонтированы видеокамеры

Почему поезд останавливается и стоит в тоннеле

Мне довелось провести в остановившемся поезде 25 минут. Интернет не ловил, и, вместо того чтобы погуглить причины таких остановок и успокоиться, я написала СМС близким «на всякий случай».

Основные причины остановки поездов

  1. Неисправность подвижного состава или технических устройств метрополитена. В этом случае об увеличенном интервале движения поездов сообщают по громкой связи.
  2. Кто-то задержал отправление предыдущего поезда. Полиция выводит хулиганов. Врачи выносят пассажира для оказания медицинской помощи. Машинист проверяет устройство контроля дверей на исправность, потому что пассажиры держат и не отпускают двери. Все следующие за ним поезда стоят в тоннеле.
  3. По указанию поездного диспетчера, если из предыдущего поезда на станции извлекают бесхозные предметы.

Защитит ли метро от войны

Многие уверены, что только в метро можно спастись, если начнётся война. Действительно, после 1945 года в вестибюлях новых станций или внизу эскалаторов устанавливают гермодвери. Они защищают от основных поражающих факторов, химического и биологического оружия.

Но метро не спасёт от прямого попадания в землю ядерной бомбы: под эпицентром взрыва образуется воронка, под которой всё разрушится.

Метро защитит от:

  • ударной волны,
  • теплового и лучевого воздействия.

Если вы укроетесь в метро, вы ничего не увидите, не услышите, вас не облучит радиация, вы не пострадаете от высокой температуры.

Чтобы метро оставалось для вас безопасным местом в мирной жизни, соблюдайте правила его использования и руководствуйтесь здравым смыслом.

Читайте также

Правила безопасности в метрополитене: разбор ситуаций

В наиболее крупных городах самым распространенным и удобным видом транспорта является метрополитен. Он представляет собой разветвленную сеть подземных станций, между которыми курсируют специальные поезда по определенным маршрутам.

Пассажирский поток на некоторых станциях. Особенно в часы «пик» может достигать до 7 млн. человек. Учитывая количество народа, подземное расположение и опасность электрического транспорта, метро имеет статус объекта повышенной опасностью.

Аварии, ЧП и несчастные случаи нередки. Что делать если в вагоне пожар или произошел взрыв, как себя вести в случаи схода вагона с рельсов или столкновения поездов и можно ли спастись в случае падения с платформы на рельсы метро, рассмотрим более детально в данной статье.

Правила поведения в вагоне метро и на эскалаторе

Внимательность, собранность и осторожность являются главными вашими союзниками при обеспечении безопасности в подземном транспорте. Главное ошибкой современных людей является движение в метро и эскалаторе, смотря на экран телефона. В таком случае вы не сможете увидеть и вовремя среагировать во время опасной ситуации. Кроме того ваша невнимательность может стать причиной травмирования других пассажиров.

Заходя на станцию, не забывайте придерживать дверь. Помните, что за вами может идти ребенок или пожилой человек, который просто физически может не успеть удержать дверь и получит травму.

Ожидая поезд на открытых перронах, никогда не стойте близко к краю платформы. Спешка в метро частое явление и любой человек может совершенно случайно толкнуть вас, что станет причиной вашего падения на рельсы. Рекомендуется придерживаться ограничительной линии.

При прибытии поезда, по правилам поведения в вагоне метро, сначала выходят прибывшие на станцию пассажиры, а только потом осуществляется посадка ожидающих. Соблюдайте осторожность в случаи возникновения толпы в час «пик». В этом случае лучше дождаться следующего поезда, чем попасть в толпу и получить травму, о безопасности в толпе Вы можете прочитать в нашей статье.

Войдя в вагон, не нужно останавливаться у входа, так вы создадите травмоопасную ситуацию. Старайтесь никого не толкать и не пихать. Не прислоняйтесь и не облокачивайтесь на двери, так как они действуют автоматически. Подъезжая к нужной станции, к выходу следует готовиться заранее. Свой багаж старайтесь не ставить возле входа/выхода из вагона.

В случае если вы что-то уронили на рельсы, самостоятельно не пытайтесь доставать. Сообщите дежурному о случившемся и он, используя специальное приспособление, достанет вашу вещь. Аналогичным образом следует действовать при замыкании проводов. В случае обнаружения бесхозных пакетов, сумок, чемоданов необходимо обратиться к машинисту поезда либо к любому работнику на станции.

Достаточно много травм различной тяжести происходит из-за легкомысленного поведения на эскалаторе (лестница с движущимися ступенями).

Правила поведения на эскалаторе в метро обязательны для выполнения и включают следующие пункты:

  • При спуске следует стоять справа, лицом по движению лестницы. Держитесь за поручни, так как при резком торможении или толчке можно упасть.
  • Запрещается ехать сидя на ступенях, а также ставить на них багаж.
  • Если сумки слишком тяжелые возможно поставит их на ступень выше, но за несколько ступеней до выхода с лестницы следует взять их в руки.
  • Бросание любых посторонних мелких предметов (монеты, жетоны) на балюстрады между лентами может привести к поломке и аварийной ситуации.
  • Обязательно держите маленького ребенка за руку. Не позволяйте ему играть, перешагивать через ступени.
  • Соблюдайте положенную безопасную дистанцию. Обычно она составляет 2 ступени между пассажирами.
  • Сходя с эскалатора, не делайте остановку. Без промедления отойдите в сторону, чтобы не мешать другим людям.
  • Будьте готовы к тому, что в случае аварии (увеличения скорости и(или) отказа тормозов) перепрыгнуть на соседнюю лестницу.
  • Следите за одеждой и обувью. Каблук или подол длинной одежды может застрять в полотне ступени.
  • Если вы увидели, что кто-то упал, то с помощью ручки «стоп» остановите движение лестницы и сообщите дежурному, находящемуся у эскалатора.

Пользоваться эскалатором, который находится в нерабочем состоянии запрещено без разрешения работников метро. В случае внезапной остановке действуйте по указаниям дежурного сотрудника.

Пожар на станции метро или в вагоне: порядок действий

Задымление в метрополитене

Почувствовав задымление или запах гари следует обратиться к служащему метрополитена либо нажать тревожную кнопку красного цвета. Старайтесь держаться подальше от толпы и продвигайтесь к выходу. Оптимальным вариантом будет, если вы заранее будете знать все эвакуационные пути на станции.

Неукоснительно следуйте указаниям работников, работникам полиции или пожарной службы. Позаботьтесь о глазах и органах дыхания. Любым предметом одежды закройте их. По – возможности, лучше, если вы намочите ткань водой. Такие действия защитят вас от отравления продуктами горения.

Если в метро пожар застал вас в вагоне, то немедленно сообщите об этом машинисту. Не паникуйте сами и старайтесь успокоить других пассажиров. Маленьких детей возьмите на руки. Открытый огонь можно потушить, используя огнетушители, имеющиеся в вагоне.

Правила поведения при пожаре в метро

При сильном задымлении нужно защищать лицо подручными средствами (платок, шарф, воротник, шапка). Окна открывать не рекомендуется, так как приток воздуха может усилить возгорание.

Переместитесь в свободную от огня часть вагона и старайтесь не допустить его распространения. Действия при пожаре в метро включают в себя и использование подручных средств. Сбивайте пламя одеждой, а также можно заливать жидкими продуктами: молоко, сок.

Нельзя пользоваться стоп-краном, если поезд едет в тоннеле. Выходить из вагона следует только по указаниям машиниста. Сначала пропустите детей и пожилых людей. Помните, что в результате воздействия высоких температур возможно обгорание защитного корпуса у металлических частей, в результате они окажутся под напряжением, поэтому старайтесь не касаться поручней, корпуса или дверей. Идти нужно по ходу движения вдоль полотна между рельсами.

Что делать, если упали с платформы

Человек упавший с платформы в метрополитене

В случае падения с платформы подняться наверх вы сможете только при помощи работников станции. В отсутствии серьезных травм, ориентируйтесь по табло с указанием времени прибытия поезда. При его отсутствии, постарайтесь добежать до начала платформы. Там есть черно-белая рейка между рельсами, за которой можно укрыться. Увидев служебную лестницу, воспользуйтесь ей и поднимитесь наверх.

В случае отсутствии лестницы и приближения поезда, подавайте сигналы машинисту и пассажирам на станции с помощью экрана телефона, фонарика или просто машите руками, привлекая к себе внимание. Прятаться под краем платформы опасно, так как там располагается контактный рельс, на который поддается напряжение в 825 В, что губительно для человека.

Что делать, если Вы упали на рельсы в метро

В случае если поезд находится близко, и у вас нет времени добраться до рейки, то следует принять горизонтальное положение. Лягте на живот между рельсами головой в сторону поезда. Руки следует вытянуть вдоль тела, а ноги плотно прижать друг к другу. Зовите на помощь, но оставайтесь в неподвижном положении. Ждите, пока вам не окажут помощь сотрудники метрополитена или машинист поезда.

Если вы стали заметили человека на рельсах, то не предпринимайте самостоятельных попыток вытащить его. Сориентируйте потерпевшего о его дальнейших действиях. Укажите ему направление, в котором следует быстро передвигаться (к началу станции). Сообщите сотрудникам станции о данной ситуации. Старайтесь также привлечь внимание машиниста приближающегося поезда.

Обязательно вызовите скорую помощь так как Вы не знаете степень повреждения упавшего человека.

Подробный видеоролик по теме

Правила поведения при аварии

Аварийные ситуации могут происходить в результате схода поезда с рельсов, столкновения или поломки. При возникновении чрезвычайной ситуации, об этом все пассажиры будут извещены по громкой связи.

В таких ситуациях необходимо придерживаться следующих правил:

Как правильно вызвать скорую помощь
  • При резком торможении велик риск получения повреждений. Наиболее опасны черепно-мозговые травмы. При падении старайтесь закрыть голову руками, напрячь мышцы и сгруппироваться. Если есть возможность, снимите очки. Это убережет ваши глаза от осколков.
  • Не выходите и тем более не выпрыгивайте из вагона до его полной остановки.
  • Если поезд сошел с рельсов, то большую опасность представляет контактный рельс, находящийся под высоким напряжением.
  • Высадка осуществляется под контролем сотрудников поезда. Двигаться следует в указанном направлении (в сторону ближайшей станции).
  • Старайтесь выбирать вагоны в центре, так как они меньше всего повреждаются в авариях.

По правилам, людей начинают эвакуировать из вагона, расположенного ближе к станции. Если в каких-либо вагонах возникла ситуация, угрожающая жизни или здоровью пассажиров, то они становятся первыми для осуществления высадки. При слабом освещении в тоннеле машинист включает прожектор и фары. Направляет свет от них в сторону движения людей.

Правила безопасного поведения в метро

Взрывы и несчастные случаи в метро в последнее время, к большому сожалению, происшествия довольно распространенные. Многие люди, спускаясь на станции метрополитена, не чувствуют себя в безопасности, а некоторые вообще избегают этого вида транспорта. Но последняя мера, пожалуй, чересчур радикальная. В метро, как и в любом месте, требующем повышенной осторожности и внимания, нужно помнить правила поведения и соблюдать технику безопасности.

Общие правила безопасного поведения в метрополитене

При входе на станцию и выходе из нее будьте осторожны с открывающейся в обе стороны стеклянными дверями. Порывом воздуха или из-за небрежности идущего впереди вас человека можно травмировать кисти рук и голову. В свою очередь, заходя или выходя из метро, придерживайте двери, чтобы не ударить ими идущего сзади человека.

Будьте предельно внимательны, заходя на эскалатор. Чтобы не получить травму при резкой остановке эскалатора, во время нахождения на нем держитесь за движущийся поручень. Находясь с ребенком на эскалаторе, помните, что такая на первый взгляд мелочь, как развязавшийся шнурок ботинка или не подвернутая брючина, могут быть затянуты механизмом эскалатора, и принести ему если не физическую, то уж точно психологическую травму. Держите малыша за руку и следите за тем, чтобы он не засовывал пальцы и различные предметы под движущийся поручень и своевременно сошел со ступеньки.

На платформе метрополитена не стойте у края, в особенности, если рядом большое скопление людей. Надежнее, если за спиной вообще никого нет. Старайтесь держаться боком к рельсам, а не лицом.

Заходя в вагон с ребенком, пропустите его вперед, а выходить нужно в обратной последовательности. Заранее обговорите с ребенком ситуацию и ваши с ним действия, когда двери могут закрыться и разъединить вас.

В случае, если ваша вещь упала на рельсы, не пытайтесь достать ее самостоятельно. Сообщите о случившемся дежурному, который достанет ее специальными клещами.

Если вы упали на пути, не пытайтесь самостоятельно выбраться наверх, поскольку под краем платформы расположен контактный рельс, находящийся под высоким напряжением. Пока нет поезда, бегите к месту остановки первого вагона, ориентирам которого является большое зеркало, благодаря которому машинист контролирует обстановку на платформе. А если состав уже близко, немедля ложитесь в яму между рельсами.

Перед отправкой поезда машинист контролирует посадку пассажиров в зеркало заднего вида. Если возникла аварийная ситуация и нужно задержать отправление состава, подайте машинисту сигналы.

Если при вас на рельсы упал человек, немедленно нужно послать нескольких человек сообщить о чрезвычайной ситуации дежурному по станции. Кому-нибудь нужно стать у выхода поезда из тоннеля, чтобы подать сигнал машинисту. Если человек в сознании, помогите ему сориентироваться, дав указания о действиях в подобной ситуации, которые были приведены выше.

Если есть возможность, садитесь в центральные вагоны состава, которые в случае чрезвычайной ситуации повреждаются в меньшей степени, чем первый и последний.

Правила безопасности в метро при угрозе взрыва

1. На станциях метрополитена и в вагонах обращайте внимание на покинутые без присмотра вещи: портфели, сумки, свертки, банки, игрушки. В них могут быть спрятаны взрывные устройства. Если вы заметили какой-либо подозрительный предмет, незамедлительно сообщите об этом машинисту поезда, сотруднику станции метро или любому работнику полиции. Ни в коем случае не трогайте находку руками, отойдите от нее как можно дальше и предупредите рядом стоящих людей о возникшей опасности.

2. Если на перроне метро произошел взрыв, первое, что нужно сделать – это собраться и не впадать в панику, постараться оценить ситуацию и пути эвакуации. Двигайтесь к выходу, который находится в противоположной стороне от эпицентра взрыва или пожара. Если вы можете помочь пострадавшим, то предпримите действия по их спасению.

3. Двигаясь к выходу, старайтесь находиться подальше от края платформы, чтобы вас ненароком не столкнули на рельсы другие спасающиеся. Если на выходе образовалась давка, держитесь от нее на расстоянии, так как падение в толпе крайне опасно.

4. Если взрыв произошел в вагоне движущегося поезда и состав остановился в тоннеле метрополитена, не пытайтесь любым способом выкарабкаться из вагона. Хаотичные действия и паника − главные беды в подобной обстановке. Дело в том, что в тоннеле проведено множество электрических кабелей и проводов, которые могут быть повреждены взрывом. Наилучшие действия, которыми вы можете помочь себе и окружающим − это дождаться прихода спасателей.

Как обезопасить себя при возникшем пожара в вагоне метро

1. Заметив в вагоне дым, незамедлительно сообщите машинисту о возникшей ситуации по переговорному устройству и четко выполняйте все его распоряжения. Важно не допустить панику среди пассажиров. Если вагон интенсивно заполняется дымом, закройте дыхательные пути тканью, по возможности, промоченной водой, и присядьте на корточки, поскольку дым собирается вверху.

2. Не паникуйте и оставайтесь на своем месте, пока состав находимся в тоннеле. По прибытии на станцию пропустите вперед пожилых и детей, помогите раненым, если таковые есть, и, убедившись, что вагон пуст, выйдите сами, сохраняя выдержку и спокойствие. Немедленно сообщите о возгорании дежурному по станции.

3. Если во время движения поезда в вагоне вспыхнуло пламя, начните его тушить, применяя для этого все возможные подручные средства. По возможности, перейдите в свободную от возгорания часть вагона и подавляйте распространение огня, заливая его имеющимися негорючими жидкостями, такими как сок, молоко, вода, и сбивая его одеждой.

4. Если поезд остановился в тоннеле метро, не стремитесь во что бы то ни стало покинуть его без указания машиниста. Не дотрагивайтесь до металлического корпуса состава и дверям, пока высокое напряжение не будет отключено. Когда будет получено разрешение покинуть вагон, откройте двери, если это возможно, или выбейте стекла. Идите по ходу поезда к станции гуськом по колее между рельсами, не приближаясь во избежание поражения электричеством к токоведущим шинам, расположенным сбоку от рельсов.

5. В тоннеле будьте предельно осторожны в местах пересечения путей, где можно наткнуться на встречный поезд. Если покинутый вами состав начал движение в вашу сторону, прижмитесь к стене тоннеля.

Помня и соблюдая эти нехитрые правила поведения в метро, вы сделаете безопасней не только свою жизнь, но и жизни окружающих вас людей.

Рекомендуем Вам также ознакомиться с:правилами личной безопасности на улице в темное время суток;правилами пользования газом и газовым оборудованием;правилами пользования электроприборами;правилами перевозки детей в автомобиле;правилами безопасного поведения в чужой стране.

Безопасность в метро

Закончились новогодние праздники. И начались обычные рабочие будни. А это опять общественный транспорт, работа и вечером опять на том-же транспорте возвращаемся домой.

Сегодня поговорим о безопасности в метро. Согласно статистики, в среднем за месяц метрополитеном пользуется более 6 млн. человек. Речь идёт о москвичах. А за день метро пропускает через себя более 3 млн. пассажиров.

Этот громадный поток совершенно разных людей, безусловно, несёт определённую потенциальную опасность. Однако, ежедневный, однообразный способ перемещения становится привычным и «…мы как птицы садимся на разные ветки и засыпаем в метро…».

Кто-то может не проснуться уже никогда… Это по поводу террористических актов или крушения подземки.

Редко, но так бывает. Давайте освежим в памяти некоторые правила безопасности.

Общие правила безопасности в метрополитене

Войдя в метро — соберитесь. Это зона повышенной опасности. Хотя, на первый взгляд, всё как обычно, как всегда. О каких опасностях вообще идёт речь?

Но, кроме большой скученности людей, здесь нас могут поджидать ещё и технологические сюрпризы.

1. Метро начинается с эскалатора. Помните, что он в любой момент может тормознуть или даже обрушиться.

Держитесь покрепче за поручни. А в случае аварии может быть даже придётся прыгать на соседний эскалатор.

2. Воспитайте в себе привычку — никогда не ожидать поезд на краю платформы. Места на платформе хватит всем.

Иначе, вы рискуете оказаться под колёсами поезда или на рельсах. Случайно из-за давки или столкнули намеренно, какая потом разница.

3. Подходите к вагону лишь только после полной остановки состава и выхода пассажиров.

Если вагон заполнен — пропустите поезд, а может и следующий. Боитесь опоздать? Но это лучший вариант, чем опоздать навсегда.

4. Долго нет поезда? Давка в метро? Но есть другие линии, наземный транспорт наконец.

Не стоит подвергать себя лишней опасности. Беда всегда там, где её совсем не ждёшь.

5. На ваших глазах человек упал на рельсы. Не теряйте время. Берите инициативу в руки.

Отправьте кого-либо с сообщением к дежурному по станции. Кто-то должен стоять на краю платформы и подавать сигнал машинисту.

6. Помогите упавшему выбраться наружу. Следите, чтобы он не коснулся контактной шины у края платформы. Если быстро выбраться не удаётся — кричите, чтобы он бежал до конца станции или лёг между рельсами.

 Безопасность в метро при крушении

1. Спускаясь в подземку, возьмите за правило обращать внимание на бесхозные вещи, оставленные на   платформе, в вагонах. Не проходите мимо. Сообщите об этом в службу безопасности метро.

Это тот случай, когда лучше перестраховаться. Терроризм, к несчастью, ещё имеет место быть. Пусть лучше тревога будет ложной. А если нет?… Последствия, как показывает практика, увы, весьма печальны.

Какая замечательная картонная упаковка из гофрокартона. Внешний вид, прочность и прочие замечательные качества этих коробок вряд-ли наведут на мысль о том, что внутри взрывчатка. Скорее, кем-то забытый, упакованный подарок…

2. В вагоне взрывные устройства могут находиться под сиденьями. В этом случае, после взрыва, шансы на выживание выше у стоящего человека, а не сидящего на бомбе. А толпа вокруг станет своеобразным  щитом от осколков.

3. В поезде подземки, как и на поверхности, наиболее безопасными считаются центральные вагоны. Как правило, они страдают меньше, чем голова и хвост состава.

4. Вам не повезло. Произошёл взрыв, крушение, задымление, другая причина, но поезд встал в тоннеле.

  • Не стремитесь, как можно быстрее покинуть вагон. На это есть причины. Десятки электрических кабелей опутывают тоннель. Они могут быть серьёзно повреждены и находиться под высоким напряжением.
  • По возможности, откройте дверь если вагон задымлён. Прикройте органы дыхания платком и лягте на пол.
  • Не касайтесь металлических частей вагона. Корпус вагона может быть под напряжением.
  • Ожидайте прибытия спасателей. Не совершайте бессмысленных действий. Не позволяйте развиваться панике у окружающих. Паника приводит к непредсказуемым последствиям.

Вышеперечисленные меры безопасности в метро абсолютно не сложны. Просто им надо следовать.

Трагедия всегда неожиданна и внезапна. И если, где-то в подсознании, есть информация о том, как себя вести в той или иной экстремальной ситуации, то человек не впадает в панику.

Он адекватно оценит ситуацию, примет единственно верное решение и начнёт действовать. И себя спасёт, и поможет окружающим.

В следующих статьях поговорим о безопасности наземного общественного транспорта. Маршрутка, троллейбус, железнодорожный транспорт. Подпишитесь на обновления блога или просто оставьте коммент. Спасибо.

Не стану возражать и против социальных кнопок. Они чуть-ниже, под роликом Удачи в пути!

Берегите здоровье и жизнь!

6.5.Безопасность в метро

Как всякая искусственная система, метро является огромным механизмом. Любой механизм может дать сбой, если им пользоваться не по инструкции. Опаснее всего нарушать ее на эскалаторе. Если не держаться за поручень, то при экстренной остановке машины инерция движения бросит Вас вперед, а чемодан, если Вы его не придерживали, понесется вниз, сбивая других пассажиров. Существенно большая скорость падения будет у того, кто бежал по эскалатору.

Опыт катастроф на эскалаторах говорит о том, что единственно верным поведением на разогнавшемся эскалаторе будет прыжок через балюстраду на соседнюю лестницу. Не следует без крайней необходимости идти по неработающему эскалатору, даже если он открыт: известны случаи, когда под шагающих пассажиров эскалатор начинал двигаться, а потом и разгоняться.

Экстремальные ситуации на платформе бывают реже, но тем не менее - НЕ ПОДХОДИТЕ К КРАЮ ПЛАТФОРМЫ! Если Вы все же оказались на путях, не пробуйте подтянуться за край платформы: как раз под ней проложен 800 -вольный контактный рельс! Если поезд еще не въезжает на станцию, надо бежать к “голове” платформы - туда, где зеленый свет и часы. Если поезд уже показался, следует лечь между рельсами, т.к. глубина лотка рассчитана так, чтобы ходовая часть вагонов не задела лежащего человека.

Если на Ваших глазах кто-то упал между вагонами стоящего поезда, следует подать знак машинисту, он перед отправлением смотрит в зеркало заднего вида; круговые движения рукой означают “стоп”. Сразу же следует вызвать дежурного по станции, который передаст команду отключить ток. Если по техническим причинам ваш поезд стоит в тоннеле, следует сохранять спокойствие и выполнять команды машиниста. Если поступила команда выйти из вагонов и идти до станции пешком, не следует этого пугаться: длина тоннелей в метро - от 6оо м до 3-х км, вы дойдете до ближайшей станции за 15-20 минут. При этом следует помнить, что токопроводящий рельс находится слева по ходу движения.

В метро особенно актуальна общая культура поведения нормального человека: брошенная шкурка от банана, пьяный на эскалаторе могут стать причиной несчастного случая. Следует также взять за правило придерживать за собой тяжелую входную дверь, чтобы идущий за вами человек не получил удар в лоб.

6.6. Безопасность на железной дороге.

По данным статистики ездить на поезде в 3 раза безопаснее, чем лететь на самолете и в 10 раз безопаснее, чем ездить на автомобиле. Самыми безопасными в поезде являются центральные вагоны, а в них - нижние по ходу поезда места. При входе в вагон надо обратить внимание на надпись около бачка с питьевой водой: “Вагон оборудован аварийными выходами через окна 3-го и 6-го купе”. Кроме того, отметьте про себя, где находится огнетушитель, ведро с песком и совок. Если надписи нет, не стесняйтесь спросить у проводника, где аварийный выход и средства тушения пожара.

Если произошла авария, начался пожар или в вагоне задымление, из него надо выбираться. В таких случаях возможны два типа поведения - паника или апатия. Как ни странно, второй тип встречается несколько чаще. Об этом надо помнить и вести себя спокойно, но решительно. В случае, когда около аварийных выходов толпится народ, можно выбраться и разбив окно своего купе, но стекло в нем достаточно прочное, поэтому надо заранее приметить для себя какой-либо тяжелый предмет. Выбив стекло, будьте осторожны и не пораньтесь об осколки. Выбираясь из аварийного вагона, следует придерживаться универсального правила для всех аналогичных ситуаций: НЕ БРАТЬ С СОБОЙ БАГАЖ, ЭТО МОЖЕТ СТОИТЬ ВАМ ЖИЗНИ! При вас должны быть документы, ценности (если они есть), на вас - одежда и обувь. При выходе в задымленный коридор приготовьте средства для защиты дыхания: шарф, платок, которые следует смочить водой (или чаем). Оказавшись снаружи, следует сразу же включиться в спасательные работы.

Покупая билет, каждый пассажир платит страховой сбор. Пострадав в поезде, можно получить компенсацию, взяв справку у железнодорожников и медиков и обратившись в государственное железнодорожное страховое общество.

Выводы.

1. Обсуждены вопросы безопасности жилища, продуктов питания и воды, правила обращения с опасными веществами в быту.

2. Даны основные тезисы по безопасному использованию наземного и железнодорожного транспорта, а также метро.

Вопросы для самоконтроля.

1.Каковы основные действия при возникновении пожара в доме?

2.Каковы традиционные рекомендации пожарных по предотвращению

бытовых пожаров?

3. Как правильно обращаться с электроприборами и газовыми плитами?

4. Как не отравиться пищевыми продуктами?

5. Как правильно обращаться с препаратами бытовой химии?

6. Каково главное правило при спасении из аварийного транспорта?

Как работает система антитеррористической безопасности в метро

Сколько стоит система видеонаблюдения подземки и какой удар выдерживают взрывозащитные контейнеры

В понедельник, 3 апреля, между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт» в Петербургском метрополитене произошел взрыв. Погибли 14 человек, ранены около 50, как минимум десять из них находятся в тяжелом состоянии. Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье 205 УК РФ (террористический акт). Вскоре СМИ со ссылкой на «надежные источники» сообщили, что ФСБ знала о готовящихся терактах от молодого человека, сотрудничавшего с террористической организацией «Исламское государство» (запрещена в России). Служба даже прослушивала телефоны и благодаря этому смогла предотвратить второй взрыв. Однако ФБС не смогла остановить готовящийся теракт, так как информатор ФСБ «занимал низкий ранг» и не рассказал всех подробностей.

Сразу же после трагедии в Санкт-Петербурге мэр столицы Сергей Собянин дал поручение об усилении мер безопасности и «проведении проверки антитеррористической защищенности объектов Московского метрополитена, Московского центрального кольца, Мосгортранса и других транспортных предприятий Москвы». The Village разобрался, как сегодня обеспечивается антитеррористическая безопасность в столичном метро.

В 2016 году количество совершенных на территории московского метро преступлений уменьшилось на 17 % по сравнению с 2015 годом. Такие данные приводит мэрия и объясняет это в первую очередь установкой интеллектуальной системы видеонаблюдения (ИСВН). В прошлом году на станциях столичной подземки разместили почти 5,5 тысячи видеокамер нового поколения, которые делятся на два типа: IP-камеры — они нужны для наблюдения за ситуацией и фиксируют падения пассажиров, скопления толпы, а также появление бесхозных предметов — и видеокамеры машинного зрения, способные автоматически распознавать лица нарушителей и фиксировать безбилетников.

Как утверждает прокурор Московского метрополитена Александр Рыбак, система реагирует на любой предмет, забытый на полминуты. «Если зашел пассажир с портфелем, сумкой, тележкой и оставил свой багаж более чем на 20 секунд без внимания, а сам отошел — система даст тревожный сигнал. Место, где стоит бесхозный предмет, будет оцеплено. Приедут взрывотехники с собакой», — говорит прокурор подземки. К ИСВН имеют доступ подразделения ФСБ, МВД, Минтранса и МЧС России. Получив данные с камер, службы могут фиксировать нарушения, прогнозировать маршрут перемещения нарушителя и проверять его по базам розыска. Видеоинформация хранится 30 дней.

Решение оснастить 188 станций Московского метрополитена камерами и иными техническими средствами было принято еще в 2014 году. Однако результаты конкурса неоднократно оспаривались. С результатами повторного отбора исполнителей заказа, в котором участвовали «Техносерв» и «ЦРТ Сервис» (победила последняя), не согласились в «Ростелекоме» и «Газпром автоматизации». В итоге центр обработки данных с объемом памяти 11 петабайт для хранения видеопотока был запущен только под конец 2016-го — на мощностях «Ростелекома». Эта система обошлась столичной подземке в 3,6 миллиарда рублей.

Петербург заявил о намерении использовать искусственный интеллект в анализе данных с камер в метро раньше столицы. Для этого «ТехноОхранСервис» в 2013 году установил на станции «Ладожская» пилотную версию КАРС (комплексной автоматизированной разыскной системы) за 5,5 миллиона рублей. К ней имели прямой доступ МВД, ФСБ и ФСО, автоматика распознавала 92 % лиц при сопоставлении с базами спецслужб, даже если человек в плотной толпе заматывался шарфом. Власти признали эксперимент удачным, и уже в 2014-м «Стройтехсервис» взялся еще за 14 станций петербургского метро, по сдвоенному тендеру общей суммой на полмиллиарда рублей. Всего с 2014 года на запуск интеллектуальной системы видеонаблюдения в метро Петербурга, включая пилотные станции и проекты, ушло более 1 миллиарда рублей.

К пунктам выборочного досмотра относятся интроскопы с рентгеном. Они бывают конвейерного и неконвейерного типа. Конвейерного типа пассажир видит на всех вокзалах — на них просят ставить сумки. В метро стоят также интроскопы неконвейерного типа «КАЛАН-2М», так называемые холодильники, которые пассажиры не видят. В них проводят выборочную проверку багажа. Стоимость одного интроскопа составляет от миллиона до 3 миллионов рублей, рассказали The Village в фирме «Диагностика-М».

Согласно официальным данным, за 2016 год в московском метро досмотр прошли 50 миллионов пассажиров — примерно 30 человек в час на одной станции. В результате полиция выявила 77,7 тысячи потенциально опасных предметов, но, согласно правилам метро, к запрещенным к провозу предметам относятся садовые инструменты с открытыми острыми частями, легковоспламеняющиеся, взрывчатые, отравляющие, ядовитые вещества и бытовые газовые баллоны, а также велосипеды (за исключением складных) и птицы без клеток.

Человек в жилетке «служба безопасности», стоящий у рамки, сам выбирает, кого досматривать, а кого нет. Один из работников метро рассказал The Village, что под его подозрение попадают все люди с крупным багажом и рюкзаками, мужчины неславянской внешности, те, кто сильно нервничает («потеет») или носит слишком теплую одежду для сезона. Причем в правилах метрополитена сказано, что перевозчик вправе «разорвать договор с пассажиром в одностороннем порядке», то есть не пустить его на станцию, если человек отказывается от досмотра багажа спецсредствами.

Монополистами поставок альфа-, бета- и гамма-излучателей в метро Москвы и Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода являются фирмы «Диагностика-М» и «Медрентех». Последняя компания будет поставлять рентгены и на все вокзалы городов, где проходит ЧМ-2018.

По некоторым данным, металлодетекторы в метро срабатывают вхолостую в 72 % случаев, а не некоторых станциях в Москве арки реагируют даже на поезда. В Москве и в Петербурге детекторы ставит одна и та же фирма — ЗАО «Современные наукоемкие технологии», которая заручилась особыми рекомендациями ФСБ.

Оборудование предоставляется из расчета один аппарат на одну входную дверь. Аппарат SmartScan C18 чувствует только металл, то есть поражающие элементы в составе бомб или поясов смертника. Само взрывчатое вещество он не может определить. Иллюминация показывает, в какой части человеческого тела сканер уловил фонящий предмет — других функций у рамок нет. К слову, никаких свободных проходов между рамками быть не должно: в августе 2015 года московское метро специально докупило тысячу «пластиковых дощечек» за 9 миллионов рублей, когда проверки Роспотребнадзора и ФСБ показали безопасность рамок даже для людей с кардиостимуляторами. Один аппарат SmartScan закупают по 158 тысяч рублей.

При этом глава профсоюза полиции Михаил Пашкин признает, что металлоискатели в метро неэффективны, потому что при большом потоке людей сложно проконтролировать каждого, а у рамок обычно стоит лишь один полицейский. «А если он кого-то задержит, то, кроме сотрудника метрополитена, и вовсе никого не останется. Террористы спокойно пошлют впереди себя какого-нибудь таджика, которого задержат, а потом сами спокойно пройдут в метро», — прокомментировал Пашкин.

На каждой станции Московского метрополитена установлены взрывозащитные контейнеры, которые, по словам главы профсоюза полиции, способны выдержать взрыв мощностью до килограмма тротила. Стоимость одного такого контейнера, согласно конкурсной документации, сегодня составляет 1 200 000 рублей. Найдя в метро забытую вещь, полицейский должен, надев бронежилет, отнести ее в контейнер. Сразу после этого полицейский обязан сообщить о находке дежурному по станции, вызвать саперов и оградить опасное место от пассажиров.

Поиском забытых вещей в вагонах и на станциях занимаются сотрудники специального полка полиции. Однако, по словам Пашкина, в метрополитене работает слишком мало полицейских и они могут не найти оставленный предмет.

Помешать взрыву смертника в вагоне с помощью спецтехники практически невозможно: детонатор находится у террориста в руке. А вот взрывные устройства с дистанционным подрывом иногда не срабатывают, потому что после первого взрыва автоматика на станции глушит все радиосигналы. Схема их размещения на станции, как и производитель, засекречены. Метро закупает глушилки каждый год по мере открытия новых станций (в декабре 2016 года — два заказа для 14 станций на 93 миллиона рублей).

Физическая охрана

В мониторинге системы работы метро участвуют начальники дистанций и подразделений, а также старший мастер, бригадир и начальник смены. Работники подземки ежедневно обходят участки в то время, когда метро закрывается для пассажиров: службы проверяют работу всех систем, мониторят рельсы, пути, подвижной состав и системы пожаротушения.

Помимо сотрудников метрополитена, охраной станций занимается и полиция. В подземке работают более 5 тысяч сотрудников полиции, которые дежурят около металлоискателей, выборочно проверяют документы и проводят личный досмотр пассажиров.

Кроме того, среди работников метрополитена проводят тайные проверки на антитеррористическую безопасность. Сотрудники спецслужб под видом обычных пассажиров проходят с муляжами бомб через металлоискатели. В ходе такой глобальной проверки, которая проводилась с октября 2015 года по июнь 2016-го, из 54 муляжей работники метрополитена обнаружили только четыре. В большинстве случаев проверяющие беспрепятственно спускались в метро. Сразу после серии неудачных проверок глава службы безопасности метрополитена Владимир Муратов покинул свой пост. Однако руководство столичной подземки заверило тогда, что это решение Муратов принял самостоятельно и оно не связано с провалом антитеррористической проверки.

Как рассказал The Village глава Московского профсоюза полиции Михаил Пашкин, если ни одна из мер безопасности не сработала на входе и человек с взрывным устройством спустился в метрополитен, шансы предотвратить теракт крайне малы. «Нужно предупреждать теракты до того, как террорист окажется в метро. Если смертник вошел в метро, чтобы взорваться, то его уже никто не остановит. Полицейский не сможет ему помешать, разве что упадет на смертника и защитит собой других людей», — пояснил Пашкин.

Обложка: Светлана Холявчук/Интерпресс/ТАСС


Смотрите также