Черный выхлоп у дизельного двигателя


Причины появления черного дыма из трубы глушителя дизеля

Увидеть на дорогах автомобиль, дымящий черной копотью, доводится нередко, особенно часто дымят такие грузовики как КАМАЗ или МАЗ. Также дымят и легковые автомобили с дизельными моторами, но отчего такое происходит, хотелось бы знать многим. В этой статье мы рассмотрим, почему возникает черный дым из выхлопной трубы дизеля: причины этого явления, методы устранения дефектов.

Причины появления черного дыма из трубы глушителя

Если дизель дымит черным дымом, это означает только одно – у автомобиля имеются неполадки, связанные с расходом топлива. Такое дымление всегда сопровождается:

  • повышенным расходом горючего;
  • нестабильной работой двигателя на любых оборотах;
  • потерей мощности.

Очень хорошо чернота заметна зимой днем на снегу, часто в большом количестве идет черный дым при резком ускорении автомобиля.

Причин повышенной дымности может быть несколько:

  • форсунки переливают топливо в цилиндры;
  • неправильно отрегулирован или неисправен топливный насос высокого давления;
  • неверно выставлен угол опережения впрыска ТНВД;
  • неисправна турбина (в случае, если двигатель турбированный);
  • засорен воздушный фильтр;
  • низкая компрессия в цилиндрах;
  • неправильно установлен ремень ГРМ;
  • забился копотью сажевый фильтр.

Также идет черный дым, если автомобиль заправлен некачественной соляркой. Некачественное топливо представляет большую угрозу для движка, из-за него достаточно быстро выходят из строя топливные форсунки, может пострадать и топливный насос. Чтобы избежать подобной проблемы, следует заправляться только на проверенных заправках, на таких как «Лукойл», «Газпромнефть» или «Роснефть».

Дымление по причине низкой компрессии в цилиндрах

В бензиновых двигателях топливовоздушная смесь поджигается искрой от свечи зажигания, в дизелях воспламенение смеси происходит под большим давлением в цилиндрах. Если сжатие в цилиндрах недостаточное, мотор может плохо запускаться, и при малом давлении топливо будет сгорать не полностью, от этого и появляется черный дым. Чаще всего дым заметен при разгоне автомобиля, при резком нажатии на педаль акселератора (газа).

При низкой компрессии больше всего хлопот дизели автовладельцем доставляют зимой – запустить «умирающий» мотор даже в слабый мороз без пускового подогревателя практически невозможно.

Дымление двигателя из-за неисправной турбины

Когда турбина перестает нагнетать необходимое количество наддува для нормального сгорания топливной смеси, двигатель начинает дымить черным дымом. Дымление становится хорошо заметным в момент перегазовки, а если турбина гонит масло, тогда из трубы глушителя может идти черно-сизый дым. Еще впускной тракт может быть негерметичным – в этом случае за счет подсоса воздуха пропорция топлива и воздуха нарушается, двигатель работает с перебоями. Причины подсоса воздуха – порванные воздушные патрубки, плохо затянутые хомуты.

Черный дым из-за недостатка воздуха

Двигатель много расходует топлива чаще всего из-за богатой топливной смеси, и здесь есть два варианта:

  • слишком много топлива в цилиндры подают форсунки;
  • для приготовления смеси подается мало воздуха.

Основные причины недостаточного количества воздуха во впускном тракте:

  • забитый грязью и пылью воздушный фильтр;
  • засорение каналов во впускном коллекторе.

Проверить состояние воздушного фильтра очень просто, достаточно его просто извлечь из корпуса. Следует отметить, что замена фильтрующего элемента производится согласно установленному регламенту, как правило, фильтр меняется через каждые 15-30 тыс. километров пройденного пути.

Считается, что небольшой черный дым при резком увеличении нагрузки (разгоне) допустим, но если дымление имеет серый оттенок, это уже плохо.

Также причинами черного дымления может быть:

  • забитый грязью интеркулер;
  • вышедший из строя катализатор;
  • неисправный ДМРВ.

Забился сажевый фильтр

Еще одна причина черного дымления – засорение сажевого фильтра, который последнее время часто ставится на многих современных авто с дизельным мотором. При засорении элемента выпускной системы автоматически происходит процесс регенерации выхлопных газов, но при использовании некачественного топлива сажевый фильтр со временем все больше засоряется, и тогда уже требуется замена элемента или его удаление. Если с сажевым фильтром возникают проблемы, на панели приборов загорается индикатор неисправностей DPF в топливной системе, автомобиль плохо едет.

Новый сажевый фильтр обычно стоит очень дорого, поэтому многие автовладельцы решаются на удаление (вырезку) элемента выпускного тракта. Но при физическом удалении фильтра электроника выдает ошибку, поэтому в автосервисах приходится дополнительно делать перепрошивку блока управления для того, чтобы электроника не «видела» сажевый фильтр, точнее, его отсутствие.

Неисправности топливной аппаратуры

Основными причинами неправильной работы двигателя, и как следствие, увеличения дыма из глушителя, являются неисправные топливные форсунки и насос высокого давления. Наиболее частым дефектом форсунок является засорение их грязью из-за некачественного топлива, в результате нарушается нормальное распыление, и форсунки начинают «лить».

Еще топливо сгорает в недостаточной мере из-за неправильно отрегулированного угла впрыска. Особенно опасно для двигателя, если угол установлен слишком ранний, при длительной эксплуатации автомобиля с ранним впрыском могут пострадать детали цилиндро-поршневой группы, так как они будут работать с повышенной нагрузкой.

Распространенная причина появления черного дыма у дизеля – неравномерность подачи топлива в цилиндры из-за изношенности плунжерных пар в ТНВД. Кстати, из-за слишком позднего угла впрыска также двигатель будет дымить чернотой.

На многих современных дизельных автомобилях топливной системой управляет электроника, поэтому она также может быть причиной появления черного дыма из трубы глушителя. Это может происходить из-за неправильно настроенного блока управления, который дает команду на подачу слишком большой порции топлива, также причиной неисправности могут быть вышедшие из строя датчики топливной системы.

Методы выявления повышенного дымления

Определить, почему из трубы глушителя идет черный дым, автовладелец может попытаться самостоятельно. Что можно в первую очередь сделать своими руками:

  • снять воздушный фильтр, оценить его состояние путем внешнего осмотра;
  • демонтировать патрубки, подходящие к турбине, таким образом оценить состояние турбокомпрессора.

Чтобы проверить состояние топливной аппаратуры на дизеле, следует обращаться в специализированный автосервис. Только в условиях стационарного предприятия специалисты смогут:

  • на специальном стенде проверить состояние И производительность форсунок и ТНВД;
  • отрегулировать топливную систему;
  • произвести ультразвуковую очистку форсунок;
  • правильно настроить насос высокого давления.

Для оценки дымности отработавших газов применяется специальный прибор дымомер, для систем с электронным блоком управления проводится компьютерная диагностика.

Черный дым из выхлопной трубы. Дизель - Ведущий авто портал

Густой черный дым из выхлопной трубы автомобиля с дизельным двигателем – частое явление на наших дорогах. Некоторые владельцы авто попросту не обращают на это внимания, считая, что для «дизеля» это вполне нормальное явление. Но так ли это на самом деле?

Какой выхлоп должен давать дизельный двигатель

Нормальная работа прогретого до рабочей температуры мотора современного автомобиля, работающего на соляре, должна сопровождаться прозрачным выхлопом. При запуске холодного двигателя выхлоп на непродолжительное время может приобретать темный или сизый (серый) цвет, который после прогрева обязан стать бесцветным. Выхлопные газы белого, сизого или черного цвета во время работы горячего «дизеля» свидетельствуют о неправильной работе мотора.

О чем может рассказать черный цвет выхлопа

Черный выхлоп – признак того, что топливовоздушная смесь сформирована неправильно. Ей не хватает кислорода для полного сгорания. В результате этого часть смеси попросту обугливается. А черноту газу придают мельчайшие частицы сажи, образованные несгоревшими молекулами углеродных соединений.

Причинами неполного сгорания горючей смеси могут быть:

  • загрязнение воздушного фильтра;
  • неправильная регулировка подачи топлива насосом высокого давления;
  • поздний впрыск топлива;
  • забитый (засоренный) трубопровод возврата топлива;
  • неправильная регулировка клапанов;
  • неисправность форсунки (форсунок);
  • неполадки в работе турбокомпрессора (турбины);
  • недостаточное давление (компрессия) в камерах сгорания;
  • некачественное топливо.

Рассмотрим каждую из приведенных проблем.

Загрязнение воздушного фильтра

При появлении черного выхлопа первым делом необходимо проверить состояние воздушного фильтра, тем более что это сделать несложно и самому. Достаточно открутить несколько винтов и снять крышку его корпуса. При наличии на рабочей поверхности фильтра большого количества пыли или грязи, его нужно срочно заменить новым. Обратите внимание на наличие влаги (конденсата) в его корпусе или следов масла. Конденсат может образовываться при длительном простое. Это нежелательное явление, поэтому если фильтр влажный, его также необходимо заменить, а также убрать следы влаги из корпуса.

Если на фильтре или в его корпусе вы обнаружите следы масла, необходимо обращаться к специалистам. Масло в корпусе фильтра свидетельствует о его высоком давлении в системе, что вызывается непроходимостью решетки маслоуловителя, или, что намного хуже, износом деталей поршневой группы.

Вынув фильтрующий элемент и удалив грязь с внутренней поверхности корпуса, запустите двигатель, прогрейте его, и проверьте, как изменился цвет выхлопа. Если черный сажевый дым исчез, проблема была именно в фильтре, если нет, поиск проблемы нужно продолжать.

Современные воздушные фильтры – одноразовые, предназначенные для эффективной работы на протяжении 10-40 тыс. км пробега. Если автомобиль используется в жестких климатических или погодных условиях, замена фильтра производится в 2-3 раза чаще. И еще, загрязненный на 50% фильтр может стать еще и причиной засорения турбины маслом, и даже выхода ее из строя из-за этого.

Неправильная регулировка подачи топлива

Топливный насос высокого давления (ТНВД) – это «сердце» дизеля. Малейшие перебои в его работе неизменно приведут к проблемам в работе двигателя. Если насос исправен, то причиной черного выхлопа чаще всего становится его неправильная регулировка, пример которой описан ниже.

Все топливные насосы позволяют производить грубую настройку подачи топлива при помощи специального винта. При его закручивании подача топлива на форсунки увеличивается, что сопровождается возрастанием мощности двигателя. Но при этом возрастают и обороты холостого хода, снизить которые можно путем вращения винта регулировки ХХ на насосе. В подобной ситуации двигатель развивает хорошую мощность, и на холостом ходу работает вроде бы нормально. Вот только при отпускании педали газа автомобиль как бы «зависает», не сбрасывая обороты, а выхлоп приобретает характерный черный цвет, свидетельствующий о том, что двигатель «захлебывается» солярой. Кроме этого существенно увеличивается расход топлива.

Самостоятельно настроить ТНВД, не имея достаточного опыта и необходимых средств, практически невозможно. Да и не каждая станция техобслуживания может это сделать. Поэтому если у вас возникли подозрения на неправильную регулировку топливного насоса, лучше обратиться в специализированный сервисный центр.

Поздний впрыск топлива

Поздний впрыск топлива также сопровождается выхлопами черного цвета. А происходит это вот почему. Первая фаза процесса горения (задержка самовоспламенения) затягивается, вследствие чего в камеры сгорания впрыскивается больше топлива. Лишняя соляра снижает температуру образовывающейся смеси, что дополнительно «отодвигает» момент воспламенения.

С началом возгорания топлива вспышка сжигает присутствующий кислород, рассчитанный на меньшее количество топлива. Излишки соляры обугливаются, превращаясь в сажу, и замедляют процесс горения. Иными словами, для полного сгорания смеси не хватает кислорода и времени.

Другими симптомами позднего впрыска могут быть затрудненный старт двигателя, потеря мощности, повышенный расход топлива.

Осуществить регулировку угла опережения впрыска самому лучше не пытаться. В современных автомобилях она проводится с использованием специальных стендов и компьютерной техники.

Непроходимость обратного топливопровода

ТНВД подает топливо к форсункам под большим давлением, что иногда приводит к его избытку. На этот случай в конструкции форсунки предусмотрен канал для возврата топлива. Излишки соляры возвращаются по эти каналам в отдельный (возвратный) топливопровод, откуда попадают обратно в бак. В случае его засорения соляре некуда отходить, и она попадает в цилиндры, нарушая баланс горючей смеси.

Диагностировать непроходимость возвратного топливопровода можно только путем его демонтажа. Если диагноз подтверждается, его можно продуть, промыть или заменить новым.

Неправильная регулировка клапанов

Привести к снижению концентрации кислорода в камерах сгорания может неправильная настройка зазоров клапанов. В частности их уменьшение приводит к тому, что после нагревания клапана перестают плотно прилегать к седлам. В итоге снижается давление внутри камеры сгорания, а топливная смесь, не успевая сгорать, уходит в выхлопную систему, догорая на ходу. В худшем случае, газы могут пойти во впускной коллектор. В любом случае сопровождаться это будет черным дымом.

Исправить ситуацию можно путем регулировки клапанов, которая должна осуществляться регулярно через каждые 50-60 тыс. км пробега.

Неисправность форсунок

Неисправные форсунки – наиболее часто становится причиной черного выхлопа. Вышедшая из строя форсунка начинает не впрыскивать топливо в камеру сгорания, а попросту лить. Естественно, это сказывается на работе двигателя. Кстати, неисправность форсунок тяжело заметить, ведь поначалу может показаться, что мотор даже стал работать лучше: появилась резвость, увеличилась мощность, исчезли «провалы». Но повышенный расход топлива и черный цвет выхлопа при этом должны насторожить водителя. Именно эти признаки могут свидетельствовать о необходимости ремонта или замены форсунок.

Причиной неисправности форсунок может быть их износ или засорение распылителя. В первом случае потребуется замена нерабочей форсунки, а лучше всех форсунок. Засорение чаще всего связано с качеством топлива, вернее, наличием в нем веществ (парафинов, смол), которые со временем мелкими частицами оседают на рабочих поверхностях форсунки.

В случае засорения распылителя, следует произвести опрессовку.

Процесс опрессовки – это не что иное, как проверка форсунки на правильность распыления топлива под давлением. Для этого используют специальные проверочные стенды. Без такого оборудования проверить распылитель на эффективность его работы невозможно.

Если в процессе опрессовки обнаруживается, что форсунка льет, а не распыляет топливо, ее можно промыть. Опять же, в домашних условиях этого не сделаешь, нужно обращаться в сервисный центр. Промывают форсунки при помощи ультразвука. Сторона форсунки, на которой распложен распылитель, опускается в специальную чистящую жидкость, где на нее определенное время будет воздействовать ультразвук. Сами же форсунки подключаются к драйверу – устройству, которое подает импульсные электрические сигналы для работы распылителей, включая их и выключая. Эффективность такой чистки достаточно высока, и позволяет производить качественное восстановление.

Есть еще один способ промывки форсунок, но он скорее профилактический. В продаже имеются специальные средства в виде присадок в топливо, которые предназначены для очистки всей топливной системы. Такие средства также могут быть использованы, хотя их эффективность заметно ниже ультразвука.

Неисправности турбины (турбокомпрессора)

Турбокомпрессор, как в дизельном, так и в бензиновом двигателе, предназначен для подачи воздуха под напором во впускной коллектор. Таким образом, турбина существенно увеличивает мощность двигателя без изменения его объема. Неисправность турбокомпрессора приводит к тому, что двигатель под нагрузкой начинает «задыхаться». Для оптимальной работы ему просто не хватает кислорода. В этом случае в цилиндры мотора также будет поступать слишком обогащенная смесь, признаком которой является черный выхлоп.

Симптомами неисправности турбины, кроме повышенной дымности, снижения мощности и динамики, может быть также посторонний шум, вызванный неправильной работой элементов устройства, а также повышенный расход топлива.

Проверять турбокомпрессор на наличие проблем лучше на станции технического обслуживания, так как для этого потребуется специальное оборудование. Первым проверяется датчик давления воздуха, установленный либо на воздуховоде, идущем от турбины к впускному коллектору, либо же на самом коллекторе. Именно он отправляет сигнал на электронный блок управления автомобиля, а последний, в свою очередь, контролирует открытие-закрытие клапана подачи воздуха. Датчик проверяется путем подсоединения к нему прибора диагностики. В случае его неисправности, он подлежит замене.

Вторым пунктом проверки является диагностика самой турбины. Для этого к ее выходному патрубку подсоединяют манометр, который показывает давление воздуха на выходе. Если его значение меньше положенного, турбину нужно ремонтировать.

Диагностировать неисправность турбокомпрессора можно и в домашних условиях. Единственное, что для этого вам потребуется помощник. Для начала осмотрите саму турбину и ее входной патрубок. Если на нем есть следы масла, значит, имеет место, либо его выброс через сапун вследствие непроходимости маслоуловителя или износа поршневой, либо же подсасывание через систему вентиляции картера из-за сильно загрязненного воздушного фильтра.

Убедившись визуально, что турбокомпрессор в норме, можно переходить к его тестированию. Для этого отсоедините воздуховод от патрубка турбины и прогрейте двигатель. Попросите помощника сесть за руль и «погазовать». Сами же перекройте ладонью выходной патрубок, и ощутите давление нагнетаемого воздуха. Конечно, это лишь поверхностная проверка, но она позволит определить, работает ли турбина вообще.

Недостаточная компрессия

Снижение компрессии в дизельном двигателе также может служить причиной появления выхлопа черного цвета, хотя чаще он не совсем черный, а темно-серый. При недостаточной компрессии это происходит из-за попадания в камеру сгорания моторного масла, горение которого сопровождается белым дымом.

Уменьшение давления, создаваемого поршнем в конце такта сжатия приводит к тому, что топливная смесь воспламеняется с опозданием, и не успевает сгореть полностью до открытия выпускных клапанов. В результате этого она догорает уже в системе отвода отработанных газов, образуя черный дым.

Чаще всего причиной снижения компрессии является износ деталей поршневой группы. Ему сопутствует повышенный расход масла. В подобных случаях говорят, что двигатель жрет масло. Иными словами, если давление в камерах недостаточное, а масло уходит непонятно куда, скорее всего, пришла пора делать капитальный ремонт двигателя. Но может случиться и так, что компрессия была снижена из-за «залегания» поршневых колец, причиной чему, обычно, становится использование некачественного топлива. Кольца закоксовываются и прилипают к поршню в сжатом состоянии. В этом случае можно попытаться раскоксовать их при помощи специальных присадок, ну а если не получится, без демонтажа головки блока цилиндров не обойтись.

Чтобы определить показатели компрессии, ее необходимо измерить во всех цилиндрах. Сделать это можно на любой станции техобслуживания, или самостоятельно, конечно, если у вас есть компрессометр. Для дизельных «атмосферников» нормальная компрессия составляет 28-40 Атм, где первое значение – удовлетворительное, а второе – отличное. Для турбированных моторов граничные показатели немного ниже: 25-32 Атм.

Измеряют компрессию, выкрутив все свечи накаливания. Вкрутив штуцер компрессометра на место одной из свеч, стартером проворачивают коленвал на 2-3 оборота. Полученные результаты сравнивают с рекомендованными.

Топливо

Еще одной причиной черного дыма из выхлопной трубы может стать некачественное топливо. Нередко бывает, что цвет выхлопа меняется в зависимости от того, что находится в баке. Поэтому прежде чем приступать к диагностике топливной системы и самого двигателя, попробуйте сменить заправку.

Дополнительно узнать о работе дизельного двигателя и распространенных его неисправностях вы можете из видео:

Черный дым из выхлопной трубы (дизеля, бензин, газ). Причины

Черный дым из выхлопной трубы может встречаться у всех типов двигателей — работающих на дизельном топливе, бензине, сжиженном газе. Если идет черный дым из выхлопной, то это означает что есть проблема с зажиганием или переобогащенная топливовоздушная смесь. Поэтому черный выхлоп, в первую очередь, сигнализатор большой токсичности газов, повышенного расхода топлива и наличие проблемы в топливной системе.

Содержание:

Обычно проблема выражается в том, что при нажатии на педаль акселератора (особенно «на холодную» и/или при резком нажатии) из выхлопной трубы валит черный дым. При этом зачастую двигатель работает нестабильно, «троит», плохо запускается, особенно после долгой стоянки (например, утром). При этом необходимо различать понятия «черный дым» и «синий дым», поскольку эти два признака указывают на различные поломки в двигателе.

Причина черного дыма из выхлопной

Интересно, что вне зависимости от того, с каким типом двигателя приключилась подобная беда, общая причина в большинстве случаев одна, и заключается она в том, что в камеру сгорания подается слишком обогащенная топливовоздушная смесь. А вот почему, нужно рассматривать конкретный тип двигателя, так как бензиновый двигатель дымит черным дымом гораздо меньше чем дизельный.

В целом же, причинами появления черного дыма из выхлопной могут стать проблемы с системой зажигания, системой питания либо же системой впрыска топлива.

Что касается системы зажигания, то тут наиболее распространены два варианта — проблемы со свечами или с катушкой/катушками. Если свечи зажигания не дают искру необходимой мощности, то топливовоздушная смесь сгорает не полностью. Результатом этого является, в том числе, и черный нагар на электродах. А иногда свечи заливает топливом напрочь, запустить двигатель тогда трудно. В дизеле, стоят свечи накала, и если у них идет неправильный накал, то они становятся причиной повышенной дымности, ведь топливо тогда недосжигается.

В бензиновом двигателе следствием неполного сгорания топлива может стать катушка. Если она повреждена то возможны пропуски зажигания в отдельных цилиндрах.

В системе питания топливом проблемы в данном контексте могут быть связаны с топливным насосом и/или топливными форсунками. При частичном выходе их из строя возможен перелив топлива сверх нормы, в результате чего будет образовываться обогащенная топливовоздушная смесь.

Отдельно стоит остановиться на некачественном топливе. К сожалению, в наших реалиях многие автолюбители сталкиваются с тем, что на заправках реализуется топливо низкого качества. Касается это всех типов топлива — бензина, солярки, сжиженного газа. При значительном наличии в их составе несгораемых примесей будет нарушена нормальная работа двигателя, что может привести, в том числе, и к появлению черного дыма из выхлопной.

Обратите внимание, что черный выхлоп является очень токсичным, и даже катализатор не в состоянии справиться с ним. Однако существуют тонкости, характерные для отдельных типов моторов.

Если у двигателя, имеющего карбюратор, идет черный дым из выхлопной трубы, то в первую очередь необходимо проверить сам карбюратор. Чаще всего происходит так называемый «перелив», то есть, количество поступающего бензина превышает норму. В свою очередь это может происходить по двум причинам.

Первая — неисправен игольчатый клапан (в просторечии его называют «иголка»). Он попросту залипает, и через него проходят излишки топлива. Вторая причина — засорение жиклеров. Они представляют собой форсунки небольшого диаметра. Зачастую при использовании некачественного отечественного топлива (или же попросту со временем) они забиваются, из-за чего в карбюраторе создается переобогащенная смесь.

Часто, чтобы решить проблему, достаточно прочистить его с помощью карбклинера. Если простая чистка не помогла — необходимо купить ремонтный комплект карбюратора, в который обычно входит новый клапан и жиклеры. Соответственно, выполнить их замену. В конце нужно правильно настроить карбюратор, выставить уровень бензина в камере.

Дымит черным из выхлопной инжектор

Отвечая на вопрос почему идет черный дым из выхлопной трубы у инжекторного двигателя можно выделить три основные причины.

Проблемы с форсунками

На инжекторном двигателе, как и на карбюраторном, форсунки со временем забиваются, особенно при использовании низкокачественного топлива. При этом сначала происходит ситуация, когда из-за забитых форсунок топлива недостаточно, а потом наступает некий момент, когда нарушается герметичность игольчатого клапана, они начинают пропускать и в камеру сгорания излишнее количество топлива. Естественно, что при таких условиях двигатель будет работать нестабильно, «троить», обороты двигателя будут «плавать», особенно на холостом ходу.

В данном случае рекомендуется выполнить очистку форсунок инжектора. Данную процедуру рекомендуется выполнять с использованием специальный средств для чистки через каждые 60…70 тысяч километров пробега вне зависимости от того, каким бензином вы пользуетесь.

Неисправные датчики

Работа инжекторного двигателя основана на командах от электронного блока управления (ЭБУ), который, в свою очередь получает информацию от расположенных в двигателе датчиков. Соответственно, при получении некорректной информации блок управления может дать команду на формирование слишком обогащенной смеси, что приведет к появлению черного дыма из выхлопной трубы. Какое используется топливо, газ, бензин или солярка, в данном случае неважно. При этом черный дым будет лишь внешним признаком неисправности. Также машина потеряет свои динамические характеристики, двигатель будет «троить», «чихать», обороты холостого хода будут плавать.

Для диагностики датчиков можно использовать как сканер, так и обычный мультиметр. Когда черный дым возникает при запуске холодного двигателя, то в первую очередь стоит проверить датчик расхода/давления воздуха, температуры двигателя, дроссельной заслонки, а если на горячем моторе, то и кислородный датчик (лямбду).

Топливный насос

У автомобилей, оснащенных инжекторными двигателями, топливный насос находится непосредственно в топливном баке, и оттуда подает бензин под высоким давлением в топливную рампу. В редких случаях бывает, что насос выдает слишком высокое давление, то есть, выше необходимого, из-за чего происходит перелив в камере впрыска, и как следствие — черный дым из выхлопной при запуске и/или же при работе на холостых оборотах и в движении.

Диагностика топливного насоса — дело достаточно сложное, и его лучше доверить специалистам. В частности, с помощью специальных приборов проверяется выдаваемое им давление и производительность. Так как часто увеличенное давление выдает не только сам насос, а неисправный регулятор.

Черный дым из выхлопной дизель

Заметьте что выхлоп даже исправного дизельного двигателя имеет черно-синий оттенок, в отличие от бензина или сжиженного газа. Поэтому нужно различать нормальное количество выхлопных газов и их чрезмерное количество, тем более с учетом того, что газы имеют характерный черный цвет.

Для любого дизеля характерны 4 основные причины по которым из выхлопной трубы идет черный дым:

  • недостаток воздуха (как забитый воздушный фильтр так и повреждение впускного патрубка);
  • слабая компрессия;
  • подтекание форсунок (особенно заметно при резком нажатии на газ или при движении с нагрузкой);
  • нарушен угол момента впрыска (ранний угол влечет за собой повышенного сажеобразования).

Далее об этих и других причинах подробнее.

Сажевый фильтр

Черный дым из выхлопной у дизеля будет зависеть от того каким экологическим нормам соответствует двигатель авто. Современные экологические нормы, в частности «Евро-5», предполагает установку сажевого фильтра, задача которого состоит в очистке выхлопных газов от вредных веществ. Соответственно если он вышел из строя будет валить черный дым.

При частично забитом сажевом фильтре из выхлопной трубы идет черный дым при перегазовке или просто при работе в нормальном режиме. Выхода из данной ситуации два — замена сажевого фильтра или его чистка.

Насос высокого давления

В дизельных двигателях за подачу и дозирование топлива отвечает насос высокого давления (ТНВД). Соответственно, при увеличении его интенсивности работы он выдает большее, чем необходимо, количество солярки, из-за чего и возникает перелив, приводящий в том числе к выхлопным газам насыщенного черного цвета.

На дизельных двигателях старого типа (классических) достаточно проверить работу насоса — его производительность, выдаваемое давление. В современных дизельных моторах, в частности, оборудованных системой Common Rail, также имеет смысл проверить работу датчиков, от которых информация поступает на электронный блок управления двигателем. Получение от них некорректной информации может стать причиной в том числе черного дыма из выхлопной трубы при резком нажатии на педаль газа или же просто в нормальном режиме работы двигателя.

Угол опережения зажигания

Речь идет о том, что в обычных (классических) системах дизельных двигателей может быть неправильно выставлен угол зажигания, в том числе и вследствие растяжения цепи. Это может стать причиной появления черного дыма из выхлопной на холодную, на горячую и в других условиях.

Обратите внимание, что в современных дизельных системах Common Rail такой проблемы нет, поскольку угол опережения выставляется автоматически блоком управления двигателя. Если же в такой системе угол сбивается — необходимо проверить работоспособность непосредственно электронного блока управления, а также работу датчиков, влияющих на корректную работу двигателя.

Турбированные двигатели

У двигателей, оснащенных турбинами, есть свои нюансы. В частности, причиной появления черного дыма из выхлопной трубы может быть как раз турбина. При нормальных условиях работы давление должно быть выше стандартного атмосферного на 0,8…1 атмосферу. Если измеренное давление выше или ниже указанного, то и тот и другой случай может привести к возникновению черного дыма в выхлопных газах.

Впускной тракт

Достаточно распространенной причиной черного дыма из выхлопной трубы является сниженная пропускная способность впускного тракта. Чаще всего критическим элементом в данном случае является воздушный фильтр. Он может быть забить по банальным причинам — его давно меняли, не в соответствии с действующим регламентом.

Соответственно через него проходит меньше воздуха, чем это необходимо для нормальной работы, тогда как топлива, на прежнем уровне. А значит, необходимо проверить состояние воздушного фильтра и в случае, если он был забит — поменять его на новый.

Система EGR

Достаточно распространенной причиной, почему валит черный дым из выхлопной трубы, является неисправная система рециркуляции отработанных газов — EGR (Exhaust Gas Recirculation). Дело в том, что системами ЕГР, в основном, оснащаются двигатели европейских машин с умеренным климатом. А вот при значительных морозах дизельный мотор прогревается не так быстро из-за чего заслонки и сервоприводы компонентов EGR попросту забиваются сажей. Ведь обогащенная смесь подается дольше чем обычно.

Соответственно, в режиме нормальной работы много выхлопных газов возвращается обратно во впускной коллектор. Это естественным образом приводит к нехватке воздуха для двигателя, что в свою очередь, приводит к появлению черного дыма из выхлопной. Если система рециркуляции исправна, то при полной нагрузке на двигатель она полностью закрывается.

Последствия повышенного сажеобразования

Первый негативный момент, который вы заметите — снижение мощности двигателя при повышенном потреблении топлива, но если интересует вопрос какие последствия черного дыма из выхлопной трубы, и можно ли вообще ездить на машине с таким симптомом можно отметить 5 основных предостережений:

  • вред окружающей среде за счет повышенного CO2 в выхлопных газах;
  • нагрузка на катализатор (сажевый фильтр);
  • прогар поршней и клапанов (под ударом находится вся ЦПГ так как лишнее топливо попадает в масло, возникают задиры);
  • нарушение работы клапанов (подвисание из-за нагарообразования);
  • риск гидроудара так как топливо может буквально лится в цилиндр.

Если вынув масляный щуп вы унюхали отчетливый запах топлива и смазка заметно стала жиже — необходимо срочно искать причину иначе грозит быстрый износ цилиндро-поршневой группы.

А вы сталкивались с возникновением черного дыма из выхлопной трубы? Что вы думаете по этому поводу? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Не нашли ответ на свой вопрос?

Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!

Белый, черный, синий – что означает цвет выхлопа дизеля?

19 января 2018 Категория: Полезная информация.

Конструкция дизельного двигателя предполагает утолщенные стенки блока, массивные детали, способные преодолевать экстремальные нагрузки, вплоть до перегрева или масляного голодания. Поэтому дизельные двигатели считаются прочнее и надежнее бензиновых. Другая особенность ДВС, работающих на дизельном топливе – зачастую первые же признаки проблем с их работой становятся очевидны внимательным автовладельцам. В частности, многое может рассказать цвет выхлопа дизельного двигателя. Давайте уточним.

Белее белого

Белый выхлоп – норма, когда дизельный мотор прогревается при существенном «минусе» на улице. Происходит это из-за того, что продукты сгорания конденсируются в то время как проходят через замерзшую топливную магистраль. Причем если мороз на улице сильный, белый выхлоп может сохраняться даже в работе полностью прогретого мотора.

Но ситуация меняется, если белый дым из выхлопной трубы валит при плюсовой температуре на улице. В таком случае можно предположить два варианта событий.

Первый – жидкость, охлаждающая двигатель, попала в камеру сгорания и конденсат, который мы видим в выхлопе – результат сгорания паров воды антифриза. Вариант тревожный, потому как, во-первых, пропуск антифриза в цилиндр очевидно вызывает перегрев мотора, и кроме того, вода, вступая в реакцию с серой (она содержится в ДТ), образует сернистый ангидрид – вещество, на раз-два разъедающий стенки цилиндра и поршень.

Другой вариант белого выхлопа при теплой погоде – признак проблем с воспламенением топливной смеси в цилиндре. То есть форсунки исправно подают топливо в камеру сгорания, хорошо его разбрызгивают, а вот момент воспламенения происходит позже положенного. В таком случае необходимо проверить компрессию мотора. Другие признаки в пользу версии с компрессией – двигатель неохотно набирает обороты, медленно разгоняется, при этом расход ДТ растет.

Чернее ночи

С черным выхлопе тоже возможны варианты. Первый – норма, когда черный дым кратковременно появляется в выхлопе при резком ускорении – особенно характерно это для турбированных дизельных моторов. Причина – турбина не успевает за электроникой, подача ДТ выросла, а обороты двигателя и наддув – нет.

Если мы говорим о стандартном атмосфернике, то на нем черный выхлоп может появляться в случае, если водитель «давит» двигатель на низких оборотах или о том, что воздушный фильтр и впускной коллектор забились, и потому подачи воздуха не хватает для эффективного сгорания ДТ. В случае если ТНВД подает слишком много топлива или подает его слишком рано, черный дым из выхлопной трубы появится тоже. То есть в любом из вариантов, черный выхлоп = сажа из ДТ = топливо сгорает в цилиндре не полностью. Устранить проблему нужно как можно быстрее, потому что помимо очевидного вреда экологии, сажа быстро забивает фильтр, а там уже и до проблем с датчиком кислорода и клапаном EGR недалеко.

Синий знак беды

Первое и самое важное. На исправном дизельном моторе синий выхлоп не появляется никогда. Значит, речь о серьезных неисправностях топливного узла.

Версия первая – моторное масло попало в цилиндр, как вариант - через несправные клапаны. В таком случае сизый дым будет пахнуть гарью.

Версия вторая – неисправная форсунка при распылении топливной смеси в цилиндр работает неточно; образующиеся крупные капли сгорают на поршне и вызывают его перегрев. Характерный признак – едкий, удушливый запах от выхлопа.

Версия третья – впрыск ДТ происходит слишком рано из-за проблем с механизмом подачи топлива в камеру сгорания, или газ распределяется неправильно ввиду неисправности ГРМ. Признак – синий дым из выхлопа имеет темный оттенок.

В любом случае, сизый дым из выхлопа – повод как можно скорее ехать к специалистам! Независимо от причин неисправности – а их может быть много и одновременно – дизельный двигатель с синим выхлопом очень «проседает» в мощности, расход топлива бешено растет, а сам мотор критически быстро выходит из строя.

Поэтому внимательный автовладелец всегда начеку, всегда знает, чем дышит и как себя ведет его автомобиль в нормальном и проблемном состоянии. И чтобы избежать серьезного ремонта, стоит такого рода внимательность в себе развивать.

О том, как самостоятельно отремонтировать форсунку, читайте здесь.

 Если вы в поиске качественных запчастей для своего дизельного двигателя, проверьте наш каталог.

Перейти в каталог

B&Е: Черный дым из выхлопной трубы – причины, последствия — DRIVE2

Черный дым из выхлопной трубы – причины, последствия

🔎 Знаете, к большому облегчению, это не говорит о серьезной поломке двигателя или вспомогательных к нему систем. Но если вовремя не устранить эту проблему, то возможно довести до плачевного состояния систему подачи, систему зажигания топлива, а также и сам двигатель, ведь именно они причины черного дыма из глушителя.

Проявляется: – в виде густого черного выхлопа из глушителя, особенно сильно идет, когда нажимаете на педаль газа. Причем автомобиль работает не стабильно, зачастую мотор «троит», плохо запускается с утра (особенно в зимний период времени). Увеличивается расход топлива.

🔎 Основные причины

Черный дым говорит о слишком насыщенной (переобогащенной) топливно-воздушной смеси. В цилиндры поступает много топлива, которое не успевает эффективно сгореть, поэтому выхлоп перекрашивается в черный цвет. Он намного токсичнее и вреднее, чем нормальный выхлоп, потому как даже катализатор не может способствовать сгоранию излишек топлива в выхлопе.

Основная причина этого неисправность системы подачи топлива, встречается у всех видов двигателя внутреннего сгорания (бензин, дизель).

Второй причиной может быть неисправность в системе зажигания, топливо не поджигается в камере и поэтому сырая смесь выходит напрямую в глушитель, причем двигатель будет нещадно «троить».

🔎 У карбюраторного зажигания

У карбюратора все достаточно просто – если выхлоп окрашен в серо-черные тона, присутствует не стабильность работы в первую очередь нужно смотреть сам карбюратор. Скорее всего, здесь имеет место быть перелив в поплавковой камере.

Происходит это по двум причинам:

1) Неисправна «иголка» (игольчатый клапан), она может залипать или наоборот пропускать излишки топлива.2) Засорились, закоксовались (от нашего топлива) жиклеры. Маленькие «форсунки» с точным размером.

Нужно разобрать карбюратор прочистить его, если не помогает, то нужно купить ремкомплект и заменить «иглу» и жиклеры и правильно установить уровень бензина в камере.

🔎 Инжекторный вариант

Тут все немного сложнее с одной стороны, и проще с другой. У инжектора нет камер с поплавком иголок и т.д., это совершенно другая система, которая подает топливно-воздушную смесь при помощи электроники. Впрыск в цилиндры происходит при помощи специальных устройств – «инжекторов», отсюда и название.

Основные причины черного выхлопа:

1) Зачастую причиной является сам инжектор, он попросту забивается и не может нормально подавать топливо. Происходит накопление давления, а потом «сильный» впрыск зачастую с излишками. Работа двигателя будет не стабильной, то низкие обороты, то высокие – простыми словами будут «плавать». В такой ситуации нужно прочистить инжекторы, существует много различных способов, от снятия топливной рейки, до специальных средств которые добавляются в бензин – решать вам, но после такой манипуляции зачастую можно избавиться от черного дыма из выхлопной трубы. Работоспособность восстанавливается. Чисткой нужно заниматься хотя бы раз в 60 – 70000 километров.

2) Так как система автоматизирована, она следит за различными циклами при помощи датчиков. Так вот если датчик не исправен, он либо вообще не даст запустить автомобиль, либо будет подавать слишком много топлива. Тут сами вы навряд ли сможете продиагностировать поломку, нужно ехать на СТО.

3) Топливный насос. Обычно у инжекторов он находится в баке, бывали случаи, когда он подавал увеличенное давление. Что также приводило к переливу в камерах впрыска. Опять же нужно заменить.

🔎 Дизельный двигатель

Вообще дизельный двигатель это рекордсмен по черному выхлопу. Все дело в том, что у него немного другая система воспламенения топлива (от давления), да и работает он на дизеле (солярке), а она даже в нормальном состоянии дает немного черновато-синий выхлоп. Вспомнить хотя бы наши «КАМАЗЫ». Однако в последнее время с таким выхлопом борются, он ведь очень токсичен и ядовит, в нем содержится много свинца. Поэтому сейчас практически на всех дизелях устанавливают «САЖЕВЫЙ ФИЛЬТР», в угоду нормам ЕВРО 5, он чистит выхлоп и не дает проникнуть в воздух вредным веществам.

Причины черного дыма:

1) Это банально выход из строя сажевого фильтра, его просто нужно заменить. Однако интенсивность дыма будет не такой высокой.

2) Сломался насос высокого давления. Идет излишний перелив. Просто нужно поменять.

3) Неправильный угол опережения зажигания. Нужно отрегулировать.

🔎 К чему может привести такой дым из выхлопной трубы

Если вовремя не предпринять меры, то можно нарваться на приличные неисправности. Так например у инжекторных автомобилей, быстро умирает катализатор, а вот заменить его очень не дешево (многие даже просто его убирают).

Также если будет большой перелив через «инжектора», это может привести чуть ли не к гидроудару, ведь иногда топливо подается в жидком виде, а не в воздушной смеси. Это очень опасно, сложная поломка.

На дизеле из большого объема топлива, может разорвать блок, потому как там давление еще больше чем у бензиновых двигателей.

Как видите, сам по себе черный дым не несет сложных неисправностей, но вот если вовремя на него не среагировать, это может вылиться в большие проблемы.

Причины чёрного выхлопа дизельных машин

При разгоне или запуске дизельного двигателя из выхлопной трубы выходит черный дым. Он указывает на проблемы с мотором или топливной системой. Разберемся с источником черного выхлопа + видео как устранить.

При обследовании дымящего двигателя сначала убедитесь, что дым не прекращается после достижения мотором рабочей температуры.

Основные причины
  • Засорен воздушный фильтр или входной воздушный тракт (когда его надо менять?)
  • Низкая компрессия (как проверить компрессию двигателя)
  • Неисправна система регулирования давления наддува
  • Засорена выхлопная система
  • Неправильно установлены фазы газораспределения или начала впрыска
  • Подтекает запальная свеча (при ее наличии)
  • Слишком малое давление впрыска топлива из-за срабатывания форсунок или установлены форсунки несоответствующего типа
  • Неисправен ТНВД (топливный насос высокого давления) или ТНВД не того типа
  • Перегрузка двигателя (при разгоне)

Часть пунктов перечисленных в описании причин неисправностей можно отбросить, если тщательно исследовать ту самую сажу из выхлопа (частички сажи, капли, масляные пленки, запах).

Черный дым из выпускной трубы дизеля образуется при неполном сгорании топлива, когда не сгоревшие углеводороды преобразуются в сажу. Неполное сгорание означает, что в камере сгорания либо недостаточно кислорода (т.е. воздуха), либо избыток топлива. Очевидной причиной недостатка воздуха является засорение фильтра двигателя..

О причинах белого и черного дыма читайте в данной статье.

Причина плохого заполнения цилиндров воздухом могут быть также неправильно отрегулированные зазоры клапанов или износ кулачков распредвала. Топливо может не полностью сгорать при неправильной установке начала впрыска (поздний впрыск) либо при неисправности форсунки, которая не обеспечивает хорошего распыления топлива.

Причинами копоти может быть утечка форсунок (давление открывание слишком низкое), низкое цетановое число топлива или обильное попадание охлаждающей жидкости в камеру сгорания.

Видео — как устранить?

Чтобы точнее определить причину — проверьте устройство забора воздуха или выхлопную систему. Также проконтролируйте давление наддува (на дизелях с турбонаддувом), регулировку клапанов, компрессию в цилиндрах, состояние системы охлаждения и уровень масла и наличие следов прорыва газов в картер.

Статьи по теме


Смотрите также