Что такое халифат


Халифат – что это такое?

Халифат – это арабо-мусульманское государство, которое было создано пророком Мухаммадом в VII веке, а возглавляли его халифы («наследники»). В последствии халифатом стали называть систему теократического исламского государства; древняя форма правления, которая появилась после смерти Мухаммада. После появления, а затем и в средние века, халифаты были распространены и представляли из себя небольшие образования. Так что же такое халифат, говоря простыми словами?

Халифат – это уникальная форма правления, которая несколько веков назад была популярна на территории исламских государств. Лидером и правителем халифата является халиф, который имеет абсолютную власть. Правительство представляет из себя совет старейшин, основной задачей которого является предложение идей и советов, которые халиф может использовать.

Некоторые современные террористические группировки (запрещённые в России организации) решили восстановить халифаты, но это оказалось довольно проблематично, так как люди не хотят тоталитаризма в своей стране. Тем не менее, в 2014 году было объявлено о создании халифата в Ракке (город на севере Сирии).

В наши дни основной целью создания халифатов является захват природных ресурсов, поэтому попытки создания халифатов приводят к вооруженным конфликтам, что ведёт, как правило, к уничтожению террористических группировок.

Но у современных халифатов, которые пытаются создать террористические организации, мало чего общего с теми халифатами, которые существовали полторы тысячи лет назад. Дело в том, что халифат должен развиваться только по мирному пути, а не при помощи завоеваний, захватов и террористической деятельности.

Говоря простыми словами, халифат – это государственное образование со своими правилами и сводами законов, которым управляет единый правитель, советующийся со старейшинами. При этом, подразумевается, что развязывание агрессии и завоевание других территорий исключено.

С современным халифатами, провозглашаемыми террористическими организациями, это имеет, как уже говорилось ранее, мало общего.

что это такое простыми словами

Что такое “Халифат” простыми словами

Нередко в телевизионных передачах, исторических журналах и статьях приходится встречаться с понятием «халифат». По мнению одних граждан, халифат являет собой давно утерянную форму правления, по мнению других – это разновидность вероисповедания арабов. Также бытует мнения, что халифат как вид власти существует и на сегодня. Чтобы не теряться в гипотезах, предлагаю детальнее рассмотреть понимание «халифата» и его роль от момента образования до наших дней.

Зарождение Халифата

Датой его появления считается 624 год, когда начал свое правление Абу Бакра. Он ввел само понятие «халифат», что с арабского переводится как «главенствующий над верующими», однако именуемая им форма правления уже существовала как 50 лет. Основателем данной вида власти является Мухаммед.

За 61 год правления он полностью реорганизовал структуру государства, превратив его в одну из самых больших империй от Тихого океана и до Японии. По сути, Мухаммед был первым халифом. Во времена его жизни быть халифом означало быть правителем. Им мог стать только пророк, то есть посланник великого Аллаха, главной задачей которого было передавать истину и откровения единого Бога.

Пророк для арабов имел почти божественный статус. Он считался дорогой между верующими и Аллахом. Поэтому если халиф принимал какое-либо решение или что-то создавал, это считалось святым посланием Бога. Многие историки придерживаются мнения, что Мухаммед имел тяжёлое психическое расстройство, однако за приданиями Корана, пророк не может быть сумасшедшим.

Халифат считается теократической формой правления, т. е. во главе с Богом. Однако даже великий пророк использовал религию чтобы скрепить государство и централизовать правление. Вид власти скорее считается демократическим, ведь правитель выбирается народом, а не с помощью религиозных обрядов.

Основную роль здесь сыграло написание Мухаммедом 114 глав (ссур) Корана. Считается, что устами Мухаммеда управлял Аллах. В исторических справочниках указывается, что речь Мухаммеда отличалась от той, что была в Коране. Эта работа уникальная как в историческом, так и литературном плане. Но основное предназначение священной книги – свести самостоятельные арабские народы к единой вере и правителю.

Немного истории

С началом правления халифа народы сохранили еще первобытные формы жизни: часто наблюдалась месть за родственника, заживо хоронились рожденные девочки (если боялись, что не хватит пищи). До появления Корана бытовало многобожье, в основном язычество.

С помощью Корана и Сунны Мухаммед смог контролировать как политическую, так и повседневную жизнь мусульман. В Сунне описываются деяния, помыслы и существенные этапы жизни пророка. В священных писаниях отображается образцовое отношение к порядочности, семье, добродетели. Эти книги являются идеалами жизни для верующих и до сегодняшнего дня.

Таким образом, в промежутке между 6-7 веком халифат был формой правления Мухаммеда, которая являлась политической и духовной основой для мусульман.

Вершина развития Халифата

Наивысшая точка процветания империи – второй период правления пророка (приблизительно от 600 года). Весь период правления характеризуется, главным образом, многочисленными военными походами. Они расширили территорию государства минимум в 3 раза. Также, Мухаммед перенес столицу Аравии из Мекки в Медину, хотя в Мекке прокладывались многие торговые пути халифата.

Развивать в Аравии сельское хозяйство возможно только на небольших оазисах. Чтобы поднять уровень жизни жители начали активную торговую и финансовую деятельность. Халифат специализировался на изготовлении дорогих, редких тканей (в первую очередь шелк), приправах, восточных лакомствах, высоко оцениваемых металлах, перце и т.д. Наивысший уровень развития торговля получила в 9-12 в.в.

Вследствие прохода каравана через территории ближайших государств, народы-соседи подняли уровень развития собственной промышленности и значительно окрепли.

Падение Мусульманского государства

Спустя полтора столетия после смерти Мухаммеда, пророком стал Али. Он хотел, чтобы следующим халифом стал его сын аль-Ханса, поэтому побеспокоился о передачи звания халифа по наследству. Изначально халифом мог стать любой достойный мусульманин. Новшество вызвало неприятие части граждан – начал развиваться сепаратизм. В разных частях Аравии начали устанавливать разных правителей, поэтому государство ослабло.

С центрированием на развитии торговой сферы арабы стали меньше заботится о военной подготовке. Поэтому перевозчикам приходилось платить огромную контрибуцию за перевоз товара по чужой территории. Усиливалось военное давление со стороны западных стран, Византии, монгол, кочевых народов. В результате халифат прекратил существование в 1924 г. Однако Исламское государство само огласило себя халифатом. Поэтому мнение о его сегодняшнем существовании весьма противоречиво.

что это такое, простыми словами

Халифат – уникальная форма правления, которая получила определенное распространение на территории исламских государств. Лидером или правителем региона был халиф. В настоящее время представленные политические и государственные организации не используются, так как в них халиф является абсолютным правителем и ему подчиняются все. Простыми словами что такое халифат можно сказать – что это форма тоталитарного авторитаризма. Правительство состоит из совета старейшин – Шура. В него также могут входить влиятельные люди. Основная задача участников данного совета давать дельные советы, которые может правитель применить в своей работе.

Что такое Халифат – простыми словами

Настолько древняя форма правления государствам появилась после смерти Мухаммеда. Власть перешла в руки четырех халифов, которые разделили территорию на равные части и обязаны были нести наследие и его идеи в народ. На начальных этапах зарождения государственности и в средние века, халифаты были распространены и представляли собой небольшие образования.

Также Османская Империя носила статус халифата до 1924 года. В последствие к власти пришел первый президент, что ознаменовалось созданием демократического общества. Не многие понимают, что это такое халифат даже самыми простыми словами.

Читайте еще: Что значит, если водитель показывает ладонь с растопыренными пальцами

Ближний Восток – это территория, которая на протяжении всего существования человечества была во власти халифов. Но в современных реалиях такой вид государственности утратил ценность, так как в значительной степени прижимал права народа.

Восстановить халифаты решили террористические группировки такие как «Исламское государство» и «Аль-Каида». На данный момент были предприняты безуспешные попытки, но все это привело только к большим потерям, так как народ не хочет тоталитаризма в своей стране.

Интересно!

В 2014 году один из лидеров ИГ (запрещенная организация в РФ) сообщил о создании собственного халифата в Ракке.

Создание таких небольших государственных объединений в современных условиях только преследует единственную цель – завладеть природными ресурсами в частности нефтью. Поэтому любые попытки создания незаконных государств и халифатов ведет к вооруженным конфликтам и уничтожению всех террористических группировок.

Современный ИГ не ставит перед собой цель создать полноценное государство и помочь народу – это только личное обогащение и считать их завоеванные территории халифатом ни в коем случае нельзя.

История Халифата: появление

Зарождение религии ислам в 7 веке привело к тому, что нужно было создавать государственность для верного управления регионом и народом. Именно поэтому последователи пророка Мухаммеда решили вопрос созданием единоверной общины – умма.

Это было первоначальное зарождение будущего халифата. Дальнейшие завоевания арабских правителе привели к образованию великого Арабского халифата. Это единственный вариант, когда управление соответствовало всем канонам ислама. В состав государства вошли все земли, которые проповедовали ислам.

Интересно!

Мухаммед разработал основные государственные каноны существования халифата.

Читайте еще: Зачем гаишники прокалывают глаза на фотографии правах

Халифат в переводе с арабского значит «наследование». То есть трактовать образование названия можно следующими словами. После смерти Мухаммеда его последователи унаследовали власть и должны были проповедовать ислам.

Стоит отметить что правителям халифатов удалось создать уникальные условия для своего народа. По мнению многих историков это был Золотой век для приверженцев Ислама.

Конфессиональные споры и завоевания новых территорий

Преемником Мухаммеда стал его друг-пророк Абу Бакра ас-Саддика. С самого начала правления его действия были направлены на завоевание новых территорий. Все военные действия против отступников, которые не хотели принимать ислам вели к геноциду.

Но это положительно сказывалось на самом халифате, так как они получали несметные богатства и новые территории. Всего, кто не придерживались учений Мухаммеда стали создавать свои общины. Сегодня узнать, что это такое халифат простыми словами будет затруднительно, хотя есть подробные научные понятия.

Халифат – это часть исламской религии и то каким образом должно существовать государство на благо своего населения. Мирная жизнь населения в достатке – это основная цель халифа. В общем чтобы более основательно понять все это, нужно погрузиться в историю.

Читайте еще: Бесплатная парковка для инвалидов в любом регионе

В последствие халифы, которые придерживались действий Абу Бакра, продолжали покорять другие народы и делать свое государство более масштабным. То есть сам Халифат состоял из нескольких десятков халифатов и их число постоянно увеличивалось с завоеванием новых территории.

Отклонением от проповедей Мухаммеда привело к тому, что халифа не выбирали старшины, а власть передавалась из поколения в поколение. То есть халифат перестал выполнять свое назначение, можно было считать его полноправной монархией.

Переход от воинствующего сознания на мирное

Многие понимали, что действия правящей династии не соответствуют исламским канонам и нужно было предпринимать какие-то действия. На тот момент положение арабов на завоеванных территориях только усугублялось, так как им приходилось платить налоги, и большую часть времени они находились в постоянной боеготовности.

Важно!

Халифат, созданный для войны, не является халифатом, его главная задача создать лучшие условия жизни для людей, проповедующих ислам.

Арабский халифат – стал школой для воинов профессионалов. Их основной задачей и работой было завоевание других народов и покорение неверных. Также воинам запрещалось иметь свои земли и вести оседлый образ жизни, это полностью ограничивало их мышлением и в любом случае им приходилось кочевать с войском.

В последствие династия Омейядов исчезла и к власти пришли новые правители, которые решили выбрать мирный путь. Все запреты были сняты и исламский народ направили по мирному пути.

Нужно понимать, что халифат создается не для войны и поиска наживы, а как государство, которое сможет создать для своего народа лучшие условия жизни мирными инструментами. Именно это и пропагандировал Мухаммед, которые старался внушить своим пророкам правильные действия в отношение приближенных.

Читайте еще: Медсправка для водительских прав: как получить в 2019 году

Для большинства читателей простыми словами донести что это такое халифат очень трудно. Касаясь истории возникает множество спорных вопросов.

Распад халифата

Уже со второй половины 9 века в политической жизни халифата начались серьезные проблем, и он распался. После, основной целью правителей были завоевания, которые пытались не создавать халифаты, а подчинить их себе. Угнетение столь важной для культуры Ислам государственности, привело к серьезным народным распрям.

В результате правители-халифы просто исчезли. В последствие только Османская Империя имела схожие условия в правлении что и у халифата.

Важно!

Халифат как государственность существовал недолго, так как власть, переданная человеку, всегда вела к его угнетению и появлению жажды наживы.

По большому счету народное осознание несостоятельности государственного управления халифатом привело к многочисленным восстаниям на Ближнем востоке. Сепаратистские течения все с большей силой и агрессией пытались побороть влияние халифов.

На данном этапе современности понимание того что такое халифат приводит к тому, что такой государственный строй можно приравнять к авторитаризму.

Современное понимание слова халифат

Для большинства читателей даже простыми словами очень сложно объяснить, что такое халифат. Проблема заключается в том, что такая форма правления использовалась полторы тысячи лет назад. Главари теоретических организаций, которые пытаются создать халифат используют только название, а саму суть они не смогут реализовать, так как все должно идти только по мирному пути.

Ислам – это мирная религия, а когда человек пытается доказать, что оружием прикрываясь религией не является таковым. Чаще всего это сторонние течение ислама которые полностью перестроили учения Мухаммеда под свой лад.

Халифат – это государственное образование, идентичное республике, но имеющая свои правила, своды законов, единого правителя, который должен советоваться со старейшинами. Завоевательные действия полностью исключены в данном случае и любое развязывание агрессии. Именно так простыми словами можно сказать что это такое халифат.

Арабский халифат – древнее государство, которое пытаются возродить в наше время

Возникновение халифата тесно связано с зарождением такой мировой религии, как ислам, которая появилась в 7 веке. У истоков создания такого государства, как арабский халифат, стоит пророк Мухаммед, который исповедуя единобожие, объявил себя пророком и в городе Хаджизе создал общину из единоверцев.

Постепенно расширяя сферу своего влияния, Мухаммед сумел заложить основу такого мощного государства, как арабский халифат. Приобретая с каждым годом всё больше единоверцев, мусульмане смогли завоевать целый ряд государств, которые и образовали такое мощнейшее азиатское государство, которым являлся арабский халифат.

Почему империя называлась халифат?

Образование халифата пошло усиленными темпами после смерти пророка Мухаммеда. Само слово «Халифат» имеет несколько значений:

  • Это название государства, во главе которого стоит халиф, то есть вотчина халифа;
  • Религиозно-политическая организация, вся власть в которой принадлежит халифу.

Арабский халифат существовал с 632 по 1258 годы, за время своего существования, добился огромных успехов, как в искусстве войны, так и в культуре и науке. История халифата насчитывает 3 основных периода:

  1. Начался в 632 году. Данный период характеризуется преобладанием так называемого «чистого арабского духа» и праведностью правления 4-х халифов. В то время арабы больше всего ценили доблесть, честь и славу. Карта халифата за этот период значительно увеличилась, так как было завоёвано множество земель;
  2. Период династии Омейадов. Также характеризуется многочисленными военными походами;
  3. Воцарение, рассвет и упадок династии Аббасидов.

Вот список исторических халифатов, которые обладали реальной властью:

  • Арабский халифат, который просуществовал до 1258 года;
  • Праведный халифат. Просуществовал с 630 по 661 годы;
  • Омеядский халифат. Его существование продлилось с 661 по 750 годы;
  • Кордовский халифат. Данная империя располагалась на территории современных государств Испания и Португалия. Кордовский халифат был образован в 929 году и просуществовал до 1031 года;
  • Аббасидский халифат был образован в 750 году и просуществовал до 1258 года. За эти годы данный халифат дважды попадал под власть завоевателей.

Хотя по своей сути все эти халифаты кроме кордовского — это тот же арабский халифат, тем не менее, их принято выделять отдельно.

Эпоха правления выборных халифов

После смерти пророка Мухаммеда, страну начали раздирать споры, суть которых сводилась к тому, кто же станет новым халифом могучей империи. В конце концов, был выбран самый близкий человек из окружения Мухаммеда – Абу Бакр ас-Саддик. Будучи ревностным мусульманином, он начал своё правление с объявления войны всем неверным, которые после смерти Мухаммеда переметнулись к лжепророку Мусайлиме. Через некоторое время халиф Аба Бакр ас-Саддик разбил сорокатысячную армию неверных в битве при Аркабе, завоевав для своей империи новые обширные территории. Следующие выборные халифы продолжили расширять границы своей империи, пока последний из них Али ибн Абу Талиб не стал жертвой хариджитов, которые были отступниками от основной ветви ислама.

Следующий халиф Муавия I захватил власть силой и назначил своим преемником сына, положив начало наследственной монархии.

Развитие арабской империи до битвы при Пуатье

Халиф Муавия I, который назначил преемником своего сына, безжалостно расправлялся со всеми противниками ислама. Его сын Язид I ещё больше раздвинул границы империи, но был осуждён народом за убийство внука пророка Мухаммеда. Его сын продержался у власти не более года, после чего халифом стал представитель поддинастии Марванидов.

Арабская империя в этот период захватила огромные территории в Индии, Афганистане, на Кавказе, и даже часть Франции оказалась в руках у арабов. В Европе остановить завоевателей удалось только в 8 веке великому полководцу франков Карлу Мартелю. Его войска смогли разбить намного превосходящие силы противника в битве при Пуатье.

Государственный строй империи в этот период характеризуется появлением касты воинов. Арабы хотя и жили на захваченных территориях, но их жизнь мало чем отличалась от жизни в военном лагере – в любой момент нужно было ожидать нападения врага. Этому немало поспособствовал очередной халиф Умар I. Именно он сделал из воинов ислама настоящую воинствующую церковь. Любой, кто не принимал мусульманство, подлежал немедленному уничтожению.

Ближе к концу данного периода уменьшилось количество военных походов. Роль профессиональных воинов уменьшилась, и они постепенно стали превращаться в помещиков. Так как раньше существовал запрет на покупку воинами земель, они были вынуждены всю свою жизнь проводить в битвах. После снятия запрета, количество помещиков резко возросло.

Халифат династии Аббасидов и ослабление халифата

Халифат династии Аббасидов является настоящим «золотым веком» в истории развития арабского государства. Воспоминания об этом времени до сих пор является гордостью всех мусульман. В эту эпоху на главенствующее место вышла не политическая власть, а религиозное влияние.

Аббасиды способствовали развитию государства, в эпоху их правления появилось множество знаменитых на весь мир учёных, полководцев, историков, медиков, поэтов и торговцев. Арабские летописцы и купцы объездили весь мир, составили множество карт.

Уже в 9 веке в Арабском халифате были заложены основы тех процессов, которые в конечном итоге привели к его уничтожению. Эту ошибку совершил халиф Мутасим, который ещё до прихода власти начал готовиться, набирая для себя личную гвардию из тюрков. Для этого, он сначала скупил всех тюркских рабов в Багдаде. После прихода к власти, он продолжал выделять свою тюркскую гвардию, которая с годами сделалась подобной римской преторианской гвардии. Постепенно тюркская гвардия стала настолько влиятельной, что диктовала свои условия халифам, которые фактически потеряли реальную власть.

В этот же период персы, почувствовав слабость арабского халифата, начали поднимать восстания, которые в конечном итоге привели к отколу Ирана от империи. Централизованная власть настолько ослабла, что Египет и Сирия тоже обрели независимость. Другие государства, которые входили в состав арабского халифата, тоже заявили свои права на независимость.

Распад халифата

Так как власть халифов серьёзно ослабла, начиная с 847 года, правители пытались заручиться поддержкой духовенства, чтобы те повлияли на народ. Начался период гонения всех отраслей наук, не исключая даже математику. Учёные объявлялись врагами ислама и безжалостно уничтожались. Ничего хорошего из этого не вышло. Умнейшие люди покинули халифат, а оставшиеся не в силах были как-то повлиять на ситуацию.

Уже в начале 10 века тюркская гвардия полностью захватила власть в стране, оставив халифам только Багдад и громкие титулы. Вскоре династия Буидов, заметив ослабление халифата, собрала войско и получила власть над империей почти на 100 лет, хотя прежние халифы всё ещё юридически считались правителями страны.

В 11 веке власть в арабском халифате захватили турки-сельджуки, которые практически уничтожили мусульманскую цивилизацию. Через 200 лет территория некогда могущественного государства была вновь разграблена очередными захватчиками. На этот раз это были монголы, которые окончательно уничтожили арабский халифат.

Самый известный арабский халиф

Багдадский халиф Харун ар Рашид был самым знаменитым халифом в истории арабского государства. Считается, что именно при нём арабский халифат достиг вершины развития. Правитель очень благоволил к различным учёным, поэтам и литераторам. Однако, весьма развитый в духовной сфере правитель, был совершенно непригодным в качестве военачальника или жесткого администратора. При его правлении страна оказалась предоставленна рукам чиновников, которые спешили набить свои собственные карманы. Точно известно, что Харун ар Рашид послужил прообразом халифа из знаменитой на весь мир книги сказок «Тысяча и одна ночь».

Несмотря на все минусы правителя, именно он смог собрать в своей стране достижения знаменитых мировых культур различных эпох, объединив их на основе арабского языка. При Харуне ар Рашиде империя прекратила экспансию, поэтому бурно начала развиваться торговля. Так как богатому государству требовалось множество различных товаров, которых не было в арабском государстве, торговля послужила толчком к развитию мореплавания. Стали развиваться различные ремесла и искусства. В те времена арабские мастера прославились как лучшие оружейники. Знаменитые дамасские сабли и прочее богато украшенное оружие ценилось на вес золота.

Кордовский халифат, его расцвет и падение

Кордовский халифат был основан одним из потомков Омеядов, который был вынужден покинуть арабский халифат. Потерявший власть Абд ар-Рахман I в 756 году принял титул эмира. Стремясь восстановить свою власть, он подчинил себе всех мелких правителей на территории современной Португалии и Испании. Его потомок Абд ар-Рахман III в 929 году торжественно провозгласил себя халифом. Именно в годы правления этого халифа и его сына, кордовский халифат достиг своего наивысшего рассвета.

Воины халифата наводили ужас на всю средневековую Европу, а уровень жизни халифата намного превосходил европейский уровень жизни того времени. Часто европейцы смеялись над воинами халифа, которые соблюдали гигиенические процедуры, называя их «чистюлями».

В начале 11 века кордовский халифат потерял сильную централизованную власть и распался на ряд мелких эмиратов.

Арабский халифат сегодня

Сегодня можно наблюдать за попыткой возрождения арабского халифата. Печально известная своими терактами группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» давно уже заявила всему миру, что создаёт новый халифат, который превзойдёт своей славой все достижения средневекового арабского халифата. Воспользовавшись постоянными сварами племён и религиозных группировок, бандиты захватили часть территории Сирии и Ирака. Объявив о создании Исламского государства, группировка провозгласила своего лидера халифом, и предложила всем правоверным мусульманам присягнуть на верность новому халифу всех мусульман Абу Бакру Багдади. Громко заявляя о своих правах терактами по всему миру, группировка пыталась узаконить захват территорий Ирака на политической карте мира.

Тем не менее, притязания экстремистской группировки на абсолютную власть не только в регионе, но и во всём мире, породили недовольство среди других бандитских и религиозных группировок. Например, знаменитая «Аль-Каида», после нескольких попыток направить развитие новоиспечённого халифата в соответствие со своими интересами, полностью отреклась от «Исламского государства».

Даже такие серьезные государства, как ОАЭ и Саудовская Аравия, восприняли заявления Исламского государства, как личное оскорбление. Особое недовольство выказывает король Саудовской Аравии, который имеет титул «Хранитель двух святынь», что по мнению многих мусульман практически равнозначно титулу халифа.

Военные действия против Исламского государства

Войска США, недовольные агрессивными действиями новоиспечённого халифата, давно уже вели войну с Исламским государством. Создавалось впечатление, что Америка была не заинтересована в окончании этого конфликта. Иначе как можно объяснить тот факт, что одна из мощнейших мировых держав никак не могла расправиться с кучкой бандитов, возомнивших себя правителями мира.

Вмешавшись в данный конфликт в 2015 году, Россия нанесла ряд ударов по позициям и объектам Исламского государства в Сирии. К декабрю 2016 года российская авиация совершила более 30 000 боевых вылетов, уничтожив более 62 000 вражеских объектов. 6 декабря 2017 года замминистра обороны России В.Герасимов заявил, что территория Сирии полностью зачищена от боевиков Исламского государства.

Арабский халифат внёс бесценный вклад в мировую культуру. До сих пор люди во всём мире читают знаменитых поэтов той эпохи. Попытка террористов возродить халифат в настоящее время, опираясь на грубую силу, смотрится просто смешно.

Что такое ХАЛИФАТ - что это, слово, определение, структура и суть

22Мар

Что такое Халифат

Халифат – это древняя традиционная исламская форма правления государством, в главе которой стоит назначенный или выбранный лидер, называемый халифом.

 

Халифат и его структура.

 

Хотя формально халиф является единоличным правителем государства, в структуре власти существует некое подобие парламента (совета), который называется – Шура. По своей сути это совет из старейших и влиятельнейших представителей простого народа, которые в зависимости от особенностей правления, могут как давать советы правителю, так и избирать нового.

 

 

История Халифата — простыми словами, кратко.

 

Свое начало данная форма правления берет после смерти Мухаммеда. Первые четыре халифа были его последователями, что в свою очередь было призвано нести наследие его власти. Халифат как политическое образование имело широкое распространение в истории. В пример можно привести Османскую империю которая была ключевым игроком в исламском мире. Данная форма правления была упразднена в Турции в 1924 году, это сделал президент Мустафа Кемаль Ататюрк.

 

 

Хотя халифат на Ближнем Востоке был значительной политической силой в мире в XX веке, никаких успешных попыток восстановить его не было. Несколько религиозных террористических групп, включая «Аль-Каиду» и «Исламское государство», выразили желание или намерение восстановить это правительство. Но так как у подобных групп разные представления о такой форме правления, шансов на восстановление всеобщего халифата мало. Более того стоит сказать, что все подобные попытки восстановления принесли миру только смерть и страдания обычного народа.

 

Получи плюсик к карме - поделись добром с друзьми:

VK

Facebook

Twitter

Халифат, Его Карта, История Возникновения, Образование и Распад, Арабская Империя, Кордовский Эмират, Какие Страны Входили, Состояние на Сегодня

29.04.2019

В июне 2014 года один из лидеров «Исламского государства» Абу Бакром аль-Багдади заявил об образовании общемирового халифата со столицей в сирийской Ракке. Но уже через два года этот город оказался в окружении, а против самого ИГ выступили самые крупные мировые государства. Какую роль играл ИГ прежде и что с ним стало к сегодняшнему дню?

Халифат ИГ вчера и сегодня

Так называемое «Исламское государство» (запрещенное в РФ) начало свое формирование в 2013 году на территории Ирака и Сирии. В 2014 году боевики ИГ уже контролировали 35% сирийской территории и большинство ее нефтегазовых залежей. В сумме территория, контролируемая группировкой, доходила до 90 тысяч кв. км, но к 2016 году ИГ лишилось около 22% всех территорий. В ИГ состояло приблизительно 33 тысячи наемников. В декабре 2015 года сообщалось о примерно 2 000 российских граждан, которые сражаются за халифат. Что же представляет собой халифат?

История Халифата: появление

Из основных общемировых религий самой молодой является ислам. Его зарождение в VII веке н.э. связано с пророком Мухаммедом, исповедовавшим единобожие. В Хаджизе (Западная Аравии) была основана единоверная община (умма), ставшая прообразом будущего государства. Дальнейшее покорение аравийских территорий, а также прочих держав определило появление могущественного Арабского халифата. В него вошли многие земли, принявшие тем самым ислам.

Халифат: что это такое

Наименование «халифат» (замещение, наследование) в арабском переводе обладает двумя значениями. Это название великого государства того времени, основанного последователями пророка после отхода его в мир иной, а также титул верховного правителя, во власти которого были все государства халифата.

Время бытия этого государственного образования было отмечено расцветом научных и культурных областей, а также периодом так называемого исламского Золотого века в 632–1258 годах.

Конфессиональные споры и завоевания новых территорий

Появление халифата спровоцировали дебаты о преемнике Мухаммеда после его кончины. В результате повелителем и конфессиональным лидером стал близкий друг пророка — Абу Бакра ас-Саддика. Свое правления он начал с того, что развязал военные действия против вероотступнического движения, члены которого отошли от учений Мухаммеда и стали приверженцами лжепророка Мусайлимы. Все их сорокатысячное войско было разбито в сражении при Аркабе.

Следующие за Абу Бакром халифы-праведники продолжали покорение народов и расширяли границы халифата. Последним был Али ибн Абу Талиб, ставший жертвой восставших хариджитов. На этом закончилась выборность правителей, поскольку овладевший властью халиф Муавия I поставил своего преемника – сына. Это установило в государстве наследственную монархию ― Омейядский халифат.

Новая империя, второй халифат

Этот исторический период в арабском мире связан с династией Омейядов, представителем которой был и Муавия I. Сын, унаследовав всю полноту власти, еще более расширил границы халифата. Он захватил многие страны, такие как Афганистан, Северную Индию, Кавказ, а также части Франции и Испании.

И только лишь византийскому императору Льву Исавру и болгарскому хану Тервелу удалось положить предел территориальной экспансии халифата. Спасение от арабских захватчиков европейские летописцы приписывают военачальнику Карлу Мартелю. Армия франков под его командованием наголову разгромила войска завоевателей в прославленной битве при Пуатье.

Переход от воинствующего сознания на мирное

Началу периода Омейядского халифата свойственно то, что положение арабов на захваченных ими же территориях было очень сложным. Их быт напоминал обстановку военного лагеря в постоянной боеготовности. Это произошло вследствие чрезвычайно религиозного рвения одного из правителей той поры Умара I. Из-за него ислам стали называть воинствующей церковью.

Арабский халифат породил бесчисленные группы воинов-профессионалов. Это были люди, единственной деятельностью которых было участие в завоевательных походах. Для того, чтобы мышление этих воинов не могло перестроиться на мирную стезю, им запрещалось владеть землей и вести оседлый образ жизни. В конце правления династии Омейядов все изменилось. Запреты были отменены, и многие ветераны стали владеть землей, отдав предпочтение мирному жизнеустройству.

Возникновение халифата Аббасидов

Подлинное величие наряду с культурным расцветом и наибольшей славой исламская империя обрела именно в Аббасидском халифате. Даже сегодня о нем помнит большая часть мусульман. Любые воспоминания о той поре укрепляют гордостью их дух. Аббасиды — династия, подарившая народу немало выдающихся государственных деятелей. Они были и полководцами, и финансистами, и подлинными ценителями многих видов искусств.

Аббасиды ликвидировали всех Омейядитов, однако избежавший преследования внук Хишама  Абд ар-Рахман ибн Муавия образовал в Испании Кордовский халифат.

Халифы — покровители ученых и поэтов

Принято считать, что арабский халифат Харуна ар Рашида — одного из самых ярких правителей своей династии — добился наивысшего расцвета. Харун ар Рашид был известным покровителем ученых, литераторов и поэтов. Тем не менее, отдав себя целиком духовному развитию государства, халиф проявил  плохие администраторские, а тем более полководческие качества.

Торговые связи и развитие экономики

Арабское покорение народов поспособствовало развитию торговых взаимоотношений, а также распространению мусульманского государственного уклада. На огромных восточных и европейских территориях воссоздавались и укреплялись торговые направления, проторенные еще в античные времена. По ним перемещалось множество торговых караванов с самыми разнообразными видами грузов и товаров. Пик расцвета торговли приходился на IX–XII века.

Торговые лавки европейских государств наполнялись пряностями, экзотическими фруктами, восточными сладостями, изделиями арабского ремесленничества, драгоценными камнями и золотыми украшениями. Вследствие развития ремесел и торговых отношений множество государств, находящихся в составе Арабского халифата, испытывали экономический и культурный подъем. На маршрутах трансарабских торговых связей появлялись все новые и новые города.

Кроме того, улучшалась жизнь самих арабов. Благодаря оживленной коммерции, старинная Мекка превратилась в крупнейший торгово-ремесленнический центр. Карта халифата той поры обзавелась многими новыми торговыми центрами, а прославленные восточные базары становились воплощенными легендами.

Распад халифата

Со второй половины IX века, вслед за смертью Харуна ар Рашида, в политической жизни халифата обозначились процессы, которые в итоге произвели к его распаду. Так, еще в 833 году правитель Мутасим сформировал преторианскую тюркскую гвардию. С течением времени гвардия превратилась в настолько мощную политическую силу, что правители-халифы попадали в зависимое от нее положение и почти утрачивали свои права на самостоятельность в принятии решений.

Именно в тот же самый период шло возрастание национального самосознания у зависимых от халифата персов. Это стало основанием для их сепаратистских воззрений, что обернулось в дальнейшем отсоединением иранской части халифата. Всеобщему распаду халифата послужил также и быстрый темп отделения от него на западе египетских и сирийских государственных образований. Ослабленная централизованная власть не могла уже противостоять многим претензиям на независимость.

Увеличение религиозного натиска

Потеряв былую власть, халифы предприняли попытку найти поддержку у правоверных духовных лидеров. Правители, начиная с Аль-Мутаваккиля (847 год), своими главными политическими линиями избирали борьбу с любым вольнодумством.

Государство, ослабленное подрывом авторитета властных структур, приступило к активной фазе религиозного гонения философской и прочих научных областей, не осталась без внимания и математика. Арабский халифат с его распадом явился наглядным образчиком того, в какой мере благодетельно воздействие науки во взаимодействии со свободой мышления на формирование государственности, и в какой степени пагубны травля и гонение мыслителей для цивилизационного прогресса империи.

Кордовский халифат

В 711–718 годах Пиренейский полуостров в большинстве своем был завоеван полчищами арабского халифата. Образовалась и столица только что сформированной провинции аль-Андалус с наименованием Кордова. Позже, уже в 755 год,у аль-Андалус была отделена от Арабского халифата, после чего оказалась первым самостоятельным эмиратом. Исторически сложилось так, что это государство приобрело название по имени своей столицы – Кордовский эмират (755-1031). Этот период характеризуется самыми яркими историческими страницами Кордовы.

Кордова оказалась маленьким отражением всего государства. Доминирующим положением в нем обладали мусульманские граждане. Самой привилегированной и богатой их частью были, естественно, арабы, из которых и сформировалась чиновническая, офицерская и придворная элита. Первоначально маленькой, но с течением времени интенсивно увеличивавшейся группой народонаселения являлись берберы, которые были и тогда и сейчас кочевым североафриканским народом. Они, как правило, пребывали на службе в качестве солдат или мелких чиновников.

Религиозные ограничения, с которыми столкнулась большая часть местных жителей-немусульман, и выгоды, которые предоставляло новое верование, поставили их перед необходимостью принять ислам. В особенности с удовольствием переходило в ислам аристократическое сообщество, которое при таком раскладе могло сохранять свои высокие положения. Мусульмане здешнего происхождения получали название мувалладады или мулады.

В противоположность европейцам, андалусские мусульманские знатные и чиновничьи верхушки предпочитали проживать не в пригородных поместьях, а на территории крупных городов, например, в Кордове. Там они тратили немалые деньги на роскошную жизнь. Это предоставляло работу местному ремесленничеству, а также многим творческим людям. Культурное развитие жизни в Кордове вследствие этого находилось в необыкновенно оживленном состоянии, а внешние городское обличье поражало всех гостей своими красотами.

Невзирая на доминирующее положение, мусульманские правители были вполне снисходительны к прочими религиозным группам. Иноверцы обязаны были уплачивать дополнительные налоги, и не имели права быть на государственных должностях. Однако в прочей своей деятельности были всецело свободными в выборе своего вероисповедания, они могли свободно отправлять любые религиозные обряды. При таком мягком отношении все религиозные общины жили в добром согласии.

Переход к исламу происходил не под натиском местной власти, а из-за социальных преимуществ этого вероисповедания и привлекательности арабского образа проживания. Немногие христианские граждане, сохранившие свое вероисповедание, получили название мосарабы (от измененного арабского мустаараб – «приравнивавшиеся арабам») за усвоение многих восточных обычаев. Старшее поколение мусульман часто жаловалось на то, что христианская молодежь умела высказываться по-арабски с высшим уровнем изящности и сочиняла стихотворения на их языке более красиво и искусно, чем само арабское население.

Кордовский халифат к тому же населяло множество евреев, поскольку это была единственная европейская страна, в которой они не преследовались за свое вероисповедание.

Наивысший расцвет Кордовский халифат достиг как империя при правлении Абд ар-Рахмана III ан-Насира, а также одного из его сыновей аль-Хакама II.

Крах периода правления арабских халифатов

Уже к X веку количество полководцев тюркского происхождения, а также месопотамских эмиров, до такой степени увеличилось, что от ранее могущественных аббасидских халифов не осталось ничего. Они стали мелкими багдадскими князьками, единственной гордостью которых осталась лишь память о том, какая у них была империя. Это стало следствием феодальной раздробленности, разделения земель между многочисленными сыновьями арабской аристократии.

Дошло даже до того, что поднявшаяся западно-персидская буидская династия шиитского происхождения, собрала достаточное количество войск, с помощью которых был захвачен Багдад. Эта династия фактически привла в течение сотни лет,  при том, что номинальным властителем все еще оставалась аббасидская династия. Больше унизить ее гордость было невозможно.

Однако уже в 1036 году для всего азиатского региона наступили чрезвычайно тяжелые времена. Турки-сельджуки начали беспрецедентные захватнические походы, которые послужили поводом для истребления арабского населения во множестве стран мусульманского цивилизованного мира, а к 1055 году были выбиты и изгнаны из Багдада правившие тогда Буиды. Таким образом, установилось полное господство турок-сельджуков.

Тем не менее, и их господству однажды наступил конец. Так, в самом начале XIII столетия по всей территории когда-то могущественного арабского халифата прошлись бесчисленные полчища захватчиков под командованием Чингисхана. Татаро-монгольские захватчики бесповоротно ликвидировали былые достижения восточной культуры за предыдущие столетия. Арабский халифат с его распадом до нынешней поры остался всего лишь страницей в учебниках истории.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Автор статьи:

Богуславский Сергей

Я бывший военнослужащий, офицер, и военная тематика мне близка, я в ней легко ориентируюсь.

Свежие публикации автора:

С друзьями поделились:

Что такое халифат? | Время

Большинство жителей Запада имеют лишь смутное представление о том, что Исламское Государство Ирака и Великой Сирии (ИГИЛ) утверждает, что оно устроило в пустынных квартирах и городах, которые оно контролирует.

Что такое халифат?

По сути, Халифат - это то, как мусульмане организовывали себя на протяжении столетий после смерти Пророка Мухаммеда. При жизни Мухаммед был верой в то, что мусульмане верят, что он шёл напрямую от Бога, служа одновременно религиозным лидером и светским правителем легионов, привлеченных к его учениям.

Но когда Пророк умер в 632 году нашей эры, он не оставил наследника, и начались поиски преемника - что означает халиф . Халифат (или преемственность) - это то, чем он правит, руководящий орган, претендующий на власть над всеми верующими.

Соревнование за халифа разделило бы веру. Некоторые считали, что после смерти Мухаммеда его любимый зять Али должен служить.Сторонник Али был представлен как Шиаат Али , что стало «шиитом».

Другие говорили, что халифа следует выбирать из тех, кто был особенно близок к Пророку и следовал его учениям и примеру, или Сунне. Они сформировали суннитские традиции ислама.

Шииты довольно рано перестали выбирать халифов, но в доминирующей суннитской традиции этот офис обладал высшей религиозной и политической властью. Объединенные державы держали вместе империи, базирующиеся там, где халиф выбрал: Багдад, Дамаск или, наконец, Стамбул, из которого османские султаны управляли империей, простирающейся на трех континентах более 500 лет.

Но Османская империя распалась в Первой мировой войне, и оставшиеся на ней земли были разделены в форме, которую предпочитали европейские победители: национальные государства. И так случилось, что, возможно, самое яркое национальное государство в мире, Турецкая Республика, возникло самостоятельно на Анатолийском полуострове, который был сердцем империи. Его основатель Мустафа Кемаль Ататюрк рассматривал ислам как соперника власти светского государства и буквально отправил последнего халифа из города Восточным экспрессом - Абдулмецида Эфенди, ученого-ученого, который, по некоторым сведениям, читал эссе Монтеня когда за ним пришла полиция.Он удалился в Париж и Ниццу.

Прошли десятилетия, и Запад в значительной степени забыл о существовании халифата. Но мусульмане этого не сделали. Братья-мусульмане были основаны в Египте в 1928 году с целью их восстановления. За ними последовали и другие группы, все радикальные в том смысле, что они стремились перевернуть мировой порядок, положив конец тому, что один ученый назвал «разделением мусульманских земель на жалкие части, которые называют себя нациями».

Но и многим умеренным мусульманам эта идея нравится.Некоторые ссылаются на дисфункцию арабского мира, определяемую колониальными границами, особенно по сравнению с османскими временами. Другие отмечают, что у католиков есть свой папа. «Концепция халифата очень жива в коллективной памяти общества», - однажды сказал мне турецкий писатель Али Булач. «В настоящий момент нет ничего, что могло бы сплотить мусульманское общество».

Достоинство или его потеря играет значительную роль.Усама бен Ладен назвал теракты 11 сентября «очень незначительной вещью по сравнению с этим унижением и презрением за более чем 80 лет», считая с ликвидации халифата в 1924 году. И в своем заявлении о восстановлении халифата на землях, которые оно удерживает между Сирией и Ираком, ИГИЛ обратилось к «поколениям, которые тонули в океанах позора и питались молоком унижения».

Еще до официального провозглашения халифата 29 июня ИГИЛ, мастерски использующая социальные сети, продвигало в Twitter хэштег #sykespicotover.(Марк Сайкс и Жорж Пико, как хорошо известно арабам, являются британскими и французскими официальными лицами, которые тайно разделили Ближний Восток в последние дни Первой мировой войны.) Сторонники ИГИЛ также с радостью разместили видео захваченных землеройных машин, прорывающихся через песчаный вал, разделяющий Сирию. и Ирак.

Но группа радикальна во многих отношениях. Абу Бакр аль-Багдади, основатель ИГИЛ, который теперь претендует на мантию Пророка, призывает к войне с 10 процентами мусульман мира, которые следуют шиитской традиции.Его фундаментальная стяжка призывает своих солдат «жадно пить кровь» неверующих.

«Это то, что характерно для нашего времени, восстановление идеологической империи», - сказал мне однажды турецкий ученый по имени Сериф Мардин, с выражением отвращения на лице. «Милого халифа древних времен одолела эта современная военная идея. Я имею в виду, что калиф должен быть хорошим парнем. Это то, чем, по-видимому, не является новый самопровозглашенный халиф.

Получите краткую информацию. Подпишитесь, чтобы получать самые важные новости, которые вам нужно знать прямо сейчас.

Спасибо!

Для вашей безопасности мы отправили письмо с подтверждением на указанный вами адрес.Щелкните ссылку, чтобы подтвердить подписку и начать получать наши информационные бюллетени. Если вы не получите подтверждение в течение 10 минут, проверьте папку со спамом.

Свяжитесь с нами по [email protected]

.

Simple English Wikipedia, бесплатная энциклопедия

Халифат (арабский: خِلافة khilāfa ) - государство, управляемое исламским лидером, известным как халиф (арабский: خَليفة khalīfah произношение ah). помощь · информация) ). Это человек, которого считают политико-религиозным преемником исламского пророка Мухаммеда и лидером всего мусульманского сообщества. [1]

Рашидунские халифы последовали за Мухаммедом как лидеры мусульманской общины.Они были выбраны в ходе шура, процесса консультаций с общественностью, который, по мнению некоторых, является ранней формой исламской демократии. [2] На протяжении истории ислама после периода Рашидунов многие мусульманские государства, в основном наследственные монархии, провозглашали себя халифатами. [1] Считалось, что халифы не обладали такой же пророческой силой, как Мухаммид. [3]

В суннитской ветви ислама халиф должен избираться мусульманами или их представителями. [4] Последователи шиитского ислама, однако, считают, что халифом должен быть имам, избранный Богом из Ахль аль-Байт («Семья Дома», прямых потомков Мухаммеда).

Рашидун, 632-661 нашей эры [изменить | изменить источник]

Абу Бакр, первый преемник Мухаммеда, на смертном одре назначил Умара своим преемником, и в мусульманской общине было единодушное мнение по поводу его выбора. Его преемник Усман ибн Аффан был избран советом выборщиков (Меджлисом).Но вскоре некоторые стали воспринимать его скорее как «короля», чем как избранного лидера. Усмана убили члены оппозиционной группы. Затем Али взял под свой контроль. Он был очень популярен среди многих, но правители Египта не признали его халифом. Позже против него выступили даже его собственные охранники. У него было два крупных восстания, и он был убит после бурного правления всего пять лет. Этот период известен как Фитна, или первая исламская гражданская война.

Муавия, родственник Усмана и губернатор (Вали) Сирии, стал одним из соперников Али.После смерти Али он стал халифом. При нем халифат впервые стал наследственной властью. Он основал династию Омейядов.

В областях, которые ранее находились под персидским или византийским правлением, халифы снизили налоги, предоставили большую местную автономию, большую религиозную свободу евреям, коренным христианам и принесли мир народам, которые были деморализованы и недовольны жертвами и высокими налогами, которые привели к из времен византийско-персидской войны. [5]

Омейяды, 661-750 гг. [Изменить | изменить источник]

Халифат, экспансия 622-750 гг. При Мухаммеде, экспансия 622-632 гг. Во время правления халифов Рашидун, экспансия 632-661 гг. Во время халифата Омейядов, 661-750 гг.

При Омейядах Халифат быстро рос географически.Исламское правление распространилось на запад через Северную Африку и Испанию и на восток через Персию и, в конечном итоге, на Синд и Пенджаб на территории современного Пакистана. Это сделало его одним из крупнейших унитарных государств в истории и одним из немногих государств, когда-либо распространявших прямое правление на три континента (Африку, Европу и Азию). Хотя он и не управлял всей Сахарой, Сахара оказывала халифу дань уважения, обычно через различные кочевые берберские племена.

Во многом из-за того, что они не были избраны через Шуру, династия Омейядов не получила всеобщей поддержки в мусульманском сообществе.Некоторые поддерживали выдающихся ранних мусульман, таких как Аль-Зубайр; другие считали, что править должны только члены клана Мухаммеда, Бану Хашим, или его собственная линия, потомки Али. Были многочисленные восстания против Омейядов, а также расколы в рядах Омейядов (в частности, соперничество между Яманом и Кайсом). В конце концов, сторонники Бану Хишам и сторонники линии Али объединились, чтобы свергнуть Омейядов в 750 году. Однако Шишат Али , «Партия Али», снова были разочарованы, когда династия Аббасидов пришла к власти, поскольку Аббасиды произошли от дяди Мухаммеда Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба, а не от Али.После этого разочарования шиитские Али наконец отделились от большинства мусульман-суннитов и сформировали то, что сегодня является несколькими шиитскими деноминациями.

Омейядский халифат стал правителем исламского мира. Хотя они сохраняли административные обычаи сасанидов, Омейяды считали ислам прежде всего арабской религией и с осторожностью относились к персидской культуре. Они заставили использовать арабский язык в Персии, что привело к упадку среднеперсидского или пехлевийского алфавита в пользу нового арабско-персидского алфавита, используемого по сей день.Они пытались ассимилировать персов, как они «арабизировали» и ассимилировали египтян и ассирийцев, но с гораздо меньшим успехом. [6]

Халифат в Испании [изменить | изменить источник]

В период Омейядов Испания была неотъемлемой провинцией Омейядского халифата, управляемого из Дамаска, Сирия. Позже халифат был завоеван Аббасидами, и Аль-Андалус (или Испания) отделился от Аббасидского халифа в Багдаде, чтобы сформировать свой собственный халифат.Кордовский халифат года (خليفة قرledبة) управлял Пиренейским полуостровом из города Кордова с 929 по 1031 год. Этот период характеризовался замечательными успехами в области технологий, торговли и культуры; Многие из шедевров Испании были построены в этот период, в том числе знаменитая Великая мечеть Кордовы. Титул Калиф (خليفة) был утвержден Абд-ар-Рахманом III 16 января 929 г .; ранее он был известен как Эмир Кордовы (أمير قرطبة).Все халифы Кордовы были членами династии Омейядов; та же династия носила титул эмир Кордовы и правила примерно на той же территории с 756 года. Правление Халифата известно как время расцвета мусульманского присутствия на Пиренейском полуострове, прежде чем оно разделилось на тайфы. В Испании проживало значительное количество коренного мусульманского населения до 1610 года с успехом спровоцированной католиками испанской инквизиции, которая изгнала все остатки испанского мусульманского (мориско) или еврейского населения.

Аббасиды, 750-1258 гг. [Изменить | изменить источник]

У Аббасидов была непрерывная линия халифов на протяжении более трех столетий, они укрепляли исламское правление и культивировали великие интеллектуальные и культурные достижения на Ближнем Востоке.К 940 году власть халифата под властью Аббасидов пошла на убыль, так как неарабы, особенно берберы Северо-Западной Африки, турки, а позже мамлюки в Египте во второй половине 13 века, получили влияние, а султаны и эмиры становился все более независимым. Однако халифат оставался одновременно символической позицией и объединяющей единицей для исламского мира. В период правления династии Абасидов претензии Абасидов на халифат не остались без внимания. Шиит Убайд Аллах аль-Махди Биллах из династии Фатимидов, который утверждал, что он является потомком Мухаммада через его дочь, в 909 году претендовал на титул халифа, создав отдельную линию халифов в Северной Африке.Первоначально охватив Марокко, Алжир, Тунис и Ливию, халифы Фатимидов продлили свое правление на следующие 150 лет, захватив Египет и Палестину, прежде чем династия Аббасидов смогла переломить ситуацию, ограничив правление Фатимидов Египтом. Династия Фатимидов окончательно закончилась в 1171 году. Династия Омейядов, которая выжила и стала править мусульманскими провинциями Испании, вернула себе титул халифа в 929 году, который просуществовал до своего свержения в 1031 году.

Теневой Халифат, 13-16 века нашей эры [изменить | изменить источник]

1258 год стал свидетелем завоевания Багдада и казни аббасидского халифа аль-Мустасима монгольскими войсками под командованием Хулагу-хана.Оставшийся в живых член Дома Аббасидов был назначен халифом в Каире под покровительством Мамлюкского султаната три года спустя; однако власть этой линии халифов ограничивалась церемониальными и религиозными вопросами, и позже мусульманские историки назвали ее «теневым» халифатом.

Османы, 16-20 века нашей эры [изменить | изменить источник]

Османская империя в 1683 году.

Османские правители были известны в первую очередь по титулу султан, а иногда также использовали титул халифа.Мехмед II и его внук Селим I использовали его, чтобы оправдать свое завоевание исламских стран. По мере того, как Османская империя росла в размерах и мощи, османские правители, начиная с Селима I, начали претендовать на власть халифа.

Османские правители во многих случаях использовали титул «халиф» символически, но он был укреплен, когда Османская империя победила султанат мамлюк в 1517 году и взяла под свой контроль большинство арабских земель. Последний аббасидский халиф в Каире, аль-Мутаваккиль III, был взят под стражу и доставлен в Стамбул, где, как сообщается, сдал Халифат Селиму I.

После того, как османы проиграли войну с Российской империей, они подписали мирный договор с Россией в 1774 году. Султан был вынужден уступить Российской империи большие территории, в том числе с большим мусульманским населением, такие как Крым. Однако султан Абдул Хамид I одержал дипломатическую победу, назначив себя защитником мусульман в России в рамках мирного договора. Между тем Россия была защитницей христиан в Османской империи. Это был первый раз, когда османский халиф был признан имеющим политическое значение за пределами османских границ европейской державой.Хотя границы Османской империи сокращались, власть османского халифа увеличивалась.

Примерно в 1880 году султан Абдул Хамид II подтвердил право владения этим титулом как средство противодействия распространению европейского колониализма на мусульманских землях. Его заявление было самым горячим образом принято мусульманами Британской Индии. Накануне Первой мировой войны Османское государство, несмотря на свою слабость по отношению к Европе, представляло собой крупнейшее и наиболее мощное независимое исламское политическое образование. Но султан также пользовался некоторым авторитетом за пределами своей сокращающейся империи как халиф мусульман в Египте, Индии и Средней Азии.

Движение Халифат, 1920 г. н.э. [изменить | изменить источник]

В 1920-х годах движение Халифат, движение в защиту Османского халифата, распространилось по британским колониальным территориям в Азии. Он был особенно силен в Британской Индии, где он стал местом сплочения индийских мусульман и одним из многих антибританских индийских политических движений, получивших широкую поддержку. В его лидеры входили Маулана Мохаммед Али, его брат Шавкат Али и Абул Калам Азад, Мухтар Ахмед Ансари и Хасрат Мохани.Какое-то время он работал в союзе с индуистскими общинами и поддерживался Мохандасом Карамчандом Ганди, который был членом Центрального комитета халифата. [7] [8] Однако движение потеряло свою динамику после ареста или бегства его лидеров, и от основной организации отделилась серия ответвлений.

Конец Халифата, 1924 год нашей эры [изменить | изменить источник]

3 марта 1924 года первый президент Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк в рамках своих реформ конституционно отменил институт халифата.Его полномочия в Турции были переданы Великому Национальному Собранию Турции (парламенту) вновь образованной Турецкой Республики, и с тех пор это название не действует. В 2014 году Исламское Государство Ирака и Леванта претендовало на титул, но большинство мусульман не приняло его.

  • Абу Бакр - первый рашидун (четыре праведных халифа) суннитов. Покоренные мятежные племена в войнах Ридда.
  • Умар (Умар ибн аль-Хаттаб) - Второй Рашидун. Во время его правления исламская империя расширилась, включив Египет, Иерусалим и Персию.
  • Усман Ибн Аффан - Третий Рашидун. Коран был составлен под его руководством. Убит повстанцами.
  • Али (Али ибн Абу Талиб) - четвертый и последний Рашидун, считается первым имамом мусульман-шиитов. Его правление было чревато внутренними конфликтами.
  • Хасан ибн Али - Пятый халиф (считается «руководимым по праву» многими суннитами, а также шиитами). Он правил всего шесть месяцев и передал полномочия Муавии I, чтобы снова объединить мусульман.
  • Муавия I - Первый халиф династии Омейядов.Муавия установил династическое правление, назначив своего сына Язида I своим преемником, и эта тенденция сохранится и в последующих халифатах.
  • Умар ибн Абдул Азиз - Омейядский халиф, которого некоторые (в основном сунниты) считают шестым истинным и законным халифом согласно исламским законам об избрании халифа.
  • Харун ар-Рашид - халиф Аббасидов, во время правления которого Багдад стал выдающимся мировым центром торговли, образования и культуры. Харун - герой многих историй в знаменитом произведении «Тысяча и одна ночь».
  • Сулейман Великолепный - ранний османский султан, во время правления которого Османская империя достигла своего зенита.
  • Абдул Хамид II - последний османский султан, правивший с абсолютной властью.
  • Абдулмеджид II - последний халиф Османской династии, 101-й халиф по линии халифа Абу Бакра и номинально 37-й глава Османского императорского дома.
  • Теория правления в исламе, Исламский университет Интернета
  • История Аль-Халифа Ар-Рашида Старший элементарный / младший уровень .Международный образовательный фонд IQRA. п. 1. ISBN 978-1-56316-336-4 .
  • Мухаммад ибн Ярир ат-Табари; Мухаммад б. Ярир аль-Табари, «абар», Мухаммад ибн-арара? -Абар? (1990). История ат-Табари Том. 15: Кризис раннего халифата: правление Усмана 644-656 гг. От Р. Х. 24-35 . SUNY Нажмите. п. 1. ISBN 978-0-7914-0154-5 . CS1 maint: несколько имен: список авторов (ссылка)
  • Мухаммад ибн Ярир ат-Табари; Мухаммад б.Ярир ат-Табари, Мухаммад ибн? Ар? Р ибн Язид аль-абар ?,? Абар, Мухаммад ибн-ар? Р а? -Абар? (1987). История ат-Табари Том. 32: Воссоединение Аббасидского Халифата: Халифат аль-Мамуна 813-833 гг. От Р. Х. 198-218 . SUNY Нажмите. п. 1. ISBN 978-0-88706-058-8 . CS1 maint: несколько имен: список авторов (ссылка)
  • Табари (1985). История ат-Табари Том. 38: Возвращение халифата в Багдад: халифаты аль-Мутадида, аль-Муктафи и аль-Муктадира А.Д. 892-915 / A.H. 279-302 . Государственный университет Нью-Йорка Press. ISBN 978-0-87395-876-9 .
  • Мьюир, сэр Уильям (1999). Халифат, его подъем, упадок и падение: из первоисточников . ООО "Адеги Графика". п. 1. ISBN 978-1-4021-9327-9 .
  • Озджан, Азми (1997). Панисламизм: индийские мусульмане, османы и Великобритания, 1877-1924 гг. . БРИЛЛ. п. 2. ISBN 90-04-10632-4 .
  • Османизм, панисламизм и дискурс халифата на рубеже 20-го века Американский университет в Каире
  • Стрэндж, Гай Ле (2001). Багдад времен Аббасидского халифата из современных арабских и персидских источников . ООО "Адеги Графика". ISBN 978-1-4021-9337-8 .
  • Весы, Питер К. (1993). Падение Кордовского халифата: конфликт берберов и андалузцев . БРИЛЛ. п. 1. ISBN 90-04-09868-2 .
  • Халифат и Халифат, Мубашер Ахмад
  • Крон, Патрисия и Хиндс, Мартин - Божий Калиф , Cambridge University Press, 1986
  • Доннер, Фред - Ранние исламские завоевания , Princeton University Press, 1981
  • Райт, Лоуренс (2007). Надвигающаяся башня: Аль-Каида и дорога к 11 сентября . Лондон: Винтаж. ISBN 978-1-4000-3084-2 .
.

Что такое халифат? (с иллюстрациями)

Халифат - это традиционная исламская форма правления, возглавляемая халифом, назначенным или избранным, который считается политическим лидером всех мусульман. Он также включает шура , орган, подобный парламенту, который представляет волю народа и может избирать и / или давать советы халифа. Хотя изначально и в идеале, по мнению некоторых, халифат - или халифат - является уникальным образованием, объединяющим всех мусульман под своим правлением, в определенные моменты истории существовали одновременные и даже конкурирующие халифаты.

Гази Мустафа Кемаль Ататюрк отменил халифат в 1924 году.

Халифат начался после смерти Мухаммеда, первые четыре халифа были его последователями. Учреждение должно было нести наследие власти Мухаммеда.Политически влиятельные исламские образования на протяжении всей истории, включая Османскую империю, были воплощениями этого правительства. В 1924 году президент Турции Гази Мустафа Кемаль Ататюрк отменил халифат.

Карта Ближнего Востока, где было сосредоточено большинство халифатов.

Хотя большинство халифатов было сосредоточено на Ближнем Востоке и осуществляло власть над мусульманами по всему миру, заметным исключением является Кордовский халифат, правивший на Пиренейском полуострове в X и XI веках. Пиренейский полуостров стал частью Исламской империи в 8 веке, когда из Дамаска правил халифат Омейядов.В 750 году абассиды свергли Умайядов на Ближнем Востоке, положив начало династии пяти веков. Однако потомки Омейядов продолжали контролировать Испанию, в конечном итоге создав там правительство. Многие из самых известных и красивых зданий Испании датируются этим периодом, в том числе Великая мечеть Кордовы.

Хотя халифат на Ближнем Востоке был значительной политической силой в мире в 20 веке, не было никаких успешных попыток восстановить его.Несколько групп, включая Аль-Каиду, выразили желание или намерение восстановить это правительство. Тем не менее, разные группы имеют сильно расходящиеся позиции в отношении деталей того, как такой халифат будет создан и функционировать, и многие из тех, кто поддержит его восстановление, не являются политическими экстремистами. Президент США Джордж Буш резко выступил против восстановления халифата, которое, как он утверждал, представляет собой угрозу мировой свободе.

Халифы были ранними лидерами исламской религии..

определение халифата по The Free Dictionary

Решение Великого национального собрания об упразднении Султаната в 1922 году и Халифата в 1924 году забило последний гвоздь в гроб панисламизма. В докладе власти предупреждают, что около 30 000 иностранцев побывали в «халифате». «сражаться - и они продолжают представлять серьезную опасность. Армия: иностранные джихадисты присматриваются к халифату на Минданао! - - Хайме Лауде (« Филиппинская звезда ») - 14 июля 2019 г. - 12:00 утра МАНИЛА, Филиппины Конвергенция иностранных джихадистов По словам представителя армии, поощрение насильственного экстремизма в стране, особенно в Сулу, является частью плана Исламского Государства (ИГ) по восстановлению халифата на Минданао.Глобальный штаб исламского халифата секты Ахмадия переместил свою всемирную штаб-квартиру в Тилфорд. Разрушение его так называемого «халифата» - это больше, чем неудача, это жалкое и полное поражение идеала, который воплощал Аль-Багдади. .БАГДАД (НИНА) - Управление военной разведки объявило об аресте трех подозреваемых в терроризме, в том числе офицера физической подготовки так называемых детенышей халифата в Ниневии. Помимо единственного выступления, заявившего о создании халифата Даиш с кафедры из ныне разрушенной мечети Гранд Нури в Мосуле в 2014 году Багдади избегает камер, как чумы.Лидер ИГИЛ Абу Бакр аль-Багдади, возможно, снова появился в новом видео ВАШИНГТОН - 30 апреля 2019 г .: лидер ИГИЛ Абу Бакр аль-Багдади впервые за пять лет появился на видео, что свидетельствует о том, что он пережил территориальное поражение халифата. провозгласила The Washington Post в понедельник. В 18-минутной записи можно услышать, как самый разыскиваемый террорист в мире обращается к концу так называемого халифата, который когда-то простирался на территории Ирака и Сирии и безжалостно управлял более чем 10 миллионами человек. .Группа джихадистов Исламского государства убила 35 продамаскинских боевиков в Сирийской пустыне, в ходе того, что группа наблюдателей назвала субботу своей самой смертоносной операцией с момента падения «халифата». Курды, которые захватили территориальное образование, называемое халифатом Исламского государства. 23 марта в настоящее время призывают мир учредить международный трибунал для судебного преследования тысяч подозреваемых членов Исламского государства (ИГИЛ) в его тюремных камерах. Джихадисты из группы Исламского государства (ИГ) вышли из туннелей, чтобы сдаться поддерживаемым США силам. В воскресенье на востоке Сирии, поддерживаемые США Сирийские демократические силы (SDF) заявили после того, как однажды объявили, что «халифат» побежден..

Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия

На арабском языке халиф означает «преемник пророка». Так стали называть лидеров исламской веры. Их правление называется халифатом.

Некоторые из первых лидеров мусульманской общины после смерти Мухаммада (570–632) называли себя «Халифат Аллах» , что означает представителя Бога . Но другой титул «Халифат расул Аллах» , означающий преемника пророка Бога, стал общим титулом.Некоторые ученые пишут термин как Халиф .

Халифов также часто называли Амир аль-Муминин (أمير المؤمنين), вождем мусульман . С тех пор этот титул был сокращен до «эмир». В некоторых странах оно также встречается как личное имя.

После первых четырех халифов (Абу Бакр, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Аби Талиб) титул использовался Омейядами, Аббасидами и Османами, а также другими династиями в Южный Пакистан, Испания, Северная Африка и Египет.Большинство исторических мусульманских правителей называли себя просто султанами или эмирами, а сам халиф часто имел очень небольшой реальный авторитет. Название не использовалось после того, как Турецкая Республика отменила Османский халифат в 1924 году.

.

Смотрите также