Что такое клиренс у автомобиля


Мифы о дорожном просвете: цифры рекламные и реальные

7 июля 2016 года

Именно по этой причине многие производители стараются не приводить клиренс в технических характеристиках. Другие не стесняются указывать дорожный просвет, но зачастую делают это неуклюже.

Давайте разберемся на нескольких примерах. Автомобили возьмем самые распространенные и далеко не самые низкие.

Итак, Renault Sandero. Читаем — «клиренс нового Renault Sandero, 155 мм с нагрузкой, дает возможность без труда преодолевать препятствия на дороге». Это в рекламе. В инструкции по эксплуатации попытка уточнить: а под какой, простите, нагрузкой? — терпит фиаско. В технических характеристиках ни строчки о дорожном просвете.

Лирическое отступление 1. Очевидно, клиренс автомобиля со снаряженной массой никому не нужен — не ездят автомобили самостоятельно. Кто-нибудь обязательно плюхнется на сиденье и слегка сожмет пружины подвески. Именно поэтому, уж если и принято указывать дорожный просвет, то с полной нагрузкой. Так сказать, минимальное значение параметра. Причем в статике. Но эту цифру, понятное дело, часто «забывают» указывать. Ибо данные под полной нагрузкой не впечатляют потребителя.

Но вернемся к Sandero. В ходе одного из тестов мы померили его дорожный просвет и со снаряженной массой, и с полной загрузкой. Расстояние от пола до нижней точки автомобиля (защита двигателя) — 160 и 135 мм соответственно. Вопрос: под каким гнетом получили 155 мм, указанные на сайте производителя?

Берем его собрата Sandero Stepway — хэтчбек с гипертрофированными внедорожными качествами. Обещание — 195 мм. В реале получается 198 мм без нагрузки и 175 мм под полной нагрузкой. В принципе, последний показатель хорош, но несколько отличается от рекламного. Обратите внимание, под нагрузкой оба Sandero «приседают» на почти одинаковую величину — 23–25 мм.

Lada ХRAY — соплатформенник Stepway. Их данные должны быть похожи. Посмотрим, как выкрутился ВАЗ? Дорожный просвет по рекламным материалам — 195 мм. В инструкции по эксплуатации указано: «Дорожный просвет при полной нагрузке под картером двигателя больше либо равен 195 мм». Берем в руки линейку и получаем 190 мм при снаряженной массе под брызговиком двигателя! Дальше можно не мучиться — просядет он под нагрузкой до своих 170–175 мм.

Лирическое отступление 2. А почему, собственно, под картером двигателя, если на автомобиле установлен заводской брызговик? Игрища в красивые цифры? Понятное дело — под брызговиком меньше. Но зачем мне картер или, что правильнее, поддон картера? Неужели, если услышу, как скребет по грунту брызговик, буду и дальше мордовать машину, рассчитывая на запас миллиметров в 20? Конечно, нет. Но чем замечателен ВАЗ, так это тем, что единообразия в инструкциях нет. Посмотрим трактовки дорожного просвета на другой свежей модели — Lada Vesta. На заводском сайте указана приятная и на вид правдоподобная цифра 178 мм. Про нагрузку ни слова. В руководстве по эксплуатации дорожный просвет при полной загрузке под картером (ну почему не под поддоном картера?) — 171 мм, а минимальный дорожный просвет с полной массой под брызговиком двигателя — 144 мм! Ура, наконец-то, в явном виде указали под самой нижней точкой. На полигоне мы данный параметр еще не проверяли, но жизненный опыт подсказывает — это правда.

Еще пример — Lada Kalina универсал. Здесь интересные трактовки просветов в рамках одного модельного ряда.

Модификация Kalina Cross. Опять больше или равно 182 мм под картером при полной загрузке. Замеряем под брызговиком и получаем 183 мм при снаряженной и 164 мм при полной массе.

У универсала модификации Cross силовой агрегат прикрыт брызговиком. В профиль есть ощущение, что проходим, если пустить такой высоты препятствие между колес. И правда, с нагрузкой один человек — пройдем. Хорошо видно, что нижняя точка — подштамповка на брызговике двигателя.У универсала модификации Cross силовой агрегат прикрыт брызговиком. В профиль есть ощущение, что проходим, если пустить такой высоты препятствие между колес. И правда, с нагрузкой один человек — пройдем. Хорошо видно, что нижняя точка — подштамповка на брызговике двигателя..

А теперь машинка посложнее — универсал с автоматической коробкой. Здесь нижняя точка — поддон коробки передач, а потому брызговик куцый. Параметр под двигателем неинтересен — повреждения грозят коробке. В руководстве по эксплуатации, слава богу, помимо просвета под картером двигателя для этой модификации приведен просвет под коробкой передач при полной загрузке. Он должен быть не меньше 145 мм. Проверка показала под коробкой 180 мм при снаряженной и 155 мм при полной массе. Соответствует!

Кажется, и эта модификация со скрипом, но пройдет. А с этого ракурса надежд нет. Цепляем, но чем? Ага! Это картер автоматической коробки передач. Просвет надо мерить по нему. Вазовцы молодцы, указали в руководстве по эксплуатации клиренс именно в этой точке.Кажется, и эта модификация со скрипом, но пройдет. А с этого ракурса надежд нет. Цепляем, но чем? Ага! Это картер автоматической коробки передач. Просвет надо мерить по нему. Вазовцы молодцы, указали в руководстве по эксплуатации клиренс именно в этой точке.

Лирическое отступление 3, оно же и последнее. Есть цифры обязательные для исполнения — тормозной путь, токсичность выхлопа, уровень шума и т. д. и т. п. Без их соответствия нормам не пройти сертификацию. А есть так называемые конкурентные параметры. В их числе дорожный просвет. Проверить его трудно. Вы уже поняли, что для пустой машины измерять его нет смысла — получаем слишком приблизительное представление о геометрической проходимости. А представить частника, который по науке балластирует автомобиль с целью проверить его дорожный просвет под полной загрузкой, весьма трудно. Вот и появилась поляна для бурной деятельности рекламных специалистов.

С дорожным просветом лукавят все. И, уверяю, производители, чьи автомобили фигурируют в качестве примеров, в этом плане — из числа самых честных. Вывод напрашивается простой: геометрическая проходимость легкового автомобиля — не в парадных данных, а в голове водителя, его опыте, умении чувствовать дорогу, нижний габарит собственной машины, оценивать раскачку кузова при преодолении препятствий.

Мифы о дорожном просвете: цифры рекламные и реальныеМифы о дорожном просвете: цифры рекламные и реальныеОшибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Клиренс автомобиля и способы его увеличения

Вряд ли стоит много говорить о стоянии российских дорог. Если вы собрались попутешествовать по бескрайним просторам нашей страны, следует загодя приготовиться к тому, что, выехав за пределы городской территории, вы столкнётесь с тем, что автомобильной дорогой можно назвать с известной долей условности. Европейский или американский автовладелец при покупке автомобиля вообще не обращает внимания на то, каким расстоянием до крайней нижней точки днища характеризуется конкретное транспортное средство. В России дорожный просвет автомобиля – один из важных параметров, часто оказывающий непосредственное воздействие на покупательский выбор. Нередки ситуации, когда новенький, только что привезенный из салона автомобиль, оценивают именно по его клиренсу. И пренебрежительное высказывание «Низкая!» в адрес машины с небольшим дорожным просветом часто звучит как приговор. Насколько важна величина этого параметра для отечественных автовладельцев и можно ли самостоятельно её изменять, мы и попробуем описать с максимальным вниманием ко всем сопутствующим нюансам.

Способы увеличения клиренса автомобиля.

Что такое клиренс у легкового автомобиля

Отечественный ГОСТ по этому поводу говорит следующее: клиренс – это расстояние между дорожной (опорной) поверхностью и наиболее низкой точкой транспортного средства, расположенной в его центральной части. Под последним термином понимается область пространства между равноудалёнными от внутреннего края колёс плоскостями, расположенными параллельно продольной осевой линии автомобиля. Для большинства обычных автомобилистов столь сложное определение практически ни о чём не говорит, специалисты же считают его не совсем корректным. Автопроизводители (и зарубежные, и отечественные) также не спешат высчитывать, где расположена пресловутая центральная часть. На практике под клиренсом понимают расстояние от плоскости земли до наиболее низко расположенной точки автомобиля в районе его днища.

Основная проблема заключается в том, что определить эту точку не всегда просто. В современном автомобиле днище весьма далеко от абсолютно ровной поверхности: из-за дефицита свободного пространства, а также в силу оборудования всё машины новыми системами здесь можно наблюдать нагромождение различных узлов и деталей, от компонентов подвески до элементов силового агрегата, от системы выхлопа до запасок. Всё это может находиться на различном расстоянии от дорожного покрытия, но каждый из таких узлов характеризуется способностью контактировать с неровностями дорожного полотна. Так что, строго говоря, связывать понятие клиренса с одной, наиболее низко расположенной точкой было бы не совсем корректно. Клиренс в машине обычно измеряется в сантиметрах, и высоту дорожного просвета, указанную в техпаспорте, можно измерить и самостоятельно, воспользовавшись обычной рулеткой. Проблема в том, что автопроизводители не указывают в мануалах, какая часть автомобиля расположена ниже всех остальных. Так что технология подобных измерений может существенно различаться от модели к модели.

Мы поговорим об этом немного позже, а пока заострим внимание на том, что клиренс автомобиля – столь же существенная его характеристика, как и габариты. Во всяком случае, он оказывает непосредственное влияние на такие показатели транспортного средства, как манёвренность, проходимость, устойчивость. На многих авто самой нижней точкой является глушитель или резонатор. На внедорожниках практикуется прикрепление запасного колеса к днищу, и в этом случае именно оно будет отправной точкой для измерения дорожного просвета. В этом же качестве могут выступать передний бампер, отдельные элементы отсека силового агрегата. Как видим, клиренс зависит от индивидуальных особенностей конструкции конкретной модели.

Классификация дорожного просвета

Величина клиренса и является тем параметром, который принимается во внимание при классификации этой характеристики:

  • малый клиренс характерен для большинства легковых автомобилей, а его абсолютное значение лежит в пределах 11-18 см.;
  • средним клиренсом обладают автомобили класса кроссоверов и паркетников, для которых величина дорожного просвета составляет 16-22 см;
  • большой клиренс (20-42 см.) характерен для внедорожников.

Многие водители полагают, что клиренс является единственным важным параметром, определяющим проходимость автомобиля. В действительности такая точка зрения далека от истины. Если внимательно присмотреться к описаниям автомобилей, то часто можно увидеть термин «геометрическая проходимость». На него редко обращают внимание, поскольку слабо представляют себе, что он означает. Между тем этот показатель столь же важен, как и дорожный просвет. Во всяком случае, нередки ситуации, когда автомобиль с высокой геометрической проходимостью с лёгкостью преодолевают те препятствия, которые не по плечу машинам с клиренсом, относящимся к категории больших. Дело в том, что преодоление возвышенностей и ям зависит и от формы переднего обвеса, а не только от того, насколько высоко они возвышаются над землёй. В частности, обладатели достаточно длинного, выходящего далеко вперёд бампера автомобили даже при наличии большого клиренса могут испытывать серьёзные затруднения при проезде препятствий. И такими обвесами характеризуются не только обычные легковушки, но иногда и внедорожники.

Классический пример – Cadillac Escalade, для которого даже заезд на эвакуатор сопряжён с большими трудностями. Угол продольной проходимости принадлежит к той же категории показателей, указывая на максимальное значение угла в градусах, под которым возможен беспрепятственный проезд авто со склона на горизонтальную поверхность (и наоборот) без задевания дороги какой-либо частью машины.

Автомобили, обладающие большим дорожным просветом и увеличенной базой – пример того, что угол продольной проходимости не менее важен, чем клиренс. Для них обычный съезд с дорожного (тротуарного) бордюра может оказаться большой проблемой. Для мегаполисов, где всегда существует дефицит свободного пространства, возможность парковки на тротуаре часто является жизненной необходимостью. Поэтому достаточный клиренс должен грамотно сочетаться с вышеуказанными характеристиками.

В частности, автомобилям, у которых расстояние между передними и задними колёсами невелико, не страшен и малый клиренс. За примером далеко ходить не нужно: Пежо 107, этот городской «коротышка», при клиренсе всего 15 см имеет колёсную базу 230 см. что позволяет ему легко преодолевать достаточно глубокие ямы и столь же высокие бугры без неприятных последствий для днища. Примером противоположного толка может служить ВАЗ-2131. В отличие от прототипа, классической «Нивы», которой нипочём российское бездорожье, удлинение базы на 50 см привело к тому, что машина довольно часто цепляет брюхом дорожные неровности. Так что далеко не всегда высокий внедорожник будет лучше, чем обычный легковой автомобиль – всё зависит от геометрии машины.

Вывод из вышесказанного следующий: хотя клиренс автомобиля считается очень важным параметром, при покупке машины обращать внимание на него нужно, но только в совокупности с другими свойствами, характеризующими проходимость транспортного средства. Важно также заранее знать, в каких условиях будет эксплуатироваться автомобиль. Отметим, что большая часть отечественного автопарка – это отнюдь не внедорожники, кроссоверы и паркетники. И если в вашем автомобиле клиренс небольшой, это отнюдь не означает, что вы обязательно от этого пострадаете. Знание особенностей конструкции авто и аккуратное вождение – залог того, что вы не столкнётесь с проблемами, заставляющими жалеть о недостатке дорожного просвета.

Самостоятельное измерение клиренса

Во многих случаях бампер автомобиля и является той частью, которую следует принимать во внимание при измерении дорожного просвета. Измерение клиренса автомобиля в этом случае не представляет больших сложностей. Приведём типичные размеры просвета между земле и бампером в зависимости от типа транспортного средства:

  • для обычных «легковушек» это 14-20 см.;
  • для кроссоверов и городских паркетников – 18-25 см.;
  • для классических внедорожников – 20-35 см.

Нередко можно встретить авто с бампером, по нижнему периметру которого видна «юбка», несколько выступающая вперёд и вниз. Как правило, она отличается от цвета основного бампера и устанавливается в качестве своеобразного «предохранителя», принимая на себя все наезды на препятствия. Обычно такие микроаварии сопровождаются характерным треском, пугаться которого не нужно – такая «юбка» защитит ЛКП остального бампера. Заменить её не составит труда, окрашивать её тоже не нужно, стоимость такой детали относительно невелика. Разумеется, клиренс при наличии такого элемента уменьшается на несколько сантиметров, но подобным значением можно и пожертвовать ради сохранения целостности самого бампера. Ведь его замена в случае наезда или столкновения с препятствием обойдётся вам намного дороже. Лучшим же способом избежать подобных неприятностей является монтаж парктроника, причём устанавливать датчики желательно как можно ниже.

При отсутствии вышеуказанной «юбки» на бампере или другого обвеса самой низкой точкой автомобиля может стать поддон картера силового агрегата, вернее, элемент, называемый защитой картера. В подкапотном пространстве наверняка имеются и другие элементы, сильно выступающие вниз. Например, детали рулевого управления или отдельные узлы подвески. Но обычно их площадь поверхности пренебрежительно мала по сравнению с поддоном, что существенно уменьшает вероятность их повреждения. Да и стоимость их ремонта сравнительно невелика, чего не скажешь о поврежденном поддоне картера. Средние значения клиренса в районе поддона:

  • для обычных «легковушек» – 12-17 см.;
  • для кроссоверов и городских паркетников – 17-21 см.;
  • для классических внедорожников – 20 и более см.

Некоторые любители езды по бездорожью сознательно снимают штатную защиту силового агрегата, увеличивая просвет в этом месте на несколько сантиметров, но подобный шаг чреват крупными неприятностями – пробоем днища поддона при попадании камня или образованием вмятины при наезде на препятствие, которая может закупорить маслоприёмную трубку. Так что лучше от защиты не отказываться. Впрочем, пластиковая конструкция, устанавливаемая на некоторые бюджетные модели, играет скорее декоративную роль, чем защитную. Хотя, конечно, от пыли и грязи она защитит, но даже не слишком твёрдое препятствие (например, ком засохшего грунта) может повредить такую защиту. Металлическая защита или деталь, выполненная из углепластика, уже в состоянии противостоять большинству возможных дестабилизирующих факторов. Еще большей прочностью характеризуется карбоновая защита, но автопроизводители редко её устанавливают по той причине, что при лобовом столкновении на большой скорости двигатель может выдавить в салон, вместо того, чтобы упасть вниз при менее прочном материале изготовления защиты поддона картера.

Чтобы определить клиренс автомобиля в районе поддона картера, заезжать на подъёмник не обязательно – в большинстве случаев достаточно просто лечь на землю. Но если передняя часть автомобиля успешно преодолела препятствие, это не означает, что опасность миновала. На днище автомобиля по всей его длине крепятся элементы системы выхлопа, которые точно так же могут стать объектом воздействия частей неровного дорожного полотна. В конце концов, зацепиться за камень можно и топливным баком, и обычно расположенным около него адсорбером. У заднеприводных автомобилей наибольшая опасность получения повреждений приходится на карданный вал, а также на выступающую часть заднего редуктора (дифференциала). Поэтому так важно тщательно изучить днище своего авто, для чего потребуется установить его на подъёмник или эстакаду. В этом случае измерение клиренса усложняется, поскольку непосредственно под изучаемым элементом дорожного полотна не будет. Тем не менее, знание «анатомии» своего транспортного средства наверняка окажет вам хорошую службу, позволяя направлять автомобиль при возникновении препятствий таким образом, чтобы минимизировать вероятность что-то повредить.

Как увеличить клиренс автомобиля своими руками

И все же для многих автовладельцев проблема малого дорожного просвета не даёт спокойно спать, заставляя изыскивать способы увеличения клиренса. В большинстве случаев для её решения достаточно аккуратной езды, но встречаются и объективные причины, заставляющие заниматься увеличением ДП:

  • если колёса автомобиля в результате усадки кузова начинают цепляться за подкрылки;
  • если по той же причине брызговики начали тереться о дорожное полотно;
  • если клиренс настолько мал, что не позволяет нормально ездить по грунтовой дороге;
  • если условия эксплуатации машины предполагают её частую и существенную загрузку.

Некоторые автомобили изначально комплектуются пневматической подвеской, позволяющей изменять дорожный просвет. Обычно это делается в автоматическом режиме, но на возрастных авто приходится производить эту операцию вручную. Для всех остальных имеет смысл рассмотреть наиболее употребительные способы самостоятельного увеличения дорожного просвета.

Замена шин

Этот способ поднятия величины клиренса автомобиля нельзя назвать самым эффективным, однако с точки зрения стоимости он самый доступный. И если вы не причисляете себя к числу продвинутых автомобилистов, но хотите выполнить эту операцию без сторонней помощи, то это самый оптимальный вариант, не требующий особых знаний и навыков. Скажем, если заводские колёса имеют размерность 205/60 R16, достаточно приобрести комплект резины с характеристиками 215/65 R16. Эти же шины можно установить вместо стандартных с размерами 195/60 R15. таким образом можно поднять машину на несколько сантиметров, что, в целом, явно мало. К тому же далеко не всегда монтаж покрышек большего диаметра увеличит дорожный просвет. Дело в том, что многие шины характеризуются низкопрофильностью, то есть уменьшённым расстоянием от кромки резины до протектора. Купив такой комплект, вы рискуете добиться противоположного результата – уменьшения клиренса. Данный способ обладает целым рядом недостатков:

  • искажение показаний спидометра (как в части измерения скорости, так и пройденного расстояния);
  • увеличение расхода бензина;
  • если параметры шин не соответствуют рекомендованным производителем, покрышки при вхождении в повороты будут тереться о колёсные арки, что станет причиной быстрого из износа.

Установка колёсных дисков большего диаметра

Это второй по простоте исполнения метод приподнятия клиренса машины. По крайней мере, его использование не требует внесения изменений в конструкцию ТС. Однако при этом следует принимать во внимание как размеры колёсной арки, так и диаметр ступицы. Разумеется, новый диск должен быть совместим со старым по расположению крепёжных отверстий. Вполне может случиться так, что для вашего автомобиля подходящих дисков в продаже просто не окажется. Достоинства и недостатки здесь практически те же, что и при увеличении диаметра шин. К этому можно добавить большую стоимость данной процедуры, поскольку приобретение дисков с увеличенным диаметром делает невозможным использование старых покрышек.

Монтаж проставок

Если исходить из стоимости, то данный способ будет вне конкуренции, хотя и здесь есть нюансы, поскольку эти элементы могут изготавливаться из разных материалов. С точки зрения сложности выполнения процедуры увеличения дорожного просвета данный метод не рекомендуется для новичков. Следует также учесть, что установка проставок считается вмешательством в конструкцию транспортного средства, в частности, в его ходовую часть. Последствия этого шага могут оказаться непредсказуемыми, поскольку тщательно рассчитанные заводские характеристики будут изменены. Как это скажется на поведении автомобиля и, соответственно, на его безопасности – неизвестно. Тем не менее именно этот способ увеличения клиренса в настоящее время является наиболее употребительным.

Но для начала необходимо определиться с видом проставок – они бывают металлические (преимущественно алюминиевые), пластиковые, из полиуретана или карбона. Каждый из этих вариантов характеризуется своим соотношением стоимости к долговечности. Так, полиуретановые и пластиковые элементы дёшевы, но изнашиваются в разы быстрее, чем алюминиевые.

Отправляясь а автомагазин, расскажите продавцу, какой тип подвески установлен на вашем авто, а также куда вы планируете монтировать проставки. Некоторые модели предназначены для установки в промежуток между чашкой кузова и самой пружиной амортизатора. Так называемые межвитковые проставки монтируются, как следует из названия, между витками пружин – такой способ менее надёжен, но не требует снятия пружин, что само по себе достаточно трудозатратное мероприятие. Использование межвитковых проставок позволяет не только увеличить дорожный просвет до требуемого значения, но и увеличить жёсткость амортизатора и тем самым избавиться от недостатков, характерных для классического способа монтажа (речь идёт об уменьшении крена машины при входе в повороты на большой скорости). Кроме собственно роста дорожного просвета, амортизаторные проставки позволяют избавиться от значительного проседания задней части авто при увеличении весовой нагрузки. Но есть и недостатки:

  • увеличение жёсткости приводит к росту вибрации деталей подвески и кузова автомобиля, что негативно сказывается на их ресурсе;
  • из-за изменения углов функционирования подвески не следует ожидать. что управляемость автомобилем улучшится – в большинстве случаев всё происходит с точностью до наоборот;
  • увеличенный ход амортизатора тоже можно рассматривать как один из минусов использования проставок.

Замена пружин

Один из наиболее радикальных методов повышения клиренса автомобиля – установка вместо штатных пружин изделий с увеличенным по отношению к номинальному количеству витков. Из всех рассмотренных ранее методов он наиболее затратный, поскольку, кроме приобретения собственно пружин больших размеров, необходимо потратиться на покупку специальных длинноходных амортизаторов, соответствующих длине пружин. Впрочем, диапазон стоимости этих деталей также может варьироваться в достаточно широких пределах – всё зависит от качества материалов изготовления пружин и амортизаторов. Несомненным достоинством данного способа является существенно больший ресурс (в принципе – сравнимый со сроком эксплуатации заводских элементов подвески, если не поскупиться и приобрести качественные изделия). По сравнению с проставками удастся также уменьшить проседание задней части авто при увеличенной нагрузке на корму. Но и в этом случае имеются минусы, не считая высокой стоимости комплекта:

  • рост жёсткости подвески приведёт к увеличению вибрационных процессов, уменьшающих ресурс ходовой части авто;
  • при установке увеличенных пружин изменятся углы работы подвески, что опять же скажется на ухудшении управляемости автомобилем.

Что нужно знать о плюсах и минусах увеличения клиренса

Достоинства самостоятельного изменения дорожного просвета в сторону его повышения очевидны:

  • увеличенный клиренс позволит избежать наезда на препятствия в виде неровностей дороги;
  • бамперу будет не страшен их главный враг – тротуарные бордюры;
  • поездки по сельским и лесным дорогам с их глубокими колеями станут более безопасными, риск сесть на «брюхо» существенно уменьшится;
  • загрузка автомобиля «по полной» не превратит езду в мучительно медленное передвижение;
  • увеличение клиренса в любом случае дешевле полной замены компонентов подвески.

Минусы увеличения клиренса автомобиля не столь очевидны, но могут иметь серьёзные последствия. Дело в том, что при конструировании автомобилей учитываются все возможные факторы, влияющие на управляемость и безопасность транспортного средства. В частности, легковые авто имеют низкую посадку, поскольку предназначены для поездок на высокой скорости, когда требуется хорошая устойчивость. И достигается она именно за счёт низкого расположения центра масс. Назначение внедорожников иное – здесь на первые роли выходит способность преодоления участков дорог с наличием естественных препятствий, а также хорошая проходимость при езде по заснеженным трассам. Высокая скорость при этом не требуется, хотя в большинстве случаев скоростные возможности силовых агрегатов здесь тоже на высоте.

Так что изменение клиренса легкового авто всегда имеет и обратную сторону. При увеличении дорожного просвета центр масс смещается вверх, из-за увеличения дорожного просвета аэродинамика автомобиля ухудшается. Воздушный поток под днищем автомобиля становится более мощным, что ухудшает показатель сцепления колёс с дорожным полотном. При совершении манёвров на большой скорости это грозит большими кренами и отрывом стороны машины, противоположной направлению поворота, от земли. Ухудшение аэродинамики также сказывается на росте расхода горючего, и этот момент тоже нужно учитывать. В любом случае самостоятельное увеличение ДП более чем на 5 сантиметров крайне не рекомендуется, поскольку в этом случае безопасность поездок страдает в первую очередь. А ведь это совсем не то, чего стремятся добиться водители…

Что такое клиренс у автомобиля

В обзоре практически любого автомобиля профильные журналисты обязательно упоминают о его клиренсе – дескать, он недостаточный или же его вполне хватает в городских условиях. Часто указывают и точный размер, а также сравнивают с таковым у других машин-конкурентов. Так, что такое клиренс на самом деле, как его регулировать и какой размер клиренса на сегодняшний день считается нормальным?

Что такое клиренс

Часто автолюбители интересуются, в чем разница? Клиренс и дорожный просвет автомобиля – это одно и то же, или нет? На самом деле – да, это синонимы. Никаких различий не существует. А обозначают оба этих понятия расстояние от самой нижней точки машины до поверхности, на которую она опирается (почти всегда асфальт или земля).

Если пренебречь другими особенностями машины (настройки управляющей электроники, наличие блокировок и т.д.), а также навыками водителя, то чем больше клиренс, тем лучше проходимость. То есть, современный городской автомобиль, у которого под днищем около 130-140 мм, проедет максимум по хорошо укатанной сухой грунтовке. Тогда как, например, заслуженный «козлик» – УАЗ-3161 с дорожным просветом 30 мм – заберётся намного дальше. Он может бороздить даже серьёзное бездорожье только за счёт клиренса.

Клиренс измеряется от самой нижней точки автомобиля

С другой стороны, с увеличением расстояния «под брюхом» растёт и сопротивление воздуха, а, следовательно – и расход топлива, который сейчас очень важен. Да и на управляемость это влияет не лучшим образом. Поэтому многие автопроизводители сознательно делают клиренс небольшим на автомобилях, предназначенных для стран с хорошими дорогами.

Какой бывает клиренс

Данный параметр делится на следующие группы:

  • легковые автомобили- 130-170 мм;
  • кроссоверы – 170-210 мм;
  • полноценные внедорожники – 210 мм и более.

Так, например, у Лады Гранты клиренс составляет 160 мм, согласно данным производителя. Ведь этот автомобиль предназначен для эксплуатации на российских дорогах, которые имеют множество изъянов, включая ямы и ухабы. Кроме того, даже в городах запас не бывает избыточным. Порой в зимнее время приходится штурмовать сугробы и ездить по нечищеным дорогам.

Как измеряется

Определить размер клиренса несложно, но процедура – весьма грязная. Удобнее делать это со смотровой канавы. Нужно найти самую нижнюю точку днища и обычной рулеткой измерить расстояние до поверхности земли. А где именно находится эта нижняя точка — на каждом автомобиле по-разному. Это может быть, например, топливный бак или картер заднего моста.

Некоторые в качестве точки для замера берут бампер – и потом у них на легковом автомобиле получается результат в 180 мм. Это – в корне неверно.

Кроме того, для максимальной точности клиренс измеряется, именно когда масса автомобиля равняется его снаряжённой. Водителя и пассажиров быть не должно, а вот все технические жидкости должны быть заправлены.

Дорожный просвет отличается у разных видов автомобилей

Можно ли его изменить

Некоторые владельцы, которых не устраивает дорожный просвет своего автомобиля, занимаются его изменением самостоятельно. Среди способов:

  • установка специальных проставок между витками пружины либо между амортизатором и кузовом;
  • замена пружин на другие. Главное, чтобы диаметр был тот же, а вот жёсткость должна быть больше.
  • увеличение диаметра колёс относительно стандартного значения. Правда, они могут задевать арки автомобиля и тереться от них при повороте руля. Кроме того, могут начать врать спидометр и одометр.

В любом случае следует понимать, что поведение машины на дороге изменится – в том числе, не в лучшую сторону. Ведь управляемость зависит от каждого из отдельных элементов. Их характеристики настроены заводскими специалистами определённым образом, для работы в совокупности. Меняется один из составляющих – рушится и слаженный «ансамбль».

Заключение

Клиренс – величина непостоянная. Она уменьшается, если автомобиль хорошо загрузить и приходит в норму, если в салоне остаётся только водитель, без багажа. Да и со временем пружины начинают проседать, что тоже сказывается на дорожном просвете. Хорошо, когда у машины высокий клиренс. Что это даёт? Как минимум повышенную проходимость. А в наших весьма суровых условиях её мало не бывает.

Что такое клиренс автомобиля - фото и разъяснение понятия

Одним из основных параметров любого автомобиля наряду с длиной, длиной колесной базы и шириной является дорожный просвет, который также называют клиренсом. Что это такое?

Как говорит Большой Энциклопедический словарь, клиренс — это расстояние между дорожным покрытием и самой нижней точкой днища автомобиля. Данный показатель влияет на проходимость автомобиля, чем клиренс больше, тем по более неровным дорогам ваш автомобиль сможет проехать без повреждений картера двигателя и бампера.

Клиренс измеряется в миллиметрах.

У пропашных тракторов (МТЗ-80, ЮМЗ-6) он достигает значения 450-500 мм, то есть 50 сантиметров, у специальных тракторов, которые работают на хлопковых или рисовых полях, дорожный просвет доходит до 2000 мм — 2 метра. Если же взять автомобили «А» класса — компактные хетчбэки типа Daewoo Matiz или Suzuki Swift, то клиренс составляет 135-150 мм, понятно, что и проходимость у таких машин невысокая. Немного больший просвет у автомобилей классов «В» и «С» — Daewoo Nexia, Volkswagen Polo, Skoda Fabia и пр. — от 150 до 175 миллиметров.

Естественно, самый большой дорожный просвет у внедорожников, кроссоверов и паркетников:

  • Hummer h2 — 410 мм (чуть меньше, чем у МТЗ-80 — 465 мм);
  • УАЗ 469 — 300 мм;
  • ВАЗ 2121 «Нива» — 220 мм;
  • Renault Duster — 210 мм;
  • Volkswagen Touareg І — 237-300 мм (у версии с певмоподвеской).

Все эти значения приведены для незагруженных автомобилей. Если же вы усадите в свою машину пассажиров, закинете пару 50-килограммовых мешков цемента в багажник, то просядут пружины и амортизаторы, клиренс уменьшится до 50-75 миллиметров. А это уже чревато проблемами — пробитым баком или картером, выхлопная труба и резонатор, хоть они и утоплены в днище, могут оторваться, амортизаторы могут со временем потечь, пружины подвески тоже не вечные. У грузовых автомобилей могут лопнуть рессорные листы, с чем часто сталкиваются водители МАЗов, ЗИЛов и «Газонов». Одним словом перегружать автомобиль нельзя.

Как изменить клиренс?

Желание изменить размер дорожного просвета возникает в следующих случаях:

  • для повышения проходимости, если вы постоянно ездите по грунтовым дорогам, — клиренс увеличивают;
  • для улучшения устойчивости на трассе клиренс, наоборот, понижают.

Стоит заметить, что отклонение от паспортных данных автомобиля сказывается на управляемости, показаниях спидометра и датчиков.

Самый простой способ — это установка низко- или высокопрофильной резины. Однако, просто поменять резину недостаточно, понадобится также подпиливать и расширять колесные арки, а в некоторых случаях и полностью менять коробку передач для уменьшения/увеличения передаточного числа.

Увеличить клиренс можно также путем установки проставок. Их устанавливают между опорными частями стоек и кузовом. Еще один способ — установка резиновых уплотнений-проставок между витками амортизационных пружин. Понятно, что комфортабельность езды уменьшится — подвеска станет более жесткой и вы буквально будете чувствовать каждую яму.

Имеются также автомобили с регулируемой пневмоподвеской, правда и стоят они дорого. Такие модификации могут привести к ухудшению управляемости на поворотах, но это не столь критично, если вам действительно необходимо повысить проходимость на бездорожье.

Ну, и напоследок стоит сказать, что еще в начале лета 2014 года появилась информация, что за изменение клиренса более, чем на 50 мм будут штрафовать по статье КоАП 12.5 — 500 рублей.

Данная информация пока не подтвердилась, однако из нее можно сделать вывод, что все изменения в конструкции автомобиля влияют на безопасность движения, поэтому на них нужно получать соответствующие разрешения.

Клиренс популярных автомобилей, сравнительная характеристика

Клиренс или дорожный просвет — это одна из важных характеристик автомобиля, определяющая расстояние от дороги до самой нижней точки центральной части автомобиля (например, дифференциал, мост, коробка передач или защита двигателя).

При выборе автомобиля многие смотрят на этот параметр и учитывают его. Оно и понятно — для российских дорог и поездок по бездорожью высокий клиренс будет положительно влиять на проходимость. На автомобилях с очень низким клиренсом в некоторых местах будет просто не проехать. Особенно важно выбирать для покупки автомобиль с большим дорожным просветом в случае, если вы живёте в деревне или планируются частые поездки по сельским местностям и бездорожью.

Если вам нравится какая-то модель автомобиля, но не устраивает её клиренс, есть смысл уточнить в автосалонах какие разновидности этой модели есть в наличии. Многие модели современных импортных автомобилей выпускаются в различных версиях.

Зачастую для России, с нашими плохими дорогами, корректируются многие параметры, в том числе и клиренс. То есть если для Европы значение клиренса одно, то для российской версии авто это значение может быть совсем другим. Также обратите внимание на наличие защиты двигателя. Если она имеется, проверьте, была ли указана величина дорожного просвета учитывая этот факт.

Если защиты нет, то подумайте, будете ли вы её ставить (в большинстве случаев да). При установке защиты клиренс может уменьшиться примерно на 5-15 мм. Ещё существует понятие «ППД — пакет плохих дорог», производители импортных автомобилей либо включают его в определённую модель, либо нет. От этого тоже зависит величина дорожного просвета.

Значение клиренса различных автомобилей:

Модель автомобиляКлиренс (дорожный просвет), ммКомментарии по проходимости
Chevrolet Aveo (Шевроле Авео)150 мм
Chevrolet Cobalt (Шевроле Кобальт)160 мм
Chevrolet Cruze (Шевроле Круз)140 ммОбычно кочки задевает пластиковая «юбка» под передним бампером и защита двигателя. Увеличить клиренс можно проставками, а также заменой дисков с радиуса R16 на R17.
Chevrolet Lacetti (Шевроле Лачетти)145 мм
Chevrolet Niva (Шевроле Нива)220 мм
Chevrolet Orlando (Шевроле Орландо)170 мм
Ford Focus 1 (Форд Фокус 1)170 мм
Ford Focus 2 (Форд Фокус 2)120 мм
Ford Focus 3 (Форд Фокус 3)140 ммВ российских версиях клиренс Ford Focus 3 увеличивают до 165 мм. Самое низкое место — защита картера, цепляет неровности дороги обычно именно защитой. Также можно повредить низ переднего бампера, брызговики и пороги.
Ford Fusion (Форд Фьюжен)160 ммотличная «геометрия проходимости»
Hyundai Accent (Хендай Акцент)160 мм
Hyundai ix35 (Хендай ix35)170 мм
Hyundai Solaris (Хендай Солярис)160 ммтакой же дорожный просвет, как у Kia Rio
Kia Ceed (Киа Сид)140 мм
Kia Rio (Киа Рио)160 ммдостаточно высокий дорожный просвет для автомобиля подобного класса, одна из причин популярности модели (помимо внешнего вида)
Kia Soul (Киа Соул)165 ммно не стоит переоценивать свои силы, такой дорожный просвет никогда не превратит автомобиль в джип, хоть он и внушительный для данного класса.
200 мм
Mazda 3 (Мазда 3)140 ммдля увеличения клиренса можно поставить колёса R18, а также проставки, которые можно найти по цене от 900 руб
Mazda 6 (Мазда 6)150 мм
Nissan Juke (Ниссан Жук)180 мм
Nissan Note (Ниссан Ноут)160 ммс таким клиренсом нужно очень аккуратно преодолевать препятствия. В большинстве случаев страдают пороги авто, защита двигателя редко задевает за неровности дороги.
Nissan Qashqai (Ниссан Кашкай)200 ммкроссовер с высоким дорожным просветом.
Nissan Tiida (Ниссан Тиида)170 ммроссийская версия, 150 мм для Европы
Opel Astra (Oпeль Acтpa) седан, универсал, J160 мм
Opel Astra Family (Oпeль Acтpa Фэмили)170 мм
Opel Corsa (Опель Корса)150 мм
Opel Meriva (Опель Мерива)140 мм
Opel Mokka (Опель Мокка)190 ммесли убрать «юбку» на бампере, то клиренс становится 200 мм.
Opel Zafira (Опель Зафира)150 мм
Peugeot 308 (Пежо 308)160 мм
Peugeot 408 (Пежо 408)180 мм
Renault Duster (Рено Дастер)210 ммочень высокий клиренс для кроссовера, плюс полный привод привлекают любителей бездорожья и путешествий.
Renault Fluence (Рено Флюенс)170 мм
Renault Logan 1 (Рено Логан)155 мм
Renault Logan 2 (Рено Логан)175 мм
Renault Sandero (Рено Сандеро)155 мм
Renault Sandero Stepway (Рено Сандеро Степвэй)175 мм
Skoda Fabia (Шкода Фабия)150 мм
Skoda Octavia (Шкода Октавия)140 мм
Skoda Octavia 2 (Шкода Октавия 2)160 мм
Skoda Octavia 3 (Шкода Октавия 3)155 мм
Skoda Yeti (Шкода Йети)180 мм
Toyota Corolla (Тойота Королла)145 мм
Toyota Corolla 2013 (Тойота Королла 2013)150 ммв адаптированных версиях для России возможно увеличение дорожного просвета до 170 мм.
Toyota RAV4 (Тойота РАВ4)190 мм
Volkswagen Polo (Фольксваген Поло)170 мм

Как можно увеличить клиренс своего автомобиля?

Если вы купили авто и его клиренс (дорожный просвет) недостаточен, вы то и дело цепляете какие-то кочки и неровности дороги, то его можно увеличить. Для этого можно купить специальные проставки увеличения клиренса, которые выполняются из жёсткой резины и устанавливаются вперёд, под задние пружины и под задние амортизаторы.

Обычно толщина таких проставок составляет 2-3 см, а их цена — в районе 1500-2500 рублей за полный комплект, стоимость может быть другая, в зависимости от качества материала и модели автомобиля. Но не стоит забывать о том, что установка проставок меняет ходовые качества автомобиля и влияет на износоустойчивость. Если на это есть веская причина — ставьте. Например, если вы большую часть времени ездите с загруженной задней осью, то стоит поставить задние прокладки, чтобы увеличить просвет.

Также можно установить кeвлapoвyю зaщитy вместо обычной железной защиты двигателя, её толщина намного меньше, а материал позволяет располагаться в непосредственной близости к картеру двигателя.

Ещё один способ, позволяющий увеличить дорожный просвет — установка колёс большего размера. Например, если заводские колёса на авто- R16, то можно их заменить на колёса R17. Учитывайте то, что при этом нужно менять и диск, и покрышку. Выигрыша в клиренсе при замене колёс можно добиться в пределах 1-2 см (10-20 мм).

А вообще, по большому счёту, если веских причин для покупки авто с повышенным клиренсом нет, то не стоит этим заморачиваться. Отличные и стильные модели современных автомобилей оставляют много положительных эмоций и ощущений. А зацепите или нет одну из кочек на наших «ровных» дорогах — это уже зависит от водительского мастерства и вашего здравомыслия. Так что покупайте понравившуюся модель и наслаждайтесь жизнью! 🙂

Тосол или антифриз, что лучше?

Что такое клиренс у автомобиля и как его увеличить? Таблицы для сравнения

Ответ на вопрос «что такое клиренс у автомобиля?» прост – минимальная высота средней части автомобиля от поверхности. То есть расстояние между дном и дорогой.

Вообще-то, не только автомобиля. Любого транспортного средства. Есть специальные трактора с клиренсом под два метра. А высокий клиренс у танка делает его более заметным, уязвимым в бою. Хотя уж для него проходимость – очень важное качество.

Преимущества автомобилей с низким клиренсом:

  • отлично держат дорогу. Низко расположенный центр масс помогает устойчивости на поворотах. Таковы все гоночные автомобили;
  • экономичность. При прочих равных лобовое сопротивление чуть ниже, что позволяет экономить топливо;
  • «пыжистость». Спортивный, скоростной на вид силуэт автомобиля греет душу владельца.

Преимущество автомобилей с повышенным клиренсом. Одно, зато очень существенное. Проходимость. Такой автомобиль не сядет на днище в плохих условиях. Проедет по направления, ещё существующим у нас на месте дорог. Лёгкая парковка – не зацепит бордюр или камень в снежном сугробе.

Существенно, что высокий клиренс поднимает центр массы машины, делая её склонной к опрокидыванию на резких поворотах. Поэтому при движении по хорошим дорогам на высоких скоростях его стоить уменьшать.

По высоте просвета автомобили условно разделяют на:

  • легковые –110-180 мм. Учитываем, средняя высота бордюра – 16 см;
  • кроссоверы, паркетники — 160-220 мм;
  • внедорожники – 200-420 мм.

Увы, не всё так просто. Есть ещё такое понятие, как «геометрия кузова». Длинный автомобиль с высоким кузовом может спасовать даже перед въездом на эвакуатор. А Пэжо 107 легко взбирается на горку или с неё, обходит ямы по контуру, ничем не задевая.

ВАЗ-2131, удлинившись на полметра из классической «Нивы», приобрёл вредную способность регулярно за что-то цепляться.

ВАЗ-2131

Ещё. Днище – не сплошная пластина. Стоит осмотреть свой автомобиль на эстакаде, зная, где и на сколько выступают детали, можно аккуратно «пропустить» столбик или камень под днищем.

Из семейных автомобилей с большим клиренсом можно порекомендовать Volkswagen Polo Sedan 1.6 с высотой 170 мм.

Volkswagen Polo Sedan 1.6

Относительно недорогой, вместительный, проходимый. При выборе семейного автомобиля стоит смотреть не только на дорожный просвет, пусть даже выбор из-за условий эксплуатации и важен. Учитываем цену, экономичность, размер багажника, стоимость и доступность техобслуживания.

При поиске модели экономичного автомобиля с высоким клиренсом следует учитывать противоречивость требований: экономичнее как раз низкие автомобили. Так что ищем разумный компромисс в требованиях. Можно обратить внимание на “C3 Picasso Trekker” с высотой просвета 175 мм или Nissan Juke – 180 мм. Полный привод, автоматика, высокая мощность двигателя в среднем увеличивает расход топлива.

Nissan Juke

Из недорогих, бюджетных автомобилей с высоким клиренсом интересны российские Lada 4×4 и Chevrolet Niva. Похожие между собой – механика, полный привод, 1,7 литровый движок в 80 лошадей – машины с отличной проходимостью.

Chevrolet Niva

Неплохо себя чувствуют в классе бюджетников китайцы, делая вполне приличные машины относительно невысокой стоимости.

Способы увеличения дорожного просвета

Как увеличить клиренс автомобиля. Есть автомобили с активной подвеской. В их конструкцию заложена возможность изменять высоту машины буквально «на ходу», поднимая или опуская в зависимости от условий езды.

Гидравлические, пневматические и гидропневматические системы управляются бортовым компьютером. Предусмотрено поднятие-опускание каждого колеса в зависимости от условий: при разной скорости вхождения в поворот, неровной дороге, на старте, торможении. Установленные датчики без участия водителя помогают движению.

Регулируемая пневмоподвеска (ESS)

Оснащенные такими системами машины двигаются плавно, езда комфортнее и безопаснее. Увы, за всё нужно платить. И в прямом смысле: такие модели дороже, и в переносном – усложнение конструкции ведёт к усложнению обслуживания и снижению надёжности.

Простой способ, как увеличить клиренс автомобиля – поставить другие колёса.

В нём есть нюансы. Колеса 195/65R15, 205/55R16, 225/45R17, 225/40R18 имеют почти одинаковый внешний размер. Нужно учитывать изменение профиля резины, выбирать тот же профиль, но увеличенный радиус.

Получаются и сбои, обусловленные геометрией. При том же количестве оборотов колеса путь автомобиль проходит разный. То есть возможны нарушения в показаниях спидометра. Вероятно выведение из строя датчика скорости в автомобилях, оборудованных системами ABS и ESP, если таковые имеются. Да и не получится увеличить сильно – помешают арки колёс, возможное задевание брызговиков.

Ещё вариант – замена пружин и амортизаторов, поставка дополнительных «прокладок». Многие мастерские сейчас делают такие услуги. Учитываем, что сделанная вами замена штатных узлов автомобиля автоматически ведёт к потере заводской гарантии, если время таковой ещё не вышло. Так же влияют такие замены на жёсткость подвески.

Также стоит учитывать один не очень хороший, часто встречаемый и редко учитываемый минус. Любой ремонт или тюнинг автомобиля чреват встречей с косорукими ремонтниками. Причем внешне их не отличишь от добросовестных работников. Такая встреча легко приводит к потере денег, нервов, времени. Теоретически – и жизни, ну это уж в совсем редких случаях.

«Поднятая» тюнингом машина в сравнении с покупной, базовой моделью, может заметно потерять в устойчивости. При вхождении на скорости в поворот разница ощутима.

Видео: установка проставок увеличение клиренса Kia Ceed Sportage 3.

Видео: увеличение дорожного просвета у Mazda3 за счет проставок, показано, что было и как стало.

Автомобилями с повышенным клиренсом являются все внедорожники. Для удобства выбора, ознакомления и сравнения разных моделей и марок автомобилей посмотрите размещённые ниже цифры.

Таблицы для сравнения клиренсов

При покупке авто можно заранее определится с дорожным просветом. А помогут вам в этом две табличные формы, расположенные ниже. Смотрите и выбирайте свой размер.

Клиренс автомобилей — сравнительная таблица. Данная форма, показывает разницу между легковушками и внедорожниками:

Ниже находится таблица самых покупаемых автомобилей класса B, увеличение клиренса идет снизу вверх. Сравнивайте дорожный просвет разных моделей и производителей, и подбирайте оптимальный вариант:

Не всегда заявленная высота дорожного просвета соответствует действительности. Скажем, понятно, что загруженный автомобиль «осядет» ниже пустого. По Российскому ГОСТу замеры проводятся в автомобиле, загруженному до максимальной разрешённой массы.

А в российском представительстве «Mitsubishi» на вопрос «Автовестей» ответили, что замеры проводятся на снаряженном автомобиле. То есть: водителя и пассажиров – нет, топливный бак и бачок стеклоомывателя заправлены, есть запасное колесо и комплект инструментов, домкрат. Просто стоящая на стенде машина.

Установленная в автомобиле защита днища «съедает» ещё несколько миллиметров. Опять же, клиренс указывают с демонтированной защитой.

Видео: измерение клиренса Шкода Рапид (Skoda Rapid).

Защита днища

Возможна дополнительная защита дна автомобиля. Варианты разные. Есть просто антикоррозийная защита, обычно покрытие разнообразными мастиками, красками и подобным.

Вещь не лишняя, так как при езде — песчинки, мелкий гравий обрабатывают дно машины, как абразив. Применение зимой на дорогах соли так же не добавляет кузову долголетия.

Но можно заказать и более дорогую защиту, предохраняющую от ударов картер двигателя (один из самых дорогих ремонтов), бензобак и другие детали. Теоретически – хоть от осколков мин, как на бронетранспортёрах. Сама установка дополнительной защиты немного уменьшит дорожный просвет, зато убережёт от существенных трат на ремонт.

Видео: защита картера сохраняет ли автомобиль?

Пластиковые юбки и разные системы парковки, например, датчики под бампером, помогают. Не увеличивая клиренс авто, они предохраняют от повреждений подачей сигнала.

Клиренс со временем немного изменяется за счёт износа деталей подвески – рессор, пружин, шин. Даже при разной загрузке автомобиля и давлении в шинах он немного разный. При объезде бордюров, парковке, препятствиях важен не только клиренс. Ещё нужен аккуратный водитель.

(2 раз, оценка: 4,50 из 5) Загрузка...


Смотрите также