Что такое развал и схождение колес


Сход-развал колес автомобиля: после каких работ нужно и не нужно выполнять, симптомы неправильного схождения-развала

Для поддержания агрегатов автомобиля в хорошем состоянии, водитель должен выполнять ряд простых действий: эксплуатировать машину в соответствии с рекомендациями производителя, вовремя менять расходные элементы, проходить техническое обслуживание в срок, а также следить за колесами. К последнему пункту относится не только замена летних покрышек на зимние шины, но и процедура схождения-развала.

Оглавление: 1. Что такое сход-развал колес автомобиля 2. Что такое развал колес 3. Что такое схождение колес 4. Как определить, что на автомобиле неправильно отрегулирован сход-развал колес 5. После каких работ обязательно делать сход-развал 6. После каких работ необязательно делать сход-развал

Что такое сход-развал колес автомобиля

Развал-схождение или сход-развал – это процедура, которая состоит из двух этапов регулировки колес относительно кузова: развал и схождение.  Данные регулировки необходимо проводить, чтобы не возникало проблем с управляемостью автомобиля, от которой напрямую зависит безопасность движения.

Если колеса относительно кузова настроены неправильно, машина будет хуже входить в повороты и «отзываться» на движения руля. Кроме того, не выполняя своевременно сход-развал, водитель рискует столкнуться с проблемой быстрого износа резины. При особенно пагубной ситуации новая покрышка может стереться менее чем за 500 километров.

Регулировка схождения-развала колес в современных сервисах выполняется при помощи специальных стендов с оптическими датчиками, и проведения диагностики на компьютере. За счет этого удается выставить максимально точные значения. Раньше сход-развал регулировался при помощи обычных отвесов.

Что такое развал колес

Под понятием «развал» понимается угол между плоскостью вращения колес и вертикальной прямой. Иначе говоря, отклонение колес на осях от вертикали.

Исходя из определения развала, можно сделать вывод, что он бывает положительный и отрицательный:

  • Положительным называется развал, когда верхние части колес на одной оси находятся на большем расстоянии друг от друга, чем нижние. Положительный развал намеренно используется на грузовых автомобилях. Связано это с тем, что при загрузке автомобиля с положительным развалом колес, развал может выйти в ноль или максимально приблизиться к этому значению;
  • Отрицательным называется развал, когда верхние части колеса на одной оси находятся на меньшем расстоянии друг от друга, чем нижние. Отрицательный развал намеренно используется, чтобы увеличить устойчивость автомобиля при входе в повороты на высоких скоростях.

При нулевом развале колес, когда верхние и нижние части покрышек находятся на одинаковом расстоянии вдоль одной оси друг от друга, удается достичь минимального износа покрышек.

Что такое схождение колес

Под понятием «схождение» понимается угол между плоскостью вращения колес и продольным сечением автомобиля. Выделяют положительное и отрицательное схождение колес:

  • Положительным называется схождение, когда передние части колес находятся на меньшем друг от друга расстоянии, чем задние;
  • Отрицательным называется схождение, когда задние части колес находятся на меньшем друг от друга расстоянии, чем передние.

При неправильно выставленном схождении колес, в разы увеличивается износ колеса, гораздо значительнее, чем при неправильно выставленном развале.

Как определить, что на автомобиле неправильно отрегулирован сход-развал колес

Имеется ряд симптомов, которые явно указывают на сбитые настройки схождения-развала колес автомобиля:

  • При вхождении в поворот на небольшой скорости слышится визг колес;
  • Для движения автомобиля по прямой руль требуется отклонить немного вправо или немного влево от центральной оси;
  • Если отпустить руль автомобиля, машину начинает самопроизвольно тянуть в одну из сторон;
  • Шины автомобиля быстро изнашиваются.

Если проявляются описанные выше симптомы, необходимо отрегулировать развал-схождение колес. Подобную процедуру выполняют практически в любом сервисном центре.

После каких работ обязательно делать сход-развал

Ремонтируя автомобиль, нужно знать, в каких случаях обязательно потребуется по окончанию работы выполнить развал-схождение колес.

Замена шаровых опор

Положение колес автомобиля напрямую зависит от шаровых опор. После их замены обязательно требуется провести развал-схождение колес. Это связано с тем, что в старой шаровой опоре в процессе эксплуатации образуется люфт, под который выполняется сход-развал колес. Когда устанавливается новая шаровая опора, люфт минимизируется, соответственно, изменяется наклон колес и требуется выполнять процедуру схождения-развала.

Замена рулевого наконечника

От настроек рулевого наконечника и зависит схождение колес. Соответственно, при их замене потребуется выполнить процедуру схождения-развала. Также она может потребоваться, если проводится замена рулевой рейки.

Замена шарнира равных угловых скоростей (ШРУСа)

Сама замена ШРУСа не влияет на подвеску автомобиля, но после подобной работы обязательно следует провести развал-схождение колес.

Это связано с тем, что при замене шарнира равных угловых скоростей специалисты откручивают крепление рулевого наконечника или шаровой опоры, поскольку это необходимо, чтобы снять ШРУС. После замены, установив новый шарнир, при закручивании рулевого наконечника можно сбить его настройки или вовсе его разбить, из-за чего руль будет тянуть автомобиль влево или вправо при движении по прямой.

После каких работ необязательно делать сход-развал

Схождение-развал – процедура не из дешевых, и часто недобросовестные сервисы уверяют водителей, что после проведения той или иной работы ее обязательно нужно провести. Ниже приведены наиболее распространенные ситуации, когда водителю может показаться, что необходимо выполнить сход-развал колес, но на самом деле этого не требуется.

Замена шин

Самое распространенное заблуждение, что при замене зимней резины на летнюю и наоборот требуется выполнять сход-развал. Это не так, поскольку на параметры схождения и расхождения колес замена резины, выполненная стандартным образом, никак не влияет. Если после замены шин автомобиль начало тянуть самопроизвольно в сторону при движении по прямой, следует первым делом проверить резину на равномерность износа.

Замена амортизаторов

Рекомендуем прочитать: Как прокачать амортизаторы перед установкой

После замены амортизаторов не требуется выполнять сход-развал колес, поскольку от них практически никак не зависят рулевые тяги и шаровые опоры. Во время замены амортизаторов данные элементы рулевого управления не затрагиваются, их даже не требуется раскручивать.

Замена стабилизаторов

Ситуация со стабилизаторами идентична амортизаторам. После их замены не требуется выполнять сход-развал колес, поскольку при проведении работ не затрагиваются ключевые элементы подвески и рулевого управления.

(407 голос., средний: 4,54 из 5) Загрузка...

okeydrive.ru

Регулировка сход развала

Бывает, что автолюбитель платит за регулировки, которые не предусмотрены конструкцией автомобиля. Или эти регулировки навязывают. Рассмотрим подробно, для чего нужны углы установки колес. Проанализируем признаки, когда необходимо проверять сход-развал, чтобы не зависеть от мнения специалистов автосервиса.

Углы установки колес в легковом автомобиле

Колеса, которые поворачиваются для осуществления маневров при движении, называются управляющими. По умолчанию регулируются именно эти колеса. В некоторых моделях, например, Chevrolet Lacetti, регулируют схождение передних и задних колес. С 1987 года появились легковые автомобили, у которых управляющими являются все четыре колеса.

Угол между плоскостью колеса и вертикальной продольной или поперечной плоскостями, угол между осью вращения управляющего колеса и вертикалью называют углами установки колес. В зависимости от типа подвески угол может быть регулируемым или жестко установленным на заводе, на весь срок эксплуатации узлов ходовой части. Перед регулировками УУК устанавливается штатное давление в камерах. Весь дополнительный груз удаляется и пассажиры с автомобиля высаживаются.

Определения

В общем случае конструктивно различают УУК: 1. Угол между плоскостью колеса и продольной вертикальной плоскостью в направлении движения, указанный на рис. 1, называют схождением колес. Различают положительный (изображен на рисунке) нулевой и отрицательный сход. На легковых автомобилях предусмотрен положительный угол, когда расстояние А меньше величины В. Стрелкой указано направление движения вперед. Иногда схождение измеряется как разница значений В-А. Это более практично. В инструкции по эксплуатации указан тип измерений и допустимые значения. Рис. 1.

2. Угол между вертикальной продольной плоскостью и плоскостью вращения колеса, указанный на рис. 2 называют развалом колес. В большинстве случаев в инструкции от завода указывают для регулировки положительное значение угла, указано на рисунке слева. Рис. 2. 

3. Угол между осью поворота колеса и вертикалью как показано на рис. 3, называется кастер (кастор). Как правило, этот угол устанавливается на заводе. Он не подлежит регулировке в процессе эксплуатации. На схеме изображен положительный угол. Рис. 3.

4. Угол между осью поворота колеса и вертикалью на виде спереди, как изображено на рис. 4, называется углом поперечного наклона оси поворота. Угол устанавливается на заводе. На автомобилях со шкворнем в подвеске этот угол называют углом наклона шкворня. Рис. 4.

Для чего нужны сход-развал, иные УУК

Схождение, развал управляющих колес, другие УУК влияют на устойчивость автомобиля, на износ покрышек при движении. Положительные углы сход-развала обеспечивают наиболее полный контакт покрышки с дорогой в динамике при маневрах, при движении по неровностям на большинстве автомобилей.

Значение углов взаимосвязаны. Например, положительный кастер предполагает положительное значение схода колес.

Кастор, поперечный угол наклона шкворней или оси поворота необходимы для самовыравнивания автомобиля при движении. Чем больше значение угла оси поворота, тем лучше курсовая устойчивость. Однако, с ростом угла растет радиус поворота, автомобиль теряет в маневренности в городе.

При правильно работающей подвеске, выставленных углах, на прямой дороге в безветренную погоду руль можно отпустить. Автомобиль не должен изменить направление движения. При поворотах руль возвращается в исходное положение, что облегчает управление транспортом. Влияние неровностей дороги прежде всего гасятся резиной и подвеской, передавая вибрации и удары на рулевой механизм в ослабленном виде.

Признаки нарушения сход-развала

В процессе эксплуатации УУК меняются в связи с износом или заменой элементов подвески, рулевого управления. При уходе параметров за границы допустимых значений наблюдается: 

• неравномерный износ одного или двух покрышек управляемых колес, как указано на рис. 5; 

• быстрый равномерный износ покрышек обоих управляющих колес; • повышенные вибрация, удары руля на неровной дороге; • увод автомобиля в сторону при движении по прямой на полотне дороги без уклона, при отсутствии бокового ветра; • неустойчивое поведение автомобиля на скорости выше 80 км/час; • частые заносы задней части на скользкой дороге могут быть причиной неправильного схода неуправляющих колес.

В таблице 1 указаны типичные значения для углов схождения, развала. Таблица 1.

Когда и как необходимо регулировать сход – развал, иные УУК

Схождение, развал изменяются в процессе эксплуатации. Регулировать и проверять УУК необходимо: • после ремонта и замены узлов подвески (пружины, рессоры, пальцы, сайлентблоки, рулевые рейки); • при установке прокладок для увеличения дорожного просвета или их снятии; • если наблюдается неравномерный или повышенный износ резины; • когда руль не возвращается в положение при прямолинейном движении после поворота; • если колесо попало в колодец или яму при движении.

Не на всех автомобилях в процессе эксплуатации регулируется развал. Например, на автомобилях УАЗ Патриот развал колес установлен на заводе и не корректируется. Меняются изношенные пальцы и вкладыши и регулируется схождение.

Другие УУК проверяются при техническом обслуживании. Если их параметр ушел за границы допустимого, узлы подвески меняют на новые. Так может быть после аварии или значительного удара колеса о препятствие при движении автомобиля.

Схождение и развал регулируют на стенде СТО или вручную. В последнем варианте необходима ровная площадка, приспособления, инструкция и навыки ремонта автомобиля. Необходимо помнить, что давление колес и нагрузка должны быть такими, как указано в паспорте на транспортное средство. Если регулировка проходит на СТО, желательно взять протокол проверки, в котором указаны все УУК, зафиксированные до и после регулировок. Нелишним будет обратить внимание и на нулевое положение рулевого колеса. Это не влияет на УУК, но может влиять на радиус поворота и удобство вождения.

Измерения величин УУК или разницы расстояний между кромками диска (на рис. 1 расстояние В – А) необходимо связывать с диаметром колес и дисков. Например, если владелец установил диски иного наружного диаметра, чем указано в инструкции по эксплуатации и паспорте. Или колеса с иной высотой борта покрышки. В таком случае параметры необходимо пересчитать на новые. Такие ошибки характерны для автомобилей с повышенной проходимостью.

Когда следует изменить допустимое значение схождения?

При нулевом сходе колес резина прослужит дольше всего. Близкое к нулю значение можно выставить, если учитывать: • автомобиль чаще всего эксплуатируется при движении по прямой; • перевозимый вес ниже в два и более раз от допустимого; • пружины или рессоры новые, не просевшие; • пальцы рулевых тяг и сайлентблоки новые, без зазоров и люфта; • стиль вождения умеренный и осторожный; • дорожное полотно хорошего качества, неровности преодолеваются на медленной скорости; • автомобиль эксплуатируется на песчаной дороге, грунтовке; • есть возможность в любой день проверить угол схода и отрегулировать, не допуская уход параметра в значение с иным знаком, нежели указан в паспорте.

При установке значения, не указанного производителем, необходимо обратить внимание на ошибку при измерении и проверить результат регулировки, проехав несколько метров. Ошибки и увод УУК в динамике учитываются так, чтобы не допустить перехода знака угла. Например, для автомобилей с положительным схождением колес недопустимо иметь расхождение.

Устанавливая сход близким к нулевому значению, регулируют развал близко к минимальной границе допустимого параметра, если эта регулировка конструктивно предусмотрена. При осторожном, бережном стиле вождения перечисленные меры увеличивают срок эксплуатации узлов подвески, рулевого управления, резины.

Последствия неправильного сход-развала

Увеличение угла за пределы допустимого, но не переход знака, приводит: • к ускоренному износу протектора, при увеличении угла схождения в 3 раза резина может выйти из строя через 2 – 4 тысячи километров на легковом автомобиле; • к преждевременному износу сальников, вкладышей и пальцев рулевого управления и подвески; • быстрой утомляемости в дороге, когда автомобиль постоянно приходится ловить и выравнивать.

При смене знака одного из параметров УУК, автомобиль резко теряет курсовую устойчивость, склонен к заносам и изменению направления движения при торможении. Это приводит не только к преждевременному износу резины, узлов подвески, элементов рулевого управления, но и к аварийным ситуациям.

www.moly-shop.ru

Что такое «развал-схождения» — DRIVE2

РазвалПравильный угол развала колес обеспечивает хорошее сцепление с дорогой и стабильность управления автомобилем. Не правильная установка развала может повлечь за собой неравномерный износ покрышек и проблемы с управлением. Развал колеса — это угол между центральной плоскостью колеса и перпендикуляром к поверхности дороги.

Развал измеряется в градусах, при этом колеса должны находиться в положении прямолинейного движения. Колесо с углом развала в 0 градусов вертикально по отношению к дороге. Развал положителен, если верх колеса отклоняется наружу, и отрицателен, если наклон внутрь.

СхождениеСамый критический угол установки колес — это угол схождения. Чрезмерно положительное или отрицательное схождение вызывает повышенный износ покрышек. Схождение — это разница расстояний, измеренных по передним и задним точкам дисков колес, в горизонтальной плоскости. Схождение измеряется в миллиметрах. Схождение может так же выражаться в угловых мерах, то есть в градусах. Если расстояние измеренное по передним точкам меньше расстояния измеренного по задним точкам, то говорят о положительном схождении, если наоборот — об отрицательном или обратном схождении. Схождение считается нулевым, если колеса параллельны друг другу.

Продольный наклон шкворня (кастер)Основные функции продольного наклона шкворня — это улучшение стабильности управления и обеспечение тенденции к само установке управляемых колес. Неправильный угол продольного наклона шкворя может вызвать чрезмерную трудность вращения рулевого колеса. Продольный наклон шкворня — это угол между вертикалью и проекцией оси поворота колеса на вертикальную плоскость, проходящую через ось действия тяги. Продольный наклон шкворня измеряется в градусах. Продольный наклон шкворня положителен, если верхняя часть оси отклонена назад, продольный наклон шкворня отрицателен, если верхняя часть оси отклонена вперед.

Стенды «развал-схождения»

www.drive2.ru

Развал-схождение колес автомобиля

Ходовая часть, система подвески, рулевое управление современного легкового автомобиля сконструированы таким образом, чтобы обеспечивать максимально высокий уровень управляемости, маневренности и устойчивости транспортного средства при движении. Но для соответствия указанных характеристик высоким эксплуатационным стандартам не менее важна правильная регулировка развал-схождения колес автомобиля. Что же представляет собой этот параметр, какие величины в него входят и как выполняется его регулировка?

Развал-схождение – это комплексный показатель, который формируется из угловых и линейных величин, характеризующих расположение колес передней и задней осей автомобиля относительно дорожного покрытия и друг друга.

Что такое развал колес

Развал колес автомобиля – это угол, указывающий, насколько градусов отклонена центральная плоскость колеса от перпендикуляра к горизонтальной поверхности. То есть, на какой угол и в какую сторону (внутрь или наружу) наклонены «развалены» колеса автомобиля. Положительный угол развала говорит о том, что расстояние между верхними точками колес на одной оси больше, чем между нижними точками. И наоборот, отрицательный угол свидетельствует о наклоне колес внутрь, в сторону центральной оси автомобиля. Колесо с углом развала, равным 0 градусов, расположено строго перпендикулярно дорожному покрытию.

«Неправильный» развал становится причиной повышенного и неравномерного износа протектора, а также вызывает проблемы с управлением. Развал колес для большинства переднеприводных автомобилей, как правило, имеет небольшое положительное значение. Такая регулировка подвески позволяет снизить нагрузку на ведущие колеса и уменьшить передачу вибраций на рулевую колонку. Значительный угол отрицательного развала может свидетельствовать о сильном износе деталей подвески, либо о неправильной ее настройке.

Важно помнить, что номинальное значение угла развала колес зависит от типа и конструктивных особенностей подвески. Так, например, в авто, оборудованных подвеской Макферсон (MacPherson suspension), выставляется нулевой или незначительный отрицательный развал. В некоторых случаях, на спортивных автомобилях, профессиональные механики проводят индивидуальную настройку развала-схождения. Выполнение таких манипуляций требует не только большого опыта, но и понимания того, для чего это делается.

Схождение колес

Данный параметр указывает величину угла между плоскостью вращения колеса и линией направления движения. Схождение колес может измеряться как в угловых величинах, так и в миллиметрах (как разница расстояний между передними и задними точками колес одной оси, расположенных в горизонтальной плоскости). Если колеса повернуты внутрь – это положительное схождение (расстояние между передними точками меньше, чем между задними), наоборот – отрицательное. Колеса, расположенные строго по направлению движения, параллельно друг другу, имеют нулевое схождение.

Передняя подвеска большинства автомобилей настроена на небольшое положительное схождение ведущих колес. От такого параметра, как схождение колес напрямую зависит стабильность и предсказуемость траектории движения автомобиля, а также острота реакции на вращение рулевого колеса.

Неверно настроенное схождение колес является основной причиной ускоренного и неравномерного износа протектора шин. При чрезмерном положительном схождении будет сильно изнашиваться наружная часть протекторов, отрицательный угол схождения провоцирует износ внутренней стороны. Как и в случае с развалом, изменение заводских регулировок схождения чаще всего практикуется при настройке подвески спортивных авто. Например, отрицательное схождение колес переднего привода улучшает управляемость при прохождении крутых поворотов и виражей.

Признаки неправильной установки углов развала-схождения

Регулировку углов развала и схождения колес в обязательном порядке нужно выполнять, если проводился ремонт ходовой части, подвески, рулевого управления, а также после замены демпфирующих элементов (амортизаторов, пружин), шаровых опор, сайлентблоков, втулок, наконечников рулевых тяг.

Необходимость проведения внеплановой проверки и регулировки развала-схождения возникает и после сильных ударных нагрузок на узлы ходовой и подвески: попадания колеса в яму, наезда на препятствие, длительной езды по дорогам с неудовлетворительным покрытием. Рекомендуется выполнять проверку углов установки колес после сезонной замены покрышек или после пробега в 10-15 тысяч км.

Основными признаками, сигнализирующими о необходимости проведения регулировки развала-схождения являются:

  • неравномерный износ протектора шин (ключевой признак);
  • увод автомобиля в сторону, рыскание при прямолинейном движении;
  • при резком торможении снос авто в одну из сторон;
  • невозврат рулевого колеса в первоначальное положение после завершения маневра;
  • нечеткое управление: запоздалая реакция на поворот руля, «жесткий» или слишком «мягкий» руль.

Оборудование для регулировки развала-схождения

Для проверки и регулировки углов установки колес применяются оптические, лазерные и компьютерные стенды. Основная задача, возложенная на эти устройства – это с высокой точностью измерять угловые и линейные величины, характеризующие расположение колес автомобиля, а также другие параметры ходовой части.

Регулировка углов развала и схождения осуществляется после проведения измерений данных величин на стенде. В настоящее время на современных станциях технического обслуживания широко используются компьютерные стенды для диагностики ходовой части и регулировки развала-схождения колес. Данный тип оборудования обладает широкими функциональными возможностями и обеспечивает очень высокую точность измерений.

Компьютерный стенд состоит из системы датчиков, компьютера для анализа, обработки и вывода на монитор результатов измерений. Устройства такого типа позволяют не только осуществлять измерение развала и схождения колес, но и одновременно выполнять регулировку этих параметров.

Регулировка развала-схождения

Развал колес регулируется путем сдвига переднего поворотного кулака в ту или другую сторону. Схождение устанавливается вращением соединительных муфт боковых рулевых тяг. Как правило, регулировка углов установки колес выполняется на передней оси автомобиля, но на некоторых моделях (BMW, Honda, Hyundai), а также в случае замены балки заднего моста, такая операция может иметь место и для задних колес. Стоит отметить, что развал колес задней оси на большинстве современных легковых авто задается на заводе-изготовителе и последующей регулировке не подлежит (исключение – автомобили с независимой задней подвеской).

Ошибки при регулировке углов развала и схождения

Погрешности в настройке и регулировке развала-схождения объясняются, как правило, некорректно снятыми данными. Для того чтобы это исключить, необходимо:

  • выполнить проверку ходовой части и устранить выявленные неисправности;
  • замерить давление в шинах и довести его до нормы (во всех колесах);
  • провести компенсацию неровностей колесного диска (на компьютерных стендах операция выполняется на программном уровне);
  • выполнить коррекцию продольного и поперечного наклона автомобиля;
  • установить тормозной фиксатор, затянуть ручной тормоз.

При установке углов развала-схождения важно понимать, что точность настройки зависит большей частью от профессионализма мастера, а также от того, насколько регулярно проводилась проверка и калибровка стенда.

avtonam.ru

Что такое сход-развал? Немного теории.

Своевременная проверка и регулировка углов сход-развала на вашем автомобиле не только увеличит срок службы шин, но и обеспечит комфортное и безопасное управление автомобилем. Главная задача при регулировке состоит в том, чтобы углы установки колес были симметричны по отношению друг к другу и обеспечивали оптимальный контакт шины с поверхностью дороги. То, как задается положение колеса, определяется тремя основными параметрами: развалом, кастером (продольным наклоном шкворня) и схождением.

Развал — наиболее широко обсуждаемый и противоречивый из трех параметров сход-развала. Развалом называется угол между плоскостью вращения колеса и вертикалью. Если колесо идеально перпендикулярно к поверхности, то обычно используется термин «нулевой развал». Развал считается отрицательным, когда верхняя часть шин наклонена вовнутрь, а положительным, когда наружу. На большинстве легковых автомобилей в настоящее время производителями устанавливается отрицательный развал.

Несмотря на то, что при прямолинейном движении в таком случае уменьшается поверхность контакта между шинами и дорожным покрытием, он обеспечивает повышенное сцепление с дорогой при поворотах. Минусом отрицательного развала является более неравномерный износ шин (в первую очередь проектор истирается с внутренней стороны шины).

При регулировке следует добиваться максимальной симметрии углов развала на одной оси, так как в противном случае может возникнуть эффект увода автомобиля.

Кастер — данный параметр объяснить значительно сложнее. Одна из формулировок гласит, что кастер — это угол между вертикалью и проекцией оси поворота колеса на продольную плоскость автомобиля», но для большинства людей это малопонятно.

В качестве примера можно представить обычный велосипед, на котором при должной сноровке можно ездить без рук. Речь идет о положительном касторе. Именно благодаря нему в движении колесо становится устойчивым и не пытается повернуть в сторону.

На сегодняшний день в конструкции автомобилей применяется положительный угол кастера. Он, как и другие углы установки колес должен быть максимально симметричен с обоих сторон. Разница более 30 минут между ними часто приводит к уводу машину в сторону, где угол меньше. Обычно страдает правая сторона автомобиля, так как именно на ее долю приходится максимальное количество ям и выбоин.

  Схождение — параметр, который проще показать на картинке, чем объяснить словами. Если смотреть на автомобиль сверху, то схождение это то, как направлены передние кромки колес. Когда они повернуты во внутрь, это говорит о положительном схождении, наружу — об отрицательном.

Регулировка схождения является самой частой на любом автомобиле. Она необходима после замены рулевых наконечников, тяг и других элементов подвески, влияющих на углы установки колес. Практически любое вмешательство в подвеску приводит к изменению регулировок схождения. Рассказы о том, что новую тягу или наконечник вкрутили на тоже количество оборотов, после чего нет необходимости регулировать сход-развал, на практике не подтверждаются.

На большинстве современных легковых автомобилей обычно устанавливается положительное схождение, так как оно позволяет сделать автомобиль более устойчивым при прямолинейном движении. Отрицательное схождение улучшает вхождение в поворот, но при движении по прямой требует постоянного подруливания.

Сильно повернутые вовнутрь или наружу колеса, стремятся создать эффект проскальзывания, что при контакте с поверхностью дороги приводит к повышенному истиранию резины. Нарушенное схождение является обычно основной причиной преждевременного износа протектора шины.

В заключении стоит напомнить, что углы установки колес задаются производителем не просто так. Этим значениям предшествует бесчисленное количество часов испытаний в области подвески автомобиля, поэтому заводские параметры сход-развала являются тем, к чему необходимо стремиться при регулировке. Особенно если ваш автомобиль предназначен для езды в городских условиях, а не по гоночному треку.

carpit.ru

Сход-развал своими руками

Каждого автомобилиста волнует вопрос безопасности во время поездок на своем авто. Для обеспечения надежного сцепления с дорожным полотном важную роль играет правильно отрегулированный развал схождение колес. Необязательно обращаться за этим на СТО. В данной статье подробно описано, как сделать сход-развал самостоятельно.

Что такое развал-схождение колес

Перед тем как начать регулировку необходимо понять, что такое развал схождение. Глядя на автомобиль сверху визуально можно провести срединную продольную линию. Угол между данной линией и поворотом колес принято называть – схождением. Сход может быть положительным (колеса обращены передней стороной друг к другу) и отрицательным (передние стороны направлены противоположно друг от друга).

Глядя на автомобиль прямо визуально можно провести вертикальную срединную линию. Угол между этой линией и наклоном колес принято называть – развалом. Он также может быть положительным (верхние точки колес обращены наружу) и отрицательным (верхние точки колес обращены внутрь).

На легковых автомобилях предпочтителен немного положительный угол развала, в то время как для грузовых автомобилей предпочтителен слегка отрицательный угол. Также отрицательный угол часто используется на спортивных автомобилях, так как во время резкого вхождения в поворот именно отрицательный угол помогает не потерять контроль над транспортным средством и гоночной трассой. Но подобная регулировка способствует более быстрому износу резины.

В каких случаях и для чего нужно делать развал-схождение

Для снижения рисков ДТП необходимо своевременно регулировать развал схождение. При правильной регулировке значительно возрастает износостойкость шин. Правильно отрегулированный развал-схождение повышает устойчивость и маневренность автомобиля. В каких же случаях следует проверить угол сход-развала?

  1. Транспортное средство уводит вправо или влево. Если вы движетесь по прямой и отпустите руль, то можете наблюдать как машину начнет уводить в одну из сторон. Кроме того, во время прямолинейного движения вы можете чувствовать сопротивление руля или так называемый «тугой» руль.
  2. При попытке повернуть, можно наблюдать запоздалую реакцию транспортного средства.
  3. При неравномерном износе резины.
  4. После ремонтных работ ходовой части транспортного средства.
  5. В некоторых случаях «визг» колес при вхождении в поворот на большой скорости может свидетельствовать о неправильно отрегулированном сход-развале.
  6. При беспричинном изменении клиренса транспортного средства.
  7. При активном использовании автомобиля необходимо регулировать не реже одного раза в год.
  8. После сильных повреждений подвески.

Параметры развал-схождения

Castor – угол, образованный вертикальной линией от точки соприкосновения колеса с дорожным покрытием и линией, соединяющей центры шаровых шарниров. Необходим для самостоятельного выравнивания колес при движении. Кроме того, для того, чтобы не утратить сцепление с дорогой во время поворота, колесо незначительно наклоняется в ту же сторону. Это достигается с помощью правильно отрегулированного кастора. В норме находится в диапазоне от трех до восьми градусов.

KPI – угол, образованный линией, соединяющей центры шарниров и линией перпендикулярной оси вращения самих колес. Необходим для самовыравнивания колес за счет веса транспортного средства. В норме должен быть в пределах 9-12 градусов.

Partial Toe – угол, образованный между линией, проходящей через центр колеса и продольной осью транспортного средства.

Все параметры тесно взаимосвязаны между собой, для полного баланса и безопасности все углы должны соответствовать норме.

Необходимые материалы для проведения самостоятельной регулировки

Для регулировки необязательно обращаться на СТО. Несмотря на то что с первого взгляда регулировка кажется очень простым действием, вам понадобятся определенный набор инструментов и желательно специализированное помещение.

Прежде чем приступить к регулировке, необходимо проверить некоторые параметры:

  • резина должна быть одной марки и одинаковых параметров на всех колесах,
  • все детали подвески должны быть исправны,
  • давление в шинах должно быть одинаковым,
  • положение руля установлено как при движении по прямой,
  • топливный бак должен быть абсолютно полным (при необходимости дозаправить),
  • поворотные диски должны занимать крайнее положение.

Для самостоятельной регулировки вам понадобятся: стандартный набор гаечных ключей, мел (можно маркер), шнур с отвесом, домкрат, линейка или строительная рулетка.

Техника проведения регулировки развала

Для диагностики необходимости проведения процедуры регулировки развала, установите автомобиль на ровную поверхность (лучше на смотровую яму). Затем выверните колеса до упора поочередно в обе стороны, а после чего установите их ровно. После этого необходимо закрепить отвес на переднем крыле так, чтобы он проходил через центр колеса, и напротив шнура отвеса на колесо нанесите отметку маркером.

Далее измерьте линейкой или рулеткой расстояние до отметки с нижнего и с верхнего края колеса, а затем передвиньте автомобиль таким образом, чтобы отметка сместилась на 90 градусов, и измерьте еще раз. Если разница между полученными значениями не более 2 миллиметров, значит, сход-развал не требует регулировки.

Для регулировки развала сначала необходимо снять колесо, отпустить два болта кронштейна стойки амортизатора, чтобы сдвинуть поворотный кулак в соответствии с вашими измерениями внутрь или наружу. После этого затяните обратно болты и поставьте колесо. Чтобы убедиться в правильности выполненной работы проведите измерения еще раз. Затем сдвиньте автомобиль на несколько метров вперед и верните назад, проведите измерения вновь. Если результат в пределах нормы, то значит, вы все сделали правильно.

Не забывайте, что данная последовательность процедуры проводится для каждого колеса отдельно.

Техника проведения регулировки схождения

Для того чтобы выявить необходимость проведения процедуры регулировки схождения, установите автомобиль на смотровую яму и загрузите автомобиль до максимально возможного веса. Поочередно выверните до упора руль влево и вправо, затем установите прямо. С помощью маркера на колесо нанесите четыре метки (две в соответствии с линией, соединяющей центры переднего и заднего колеса, и две перпендикулярно данной линии).

Для более точного измерения угла схождения, прикрепите брусок к диску в соответствии с линией между центрами заднего и переднего колеса.

Измерьте расстояние между двумя отметками спереди и сзади колеса, соответствующими линии центра. Затем немного передвиньте автомобиль, чтобы колесо провернулось на 90 градусов, и снова проведите измерение. Повторите ту же процедуру еще раз. Все значения после трех измерений должны быть одинаковыми. В случае если их различие превышает один миллиметр, то необходимо проводить регулировку схождения.

Для регулировки необходимо ослабить хомуты и открутить контргайку, фиксирующую рулевую тягу и наконечник. С помощью втулки измените длину рулевой тяги на правом и левом колесе (с каждой стороны не более чем на полдюйма). Затем проведите измерения вновь и, если они соответствуют норме, значит – вы все сделали правильно.

Для того чтобы окончательно разобраться в технике регулировки вы можете наглядно увидеть пример на просторах интернета:

pricurivatel.ru


Смотрите также