Что такое рециркуляция воздуха в автомобиле


В каких случаях режим рециркуляции воздуха в салоне авто опасен для жизни

Главная проблема в том, что ни водитель, ни пассажиры порой не в состоянии определить, где воздух чище — за бортом или в салоне. Ведь кроме «душистых» и осязаемых соединений, поступающих в атмосферу через выхлопную трубу, из нее выделяются токсичные компоненты без цвета и запаха. Так что главное — во время включать режим рециркуляции воздуха, но не менее важно вовремя его выключать. И вот почему.

Как известно, в обычном режиме система вентиляции в автомобиле использует воздух с улицы, а в режиме рециркуляции забирает его из салона. Когда воздушные потоки не поступают в автомобиль извне, а циркулируют в замкнутом пространстве, они гораздо быстрее нагреваются. Именно по этой причине в зимнее время при запуске холодного автомобиля на холостых оборотах, мы включаем режим рециркуляции, чтобы скорее прогреть салон.

Но чаще всего им пользуются, чтобы предотвратить проникновение в кабину неприятного запаха. Например, когда во время движения в вялотекущей пробке совсем рядом с нами оказывается коптящий грузовик с темным шлейфом дыма, мы тут же спешим нажать заветную кнопку, чтобы закрыть заслонку печки и блокировать поступление гари с улицы.

Но в этом случае, если вы уже почувствовали едкий запах, значит вредоносные выхлопные газы проникли в машину, и при включенном режиме рециркуляции из салона они никуда не денутся. Так что лучше в подобной ситуации по возможности отдалиться от источника выхлопа и включить обычный режим вентиляции на максимальном уровне, чтобы побыстрее обновить микроклимат в кабине.

Если на сухих сельских грунтовках вы чувствуете, как скрипит песок на губах, то скорее врубайте режим рециркуляции, который воспрепятствует попаданию пыли в салон. Главное — не забыть его потом выключить. Возможно, вы сами вспомните об этом, когда при ограниченной вентиляции в салоне запотеют окна. И чем больше пассажиров находится в автомобиле, тем быстрее это произойдет.

В некоторых старых подержанных автомобилях, где неплотно закрываются двери, режимом рециркуляции пользоваться бесполезно. А если у машины разгерметизирована выхлопная система, и при этом в полу или багажнике прячутся щели и отверстия, лучше вообще ездить с открытыми окнами. Ведь отработанные газы легко проникают в салон, и работающий режим рециркуляции превращают автомобиль в газовую камеру.

Как уже было сказано выше, в этом смысле особенно опасно ядовитое соединение СО2, присутствующее в выхлопных газах, которое не имеет ни цвета, ни запаха. Не чувствуя никакой опасности, водители и пассажиры в таких машинах рискуют получить серьезную интоксикацию. Так что при подобных неисправностях категорически не советуем пользоваться режимом рециркуляции — это опасно для жизни.

Пара недель из жизни ядовитых насекомых Пара недель из жизни ядовитых насекомых

Мануал по использованию кнопки рециркуляции ВАЗ 2110

Быстрый прогрев машины, защита от вредных газов, цветочной пыльцы и гари, в ВАЗ 2110 осуществляется кнопкой рециркуляции. В автомобиле ВАЗ применяется два разных способа забора воздуха:

Кнопка рециркуляции ВАЗ 2110

В статье рассмотрим подробно второй пункт списка. На автомобили ВАЗ 2110 рециркуляция монтировалась выборочно, машины 2001 года были ей укомплектованы, а вот с 2002 года осталась только кнопка. В таких машинах система рециркуляции требовала дополнительной установки и монтировалась самостоятельно, по желанию автолюбителей.

Механизм работы

Когда кнопка рециркуляции находится в нажатом (включенном) положении, открывается электро-пневматический клапан, далее в области впускного трубопровода выдвигается заслонка и блокирует доступ наружного воздуха в салон автомобиля.

Система циркуляции запускается исключительно при работающем двигателе и функционирует за счет слаженной работы комплекса клапан-заслонка. Циркуляция в машине будет продолжаться до тех пор, пока будет включен вентилятор, в этом случае воздушный поток проходит по воздуховодам отопителя.

Чтобы определить наличие в машине данного устройства, в первую очередь в салоне должны присутствовать фишки и кнопка. Когда зажигание и кнопка рециркуляции включены, на фишках должно быть напряжение.

Схема устройства климатической установки

Затем, стоит проверить присутствует ли клапан управления заслонкой и электро-пневматический клапан. Если данная система отсутствует, блокировать выхлопные газы и дым можно с помощью вентилятора, но заслонка изолирует авто от внешнего воздуха намного эффективнее.

Для регулировки уровня влажности в автомобиле и решения проблемы с запотеванием стекол, в ВАЗ модели 2110 рекомендуется наличие кондиционера.

Диагностика неисправности

В случае поломки устройства, специалисты рекомендуют провести диагностику в следующей последовательности:

  • включается зажигание и двигатель;
  • устанавливается максимальная скорость вентилятора;
  • нажимается кнопка рециркуляции;
  •  запускается механизм работы клапан-заслонка.

При равномерном движении и если заслонка остановилась в конечной точке, в первые 2-3 секунды, свидетельствуют о исправности комплекса.

А вот хлопки, неравномерное движение, щелчки говорят о неисправности.

Для продления срока службы комплекса, требуется установить стабилизатор. За счет работы стабилизатора, там, где расположена заслонка уменьшается момент электропривода. Чтобы исключить возможность поломки заслонки на время до приобретения стабилизатора, заслонка отключается от электропривода проводом.

Недостатки

  • Запотевание стекол в момент работы комплекса;
  • Отсутствие воздухообмена;
  • Монтаж кондиционера;
  • Затраты на установку и ремонт дополнительного оборудования (клапан, электропривод, стабилизатор и т.д.).

Достоинства

Режим рециркуляции позволяет максимально быстро снизить температуру в ВАЗ 2110, за счет слаженной работы механизмов (клапан-электропривод). Это реализуется за счет длительного прогона воздуха через комплекс климат контроля, температура которого намного ниже, чем снаружи машины.

Охлаждение в ВАЗ модели 2110 за счет рециркуляции экономически выгодно, т.к. расходы энергии на запуск привода компрессора вдове меньше, чем во время забора воздуха снаружи.

Кондиционер в ВАЗ 2110

Активируя рециркуляцию, исключается возможность проникновения в салон ВАЗ 2110 цветочной пыльцы, неприятные запахи и газы.

  • Автор: Вениамин
  • Распечатать

Режим рециркуляции воздуха

Режим рециркуляции воздуха (прекращение поступления наружного воздуха в салон) рекомендуется использовать, когда нужно быстро снизить или повысить температуру воздуха в салоне, а также при движении по запыленной местности или в плотном транспортном потоке, чтобы избежать попадания в салон пыли или отработавших газов.

Для включения режима рециркуляции воздуха переводим рычаг в крайнее правое положение. Для поступления в салон наружного воздуха (выключения режима рециркуляции) переводим рычаг в крайнее левое положение.

Используйте режим рециркуляции только при закрытых окнах дверей, иначе рециркуляция будет неэффективна.

Не рекомендуется использовать режим рециркуляции продолжительное время, так как это может привести к повышению влажности воздуха в салоне и запотеванию стекол.

Направления потоков воздуха в салоне можно регулировать в горизонтальной и вертикальной плоскостях центральными и боковыми дефлекторами системы отопления и вентиляции.

Сдвигая рычажок вправо или влево, обеспечиваем поворот направляющих дефлектора в горизонтальной плоскости. Сдвигая рычажок вверх или вниз, обеспечиваем поворот корпуса дефлектора в вертикальной плоскости. Аналогично управляем направлением потоков воздуха боковыми дефлекторами.

Для предохранения ветрового стекла и стекол дверей от запотевания в теплое время года достаточно направить на них холодный воздух. Для этого:

• регулятором распределения потоков направляем воздух через сопла в верхней части панели приборов (под ветровым стеклом) и дефлекторы обдува стекол передних дверей;

• рычаг включения режима рециркуляции воздуха переводим в крайнее левое положение (выключаем режим рециркуляции);

• рукоятку регулятора температуры воздуха переводим в синий сектор;

• включаем необходимую скорость элетровентилятора системы отопления и вентиляции.

Для устранения обмерзания или запотевания ветрового стекла и стекол передних дверей направляем на них подогретый воздух — переводим рукоятку регулятора температуры воздуха в красный сектор и включаем электровентилятор.

Для устранения обмерзания и запотевания стекла двери задка включаем обогрев стекла: нажимаем соответствующий выключатель.

После устранения обмерзания или запотевания стекол регулятором распределения потоков воздуха выбираем желаемое направление подачи воздуха в салон и выключаем обогрев стекла двери задка.

Для ускорения прогрева салона на стоящем автомобиле рекомендуется включить режим рециркуляции. При движении автомобиля рециркуляцию следует выключить.

Режим рециркуляции воздуха: что это такое?

Рециркуляция воздуха — это смешивание определенного количества уже отработанного воздуха и приточных воздушных масс. Благодаря данному методу происходит значительное снижение растрат энергии на подогрев очищенных воздушных масс в холодные времена года.

Значительно снизить растраты энергии на подогрев очищенных воздушных масс в холодное время года помогает режим рециркуляции воздуха

Основные аспекты применения рециркуляции

Главная особенность применения режима рециркуляции связана с тем, что в помещении не происходит никакого обмена воздуха, поскольку часть воздушных масс, которая была удалена из помещения, после необходимых очистительных мероприятий, снова туда возвращается.

Применение принципа рециркуляции возможно только при соблюдении следующих правил:

  • масса чистых приточных масс воздуха должна быть не менее 10% от общего количества воздушных масс, подаваемых в комнату;
  • воздушные массы, проникающие в помещение, обязаны содержать не более чем 30% вредных веществ относительно их предельной концентрации.

Помещение, где запрещено использование рециркуляции

Согласно нормативному документу СНиП 41-01-2003 вентиляция с рециркуляцией воздуха не может быть установлена в помещениях:

  • где расходы воздушных масс определяются из расчета количества образуемых вредных веществ;
  • где присутствуют высокие концентрации различных грибков и болезнетворных микробов;
  • где присутствуют вредные вещества, возгоняемые при непосредственном контакте с нагретыми поверхностями;
  • которые причисленные к категории А и Б;
  • где осуществляются работы, связанные с использованием вредных и горючих газов, а также пара;
  • которые, причислены к категориям В1 и В2 и где может осуществляться выделение вредоносной пыли и аэрозолей;
  • где присутствуют системы, содержащие в себе местные отсосы вредоносных веществ и взрывоопасных смесей;
  • созданных их тамбуров-шлюзов.

Применение схемы движения воздушных масс с канальным кондиционером

Данная схема рециркуляции и сам принцип функционирования вентиляционной системы используется в связной цепи фанкойл и чиллер.

Фанкойл — это внутренний блок кондиционера, который по совместительству занимает место активной батареи и содержит в себе следующие компоненты:

  • дренаж для выполнения слива конденсата в теплое время года в канализационную систему;
  • теплообменник;
  • фильтр;
  • вентилятор.

С учетом периода года чиллер осуществляет охлаждение или нагрев воды в центральной магистрали по снабжению тепла. К примеру, в летний сезон на теплообменник фанкойла совершается подача холодной воды (ее температура составляет +12 градусов), а вот в зимнее время подается горячая вода (ее температура составляет +60 градусов).

Вентилятор, размещенный в фанкойле, осуществляет рециркуляцию воздуха в помещении, где непосредственно размещен и фанкойл, выполняя его нагрев или охлаждение с возможностью добавления чистых воздушных масс от центральной системы воздуховодов.

Таким образом, осуществляется воздушное отопление в холодные сезоны года и кондиционирование в теплые сезоны в комнатах с большими площадями. Довольно часто такую вентиляционную схему можно увидеть в больших супермаркетах, где присутствует значительное количество отделений.

С учетом того, где размещена такая система вентиляции, в квартире или супермаркете можно настроить подходящую для посетителей или жителей температуру. Это возможно благодаря тому, что фанкойл оснащен блоком управления для сохранения изначально заданной температуры воздуха в квартире или производственном предприятии, применяя разнообразную скорость вращения вентилятора.

Фанкойл оснащен блоком управления для сохранения изначально заданной температуры воздуха в квартире или производственном предприятии, что позволяет выстраивать постоянную комфортную температуру

Использование схемы движения воздушных масс в приточно-вытяжной системе вентилирования и кондиционирования

В случае если вытяжной и приточный клапан находится в закрытом положении, а рециркуляционный клапан открыт, то пред нашим взором предстает рециркуляционная система, в которой происходит движение воздушных масс по замкнутому кругу.

При неполном открытии клапанов притока и оттока воздуха образуется приточно-вытяжная система циркуляции воздушных масс с добавлением чистого приточного воздуха. Таким способом можно добиться содержания в квартире или производственном предприятии такого количества кислорода и углекислого газа, которого будет вполне хватать для нормальной жизнедеятельности.

Положительная сторона этой схемы заключается в том, что она дает возможность поддерживать оптимальный температурный режим при сильных холодах или чрезмерной жаре, осуществляя охлаждение или нагрев воздушных масс.

Рециркуляция с применением заслонок

При применении двух двигателей разрешается использование как приточно-вытяжной системы вентилирования, так и полноценной или частичной вентиляции с рециркуляцией.

Температурный режим внешних воздушных масс в различное время года имеет разные значения и может изменяться в довольно широком диапазоне, в это же время температурный режим внутренних воздушных масс всегда должен находиться приблизительно на одном уровне, комфортном для жителей или работников.

Чтобы создать комфортную температуру в здании в зимний период года, нагреватель воздействует на рециркуляционные воздушные массы и нагревает их до заданной температуры воздуха в помещении и температурный режим выравнивается по заранее заданным параметрам. Каждое оборудование обладает своей тепловой емкостью, поэтому объемы подмешиваемых очищенных воздушных масс в различные периоды года могут составлять различное соотношение, все зависит от управления заслонками.

В теплое время года осуществляется точно такой же процесс, но уже производится охлаждение воздушных масс. Единственный момент, который необходимо учитывать — это то, что в теплое время года рециркуляционные воздушные массы обладают более низкой температурой и добавление очищенного воздуха осуществляется с учетом мощности кондиционера.

При создании рециркуляционной системы схема ее монтажа и функционирования должна разрабатываться только специалистами.


Смотрите также