Для чего нужен демпфер


Рулевой демпфер зачем он нужен и как его установить. Стоимость и критерии выбора. — DRIVE2

…Что такое рулевой демпфер знают не многие, скажем больше, многим этого и не надо. Видимо поэтому, это не столь распространенный и обязательный элемент в рулевом управлении автомобиля.

Зачем нужен рулевой демпфер

Если затронуть вопрос о том, зачем нужен рулевой демпфер, то его задачами, прежде всего, являются поглощения резких и незначительных ударов рулевого управления от проезда автомобиля по неровностям дороги. Демпфер это своеобразный буфер, который поглощает удары, передающиеся на рулевое колесо от колес, через рулевое управление. Если помните, то при проезде через неровности, все ямки и камни, «откликаются» перемещением рулевого колеса и дополнительными колебательными усилиями на ваших руках и пальцах, которые держат его. Именно для гашения таких колебаний на рулевом колесе и устанавливается рулевой демпфер.Второстепенной задачей рулевого демпфера является возвращение руля в 0 градус, то есть удержание прямолинейного движения на автомобиле. Это является отчасти плюсом, отчасти минусом. Да, нам станет легче удержать прямолинейное направление движения машины, но и оперативно управлять рулем, изменять быстро траекторию движения, станет сложнее, особенно если у нас нет электро или гидроусилителя.

Что из себя представляет рулевой демпфер по конструкции исполнения ?

Фактически рулевой демпфер представляет из себя амортизатор, одно- или двух- стороннего действия. В случае если амортизатор одностороннего действия, в дополнение к нему идет пружина. Такая сборка очень сильно напоминает по своему исполнению и работе стойку, применяемую в подвеске автомобиля.

На какие машины ставится рулевой демпфер

Из описанного выше можно сделать практический вывод, для каких автомобилей подойдет и даже незаменим этот самый рулевой демпфер.Прежде всего, это автомобили, которые часто ездят по неровным дорогам. Здесь, большая часть читателей, ехидно усмехнется, и скажет о том, что такой демпфер показан всем автомобилям в нашей стране. Но если говорить серьезно, то это конечно полноценные джипы и тяжелые автомобили, где усилия значительны и утомляемость рук от постоянной тряски повышена. И так, после того как выяснили для чего нужен рулевой демпфер и на какие машины он обычно ставится рассмотрим вариант его установки на машину.

Как установить рулевой демпфер (пример и правила монтажа)

Обычно монтаж рулевого демпфера производится между подвижными рулевыми тягами, идущими от колес и неподвижными элементами, это может быть кузов, рама или мост. В данном случае приведем пример монтажа рулевого демпфера на автомобиль «УАЗ», между тягой и кузовом. Вариант не совсем удачный, так как главным правилом при установке будет, минимальное перемещение деталей друг относительно друга, на которые будет установлен демпфер. Все дело в том, что если мы поставим демпфер между кузовом и тягой в том месте, где ход кузова относительно тяги максимален, то демпфер, за счет своей жесткости, будет подтягивать рулевую тягу и соответственно подруливать машиной, при проезде неровностей в одну из сторон, что недопустимо. Также в случае такой установки возможно будет наблюдаться постоянное изменение угла между осью демпфера и плоскостями деталей к которым он крепится. Еще одно правило, что демпфер не должен ограничивать повороты из стороны в сторону, то есть предельные углы поворота должны остаться без изменений. Ну и конечно должен быть надежно закреплен на своем месте.

Стоимость покупки рулевого демпфера и критерии выбора

Стоимость рулевого демпфера составляет от 70 долларов и выше. В цене может быть заложена поправка на бренд изделия или применяемость для конкретного автомобиля. Также на стоимость повлияет и исполнение, с пружиной или нет. А теперь более подробно об основных операциях установки рулевого демпфера.Одним из основных критериев при выборе демпфера стоит учитывает его усилие, которое регламентируется для каждого из изделий представленных на рынке. Так если у нас обычный внедорожник порядка 2,5-3 тонн, то эта одна группа демпферов, если машина превышает 3 тонны то другая. Обратим на это внимание, когда будем покупать рулевой демпфер для установки.

На фото демпфер который предстоит установить …

… прежде всего привариваем уголок, с крепежным отверстием.

… такой же уголок крепим к тяге. Перед этим проверяем, что демпфер не ограничит поворот руля из стороны в сторону.

Устанавливаем демпфер на свое место. При необходимости, что скорее всего, предварительно необходимо будет загнуть уголки перпендикулярно, относительно оси демпфера. Для того, чтобы их было легче гнуть, можно нагреть их.

Еще один пример установки на УАЗ «Патриот». Применен универсальный рулевой демпфер, без использования сварки. Монтаж производится посредством крепления хомутов.

Далее пример удачной установки рулевого демпфера, когда демпфер не растягивается, за счет изменения хода между деталями, при проезде через неровности дороги, на которых он закреплен. Установлен максимально перпендикулярно тяге, что также не влияет на изменение угла оси демпфера, относительно оси рулевой тяги и плоскости второго крепления. (к мосту)

PS. не судите меня строго, авторство не мое. найдено на просторах инета.…буду подготавливаться к данной установке рулевого демпфера…

С уважением Shaman59rus

Что такое демпфер и для чего он нужен

Как бы хорошо не спроектировали конструкторы автомобиль, полностью устранить вибрации не удастся. Даже у новых авто имеются составные части, которые при эксплуатации вибрируют. Некоторые из этих вибраций передаются на кузов, есть вибрации, которые идут на рулевое управление.

Особо как-то эти вибрации на безопасность не влияют, однако способны несколько испортить удовольствие от поездок на авто.

Рулевой демпфер в упаковке

Самыми распространенными являются вибрации двигателя, особенно в авто со спортивным направлением. Их высокооборотистые двигатели при переключении передач, когда в КПП производится смена крутящего момента, могут достаточно сильно вибрировать. Второй элемент, который тоже может доставлять неприятные ощущения – рулевое управление. При движении управляемые колеса принимают на себя все неровности дороги и через рулевой механизм передают его рулевое колесо, что выливается в вибрацию руля.

Конечно, производители стараются по максимуму снизить данные вибрации. Для этого двигатель крепиться к подрамнику или кузову через резинотехнические элементы – подушки двигателя. При работе силовой установки резина воспринимает на себя вибрацию и гасит ее.

На рулевом механизме для гашения вибрации тоже используются резинотехнические элементы – сайлентблоки, которые устанавливаются в рулевых тягах со стороны крепления их к рейке.

Но этих виброгасящих элементов иногда недостаточно, чтобы полностью устранить вибрации. К тому же, со временем подушки и сайлентблоки изнашиваются, их резиновая составляющая «проседает», они перестают должным образом гасить вибрации и они начинают в большей степени передаваться на кузов и рулевое управление.

Что касается рулевых механизмов, то на некоторых зарубежных авто применяются демпферы, в задачу которых входит гашение вибраций. К примеру, такие устройства используются на Mercedes Benz. Недавно на рынке также появились и демпфер для двигателей.

Дополнительные демпферы для автомобиля

 Демпфер — это не что иное, как амортизатор, но только меньших размеров, чем те, что используются в подвеске. Установив их на двигатель и рулевой механизм можно добиться значительного снижения вибрации.

Что примечательно, многие автовладельцы, особенно отечественных авто, устанавливают такие устройства  на рулевой механизм от того же Mercedes Benz, причем значительных переработок не требуется.

Что касается демпфера для двигателя, то сейчас производятся эти устройства под определенные модели. Они  идут в комплекте со всеми крепежными элементами и инструкцией по их установке. Есть также универсальные демпферы, которые можно поставить на любое авто. В комплекте у них имеется минимальный набор крепежных элементов. А вот как установить его на авто, придется думать самому автовладельцу.

Далее разберемся, как же установить  демпфер на машину. Вначале рассмотрим виброгасящее устройство для двигателя.

Демпфер двигателя

Демпфер двигателя и его установка

Установка его, по сути, не очень сложная. Один конец демпфера крепиться к кузову авто, а второй – к двигателю. Но вот как его закрепить – это уже вопрос.

Поэтому вначале рассмотрим крепеж демпфера, предназначенного для установки только на автомобилях Mazda 3. В комплекте демпфера к этому авто идет сам амортизатор, крепежная скоба, устанавливаемая на двигатель, крепежное кольцо для кузова, болты и шпильки.

Установка не особо сложная. Все это будет монтироваться в подкапотном пространстве с правой стороны по ходу движения.

Крепежное кольцо имеет специальную форму для установки его на кузов в месте крепления передней стойки. Чтобы кольцо установить, достаточно открутить болты крепления стойки, положить кольцо так, чтобы отверстия в нем совпали с крепежными отверстиями стойки. Затем болты нужно установит на место и затянуть.

Крепежная скоба закрепляется на двигателе, на площадке ниже маслозаливной пробки. Для ее крепления используются шпильки, идущие в комплекте.

Затем между крепежными элементами устанавливается демпфер и закрепляется болтами. На этом установку виброгасящего устройства на Mazda 3 можно считать завершенной.

Несколько сложнее установить данный элемент. Если он универсален и не имеет специальных креплений.

Сравнительно легко демпфер можно установить, если на авто имеется распорка подвески, проходящая под капотом. Именно к ней и можно прикрепить один конец демпфера.

Для крепления к двигателю возможно потребуется изготовления крепежной скобы. Главное, правильно выбрать место крепления. Можно изготовленную скобу прижать какими-либо болтами двигателя. В общем, здесь уже – дело выбора самого автовладельца.

Если нет распорки, некоторые самостоятельно изготавливают крепежное кольцо к кузову авто. В целом, способ крепления не особо важен, главное, чтобы один конец демпфера крепился к кузову, а второй – к мотору.

Демпфер рулевого механизма

Установка рулевого демпфера

Такие устройства также могут продаваться в виде комплекта со всеми крепежными элементами. Но некоторые просто приобретают демпфер от Mercedes Benz и устанавливают его на свое авто.

Располагается этот вдоль рулевого механизма. Как и в случае с демпфером двигателя, один конец его крепиться к кузову, а второй – непосредственно к механизму в месте крепления тяг к рейке.

Некоторые версии идут в комплекте со специальной распоркой, делающей конструкцию более жесткой и надежной.

Рассмотрим, как производится установка демпфера от Mercedes Benz. Итак, имеется только демпфер, но для него нужно предусмотреть места крепления.

Для этого нужно открутить скобу крепления рулевого механизма, ту, что ближе к расширительному бачку. Далее к этой скобе приваривается пластина с отверстием для крепления демпфера.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Видео: Установка Демпфера на УАЗ Патриот

Затем потребуется переходник для закрепления демпфера к рейке механизма. Для этого из металла вырезается пластина, по форме напоминающую сердечко.

В этой пластине нужно просверлить три отверстия. Два должны совпадать с отверстиями для крепления тяг к рейке. Ниже этих двух отверстий должно быть еще одно – для крепления демпфера.

После этого можно приступать к сборке. Вначале ставиться скоба крепления механизма, а к ней уже прикрепляется конец демпфера.

Затем нужно открутить болты крепления тяг, прижать к тягам заготовленный переходник и закрутить болты обратно. После к переходнику прикручивается другой конец демпфера.

Если же приобретен комплект, включающий специальную распорку, то установить все и вовсе будет несложно.

В этом комплекте помимо самого демпфера и распорки идут еще и скобы крепления механизма, но доработанные для установки распорки и виброгасящего элемента. Обычно в комплект также входит переходник.

Все что остается для установки на рулевой механизм – это снять заводские скобы крепления и на место их установить идущие в комплекте.

Затем устанавливается и закрепляется распорка. Останется только закрепить переходник, и установить демпфер.

Все эти работы не такие сложные, но польза от использования демпферов значительная. Автовладельцы, установившие демпфер двигателя, отмечают снижение вибрации силовой установки, «четче» становиться переключение передач.

Что касается демпферов руля, то отмечается, что происходит смягчение ударов от колес на рулевое колесо, снижается вибрация руля при торможении, уменьшаются стуки со стороны подвески.

Демпфер: излишество или необходимость

Вполне возможно, что немалая часть наших читателей даже не догадываются о значении этого слова. Действительно, этот термин в обиходе встречается крайне редко, если не считать такие места, как СТО или автосервисы.

А вот слово амортизатор знакомо все автовладельцам. Разумеется, ассоциируется оно исключительно с ходовой частью машины. Между тем тряска и вибрация вредна не только для деталей и узлов ходовой. Учитывая качество российских дорог, можно представить, каким нагрузкам подвергается силовой агрегат. И хотя у него имеется штатная защита от таких неприятностей, её в некоторых случаях явно недостаточно.

То же самое можно сказать о руле – органе, который для водителя является тем самым местом, посредством которого он непрерывно контактирует со своим автомобилем. И такой контакт далеко не всегда приносит удовлетворение – если руль трясётся, то причиняет шофёру вполне ощутимый дискомфорт.

Специальные демпфера позволяют избежать возникновения таких ситуаций. По существо это миниатюрные амортизатора, позволяющие демпфировать (сглаживать) вертикальные и другие виды колебаний и вибраций.

Что такое демпфер, его функции

Существует немало подобных устройств, но чаще всего используют демпферы, защищающие от ненужных нагрузок силовой агрегат и органы рулевого управления.

Впрочем, на многих спортивных и гоночных автомобилях такие амортизационные устройства устанавливают штатно. Обычные же легковушки такими демпферами не комплектуются, поэтому их нужно приобретать отдельно и устанавливать самостоятельно или с помощью специалистов автосервиса.

Конструктивно, а в некоторой мере и технологически демпфер – устройство универсальное, позволяющее установку на любой тип транспортного средства. Главная задача – обеспечение надёжного крепления, и здесь нужно будет проявить немало смекалки. В некоторых случаях прибегают даже к сварке, прикрепляя таким образом к днищу или кузовным элементам крепёжные детали, требуемые для фиксации демпфера.

В автомагазинах такое амортизирующее оборудование, как правило, продаётся вместе с минимальным комплектом крепёжных деталей, благодаря которым выбор способа монтажа существенно упрощается.

В каких случаях демпфер будет действительно полезным и даже необходимым приобретением? Если в зоне ваших ежедневных поездок дорога идеальная или близка к этому – потребность в этой детали будет минимальной или близкой к нулю. При отсутствии чрезмерных нагрузок на автомобиль с небольшими и редкими выбоинами и горбами будет прекрасно справляться штатный амортизатор. Но если в силу обстоятельств вы вынуждены часто ездить по бездорожью или по дорогам с твёрдым покрытием, но находящимся в ужасном состоянии – амортизационная система будет не в состоянии справляться с гашением постоянно возникающих с разной частотой и амплитудой колебаний. Вот здесь и пригодится дополнительный демпфер, действие которого будет суммироваться с работой подвески.

Демпферы для авто – это устройства, специально разработанные для того, чтобы поглощать те колебания, с которыми не справились амортизаторы. Будь то рулевое управление или корпус двигателя вместе со всем навесным оборудованием.

Поскольку ни один, даже самый дорогой и качественный амортизатор, не в состоянии полностью устранить вертикальные и иные колебания, главная задача, стоящая перед демпфером – максимально погасить амплитуду таких колебаний. Качественное устройство хорошо справляется с этой проблемой, имея при этом компактные габариты. Задача автовладельца – правильно его установить. Крайне желательно, чтобы они при этом был незаметным, а ещё лучше – невидимым.

Демпферы оснащают односторонним (в таких случаях обычно он поставляется вместе с пружиной) и двусторонними амортизаторами. Внешне такое устройство очень похоже на классическую амортизационную стойку, характерную для подвески любого транспортного средства. Принцип работы демпфера тоже аналогичен современным амортизаторам.

В продаже можно встретить и бюджетные версии, у которых роль демпфирующего элемента выполняет жидкость (чаще всего – масло), помещённая в специальном резервуаре с перегородкой.

Конструкция демпфера предусматривает наличие клапанов или разгрузочных отверстий, посредством которых водитель может осуществлять регулировку степени сглаживания колебаний.

Все современные демпферы конструкционно подразделяются на две категории:

  • телескопические устройства, которые монтируются вдоль защищаемой детали (например, на рулевой стойке). Именно такой принцип используется и в штатных амортизаторах. Состав демпфера тоже схож: это цилиндр, внутри которого работает поршень;
  • роторные демпфирующие устройства, которые работают по тому же принципу, но конструктивно выполнены совершенно по-другому. Такие приборы считаются более надёжными, характеризуясь повышенной прочностью. Они способны противостоять не только вибрациям и колебаниям, но и ударам приличной силы. Не случайно их обычно устанавливают в байках и спортивных машинах.

Мы уже отмечали, что в автомобилях демпферы чаще всего устанавливаются на рулевой рейке или двигателе, но промышленные устройства активно применяются и в других отраслях – в различных регулирующих приборах и устройствах, в измерительной технике, причём распространены как гидравлические, так и пневматические устройства.

Используются они и для гашения колебаний стационарных двигателей и генераторов, есть модификации, применяемые в музыкальных инструментах, авиационной отрасли, в компьютерной технике. Независимо от сферы применения, основной задачей демпфера является гашение разнонаправленных колебаний, включая низкочастотные вибрации, снижение нагрузки на объект применения, его тонкая балансировка. Демпфер на автомобиле обеспечивает более стабильную и плавную работу защищаемых узлов, увеличивая степень комфорта для водителя и тем самым увеличивая безопасность езды.

Рассмотрим особенности дополнительных амортизационных устройств, применяемых на современных авто.

Демпфер двигателя

Демпфирующее устройство для гашения колебаний силового агрегата впервые появилось в тюнинговых ателье, как один из важных атрибутов спортивных авто. Но, как это часто случается со многими новшествами, используемыми в автоспорте, они постепенно перекочевали в серийные автомобили. Сегодня это всё ещё редкость, а вот встретить двигательный демпфер в самом захудалом автомагазине – уже давно не проблема.

Хорошо известно, что вибрации с максимальной амплитудой на моторе возникают в моменты переключения передач. Особенно характерным является такое поведение на высокооборотистых двигателях, устанавливаемых на элитные и спортивные авто. Этому во многом способствует и агрессивный стиль езды, когда вслед за резким изменением величины крутящего момента следует «острое» вдавливание сцепления и столь же стремительное переключение передачи. Итог в большинстве случаев – весьма ощутимый и как минимум неприятный рывок. На обычном авто в городском режиме такие переключения редки, а вот на гоночной трассе это вполне заурядное явление. Против него бессильны штатные подушки, независимо от их конструкции. К тому же частые рывки, сопровождающиеся тряской, провоцируют ускоренный износ подушек. Избежать всех этих неприятностей и помогает демпфер двигателя.

Так что если вас спросят, что такое демпфер двигателя – можете смело отвечать: это миниатюрный дополнительный амортизатор, функционирующий точь-в-точь как его большой собрат, и заточенный конкретно под силовой агрегат. То есть гашение колебания происходит за счёт того, что шток вместе с верхним креплением передвигается в камере, заполненной маслом под приличным давлением, по обратно экспоненциальной зависимости: вначале быстро, а затем стремительно замедляясь.

Принцип монтажа демпферов двигателя одинаков для всех моделей, хотя размеры и форма креплений несколько различаться. Обычно эти устройства крепятся к шпилькам кузовных чашек, в месте монтажа опорного подшипника. Верхний конец демпфера закрепляется на блоке, чаще всего – в районе подушки.

При покупке такого мини-амортизатора следует учитывать, что они изготовляются, ориентируясь на конкретную модель или серию, что позволяет учесть параметры, форму, размеры и особенности расположения мотора. Но можно встретить и универсальные изделия, оснащаемые регулировочными болтами, позволяющими настраивать демпфер «под себя».

Поскольку монтаж демпферного узла – операция, выполняемая единоразово, лучше всего сделать это на СТО. Но при желании и наличии соответствующих навыков ничто не мешает сделать это самостоятельно. Степень жёсткости настраивается после установки в соответствии с индивидуальными предпочтениями водителя. Задача монтажа упрощается, если в комплекте имеются крепёжные детали – такие наборы не редкость.

Насколько необходима установка демпфирующего устройства на ваш автомобиль – решать только вам. Если проблема вибраций вас практически не беспокоит, если вы не любитель тюнинга ради тюнинга, то и заморачиваться его покупкой и монтажом не стоит. Но когда вы часто совершаете поездки по бездорожью – стоит задуматься.

Важно! Перед установкой демпфера двигателя следует убедиться, что подушки находятся в удовлетворительном состоянии. Если это не так – стоит для начала заменить именно их – возможно, проблема тряски сразу уйдёт, и тогда установка демпфера не принесёт ощутимой пользы.

Рулевой демпфер

А для чего нужен рулевой демпфер? Причины те же: гашение тряски рулевой колонки при проезде неровностей дороги. Такое буферное устройство способно эффективно поглощать и колебания, и удары, которые передаются на рулевое управление благодаря жёсткой привязке к подвеске автомобиля. Чем разболтаннее руль, тем ощутимее предаётся вибрация и удары на пальцы и кисти, удерживающие баранку. Рулевой гаситель в состоянии справиться с этой проблемой.

Второстепенная функция такого устройства – возврат рулевого колеса в нулевое положение, что способствует сохранению прямолинейной траектории движения автотранспортного средства. Именно после попаданий в ямы обычно и происходит сход машины с колеи. Демпфер в этом плане упрощает задачу водителя, но в то же время без наличия рулевого усилителя (вне зависимости от типа) быстро крутить руль станет определённо тяжелее.

Как и в случае демпфирующего устройства для силового агрегата, рулевой гаситель колебаний конструкционно представляет собой уменьшённую копию амортизатора. Если это устройство одностороннего действия, он обычно комплектуется пружиной. В сборе такой комплект напоминает амортизационную стойку, но с намного меньшими габаритами.

Целевая аудитория рулевого демпфера понятна – это автомобили, часто курсирующие по откровенно плохим дорогам (возникает справедливый вопрос, а где у нас хорошие дороги?). Джипы и другие достаточно тяжёлые автомобили характеризуются повышенной утомляемостью рук, поэтому для этих категорий транспортных средств рулевые амортизаторы также будут нелишними.

Преимущества и недостатки автодемпферов

Если вы ещё не определились, нужно ли вам такое устройство или можно обойтись и без него, следует ознакомиться с их достоинствами и недостатками.

Начнём с плюсов:

  • существенное смягчение ударов. Колёсная ось первой принимает на себя нагрузку при наезде на дорожные неровности, но штатные амортизаторы справляются со своей задачей не полностью и не всегда. Современный демпфер уменьшает силу колебаний примерно на 30%, и в отношении руля, и применительно к двигателю. Такие преграды, как трамвайные колеи, стыки плит, широкие трещины дорожного полотна, и даже лежачие полицейские будут преодолеваться намного мягче;
  • стуки подвески – всегда неприятный звук. Рулевой/моторный демпфера позволяют от него избавиться, если не полностью, то существенным образом;
  • вибрация автомашины во время интенсивного торможения – тоже явление не из приятных, как и при наборе скорости выше отметки 100 км/час. Стоит также упомянуть подобное явление при деформированных дисках, при отсутствии правильной балансировки колёс. Дополнительные амортизаторы устранят и эту проблему;
  • рулевое демпфирующее устройство способно улучшить управляемость автомобилем при движении на скоростях выше среднего.

Но идеальным этот узел тоже назвать никак нельзя, и вот почему:

  • при установке демпфера на руль в первое время вам придётся свыкаться с «ватностью» руля, и далеко не факт, что вы с этим смиритесь;
  • то же самое можно сказать и о прикладываемых усилиях при вращении баранки.

Тем не менее, согласно статистическим опросом, свыше 80% водителей, установивших на свои автомобили дополнительные амортизационные узлы, довольны их работой.

В то же время есть риск, что вы попадёте в противоположный лагерь – каждый пятый автовладелец либо не почувствовал разницы до и после монтажа демпфера, либо оказался неудовлетворённым его работой.

Насколько необходим дополнительный демпфер

Сразу отметим, что это оборудование относится к дополнительному, его установка на транспортное средство не обязательна. Оно позиционируется как средство увеличения комфортности нахождения в автомобиле, способствующее уменьшению утомляемости водителя (если это рулевой мини-амортизатор) и уменьшению нагрузки на двигатель (гаситель колебаний двигателя). Можно отметить и более равномерный износ протектора покрышек, и лучшее сцепление с дорожным полотном, но все эти «ништяки» скорее косметические, чем реальные.

Так что вопрос, насколько необходим такой элемент остаётся открытым – каждый автолюбитель должен сам решить, много ли он приобретёт по сравнению с тем, что потеряет.

Что такое демпфер: особенности и виды

Для простых обывателей такой термин как демпфер может чем-то из области фантастики. Наверняка, многие сталкивались с этим названием, но вот что это такое, и тем более, зачем он нужен точно не знают. Чтобы разобраться в том, что же такое демпфер стоит начать с автомобильных амортизаторов. Они известны всем. Он предусмотрен для снижения колебаний в процессе движения авто. Тоже самое можно сказать и про рулевое колесо, которое в случае тряски, также причиняет автомобилисту довольно много неприятностей. Так вот, чтобы избежать всех этих проявлений и был придуман демпфер. То есть они представляют собой миниатюру амортизаторов и помогают сглаживать вертикальные и другие колебания и вибрации, возникающие на авто.

Демпфер мотора: что это такое?

В момент переключения передач на моторе возникают максимальные амплитуды колебаний. Особенно заметно это на двигателях с высокими оборотами, которыми оборудуют преимущественно элитные и спортивные автомобили.  так вот демпфер мотора представляется собой миниатюрную версию обычного амортизатора и выполняет роль гасителя колебаний. Происходит это посредством того, что шток с верхним креплением начинается передвигаться к камере с маслом под давлением. Вначале это происходит быстро и со временем с замедлением. Крепятся демпферы обычно  к шпилькам кузовных частей в области монтажа опорного подшипника. Верхний конец устройства крепится к блоку в районе подушки.

Зачем нужен рулевой демпфер?

Назначение рулевого демпфера — это гашение тряски рулевой колонки во время передвижения по неровному дорожному полотну. Демпфер способен эффективно поглощать такие колебания, удары и вибрации. При этом, чем разболтаннее будет рулевое колесо, тем более явной будет возникающая вибрация. Рулевой гаситель колебаний отлично справляется с такой проблемой и делает езду по бездорожью комфортной. Кроме того, демпфер также выполняет роль возврата руля в нулевое положение. Он способствует сохранению прямой траектории движения транспорта. В конструктивном плане он ничем не отличается от демпфера для двигателя и представляет собой уменьшенный вариант обычного амортизатора. в случае, если устройство имеет одностороннее действие, то оно комплектуется пружиной. Визуально демпфер такого типа напоминает амортизационную стойку, габариты которой значительно меньше.

Подробнее об автомобильном демпфере пойдет речь в этом видеоматериале:

Опубликовано: 03 июня 2019

Демпфер: что это и какая от него польза в машине?

В общепринятом понятии демпфер – это устройство для предотвращения колебаний разного рода. Дословно демпфер в переводе с немецкого языка означает глушитель или амортизатор. Главной задачей демпфера является гашение колебаний, которым свойственно возникать не только в разных приборах, системах или сооружениях, но и в автомобилях.

Наши читатели это ценят, теперь выбор за вами: ОСКАР 2017 - Рейтинг авто. Какой авто получит премию Оскар 2017 от UAP?

Основное применение демпфирующие устройства нашли в подвесках транспортных средств. Демпфер можно встретить под разными названиями, в частности амортизатор, поглотитель, гаситель и пр. Демпферы используются для разных систем автомобиля, одной из самых востребованных является рулевая тяга.

Что такое рулевой демпфер?

Рулевой демпфер или как его еще принято называть амортизатор руля представляет собой устройство, которое предназначено для поглощения колебаний возникающих во время рулевого управления.

Стоит отметить, что полностью устранить колебания не может ни один амортизатор, поэтому главным назначением рулевого демпфера является максимальное снижение амплитуды этих колебаний непосредственно в рулевой тяге.

Хороший и качественно установленный демпфер должен быть не только незаметен, но и обязан исключать сопротивление рулению. Сам демпфер представлен односторонним или двухсторонним амортизатором. Если амортизатор односторонний, к нему прилагается пружина. Данное устройство отдаленно напоминает стойку в подвеске транспортного средства.

Принцип работы рулевого демпфера полностью соответствует современным амортизаторам. Также существуют упрощенные версии, в основу которых входит емкость с маслом и перегородка. Помимо этого в демпфере есть специальные отверстия или клапаны. Благодаря регулировке их размеров есть возможность контролировать величину демпфирования.

Современные демпферы можно условно поделить на два типа:

• Телескопический демпфер чаще всего устанавливается вдоль элементов рулевого управления и представляет собой классический амортизатор. Его конструкция состоит из цилиндрического корпуса и штока (на нем установлен поршень);

• Роторный демпфер ни капли не похож на телескопический, хотя и работает по тому же принципу. Роторный демпфер зарекомендовал себя, как прочное и надежное устройство, которое может выдержать не только большие нагрузки, но и сильные удары. Они чаще всего применяются на спортивных автомобилях и байках.

Где применяется?

Демпфер не является обязательным для установки на автомобиле, это скорее дополнительное устройство для повышения проходимости автомобиля, комфортной езды и снижения утомляемости водителя.

Демпфер устанавливается на рулевой рейке автомобиля, тем самым уменьшает колебания и вибрации, которые неизбежны при вождении. Кроме того, что демпфер используется в автомобильной промышленности, его применение можно встретить и в других отраслях. Так, существуют гидравлические и пневматические демпферы, которые используются в измерительных приборах, регуляторах и других гидравлических системах.

Демпферы также используют в электрических целях, а именно в электрических машинах. Часто можно встретить демпферы для музыкальных инструментов, а точнее для струн музыкальных инструментов.

Демпферы также встречаются в акустических системах, авионике, риск-менеджменте и программировании. В какой бы области не использовался демпфер, его основной миссией является снижение нагрузки, колебаний, гашение вибраций и балансировка работы той или иной системы.

Применение демпферов в первую очередь обеспечивает равномерную и плавную работу системы, что в свою очередь обеспечивает повышенную безопасность и возможность контроля и регулировки разного рода процессов. В автомобильной сфере демпфер является ярким представителем амортизатора, так как выполняет такие же функции и имеет схожую конструкцию.

Преимущества и недостатки

Прежде чем принять решение о приобретении и установке рулевого демпфера, важно ознакомиться с его плюсами и минусами. Так, к явным преимуществам установки демпфера относят:

• Смягчение ударов. Во время езды основная нагрузка приходится на колеса автомобиля. При попадании в яму демпфер снижает удар от колес в руль примерно на 30 %. Также гораздо мягче становится езда через трамвайные пути, трещины на асфальте, плиты и т.д.;

• Уменьшается стук подвески транспортного средства;

• Во время торможения отсутствует вибрация. Также демпфер исключает вибрацию при езде на высокой скорости, в случае искривленных дисков, плохой балансировке колес и пр.;

• Плавность управления автомобилем на трассах и при высоких скоростях.

Демпфер рулевой – это отличный вспомогательный элемент, который упрощает управление автомобилем, но он не идеален. Рассмотрим недостатки демпфера рулевой рейки:

• Водители отмечают некую «ватность» в управлении, но к этому быстро привыкаешь;

• Также стоит отметить и тот факт, что для вращения руля придется прикладывать немного больше усилий, чем до установки демпфера.

80 % водителей отмечают, что демпфер оправдывает потраченные средства и время, а остальные считают, что лучше привести в порядок подвеску и саму рулевую рейку. Так или иначе, выбор в пользу рулевого демпфера зависит от личных предпочтений и потребностей автовладельца.

На какие машины ставится рулевой демпфер и насколько он необходим?

Демпфер чаще всего устанавливают на автомобили, которые эксплуатируются на дорогах с неровным или некачественным покрытием. Учитывая отечественные дороги, многие сделают вывод, что данный амортизатор стоит устанавливать на все автомобили без исключения, но для малогабаритных транспортных средств демпфер «большой погоды не сделает». Незаменимым он скорее является для полноценных джипов, габаритных автомобилей и мотоциклов.

Демпфер, в свою очередь, способствует не только снижению уровня вибраций, но и обеспечивает равномерный износ шин. Как следствие сцепление шин с дорогой улучшается, что является особенно актуальным для езды на плохом дорожном покрытии.

Помимо всего прочего с помощью рулевого демпфера есть возможность защитить внешние элементы подвески автомобиля, а также сделать управление транспортным средством более информативным. При правильной и грамотной установке демпфер становится важным элементом безопасности, на котором не стоит экономить.

Как установить рулевой демпфер?

Важно помнить, что правильная и грамотная установка амортизатора напрямую связана с его эффективной, долгой и беспрепятственной работой. Первым и основным моментом при установке демпфера является обеспечение малых углов расхождения геометрии. Речь идет об углах между осью рулевой тяги и непосредственно осью демпфера. Углы перелома должны быть как можно меньше.

Чаще всего демпфер устанавливают на участке между подвижными (от колес) и неподвижными (рама, кузов или мост) тягами. В случае установки амортизатора на нижнюю рулевую тягу, его работа будет наиболее эффективной и правильной, но в этом случает сам демпфер мало защищен от внешних воздействий.

Существует также вариант установить демпфер на верхнюю рулевую тягу. В данном случае амортизатор надежно защищен, но эффективность его меньше.

Во время установки демпфера стоит помнить и придерживаться нескольких основных правил:

• Демпфер не должен менять углы между плоскостями смежных с ним деталей;

• Углы поворота самого демпфера должны быть также без изменений;

• Демпфер не должен ограничивать повороты из одной стороны в другую;

• Угол с крепежным отверстием должен быть приварен;

• Допускается перпендикулярный изгиб углов. Для этого их нужно нагреть.

Стоит также отметить, что существует возможность установки демпфера без сварки. В таком случае используют универсальный рулевой демпфер, который крепиться с помощью специальных хомутов.

Устанавливать демпфер или нет – это не только дело вкуса, но и отношение водителя к своему автомобилю. Если вы хотите сделать подарок себе и автомобилю – установка демпфера является отличным вариантом.

Как работает и кому нужен рулевой демпфер

Название у «примочки» англоязычное и происходит от глагола damp, которое переводится не иначе как «гасить». Прямой функцией гасителя, как его еще называют, является смягчение колебаний руля. Попадание колес в ямы или пересечение неровной, каменистой местности отдается встрясками и ударами, проходящими через систему рулевого управления. Это уменьшает степень контроля за автомобилем, а также заставляет водителя прикладывать существенные усилия, чтобы удержать «баранку» в нужном положении. Демпфер в данной ситуации играет роль своеобразного амортизатора, превращающего вождение в спокойный, плавный процесс.

Устройство представляет собой емкость продолговатой формы, внутри которой находится масло. Полость резервуара разделяется надвое подвижной перегородкой, оснащенной клапанами. Когда автомобиль на ходу, перегородка внутри гасителя начинает смещаться, позволяя маслу перетекать между разделенными полостями благодаря регулируемым отверстиям.

Буферный эффект демпфера зависит от размера клапанов, которые регулируют скорость тока смазочных материалов. Чем больше диаметр настраиваемого отверстия, тем мягче будет управление машиной. И наоборот, минимальный размер дырок способствует увеличению чувствительности и жесткости рулевой подвески.

Демпфер рулевой рейки может быть двух типов:

  1. Телескопический. Перегородка имеет поршневую конструкцию. Связь происходит движущимся штоком.
  2. Роторный. Устройство такого типа связано с вращающейся осью, а также имеет большую устойчивость к механическим повреждениям, чем первый тип. Устанавливается преимущественно на двухколесных «железных коней».

Кому необходим демпфер

Способность механизма снижать уровень колебаний руля, корректировать управление и, следовательно, уменьшать физическую и психологическую нагрузку водителей является довольно полезной. Однако дополнение конструкции подобным элементом целесообразно не для всякого авто.

Установка рулевого демпфера имеет место при эксплуатации тяжелой специфической техники, крупных внедорожников и спортивных авто. Гаситель предназначен для того, чтобы облегчить и сделать более комфортным управление машиной в экстремальных условиях в виде каменистой почвы, ям, луж, грязи и прочих «радостей», характерных для пересеченной местности.

Легковые авто, предназначенные для передвижения по асфальтированным тропам каменных джунглей, в такой модификации не нуждаются.

Крепление и монтаж

Оптимальным методом установки демпфера является поручение работы профессионалам. Однако многие владельцы машин любят приложить собственную руку к процессу усовершенствования личного транспорта. Устанавливают гаситель между подвижными элементами системы рулевого управления и статичными, неподвижными частями общей конструкции вроде моста, рамы или кузова.

Важно знать, что градус расхождения между осью устройства и рулевой тягой должен быть минимальным. Соблюдение этого условия позволит девайсу раскрыть свой потенциал и убережет сайлентблоки от быстрого износа.

Автомобили нового поколения уже оснащены встроенными креплениями, облегчающими монтаж демпфера. Однако модели, выпущенные до 2007 года, таковыми могут не обладать, что подразумевает дополнительную работу. В данном случае потребуется:

  • изготовить кронштейны для фиксации механизма;
  • установить крепления на тягу и гаситель;
  • покрыть участок работы антикоррозийным средством;
  • проверить устройство на ограничение поворотов рулевого колеса (отклонений от обычной работы быть не должно);
  • произвести непосредственный монтаж демпфера с последующей обработкой против коррозии.

Данный алгоритм действий подразумевает проведение сварочных работ, что может негативно сказаться на целостности металлических элементов системы. Более безопасным вариантом является приобретение гасителя в комплекте с крепежом, в системе которого используются хомуты.

Плюсы и минусы

При соблюдении правил установки, а также ее целесообразности, проведенное за рулем время становится более комфортным.

Модификация автомобиля позволяет:

  • улучшить управление в условиях повышенной неровности дороги;
  • снизить степень усталости рук водителя;
  • улучшить состояние шин благодаря более равномерному износу протекторов.

Работа устройства нацелена на то, чтобы удерживать положение руля, гарантирующее стабильное движение прямо. Однако эта особенность может стать недостатком в случаях, требующих осуществления резких поворотов – изменение положения рулевого колеса потребует некоторых усилий.

Видео «Для чего нужен демпфер?»

Из этого видео вы узнаете, что такое рулевой демпфер и для чего он нужен.


Смотрите также