Дорожные знаки на синем фоне


Белый и синий знаки населённых пунктов: какова допустимая скорость?

На дорогах Российской Федерации можно встретить два типа знаков, указывающих на начало и окончание зоны населённых пунктов: с белыми буквами на синем фоне и с чёрными буквами на белом фоне. В чём же их отличие?

Источник фото: autoass.ru

Оба типа этих указателей относятся к знакам особых предписаний. Они предназначены для того, чтобы обозначить границы населённого пункта и ввести в действие соответствующие скоростные ограничения.

Знак 5.23.1 с чёрными буквами на белом фоне обозначает начало населённого пункта, в котором действует скоростной режим 60 км/ч. В последнее время в некоторых городах и посёлках стали устанавливать знаки с ограничением скорости 50 км/ч. В зоне действия этого знака применяются все правила и положения из ПДД, в которых есть словосочетание «в населённом пункте». Знак 5.24.1 (Конец населённого пункта) сообщает водителю, что населённый пункт закончен, и теперь действуют правила, относящиеся к территории вне населённого пункта.

Источник фото: fishki.net

Синий знак 5.25 предназначен для того, чтобы сообщить водителю о том, что он проезжает по территории населённого пункта, но на данном участке дороги действуют правила, относящиеся к дорогам вне населённых пунктов. Соответственно, скоростной режим может составлять 90 км/ч на обычных шоссе и до 110 км/ч на автомагистралях (до 130 км/ч на некоторых платных магистралях).

Источник фото: fishki.net

Знак 5.23.2 также указывает на начало населённого пункта, но без его названия. В зоне действия этого знака применяются все правила, относящиеся к населённым пунктам, вплоть до знака 5.24.2, сообщающего об окончании населённого пункта.

Удачи на дорогах!

Если вам понравилась статья, ставьте лайк (палец вверх) и подписывайтесь на канал! У нас много интересного!

Синий и белый знак Населенный пункт

Практически каждый современный водитель имеет опыт езды вне черты «родного» города. Очевидно, что в этом случае начинают действовать совершенно другие правила поведения на дороге. Не то чтобы использовались отдельные правила дорожного движения, но вот их некоторые разделы подкорректированы в связи со скоростными условиями передвижения. В частности, каждый автомобилист знает, что в пределах городской черты разрешается ездить со скоростью не выше 60 км/час (и то далеко не на всех участках), тогда как вне нее на трассе, эта планка повышается до 90. Для того, чтобы разграничить две эти зоны, используют дорожный знак «Населенный пункт», устанавливающий негласно скоростные режимы передвижения. О том, какими они бывают, где устанавливаются, о зоне действия и правовых аспектах их применения попробуем разобраться далее.

Форма и общие положения

Если обратиться к действующих Правилам дорожного движения Российской Федерации, то упомянутые выше знаки можно будет найти в категории информационно-указательных. Их главное предназначение состоит в информировании водителей, пешеходов и прочих участников дорожного движения о местоположении следующих по ходу населенных пунктах и прочих объектах инфраструктуры. Кроме того, некоторые из них используются для организации направления движения (например, на перекрестках, на широкополосных дорогах) или его режимов (установка приоритетной скорости).

Особенностью знаков «Начало населенного пункта» является сочетание информационных и указательных качеств, что автоматически относит их к самостоятельной группе особого предписания. В новой редакции ПДД информационно-указательные знаки разделены на две категории – информационные и особого предписания. В этом контексте получается, что они одновременно выполняют две функции:

  1. Информируют водителя о приближении к определенному городу или поселку по ходу движения транспортного средства или его окончанию.
  2. Вводят в действие отдельные скоростные режимы движения на обозначенных участках дороги.

В группу входит три основных знака, каждый из которых является парным (один условно обозначает начало населенного пункта, а второй – его конец):

  • знак Населенный пункт на белом фоне в Правилах дорожного движения нумеруется как 5.23.1. На поверхности прямоугольной таблички белого цвета можно обнаружить буквенное название самого города/поселка. Его дублирует знак «Конец населенного пункта» (5.24.1), визуально повторяющий базовый 5.23.1, но на нем нанесена красная линия, перечеркивающая по диагонали название;

 

  • знак «Изображение населенного пункта» 5.23.2 и дублирующий 5.24.2. Имеет тот же белый фон и форму, что и предыдущий, но вместо названия конкретного населенного пункта на нем содержится контуры и очертания нескольких плотно расположенных друг к другу зданий;

 

  • знак «Населенный пункт» на синем фоне (порядковый номер в ПДД 5.25) и его дублирующий вариант (5.26), обозначающий конец зоны действия специального режима движения, является по форме и содержанию полным аналогом первой группы. Главное визуальное отличие заключается в том, что табличка используется синего цвета, а контурная каемка и название населенного пункта – белого.

  

Что касается размеров этих знаков, то они в полной мере регламентируются государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52290-2004. В нем нормируется в первую очередь высота шрифта, которым наносится название населенного пункта. Она выбирается из утвержденного типоряда от 75 до 500 мм. Такой разброс размеров обусловлен тем фактом, что и в старой, и в новой редакции стандарта существует градация размеров от малого (I) до очень большого (IV). Соответственно, каждый из типоразмеров используется в подходящих дорожных условиях. К примеру, более мелкие буквы применимы в городской черте или на ее границе, тогда как большие вынуждено используют в условиях скоростных магистралей, где оценить обстановку нужно загодя.

Кроме того, при изготовлении следует учитывать тот факт, что знаки первой и третьей группы относятся к категории объектов индивидуального проектирования. Обусловлено это тем, что каждый населенный пункт имеет в названии разное количество букв, что вынуждает делать разную по длине (при условно одинаковой высоте) табличку. В то же время, 5.23.2 и 5.24.2 к этой категории не относят и их размеры по высоте и длине имеют одинаковое соотношение для всех четырех категорий.

Зачем так много знаков?

У многих далеких от автомобильных дел людей, да и у водителей часто возникает вопрос: для чего использовать целых шесть дорожных знаков для обозначения начала и конца населенных пунктов вместо двух? Вопрос, конечно, логичный с одной стороны, но в правовом поле все не там очевидно. Дело в том, что понятие населенного пункта с точки зрения Правил дорожного движения и той же географии, то есть здравого смысла и логики, которой руководствуется большинство спрашивающих, может сильно отличаться.

К примеру, в административно-территориальном отношении границы города и поселка привязываются к географическим координатам, кадастровому плану и т. п. Если совсем упростить этот вопрос, то скажем, деревня заканчивается там, где граница последнего дома, забора или огорода.

В это же время, Правила дорожного движения РФ, как, впрочем, и остальных стран мира, границы городов привязывают к магистральным, региональным, местным дорогам, проходящим непосредственно через населенный пункт или вблизи него. Именно последнее утверждение и становится причиной того, что на практике используется аж три группы знаков вместо одной, но об этом далее.

Знаки на белом фоне

Рассмотрим ситуацию, когда автомобиль двигаясь в заданном направлении подъезжает к городу или поселку по дороге, которая его непосредственно пересекает вдоль от начала и до конца, то есть формально пересекая черту города, автомобиль попадает на участок дороги, где по определению начинают действовать Правила движения автотранспортных средств в населенных пунктах.

Это означает наличие на пути следования перекрестков, светофоров, пешеходных переходов и т. п. Здесь конечно же придется столкнуться с массой разметки, регулирующей движение, но главное, почему в начале города будет установлен дорожный знак Населенный пункт на белом фоне – это действующее ограничение максимальной скорости на уровне 60 км/час. Зона действия такого знака не распространяется, как в большинстве случаев, на участок дороги до следующего перекрестка, а заканчивается ровно там, где стоит дублирующий знак (5.24.1).

Знаки на синем фоне

Если маршрут следования проходит вблизи населенного пункта, условно не через центр, а в стороне от основного массива, то чаще всего будет установлен синий знак населенного пункта, и скорость движения с 90 (или 110 для автомагистралей) до 60 км/час ограничивать нет смысла. Он также может использоваться в том случае, если дорога проходит в черте города или поселка. Тогда непреложным условием действия магистральных ограничений скорости должно быть наличие отбойников на обочинах и в центральной части, разделяющей направления движения транспортных средств. Также следует упомянуть о том факте, что согласно ГОСТу Р 52290-2004, если есть необходимость установить подобный знак на автомагистрали, то его фон вместо синего меняют на зеленый.

Тем не менее, в 2013 году в действие были введена третья пара дорожных знаков на белом фоне, а именно «Плотная застройка» (5.23.2) и «Конец плотной застройки» (5.24.2). Если первый из них установлен после дорожного знака Населенный пункт на синем фоне, то он автоматически устанавливает ограничение скорости до 60 км/час, как в городской черте.

Международный опыт

Кроме того, что автомобилистам приходится исколесить вдоль и в поперек отечественные дороги, некоторые из них имеют возможность или необходимость побывать на личном или корпоративном автомобиле за границей. И вот тут возникает закономерный вопрос – «а действуют ли там знаки для ограничения скоростных режимов в населенных пунктах, как в России?». Для примера можно взять опыт ближайшей к бывшему СССР страны Евросоюза – Польше.

Согласно польским ПДД, на скоростной режим влияет только вторая группа, идентичная нашей плотной застройке. Первая группа (зеленый фон), просто обозначает находящийся в зоне движения город или поселок, то есть выполняет те же функции, что и наш синий знак населенного пункта.

Ответственность за нарушение требований этих знаков и в отечественной, и в зарубежной практике происходит по той же статье, что и классическое превышение скорости.

Вопросы ПДД по знаку Начало населенного пункта

4

Какие знаки информируют Вас, что на данной дороге действуют требования Правил, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах?

Обсудить вопрос

4

Что означают эти дорожные знаки?

  • Стоянка разрешена транспортным средствам оперативных служб
  • Стоянка разрешена только с включенными габаритными огнями
  • Стоянка разрешена в субботние, воскресные и праздничные дни
Обсудить вопрос

5.23.1 «Начало населенного пункта»

22 Март 2013      Администратор      Главная страница » Дорожные знаки      Просмотров:  

Понятие «Населенный пункт» в Правилах дорожного движения несколько отличается от административно-территориального или географического понимания этого термина.

Согласно пункту 1.2 ПДД, населенный пункт — это (процитируем!) «застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 — 5.26».

Следовательно, критерием отнесения того или иного участка дороги к населенному пункту является наличие установленных на дороге парных знаков особых предписаний трех видов с одноименными называниями «Начало населенного пункта» и «Конец населенного пункта».

Однако вернемся к теме комментария и попытаемся рассмотреть только знак «Начало населенного пункта».

Если внимательно приглядеться к фактуре знаков, то можно выделить два основных типа знаков, обозначающих начало населенного пункта: 1) черный текст или изображение — на белом фоне; 2) белый текст — на синем фоне.

И все равно — вполне закономерен вопрос: «А для чего в Правилах предусмотрены два типа знака с одноименными названиями?». А ответ на этот вопрос очень прост.

Дорожные знаки 5.23.1 (название населенного пункта) и 5.23.2 (изображение населенного пункта) — «черное на белом» — применяются для того, чтобы обозначить начало населенного пункта, в котором действуют Правила дорожного движения, устанавливающие особый порядок движения. А именно -  движения в населенном пункте.

А если проще, то знаки «Населенные пункт» — «черное на белом» — свидетельствуют о том, что водитель въезжает в «НАСТОЯЩИЙ» населенный пункт, где действуют правила движения именно в населенном пункте.

То есть — все разделы и пункты ПДД, в которых встречается словосочетание «в населенном пункте», относятся к участку дороги, обозначенному черно-белым знаком «Начало населенного пункта».

Наиболее наглядно это можно продемонстрировать на примере скоростного режима. Двигаясь по знаку 5.23.1, водитель должен снизить скорость до разрешенных 60 км/ч, потому что он въехал в «настоящий» населенный пункт.

В свою очередь, знак 5.25 «Начало населенного пункта» — «белое на синем» — свидетельствует о том, что водитель въезжает в «НЕНАСТОЯЩИЙ» населенный пункт и по Правилам продолжает движение по дороге ВНЕ населенного пункта.

У логически мыслящего человека возникнет сомнение в целесообразности данного знака. А зачем он вообще нужен? Ответ на этот животрепещущий вопрос мы дадим в соответствующем комментарии.

И — поверьте! — сумеем убедить страждущих в его необходимости. В настоящий момент нам необходимо лишь уяснить, что бело-синий знак «Начало населенного пункта» указывает на условия движения ВНЕ населенного пункта.

Следовательно, и скоростной режим здесь должен быть соответствующим: например, для автомобилей категории «В» (что до знака, что после него) скорость ограничена 90 км/ч.

Попробуем сделать вывод по теме комментария — дорожный знак 5.23.1 «Начало населенного пункта».

Таким образом, интересующий нас знак «Начало населенного пункта» (черное название населенного пункта на белом фоне) указывает водителю на то, что он въезжает на участок дороги, на котором действуют правила движения именно в населенном пункте.

Этот статус дорога будет сохранять до установки соответствующего знака «Конец населенного пункта» (5.24.1).

Если данная информация была для вас полезна, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях. Если возникнут вопросы, пишите, обязательно постараюсь вам помочь.

Пдд онлайн от команды autoass!

Содержание статьи:
  • знак населенный пункт
  • населенный пункт на синем фоне
  • знак населенный пункт на синем фоне
  • название населенного пункта на синем фоне
    Метки: начало населенного пункта     

Дорожный знак 5.5 Одностороннее движение: картинка и правила выезда на дорогу с этим знаком

Садясь за руль транспортного средства в обязательном порядке необходимо знать предписанные правила дорожного движения, и соблюдать их. Для того чтобы водителям было легче ориентироваться на дорогах с односторонним движением, в 2019 году повсеместно устанавливают знаки 5.5, регулирующие дорожное движение.

Если знать все их обозначения и четко их соблюдать, не возникнет путаницы на дороге.

Дорога с односторонним движением: знак 5.5

Так, довольно часто в городах можно встретить такие улицы, на которых движение разрешено только в одну сторону. Такие участки дороги называются улицы с односторонним движением.

И чтобы не создать аварийную ситуацию, случайно не заехав на такой участок дороги не с той стороны, нужно знать обозначающий знак.

По внешнему виду, дорожный знак 5.5 имеет форму квадрата, и представляет собой белую стрелку на синем фоне. Если на пути повстречался знак выезда на дорогу с односторонним движением, это означает, что во всю ширину полосы можно двигаться лишь в одну сторону. А также парковать свои транспортные средства на таких улицах, можно по любой из сторон проезжей части, если там предусмотрено место парковки. Но для этого необходимо, чтобы улица имела, хотя две полосы для движения, иначе парковка по обеим сторонам будет невозможна.

Устанавливаться такой знак должен в начале проезжей части, где будет начинаться движением транспорта только в одну сторону.

Здесь также стоит отметить, что двигаться по территории, где установлен данный знак можно прямо, налево, направо, а также и задним ходом. А вот, что касается разворота, то его выполнять нельзя.

Данный знак имеет место в правила проезда круговое движение 2019, при езде по кольцу часто можно встретить его установку.

Относительно грузовых автомобилей, они также имеют право осуществлять движение по таким участкам дороги. Останавливаться транспортные средства, масса которых не превышает 3, 5 тонны могут только по левой стороне дороги и лишь при необходимости выгружать товар.

Стоит также отметить, что устанавливается такой указатель в месте, где берет начало участок с односторонним движением, и на всей протяженности пути, повторно его установка не обязательна. Исключения лишь будут составлять случаи, наличия на пути перекрестков со сложной планировкой. Поэтому, после таких перекрестков, такой указатель особого предписания, должен быть установлен повторно.

Другие знаки, имеющие отношение к одностороннему движению

Также существуют знаки 5.7.1 и 5.7.2 обозначающие выезд на дорогу с односторонним движением. Они должны устанавливаться перед всеми боковыми съездами, где дальнейшее движение может осуществляться только в одну сторону.

Допускается не устанавливать такие знаки в тех местах, где выезд на прилегающие территории возможен только с улицы с односторонним движением.

Чтобы предупредить водителей об одностороннем движении по улице, но с другой стороны, должен иметься такой знак, как запрет на дальнейшее движение. В народе все его знают, как «кирпич», и что движение под знак запрещено.

Когда на пути встречается такой знак, это будет означать только одно, что дальнейшее движение по указанной территории продолжать нельзя. И распространяется он на все транспортные средства, исключением будут маршрутные ТС.

Также может иметь место быть и еще один знак, который будет обозначать также одностороннее движение, но уже с выделенной полосой для маршрутных транспортных средств. На такой дороге будет присутствовать выделенная встречная полоса для движения общественного транспорта. Конечно, другие средства передвижения заезжать на нее не должны, это также грозит наказанием.

Внешний вид такого знака не отличается от обозначения пути с односторонним движением, с той лишь разницей, что рядом будет еще и изображение автобуса со стрелкой, указывающей противоположное направление. И когда отрезок пути с односторонним движением и выделенной полосой для автобусов заканчивается, то в этом месте должен быть установлен такой же знак, но уже перечеркнутый красной линией.

Окончание действия знака

Дорога, имеющая ограничение на движение по ней только в одностороннем порядке, будет иметь свои определенные границы. Если начало такого участка должно быть  обозначено знаком 5.5, то когда действие дорожного знака заканчивается, должен быть установлен другой, знак 5.6, который обозначает конец дороги с движением в одну сторону.

Такой указатель является знаком особого предписания, как и тот, что информирует о начале движения в одну сторону. И по внешнему виду он будет такой же, как знак 5.5, но с изображением перечеркнутой стрелки. И означать он будет, что с места, где он установлен движение в одну сторону заканчивается и начинается обычное, двухстороннее.

Поэтому, наряду с ним должен иметься и еще один указатель, обозначающий начало движения в обе стороны. Это знак, имеющий треугольную форму, в красном обрамлении, с двумя черными стрелками, направленными в разные стороны, на белом фоне. Он не должен быть установлен в тех местах, где дорога с односторонним движением заканчивается перекрестком.

Штраф за нарушение

Как показывает практика, не все водители исправно выполняют предписанные правила. В связи с этим, существуют законом установленные штрафные санкции для нарушителей.

Таким образом, если автомобилист вопреки правилам, совершил въезд на ту полосу, которая предназначена для встречного движения, либо же на трамвайные пути, ему грозит это штрафом в размере 5000 рублей. Альтернативой может послужить лишение автолюбителя прав на управление транспортным средством сроком до полугода.

Если такое правонарушение будет совершено снова в течение года, и будет в этом случае считаться повторным, то наказание ужесточается. В данном случае, согласно КоАП РФ, административным наказанием для незаконопослушного водителя станет лишение его водительского удостоверения сроком на один год.

Безопасность на дорогах, прежде всего, зависит от самих водителей. Важно, не только знать все правила передвижения, но и выполнять их, не нарушая закон. Ведь самым создаются аварийные ситуации, и другие участники дорожного движения могут просто не успеть быстро среагировать на ситуацию.

Внимание! В связи с частыми изменениями законодательства РФ, информация на сайте не всегда успевает обновляться, поэтому для Вас круглосуточно работают бесплатные эксперты-юристы!

Горячие линии:

Москва: +7 (499) 653-60-72, доб. 206

Санкт-Петербург: +7 (812) 426-14-07, доб. 997 Регионы РФ: +7 (800) 500-27-29, доб. 669.

Заявки принимаются круглосуточно и каждый день. Либо воспользуйтесь онлайн формой.

Дорожный знак 5.4 «Конец дороги для автомобилей»

Дорожный знак 5.4 имеет узкую специализацию. Он предназначен для того, чтобы предупредить водителя об окончании дорожного участка, имеющего статус «дорога для автомобилей». Собственно, этот знак так и называется: «Конец дороги для автомобилей».

Знак 5.4 имеет характерную для знака особых предписаний прямоугольную форму и синий фон, на котором имеется изображение легкового автомобиля белого цвета «в анфас», то есть, по сути, повторяет знак 5.3 за одним лишь исключением. Изображение на знаке 5.4 «Конец дороги для автомобилей» перечёркнуто диагональной красной чертой, что и означает конец действия предыдущего знака.

Дорожный знак 5.4 «Конец дороги для автомобилей» указывает водителю на то, что на дороге могут появиться велосипедисты и пешеходы, а также тихоходные сельскохозяйственные машины и гужевые повозки. Следовательно, нужно повысить внимательность и осторожность, а также снизить скорость.

Знак «Конец дороги для автомобилей» может быть установлен либо непосредственно по окончанию дорожного участка, который имеет  соответствующий статус, либо предварительно, на определённом расстоянии до конца этого участка. В последнем случае знак будет установлен вместе с табличкой 8.1.1 «Расстояние до объекта». Как правило, знак устанавливается за 1 километр и за 400 метров до окончания дороги для автомобилей. Предварительная установка предназначена для того,  чтобы своевременно проинформировать водителя о том, что дорожная обстановка скоро может существенно изменится.

Читайте также:

– Дорожный знак 5.5 «Дорога с односторонним движением»

– Дорожный знак 5.6 «Конец дороги с односторонним движением»

– Дорожный знак 5.7.1 «Выезд на дорогу с односторонним движением»

Тема 3.6. Информационные знаки — Автошколадома

Информационные знаки информируют участников дорожного движения о расположении населённых пунктов и других объектов, а также об установленных или о рекомендуемых режимах движения.

Знак 6.1. Общие ограничения максимальной скорости.

 

Такой знак устанавливают на всех контрольно-пропускных пунктах при въезде на территорию Российской Федерации с тем, чтобы гости, въезжающие на автомобилях в нашу страну, были проинформированы – в России действуют следующие общие ограничения скорости движения:

– В населённых пунктах – 60 км/час.

– На дорогах вне населённых пунктов – 90 км/час.

– На автомагистралях – 110 км/час.

Знак 6.2  «Рекомендуемая скорость».

В отличие от круглых знаков 3.24  «Ограничение максимальной скорости» и 4.6  «Ограничение минимальной скорости», квадратный знак 6.1  не вносит жёстких ограничений в ваше движение.

Знак так и называется – «Рекомендуемая скорость». Вспомните – мы говорили с вами о том, что запрет или ограничение ассоциируется у человека с кругом, а информация – это либо лист бумаги, либо экран монитора, то есть прямоугольник или квадрат.

Интересно, что же такого должно быть на дороге, чтобы Правила, озаботившись нашей безопасностью, решили с помощью дорожных знаков давать водителям рекомендации.

Треугольный знак «Опасный поворот» предупреждает водителей о том, что скоро дорога обязательно «сломается». Поворот действительно будет крутой и опасный.

Любой грамотный водитель сейчас, конечно же, снизит скорость, но на сколько?

Устроители дорожного движения рекомендуют снизить до 40 км/час. Лично я обязательно последую этой рекомендации, а вы?

Понятно, что эта рекомендация, действует от места установки знака и до конца опасного участка.

На этом участке дороги устроители дорожного движения рекомендуют водителям двигаться со скоростью не более 50 км/час. Но не всегда, а только если покрытие влажное.

Кстати, имейте в виду – влажное покрытие это не обязательно, когда идёт дождь. Проехала поливальная машина, помыла дорогу, и пока дорога не высохла – покрытие влажное!

Отбойного знака «Конец рекомендуемой скорости» не существует и, следовательно, «по букве» Правил, эта рекомендация действует от места установки знаков и до ближайшего перекрёстка.

Правда, зону действия такой рекомендации могут и уточнить с помощью таблички 8.2.1, которая так и называется – «Зона действия».

Сейчас водителям рекомендуют двигаться со скоростью 50 км/час (когда покрытие влажное!) на участке протяжённостью 300 метров после знаков.

Знак 6.3.1  «Место для разворота».    Знак 6.3.2  «Зона для разворота».

Правила дают такую характеристику этим знакам:

– Знак 6.3.1 «Место для разворота».  Поворот налево запрещается.

– Знак 6.3.2 «Зона для разворота».  Поворот налево запрещается.

Прежде всего, необходимо понимать, что на перекрёстке такой знак  или такой знак  вы никогда не увидите.

На перекрёстке разворот разрешён «по умолчанию», для этого перекрёсток и придуман.

Точно так же разворот разрешён «по умолчанию»,  и на всём протяжении двухполосной дороги с прерывистой осевой линией разметки. И здесь тоже эти знаки абсолютно неуместны.

(Заметим в скобках, что на такой дороге ещё и не запрещён поворот налево в прилегающие территории).

Другое дело – многополосная дорога, здесь разворот вне перекрёстка возможен только в том случае, если его специально организовать.

И организовать его можно только с помощью этих знаков.

Если установлен знак «Место для разворота», здесь можно разворачиваться только по очереди друг за другом.

Знак устанавливают над крайней левой полосой  и виден он издалека.

«Зона для разворота» отличается от «Места для разворота» тем, что в зоне для разворота могут одновременно разворачиваться несколько транспортных средств – ровно столько, сколько способно поместиться в эту зону.

А протяженность зоны для разворота вам подскажут и цифрой на знаке, и длиной прерывистой линии разметки.

Но может так случится, что напротив места для разворота окажется въезд в прилегающую территорию. И вот тут вопрос – можно ли на многополосной дороге в месте для разворота свернуть ещё и во двор налево?

Ведь пересекать придётся, как минимум, две полосы движения, а то и три или четыре.

Вот как раз про этот случай Правила и высказались вполне категорично: «Поворот налево запрещён».

Эта задачка попадётся кому-нибудь из вас на экзамене, и теперь вам должно быть понятно, что правильный ответ такой:

Можно продолжить движение по любой траектории, кроме Б.

Знак 6.4  «Парковка».

 

Знак 6.4 информирует водителей о том, что в обозначенной зоне можно безнаказанно припарковаться.

Действие знака могут уточнить или дополнить различными табличками, например, на рисунке стоянка разрешена только легковым автомобилям и мотоциклам и только так, как показано на табличке.

В данном случае обозначенная зона – это от знака и до ближайшего перекрёстка.

В данном случае действие знака распространяется только на это местное уширение проезжей части.

Но может быть и так – для парковки выделят огороженную площадку или даже часть здания.

Знак 6.5  «Полоса для аварийной остановки».

Знаки информируют водителей о том, что впереди крутой спуск и этот спуск оборудован полосой для аварийной остановки. И, может быть, даже не одной, но ближайшая полоса для аварийной остановки через 300 метров.

Полоса для аварийной остановки потребуется вам в том случае, если на длительном спуске откажут тормоза. Вот тогда сворачивайте сюда направо! Кроме предварительного знака, установленного в начале спуска, этот знак будет стоять и непосредственно перед полосой для аварийной остановки.

А дальше все просто. Во-первых, вместо асфальта на этой полосе насыпан керамзит, что сразу же погасит скорость, а, во-вторых, дорога идёт вверх!

И даже если этого будет недостаточно, в конце полосы стоит пластмассовый забор, так что остановитесь обязательно.

Знаки 6.8.1,  6.8.2,  6.8.3 «Тупик».

 

 

Это не «кирпич». Этот знак не запрещает въезд, он информирует водителей о том, что данная дорога не имеет сквозного проезда – далее тупик!  Но если вам именно туда и надо, можете смело поворачивать.

И ещё важно понимать, что ни один из знаков «Тупик» никоим образом не умаляет статус дороги.

Это полноценный перекрёсток равнозначных дорог, и если поедете прямо, тогда по принципу «помехи справа» необходимо уступить дорогу грузовику.

Знак 6.16  «Стоп-линия».

Об этом знаке следует поговорить особо.

Начинающие водители частенько думают, что это не самостоятельный знак, а дополнительная табличка. И неудивительно – он и формой похож на табличку, и размером, и не цветной (как все знаки), а чёрно-белый (как все таблички). И, тем не менее, это именно знак, и он вовсе не дополняет и не уточняет действие каких-либо других знаков, у него своё, специальное назначение.

Не смотря на строгое слово «стоп», этот знак вовсе не обязывает вас останавливаться. В данном случае «стоп» – это всего лишь первое слово полного названия знака – «Стоп-линия». Благодаря этому знаку водители ещё издалека видят, где на этом перекрёстке нанесена на проезжей части разметка «Стоп линия».

Знак может висеть над дорогой или стоять на правой стороне дороги, но в любом случае место его установки должно совпадать с местом нанесения разметки «Стоп-линия».

Если разметки «Стоп-линия» нет, или её не видно (например, из-за выпавшего снега), останавливаться на красный сигнал светофора нужно у знака – в этом случае он заменяет действие разметки.

Понятно, что если на светофоре «зелёный», проезжать перекрёсток можно (и нужно!) без остановки.

Знаки «Направление движения для грузовых автомобилей».

 

Знаки не круглые, а прямоугольные, к тому же относятся к группе информационных и, следовательно, не могут что-либо запрещать или предписывать. Эти знаки показывают рекомендуемое направление движения водителям грузовых автомобилей, а также водителям тракторов и прочих самоходных машин, если на перекрёстке их движение в одном из направлений запрещено.

 

Если вы управляете автомобилем категории «В», тогда в данной ситуации можете продолжить движение в любом направлении (эти знаки вас не касаются).

 

Эти знаки напрямую касаются водителя грузовика с разрешённой максимальной массой более 3,5 т. Ему нужно прямо, но прямо нельзя, там запрещающий знак. При этом устроители дорожного движения одновременно подсказали направление объезда запрещённого участка дороги, и если вы водитель такого грузовика, поворачивайте направо, как рекомендует знак.

А далее всё просто – на всём маршруте объезда, на каждом перекрёстке будет стоять один из знаков  «Направление движения для грузовых автомобилей».

Следуйте их указаниям и обязательно выберетесь на продолжение нужной вам дороги «прямо».

Знаки «Схема объезда» и «Направление объезда».

 

 

Может так случиться, что движение прямо на перекрёстке будет закрыто не только для грузовиков, а, вообще,  для всех без исключения транспортных средств.

Тогда об этом водителей сначала проинформируют предварительным знаком 6.17 «Схема объезда».

А далее следуйте указаниям знаков  «Направление объезда».

Они, как и в предыдущем случае, будут расставлены на всех перекрёстках на протяжении всего маршрута объезда и, следуя их указаниям,  вы обязательно выберетесь на продолжение нужной вам дороги «прямо».

Обращаю ваше внимание на жёлтый фон этих знаков. Так же, как зелёный фон – признак автомагистрали, а синий фон – признак прочих дорог, желтый фон – признак какого-нибудь объезда.

Знаки «Предварительный указатель перестроения на другую проезжую часть».

Фон знаков жёлтый, следовательно, нас опять информируют о предстоящем объезде. Обратите внимание на символику знаков – на них изображена дорога с разделительной полосой, причём конкретно тот участок, где разделительная полоса имеет разрыв. И в обоих случаях водителей как раз и приглашают сворачивать в этот разрыв.

Эти знаки устанавливают только на дорогах с разделительной полосой и только в тех случаях, когда необходимо временно перекрыть движение по одной из проезжих частей.

Такая необходимость, например, возникает всякий раз, когда на дороге производятся какие-нибудь ремонтные работы, и в этом случае, чтобы обеспечить надлежащую безопасность, крайне важно заранее проинформировать водителей – впереди опасный участок дороги!

И там, на этом участке, какое-то время придётся двигаться по проезжей части встречного направления!

Знак не зря называется «Предварительный указатель перестроения на другую проезжую часть» – на дорогах вне населённых пунктов его устанавливают на расстоянии 500 метров от предстоящего разрыва в разделительной полосе.

Когда до разрыва в разделительной полосе останется 50-100 метров знак обязательно повторят (в комбинации с табличкой «Расстояние до объекта»).

Не думаю, что здесь требуется какой- либо комментарий. Всё предельно понятно – знаками вас приглашают продолжить движение по проезжей части встречного направления.

Немного страшновато, но не сомневайтесь – водителей встречного направления также знаками предупредили о том, что на данном участке дороги на их проезжей части временно организовано двустороннее движение.

Протяжённость участка дороги с таким необычным режимом движения не может быть особо долгой и, как правило, заканчивается на следующем разрыве в разделительной полосе (где знаками вам предложат вернуться на свою проезжую часть).

Но сначала, за 50-100 метров до этого места на разделительной полосе будет стоять знак 6.19.2 «Предварительный указатель перестроения на другую проезжую часть».

Знаки «Аварийный выход» и «Направление движения к аварийному выходу».

 

 

Сейчас в тоннеле неминуемо образуется глухая пробка, и уже через полчаса, несмотря на вентиляцию, концентрация выхлопных газов в воздухе превысит все мыслимые пределы. Как выбраться отсюда на волю?

Так вот же он, знак 6.21.1 на стене тоннеля, подсказывающий, где спасительный выход.

 

А чтобы никто второпях не разминулся с выходом, над ним (или рядом с ним) будет установлен знак 6.20.1 «Аварийный выход».

Номер маршрута.  Указатели направлений.  Указатели расстояний.

Километровый знак.  Схема движения.  Наименование объекта.

Садясь за руль автомобиля, в подавляющем большинстве случаев мы ездим по одному и тому же маршруту – на работу и обратно (или на дачу и обратно). Понятно, что путь вы знаете, как свои пять пальцев, можете добраться, что называется, с закрытыми глазами и поэтому ни на какие знаки типа «Указатели направлений» не смотрите.

Другое дело, если доведётся поехать по незнакомому маршруту. Уверяю вас, в такой ситуации мы все ведём себя одинаково – жадно высматриваем на дороге хоть какие-нибудь указатели, боясь проскочить свой поворот и в итоге заблудиться.

Чтобы понять, как это бывает, давайте немного попутешествуем – съездим в деловую командировку ну, скажем, из Москвы в Тверь и Волоколамск. Путешествовать будем так же, как это делал Жуль Верн, то есть, не выходя из дома. Попробуем только представить, что нас может ждать на этом пути.

Прежде, чем выезжать, надо бы посмотреть на карту и проложить маршрут. Можно, конечно, купить «Атлас автомобильных дорог», но сегодня вы, скорее всего, воспользуетесь Интернетом. Ну, что ж, нет ничего проще: заходим на www.rutrassa.ru, выбираем в меню опцию «Расстояние между городами», задаём начальный и конечный пункты (в нашем случае это будет Москва) и промежуточные пункты – Тверь и Волоколамск.

И вот он – искомый маршрут:

– Из Москвы до Твери поедем по дороге М-10.

– Из Твери в Волоколамск сначала поедем по дороге Р-90 до посёлка Лотошино.

– В районе посёлка Лотошино сворачиваем на дорогу Р-107, и по ней до населённого пункта Ярополец.

– В Яропольце поворот на дорогу Р-108, и по ней до Волоколамска.

– Ну а из Волоколамска до Москвы прямая трасса – М-9.

У вас, вполне вероятно, появился вопрос – что это за нумерация такая: дорога М-10, дорога Р-90?  Ну, номер-то, понятно, он, скорее всего, просто порядковый. Но вот что означает буква в номере дороги.

Цифра – это действительно только порядковый номер, а вот буква (её ещё называют префикс) сообщает водителю весьма важную информацию.

Префикс «М» присваивают дорогам федерального значения. Причём не всем подряд, а только тем, которые соединяют Москву или Санкт-Петербург со столицами сопредельных государств и с административными центрами субъектов Российской Федерации. То есть, попав на такую дорогу, знайте – она (дорога) одним своим концом обязательно упирается в Москву (или в Петербург). Дорога М-10, в частности, связывает Москву с городами Тверь, Великий Новгород, Санкт-Петербург, Выборг и далее вплоть до границы с Финляндией.

Так это же попросту известное всем Ленинградское шоссе!

Ну, тогда в центр, на улицу Тверскую, которая, кстати, так называется потому, что именно отсюда когда-то ямщики отправлялись в Тверь. Только после Сокола не промахнуться – там развилка, и можно вместо Ленинградского угодить на Волоколамское шоссе.

Спасибо устроителям дорожного движения – за 150 метров до развилки установили знак «Предварительный указатель направлений». Теперь не промахнёмся – Ленинградское шоссе это прямо.

На развилке из правых рядов все пойдут на Волоколамку, и, значит, надо уже сейчас перестроиться в левые ряды.

 

Приближаемся к Московской кольцевой автомобильной дороге (МКАД). И опять развилка, и опять подсказка – знак «Предварительный указатель направлений».

Обратите внимание – МКАД и Дмитровское шоссе написаны чёрными буквами на белом фоне. Это ничего вам не напоминает? Именно такой «дизайн» у знаков, которыми обозначают серьёзные населённые пункты. И это не просто совпадение, тем самым водителей дополнительно информируют – указанные объекты находятся в том же населённом пункте, по которому вы сейчас едете (а МКАД – это Москва).

В то же время Санкт-Петербург написан белым цветом на синем фоне. И это тоже дополнительная информация для водителей – указанный объект находится за пределами населённого пункта, по которому вы сейчас едете.

И снова знак, и снова он указывает направление к объекту, только внешне выглядит несколько иначе.

Вообще, следует иметь в виду, что внешнее оформление «Указателей направлений» весьма разнообразно. И указывать направления они могут к самым разным объектам (помимо населённых пунктов это ещё и аэропорты, и вокзалы, и театры, и музеи, и торговые центры, и гостиницы, и т.д., и т.п.).

То есть «Указатель направлений» – знак универсальный и, в принципе, может быть применён к чему угодно. А цифра на знаке – это расстояние до указанного объекта (отсюда до аэропорта Шереметьево осталось 3 км, но нам туда не надо).

На этом знаке стрел нет, да они и ни к чему – здесь свернуть некуда. Этот знак называется «Указатель расстояний».

Стало быть, через 20 км будет Клин, а до Твери ещё не скоро – 103 километра.

И ещё два знака на нашем пути. Ближний к нам называется – «Номер маршрута». Его устанавливают через каждые 10-15 км с тем, чтобы лишний раз успокоить водителей – всё нормально, вы не сбились с пути, вы двигаетесь в правильном направлении.

Чуть дальше ещё один знак – просто цифра без всякой буквы. Это то, что называется «Километровый знак» – оказывается, мы уже проехали от Москвы 120 км.

До Твери осталось совсем немного, и опять спасибо устроителям дорожного движения – знак «Предварительный указатель направлений» установлен за 500 метров от предстоящей дорожной развязки. Символика знак проста и понятна – если нам в Тверь, значит, на развязке нам направо.

Ученики. Почему направление на Петербург обозначено двумя номерами: М-10 и Е-105? И почему М-10 на синем фоне, а Е-105 – на зелёном!

Учитель. Тут дело вот в чём. По нашей (российской) классификации этой дороге присвоен номер М-10. В то же время в Европейской классификации этой же дороге присвоен номер Е-105. И чтобы наши зарубежные гости не заблудились на Российских просторах, на знаке показана ещё и привычная для них нумерация (да и Санкт-Петербург написан по-английски).

Ученики. Но почему же, всё-таки, М-10 на синем фоне, а Е-105 на зелёном, ведь это одна и та же дорога?!  Ведь зелёный фон – признак автомагистрали, а синий фон – признак прочих дорог! Ну не может же одна дорога одновременно и быть, и не быть автомагистралью?

Учитель. Зелёный фон – это же только признак автомагистрали и, сам по себе, он не делает дорогу автомагистралью. Автомагистралью дорога становится только в том случае, если она обозначена знаком 5.1 «Автомагистраль».

А во всей этой путанице с фоном «виновата», как обычно, Европа, точнее Европейская система классификации дорог. (Соответствующий документ в редакции 2002 года можно прочитать на официальном сайте UNECE в формате pdf на русском и английском языке).

Согласно этой классификации: «Знак, используемый для идентификации дорог категории «Е», должен представлять собой белую надпись на зелёном фоне».

 

К слову сказать, Европейская трасса Е-105 начинается в Норвегии (в городе Киркенес) и заканчивается в Крыму (в городе Ялта). Получается, что эта Международная Европейская магистраль собрана из Норвежских дорог, Финских дорог, Российских дорог и Украинских дорог. И Российская дорога М-10 от границы с Финляндией и до Москвы совпадает с Европейским маршрутом Е-105.

Кроме Международной Европейской дорожной сети существует ещё и Международная Азиатская дорожная сеть.  Азиатским маршрутам присвоен префикс AH (Asian Highway). И, например, Азиатский маршрут АН-8 связывает Финляндию с Ираном и проходит через Санкт-Петербург, Москву, Волгоград, Астрахань, Махачкалу, Баку и Тегеран. Так что не удивляйтесь, если на перегоне между Москвой и Петербургом на информационных дорожных  знаках вы увидите, кроме уже привычных М-10 и Е-105, ещё и АН-8.

И ещё. На знаке номер дороги написан без дефиса. Это не ошибка. Так уж повелось – в текстах и на картах номера дорог пишут с дефисом (М-10), а на дорожных знаках (в соответствие с Правилами) пишут без дефиса (М10).

 

Перемещаемся по улицам города Тверь.

Ещё один интересный знак «Наименование объекта» – применяется для обозначения объектов иных, чем населённые пункты (река, озеро, достопримечательность и т.д.).

Итак, впереди река Волга – значит, впереди мост.

Всё, что нужно было сделать в Твери, мы сделали, теперь в Волоколамск. И нам бы здесь надо налево, но перед перекрёстком установлен информационный знак 6.9.3 «Схема движения» – по каким-то причинам устроители дорожного движения запретили на этом перекрёстке обычный поворот налево.

Но предложили необычный, и даже схему движения на знаке показали.  Ну, надо так надо, хотя и по такой замысловатой траектории, но в итоге поедем в нужном нам направлении.

 

Выехали из Твери, и через 500 метров очередная дорожная развязка. В Москву нам ещё рано, в Нижний Новгород не надо, а надо нам прямо – по дороге Р-90.

Правда, появилась некоторая неясность. Мы уже знаем, что префикс «М» присваивают важнейшим дорогам Федерального значения. А что означает префикс «Р» в номере дороги? Что это за дорога такая?

Префикс «Р» присваивают и дорогам федерального, и дорогам регионального значения, связывающими между собой административные центры субъектов Российской Федерации. Для водителей префикс «Р» означает, что по этой дороге непосредственно в Москву не приедешь. В лучшем случае она приведёт к другой дороге, и если эта другая дорога с префиксом «М», то вот уже по ней можно будет добраться до Москвы (или уехать за границу).

Однако мы отвлеклись, а между тем пора включать левые указатели поворота. Впереди перекрёсток, а перед ним знаки «Номер маршрута».

И опять спасибо организаторам дорожного движения – ну чтобы мы сейчас делали на этом перекрёстке, не будь этих знаков. А так всё понятно – нам надо на дорогу Р-107, значит, поворачиваем налево.

И снова спасибо устроителям дорожного движения – впереди перекрёсток, и там, на перекрёстке, нам направо, на дорогу Р-108, на Волоколамск.

Покидаем Волоколамск. Но пока мы ещё в городе – фон знака белый. Первый поворот направо это в Петербург, а наш, на Москву – следующий.

Санкт-Петербург на синем фоне, это и понятно – этот объект находиться за пределами населённого пункта, по которому мы сейчас едем.

Но вот, что интересно – Москва, естественно,  тоже находится за пределами Волоколамска, но надпись не на синем, а на зелёном фоне, да ещё и пиктограмма рядом изображена – калька со знака 5.1 «Автомагистраль». Вот уж теперь никаких сомнений – в Москву поедем по автомагистрали.

И точно – стоило только выехать из города, и вот он знак 5.1 «Автомагистраль».

Надеюсь, вы не забыли – после знака 5.1 начнётся  зона с особым режимом движения. Во-первых, как и на любой дороге вне населённого пункта, двигаться необходимо как можно правее, а если захочется остановиться, то только за пределами дороги на специально выделенных площадках для отдыха. Кроме того, запрещены разворот и движение задним ходом, но зато максимальная разрешённая скорость – 110 км/час.

Ну что ж, надавили на педаль акселератора и вперёд, в Москву.

Опять знак «Предварительный указатель направлений». Фон знака зелёный – ещё одно подтверждение того, что мы едем по автомагистрали. Вы уже знаете, что на автомагистралях пересечений на одном уровне не бывает, значит впереди многоуровневая дорожная развязка.

В Москву прямо и по-прежнему со скоростью до 110 км/час, но если повернём направо или налево, то там обычная дорога (номер дороги написан на синем фоне!). И, значит, там, на обычной дороге, скорость не более 90 км/час, но зато можно при желании остановиться на обочине.

У вас, вполне возможно, возник вопрос – как расшифровывается эта надпись: «а.д. М10 «РОССИЯ». Это всего лишь автомобильная дорога М-10, которой ещё и присвоили собственное имя «РОССИЯ». К слову сказать, собственные имена есть у всех важнейших дорог федерального значения (Беларусь, Украина, Дон, Урал и т. п.).

И ещё. Обратите внимание – и направо, и налево дорога с одним и тем же номером А-108. Префикс «А» мы ещё не встречали. Что он означает, и какую информацию из этого могут извлечь водители?

Префикс «А» присваивают дорогам регионального значения. Это, так называемые, подъездные и соединительные дороги. Подъездные, потому что по ним можно доехать до местного аэропорта, или крупной железнодорожной станции, или до какого-нибудь другого объекта специального назначения. А соединительные, потому что местные власти строят такие дороги для того, чтобы соединить свой районный центр с ближайшей дорогой федерального значения. Или для того, чтобы соединить между собой две или несколько дорог федерального значения.

В частности, дорога А-108 это общеизвестное Большое Московское кольцо – эта кольцевая дорога соединяет между собой все радиальные дороги, выходящие из Москвы. И если сейчас повернуть направо, то по кольцу А-108 доберёмся до трассы М-1 «Беларусь», а если налево, то по тому же кольцу А-108 попадём на трассу М-10 «Россия».


Смотрите также