Гайки момент затяжки


Расчет момента затяжки гайки

Определенная степень закрутки резьбовых элементов выполняется с целью увеличения срока службы, прочности и повышению сопротивления различным влияющим факторам. Для каждого крепежного элемента есть определенная степень затяжки на каждом посадочном месте, рассчитывается она на основе нагрузок, температурных режимов и свойств материалов.

Например, при воздействии температуры металлу свойственно расширяться, при условии влияния вибрации — крепеж получает дополнительную нагрузку, и чтобы минимизировать ее, закручивать нужно с правильным усилием. Рассмотрим силу затяжки болтов, таблицы, методы и инструменты для проведения работ

Маркировка деталей

Этот параметр указывается на головке болта. Для деталей, выполненных на основе углеродистой стали с классом прочности — 2, указываются цифры через точку, например: 3.5, 4.8 и т. д.

Первая цифра указывает 1/100 номинального размера прочностного предела на разрыв, измеряется в МПа. Например, если на головке болта, указано — 10.1, то первое число означает 10*100 = 1000 МПа.

Вторая цифра — отношение пределов текучести к прочности, умножается на 10, по вышеуказанному примеру — 1*10*10= 100 МПа.

Предел текучести — это максимальная нагрузка на болт. Для элементов, выполненных из нержавеющей стали, наносится тип стали А2 или А4, и далее предел прочности. Например: А4—40. Число в данной маркировке характеризует 1/10 предела прочности углеродистой стали.

Единицы измерения

Основной величиной является Паскаль, единица измерения давления, механического напряжения, согласно международной системе «СИ». Паскаль равняется давлению, вызванному силой в один ньютон, равномерно распределяющейся по плоской к ней поверхности с площадью в один квадратный метр.

Рассмотрим, как конвертируются единицы измерения:

  • 1 Па = 1Н/м2.
  • 1 МПа = 1 н/мм2.
  • 1 н/мм2 = 10кгс/см2.

Моменты затяжки резьбовых соединений

Ниже приведена таблица затяжки болтов динамометрическим ключом.

Прочность болта, в Нм
Размер резьбы 8.8 10.9 12.9
М6 10 13 16
М8 25 33 40
М10 50 66 80
М12 85 110 140
М14 130 180 210
М16 200 280 330
М18 280 380 460
М20 400 540 650

Таблица усилия затяжки болтов для дюймовой резьбы стандарта США для крепежных деталей SAE класса 5 и выше.

Дюймы Нм фунт
¼ 12±3 9±2
5/16 25±6 18±4,5
3/8 47±9 35±7
7/16 70±15 50±11
½ 105±20 75±15
9/16 160±30 120±20
5/8 215±40 160±30
¾ 370±50 275±37
7/8 620±80 460±60
Читайте также:  Как правильно установить диск на ушм

1 ньютон метр (Нм) равняется 0,1кГм.

ISO -Международный стандарт.

Моменты затяжки ленточных хомутов с червячным зажимом

В нижеуказанной таблицеприведены данные для первоначальной установки на новом шланге, а также для повторной затяжки уже обжатого шланга.

Размер хомута Нм фунт / дюйм
16мм — 0,625 дюйма 7,5±0,5 65±5
13,5мм — 0,531 дюйма 4,5±0,5 40±5
8мм — 0,312 дюйма 0,9±0,2 8±2
Момент затяжки для повторной стяжки
16мм 4,5±0,5 40±5
13,5мм 3,0±0,5 25±5
8мм 0,7±0,2 6±2

Как определить момент затяжки

  • С помощью динамометрического ключа.

Этот инструмент должен быть подобран таким образом, чтобы момент затяжки крепежного элемента был на 20−30% меньше, чем максимальный момент на вашем ключе. При попытке превысить предел, ключ быстро выйдет из строя.

Усилие на затяжку и тип стали указывается на каждом болте, как расшифровывать маркировку описывалось выше. Для вторичной протяжки болтов нужно учитывать несколько правил:

  1. Всегда знать точное необходимое усилие для затяжки.
  2. При контрольной проверке затяжки стоит выставить усилие и проверить в круговом порядке все крепежные элементы.
  3. Запрещено использовать динамометрический ключ как обычный, им нельзя производить закрутку деталей, гайку или закручивать болт до примерного усилия, контрольная протяжка производится динамометрическим ключом.
  4. Динамометрический ключ должен быть с запасом.
  • Без динамометрического ключа.

Для этого потребуется:

  • Ключ накидной или рожковый.
  • Пружинный кантер или весы, с пределом в 30 кг.
  • Таблица, в которой указывается усилие затяжки болтов и момент затяжки гаек.

Момент затяжки — это усилие, приложенное на рычаг размерами в 1 метр. Например, нам требуется затянуть гайку с усилием 2 кГс/м:

  1. Измеряем длину нашего накидного ключа, она, к примеру, составила 0,20 метра.
  2. Делим 1 на 0,20 получаем цифру 5.
  3. Умножаем полученные результаты, 5 на 2кГс/м и получаем в итоге 10 кг.

Переходя к практике, берем наш ключ и весы, прикрепляем крючок к ключу и производим затяжку до нужного веса, согласно описанного выше расчета. Но даже такой способ в итоге окажется лучше, чем тянуть от «руки — на глаз», с погрешностью, чем выше усилие, тем она меньше. Это будет зависеть от качества весов, но лучше все-таки приобрести специальный ключ.

При проектировании, сборке и монтаже узлов, очень важно учитывать момент затяжки болтов. Момент затяжки болта контролируется динамометрическим ключом, а назначается исходя из определённых условий.

Читайте также:  Сварочный полуавтомат трансформаторного типа

Требуемое осевое усилие болта

По сути, момент затяжки болта создает силу прижатия поверхностей. Усилие очень важно, так как соединения бывают разные, в некоторых случаях важно прижать поверхности, например при контакте метал-метал, а в некоторых излишнее усилие может навредить соединению, например установка крышки через резиновую прокладку, или установка пластиковой детали на металлический каркас.

Сначала конструктор определяет необходимое усилие прижатия поверхностей, затем определяет диаметр болтов или их количество. О том, как определить диаметр и количество, я рассказывал в уроке «Расчет болтов». Затем назначается момент затяжки. Тут есть маленькая хитрость: Когда требуется небольшое усилие (прокладка или пластик), лучше назначить чуть больше болтов меньшего диаметра, что позволит их расположить с меньшим шагом и более равномерно прижать поверхности. И, чем ближе момент затяжки болта к рекомендуемому значению, тем меньше шансов, что произойдет самопроизвольное откручивание.

Прочность болта

Рекомендуемые значения затяжки болтов назначаются из условия прочности болтов. В уроке «Прочность болтов» я рассказывал про прочность, какие бывают болты и как маркируются. Обычно рекомендуемый момент затяжки обеспечивает осевое усилие болта в 2/3 от предела текучести, то есть затянутый болт будет иметь запас прочности.

Ниже представлена таблица для затяжки болтов и гаек со стандартным шагом метрической резьбы.

Как видим из таблицы, момент затяжки любого болта прочностью 12.9 в разы выше момента затяжки болта класса прочности 4.6. Обращаю Ваше внимание, что данные моменты затяжек действуют только для болтов и гаек из углеродистых сталей со стандартным шагом. Ни в коем случае нельзя затягивать с такими значениями в алюминиевый или чугунный корпус. Данная таблица также не распространяется на самоконтрящиеся гайки и на элементы с мелким шагом резьбы.

Контроль момента затяжки болтов

Как я писал выше, требуемый момент затяжки обеспечивается динамометрическим ключом или иным настраиваемым инструментом (пневматический или электрический гайковерт). При затяжке обращаем внимание на качество резьбы, следим, чтобы гайка или болт закручивались от усилия пальцев и без закусывания.

Иногда, при осуществлении контролируемой затяжки, смазывают резьбу и поверхность под головкой болта или гайки. Раскрутить соединение обычно сложнее, может понадобиться значительно больший момент. Связано это с деформациями, окислением между болтом и поверхностью, коррозией в резьбе. Если требуется проверить, с нужным моментом затянут болт или нет, достаточно просто настроить ключ и попробовать подтянуть болт.

Читайте также:  Как разобрать ударную отвертку

В соединениях с несколькими болтами, контролируемая затяжка осуществляется в несколько приёмов, о том, как это сделать, я расскажу в уроке «Порядок затяжки болтов».

Прочитав данный урок, Вы знаете, с каким усилием можно тянуть болты в обычных соединениях. Помимо простых соединений, меня часто спрашивают какой момент затяжки болтов ГБЦ (головки блока цилиндров) и некоторых других ответственных узлов. Этому вопросу будет посвящен отдельный урок.

В одной из следующих статей мы более подробно обсудим момент затяжки гаек на конкретных примерах, а на сегодня все, спасибо за внимание.

РАСЧЕТ МАКСИМАЛЬНО-ДОПУСТИМОГОГО МОМЕНТА ЗАТЯЖКИ МЕТРИЧЕСКОЙ РЕЗЬБЫ

Номинальный диаметр (D, d), диаметр цилиндра, описанного вокруг вершин наружной (d) или впадин внутренней резьбы (D).

Шаг (P) — расстояние между одноимёнными боковыми сторонами профиля, измеряется в долях метра. Выражается числом от 0.25 до 6.

Размер (S) рабочего профиля ключа, который охватывает крепежную деталь.

Длина свинчивания (Lсв) — длина (высота) соприкосновения поверхностей болта и гайки (детали), измеренная вдоль оси.

Механические свойства болтов, крепёжных винтов и шпилек из углеродистых нелегированных и легированных сталей по ГОСТ 1759.4-87 (ISO 898/1-78) при нормальных условиях характеризуют 11 классов прочности: 3.6; 4.6; 4.8; 5.6; 5.8; 6.6; 6.8; 8.8; 9.8; 10.9; 12.9. Первое число умноженное на 100, определяет номинальное временное сопротивление в Н/мм?, второе число (отделённое точкой от первого) умноженное на 10, — отношение предела текучести к временному сопротивлению в процентах. Произведение чисел, умноженное на 10, определяет номинальный предел текучести в Н/мм?.

Коэффициент запаса прочности (коэффициент безопасности) вводится для того, чтобы обеспечить безопасную, надежную работу соединений, несмотря на возможные неблагоприятные отклонения действительных условий их работы от расчетных.

Основной характеристикой трения является коэффициент трения, который определяется материалами, из которых изготовлены поверхности взаимодействующих тел.

Разрушение резьбового соединения при перезатяжке может произойти либо вследствие разрыва стержня болта, либо из-за срыва резьбы гайки и (или) болта. Разрушение стержня болта происходит внезапно и легко может быть обнаружено. Срыв резьбы гайки происходит постепенно, его труднее обнаружить, поэтому имеется опасность наличия в соединениях частично разрушенных крепежных изделий, Представляется целесообразным конструировать резьбовые соединения таким образом, чтобы возможное разрушение всегда имело место по стержню болта. Однако, чтобы гарантировать такой вид разрушения во всех случаях, потребуется непомерно большая высота гайки из-за наличия многих переменных факторов, влияющих на стойкость резьбы к срыву.

Момент затяжки гаек

Момент затяжки гаек также важен, как и момент затяжки болтов, ведь в некоторых ситуация мы затягиваем болт, а в некоторых гайку. Чем отличается затяжка гайки от затяжки болта? Отличий не так много. В соединении действуют те же самые силы трения в резьбе и между гайкой с поверхностью. Отличия только в том, что иногда, если резьба болта выступает на большое количество витков над гайкой, не удаётся воспользоваться головкой. При соединении болт-гайка, приходится один из элементов удерживать ключом, а второй затягивать. В остальном процесс ничем не отличается от закручивания болта в резьбовое отверстие. Поэтому для гаек можно использовать момент затяжки болтов, за исключением случаев, когда момент затяжки гайки оговорен инструкцией, или же гайка имеет исполнение, предотвращающее откручивание. Обычно такие гайки дают повышенное сопротивление при закручивании, поэтому момент затяжки нужно смотреть в инструкции к таким гайкам.

Куда интереснее момент затяжки колесных гаек, уделим внимание этому вопросу. Честно говоря, ни разу не видел, чтобы кто-то на своём авто менял колесо и пользовался динамометрическим ключом, а вот в сервисах, практически во всех, момент затяжки колесных гаек контролируют либо ключом, который не имеет настройки, но щелкает при достижении требуемой нагрузки, либо затягивают пневматическим пистолетом с определенным моментом. Я и сам ни разу не тянул колесные болты/гайки динамометрическим ключом. Знающие люди вообще утверждают, что в комплекте с новым автомобилем идёт ключ, длинна, которого рассчитана так, чтобы среднестатистический мужчина руками (не прыгая на ключе) затягивал гайки до нужного момента и при этом не вредил резьбу. Я не знаю, как затягиваете колесные гайки Вы, но на всякий случай выложу таблицу с указанием положенных моментов.

Допускается погрешность затяжки 10%. Порядок затяжки болтов рассматривали в одной из прошлых статей.

Теперь затронем такую тему, как момент затяжки ступичной гайки. Ступичная гайка имеет определенный момент затяжки, и тут немного сложнее, чем с затяжкой колесных гаек. Сильно затянутая, ровно, как и слабо затянутая гайка, приведёт к повышенному износу подшипника. Автолюбители предпочитают затягивать по ощущениям, оставляя маленький люфт, но гайка ступицы все же имеет благоприятный момент затяжки, при котором ресурс подшипника будет максимальным. На современных автомобилях в ступицах стоят подшипники, ресурс которых практически не зависит от силы затяжки и просто осуществляется затяжка гайку ШРУСа. Ниже приведена таблица, в которой отображен момент затяжки гайки ступицы.

Если на ШРУСе машины есть паз под юбку гайки (юбка гайки заминается в паз), то подшипник нечувствителен к затяжке и, можно затягивать гайку около 100-150 Ньютонов. В любом случаи, после затяжки гайки, обязательно проверяем вращение колеса, колесо должно легко крутиться от руки и иметь минимальный люфт, или не иметь люфта вовсе. Гайку затягиваем плавно и без рывков, постоянно контролируя вращение колеса. Если гайка стопорится шплинтом, и отверстие под шплинт не совпадает с зубцами гайки, то немного ослабляем гайку до совпадения. Неверно затянутая гайка даст о себе знать нагревом ступицы или сильным люфтом колеса поэтому, после затяжки и пробега 2-3 километра, рекомендуется проверить состояние подшипника и ступицы, убедиться, что нет большого люфта и повышенного нагрева ступицы.

А как Вы затягиваете колесные и ступичные гайки? На этом всё! Интересующие Вас вопросы задавайте в комментариях.

Моменты затяжки болтов и гаек — DRIVE2

Зная собственную мускульную силу и размеры инструментов, можно приблизительно рассчитать моменты усилий затяжки болтов и гаек.

На предмет массой 1 кг действует сила тяжести, равная 1 кгс. В новой системе мер 1 кгс соответствует 9,8 Н (ньютона). Другими словами, на предмет массой 1 кг действует динамическое ускорение 9,8 м/с2.

На рисунках показана зависимость значения момента затяжки от длины рычага. В первом случае к концу ключа прикладывается усилие 10 кг. Длина ключа равна 10 см. Таким образом, на болт действует момент затяжки, равный 10 Нм. Если длину ключа увеличить в два раза, а усилие оставить неизменным, то на болт будет действовать в два раза больший момент, т. е. 20 Нм.

Обычно момент затяжки указывается в Нм. В Руководстве по ремонту крутящий момент также указывается в фунтах или фунт-сила-фут. При большом количестве разнообразных деталей, закрепленных с помощью болтов и гаек, важное значение приобретают правильные значения моментов затяжки. Для затяжки болтов и гаек определенным моментом используется динамометрический ключ.

Таблица нормативных моментов затяжки резьбовых соединений

1. Таблица моментов затяжки для болтов и гаек a Если нет специальных указаний, затягивайте гайки и болты с метрической резьбой до мо'

мента, указанного в таблице ниже. a Приводимая ниже таблица применима к болтам, показанным на рис. А.

2. Таблица моментов затяжки болтов фланцевых соединений a Если нет особых указаний, при затяжке болтов фланцевых соединений пользуйтесь нор' мативами, приведенными ниже.

3. Таблица моментов затяжки втулок трубных соединений с уплотнительным кольцом a Если нет особых указаний, при затяжке втулок разъемов трубопроводов с уплотнительным кольцом пользуйтесь нормативами, приведенными ниже.

4. Таблица моментов затяжки заглушек с уплотнительным кольцом a Если нет особых указаний, при затяжке заглушек с уплотнительным кольцом пользуйтесь нормативами, приведенными ниже.

5. Таблица моментов затяжки для шлангов (с коническим и торцевым уплотнениями) a Если нет особых указаний, при затяжке шлангов (с коническим и торцевым уплотнениями) пользуйтесь нормативами, приведенными ниже a Приведенные ниже моменты применяются при нанесении на резьбу моторного масла.

6. Таблица моментов затяжки для соединений с торцевым уплотнением a Затягивайте соединения с торцевым уплотнением (накидные гайки) на трубах низкого давления из плакированной стали, используемые на двигателях, до моментов, представ' ленных в следующей таблице. a Прикладывайте следующие моменты затяжки к соединениям с торцевым уплотнением, предварительно нанеся на их резьбовые участки слой моторного масла.

Для справки: В зависимости от конкретных технических характеристик используются соединения с торцевым уплотнением, размеры которых указаны в скобках ( ).

7. Таблица моментов затяжки для двигателей серии 102, 107 и 114 (болты и гайки) a Если нет особых указаний, при затяжке болтов и гаек с метрической резьбой на

двигателях серии 102, 107 и 114 пользуйтесь нормативами, приведенными ниже.

8. Таблица моментов затяжки для двигателей серии 102, 107 и 114 (шарнирные соединения) a Если нет особых указаний, при затяжке шарнирных соединений с метрической резьбой на двигателях серии 102, 107 и 114 пользуйтесь нормативами, приведенными ниже.

9. Таблица моментов затяжки для двигателей серии 102, 107 и 114 (Винты с конической резьбой) a Если нет особых указаний, при затяжке винтов с конической резьбой (ед. изм: дюйм) на двигателях серии 102, 107 и 114 пользуйтесь нормативами, приведенными ниже.

Моменты затяжки основных резьбовых соединений

МОМЕНТЫ ЗАТЯЖКИ ОСНОВНЫХ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ

Наименование

Момент затяжки, Н-м (кгс-м)

Примечание

Двигатель

Болты крепления:

головок цилиндров

186-206 (19-21)

М16

крышек коренных подшипников коленчатого вала:

-вертикальные М16

-стяжные

275-295 (28-30)

147-167 (15-17)

картера маховика

43,1-54,9 (4,4-5,6)

 88-108 (9-11)

для М10

для М12

направляющих толкателей

73,3-93,2 (7,3-9,5)

фланца оси ведущей шестерни привода распределительного вала

49-60,8 (5-6,2)

88,3-98 (9-10)

для М10

для М12

масляного картера

8-17,8 (0,8-1,8)

М8

радиатора системы охлаждения на раме

54-59 (5,5-6,0)

корпуса масляного фильтра теплообменника к блоку цилиндров

88-122 (9-12,5)

выпускных коллекторов

43-55 (4.4-5,6)

М10

корпуса компрессора

4.9-7,8 (0,5-0,8)

М6

корпуса турбины

23,5-29,4 (2,4-3)

М8

Гайки:

крепления стоек коромысел

41-53 (4,2-5,4)

М10

регулировочного винта коромысла

33-41 (3,4-4.2)

М10

скобы крепления форсунки

31-39 (3,2-4,0)

М10

крепления муфты опережения впрыскивания топлива

98-118 (10-12)

крепления турбокомпрессора

44-56 (4,4-5,6)

крепления передних и задних опор силового агрегата

54-59 (5,5-6,0)

крепления насосного агрегата и теплообменника предпускового подогревателя

44-53 (4,5-5.4)

крепления выпускной трубы

15-25 (1,5-2,5)

крепления патрубков предпускового подогревателя

44-53 (4,5-5,4)

15-25 (1.5-2,5)

для М10

для М8

крепления фланцев приемных труб глушителя

44-53 (4,5-5,4)

болтов крепления поперечной балки поддерживающей опоры к раме

98-137 (10-14)

шпилек крепления задних опор двигателя

118-137 (12-14)

болтов крепления задних опор двигателя к раме

196-265 (20-27)

крепления выпускных патрубков

43-54 (4,4-5,5)

Винты заглушки корпуса муфты опережения впрыскивания топлива

7.84-9,81 (0,8-1,0)

Гайки болтов крепления кронштейнов топливного бака к раме

49-59 (5-6)

Сливная пробка картера масляного

40-58,8 (4-6)

Сцепление

Болты крепления:

пневмоусилителя сцепления

88-98 (9-10)

нажимного диска с кожухом в сборе к маховику:

53,9-61.8 (5,5-6,3)

24.5-29,4 (2,5-3,0)

для М10

для М8

Коробка передач

Болты крепления:

кронштейна поддерживающей опоры к коробке передач

73,5-93 (7,5-9,5)

картера коробки передач к картеру сцепления

137-196 (14-20)

рычагов тяг дистанционного привода управления коробкой

54-69 (5,5-7,0)

для коробки передач мод. 142, 152

Гайка крепления:

рычага переключения передач

39-55 (4.0-5,6)

фланца первичного вала коробки передач

196-235 (20-24)

Стяжные болты регулировочного фланца механизма переключения передач

39-55 (4,0-5,6)

Карданная передача

Гайка крепления фланца:

вала промежуточного моста

186-206 (18,6-20,6)

М 14 с торцевыми шлицами

вала заднего моста

118-132(11,8-13,2)

М 12 с торцевыми шлицами

Мосты

Болты крепления:

задних крышек мостов

35-49 (3,6-5,0)

крышек подшипников межколесного дифференциала

343-392 (35-40)

Гайки крепления:

фланца ведущего конического зубчатого колеса

235-353 (24-36)

подшипников ведущего цилиндрического зубчатого колеса

588-686 (60-70)

заднего фланца промежуточного моста

245-294 (25-30)

фланца межосевого дифференциала

245-294 (25-30)

чашек межколесного дифференциала

137-157 (14-16)

главной передачи промежуточного и заднего мостов

157-176 (16-18)

полуосей промежуточного и заднего мостов

118-137(12-14)

Контргайки крепления подшипников ступиц:

передних колес

137-157 (14-16)

заднего и промежуточного мостов

137-157 (14-16)

Подвеска

Гайки:

стремянок передних рессор

431-539 (44-55)

для М20

637-735 (65-75)

для М24

стремянок задних рессор

637-735 (65-75)

для М24

785-883 (80-90)

для М27

950-1050 (97-107)

для М30

пальцев амортизаторов

176-216(18-22)

шпилек соединения кронштейнов осей балансира с кронштейнами задней подвески

490-549 (50-56)

стяжки кронштейнов оси балансира

490-549 (50-56)

пальцев реактивных штанг

550-650 (56-66)

шпилек крепления верхних рычагов и кронштейнов реактивных штанг

440-550 (44-55)

крепления кронштейнов задней подвески к раме

176-216(18-22) 440-550 (44-55)

для М16 для М20

Болты крепления:

ушков передних рессор

314-392 (32-40)

М20

накладки ушка передних рессор

49-98 (5-10)

Стяжные болты:

проушин передних кронштейнов передних рессор

118-157(12-16)

М14

задних кронштейнов передних рессор

118-157(12-16)

М14

Колеса

Гайки крепления бездисковых колес к ступицам

245-294 (25-30)

Гайки крепления дисковых колес

529-658 (54-67)

с центрированием по центральному отверстию в диске

Гайки крепления держателя запасного колеса

118-142 (12.0-14,5)

Рулевое управление и рулевой привод

Гайки:

рулевого колеса

59-79 (6-8)

шаровых пальцев продольной и поперечной рулевых тяг

276-352 (28-36)

болтов наконечников поперечной рулевой тяги

47-59 (4,8-6.0)

крепления сошки

490-551 (50-56)

Гайка регулировочного винта вала сошки

59-64 (6,0-6.5)

Болты крепления:

механизма рулевого управления

245-314(25-32) 412-470 (42-48)

для механизмов мод. RBL

крышки насоса

43,2-54.9 (4,4-5,6)

рулевой колонки

41,2-51.9 (4,2-5.3)

Гайки вилки карданного вала

21.6-26,5 (2,2-2,6) 53-59 (5.4-6,0)

для механизма мод. RBL

Магнитная пробка

29,4-40,0 (3-4)

Тормозные системы

болтов крепления кронштейнов тормозных камер к суппортам

74-98 (7,5-10,0)

болтов крепления передних тормозных камер к кронштейнам

137,2-176.4 (14,0-18,0)

болтов крепления задних тормозных камер к кронштейнам

137,2-176.4 (14,0-18,0)

болтов крепления головки цилиндра компрессора

30,0-33,0 (3.0-3,4)

болтов крепления осей колодок тормозного механизма

39,2-49,0 (4,0-5,0)

болтов крепления грязезащитного щитка к суппорту

17,6-23.5 (1,8-2,5)

крепления кронштейнов ресиверов к раме

167,7-185,3 (17.1-18,9)

М16

крепления хомутов кронштейнов ресиверов

15-25 (1,5-2,5)

соединений трубок пневмосистемы диаметром, мм: 6 8 12

9-12 (0,9-1,2)

14-21 (1.4-2,1)

15-25 (1,5-2,5)

Электрооборудование

Гайки крепления электропроводов к выводам стартера:

- цепь питания

- цепь управления

17.6-21,6 (1,8-2,2)

2.9-4,6 (0,3-0,47)

М12

М6

Кабина

Гайки:

стремянки рессоры задней опоры кабины к кронштейну

53-77,5 (5,4-7,9)

опор рычагов торсионов

150-219 (15,3-22,3)

кронштейнов заднего крепления кабины

98,3-137,5 (10-14)

кронштейнов переднего крепления кабины к поперечине

168-207 (17-21)

М14

246,5-315 (25-32)

М16

Платформа

Гайки:

хомутов крепления брусьев платформы

35-40 (3,5-4,0)

болтов крепления надрамника к раме

68,6-98 (7-10)

для М12

176-216 (18-22)

для М16

117,7-157 (12-15)

для М14

крепления передних кронштейнов надрамника

68,6-98 (7-10)

крепления ловителя-амортизатора

117,7-147 (12-15)

крепления амортизатора платформы к опорам

39,2-55 (4,0-5,6)

крепления гидроцилиндра

176-216 (18-22)

крепления масляного насоса к коробке отбора мощности

39-49 (4-5)

крепления коробки отбора мощности

39-49 (4-5)

Моменты затяжки резьбовых соединений классики Классика

Регистрация: 22.11.2009

Сообщения: 1209

Авто: ВАЗ-2113

Откуда: Москва

Моменты затяжки резьбовых соединений классики Руководство по ремонту и эксплуатации - Моменты затяжки резьбовых соединений ВАЗ-2101 - ВАЗ-2107 Моменты затягивания резьбовых соединений
ДетальРезьбаМомент затягивания, Н·м (кгс·м)
номинальныйминимальныймаксимальный
Двигатель
Болт крепления крышек коренных подшипниковМ10 х 1,2580,36 (8,2)68,31 (6,97)84,38 (8,61)
Болт крепления масляного картераМ67,8 (0,8 )5,4 (0,52)8,23 (0,84)
Шпилька крепления крышки сапунаМ819,6 (2,0)16,66 (1,7)20,58 (2,1)
Гайка крепления крышки сапунаМ813,72 (1,4)8,92 (0,91)14,41 (1,4)
Болт крепления головки цилиндров:
– предварительное затягиваниеМ12 х 1,2539,2 (4,0)33,3 (3,4)41,16 (4,2)
– окончательное затягивание112,7 (11,5)95,94 (9,8 )118,4 (12,1)
Болт крепления головки цилиндров*М837,24 (3,8 )36,67 (3,13)39,1 (4,0)
Гайка крепления впускного и выпускного трубопроводовМ824,5 (2,5)20,87 (2,13)25,77 (2,6)
Гайка болта крышки шатунаМ9 х 150,96 (5,2)43,32 (4,42)53,51 (5,5)
Болт крепления маховикаМ10 х 1,2583,3 (8,5)60,96 (6,22)87,42 (8,9)
Болт крепления, башмака натяжителя цепиМ10 х 1,2544,1 (4,5)36,75 (3,75)46,55 (4,7)
Гайка шпилек крепления корпуса подшипников распределительного валаМ821,5 (2,2)18,33 (1,87)22,64 (2,3)
Болт крепления звездочки распределительного вала и вала привода масляного насоса*М10 х 1,2548,62 (4,9)46,1 (4,7)58,8 (6,0)
Гайка регулировочного болта клапанаМ12 х 1,2550,96 (5,2)43,3 (4,42)53,5 (5,46)
Втулка регулировочного болта клапанаМ18 х 1,598 (10)83,3 (8,5)102,9 (10.5)
Свеча зажиганияМ14 х 1,2537,24 (3,8 )30,67 (3,1339 (4,0)
Болт крепления насоса охлаждающей жидкостиМ825,48 (2,6)21,66 (2,2)26,75 (2,7)
Гайка крепления выпускного патрубка рубашки охлажденияМ821,56 (2,2)15,97 (1,63)22,64 (2,3)
Храповик коленчатого валаМ20 х 1,5119,6 (12,2)101,33 (10,34)125,6 (12,8 )
Болт кронштейна генератораМ10 х 1,2551,94 (5,3)44,1 (4,5)58,31 (5,9)
Гайка крепления установочной планки генератораМ10 х 1,2543,12 (4,4)28,63 (2,9)45,27 (4,6)
Гайка болта крепления генератора к кронштейнуМ12 х 1,2568,6 (7,0)58,3 (5,95)72 (7,35)
Гайка крепления установочной планки к генераторуМ10 х 1,2543,12 (4,4)28,63 (2,86)45,27 (4,6)
Гайка крепления подушки опоры к кронштейну двигателяМ10 х 1,2533,3 (3,4)21,6 (2,2)35 (3,57)
Гайка крепления подушки к поперечине передней подвескиМ10 х 1,2532,3 (3,3)27,4 (2,8 )34 (3,46)
Гайка крепления пластины к подушкеМ68,8 (0,90)5,7 (0,58 )9,2 (0,94)
Гайка крепления поперечины задней подвески двигателяМ817,6 (1,8 )15 (1,53)18,6 (1,9)
Гайка крепления задней опоры к коробке передачМ827,4 (2,8 )23,3 (2,4)28,8 (2,94)
Гайка болта крепления задней опоры к поперечинеМ824,5 (2,5)15,9 (1,62)25,7 (2,62)
Сцепление
Болт крепления сцепленияМ829,4 (3,0)19,1 (1,95)30,9 (3,15)
Гайка болта крепления педалей сцепления и тормозаМ12 х 1,2519,6 (2,0)12,7 (1,3)20,6 (2,1)
Гайки крепления главны х цилиндров сцепления и тормозовМ814,7 (1,5)9,8 (1,0)15,7 (1,6)
Гайка трубопровода сцепленияМ1229,4 (3,0)24,5 (2,5)31,4 (3,2)
Коробка передач
Выключатель света заднего ходаМ14 х 1,543,1 (4,4)28,4 (2,9)45,1 (4,6)
Болты крепления картера сцепления к двигателюМ12 х 1,2583,3 (8,5)53,9 (5,5)87,2 (8,9)
Гайка крепления картера сцепления к коробке передачМ10 х 1,2549 (5,0)31,8 (3,2)51,4 (5,2)
Гайка крепления картера сцепления к коробке передачМ824,5 (2,5)15,7 (1,6)25,5 (2,6)
Болт крепления крышки фиксаторов штоковМ824,5 (2,5)15,7 (1,6)25,5 (2,6)
Гайка крепления задней крышкиМ824,5 (2,5)15,7 (1,6)25,5 (2,6)
Гайка заднего конца вторичного валаМ20 х 178,4 (8,0)66,6 (6,8 )82,3 (8,4)
Болт зажимной шайбы подшипника промежуточного валаМ12 х 1,2593,1 (9,5)79,4 (8,1)98 (10)
Болт крепления вилки к штоку переключения передачМ617,6 (1,8 )11,7 (1,2)18,6 (1,9)
Карданная передача
Гайка вилки переднего карданного валаМ16 х 1,593,1 (9,5)79,4 (8,1)98 (10)
Гайки болтов крепления эластичной муфтыМ12 х 1,2567,6 (6,9)57,8 (5,9)71,5 (7,3)
Гайка болта крепления фланца карданного вала к фланцу редуктораМ832,3 (3,3)27,4 (2,8 )34,3 (3,5)
Задний мост
Болт крепления редуктораМ8 х 1,2541,2 (4,2)35 (3,6)43,2 (4,4)
Болт крепления крышки подшипника дифференциалаМ10 х 1,2551 (5,2)43,3 (4,42)53,5 (5,46)
Болт крепления ведомой шестерниМ10 х 1,2598 (10)83,3 (8,5)102,9 (10,5)
Гайка крепления фланца к ведущей шестернеМ16 х 1,5См. установка и регулировка ведущей шестерни
Гайка экцентрика регулировки колодок заднего тормозаМ10 х 1,2549 (5,0)41,6 (4,25)51,4 (5,25)
Рулевое управление
Гайка болта крепления картера рулевого механизмаМ10 х 1,2539,2 (4,0)33,3 (3,4)41,2 (4,2)
Гайка болта крепления кронштейна маятникового рычагаМ10 х 1,2539,2 (4)33,3 (3,4)41,2 (4,2)
Гайка шарового пальца тяг рулевого приводаМ13 х 1,550 (5,1)*42,1 (4,3)53 (5,4)
Болт крепления вала рулевого управления к валу червякаМ824,5 (2,5)15,7 (1,6)25,5 (2,6)
Гайка крепления рулевого колесаМ16 х 1,549 (5)31,4 (3,2)51 (5,2)
Гайка крепления кронштейна вала рулевого управления и выключателя зажиганияМ817,6 (1,8 )15 (1,53)18,6 (1,9)
Гайка крепления сошкиМ20 х 1,5235,2 (24)199,9 (20,4)247 (25,2)
Гайка оси маятникового рычагаМ14 х 1,598 (10)63,7 (6,5)102,9 (10,5)
Передняя подвеска
Болт крепления поперечины к лонжерону кузоваМ12 х 1,2593,1 (9,5)78,4 (8,0)98 (10)
Гайка нижни х болтов крепления поперечины к лонжерону кузоваМ12 х 1,2578,4 (8,0)66,6 (6,8 )82,3 (8,4)
Гайка болта крепления оси нижнего рычагаМ12 х 1,2578,4 (8 )66,6 (6,8 )82,3 (8,4)
Гайка оси нижнего рычагаМ14 х 1,598 (10)63,7 (6,5)102,9 (10,5)
Гайка оси верхнего рычагаМ14 х 1,588,2 (9,0)57,3 (5,8 )92,1 (9,4)
Гайка крепления верхнего конца амортизатораМ10 х 1,2532,3 (3,3)27,4 (2,8 )34 (3,46)
Гайка крепления нижнего конца амортизатораМ10 х 1,2558,8 (6,0)50 (5,1)61,7 (6,3)
Гайка подшипников ступицы переднего колесаМ18 х 1,5См. проверка и регулировка углов установки передних колес
Болт крепления суппорта к кронштейнуМ10 х 1,2534,3 (3,5)29,1 (2,97)36 (3,67)
Гайка крепления штанги стабилизатора поперечной устойчивостиМ817,6 (1,8 )15 (1,53)18,6 (1,9)
Гайка крепления шаровы х пальцев к поворотному кулакуМ14 х 1,598 (10)83,3 (8,5)102,9 (10,5)
Болт крепления колесаМ12 х 1,2568,6 (7,0)58,8 (6,0)72, (7,35)
Гайка болтов крепления поворотного кулакаМ10 х 1,2558,8 (6,0)50 (5,1)61,7 (6,3)
Задняя подвеска
Гайки крепления амортизаторовМ12 х 1,2558,8 (6,0)38,2 (3,9)61,7 (6,3)
Гайки болтов крепления поперечной и продольных штангМ12 х 1,2578,4 (8,0)66,6 (6,8 )82,3 (8,4)
Тормоза
Гайки соединений трубопроводов привода тормозовМ1017,6 (1,8 )14,7 (1,5)18,6 (1,9)
* При затяжке гаек и болтов допускается округлять моменты затяжки до десятых значений кгс·м в пределах допуска.

Цитата


Смотрите также