Где находится салонный


Где находится салонный фильтр: в Рено, Форд, Тойота и других марках автомобилей

Из всех четырех основных фильтров, работающих на сегодняшних автомобилях, салонный считается самым второстепенным. Ведь он не защищает какие-либо важные части машины, не улучшает её ходовые и скоростные качества.

Между тем, салонный фильтр (СФ) выполняет актуальную для сегодняшнего автомобильного движения роль. На дорогах с каждым годом возрастает число транспортных средств, следовательно, воздух, как в городах, так и на загородных дорогах, становится все более загрязненным. Водитель и пассажиры авто вынуждены всё это вдыхать, пропускать через свои легкие и терять на ровном месте свое здоровье.

Поэтому в 90-х годах придумали фильтрующий элемент и для салона автомобиля.

Как и всякая деталь, он со временем теряет свои качества и нуждается в замене. Поэтому будет полезным узнать, где размещается салонный фильтр на автомобилях разных марок. Рассмотрим подробнее местонахождение этого автомобильного элемента, как получить к нему доступ в различных авто.

Оглавление:

Виды салонных фильтров

Чаще всего этот очиститель воздуха представляет собой прямоугольник из складчатого полимерного материала, пропитанного антибактериальным средством. Такая конструкция позволяет улавливать частицы, задерживать и собирать их в складках. Имеются также изделия с плоской полимерной поверхностью, устройства круглой формы.

Внешний вид салонных фильтров

Условно по функциональным способностям фильтры для салонов можно подразделить на:

  • обычные барьерные, в которых роль фильтра исполняют волокна полипропилена, задерживающие только пыль и мелкие частицы;
  • угольные, содержащие наряду с полимерными волокнами слой из гранул активированного угля. Считается, что такое устройство способно задерживать запахи и не пропускать в кабину вредные газы;
  • комбинированные, содержащие несколько перечисленных выше слоев, благодаря чему обеспечивается максимальная фильтрация уличного воздуха, поступающего в салон.

В любом случае главная задача этих устройств – не пропускать в салон пыль, защищать воздуховоды от попадания в них листвы и других крупных и мелких частиц.

Когда нужно менять салонный фильтр

Фильтрующие элементы постепенно загрязняются, поэтому подлежат замене через определенный период времени или количества пробега.

Срок службы элемента устанавливается производителем. Обычно он составляет 15 000 километров.

Однако, надо иметь в виду, что на продолжительность нормального функционирования элемента сильное влияние оказывают условия эксплуатации автомобиля. Продолжительные поездки по пыльным дорогам, местам скопления автотранспорта, приводят к более быстрому его загрязнению и необходимости замены. Об этом подскажут быстро запотевающие стекла, проникающие в салон запахи с улицы, неэффективная работа вентилятора.

Новый (слева) и старый (справа) салонные фильтры

Основные места расположения салонных фильтров

Очиститель размещают на пути воздуха, попадающего в кабину автомобиля – в воздуховоде вентиляционно-отопительной системы, перед крыльчаткой вентилятора. Точное месторасположение указывается в автомобильном мануале.

Следуя конструкционным особенностям различных машин, устройство может размещаться:

  • непосредственно за вещевым ящиком;
  • слева или внизу от бардачка;
  • под капотным пространством;
  • в зоне водительского кресла, справа от педали газа.

Доступ к отсеку, где находится фильтрующий элемент, не всегда простой, в том числе на брендовых марках, что объясняется конструкцией вентиляционной системы, порой у целого модельного ряда.

Где находится салонный фильтр в Ниссан

На Ниссан Альмера отечественного производства, которое началось в 2012 году, СФ в целях экономии заводом не устанавливался. Однако место под очиститель было выделено и размещено оно под бардачком с пассажирской стороны. Прямоугольное отверстие для вставки очистительного элемента придется вырезать в пластиковой крышке.

Расположение салонного фильтра на Nissan Almera

В моделях Almera Classic, Murano, Х-Трейл Т30 фильтр размещен сразу за бардачком. Снимают ящичек с фиксаторов, и получают доступ к крышке блока.

Расположение СФ в Almera Classic, Murano и X-Trail

В Nissan Tiida устройство расположено за перчаточным ящичком, в самом низу климатической установки. Для его установки потребуется снять бардачок. Для этого необходимо открутить 3 болта снизу и 4 болта внутри бардачка.

Расположение СФ на Nissan Tiida

Согласно инструкции на Nissan Juke (2010 г.), для замены СФ снимаются крышка, а затем и сам бардачок. Однако российские умельцы предпочитают обойтись без снятия ящичка, а сдвинув пассажирское кресло, добираются до узла снизу, нажимают и выдергивают крышку. То же самое касается Ниссан Сентра и Nissan Note.

В Ниссан Х трайл Т32 бардачком заниматься не нужно, потому как заглянув под него, сразу можно обнаружить крышку корпуса. Откручивают один болт, нажимают на защелку и вытаскивают крышку.

На следующих моделях Ниссана СФ находится со стороны сиденья водителя, справа от педали газа.

В Ниссан Кашкай, чтобы добраться до него, снимают пластиковую крышку центрального туннеля, освобождая её от защелок-клипсов. Затем демонтируют блок управления заслонкой, предварительно выставляя его шестеренку в правильное положение. Отщелкивают крышку отсека с фильтрующим элементом.

Расположение салонного фильтра в Nissan Kashkay

На Ниссан Х-Трейл Т31 кожух легко снимается без инструмента. Инструкция предписывает демонтаж педали, но многие предпочитают обойтись без этого, пожертвовав легкой деформацией нового элемента при замене.

Где находится салонный фильтр в Рено

На ранних версиях Renault Logan очищающий узел не устанавливался, однако место для него было предусмотрено. После рестайлинга, все автомобили, а также обновлённая платформа, за исключением базовых комплектаций, были уже им оснащены.

У всех Логанов, а также моделей Сандеро, Рено Дастер очищающее устройство находится под бардачком, ближе к перегородке моторного отсека. Добраться к нему можно, отодвинув пассажирское сидение максимально назад.

Расположение салонного фильтра в Renault Logan, Duster, Sandero

На Logan первого поколения крышка устройства открывается нажатием на защелку снизу, на втором поколении – выворачиванием двух саморезов.

Где находится салонный фильтр в Тойоте

Конструкциями всех моделей Toyota (C-HR, RAV4 IV FL, Prius 4, Corolla, Camry, Land Cruiser) предусмотрено размещение салонного фильтра в пластиковом корпусе непосредственно за бардачком, который придется снимать. Крышка фильтра расположена горизонтально, крепится пластиковыми защелками по бокам.

Расположение салонного фильтра в Toyota

На Toyota Land Cruiser перед началом замены обязательно устанавливают переключатель в положение рециркуляции воздуха, иначе к СФ не добраться.

Где находится салонный фильтр в Форде

Форд Фокус, Фьюжен. Очиститель расположен под панелью приборов справа от педали акселератора. Снимают и отводят в сторону педаль, не отключая её от электроразъема. Далее остается снять крышку отсека.

Расположение салонного фильтра в Форд Фокус

В четвертой версии Форд Мондео фильтр размещен справа от педали газа, которую демонтируют.

На Форде Эксплорер СФ расположен за бардачком, снятие которого представляет собой довольно сложный процесс, где могут поломаться фиксаторы. Поэтому не снимают вещевой ящик до конца, а опуская его в крайнее нижнее положение, производят работы по замене устройства.

Расположение салонного фильтра в Ford Explorer

На Мондео 5 элемент находится непосредственно за бардачком. Но для того, чтобы бардачок демонтировать, придется снимать боковую заглушку торпеды, декоративную накладку вместе с дефлектором, а уж затем откручивать болты-крепления вещевого ящика. Крышка очистителя расположена горизонтально и легко снимается.

Ford Kuga 2 FL. По сравнению с первой версией, где для замены фильтра салона приходилось демонтировать педаль газа, на обновленном компакт-кроссовере можно даже не снимать бардачок. Достаточно отодвинуть нижнюю обшивку под вещевым ящиком и рядом с блоком предохранителей можно обнаружить крышку фильтрующего устройства.

Где находится салонный фильтр в Хендае

На Hyundai доступ к отсеку с фильтром очень простой: снимается или опускается вниз бардачок, за ним в горизонтальном положении размещается крышка отсека. Она легко снимается с двух защелок.

Расположение салонного фильтра в Hyundai

Где находится салонный фильтр в Мазде

Считается, что заменить воздухоочистительное устройство в Mazda 3 сложнее, чем на других машинах.

Фильтрующий элемент у неё находится за перчаточным ящиком, но под ним внизу. Чтобы добраться до отсека, снимают последовательно бардачок, блок предохранителей, кронштейн, реостат отопителя, и только после этого получают доступ к крышке фильтра, за которой находятся два рамочных фильтрующих элемента, расположенных друг на друге.

С 2010 года корпус предохранителей японские конструкторы переставили, что несколько упростило процедуру. Отпала необходимость в его снятии при замене СФ.

Сейчас в интернете можно найти более простой способ демонтажа СФ. Бардачок снимают с пластмассовых фиксаторов, освобождают внизу слева место от заглушки и снимают крышку воздухоочистителя.

На Мазде 6, CX-5, СX-9 уже все проще. Корпус фильтра размещен в горизонтальном положении непосредственно за бардачком, который снимается просто, так как держится на клипсах. Его крышка может держаться на двух защелках или винтах.

Расположение салонного фильтра в Mazda 6

Где находится салонный фильтр в Фольксваген

Во всех фольксвагенах устройство находится под бардачком.

Volkswagen Polo. Для замены элемента здесь не придется ничего разбирать. Чтобы увидеть его отсек, достаточно заглянуть под вещевой ящик – он размещен у левой ноги пассажира, справа от тоннеля пола. Крышка его крепится двумя скобами, которые нужно свести в центр заглушки, и она легко снимается.

Расположение салонного фильтра в Volkswagen Polo

Volkswagen Jetta, Golf, Passat B8, Tiguan. Очищающее устройство спрятано снизу бардачка, под широкой панелью. Та держится на двух винтах, откручивающихся даже руками. Крышку корпуса отодвигают вправо и тянут вниз.

Расположение салонного фильтра в Volkswagen Tiguan

Volkswagen Caddy. Схема такая же, только заглушка СФ обращена лицом вниз.

Volkswagen Touareg. Как в вышеуказанных случаях, снимается пластиковая защита. Но здесь надо снимать с фиксаторов воздуховод, за которым спрятан фильтрующий блок.

Где находится салонный фильтр в Опеле

Opel Corsa. Устройство находится под бардачком слева, под нависающим над ним воздуховодом. Поэтому снимают вещевой ящик, затем отсоединяют воздуховод. Отсек СФ расположен вертикально. Можно и не снимать бардачок, а снимать крышку в положении лежа на спине, но этот вариант для обладателей гибкого позвоночника.

Opel Astra. Устройство расположено под бардачком, слева внизу. Чтобы добраться до него, достаточно снять перчаточный ящик. Крышка находится в вертикальном положении, крепится 3-мя болтами и 3-мя защелками.

Расположение СФ в Opel Astra

Opel Insignia. СФ размещается непосредственно за вещевым ящиком. Его демонтируют и получают доступ к очистителю.

Opel Zafira Tourer. Схема расположения та же. Необходимо демонтировать вещевой ящик, поперечную металлическую перемычку, воздуховод системы отопления. Отсек расположен в вертикальном положении.

На моделях Opel Combo B, Corsa C, Vectra C, Vauxhall Combo B, Corsa MOpel Combo D фильтр расположен под капотом, ближе к лобовому стеклу. Необходимо предварительно снять уплотнительную резинку моторного отсека, открутить винты крепления (если есть) и вынуть или открыть панель, прикрывающую СФ.

Расположение салонного фильтра на Opel Vectra

Где находится салонный фильтр в Ладе

Lada Granta, Kalina. Устройство находится под капотом, ближе к зоне пассажира. Для доступа к нему, необходимо снять декоративную накладку, расположенную между лобовым стеклом и капотом. Под защитным кожухом находится очиститель, располагающийся в горизонтальном отсеке.

Расположение салонного фильтра на Lada Granta

Lada Priora. Здесь фильтр салонного воздуха также находится в подкапотном пространстве, под защитной накладкой и утеплителем. Корпус СФ размещен вертикально непосредственно в передней части корпуса печки. Чтобы получить доступ к очистителю, снимают накладку и утеплитель, а также мешающийся конец трубы вакуумного усилителя.

Расположение салонного фильтра на Lada Priora

Lada Vesta, XRAY. Фильтр расположен под вещевым ящиком, в районе левой ноги переднего пассажира. Подбираются к нему путем снятия правой (если смотреть от центра) облицовки центрального тоннеля. Отсек находится в вертикальном положении.

Расположение салонного фильтра на Lada Vesta

Lada Largus до лета 2015 года выпускалась без установленного фильтра, но с отсеком под него. Посадочное место для СФ находится под приборной панелью в зоне переднего пассажирского кресла внизу слева. Т.е. корпус направлен в сторону передней консоли (к водителю, влево). Для установки сидение придется демонтировать (можно попробовать справиться без этого, но будет тяжелее), а место под фильтрующий элемент вырезать в пластмассовой заглушке острым прочным ножом. При этом соблюдать осторожность, дабы не повредить испаритель кондиционера.

Установка салонного фильтра на Lada Largus

Нива, Lada 4×4 Urban. Фильтр размещается под капотом, неподалёку от лобового стекла, в так называемом сапоге. Для доступа к нему достаточно приподнять капот.

Установка салонного фильтра на Ниву 21214

Чтобы заменить, достаточно рукой нащупать крышку отсека и вытащить элемент. Снимать или демонтировать ничего не надо.

Очищающее устройстао в автомобиле Нива Шевроле размещено в моторном отсеке, под лобовым стеклом со стороны пассажира.

Процедура его замены в этих машинах самая простая. Достаточно выкрутить саморезы и снять крышку.

Расположение салонного фильтра в Chevrolet NIVA

Примерно в этом же месте СФ расположен на Chevrolet Camaro. Он закрыт пластмассовой панелькой, в вертикальном положении.

Расположение СФ в других моделях Шевроле:

Лачетти – в корпусе под перчаточным ящиком, в вертикальном отсеке, закрытом крышкой на 4 болта.

Расположение СФ в Chevrolet Lacetti

Спарк – за бардачком, в горизонтальном отсеке.

Chevrolet Tahoe – под вещевым ящиком, выше уровня ног впереди сидящего пассажира. Отсек расположен крышкой вниз, элемент вытаскивается книзу.

Где находится салонный фильтр в Ситроене

Citroen C4 седан, Citroen DS4 FL. В автомобилях С4 устройство размещается под капотом с правой стороны. После снятия защитной панели, получают доступ к крышке фильтра, который расположен горизонтально в моторной перегородке.

Расположение СФ в Citroen C4

Ситроен С5. Здесь сложнее. Фильтрующий элемент находится над педалью газа, с правой стороны. Придется снять обшивку, а затем воздуховод. Крышка СФ держится на защелках.

Citroen Berlingo. СФ находится за бардачком. Чтобы получить доступ к нему снимают ящичек, затем патрубок печки. Фильтр располагается вертикально.

Citroen C4 Picasso, Citroen SpaceTourer. Фильтр салона находится непосредственно под бардачком с левой стороны от пассажира. Он расположен в вертикальном отсеке, крышка открывается вправо.

Citroen DS3 FL. СФ находится под капотом, в моторной перегородке, под обшивкой.

Где находится салонный фильтр в Шкоде

Skoda Rapid. СФ находится под бардачком. Чтобы получить доступ к фильтру, снимают войлочную обшивку под бардачком. Крышка корпуса будет видна в левом дальнем углу. Держится на двух ползунковых замках, которые надо сдвинуть к середине.

Расположение салонного фильтра в Skoda Rapid

Skoda Octavia 3. Салонный фильтр находится под капотом, справа, в районе переднего пассажирского места. Чтобы получить доступ, вынимают до середины резиновый ободок. Поднимают и отодвигают вперед панель, под которой и расположен отсек.

Салонный фильтр Шкода Октавия Тур расположен под лобовым стеклом, со стороны переднего пассажирского кресла. Чтобы получить к нему доступ, нужно будет снять уплотнительную резинку и открепить кожух под лобовым стеклом.

СФ в Skoda Octavia Tour

Skoda Superb 3 и Skoda Kodiaq. Салонный фильтр находится за бардачком. Следует снять нижнюю панель и под ней в горизонтальном положении будет расположен СФ.

Где находится салонный фильтр в Киа

Kia Rio. На самом популярном автомобиле Киа фильтр салон находится сзади бардачка в горизонтально расположенном корпусе. Чтобы получить к нему доступ, достаточно откинуть вещевой ящик, сняв заглушки с его боковых стенок

Расположение салонного фильтра в Kia Rio

Таким же образом расположен СФ и в других моделях Kia, за исключением Kia Soul и Kia Sorento, в которых придется снимать вещевой ящик.

Где находится салонный фильтр в Пежо

Peugeot 2008. Французские инженеры уделили данной мелочи должное внимание: процесс замены фильтра для салона прост и примитивен.

СФ размещен под капотом справа. Посадочное место закрывает декоративная решетка, в нем размещены два фильтрующих элемента.

СФ в Peugeot 2008

Peugeot 408. Находится под капотом. Надо снять войлочную обшивку, фильтр расположен горизонтально в моторной перегородке.

А вот на Пежо 3008 и 5008 добраться до СФ совсем не просто. Находится он за бардачком, за отопителем салона, в вертикальном отсеке. Необходимо снять под перчаточным ящиком крышку, нижнюю часть бардачка, и самое главное, осторожно освободить от защелки и опустить вниз воздуховод отопления.

Где находится салонный фильтр в Дэу

Дэу Нексия. Блок воздухоочистки размещен под капотом, перед вентилятором системы подачи воздуха. Чтобы получить доступ к отсеку очистителя, снимают дворник, пластиковую защиту, отгибают резиновый дефлектор и вынимают элемент.

Расположение фильтра в Daewoo Nexia

Дэу Матиз. На матизах воздухоочистители устанавливают владельцы самостоятельно, вплоть до выбора места установки. Удобно и практично его монтировать сзади бардачка, в виде прямоугольника, между ракушкой вентилятора и гофрой.

Где находится салонный фильтр в Митсубиси

Произвести замену салонного фильтра на машинах марки Mitsubishi очень просто. Устройство расположено непосредственно за бардачком. Необходимо снять фиксаторы, откинуть ящик, и доступ к отсеку открыт.

СФ в Mitsubishi

Это касается всех распространенных в России моделей: Lancer, Outlander, Pajero, АСХ, Mirage, Galant, Montero, Eclipse, Diamante, Carisma, Colt.

Где находится салонный фильтр в УАЗ

На старых моделях УАЗ (до 2013 года) для того, чтобы добраться до воздухоочистительного устройства, необходимо снять вещевой ящик.

За ним сразу предстанет пластина, закрывающая элемент СФ. Выкручивают шестигранником саморезы, извлекают фильтрующий элемент.

Расположение салонного фильтра в старых УАЗах

На УАЗ Патриотах с новой панелью фильтр размещен под ней в районе переднего пассажирского кресла. Увидеть его можно из положения лежа и положив голову под бардачок. Двумя руками аккуратно отжимают защелки и тянут крышку на себя вниз.

Расположение СФ на УАЗ Патриот

Где находится салонный фильтр в Фиате

Fiat Palio. Воздухоочиститель установлен справа от водителя, чуть выше педали газа. Для замены элемента необходимо снять нижний кожух рулевого управления, отключить мешающие фишки. Затем вытаскивают из отсека картридж, потягивая его влево, к педали газа.

Fiat Ducato, кузов 250. СФ расположен под бардачком внизу.

В фиатах Дукато 2015 года и позже устройство находится в салоне, справа от водителя, внизу по центру кабины. Чтобы увидеть СФ, необходимо снять пластмассовые панели.

Расположение СФ в Fiat Ducato

В фиатах Добло и Альбеа устройство размещено под бардачком.

Разбирать ничего не надо, достаточно просунуть голову под бардачок и открутить крышку блока.

Салонный фильтр в Фиате Добло

Как видите, салонные фильтры могут занимать разные местоположения не только в машинах различных марок, но и в линейке одного бренда. Надеемся, наша статья оказалась вам полезной. Желаем успехов в эксплуатации вашего любимого железного коня!

Где находится салонный фильтр и как его поменять

Воздух, поступающий в салон авто по воздуховодам вентилятора, должен содержать необходимый объем кислорода. Это не просто создает комфортную обстановку внутри салона, но и обеспечивает продление сроков эксплуатации важных агрегатов и узлов автомобиля в целом. А потому совершенно напрасно многие автомобилисты считают салонное фильтровальное устройство недостаточно значимым элементом, чтобы уделять ему особое внимание. В этой статье мы расскажем, где находится салонный фильтр, какими фильтрами оснащаются современные машины и, как его поменять в случае необходимости.

Из истории фильтрующего элемента

В густом потоке автомобилей в сторону любого транспортного средства направляется смесь выхлопных газов от остальных участников движения с воздухом. Дышать такой «гремучей» смесью крайне опасно, поэтому для задержки вредоносных примесей в автомобиль ставится воздушный фильтр салона.

Установка салонного фильтра

Простейшие бумажные фильтры стали ставить на машины с 80-го года прошлого столетия. Они были точной копией фильтров, используемых в двигателях, которые предполагают механическую очистку. Спустя некоторое время были представлены особые картриджи, имеющие два слоя очистки. Ключевым преимуществом такого фильтра было то, что первый слой задерживал сравнительно крупный мусор, а частицы, размером меньше 50 микрон, оседали на следующим слое.

Позже для автомобилей были созданы фильтры, оснащенные угольными элементами, которые гораздо лучшего абсорбировали частицы пыли. В наши дни наиболее эффективным и дорогостоящим являются фильтры, которые объединили в себе лучшие качества своих предшественников. А самыми востребованными устройствами остаются фильтры с угольным картриджем, имеющие оптимальное соотношение цены и качества.

Как работает фильтр

Воздух проникает в салон машины сквозь воздухозаборные отверстия в отопительной системе. Он может поступать двумя способами:

  • самотеком;
  • принудительным нагнетанием с помощью вентилятора.

Исходя из своего функционала, фильтр устанавливается в корпус отопительной системы. Классические фильтровальные устройства выполняются из тончайшей бумаги, которая наполняется электро-статическими зарядами и пропитывается фенолоальдегидной жидкостью.

Данная технология фильтрующего устройства предполагает не просто удержание устройством крупных зернистых примесей воздуха, но и притягивание более мелких частиц, кроме того, нейтрализуется неприятный запах.

Установка фильтров наиболее эффективна для людей, которые страдают заболеваниям органов дыхания (астма, аллергия, и пр.), реагирующих на всевозможные запахи, пыль, пыльцу и другие раздражители вдыхаемого воздуха.

Принцип работы фильтра

Виды салонных фильтровальных устройств

Воздушный фильтр салона – это прямоугольный блок, имеющий определенные размеры. Каждое устройство оснащено специальным материалом, который выполняет фильтрацию и имеет вид гофрированной пластины. Каркас делается из пластмассы, а его основным назначением является защита пластины от заминаний и ее удержание в гнезде.

По типу используемого фильтрующего материала устройства можно разделить на несколько разновидностей.

Барьерный фильтр

Данный экземпляр производится из тончайшей бумаги либо полотна (натурального или синтетического). Подобные фильтры предназначаются для удерживания мельчайших механических взвесей в воздухе. Они очищают воздушный поток, подающийся внутрь салона, лишь от пыли (иногда от мелких насекомых).

Угольное фильтрующее устройство

На фильтрующий материал такого устройства небольшим слоем наносится угль. Именно он способствует абсорбированию опасных примесей, содержащихся в воздухе, и нейтрализации неприятного запаха. Такой фильтр отличается улучшенными качествами фильтрации, если сравнивать с его барьерным аналогом. Но важно знать, что от времени фильтровальные свойства ключевого элемента (угля) утрачиваются, что ведет к их трансформации в обычный фильтр.

Салонный воздушный фильтр

Угольный элемент со специальным покрытием

В данном варианте обыкновенный угольный фильтр имеет дополнительное полифенольное антиоксидантное покрытием. Подобные устройства нейтрализуют аллергены. В них на одну из сторон материала пористого типа наносится слой активированного угля, а на другую сторону наносится слой полифенолов – натуральный антиоксидант. Данный образец имеет более высокую стоимость и наиболее востребованы в периоды цветения растений и повышения активности аллергенов.

Электретный фильтровальный элемент

Подобное устройство помимо обыкновенного полотняного слоя оснащено еще дополнительным электро-заряженным слоем из тонкого волокна. На первый из слоев возложена функция механического фильтрования, тогда как на второй – притягивание микроскопических частиц всевозможных примесей воздуха. Изготовителями подобных устройств заявляется, что этот фильтр задерживает:

  • 99% разнообразных частиц размером от 5 до 100 мкм. К таким примесям относят пыльцу, грибные споры, пыль различного происхождения;
  • свыше 65% частиц, имеющих диаметр от 0,3 до 1 мкм (дым/сажа/бактерии);
  • до 35% микроскопических частиц, имеющих размеры, равные сотой доле микрона.

Фильтр комбинированного типа

Это устройство объединило в себе угольные элементы и электретные слои. Устройство имеет несколько степеней очистки. Кроме этого, в продаже встречаются многослойные фильтрующие устройства. Они имеют слой механической очистки в сочетании с электростатическим, антисептическим и угольным слоем.

Наиболее востребованы у российских автомобилистов барьерные и угольные фильтрующие устройства, поскольку они имеют минимальную цену. Фильтры с антиаллергенными характеристиками являются устройствам класса «премиум».

Функция салонного фильтра

При установке салонного фильтрующего устройства важно знать, что любой фильтр, вне зависимости от типа и стоимости устройства, это одноразовый элемент, который подлежит обязательной замене по истечении определенного периода времени.

Место размещения и периодичность замены

Далее расскажем о том, где стоит фильтрующее устройство, признаках, указывающих на необходимость его замены и, как поменять салонный фильтр, выбрав оптимальный вариант из существующих образцов.

Место установки фильтрующего элемента

Несмотря на различия в конструкциях фильтров различных типов и разных производителей, по внешнему виду фильтрующие устройства, зачастую, не слишком отличаются друг от друга. Хотя место установки фильтрующего элемента бывает разным в авто разных брендов. Наиболее распространены такие варианты:

  • под главной панелью, за «бардачком», напротив сиденья пассажира;
  • в пространстве под капотом автомобиля с водительской стороны;
  • непосредственно у рулевой колонки сверху от педалей.

В зависимости от места расположения фильтрующего устройства (на это влияет модель транспортного средства), отличается порядок его замены. А потому, когда его потребуется заменить, лучше обратиться за услугами мастеров автосервиса. Иначе, имеются определенные риски деформировать кромку либо рамку фильтрующего устройства, не достаточно плотно усадить устройство в гнездо либо повредить посадочное место фильтрующего элемента.

Место расположения фильтра

Когда менять фильтр

При эксплуатации и постоянной работе в гофро-элементе фильтра скапливается мусор, это приводит к его некорректной работе и предполагает замену данного устройства. Сроки замены фильтров указаны в эксплуатационной документации ТС и, как правило, совпадает со сроком планового сервисного обслуживания.

Заметим, что иногда замена воздушного фильтра требуется гораздо чаще. Допустим, когда ТС используется в условиях чрезмерной загазованности/запыленности. Сокращение периода работы фильтрующего элемента рекомендуется при:

  • непрерывном передвижении на авто по грунтовке;
  • постоянных поездках в период цветения растений, с которых сбрасывается много лепестков и пуха;
  • передвижении в больших городах, где заторы на дорогах – обычное дело.

Помимо этого, на регулярность замены оказывает влияние и качество самого устройства. Так добротный фильтрующий элемент от проверенного производителя прослужит 15-30 тыс. км, то поддельное устройство может не отработать и 50% от срока, заявленного в регламенте.

Замена фильтра

То, что пришло время поменять фильтрующее устройство, можно определить по некоторым косвенным признакам:

  1. Воздух, подающийся в салон, имеет неприятный запах.
  2. В момент включения вентилятора появляется пыль.
  3. Сила воздушного потока при обдуве уменьшилась, хуже работает кондиционер/печка.
  4. Стекла в салоне автомобиля стали сильно запотевать из-за сильно влажности.

Нарушение сроков замены фильтрующего устройства ведет к скоплению грязи, благоприятствующей развитию грибка, плесени и бактерий, которые интенсивно распространяются по системным каналам вентиляции. В таких условиях устройство превращается из очищающего воздух элемента в источник распространения различных заболеваний. Еще нужно понимать, что очистка пылесосом, стирка или мойка не восстанавливают свойства фильтрующих материалов.

Как поменять салонное фильтрующее устройство

На самом деле, данный элемент достаточно просто меняется, необходимо только правильно определить его месторасположение, а затем подобраться нему. Крайне важно, снимая пластиковые вставки, за которыми стоит фильтр, не повредить защелкивающие элементы, крепящие их. Целесообразно несколько раз почитать инструкцию к авто, где подробно расписано, как снимать крепление, чем его восстановить либо полностью заменить элемент по причине поломки.

Демонтировав отработавший фильтр, не торопитесь ставить на его место новый элемент. Специалисты советуют воспользоваться пылесосом либо иным способом почистить место, где стояло фильтрующее устройство. После этого можно приступать к установке нового фильтра. При этом не забывайте смотреть на имеющиеся на устройстве указатели —  именно они укажут, какой стороной правильно установить фильтрующее устройство.

Старый и новый фильтры

Некоторыми компаниями указываются схемы монтажа фильтровального устройства. Обычно, это стрелочка, которая указывает направление воздушных потоков: когда указатель направлен вниз, значит воздушный поток поступает сверху.

В случае отсутствия каких-либо указателей, следует установить, по какой стороне пазы имеют больше углублены. Именно через эту сторону идет воздух до его очистки. Логика такова, что канавки, имеющие большую глубину, предполагают более долгий сбор крупного мусора, листьев. Рассмотрим, как меняется фильтрующее устройство на некоторых моделях машин.

Меняем фильтр на Toyota

В модели Corolla салонный фильтр располагается у ног пассажира сзади вещевого ящичка. Для смены фильтра не требуется ничего, только новое устройство.

С обеих сторон вещевого ящичка есть специальные защелки. При их отстегивании ящичек слегка опускается. Это даст доступ к фильтрующему блоку. Блок удерживается на 2-х защёлках, которые надо отжать. Теперь уже ничто не помешает установке нового фильтровального устройства.

Если при установке ящик опустился ниже, то следует проверить привод микро-лифта (небольшого поршня), который обеспечивает плавность при открывании ящика. Скорее всего, он элементарно вылетел из крепления.

Как поменять фильтр

Меняем фильтр на Chevrolet Cruze

Последовательность действий при замене фильтрующего устройства такова:

  1. С боков, внутри вещевого ящика надо убрать 2 защелкивающихся ограничителя, слегка отодвинув, а потом подтянув к себе.
  2. С правого края отстегнуть ограничитель хода.
  3. Когда бардачок опустится, станет видна пластмассовая крышка фильтровального устройства. Смену элемента можно произвести после удаления крышки, которая удерживается тремя защелкивающими элементами.

Меняем фильтр на Daewoo

В модели Lanos внутренний фильтр установлен в пространстве под капотом. Действия по замене фильтровального элемента выполняются в такой последовательности:

  1. Снимаем резиновую уплотнительную прокладку капота.
  2. Откручиваем три крепления на левой части «жабо» — пластмассовая деталь, в которой крепятся дворники. Затем нужно слегка потянуть ее по направлению к ближнему крылу и извлечь.
  3. Просуньте руку в проём для поиска верха фильтрующего устройства. Новый салонный фильтр ставится в то же место.

Заметим, что замена фильтровального элемента у Lanos вам потребуется проявить некоторую изворотливость.

Где находится салонный фильтр и как часто его необходимо менять, основные правила замены салонного фильтра

Воздух в салон автомобиля поступает из окружающей среды постоянно через воздуховоды вентилятора, чтобы сохранять достаточное количество кислорода внутри машины для водителя и пассажиров. В плотном потоке машин навстречу транспортному средству направляется воздух в смеси с отработавшими газами, выходящими из машины встречного автомобиля. Дышать таким воздухом небезопасно, и для удержания вредных примесей устанавливается салонный фильтр.

Зачем нужен в автомобиле салонный фильтр

Многие водители недооценивают значимость элемента, фильтрующего воздух, который поступает в салон автомобиля. Согласно проведенным исследованиям, салонный фильтр способен удерживать до 99,5% вредных примесей, содержащихся в поступающем воздухе. При отсутствии фильтрующего элемента водителю и пассажирам приходится дышать продуктами сгорания топлива, в которых содержится: сажа, оксиды азота, серы и углерода, тяжелые металлы, альдегиды и более 200 других вредных для организма веществ.

Согласно исследованиям служб экологического мониторинга ситуации, в крупных мегаполисах загрязненность воздуха на автомобильных дорогах превышает в 20-40 раз установленные нормы. Проводя в автомобиле по несколько часов в день, водитель рискует получить хронические заболевания дыхательных путей и нервной системы. Помимо воздействия токсичных веществ, вред органам дыхания водителя наносят микрочастицы пыли от шин, копоти, асфальта и прочего.

Помимо сохранения здоровья водителя, салонный фильтр выполняет задачу по замедлению устаревания машины. Не пропуская в салон пыль и гарь, фильтрующий элемент позволяет предотвратить помутнение стекол.

Как часто менять салонный фильтр

Нет однозначного ответа на вопрос о том, как часто требуется производить замену салонного фильтра. Каждый производитель автомобиля устанавливает свои рекомендованные сроки замены фильтрующего элемента, которые, в большинстве случаев, варьируются от 20 до 25 тысяч километров пробега машины. Следует отметить, что данные значения заданы для европейских городов, где с экологией лучше, чем в крупных российских мегаполисах. Российские специалисты в области экологии рекомендуют водителям менять салонные фильтры каждые 10-15 тысяч километров.

Поскольку ориентироваться по столь разрозненным рекомендациям достаточно сложно, проще определить засоренность салонного фильтра по явным симптомам:

  • При включении системы вентиляции воздуха в салоне появляется пыль;
  • Во время движения автомобиля в салоне начал ощущаться неприятный запах;
  • Стекла начали часто запотевать изнутри.

Если беспокоят перечисленные проблемы, правильным решением будет снять салонный фильтр и убедиться в его загрязненности или чистоте.

Важно: Грязный салонный фильтр оказывает негативное влияние на воздух в салоне. Со временем в фильтре развиваются вредные бактерии, грибок и плесень. Если фильтр из-за загрязненности не сможет удерживать микроэлементы, они начнут поступать в салон, оказывая негативное влияние на здоровье водителя.

Где находится салонный фильтр

Производители автомобилей могут устанавливать салонный фильтр в различные места салона, но они стараются учитывать тот факт, что фильтрующий элемент приходится довольно часто менять, соответственно, доступ к нему должен быть облегченным. Однозначно сказать где находится салонный фильтр может только книга по эксплуатации конкретной модели автомобиля, в которой данная информация должна быть отображена.

Наиболее часто салонный фильтр устанавливается за бардачком или под ним. Можно встретить автомобили, в которых поступающий в салон воздух элемент фильтрации устанавливается со стороны водителя, например, под приборной панелью. Некоторые производители машин ставят фильтр на входе воздуха, то есть располагают его под капотом в специальном корпусе или углублении, в таком случае его заменить наиболее просто.

Как заменить салонный фильтр

Салонный фильтр очень просто заменить, достаточно обнаружить его местоположение в салоне автомобиля и добраться до него. Важно при снятии пластиковых вставок, за которыми находится фильтрующий элемент в салоне, не повредить защелки, на которых они держатся. Лучше лишний раз посмотреть в инструкции по автомобилю, как снимается крепление, чем восстанавливать его  или полностью менять деталь из-за поломки.

Вынув старый салонный фильтр, не спешите устанавливать новый на его место. Рекомендуется пропылесосить или другим образом очистить место, где был установлен фильтрующий элемент. Далее установите деталь на место старой, обращая внимание на указатели на нем, которые подскажут какой стороной вставить салонный фильтр правильно.

Типы салонных фильтров

Выбирая фильтр, первым образом следует ориентироваться на его размеры. В зависимости от модели автомобиля, размеры салонных фильтров отличаются, и на упаковке с расходным элементом производители указывают, для каких машин он подходит. При этом отличаются салонные фильтры не только по размерам, но и по материалам, из которых они изготовлены. В зависимости от фильтрующих материалов, можно выделить следующие типы фильтров:

  • Бумажные. Самые обычные модели фильтров выполняются из пористой бумаги, которая ограничивает прохождение мелких частиц, при этом позволяя проникать воздуху в салон. Фильтрация происходит только на механическом уровне, и такие фильтры самые дешевые;
  • Угольные. Угольные фильтры также выполняются из бумажного полотна, но со специальным напылением, которое способно устранять неприятные запахи, поступающие с воздухом, а также абсорбировать вредные газы. Проблема угольных фильтров в том, что они проявляют свои плюсы до тех пор, пока не будут истощены абсорбирующие свойства угля, что происходит быстрее рекомендуемого времени замены элемента. Соответственно, через несколько тысяч километров угольный фильтр становится по свойствам равен обычному бумажному варианту.
  • Угольно-полифенольные. Распространенные фильтры среди людей, у которых имеются аллергии на различные частицы, которые могут оказаться в воздухе. Такие фильтры частично покрываются активированным углем и частично полифенолом, который является антиоксидантом и способен бороться с аллергенами, не позволяя им проникнуть в салон;
  • Электретные. Дорогие салонные фильтры, которые редко устанавливаются в автомобилях производителями. Данные фильтры отличаются от остальных вариантов тем, что они содержат не только слой из бумаги с напылением для механической фильтрации, но и отдельный слой из электрически заряженных тонких волокон. Электрические заряды позволяют притягивать микроскопические частицы, не давая им проникнуть в салон. Производители таких фильтров утверждают, что их эффективность по задержанию примесей размером в десятые доли микрон достигает 99%, а частиц размером в сотые доли микрон 30%.

Важно: Салонные фильтры любого типа являются одноразовыми элементами, которые необходимо заменять при загрязнении. Очистка фильтрующих элементов пылесосом и другими средствами не позволит удалить задержанные микрочастицы, соответственно, не даст никаких результатов.

(434 голос., средний: 4,55 из 5) Загрузка...

Салонный фильтр – где находится и как его поменять

Элемент может иметь различное расположение:

  • у большинства автомобилей этот элемент располагается за «бардачком» – отсеком для перчаток либо сразу под или над ним – таковы Рено (Логан, Дастер, Сандеро и другие модели);
  • некоторые машины имеют особую конструкцию приборной панели, и у них салонный фильтр находится непосредственно под ней, причем достаточно глубоко;
  • существуют авто, в которых эта деталь помещена в специальную кассету и расположена под капотом (яркие примеры – Форд Фокус 1, Дэу Нексия, а также модели ВАЗ –Лада Калина, Приора, Гранта).

Сложности с самостоятельной заменой салонного фильтра могут испытывать лишь владельцы машин, у которых он расположен очень глубоко под панелью приборов. В других случаях сменить его своими руками не составит большого труда.

Разные производители авто дают свои рекомендации по срокам замены фильтра в салоне, и эти значения заметно отличаются друг от друга. Кто-то предписывает менять его через каждые 10 тысяч километров пробега, другие – через 25 тысяч.

Но существует одно общее правило: периодичность замены салонного фильтра зависит от интенсивности и климатических условий эксплуатации машины. Если автомобиль «работает» в южном регионе с повышенным содержанием в уличном воздухе песка и других подобных веществ, его салонный фильтр будет загрязняться гораздо быстрее, чем в машине, эксплуатируемой в широтах с более чистым воздухом.

Влияет на периодичность смены узла и соотношение времени езды в городской черте и за городом.

Если значительное количество времени машина эксплуатируется в черте города, находится в плотном потоке автомобилей и часами стоит в многокилометровых пробках, ее салонный фильтр загрязнится намного быстрее, чем у транспортного средства, которое чаще ездит по загородным дорогам.

Но независимо от условий службы машины и рекомендаций производителя замену фильтра нужно проводить не реже, чем один раз в год, даже если автомобиль имеет маленький пробег.

Однако и на уловки недобросовестных мастеров мастерской или автомойки не стоит поддаваться. Если при техническом обслуживании или чистке машины вас склоняют к тому, что нужна замена узла, сначала изучите его внешний вид. Возможно, необходимость в его смене пока еще отсутствует.

Элемент пришел в негодность, если его пластины очень грязные, между ними присутствует мусор – листья, мелкие ветки, копоть, сажа, насекомые. В этом случае действительно нужен новый фильтр.

Есть несколько косвенных признаков, по которым можно самостоятельно определить тот момент, когда наступает пора менять фильтр в салоне:

  • на улице воздух чист и свеж, но в салоне свежести и чистоты не ощущается, при движении авто ситуация ухудшается, а кондиционер или ароматизаторы не помогают исправить ситуацию;
  • при включении на максимальную мощность системы салонной вентиляции сильного обдува воздуха не наблюдается, зато появляется пыль в заметном количестве;
  • салон имеет неприятный «пылевой» запах.

Также нужно начинать бить тревогу, если в машине начали излишне запотевать изнутри стекла.

При выборе нового элемента главными критериями станут его размеры и совместимость с конкретной маркой машины. А тип его по основному работающему материалу выбирает сам автовладелец исходя из личных предпочтений. На выбор следующие виды:

  • Обычный бумажный, изготовленный из пористой бумаги и обеспечивающий фильтрацию исключительно на механическом уровне.
  • Угольный, производимый из бумажного материала со специальным напылением, способным устранять неприятные ароматы и абсорбировать некоторые токсичные газы.
  • Угольно-полифенольный, идеальный для людей с проявлениями аллергии на разнообразные частицы, витающие в воздухе. Это тоже бумага, на которую нанесен активированный уголь и полифенольный состав.
  • Электретный, очень дорогой, но максимально эффективный, содержащий в своей конструкции особый слой из тонких волокон с электрическим зарядом.

Салонный воздушный фильтрующий элемент любого типа – это одноразовый расходный материал, подлежащий замене при своем загрязнении. Попытки их очистки пылесосом либо другими средствами не только не удалит уже задержанные элементом микрочастицы, но и сделает узел еще опаснее для водителя и его пассажиров.

Эта операция весьма легко и быстро выполняется своими руками. Нужно определить месторасположение фильтра в автомобиле, добраться до него и аккуратно извлечь, стараясь не повредить фиксирующие защелки.

Отсек, в котором находилась деталь, нужно пропылесосить или очистить с помощью влажной ткани. После этого устанавливается новый фильтр.

Салонные фильтры: необходимость или пустая трата денег?

Салонный фильтр используется в автомобилях для очистки воздуха, поступающего в салон из окружающей атмосферы через воздуховоды вентилятора. Многие водители не придают им большого значения, считая, что от них мало пользы, так как много воздуха и так проходит в салон, минуя фильтр, при открытии окон, форточек, дверей и через щели в уплотнениях кузова. Это в определённой мере справедливо, однако, как говорят: «бережёного бог бережёт». Поэтому, если посмотреть на результаты исследования, проводимые органами контроля над экологической безопасностью, то становится ясно, какая польза от установки салонного фильтра в автомобиль.

В автомобильных «пробках» наличие салонного фильтра крайне необходимо

Зачем нужен салонный фильтр автомобилю?

Организация Мосэкомониторинг провела исследования по содержанию вредных выбросов на столичных дорогах и их влиянию на состояние водителя. По их данным установлено, что общий фон загрязнённости атмосферы города характеризуется как повышенный относительно принятой нормы 142 дня в течение года. Основу вредных компонентов, содержащихся в воздухе, представляют углеводороды, формальдегид, оксиды серы и азота, угарный газ.

Примерно так выглядят новые фильтры всех автомобилей

При этом даже в те дни, когда экологическая обстановка в городе считается благоприятной, концентрация диоксида азота NO2 на пешеходных дорожках превышает ПДК в 1,4 раза, на самих дорогах – в 3 раза, в кабине легковых машин – в 7 раз. Ежедневное вождение автомобиля в таких условиях, особенно с многочасовыми пробками на дорогах, способствует развитию хронических заболеваний и появлению стрессов с психическими расстройствами.

В неблагоприятные в экологическом отношении дни превышение допустимых норм может достигать 15-20 кратного значения. Можно сказать, что водитель транспорта весь день в такие дни находится под действием «дозы» токсикомана. По тяжести последствий наиболее опасен угарный газ. Он может привести к внезапному обмороку. На МКАД и Садовом кольце в часы пик превышение нормы в салоне нередко достигает 25 кратной величины, а за бортом автомобиля в 40 раз выше.

Кроме токсических вредных веществ воздух над проезжей частью содержит большое количество обычной и шинной пыли, копоти, солей, которые поднимаются с поверхности дорожного покрытия и напрямую проникают в салон автомобиля. Они незаметно наносят ущерб дыхательным органам водителей и пассажиров. Нередко виновниками ДТП становятся водители, страдающие аллергической реакцией организма на пыль и грязный воздух.

Кроме того, применение фильтров значительно уменьшает концентрацию пыли и гари в салоне, что предотвращает появление чёрного налёта на стёклах, ухудшающего их прозрачность и создающего на них отражения. Тот, кто дорожит своим здоровьем, обязательно купит и установит на автомобиль салонный фильтр, однако знает ли он —

Какой должен быть фильтр и где его нужно устанавливать?

Салонный фильтр находится или под капотом или за бардачком

Наружный воздух поступает в салон через входные отверстия воздухозаборников отопительной системы автомобиля. Он может проникать самотёком или нагнетаться принудительно вентилятором. Поэтому фильтр должен устанавливаться в корпус отопительного устройства. Классический фильтрующий элемент выполняется из тонкой бумаги, заряженной электростатическим зарядом и пропитанной фенолоальдегидным раствором.

Такая технология фильтра позволяет ему не только задерживать в себе крупнозернистые примеси в атмосферном воздухе, но и притягивать более мелкие взвеси, а также нейтрализовать неприятные запахи. Его использование особенно эффективно для лиц, страдающих болезнями дыхательных органов, астматиков, аллергиков, которые болезненно реагируют на пыль, запах, растительную пыльцу и другие микроскопические частицы воздуха.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Сегодня производители выпускают большое количество фильтров, использующих разные способы очистки и выполненные из разных материалов, цены на которые колеблются в значительных пределах. В основном по способу очистки их можно разделить на 5 типов:

Видео: Салонный фильтр Toyota Corolla (Axio / Fielder) и его замена
  • барьерные или обычные фильтры, которые изготавливаются из бумаги, натурального или синтетического нетканого полотна и предназначены для задерживания мелких механических примесей в воздухе. Они очищают поступающий в салон воздух только от пыли и насекомых;
  • угольные фильтры на поверхности материала имеют слой активированного угля, который способен абсорбировать вредные газы, содержащиеся в воздухе, а также нейтрализовать неприятные запахи. Они отличаются более высокими фильтрующими качествами по сравнению с обычными фильтрами. Но следует помнить, что со временем абсорбирующие свойства угля истощаются, и они превращаются в обычные фильтры;
  • угольные фильтры с полифенольным антиоксидантным покрытием. Такие фильтры предназначены для нейтрализации аллергенов. Одна сторона пористого материала у фильтрующего элемента покрыта слоем активированного угля, а другая сторона покрыта слоем полифенола – естественного антиоксиданта. Они более дорогие по цене и пользуются спросом в весенне-летний сезон, когда активность аллергенов повышена;
  • электретные фильтры, содержащие кроме обычного барьерного слоя нетканого полотна, осуществляющего механическую фильтрацию, ещё дополнительный электрически заряженный слой тонких волокон, который притягивает мельчайшие частицы примесей в составе воздуха. Производители заявляют, что такой фильтр способен задерживать:  99% взвесей диаметром 5-100мкм, к которым относятся пыльца растений, споры грибов, шинная и цементная пыль; 65-99% веществ диаметром 0,3-1мкм, к которым относятся частицы дыма, сажи и бактерии; до 30% мельчайших частиц размером в сотые доли микрона;
  • комбинированные фильтры, представляющие собой сочетание угольных фильтрующих элементов с электретными слоями и имеющие несколько уровней очистки. Существуют также многослойные фильтры, обладающие слоями механической, электростатической, антисептической и угольной очистки.

Устройство салонного фильтра

Наибольшей популярностью на российском рынке пользуются обычные и угольные салонные фильтры, обладающие минимальными ценами. Антиаллергенные фильтры пока ещё являются товаром премиум класса.

Когда нужно производить замену?

О том, что пришла пора менять салонный фильтр автомобиля, можно узнать по следующим признакам:

  • появление запаха в поступающем в салон воздухе;
  • появление пыли при включении вентилятора;
  • недостаточная сила потока воздуха;
  • повышенное запотевание стёкол.

Степень засорения фильтра можно определить только визуально. Снимать фильтр должен знающий специалист, так как неопытный водитель может легко повредить при демонтаже панели и крепёжные фиксаторы. Некоторые модели автомобилей имеют труднодоступное расположение фильтров, требующее демонтажа окружающих деталей.

Точные сроки замены салонного фильтра при их наличии в базовой комплектации автомобиля указываются в его инструкции по эксплуатации, которые определены для нормальных условий вождения. В среднем периодичность замены составляет 15000 км пробега. В условиях загазованного мегаполиса этот срок должен сокращаться вдвое. Однако наиболее рациональным способом является замена фильтра по его фактическому состоянию, но не реже 1 раза в полугодие.

Несвоевременная замена салонного фильтра приводит к накоплению грязи, которая является благоприятной средой для развития грибков, плесени и других болезнетворных бактерий, быстро распространяющихся по каналам системы кондиционирования и вентиляции. Таким образом, фильтр может превратиться из средства очистки воздуха в средство распространения болезней. Также следует иметь в виду, что стирка, промывка и обработка пылесосом не могут восстановить фильтрующие свойства отработавших материалов.

Салонный фильтр – борец за чистоту воздуха

Многие автолюбители весьма щепетильно относятся к вопросу технического обслуживания своего автомобиля и в большинстве случаев даже неплохо разбираются в устройстве и принципе работы его основных агрегатов. Однако существует ряд второстепенных деталей и систем, которым автовладельцы не уделяют должного внимания, считая их малозначимыми. Например, практически любой обладатель машины непременно позаботится о своевременной замене воздушного фильтра, являющегося частью впускной системы двигателя. А вот о необходимости замены фильтрующего элемента, ответственного за очистку поступающего в салон автомобиля воздуха, частенько забывают. Некоторые же из водителей вообще не догадываются о его существовании, пока не познакомятся с регламентом технического обслуживания. Итак, в этой статье поговорим об автомобильном салонном фильтре.

Перед тем, как приступить к рассмотрению конструкции и схемы работы современных фильтров салона, кратко вспомним историю появления этих очистителей воздуха. Интересно, что они начали применяться гораздо позже классических воздушных фильтров, предназначенных для очистки поступающих во впускной коллектор двигателя потоков. Осознание необходимости фильтрации попадающего внутрь автомобиля воздуха пришло в конце 70-х – начале 80-х гг, когда количество транспортных средств стало стремительно увеличиваться и начали появляться первые пробки, вокруг которых буквально создавалось облако из отработавших газов. Впервые салонный фильтр был установлен на серийный автомобиль в 1991 году. Он представлял собой фильтровальную бумагу, улавливающую частицы размером более 5 мкм, и был бессилен в борьбе с токсичными газами. Во второй половине 90-х в Европе салонные фильтры стали массово устанавливаться на автомобили средней ценовой категории. Это были уже более продвинутые фильтрующие элементы с добавлением активированного угля, способного поглощать молекулы вредных веществ, таких как оксиды азота, серы и прочих. В настоящее время салонный фильтр является неотъемлемым атрибутом большинства автомобилей. Лишь некоторые бюджетные модели, и то, как правило, в начальных комплектациях, не предусматривают установку подобных элементов для фильтрации воздуха.

Назначение салонного фильтра

Выше мы уже отмечали, что воздушный фильтр салона предназначен для удаления различного рода вредных веществ, проникающих во внутреннее пространство автомобиля по воздуховодам системы вентиляции. Многие, наверное, зададутся вопросом – зачем уделять большое внимание фильтрации воздуха, если он попадает в салон не только через воздухозаборник, а еще и через зазоры в уплотнениях и просто при открывании дверей автомобиля. Это действительно так, однако превышение концентрации опасных для здоровья человека веществ характерно лишь для зоны интенсивного движения, когда поток транспорта достаточно плотный и скорость его перемещения невелика. В этой ситуации выхлопная труба впередиидущего транспортного средства практически вплотную примыкает к воздухозаборнику движущегося следом автомобиля. Именно в непосредственно близости от системы выпуска отработавших газов допустимые нормы концентрации вредных компонентов могут быть превышены в 10-15 раз. Если же сделать замеры в нескольких метрах от работающего на открытом воздухе автомобиля, то здесь превышение будет или несущественным, или его не будет вообще.

Помимо токсичных веществ салонный фильтр автомобиля должен улавливать частицы пыли, сажи, резины. Эти частицы достаточно крупные и проблем с их отсеиванием обычно не возникает даже у простейших фильтрующих элементов, поэтому на них останавливаться не будем, а лучше уделим внимание более трудноуловимым продуктам сгорания.

Выхлопные газы содержат целую россыпь вредных соединений, при определенной концентрации оказывающих негативное влияние на здоровье человека. Речь идет как о сиюминутных последствиях вроде головной боли, непроизвольного чихания и рези в глазах, так и об опасности возникновения в перспективе серьезных хронических заболеваний. Предельно допустимая концентрация неблагоприятных химических веществ определяется нормативами ГН 2.1.6.1338-03, которые устанавливают максимальную разовую и среднесуточную концентрации, а также класс опасности каждого из веществ. В таблице ниже представлены некоторые из вредных компонентов с указанием ПДК в атмосферном воздухе.

Самым опасным из приведенных веществ является угарный газ – бесцветное ядовитое соединение, лишенное вкуса и запаха. Этот газ образуется в результате неполного сгорания топлива, вызывая при больших дозировках сильнейшее отравление. В пробках допустимая концентрация CO может быть превышена в несколько десятков раз, и, что самое неприятное, практически ни один из видов салонных фильтров не способен эффективно бороться с угарным газом. Так что по возможности лучше избегать длительного простаивания в автомобильных заторах, иначе легкое отравление, можно считать, гарантировано. Одним из вариантов борьбы с попаданием угарного газа внутрь салона является активация режима рециркуляции, исключающего забор воздуха извне.

Оксиды азота, негативно воздействующие на органы дыхания, также составляют изрядную долю загрязненного городского воздуха. Соединения NO в результате фотохимических реакций с водой в атмосфере приводят к образованию азотной кислоты, которая вместе с осадками выпадает на землю в виде так называемых кислотных дождей. Для автолюбителей утешением является тот факт, что любые окислы азота успешно нейтрализуются салонными фильтрами, правда, только теми, которые имеют в составе активированный уголь. При этом надо учесть, что адсорбционные свойства угольных фильтров в плане улавливания NO ухудшаются в процессе эксплуатации, что приводит к существенному снижению эффективности их работы.

Формальдегид, относящийся к ряду алифатических альдегидов, является токсичным бесцветным газом с резким запахом. При больших дозировках может привести к отравлениям, однако даже в сильно загазованном выхлопами воздухе его концентрация редко превышает предельно допустимые значения. К тому же угольные салонные фильтры очень даже неплохо справляются с формальдегидами.

На остальных вредных веществах подробно останавливаться не будем. Отметим лишь, что все они, будь то алифатические углеводороды (метан, этилен и другие) или обычная сажа, хорошо отсеиваются угольными салонными фильтрами.

Виды салонных фильтров

Использующиеся в автомобиле фильтры салона подразделяются на две наиболее распространенные группы:

  • Обычные противопылевые фильтры;
  • Угольные фильтры.

Простые пылевые фильтры осуществляют очистку воздуха от пыли и сажи, а также от пыльцы растений и прочих аллергенов. В качестве фильтрующего элемента в таких фильтрах используется бумага или синтетическое волокно, которые способны задерживать частицы размером до 1 микрона. Материалы из синтетических волокон могут быть наэлектризованы, поэтому кроме механического удержания имеют способность улавливать частицы посредством притягивания. Основным отличием пылевых салонных фильтров от воздушных фильтров системы питания двигателя является более низкая плотность фильтрующего материала. Это обусловлено тем, что система вентиляции автомобиля не способна создать столь сильную тягу, которую обеспечивает разрежение во впускном коллекторе. К минусам пылевых салонных фильтров стоит отнести их абсолютную беспомощность в борьбе с токсичными газами и неприятными запахами.

Угольные салонные фильтры способны очищать воздух от любых вредных соединений, испытывая определенные трудности только с угарным газом. В качестве рабочего элемента данного типа фильтров используется активированный уголь – пористое вещество, обладающее большой удельной поверхностью. Она формируется за счет множества микроскопических пор, самые небольшие из которых имеют размер около одного нанометра. Именно за счет этих пор и осуществляется улавливание молекул контактирующих с активированным углем токсичных газов, причем захват производится имеющими большие размеры макро- и мезопорами, а затем происходит транспортировка к микропорам. Это явление получило название адсорбции. Углубляться в природу возникновения межмолекулярных сил, позволяющих реализовать подобное «засасывание» одних веществ другими, не будем, отметим лишь, что чем крупнее молекулы поглощаемого вещества, тем легче осуществляется их захват и удержание. Эффективность адсорбции угольным фильтром не в последнюю очередь зависит от таких факторов, как скорость проходящего потока и температура воздуха.

Если же обратиться к конструктивным особенностям салонных фильтров, то использующийся для них активированный уголь представляет собой гранулы размером около 0.5 мм, закрепленные на специальной подложке из текстильного материала. Большинство угольных фильтров имеет многослойную структуру, в которой «угольные» слои чередуются со слоями из обычного противопылевого волокна. Каждая из прослоек ответственна за улавливание частиц определенного типа и размера. В итоге подвергшийся многоэтапной обработке воздух поступает в салон в абсолютно чистом и безопасном для вдыхания виде.

Где находится салонный фильтр и как его заменить

Несмотря на то, что автомобили разных производителей имеют существенные конструктивные отличия, они используют, как правило, салонные фильтры одной и той же формы. Обычно это прямоугольная кассета с характерным гофрированным фильтрующим элементом и более или менее жестким каркасом по периметру, обеспечивающим монтаж без перекосов с соблюдением требуемой плотности прилегания кромок. Места установки фильтров салона также не сильно разнятся. Обычно они находятся либо в подкапотном пространстве, либо под передней панелью в зоне сиденья пассажира (часто за перчаточным ящиком). Ответить на вопрос, где находится салонный фильтр в конкретной модели машины, сможет только руководство по ее эксплуатации. В нем же описана последовательность действий при замене.

Сама процедура замены салонного фильтра в зависимости от автомобиля может потребовать разных трудозатрат. Например, владельцам Тойоты Королла для выполнения этого действия не придется прилагать много усилий. В данном случае блок кондиционирования, в который вставляется салонный фильтр, расположен сразу за перчаточным ящиком. Последний можно откинуть, сняв боковой ограничитель и сжав сам ящик с обеих сторон. Доступ к салонному фильтру получен, так что теперь достаточно вынуть старую кассету и заменить ее на новую.

На некоторых моделях есть определенные нюансы, связанные с заменой салонного фильтра. Например, в ряде случаев добраться до места расположения фильтрующего элемента не так просто, поэтому при установке возникает риск замять какую-либо кромку фильтра или недостаточно плотно посадить его в блок фиксации. Понятное дело, что возникновение даже минимальной щели в зоне фильтрации приведет к явному снижению эффективности работы системы очистки. Еще один момент, уже не зависящий от автомобиля, это необходимость учета направления движения воздушных потоков. Установить салонный фильтр должным образом помогут соответствующие стрелки, наносимые на боковые грани элемента.

Периодичность замены воздушного фильтра салона

В процессе эксплуатации салонный фильтр неминуемо засоряется, поэтому рано или поздно потребуется его замена. В руководстве к автомобилю указывается конкретный интервал замены фильтрующего элемента, привязанный к выполнению плановых регламентных работ. Однако целесообразно осуществлять эту процедуру по фактическому состоянию фильтра салона, так как оно зависит от целого ряда факторов. Очевидно, что замену придется производить чаще, если автомобиль эксплуатируется в условиях сильной запыленности или загазованности. Например, фильтр явно быстрее придет в негодность при регулярной езде по грунтовым дорогам, где концентрация в воздухе различного рода частиц значительно выше, чем на мало загруженных городских улицах. Большая нагрузка на салонный фильтр ложится и в крупных мегаполисах, буквально утопающих в смоге от выбросов автомобилей и промышленных предприятий. Также на срок службы воздушного фильтра салона оказывает влияние тип материала, из которого он изготовлен. Более качественные фильтрующие элементы способны нормально функционировать и после 15-30 тыс. км пробега, в то время как подделка не протянет даже и половину этого срока.

Существует несколько признаков, говорящих о необходимости замены салонного фильтра:

  1. Снижение производительности системы вентиляции, т.е. поток воздуха из дефлекторов стал менее интенсивным, чем раньше;
  2. Появление стойкого запаха в салоне, явно не связанного с внешними источниками;
  3. Повышенное запотевание стекол.

Многие автолюбители в целях экономии предпочитают чистить салонные фильтры своими руками, а затем повторно их использовать. Затея, надо сказать, неудачная, так как никакая чистка подручными средствами не может на сто процентов восстановить первоначальные свойства материалов. Особенно это актуально для угольных фильтров, принцип работы которых основан на весьма сложных внутренних процессах, происходящих на молекулярном уровне.

Выводы

Из всего вышесказанного можно сделать однозначное заключение: салонный фильтр – необходимый компонент, своевременное обслуживанию которого является залогом сохранения внутри автомобиля приятной атмосферы, исключающей риск возникновения легких недомоганий и серьезных заболеваний. При выборе очистителя воздуха стоит обратить внимание на изделия известных брендов, находящиеся в более высокой ценовой категории. Это как раз тот случай, когда можно переплатить и получить заведомо более качественную продукцию, в разы лучше выполняющую свои функции и в то же время сохраняющую работоспособность при пробеге до нескольких десятков тысяч километров. Выбирая между пылевым и угольным салонными фильтрами, предпочтение следует отдать последним, потому что они эффективнее противостоят токсичным веществам.


Смотрите также