Как быть внимательным за рулем


Внимательность на дороге, с чего начать учиться

Призадумался тут недавно о внимательности на дороге. Фактор достаточно нужный для безопасного вождения. Однако одно дело внимательность от природы, а совсем другое дело — внимательность за рулем. Вот к чему я пришел в процессе рассуждений.

Наверное, логично начать с определения слова внимательность, или точнее что я вкладываю в это понятие. Смысл такой: внимательность за рулем дает возможность вовремя предотвратить сложившуюся ситуацию, или же просто не допустить её.

С чего начинать учиться внимательности

Первое, что необходимо сделать, это начать ездить на правильной скорости, которая полностью адекватна как вашей реакции, так и текущей обстановке. Я не ГИБДД, чтобы говорить вам, что ездить нужно по правилам, соблюдая скоростной режим. Сам порой превышаю. Но при этом превышение превышению рознь. Знаки ограничения скорости дают мне информацию о том, что на следующем участке дороги есть какие-то факторы, которые и обязывают снизить скорость. Это может быть или школа, или достаточно извилистая дорога, на которой просматривается всего 100-200 метров полотна впереди. Это может быть слишком близкое расположение частных домов к дороге. В конце концов, впереди может быть разбитая дорога или гравийка и ехать быстрее положенного просто опасно. Да много чего. И моя обязанность, как водителя, понять, чего стоит опасаться на этом участке. Разумеется, лишено всякого смысла лететь на скорости 100 км/ч там, где стоит ограничение в 40км/ч. Если не понятно, почему стоит знак, просто снижаем скорость, до требуемой и наслаждаемся плавной ездой. Если же опасность впереди прочитана на 100% правильно, едем с такой скоростью, на которой сможем вовремя среагировать и избежать каких-либо последствий. Кстати, иногда бывает так, что разрешенная скорость достаточно абсудрна, и двигаться с ней опасно. К примеру, трасса со своими 90 км/ч, остановка на которой множество дачников, которые едут с дачного поселка черед дорогу.

Следующий пункт, это умение быстро читать информацию, какая бы она ни была. Смотрим мы в зеркало заднего вида — значит время просмотра должно быть минимально, ведь пока мы оцениваем обстановку сзади, спереди она меняется, и потребуется еще какое то время, чтобы адаптироваться к новым условиям. Чем быстрее мы умеем получать информацию, тем меньше времени тратим на отведение взгляда в сторону. Это касается просмотра заднего зеркала, изучения обстановки на пересекаемой главной дороге, оценки дорожных знаков, получения информации о скорости на приборной доске и много другого, на что мы вынуждены отводить взгляд.

Далее стоит упомянуть умение предугадывать ситуации, и чем быстрее мы это делаем, тем дешевле нам обойдется езда. К примеру, обгоняет нас в потоке автомобиль, двигаясь при этом на скорости, значительно превышающей нашу. Полосы две, мы в правой, в левой едет машина, которая заставит обгоняющего сразу перед нами совершить перестроение. Причем дистанция между нами и машиной в левом ряду не велика, а значит есть вероятность, что обгоняющий нас подрежет. Следовательно, имеет смысл заранее скинуть скорость, увеличив при этом дистанцию с машиной в левом ряду и в разы сократить вероятность подрезания. Для того, чтобы уметь читать такие ситуации, достаточно полезно просматривать, на том же ютубе, ролики про аварии и «водятлов».

Следующее, что надо учитывать, это препятствия, которые скрывают от нашего взгляда пешеходов и другие дороги. Если мы видим на обочине большой мусорный бак, а дорога при этом расположена недалеко от школы, или в частном секторе, велика вероятность того, что из-за бака кто-нибудь может выскочить.

Наличие вблизи дороги людей и животных автоматически увеличивает риск ДТП с участием последних. Особенно если пешеход пьян. Животные тоже зачастую не понимают, что машины большие и смертоносные и спокойненько меняют свою траекторию. Ну о детишках на велосипедах и мопедистах даже говорить не стоит.

В общем, наша внимательность складывается из:

  • адекватной скорости
  • минимального времени отвлечения от дороги впереди
  • умения предугадывать ситуации

Конечно я написал далеко не все, и даже частью это назвать сложно, но в качестве основы для размышлений пойдет. Если владеете своим мнением или дополнением, пишите в комментарии. Обсудим.

РЕКОМЕНДУЕМ ТАКЖЕ ПРОЧИТАТЬ:

Запись опубликована в рубрике Для новичков. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Безопасные настройки водителя - сверьтесь со своими

Человек — существо биологическое и не может, подобно роботу, постоянно с высоким качеством выполнять повторяющиеся операции. Однажды ухудшится самочувствие или под влиянием внешних факторов «уйдет» внимание, а это может привести на дороге к нежелательным последствиям. Поэтому важно настраиваться на рабочий лад, не дожидаясь «последних предупреждений» от природы.

При ежедневных поездках на работу, если есть такая возможность, комбинируйте перемещение за рулем и в общественном транспорте примерно в равных пропорциях. Тогда усталость от постоянного нахождения в пробках и опасения опоздать в офис не приведут к потере внимания и аварии.

Старайтесь высыпаться. Выбираясь из дома в болезненном или утомленном состоянии, пользуйтесь только общественным транспортом. Даже если ноет голова или ощущается вялость, это напрямую повлияет на водительскую реакцию и внимательность. Но если вы, как и многие окружающие, не считаете свое самочувствие препятствием для поездок за рулем, хотя бы минимизируйте количество сложных маневров (перестроения, обгоны) и снижайте скорость.

Про опьянение даже говорить излишне. На первый взгляд, бокал шампанского в компании или дегустация виски в супермаркете не способны сильно повлиять на состояние водителя. Однако принятая доза может наложиться на болезнь или переутомление, что с большой вероятностью приведет к дорожному инциденту.

Плохое настроение также весомый повод в пользу отказа от пользования личным автомобилем или снижения количества сложных водительских действий.

Для поддержания жизненного тонуса несколько раз в неделю занимайтесь спортом. От этого зависят острота восприятия и способность к анализу дорожной обстановки, ведь вождение машины — не развлечение, а ответственный труд.

Береженого Бог бережет

Казалось бы, опытному водителю подвластна любая дорога: на большинство стандартных ситуаций у него есть «заготовленные» ответы. А что делать в нестандартном случае, когда в силу своего состояния или внешних факторов сложно принять правильное решение. Или лучше до этого не доводить?

Всегда трезво оценивайте свои водительские способности и, независимо от спешки или темперамента, не превышайте скоростной предел, за которым начинают ускользать от внимания некоторые детали и появляется напряженность. На всех дорогах этот предел разный и вполне может быть ниже разрешенной скорости.

Также старайтесь добираться до места назначения знакомыми дорогами или использовать их по максимуму, когда часть пути выходит за рамки «хорошо изученного». Когда вокруг привычная обстановка, меньше неожиданностей и нервозности.

Если вы едете или даже стоите на месте в спокойных условиях, все равно периодически осматривайте пространство вокруг себя через стекла и зеркала заднего вида, чтобы иметь возможность дистанцироваться от «гонщиков», способных причинить вред даже припаркованному на пустой трассе автомобилю.

Какой бы ни была ваша уверенность в собственном водительском мастерстве, не следует выполнять маневры интуитивно. Даже незначительные факторы, если их проигнорировать, могут отрицательно повлиять на безопасность. Никогда не расслабляйтесь до завершения текущего действия и научитесь чувствовать последнюю границу, отделяющую от дорожных неприятностей.

Нередко бывает, что на плохой дороге или при неважной видимости возникают сомнения в выборе очередного водительского решения. В такой ситуации перепроверяйте (осматривайтесь, ищите новые позиции для обзора) внешнюю информацию до появления уверенности в безопасности дальнейших действий. Чтобы избежать неожиданностей, всегда исходите из худшего варианта развития событий.

И не доверяйте внешним световым приборам других машин, пока не убедитесь в реальных намерениях их водителей. Если человек включил «мигалки» в одну сторону, а начал смещаться в другую, это не должно застать вас врасплох.

Борьба с отвлекающими факторами

Водитель далеко не всегда находится в салоне один, да и «тепличные» дорожные условия встречаются редко. Чаще всего поездке сопутствуют различные факторы (как снаружи, так и внутри автомобиля), влияние которых выводит человека за рулем из равновесного состояния. Уметь им противодействовать — значит, оградить себя от многих неприятностей.

Старайтесь постоянно концентрироваться на дорожной обстановке, не отвлекаясь на посторонние объекты (рекламные щиты, красивые автомобили). На дороге также вредно задумываться о чем-то личном, переставая воспринимать поступающую извне информацию. Если мысли уходят в сторону семейных или рабочих отношений, приучите себя усилием воли возвращать их на место. Иначе за вас это сделает очередная аварийная ситуация.

Разговоры с пассажирами или по телефону съедают значительную часть внимания, а наличие мобильника в руках водителя (что стало почти повсеместным явлением) еще и физически мешает управлять машиной. Даже системой hands free лучше не злоупотреблять, так как за рулем опасен сам факт переключения внимания. В напряженных дорожных ситуациях не отвлекайтесь на раздавшийся звонок (можно созвониться и позже) и делайте паузу в беседе с попутчиками.

Если кто-то из пассажиров постоянно советует вам, в каком режиме и по каким дорогам следует ехать, мягко поставьте его на место и действуйте только по своему усмотрению. Ведь только вы несете ответственность за безопасность поездки, а рекомендации извне обычно раздражают и снижают уверенность в собственных силах.

Никогда не бравируйте своим мастерством или достоинствами машины. «Эффектное» вождение с превышением скорости и рискованными маневрами часто заканчивается плачевно. И совершенно не является показателем водительской зрелости.

Уравновешенность и терпение не раз помогут вам на дорогах. Не стоит отвечать на неумелые действия «чайников», обгоняя и подрезая их машины, или агрессивно занимать вакантные места в потоке. Спешка тоже плохой попутчик. Находясь во взвинченном состоянии, легко потерять контроль над собой.

Довольно часто, не успев мгновенно стартовать на зеленый сигнал светофора или просто недостаточно быстро двигаясь по левой полосе, можно услышать сзади раздраженные гудки «профессионалов баранки», призывающие быстрее освободить путь. Приучите себя не реагировать на эти невоспитанные выпады и руководствуйтесь только окружающей обстановкой, иначе весьма вероятно дорожное происшествие.

Увидев в зеркало заднего вида «севший на хвост» автомобиль скорой помощи (пожарная служба, полиция) с включенными мигалками и сиреной, также не виляйте испуганно в соседний ряд, а включите указатели поворота и перестраивайтесь, лишь убедившись в безопасности маневра. Несколько лишних секунд никого сильно не задержат, зато помогут избежать аварийной ситуации.

Наконец, проявляйте терпение и иногда уступайте дорогу, даже если имеете приоритет. Вылетевший из переулка лихач или перестроившийся в другой ряд неопытный водитель, забывший о «субординации», вполне могут спровоцировать столкновение. Если ваше благоразумие возьмет верх над принципиальностью, аварии не произойдет.

Текст: Юрий Хайкевич

Как чувствовать себя уверенно за рулем: советы опытных водителей

Чувствовать себя уверенно за рулём можно, только контролируя ситуацию на дороге. Для этого стоит правильно использовать зеркала, бегло читать и следовать дорожным знакам и разметке, соблюдать дистанцию и тренироваться на знакомых маршрутах. Неопытному водителю первое время лучше ездить на недорогой машине.

Смотреть в зеркала

Важно контролировать дорожную ситуацию, используя зеркала:

  • Если необходимо посмотреть в левое или правое зеркало, важно стараться вертеть головой как можно меньше.
  • Время оценки ситуации с помощью зеркал должно быть минимальным. Также важно боковым зрением контролировать ситуацию на дороге перед авто.
  • Есть «слепые зоны», препятствующие обзору. Зеркала помогут увидеть, свободна или занята соседняя полоса.

Боковые зеркала должны быть установлены так, чтобы была видна полностью машина, двигающаяся позади.

Учиться видеть дорожные знаки

Водитель должен внимательно следить за дорожными знаками, разметкой, светофорами. Важно обратить внимание на следующие моменты:

  • Взгляд не должен задерживаться на посторонних предметах (дома, щиты с рекламой).
  • Заучивание дорожных знаков сократит время на их обдумывание.
  • За рулём нельзя смотреть в телефон, журнал или ещё куда-то, кроме как вдаль перед собой.

Соблюдать дистанцию

Это важное условие безопасности всех участников дорожного движения, особенно тех, кто недавно сел за руль. При несоблюдении этого требования возникнет аварийная ситуация, так как впереди идущее транспортное средство не сможет остановиться сразу. Тормозной путь авто зависит от его скорости.

Водителю-новичку, который ещё не совсем привык к габаритам своей машины, важно соблюдать эту рекомендацию (особенно когда перед транспортным средством стоит или двигается грузовой автомобиль).

Нужно регулярно выполнять следующее упражнение: на небольшом расстоянии перед авто размещается пустая пластиковая бутылка. Необходимо не спеша наезжать на него, и когда будет слышен характерный звук, сразу останавливаться.

Усложнять сложность маршрутов

Не следует сначала выезжать на скоростную магистраль. Начинать нужно с небольших поездок на автодроме, затем переходить на малонаселённые места. Далее можно смело ездить в пределах своего района, постепенно удаляясь всё дальше.

Со временем рекомендуется осваивать маршрут «дом-работа-дом». Когда исчезнет страх ездить по уже знакомому, можно поехать в совершенно новое для себя место в городе. Если водитель справится с этой задачей, то его самооценка вырастет, что придаст большей уверенности в своих силах.

Другие советы опытных водителей

Ситуация на дороге далеко не соответствует той, которая представлена в учебниках. Часто владельца автомобиля со значком «Ученик» пытаются обогнать, сигналят.

Внутреннее самообладание и выдержка являются залогом безопасности всех участников дорожного движения.

Если водитель видит, что мешает другим автовладельцам, то следует перестроиться в правый ряд, но ехать со скоростью не ниже допустимой.

Чтобы ускорить реакцию и научиться ориентироваться в пространстве, необходимо освоить другие средства передвижения: картинг, катание на велосипеде, сноуборде.

Идеальная перпендикулярная парковка

Если нужно припарковаться перпендикулярно, то важно смотреть в зеркало, находящееся со стороны водителя. Его нижняя часть расположена в соответствии с кромкой тротуара.

Для успешной параллельной парковки следует нанести на основание ветрового стекла небольшой кусочек клейкой ленты. Её край должен соответствовать линии тротуара.

Правильно проезжать лужи

Если впереди находится большая лужа, то необходимо замедлять ход заранее. Но не следует это делать, когда машина уже в воде. На педаль тормоза нужно плавно нажать несколько раз.

Если въехать в лужу на большой скорости, то попадание воды в двигатель может стать причиной остановки транспортного средства. В худшем случае, если возникнет аквапланирование, автомобиль станет неуправляемым.

Следить за высокими транспортными средствами

При попытке перестроиться из одного ряда в другой важно смотреть не только на легковые автомобили, находящиеся спереди, но и на автобусы, грузовые авто. Водители этих транспортных средств лучше видят обстановку, поэтому необходимо следить за их действиями.

Не обгонять замедляющееся авто

Находясь на участке дороги, где разрешается обгон, водители обгоняют машину, замедлившую ход. Этого делать не рекомендуется. Если автомобиль замедлился или вовсе остановился, то причиной этому может быть появившийся на проезжей части человек, животное, другие препятствия. Обгоняя авто, можно создать аварийную ситуацию.

Не поворачивать колёса во время ожидание поворота

Эту ошибку совершают даже водители с опытом. Во время ожидания поворота налево нельзя поворачивать колёса. В случае сильного удара сзади находящегося авто машину вынесет на встречную полосу.

Правильно фокусировать взгляд

Не следует смотреть на фары автомобилей, двигающихся во встречном направлении. Яркий свет ослепит водителя, что создаст аварийную ситуацию на дороге. Взгляд должен быть направлен прямо вдоль обочины справа. Также не стоит рассматривать автомобиль впереди.

Есть несколько секретов успешного и уверенного вождения, на которых не акцентируют внимания в автошколах. Знание этих приёмов поможет неопытному водителю понять, как чувствовать себя уверенно за рулём и не бояться дороги.

Как сохранить концентрацию внимания за рулем?

Лариса Парфентьева

Вот вам статистика: 75% водителей пользуются телефонами за рулем.  Эксперименты на автомобильных тренажерах показывают, что такие водители чаще попадают в аварии. Быть внимательным за рулем практически жизненно необходимо. Какие приемы можно использовать, чтобы сохранить концентрацию на дороге?

Выключить режим многозадачности

Вспомните, что происходит, когда вы запускаете несколько программ на компьютере? Правильно – он начинает работать медленнее.  Именно поэтому ученые говорят о том, что многозадачность – это миф. Делать несколько дел одновременно и при этом хорошо не удалось еще ни одному вундеркинду. Итак, придется признать, что остальные дела на время «руления» придется отложить. Иначе это может плохо кончиться.

Если вам совсем не терпится посмотреть на дисплей телефона, то не делайте этого хотя бы во время движения автомобиля. Дождитесь полной остановки машины на светофоре и тогда уж юзайте свои гаджеты. Ну и не удивляйтесь, если в какой-то момент вам начнут сигналить нетерпеливые водители машин сзади.

 Дыхание по квадрату

Допустим,  вечером вы застряли в долгой пробке и вам дико хочется спать. Машины почти не движутся, вы зеваете и не знаете, куда себя деть. Внимание рассеивается. Быстро «реанимировать» его поможет прием, которые называется «дыхание по квадрату».

Посмотрите на лобовое стекло и представьте на нем небольшой прямоугольник или квадрат. А теперь посмотрите в его верхний левый угол и вдохните. Досчитайте до четырех. Переведите взгляд в верхний правый угол и снова вдохните. Досчитайте до четырех.  Теперь переведите дыхание в правый нижний угол и задержите дыхание, считая до четырех. И последнее. Переведите взгляд в нижний левый угол и спокойно скажите себе: «Я снова здесь и сейчас».

Когда наши легкие насыщаются кислородом, мы снова включается в процесс.

Послушайте специальную музыку

Некоторые молодые водители совсем не слушают музыку за рулем, чтобы не отвлекаться. И это правильно. Но если вы уже опытный водитель и любите погонять под музыку, то советуем вам скачать для себя и следующую подборку.

Первый вариант подборки для тех случаев, когда концентрация понижена, вы соображаете медленно и медленно реагируете на происходящее. В этот момент вам нужно срочно нужна дополнительная стимуляция, чтобы вернуться в свою зону концентрации.

Для этих целей хорошо подойдут такие композиции:

— Классика — особенно музыка барокко, например «Бранденбургские концерты» Баха.

— Этническая музыка — бодрая с перкуссией.

— Джаз — живой и благозвучный.

— Регтайм — послушайте саундтрек Скота Джоплина к фильму «Афера» (1973 год).

Второй вариант подборки вам понадобится в том случае, если вы заведены. Если у вас повышенный уровень адреналина, вы хотите быстрее всех сорваться со светофора, то это тоже показатель того, что вы не в зоне оптимальной концентрации.

Вот какая музыка позволит вам успокоиться и снова вернуться в себя:

— Классика — попробуйте слушать великих композиторов, например Шопена или Бетховена.

— Джаз — умеренно спокойный.

— Гениальные сольные партии — скрипача Ицхака Перлмана, флейтиста Джеймса Голуэя.

— Тишина — намного лучше, чем отвлекающие звуки.

Будьте собранными за рулем! Берегите людей 🙂

Еще больше примеров того, как сохранить концентрацию дома, в офисе и за рулем в книге «Максимальная концентрация»

Фото № 1, №2, №3, №4

Как быть более внимательным за рулём в зимний сезон

При управлении автомобилем водителю приходится держать под контролем довольно большой объём информации. А это требует не только концентрации внимания, но и хорошей скорости реакции. Ситуация на дороге может поменяться буквально за несколько секунд. На дороге существует довольно много факторов, отвлекающих водителя, и не всегда виной этому бывает его рассеянность.

Зимой особенно важно не отвлекаться за рулём, поскольку тормозной путь на дороге, покрытой укатанным снежком или влажным льдом, существенно увеличивается. Как быть более собранным, управляя машиной? Расскажет «ЛегкоПолезно»!

Внимание и его характеристики

Внимание – это избирательная направленность восприятия на какой-либо объект. Оно обладает целым рядом характеристик, позволяющих успешно выполнять определённый вид деятельности.

  • Объём внимания — количество информации, которую человек может воспринимать одновременно. Водитель должен успевать контролировать большой объём информации: скорость своего автомобиля, его положение на правильной полосе, значение дорожных знаков, светофоры.
  • Переключаемость внимания — скорость, с которой человек может переносить внимание с одного объекта на другой. Для автомобилистов это особенно важно. Скорость на дороге бывает очень большая, и нужно уметь в считанные секунды переключаться с одного источника информации на другой.
  • Распределение внимания — способность одновременно выполнять несколько действий. Водитель должен уметь одновременно управлять машиной, контролировать показания приборов и обрабатывать информацию, получаемую извне.

Отвлекать водителя за рулём могут как внешние, так и внутренние факторы.

Внутренние факторы, отвлекающие водителя

К ним относятся события и действия внутри салона автомобиля.

  1. Разговоры по мобильному телефону — одна из самых частых причин отвлечения водителя за рулём, даже если он при этом использует специальную гарнитуру. В этом случае освобождаются только руки автомобилиста, а его внимание всё равно переключается на разговор. Поэтому все переговоры желательно проводить до или после поездки. В крайнем случае можно припарковаться на обочину и спокойно переговорить.
  2. Общение с пассажирами — ещё один фактор отвлечения автомобилиста. Разговор может происходить на повышенных тонах и с выплеском эмоций – или быть просто интересным и увлекающим. В любом случае внимание водителя начинает рассеиваться. Поэтому особенно разговорчивых пассажиров можно попросить вести себя тише и не отвлекать того, кто находится за рулём. Если вопрос срочный, то его можно решить, остановившись на ближайшей парковке.
  3. Поведение детей. Родители нередко развозят своих чад по садикам, школам и кружкам. Ребёнок, сидящий сзади в автокресле, может отвлекать внимание мамы или папы своими вопросами и рассказами. Такого допускать не следует. Детей нужно с самого начала приучать к тому, что взрослого человека, сидящего за рулём, отвлекать нельзя.
  4. Внимание может снижаться и из-за плохого самочувствия или сильной усталости. В подобном случае даже самый опытный водитель неспособен к длительной концентрации внимания. Что касается плохого самочувствия, то, когда мы болеем, мы принимаем препараты. Некоторые лекарства могут стать причиной сонливости и снижения скорости реакции. Поэтому перед приемом нового препарата всегда нужно читать аннотацию. Если вы болеете, лучше взять такси или попросить друга подвезти вас. А лучшее лекарство от усталости – отдых или сон накануне поездки.

Внешние факторы, отвлекающие водителя

К внешним факторам относятся события, происходящие за пределами автомобиля.

  1. Избыток информации. Особенно часто по этой причине отвлекаются начинающие водители. При выезде на оживлённую дорогу внимание у них начинает рассеиваться и переключаться с одного источника информации на другой. Им бывает сложно сконцентрироваться на том, что действительно важно. Именно по этой причине новичкам советуют начинать вождение не с центра города, а с его окраин, там, где меньше информации.
  2. Реклама. Яркие рекламные щиты и видеоролики привлекают внимание водителей. Во время езды внимание нужно концентрировать только на управлении автомобилем. Рекламу можно будет рассмотреть, проезжая по этой же дороге уже в качестве пассажира.
  3. Велосипедисты и пешеходы. Правила могут нарушать не только автомобилисты. Пешеходы могут перебегать дорогу в неположенных местах. Велосипедисты не всегда дожидаются разрешающего сигнала светофоры. Любое постороннее движение может быть зафиксировано водителем с помощью бокового зрения, и это может стать причиной незапланированного манёвра. Подъезжая к пешеходному переходу, сбросьте скорость, даже если в поле зрения нет людей. Будьте особенно осторожны, подъезжая к припаркованным автомобилям: из-за них может выскочить на дорогу ребёнок.

Безаварийной езде способствует не только способность удерживать внимание, но и соблюдение правил дорожного движения. В этом случае вероятность попасть в аварию снижается в несколько раз. Поэтому будьте бдительны за рулём, не нарушайте ПДД и наслаждайтесь поездкой!

Тренировка внимания для водителей

Улучшаем способность концентрации внимания. Умение концентрировать внимание — важнейший навык любого водителя. В процессе езды может возникать множество обстоятельств, фактов и нюансов, отвлекающих внимание водителя (на дороге ДТП, дети на заднем сиденье и т. п.). Поэтому водитель должен уметь не отвлекаться от управления автомобилем на посторонние раздражители и постоянно контролировать ситуацию на дороге. Рассмотрим несколько упражнений, которые помогут существенно улучшить способность концентрироваться. Упражнение 1. Удобно сядьте напротив зеркала и расслабьтесь. Следите, чтобы дыхание было ровным, спокойным и размеренным. Сфокусируйте взгляд в зеркале на точке между вашими бровями и смотрите только в эту точку, не моргая. Мышцы лица в это время должны быть расслаблены. Все мысли, которые возникают, немедленно отгоняйте: все внимание должно быть сконцентрировано только на точке, в которую вы смотрите. При возникновении непреодолимого желания моргнуть устройте небольшой отдых, посмотрев куда-то вдаль. Эффективность упражнения определяется тем, насколько долго вам удается удержать взгляд на выбранной точке. Упражнение 2. Немного усложним предыдущее упражнение. После фокусирования внимания в течение долгого времени на выбранной точке вы заметите, что отражение лица в зеркале немного расплывается. Закройте глаза и постарайтесь в уме смоделировать те либо иные дорожные ситуации и варианты вашего поведения в них. Представьте себя за рулем и четко обрисуйте каждое действие, которое вы предпримете для выхода из сложной дорожной обстановки без неприятностей (или хотя бы сократив их до минимума). Данное упражнение позволяет не только повысить способность к концентрации внимания, но и закрепить либо сформировать полезные навыки управления автомобилем и поведения в неблагоприятной дорожной ситуации. Начинать моделирование ситуаций следует с простых навыков: выполнение поворота на перекрестке, начало движения, перестроение и т. д. Постепенно усложняйте воображаемые ситуации, доводя их в уме до критических (занос автомобиля на скользкой дороге, внезапно появившееся препятствие и др.). Упражнение 3. Это упражнение особенно полезно для рассеянных людей. Возьмите палку, поставьте ее на ладонь в вертикальном положении и уравновешивайте ее. При этом смотреть можно только на верхний конец палки. При регулярных тренировках вы почувствуете результат уже через короткое время.


Смотрите также