Как расшифровывается кбм


Коэффициент бонус малус в ОСАГО

Аббревиатура КБМ расшифровывается как коэффициент бонус малус. Бонус малус — это параметр, который присваивается по договору ОСАГО, влияя на его конечную стоимость. Коэффициент бонус малус зависит от того, насколько аккуратно водитель передвигался на транспортном средстве весь предыдущий год и виновником скольких ДТП успел стать. Или не успел. В зависимости от этого показателя, производится расчет коэффициента бонус малус по специальной таблице, по которой водителю присваивается так называемый «класс».

Классы КБМ

Всего существует 13 классов. В начале очередного года (перед заключением нового соглашения) страховщик производит запрос в специальную систему АИС РСА — единую информационную базу, где хранится вся информация, касающаяся предшествующего периода страхования для данного водителя. Исходя из количества ДТП, произошедших по вине застрахованного лица, а также его предыдущего класса, для водителя рассчитывается новый класс.

Таблица:

Как производится определение КБМ водителя?

При первом оформлении договора страхования, а также в ситуациях, когда сведения о предшествующих эпизодах страхования по той или иной причине отсутствуют, водителю присваивается класс «3». Это означает, что в случае аккуратного вождения весь последующий год, на второй год водитель получает скидку в 5% стоимости, и заплатит уже лишь 95% полной цены. Напротив, если водитель стал виновником одного и более ДТП, то цена ОСАГО для него значительно вырастает. Расчет точного значения своего КБМ можно выполнить, используя таблицу выше.

Определение КБМ ОСАГО в случаях, когда по документам право на пользование средством передвижения имеет строго определённый круг лиц, ведётся для каждого водителя отдельно. Производится запрос о предшествующих страховых случаях каждого числящегося в соглашении лица, и коэффициент бонус малус для договора рассчитывается исходя из наихудшего показателя среди всех. Данный расчет ведётся на основании данных из базы РСА о договорах, срок действия которых истёк не больше года назад и тех классов, которые были присвоены при последнем заключении договора.

Если по документам не предусматривается ограничения по конкретному списку водителей, и управление транспортным средством будет осуществляться разными людьми, то страховка оформляется и расчет коэффициента бонус малус производится для владельца автомобиля. Расчет по такой схеме не производится в случае, если была смена транспортного средства или хозяина автомобиля, для которого оформляется страховка. В случае смены транспортного средства, или при отсутствии данных о предшествующей истории страховых случаев, владельцу автомобиля присваивается класс «3».

Когда новый страховой договор оформляется с включением конкретного списка водителей, которые будут управлять автомобилем, в то время как предыдущий договор не предусматривал такого ограничения, то страховщик обязан произвести понижение коэффициента бонус малус. Это правило работает в том случае, если предыдущее соглашение было заключено с владельцем данного транспортного средства и в результате аккуратного вождения (отсутствия зафиксированных ДТП) должно было состояться понижение коэффициента на следующий год. При отсутствии же информации о предыдущем владельце или о прошлых заключённых договорах ОСАГО, срок которых истёк не более года назад, по текущему договору устанавливается стандартный начальный КБМ «3».

Как восстановить КБМ?

Изменить/исправить/вернуть значение класса самостоятельно через систему невозможно. Информация в базу АИС РСА поступает исключительно от страховщиков, с которыми был заключён договор ОСАГО. Если водитель хочет вернуть утраченный класс, то сделать это можно лишь за счёт аккуратного вождения на протяжении последующих лет. Важно знать, что ДТП фиксируется в базе РСА только при обращении пострадавшего в ДТП за возмещением материального ущерба через страховую компанию. Если же полученные в результате ДТП повреждения оказались незначительными и водители смогли обо всём договориться, а оплату ремонта потерпевшая сторона взяла на себя, то снижения класса при расчете на следующий год не последует.

Что делать при изменении личных данных, указанных в страховом соглашении?

Если в течение года, когда действует страховка, произошли изменения личных данных (получение новых водительских документов или смена паспортных данных), владельца автомобиля или одного из лиц, допущенных к вождению (если речь о договоре с ограниченным списком водителей), которые числятся в документе, то новые данные должны быть немедленно сообщены страховщику в печатном формате для занесения поправок в базу АИС РСА. По закону, с 1-го сентября 2014 года страховщик должен успеть внести новые данные в базу в течение одних суток с момента получения. Правило «одного дня» действует также и при заключении нового договора.

Информация на сайте актуальна в 2018 году, чтобы узнать актуальную информацию на 2019 года заполните форму ниже ⇓⇓⇓.

 

Поделиться:

Нет комментариев

Что такое КМБ и какое влияние этот коэффициент оказывает на полис ОСАГО?

С коэффициентом бонус-малус сталкивался каждый держатель страхового полиса ОСАГО. Бонус-малус, КБМ или скидка за безаварийную езду – так называют в России коэффициент, снижающий стоимость страхового полиса для водителей, которые не попадали в дорожно-транспортные происшествия с последующими выплатами в адрес пострадавших.

Данный коэффициент, если езда была неаккуратной, может и увеличивать стоимость ОСАГО. Как влияет КБМ на ОСАГО, способы расчета скидки и особенности применения – все это вы прочитаете в материале.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-38-65. Это быстро и бесплатно!

Скрыть содержание

Что это такое?

Расшифровка КБМ — коэффициент бонус-малус, что в переводе с латинского «хороший-плохой» – представляет собой систему тарифных коэффициентов для страхового бизнеса. С помощью такого коэффициента страховщики определяют стоимость полиса ОСАГО для каждого клиента индивидуально.

Как известно, водители в страховом бизнесе могут быть как убыточными, так и прибыльными для компаний, выдающих полисы. Если водитель на протяжении года несколько раз спровоцировал ДТП, то он принес фирме существенные расходы – его коэффициент ухудшился. В случае с КБМ следует говорить об увеличении коэффициента, что влечет за собой подорожание самого полиса.

Предположим, другой автолюбитель показал себя как дисциплинированный и добросовестный водитель, проездил год и не попал ни в одно дорожное происшествие. Ему полагается скидка при оформлении нового полиса страхования – коэффициент, соответственно, снизится.

Чтобы понять, как работает бонус-малус, необходимо познакомиться с классами страхования, напрямую связанными с КБМ. Дело в том, что сам КБМ определяется исходя из класса клиента (о том, как определить КБМ по таблице с указанием класса водителя, рассказано тут). Под классом понимается определенный уровень, он присваивается на основе все той же страховой истории, учитывается срок пользования автомобилем, количество ДТП по вине водителя, в целом убыточность или прибыльность, о которой говорилось выше.

Мы уже поняли, что коэффициент может быть повышающим и понижающим в зависимости от особенностей страховой истории. Многие владельцы полиса полагают, что после года безаварийной езды их коэффициент вырастет, но на деле каждому автолюбителю следует стремиться к снижению коэффициента по ОСАГО.

Зато класс (уровень) будет повышаться. Разобраться в системе не так уж и сложно – чем выше класс у водителя, тем ниже коэффициент. Понижение коэффициента активирует более существенную скидку, а его рост может обернуться тем, что в следующий раз полис обойдется значительно дороже, чем годом ранее.

История

С какого года ввели КБМ? В Российской Федерации так называемый коэффициент безаварийности (КБМ) ввели в действие в 2003 году. Таким образом страхование гражданской ответственности ОСАГО стало более индивидуализированным, дисциплинированные водители получили возможность сэкономить на полисе, а неосторожных автолюбителей начали наказывать рублем.

Вплоть до 2008 года КМБ водителя привязывался к транспортному средству, соответственно, водители, часто меняющие автомобили, регулярно сталкивались с тем, что существующая скидка аннулировалась. Такой алгоритм практически сводил на нет понятие «страховой истории», по сути, КБМ не мог выполнять в таких условиях свою основную функцию – водители, планирующие покупку нового автомобиля, не имели никакой мотивации зарабатывать скидку.

Ситуация изменилась в марте 2008 года, систему бонус-малус кардинально усовершенствовали, учтя опыт других стран. С этого момента и класс, и коэффициент стали присваивать каждому водителю, а не транспортному средству. Автолюбители получили возможность сохранять накопленную скидку по безаварийное езде, покупая новую машину.

Оставалась еще одна проблема – отсутствие автоматизированной системы, позволяющей страховщикам высчитывать бонус-малус. Она появилась в 2013 году, включала в себя данные о заключенных договорах ОСАГО только в период с 1 января 2011 года. В том же 2013 страховые фирмы обязали передавать данные о страхователе в Автоматическую идентификационную систему, а с 2014 года предписали брать информацию о предыдущем периоде страхования с АИС.

От чего зависит?

КБМ ОСАГО напрямую зависит от одного параметра – наличия и отсутствия аварий во время действия предыдущего полиса страхования. Не все водители знают, но расчет коэффициента стартует с момента первого обращения за ОСАГО. Новичкам всегда присваивается стартовый третий класс (все, что ниже – это штрафы, все, что выше – поощрения и скидки). Третий класс водителя привязан к коэффициенту БМ 1.0, равному 100% стоимости полиса ОСАГО.

В дальнейшем класс может понижаться и увеличиваться. Всего предусмотрено 15 уровней, ранее мы уже определились со стартовым положением, поэтому можем посчитать, что КБМ предусматривает как минимум три штрафных класса, но на самом деле их четыре.

Если водитель с третьим классом попал хотя в одно ДТП со страховой выплатой, его класс сразу же снизится до первого (а это уже штраф в виде 155% стоимости страхового полиса в следующем году). За две страховых выплаты класс понизится до максимально возможного – М, а цена полиса ОСАГО увеличится в два с половиной раза. Если же езда будет безаварийной, то автолюбитель перейдет на четвертый класс и получит скидку в размере пяти процентов.

Влияние коэффициента на страховой полис

Коэффициент дает возможность покупать полис дороже или дешевле, так страховщики премируют и наказывают водителей за осторожность или страховые выплаты. Но как конкретно аварийность или безаварийность влияет на стоимость полиса страхования и какой КБМ лучше для ОСАГО?

Выше мы упомянули, что третий класс, который присваивается водителю, соответствует коэффициенту 1.0. Чтобы понять, как именно КБМ связан с ценой, следует перевести значение коэффициента в процентный вид. Так, 1.0 будет равен 100%, полной стоимости полиса. Если посмотреть на четвертый уровень, то размер коэффициента там снижается до 0,95 – водитель заплатит при оформлении полиса не 100, а 95% от его стоимости, скидка составит 5%.

На пятом уровне скидка возрастает до 10%, а коэффициент снижается до 0,9 (90%), на шестом – до 0,85. Максимально недорогой полис может получить водитель, проездивший без страховых выплат минимум десять лет, его коэффициент составит 0,5, а цена полиса – всего 50% от первоначальной.

Не стоит забывать и о «малусе», наказаниях за страховые выплаты. Находясь на любом классе, водитель не может обезопасить себя от увеличения коэффициента после аварии. На том же тринадцатом, наиболее высоком классе, за всего одно ДТП предусмотрено снижение до шестого класса, а за два дорожно-транспортных происшествия водитель опустится до третьего уровня, ему придется начинать с самого начала.

О расчете стоимости ОСАГО по КБМ написано здесь.

Коэффициент бонус-малус при неограниченной страховке

Неограниченный полис ОСАГО дает возможность пользоваться страховкой всем лицам, допущенным к управлению определенным транспортным средством. Разновидность страховки особенно комфортна для коммерческих предприятий, которые позволяют эксплуатировать транспортное средство большому числу работников. Но возникает следующий вопрос: как высчитывать коэффициент бонус-малус, если у каждого водителя он свой личный?

Согласно положениям российского законодательства, для неограниченного ОСАГО действует правило о присвоении КБМ только собственнику транспортного средства. Для расчета коэффициента страховщик изучит страховую историю хозяина ТС и убедится, что он соответствует двум требованиям – заключал предыдущий договор «без ограничений», не менял машину.

Отдельно отметим, особенности перехода с одной страховки на другую. С ограниченного полиса ОСАГО на неограниченный собственник транспортного средства может перейти только с обнулением коэффициента до уровня 1.0 (начального третьего уровня).

Внимание! В коэффициент не засчитываются договора ОСАГО, разорванные или прекратившиеся по инициативе гражданина досрочно, даже если по ним не было страховых выплат. Страховые выплаты по таким договорам будут учитываться в стандартном режиме.

Каждая страховая выплата повышает коэффициент, а каждый закрытый договор длительностью 1 год коэффициент понижает. В материале мы указывали, что КБМ напрямую связан с классами. Каждый бонус и наказание будут влиять прежде всего на класс/уровень автолюбителя, что повлечет за собой изменение коэффициента бонус-малус в ту или иную сторону.

Для определения коэффициента водителю нужно знать свой текущий класс и количество страховых случаев за предыдущий год (как определить КБМ по базе РСА?). С классом разобраться не сложно, его иногда указывают в самом полисе, да и спросить у страхового агента можно. Количество ДТП по вине водителя считается так: одно, два, три, четыре и больше.

  • Если в одном отчетном периоде (12 месяцев) произошло четыре и более страховых выплат, то класс водителя автоматически, независимо от текущего класса, понижается до уровня М с коэффициентом 2,45. Это означает, что следующий полис придется покупать по цене равной 245% от первоначальной цены.
  • Три ДТП в отчетном периоде обернутся для водителей с уровнем от нулевого до восьмого понижением до М, для водителей на восьмом уровне и выше понижением до 1 уровня с КБМ 1,55.
  • За два ДТП водители с классами до третьего опустятся на уровень М. Если присвоен четвертый или пятый классы, то коэффициент снизится до 1,55. Не таким радикальным будет наказание автолюбителей с текущим классом от шестого до девятого (КБМ опустится до второго уровня) и для шоферов с уровнями десять-тринадцать – они вернутся на стартовый третий уровень.
  • Одно ДТП понижает статус водителя в среднем на 2 уровня, иногда на три в зависимости от текущего класса.

Если говорить о повышении статуса, тут проще – каждый безаварийный год означает переход на один уровень. Скидка начинает начисляться с четвертого класса, ее может получить водитель, проездивший без ДТП хотя бы один год. Начальная скидка 5%, на всех последующих уровнях она увеличивается на 5%. Например, на десятом составляет 35%, а на тринадцатом уровне – предусмотренный максимум – 50%.

Справка: если после достижения максимальной скидки водитель продолжит ездить безаварийно, у него сохраниться максимальная льгота и тринадцатый уровень.

Отдельно отметим, что в некоторых случаях КБМ можем меняться в течение срока действия самой страховки. Так бывает, если меняется перечень лиц, допущенных к управлению автомобилем, меняется собственник ТС, то происходит перенос с неограниченного ОСАГО на ограниченное (и наоборот). Наконец, неправильный, по мнению водителя, коэффициент можно оспорить.

Водителю, который планирует изменить КБМ нужно быть готовым к тому, что коэффициент изменится в большую сторону. Тогда страховая компания предложит вам доплатить оставшуюся стоимость после изменения КБМ, по итогу операции водитель получит новый бланк.

Если при переходе от одного страховщика к другому возникают разногласия относительно безаварийности езды в предыдущем году, автомобилист может бесплатно получить справку об отсутствии выплат в офисе своей прежней страховой фирмы по ОСАГО.

Сколько сохраняется после окончания договора?

Сколько же действует КБМ после окончания договора? Воспользоваться старым полисом, чтобы продолжить страховую историю и получить еще более существенную скидку можно в течение одного года. Такой официальный срок жизни КБМ по предыдущему полису ОСАГО. К сожалению, конкретные жизненные обстоятельства, например, отсутствие в стране из-за командировки, не влияют на восстановление коэффициента (о том, как составить и подать жалобу на восстановление КБМ, написано тут, а из этой статьи вы узнаете о восстановлении коэффициента через РСА). По истечению данного срока оформить новый полис водитель сможет с коэффициентом 1.

Как видите, в России с 2003 года применяется коэффициент бонус-малус для поощрения осторожных водителей и взысканий для тех, кто регулярно попадает в дорожно-транспортные происшествия. Коэффициент привязан к классу, их всего существует пятнадцать. Наиболее невыгодный класс М может обернуться для водителя покупкой полиса в 2,5 раза дороже, максимальная скидка за безаварийное вождение достигает максимум 50%. Достигнуть ее можно за десять лет.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас: 

+7 (499) 703-38-65 (Москва)

Это быстро и бесплатно!

Что такое КБМ ОСАГО

В расчетах полиса обязательного страхования используется коэффициент, существенно влияющий на размер скидки при определении конечных затрат на автомобилиста. КБМ ОСАГО – это так называемый коэффициент безаварийности, определяющий риск наступления страхового случая по каждому конкретному водителю. Год, проведенный за рулем без единой выплаты по страховке, позволяет повысить уровень скидки на следующий год.

Значение коэффициента КБМ

Аббревиатура КБМ расшифровывается как коэффициент «бонус-малус» и определяется на основании статистики за прошедший год. Значение КБМ рассчитывается в зависимости от класса водителя, его опытности и аккуратности вождения.

Без определения класса узнать точно КБМ и проверить его на соответствие будет невозможно. Водитель, знающий, как определяется КБМ по классу вождения, может контролировать присваиваемые значения. Ввиду частых претензий относительно неверно назначенной скидки, регулярная проверка показателя позволит избежать неприятных разбирательств со страховщиком, когда придет пора покупки нового полиса.

Если автомобилист только сел за руль и не имеет никакой истории вождения, согласно действующему регламенту, присваивается третий класс вождения с КБМ 1,0.

В зависимости от дальнейшего поведения водителя на дороге, класс может быть повышен или понижен, что повлияет на размер дальнейшей скидки.

Следуя рекомендациям, каждый автомобилист сможет отследить свой КБМ, а в случае необходимости оперативно связаться с компанией, в которой он планирует продлевать полис, с целью корректировки показателя:

  1. Каждый год без ДТП при отсутствии выплат по ОСАГО повышает класс вождения, соответственно скидка уменьшается.
  2. При попадании в ДТП у водителя-виновника аварии понижается класс, а сумма страховки следующего года становится выше.

Как рассчитывается

Общий алгоритм расчета выглядит следующим образом: каждый год без аварий для водителя означает рост скидки на 5%. В результате десятилетнее вождение без страховых возмещений даст водителю 50-процентную скидку на покупку полиса. Сокращение расходов по ОСАГО вполовину – максимально возможная экономия, на которую может повлиять показатель «бонус-малус».

На определение КБМ оказывает влияние не только наличие или отсутствие возмещений при ДТП, но и их количество. Когда начинающий автомобилист получает 3-й класс, спустя год безаварийных поездок его класс повысится до 4-го и так далее. Максимальный класс вождения, который может быть присвоен автомобилисту – 13-й, при котором КБМ составит 0,5 или 50-процентная скидка.

Если в течение года автомобилист неоднократно становился виновником ДТП, скидка аннулируется, а вместо нее включается повышающий коэффициент. Согласно утвержденной законом таблице соответствия расчетов КБМ и класса вождения, максимально стоимость полиса увеличивается на 145% от исходного значения.

Примерный расчет по соответствию КБМ и класса водителя выглядит следующим образом:

Класс КБМ
М 2,45
0 2,3
1 1,55
2 1,4
3 1,00
4 0,95
5 0,9
6 0,85

Особенности расчета

Определение конечной стоимости страховки требует учета некоторых нюансов:

  1. Если заключается договор по страховке прицепа, показатель «бонус-малус» равен не менее 1,00.
  2. При эксплуатации автомобиля с транзитными номерами (для оформления страхования на период пути к региону, в котором будет производиться регистрация авто), либо при оформлении полиса для перемещений по стране на временной основе, КБМ равен единице.
  3. При расчете полиса, в список допуска которого включено несколько лиц, значение КБМ определяется по автомобилисту с минимальным классом вождения.
  4. Неограниченная страховка требует определения показателя скидки с учетом безаварийной статистики автовладельца.

Как проверяется

Иногда страховщик (умышленно или по халатности сотрудников) допускает ошибки в присвоении КБМ конкретному автомобилисту. Поэтому так важно научиться проверять значение «бонуса-малуса» самостоятельно.

При наличии доступа к интернету, это может сделать абсолютно любой водитель. Существует множество интернет-ресурсов, которые основываются на информации, хранимой в единой базе РСА. Чтобы минимизировать возможность технической ошибки, рекомендуется обращаться к проверенным официальным источникам Российского общества страховщиков (РСА).

Проверка представляет собой простейшую процедуру, при которой в окно поиска вводят сведения об интересуемом автомобилисте:

  1. Определяют, относится ли владелец к физическому или юридическому лицу.
  2. Определяют тип требуемого договора (с ограничением допуска или без него).
  3. Вводят данные на автомобиль.
  4. Если полис на одного водителя, вводят полное ФИО, дату рождения, а также данные его удостоверения. Указывают день, следующий после истечения действующего договора.
  5. Если полис без ограничений, в отдельном окошке вводят ФИО, паспортные данные на владельца, 17-значный номер VIN.
  6. Далее необходимо поставить отметку о согласии на обработку персональных сведений. При отсутствии VIN-номера делают аналогичную отметку и нажимают кнопку проверки.

Не всегда результат проверки удовлетворяет страхователя. В случае появления сомнений относительно присвоенного КБМ, за разъяснениями необходимо обратиться в компанию, с которой подписывается договор.  Потребуется предпринять меры, чтобы добиться восстановления показателя.

Исправление коэффициента

Когда результат проверки не соответствует ожиданиям водителя, первое, что нужно понять: где конкретно допущена ошибка при определении КБМ. Потребуются полисы предыдущих лет и произведение ручного пересчета значений.

Нужно учитывать, что закон допускает периодическую корректировку коэффициентов. Рекомендуется отталкиваться от Указаний от Банка России относительно предельных значений тарифной ставки и коэффициентов или от действовавших на момент заключения договора тарифа ОСАГО.

Для облегчения поиска рекомендуется исходить из данных за последний страховой год. Если проверку производить регулярно, из года в год, для обнаружения ошибки будет достаточно произведения расчетов за последний год.

При обнаружении ошибки, страхователь обращается в СК, которая приняла к расчетам ошибочные данные. Внесение исправлений, как правило, занимает не более 3 дней. В настоящее время РСА не занимается внесением изменений в базу. Поэтому обращаться с претензиями в данную организацию нет необходимости.

На видео об исправлении КБМ

Зачастую страховщика, который допустил ошибку, уже не существует, поэтому исправить КБМ не получится. Чтобы избежать подобных неприятностей, рекомендуется проводить проверку КБМ в полисе ежегодно, при оформлении нового договора страхования.

КБМ ОСАГО: Что это такое? Что значит КБМ?

Нам часто задают вопросы, касающиеся термина и аббревиатуры КБМ, применительно к обязательному страхованию автогражданской ответственности — ОСАГО. Итак, российских автолюбителей интересуют следующие вопросы:

  • Что такое КБМ ОСАГО?
  • Как расшифровать КБМ?
  • Каково значение КБМ при расчете ОСАГО?
  • Влияет ли параметр КБМ на стоимость страховки?

Что такое КБМ ОСАГО от www.insuri.ru?

КБМ (расшифровка КБМ: «коэффициент бонус-малус») — это персональный (индивидуальный) параметр, который учитывается при расчете страховки ОСАГО, статус (величина) которого значительно влияет на цену полиса и отражает наличие или отсутствие страховых случаев в биографии водителя.

«КБМ — это скидка за безаварийность», — так расшифровывают значение и отвечают на вопрос «Что такое КБМ ОСАГО?» 99% водителей и страховых агентов. Верно ли это утверждение? Попробуем разобраться?!

По нашему мнению, называть термин КБМ в ОСАГО «скидкой за безаварийность» — не совсем верно, поскольку, попадая в аварии, на скидку рассчитывать не приходится: вместо «бонуса» Вы получите «малус», то есть коэффициент сработает на увеличение страховой премии, а, следовательно, стоимость страховки возрастет пропорционально значению КБМ.

Узнаем значение своего КБМ в базе АИС РСА

Если Вы полностью уверены в том, что страховая компания присвоила и передала в АИС РСА правильное значение Вашего КБМ, то можете смело рассчитывать стоимость страховки ОСАГО с запросом параметра КБМ в офицальной базе АИС Российского союза страховщиков.

Рассчитать ОСАГО с проверкой КБМ и всех скидок онлайн

Ну, а, если Вас терзают сомнения и Вы хотите перепроверить Ваш личный коэффициент бонус-малус, то развеять их поможет онлайн обращения на сервер автоматизированной информационной системы РСА.

Проверить КБМ через официальную базу АИС РСА онлайн

КБМ (Бонус-Малус) - что это в страховании, в ОСАГО, класс, как определить, расшифровка

Использование транспортного средства всегда подразумевает наличие определенных документов. В первую очередь то касается как раз полиса страхования ОСАГО. При расчете стоимости данного продукта возможно будет получить определенную скидку – размер её определяется в каждом случае согласно специальной формуле-таблице расчета КБМ.

Общие понятия

С 2003 года строго обязательно осуществлять страхование полисом ОСАГО автомобиль.

Причем отсутствие такового полиса при проверке работником ГИБДД документов становится причиной наложения существенного штрафа. Размер его с каждым годом увеличивается.

Помимо этого полис ОСАГО позволяет решить обширный перечень самых разных иных проблемных ситуаций.

В первую очередь это касается, конечно же, оплаты повреждений при возникновении страхового случая.

Но для заключения договора страхования при оформлении полиса ОСАГО понадобиться в обязательном порядке подготовить целый ряд специальных документов. А также оплатить страховую премию.

Размер её в каждом случае определяется строго индивидуально. Основным нормативным документом, определяющим формат вычислений КБМ, является Федеральный закон «Об ОСАГО».

Иногда случается, что страховая компания по ряду причин может попросту отказываться использовать коэффициент, который позволяет получить скидку соответствующей величины.

Именно для контроля за подобными ситуациями водителям, приобретающим полис ОСАГО, стоит внимательно разобраться с процессом использования КБМ.

Это позволит не допустить переплаты, а также самостоятельно осуществить защиту собственных прав.

Что это такое

КБМ представляет собой аббревиатуру, расшифровывается как коэффициент бонус-малус. Одновременно позволяет решить сразу несколько задач.

Но в первую очередь для самих простых страхователей данный коэффициент позволяет сэкономить большое количество средств.

В зависимости от данного коэффициента стоимость полиса может отличаться более чем в 2 раза.

Существует специальная таблица в которой отражается класс водителя, а также присваиваемый коэффициент.

На величину КБМ одновременно оказывает влияние сразу обширный перечень самых разных моментов.

В первую очередь это касается как раз следующих факторов:

  1. Стаж вождения и страхования самого водителя.
  2. Имелись ли ранее страховые случаи.
  3. Количество выплаченных возмещений.
  4. Иное.

Законодательно установлен алгоритм в рамках которого осуществляется вычисление КБМ. Именно поэтому нужно заранее со всеми тонкостями, особенностями ознакомиться.

Это позволит избегнуть определенных сложностей, проблемных ситуаций. Сегодня страховые компании различным образом стараются избежать переплаты по выплатам.

А также увеличить получение страховых премий. Потому при заключении соглашения нужно будет максимально осторожным.

На кого распространяется

Важно отметить, что страхование автомобиля по схеме ОСАГО строго обязательно для всех без исключения собственников транспортных средств – как для юридических лиц, так и для физических.

Именно поэтому нужно будет заранее ознакомиться со всеми тонкостями. Это позволит избегнуть многих трудных, сложных моментов.

При этом КБМ используется как для вычислений страховой премии для физических лиц, так и юридических.

Очень важно разобраться с тем что именно представляют из себя различные классы КБМ. Распределение таковых зависит от ряда факторов.

Сам процесс использования специальной таблицы КБМ, которая позволяет определить размер коэффициента, выглядит следующим образом:

Алгоритм использования представленной выше на странице таблицы выглядит следующим образом:

Показатели Описание
В левом столбце обозначается класс страхования водителя на начало процесса оформления например, для водителя, который страхуется в первый раз, устанавливается класс №3
Далее необходимо в таблице же выбрать суммарное количество страховых случаев, которые имели место в конкретном случае в представлено выше примере количество составляет 0
С столбце, где отражается количество получения убытков, обозначается класс водителя, который устанавливается на следующий год в рассматриваемой ситуации будет присвоен №4
Далее выбираем по таблице КБМ для четвертого класса в конкретном случае он будет составлять 0.95
Так как водитель страховался в первый раз его КБМ составит всего 1, при этом класс – 3
Управление транспортным средством осуществлялось в течение 1 года при этом водитель ни разу не был виновником ДТП
На следующий год класс безаварийной езды будет составлять 4 при этом КБМ составит 0.95

За каждый год использования транспортного средства при отсутствии страховых случаев возможно будет получить скидку в размере 5%.

Соответственно, за 10 езды без ДТП возможно будет получить скидку в размере 50%.

Но стоит заметить, что подобная скидка является максимально возможной. Более таковой будет попросту невозможно получить скидку.

Основные нюансы использования КБМ в зависимости от наличия, отсутствия аварийных ситуаций:

Показатели Описание
Если имело место ДТП и гражданин получил возмещение при этом в возникновении аварии не виновен, то КБМ сохраняется неименным
Если авария имеет место в которой конкретный водитель виновен то скидка по КБМ будет аннулирована

Существует множество различных важных моментов касательно вычислений КБМ. Стоит все таковые проработать предварительно. Это позволит избегнуть многих трудностей, сложных ситуаций.

Причем нередко случается, что страховая компания попросту не правильно определяет КБМ. И данные в базу данных РСА, через которую выполняется проверка, попросту передаются не верно.

Именно по этой причине строго обязательно постоянно следить за всей отражаемой в таковых документах информации.

Нередко водитель узнает о том, что КБМ по какой-то причине вычислено неверно, только лишь при покупке у страховой компании полиса ОСАГО.

Неверно внесенные в базу данных информацию возможно будет исправить. Но для этого требуется собрать пакет подтверждающих документов.

Если достаточное количество времени отсутствует – то возможно будет без труда найти специальные компании, занимающиеся подобным на платной основе.

Где можно посмотреть

Сегодня существует специальная организация, которая занимается сбором данных о страхователях, осуществляется обработка всей необходимой информации.

Таковой организацией является РСА – Российский союз автостраховщиков. Причем обратиться в таковую возможно будет удаленно, даже нет необходимости покидать для этого собственное жилье.

Ознакомиться с информацией по поводу оформления нужно будет на сайте.

Соответственно, через данный сайт возможно будет без большого труда осуществлять проверку КБМ в режиме реального времени.

Помимо этого существует множество других специализированных ресурсов, которые также позволяют получить данные касательно скидки по страховой компании.

Но стоит отметить, что предоставление данных по этому поводу должно быть обязательно бесплатно.

В данной сфере присутствует большое количество мошенников. Именно поэтому необходимо будет максимально осторожно отнестись к выбору компании, которая занимается проверкой КБМ. Стоит заранее этот момент проработать.

Также достаточно популярным и точным этот сайт.

Через таковой также возможно будет осуществить процедуру проверки коэффициента бонус-малуса.

Форма для ввода данных представлена на главной странице, выглядит следующим образом:

Для получения информации по КБМ нужно будет ввести точные, подробные данные по этому поводу. Со всеми тонкостями и особенностями стоит ознакомиться предварительно.

Это позволит избегнуть многих сложностей, проблемных моментов.

Мониторинг собственного коэффициента бонус-малуса даст возможность избегнуть многих трудностей в дальнейшем. А также переплаты по страховой премии.

Расшифровка КБМ в страховании

КБМ представляет собой специальный коэффициент, который используется в страховой компании для определения скидки, которую получает водитель за безаварийную езду.

Именно поэтому важно внимательно отнестись ко всем расчетам. Кроме того, страховая компания не заинтересована в экономии средств собственного клиента.

Потому нередко имеет место «мошенничество» когда существенная накопленная скидка по КБМ у водителя попросту не используется при вычислениях в страховой компании.

Сегодня существует множество различных вопросов, которые нужно будет заранее проработать.

К основным таковым, непосредственно связанным с коэффициентом бонус-малус, относятся следующие:

  • для чего необходима;
  • как проверить;
  • таблица по ОСАГО;
  • как рассчитывается;
  • важны нюансы;
  • законодательная база.

Для чего необходима

Сегодня КБМ как таковая одновременно позволяет решить сразу обширный перечень различных задач. Таковые проектированы именно при введении в законодательную норму коэффициента бонус-малуса.

На данный момент основное назначение КБМ:

Показатели Описание
Поощрение аккуратных водителей за безаварийное вождение
Упрощение процедуры приобретения страхового полиса ОСАГО
Формирование статистических данных по поводу возникновения ДТП
Снижение финансовой нагрузки на страховую компанию по различным мелким страховым случаям
Уменьшение нагрузки на судебные органы

Особенно важными являются последние два пункта. Нередко случается, что ущерб, полученный в результате ДТП, несерьезен и составляет существенно менее получаемой в конкретном случае скидки.

Именно поэтому водители зачастую попросту договариваются на месте.

Таким образом удается избежать потери скидки на приобретение полиса ОСАГО. Сегодня при повышении КБМ размер переплаты может достигать в ряде случаев более чем 10 тыс. рублей.

Ознакомиться с определенной информацией самостоятельно по собственному КБМ не составит большого труда.

Необходимо будет лишь определить определенный перечень данных, которые нужно будет ввести. Лучше всего сделать это через сайт РСА. Таковой предоставляет определенный набор данных.

Ответ имеет стандартную форму и выглядит следующим образом:

Ошибки в сфере работы страховых компаний – отнюдь не редкость. Иногда случается, что по страховому клиенту числятся какие-либо ДТП. Причем фактически таковые не имели место.

В данном случае необходимо будет обращаться в специальные органы для восстановления справедливости. Причем основным регулятором в данной сфере выступает как раз Банк России.

Именно поэтому в случае проблем, которые мирным путем урегулировать не удается, необходимо обратиться в ЦБ РФ.

Страховые компании за предоставление ложных данных могут быть серьезно оштрафованы. Причем на достаточно крупную сумму денег.

Именно поэтому нужно будет заранее ознакомиться со всеми тонкостями, особенностями процедуры.

Важно предварительно проработать все моменты, связанные с подобного рода моментами. Это позволит избегнуть многих трудных, проблемных моментов.

Как проверить

Сам алгоритм проверки величина КБМ для конкретного водителя максимально прост и не представляет существенной проблемы. Сделать это можно как через официальный сайт РСА, так и иным образом.

Например, непосредственно в страховой компании. Но лучше всего обратиться именно в РСА. Так как данный сервис включает в себя максимально точную, подробную информацию по этому поводу.

Сам процесс получения информации о КБМ выглядит следующим образом:

Показатели Описание
Переходим в соответствующий раздел сайта РСА для ввода всех необходимых в таком случае данных
Указываем информацию
  • статус собственника транспортного средства – физические, юридические лица;
  • тип договора – имеются ли какие-либо ограничения по поводу количества водителей
Вводятся данные самого водителя
  • фамилия;
  • имя;
  • отчество;
  • дата рождения;
  • серия и номер паспорта
Вводим код безопасности и кликаем на кнопку «поиск»

После того, как все необходимые данные будут введены, данные по поводу КБМ будут отражены на экране.

Это позволит избежать многих сложностей, проблемных моментов. Знание собственного КБМ позволит осуществить контроль за выполнением расчетов оплаты страховой премии.

Существует достаточно много самых разных вариантов оформления. Это позволит избегнуть многих сложных, проблемных моментов.

Особенно важно самостоятельно осуществить расчет если покупка происходит через интернет.

Разобраться с тем, как определить класс страхования ОСАГО, не доставит больших проблем. Коэффициент устанавливается в каждом случае в соответствии со стандартным набором критериев.

Скидка за отсутствие ДТП позволит сэкономить достаточно существенную сумму денег.

Оформление договора позволит избежать многих проблемных ситуаций. Для восстановления КБМ понадобиться составить заявление.

Таблица по ОСАГО

Сама таблица по ОСАГО имеет установленный на законодательном уровне формат. Причем возможно внесение определенных изменений в рассматриваемого типа таблицу.

На 2019 году стандартная, законодательно установленная таблица выглядит следующим образом:

Соответственно, наиболее точная и достоверная, актуальная информация по этому поводу представлена будет на сайте РСА. Разобраться с тем, что это такое — класс бонуса-малуса, очень просто.

Нужно лишь изучить нормы законодательства, которые действуют в таковом случае. Таким простым образом можно не допустить многих проблемных и даже спорных ситуаций.

Как рассчитывается

На официальном сайте РСА представлена точная, подробная информация о том, как применяется таблица РСА.

Ознакомиться с порядком назначения такового коэффициента не составит большого труда. Это позволит избегнуть многих сложностей.

Сам алгоритм выглядит следующим образом:

  1. Страховой компанией на основании некоторых стандартов присваивается определенный класс.
  2. Далее определяется количество ДТП и страховых случаев, в которых участвовал водитель.
  3. По таблице выбираем соответствующую ячейку.

Класс водителя в зависимости от различных факторов может быть как повышен, так и понижен. Наиболее высокий класс — №13. Он дает возможность получить скидку в размере 50%.

Наиболее низкий класс, при котором КБМ составляет 2.45 – М. Таковой назначается в случае наличия 4 и большего количества страховых выплат.

Видео: проверить КБ

Важны нюансы

Основные тонкости связанные с КБМ:

Показатели Описание
Может изменяться как в большую, так и в меньшую сторону
Допускается исправление КБМ при наличии ошибки со стороны страховой

Законодательная база

Основной законодательной нормой в рамках которой осуществляется страхование, является Федеральный закон:

Номер Описание
№40-ФЗ от 25.04.02 г. «Об ОСАГО»

Все страховые компании обязаны работать только лишь в рамках данного нормативного документа.

В противном случае сам страхователь имеет право обратиться в суд с требованием возместить ущерб. Соответственно, в этом же документе затрагивается вопрос по поводу КБМ.

Основным нормативным документом, определяющим именно скидку за отсутствие страховых случаев, является ст.№9 данного федерального закона. Важно ознакомиться и со всеми остальными разделами.

Это позволит самостоятельно осуществлять контроль за соблюдением всех своих прав. Также в данной статье обозначаются моменты касательно оформления, расчета такового коэффициента.

Алгоритм оформления КБМ может быть осуществлен непосредственно через интернет. На специальных сайтах не составит труда получить подробную информацию по этому поводу.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

КБМ ОСАГО: таблица с указанием коэффициента бонус-малус и значений класса страхователя (1, 2, 3, 4), а также инструкция по тому, как с ней работать

В процессе оформления договора обязательной страховки (ОСАГО) водители имеют право рассчитывать на снижение стоимости полиса, которая зависит от значения КБМ.

Подробнее о том, что это такое, как расшифровываются, как применяется значение КБМ будет рассказано в данной статье, а также рассмотри несколько примеров расчетов.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-38-65. Это быстро и бесплатно!

Скрыть содержание

Что такое такое?

Аббревиатура КБМ расшифровывается, как «коэффициент бонус-малус». Эта опция предоставляет привилегии для автовладельцев посредством начисления скидки, либо, напротив, служит поводом для увеличения цены на стоимость страхового полиса ОСАГО. Основным показателем, который влияет на изменение цены страховки, является отсутствие аварий в текущем периоде страхования (1 год). В среде страховых компаний термин КБМ заменяется на «класс страхователя».

При оформлении договора на полис ОСАГО в первый раз КБМ для водителя равняется 1, а класс страхователя – 3. В дальнейшем за каждый год без аварий водителю начисляется скидка в размере 5% от стоимости полиса. Максимальная скидка, при этом, может достигать 50%, это соответствует КБМ равному 0,5. Д

Для достижения максимальной скидки для полиса ОСАГО требуется десять лет подряд не совершать аварий при управлении застрахованным транспортным средством. Приобретенная скидка потеряется в случае ДТП с участием водителя в течение страхового периода. В ситуациях, когда КБМ равен единице, то есть скидка отсутствует, аварийный год обернется увеличением цены на обязательную страховку.

Важно. Любые санкции в отношении КБМ применяются только, если пострадавшая в ДТП сторона потребует компенсации от страховой компании, с которой сотрудничает водитель-виновник. Если пострадавший в аварии решит восстановить ущерб самостоятельно, не прибегая к помощи страховщика, изменения в коэффициенте бонус-малус не будет.

Также стоит отметить, что бонус-малус не принимается в расчет при страховке прицепов, транзитных транспортных средств, а также автомобилей, владелец которых является иностранным гражданином.

Как расшифровываются строчки?

Для того чтобы выяснить собственный КБМ следует использовать таблицу, которая представлена ниже.

Класс на начало годового срока страхования Коэффициент Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования
0 страховых выплат 1 страховая выплата 2 страховые выплаты 3 страховые выплаты 4 и более страховых выплат
М 2,45 0 М М М М
0 2,3 1 М М М М
1 1,55 2 М М М М
2 1,4 3 1 М М М
3 1 4 1 М М М
4 0,95 5 2 1 М М
5 0,9 6 3 1 М М
6 0,85 7 4 2 М М
7 0,8 8 4 2 М М
8 0,75 9 5 2 М М
9 0,7 10 5 2 1 М
10 0,65 11 6 3 1 М
11 0,6 12 6 3 1 М
12 0,55 13 6 3 1 М
13 0,5 13 7 3 1 М

При заключении договора ОСАГО первый раз в жизни автомобилист получает 3 класс. В таблице соответствующая графа выделена синим цветом. В данном случае КБМ (во втором столбце, выделен красным) равняется 1 и не влияет на стоимость страховки.

Предположим, что первый страховой год для водителя завершился без дорожно-транспортных происшествий. Следует посмотреть на столбик «0 страховых выплат», где значение КБМ равно 4. Следовательно, в следующий страховой период водитель получает 4 класс страхователя, бонус-малус которого 0,95, что дает возможность получить скидку на полис ОСАГО в размере 5%.

В случае, когда в текущем страховом периоде водитель с КБМ=1 стал виновником двух аварий и получил 2 страховые выплаты, цена на страховку увеличится до максимального показателя 145% (КБМ=2,45), и автомобилисту будет присвоен класс «М». Соответствующие ячейки отмечены желтым.

Правила пользования

Ориентироваться в таблице значений коэффициента бонус-малус несложно. Перед тем, как определить КБМ необходимо узнать свой класс страхователя. Информация о классе предоставляется в страховой компании, либо на сайте проверки коэффициентов. Для онлайн-проверки по таблице значений на сайте требуется внести в соответствующие поля сведения о водителе:

  • ФИО.
  • Дату рождения.
  • Серию и номер водительского удостоверения.

После ввода необходимых данных, проверка произойдет автоматическим образом в течение нескольких минут.

Справка. Помимо прочего, узнать свой класс на начало страхового периода можно лично в офисе страховщика, с которой сотрудничает водитель.

С собой требуется принести следующие документы:

  1. паспорт;
  2. водительское удостоверение;
  3. договор ОСАГО.

Проверка в офисе страховой компании обычно осуществляется в течение 15 минут. После определения водительского класса, следует воспользоваться таблицей КБМ ОСАГО на текущий год. Первый столбец содержит информацию о классе страхователя.

Во втором столбике закреплены сведения о предоставляемой скидке или увеличении стоимости полиса, соответствующие значению КБМ. На следующий год коэффициент при отсутствии выплат от страховщика сдвигается по таблице на одну строчку вниз, а при наличии аварий поднимается на определенное количество строк в зависимости от числа страховых выплат.

Примеры расчетов

Далее будет приведено два примера расчета коэффициента бонус-малус для водителя. В первом примере год был безаварийным, во втором произошло 2 ДТП.

Гражданин Х заключил договор ОСАГО в страховой компании в 2016 году. Ему предоставили 9 класс страхователя (КБМ=0,7), поскольку обращение за ОСАГО было не в первый раз.

Случай №1

В следующем страховом периоде гражданин Х снова обратился к страховщику для предоставления полиса ОСАГО по новому договору. 2016 год для водителя прошел без дорожно-транспортных происшествий. Двигаясь в правую сторону по таблице значений КБМ от 9 класса, сотрудник страховой компании увидел, что при 0 страховых выплат, новый класс будет 10, в результате чего автомобилисту увеличили размер скидки на 5%, предоставив КБМ=0,65.

Случай №2

По прошествии года гражданин Х снова обратился за договором ОСАГО в страховую компанию. Однако за предыдущий период страховки водитель стал виновником двух ДТП. При расчете нового коэффициента бонус-малус для гражданина Х, сотрудник компании обратился к таблице значений КБМ. В строке «10 класс» столбцу «2 страховые выплаты» соответствует значение 3. Следовательно, по новому договору ОСАГО для гражданина Х действует КБМ=1, то есть скидка не предоставляется.

Заключение договора ОСАГО является обязательной процедурой страхования автомобиля. Каждый водитель должен понимать, что на стоимость данного вида страховки напрямую влияет значение коэффициента бонус-малус, который зависит от количества аварий. Для того чтобы определить стоимость полиса на следующий год, автомобилистам необходимо уметь пользоваться таблицей значений КБМ и соблюдать условия страхования.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас: 

+7 (499) 703-38-65 (Москва)

Это быстро и бесплатно!


Смотрите также