Как самому сделать развал схождение в домашних условиях


Как самому сделать развал-схождение в домашних условиях

Геометрия подвески автомобиля подразумевает установку колес под определенными углами. Это позволяет снизить износ шин, дает устойчивость при движении. Процедура регулирвоки положения колес называется развал-схождение. Произвести ее можно на большинстве современных СТО. Однако не всегда имеется возможность попасть к мастеру или просто есть желание самостоятельно выполнить данный ремонт. Сделать развал-схождение своими руками не трудно, достаточно иметь минимум инструментов и времени. Самостоятельное обслуживание своего железного коня под силу каждому автолюбителю.

Почему углы «уходят»?

Перед тем, как перейти к регулировки развала-схождения своими руками, полезно будет знать, почему значение углов может измениться. Изменения происходит из-за:

  • Замены элементов подвески. Плановая или вынужденная смена стоек, тяг;
  • Деформации резины сайлентблоков. Происходит из воздействия окружающей среды, дорожного покрытия;
  • Механического воздействия или повреждение диска. Достаточно угодить в небольшую яму;
  • Смены покрышек. «Переобувание» на сезонную резину идентичного размера также вносит коррективы;
  • Изменения дорожного просвета. Из-за качества дорог, процедура популярна среди автолюбителей.

Следует помнить, что перед тем, как делать развал-схождение своими руками, необходимо проверить работоспособность всех элементов, связанных с передними колесами. Если имеется люфт или иные неисправности, то проводить регулировку нецелесообразно. Рекомендуется проводить плановый осмотр один раз в полгода, при смене сезона. Развал-схождение важный параметр, который напрямую влияет на безопасность движения.

Какой инструмент понадобится?

Чтобы провести корректную процедуру развала-схождения своими руками, понадобится место с ровной поверхностью. Желательно присутствие смотровой ямы, но можно и обойтись обычным домкратом. Из инструментов понадобится:

  • Мел;
  • Обычная линейка;
  • Веревка с металлическим предметом в качестве отвеса;
  • Стандартный набор ключей. Шестигранники, накидные;
  • Телескопическая линейка.

Данный набор не включает дорогостоящих специальных приспособлений. Все инструменты можно найти на рынке в свободном доступе. В качестве рабочего места подойдет эстакада. Однако стоит помнить, что на СТО манипуляции производятся на цифровом оборудовании, что дает большую точность при вычислениях.

Измеряем и корректируем развал

Для начала необходимо установить автомобиль на ровную поверхность и выставить руль на прямолинейное движение. Понадобится дополнительное место для перемещения машины. Дальнейший алгоритм корректировки развала своими руками выглядит следующим образом:

  • Мелом наносятся риски на резине. Одна в верхней точке, другая в нижней;
  • Над колесом закрепляется веревка с утяжелением таким образом, чтобы она совпадала с метками;
  • Замеряется отрезок от веревки до обода диска сверху и снизу;
  • Автомобиль смещается вперед, чтобы риски передвинулись на 90 градусов;
  • Наносятся еще риски сверху и снизу;
  • Вновь производятся аналогичные замеры;
  • Далее машина прокатывается вперед, чтобы первые деления сместились на 180 градусов;
  • Производятся замеры.

Полученные результаты не должны значительно отличаться друг от друга. Допустимая норма отклонения для заднеприводного автомобиля – 3 мм, для переднеприводного – 1 мм. Если допустимое отклонение превышено, то необходима корректировка развала.

Изменение угла производится за счет эксцентрикового болта. Чтобы получить к нему доступ, необходимо снять колесо. В зависимости от положительной или отрицательной разницы, а также ее размера, определяется направление и количество оборотов. После манипуляций с болтом, обязательно делаются повторные замеры.

Автомобилям для городского движения выставляется легкий отрицательный развал. При таком показателе машина лучше управляется в поворотах.

Замер и выставление схождения

Для измерений понадобится телескопическая линейка и ровная поверхность. Колеса устанавливаются параллельно друг другу. Дальнейший алгоритм регулировки схождения своими руками выглядит следующим образом:

  • Мелом наносятся риски с внутренней стороны колеса возле обода диска;
  • Линейка закрепляется между колесами таким образом, чтобы она не задевала деталей и узлов подвески;
  • Машина прокатывается вперед, телескопическая линейка продвигается назад. Следует следить за закреплением измерительного инструмента;
  • Шкала линейки отобразит разницу расстояния.

Допустимое расхождение значений – 1 мм. При превышении требуется корректировка схождения. Производится при помощи регулировки длины рулевых тяг. Если разница измерений носит отрицательный характер, то крепление тяги уменьшается. Если показатель положительный, то длина тяги увеличивается.

После проведенных манипуляций, замеры повторяются. Схождение корректируется до допустимых значений. Если расхождения больше, то процедура повторяется.

Как сделать развал-схождение своими руками Ссылка на основную публикацию

shodrazval-gid.ru

Как отрегулировать развал схождение колес автомобиля своими руками в домашних условиях

Едва ли кто-нибудь серьёзно задумывался о процедуре развала-схождения колёс своими руками и к тому же подручными средствами. Но буквально несколько десятилетий назад наладка «геометрии» ходовой части «в гараже у дяди Васи» не вызывала у автолюбителей никакого удивления.

Сход-развал колёс. Что это и для чего?

Если мысленно провести одну линию вдоль вертикальной плоскости колеса и вторую вдоль плоскости его вращения, то мы сможем увидеть угол развала, который отвечает за положение колёс при движении автомобиля в повороте, за чёткость его прохождения.

Угол развала

Положительное и отрицательное значение угла развала

Теперь поиграем воображением, смотря на автомобиль сверху. Проводим линии плоскости вращения колёс и линии направления его движения. Здесь мы можем наблюдать угол схождения колёс, который придаёт нашему автомобилю стабильность движения и его дальнейшую предсказуемость.

Угол схождения

Положительное и отрицательное значение угла схождения

Чтобы осознавать всю значимость процесса регулировки развала-схождения, необходимо понимать, что от правильности установки колёс автомобиля зависит его устойчивость во время движения (склонность к опрокидыванию и заносам), курсовая устойчивость (управляемость и манёвренность), экономическая составляющая (увеличенный ресурс шин и экономия топлива).

Как гласит «мануал» автослесаря: «…для отечественного автопарка ранних годов выпуска периодичность проверки «геометрии» составляет 10 000…15 000 километров…», для автомобилей же иностранного производства специалисты рекомендуют проводить диагностику каждые 30 000 километров пробега. По мне, так это слишком размытый показатель, который совершенно не отражает реалии современных эксплуатационных условий. Согласитесь, тяжело привязать к данным рекомендациям любителя бездорожья на тюнингованном «Паджеро», который активно «собирает» все кочки и ухабы, и дедушку на «семёрке», для которого преодоление дорожной неровности связано с полной остановкой автомобиля. Поэтому для определения состояния углов развала-схождения передних и задних колёс могут служить следующие признаки:

  • при прямолинейном движении автомобиль ведёт в сторону;
  • при положении колёс, соответствующем движению прямо, перекладина рулевого колеса смещена в сторону;
  • отсутствует курсовая устойчивость (автомобиль выказывает непривычное поведение, «рыскает» по сторонам);
  • запоздалая реакция на поворот рулевого колеса;
  • «тугой» руль;
  • при торможении машина «уходит» в сторону, на разворот (когда тормозная система исправна);
  • при максимальных углах поворотов радиусы значительно различаются друг от друга (колёса могут задевать подкрылки);
  • при выходе из поворота руль не возвращается;
  • нехарактерный шум покрышек во время движения;
  • неравномерный износ резины.

Для того чтобы вас не смущал последний пункт данного списка «симптомов», необходимо периодически проверять давление воздуха в шинах, как, в принципе, и гласит инструкция по эксплуатации автомобиля. В норме износ покрышки должен вызываться условиями её эксплуатации, а не следствиями механических неисправностей подвески автомобиля.

Примеры и причины преждевременного износа

Помимо этого существует также внеплановая необходимость проверки и регулировки углов развала-схождения. Как правило, данная процедура должна проводиться после:

  • сильных ударов, ведущих к повреждениям или смещениям деталей подвески;
  • долговременной и агрессивной езды по неровностям;
  • изменения клиренса автомобиля (косвенный признак «усталости» стоек, амортизаторов и резиновых элементов подвески);
  • снятия и установки стоек, балки с рычагами;
  • замены элементов подвески (шаровых опор, сайлентблоков рычагов и тяг);
  • замены элементов рулевой системы, влияющие на положение колёс (рулевая рейка, а также её наконечники и тяги);
  • после того как были установлены автобаферы или прочие варианты проставок на авто.

Начнём с того, что углы установки колёс на различных марках автомобилей могут существенно отличаться. Это связанно как с конструктивными особенностями подвески авто, так и непосредственно с его назначением. Например, гоночные автомобили для дрифта имеют отрицательный развал, который даёт им малое пятно контакта на прямой (снижает сопротивление качению), при поворотах же пятно контакта имеет максимальное значение, что позволяет пройти вираж с максимальной скоростью. А от развала, естественно, меняется и значения углов схождения.

Такая «геометрия» привычна для дрифта

Вследствие вышесказанного предлагаю вам познакомиться с методологией установки углов развала-схождения на примере автомобиля ВАЗ 2110, ну а затем при желании вы с успехом сможете применить её непосредственно на своём автомобиле.

Инструменты и необходимые условия

  • Набор ключей, головок;
  • Строительный отвес или уровень;
  • Моток проволоки или крепкой бечёвки;
  • Рулетка или же телескопическая линейка;
  • Два ровных бруска длиной в 60 сантиметров;
  • Две скользящих опоры под регулируемые колёса;
  • Смотровая яма с ровной площадкой.

Развал

Подготовка

Устанавливаем автомобиль на скользящие опоры (блины), проверив при этом, что они находятся на одном уровне, так как кривизна пола сильно влияет на точность измерений.

Проверка уровнем

Понимаю ваш немой вопрос о наличии опорных «блинов», предлагаю изготовить их из четырёх листов металла, предварительно смазав для лучшего скольжения каждую пару между собой солидолом.

Пример самоделки

Заостряю на этом ваше внимание, так как при регулировке угла развала-схождения одного из колёс второе должно находится в неподвижном состоянии.

На этом этапе у нас появляется выбор в способе снятия значений положения колеса: строительным отвесом или же строительным уровнем.

Для того чтобы все замеры получились правильными, нам необходимо выставить колёса строго по линии, соответствующей прямолинейному движению;

Прикрепив шнур отвеса на крыле (например, магнитом с подложенным под него тканью), измеряем расстояние «А» и «Б» на левом и правом колёсах (точка отсчёта обод колеса!), записываем результат;

Так используется вертикальный отвес

Прокатываем автомобиль так, чтобы линия замера повернулась на 90о, снимаем новые показатели. Повторяем операцию ещё раз и усредняем полученные значения, тем самым нивелируем погрешность измерения, связанную с биением диска колеса. Для переднеприводных автомобилей усреднённые значения углов развала считаются в норме 0 ± 1 мм, для заднего привода нормой считается диапазон +1 ±3 мм (кстати, для дисков размеров 13 и 14 дюймов 1 миллиметр развала равен примерно 10 угловым минутам).

В нашем же случае завод-изготовитель рекомендует устанавливать угол развала 0 ± 30′, что равняется примерно 2…2,5 мм. Какой же тип развала вам предпочтительнее, зависит от загрузки вашего автомобиля — чем больше вес брутто, тем больше будет отрицательный угол развала в динамике…

Пример развесовки на подвеске типа Макферсон

…и от стиля езды — чем агрессивнее прохождение поворотов, тем больше колесо стремится к положительному развалу.

Угол развала очень велик

Немного отвлеклись, продолжим.

На рассматриваемом автомобиле было решено установить отрицательный развал и для облегчения процесса к уровню заранее прикрепили пластину толщиной в 2,52 миллиметра.

Мерная пластинка поможет в работе

Регулировка

После всех приготовлений нам остаётся лишь приложить уровень к ободу колеса и отрегулировать его угол развала до того момента, пока пузырёк не займёт центральное положение.

Используйте строительный уровень для проверки

Повторяем вышеописанную операцию для второго колеса. Сам процесс регулировки заключается в том, чтобы открутить болты.

Регулировочный болт

Эксцентриковый болт

Регулировка данного значения на вашей модели может несколько отличаться, но смысл действий остаётся одинаковым: отклонить ось колеса перпендикулярно кузову автомобиля. Например, на переднеприводных автомобилях с таким же типом подвески «Макферсон» этот параметр также регулируется болтами крепления стойки. В одном исполнении может играть роль эксцентрика уже упомянутый верхний болт, в другом же сама стойка имеет регулировочное отверстие в виде овала.

На фото видно овальное отверстие для регулировки

В третьем же случае развал по умолчанию завода-изготовителя может совсем не регулироваться и тогда, при необходимости, приходится или самостоятельно делать овальную выточку на креплении стойки или же растачивать /приобретать верхний болт под регулировочный размер.

На заднеприводных автомобилях угол развала регулируется добавлением и убавлением шайб определённой толщины между нижним/верхним рычагом и балкой.

Регулировочные шайбы обозначены красным

Способы могут быть различными.

Регулировочные шайбы обозначены треугольниками

На автомобилях ГАЗ это вовсе отдельный процесс, как показано ниже.

1 — болт регулировки, 2 — регулировочная гайка, 3 — регулировочная пластина

Установка углов схождения

Подготовительные работы

Итак, автомобиль стоит на исходной позиции, положение колёс соответствует прямолинейному движению. Прикрепляем чуть ниже середины обода колеса параллельно полу заранее приготовленные бруски.

Установка брусков

Для того чтобы замерить как можно точнее расстояние между колёсами, закрепляем на одном краю бруска с помощью гвоздика конец рулетки…

Место отсчёта

…на другом колесе ленту рулетки оставляем свободной.

Замер расстояния

Протягиваем с обеих сторон от задних колёс к передним (строго посередине) крепкую бечёвку, следим за тем, чтобы она не задевала колесо (в этом месте мы будем проверять прямолинейное положение колёс).

Расстояние между ободом и колесом

Так как на отечественных автомобилях задняя ось немного уже передней, нам необходимо подложить с обеих сторон задних колёс одинаковые по размеру предметы, например, крышки от пластиковых бутылок.

Оттягиваем от колеса бичёвку

Необходимо проследить, чтобы бечёвка по всей своей длине не задевала посторонние предметы: брызговики, элементы тюнинга и т. п.

Как проверять

Замеряем рулеткой расстояния А, B, C и D:

Места замеров

Получаем:

  • A = 163.7 мм;
  • B = 162.6 мм;
  • C = 8 мм;
  • D = 5 мм.

То есть разница получается 11 мм. Такой результат нас никак устроить не может. Для начала необходимо установить одинаковый зазор C и D в 1…1,5 миллиметра и отрегулировать расстояния A и B, причём в нашем случае (автомобиль переднеприводный) схождение должно быть отрицательным. Зачем? В случае когда ведущие колёса являются управляемыми, при движении их передние части стремятся внутрь, у заднеприводных автомобилей всё происходит с точностью наоборот — при движении колёса стремятся разойтись, поэтому схождение стараются делать положительным.

Компенсация противодействующих сил

И хотя эти значения не так уж и велики, всё-таки прислушиваться к рекомендациям завода-изготовителя стоит.

Регулировка своими руками

Регулировка угла схождения на всех автомобилях сводится к тому, что при уменьшении значения рулевые тяги необходимо подтянуть, а при увеличении с помощью муфты длину тяг необходимо укоротить. Изменение расстояния между точками колёс необходимо проводить обеими тягами. Усреднённым расстоянием между замерами А и В считается значение в 1 мм.

Подвеска «Макферсон»

Методом проб и ошибок регулируем тяги (обе поочерёдно, не надо крутить лишь одну!), следя за тем, чтобы пыльник свободно проворачивался, не закручивался (при необходимости ослабьте хомут).

Хомут

Получаем значения:

  • A = 163.1 мм;
  • B = 163 мм;
  • C = 1 мм;
  • D = 1 мм.

Данные цифры вполне нас удовлетворяют. Регулировка углов развала-схождения на ВАЗ 2110 считается законченной. Для полноты картины к ознакомлению предлагается видеоролик.

Как в домашних условиях провести регулировку на примере ВАЗ 2110: видео

Так как вопрос рассматривается в широком ракурсе, давайте для широты кругозора пробежимся по ключевым моментам на примере грузовых автомобилей.

Как происходит процедура на грузовых машинах

Установка углов развала

На автомобилях с передним мостом и на грузовиках, имеющих балку, данный параметр нерегулируемый. Угол развала выставлен положением шкворня на заводе-изготовителе и может измениться лишь вследствие его износа. Мы можем лишь с помощью отвеса проверить его по описанной выше методике. Устранение же износа — это сугубо слесарный момент.

Шкворень

Установка углов схождения

Чем делать проверку

Для снятия замеров на грузовиках лучше пользоваться телескопической линейкой, так как из-за большой колёсной базы при измерении рулеткой можно получить погрешность вследствие её прогиба.

Скорее всего, у большинства возникнут проблемы при поиске телескопической линейки. Предлагаю свои варианты решения проблемы:

  • Изготовить линейку из штанги от ванной занавески;

Штанга от шторы

  • Прикрепить к трубе/бруску/палке (нужное подчеркнуть) штангенциркуль;

Штангенциркуль

  • Или совсем не заморачиваться и попросить простую линейку у школьников.

Линейка

  1. Проводим линию-отметку внутри покрышек параллельно земле по всей длине колеса и снимаем линейкой показания с обеих сторон диска.
  2. В случае с телескопической линейкой:
  • Устанавливаем телескопическую линейку и снимаем показания с одной стороны, спереди;
  • Прокатив автомобиль на полоборота колеса, снимаем показания с противоположной стороны, сзади;
  • Высчитываем разницу и при необходимости регулируем тяги;
  • Повторяем действия для избежания погрешностей.

Снятие показаний

Как отрегулировать

На некоторых автомобилях помимо контргаек часто необходимо ослабить болты регулирующей муфты, после чего поворачивая её в какую-либо сторону, меняют значение схождения колёс.

Схождение колёс

На грузовиках же необходимо ослабить стяжные болты (1) наконечников (2) и проворачивать поперечную тягу (3) трубным ключом (4), как указано на схеме.

Поперечная тяга

Причём усреднённое значение угла схождения на грузовых автомобилях равняется двум мм. Для тех, кто заинтересовался подробнее, видео ниже.

Как сделать настройку на передних колёсах грузовых авто

К сожалению, невозможно детально разобрать весь процесс регулировки углов развала-схождения для всех типов автомобилей, слишком уж большое разнообразие технических решений ходовой части присутствует на данный момент. К тому же углы установок значительно отличаются в каждой конкретной модели.

  • Автор: Олег Вавилов
  • Распечатать

motorltd.ru

Регулировка развала схождения. Сход развал своими руками. Советы и рекомендации как самому сделать развал схождение колес

Ни для кого не станет новостью, что неверно налаженный сход развала колеса, может привести не только к ухудшению качества покрышки, но и увеличить расход топлива. Именно поэтому, к выставлению схода развала стоит подойти ответственно.

Своими силами настроить сход развал совсем не сложно, как может показаться сначала. Мы попытаемся рассмотреть этот вопрос подробно и дать оптимальные советы новичкам механикам. Стабилизация пары управляющих колес – это тот самый важный аспект, который влияет на устойчивость машины на дороге. Что это значит? Колеса должны двигаться по прямой линии, а минуя поворот возвращаться в исходное положение.

Следуя из этого, острая необходимость процедуры стабилизации колес разъясняется очень просто. Когда автомобиль двигается, колеса, которые не стабилизированы, уходят в сторону в результате толчков от дороги. Тогда водитель должен возвращать колеса в нужное (прямолинейное) положение. Учитывая то, что это происходит постоянно, человек за рулем сильнее устает. К тому же, контакты рулевого привода быстрее износятся. А с увеличением скорости, растущая неустойчивость становиться не безопасной.

От чего зависит стабилизация управляемых колес? Ответ просто: от их схождения или развала. Регулировка схода развала колес может быть произведена в автомастерских, но вполне возможно решить эту проблему и своими руками.

Первое, что необходимо сделать, это определить необходимость регулировки схода развала.

Рассмотрим это по пунктам:

  1. Непрерывный уход авто от заданного курса прямолинейного движения в ту или иную сторону.
  2. Неоднородная изношенность покрышек.
  3. При осмотре желобка протектора переднего колеса вдоль оси вращения, необходимо осмотреть края этого желобка. Кромки одинаковые – это значит, что нет причин для беспокойства, если же одна из них имеет некоторую заостренность, а другая – нет, значит у вас есть проблема. Но на это стоит обращать внимание лишь при спокойной езде. Если же вы являетесь поклонником быстрой скорости, то это условие может быть обманчивым.
  4. Трудность управления при маневрах.Наличие хотя бы одно из таких симптомов говорит, что нужно устанавливать развал схождения. Водители имеющие некоторый опыт в ремонте авто своими руками при большом желании могут выполнять сход развал самостоятельно.

Как регулируется сход развал?

Для ремонта вам будут необходимы:

  • линейка;
  • мел;
  • стандартный набор инструментов;
  • шнур с отвесом;
  • ровная площадка с ямой или подъемником.

 

Сначала потребуется выяснить: насколько точно было произведено схождение раньше. Т.е. «нулевое» ли положение у рулевой рейки при прямолинейном движении. Как это сделать? Следуем дальнейшим указаниям: поставить автомобиль на ровной поверхности. Затем повернуть максимально руль в одну сторону, сделав метку сверху на руле (посередине круга) повернуть руль до упора в другую сторону. При этом необходимо посчитать количество целых оборотов и частей целой окружности (долей). Когда посчитали поделить полученное количество на 2 и повернуть руль в это положение. Если данный результат совпадает с привычным положением руля, то «нулевое» положение рейки выставлено. Если нет, это придется сделать самим.

Как выставить «нулевое» положение?

Необходимо снять руль, для этого отвинтите гайку. После зафиксировать его в посчитанном нами «нулевом» положении (спицы руля должны располагаться симметрично). Теперь мы будем ориентироваться по этому положению. Дабы себя проверить, нужно поочередно вращать руль влево/право — в обе стороны он должен поворачиваться на одинаковое количество оборотов, по этому поворачивая колесо до предела в стороны, подщитывайте их.

Далее нужно ослабить стопорные гайки наконечников рулевых тяг. Одну тягу следует немного выкрутить, а вторую закрутить на такое же самое количество оборотов (это очень важно!). Такую процедуру можно сделать один раз и более не менять положение руля. А в дальнейшем – лишь регулировать схождения.

 

Как отрегулировать схождения колес?

После проверки прямолинейность нужно проверить степень загруженности транспорта, давления в покрышках, надежно ли крепление подвески и механизма руля. После этого уже можно приступить непосредственно к проверке и настройке схождения.

Для определения уровня схождения колес, следует вычислить разницу между точками на ободе спереди и сзади его оси геометрии. Для этого нужно использовать специальную цепь с линейкой или натяжной прибор.

Чтоб измерить схождение линейка устанавливается меж колес, таким образом, чтоб наконечники труб уперлись в бок покрышек, а цепочки дотрагивались до земли. Когда вы установите стрелку на нулевое положение, машину следует немного перекатить вперед, чтоб линейка очутилась сзади оси колес. При этом стрелка должна показывать уровень схождения. В случае несовпадения с нормой она должна быть откорректирована.

Для того, что бы отрегулировать схождение колес нужно вращать соединительные муфты боковых рулевых тяг. Когда эта операция проведена, контрольные гайки необходимо надежно затянуть.

Регулировка угла развала колес

Самым сложным процессом выступает проверка и регулировка развала колес, но и ее возможно выполнить своими силами. Чтоб это сделать машина поднимается так, чтоб колеса не дотрагивались до земли. После этого нужно вычислить места одинакового биения на боковых частях шин. Выставив колеса в положение движения по прямой, рядом с колесом следует подвесить груз. Мелом делаются метки по окружности колеса сверху и снизу. С помощью шнура с отвесом вычислите дистанцию от обода до шнура.

Разница дистанций между нитью груза и верхней частью обода и есть уровень развала.Для точности выполнения процедуры прокатите машину, чтоб колесо повернулось на 90?.. Повторить несколько раз и записать результаты.

Далее снимаем колесо автомобиля и отпускаем 2 болта крепления кронштейна стойки амортизатора к поворотному кулаку. Затем сдвигаем вовнутрь или наружу поворотный кулак, в каком направлении, и на какое расстояние, зависит от результатов ваших замеров. Именно таким образом вы сможете установить необходимый угол развала. После процедуры нужно подтянуть болты, поставить колесо и вновь провести замеры.

Помните, что на автомобилях с задним приводом допускают норму угла развала передних колес, где-то в пределах +1 — +3 мм, а у машин с передним приводом такая норма равна от -1 до +1 мм.

После завершения всей процедуры, не забывайте проверять затяжку всех тех болтов, которыми вы проводили регулировку. А в после завершения регулировки развала схождения проверьте выравнивание автомобиля на дороге.

Делая сход-развал собственноручно, помните, что необходимо проводить замеры несколько раз (не меньше трех), после чего взять среднеарифметическое значение. Если развал-схождение отрегулированы правильно, транспортное средство не будет уходить в сторону при движении, а износ протектора шин будет равномерный.

Вся процедура регулировки проводится заново в том случае, если после проведенных работ машина всё равно «уходит» с траектории прямолинейного движения. О неправильном развале или схождении также скажет неравномерный износ покрышек, по этому диагностика шин также будет не лишней.

 

Самостоятельное выполнение такой не легкой процедуры сэкономить приличную сумму денег, однако помните, что для большинства современных автомобилей рекомендуется проведение сход/развал в автосервисах.

Автор: Иван Матиешин

Не нашли ответ на свой вопрос?

Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!

etlib.ru

Делаем сход развал в домашних условиях

Принято считать, что угол между вертикалью колеса и плоскостью его вращения – это развал. Если смотреть на колесо спереди, то его отклонение влево или вправо показывает, насколько изменен угол. Развал можно разделить на два типа: положительный и негативный. Если колеса имеют наклон вовнутрь, т.е. их крайние нижние точки ближе, нежели верхние, то такое положение называется положительный развал колес. А если все с точностью да наоборот – это негативный развал. Схождением принято называть угол, определяющий отношение плоскости вращения колеса к плоскости поверхности, на которой стоит автомобиль. В данном случае также можно схождение разделить на два варианта: положительный и отрицательный угол схождения колес. В случае, когда колеса автомобиля имеют смещение в центр, то такое положение называется положительным, а если наружу – отрицательным.

В основном, на многих автомобилях только передние колеса могут иметь совсем незначительное положительное схождение. От этого параметра (схождение) и от того, как он настроен, зависит предсказуемость и стабильность на дороге. Не правильная диагностика и регулировка может спровоцировать преждевременный износ резины.

Необходимый инструмент

Первоначально нужно приготовить место для проведения осмотра. Очень важно, чтобы была смотровая яма, так как домкрат не сможет обеспечить такой доступ к подвеске. Поэтому нужно обязательно создать все необходимые условия. Можно заехать и на эстакаду, но в зависимости от того – какой она высоты, так как подъем более полутора метра будет слишком большим, лучше найти смотровую яму.

Далее нужно приготовить инструмент (для такого рода регулировочных работ подойдут любые домашние инструменты). Из инструмента вам понадобиться: стандартный ремонтный набор автомобилиста, строительный отвес, мел (можно взять детские наборы мела). Можете также приготовить емкость с чистой водой и ветошь. Последнее может пригодиться для очистки рук или некоторых частей автомобиля. Стоит выделить для такого занятия специальную рабочую одежду, поскольку поддон автомобиля зачастую грязный и в машинном масле. Последнее, как известно, очень тяжело отстирывается с применением любых средств.

Если вы решили сделать развал-схождение самостоятельно в первый раз, то лучше с собой привести хорошего специалиста, он может контролировать процесс выполнения. Это хорошее условие для того, чтобы все сделать правильно.

Пошаговая инструкция

Как делать развал схождение? Перед тем, как приступать к работе, важно выучить азы работы автомобиля и его конструкцию. Каждый вид авто имеет свои особенности, поэтому очень важно их учитывать при работе. Сход будет делаться быстро, если под рукой будут все домашние инструменты или помощник, который быстро их подаст. Первым делом будем делать развал, а после сход.  Так как все это будет делаться вне СТО и не специалистами, необходимо быть внимательными и аккуратными, чтобы сделать развали сход колес своего железного друга не хуже аса профессионалов.

  1. Устанавливаем колеса автомобиля по прямолинейной траектории движения. Это условие нужно соблюдать для выполнения правильных замеров.
  2. По линии диаметра каждого колеса белым мелом стоит выполнить метки, которые проходят вверху и внизу.
  3. Берем шнур с отвесом и прикладываем его к крылу авто в области тех меток, которые мы поставили.
  4. Измеряем расстояние от ободка до приложенного шнура. Если она составляет не больше трех миллиметров – все в порядке.
  5. Заводим автомобиль, выезжаем с эстакады или с ямы и проворачиваем руль на 90 градусов. После этого опять заезжаем на место ремонта и проводим аналогичные действия. Это действие будет делаться затем, чтобы усреднить полученные значения и получить более точную величину, которая не зависит от положений колес, высоты подкрылков и т.д.
  6. Усредняем полученные измерения и фиксируем их. Обязательно надо правильно записывать эти значения и использовать одну и ту же рулетку для замеров.
  7. Снимаем колесо, отпускаем болты крепления кронштейнов стойки амортизатора в направлении поворотного кулака. Он будет сдвигаться наружу или вовнутрь, все зависит от правильно выполненных замеров. К примеру, если замеренная разница составила 3 миллиметра – то на эту величину сдвигаем поворотный кулак.
  8. После выполненной работы выполняется установка колес автомобиля. Обязательно стоит правильно их установить и повторно произвести замеры. Теперь разница должна быть нулевой, а если нет – можно повторно делать описанные выше действия.

Стоит учитывать, что норма угла развала у задне-приводных авто – +1-+3 миллиметра, а у передне-приводных от -1 до +1.

Теперь будем делать схождение. Для этого лучше всего использовать телескопическую линейку, но при ее отсутствии можно обойтись подручными средствами и инструментами (линейки с четкой шкалой подойдут).

  1. Для того, чтобы правильно делать сход – устанавливаем машину так же, как и при регулировке развала. Колеса выставляются прямо.
  2. Мелом делаются отметки внутри покрышек, ставим линейку на эти точки.
  3. Дальше делается совмещение нулевого значения с неподвижным указателем шкалы. На практике встречаются случаи, когда линейка соприкасается с кузовом и подвеской, но это не правильно.
  4. Далее нужно отъехать немного вперед или толкнуть машину, чтобы линейка подалась немного назад, проверьте ее показания.
  5. Если замер равен нулю – все в порядке, если он уменьшился – подтяните рулевые тяги, если увеличился, наоборот – укоротите с помощью муфты.
  6. После этих действий стоит произвести повторно вышеуказанные работы и еще раз проверить схождение. Все должно делаться по инструкции, не забывайте о правилах безопасности.

Теперь, прочитав эту статью, для любого водителя выполнить развал и сход колес будет не проблематично. Не нужно при возникновении неисправности сразу же обращаться в сервисы. Если возникает какой-то неприятный случай, попробуйте разобраться с проблемой самостоятельно, тем более что сегодня найти информацию касательно любой части транспортного средства не является проблематичным.

Видео “Делаем развал схождение колес”

На записи автолюбитель рассказывает и показывает, как в гаражных условиях проверить развал схождение колес.

mineavto.ru

Как сделать развал схождения в домашних условиях

Сегодняшний наш пост посвящен такой теме как самостоятельно сделать развал схождения на своем автомобиле. А так же узнаем что это такое и для чего он вообще необходим.

Многие автолюбители в своем лексиконе употребляют выражения «развал и схождение». А насколько правильно каждый из них понимает, что эти слова обозначают, и как развал-схождение влияет на возможности автомобиля? В данной статье я постараюсь донести, в первую очередь, для новичков, а также для бывалых водителей, что собой представляют эти понятия, и как отрегулировать развал схождение своими руками.

Что такое развал схождения

Для повышения устойчивости автомобиля при движении, легкости управления и снижения износа шин служат углы установки передних управляемых колес. К таким углам относятся: схождение и развал колес, продольный и поперечный наклон геометрической оси поворота (кастер, или, устаревшее, кастор) управляемого колеса.

Если сказать коротко и сжато то развал схождения это установка передних колес под определенным углом относительно элементов кузова и подвески машины, делается это для оптимальной устойчивости автомобиля на дороги и для максимально удобного и легкого управления транспортным средством.

Что такое схождение

Это угол между  плоскостью вращения колеса и продольной осью автомобиля

Угол схождения – это отношение между передней и задней кромками шин на одной оси. Ось со схождением передних колес означает, что передние кромки шин установлены ближе, чем задние кромки. Обратным явлением является обратная сходимость управляемых колес. Изменение сходимости на передних или задних колесах может помочь в более легкой поворачиваемости автомобиля (это также больше применимо для гоночных треков, в жизни супер-поворачичваемость автомобиля вам не понадобиться).

Что такое развал

Это угол между вертикалью и плоскостью вращения колеса в положении прямолинейного движения

Развал колес – это вертикальный угол колес при лобовом взгляде на автомобиль. Некоторые автогонщики, добавляют отрицательный развал – когда вершины колес ближе друг к другу, чем их нижние части – предоставляет дополнительную контактную поверхность авто шины с поверхностью дороги на поворотах, максимально повышая при этом сцепление и увеличивая шанс победить в гоночном соревновании.

Кастер

Продольный наклон поворота шкворня (кастер) – это отношение между вертикальной осью колеса и осью рулевой колонки, а следовательно относится только к рулевой оси. Значительное изменение продольного наклона поворота шкворня требует абсолютно новых или модифицированных компонентов подвески, поэтому мы не будем вдаваться в подробности регулировки этой «переменной» в данной автомобильной статье.

Шкворень — стержень шарнира поворотного соединения частей транспортных машин. В более узком смысле — ось поворота управляемого колеса автомобиля или иного транспортного средства.

Зачем нужно делать развал схождения на автомобиле

Если вы заметили, что стоит отпустить руль, и машину начинает «тянуть» вправо или влево, есть ощущение неустойчивости автомобиля в поворотах, то нужно обязательно выбрать время и отрегулировать геометрию расположения колёс, а также провести их балансировку.

Идеальным положением колёс можно считать такое, при котором плоскость их вращения располагается точно под прямым углом к дорожному полотну и параллельно оси симметрии кузова. В этом случае мы получаем максимальный контакт с дорогой при минимальном износе протектора. Естественно, в идеале плоскости вращения всех колёс в любой ситуации должны быть строго параллельны, но на практике это не достижимо.

Когда необходимо делать развал схождения

Углы установки могут нарушаться, например, при ударе колесом о бордюрный камень во время парковки или при наезде на высокой скорости на какой-либо дефектный участок дорожного полотна — выбоину, яму и т. д. Обязательно выравнивать углы установки колёс следует и при обнаружении неравномерного износа шин.

  1. Автомобиль заметно «тянет» вправо или влево
  2. Машина движется прямо только при некотором повороте рулевого колёса
  3. После выполнения поворота руль не возвращается в «нейтраль» самостоятельно

Почему нужно делать развал схождения колес машины

  • Автомобиль после регулировки развал-схождения будет обладать лучшей курсовой устойчивостью, то есть машину не будет уводить в сторону
  • Машиной будет легче управлять, она станет более манёвренной и менее склонной к заносам
  • Наличие правильных параметров развала-схождения экономит топливо и увеличивает ресурс шин.

Для того, чтобы выставить углы развала и схождения на вашем авто, не прибегая к услугам мастера, потребуются инструменты:

  • Стандартный набор гаечных ключей
  • Раздвижные пассатижи
  • Штангенциркуль
  • Брусочек 22 мм толщиной
  • Брусочек 6 мм толщиной
  • Бечевка недлинная
  • Бечевка длинная, с крючками с обоих концов

Перед тем, как приниматься за регулировку колес, автомобиль следует подготовится

  • Установить его на ровной площадке
  • Проверить атмосферное давление во всех колесах
  • Снять с дисков декоративные колпаки
  • Обеспечить нагрузку автомобиля около 320 кг. Нагрузка должна быть распределена равномерно. Например, можно имитировать присутствие четверых пассажиров на всех местах и дополнительный груз весом 50 кг в багажнике авто
  • Проверить топливный резервуар. Машина должна быть полностью заправлена

Теперь нужно проверить, насколько угол развала отличается от штатного. Для этого следует выровнять колеса строго прямо, а затем несколько раз «прожать» переднюю и заднюю подвески с усилием около 50 кг.

Далее нужно привязать вертикально короткую бечевку, как показано на рисунке

Его регулировка производится за счет болта с эксцентриком на стойке. Нужно отпустить его гайку и болтом отрегулировать градус. Натяжение второго болта кулака ослабляется симметрично.

Для проверки угла схождения следует взять длинную бечевку с крючьями. Одним концом нужно зацепить ее на передней плоскости переднего колеса, а другим – на противоположной, задней плоскости заднего. Бечевка должна быть натянута ровно, то есть, колеса перед замерами следует выровнять идеально..

Конструкция большинства авто такова, что колея задних колес у него несколько уже, чем передних. При натянутой бечевке это очень хорошо видно. Ее следует натянуть так, чтобы при ровно стоящих передних колесах она в двух местах касалась резины на 1-2 мм, а сзади находилась в воздухе. Эту пустоту нужно компенсировать подкладыванием под бечевку брусочка толщиной в 22 мм. Затем нужно подложить брусочек 6 мм и проверить, продолжает ли бечевка касаться обеих точек переднего колеса. Если нет, то схождение нужно регулировать.

Для этого необходимо ослабить на наружной рулевой тяге хомуты муфты; затем раздвижными пассатижами следует вращать муфту, пока бечевка не коснется двух точек на покрышке одновременно. Достигнув результата, нужно тщательно затянуть ослабленные стяжные хомуты данной муфты.

Точно такая же процедура проводится с противоположной парой колес.

В данной таблице приводятся требуемые градусы развала, схождения и кастера.

Углы установкиЗначения
Развал0±30’+40’-20’, (0˚30±20)*
Схождение1-7 мм, (2-4)*
Продольный наклон шкворни (кастер)4˚+1˚-1˚30’, (4˚±30’)*

В скобках даны идеальные показатели для негруженого автомобиля.

Сделать установку нужного градуса развала и схождения колес в домашних условиях совсем несложно. Для того, чтобы увидеть процесс воочию, можно посмотреть видеоролик, где подробно показывается вся процедура регулировки положения колес.

Сколько стоит сделать развал схождение

Специалисты советуют проводить плановую регулировку сход развала на машинах отечественного производства каждые 15-20 тысяч километров, а на автомобилях иностранного происхождения после каждый 30 000 километров.

Цена на регулировку развала схождения в среднем колеблется 20-50 долларов, это на хорошей станции с компьютеризированным оборудованием, в подвале у дяди Васи скорее всего значительно дешевле, но качество как говорится будет соответствовать цене, а потом еще и покупать новую резину – так что стоит подумать где лучше делать регулировку колес.

Где можно сделать развал схождение

Отрегулировать углы развала и схождения можно практически на любой качественной станции технического облуживания автомобилей – СТО. Но лучше воспользоваться советами знакомых про качество регулировки и поехать на проверенную станцию к хорошим специалистам.

Как сделать развал схождение своими руками видео

Посмотрите этот ролик для наглядного понимания регулировки колес, да и самого процесса в целом

Ну а после руглировка развала схождения не лишним будет произвести и балансировку колес.

Для чего нужна балансировка колес

Колёса вращаются, и делают они это чаще всего довольно быстро. Но есть небольшая проблема — заключается она в одном законе физики. Если у колеса одна часть хоть чуточку тяжелее другой части, то при кручении эта разность тяжести импульсивно увеличится в десятки раз, так как центробежная сила увеличивает такую нагрузку.

Если говорить проще, то при вращении колеса, у которого вес в разных частях его окружности несколько отличается, центр этого колеса тянет в ту сторону, где вес колеса выше. Такой же эффект, только более ярко выраженный и наглядный, к примеру, будет, если одеть на палец какое-нибудь колёсико и начать вращать его.

Затем к этому колёсику в любое место прилепить жвачку и снова раскрутить его — Вы почувствуете дисбаланс при вращении, так как палец будет тянуть по кругу в ту сторону, где в данный момент времени будет находиться место окружности колёсика с прилепленной жвачкой.

Что такое балансировка колес автомобиля

Балансировка колёс это  процесс уменьшения до приемлемого уровня дисбаланса колеса, диск, ступицы, крепления колеса и элементов подвески.

Как происходит балансировка

После того, как колесо собрано, его устанавливают на специальный станок — балансировочный стенд. Колесо центрируется с помощью конуса на оси балансировочного станка. После нескольких оборотов вращения на стенде, компьютер сообщает оператору на каком месте и какой массы необходимо закрепить груз. Грузы различаются по массе и по типу крепления — либо набивной, либо клеящийся. Клеящиеся груза обычно используют на литых дисках, чтобы приклеить его с внутренней стороны диска, и тем самым не испортить эстетичность диска.

Как часто делать балансировку

Когда же производить эту процедуру:

  • После установки резины на диск
  • После сильного удара вследствие попадания в яму
  • Не реже 1 раза в год

Сколько стоит балансировка колес

В основном цена зависит о диаметра колеса, вот таблица примерных цен на эти услуги

Цены на балансировку колес легковых автомобилей(стоимость грузов включена)
Размер колесаR12R13R14R15R16R17R18R19R20R21R22
Цена за колесо (руб.)100100125125125150200200200250300
Цены на балансировку колес внедорожников, кроссоверов, минивэнов, малых грузовых автомобилей(стоимость грузов включена)
Размер колесаR15R16R17R18R19R20R21R22R14CR15СR16С
Цена за колесо (руб.)150150150200250300300350250250250

Вывод

На этом мы заканчиваем наш пост – как самому сделать развал схождение, надеемся мы не зря потратили ваше время и вы почерпнули из этой статьи что то полезное для себя и своего автомобиля.

santavod.ru

Сход развал своими руками

Можно с большой уверенностью утверждать, что среди водителей со стажем и только получившими «водительские права», есть такие, которые слышат об этом первый раз. Для большей части владельцев автомобилей, которые сами не проводят обслуживание и ремонт своих «железных коней», знать об этом не нужно. Для тех, кто любит мастерить и смотрит за своим автомобилем самостоятельно, эта статья может оказаться полезной.

Что понимают под схождением и развалом передних колёс.

Когда развал и схождение колёс на автомобиле установлен правильно, соблюдены все рекомендации завода изготовителя транспортного средства, это обеспечит хорошую устойчивость при движении по любым дорогам. Износ резины будет происходить равномерно по всей площади колеса, управление становиться лёгким и надежным.

Под развалом понимают положение колеса по отношению к дороге. Нормальное положение считается таким, когда наклон верха колеса направлен наружу. Эта величина определена заводом и имеет определённое значение для разных моделей автомобилей. Плохо для автомобиля и для колеса непосредственно, когда наклон его верхней части направлен внутрь. В таком случае о хорошей устойчивости и управляемости приходится забыть, а износ резины сильно ускоряется.

Под схождением понимают расстояние между передними и задними точками дисков передних колёс. Развал колёс измеряется в градусах, а схождение колёс кроме градусов, можно определить с помощью расстояния в миллиметрах.

Когда необходимо проводить проверку развала и схождения.

Различные источники рекомендуют проводить регулировку при пробеге примерно 12-15 тысяч километров, или один раз в год. Иногда бывают случаи, когда приходится выполнять такую операцию досрочно. Причиной этого в большинстве случаев бывает состояние наших дорог. Достаточно один раз «поймать» хорошую выбоину, чтобы потребовалось проводить проверку и регулировку развала и схождения передних колёс.

Если владелец планирует эксплуатировать без особых проблем свой автомобиль длительное время, то экономить на этой операции не стоит. После каждой замены шаровых опор, сайлентблоков, рулевых тяг, амортизаторов необходимо проводить проверку и регулировку развала и схождения колёс.

Выполнить эту операцию сегодня достаточно просто. Нужно просто заехать в сервис, который выполняет такую операцию, и специалисты быстро и качественно выполнят эту работу. Но бывают случаи, когда такую работу необходимо выполнить самостоятельно в условиях гаража.

Выполняем развал и схождение самостоятельно.

Не будем повторяться о важности этой операции. Процесс этот важный и отнестись к нему необходимо с полной серьёзностью. Для выполнения её необходим инструмент и приспособления:

  • Наличие смотровой ямы.
  • Отвес.
  • Мел или фломастер.
  • Набор ключей.
  • Раздвижная линейка со шкалой.

Проведение операции проверки и регулировки развала и схождения для автомобилей с приводом на передние колёса и «классики» имеют некоторые различия. Для выполнения этой операции в домашних условиях необходимо обеспечить наличие ровной, горизонтальной площадки. Проверку и регулировку проводят в несколько этапов:

  1. Автомобиль устанавливается на площадке таким образом, чтобы передние колёса стояли прямо. На внешней стороне покрышке наносят две метки, одна вверху, а другая снизу.
  2. Прикладывают отвес к крылу таким образом, чтобы он был в плоскости с нанесёнными метками. Далее штангенциркулем или другим измерительным инструментом измеряют расстояние от шнура до диска колеса возле верхней и нижней метки. Если разница составляет около 3 миллиметров, это нормально.
  3. Далее необходимо провернуть колёса, прокатив автомобиль вперёд, чтобы нанесённые метки расположились горизонтально.
  4. Снова проводятся замеры от шнура до диска колеса в вертикальной плоскости.
  5. Для получения более точных данных замеров, такую операцию необходимо произвести несколько раз.

Разница размеров межу верхней и нижней меткой для автомобилей с передним приводом должна быть не более 1 мм, а для «классики» - 3 мм. Если полученные результаты измерений не вписываются в эти нормы, проводят регулировку. У автомобилей с передним приводом нужный результат получают сдвигом стойки вперёд или назад, а у «классики» добавляют или убирают регулировочные шайбы нижнего рычага передней подвеске. Если «классика» в передней подвеске имеет стойку «Мак Ферсон», для регулировки тоже двигают стойку.

Схождение колёс проверяют с помощью раздвижной линейки. Для этого на внутренней части колёс впереди по ходу автомобиля делают две метки и измеряют расстояние. Далее необходимо перекатить автомобиль таким образом, чтобы метки оказались сзади по ходу автомобиля. Замер, полученный между метками, должен быть больше предыдущего примерно на 1 мм. Этого можно достичь проворачиванием рулевых тяг.

Хочется напомнить, что подобные самостоятельные регулировки, являются временными, поэтому, надолго не откладывайте проверку на специальном оборудовании передней подвески автомобиля.Удачи на дорогах!

lada-na-remont.ru


Смотрите также