Как считается коэффициент бонус малус


Как исправить коэффициент бонус-малус

Коэффициент «бонус-малус» применяют с момента введения ОСАГО. Изначально информацию о водителях аккумулировали страховые компании — и при расчете стоимости очередного полиса руководствовались своими же данными. Если страхователь не менял компанию, скидка за безаварийную езду каждый год увеличивалась. При смене компании страхователю приходилось брать справку о безубыточности по прежнему договору — иначе скидки не видать. Правда, этого почти никто не делал, поскольку в ту пору полис ОСАГО обходился недорого, а скидки были копеечные.

В 2013 году РСА запустил специальную информационную систему (АИС РСА), в которой стала накапливаться вся переданная страховщиками информация о страхователях, в том числе о произведенных выплатах. И обязал страховые компании с июля 2014 года при оформлении ОСАГО использовать только эти данные. Получилось так, что у многих водителей скидки за безаварийную езду пропали, и вот почему.

Как это работает

Когда действие полиса заканчивается, водителю (если количество допущенных к управлению ограничено) или собственнику (если полис без ограничений) присваивается определенный класс, в котором отражается, насколько аккуратно человек ездит. Каждому классу (всего их пятнадцать) соответствует свой КБМ. Чем выше класс, тем меньше страхователь заплатит за страховку (см. таблицу).

Существующая система откровенно грабительская. За каждый безаварийный год страховщики даруют нам лишь 5% скидки. Максимальная — 50%. Но для этого нужно одиннадцать лет не попадать по своей вине в аварии. Стоит хоть раз оступиться, и цена полиса ОСАГО на следующий год сильно вырастет. К примеру, вы пять лет проездили без аварий, а на шестой год стукнули другой автомобиль. Значит, при оформлении следующего полиса вместо скидки 30% (КБМ 0,7; класс 9) вы получите лишь 10% (КБМ 0,9; класс 5). А если по вашей вине случилось больше трех аварий, КБМ и вовсе будет 2,45. Если не страховали автогражданскую ответственность больше года, скидка аннулируется — КБМ становится равным единице.

Впишете в полис водителя с плохой историей — и стоимость ОСАГО будут рассчитывать с учетом именно его КБМ (то есть худшего). Повод задуматься, кого пускать за руль своего автомобиля. Если полис ОСАГО — без ограничения количества лиц, допускаемых к управлению, КБМ привязывается к собственнику. При заключении такого договора никаких вычетов не положено (КБМ равен единице), а рост скидок начнется только со следующего года при условии страхования того же автомобиля.

Даже в теории подобная система скидок выгодна в первую очередь страховщикам и в меньшей степени — водителям. А на практике вдобавок КБМ у большинства неправильный — причем не в пользу водителя.

Исправляем ошибки

Страховщики хотят побольше заработать, и вот как им это удается. К примеру, поменяли вы паспорт или права. Страховая компания вносит информацию в базу по новым документам и предлагает купить страховку… с КБМ, равным единице — как для новичка. Формально не придерешься, ведь данные о водителе в АИС РСА идентифицируются по нескольким критериям: ФИО, данные водительского удостоверения и паспорта. Добросовестный страховщик должен спросить у вас о замене документов, чтобы привязать вас к прежним данным, сохранив КБМ. Но кто откажется от лишних денег? И не отказываются, ссылаясь на плохую работу базы АИС РСА. Поэтому, поменяв документы, известите об этом свою страховую компанию. И обязательно проверьте, внесены ли новые данные и сохранился ли ваш коэффициент за безаварийность.

Другой вариант: при заключении договора ОСАГО неправильно написали вашу фамилию или номер водительского удостоверения. Система вас не узнает — и вновь никакой скидки вам не дадут. При заключении договора внимательно проверяйте данные: увидели ошибку — пишите заявление страховщику о внесении изменений. Не видать вам правильного КБМ и в том случае, если страховщик неверно внёс ваши данные в базу АИС РСА. Проверить КБМ несложно: вбейте на сайте РСА свои ФИО, дату рождения и номер водительского удостоверения.

Иногда страховщик, ссылаясь на неработающую систему, присваивает страхователю начальный КБМ, хотя никаких выплат по вине этого водителя не производилось много лет. Тут придется помучиться. Если ошибка в определении класса водителя сделана до введения АИС РСА, нужно в каждой страховой компании, где вы заключали предыдущие договоры, получить справку о без- аварийности, после чего написать заявление нынешнему страховщику о перерасчете цены полиса ОСАГО. Те, кому такие справки получить не удастся (страховая обанкротилась или данные не сохранились), не смогут восстановить справедливость. Если страховщик объявляет завышенный КБМ, а срок действия старого полиса ОСАГО на днях заканчивается — покупайте полис по предложенной цене, но требуйте от страховщика внести изменения. Если претензии обоснованны (к заявлению, например, можно приложить распечатку с сайта РСА), страховая компания обязана пересчитать стоимость страховки и вернуть переплату.

Виновных наказать!

Как нам пояснили в РСА, страховщиков за каждую ошибку наказывают. Но боюсь, что наказание чисто формальное. Иначе почему до сих пор схема работает в одни ворота? Почти два года систему обкатывают на страхователях и оплачивают ее отладку из наших с вами карманов — и пока безрезультатно. Мой коллега, например, добился положенной ему максимальной скидки по КБМ, но при заключении следующего договора выяснилось, что КБМ опять вырос, потому что другая страховая внесла в базу новые изменения. И что — опять всё по новой? Сколько будет продолжаться эта неразбериха?

За те деньги, которые уже переплатили и продолжают переплачивать (по разным причинам) автолюбители за ОСАГО, можно в кратчайшие сроки привести систему в нормальное рабочее состояние. Естественно, страховщикам это невыгодно. И вовсе не естественно, что РСА ведет себя столь пассивно. Видать, в Союзе автостраховщиков забыли, чьи интересы они призваны защищать.

Что такое КБМ в ОСАГО

Тарифы ОСАГО утверждаются на государственном уровне. Цена страхового полиса определяется путем умножения базового тарифа на ряд корректирующих коэффициентов, один из которых – это коэффициент бонус-малус (КБМ). Задача КБМ заключается в поощрении водителей за безаварийное вождение и наказание тех, по чьей вине случались ДТП, путем установления более низкой или более высокой стоимости полиса ОСАГО.

Коэффициент КБМ - что это в страховании

Страховые компании заинтересованы в клиентах, которые несут минимальные риски. В этом случае цена страхового полиса – это их чистая прибыль. Коэффициент бонус-малус разработан с целью поощрения водителей за аккуратную езду без аварий и наказания тех, кому не удалось избежать ДТП.

В системе ОСАГО определено 15 классов: М, 0 и от 1 до 13. Каждому классу соответствует коэффициент. Класс М самый низкий. Его применяют к водителям, которые за предыдущий год становились участниками аварий, по которым страховая компания производила выплаты. В зависимости от класса на начало годового страхования, в класс М можно попасть, совершив даже одну аварию.

Классу М соответствует коэффициент 2,45. Это означает, что при заключении договора или переоформлении страховки на следующий год за полис придется заплатить в 2,45 раз дороже.

Если в течение года ДТП не случалось, класс повышается на одну градацию, а КБМ при этом уменьшается на 0,5, гарантируя водителю 5% скидку.

Где указывается в полисе

Обязательного для всех страховых компаний требования, где в страховом полисе указывать показатель КБМ, не существует. Этот вопрос регулируется внутренними актами страховой компании, определяющими правила заполнения полиса ОСАГО.

Самыми распространенными способами, которые применяются на практике, являются следующие:

  • значение указывается рядом с фамилией страхователя
  • информация указывается в специально отведенном для этого месте

Чтобы посчитать КБМ, необходимо знать значение этого показателя на начало срока страхования. Если водитель ранее не заключал договоров страхования, ему присваивается класс 3. КБМ в этом случае равен 1, что означает отсутствие как скидок, так и наказаний, поскольку без истории ни наказывать, ни поощрять не за что.

Для водителей с историей, КБМ и данные предыдущего страхового полиса рекомендуется узнавать на сайте РСА. Для этого достаточно ввести идентификационные данные водителя (ФИО, дата рождения, данные паспорта) и серию и номер водительского удостоверения.

Далее понадобится таблица.

Рассмотрим порядок расчета коэффициента бонус-малус на примере водителя, который заключил предыдущий договор впервые. Ему был присвоен класс 3, КБМ – 1.

Если в течение срока действия договора водитель демонстрировал безаварийную езду, при заключении следующего договора его класс будет повышен до 4, которому соответствует КБМ – 0,95. Стоимость полиса будет снижена на 5%.

Одна авария приведет к тому, что класс будет понижен до 1, ему соответствует КБМ – 1,55. Таким образом, при заключении договора на следующий год за полис придется заплатить на 55% дороже. Участие в нескольких ДТП отбросит водителя в самый низ таблицы – класс М, которому соответствует КБМ – 2,45. При этом, цена следующего полиса возрастет в 2,45 раза.

Максимальный коэффициент КБМ

Каждый безаварийный год приносит водителю 5% скидку. Максимальная скидка составляет 50%. Ее получают водители, отнесенные к 13 классу. Чтобы заслужить такой бонус, необходимо 10 лет не попадать в ДТП.

Следует отметить, что во внимание принимаются только те дорожно-транспортные происшествия, которые повлекли за собой страховые выплаты. Если конфликт был урегулирован без привлечения страховой компании, такие аварии в расчете не участвуют и не величину коэффициента влиять не будут.

Как рассчитать коэффициент бонус-малус по ОСАГО (КБМ)?

Самостоятельно рассчитать КБМ по ОСАГО можно, зная формулу и значения коэффициента для конкретных ситуаций. В статье мы рассмотрим, что представляет собой этот показатель, зачем он нужен, как произвести его расчеты и разберем конкретные ситуации для наглядности.

Что такое КБМ и зачем он нужен?

КБМ расшифровывается как коэффициент «Бонус-Малус». Под этим определением понимается особое значение, принимаемое в расчет положенной по договору страховой премии. Такой коэффициент зависит от наличия аварий или их отсутствия у автовладельца. Итоговое значение при использовании КБМ может как повышаться, так и понижаться.

Некоторые автовладельцы могут не понимать, зачем же нужен этот коэффициент. Логично, что страховым компаниям выгоднее работать с владельцами машин, не попадающими в аварии или делающими это крайне редко. Те же, кто постоянно получает страховку, напротив являются менее перспективными клиентами для таких организаций. Поэтому вторые и платят за полис больше.

Полис ОСАГО и КБМ – какая взаимосвязь?

Уже более 10 лет россияне в обязательном порядке оформляют страховые полисы на автомобиль. Речь идет о страховке ОСАГО, которая позволяет возместить ущерб пострадавшему полностью или частично за счет средств своей страховой компании. Причем действует это правило не только на владельца машины, но и на других автолюбителей, вписанных в полис. Если за рулем будут находиться они, то возмещение будет происходить по тому же принципу.

Для расчета стоимости полиса ОСАГО специалисты используют совокупность сразу нескольких показателей. Так, на конечное значение могут повлиять:

  • возраст (молодым придется заплатить больше);
  • стаж (чем он выше, тем более выгодной окажется стоимость полиса при прочих равных);
  • коэффициент «Бонус-Малус», отражающий показатель безаварийной езды водителя;
  • параметры самого транспортного средства, подлежащего страхованию (во внимание берут мощность двигателя);
  • региональное расположение (используются территориальные коэффициенты регионов, в которых производится эксплуатация застрахованного автомобиля);
  • наличие грубых нарушений (они учитываются также в виде специального коэффициента);
  • условия страхового договора;
  • наличие других особенностей (например, это могут быть какие-то ограничения).

КБМ, являясь одним из факторов, влияет на конечную стоимость полиса ОСАГО. Поэтому если человек хочет самостоятельно произвести расчеты, ему необходимо определить значение коэффициента.

Определение параметра КБМ

Рассчитать коэффициент Бонус-Малус по ОСАГО достаточно просто. Для этого нужно правильно выбрать его значение в таблице.

Таблица значений КБМ ОСАГО:

Разобраться с ней человеку, никогда не интересовавшемуся ОСАГО, будет практически невозможно без пояснений. Понятно, что второй столбец – это и есть искомое значение КБМ. Но как его определить? Отталкиваться нужно от класса автомобилиста.

Если человек ранее не оформлял полис ОСАГО, то ему будет присвоен третий класс автомобилиста. Тогда КБМ будет равен единице, а это значит, что стоимость страховки останется после перемножения с коэффициентом прежней.

Если ранее автомобилист оформлял полис, но в другой страховой компании, то наступление страховых случаев в них также будет взято во внимание.

При этом организация обратит внимание на те ситуации, когда владелец машины был признан виновным, а не потерпевшим в ДТП.

С классом и коэффициентом на текущий год все понятно. А как же узнать КБМ для следующего периода? В этом случае нужны два параметра:

  1. текущий класс водителя;
  2. количество страховых случаев, произошедших в отчетном периоде (0, 1, 2, 3 или 4 и больше).

Зная эти сведения, человек сможет узнать свой КБМ на следующий год. Для этого ему достаточно найти соответствующую цифру на пересечении подходящего столбца и строки. Тогда он узнает свой класс, а по нему найдет новый коэффициент.

Примеры самостоятельного расчета КБМ

Чтобы расчет КБМ стал более понятным и наглядным, рассмотрим несколько конкретных ситуаций:

Пример 1.

Человек впервые оформил полис на 1 год. Его КБМ был равен 1. В текущем периоде он не попал ни в одну аварию. Какой класс и КБМ нужно будет применять в следующем году? Изначально клиенту присвоили 3 класс, именно поэтому КБМ был равен единице. Так как в рассматриваемом периоде аварий не произошло, то класс для следующего года будет равен уже 4. А коэффициент Бонус-Малус снизится до 0,95.

Пример 2.

Водитель впервые оформил ОСАГО, но за год побывал в двух авариях, одна из которых случилась по его вине. Как и в первом случае, класс автомобилиста изначально был равен 3, а КБМ единице. Так одна авария произошла не по вине водителя, то ее в учет не берем. Остается лишь 1 ДТП. Следовательно, класс стал равен 1. Ему соответствует КБМ, равный 1,55. Это значит, что стоимость полиса возрастет.

Пример 3.

Клиент решил перейти в новую страховую компанию. Ему был присвоен класс 5. КБМ стал равен 0,9. В текущем году он не попадал в аварии. Это значит, что класс повысился до 6. Следовательно, КБМ снизился до 0,85.

Как видно, самостоятельно узнать значение КБМ для следующего года совсем несложно, нужно лишь уметь пользоваться таблицей и знать актуальные сведения.

Условия использования коэффициента Бонус-Малус

Важно не только уметь рассчитывать КБМ, но и знать, в каких ситуациях он применяется. В число таких случаев входят:

  • продление договора;
  • внесение изменений в договор страхования;
  • заключение нового договора со страховой компанией.

Получается, что при расчете стоимости полиса почти всегда используют коэффициент. Нужно помнить и о некоторых особенностях его применения. Например, при расчете КБМ выплаты по страховке по одной ситуации приравниваются к одной выплате вне зависимости от суммы. Что это значит? Что не имеет значения, какое количество пострадавших было в ДТП. Одна ситуация всегда рассматривается как одна выплата в совокупности.

Человек, переходящий в новую страховую компанию, должен понимать, что обязанность по предоставлению сведений о предыдущих периодах страхования лежит на нем.

Что это значит? Что перед заключением договора клиент должен собрать и принести полный пакет документов для оценки класса и присвоения определенного коэффициента Бонус-Малус. Часто такие сведения могут уже иметься в распоряжении страховой компании.

Стоимость страховки и применение коэффициента также зависят от того, какие ограничения устанавливаются в полисе относительно управления автомобилем. Ситуация выглядит так:

  1. Если ограничений по использованию автомобиля нет, то класс автомобилиста, в отношении которого назначается страховая выплата в случае чего, равен классу владельца транспортного средства. Он указывается и в самом полисе. Дополнительно компания смотрит на класс, который был ранее установлен по отношению к владельцу авто. При отсутствии такой информации берут третий класс, коэффициент для которого равен единице.
  2. Если же управлять автомобилем может лишь определенный круг лиц, то класс для каждого из них указывается отдельно и учитывается при оформлении договора и расчете стоимости страховки.
  3. Если в отношении лица, указанного в страховке, ранее действовали одновременно несколько страховых договоров, то страховые случаи по ним суммируются. Получается, если человек стал виновником аварии по одному и другому договору, то в итоге берется к учету 2 страховые выплаты. В связи с этим корректируется класс водителя и присваиваемый ему КБМ.

Важно понимать, что к учету берутся не все договора страхования, а лишь те, действие которых началось год назад. Более длительные сроки не рассматриваются.

Случаются ситуации, когда человек попадает в аварию, но ущерб от нее незначителен. Если стороны решат вопрос между собой, то такой случай в страховке не будет указан. Чем это может быть хорошо? Тем, что коэффициент не будет повышен из-за страховой выплаты. Но поступать так имеет смысл только при незначительных повреждениях.

В случае ДТП КБМ увеличивается лишь виновнику аварии, а не всем лицам, вписанным в страховой договор. Скидка предоставляется также человеку, а не автомобилю, размер ее для каждого будет своим.

Когда коэффициент Бонус-Малус не используется?

Существуют ситуации, в которых КБМ не применяется. По сути, он просто остается равным единице. Речь идет о следующих случаях:

  • была оформлена транзитная страховка (срок ее равен 20 дням, может быть оформлена и не на собственника транспортного средства);
  • страховой полис оформляется на машину, зарегистрированную на территории другой страны.

Полезная информация

К сожалению, недобросовестные страховые компании иногда тоже не указывают достоверные сведения о КБМ. Делают они это с целью получения большей страховой премии, чем полагается. Поэтому очень важно самостоятельно производить расчеты, сверять все сведения. А при обнаружении ошибки или нарушения, необходимо сразу же обращаться в свою страховую компанию и требовать объяснений и внесения корректировок.

Узнать размер предоставленной скидки или размера повышающего коэффициента можно при помощи специальной базы данных РСА. Она используется всеми страховыми компаниями для расчета – это их обязательство по закону. В базе хранятся сведения о 71 страховой компании. Человеку достаточно внести личные сведения о себе, чтобы произвести проверку. При этом будет довольно легко выявить характер ошибки. А при наличии неверных сведений, их нужно будет восстановить, а затем вновь проверить в базе данных РСА.

Page 2

Когда пешеходы переходят дорогу на красный свет, то не всегда такое действие является нарушением.

29 июля 2019 г. Читать

Форма генеральной доверенности определена Гражданским кодексом. Ее содержание описывается в главе 1...

19 июля 2019 г. Читать

Попали в яму на дороге? Не знаете, что делать? Как оформить ДТП? Кому предъявить претензии и при эт...

28 марта 2019 г. Читать

Бывает, что на машину приходится ставить неодинаковые шины. За это в предусмотренных законом случая...

8 марта 2019 г. Читать

Автомобиль — это, как правило, дорогостоящее имущество. В предусмотренных законом случаях его владе...

4 марта 2019 г. Читать

Остановка ТС по требованию ГИБДД становится все менее распространенным явлением, однако, до сих пор...

3 марта 2019 г. Читать

В реестрах ГИБДД автомобиль может иметь разные статусы. В их числе — статус авто, снятого с регистр...

2 марта 2019 г. Читать

Можно ли перепродать машину по договору купли-продажи, не ставя ее на учет? Такая возможность сущес...

1 марта 2019 г. Читать

Сведения по учетным операциям, осуществляемым Госавтоинспекцией в отношении транспортных средств, п...

28 февраля 2019 г. Читать

По закону менять резину на зимнюю можно при наступлении холодов, но точной даты в законе не указано.

28 февраля 2019 г. Читать

КБм по ОСАГО: как рассчитать коэффициент и класс бонус-малус самому по базе РСА и каковы нюансы вычислений для физических и юридических лиц?

Автострахование строго регулируется государством, но, тем не менее, остается продуктом торговли, продаже которого сопутствуют различные схемы и маркетинговые приемы.

Коэффициент Кбм занимает одно из самых важных мест в этом списке. Он стимулирует систему государственного страхования, регулируя выгоду автомобилистов и страховых компаний.

Каждому водителю, который покупает полис, полезно владеть базовой информацией по Кбм. Она помогает сэкономить при оформлении ОСАГО, а также на штрафах, при попадании в ДТП.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-38-65. Это быстро и бесплатно!

Скрыть содержание

Что это за коэффициент?

Кбм – это Коэффициент Бонус-Малус, главная цель которого поощрить безаварийных водителей и наказать виновников ДТП. От падения и подъема данного коэффициента напрямую зависит стоимость страхового полиса.

Скидка за безаварийную езду

Понятие скидка за безаварийную езду, появилось в 2003 году. Тогда коэффициент был введен в действие, и начал применяться при расчете стоимости страховок. Кбм бывает повышающим и понижающим, в зависимости от наличия аварий в страховой истории клиента. Кроме того, данный коэффициент сохраняется при переходе в другую страховую компанию, а также при продлении полиса.

Очевидно, что для страхователей важны аккуратные водители. Они приносят хорошую прибыль, а поэтому, чтобы премировать их, существуют соответствующие коэффициенты. Ежегодные скидки предусмотрены в размере 5%. Наравне с поощрениями существуют и наказания, они выражаются штрафами, значительно увеличивающими цену страхового полиса.

Коэффициенту бонус-малус часто сопутствует термин «Класс страхователя». Для тех, кто страхуется в первый раз, он равен 3, а сам Кбм – 1. Далее, за каждый последующий год безаварийного вождения дается скидка в 5%. Это значит, что Кбм уменьшается таким образом – на второй год страхования он равен 0,95, на третий – 0,9 и так далее. Максимальное значение Кбм – это 0,5, этого результата можно достичь, если вождение будет оставаться безаварийным десять лет.

Важно! Какой бы большой не была накопленная скидка, ее легко потерять, став виновником ДТП во время очередного страхового периода.

За неимением скидки, неосторожная езда отразится на стоимости страхового полиса на следующий год. Хотя такие меры принимают, лишь в случае обращения пострадавшей стороны за выплатой компенсации в компанию клиента. Часто случается, что при незначительных повреждениях транспортного средства, пострадавший восстанавливает авто за свой счет. При таком удачном стечении обстоятельств, виновнику ДТП не грозит повышение цены полиса.

В некоторых случаях Кбм не учитывают, например, при страховании прицепов, автомобилей, владельцы которых являются иностранными гражданами и при покупке полиса на транзитное ТС.

Какие аварии учитываются при расчете?

При расчете Кбм учитывают только аварии, зафиксированные документально, клиент выступает виновником ДТП, а страховые выплаты потерпевшей стороне возмещены полностью, даже минимальные. Если же клиент является потерпевшим, то данные об аварии вносят в страховую историю, но они не влияют на Кбм и на имеющиеся скидки или наработанные баллы.

С 2011 года для страховых компаний введены строгие правила. Они обязаны предоставлять всю информацию по страховым историям в единую базу АИС РСА (Российский союз страховщиков), а также пользоваться данными оттуда для расчета стоимости ОСАГО и Кбм.

Как узнать или самому посчитать бонус-малус?

Любой ответственный водитель хочет знать размер скидки, накопленной за безаварийное вождение. Коэффициент Кбм можно определить тремя способами:

  1. Узнать о размере Кбм в страховой компании. В верхнем левом углу бланка ОСАГО стоит штамп страховщика и контактные телефоны. Позвонив в страховую компанию, нужно связаться с отделом обязательного страхования. Назвав номер полиса и фамилию, клиент получит информацию о своем классе из базы данных.

    Страховщик обязан также в течение 5 дней предоставить клиенту справку формы №4. В ней подробно указывают описание Кбм по всем допущенным к управлению данного транспортного средства водителям. Эта справка пригодится для продления страхования ОСАГО, если клиент решит сменить страховую компанию.

  2. Узнать коэффициент из полиса. Некоторые страховые компании прописывают Кбм в страховке. Его обычно указывают напротив фамилии водителя или в особых отметках. Но эта запись не является обязательной, поэтому редко встречается в действительности.
  3. Рассчитать коэффициент самостоятельно. Из всех перечисленных способов – этот самый сложный, так как здесь придется рассчитывать Кбм вручную. Для этого используют калькулятор ОСАГО. Чтобы рассчитать класс водителя, в калькуляторе вводят требуемые параметры: мощность авто, срок, регион, возраст, стаж.

    Эти данные берут из действующего полиса, то есть они отражают состояние за прошлый год. Затем постепенно изменяют значение пункта «договор заключается» до того момента, пока цена страхования ОСАГО не совпадет с нынешней. Результат расчета – общий Кбм для всех водителей, внесенных в полис.

Для физических лиц

При самостоятельном расчете Кбм по ОСАГО для физических лиц, используют данные прошлого полиса, оформленного в соответствии с законом.

Справка. Если заключен договор с неограниченным списком водителей, то на расчет Кбм влияют класс, Кбм и поправочные коэффициенты, относящиеся непосредственно к владельцу. Если же это договор с ограниченной ответственностью, то проверяют класс каждого водителя отдельно.

Кбм рассчитывают с помощью базы РСА на официальном сайте Российского союза автостраховщиков. Для этого заполняют форму и отправляют запрос. Вводят ФИО водителя, дату рождения, данные водительского удостоверения (серия/номер). Ставится галочка у пунктов:

  • Обработка личных данных.
  • Учет условий ранее заключенного договора.

Затем вводится код безопасности, и указывается дата допуска водителя к управлению транспортным средством. Такой запрос считается полностью составленным. Его отправляют и ждут ответа от системы.

Далее представлена пошаговая инструкция:

  1. Войти в личный кабинет на сайте autoins.ru.
  2. Выбрать – Расчет Кбм онлайн.
  3. Собственник – физическое лицо.
  4. Договор с ограничением или без ограничения.
  5. Вводится ФИО водителя.
  6. Вводится дата рождения.
  7. Вводятся данные ВУ (серия, номер).
  8. Вводится дата, когда будет произведено заключение договора ОСАГО.
  9. Вводят код безопасности.
  10. Отправляют запрос.

Если водитель заключает договор в первый раз, то его класс равен 0, а Кбм – 2,45 и заполнять форму на РСА необязательно. Если имеется стаж вождения, но раньше человек не управлял данным транспортным средством, тогда его Кбм равен 1, а класс – 3. Как упоминалось выше, ежегодная скидка за безаварийность составит 5%.

Чтобы расчет стал более понятным, рассмотрим несколько примеров:

  • Водитель впервые оформил автострахование на год. Его Кбм равен 1, так как изначально ему был присвоен 3 класс. За текущий период он не участвовал ни в одном ДТП. Это значит, что в следующем году класс будет равен 4, соответственно, коэффициент Бонус-Малус снижается до 0,95.
  • Автолюбитель впервые купил полис ОСАГО, но за год был участником двух аварий. Одна из них произошла по его вине. Его Кбм был равен 1, а класс был 3. Одна авария не берется в расчет, так как не он был ее виновником. Но, так как водитель виноват во втором ДТП, то его класс понижается до 1, а Кбм будет равен 1,55. Согласно данным цена полиса возрастет.
  • Клиент принял решение сменить страховую компанию. Ему присвоили класс 5, а Кбм был равен 0,9. В этом году он не попал ни в одну аварию, а это значит, что его класс составит 6, а Кбм снизится до 0,85. Получается, чем ниже Кбм, тем дешевле выйдет страхование.

Как произвести расчет КБМ ОСАГО по базе РСА онлайн читайте в этой статье.

Для юрлиц

На заметку. Расчет Кбм для юридических лиц, почти не отличается от схемы расчета для физических лиц. Сведения вводят те же самые, но начисление коэффициента бонус-малус делают по-другому. Начисление происходит на транспортное средство, а не на данные каждого водителя.

Например расчета для юрлиц: у фирмы на балансе два автомобиля, КАМАЗ и ГАЗель. С момента заключения ОСАГО прошел год. За это время шофер КАМАЗа попал в ДТП, а водитель ГАЗели нет. Не играет роли, кто из водителей был за рулем КАМАЗа, так как Кбм повысится на данное транспортное средство. Цена страхования для КАКМАЗа повысится, но это не затронет стоимость полиса для ГАЗели. Этот автомобиль, за безаварийный год получит 5% скидки.

Так проводили расчеты до 1.01.2017. Но с нынешнего года вышло правило – плату производят по среднему коэффициенту. Владельцы больших автопарков от этого пострадали. Если водители часто попадают в аварии, то для юридического лица среднее значение Кбм будет в разы больше.

Пошаговая инструкция:

  1. Войти в личный кабинет на сайте autoins.ru.
  2. Выбрать – Расчет Кбм онлайн.
  3. Собственник – юридическое лицо.
  4. Вводится ФИО водителя.
  5. Вводится дата рождения.
  6. Вводятся данные ВУ (серия, номер).
  7. Вводится дата, когда будет произведено заключение договора ОСАГО.
  8. Вводят код безопасности.
  9. Отправляют запрос.

Рассчитать значение Кбм на следующий год несложно, нужно лишь ввести требуемые данные и отправить запрос.

Более подробно о расчете КБМ для ОСАГО мы рассказывали здесь.

Каждый водитель должен иметь при себе полис ОСАГО. Оформляя его, автолюбители страхуют ответственность и защищают себя от денежных разбирательств при попадании в аварию. Чтобы рассчитать стоимость полиса учитывают различные коэффициенты, а особенно Кбм. В зависимости от того, попадал ли водитель в ДТп и зная его класс, каждый легко сможет рассчитать коэффициент Бонус-Малус.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас: 

+7 (499) 703-38-65 (Москва)

Это быстро и бесплатно!

Калькулятор КБМ

Коэффициент бонус-малус или, как его нередко называют, КБМ используется для получения скидки при расчете стоимости оформления страхового полиса по ОСАГО. Очевидно, что в современных условиях достаточно высоких цен на обязательную страховку возможность любой экономии рассматривается водителями достаточно серьезно. Именно поэтому все большее количество вопросов, связанных с КБМ, появляется сегодня в сети.

Как рассчитать класс бонуса малуса с помощью калькулятора

Самостоятельно рассчитать величину КБМ может любой водитель. Для этого достаточно иметь сведения о заключенных в последние годы страховых договорах и данные об их исполнении. Для того, чтобы узнать конкретное значение коэффициента требуется воспользоваться таблицей, приведенной ниже, и несколькими простыми правилами расчета:

•стартовым положением считается строка, соответствующая 3-му классу;

•за каждый год без аварий следует опускаться на строчку вниз;

•при наличии аварий следует переходить на строку, где указано количество выплаченных страховой компанией возмещений;

•отсутствие водителя в полисе ОСАГО в течение года ведет к обнулению расчета, после которого следует снова начинать со стартового положения;

•при оформлении открытой страховки, когда полис предусматривает неограниченное количество водителей, КБМ рассчитывается только у собственника транспортного средства.

Несмотря на достаточно простые правила расчета КБМ, при заключении страховых договоров часто указываются неправильное значение коэффициента. Причинами такого развития событий становится нежелание страховых компаний предоставлять скидку, ошибки в расчетах или непредставление автостраховщиками сведений в АИС РСА, который ведет базу данных и реестр всех оформленных страховок.

Важно отметить, что любые расчеты, выполняемые водителем самостоятельно, являются ориентировочными. Для того, чтобы узнать официальное значение КБМ необходимо воспользоваться онлайн-калькулятором проверки КБМ ОСАГО на сайте сравни.ру.

При помощи простого и удобного сервиса в течение нескольких секунд можно проверить КБМ и получить всю необходимую информацию. При несогласии с официальными данными необходимо обратиться с заявлением о восстановлении КБМ либо в страховую компанию, либо в контролирующие инстанции – ЦБ РФ или РСА.

Как рассчитать коэффициент бонус-малус по ОСАГО самостоятельно?

КБМ — коэффициент “Бонус-Малус”. Это значение используют страховые компании для расчета страховой премии по договору.

Из-за наличия или отсутствия аварий КБМ бывает понижающим или повышающим. Узнаем, как рассчитать КБМ по ОСАГО в 2019 году.

Полис ОСАГО — документ, по которому страховая компания частично возмещает ущерб потерпевшей стороне после аварий, в которой виноват ее клиент. Такие же условия действуют в отношении водителей, вписанных в тот же страховой полис.

Стоимость страхового полиса ОСАГО зависит от следующих показателей:

  • возраста водителя;
  • стажа вождения;
  • показателя безаварийной езды, учитывает страховую историю (КБМ);
  • характеристики страхуемого автомобиля (КМ-коэффициент мощности двигателя);
  • региона эксплуатации (КТ-территориальный коэффициент);
  • коэффициента грубых нарушений (КН);
  • от общих условий договора;
  • наличия или отсутствия прицепа или ограничений.

Видео: Как рассчитать скидку за безаварийное вождение КБМ

Узнаем, как рассчитать КБМ и скидку по ОСАГО с помощью таблицы.

Таблица и ее правильное применение

Класс автомобилиста КБМ Класс и страховые случаи, которые произошли во время действия полиса ОСАГО
Выплат не было 1 выплата 2 3 4 и более
М 2,45 0 М М М М
0 2,3 1
1 1,55 2
2 1,4 3 1
3 1 4 1
4 0,95 5 2 1
5 0,9 6 3 1
6 0,85 7 4 2
7 0,8 8 4 2
8 0,75 9 5 2
9 0,7 10 5 2 1
10 0,65 11 6 3 1
11 0,6 12 6 3 1
12 0,55 13 6 3 1
13 0,5 13 7 3 1
  1. В левом столбце указан класс автомобилиста. Для всех водителей, которые заключают договор ОСАГО впервые, характерен третий класс, класс КБМ будет равен 1.
  2. Затем определяют, какое количество страховых случаев было во время действия прошлых страховых договоров, в которых водитель был признан виновным. У новичков таких случаев нет, поэтому нужна цифра “0”.
  3. Столбец, в котором указано количество убытков, необходим, чтобы определить класс на следующий год. Для новичков класс 4.
  4. Классу четыре соответствует значение КБМ 0,95.

Посмотрим на примерах, как самому рассчитать КБМ по ОСАГО.

Примеры

Рассмотрим два примера. В первом автомобилист ездил год без аварий, во втором у водителя появились аварии. Начнем с первого примера.

Допустим, что на момент заключения страхового договора автомобилисту был присвоен 9 класс КБМ. Т.е. 30% скидки к основному тарифу по страховке. Значит, автомобилист уже пользовался услугами страховой компании, и каждый год получал на 5% скидки больше за безаварийную езду.

Через год тот же водитель занялся оформлением нового страхового договора. Аварий не было. От 9 класса двигаемся по столбцу вниз по таблице, страховой агент смотрит новый класс. Водитель получает класс 10, скидка составляет 35% (значение 0,65).

Рассмотрим другой пример, в котором у того же водителя (класс 9) случилось 3 аварии. От класса 9 двигаемся по таблице вправо, к значению, где указано 3 выплаты. И получаем класс 1, а повышающий коэффициент 1,55. Значит, водителю придется оплатить повышенную стоимость.

Для самостоятельного определения скидки:

  • нужно начать расчет со строки, которая содержит третий класс;
  • после каждого безаварийного года можно спускаться на строку ниже;
  • при каждом годе с авариями нужно переходить на строку, которая соответствует количеству страховых выплат;
  • если у автомобилиста не было страховки год, его класс равняется трем;
  • если полис открыт (неограниченное количество водителей), коэффициент изменяется только для владельца авто.

По ОСАГО максимальная скидка за безаварийную езду составляет 50%. Это соответствует значениям 0,5 и классу 13. Автомобилист получает самую большую скидку из возможных, если за 10 лет из-за него не проводилось страховых выплат.

Условия применения коэффициента

  1. Коэффициент обязательно используется при продлении, изменении, оформлении договора ОСАГО на год.
  2. Чтобы определить, как рассчитать коэффициент Бонус-Малус, выплаты по страховке по одному случаю принимают как одну страховую выплату.
  3. Всю информацию о прошлых договорах ОСАГО, требующуюся для определения класса автомобилиста, получают из данных о страховании, предоставленных страхователем, или на основании сведений, имеющихся у страховой компании.
  4. Если предусматривается возможность управления ТС без ограничений, класс автомобилиста определяется на основе сведений о собственнике машины, указанного в полисе, и класса, определенного при заключении предыдущего договора. Класс присваивается собственнику автотранспортного средства, отмеченному в страховке. Если никакой информации по собственнику машину нет, собственник получит класс 3.
  5. Если по договору имеются ограничения по управлению (к управлению допущены только лица, отмеченные страхователем в договоре), класс определяется на основе сведений по каждому автомобилисту, отмеченному в договоре. У каждого водителя появляется свой класс.
  6. Если информация об автомобилистах предоставляется сразу по нескольким договорам, класс определяется на основе общей суммы проводившихся выплат, содержащихся в данных о предыдущих страховых договорах, которые действовали год назад до оформления настоящего договора.
  7. Для страховых договоров с ограничением страховые тарифы рассчитываются с применением самого высокого КБМ среди водителей, вписанных в страховку.
  8. Для определения класса принимают во внимание сведения по страховым договорам, действующим не более года со дня заключения нового договора.

Страховые выплаты производятся только тогда, когда пострадавший в аварии, спровоцированной Вами, обращается в страховую за выплатой. Если ущерб незначительный, автомобилисты разбираются на месте, и стоимость полиса не повышается.

Если есть ограничение по количеству водителей, коэффициент определяется на основании сведений по каждому из водителей:

  • сотрудники страховой компании определяют КБМ по автомобилисту с наихудшим классом;
  • скидка предоставляется человеку, а не транспортному средству;
  • коэффициент повышается только у водителя, виновного в ДТП.

Коэффициент не применяют (или равен единице):

  • транзитная страховка;
  • страхование ТС, зарегистрированного в другом государстве.

Таблица предоставляет теоретическое значение коэффициента. В реальности его значение может быть выше, так как страховщики не всегда вносят КБМ в базу данных РСА, на которую должны опираться все страховые компании.

Делается это для получения большего количества денег. И автомобилист, который плохо разбирается в страховых выплатах, легко попадается и платит больше, чем требуется.

Проверка коэффициента по РСА

Скидка довольно быстро проверяется самостоятельно через базу РСА. Это очень важно, так как страховые компании иногда не вносят коэффициент в базу данных РСА для получения большей прибыли за тот же страховой полис.

Российский Союз Автостраховщиков — некоммерческая корпоративная организация, которая представляет единое общероссийское профессиональное объединение.

Основывается на принципе обязательного членства страховщиков, которые занимаются обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев ТС. Статус объединения закрепляется законом. В состав входит 71 страховая компания.

Проверить коэффициент по базе РСА можно на официальном сайте: http://www.autoins.ru/ru/osago/polis.

Понадобятся следующие сведения:

  • ФИО;
  • дата рождения;
  • данные документа, удостоверяющего личность, или ФИО и дата рождения человека, который допущен к управлению автомобилем;
  • сведения о водительском удостоверении.

Галочкой подтверждается согласие на обработку персональных данных, проводится проверка.

Если итоговая цифра совпала со значением, рассчитанным Вами теоретически, так и должно быть. Если после проверки значения в РСА вышел неверный результат, КБМ следует восстанавливать.

База РСА предоставляет максимально полную информацию. Можно определить, откуда взялось значение коэффициента, какой номер полиса использовался при расчете.

При заключении договора ОСАГО страховая компания должна использовать сведения АИС о предыдущих периодах страхования для подтверждения обоснованности применения КБМ.

По базе можно также проверить обоснованность коэффициента, используемого компанией в отношении указанного в полисе водителя. В системе имеются данные о водителях с начала 2011 года.

Класс автомобилиста в системе РСА изменяют только представители страховой компании. Сотрудники базы не изменяют данные АИС. Любые корректировки вносят сотрудники страховой компании.

С 2014 года компании должны передавать сведения о договорах ОСАГО в базу в течение суток с минуты оформления договора.

Восстановление КБМ в РСА

Для начала нужно выяснить, когда была допущена ошибка в расчете КБМ. В самом полисе коэффициент не указывается, поэтому следует провести перерасчет предыдущих полисов.

Не стоит выбрасывать старые страховые полисы. Они понадобятся для перерасчета верного значения.

Страховые коэффициенты меняются каждый год. Цену страхового полиса нужно сверять каждый год. Если Вы и так делали это постоянно, вероятно, ошибка в предыдущем полисе.

Причины ошибки:

  • в базе не исправили сведения, присутствует запись с информацией по старому полису;
  • сотрудники допустили ошибку при вводе;
  • если компания стала банкротом или была ликвидирована, сотрудники могли не передать информацию о системе РСА.

Восстановить КБМ можно в страховой компании, которая допустила ошибку в расчете. Если факт ошибки подтвердится, изменения внесут за несколько дней.

Если ошиблась предыдущая страховая, нужно обратиться туда. Если она ликвидирована, коэффициент восстановить не получится, так как другие страховые не исправляют ошибки своих коллег.

Если рядовые сотрудники отказываются признавать свои ошибки, обратитесь в головной офис компании, оформите жалобу, направьте ее заказным письмом или лично. Если передаете лично, потребуйте, чтобы на копии жалобы поставили отметку о том, что ее приняли к рассмотрению.

В документе следует подробно расписать обстоятельства, подтверждающие неверное применение коэффициента. Укажите имя сотрудника, время, номер страхового полиса.

Вы имеете право потребовать письменный расчет. Также можно упомянуть, что Вы собираетесь направить жалобу на компанию в органы, осуществляющие контроль по финансовым расчетам. При отсутствии результатов обратитесь в ФСФР.

Другие полезные сведения о коэффициенте

Если один из водителей, вписанный в страховку, изменил водительское удостоверение, необходимо сразу же сообщить об этом в страховую компанию. Это относится к изменению любой другой информации в документах.

Если по каким-то причинам страховая не получает сведений о ДТП, водители начинают хитрить и умалчивают о своих авариях. При расчете неточность сведений сразу обнаружат в базе РСА.

Страховая компания имеет право применить штрафные санкции за предоставление ложной иформации. Штраф составляет 1,5 коэффициента, стоимость страховки будет увеличена.

От санкций автомобилисту не укрыться даже тогда, когда он решит поменять страховщика.

Нюансы:

  • КПР не применяют для легковых автотранспортных средств;
  • КМ используют только для легковых ТС;
  • КП не применяют для авто, которые были зарегистрированы РФ.

Существуют еще и другие особенности. По этой причине всегда быстрее и легче воспользоваться любым из онлайн-калькуляторов расчета стоимости полиса на различных сайтах, если Вы не доверяете сотрудникам своей страховой компании.

Вас заинтересует:


Смотрите также