Как убрать воздух из топливной системы дизеля


Прокачка топливной системы дизельного двигателя

Отличительной особенностью дизельного двигателя от множества бензиновых аналогов является отсутствие системы зажигания, так как смесь топлива и воздуха в цилиндрах дизеля воспламеняется самостоятельно (от сильного сжатия и нагрева). При этом возникает необходимость подачи топлива в камеру сгорания под высоким давлением.

Существует несколько типов систем питания дизельного двигателя, которые отличаются по конструкции и схеме реализации, однако общим является то, что каждая топливная система осуществляет нагнетание горючего для последующего впрыска солярки через дизельные форсунки.

Вполне очевидно, что для дизельных двигателей крайне важна максимальная герметичность всей топливной системы. Если же происходит попадание воздуха, тогда необходимого давления впрыска достичь не удается. Более того, лишний воздух способен вывести из строя дорогостоящие элементы системы топливоподачи. Далее мы рассмотрим, для чего нужно и как выполняется развоздушивание топливной системы дизельного мотора.

Почему возникает необходимость прокачать топливную систему дизельного ДВС и как это сделать

Как уже было сказано выше, топливо в дизеле подается под высоким давлением. Указанное давление создает ТНВД (топливный насос высокого давления). В том случае, если происходит подсос воздуха, давление в насосе не достигает нужных значений для реализации эффективного впрыска топлива в цилиндры дизельного двигателя.

Естественно, в подобной ситуации дизельный мотор плохо заводится, работа в режиме холостого хода и под нагрузкой может быть нестабильной (дизель троит), обороты начинают плавать, силовой агрегат может глохнуть прямо в движении и т.д. Отметим, что не только завоздушивание проявляется в виде указанных симптомов, однако также вполне может являться одной из причин.

Для решения проблемы понадобится сначала выяснить, есть ли проблемы с герметичностью. Если это так, тогда потребуется удалить воздух из топливной системы дизельного мотора. Чтобы определить, действительно ли в топливную систему попал воздух, на начальном этапе нужно отсоединить топливопроводы высокого давления от форсунок. Затем следует отвернуть гайки, которые крепят трубопроводы.

Далее нужно пригласить помощника, который стартером будет крутить двигатель. Главное, определить, поступает или не поступает горючее из трубопроводов. Если подачи нет, в системе может быть воздух и она нуждается в прокачке.

  • Прежде всего, первым прокачивается фильтр топлива. Для этого при помощи ключа немного откручивается винт на корпусе фильтра.
  • Далее нужно качать топливо насосом ручной подкачки. Прокачка длится до тех пор, пока через отверстие винта горючее не начнет вытекать, причем без воздушных пузырьков. Теперь винт на корпусе фильтра  можно закрутить.

Отметим, что не все дизеля имеют насос ручной подкачки. На таких моторах прокачать топливный фильтр дизеля будет несколько затруднительнее, так как топливоподкачивающий насос в случае завоздушивания фильтра также не работает.

Для решения задачи винт на корпусе фильтра откручивается, далее стартером помощник крутит мотор. Обратите внимание, процедура может занять много времени и существует риск полностью разрядить аккумулятор. По этой причине рекомендуется проводить прокачку стартером в условиях гаража или задействовать бустер (пуско-зарядное устройство), чтобы минимизировать разряд АКБ.

Как прокачать ТНВД

После того, как фильтр топлива был прокачан, далее нужно приступать к удалению воздуха из топливного насоса высокого давления.

  • Сначала потребуется открутить центральный болт, который расположен по центру между штуцерами магистралей высокого давления;
  • Далее включается зажигание, после чего прокачка осуществляется при помощи ручного подкачивающего насоса. Прокачка длится до тех пор, пока из отверстия под ранее открученный центральный болт не появится горючее.
  • Теперь болт можно немного закрутить, чтобы было легче контролировать наличие или отсутствие пузырьков воздуха в вытекающем горючем.
  • Если в процессе прокачки дизельное топливо так и не появилось в отверстии под болт, тогда можно прокрутить двигатель стартером и продолжить прокачку до появления чистого топлива без воздуха.
  • После того, как пузырьки воздуха исчезнут, болт снова нужно открутить и начать крутить мотор от стартера. При этом следует обратит внимание на то, как солярка выталкивается из отверстия.
  • В норме горючее должно выходить с пульсацией, дозировано. В этом случае можно предполагать, что ТНВД исправен, а проблемы с работой мотора возникли из-за завоздушивания системы. Болт можно затягивать.
Если же горючее льется постоянно, без перерывов, это может указывать на то, что возникла проблема с ТНВД. В этом случае частой причиной является сломанный плунжер, привод плунжера и т.д.

В ситуации, когда топливо не появляется в отверстии, высока вероятность выхода из строя подкачивающего насоса, который интегрирован в ТНВД. Как в первом, так и во втором случае, ТНВД необходимо снимать, после чего в сервисе производится диагностика и ремонт насоса высокого давления.

  • После прокачки ТНВД и закручивания болта, нужно будет ослаблять штуцера на топливопроводах и отводить каждый в строну. Далее помощник крутит мотор стартером до того момента, пока горючее не начнет вытекать через штуцер. Если солярка не вытекает, нужно еще выкрутить штуцер накидным ключом. Далее прокачка повторяется.

Убедившись в том, что топливо пошло через открученный штуцер, указанный штуцер закручивается, после чего аналогичные действия поочередно выполняются с другими штуцерами. Успешным результатом можно считать такой, когда дизтопливо подается из всех штуцеров в то время, когда стартер вращает коленвал.

Теперь можно вернуть накидные гайки топливопроводов на штуцеры ТНВД, после чего производится затяжка. Двигатель нужно продолжать крутить стартером, параллельно накидные гайки топливопроводов ставятся на форсунки.

При этом гайки форсунок затягиваются только тогда, когда из-под них начинает вытекать горючее. Раньше затяжку делать нельзя (например, сначала закручиваются гайки на форсунках, а уже после этого на штуцерах насоса). В этом случае прокачивать воздух  нужно будет достаточно долго, за это время вполне можно разрядить аккумулятор.

Также отметим, что стартеру каждые 15 сек. непрерывной работы рекомендуется давать передышку около 60-120 сек. Игнорирование данной рекомендации может привести к поломкам стартера или значительному сокращению его ресурса.

Другие способы прокачки топливной системы дизельного двигателя

Итак, выше мы рассмотрели основной способ, как прокачать топливную систему дизеля. При этом многие специалисты и опытные автолюбители  отдельно указывают, что в ряде случаев подобные попытки прокачать насос могут иметь серьезные последствия для системы питания.

Обратите внимание, причина таких опасений заключается в том, что если имеются механические повреждения, прокачка таким способом может нанести непоправимый ущерб. Давайте рассмотрим другие существующие способы.

  • Прежде всего, ослабляется болт на магистрали обратной подачи топлива (так называемая «обратка»). Далее следует внимательно следить за тем, как будет выходить топливо. Если видны пузырьки воздуха, тогда это значит, что система завоздушена.

Если это так, можно взять простой насос для накачки шин или компрессор. Далее с топливного насоса снимается шланг, вместо него ставится шланг воздушного насоса. Основная идея в том, что происходит накачка, которая позволяет повысить давление в системе. Это давление дает возможность перекачать дизтопливо в топливный насос.

  • Еще один способ прокачки можно охарактеризовать, как «бытовой», так как он предполагает использование домашнего пылесоса. Главное, чтобы устройство имело достаточную мощность.
Итак, сначала снимается топливный фильтр, просушивается его корпус. Затем  отдельные элементы протираются, затем производится обратная сборка.  Далее понадобится обнаружить два штуцера на корпусе фильтра. Один из штуцеров нужен для слива дизтоплива, а другой подойдет для прокачки.

Приготовив пылесос,  также нужен обычный медицинский шприц и шланг длиной 30-40 см. Для этих целей рекомендуется использовать прозрачный тип шланга. Шприц вставляется в шланг, а другой конец шланга надевается на штуцер прокачки.

Далее из шприца вытаскивается поршень, а в шприц вставляется трубка пылесоса. Главное, добиться надежной фиксации и плотной посадки. Также места соединений можно уплотнить, надевая отрезки шлангов разного диаметра, наматывая изоленту и т.д.

Теперь можно немного открутить штуцер, после чего включается пылесос. Через несколько секунд в шприце можно будет увидеть желтоватую пену. Это и есть смесь солярки и воздуха. Дальнейшая прокачка сводится к тому, чтобы вместо пены шприц заполнило чистое дизтопливо.

Рассмотрим еще одно решение, позволяющее в некоторых случаях быстро прокачать топливную систему дизеля.  Для этого достаточно полностью заполнить корпус топливного фильтра дизельным топливом, после чего двигатель запускается. Далее нужно дать мотору  поработать на высоких оборотах, в результате чего происходит прокачка системы питания.

Подведем итоги

Как видно, основной способ прокачки  дизельной системы топливоподачи  является трудоемкой процедурой, которая требует определенных навыков. Важно соблюдать чистоту и не допустить попадания грязи, пыли или мусора в насос.

Еще нужно следить за усилием (моментом затяжки) при закручивании болтов, гаек  и штуцеров. Также необходимо соблюдать  повышенную осторожность при отводе  топливных магистралей.  Непрофессиональный подход и небрежное обращение может привести к поломкам, появлению трещин, срыву резьбы и другим последствиям. Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое подкачивающий насос для ТНВД. Из этой статьи вы узнаете о принципах работы устройства, а также о назначении топливного насоса низкого давления ТННД и стабилизации работы ДВС путем установки дополнительного подкачивающего насоса на дизельный двигатель.

Что касается прокачки через «обратку» при помощи компрессора или описанного выше способа с прокачкой пылесосом, эффективность таких методов в ряде случаев может оказаться низкой или вовсе ставится под сомнение. По этой причине по этой причине настоятельно рекомендуется прокачивать систему питания дизельного двигателя в специализированном автосервисе по ремонту и обслуживанию автомобилей.

Напоследок хотелось бы отметить, что если система питания регулярно завоздушивается, при этом причину определить затруднительно, выходом из ситуации может быть решение установить дополнительный топливоподкачивающий насос на ТНВД.

Как выгнать воздух из топливной системы - Украина

Иногда так случается, что топливная система «хватает» воздух, это называется «завоздушить систему». Но если для владельца бензинового автомобиля это не проблема, то воздух в топливной системе дизеля — настоящая проблема. Владелец карбюраторного авто просто подкачает бензин посредством штатного бензонасоса и поедет себе дальше. Владельцу автомобиля с впрысковой системой питания и погружным (в бензобаке) электрическим насосом несколько сложнее, однако не слишком — достаточно запустить стартер посредством ключа зажигания, и (если полностью исправна топливная система, бензонасос, форсунки и т.п.) автомобиль заведется. А вот некоторые конструкции автомобилей с дизельными системами питания кроме как на автосервисе, запустить не получится. Об этом мы сегодня и поговорим.

Откуда в системах берется воздух?

Воздух в топливной системе «случается» по самым разным причинам и попадает он туда самыми разными способами. В любых топливных магистралях всегда имеются микропоры и микротрещины, а на стыках и соединениях, и уж тем более в подношенных старых автомобилях — их в разы больше, чем в автомобилях новых.

Бензин (газ)

Бензиновые топливные системы имеют в своем составе:

  • топливный бак;
  • топливные магистрали (бензопроводы);
  • топливный насос;
  • топливных фильтров два — грубой и тонкой очистки топлива;
  • карбюратор (понятно для какой системы) либо рампу и форсунки для впрыскового инжекторного мотора.

Давление топлива в таком двигателе (в том числе и оснащенным газобаллонным оборудованием — ГБО) не превышает 1,2 бар, и появление в системе воздуха не критично.

Дизель

Дизельные топливные системы имеют в своем составе те же: топливный бак, топливные магистрали и топливные фильтры. И причем, их даже бывает несколько, в зависимости от сложности конструкции. Но, помимо «просто» топливного насоса подкачки, в дизелях используется так называемый ТНВД — Топливный насос высокого давления. В зависимости от специфики системы питания, от продолжительности впрыска, от величины цикловой подачи топлива и т.п. — существует целый список разновидностей этих самых ТНВД. В рядных двигателях старых конструкций с числом цилиндров до 6 давление впрыска может достигать «всего» 550 бар, а в современных — до 950 и даже до 1350 бар. Это — специфика дизеля, при таком давлении топливовоздушная смесь воспламеняется самопроизвольно, и система зажигания ему не нужна. Именно поэтому наличие воздушной пробки в такой системе — весьма и весьма критично.

Основные симптомы попадания воздуха в топливную систему дизеля

Если топливная система дизельного двигателя «хапнула воздуха», как выражаются сами дизелисты, то основными признаками будут такие:

  • двигатель не запускает вовсе;
  • двигатель запускается, и даже «на холодную», но «грозится» вот-вот заглохнуть;
  • обороты набираются вяло, мотор работает нестабильно;
  • при нажатии на педаль акселератора имеются провалы, двигатель словно «захлёбывается»;
  • двигатель подтраивает, трясется;
  • после длительной стоянки двигатель, чтобы его завести, приходится все дольше и дольше крутить стартером, а по мере прогрессирования подобной неисправности, от стартера он уже и не заведётся;
  • не удается завести двигатель даже при помощи пускового устройства и/или на буксире.

Топливная система автомобиля потребовала к себе пристального внимания.

Неисправности топливной системы дизеля могут быть и другими, причиной может стать не только воздух, но на этот вопрос ответ сможет дать только специалист, вооруженный специальными знаниями и специфическим оборудованием.

Воздух в топливной системе: что делать?

Как работает топливная система и почему она завоздушивается? Во-первых, это случается при повреждении любой ветки магистрали — хоть прямой, хоть обратной, — именно так устроена топливная система дизельных двигателей. Во-вторых, в случае повреждения уплотнений в любом ее месте, по законам физики топливо самостоятельно стекает назад в бак. При этом какая-то его часть остаётся в полостях магистрали и того же насоса ТНВД, обеспечивая возможность (и вероятность) запуска ДВС, однако через время и оно заканчивается, отсюда те самые «судороги» и прочие нестабильности в работе мотора.

В гаражных условиях своими силами можно попробовать изучить «глубину проблемы». Если в результате нижеприведенных исследований выяснится, что подсос воздуха в магистралях, то проблема решается быстро, прямо тут же, в гараже, путем «заделывания дыр». То есть, путем восстановления герметичности. Если проблема окажется в «высоких сферах» — в ТНВД, — то вам прямая дорога к специалисту.

Самое главное — при самостоятельной работе — обращаться с ТНВД и шлангами-магистралями следует крайне осторожно и соблюдать строжайшую чистоту, поскольку даже малейшая песчинка, неосторожно попавшая в насос ТНВД, может нанести ему (и нанесет обязательно) непоправимый ущерб.

Первое, что нужно сделать, это провести визуальный осмотр моторного отсека и всего автомобиля снизу, по всей длине топливных магистралей, по всем стыкам, соединениям и тп. Не только видимые повреждения трубопроводов и подтеки топлива, но «даже лишь» жирные пятна могут указывать на наличие проблемы.

Однако иногда случается и так, что в месте (или в местах) подсоса воздуха никаких следов ни топлива, ни «жирности» не видно, поэтому — следующий этап.

Отключаем ТНВД от прямой магистрали и «обратки» и запитываем его из отдельной емкости. Для этого нужна пластиковая и желательно прозрачная канистра на 4-5 литров, два отрезка шланга около 1,0 метра  каждый и нужных диаметров, а также несколько хомутов для крепежа устраиваемой нами конструкции. Разумеется, повторюсь, что все наше «дополнительное оборудование» должно быть идеально чистым, и, во-вторых, речь тут идет о многолитровом грузовом дизеле. Для легкового авто «параметры» могут быть иными. 

Отсоединяем прямую и обратную магистрали от ТНВД и присоединяем свои приготовленные шланги. Наполняем нашу емкость отфильтрованным и/или отстоянным топливом, а хомуты нужны для того, чтобы после запуска ДВС наши шланги не выскочили из канистры и сама конструкция не развалилась.

Теперь удаляем воздух из ТНВД. Приемов несколько, но один следует признать абсолютно не пригодным и не приемлемым — это прокручивание ДВС для засасывания топлива штатным стартером.

Размещаем нашу емкость с топливом выше насоса ТНВД, отворачиваем болт штуцера «обратки» и отсасываем воздух. После чего вкручиваем болт на место. Запускаем мотор на 3-5 минут для удаления воздуха.

Другой способ: помещаем нашу емкость выше ТНВД, снимаем подающий шланг с насоса и отсасываем топливо так, как мы это обычно делаем, переливая солярку из одной емкости в другую — ртом или специальной грушей. Когда топливо из шланга пойдет полноценной струей, одеваем его на штуцер насоса и затягиваем хомут. Теперь отворачиваем болт штуцера «обратки», и через открывшееся отверстие воздух выйдет сам — так называемый «эффект сифона». Как и в первом случае, запускаем мотор на 3-5 минут для окончательного удаления воздуха, и через 20-30 минут осуществляем повторный его запуск.

Дальнейшие наши действия складываются в два этапа.

Первый. Располагаем нашу емкость с топливом выше топливного насоса и оставляем автомобиль в покое на несколько часов, например, до утра. Если после этого мотор запустился и работает нормально, то факт подсоса воздуха в магистралях — налицо.

Второй этап. Размещаем нашу емкость с топливом ниже ТНВД и снова оставляем авто на несколько часов.

Последующий запуск может указать нам на два ответа:

  1. Если мотор не заработал или запустился, но начал работать с теми же симптомами и проблемами, то имеется подсос воздуха либо в самом ТНВД, либо в «обратных» магистралях топливных форсунок;
  2. Если мотор запустился без проблем и работает уверенно, значит место подсоса находится за пределами ТНВД.

И дышать становится легче, поскольку ремонт ТНВД, и даже «просто замена» плунжерных пар, сопоставимы с ценой нового насоса.

Хочу также добавить, что промывка топливной системы (без выше произведенных действий) эффекта не даст. Как показывает практика, после промывки воздух в топливной системе не исчезает.

Как выгнать воздух из топливной системы дизеля? Это вопрос вопросов — никак! Только в условиях автосервиса посредством выше приведенных приёмов, а также при применении специального инструментария. Топливная система дизеля — это слишком капризная и своеобразная «штучка».

И добавлю от себя ещё кое-что, весьма существенное.

Опытные дизелисты и водители дальнобойщики в подобных советах не нуждаются, поскольку они и сами всё это знают и умеют. А вот с другой стороны, я не представляю себе владельца современной дизельной иномарки, который бы в своем гараже возился со всеми этими канистрами-вёдрами и шлангами-магистралями.

Из опыта профессиональных дальнобойщиков

Интернет полон всевозможных поучалок и лафхаков для владельцев дизельных авто и буквально кишит различными «советами бывалых».

Тут тебе:

  • и рекомендации заменить штатный заводской насос подкачки более производительным;
  • и «инсталлировать» в подающую магистраль банальную резиновую грушу;
  • и систематически регулировать и чистить резьбу сливной пробки топливного бака (и саму собственно пробку) от грязи и коррозии;
  • и, цитата: «…зимой по возможности регулярно поддерживать топливный бак полным, поскольку в полупустом баке образуются конденсат и воздушные пробки, проникающие затем в магистраль»;
  • и, ещё цитата: «…заправляться только на проверенных и/или брендовых АЗС»…

 

Но вся беда заключается в том, что все приведенные советы, они — для всех и для всего, а конкретно вашему автомобилю (и конкретно вашей дизельной системе питания) нужна своя собственная уникальная процедура мер и уникальный порядок их выполнения.

Одной из наиболее распространенных (и очевидных) причин завоздушивания топливной системы случается… банальная невнимательность и наша надежда «на авось» — авось дотянем до следующей заправки. Но — вот, не дотянули, машина заглохла. Мы налили солярки в бак из ведра, а двигатель не заводится. А всё потому, что:

  • одному дизельному мотору будет достаточно… просто включить-выключить зажигание несколько раз подряд, тогда штатный насос «дотянет» давление в системе до (или почти до) нормы, и двигатель заведется;
  • другому потребуется буксир и несколько десятков-сотен метров чистого асфальта (а то и вовсе метр-полтора);
  • а третьему – только на автосервис.

Выбрать ближайший к вам профильный автосервис и найти «правильного» дизелиста вам поможет сайт Аutоbооkіng.

Сергей Жебаленко,

автомобильный инженер, журналист,

редактор автомобильной программы «Мотор-ТВ»

Нужен ремонт ТНВД? Не откладывайте на потом! Найдите СТО прямо сейчас, воспользовавшись формой поиска ниже:

Воздух в топливной системе — Сообщество «Diesel Power (Дизельные ДВС)» на DRIVE2

Всем привет! Уже писал ранее, что в топливной системе на Мерседесе Спринтер 2,9 TDI присутствует воздух. Из-за этого, а может и не из-за этого, под нагрузкой двигатель протраивает и машина не развивает мощности (не тянет). Две недели назад поменяли двигатель со всем навесным оборудованием. На старом двигателе симптомы были те же, т.е. двигатель продергивало под нагрузкой, машина не тянула, а потом начала перегреваться и в результате движок пришел в негодность. Сегодня сняли топливный бак. Сетка была подзабита, но не критично. Также было подзабито отверстие на обратке. Все промыли, продули. Топливные магистрали заменили на прозрачные шланги, и подачу и обратку. Шланги пустили от выходного штуцера из бака до штуцера на топливном фильтре (подача) и от штуцера на ТНВД до штуцера на баке (обратка), удалось удалить любые сочленения, чтобы исключить подсос воздуха. Запустили двигатель и со стороны бака пошли мелкие пузырьки воздуха. Из топливного фильтра пошли крупные пузыри, а по штангу обратки, отходящему от ТНВД, с периодичностью секунд в десять, проскакивает огромный пузырь. Что за ерунда? Откуда может браться воздух? И ещё, когда глушишь двигатель, из шланга, подходящего к топливном фильтру от бака, топливо уходит в сторону бака. Обратил внимание, что сверху на баке установлен какой-то клапан (2014760132), который, почему-то дуется в обе стороны. Интересно, что это за клапан и как он должен работать? Ещё от бака запитана система предпускового подогрева. Не могут ли этот клапан и эта система быть причинами завоздушивания?

клапан 2014760132, продувается в обе стороны

Воздух в дизеле в ТНВД — как удалить?

Причин, по которым воздух оказывается внутри топливного насоса высокого давления ТНВД, существует много, но чаще всего это связано с возрастом транспорта. Воздух в дизеле в ТНВД — как стравить? Через определенное время запуск транспортного средства становится затруднительным до момента, когда дизель перестанет вообще заводиться.   

Чтобы осуществить удаление воздуха из ТНВД, следует, вначале произвести соединение шлангов осуществляющих прямую и обратную подачу топлива. Затем необходимо установить заранее подготовленные для этого дюритовые шланги. Емкость надо заполнить дизельным топливом.

Произведите фиксирование шлангов на патрубках с помощью хомутов, затем опустите шланг осуществляющий прямую подачу в емкость свободным концом, не забывая принять меры, для того чтобы шланг не выскакивал из емкости.

Далее поместите емкость на уровне выше, топливного насоса. На топливном насосе, отмытом от загрязнений, отверните болт на штуцере обратной подачи, затем отсосите топливо через появившейся патрубок пока оно не начнет выходить.

Далее надо снова закрутить открученный болт и произвести запуск мотора на 5 минут, чтобы произвести удаление воздуха полностью. Отсос следует проводить спринцовкой, вакуумным насосом, или другим доступным для вас способом.

Чтобы убрать воздух в дизеле, можно воспользоваться другим способом, при котором надо разместить пластиковую посуду с соляркой на уровне выше расположения топливного насоса.

Произведите снятие шланга с топливного насоса, осуществляющего прямую подачу топлива, затем надо слить топливо также, как при переливе, жидкости из одной посуды в другую.

Шланг надо установить обратно до того момента, как поток солярки будет иметь уверенную струю, затем его следует затянуть с помощью нового хомута.

На шланге обратной подачи открутите болт. После чего воздух по открывшемуся штуцеру самостоятельно удалится, благодаря сифонному эффекту. Затем на 5 минут произведите запуск дизеля, чтобы полностью убрать воздух из ТНВД. Когда пройдет, полчаса снова произведите запуск на это же время.

Для устранения подсоса воздуха, проверьте степень герметичности топливного шланга, а также надежность его стягивания хомутами. Не забывайте о проверке уплотнения топливного фильтра, состояния топливных трубок, герметичности ручного/механического насоса подкачки, уплотнения приводного вала и оси управляющего рычага. Если вами был выявлен подсос воздуха, то обязательно произведите замену дефектных деталей.

Воздух в дизеле в ТНВД — при выполнении любых работ, связанных с выгоном из дизеля воздуха, не забывайте, что при попадании даже мельчайшей посторонней частицы внутрь топливной магистрали может стать причиной плохих последствий. Работы по избавлению от воздуха, начинайте тщательной очисткой и промывкой ТНВД, шлангов подачи топлива и мест где соединяется топливный насос и магистрали.

Воздух в топливном фильтре

20.06.2016

Одна из  частых проблем автолюбителей – пузырьки в топливном фильтре. Откуда они берутся? Что делать, если вы заметили их наличие?

Что делает топливная система?  Она должна хранить и подавать топливо в камеру цилиндра (где оно может смешаться с воздухом), где происходит испарение и сжигание для выработки энергии. Бензиновое горючее или дизтопливо находится в топливном баке. Насос  системы производит подачу через карбюратор или топливный фильтр горючего через топливопроводы в камеру цилиндра, чтобы оно там сгорало для получения энергии. Именно фильтр - ключ к тому, чтобы топливо доставлялось исправно.

Если осложнен запуск двигателя, то обратите внимание на исправность мотора. Поломка определяется по таким признакам: до того, как автомобиль начинает движение, двигатель  сразу (должным образом) не запускается; потом определенное время работает неравномерно, нет реакции  на педаль газа. Тогда надо покрутить мотор стартером, автомобиль заведется, а мотор начнет работать ровно. Западание в топливный бак грязных частичек или мусора приводит к неизбежным проблемам в работе вашей машины. Обязательно бак надо вымыть, отверстия  прочистить. Обратите внимание на то, что выскакивает из  трубы выхлопа.

Если в цилиндры доходит горючее, при прокрутке стартером из трубы выхлопа должен идти дымок. Следует выяснить, доставляется ли топливо в цилиндры. Возможная причина нарушения доставки горючего – воздух, который мог попасть в магистраль системы. Существует множество причин, вызывающих попадание воздушных пузырьков в топливную систему. Как правило, это случается с машинами, насчитывающими  по нескольку лет эксплуатации. Из-за уплотнений топливного фильтра недолжного качества, из-за износа топливных шлангов, из-за заржавевших топливных трубок, нарушений уплотнения крышки топливного насоса и причин аналогичного рода в системе подачи топлива сбои и происходят.

В топливном фильтре воздух: что делать?

Если в системе повреждены уплотнения, горючее может стекать в бак в любых местах. Часть его иногда остается в самой полости насоса (это позволяет запустить мотор), но уже спустя  минуты две-пять весь насос будет полностью залит топливом. Тогда будет подсос воздуха уже в магистраль.

В самом начале нужно произвести осмотр машины снизу, затем топливный насос отключить от магистралей машины.

Удалите воздух с  помощью топливного насоса, когда вы уже  вскрыли топливную систему или же удостоверились, что бак совсем пустой.

Чтобы очистить двигатель-дизель, существуют топливные фильтры, различающиеся по тонкости фильтрации, своей пропускной способности. Главная функция фильтра –  отделять воду, которая удаляется с помощью сливной нижней пробки.

Вверху корпуса фильтра есть насос ручной подкачки, удаляющий из топливной системы воздух. Если даже после того, как проведена прокачка системы, запуск мотора затруднен, мощность не развивается, то можно определенно сказать, что в системе произошел подсос воздуха, т.е. в топливном фильтре – воздух, о чем свидетельствуют и воздушные пузырьки воздуха в горючем.

Обнаружение места подсоса воздуха – дело несложное, т.к. обычно это происходит в месте утечки топлива. Когда подсос устранен, обязательно надо удалить из топливной системы воздух.

Для того чтобы удалить воздух из топливной системы, требуется ослабить пробки, чтобы выпустить воздух из корпуса насоса высокого давления, а затем следует прокачивать ручным насосом топливную систему до тех пор, пока оттуда не начнет вытекать топливо без содержания в нем пузырьков воздуха.

Внимание! Во время проведения процедуры по удалению воздуха аккумулятор должен быть достаточно разряжен, и все составляющие элементы топливной системы проверены на герметичность.

Пузырьки в топливном фильтре: другие возможные причины

Воздух также попадает в топливную систему в результате замены фильтра. Надо перепроверить все проделанные работы. Если не получается найти утечку найти, установите в системе низкое давление и прислушайтесь, смотрите, есть ли утечка воздуха. Удалите воздух:

  • снимите и прочистите топливную трубку;
  • положите трубку в емкость с водой, где пузырьки будут ясно видны;
  • поврежденную трубку следует заменить.

Еще одна причина появления пузырьков в фильтре – возникающая вибрация из-за ослабления крепежных винтов топливной трубки. В данном случае следует только надежно закрепить винты.

Воздух в топливную систему может попасть, если во время поездки закончилось топливо. Если залили новое горючее, но двигатель не заводится, значит – система завоздушена. Что делать?

  • открутите болт крепления фильтра, не вынимая его;
  • залейте через отверстие болта солярку в фильтр;
  • закрутите болт на место;
  • немного ослабьте гайку штуцера на форсунках (1й или 2х);
  • потихоньку завести машину;
  • когда солярка начнет брызгать из-под гаек, затяните их на место.

Как выгнать воздух из топливной системы, если она подсасывает

Удаление воздуха из топливной системы дизеля

Двигатели современных автомобилей имеют свойство тянуть воздух. Особенно это касается агрегатов, с установленным ТНВД. Вылечить «болезнь» можно легко, если знать, как выгнать воздух из топливной системы и устранить причины подсоса.

Как воздух попадает в ТС

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»

ТС современного автомобиля – представляет собой узел, хранящий и подающий топливо в цилиндры силового агрегата. Большинство двигателей устроено так, что агрегат всасывает воздух, который смешивается в это время с впрыскиваемым ТС горючим, непосредственно возле цилиндров или прямо в них (непосредственный впрыск).

Первые симптомы попадания воздуха в ТС связаны с трудностями запуска ДВС. Система, в которой есть воздух, уже не может нормально функционировать, что и приводит к сложностям.

Конечно, возможна неисправность самого силового агрегата. Поэтому сначала рекомендуется тщательно проверить двигатель. Если он вообще не заводится, то есть повод считать, что проблемы в нём самом. Однако если наблюдается нестабильная работа – нормальный запуск, потом сбой, потом опять нормально, это точно воздух.

Ещё одним признаком завоздушивания системы является реагирование педали газа. Нажимаешь на неё, а она никак не действует, ведь в системе воздух, топливо в цилиндры не подаётся.

Именно по этой причине, чтобы протестировать, идёт ли горючее в цилиндры, существует метод проверки по выхлопу. Водитель должен попросить ассистента подержать стартер около 40 секунд (при условии, что машина не заводится). Сам он должен наблюдать за выхлопом – есть ли из глушителя дымок. Если да, то в цилиндры топливо поступает и воздуха в системе нет. Причину затруднённого пуска нужно искать в другом.

Попадает воздух в топливную магистраль по разным причинам. В основном, это происходит на машинах подержанных, старых, срок эксплуатации которых составляет более трёх или пяти лет.

Причина же заключается в том, что стареют уплотнения, отвечающие за герметичность всей системы. Речь идёт о хомутах, соединениях, сальниках. В ТС их предостаточно. Кроме того, сами магистрали, по которым поступает топливо, со временем устаревают, ржавеют, рвутся. Одним словом, получается целый ряд обстоятельств, определяющих нарушение подачи горючего.

Безусловно, конструкторы предусмотрели кое-что. Если уплотнения повреждаются, топливо начинает стекать обратно в бак. Некоторая часть горючего остаётся в насосе, её хватает на очередной запуск двигателя, не больше.

Удалить воздушную пробку из ТС Приора

Приора воздух из топливной системы

Вот как это делается:

  • проверяется бак Ваз 2107, чтобы убедиться в наличии топлива в нём;
  • открывается штуцер выпуска воздуха на фильтре для горючего;
  • подкачивается горючее ручным насосом до тех пор, пока через штуцер не пойдёт топливо без воздушных пузырей;
  • не останавливая подкачку, закрыть штуцер выпуска воздуха;
  • продолжать подкачку, пока не станет ощущаться сопротивление.

Теперь надо попробовать запустить двигатель. Если не получится, значит, воздух попал в ТС, и его надо оттуда выгнать. На Приоре делается это так:

  • ослабляются накидные гайки на форсунках впрыска;
  • крутится стартер до тех пор, пока не выйдет топливо;
  • теперь гайки затягиваются, и двигатель можно запустить, так как воздух выйдет вместе с горючим.

Таким образом происходит развоздушивание системы автомобиля Приора.

Устранить воздушную пробку на дизельном авто

Теперь узнаем, как выгнать воздух из топливной системы дизеля. Для таких моторов устранение воздуха из системы без опоздания крайне важно. В дизельных ДВС имеется ТНВД, и когда воздух подсасывается, давление в ТНВД падает, нужного для продуктивного впрыска значения не достигает. Соответственно, крайне плохо запускается мотор, обороты держатся нестабильно, агрегат глохнет на ходу.

Безусловно, воздушная пробка вредна и для бензиновых силовых агрегатов, но всё же, не так опасна, как для дизеля. Просто дизельный агрегат более чувствителен, и владельцам таких машин нужно это знать. Например, много проблем вызывает у дизельного мотора попадание газа или воды в топливо, не говоря уже о воздухе.

Для определения того, что в ТС дизеля попал воздух, используется методика проверки по топливопроводам ТНВД. Они отсоединяются он форсунок. Дальше ассистент вращает стартер, а владелец автомобиля смотрит, идёт ли горючее из шлангов. Если нет, в системе воздушная пробка.

Как и в вышеописанном случае, для начала прокачивается фильтр. Если в автомобиле не предусмотрен ручной насос для подкачки, придётся задействовать стартер. Это не лучший способ, так как просаживается аккумулятор, но что делать.

Фильтр можно также снять, просушить, стакан вытереть насухо, всё собрать на место. Далее:

  • соединить шприц с верхним штуцером фильтра при помощи куска шланга (их бывает два: один для прокачки сверху, другой – для слива снизу);
  • из шприца вынуть поршень, вставить трубку пылесоса и плотно зафиксировать;
  • открутить штуцер и включить пылесос на 15 секунд, пока в шприце не появится пена и он не заполнится соляркой;
  • закрутить штуцер, и запустить ДВС.

Дальше прокачивается уже насос ТНВД, с вдетыми магистральными шлангами.

  1. Болт 7, расположенный между 4 штуцерами подаваемых и обратных шлангов, нужно вывернуть.
  2. Подкачать топливо, пока оно не начнёт выходить из отверстия от болта 7.
  3. Затем ввернуть болт обратно, но не до конца. Продолжать подкачивать топливо, оно будет выходить с пузырьками воздуха.
  4. Снова вынуть болт, качать топливо и следить за тем, как выходит горючее.

По топливной струе, выходящей из отверстия, можно сделать 3 вывода.

  1. Если оно выталкивается с перерывами и определёнными порциями, значит, всё с системой нормально, основной топливный насос функционирует хорошо.
  2. Если горючее бьёт не прекращающейся струей, это нехороший знак, свидетельствующий о проблемах с ТНВД. Скорее всего, поломался плунжер.
  3. Если топливо вообще не показывается, опять же, проблемы с насосом.

ТНВД отремонтировать самостоятельно вряд ли получится. Насос этот в конструктивном плане очень сложный. Лучше доверить его настройку профессионалам.

Перед демонтажем насоса, если он будет самостоятельно сниматься, нужно не забыть установить все шкивы по меткам.

Если горючее выходит порциями, то, как и говорилось, это к лучшему. Насос в порядке, но воздух надо выкачать полностью.

  1. Болт 7 вворачивается на место, затягивается ключом.
  2. Снимается один из шлангов, топливо подаётся и нужно следить за тем, выходит ли оно из штуцера снятой трубки. Если нет, штуцер немного расслабить (2 оборота) и снова проверить. Остановиться, как только горючее будет выходить.
  3. Также поступить с остальными шлангами и их штуцерами. Если топливо будет идти со всех отверстий после вращения коленвала, значит, можно всё обратно затянуть.

Дальше нужно обратно вдеть шланги в форсунки. Попросить ассистента продолжить вращать вал. Как только солярка начнёт просачиваться из-под гаек форсунок, нужно их затянуть до конца.

Некоторые делают наоборот: сначала затягивают гайки форсунок, а уже после начинают выкачивать воздух из штуцеров насоса. Такой способ тоже действенный, но он долгий, и аккумулятор уж точно сядет, если нет ручного насоса.

По стартеру: ему нужно давать передышку через каждые 12 секунд непрерывной работы на одну минуту. Это прописано в инструкции, и не стоит её нарушать.

Видео: как прокачать воздух из дизеля

Получается, что выгнать воздух из ТС совсем несложно. Нужно только попросить ассистента помочь. В процессе выкачивания воздуха, вместе с ним будет выходить топливо. Надо позаботиться о чистоте и экономии, и подставить под штуцера пустые и широкие ёмкости.

Устал платить за штрафы? Выход есть!

Забудьте о штрафах с камер! Абсолютно легальная новинка - Глушилка камер ГИБДД, скрывает ваши номера от камер, которые стоят по всем городам. Подробнее по ссылке.

  • Абсолютно легально (статья 12.2);
  • Скрывает от фото-видеофиксации;
  • Подходит для всех автомобилей;
  • Работает через разъем прикуривателя;
  • Не вызывает помех в радиоприемнике и сотовых телефонах.


Смотрите также