Какой датчик отвечает за обороты двигателя


Какой датчик отвечает за обороты двигателя? Список и нужная информация

При возникновении проблем с двигателем можно услышать вопрос, какой датчик отвечает за обороты двигателя. Часто именно на эти электронные устройства водители грешат в первую очередь. Но проверять датчики следует в последнюю очередь. Плавать обороты могут по самым разным причинам. Сначала следует убедиться в отсутствии других поломок. Часто проблемы с оборотами начинаются после заправки топливом низкого качества. В таком случае система впрыска просто не в состоянии сделать нормальную смесь.

В итоге обороты начинают плавать. Другая причина в неисправности зажигания. Это также достаточно распространенная проблема. Только исключив все эти причины можно переходить к проверке датчиков.

Содержание

Где искать поломку?

Какой датчик отвечает за обороты двигателя? Ответ на этот вопрос и прост и сложен одновременно. Причина может находиться в 4 различных датчиках:Также, в очень редких случаях причиной плавающих оборотов может оказаться датчик на положение коленчатого вала. Но это случается, крайне редко и мы не будем рассматривать здесь этот вариант. Обычно проблемные датчики выявляются при проведении компьютерной диагностики. Но иногда нет возможности посетить сервис для этой процедуры. Поэтому можно вполне обойтись своими силами для их проверки.

Датчик на холостой ход

Нужно отметить, что при его повреждении обороты будут плавать в основном на холостом ходу. Но в любом случае проверку следует начинать с ДХХ. Для этого нужно скинуть колодку проводов с датчика. После чего проверяется напряжение. Для этого один вывод проводов пускают «на массу», то есть прикладывают к двигателю. Второй провод присоединяют к датчику и замеряют напряжение. Мультиметр должен выдавать напряжение не меньше 12В. Если показатель меньше, то возможно разряжен аккумулятор. После восстановления его заряда возможно и работа двигателя восстановится. Также нужно проверить сопротивление на выводах, оно должно равняться 53 ОМ. Замеры нужно производить на парных контактах. Нужно поменять датчик, если сопротивление ниже или выше.

На положение дроссельной заслонки

Этот датчик предназначен для расчета контроллером уровня открытия дроссельной заслонки. Его устанавливает на ось дросселя. При нажатии на педаль акселератора он поворачивается вместе с дросселем. По сути это переменный резистор, который в зависимости от угла поворота меняет уровень напряжения подаваемого на контроллер. Проверяется таким образом. Включается зажигание, и замеряется напряжение на выводах датчика. Оно должно колебаться от 0 В при стартовом положении, до 12 В при максимальном. Также можно измерить сопротивление, но это не обязательно. Если напряжение отсутствует, либо растет нестабильно, то ДПДЗ неисправен, необходимо его поменять.

Датчик на массовый расход воздуха

Этот датчик контролирует и позволяет нормализовать поступление воздуха в топливную смесь. Признаками его неисправности являются следующие проблемы:

  • Нестабильные обороты;
  • Проблемы с заводом теплого двигателя;
  • Снижение мощности.
Проверка этого датчика производится по разному. Самым простым из них является отключение ДМРВ и поездка без него. Если негативные моменты пропали, то скорее всего причина именно в датчике. Также отказ датчика может быть спровоцирован некачественной прошивкой. Для этого под упор заслонки дросселя помещают пластинку толщиной 1 мм. При этом обороты немного должны увеличиться. После снимают фишку с интересующего нас датчика. Если двигатель продолжил работать, причина в «кривой» прошивке. Также проверка выполняется путем замера напряжения. Для этого возьмите мультиметр, его следует выставить на максимальное напряжение 2 В. Далее замеряется напряжение на выводах. На новом полностью исправном датчике оно должно колебаться в пределах 0,98-1,01 В. О неисправности ДМРВ говорит напряжение более 1,05 В. В таком случае его следует заменить.

Датчик на рециркуляцию отработанных газов (EGR). Это приспособление отвечает за снижение концентрации азота в продуктах сгорания топлива. Так как он располагается непосредственно в выпускном коллекторе, то также может влиять на обороты. Если его заклинивает в одном положении, то ЭБУ получает сигнал о неверной работе двигателя и начинает пытаться произвести регулировку. Вследствие чего обороты и скачут. Выявить это проще всего путем диагностики двигателя.Заключение. Плавающие обороты не редкость, это может происходить по разным причинам. Проверять нужно все варианты. Если у вас нет сомнений в работоспособности основных систем автомобиля, то следует задаться вопросом, какой датчик отвечает за обороты двигателя. Вариантов здесь несколько. Для более точного и быстрого поиска причин нужно провести диагностику, но некоторые проблемы можно выявить и без этого.

Датчик оборотов двигателя авто

Когда у автолюбителей возникают те или иные проблемы с двигателем, они начинают интересоваться, какой датчик отвечает за обороты двигателя, поскольку первое подозрение зачастую падает на данные устройства.

Однако это не всегда так, ведь обороты могут «плавать» по различным причинам. Лучше всего для начала убедиться в том, что какие-либо другие поломки отсутствуют, а измерители проверять после. Так или иначе, если вы хотите обнаружить нужный датчик, вам необходимо знать, как он выглядит, и где его искать.

 Основные понятия

Чтобы синхронизировать работу систем зажигания, а также впрыска, предусматривается датчик оборотов, или,  как его называют, измеритель частоты вращения. Именно он передаёт в электроблок, управляющий мотором, необходимые данные о том, какие вращения поддерживает коленчатый вал в данный момент.

Этот измеритель силового агрегата – важнейший элемент автомобиля, без которого не обходится взаимодействие многих систем, ведь он помогает обеспечивать корректное функционирование всей машины в целом.

Электронный управляющий блок авто обрабатывает особые сигналы, которые посылает этот измеритель, чтобы выяснить:

  • количество впрыскиваемого топлива в данный момент;
  • момент впрыска;
  • время, требуемое для активации клапана адсорбера;
  • момент зажигания (у бензиновых моторов);
  • угол поворачивания распределительного вала во время работы системы по изменению фаз механизма газораспределения.

Чтобы определить работоспособность измерителя, необходимо узнать его местонахождение.

Место расположения

Датчик частоты вращения, или индукционный измеритель, обычно располагается над маркерным диском автомобиля.

Диск, в свою очередь, может находиться:

  • на маховике;
  • на коленвале внутри блока цилиндров – такое бывает у марок Ford, Opel и т.д.;
  • спереди моторного отсека на коленвале, вместе со шкивом привода допагрегатов (Jaguar, BMW, ВАЗ и т.д.).

Лучше всего, когда маркерные зубцы маховика предназначаются лишь для измерения оборотов мотора. Чуть хуже, если маркерными являются стартерные зубцы: эта особенность присутствует у автомашин марок Audi и Volvo.

Небольшая кривизна зубца маховика или маленький скол, присутствующий на нём, часто могут стать причиной в нарушении работы системы зажигания, из-за чего силовой агрегат не может функционировать на повышенных частотах вращения. В этом случае зачастую происходит хаотичное искрообразование, так как блок управления неправильно определяет количество зубцов.

Важные особенности

Следует обратить внимание, что на некоторых автомобилях датчик частоты вращения заменяет измеритель Холла: данное приспособление может передавать в главный блок управления не только сигнал о фазах механизма газораспределения, но и обороты двигателя. Если у вас именно такая ситуация, то найти прибор можно вблизи распределительного вала.

В случае, когда измеритель частоты вращения коленчатого вала выйдет из строя, вы не сможете завести свой автомобиль: после доскональной проверки системы зажигания и подачи топлива, в ходе которой не будет обнаружено существенных отклонений, рекомендуется обязательно проверить работоспособность датчика оборотов.

Заключение

«Плавающие» вращения двигателя не так редки: это состояние может возникнуть вследствие нескольких причин, поэтому необходимо тщательно проверить все варианты.

Если в работоспособности всех важнейших систем автомашины у вас сомнений не возникнет, рекомендуется задаться вопросом, какой из датчиков отвечает за обороты двигателя. Чтобы обнаружить причину быстро и более точно, рекомендуется своевременно провести диагностику авто, но не стоит забывать, что в некоторых случаях можно обойтись и без неё.

Полезное видео:

Почему плавают обороты двигателя?

Мотор – «сердце» автомобиля, и как у сердца человека, в работе этого «органа» иногда случаются перебои. О проблемах с двигателем нам становится известно по ритму его «сердцебиений» — оборотам. Если обороты силового агрегата начали плавать – мотор дает нам сигнал о том, что с ним что-то неладно. В нашем сегодняшнем материале мы расскажем, на какие поломки намекают скачущие обороты мотора, как их правильно диагностировать и ремонтировать.

Плавающие обороты Hyundai

Причина появления плавающих оборотов

О том, что у мотора что-то не так с оборотами, водитель может узнать, взглянув на тахометр. При нормальной работе силового агрегата на холостом ходу стрелка этого прибора держится на одном уровне (обычно в пределах 750-800 об/мин), а если у двигателя проблемы, то стрелка то падает, то поднимается (диапазон от 500 до 1 500 об/мин и выше). Если в машине нет тахометра, то плавающие обороты можно уловить на слух: рокот двигателя то возрастает, то уменьшается. А еще – по нарастающим и ослабевающим вибрациям, проникающим в салон машины из моторного отсека.

Как правило, нестабильные обороты двигателя проявляются на холостом ходу. Но и на промежуточных оборотах работы мотора можно зафиксировать провалы или взлеты стрелки тахометра – это характерно для дизельных двигателей. Рассмотрим эти два случая отдельно, чтобы понять, по каким причинам эти явления происходят.

Скачки оборотов на холостом ходу

Плавающие обороты на холостом ходу наиболее часто проявляются на инжекторных двигателях. Связано это с особенностью регулирования работы системы холостого хода электронным блоком управления двигателя (ЭБУ). Электронные «мозги» автомобиля постоянно считывают информацию о работе холостого хода, и если она нарушается, то дают команду ответственным за корректное функционирование системы датчикам исправить положение. Нарушаться работа холостого хода может по причине попадания лишнего воздуха в топливную систему, а конкретно – в цилиндры двигателя. В таком случае датчик массового расхода воздуха сигнализирует ЭБУ о поступлении в камеру сгорания излишка воздуха. Чтобы выровнять количество воздуха и горючего, образующего вместе топливовоздушную смесь, «мозги» дают команду клапанам инжектора открыться и впустить в цилиндры больше топлива. В этот момент обороты двигателя резко возрастают. Затем ЭБУ «понимает», что подал в цилиндр слишком много топлива, и ограничивает его подачу – в этот момент обороты резко падают.

Вторая причина плавания оборотов на холостом ходу – выход из строя регулятора холостого хода (РХХ).

Сняли регулятора холостого хода (РХХ)

Он представляет собой электродвигатель, в конструкцию которого входит конусная игла, а функция его – стабилизировать обороты мотора, когда тот работает вхолостую. Основная причина его поломки – износ элементов РХХ (обрыв провода, изнашивание направляющих или привода конусной иглы и прочие) вследствие длительной эксплуатации автомобиля на некачественном топливе. Когда регулятор ломается, двигатель, оставшись без «стабилизатора», начинает непроизвольно повышать или понижать обороты.

Третья причина скачков оборотов – неисправность клапана вентиляции масляного картера.

клапан вентиляции масляного картера

В процессе работы мотора в картере скапливаются отработавшие газы (их еще называют картерными). Если двигатель новый, то объем таких газов в картере сравнительно небольшой, а у мотора с большим пробегом количество картерных газов повышенное. Избыток этих газов выводится через систему вентиляции к впускному коллектору и дроссельной заслонке, где они участвуют в образовании топливовоздушной смеси в камерах сгорания двигателя. Если клапан вентиляции картера заклинивает (обычно это случается из-за отложения на его стенках остатков масла, содержащихся в составе газов картера), во впускной коллектор поступает меньшее количество картерных газов, ТВЗ не обогащается в полной мере, обороты двигателя начинают плавать – от средних (1100 — 1200) к низким (750-800).

Четвертая причина появления плавающих оборотов на холостом ходу – выход из строя датчика массового расхода воздуха (ДМРВ).

датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) Лада 2110

Он, как и клапан вентиляции картера, может в процессе длительной эксплуатации покрываться грязной масляной пленкой, что, в конце концов, приводит к его поломке. Довольно редко в ДМРВ ломается термоанемометр — элемент, ответственный за измерения объемов воздуха, поступающих в камеру сгорания двигателя. ЭБУ в этом случае не получает корректных данных о массовом расходе воздуха и требует его подачи в цилиндры, что отзывается на скачках оборотов мотора.

Пятая причина – некорректная работа дроссельной заслонки, функция которой состоит в регулировании давления воздуха, подающегося в цилиндры мотора.

дроссельная заслонка

Она может заклинивать по двум причинам: на внутренней поверхности «пятака» заслонки появляется масляный налет, не дающий заслонке нормально закрываться и открываться, а также из-за неисправности привода дроссельной заслонки. Отметим, что это наиболее часто встречающаяся причина работы мотора с плавающими оборотами на холостом ходу, характерная и для карбюраторных двигателей.

Говоря о карбюраторных двигателях, перечислим причины, по которым у них могут возникать скачки оборотов на холостом ходу. Это а) некорректная регулировка холостого хода мотора; б) поломка электромагнитного клапана карбюратора; в) засорение жиклера холостого хода продуктами сгорания топлива.

Скачки оборотов на промежуточном ходу

У дизельных двигателей плавающие обороты на промежуточном ходу в основном возникают по причине образования ржавчины на лопастях в топливном насосе высокого давления. Коррозия этих деталей насоса возникает из-за наличия в составе топлива воды. Кстати, по этой же причине обороты дизельного мотора скачут и на холостом ходу.

У всех перечисленных выше причин появления нестабильных оборотов двигателя имеется несколько последствий: повышенный расход топлива, выброс в атмосферу выхлопных газов с высоким содержанием СО, износ элементов топливной системы и системы подачи воздуха двигателя. Чтобы не допустить этого, необходимо периодически проверять работу перечисленных выше систем и датчиков, а если беда все же случилась, и обороты «лихорадит» — немедленно чинить все поломки.

Исправляем плавающие обороты мотора

1. Подсос воздуха в цилиндры двигателя. Нужно проверить герметичность магистралей системы подачи воздуха к впускному коллектору. Для этого можно снимать каждый шланг в отдельности и продувать его при помощи компрессора или насоса (трудоемкий процесс), а можно обработать шланги WD-40. На том месте, где «вэдэшка» быстро испарится, можно будет обнаружить трещину. В этом случае рекомендуем не заклеивать ее изолентой, а заменить изношенный шланг на новый.

2. Замена регулятора холостого хода. Состояние РХХ проверяется при помощи мультиметра, которым замеряем его сопротивление. Если мультиметр показывает сопротивление в диапазоне от 40 до 80 Ом, то регулятор вышел из строя и его придется заменить.

3. Чистка клапана вентиляции картера. Здесь не обойтись без разборки масляного картера – только так можно добраться к его вентиляции и извлечь клапан. Промываем его в керосине или любом средстве для очистки деталей двигателя от следов масляного шлама. Затем просушиваем клапан и устанавливаем его на место.

4. Замена датчика массового расхода воздуха. ДМРВ – деталь деликатная и в большинстве случаев ремонту не подлежит. Так что если причиной плавающих оборотов на холостом ходу стал именно он, его лучше заменить, а не ремонтировать. Тем более, что исправить вышедший из строя термоанемометр невозможно.

5. Промывка дроссельной заслонки с последующей установкой ее правильного положения. Есть два способа очистить дроссельную заслонку от масляных отложений – со снятием заслонки и промывка ее без снятия с автомобиля. В первом случае отсоединяем все шланги и провода, ведущие к заслонке, ослабить ее крепления и вынуть. Затем положить в емкость и залить специальным аэрозолем (например, Liqui Moly Pro-line Drosselklappen-Reiniger).

Промывка дроссельной заслонки

Если масляный шлам на ее поверхности застарел, его можно аккуратно очистить при помощи щетки. Затем поверхности заслонки промокнуть чистой сухой ветошью и установить ее на место, подсоединив все шланги и провода. Во втором случае промывка дроссельной заслонки проводится на горячем двигателе таким же аэрозолем. Перед нанесением чистящего средства заслонку нужно обесточить. Сначала заливаем аэрозоль внутрь заслонки, ждем пару минут и заводим двигатель. При работающем моторе продолжить обработку заслонки аэрозолем. Если при этом от нее повалит белый дым – не страшно, это удаляется масляный шлам. По окончании процедуры подсоединяем провода, и при помощи компьютера перепрограммируем алгоритм ее работы, устанавливая нужный зазор открытия заслонки.

6. Регулировка холостого хода двигателя. Эту операцию можно провести при помощи отвертки, регулируя винты количества и качества оборотов.

Регулировка холостого хода двигателя

7. Замена электромагнитного клапана карбюратора. При поломке этого клапана двигатель может работать только на подсосе воздуха. Поэтому для устранения скачков оборотов рекомендуем заменить электромагнитный клапан на новый.

Проверка электромагнитного клапана карбюратора

8. Чистка жиклера холостого хода. Лет двадцать назад очистка жиклера от масляного налета была трудоемкой операцией. Сегодня не нужно извлекать жиклер из системы – достаточно влить в него специальный аэрозоль для чистки карбюраторов и оставить средство там на пять минут. По прошествии этого времени следует очистить жиклер от остатков грязи сжатым воздухом.

Извлекли жиклер холостого хода

9. Обработка лопастей ТНВД от коррозии. Для этого понадобится средство от коррозии (например, XADO VeryLube), которое можно просто распылить в горловину топливного бака перед заправкой. Очистку лопастей насоса от коррозии это средство выполнит самостоятельно. Для профилактики коррозии лопастей насоса можно залить в бак 200 мл моторного масла, которое в процессе езды создаст на поверхностях лопастей защитную пленку.

Запомните: при появлении скачков оборотов двигателя на холостом ходу необходимо обратиться на СТО и провести детальную проверку работы указанных систем двигателя. Своевременная диагностика избавит вас от серьезных поломок узлов мотора.

При нагреве двигателя плавают обороты: возможные причины, диагностика, ремонт

Достаточно распространенной неисправностью, которая свойственна бензиновым инжекторным и карбюраторным ДВС, а также дизельным моторам, является проблема плавающих оборотов двигателя.

Важно понимать, если обороты двигателя плавающие на холостом ходу или под нагрузкой, это указывает на необходимость проведения комплексной диагностики в целях определения и устранения неисправностей.

В этой статье мы поговорим о том, почему происходит плавание оборотов,  какую опасность для силового агрегата может представлять данная проблема, а также по каким причинам плавают обороты на горячую.

Обороты двигателя плавают: симптомы и основные причины

Прежде всего,  заметить плавающие обороты  помогает тахометр. Чаще всего плавание оборотов проявляется на холостом ходу. В норме  даже на слегка прогретом двигателе стрелка тахометра во время работы на холостых должна стабильно держаться на отметке около 800 об/мин.

Исключением являются только прогревочные обороты ХХ, когда ЭБУ на инжекторных моторах сам поднимает обороты до 1000-1100 об/мин. При этом после того, как температура двигателя немного повысится, блок управления опустит обороты холостого хода до нужной отметки 750-800 об/мин.

Если же возникают сбои в работе двигателя, тогда стрелка тахометра может сильно падать, затем снова подниматься (обороты скачут, например, с 500 об/мин. до 800 оборотов, с 800 до 1500 и затем снова падают до 500 об/мин).

Также скачки оборотов можно наблюдать в том случае, если увеличить нагрузку на двигатель (нажать на педаль тормоза, покрутить рулем на машине с гидроусилителем, включить кондиционер или климат-контроль и т.д.). Еще обороты могут плавать в движении на переходных режимах.

В этом случае без дополнительной нагрузки двигатель может на ХХ держать обороты стабильными, однако как только нагрузка появляется, обороты падают, двигатель почти или полностью глохнет.

Кстати, если в автомобиле нет тахометра, плавающие обороты можно определить на слух по звуку работы мотора, так как шум ДВС под одинаковой нагрузкой постоянно становится сильнее и слабее, вибрации также изменяются по степени интенсивности.

Также водитель может заметить значительное увеличение расхода топлива, изменяется приемистость мотора при выходе из переходных режимов, возможно появление рывков и провалов при разгоне и т.д.

Распространенные причины плавающих оборотов

Итак, с основными симптомами разобрались. Теперь перейдем к причинам. Сразу отметим, плавающие обороты на холостом ходу чаще являются проблемой инжекторных двигателей. Дело в том, что за холостой ход в этом случае отвечает сложная система ЭСУД.

Указанная система предполагает наличие контроллера, датчиков и исполнительных устройств. Блок управления получает сигналы от датчиков и передает команды на исполнительные устройства, (например, РХХ), поддерживая стабильные обороты двигателя на холостом ходу и других режимах независимо от нагрузки на ДВС.

Однако любые сбои, которые связаны с подачей воздуха, топлива, нарушением состава рабочей топливно-воздушной смеси или ее воспламенением, а также различные механические поломки приведут к плаванию оборотов.

Получается, начинать проверку стоит с дроссельного узла, датчиков и исполнительных устройств. В диагностике также нуждается система зажигания, регулятор холостого хода, ДМРВ, необходимо оценить состояние топливного и воздушного фильтров, инжекторных форсунок и т.д.
  • Как правило, на практике немало проблем водителям доставляет регулятор холостого хода. Фактически это шаговый электромотор, который имеет конусную запорную иглу. Когда дроссельная заслонка закрыта, воздух идет в обход заслонки по каналу, который перекрывается иглой.

Если  в работе устройства возникают сбои, ЭБУ не способен правильно «подобрать» состав смеси на холостом ходу, в результате обороты плавают.

  • Отдельного внимания также заслуживает датчик массового расхода воздуха. ДМРВ в процессе эксплуатации может загрязняться или возникает его поломка.

Так или иначе, на ЭБУ не поступает корректных данных о расходе воздуха, что приводит к нарушению смесеобразования и скачкам оборотов  двигателя.

  • Часто плавание оборотов мотора может быть связано с сильным загрязнением самой дроссельной заслонки или механическими поломками дросселя, повреждениями, деформацией. Заслонка может клинить, не закрываться до конца.

Для предотвращения подобных осложнений необходимо периодически чистить дроссель от грязи, а также на многих автомобилях после чистки требуется дополнительное обучение дроссельной заслонки.

  • Еще при диагностике следует проверить клапана вентиляции картера. В норме картерные газы перенаправляются во впуск, где смешиваются с воздухом и топливом, после чего дожигаются в цилиндрах.
На моторах с пробегом картерных газов скапливается много по причине естественного износа ЦПГ. Избыточное количество таких газов приводит к нарушению состава смеси в том случае, если клапан вентиляции картера подклинивает. Это также является частой причиной того, что обороты двигателя плавают.
  • Кстати, если затрагивать карбюраторные двигатели, плавают обороты на карбюраторе обычно по причине сбитых настроек и регулировок данного устройства. Также не следует исключать вероятность поломки электромагнитного клапана карбюратора, засорение жиклера холостого хода.

Еще добавим, если плавают обороты дизельного двигателя, к этому часто приводит ржавчина ржавчины на лопастях ТНВД. Коррозия образуется по причине наличия воды в дизтопливе.

Советы и рекомендации

Давайте рассмотрим, как можно устранить некоторые неисправности, которые приводят к плаванию и скачкам оборотов, причем сделать это своими руками.

  • Как уже говорилось выше, подсос лишнего воздуха может оказаться причиной скачков. Чтобы исключить или подтвердить вероятность подачи такого воздуха, нужно проверить герметичность системы подачи воздуха во впуск. Можно снять воздушный шланг и подать в него воздух от компрессора или насоса, поместив шланг в емкость с водой. Этот способ помогает выявить трещины.
  • Что касается регулятора холостого хода, мультиметром нужно замерить сопротивление. Если сопротивление находится на отметке от 40 до 80 Ом, это значит, что устройство не рабочее.
  • Также в рамках диагностических процедур в ряде случаев нужно заняться прочисткой клапана вентиляции картерных газов. Клапан нужно извлечь, промыть его жидкостью для чистки карбюраторов или керосином. Такой подход позволит удалить отложения из клапана.
Рекомендуем также прочитать статью о том, почему на холодном двигателе плавают обороты. Из этой статьи вы узнаете о причинах скачков и плавания оборотов на непрогретом моторе, а также о способах определения причины и устранения данной неисправности.
  • Что касается датчиков ЭСУД, в этом случае пытаться ремонтировать такие элементы нецелесообразно. Например, если неисправен датчик массового расхода воздуха, его лучше сразу менять на новый.
  • Промывку дроссельной заслонки без надлежащего опыта лучше доверять специалистам, особенно если такая промывка необходима со снятием заслонки. Если же говорить о способе промывки дросселя без снятия, процедуру можно сделать самостоятельно. От заслонки отсоединяются шланги, затем в дроссель впрыскивается аэрозоль-очиститель.

Главное, отключить от дроссельной заслонки электрические контакты. Добавим, что на многих авто, где заслонка была сильно загрязнена, нужно затем дополнительно выставить правильный зазор открытия заслонки или «обучить» дроссель при помощи соответствующего оборудования.

  • На авто с карбюратором нужно настроить холостой ход, выставляя его винтами качества и количества на карбюраторе. Также может потребоваться чистка жиклера холостого хода. Для этого бывает достаточно впрыснуть аэрозоль для чистки карбюраторов, после чего продуть сжатым воздухом.
Еще добавим, чтобы удалить ржавчину из ТНВД, можно воспользоваться специальными  очистителями, которые заливаются в топливный бак.  Также в некоторых источниках упоминается способ, когда в топливо добавляют немного моторного масла (около 200 мл. на полный бак).

Как утверждают водители, это позволяет защитить насос от коррозии и является профилактической мерой. При этом отметим, что такой способ подходит для строй техники и крайне не рекомендуется практиковать подобные решения на современных дизельных ДВС.

Подведем итоги

Как видно, существует много причин, по которым скачут и плавают обороты двигателя. При этом в ряде случаев нестабильные обороты могут проявляться как на холодном, так и на горячем двигателе, в режиме холостого хода, на переходных режимах, под нагрузкой и т.д.

Рекомендуем также прочитать статью о том, почему двигатель глохнет на холостых оборотах. Из этой статьи вы узнаете об основных причинах, по которым мотор перестает работать в режиме холостого хода, а также о способах диагностики и ремонта данной неисправности.

Важно понимать, если скачут обороты двигателя (на горячую, на холодную или постоянно), данная неисправность является достаточно серьезной и требует быстрого решения возникшей проблемы. В противном случае  дальнейшая эксплуатация двигателя может привести к поломкам силового агрегата и его дорогостоящему ремонту.

Датчики частоты вращения двигателя

Применения

Датчики частоты вращения двигателя используются в системах управления двигателем для:

  • измерения числа оборотов двигателя
  • определения положения коленчатого вала (положение поршня двигателя)

Число оборотов рассчитывается по интервалу между сигналами датчика скорости вращения.

Рис. Индуктивный датчик скорости вращения (конструкция):

  1. Постоянный магнит
  2. Корпус датчика
  3. Корпус двигателя
  4. Полюсный контактный штифт
  5. Обмотка
  6. Воздушный зазор
  7. Зубчатое колесо с точкой отсчета

Конструкция и принцип действия Датчик монтируется прямо напротив ферромагнитного зубчатого колеса (поз. 7) с определенным воздушным зазором. Он имеет сердечник из магнитомягкой стали (полюсный контактный штифт, поз. 4) с обмоткой (5). Полюсный контактный штифт соединен с постоянным магнитом (1). Магнитное поле распространяется через полюсный контактный штифт, проходя в зубчатое колесо. Магнитный поток, проходящий через катушку, зависит от того, попадает ли расположение датчика напротив впадины или зуба колеса. Зубец соединяет в пучок магнитный поток рассеяния, исходящий от магнита. Через катушку происходит усиление сетевого потока. Впадина, наоборот, ослабляет магнитный поток. Эти изменения магнитного потока при вращении зубчатого колеса индуцируют в катушке синусоидальное выходное напряжение, пропорциональное скорости изменения и числу оборотов двигателя. Амплитуда переменного напряжения интенсивно возрастает с увеличением числа оборотов (несколько мВ… > 100 В). Достаточная амплитуда присутствует, начиная с минимального числа оборотов от 30 в минуту.

Рис. Сигнал индуктивного датчика скорости вращения двигателя:

  1. Зуб
  2. Впадина
  3. Опорный сигнал

Активные датчики скорости вращения

Активные датчики скорости вращения работают по магнитостатическому принципу. Амплитуда выходного сигнала не зависит от числа оборотов. Благодаря этому можно измерять скорость вращения и при очень низком числе оборотов (квазистатическое определение числа оборотов).

Дифференциальный датчик Холла

На проводящей ток пластинке, по которой вертикально проходит магнитная индукция В, поперечно к направлению тока можно снимать напряжение UH (напряжение Холла), пропорциональное направлению тока.

Рис. Принцип работы дифференциального датчика Холла:

  • а Расположение датчика
  • b Сигнал датчика Холла
  • большая амплитуда при маленьком воздушном зазоре
  • маленькая амплитуда при большом воздушном зазоре
  • с Выходной сигнал
  1. Магнит
  2. Датчик Холла 1
  3. Датчик Холла 2
  4. Зубчатое колесо

В дифференциальном датчике Холла магнитное поле вырабатывается постоянным магнитом (поз. 1). Между магнитом и импульсным кольцом (4) находятся два сенсорных элемента Холла (2 и 3). Магнитный поток, который проходит сквозь них, зависит от того, находится ли датчик скорости вращения напротив зубца или паза. Благодаря созданию разности сигналов от обоих датчиков достигается снижение магнитных сигналов возмущения и улучшенное соотношение сигнала/ шума. Боковые поверхности сигнала датчика могут обрабатываться без оцифровывания непосредственно в блоке управления.

Вместо ферромагнитного зубчатого колеса используются также многополюсные колеса. Здесь на немагнитном металлическом носителе установлен намагничивающийся пластик, который попеременно намагничивается. Эти северные и южные полюсы принимают на себя функцию зубцов колеса.

AMR-датчики

Рис. Принцип определения числа оборотов с помощью датчика AMP:

  • а Размещение
  • в различные моменты времени
  • b Сигнал датчика AMP
  • с Выходной сигнал
  1. Импульсное (активное) колесо
  2. Сенсорный элемент
  3. Магнит

Электрическое сопротивление магнито-резистивного материала (AMP, анизотропный магниторезистивный) является анизотропным. Это означает, что оно зависит от направления магнитного поля, которое на него воздействует. Это свойство используется в AMP-датчике. Датчик находится между магнитом и импульсным кольцом. Линии поля изменяют свое направление, когда вращается импульсное (активное) колесо. В результате формируется синусоидальное напряжение, которое усиливается в схеме обработки данных и преобразуется в сигнал прямоугольной формы.

GMR-датчики

Усовершенствование активных датчиков скорости вращения отражено в использовании технологии GMR (ГМР) (Giant Magneto-Resistance). По причине высокой чувствительности по сравнению с датчиками AMP здесь возможны большие воздушные зазоры, за счет чего предполагаются использования в трудных сферах применения. Более высокая чувствительность производит меньше шумов фронта сигнала.

В ГМР-датчиках возможны также все двухпроводные порты, используемые ранее в датчиках скорости вращения Холла.

Какой датчик отвечает за обороты двигателя

Сердцем любого автомобиля принято считать установленный под капотом мотор. От качества его работы во многом зависит, как автомобиль будет эксплуатироваться. Одной из основных задач является поддержание стабильных оборотов на разных режимах. Если происходит разбалансировка систем, то необходимо обеспечивать синхронность работы.

Зачастую проблемы возникают с ДВС не только во время езды, но и сразу после старта системы зажигания. Обороты начинают плавать. Потребуется грамотная диагностика. Прежде всего стоит определить, почему плавают обороты на холостом ходу, ведь причина может скрываться как в износе отдельных элементов, так и в банальном загрязнении.

Что собой представляет режим ХХ

При запуске мотора начинается режим холостого хода. В этом случае авто стоит на месте, на КПП включена нейтральная передача, а двигатель работает с минимальной нагрузкой, расходуя незначительное количество топлива. Подобный тип работы востребован в следующих случаях:

  • обеспечение работы движка на нейтральных оборотах, когда машину не требуется глушить по причине сломанного стартера либо севшего аккумулятора;
  • при осуществлении прогрева мотора в зимний период;
  • обеспечивается смазка основных элементов двигателя, ведь работа масляного насоса напрямую зависит от включенного двигателя.

Стоит учитывать, что в отличие от запуска на горячую, у непрогретого мотора непродолжительное время могут колебаться обороты, так как электроника обеспечивает на старте уровень 2000 об/мин, а чуть позже понижает до стандартных значений 900–800 об/мин. Подобная вариативность функционирования инжектора может быть воспринята некоторыми автомобилистами неправильно. При этом основная задача, которая вкладывалась в подобный алгоритм, была связана с улучшением экологичности.

С холодным ДВС каталитический нейтрализатор, ответственный за снижение концентрации вредных выбросов, не запускается в работу. В таком случае система благодаря увеличению оборотов стремится поскорей повысить рабочую температуру двигателя, выводя его в нужный эксплуатационный режим. Доведя до требуемого уровня, электроника снижает количество оборотов.

На больших оборотах мотор разогревается скорее, что существенно повышает текучесть смазочной жидкости, позволяя ей распределиться по всем нужным поверхностям. Нормальным явлением считается вариант, при котором после непродолжительного набора высоких оборотов постепенный спад и стабильное выдерживание небольших значений. Если же плавают обороты на прогретом двигателе в пределах 500-1500 об/мин с постоянным резким перепадом стрелки, то это является свидетельством проблем с мотором.

На высоких оборотах, искусственно поддерживаемых после нажатия на педаль, плавание может исчезать, а при падении – все возвращается. Не стоит рисковать на такой машине, ведь она может заглохнуть на любом перекрестке, став причиной аварийной ситуации.

Популярные причины нестабильной работы двигателя

Кроме перечисленных причин, могут быть и иные факторы, оказывающие негативное влияние на работоспособность мотора в авто. Важно знать, что от разных датчиков осуществляется сбор информации. Она поступает в установленный специально для этого электронный блок управления. На основании заложенных в электронику алгоритмов, осуществляется управление ДВС. Разобравшись, какой датчик отвечает за обороты двигателя, можно выявить причины поломки.

Читайте также:  Как проверить датчик коленвала своими руками

Контролировать состояние (работоспособность) необходимо в следующих датчиках:

  • скорости;
  • холостого хода;
  • позиции дроссельной заслонки;
  • положения коленвала;
  • расхода воздуха.

Исходя из этого списка, наиболее популярные причины, по которым плавают обороты на холодном двигателе, бывают такими:

  • для карбюраторных моторов проблемным участком может оказаться клапан холостого хода, обеспечивающий необходимое количество топлива для камеры сгорания;
  • к неприятностям приводит засор в воздушном фильтре либо значительный нагар на свечах;
  • необходимо проконтролировать катушку зажигания или ее обмотку, так как случатся пробои изоляции;
  • прогоревшая прокладка между впускным коллектором и корпусом блока цилиндров способна приводить к негативу;
  • подходящие к катушке зажигания высоко- или низковольтные провода.

Визуальный осмотр подкапотного пространства способен помочь в решении, ведь физический износ какого-либо топливного элемента способен создать нестабильность оборотов.

К более сложным проблемам работоспособности мотора стоит отнести такие факторы:

  • вышел из строя ЭБУ;
  • сомнительная работоспособность датчика холостого хода;
  • поломка датчика распредвала;
  • упало топливное давление;
  • потеряна коммутативность зажигания;
  • ДМРВ не функционирует.

Обычно подобные ситуации приходится устранять с помощью опытных специалистов, ведь в процессе диагностики нередко выявляется, что причина кроется в нескольких поломках одновременно. Также, чтобы проверить, могут ли плавать обороты из-за генератора, стоит откинуть от него провода при хорошо заряженной АКБ и посмотреть на результат. В том случае, если сбои в работе остались, то виновником является не этот электроприбор. В противном случае необходимо провести его тщательную диагностику.

Приведение ДВС к стабильной работе

Проведя тщательную диагностику и определившись с причинами, стоит приступить к их устранению. Для этого необходимо провести следующие действия:

  • После отсоединения масляного картера очищаем клапан от накопившихся масляных загрязнений. Предварительно после демонтажа промываем корпусную деталь в керосине, сушим ее. При необходимости проводим полную замену.
  • Обеспечиваем вентиляцию картерных газов. Во время работы двигателя происходит сгорание остатков масла и топлива. В силовом блоке образуется повышенное газовое давление. Его периодически система понижает благодаря встроенным клапанам по патрубкам сложной геометрии. Своевременные работы по прочистке ВКГ минимизируют топливный расход, сбалансируют обороты и не допустят перерасхода смазочных жидкостей.
  • Важным фактором является своевременная диагностика магистралей, по которым поступает воздух для топливной смеси. Каналы проверяются на герметичность визуально или продуваются компрессором (электрическим или ручным). Нежелательные трещинки или отверстия способны обеспечить дополнительный неучтенный подсос воздуха, который приводит к разбалансировке. Для выявления проблемных участков используют WD-40. Если в трубопроводах определены трещины, то производится полная замена магистралей, так как ремонту такие элементы не подлежат.
  • Уделяем внимание дроссельной заслонке. Ее промываем от наслоений, образовавшихся из выгоревшего масла. Потребуется перенастройка после проведения демонтажа. Отвинчиваем крепежные болты и отсоединяем шланги, а саму заслонку рассматриваем на предмет износа либо механических повреждений. Для очистки стоит воспользоваться распыляющим аэрозолем от жиров и специальной щеточкой. После промытия всех плоскостей устанавливаем ее обратно и выставляем регулировочные зазоры.
  • Если после чистки дроссельной заслонки плавают обороты двигателя, то возможны поломки датчика расхода воздуха, которые самостоятельно устранить не удастся. Потребуется исключительно его замена на новый.
  • Вышедший из строя электромагнитный клапан, располагающийся в карбюраторной системе подачи топлива, также способен вызывать перепады оборотов двигателя. При такой поломке понадобится его замена. Однако если это случилось в пути, то добраться к ближайшей станции поможет полностью открытый подсос.
  • Засоренные жиклеры в карбюраторе не всегда нужно вывинчивать. Для их прочистки требуется использовать аэрозольное средство. После такой обработки рекомендуется продуть канальчики компрессорами, избавившись от возможных остатков мусора.
  • Удаление коррозионных следов на поверхности лопастей топливного насоса осуществляется с помощью XADO VeryLube. Подойдет любое аналогичное средство от других производителей. Состав необходимо распылить через горловину пустого топливного бака непосредственно перед полной заправкой. При этом происходит оседание вещества на нужных поверхностях, где состав вступает в реакцию с загрязняющими веществами. Осуществляется химическая нейтрализация методом подливки моторного масла. В топливный бак к дизтопливу добавляют примерно 120–150 мл жидкой смазки. После этого она оседает на металлических лопастях, обеспечивая защитную пленку, блокируя появление очагов коррозии.
Читайте также:  Как отрегулировать дроссельную заслонку

Более сложным процессом является перепрошивка ЭБУ, если этого требуют обстоятельства. Сбои могут появляться в случае механического повреждения устройства либо отдельных его компонентов. Однако, по статистике такое случается крайне редко. Предпочтительней за внесением изменений в программную часть авто стоит обращаться в специализированные фирменные центры.


Смотрите также