Карета скорой помощи


Почему автомобили скорой помощи называют каретами?

Почему автомобили скорой помощи называют каретами?

Какие только изменения не претерпела карета скорой помощи на протяжении своей истории! Она была закрытой повозкой на конной тяге, двухъярусным экипажем, велосипедной повозкой, транспортным средством на гусеницах, грузовиком, мотоциклом. Но при этом она продолжала называться каретой. Внешний вид меняется с годами – название остается прежним. Почему так получилось? Попробуем разобраться.

Появление карет скорой помощи в мире

Первая карета скорой помощи в мире появилась 8 декабря 1881 года, в столице Австрии – Вене. Несмотря на то, что в городе было множество оборудованных по последнему слову техники клиник, во время пожара в Венской опере в них не удалось организовать доставку пострадавших. В результате было много пострадавших. После этого, благодаря частной инициативе доктора Яромира Мунди в столице Австро-Венгерской империи и было создано первое в мире добровольное спасательное общество.

Материалы по теме:

Почему Турцию называют Порта?

Для перевозки пострадавших использовались различные типы гужевого транспорта – повозки, закрытые рессорные экипажи, тарантасы, дилижансы, пролетки, но за всеми ними закрепилось название «карета». Даже современные микроавтобусы, оборудованные электронными и другими средствами оказания медицинской помощи, продолжают называть также.

История карет скорой помощи в Российской империи

До того, как появилась централизованная медицинская помощь, услуги по лечению населения оказывали земские и семейные врачи. Как правило, они были привязаны к определенному месту службы, обмен опытом, скорость отклика на произошедший несчастный случай или болезнь, были на низком уровне. Доставкой пострадавших занимались частные извозчики.

С ростом промышленного производства в конце XIX века, резкому повышением концентрации населения в городах, появилась острая необходимость в организации скорой помощи. Первым городом российской империи, где была создана служба скорой помощи, была Варшава.

Карета скорой помощи

Случилось это в начале 1880-х годов. Потом такая служба появилась в Риге, Вильно, Лодзи, Киеве. Первая карета скорой помощи в Москве появилась на средства купчихи А. И. Кузнецовой. Станции скорой помощи в Москве были организованы при Сущевской и Сретенской полицейской части.

Материалы по теме:

Почему война называется Отечественной?

Первая Мировая война и СССР

Во времена Первой Мировой Войны для перевозки раненых использовали любой более-менее подходящий для этого транспорт – полугусеничные шасси, старые грузовики, и даже лимузины. Кареты с красным крестом на борту выстраивались и передвигались по дорогам длинными колоннами. Можно только представить, какой ужас творился в этих не предназначенных для перевозки раненых транспортных средствах. В данном случае их наименование «карета», как символа роскошной, королевской жизни, может расцениваться издевкой со стороны судьбы.

Первые кареты скорой помощи серийного производства в СССР появились в середине 1920-х годов, это были переделанные под нужды здравоохранения итальянские грузовики FIAT. Закупка производилась на вырученные за счет политики НЭПа деньги. Первый серийных транспорт не отличался надежностью – громоздкий, маломощный, тряский, холодный. Параллельно с итальянскими грузовиками в Москве работали авто немецкого производства Mercedez.

Впоследствии советские инженеры не только успешно перенимали зарубежный опыт, но и активно внедряли собственные разработки в сферу здравоохранения. Например, кареты-внедорожники, в том числе и на гусеничной тяге, способные выполнять задачи по транспортировке больных в сложных погодных и климатических условиях.

Материалы по теме:

Почему перед уколом из шприца выливают немного жидкости?

Почему скорая помощь до сих пор называется каретой?

Автомобили скорой помощи называют каретами в силу закрепившейся исторической привычки. В конце XIX века перевозка больных осуществлялась в закрытых экипажах на конной тяге. Позже они были заменены на привычные нам автомобили с бензиновым двигателем и четырьмя колесами. Однако, в языке название транспортного средства для перевозки больных так и закрепилось за словом «карета».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг: 5.0/5. Из 2 голосов.

Please wait...

«Карета скорой помощи»: почему так называют машину скорой помощи

Несмотря на то, что общество уже давно пересело с карет на современные транспортные средства, до сих пор распространено словосочетание «карета скорой помощи». Если вы предполагаете, такое название пошло из прошлого, когда карета была пиком развития автомобильных технологий, то абсолютно правы. Поговорим об этом поподробнее!

Почему карета скорой помощи

Итак, на дворе 1863 год. Именно тогда был сформирован Красный Крест. За это стоит поблагодарить Анри Дюнана. Швейцарец был шокирован тем, насколько отвратительно работают санитарные службы армии Франции и Италии. И это говорит о том, что изначально была цель дать грамотную медицинскую помощь солдатам. Далее принципы помощи начали распространяться на обычных граждан.

Одно из главных правил Красного Креста сводилось к привычному на сегодняшний день принципу — оказать помощь как можно скорее. В армии для быстрого оказания помощи использовались санитарные повозки, но они не обладали преимуществом быстрой езды. А вот уже в городах кареты были быстрее. Так как они работали на рессорах. В таких каретах не ощущалась сильная тряска, потому что она была недопустимой для больного.

Читать еще:  Можно ли смешивать тормозную жидкость?

В 1912 году произошло важное событие — начали распространяться кареты Скорой помощи на резиновом ходу. Собственно, до сих пор машины скорой помощи часто называют каретами. Это пошло именно из начала двадцатого столетия.

Уже тогда сотрудников кареты было несколько. В бригаду входил врач, санитар и фельдшер. Если мы говорим о конкретно Российской империи, в начале кареты появились в Варшаве, после в Лодзе. Здесь нельзя не отметить Киев. Некий Казимир Модзелевский, который был абсолютно обычным бухгалтером, заинтересовался инициативой оперативной медицинской помощи нуждающимся.

Благодаря его идее открылась специальная спасательная станция. Это произошло в 1902 году. Модзелевский смог найти состоятельных людей, которые оказали финансовую поддержку. Далее к поддержке присоединились и влиятельные городские деятели.

Читать еще:  Как правильно держать руль при вождении автомобиля

Как вы понимаете, тогда нельзя было позвонить на специальный номер. Но сложностей с вызовом скорой не было. Чтобы вызвать карету, достаточно было найти ближайший телефон и заявить, что нужна Скорая помощь. Всегда работала телефонистка. Люди данной специальности знали, с кем нужно соединить человека. Работала скорая помощь действительно оперативно — порой карета приезжала буквально за 2 минуты.

Что касаемо города Москвы, в них кареты появились в 1898 году. В Москве были специальные приемные покои, находившиеся в полицейских домах. Поэтому если полиция замечала пострадавшего, она подбирала его и отвозила в приемные покои. Также поступали пожарные, а порой даже обычные извозчики.

Карета скорой помощи - это... Что такое Карета скорой помощи?

Автомобиль скорой помощи Бельгийского красного креста на базе фургона Ford Transit MkIV

Реанимобиль на базе ГАЗ-32214 «Газель»

«Звезда жизни» и зеркально отраженная надпись «Ambulance» на капоте автомобиля скорой помощи в Лондоне

Автомобиль скорой помощи (карета скорой помощи, эмбюленс) — автомобиль для перевозки с места происшествия в больницу людей, требующих скорой медицинской помощи. Как правило такие автомобили оборудуются на базе микроавтобусов или развозных грузовых автомобилей. Следуя по вызову, автомобиль скорой помощи имеет ряд преимуществ перед другими участниками дорожного движения, закреплённый правилами дорожного движения.

Краткая история эмбюленсов в СССР и РФ

До начала 30-х гг. эмбюленсы в СССР строились преимущественно на импортных шасси, а также на отечественном шасси АМО-Ф-15.

С освоением массового выпуска легкового автомобиля ГАЗ-А и полуторки ГАЗ-АА кареты скорой помощи создавались преимущественно на их шасси, иногда даже с изменённым дизайном оперения. Для нужд армии с конца 30-х массовой серией выпускался санитарный автомобиль ГАЗ-55 на базе полуторки ГАЗ-ММ, который во время ВОВ дополняли тяжелые эмбюленсы ЗИС-16С и ЗИС-44.

После войны на базе массового 2,5-тонного грузовика ГАЗ-51 выпускался санитарный автомобиль ПАЗ-650. Для нужд столичных медучреждений до войны выпускалась санитарная версия ЗИС-101С правительственного лимузина ЗИС-101, а после войны аналогичная модель ЗИС-110А на базе лимузина ЗИС-110.

Для более массового использования предназначался эмбюленс ГАЗ-12Б на базе седана большого класса ГАЗ-12 «ЗиМ». Существовала версия эмбюленс и на базе масового седана ГАЗ-М20 «Победа».

В качестве массовых эмбюленсов в 60-80-х гг. использовались автомобили «Волга» с кузовом универсал ГАЗ-22, ГАЗ-24-03 и ГАЗ-24-13, но наибольшую популярность приобрели микроавтобусы моделей РАФ-977, РАФ-2203 и УАЗ-452А.

Для обслуживания медицинских учреждений «4-го управления» на базе седанов большого класса «Чайка» (ГАЗ-13 и ГАЗ-14) и лимузинов высшего класса ЗИЛ-114, ЗИЛ-4104 и ЗИЛ-41047, а также малых представительских автобусов «Юность» (ЗИЛ-118 и ЗИЛ-119) в единичных экземплярах выпускались эмбюленсы-реанимобили, ставшие в 80-х непременными атрибутами эскорта престарелого руководства CCCР.

В 2000-х гг. основная часть российского парка автомобилей скорой помощи состоит из моделей ГАЗ семейств ГАЗ-32214 «Газель» и ГАЗ-22171«Соболь», а также УАЗ-3962 и микроавтобусов зарубежного производства (преимущественно марок Ford Transit и Mercedes-Benz Sprinter). Последние, как правило, — на реанимационных и др. специализированных бригадах.

Цветовое оформление реанимобилей

В СССР автомобили скорой помощи традиционно окрашивались в белый цвет или светло-бежевый с красной полосой (с 1980-х гг) и несли в качестве опознавательного знака красный крест. В 80-х реанимобили «РАФ», оборудованные финской фирмой TAMPO, окрашивали в жёлтые и красные цвета, что в дальнейшем нашло отражение в ГОСТе). В других странах красный крест используется только на автомобилях скорой помощи, относящихся к Международному Комитету Красного Креста, на обычных автомобилях скорой помощи используются другие символы, чаще всего — так называемая «Звезда жизни» или эмблема медицинской компании.

Также на лобовой части большинства современных автомобилей скорой помощи находится зеркально отраженная надпись «Ambulance». Это сделано для того, что бы впереди едущим водителям в зеркало заднего обзора читалась эта надпись и они пропускали автомобиль.

См. также

Ссылки

  • Сайт об автомобилях скорой помощи

Wikimedia Foundation. 2010.

Карету мне, карету: история скоропомощного транспорта | Милосердие.ru

Москва, 1929 год: вид из кареты скорой помощи немецкого автопрома. Фото: opera78.livejournal.com

Сегодня у нас – первый материал в новой рубрике – «История милосердных вещей».

Частная инициатива

Датой рождения Скорой помощи принято считать 8 декабря 1881 года. В этот день в Венском театре комической оперы случился грандиозный пожар, трагическим результатом которого стала гибель 479 человек. Особый трагизм ситуации состоял в том, что в городе действовало множество прекрасных больниц, в которых, в свою очередь, имелось множество свободных коек. Но отсутствовало связующее звено, и обгоревшие люди продолжали умирать, лежа перед театром.

На следующий день по инициативе доктора Яромира Мунди в Вене были начаты работы по созданию Венского добровольного спасательного общества. Целью его было оказание срочной помощи прямо на месте происшествия и последующая доставка пострадавших в клиники. По большому счету, с тех времен в работе «скорой» ничего не поменялось.

Первая венская «скорая» – конная повозка с двухъярусными носилками – для перевозки  пострадавших во время массовых катастроф

В Российской империи аналогичная организация была создана спустя 16 лет. И не в столице, как можно было предположить, а в провинции – в Варшаве. Постепенно инициатива охватывала Польшу, Литву, Латвию, Украину и добралась до Санкт-Петербурга.

В Москве две первые кареты «Скорой помощи», приобретенные на пожертвования купчихи Кузнецовой появились в 1898 году. (Как известно, накануне, в 1896 году здесь тоже произошла глобальная катастрофа, известная под именем Ходынской.)

Дамское благотворительное общество Великой княгини Ольги  попечительствовало над приемными покоями при полицейских участках, больницами и богоугодными заведениями. Видным членом правления  общества была Анна Ивановна Кузнецова, вторая жена знаменитого чайного фабриканта Григория Кирилловича Кузнецова, активная благотворительница, содержавшая на свои средства гинекологическую лечебницу. Именно она откликнулась  на призыв о необходимости создать «Скорую помощь», и закупила на свои средства первые скоропомощные кареты.

«Портом приписки» одной из карет стала срочно созданная станция скорой помощи при Сущевской полицейской части, а второй – при Сретенской. И тогда же, 13 июня новоявленную «Скорую» вызвали на первую катастрофу с человеческими жертвами – в Иерусалимском проезде рухнула стена строющегося дома купца Суровцева. На происшествие выехали оба экипажа.

Результаты двухмесячной работы Сущевской и Сретенской станции: 82 вызова и 12 перевозок. Первое место среди обратившихся за помощью занимали лица, находившиеся в состоянии алкогольного опьянения. Их было 27. Далее следовали пострадавшие от травмы. С ушибами и ушибленными ранами– 8 человек, с переломами конечностей – 4, падение с высоты – 8, падучая болезнь– 4. Своим приказом N 212 обер-полицмейстер обязал принимать вызовы в первую очередь к пьяным, находящимся «в бесчувствии». Остальных надлежит доставлять в приемные покои на извозчиках.

Пять первых петербургских станций Скорой помощи были открыты годом позже, опять-таки по частной инициативе. Скорая помощь входила в европейский обиход как частная благотворительная инициатива.

Термин «карета Скорой помощи» родился вместе с самой «Скорой Помощью» и никак не отсылает к идее роскоши, как может показаться современному читателю. Просто существовало множество видов гужевого транспорта — повозка, пролетка, фаэтон, дилижанс, тарантас. В том числе и карета –  рессорный экипаж с закрытым кузовом. Именно на основе карет и были созданы первые «скорые». А потом выражение стало устойчивым, и в наши дни каретой называют современные микроавтобусы, оборудованные по последнему слову медицинской техники.

Крытая коляска  «для пострадавших и рожениц» на основе велосипеда, 1912 г.

Санитарная машина собственного производства фабрике Фризе на шасси Рено (Renault) на Международном автосалоне в Петербурге, 1907 г.

Первые автомобили

На протяжении долгого времени  – как в России, так и в Западной Европе — скорую помощь было невозможно вызвать на дом – если, например, повысится давление или случится острый приступ почечуя. Для подобных случаев имелась развитая система домашних докторов. «Скорая» же приезжала исключительно на происшествие, да и вызвать ее мог не каждый, а лишь должностное лицо – полицейский, например, или же дворник.

«Пермские губернские ведомости», в частности, писали:«Скорая помощь подается всякому, кто внезапно заболел или пострадал от несчастного случая: перелом, вывих, когда только кто-либо поранен, пострадавших от угара, ожога, ушибов, припадков, кровотечений, отравлений».

Впрочем, до появления системы скорой помощи несчастным приходилось еще хуже – доставить их в приемный покой больницы мог только сам полицейский, а также пожарный и дворник.

Страна неспешно принимала новшество. В Минске провели первый местный статистический анализ, о котором в 1911 году поведала газета «Минский голос»: «По просьбе главного врача общины сестре милосердия красного креста врачебного инспектора С. Н. Урванцева, полицией собраны были сведения о несчастных случаях за последние полтора года, в коих была необходимость в карете скорой помощи.

Таких случаев в городе зарегистрировано 93. Конечно, много случаев, где была нужна карета, осталось незарегистрированными».

Не все здесь проходило гладко. В частности, газета «Киевская мысль» писала в 1913 году: «1-го октября, как известно, состоялся прием «Скорой помощью» двух пожертвованных обществу спасательных автомобилей и с этого дня «Скорая помощь» часть выездов на несчастные случаи начала совершать на автомобилях. В виду, однако, отсутствия пока у об-ва «Скорой помощи» постоянного, приспособленного помещения для автомобилей, а также и шоферов, автомобили несут теперь службу лишь от 2 ч. до 10 ч. веч. Так будет продолжаться до половины будущего месяца, когда флигель собственной станции на Рейтерской ул. будет закончен постройкой и об-во сможет перейти из временного помещения на Некрасовской ул. в постоянное. В виду получения автомобилей, об-вом «Скорой помощи» решено также совершать выезды со станции и на окраины города, на Демиевку, Приорку и Куреневку».

Газета «Русская Ривьера» сообщала: «Отсутствие в Ялте ночных врачебных дежурств нередко заставляет лиц, находящихся у постели трудно больных, которым нужна ночью скорая помощь, безуспешно разыскивать по городу доктора. Недавно напр. после долгих и тщетных поисков одной из местных обывательниц врача для облегчения страданий ее брата, пришлось в конце концов отправиться в городской клуб, где случайно находившийся д-р М. согласился, наконец, ехать к больному, который успел, однако, умереть, и прибывшему доктору пришлось лишь констатировать смерть».

«Раннее утро» описывало совершенно немыслимый случай: «Из селения Федоровского привезли на пароходе в Екатеринодар сильно больного человека. Управление пароходством вызвало из городской больницы карету скорой помощи. Когда больного уже уложили в карету, прибывшие с каретой спросили, имеются ли у него пять рублей. Больной ответил, что денег у него нет. Тогда его немедленно вытащили из кареты и положили на мостовую, а карета уехала обратно».

А «Петербургская газета» в 1909 году задавалась сакраментальным вопросом: «Кто учредил скорую помощь?» Именно так называлась коротенькая заметка: «На днях у нас была напечатана беседа с ген. Шведовым о юбилее «скорой помощи».Г-жа Черник просит нас сообщить, что учредителем общества «Первая помощь» является не ген. Шведов, а ныне покойный муж ее, кол. сов. Черник».

Частные «Скорые помощи» во время первой мировой войны: члены Первого русского автомобильного клуба переоборудовали свои машины, и перевозили раненных  от вокзалов в госпитали и лазареты

Между тем Скорая делалась все популярнее и все нужнее. В первые месяцы моквы богатые автовладельцы (других, впрочем, и не было) массово переоборудовали свои машины для перевозки болшьных и раненных, или отдавали их в ведения госпиталей, или под эгиду «Красного креста». Городские станции   тоже переходили на автомобильный транспорт. Но ведь нужны были и  обученные помощи люди!

И вот в 1914-ом году газета «Одесские новости» радует своих читателей заметкой: «Вчера на станции «Скорой помощи» состоялось открытие особых курсов для обучения околоточных надзирателей и городовых элементарным приемам подачи первой помощи в несчастных случаях.

Занятия – групповые. На вчерашней первой лекции присутствовало 5 надзирателей и 35 городовых разных участков. Лекцию читал врач «Скорой помощи» д-р Г. Б. Шефтель на тему о строении человеческого тела. Чтение сопровождалось демонстрированием разных медицинских пособий, скелета и проч.

Курсы организованы таким образом, чтобы ознакомить всех полицейских чинов, находящихся на постах, с приемами подачи первой помощи при разных несчастных случаях до прибытия врачей. Наблюдение за врачебного инспектора за врачебного инспектора Л. А. Левитского».

Новый социальный институт прочно входил в российский быт.

В 1919 году в новой российской столице была учреждена первая станция скорой медицинской помощи. Решение Коллегии врачебно-санитарного отдела Московского совета рабочих депутатов гласило: «Организовать в Москве Станцию скорой помощи. В первую очередь организовать помощь при несчастных случаях на фабриках и заводах, а затем на улицах города и в общественных местах. Для чего должен быть приглашен заведующий Станцией, коему и поручается организация Скорой медицинской помощи, для обслуживания Станции – 15 врачей, из коих должны быть хирурги, терапевты и хирурги-гинекологи, затем санитары и прочий персонал».

Для станции было выделено три небольших комнаты в левом крыле Шереметевского странноприимного дома на Сухаревской площади. Именно этот незначительный факт предопределил дальнейшее развитие странноприимного дома как НИИ Скорой помощи имени Склифософского, легендарного «Склифа». Первым заведующим нового учреждения сделался Владимир Поморцев. Его кандидатура была выбрана не случайно – ранее Владимир Петрович служил врачебным губернским инспектором, а после — почтамтским врачом. Именно он придумал в 1912 году первую русскую карету Скорой помощи.

Доктор Б.П.Поморцев в 1912 году разработал типовую конструкцию городской кареты скорой медицинской помощи. Это был комбинированный тип экипажа как для скорой, так и для обслуживания хирургической помощи в армейских условиях в качестве подвижного лазарета. Этот труд положил начало созданию отечественного санитарного транспорта.

Она долгое время считалась стандартом, но, правда, лишь в благоустроенных городах. Да что там говорить – в разных регионах нашей родины в качестве скорого медицинского транспорта исполюзуются моторные лодки, вертолеты, а на Чукотке  – оленьи упряжки.

В первые годы после революции скорая помощь в Москве обслуживала лишь несчастные случаи. Пункт неотложной помощи для внезапно заболевших на дому был организован при Московской скорой в 1926 г. Врачи выезжали к больным на мотоциклах с колясками, затем на легковых автомобилях. Впоследствии неотложная помощь была выделена в отдельную службу и передана под начало районных отделов здравоохранения.

Эксперименты

Действительно, деятельность Скорой помощи настолько индивидуальна, настолько зависит от местных особенностей, что какого-либо строгого правила для всех вообще карет быть не могло. И, разумеется, именно в этой сфере часто опробывались самые передовые технологии. В частности, первые американские кареты, в которых вместо лошади использовался мотор, появились в 1900 году и ездили на электричестве. Именно такой электромобиль «Колумбия», способный развивать скорость в 11 миль в час, в 1901 году доставил 25-го президента США Вильяма МакКинли в больницу после покушения. Увы, спасти МакКинли не удалось, но вряд из-за промедления «Колумбии».

На старых фотографиях мы видим велосипедные кареты, кареты на гусеницах, кареты с откидывающимся верхом, кареты вообще без верха, экипажи наглухо закрытые и полностью просматриваемые, огромные автобусы и грузовики и крохотные седанчики, мотоциклы с колясками, специально оборудованные катера и совсем уж непонятные средства передвижения. Объединяет их одно — крест на двери. Многое делалось на автомобильных заводах и выпускалось огромными тиражами, а где-то, наоборот, видны любительские переделки. Особенно часто причудливый транспорт использовался в неотложной медицине на самой заре как автомобилестроения, так и «Скорой помощи».

ГАЗ М-20 «Аэросани Север» 1960 г. 

А это модернизированный  вариант: Российский автопроизводитель «Группа ГАЗ» приступила к выпуску новых гусеничных вездеходов «Бобр», рассчитанных на применение в качестве машин скорой помощи для районов Крайнего Севера, 2007 г.

Общие требования были, по большому счету, одинаковые –  высокая скорость в сочетании с плавностью хода. А первое время сердечных больных перемещали на специально приспущенных шинах, пока не ввели в обращение соответствующие рессоры.

Зато уже в первые месяцы существования Скорой помощи сложился формат выездной бригады, который с тех пор практически не менялся. Врач, санитар, водитель. В машине как минимум должен быть медицинская укладка «набор для скорой помощи» – чемоданчик с инструментами, лекарствами и прочими необходимыми предметами медицинского назначения.

Первая помощь и искусство

Народный интерес к деятельности Скорой помощи поистине безграничен. Сериал «Скорая помощь», романы Андрея Шляхова и Алексея Моторова были обречены на успех.

Скорая помощь то и дело фигурирует в произведениях массового искусства. «Да чтоб я еще сел за баранку этого пылесоса!» – кричал в фильме «Кавказская пленница»  водитель санитарного автомобиля, подскакивая за рулем легендарного ГАЗ-ММ. А в фильме «Место встречи изменить нельзя» ездит не менее легендарный медицинский автобус ЗИС-8.

Газ-ММ в «Кавказской пленнице»

ЗИС-8 в фильме «Место встречи изменить нельзя»

В последние же годы существования советской власти медицинский автопарк состоял исключительно из латвийских «РАФиков» и автомобиля «Волга», в который непостижимым образом тоже помещались носилки и даже оставались места для членов бригады.

Кстати, еще в 1918 году вышла заметка Исаака Бабеля в газете «Новая жизнь», в которой новое учреждение, мягко говоря, критиковалось: «Каждый день люди подкалывают друг друга, бросают друг друга с мостов в черную Неву, истекают кровью от неправильных или несчастных родов. Так было. Так есть.

Для того, чтобы спасать маленьких людей, гранящих тротуары большого города, существуют станции скорой помощи.

Так и называется – скорая или первая помощь. Если вы хотите знать, как помогают в Петрограде, как быстро помогают в Петрограде, – я могу вам рассказать. В канцелярии станций царствует великое молчание. Есть длинные комнаты, блестящие пишущие машинки, стопочки бумаги, подметенные полы. Есть еще испуганная барышня, года три тому назад начавшая писать бумажонки и журналы и не могущая – в силу инерции – остановиться. А остановиться не мешало бы, потому что давно уже – ни бумажонки, ни журналы никому не нужны. Кроме барышни – людей нет. Барышня – это штат. Можно даже сказать – штат сверх комплекта. Если нет лошадей, нет бензина, нет работы, нет докторов, нет пекущихся, нет опекаемых –  зачем же тогда комплекты?

Всего этого действительно нет. Когда-то было три автомобиля – «лежачих, как их называют служащие, и четыре «нележачих». Они и есть, но на вызовы не выезжают, потому что нет бензина. Бензина давно нет. Недавно кому-то надоело это тихое положение. Кто-то прикрепил значок к сюртуку и поехал в Смольный.

Начальство ответило: «Общее количество бензина, числящегося на городских складах столицы, доходит до двух с половиной пудов». Начальство, может быть, ошиблось. Однако возражать нечего».

И далее, в таком же духе. Критика, и критика действенная. «Скорая помощь» довольно быстнро восстановила и расширила свою работы  в двадцатые годы.

«Скорая помощь» – одна из важнейших составляющих нашей жизни. И вполне объяснимо желание граждан –  в том числе из числа писателей-сатириков –  видеть ее, что называется, на высоте.

Ленинградская скорая при пожарной службе. 20-е годы

Автомобиль скорой помощи - это... Что такое Автомобиль скорой помощи?

ГАЗ-55 «Звезда жизни» и зеркально отражённая надпись «Ambulance» на капоте автомобиля скорой помощи в Лондоне Автомобиль скорой помощи в Мадриде ГАЗель скорой помощи в Харькове Реанимобиль на базе ГАЗ-32214 «Газель» Автомобиль скорой помощи в Вене

Автомоби́ль ско́рой по́мощи (каре́та ско́рой по́мощи, скорая помощь[1], в просторечии скорая, неотложка) — автомобиль для перевозки в больницу людей, требующих скорой медицинской помощи. Как правило, такие автомобили оборудуются на базе микроавтобусов или развозных грузовых автомобилей. Следуя по вызову, автомобиль скорой помощи имеет ряд преимуществ перед другими участниками дорожного движения, закреплённых правилами дорожного движения.

Исторически необходимость в создании службы скорой помощи и перевозки больных наиболее остро проявилась после пожара в Венском театре комической оперы 8 декабря 1881 года с большим количеством пострадавших, которые не могли самостоятельно добраться до больниц. И такая служба была создана в самые кратчайшие сроки.

В Москве служба скорой медицинской помощи и перевозки больных была открыта 28 апреля 1898 года в соответствии с Приказом обер-полицмейстера г. Москвы № 117[2].

До начала 1930-х гг. автомобили скорой помощи в СССР строились преимущественно на импортных шасси, а также на отечественном шасси АМО-Ф-15.

С освоением массового выпуска легкового автомобиля ГАЗ-А и полуторки ГАЗ-АА кареты скорой помощи создавались преимущественно на их шасси, иногда даже с изменённым дизайном оперения. Для нужд армии с конца 1930-х массовой серией выпускался санитарный автомобиль ГАЗ-55 на базе полуторки ГАЗ-ММ, который во время ВОВ дополняли тяжелые автомобили ЗИС-16С и ЗИС-44.

После войны на базе массового 2,5-тонного грузовика ГАЗ-51 выпускался санитарный автомобиль ПАЗ-653. Для нужд столичных медицинских учреждений до войны выпускалась санитарная версия ЗИС-101С правительственного лимузина ЗИС-101, а после войны аналогичная модель ЗИС-110А на базе лимузина ЗИС-110.

Для более массового использования предназначался автомобиль ГАЗ-12Б на базе седана большого класса ГАЗ-12 «ЗиМ». Существовала версия и на базе массового седана ГАЗ-М20 «Победа». В качестве массовых санитарных автомобилей в 1960-1980-х гг. использовались автомобили «Волга» с кузовом универсал ГАЗ-22, ГАЗ-24-03 и ГАЗ-24-13, но наибольшую популярность приобрели микроавтобусы моделей РАФ-977, РАФ-2203 и УАЗ-452А.

Для обслуживания медицинских учреждений «4-го управления» на базе седанов большого класса «Чайка» (ГАЗ-13 и ГАЗ-14) и лимузинов высшего класса ЗИЛ-114, ЗИЛ-4104 и ЗИЛ-41047, а также малых представительских автобусов «Юность» (ЗИЛ-118 и ЗИЛ-119) в единичных экземплярах выпускались реанимобили, ставшие в 1980-х непременными атрибутами эскорта престарелого руководства CCCР[источник не указан 911 дней].

В 2000-х гг. основная часть российского парка автомобилей скорой помощи состоит из моделей ГАЗ семейств ГАЗ-32214 «Газель» и ГАЗ-22171 «Соболь», а также модели 3261 на базе микроавтобусов ГАЗ (Газели и Соболя) произведеные в Нижнем Новгороде и УАЗ-3962 и микроавтобусов зарубежного производства (преимущественно марок Ford Transit, Mercedes-Benz Sprinter и Peugeot Boxer). Последние, как правило, — на реанимационных и других специализированных бригадах.

Цветовое оформление реанимобилей

На базе УАЗ 452

В СССР автомобили скорой помощи традиционно окрашивались в белый цвет или светло-бежевый с красной полосой (с 1980-х гг) и несли в качестве опознавательного знака красный крест. В 1980-х реанимобили «РАФ», оборудованные финской фирмой TAMPO, окрашивали в жёлтые и красные цвета, что в дальнейшем нашло отражение в ГОСТе). В других странах красный крест используется только на автомобилях скорой помощи, относящихся к Международному Комитету Красного Креста, на обычных автомобилях скорой помощи используются другие символы, чаще всего — так называемая «Звезда жизни» или эмблема медицинской компании.

Также на лобовой части большинства современных автомобилей скорой помощи в странах Запада (и не только) находится зеркально отраженная надпись «Ambulance». Это сделано для того, чтобы впереди едущим водителям в зеркало заднего обзора читалась эта надпись, и они пропускали автомобиль. В России зеркальной надписи «Скорая помощь» не делают.

  • Варианты эмблем, размещаемых на автомобилях скорой помощи в разных странах мира.

Типы автомобилей скорой помощи

  • Класс А — автомобиль для транспортировки пациентов — машина скорой медицинской помощи, предназначенная для транспортировки пациентов, предположительно не являющихся экстренными пациентами, в сопровождении медицинского персонала.
  • Класс B — автомобиль экстренной медицинской помощи — машина скорой медицинской помощи, предназначенная для проведения лечебных мероприятий скорой медицинской помощи силами врачебной (фельдшерской) бригады, транспортировки и мониторинга состояния пациентов на догоспитальном этапе.
  • Класс С — реанимобиль — машина скорой медицинской помощи, предназначенная для проведения лечебных мероприятий скорой медицинской помощи силами реанимационной или специализированной бригады, транспортировки и мониторинга состояния пациентов на догоспитальном этапе.

См. также

Примечания

{{Навигация


Смотрите также