Категория м в правах что это значит


Водительские права категория М: что это значит и на какой транспорт

Закон 2013 года о безопасности дорожного движения обязал владельцев скутеров и мопедов получать отдельную категорию М для вождения в связи с тем, что эти виды ТС были признаны механическими средствами передвижения. Любое механическое ТС требует специальных водительских прав. Введение новой категории было вызвано большим количеством аварий, происходящих из-за скутеристов. Итак, что же обозначает категория М в правах и как её получить.

Водительская категория М: что это такое

Чтобы легально управлять 50-кубовым мототранспортом, требуются права с открытой категорией «M». Однако, если у вас в водительском удостоверении уже открыта другая автокатегория, сдавать какие-то отдельные испытания и вносить изменения в корочки не придется, так как «M» в этом случае считается открытой по умолчанию. Можно сказать, что корочки мопедного гонщика придется получать только подросткам с 16 лет и людям, которые не имеют водительских прав вообще. С 16 лет можно законно стать обладателем только прав категорий A, A1 и M.

Водительские права категории M дают возможность управлять ТС, оговоренными в них. На какой транспорт она рассчитана? С открытой категорией M можно ездить на мопеде, скутере, на 3-хколесном транспорте, на квадроцикле легкого типа с объемом ДВС не больше 50 кубов или с максимальной мощностью электродвигателя не больше 4 кВт. Любой автомобиль с этой категорией водить запрещено. Есть еще одно ограничение по типу транспортного средства: ТС не должны иметь конструктивной возможности ездить со скоростью, превышающей 50 километров в час.

Категории M, A1 и A2

Категория M дает право управления только скутерами и мопедами с объемом двигателя не больше 50 кубосантиметров. Если есть желание покататься на мотоцикле с большим объемом мотора, потребуется уже настоящая мотоциклистская категория. Но не все однозначно согласно изменениям в законодательстве и с категорией A.

Категория разделена на 2 подкатегории — A1 и A2:

  1. Если мотоцикл или скутер имеет объем движка в диапазоне от 50 кубов до 125, то в правах должна присутствовать подкатегория A1.
  2. Если же транспорт оснащен большей кубатурой, то придется озаботиться получением подкатегории A2.

Нужно отметить, что до последнего времени среди скутеристов в нашей стране была более популярна мотоциклетная техника с объемом движка в 150 кубов. Однако по новым правилам легально сесть за управление этого мототранспорта будет довольно сложно: чтобы открыть подкатегорию A2, требуется накатанный стаж руления по категории A1. Те же, кто успел открыть категорию на мотоцикл до 2013 г. допускаются до управления мотоциклами и скутерами с любым объемом двигателя.

Как получить категорию M

В 2018 г. штраф за езду на скутере или мопеде без прав составляет от 5 до 15 тысяч рублей. Чтобы его избежать необходимо получить права категории M.

Для этого должны быть соблюдены следующие условия:

  • получающему права должно быть не меньше 16 лет;
  • следует пройти медкомиссию и получить справку, в которой в поле соответствующей категории будет стоять отметка (узнайте, какой срок действия у медицинской справки);
  • пройти обучение, после которого сдать испытания в автошколе (самообучение не предусмотрено);
  • в ГИБДД сдать теоретический экзамен и практические испытания.

Внимание. Если вы еще ни разу не получали водительское удостоверение на право вождения любым ТС, лучше в медсправке сразу поставить печати в поле категории A, а в возрасте старше 18 лет и в полях B и C. Это очень удобно, потому, что получив категорию A, можно управлять всеми типами мотоциклов, мопедов, скутеров независимо от кубатуры двигателя. При открытии B или C категория M просто открывается по умолчанию.

Выбирая автошколу для обучения на категорию М, следует проверить наличие у неё государственной лицензии и разрешения. В конце обучения вы пройдете внутреннее испытание сначала по теории, потом по практике (вождение). Cо скольки лет можно начать обучение категории M? Начать обучение на мотокурсах можно до наступления 16 лет (хоть в 14 — главное, чтобы был паспорт), а потом уже сдать на права после наступления 16-летнего возраста.

В автошколе ученик в процессе обучения приобретает следующие навыки:

  • правильной посадки и постановки взгляда;
  • контроль наклона при поворотах и торможениях;
  • управление ТС в заносе;
  • позиционирование в движении: выбор скорости и траектории, оптимальных для текущей дорожной обстановки;
  • накат баланса;
  • управление тягой;
  • торможение двигателем и тормозами;
  • работа коробкой передач и корпусом.

Теоретический экзамен реализован в форме тестирования. В каждом билете — 20 вопросов с несколькими вариантами ответов. На ответы дается 20 минут. После ответа на все вопросы сразу на дисплее высвечивается результат. Если верные ответы даны на 18 вопросов и более, тогда сдал. Если зафиксировано верных ответов меньше 18 — тогда не сдал.

Экзамен в ГИБДД построен аналогично испытанию в автошколе: сначала нужно ответить на 20 вопросов тестов (важно сделать в билете не больше двух ошибок), а потом сдать практическое вождение, в которое входят змейка, габаритная восьмерка, габаритный коридор, маневрирование в ограниченном пространстве, парковка, посадка/высадка пассажиров (на мопеде выезжать в город не нужно). Пересдавать каждый экзамен можно не больше трех раз. Если тесты не сданы, допуск к следующему этапу невозможен.

Какие документы потребуются, чтобы получить права

Для получения водительского удостоверения по категории M для автошколы будущему водителю ТВ потребуется:

  • медсправка нового образца;
  • паспорт с 2 копиями;
  • 3 цветные фотографии 3х4;
  • молодым людям, еще не достигшим 18 лет, придется также принести нотариально заверенное согласие от родителей на обучение в автошколе и последующую сдачу экзаменов в ГИБДД.

Чтобы получить допуск к сдаче испытания в ГИБДД потребуется:

  • наличие удостоверения из автошколы;
  • оплатить госпошлину;
  • написать заявление.

Как получить категорию M, если открыта другая категория

Здесь все однозначно. Если у вас открыта любая категория, то разрешение на M получается автоматически. Если у вас права старого образца, то категорию M отдельно получать не нужно. Однако некоторые сотрудники ГИБДД могут придраться к наличию в ваших правах открытого класса M, если остановят вас на скутере или на мопеде до 50 кубов. Поэтому при получении новых прав эту категорию лучше сразу открыть, чтобы в дальнейшем избежать любых недоумений на дороге по этому поводу.

Стоимость обучения

Многие автошколы в крупных городах имеют в своей программе курс обучения езды на скутере или на мопеде.

Получить азы знаний и умений вождения мопеда можно за:

  • От 7 000 до 12 000 за курс теории, составляющий 16 занятий, пройти которые можно за пару месяцев.
  • От 16 000 до 26 000 за теорию с практикой. 16 теоретических занятий и 10-18 часов накатки предлагается пройти за полтора — два с половиной месяца. Однако в цену не включены расходы на топливо и на смазочные материалы.
  • От 20 000 до 34 000 нужно отдать за курс по системе все включено. В пакет услуг входить будет: курс теории и практики, подготовительный экзамен, медкомиссия, оплата госпошлин. Обучиться можно за 2 с половиной месяца. За это время будущему водителю можно будет пройти 16 занятий по теории, 18 часов накатки.

Наличие у ученика собственного скутера или мопеда, необходимой экипировки может намного снизить стоимость обучения в части практических занятий и сэкономить финансы при сдаче в ГИБДД. Ученику не нужно будет арендовать транспорт у автошколы. Также на стоимость обучения могут повлиять дни посещений и время (обучение по выходным и в вечернее время могут обойтись дороже.

Категория "М" водительских прав: что это значит

На сегодняшний день существует несколько категорий прав, которые позволяют осуществлять управление того или иного вида транспорта. Не так давно была введена совершенно новая категория «М», которой ранее не было. Попробуем подробнее разобраться, что обозначает категория м в водительских правах.

Выдача категории

Появление новой категории увеличило на дорогах страны число лёгкой мото-техники, которая передвигается со скоростью не более 80 км в час. Недавно такой вид транспорта стал очень популярным, поэтому встал актуальным вопрос о легализации её управления. Теперь без соответствующего удостоверение управлять мотороллером, квадроциклом или мопедом запрещено.

Данная мера действительно повлияла на уровень аварийности с участием легковесного транспорта. При этом ранее можно было часто встретить за управлением мопеда или скутера лиц в алкогольном опьянении. Теперь за такое деяние им грозит лишения права управления транспортным средством и существенное штрафное взыскание.

Права категории «М» позволяют водителю стать полноправным участником дорожного движения, а также наделяют и особыми обязанностями, например, оформлением полиса ОСАГО.

Каким видом транспорта можно управлять

Данная категория позволяет водителю управлять следующими транспортными средствами:

  • скутер;
  • мопед;
  • квадроцикл (лёгкие виды).

Получить удостоверение водителя данной категории можно уже с 16-летнего возраста. При этом объём мотора транспортного средства не должен быть больше 50 кубических сантиметров. Если это правой не соблюдено, то необходимо получить иную категорию — А.

Под категорию М попадают мопеды, имеющие 2 колеса и максимальную скорость 50 км/ч, квадроциклы должны иметь 4 колеса и мотоциклетный руль, и верховую посадку. Если транспортное средство соответствует этим характеристикам, то необходимы права категории М.

Также существует категория м1, которая относится к легковым автомобилям.

Особенности получения удостоверения водителя м-категории

Если у вас уже есть права на управление автобусом, авто, грузовым авто, то получить категорию можно просто обменять их на новое удостоверение. Категория автоматически добавляется при процедуре замены. Не может быть автоматически добавлена категория, если водитель имеет права на управление трактором.

Если у вас нет водительского удостоверения, то придётся следовать следующему алгоритмы:

Время обучения зависит от автошколы и в среднем составляет 1-2 месяца. Стоимость данной услуги так же различна. Средняя цена обучения на категорию М составляет 8-11 тысяч рублей. При этом необходимо пройти медосмотр и получить справку перед тем, как начать оформление водительского удостоверения.

Правила управления ТС данной категории

По правилам дорожного движения нельзя управлять транспортом данной категории:

  • одной рукой;
  • пересекать пешеходные зоны;
  • разворачивать ТС влево по трамвайной линии;
  • перевозить габаритные грузы;
  • без шлема и в не застёгнутом шлеме;
  • перевозить детей дошкольного возраста без спецоборудования.

В дневное время транспортные средства обязаны передвигаться с включёнными фарами. Движение должно осуществляться по правой полосе или полосе для велосипедов.

Нельзя управлять средствами данной категории следующим гражданам:

  • при близорукости;
  • после хирургического вмешательства на глаза (3 месяца после операции);
  • при травмах конечности;
  • нарушение моторики конечностей;
  • головокружение;
  • сердечные заболевания;
  • дальтонизм.
Заключение

Категория М — одна из самых популярных среди молодых водителей. Во-первых, транспортные средства данной категории стоят довольно недорого, во-вторых, получить права можно уже с 16 лет. Стоит предупредить родителей будущих водителей. Прежде чем отправлять ребёнка на обучение внимательно подумайте, сможет ли он со всей серьёзностью отнестись к вождению и покупки транспортного средства. Разрешить управление стоит тогда, когда полностью удостоверитесь в том, что ребёнок готов отвечать за свои действия и последствия.

Что означает категория М в водительском удостоверении? обновлено: Июль 8, 2019 автором: admin

Описание категории М водительских прав

Не так давно на мопеде или небольшом скутере мог ездить любой, словно на велосипеде, так как водительское удостоверение для этого совершенно не требовалось. Однако несколько лет назад, в связи с усугубившейся аварийной ситуацией по вине водителей именно таких автотранспортных средств, было решено ввести дополнительные поправки в ПДД. Сейчас для того, чтобы свободно передвигаться по дорогам и улицам страны, сперва следует получить водительское удостоверение категории М, иначе штрафов и иных наказаний не избежать.

Категория М водительских прав: что это такое

Разговоры о том, что пора водить отдельную категорию для скутеров и мопедов велась уже давно, но только в ноябре 2013 было разработано и внесено постановление, а к 20140-у году оно полностью вступило в силу. С тех пор, не пройдя обучение и не оформив документов на вождение, никто не имеет права выезжать на дорогу, разве что на велосипеде или самокате, или на транспортном средстве, объем двигателя которого не превышает пятидесяти кубических сантиметров. Потому становится понятно, что это такое – категория М водительских прав, остается только разобраться с нюансами и деталями.

Важно

При условии, что у водителя открыта любая иная категория прав, к примеру, А, С или В, равно как и все остальные, то М считается открытой по умолчанию. Это значит, что, если автолюбитель имеет официальное право водить легковушку или тяжелый грузовик, автобус, трамвай или троллейбус, значит и на скутере он может ехать, не открывая дополнительные категории.

А, А1 или М: в чем разница

Начиная разбираться, что это – категория М водительских прав, многие достаточно опытные водители путаются и не понимают, зачем же была было введено это новшество, ведь и ранее существовали подобные подразделы. Речь идет о категории А и ее производных, которые охватывают практически всю мототехнику, но имеются нюансы.

  • В отличие от категории А, М дает право управлять исключительно ТС, объем двигателя которого не превышает пятидесяти кубиков.
  • А1 и М может открыть любой человек, достигший шестнадцатилетнего возраста и не имеющий никаких медицинских противопоказаний.
  • Открыть категорию А2 можно исключительно после наступления совершеннолетия, то есть с восемнадцати лет.
  • Техника, объем мотора которой более пятидесяти кубических сантиметров, но не более ста двадцати пяти, требует открытия А1. Если объем превышает 125 кубиков, значит следует получать удостоверение с основной категорией А2.

В последнем пункте имеется особое указание, ведь получить права с такой категорией может только тот, кто имеет определенный стаж вождения А1. Кроме того, если ранее отсутствие контроля могло дать нетрезвому водителю доехать до ближайшего магазина за добавкой горячительного, так как сотрудники ГИБДД не могли его остановить без видимых причин, то сейчас эта недоработка полностью устранена. Если пьяный водитель попадется инспектору, то его ждет лишение прав и вообще ответственность по закону, как и положено в таких случаях.

Обучение, экзамены, правила: что к чему

Что, по сути, означает категория М в водительском удостоверении, предельно понятно. Это значит, что человек может управлять мототранспортом малого объема без ограничений. Все зависит от личного желания и возможностей. То есть, если вы будете открывать какую-либо иную категорию, то М будет считаться открытой по умолчанию и специально ничего сдавать не придется. С другой стороны, в шестнадцать лет для получения удостоверения водителя достаточно будет и мопеда, обойдется такое довольствие дешевле, что тоже немаловажно.

Как получить категорию М

Для всех близких категорий (А, А1 и М) должен проводиться не один, а два стандартных экзамена. Один из них будет абсолютно теоретический и оформлен в виде тестов, он призван оценить знания будущим водителем всех правил ПДД. Второй будет практическим и представляет собой своего рода тест на вождение. Необходимо предварительно получить также медицинскую справку установленного образца, обойтись без нее никак не получится.

  • Теоретический экзамен производится в форме тестирования. То есть, каждый претендент получит свой билет в виде компьютерного теста.
  • У каждого билета есть ровно два десятка вопросов, на них загодя подготовлены несколько вариантов ответов, из которых правильным является только один.
  • На все ответы по предложенным вопросам выделяется ровно двадцать минут, то есть по минуте на один, после чего тест считается закрытым.
  • Прохождение теста подразумевает восемнадцать и более верных ответов. Если вы с задачей не справились, то он будет считаться проваленным.

После сдачи теории, нужно показать, что и ездить претендент умеет, для этого и предназначена практическая часть. Инспектор оценит умение трогаться с места, правильно и безопасно разгоняться, вписываться в повороты, маневрировать, оценивать ситуацию по зеркалам заднего вида и другие навыки будущего полноценного члена дорожного движения. Обычно комплекс этой части экзамена состоит из трех основных частей, при прохождении которых будет решено, сдал водитель или нет.

Для открытия категории M водительских прав не обязательно сдавать вождение ТС по городу, в реальных условиях. Не стоит забывать, что предварительно нужно обязательно пройти обучение в автошколе, никто не может прийти и сдать на права прямиком с улицы. Без медицинской справки и бумаги из автошколы допуск к экзаменам на открытие любой категории не производится.

Сроки обучения и цена

После введения новой категории было довольно трудно отыскать автошколу, которая предоставляла такую подготовку. Однако сейчас подобные услуги доступны для каждого в любой такой организации. Стоимость и сроки обучения могут слегка отличаться, в зависимости от региона или уровня автошколы, но в среднем можно вывести общие критерии.

  • Теоретический курс обучения вождению мопеда будет составлять ровно шестнадцать занятий, на протяжении одного или двух месяцев. За это нужно будет заплатить от шести, до двенадцати тысяч рублей.
  • Теория, плавно переходящая в практику вождения, обойдется дороже, уже в 14-26 тысяч, но и заниматься придется дольше. Претендентов ждет тех же 16 уроков теории и еще 9-18 часов «наката», то есть практического вождения. По срокам это выйдет где-то полтора-три месяца. К общей стоимости не помешает приплюсовать также цены на горючее и СМ, которые должны приобретаться за счет клиента (претендента).
  • Удобный общий пакет «Все включено», где предусмотрены уроки и вождение, а также не придется думать о масле и бензине, обойдется еще немного дороже, приблизительно тысяч в 25-35 рублей. При этом шлем и экипировка обычно предоставляется автошколой, что очень удобно, если своего ТС будущий водитель еще не приобрел.

При условии, что у студента имеется собственная экипировка и автотранспортное средство (мопед, скутер), можно весьма существенно снизить общие расходы. Ведь ему не придется не только учиться на чужом ТС, но и арендовать таковое, чтобы сдать экзамены. Не помешает учесть и дополнительные нюансы, ведь чаще всего стоимость занятий зависит от их режима. К примеру, «воскресные» автошколы обычно обходятся дороже, чем «будние». Учтите также, что получить права на мопед зимой получится едва ли, так как подобные обучающие учреждения чаще всего не проводят уроков зимой, а только когда тепло и сухо.

Некоторые важные правила

Каждый водитель, участвующий в движении на мопеде или скутере, объем двигателя которого превышает 50 кубических сантиметров, обязательно должен иметь при себе водительские права категории М, иначе он будет считаться нарушителем по закону. Документ должен быть предоставлен по первому требованию инспектора дорожной службы, в ином случае может быть применена мера пресечения, вплоть до постановки ТС на штрафплощадку. Но и это еще далеко не все, потому есть смысл выяснить самые важные нюансы.

  • Управлять скутером, мопедом и прочими подобными ТС можно исключительно после достижения шестнадцати лет, не ранее. Норма о допустимости четырнадцатилетних водителей на дорогах давно упразднена и не законна.
  • При движении в любое время суток в потоке, а не на трекере или стадионе держаться за руль ТС одной рукой полностью запрещено.
  • При выявлении состояния опьянения инспектором, у водителя будут изъяты водительские права, а дело передано в судебные органы для разбирательства.
  • Фары ближнего света должны быть в активном состоянии даже в светлое время.
  • Запрещается ездить без шлема, перевозить пассажиров, не имеющих защитного шлема, а также детей, возрастом до семи лет.
  • Двигаться по пешеходным переходам или дорожках, тротуарам и обочинам нельзя, но если это не мешает движению, а иного пути нет, то следует пересечь данный участок дороги по наиболее короткому маршруту.

Очень важно знать, что ни скутер, ни мопед ни в коме случае не должен принимать участие в буксировке чего-либо, не важно чего. Это ТС совсем непредназначено для подобных целей, потому не стоит прицеплять к своему мопеду даже обычную тележку, так недолго и схлопотать штраф. Опытные специалисты считают, что новые правила, которые сделали мототранспорт менее доступным для всех категорий населения, что и вызвало серьезные нарекания в народе, точно сделают движение на дороге лучше, безопаснее и удобнее для всех участников движения, а это немало.

Видео о категории М водительских прав

Споры о том, что означает категория М в водительском удостоверении, ее потребности или наоборот, ненужности ведутся уже достаточно давно. Многие считают, что она введена исключительно для того, чтобы вытянуть деньги у родителей, шестнадцатилетние дети которых, могут погонять на дачу и обратно и так, без получения специального удостоверения, за которое нужно платить, как и за стандартные «взрослые» права.

Однако аварийная ситуация, а также ее заметное снижение после принятия новых законов, свидетельствуют о том, что смысл в подобной инициативе был и она сделала свое дело. Посмотрите видео о том, как именно и для чего нужно открывать категорию М, а вкупе с ней А1 и А2.

data-block2= data-block3= data-block4=>

Что означает категория М водительских прав и как получить такое удостоверение

Категория М появилась в правах сравнительно недавно — в 2013 году в качестве ответной меры на засилье на дорогах мопедов и скутеров, которым не был писан абсолютно никакой закон. Лазейкой активно пользовались «лишенцы», которым нельзя было управлять другими транспортными средствами, а также любители выпить за рулем — езда в состоянии алкогольного опьянения на мопеде не каралась даже минимальным штрафом, а опасность на дороге такие водители представляли самую непосредственную. Чтобы хоть как-то регулировать вождение таких ТС, в правах нового образца и была введена категория М.

Какие права дает категория М?

Категория М в правах обозначает определенный круг транспортной техники, которыми имеет право управлять ее обладатель. Это мопеды, мотороллеры, легкие трициклы и квадрициклы (не путать с квадрОциклами, на которые нужны вообще другие права) и другие моторные транспортные средства массой до 350 кг без учета массы топлива и аккумуляторов. Они оборудованы двигателями внутреннего сгорания объемом, не превышающим 50 кубических сантиметров, или электромоторами мощностью не более 4 кВт. Скорость транспортного средства конструктивно также не должна превышать 50 км/ч.

Несмотря на такие жесткие ограничения, некоторые из них сложно проконтролировать. Так, двигатели мопедов и скутеров часто тюнингуют, и внешне они не отличаются от легальных, а некоторые китайские производители заведомо поставляют двигатели большего объема с маркировкой 50СС или 49СС на цилиндрах. Ездить на таких транспортных средствах, имея в правах только категорию М (без A или A1), нельзя, и ГИБДД старается всячески пресекать такие переделки. Но пока эффективного механизма их отлова придумано не было. Но это не значит, что на дороге вы гарантированно избежите проблем, передвигаясь на таком «модифицированном» мопеде.

Если инспектор сумеет доказать, что вы знали о незаконной модификации мопеда и управляли им без соответствующей категории в правах, штраф будет достаточно большим. Фактически это нарушение приравнивается к езде без прав и наказывается штрафом от 5 до 15 тысяч рублей и отстранением водителя от управления транспортным средством. Некоторые инспекторы пытаются применить эту статью и к тем, у кого водительское удостоверения старого образца с открытой категорией В, но судебная практика в данном случае — на стороне водителей, т. к. категория В автоматически дает право управления транспортными средствами, входящими в категорию М. В любом случае, гораздо спокойнее чувствовать себя полностью правым и кататься на стопроцентно легальной технике.

Кому нужна категория М?

Эта категория — самая демократичная, по новым правилам она автоматически проставляется в водительском удостоверении при успешной сдаче на права любой другой категории. Может сложиться впечатление, что сдавать на нее отдельно не имеет смысла, однако это не совсем так. Дело в том, что в России существуют только две категории прав, которые могут получить граждане в возрасте до 18 лет: это М и подкатегория A1 (мотоциклы объемом до 125 куб. см.).

Обучаться на эти категории, получать соответствующие права и управлять транспортными средствами на дорогах общего пользования можно с 16 лет. Однако в этом случае большинство автошкол требует от обучаемого нотариально заверенное согласие родителей на проведение обучения. Многие родители опасаются сажать своего ребенка на технику с двигателем до 125 куб. см., ведь фактически это может быть уже достаточно серьезный мотоцикл, способный развивать скорость более 100 км/ч. На этих транспортных средствах можно ездить по любым автомобильным дорогам, даже автомагистралям. Их контролируют и камеры фиксации нарушений ПДД, ведь мотороллеры и мопеды ставят на учет с присвоением номерного знака.

Так что волнения родителей вполне понятны: тут и безопасность любимого ребенка, и забота о собственном кошельке. Именно для таких случаев самым лучшим выходом и будет отправить отпрыска отучиться на получение только прав категории М. А остальное пусть открывает тогда, когда будет нести всю полноту ответственности за свои решения, т. е. с 18 лет.

Как получить категорию М?

Категорию М в водительском удостоверении можно получить двумя способами, что существенно облегчает задачу для многих любителей легкой мототехники. Такое решение было принято при введении новых правил в 2013 году. Категория М автоматически проставляется в права при успешной сдаче экзаменов на любую другую категорию — A, В, С и их подкатегории, а также при замене прав старого образца на новый документ. Для этого рекомендуется особо уточнить в медицинской справке, что у вас нет противопоказаний для управления транспортными средствами данной категории, потому что они могут быть иные, чем для категории В. Например, к управлению таким транспортом не допускаются водители с серьезными проблемами со слухом и некоторые категории инвалидов.

Однако если вы решили сдавать отдельно на категорию М (например, по причинам, указанным выше), это тоже возможно, хотя первое время с этим были большие трудности: у авто- и мотошкол не было ни соответствующих программ, ни техники для подготовки таких водителей.

Сейчас ситуация изменилась к лучшему, хотя подготовку к этой категории до сих пор предлагают далеко не все учебные заведения. Особенно тяжело приходится жителям небольших городов и деревень в регионах, в крупных городах найти автошколу с соответствующей программой намного легче.

Стоимость курса обучения на категорию М составляет 10-25 тысяч рублей практически во всех субъектах РФ. При выборе расширенного курса практического вождения отдать придется больше — дополнительные бензин, аренда техники и рабочие часы инструктора увеличат стоимость. Но «чайникам» не стоит пренебрегать дополнительными уроками.

Как правило, задирают цену еще и те авто- и мотошколы, которые не против бы совсем отказаться от подготовки водителей этой «непрестижной» категории и таким образом устанавливают «заградительные» прайс-листы. Из документов для обучения нужен паспорт, медицинская справка и нотариальное согласие родителей на обучение. Технику и все необходимое для обучения оборудование безопасности мотошколы обычно предоставляют обучаемым. При хорошем раскладе в комплект входят шлем, защитные щитки и защитная «черепаха».

Как правило, обучение занимает около месяца, а то и дольше, причем значительную часть берет на себя длительный теоретический курс по ПДД и лекции по управлению мопедом.

Присовокупить к вышеуказанному комплекту документов справку из мотошколы о прохождении курса и успешной сдаче внутреннего экзамена, вы можете смело записываться в ГИБДД — и сдавать экзамен на права. Если все пройдет удачно, то забирайте свое свеженькое водительское удостоверение и рассекайте на мопедах и скутерах уже на полностью законных основаниях.

Расшифровка категорий водительских прав

Категория водительских прав обозначает группу транспортных средств, которыми может управлять владелец этого удостоверения. Управление транспортным средством, не попадающим в указанную категорию, трактуется как езда без прав. Дисциплинарное взыскание за такое правонарушение будет соответствующим — водителю придется заплатить штраф от 5000 до 15000 рублей.

Определенные категории водительских прав с 2015 года претерпели некоторые изменения. Во избежание неприятных ситуаций каждый водитель должен предварительно ознакомиться с внесенными правками.

Что отмечено на водительских правах?

Водительское удостоверение 2019 года содержит в себе всю необходимую информацию о владельце транспортного средства. Права можно использовать в качестве документа, подтверждающего личность водителя. На нем отмечаются такие моменты:

  • ФИО;
  • дата и место рождения;
  • дата выдачи удостоверения;
  • срок действия документа;
  • кем выдано удостоверение (название организации);
  • номер удостоверения;
  • подпись владельца;
  • фото владельца;
  • категории прав;
  • дополнительная информация (группа крови, наличие очков и т.д.).

Все записи на водительском удостоверении производятся кириллицей. При условии использования букв другого алфавита надпись дублируется латинскими буквами.

Внешний вид водительского удостоверения

Водительское удостоверение содержит в себе информацию с двух сторон. На лицевой части документа личная информация о водителе. С обратной стороны производится расшифровка категорий водительских прав нового образца. Здесь отмечены виды транспортных средств, которыми водитель может управлять.

Лицевая сторона

В верхней части содержится название документа и отмечается то, на территории какого субъекта он был выдан. В левой стороне располагается цветная фотография водителя без очков и головного убора. Её размер составляет 3×4. Если владелец транспортного средства имеет определенные проблемы со зрением, то ему разрешено фотографироваться в очках, но только без тонированных стекол. Фотография для водительского удостоверения в головном уборе разрешена для людей особых религиозных убеждений.

Под фотографией должна быть роспись водителя, идентичная его росписи в паспорте. В правой стороне документа указаны фамилия, имя и отчество. Здесь же отмечается дата рождения водителя. Информация, написанная на русском языке, дублируется на английском. В правой стороне лицевой части документа указывается кем было выдано удостоверение, его номер и серия. Также здесь указывается регион проживания. В самом низу лицевой части отмечается категория прав, присвоенная водителю.

Обратная сторона

На обратной стороне удостоверения с левой части расположен штрих-код, содержащий в себе информацию о водителе. Практически все остальное место здесь занимает таблица с категориями. Те категории, которые актуальны для владельца транспортного средства, отмечены специальной пометкой.

Здесь также указывается срок действия этих категорий. Под таблицей может содержаться дополнительная информация. В большинстве случаев отмечается водительский стаж.

Какие категории водительских прав существуют?

На многие категории водительских прав приходится учиться отдельно. Некоторые подкатегории открываются автоматически. К примеру, транспортом категории М могут управлять водители с любыми правами. Категорией определяется классификация транспортных средств соответствии с их габаритами и эксплуатационными характеристиками.

Категории водительских прав

Ниже представлено обозначение категорий водительских прав. Определенные ограничения накладываются на общую массу транспортного средства и уровень мощности комплектующей силовой установки.

Категория А. Водительское удостоверение такого типа позволяет управлять мотоциклом с боковым прицепом или же без него. Общая снаряженная масса транспортного средства не должна превышать 400 кг. При этом мотоцикл может иметь двухколесное, трехколесное или четырехколесное исполнение.

Категория B. Наличие такой категории предоставляет возможность водить автомобиль, масса которого не превышает 3,5 т. Количество пассажирских мест в салоне должно быть не более 8-ми. Такое удостоверение позволяет управлять автомобилем с прицепом. Снаряженная масса последнего не должна превышать 750 кг. При условии превышения этого показателя итоговая масса состава не должна превышать массу авто без нагрузки.

Категория C. Позволяет управлять автомобилями с массой более 3500 кг и прицепом, вес которого не превышает 750 кг. Однако следует отметить, что грузовики категории D носитель удостоверения такого образца не имеет права водить.

Категория D. Владелец такой категории прав может осуществлять перевозку людей в транспортном средстве с более чем 8 пассажирскими местами. Такой автобус может дополнительно оснащаться прицепом с весом до 750 кг.

Категория М. Эта категория позволяет управлять мопедом и квадрициклом. Чтобы сделать такие права, достаточно открыть любую другую категорию.

Категории Tm и Tb. Необходимы водителям трамваев и троллейбусов. Это относительно новые категории водительских прав. Раннее просто использовались специальные отметки в правах стандартного образца.

Категория BE. Дополнительная категория, позволяющая управлять транспортными средствами из категории B с прицепом массой более 750 кг.

Категория CE. Имеет много общего с предыдущей категорией. Только в этом случае разрешается вождение транспортных средств из категории C. Масса используемого прицепа варьируется в пределах 750-3500 кг.

Категория DE. Такая категория позволяет управлять автобусом, количество пассажирских мест в котором больше восьми. При этом транспортное средство может оснащаться прицепом с массой от 750 кг до 3,5 т.

Подкатегории водительских прав

Некоторые подкатегории водительский прав открываются автоматически. Чтобы узнать сколько категорий такого типа доступно на сегодняшний день, достаточно ознакомиться с информацией, представленной ниже.

Категория A1. Эта категория необходима для управления мотоциклом, объем двигателя которого варьируется в пределах 50-125 кубических сантиметров. Речь идет о скутерах.

Категория B1. Позволяет водить транспортное средство с порожней массой не более 550-ти кг. При это его максимальная скорость держится на отметке 50 км/ч. Объем силового агрегата используемого транспортного средства не должен превышать 50 кубических сантиметров. Права категории В1 необходимы для управления трициклом и квадроциклом.

Важно! Для того, чтобы управлять квадроциклом и квадрициклом, необходимы различные категории водительских прав. В первом случае достаточно удостоверения категории М.

Категория С1. Необходима для управления автомобилем с массой от 3500 до 7500 кг, который может оснащаться прицепом не более 750-ти кг. Удостоверение данной категории не предоставляет возможности управлять автомобилями из категории D.

Категория С1Е. Выдается для управления транспортными средства с массой от 3,5 до 7,5 т. Машины могут оснащаться прицепом более 750-ти кг. При этом общая масса сцепленного состава не должна превышать 12-ти тонн.

Категория D1. Такая категория позволяет водить транспортное средство для перевозки пассажиров, способное вместить до 16-ти человек. Кроме этого, наличие категории D1 позволяет эксплуатировать такие машины с прицепом до 750 кг.

Категория D1E. Позволяет водить транспортные средства из категории D с прицепом более 750-ти кг. Общая масса снаряженного состава не должна превышать 12 тонн.

Важно! Есть важная особенность эксплуатации данной вариации транспортных средств — прицеп не должен использоваться для перевозки людей.

Видео: О новых категориях прав

Как открыть новую категорию прав?

Чтобы открыть новую категорию прав, необходимо предварительно пройти обучение и сдать практический экзамен. Довольно часто возникает необходимость в открытии категории В при открытой С. Идентичная потребность появляется при открытии категории А с имеющейся В.

Процедура начинается с теоретической части. После этого следует пройти практический экзамен, состоящий из различных упражнений, а затем закрепить все имеющиеся знания во время езды по городу.

Следует обратить внимание, что открытие новой категории имеет некоторые временные рамки. Чтобы получить категорию Е, водитель не менее года должен эксплуатировать транспортное средство из категорий B, C или D. Для открытия категории DE не меньше года должна быть открыта категория D.

Также возможна выдача особая категория водительских прав, предназначенная исключительно для управления транспортных средств с коробкой-автоматом. Чтобы пересесть на автомобиль с механической коробкой передач, необходимо предварительно сдать практическую часть экзамена.

Что в итоге?

Категория водительских прав позволяет эксплуатировать транспортное средство, отвечающее её требованиям. Вождение автомобиля с правами несоответствующей категории является прямым нарушением правил дорожного движения. При таком правонарушении на водителя налагается штраф, а транспортное средство отправляется на штрафстоянку. При этом владелец транспортного средства лишается возможности эксплуатировать автомобиль.

Учитывая такие суровые меры, при смене автомобиля, технические характеристики которого существенно отличаются от предыдущей модели, необходимо в обязательном порядке открывать новую категорию прав. Такой подход позволит избежать неприятных ситуаций на дороге и защит других участников дорожного движения.

Вас заинтересует:

Что такое категория М водительских прав

С ноября 2013 года начал действовать закон «О безопасности дорожного движения», обязующий водителей управляющих скутерами, открыть категорию М в водительских правах.

Что это дает: предоставляет возможность беспрепятственно управлять малокубаторными средствами передвижения, объем двигателей которых, не выше 50 кубических сантиметров.

Категория М в правах: что это

Специфика категории водительских прав «М» весьма проста: возможность управления мопедами (скутер/квадроцикл), с соответствием, их технических характеристик прописанным в ПДД требованиям, что выходит из определения п1.2 Правил ПДД мопед.

Интересно, что до апреля 2014 года по всем юридическим правилам мопед считался простым транспортным средством, а не механическим, поэтому не существовало обязанности получения удостоверения по управлению для него, в связи с тем, что п 2.1.1 ПДД предписывает наличие прав лишь у водителей транспортных средств механического типа.

Однако с 1 апреля законодательство подверглось изменению: скутеры официально были признаны механическими ТС, а водители в обязательном порядке были вынуждены открыть категории «М» в правах.

На текущий момент открытие категории «М» осуществляется и полностью одобрено в РФ, позволяя автошколам полноправно обучать новичков управлению скутерами, оказывая информационное содействие получения прав данной категории.

Водители, имеющие удостоверение с категорией: от А до E не обязаны проходить обучение или переквалификацию на «М» в связи с тем, что она присваивается автоматически с учетом наличия уже имеющейся любой другой (проще говоря по иерархической цепочке категория М ниже всех). В получении автоправ категории «М» с 2018 в автошколах требуется лишь людям, у которых вообще отсутствует водительское удостоверение.

Для получения категории «М» необходимо обучиться любой другой категории. Если поблизости нет автошколы, способной обучить конкретно категории «М», то самым доступным вариантом станет получение автомобильных прав категории «А». Либо поискать автошколу, способную оказать услугу обучения конкретной категории «М». Для получения данной категории существует возрастное ограничение – 16 лет и старше.

В ноябре 2013 года произошло разделение и иных направлений на подкатегории: из категории “B” создали подкатегорию – B1, не позволяющую управлять легковым транспортным средством массой до 3,5 т, что разрешает категория “B”.

По аналогии, законодатель принялся исправлять и оставшиеся категории, в связи с чем категория «М» получила своеобразную независимость от остальных.

В чем разница между категорией М и А, А1

После 2014 года, категория «М» предоставляет право управлять транспортными средствами с объемом двигателя до 50см3, к которым относятся скутеры и мопеды.

В случае когда объемы транспортного средства достигают от 50-125см3, необходимо получить подкатегорию «А1».

В случае с большим объемом (кубатура — свыше 125), прибегают к получению категории «А2». Однако у подкатегории «А2» существует небольшой нюанс: для ее открытия, потребуется наличие стажа управления мотоциклом «А1».

Ранее передвижение на транспорте до 50 куб позволяла водителю в нетрезвом состоянии беспрепятственно передвигаться по проезжей части. Сегодня же данное упущение в законодательстве нивелировали: в случае, когда сотрудники ГИБДД остановят нарушителя, ему грозит наказание вплоть до полного лишения водительского удостоверения.

Цена и особенности обучения для категории М

На данный момент большинство автошкол уже имеют в наличии услугу обучать управлению мопеда.

В процессе анализа цен на обучение среди школ, можно выделить среднюю стоимость на данную услугу.

  • 7-12 тыс за теоретический курс, 16 занятий, 1-2 мес;
  • 16-26 тыс теория и практика вождение, 16 занятий и 10-18 ч «накатки», срок 1,5-2,5 месяца;
  • 20-34 тыс по системе «все включено». Срок обучения 2,5 мес, 16 занятий теории, 18 ч практики, экипировка.

Присутствие у обучающегося собственного средства передвижения и экипировки, позволит существенно снизить оплату практических навыков.

А также данное обстоятельство кратно сократит оплату в ГИБДД. «Новичку» не придется оплачивать аренду транспорта для демонстрации полученных умений сотрудникам инспекции.

Следует принять во внимание еще несколько важных моментов по специфике условий обучения, которые напрямую влияю на стоимость курса:

  1. Подавляющее число автошкол ориентированы на обучение в весенне-летне-осенний период, т.е. когда за окном тепло и сухо.
  2. Стоимость напрямую может зависеть от периода посещения (дни недели). Школы, предлагающие занятия по выходным, готовы оказать услугу несколько дороже.

Методика проверяющая успешное обучение, заключается в экзаменационных испытаниях на пред знаний:

  • теории ПДД;
  • базовых правил и положений ТС;
  • законов РФ обеспечивающих безопасность движения, а также ответственность в случае их нарушения.

Теоретический экзамен осуществляется на основе тестирования. Билет содержит 20 вопросов с несколькими вариантами ответов, из которых лишь один верный.

Вся процедура тестирования занимает не более 20 минут.

По окончании времени либо ответа на предложенные вопросы получается результат:

  • «Сдал» – более 18 правильных;
  • «Не сдал» – менее 18 верных ответов.

Помимо этого, есть и практическая часть, где потребуется демонстрация полученных навыков, в том числе – оказания первой медицинской помощи.

Проверка практического экзамена осуществляется сотрудником автоинспекции, который оценит приобретенные умения подопечного:

  1. трогаться;
  2. маневрировать;
  3. останавливаться;

Комплекс упражнений можно разделить из 3 составляющих.

Вождения скутера или мотоцикла по городу в рамках экзамена не предусмотрено. К экзаменам в ГИБДД допускаются только те претенденты на права, кто успешно прошел курс обучения в автошколе, имеющей на это лицензию. Самостоятельная подготовка не предусматривается. Удачная сдача экзаменов позволит получить водительское удостоверение установленного образца

К сдаче экзаменов на категорию «М» и «А1» могут допускаться лица, уже достигшие 16 лет. Для сдачи на ТС более 125 см3 существует порог – 18 лет.

Для каких транспортных средств

Водительское удостоверение в котором открыта категория “М”, позволяет управлять маломощными транспортными средствами, объем двигателей которых не превышает 50 см³.

К такой автотехнике относят:

  • мопеды;
  • скутеры;
  • квадроциклы.

Принципиальной разницы в транспорте, которым можно управлять с автомобильной категорией А1 и А нет.

Категория А позволяет управлять мототранспортными средствами с объемом двигателя 125 см3., развивающих скорость до 50 км/ч и выше.

В свою очередь, подкатегория А1 позволяет управлять мотоциклами облегченного типа мощностью 50-125 см3 и до 11 кВт. В свою очередь «А1» можно получить водителю в 16 лет.

При наличии категории А, сдача А1 не требуется. К сожалению, обратного действия данное правило не предусматривает. Поэтому, если ТС не соответствует предполагаемым параметрам категории и у автоинспектора ГИБДД существуют претензии, то оправдать собственные действия не получится.

Вполне естественно, что большинство водителей, в частности, автомобилей, даже не догадываются о нововведении. Но им не стоит беспокоиться, так как наличие любой категории в их водительских удостоверениях позволят управлять облегченными ТС без опасений получить кару со стороны законодательства.

Конечно, нелишним будет ознакомиться с правилами передвижения на данных ТС и наездить несколько часов практики, так как четырехколесный и двухколесный друг имеют определенные различия.

Будьте бдительны и соблюдайте правила ПДД. Удачи на дорогах!

Дорогие читатели, данная статья могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией в форме ниже.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 288-73-46, Санкт-Петербург +7 (812) 317-70-86 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Поделиться:

Нет комментариев


Смотрите также