Концепты военных автомобилей


Концепткары из России - кладбище идей

23 июня 2017 года

Стародавняя практика, судя по всему, еще не полностью изжита. Во времена СССР и планового хозяйства то, что обычно называют концепткарами, выполняло у нас совершенно другие задачи, нежели в Европе, Америке и Японии.

У нас и у них

Там это были машины для демонстрации свежих идей, обкатки технологий, самоутверждения на рынке и формирования моды — концепты как инструмент повышения продаж. Естественно, их старались показывать публике как можно больше и чаще. В СССР занимались в основном созданием опытных, экспериментальных и предсерийных образцов. Их скрытно доводили, испытывали, показывали всяким комиссиям. На внешние выставки мирового значения советские концепты попадали нечасто. А шоу-кар — эпатажная машина, построенная исключительно для показа публике, — вообще было инородным для нас понятием.

1988. РАФ М1 Роксана должен был сменить устаревший «рафик» 2203. Изначально планировали передний привод, для чего в НАМИ разработали оригинальную подвеску. Но в итоге многое свелось к проверенным волговским решениям, включая мотор ЗМЗ-406. Вторую версию проекта (М2) дотачивали в Британии на фирме IAD. Дизайн до сих пор не выглядит старомодным. Но вместе с СССР распался и Рижский автозавод.1988. РАФ М1 Роксана должен был сменить устаревший «рафик» 2203. Изначально планировали передний привод, для чего в НАМИ разработали оригинальную подвеску. Но в итоге многое свелось к проверенным волговским решениям, включая мотор ЗМЗ-406. Вторую версию проекта (М2) дотачивали в Британии на фирме IAD. Дизайн до сих пор не выглядит старомодным. Но вместе с СССР распался и Рижский автозавод. 1988. АЗЛК-2144 Истра, созданный в рамках госпрограммы «Автомобиль 2000». Дюралевый кузов без центральной стойки, боковые двери открываются вверх, пневмоподвеска с изменяемой жесткостью амортизаторов, климатическая установка, электронная система самодиагностики — круто! Предполагалось оснащать дизелем фирмы Elsbett (вели переговоры о выпуске 200 тысяч штук в год) и клиноременным вариатором. Финансирование проекта прервалось в 1993-м.1988. АЗЛК-2144 Истра, созданный в рамках госпрограммы «Автомобиль 2000». Дюралевый кузов без центральной стойки, боковые двери открываются вверх, пневмоподвеска с изменяемой жесткостью амортизаторов, климатическая установка, электронная система самодиагностики — круто! Предполагалось оснащать дизелем фирмы Elsbett (вели переговоры о выпуске 200 тысяч штук в год) и клиноременным вариатором. Финансирование проекта прервалось в 1993-м. 1988. ЗиЛ-4102 разрабатывали по указанию президента СССР, за основу взяли Rolls-Royce Silver Spirit, но дизайн вышел скорее американским с примесью шведского. Двигатель V8 7,68 л (ЗИЛ-4104) развивал 315 л.с. и сочетался с автоматической коробкой передач. Часть элементов кузова выполнена из пластика, навороченная акустическая система с десятью динамиками. Известны два ходовых образца, различавшихся по дизайну и комплектации. Говорят, оба не понравились заказчику.1988. ЗиЛ-4102 разрабатывали по указанию президента СССР, за основу взяли Rolls-Royce Silver Spirit, но дизайн вышел скорее американским с примесью шведского. Двигатель V8 7,68 л (ЗИЛ-4104) развивал 315 л.с. и сочетался с автоматической коробкой передач. Часть элементов кузова выполнена из пластика, навороченная акустическая система с десятью динамиками. Известны два ходовых образца, различавшихся по дизайну и комплектации. Говорят, оба не понравились заказчику.

Заводы разрабатывали, в основном, то, что в перспективе можно было поставить на конвейер. 500-сильный суперкар из карбона? Помилуйте, для народного хозяйства такое не нужно. Даже теоретически!

Концепциями в чистом виде больше занимался институт НАМИ, выпуская единичные ходовые экземпляры — опять-таки больше для внутреннего пользования. В принципе, за всю историю СССР можно набрать с десяток-полтора машин, кои можно признать полноценными концептами (например, заднемоторный однообъемник НАМИ-013 или микроавтобус «Юность», получивший, кстати, Гран-при выставки в Ницце). Тогда как ведущие мировые фирмы выпускали каждая по десятку концептов в год, а то и больше.

Даже потребность продавать Москвичи и Жигули за валюту (по маркетинговым канонам, на внешнем рынке без «раскрутки брендов» не обойтись) ситуацию не изменила. Чаще иностранные дилеры преображали серийную модель в Москвич-кабриолет или Ладу-пикап, изобретали оригинальные обвесы для показа на тамошних выставках. Нашим заводам было не до того. Думаете, с тех пор что-то изменилось? Не угадали — изменилось!

От перестройки до альянса

Определенный всплеск «концептостроения» наблюдался в конце 1980-х. Практически все наши действующие тогда заводы создали немало что-то такого вполне себе концептуального — от амфибии ВАЗ-2122 до МАЗа-2000 Перестройка. А НАМИ выдал Охту (с активным спойлером и мультиплексной проводкой!) и гоночный Апельсин.

1990. ВАЗ «Х» — одна из самых загадочных разработок АВТОВАЗа, поскольку о ней практически нет информации, кроме той, что это семиместный минивэн. Существовал в виде «пластилина» и макетов 1:5, кои, впрочем, по-взрослому продували в аэродинамической трубе. Известно также, что планировался салон с невероятными возможностями трансформации.1990. ВАЗ «Х» — одна из самых загадочных разработок АВТОВАЗа, поскольку о ней практически нет информации, кроме той, что это семиместный минивэн. Существовал в виде «пластилина» и макетов 1:5, кои, впрочем, по-взрослому продували в аэродинамической трубе. Известно также, что планировался салон с невероятными возможностями трансформации. Затем, как помним, все заводы стали акционерными обществами и занялись выживанием. НАМИ сохранил пост главного сертификационного органа, но и он столкнулся с необходимостью самостоятельно зарабатывать часть средств, из-за чего свернул почти все собственные разработки. АЗЛК, ИжМаш и ЗиЛ скончались в мучениях. ГАЗ вынужденно отказался от выпуска легковушек.

Флагманом легкового автопрома стал АВТОВАЗ. И в 1990-х начал регулярно выставлять экспозиции на значимых европейских выставках. Делал и концепты специально под такие важные показы. Хотя и с непонятной целью, поскольку продажи Лад за рубежом падали и в какой-то момент свелись к нулю. Не помогла даже организация финской сборки и подобные меры.

Возможно, сбыт продукции на Западе в этот период был не так уж и важен. Но демонстрируя инженерные возможности и творческую активность, проще найти среди иностранных фирм потенциальных партнеров для дальнейшего развития. И, собственно, в итоге состоялись СП с Chevrolet и глобальный альянс с консорциумом Renault-Nissan.

1990. ВАЗ-1151, он же Lada Gnome, создан на укороченной платформе Оки, хотя, казалось бы, куда еще укорачивать. От Оки же взят двухцилиндровый 30-сильный мотор с карбюратором и другие «запчасти». При снаряженной массе 490 кг Гном мог претендовать на титул чемпиона по экономии топлива. Планировался серийный выпуск, но, как водится, не нашлось инвестиций для внедрения в производство.1990. ВАЗ-1151, он же Lada Gnome, создан на укороченной платформе Оки, хотя, казалось бы, куда еще укорачивать. От Оки же взят двухцилиндровый 30-сильный мотор с карбюратором и другие «запчасти». При снаряженной массе 490 кг Гном мог претендовать на титул чемпиона по экономии топлива. Планировался серийный выпуск, но, как водится, не нашлось инвестиций для внедрения в производство. 1994. ВАЗ-1152, он же Lada Elf. К этому моменту уже было ясно, что Гном выпускать не будут. Тем не менее в Тольятти зачем-то создали его электрическую версию — возможно, чтобы показывать на выставках, а заодно выступить на экоралли в Монте-Карло. Позиционировали как пляжно-городской автомобиль. Никель-кадмиевые батареи при массе в 315 кг обеспечивали Эльфу запас хода до 110 км.1994. ВАЗ-1152, он же Lada Elf. К этому моменту уже было ясно, что Гном выпускать не будут. Тем не менее в Тольятти зачем-то создали его электрическую версию — возможно, чтобы показывать на выставках, а заодно выступить на экоралли в Монте-Карло. Позиционировали как пляжно-городской автомобиль. Никель-кадмиевые батареи при массе в 315 кг обеспечивали Эльфу запас хода до 110 км.
2000. Lada Roadster — концепт на базе прототипа будущей Калины. Строили в некоторой спешке, дабы не опоздать к Московскому мотор-шоу. Каркас дверей заимствован у Alfa Romeo, часть головной оптики — у VW, панель приборов — ВАЗ-1118. Под капотом двухлитровый 106-сильный ВАЗ-21203. В принципе, симпатично и работоспособно, но это чисто выставочный автомобиль, возможность выпуска даже не рассматривалась. Шоу-кар, однако.2000. Lada Roadster — концепт на базе прототипа будущей Калины. Строили в некоторой спешке, дабы не опоздать к Московскому мотор-шоу. Каркас дверей заимствован у Alfa Romeo, часть головной оптики — у VW, панель приборов — ВАЗ-1118. Под капотом двухлитровый 106-сильный ВАЗ-21203. В принципе, симпатично и работоспособно, но это чисто выставочный автомобиль, возможность выпуска даже не рассматривалась. Шоу-кар, однако.
1997. ГАЗ-3103 Волга — одна из многих попыток нижегородцев создать улучшенную замену имеющейся модели. При этом за основу все время брали ту самую модель и ее агрегаты, жутко мучаясь с преобразованием заднеприводной схемы в переднеприводную. Данный вариант получился красивым, с более просторным салоном и гигантским багажником (под 700 л), но вряд ли мог обосноваться на конвейере.1997. ГАЗ-3103 Волга — одна из многих попыток нижегородцев создать улучшенную замену имеющейся модели. При этом за основу все время брали ту самую модель и ее агрегаты, жутко мучаясь с преобразованием заднеприводной схемы в переднеприводную. Данный вариант получился красивым, с более просторным салоном и гигантским багажником (под 700 л), но вряд ли мог обосноваться на конвейере. 1999. ГАЗ-3106 Атаман II — попутно завод активно разрабатывал полноразмерный SUV. Доработанную версию Атамана I, унифицированную с серийными моделями и удобную для внедрения в производство, представили в 2003-м. Пятицилиндровый дизель ГАЗ-561 (модернизированный Steyr) с наддувом развивал 141 л.с., в теории его место могли занять агрегаты Iveco и Toyota. И это был бы прямой конкурент Патриоту — рамный внедорожник с постоянным полным приводом.1999. ГАЗ-3106 Атаман II — попутно завод активно разрабатывал полноразмерный SUV. Доработанную версию Атамана I, унифицированную с серийными моделями и удобную для внедрения в производство, представили в 2003-м. Пятицилиндровый дизель ГАЗ-561 (модернизированный Steyr) с наддувом развивал 141 л.с., в теории его место могли занять агрегаты Iveco и Toyota. И это был бы прямой конкурент Патриоту — рамный внедорожник с постоянным полным приводом.

Отставание в развитии

Сегодня российское «концептостроение» можно четко разделить на две части. Первая — заводская. Вторая — инициативы частных дизайнеров и небольших фирм.

2000. Комбат Т98 сначала предстал только как концепт или прототип, и казалось, что это очередная эффектная пустышка. Но нет, питерская фирма «Автокад» довела затею до продаж, пусть и невеликих. Бронированный внедорожник с начинкой от больших машин General Motors прошел несколько модернизаций и доступен в версиях седан и универсал. Пригоден для эксплуатации в зоне боевых действий. «Автокад», кстати, выпускал и спорткары Лаура.2000. Комбат Т98 сначала предстал только как концепт или прототип, и казалось, что это очередная эффектная пустышка. Но нет, питерская фирма «Автокад» довела затею до продаж, пусть и невеликих. Бронированный внедорожник с начинкой от больших машин General Motors прошел несколько модернизаций и доступен в версиях седан и универсал. Пригоден для эксплуатации в зоне боевых действий. «Автокад», кстати, выпускал и спорткары Лаура.

АВТОВАЗ по-прежнему довольно активен: появлению серийных Весты и Иксрея предшествовали одноименные концепты. Затем последовали битопливная и Cross-версия Весты — также как концепты. Похоже на классический маркетинговый подход! Единственно, что тольяттинский завод, как и в стародавние времена, в целом не выдвигает идей, которые он в принципе не мог бы серийно реализовать.

2014. Lada Vesta WTCC Concept. Таким образом завод отметил свое участие в чемпионате мира по кольцевым гонкам — кстати, довольно успешное для новичка класса Туринг.2014. Lada Vesta WTCC Concept. Таким образом завод отметил свое участие в чемпионате мира по кольцевым гонкам — кстати, довольно успешное для новичка класса Туринг. Но эту пустующую нишу ныне заполнили другие. На стыке двадцатого века с двадцать первым появилась новая тенденция: рождение небольших компаний, пытавшихся разработать собственные автомобили и отчасти собственные технологии. Начинали, естественно, с постройки прототипов, которые первым делом отправляли на выставки.

Известно, чем закончилось большинство таких попыток. Почти все они уперлись в скудную агрегатную базу и стратегическую невозможность наладить сколько-нибудь серийное производство.

Грубо говоря, если кто-то задумал создать спорткар, то обнаруживал, что мотор, трансмиссию, почти всю начинку придется закупать у иностранных фирм. А строить под некую умозрительную машину новый моторный завод для выпуска турбодизелей или V8 никто не рискнет. Даже сам АВТОВАЗ.

2009. Dartz Prombron Monaco 100 Edition (AS 1936) на базе Комбата Т98 построен по случаю столетия со дня выпуска первого Руссо-Балта на заводе в Риге. Латвийская компания Dartz Motorz высказывала намерения возродить марку, хотя не имела прав на использование бренда. Работоспособный концепт тем не менее был представлен на выставке в Монако, а годом позже продан за 1,6 млн долларов.2009. Dartz Prombron Monaco 100 Edition (AS 1936) на базе Комбата Т98 построен по случаю столетия со дня выпуска первого Руссо-Балта на заводе в Риге. Латвийская компания Dartz Motorz высказывала намерения возродить марку, хотя не имела прав на использование бренда. Работоспособный концепт тем не менее был представлен на выставке в Монако, а годом позже продан за 1,6 млн долларов.
2010. ГАЗ 5000 GL. Народ так хочет новую легковушку из Нижнего Новгорода, что любую непонятную картинку из интернета воспринимает как официальное фото концепткара. Откуда взялись технические подробности, также неизвестно, но они вкратце таковы: 300-сильный мотор 3.2, 6-ступенчатая коробка передач. Утверждают, что изображения концепта появлялись на официальном сайте «Группы ГАЗ», а началом выпуска называли 2012 год.2010. ГАЗ 5000 GL. Народ так хочет новую легковушку из Нижнего Новгорода, что любую непонятную картинку из интернета воспринимает как официальное фото концепткара. Откуда взялись технические подробности, также неизвестно, но они вкратце таковы: 300-сильный мотор 3.2, 6-ступенчатая коробка передач. Утверждают, что изображения концепта появлялись на официальном сайте «Группы ГАЗ», а началом выпуска называли 2012 год. 2012. Кроссовер Marussia F2 с премиальным интерьером и незаурядной внешностью увидел свет только в виде концепта на шасси SsangYong. Над дизайном, говорят, работали сторонние специалисты из разных мировых бюро. Двигатель Cosworth, сведений о схеме полноприводной трансмиссии нет. В 2014-м компания Marussia Motors была признана банкротом. Имущество распродали, часть специалистов перешла в НАМИ.2012. Кроссовер Marussia F2 с премиальным интерьером и незаурядной внешностью увидел свет только в виде концепта на шасси SsangYong. Над дизайном, говорят, работали сторонние специалисты из разных мировых бюро. Двигатель Cosworth, сведений о схеме полноприводной трансмиссии нет. В 2014-м компания Marussia Motors была признана банкротом. Имущество распродали, часть специалистов перешла в НАМИ.

Поэтому, к примеру, у красивого концепта Russo-Baltigue Impression, разработанного в 2006 году, был донор — Mercedes-Benz CL65 AMG. И даже план по выпуску 15 машин в год для продажи коллекционерам и тонким ценителям не удалось реализовать. Хотя идея возрождения марки Руссо-Балт не похоронена и какие-то вялые телодвижения продолжаются.

2012. Tagaz Aquila, переднеприводный седан С-класса со 107-сильным мотором Mitsubishi и композитным кузовом на стальной раме. Если сильно повезет, сегодня можно найти бэушный. До 2014 года Таганрогский автозавод анонсировал возможность покупки этой машины при условии получения ее прямо на сборочной площадке в Азове.2012. Tagaz Aquila, переднеприводный седан С-класса со 107-сильным мотором Mitsubishi и композитным кузовом на стальной раме. Если сильно повезет, сегодня можно найти бэушный. До 2014 года Таганрогский автозавод анонсировал возможность покупки этой машины при условии получения ее прямо на сборочной площадке в Азове.
2016. Родстер Крым можно считать и концептом, и ходовым прототипом, и автомобилем-самоделкой, прошедшим сертификацию и получившим доступ на дороги общего пользования. Группа инженеров МГТУ им. Баумана ставила перед собой цель создать необычную и при этом недорогую машину. Поэтому максимальная унификация с Калиной-2. Разговоры о мелкосерийном производстве, пожалуй, утопичны. Как обычно, этим заниматься будет негде и не на что.2016. Родстер Крым можно считать и концептом, и ходовым прототипом, и автомобилем-самоделкой, прошедшим сертификацию и получившим доступ на дороги общего пользования. Группа инженеров МГТУ им. Баумана ставила перед собой цель создать необычную и при этом недорогую машину. Поэтому максимальная унификация с Калиной-2. Разговоры о мелкосерийном производстве, пожалуй, утопичны. Как обычно, этим заниматься будет негде и не на что. 2016. Российская фирма Mirrowcars (Mirrow — название универсальной платформы) заявила о желании наладить выпуск ситикара Provocator. Также создала еще две модели в цифровом виде, тоже достаточно странного вида. Кузов, как утверждается, более чем наполовину (будет) изготовлен из полимеров с применением 3D-принтера. Картинка дает понять, как это можно реализовать. Обещание представить Provocator в живом наглядном виде пока не выполнено.2016. Российская фирма Mirrowcars (Mirrow — название универсальной платформы) заявила о желании наладить выпуск ситикара Provocator. Также создала еще две модели в цифровом виде, тоже достаточно странного вида. Кузов, как утверждается, более чем наполовину (будет) изготовлен из полимеров с применением 3D-принтера. Картинка дает понять, как это можно реализовать. Обещание представить Provocator в живом наглядном виде пока не выполнено. Концептуальный гибридный Ё-мобиль существовал в нескольких ипостасях. В основе кроссовера (или кросс-купе) — пространственная рама, а кузов предполагалось выполнять из АБС-пластика и полипропилена. До сих пор не совсем понятно, была это чистая пиар-акция или действительно компания ООО «Городской автомобиль» рассчитывала создать новое масштабное производство с листа. Во всяком случае, строительство цехов в Петербурге состоялось.Концептуальный гибридный Ё-мобиль существовал в нескольких ипостасях. В основе кроссовера (или кросс-купе) — пространственная рама, а кузов предполагалось выполнять из АБС-пластика и полипропилена. До сих пор не совсем понятно, была это чистая пиар-акция или действительно компания ООО «Городской автомобиль» рассчитывала создать новое масштабное производство с листа. Во всяком случае, строительство цехов в Петербурге состоялось.

Рассчитывать на то, что российский автопром быстро отыграет отставание от мирового — наивно. По концепткарам отчетливо видно, что мы умеем, а что нет. Моторостроение — откровенно неразвитое, автоматические трансмиссии для легковушек закупаем за рубежом, разгромно проигрываем в сфере применения электроники, только сейчас коснулись темы беспилотников (НАМИ Шатл), хотя зарубежные фирмы уже запустили их в серию. Но, по крайней мере, в России есть где и кому всем этим заниматься. И есть что показать другим. А это уже неплохо!

Еще больше концептов в нашей фотоподборке...

Концепткары из России — кладбище идейКонцепткары из России — кладбище идейОшибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

УАЗ Симба, Мишка, Ока-2 и другие неудачи российского автопрома

26 августа 2016 годаЗИЛ-4102, 1989 г.

Экспресс перестройки подгадали к XIX партконференции, поразившей всех не по-социалистически смелыми выступлениями. Автомобиль имел совершенно новый несущий кузов, независимые подвески, но агрегаты модели 41047. Сделали два прототипа. Как шутили на заводе: один для генсека — Михаила Сергеевича Горбачева, второй для его жены Раисы Максимовны. В упрощенном виде прозвища машин звучали, естественно, «Мишка» и «Райка». В то время стране было не до нового членовоза. На том все и кончилось.

ГАЗ-3105 Волга, 1990 г.

Большой просторный полноприводный седан с новым V8 рабочим объемом 3,4 л, мощностью 170 л.с., призван был сменить похороненную демократизацией и борьбой с привилегиями Чайку ГАЗ-14. Машину оснастили полностью независимыми подвесками, ABS тормозов. Но тираж составил всего 55 экземпляров. В первую очередь автомобиль предназначали для чиновников, а они уже распробовали иномарки.

ИЖ-2126 4х4, 1994 г.

Казалось бы, вот что нужно российскому потребителю: недорогой, незамысловатой конструкции автомобиль с полным приводом. Идею подкинула ижевская тюнинговая фирма «Норма» и с энтузиазмом ее подхватил завод. Сделали образцы с моторами УЗАМ, ВАЗ и даже Hyundai. Была версия и с независимой задней подвеской. Но репутацию и рыночные позиции ИЖей уже невозможно было спасти ни полным, ни задним, ни передним приводом. Тем более что полноприводный автомобиль приближался к иномаркам… Но только по цене.

ГАЗ-3111 Волга, 1998 г.

В этот проект мы особенно верили или хотя бы хотели верить. Оригинальный дизайн, новый салон, впрысковый двигатель ЗМЗ (обещали и дизель), новая передняя подвеска и рулевое. В довесок планировали близкие по дизайну ГАЗ-3103 и 3104 с передним и полным приводом. Автомобили даже начали продавать, но чиновникам они, понятно, «не показались», простых же смертных отпугивал ценой и репутацией марки.

Длинные и короткие Москвичи, 1998 г.Длинные и короткие Москвичи, 1998 г.

Лихорадочные поиски своего пути в конце 1990-х привели Московский завод к созданию на базе конструктивно неплохого, но дурно и из бракованных деталей собранного Москвича-2141, длинных, а потом и коротких автомобилей непонятного назначения. Апогеем этой деятельности стал самый длинный и самый устрашающе-безвкусный Иван Калита. Существовали даже полноприводные машины с индексом 2144. Московские чиновники, которых пытались посадить в эти автомобили, сторонились их с той или иной долей вежливости. А купить такое за свои желающих было еще меньше. Совсем скоро все это закончилось.

УАЗ-3165 Симба, 1999 г.

Это должна была быть великая революция! На смену уже тогда отчаянно старой «буханке» планировали семейство симпатичных машин: вэн, фургон, грузовик с впрысковым 130-сильным двигателем, передними дисковыми тормозами и современным дизайном. Автомобиль показывали на выставках, последний раз в 2003-м уже в версии 3165М. В Ульяновске потихоньку начали испытания. Но завод не тянул такой проект, а больше им никто не заинтересовался.

Мишка, 1999 г.

«АСМ-Холдинг», сооруженный на обломках Минавтопрома, затеял в конце 1990-х странный проект — создание микроавтомобиля для сборки из непонятно каких агрегатов, непонятно кем и непонятно где. Писали о неких мелких предприятиях, вплоть до гаражей и макаронных фабрик. Первый Мишка представлял собой неважно склеенный из стеклопластика ходовой макет с узлами серийной Оки. Потом несколько лет на выставках показывали увеличенные машины на узлах Таврии. В том числе пикап и даже бензоэлектрическую версию. Ну а еще потом проект вместе с АСМ-Холдингом растворился в тумане истории…

Кинешма, 1999 г.

Пожалуй, самый курьезный проект рубежа ХХ века — мотоколяска завода «Автоагрегат» с 11- и 13-сильными моторчиками (в том числе от американской повозки для гольфовых полей!), коробкой с последовательным переключением и лавочками, обитыми самым дешевым дерматином. Машинку стоимостью 1000 долларов предназначали небогатым гражданам и, с особым цинизмом — инвалидам. Самым ярким пятном в истории Кинешмы осталась история про продажу нескольких машин в Испанию… для езды между рядами апельсиновых деревьев.

ГАЗ-3106, 1999 г.

Нижегородский вседорожник с просторным кузовом и приличной отделкой, мотором ЗМЗ-406 (планировали и дизельный Steyr) и крикливым дизайном впервые показали в 1999-м. Потом стилистику причесали, сделали ходовые образцы и возили автомобили по выставкам. В конце 2004-го объявили цену — 12 000 долларов, в 2005-м проект закрыли.

ВАЗ-21116-04 (Lada GTi 2.0), 2000 г.ВАЗ-21116-04 (Lada GTi 2.0), 2000 г.

Полноприводный универсал со 150-сильным 2,0-литровым двигателем Opel и трансмиссией с вискомуфтой вроде бы отвечал надеждам и чаяниям российских покупателей. Вот только был дорог. Появилась и версия ВАЗ-21113-04 с отечественным агрегатом. Помнится, такой автомобиль участвовал в нашем пробеге Москва — Владивосток и в целом показал себя неплохо. Но серийное производство такой версии так и не начали.

ВАЗ-2151, 2002 г.

Универсал классической компоновки с совсем новым кузовом, увеличенной по сравнению с «четверкой» длиной, высотой и колесной базой, показанный на выставке в Москве, вызвал интерес у наиболее консервативной части поклонников ВАЗов. Двигатель на прототип поставили 1,7-литровый, как на Ниве, подвески переработали: спереди — McPherson, сзади — амортизаторные стойки, спереди — вентилируемые тормоза. Но завод на создание и подготовку производства еще одной новой модели был явно не способен. А вскоре вопрос с классикой отпал сам собой.

ВАЗ-1121, Ока-2, 2003 г.

Попытки модернизировать Оку начали чуть ли не до начала ее серийного производства. Сначала планировали немного облагороженный вариант с двухцилиндровым двигателем увеличенного объема. Потом ВАЗ показал футуристический концепт. Наконец, в 2003-м представили более земной и симпатичный вариант со стандартным 33-сильным двигателем 0,75 л. Топовую версию предполагали оснащать 4-цилиндровым агрегатом ВАЗ-2111. Четыре образца даже пошли на испытания, но все закончилось как обычно.

ГАЗ-3115 Волга, 2003 г.

Один из последних проектов эпохи «громадья планов». Заднеприводный седан с совершенно новым кузовом и подвесками (сзади — независимая многорычажная), c дисковыми тормозами «по кругу» рассчитывали под гамму двигателей рабочим объемом от 1,7 л. На опытном образце стоял, разумеется, мотор ЗМЗ. Дорогостоящему проекту с туманными перспективами предпочли «бюджетный»: постановку на производство чуть перелицованного Крайслера. Судьба этой модели была получше, чем ГАЗ-3115, но — ненамного.

УАЗ Симба, Мишка, Ока-2 и другие неудачи российского автопрома

Фото: из архива журнала «За рулем»

УАЗ Симба, Мишка, Ока-2 и другие неудачи российского автопромаОшибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Что новенького НАТО нам готовит: обзор военных автомобилей на салоне Eurosatory-2018 - КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал

Несмотря на политический кризис в Западной Европе, проливные дожди и наводнения, глобальную забастовку и транспортный коллапс, близ Парижа, вдали от посторонних глаз, состоялся Международный салон сухопутных вооруженных сил и средств безопасности Eurosatory-2018, в котором приняли участие 63 страны. На этот раз в воздухе чувствовалось некое уныние и заторможенность: большинство экспонентов привезли чуть модернизированную технику, а число абсолютных новинок можно было пересчитать по пальцам.

Главная ставка компании АМ General на выживание — новая тактическая бронемашина NXT-360

Задолго до открытия Eurosatory-2018 специалисты предвкушали долгожданное появление «совершенно нового» многоцелевого автомобиля HMMWV американской компании AM General, который в просторечии вот уже почти 40 лет называют просто «Хаммер». За это время было собрано около 300 тысяч машин, которые разошлись по армиям 70 стран мира, но в реальных боевых действиях они оказались способными лишь патрулировать благополучные зоны, не ввязываясь в серьезные конфликты. Когда же Хаммеры устарели, практически ежегодно фирма радостно сообщала о создании принципиально новых бронемашин, которые оказывались пробными образцами, неспособными заменить серийное 190-сильное семейство М1100.

Опытный бронеавтомобиль АМ General NXT-360 на салоне Eurosatory-2018 

Итак, в начале июня на пышной презентации, когда с нового автомобиля NXT-360 слетело покрывало, все сразу же поняли, что их опять обманули, и бойкая западная реклама вновь переусердствовала. «Кардинально новая машина XXI века» внешне как две капли воды была похожа на все предыдущие серийные и опытные образцы, не имевшие никакого развития. Ее главные новинки, спрятанные в корпусе с усиленной бронезащитой и бронестеклами, заключались в установке 250-сильного дизеля V8 собственного изготовления, новой автоматической шестипозиционной трансмиссии и централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах при переходе на разные дорожные условия. Мощная крыша позволяет установить 105-мм миномет, задний мост выдерживает силу взрыва противотанковой мины, зато передний выходит из строя от обычной гранаты.

Легкие военные автомобили французской фирмы Technamm, справа — машина Fennec

Легкие военные автомобили всё еще на плаву

Обширный набор легкой армейской автотехники на этот раз возглавила малоизвестная фирма, впервые выступившая на салоне Eurosatory. Для французской армии она предлагает военизированные внедорожники и пикапы серии Masstech, которые базируются на шасси Toyota Land Cruiser. Недорогая открытая машина Fennec для спецслужб разработана на базе Suzuki Jimny с 1,5-литровым мотором Renault и мощными арками для установки вооружения.

Польская боевая машина LPU Wirus четвертого поколения с бронекорпусом

Впервые на салоне появилась частная польская фирма Team Concept, которая привезла два оригинальных военных автомобиля, созданных в кооперации с компанией Daimler. Первым из них был четвертый бронированный вариант разведывательной авиатранспортабельной машины Wirus IV (4х4) для специальных сил польской армии.

Оригинальные военные машины Wirus IV (справа) и Dino из польского города Бельско-Бяла

Автомобиль смонтирован на 190-сильном пикапе Mitsubishi L200 и снабжен прочным корпусом для монтажа всех видов пулеметов и гранатомета. Защита нижней части шасси выполнена из композитного материала. С полной нагрузкой в 2,6 тонны автомобиль развивает скорость 120 км/ч и имеет запас хода 600 км.

Многоцелевой транспортер LTM Dino-319 для перевозки военнослужащих и амуниции

Вторым является четырехдверный бескапотный транспортер Dino с застекленными окнами, созданный на шасси Mercedes-Benz Sprinter с дизелем OM-642 мощностью 190 л.с. В обычном исполнении он перевозит до десяти солдат, в бронированной версии имеет пять посадочных мест.

Оригинальные грузопассажирские машины Dino на испытаниях и на салоне Eurosatory-2018

В легком классе корпорация Daimler представила открытую многоцелевую машину Mercedes-Benz MRV 6.2 (4х4) на шасси G300CDI для проведения быстротечных боевых операций, которая является развитием версии LAPV 6.1. На ней используются прежние 185-сильный двигатель V6, автоматическая трансмиссия и бронирование нижней части кузова.

Открытая многоцелевая бронемашина Mercedes-Benz MRV 6.2 с увеличенным клиренсом

Главными новинками стали портальные мосты и усиленная подвеска, обеспечивающие увеличение дорожного просвета до 412 мм и возможность форсирования брода глубиной в один метр с ходу. Кроме того, на машине установлены 12-вольтные литий-ионные аккумуляторы повышенной мощности, созданные по нормам НАТО и выдерживающие до трех тысяч циклов зарядки и разрядки.

Компания ASC из Объединенных Арабских Эмиратов привезла открытый тактический автомобиль Hornet для проведения разведывательных и боевых операций в пустынных регионах.

Быстроходная бронемашина ASC Hornet Special Operations с тремя пулеметами

Машина построена на базе Toyota Land Cruiser с системой подкачки широкопрофильных шин и блокировкой дифференциалов. Покупатель может выбрать дизельные двигатели мощностью 177 и 240 л.с. или четырехлитровый бензомотор в 235 сил. Из ее полной массы в 4,5 тонны половину составляет полезная нагрузка.

На стенде IVECO как новинка был представлен удлиненный 220-сильный многоцелевой бронированный автомобиль LMV-2, созданный два года назад и оснащенный усиленной защитой экипажа, новым пулеметным модулем и прочной крышей для несения более тяжелого вооружения.

Бронемашина IVECO LMV-2 с пулеметным боевым модулем и дистанционным управлением

Следующий достаточно известный испанский военный автомобиль Uro Vamtac ST5 уже никого не удивлял, если бы не являлся опытным 300-сильным гибридным  концепт-каром, разработанным в Мадридском университете.

Испанская многоцелевая дизель-электрическая бронемашина Uro Vamtac ST5 Hybrid

В его задней части размещен блок аккумуляторных батарей, которые подзаряжаются генератором, вырабатывающим электроэнергию также для тяговых электромоторов мощностью 160 киловатт и других электросистем. Работы над машиной продолжаются.

Несколько лет назад в серийное производство поступил революционный британский автомобиль быстрого реагирования Supacat НМТ-600 (6х6) с 300-сильным дизелем и гидропневматической подвеской каждого колеса. На Eurosatory-2018 появился обновленный вариант HMT Extenda с дополнительной баллистической и противоминной защитой и открытым трубчатым корпусом с пулеметами и гранатометами, предназначенный для поставки в вооруженные силы Норвегии.

Модернизированный трехосный автомобиль Supacat HMT Extenda в боевом снаряжении

Военные грузовики ищут пристанища

Нынешний салон еще раз доказал, что существованию классических армейских грузовиков приходит конец. Сегодня они превратились в ощетинившихся существ с массивными бронекабинами, сложной электроникой и видеокамерами, сверхдорогими средствами навигации, ориентирования и защиты экипажа и даже собственными боевыми системами. Все они выполняют строго определенные транспортные операции и служат базой для специальных военных комплексов.

Новинка 2018 года — армейский многоцелевой грузовик Unimog U5023 с двойной кабиной

На Eurosatory-2018 главной новинкой корпорации Daimler стал многоцелевой пятитонный автомобиль Unimog U5023 (4х4), появившийся пару лет назад и сейчас представленный с двухрядной кабиной. На нем смонтированы экономичный дизель Евро-6 мощностью 230 л.с., портальные мосты на пружинной подвеске, просторная четырехдверная кабина с улучшенным интерьером и наружной видеокамерой для увеличения обзорности при движении в колонне. На местности грузовик развивает скорость от 2,5 до 35 км/ч, на трассе — 90 км/ч, а также преодолевает брод глубиной 1,2 метра.

Конкурирующая компания IVECO представляла свой вариант Eurocargo MLL-150E28W (4х4) для войск НАТО, оснащенный 24-клапанным мотором в 279 сил, механической шестиступенчатой коробкой передач ZF, многолистовыми рессорами, пневматическим приводом тормозов и укороченной дневной кабиной.

IVECO Eurocargo MLL-150E28W — специальный грузовик, созданный по нормам НАТО

Поводом к расширению выпуска тяжелых четырехосных грузовиков IVECO послужили заказы на поставку свыше тысячи перегрузочных и инженерно-тактических машин для армий Франции и Румынии, показанных на Eurosatory. Они выполнены на серийном 450-сильном шасси M320.45WM (8х8) со скрытым бронированием кабины и турелью для пулемета, полуавтоматической 16-ступенчатой коробкой передач и специальными надстройками французской фирмы Soframe.

Базовый вариант PPLOG приспособлен для механизированной погрузки и разгрузки бортовых кузовов или 20-футовых контейнеров массой до 16 тонн.

Автомобиль IVECO M320.45WM с оснащением для перегрузки армейских контейнеров

На втором доработанном шасси смонтировано оснащение тяжелой ремонтно-эвакуационной машины PPLD с полноповоротным пятитонным гидрокраном, лебедкой с тяговым усилием 18 тс и задним подъемным устройством для транспортировки поврежденной техники в приподнятом положении.

Тяжелая армейская ремонтно-эвакуационная машина на 450-сильном шасси IVECO

Полная масса одиночных машин находится в границах 32–37 т, в составе автопоездов с низкорамным двухосным прицепом — до 57 тонн.

Основная автомобильная продукция корпорации Rheinmetall-MAN — четырехосное шасси НХ

После вхождения отделения военных автомобилей компании MAN в военно-промышленную группу Rheinmetall-MAN ее активность резко снизилась. В настоящее время вся работа сводится к сборке по заказам многоцелевых 440-сильных тактических грузовиков и шасси серии НХ (8х8) для монтажа тяжелых надстроек и ракетных систем. Из них на салоне Eurosatory была представлена автоматизированная погрузочно-разгрузочная система ALHS-17 для армии Австралии.

Тяжелый грузовик Rheinmetall-MAN НХ с 17-тонной перегрузочной системой

Тяжелые артсистемы на автомобилях

Во время демонстрационных заездов на Eurosatory-2018 свои способности еще раз доказала французская самоходная артиллерийская система CAESAR Mk-2, созданная корпорацией Nexter и установленная на 240-сильном шасси Renault Sherpa-5 (6х6) с усиленной бронелистами кабиной.

Демонстрационный показ на Eurosatory-2018 состоящей на вооружении артсистемы CAESAR Mk-2

Впервые на этом салоне появился сербский артиллерийский комплекс Aleksandar (В-52К2) с 155-мм гаубицей и автоматизированной системой подъема и перезаряжания снарядов. Конструктивно он является развитием прежней системы NORA B-52, смонтированной на девятитонном 320-сильном шасси FAP-2832 (8х8). Максимальная дальность стрельбы достигает 52 километров.

Модернизированная 155-мм артиллерийская система Aleksandar для вооруженных сил Сербии

В период работы салона финская военно-промышленная компания Patria объявила о продолжении стрельб и испытаний своего тяжелого миномета NEMO калибра 120 мм, установленного в съемном морском контейнере на шасси тяжелого автомобиля Sisu E13TP (8х8) с дизелем Caterpillar в 445 сил. Масса боевой системы — 10 тонн, дальность стрельбы — 10 км.

Испытания миномета Patria NEMO на 20-тонном четырехосном шасси Sisu

Следующую статью мы посвятим новой колесной автобронетехнике, которую можно было подробно рассмотреть на салоне Eurosatory-2018.

На заглавной фотографии — перспективная многоцелевая бронемашина АМ General NXT-360 в экспозиции военного салона Eurosatory-2018

Концепт перспективного российского военно-транспортного самолёта

На состоявшемся недавно заседании Военно-промышленной комиссии была представлена концепция перспективного российского военно-транспортного самолёта (ПАК ТА). По сравнению со своими предшественниками он будет обладать несравненно большими возможностями — скоростью до 2000 км/час, дальностью свыше 7000 км и возможностью перевозить до 200 тонн полезной нагрузки.

Программа ПАК ТА рассчитана на 9 лет. За это время будет построено 80 транспортных самолётов, способных доставить боевую технику и личный состав туда, где в этом возникнет необходимость.

К числу «приоритетных» грузов относятся новые тяжёлые танки «Армата» и другие машины на данной платформе, ракетное вооружение (в том числе с ядерными боеголовками), комплексы ПВО, системы залпового огня и другая техника.

Грузовые отсеки концептуального самолета будут иметь несколько уровней и рассчитаны на автоматическую загрузку. Техника и персонал смогут десантироваться с ПАК ТА на любую местность.

Эскадрилья из нескольких транспортных самолётов сможет перебросить в зону боевых действий до 400 танков «Армата» или около 1000 бронированных машин типа «Спрут-СД» с экипажами.

УАЗ Концепты и прототипы (самые интересные)

Здесь я выложил концепты и протоипы родного автозавода УАЗ. Выложил только наиболее интересные на мой взгляд экземпляры. Сами понимаете, разбираться в небольших отличиях практически серийных автомобилей удовльствие весьма сомнительное, а вот об уникальных автомобилях здесь я поведаю =) Например УАЗ 452К Опытный '1973

Как мы видим аппарат с тремя мостами. интерсно как у него с поворачиваемостью и велики ли отличия от стандартной буханки. УАЗ 452П Опытный

Весьма оригинальный полуприцеп. «Двухтонная» версия седельного тягача с изотермическим фургоном конструкции «УАЗ»(нынче это называется «рефрижератор»). Интересно почему же его не запустили в производство? УАЗ 3170 «Симбир» 1980 /Макет/

Разработан макет нового внежорожника УАЗ 3170 «Симбир». УАЗ 3171 Прототип '1981-82

УАЗ 3127

А вот собственно и прототип «ГАЗели». Первоначально разработа была передана на УАЗ. И 1986 году по заводу уже катались первые опытные образцы.

UPD: Про эту разработку можно почитать большую обзорную статью с фотографиями.

УАЗ 3170 «Симбир»

А это уже ходовой образец 1990 года. Жаль что их так и не выпустили. УАЗ 3172 армейский прототип

УАЗ 3172 Прототип '1992

Угадайте на автомобиль какого известного британского производителя смахивает? =) А ведь неплохо было бы =) УАЗ 3172 в музее автозавода

Пока все, другие модели показались мне менее интересными, но думаю что на УАЗе были еще уникальные разработки, как только найду, так сразу все сюда и выложу =)

P.S. Для тех кому интересна история появления легендарного 469-го, то советую посмотерть вот тут: denisovets.narod.ru/uaz/uazpages/uazproto.html

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Смотрите также