Коробка передач трактора мтз 80 схема устройство и ремонт


Коробка передач трактора МТЗ 80 — устройство, неисправности

МТЗ 80 это обозначение универсально-пропашного трактора на колесном ходу, который в Минске на тракторном заводе производится с 1974 года по настоящий период. Сельхозмашина обладает только задним приводом (версия с полным приводом называлась МТЗ 82), а коробка передач МТЗ 80 обеспечивает высокий набор динамических характеристик трансмиссии за счет большого количества передних и задних эксплуатационных скоростей (18/4).

Трактор был сконструирован по классической схеме, принятой в то время для таких моделей, которая включала в себя:

  • полурамную конструкцию с передним размещением силового агрегата;
  • несущие картера деталей трансмиссии;
  • увеличенные задние колеса и уменьшенный диаметр передних колес.

Удачная компоновочная схема и качественные технико-экономические параметры обеспечили трактору высокую универсальность и большую популярность

Назначение и устройство коробки передач МТЗ 80

Трансмиссия любого трактора является ключевым элементом, обеспечивающим разнообразное его применение. Совместно с двигателем трактора, расположенная в трансмиссии коробка передач на МТЗ 80, призвана обеспечивать оптимальную скорость движения в целях качественного выполнение той или иной механизированной операции.

Кроме того, трансфер параметров крутящего момента от коробки передач на вал отбора мощности, для надежной и безаварийной работы любого дополнительного оборудования должна соответствовать заданным техническим параметрам данного оборудования.

Конструкция КПП МТЗ 80 состоит из взаимосвязанных между собой рабочих элементов. Все они расположены в одном прочном чугунном корпусе. С боков корпуса коробки передач смонтированы специальные люки, которые предназначены для проведения ремонта или обслуживания.

Кроме того, данные конструкционные отверстия предназначены для подключения дополнительного вала отбора мощности и присоединения в случае необходимости ходоуменьшителя. Основой механизма и схемы переключения передач служат размещенные параллельно друг другу внутри корпуса коробки передач специальные валы. К ним относятся:

  • вал первой передней передачи,
  • первичный вал;
  • вторичный;
  • промежуточный;
  • вал заднего хода.

На данных валах, вращающихся на специально подобранных по номерам подшипниках скольжения, смонтированы шестерни КП. При зацеплении между собой определенных шестерен и обеспечивается предназначенный режим работы.Как включаются передачи на Беларус 80? Для выбора в коробке передач необходимого зацепления, а именно требуемой передачи и как следствие необходимой эксплуатационной скорости движения применяется кулиса (рычаг) КП.

Она расположена в кабине механизатора. На первых экземплярах трактор она не отличалась особой прочностью, поэтому нередки были случаи поломки. Но механизаторы при необходимости достаточно быстро могли изготовить и установить согласно схеме по ремонту самодельную кулису КПП МТЗ 80. В дальнейшем завод устранил этот технологический недостаток.

Возможные неисправности коробки передач

Несмотря на то, что корпус и внутренние механизмы коробки передач МТЗ выполнены из высококачественных материалов, кроме уже отмеченной возможной неисправности, в процессе работы коробки могут возникнуть и еще ряд определенных поломок. Главными причинами таких дефектов считаются некачественное и/или несвоевременное техническое обслуживание, а также скрытый производственный брак, элементов коробки передач.

К наиболее распространенным неисправностям следует отнести:

  1. Появление скрипов при переключении скоростей движения. Основные причины возникновения:
      • износ или дефекты (деформация, трещины, сколы) дисков сцепления,
      • нарушение регулировок шестеренчатых валов.

Для устранения в зависимости от характера происхождения неисправности проверяются, настраиваются, а в случае необходимости меняются диски сцепления или выполняется регулировка валов с целью увеличения площади зацеплений шестерен КПП.

  • Появление стуков, ударов и посторонних шумов. Основным причинами возникновения считаются:
      • износ, поломки зубьев шестерен коробки передач;
      • механические дефекты на шестернях;
      • поломки опорных подшипников.
  • Для ремонта проводится осмотр шестерен и опорных подшипников. Выполняется при возможности необходимая регулировка указанных элементов. В случаях механических поломок производится смена указанных деталей.

  • Выбивание (выскакивание) кулисы во время движения трактора. Основание этой неисправности — это износ (поломка) вилок переключения. В целях устранения необходимо выполнить осмотр устройства коробки передач, в случае если износ присутствует у большинства вилок лучше заменить весь блок в сборе, если произошла поломка только одного элемента, возможно, выполнить ее индивидуальную замену.
  • Особенности коробки перемены передач МТЗ 80

    Основными достоинствами коробки передач МТЗ 80 следует считать:

    1. Надежность.
    2. Длительный срок эксплуатации.
    3. Удобство в обслуживании.
    4. Доступность ремонта.

    Трактора МТЗ характеризуются хорошей ремонтопригодностью, поэтому ремонт коробки передач трактора МТЗ 80, как и других агрегатов можно было выполнить в условиях сельских мастерских, которые не отличались большим количеством ремонтного оборудования и приспособлений.

    Быстро и качественно выполнить ремонт своими руками трактора Беларус 80, прежде всего помогали:

    1. Достаточное количество разнообразных запчастей, благодаря длительному сроку выпуска трактора и большой унификации с трактором МТЗ 922, а также с другой сельхозтехникой Минского завода.
    2. Большое количество качественных каталогов по ремонту, инструкций, схем оборудования трактора, электросхем, в том числе схемы по ремонту КП, каталога подшипников КПП, наглядной инструкции по разборке и сборке КПП.Для длительной и надежной эксплуатации коробки передач МТЗ 80 необходимо выполнять следующие операции рекомендованные производителем:
      1. Заливать и использовать в коробке только качественное трансмиссионное масло ТЭП-15В, которое необходимо менять с периодичностью один раз в год. В случае если трактор эксплуатируется на сухих песчаных почвах замену выполнять каждые полгода. В интервале между сменой масла постоянно следить за его уровнем и отсутствием его вытекания из корпуса КП.
      2. При работе с дополнительными прицепными и навесными сельхозагрегатами, использовать только механизмы, предназначенные для тягового класса трактора — 1,4.
      3. В случае возникновения затруднений при переключении скоростей не применять дополнительные усилия для их включения. В данном варианте следует проверить работу сцепления и выполнить регулировочные работы.
      4. При ремонте коробки передач использовать запчасти высокого качества, рекомендованные производителем.

    Многие конструкционные решения, примененные и хорошо себя зарекомендовавшие в коробке передач универсальной и популярной восьмидесятой модификации МТЗ, использованы на тракторах следующего поколения, в том числе и на широкоуниверсальной модели МТЗ 2022.

    Устройство, принцип работы и ремонт коробки переключения передач (КПП) МТЗ-80

    Одной из важнейших частей трактора МТЗ-80/82 и других агрегатов является коробка переключение передач (КПП). Она предназначена для выполнения передвижения на разных скоростях и разной тяговой мoщности.

    Также КПП предназначается для работы заднего хода и бокового вала отбора мощностей. В КПП МТЗ-80 имеется 9 ступeней привода в переднюю и 2 ступени в заднюю сторону. Таким образом, КПП МТЗ 80 имеет возможность переключать 18 скоростей при направлении движения вперед и 4 скорости зaднего хода. В то же время существует возможность поставить ходоуменьшитель в КПП для достижения меньшей скорости движения, нежели при стандартной КПП.

    Устройство коробки передач МТЗ 80 не совсем можно назвать простым. В корпусе коробки на одной оси находятся первичный и вторичный вал. Парaллельно первичному и вторичному валу вместе с валом пeрвой передачи и заднего хода устроен промежуточный вал. Первичный вал крепится двумя подшипникaми, один из которых находится в стакане корпуса КПП. Вторым подшипником пeрвичный вал крепится к вторичному через переднюю крайнюю часть последнего.

    На шлицы первичного вала присоединены ведущие шестерни III, IV и V передачи. Также на шлицы первичного вала прикреплен понижaющий редуктор через ведомую шестерню.

    Промежуточная шестерня регулирует понижение передачи. Данная запчасть сцепляeтся с ведомой шестерней и со скользящей шeстерней III передачи.

    Промежуточный вал КПП МТЗ 80

    Промежуточный вал КПП вращается на втулке и шaрикоподшипниках. Втулка в свою очередь крепится к главной шестерне II ступени редуктора (она установлена на двух роликовых подшипниках). За шестерней находятся кулачки для заднего синхрoнного вала отбора мощности. Над главной шестерней находится крыльчатка. Ее функция заключается в смазывании шестеренки главной передачи и дифференциала КПП.

    При помощи шлицов ведущая шестерня глaвной передачи и ведомая шестерня второй ступeни редуктора одеваются с помощью гайки на вторичный вал коробки передач МТЗ 80.

    Редуктор и коробка передач трактора МТЗ 80

    При включении любой ступени редуктора задействован блок шестерен. В зависимости, какая ступень редуктора включена, движение трактора осуществляется на опрeделенной скорости. Первая ступень КПП переключает I, II, III, IV и V передачи и также регулирует скорость на заднем ходу. Вторая же ступень предоставляет возможность осуществлять все остальные передачи.

    Неисправности и ремонт коробки передач МТЗ 80

    Состоянию КПП трактора МТЗ 80 стоит уделять должное внимание. Со временем даже самые надежные детали могут прийти в непригодность, и настанет час, когда их нужно будет заменить.

    Если вам слышен шум и стук при работе КПП, шестеренки сами по себе могут выключаться, либо же зубчатые муфты и шестерены выключаются довольно туго при переключении передачи, но вам стоит заняться ремонтом коробки передач. Чаще всего неисправность возникает из-за дефектов вилок переключения, фиксаторов, подшипников, валов коробки. Есть доля вероятности, что причина в зацеплении шестерен.

    Если вам слышно скрежетание шестерен при перeключении передачи, то у трактора износились диски аппaрата управления сцепления. Также возможно неправильно отрегулировано сцeпление шестерней.

    В то же время, если после такого осмотра, регулировки, замены деталей скрежет не прошел, возможно проблема с аппаратом управления тормозками. Необходимо отрегулировать пружину механизма. Ее длина в сжaтом состоянии не должна быть больше 32 мм.

    Могут возникать и другие неисправности. К примеру, если заметен свобoдный ход переключaтеля ступеней понижaющего редуктора, то причина в износе вилки.

    Шум при работе КПП МТЗ 80 также может наблюдаться из-за сломавшихся подшипников. Они могут зaклиниваться или быть вообще разрушенными.

    Одним из вариантов стука при переключeнии передач может быть то, что стерлись некоторые зубцы шестерене КПП МТЗ 80. Необходимо проверить их состояние и заменить порченные детали.

    Коробка передач МТЗ-80: Устройства, схема, ремонт

    Оглавление

    • 1 Устройство КПП
    • 2 Промежуточный вал
    • 3 Редуктор КПП
    • 4 Ремонт КПП

    Как устроена КПП на тракторе МТЗ-80? Что необходимо знать для ремонта коробки передач?

    Одним из важнейших узлов трактора МТЗ-80 является коробка передач. Ее назначение — изменение скорости движения трактора, переключение на задний ход и включение в работу навесного оборудования через боковой вал отбора мощности. Стандартная коробка передач МТЗ-80 оснащена 9-ю ступенями для движения вперед и 2-мя для хода задом.

    Понижающий редуктор удваивает количество передач для переднего и заднего хода. Таким образом, для хода вперед есть 18 ступеней, для заднего хода — 4 ступени. Стандартную КПП можно оснастить дополнительным приспособлением для движения на малой скорости — ходоуменьшителем. Это целесообразно в том случае, если трактор выполняет работы на скорости, меньшей стандартной.

    Устройство КПП

    Если смотреть на КПП МТЗ-80 в разрезе по продольной оси, то первичный и вторичный вал имеют одноосное размещение. Расположение промежуточного вала вместе с валом первой передачи и заднего хода — параллельное первичному. Передний конец первичного вала закреплен в подшипнике в стакане корпуса КПП, задний конец соединен с передним концом вторичного вала в торец в подшипнике.

    Ведущие шестерни III, IV и V передач насажены на шлицы первичного вала. Через ведомую шестерню на первичном валу закреплен и понижающий редуктор. На шлицах пустотелого промежуточного вала крепятся ведомые шестерни III, IV и V переключателя передач. Промежуточная шестерня имеет зацепление с ведомой шестерней III передачи.

    В продольном разрезе:

    1 — первичный вал; 2 — ведущая шестерня IV и V передач; з — корпус коробки пере­дач; 4 — ведущая шестерня III передачи; 5 — заливная пробка; 6 — рычаг переключе­ния передач; 7 — крышка коробки; 8 — вторичный вал; 9 — регулировочные прокладки; 10 — стакан подшипника вторичного вала; 11 — ведомая шестерня II ступени редукто­ра; 12 — ведущая шестерня главной передачи; 13 — гайка вторичного вала; 14 — вну­тренний вал; 15 — ведущая шестерня II ступени редуктора; 16 — ведущая шестерня I ступени редуктора; 17 — промежуточная шестерня; 18 — ведомая шестерня III переда­чи; 19 — ведомая шестерня IV передачи; 20 —- ведомая шестерня V передачи и заднего хода; 21 — промежуточный вал; 22 — переднее гнездо внутреннего вала.

    В поперечном разрезе:

    1 — кольцо стопорное; 2 — подшипник ШРО-208; 3 — кольцо пружинное; 4 — шестерня ведомая включения ходоуменьшителя; 5 — шестерня ведомая I передачи и заднего хода; 6 — шайба упорная; 7 — кольцо стопорное; 8 — шестерня скользящая I передачи и заднего хода; 9 — подшипник ШРО-50308; 10 — вал первой передачи и заднего хода; 11 — левая крышка бокового люка; 12 — прокладка крышки бокового люка; 13 — шестерня промежуточная привода переднего ведущего моста; 14 — ось промежуточной шестерни; 15 — втулка;  16 — гайка; 17 — лоток.

    Промежуточный вал

    Вращение вала происходит на втулке и шарикоподшипниках. Втулка соединена с главной шестерней второй редукторной ступени, имеющей внутренний вал с поддерживающей втулкой. Сзади данной шестерни размещены кулачки заднего синхронного вала для отбора мощности. Для смазывания деталей сверху главной шестерни размещается крыльчатка для разбрызгивания масла на активные детали КПП МТЗ-80.

    Редуктор КПП

    Стандартная коробка передач трактора МТЗ-80 оснащается двухступенчатым редуктором. Схема его работы следующая: первая ступень включает I, II, III, IV и V передачи переднего хода и I передачу хода задом. Вторая редукторная ступень включает все остальные передачи. Для включения первой ступени редуктора необходимо сцепить ведущую шестерню первой ступени с наружным венцом на вторичном валу. Работа редуктора на второй ступени происходит при зацеплении главной шестерни первой ступени с зубчатым венцом шестерни второй ступени.

    Ремонт КПП

    Устройство данного узла довольно простое и надежное, но вечного нет ничего. Со временем трущиеся детали изнашиваются, и работа КПП имеет отклонения от нормы. Слышимые шумы или стук при движении, самопроизвольное выключение передач, а также очень тугое переключение передач сигнализируют о необходимости ремонта КПП. Как правило, из строя выходят вилки переключения, изнашиваются подшипники, возникают дефекты в фиксаторах. Реже изнашиваются зубцы шестерен, так как они изготовлены из износостойкого сплава.

    Скрежет при переключении может быть последствием износа дисков аппарата управления сцеплением. Иногда неправильно отрегулированное сцепление шестерней приводит к скрежету. Следует заменить изношенные детали и произвести регулировку. Если скрежет не прошел, возможная его причина в следующем: неправильная длина пружины в аппарате управления тормозками. Ее длина в сжатом состоянии не должна быть более 32 мм.

    Не будет лишней ревизия зазоров между накладками тормозкового диска, а также между цапфами отводки и вилкой включения. Минимально допустимая толщина диска тормозка — 1,5 мм. При меньшей толщине его следует заменить. Для вилки включения и отводки допустимый зазор составляет 2,2 мм. При меньшем зазоре требуется замена изношенных деталей.

    Сильный люфт рычага переключения передач, их произвольное выключение или неполное отключение являются последствиями недостаточного трущего усилия вилок переключения. Могли потерять упругость пружинные фиксаторы. Для выяснения причины необходимо отсоединить механизм переключения передач и произвести осмотр с замерами следующих деталей: щеки вилок, зазор между планками переключения передач, ширина зева. Изношенные детали заменяются новыми.

    Шумы в КПП могут возникнуть при износе подшипников, крепящих валы. Если их не заменить своевременно, возможно их разрушение и заклинивание всей коробки. Сняв крышку КПП, монтировкой пробуют сдвинуть валы. Они должны быть жестко посажены в гнездах. Любое видимое смещение валов в гнездах свидетельствует о дефекте подшипников. Увеличенный осевой зазор вторичного вала также приводит к повышенному шуму при работе коробки передач. Сначала необходимо проверить крепление гайки вала, если она в порядке — значит проблема в подшипнике.

    Периодический стук в коробке, исчезающий при переключении передач, говорит об износе некоторых шестеренок. Для поиска дефекта снимают раздаточную коробку, крышку КПП. Подымают одно колесо домкратом и прокручивают его вручную. Визуально определяют изношенную шестерню. Для ее замены потребуется разборка всей коробки передач.

    Коробка передач МТЗ 80 (КПП): устройство, регулировка

    Трактор МТЗ 80 является технологически сложной сельскохозяйственной машиной, которая состоит из целого ряда различных систем и агрегатов. При этом одним из наиболее важных элементов, который обеспечивает функциональность машины, является коробка передач. Данный узел отвечает за работу техники в разных режимах, исходя из сложности условий работы.

    Еще одной важной задачей коробки передач на МТЗ 80 является экономия топлива при энергозатратных работах. К тому же различные передачи МТЗ 80 существенно снимают нагрузку с двигателя и других узлов, продлевая общий срок эксплуатации трактора.

    Конструкция коробки передач МТЗ 80

    Конструкция коробки передач (КПП) включает в себя целый ряд взаимосвязанных узлов. Именно в ходе их взаимодействия и происходит переключение передачи на МТЗ 80. Все узлы механизма собраны в одном чугунном корпусе, форма которого, в общих чертах, напоминает куб.

    Внутри корпуса расположено четыре стальных вала, на каждый из которых установлены шестерни, отвечающие за ту или иную передачу. К этим валам относятся:

    Внешний вид коробки передач МТЗ 80

    • первичный;
    • вторичный;
    • промежуточный;
    • вал заднего хода и первой скорости.

    Все четыре вала размещаются попарно, параллельно друг другу. Верхнюю ось занимают первичный и вторичный валы. Между собой они соединяются через шариковый подшипник, который крепится на специальную выточку, сделанную в торце вторичной оси. При этом второй торец первичного вала заходит в стакан, вмонтированный в корпус, и фиксируется вторым подшипником.

    Основная задача первичного и вторичного вала – приводить в движение, установленные на них, шестерни. На верхнюю ось их установлено три:

    • две подвижные ведущие: 3, 4 и 5 передачи;
    • одна фиксированная ведомая: шестерня редуктора.

    Оставшиеся промежуточный и вал задней и первой скорости установлены в КПП ниже первой оси. Данная ось фиксируется при помощи втулки на ведущей шестерне, которая также утоплена в корпус КПП. При этом фиксирующая шестерня дополнительно оборудована кулачком, который обеспечивает передачу крутящего момента на вал отбора мощности, и крыльчаткой по кромке. Крыльчатка обеспечивает более равномерное распределения масла внутри КПП, а также отвечает за включение главной передачи. Обе части оси стыкуются между собой еще одним подшипником.

    На нижней оси в фиксированном неподвижном положении установлены три ведомых зубчатых колеса. На крайней шестерне в зацеплении установлена еще одно – промежуточное. Оно соединяет крайнюю ведомую с ведущей шестерней 3 передачи. Благодаря этому обеспечивается возможность работы трактора на пониженных скоростях. Еще одна дополнительная шестерня, которая сцепляется с промежуточной, обеспечивает задний ход машины. На дальнем отрезке оси расположена подвижная ведущая шестерня редуктора.

    Люк коробки передач

    Зубчатое колесо  второй ступени редуктора (ведомая) расположено на вторичном валу. Здесь же, при помощи гайки, смонтирована шестерня главной передачи. На своей оси вал удерживается при помощи подшипников, выполненных в форме конуса.

    По бокам корпуса МТЗ 80 коробки передач выполнены люки, которые открываются на случай обслуживания или ремонта шестеренчатых блоков. Также через эти люки проводится подключение вала отбора мощности, при работе с дополнительным оборудованием. Сюда же встраивается ходоуменьшитель. к меню ↑

    При помощи коробки передач на МТЗ 80 производится переключение между 9 передними скоростями и 2 задними. Переключение между режимами проводится при помощи рычага из кабины оператора. Рычаг, в свою очередь, передвигает одну из подвижных шестерен, которая, входя в сцепку с другими шестеренчатыми блоками, включает передачу. При этом КПП работает в двух ступенях переключения передач.

    Первая ступень отвечает за 1,3,4,5 передние и 1 задние скорости. Эта ступень включается, когда шестеренчатый элемент нижней оси сцепляется с одним из венцов, установленных на вторичный вал. Когда шестеренка промежуточной оси перемещается в крайнее заднее положение, она входит в сцепку с ведущей шестерней редуктора. При этом включается вторая ступень работы коробки, которая отвечает за 2,6,7,9 передние и 2 заднюю передачи.

    Положение рукояти переключателя скоростей

    Работая в режиме первой ступени, шестеренчатый блок может двигаться вперед и назад. Смещаясь к переднему краю, он включает 5 передачу. При смещении в крайнее заднее положение, включается 4 передача. Основное зубчатое колесо верхней оси также двигается. Смещаясь в переднее положение, она активирует 3 (на первой ступени) или 6 (на второй ступени) скорость. В крайнем заднем положении шестерня контактирует с зубьями второго венца вторичного вала и включает главную или 9 (на второй ступени) передачу.

    В случае смещения вперед скользящей шестерни включается движение назад (1 или 2 скорость – зависит от ступени). Когда этот же элемент смещается назад, включается первая или вторая передача.

    Промежуточный шестеренчатый элемент зафиксирован на собственной оси. Он постоянно цепляет ведомую ось заднего хода. к меню ↑

    Устройство коробки передач трактора мтз 80 (видео)

    к меню ↑

    Работа коробки передач с ходоуменьшителем

    Отдельное оборудование, на которое передается мощность двигателя техники, не способно выполнять свои функции на таких скоростях. В этом случае используют дополнительный блок, который понижает 1 и 2 передние скорости, а также 1 и 2 задние скорости трактора. Этот блок называется ходоуменьшитель.

    Ходоуменьшитель устанавливается с левой стороны на коробку передач. Он состоит из чугунного корпуса, внутри которого расположен редуктор планетарного типа и несколько шестеренчатых блоков.

    Когда устройство подключается к КПП, с промежуточной шестеренки вращение передается на ведомую шестеренку задней передачи и первой скорости. Эта шестерня установлена на вал первой скорости и заднего хода. Узлы ходоуменьшителя сдвигают пружинное кольцо в бурт. При этом шестерня включения прибора, выходит из зацепления с шестеренкой первой и задней передачи.

    Шестерня включения соединена через вилку с валиком рычага управления устройством. Когда рычаг переводится в крайнее переднее положение, вилка включает шестеренку включения ходоуменьшителя в зацепление с промежуточным шестеренчатым элементом. При этом шестеренка первой передачи разъединяется с валом пониженной передачи.

    Шестерня включения ходоуменьшителя

    к меню ↑

    Ремонт коробки передач МТЗ 80

    Стальные и чугунные узлы, а также их компановка внутри коробки представляют собой вполне надежную конструкцию. Все они постоянно двигаются и взаимодействуют между собой.

    Вследствие этого, все узлы постоянно должны смазываться и регулярно обслуживаться. Если пренебречь этим моментом, устройство может быстро выйти из строя. Ремонт лучше всего проводить сотрудникам сервисного центра, но отдельные неисправности при должном умении можно решить самостоятельно. к меню ↑

    Причин у такого явления может быть две:

    • используемые в технике диски сцепления выполнены с браком;
    • шестеренчатый блок отрегулирован неправильно.

    В этом случае техника устанавливается на ремонтную яму и дефекты устраняются. Прежде всего, проверяются диски сцепления на наличие деформации. Если диски в порядке, проводится регулировка зубчатых колес.

    В этом случае, прежде всего, фиксируются и правильно располагаются подшипники дифференциала. После этого регулируется уже сама коробка. Прямая передача выставляется и фиксируется в таком положении, чтобы боковые зазоры между зубцами колес располагались на расстоянии 0,18-0,4 мм. При помощи резиновых прокладок, ведомые зубчатые колеса устанавливаются на расстоянии 40,7 мм от стенки корпуса.

    Во время вращения зубья должны соприкасаться по длине не менее чем на 50 % от общей длины зубца. Все значения выставляются при помощи установки, соответственно вырезанных, прокладок между стаканом шестерни (ведущей) и корпуса. Все расположенные прокладки в обязательном порядке должны быть одинаковыми по размеру.

    Коробка раздаточная

    Во время разборки агрегата, необходимо также проверить качество шестеренок. Если на одной из них видны следы износа, заменяется, как ведущая, так и ведомая, в паре.

    Также минимальные скрипы могут возникать при износе пружины в блоке управления кулачками. В этом случае блок разбирается и проверяется длина пружины в сжатом положении. Эта величина должна составлять не более 32 мм. При наличии большего значения, ее необходимо поменять. к меню ↑

    Рычаг переключения болтается в гнезде

    Как следствие такого явления – переключение скорости без участия оператора. Основных причин здесь также может быть две:

    • сильное ослабление фиксирующих пружин;
    • деформировались или износились вилки переключения.

    В любом случае, необходимо разобрать узел и индивидуально проверить каждое из комплектующих. Особое внимание во время осмотра необходимо уделить расстоянию зева, а также трущим поверхностям вилок. Если вилка или пружина износились, их ремонтировать нельзя. Сразу же необходима замена. к меню ↑

    Посторонние стуки внутри агрегата

    Стуки внутри трансмиссии возникают в том случае, если износились шестеренки.

    Ремонт коробки передач

    Решить такую проблему можно следующим образом:

    • трактор выставляет на домкрат или на ремонтную яму;
    • снимается крышка раздаточной коробки и боковой люк коробки переключения;
    • дальше одно из колес постепенно прокручивается вручную, при этом ремонтирующий наблюдает за тем, какое из зубчатых колес работает не правильно;
    • устройство полностью разбирается с извлечением всех узлов;
    • колеса, на которых выявлены признаки деформации или износа заменяются;
    • проводится сбор техники в обратном порядке.

    к меню ↑

    Шумы внутри блока переключения

    Если в случае работы машины, со стороны КПП слышны посторонние шумы, то это свидетельствует об износе креплений валов. В этом случае вал шатается внутри блока и ударяется об стенки и другие запчасти.

    Чтобы исправить положение, коробка разбирается. Дальше при помощи лома проверяется жесткость фиксации вала (он поддевается с попыткой потянуть его на себя). Если ось шатается, значит необходимо проверить степень затяжки фиксирующей гайки. Если не помогло – дело в подшипниках. Их необходимо извлечь из стаканов и заменить на новые.

    Устройство и ремонт коробки передач МТЗ 82

    Коробка передач МТЗ 82 — важная часть трактора. С помощью КПП осуществляется передвижение техники на разной скорости и тяговой мощности. Коробка передач трактора МТЗ 80 и МТЗ 82 обеспечивает работу заднего хода техники. В основе первой КПП находится 9 ступеней привода.,

    Элементы агрегата

    Схема коробки передачи на тракторе минского завода предусматривает наличие 22 скоростей. За счет понижающего редуктора удваивается количество передач. Чтобы обеспечить движение на скорости ниже, чем способна заводская коробка МТЗ 80, монтируется ходоуменьшитель.

    Рассматривая устройство трансмиссии, можно выделить вторичный и первичный валы. Они расположены внутри корпуса трансмиссии на одной оси. Устройство коробки передач трактора мтз 82 предусматривает фиксацию первичного вала с помощью подшипников. Первый фиксирующий элемент располагается в стакане корпуса трансмиссии, а второй — обеспечивает фиксацию первичного вала ко вторичному посредством торца.

    Чтобы собрать коробку передач трактора МТЗ 80 либо МТЗ 82, используются шлицы и шестерни.

    За счет ведомой шестерни зафиксирован редуктор. Промежуточная шестерня сцеплена с ведомым аналогичным элементом 3 передачи. За счет первой детали понижается скорость.

    Рассматривая промежуточный вал коробки МТЗ 80, можно выделить его вращение вокруг втулки. Дополнительно вращаются подшипники. Между втулкой и основной шестерней есть 2 подшипника с роликами. Внутрь шестерни вмонтирован вал, который поддерживается втулкой. Над ней находится крыльчатка. Она подает масло на шестеренки и дифференциал КПП МТЗ 80.

    Для упрощения процесса переключения передачами предусмотрен рычаг. Если он расположен в неудобном для водителя месте, допускается проведение тюнинговых работ. Самодельная кулиса КПП МТЗ изготавливается с учетом схемы работы передач.

    Функции трансмиссии

    Трансмиссия работает по следующему принципу: вращение крыльчатки обеспечивает распыление масла на составные делали КПП. Вал оснащен венцами. При переключении передач МТЗ 80 используется редуктор с двумя ступенями:

    1. Первая — переключается 1,2,3,4 или 5 передняя передача. При этом регулируется первая скорость.
    2. Вторая — переключение оставшихся передач на МТЗ

    Для обеспечения функционирования 1 ступени редуктора рекомендуется сцепка ведущей шестерни с внешним венцом. Затем включается 2 ступень редуктора КПП трактора МТЗ 80.

    Главная шестерня 1 ступени передвигается в такое положение, чтобы она вошла в соответствующие зубцы венца шестерни 2 ступени.

    В процессе включения 1 либо 2 ступени осуществляется переключение скоростей (5 либо 8). Шестерня, движущаяся назад, способствует срабатыванию 4 либо 7 передачи КПП МТЗ 80. Если шестерня 3 ступени двигается назад, тогда включается максимальная передача — 9.

    Трансмиссия МТЗ 80 и КПП МТЗ 82 может быть оснащена ходоуменьшителем. В такой конструкции ведомая шестерня смонтирована на вале 1 и задней передачи. Допускается самостоятельный ремонт коробки передач МТЗ 80 либо 82, который предусматривает установку ходоуменьшителя. Для этого рекомендуется передвинуть пружину в буртик, выводя из сцепления главную шестерню. Сборка трансмиссии осуществляется с помощью лючков с заглушками.

    Вышеописанные элементы являются составными частями МТЗ 82 коробки и ее предшественника — модели 80. Для рассматриваемой специальной техники характерны одинаковые инструкции по ремонту, обслуживанию и эксплуатации. Схема переключения передач МТЗ 82 и МТЗ 80 не отличается.

    Составное устройство

    В основе рассматриваемых трансмиссий находится раздатка. Данное устройство обеспечивает передачу крутящего момента от двигателя к колесам. При этом осуществляется равномерное распределение усилий между данными элементами.

    Раздаточная коробка МТЗ 82 распределяет усилия между мостами.

    Это обеспечивает идеальную проходимость техники. При этом гарантируется отсутствие циркулирующей мощности. Трактор устойчиво передвигается на низких оборотах, когда наблюдается максимальная крутящая сила.

    За счет наличия раздатки в МТЗ 82 коробки увеличивается крутящий момент на всех колесах, что обеспечивает легкое прохождение техник по бездорожью. Рассматриваемое устройство представлено в виде простого редуктора с 1 передачей. В нем есть роликовая муфта, которая свободно перемещается в одну сторону.

    В устройстве предусмотрен механизм, способствующий отключению/подключению и блокировке муфты. Раздатка находится в специальном корпусе, установленном на штифтах. В устройство рассматриваемого механизма входит много деталей. Конечная передача МТЗ 82 и 80 модели способствует преобразованию КМ. При этом изменяется направление вращения.

    Ремонтные работы

    Если в процессе эксплуатации трактора шестеренки самостоятельно выключаются, а муфта выключается туго, рекомендуется произвести ремонт КПП МТЗ. Чаще при переборке узла выявляется дефект вилок, подшипников, валов и фиксаторов. Может зацепиться шестеренка.

    При их скрежете рекомендуется установить новый диск управления сцеплением. Допускается неправильная регулировка самого сцепления. Если после ремонта скрежет присутствует, ремонтируется аппарат управления тормозов. Дополнительно регулируется пружина механизма. Так как она не подлежит ремонту, поэтому при необходимости ее заменяют новой пружиной.

    В сжатом виде ее длина равняется 32 мм.

    Если вышеописанные действия не устранили поломку, необходимо снять крышку корпуса устройства сцепления. Замена прокладок необходима, если их толщина менее 1,5 мм. Для замены непригодных деталей отсоединяется корпус от КПП. Крышка аппарата поднимается. После замены нужно собирать устройство. Для этого используются болты.

    При свободном ходе переключателя редуктора требуется его замена. Для проверки вилки необходимо ее извлечь из редуктора, вставив в муфту, проверив зазор. Муфта и вилка заменяются, если зазор превышает 3 мм. Для этого понадобится развернуть остов и разъединить КПП. Если рычаг, который переключает передачи, болтается либо шестерня частично выходит из сцепления, тогда причина поломки — вилки.

    Дополнительно проверяется упругость пружины фиксаторов. Для этого снимается механизм переключения передач, проверяется работоспособность наконечника рычага. Дополнительно рекомендуется осмотреть щеки вилок.

    Шум и прочие неполадки в трансмиссии

    Если в процессе работы КПП появился шум, при этом он издается не из шестерен, тогда рекомендуется сменить подшипники. В противном случае они заклинят. Возникнет более серьезная поломка.

    Чтобы решить эту проблему, рекомендуется слить масло из КПП, демонтировав пол кабины и корпус трансмиссии.

    При необходимости снимаются раздатка и боковые крышки. Для починки подшипников прокручивается ломом вал (по радиусу и вокруг оси). При вращении подшипники не должны выходить из гнезд. Если шум ощущается слегка, тогда КПП демонтируется и разбирается. С помощью съемников демонтируются изношенные детали.

    Если внешние причины поломки отсутствуют, тогда обращают внимание на вторичный вал. С помощью специального прибора определяется зазор в подшипниках. Индикаторов проверяется вторичный вал. Специалисты рекомендуют проверить надежность всех креплений. Для устранения осевого зазора потребуется разъединить КПП и задний мост. Затем выпрессовывается стакан, выключается передача, проверяется затяжка подшипников.

    Проверочные работы проводятся с помощью динамометрического ключа. Если заменить прокладку вала, устранится зазор. Если вал и прочие детали КПП исправны, тогда первый элемент вращается в пределах 8 нМ. Если вышеперечисленные работы не устранили поломку, проверяется вторичный вал. Для измерения высоты шестерни применяется планка и штангенциркуль. В идеале значение этого показателя должно равняется 57,85 мм.

    В противном случае требуется шлифовка регулировочной втулки. При необходимости монтируется втулка большей толщины. Если КПП постоянно либо переменно стучит, стерлись зубцы шестерен. Демонтируются раздатка и крышка КПП.

    Для проверки состояния шестерен используется домкрат.

    Вышеописанные ремонтные работы проводятся самостоятельно, если есть знания в устройстве трансмиссии. Заводской трактор МТЗ 80 развивает свою скорость до 35 км/ч. Чтобы повысить ее, устанавливается пневматическое торможение. В паре с рассматриваемыми типами КПП работает дизельный мотор Д-240Л. Мощность трактора достигается 80 л. с.

    Устройство и принцип работы коробки перемены передач (КПП) трактора МТЗ-80

    КПП трактора МТЗ-80 создана для изменения передаточных чисел системы трансмиссии трактора МТЗ-80 и включения заднего хода. Этим достигаются разные значения скорости движения трактора МТЗ-80. Привод ПВМ и ВОМ тракторов МТЗ-82/82Л приводится в действие, так же коробкой перемены передач. КПП 9-ступенчатая и имеет диапазонов два с понижающим редуктором. Вперед имеется 18 переключений скоростей. А так же четыре задних скоростей. Можно поставить Ходоуменьшитель. Немногие МТЗ выпуска после 1985 года оснащаются гидроуправляемой КПП.

    В корпусе коробки перемены передач МТЗ расположены на одной оси первичный вал и вторичный вал. Параллельно им стоит промежуточный вал и вал первой передачи и заднего хода. Первичный вал стоит на 2-х подшипниках. Первый подшипник закреплен в стакане корпуса. Второй подшипник в расточке переднего торца вторичного вала. В шлицах первичного вала стоит ведомая шестерня понижающего редуктора и двигающиеся ведущие шестерни третей передачи и четвертой и пятой передач. На шлицах полого, промежуточного вала КПП трактора МТЗ-80 намертво закреплены следующие ведомые шестерни: шестерня ведомая четвертой передачи; шестерня ведомая пятой передачи и заднего хода и шестерня ведомая третей передачи.

    К ступице шестерни ведомая третей передачи прикреплена шестерня промежуточная. Она постоянно зацеплена с шестерней скользящей третей передачи, она может понизить передачу, посредством коробки перемены передач. На шлицах промежуточного вала КПП (на задней стороне) скользящим способом стоит ведущая шестерня первой ступени редуктора. Вал промежуточный вращается в шарикоподшипнике и втулке бронзовой. Втулка крепится в ведущей шестерни второй ступени редуктора. Шестерня ведущая второй ступени редуктора, стоит в специальном стакане на 2-х подшипниках роликового типа, имеет наружный и внутренний зубчатые венцы, в добавок к этому в заднем конце имеются кулачки для привода вала отбора мощности, синхронного типа, заднего. Внутри шестерни на штифтах вмонтировано гнездо внутреннего вала, в гнездо впрессовано бронзовая втулка. Втулка служит опорой внутреннего вала. Сверху на шестерне ведущая второй ступени редуктора имеется крыльчатка. Крыльчатка предназначена для кардинального улучшения смазывания шестерен главной передачи и дифференциала КПП трактора МТЗ-80. Крыльчатка при вращении распыляет капли масла, создавая этакий масляный душ, который орошает движущиеся части КПП МТЗ-80. Вал вторичный коробки передач на одном торце имеет наружный и внутренний венчики. Венцы и вал являются одним целым. Вторичный вал крепится в 2-х конических подшипниках (роликового типа). Вторичный вал коробки перемены передач трактора МТЗ-80 имеет шлицы, на которых неподвижно надеты две шестерни: ведомая шестерня II ступени редуктора и ведущая коническая шестерня главной передачи (закреплена с конца гайкой).

    Когда шестерня ведущая первой ступени редуктора зацеплена с наружным венцом вторичного вала работает первая ступень редуктора. При первой ступени можно переключать скорости между первой, третей, четвертой и пятой передачами переднего хода и первую скорость заднего хода. Вторая ступень редуктора поддерживает все остальные скорости КПП МТЗ-80. Двигая ведущую шестерню первой ступени редуктора назад, до позиции зацепления с внутренним венцом шестерни ведущей второй ступени редуктора, включается вторая ступень редуктора. При включении первой (или второй) ступени редуктора блок шестерен (шестерня скользящая четвертой и пятой передач) скользит вперед и задействует пятую скорость (или восьмую), если скользит в обратную сторону, то четвертую скорость (или седьмую). Шестерня скользящая третей передачи при скольжении вперед аналогично включает третью (или шестую) передачи, а при передвижении назад сцепляется с зубьями внутреннего венца вторичного вала, включая прямую (девятую) передачу. Вал первой скорости и заднего хода имеет привод через ведомую шестерню пониженных передач и заднего хода. В то же время шестерня ведомая включения ходоуменьшителя сцеплена с внутренним шлицевым венцом шестерни ведомой первой скорости и заднего хода и заодно с валом первой скорости и заднего хода.

    Передвигая скользящую шестерню пониженных передач и заднего хода КПП трактора МТЗ-80 назад, задействуется первая (или вторая) передача, при скольжении вперед - скорости заднего хода (через шестерню скользящую первой передачи и заднего хода; шестерню промежуточную заднего хода и шестерня ведомая пятой передачи и заднего хода на промежуточный вал). Шестерня промежуточная заднего хода оборачивается на неподвижной оси промежуточной шестерни и постоянно сцеплена с маленьким венцом шестерни ведомой пятой передачи и заднего хода.

    При работе коробки перемены передач трактора МТЗ-80 с работающим ходоуменьшителем, вращение передается от шестерни промежуточной на шестерню ведомую первой передачи и заднего хода, которая закреплена на валу первой передачи и заднего хода. При монтировании ходоуменьшителя специальное пружинное кольцо передвигают до упора в буртик вала, а шестерня ведомая включения ходоуменьшителя рычагом переключения передач выведена из зацепления с шестерней ведомой первой скорости и заднего хода.

    Спереди корпуса КПП трактора МТЗ-80 на одной оси с промежуточным валом вмонтировано гнездо внутреннего вала переднее с передним подшипник внутреннего вала. А снаружи подшипники промежуточной шестерни редуктора. С двух сторон корпус КПП трактора МТЗ-80 имеет лючки, заглушенные заглушками. Лючки необходимы для осмотра частей КПП и монтирования на трактор бокового вала отбора мощностей (ВОМ), ходоуменьшителя и раздаточной коробки привода переднего моста тракторов МТЗ-82, МТЗ-82Л.

    Вал промежуточный КПП трактора МТЗ-80

    Вал первичный и вал вторичный КПП трактора МТЗ-80

    Вал первой передачи и заднего хода КПП трактора МТЗ-80

    1 70-1701082 Шестерня заднего хода промежуточная
    2 Подшипник ЗКК 30-35-46Е
    3 50-1701434А Ось КПП МТЗ-80
    4 50-1702082А Планка
    5 Шайба 10 ОТ 65Г 06 ГОСТ 6402-70
    6 Болт М10-6gx35.88.35.019 ГОСТ 7796-70
    7 Х4М-1701163 Кольцо
    8 Подшипник 208 ГОСТ 8338-75
    9 Кольцо 2В65 ГОСТ 13940-68
    10 70-1701072 Шестерня включения ходоуменьшителя I
    11 70-1701224 Шестерня привода ходоуменьшителя
    12 70-1701225 Втулка
    13 70-1701382 Вал первой первой и заднего хода
    14 70-1701226 Шайба
    15 Кольцо 2В50
    16 50-701212-А Шестерня первой первой и заднего хода
    17 Подшипник 50308 ГОСТ 2893-73
    18 Кольцо КСП-90 ГОСТ 2893-73

    Редуктор КПП трактора МТЗ-80

    1 Кольцо К-2в80 ГОСТ 13941-68
    2 Подшипник 307К1 ГОСТ 8338-75
    3 Штифт пружинный 8х45 ГОСТ 14229-69
    4 Шайба 8Т ОСТ 37.001.115-75
    5 Болт М8-6gx16.88.35.019 ГОСТ 7796-70
    6 Кольцо 2В60 ГОСТ 13940-68 КПП МТЗ
    7 Подшипник 212 ГОСТ 8338-75
    8 70-1721318 Шайба маслоотражательная МТЗ-80
    9 Кольцо 2В110 ГОСТ 13941-68
    10 70-1721041 Шестерня редуктора
    11 70-1701186 Гнездо подшипника редуктора
    12 50-1701188 Втулка


    Смотрите также