Минимальный кбм по осаго


Максимальный КБМ по ОСАГО

В 2018 году каждый автомобилист по закону обязательно должен приобрести страховой полис ОСАГО. Документ необходим для постановки автомобиля или мотоцикла на учет в ГИБДД. Ввиду того, что пакет услуг стоит дорого, аккуратным водителям предоставляется возможность сократить расходы путем применения КБМ (коэффициента бонус-малус).

За вождение без аварий на протяжении 10 лет присваивается максимальный КБМ по ОСАГО, который позволит получить скидку в 50%.

От чего зависит стоимость ОСАГО

Расчёт стоимости полиса ОСАГО производится согласно указанию Центробанка России № 3384-У. Единый порядок действует для всех категорий страховщиков. Базовую тарифную ставку страховая компания определяет самостоятельно в зависимости от вида транспортных средств, статуса их владельца (частное лицо или юридическое) и цели использования. Ведется учет специальных коэффициентов, которые рассчитываются по ряду факторов.

Чтобы подсчитать цену страхования, можно воспользоваться онлайн-калькулятором. В нем указаны все необходимые показатели:

  • тип ТС – грузовое авто, легковое, мотоцикл, скутер;
  • один водитель или несколько будут управлять ТС;
  • возрастной показатель, опыт вождения и водительский стаж;
  • мощность двигателя (количество лошадиных сил под капотом);
  • период действия полиса (чем больше срок, тем ниже стоимость);
  • предыдущие страховки;
  • регион, где будет эксплуатироваться машина.

Одним из важных показателей, непосредственно влияющих на стоимость полиса страхования автогражданской ответственности, является коэффициент bonus-malus (КБМ).

Что такое КБМ

Дадим определение понятия, что представляет собой «бонус-малус». КБМ применяют компании при расчете величины страховых премий по действующему договору. В переводе с латыни «bonus» означает хороший, а «malus» — плохой. Также можно понимать, как показатели высокий (англ. big) – низкий (lov).

Данный коэффициент соответствует классу, который СК должна присвоить владельцу авто или водителю. Действует он, начиная с 2003 года. Применяется при заключении срочного договора на один год. Таким образом страховые фирмы поощряют ответственных автовладельцев или наказывают тех, кто нарушает правила движения и становится виновником дорожных происшествий. От того, какой класс КБМ будет применен, будет меняться стоимость договора автострахования.

Значение коэффициента может понижаться или повышаться в зависимости от наличия или отсутствия аварийных ситуаций, в которых водитель становился виновником.

Если полис приобретается впервые, то цена его будет выше. При продлении страховки и езде без аварий в предыдущем году водителю присваивается более высокий класс, а величина скидки возрастает. Узнать величину КБМ каждый владелец авто может по специальной таблице, но проще это сделать на сайте РСА.

Коэффициент бонус-малус по действующим правилам применяется только при условии заключения или внесения изменений в новый договор ОСАГО на 12 месяцев или один год. Существует несколько видов КБМ: водительский, собственника авто, расчетный (применяется при подсчете итоговой суммы премии).

Уровень у начинающего водителя

Приобретая обязательный полис ОСАГО впервые, начинающий водитель не вправе рассчитывать на получение скидки по КБМ. Обычно для таких водителей значение коэффициента вначале устанавливается на отметке не выше «1». Однако при аккуратном вождении без аварий через год у только начинающего водителя показатель может измениться и будет равен 0,95.

Первоначально страховая компания присваивает водителю 3 класс, а за безаварийные поездки у него есть все шансы в следующем году получить 4 класс. По завершении одного безаварийного года показатель будет уменьшаться, но аварии, совершенные в предыдущие годы забыты не будут, а останутся в базе и будут влиять на процент скидки.

КБМ полностью зависит от водительского стажа. Класс будет присваиваться каждому автовладельцу после покупки полиса. Всего их 14. Новичок с нулевым стажем получит класс М, то есть минимальный. Кстати, нулевой класс может быть присвоен также тем, у кого стаж насчитывает более 10 лет, если они в предыдущие годы стали участниками четырех и более аварий. Новичкам следует быть предельно внимательными во время поездок, так как любое совершенное ДТП приведет к удорожанию страхового полиса. На протяжении первого года страхования это бывает особенно важно.

Новички без страхового стажа должны всяческими способами избегать повышенной страховой ставки. Частыми становятся ситуации, когда начинающие водители не спешат оформлять страховку, чтобы их КБМ не менялся. Поцарапав капот автомобиля соседа или разбив случайно фару при выезде из гаража, они не обращаются к страховщику. Всегда можно договориться с другим водителем и возместить ему ущерб либо устранить последствия столкновения самостоятельно. Цена вопроса иногда составляет всего 1500-2000 рублей. Если оформить происшествие в СК, то класс водителя будет понижен, а КБМ будет больше единицы.

Если новичок недавно прошел обучение в автошколе и имеет трехлетний водительский стаж, то для него могут быть применены скидки, соответствующие классу от 0 до 2. Размер скидки рассчитывается путем умножения стоимости ОСАГО на коэффициент бонус – малус.

Максимальное и минимальное значение, и какова при этом стоимость страховки

При попадании водителя в аварии КБМ будет повышающим, а при безаварийных поездках, наоборот, понижающим. Его значение будет сохранено, если будет продлен полис у прежнего страховщика или совершен переход в другую страховую компанию.

Какой бывает КБМ? Максимальное его значение устанавливается на отметке 2,45 для класса М, а минимальное — 0,5, которое устанавливается для самого высокого 13-го класса. Чем больше лет водитель проездил без совершения наездов на пешеходов и аварий, тем выше будет у него класс и ниже коэффициент бонус-малус. Следовательно, будет понижаться и цена договора автогражданского страхования. Стал автовладелец виновником ДТП, обратился за страховкой – класс тут же понижается, а коэффициент возрастает. Если класс становится выше, то и стоимость страховки уменьшается. Все предельно просто.

КБМ каждый год рассчитывается заново, при этом учитывается его значение во время заключения договора ОСАГО в прошлом году, а также число страховых случаев (денежных выплат) за период действия страховки.

Если на протяжении года договор действовал, и не было аварий, то класс водителя повышается на одну единицу, а коэффициент, соответственно, понижается на 0,05. Достигнув за 10 лет 13-го класса, самого лучшего показателя, водитель получит 50-процентную скидку на полис. Это будет означать, что за все десять лет страховой фирме не приходилось выплачивать компенсацию за аварии. Если стать виновником дорожных происшествий более 4 раз за год, тогда можно заработать максимальный показатель КБМ, равный 2,45.

Как изменяется коэффициент с начала водительского стажа

Чтобы КБМ менялся так, как это выгодно автовладельцу, нужно по возможности избегать аварий. Но если все-таки год выдался не совсем удачным, даже в самом наихудшем случае надбавка к стоимости полиса ОСАГО не превысит 145%.

Уровень коэффициента в соответствии с присвоенным классом выглядит следующим образом:

  • 3 кл. – КБМ равняется 1;
  • 4 кл. – 0,95, при этом скидка составит 5%;
  • 5 кл. – 0,9 и так далее.

До 13-го класса водитель будет получать бонусы.

Что происходит с классами ниже третьего:

  • 2 кл. – 1,4, наценка составит плюс 40% к тарифной ставке;
  • 1 кл. – 1,55, стоимость полиса возрастет еще на 15%;
  • 0 кл. – 2,3 — здесь придется заплатить 130%;
  • «M» – 2,45 или 145% — это максимальная цена.

Рассмотрим на конкретных примерах, как будет начисляться стоимость будущего страхового полиса и как используются данные таблицы для определения текущего КБМ:

  1. Водителю страховая компания присвоила 5 кл., он соответствует КБМ-показателю 0,9. Если в период действия данного полиса по вине водителя произойдет авария, то на следующий год СК ему присвоит только 3 кл., где КБМ равен 1. Когда водитель целый год проездил без происшествий, его класс возрастет до 6-го, а КБМ будет равняться 0,85. Не нужно волноваться о сохранности коэффициента при покупке полиса ОСАГО у другой компании-страховщика, КБМ останется неизменным и действующим. Нужно будет просто сообщить его сотруднику той фирмы, услугами которой он планирует пользоваться.
  2. Сергей Иванович Петров обратился в страховую фирму в январе 2018 года. При оформлении договора о страховке ему был присвоен 9 класс и 30-процентная скидка к базовому тарифу, согласно коэффициенту БМ. Данные сведения позволяют утверждать, что автовладелец неоднократно пользовался услугами данной СК и каждый раз получал за безаварийное вождение скидку в 5%. Что его ожидает при отсутствии страховых случаев или аварий? Через год наш Сергей Иванович снова посетил офис страховой фирмы с целью заключить новый договор. Поскольку клиент считается хорошим водителем, ездит без происшествий, то сотрудник СК, согласно таблице определения бонус-малуса, назначил ему понижающий КБМ за прошедший год. Таким образом, водителю присваивается 10 класс и коэффициент 0,65, дающий право на получение скидки 35%.
  3. Спустя еще год Сергей Иванович снова пришел в ту же компанию, но в прошедшем году он стал участником и виновником сразу двух аварий. Поскольку у него был 10 класс, то по причине совершенных ДТП он будет понижен до 3-го, а коэффициент будет равняться единице. В таком случае он должен будет оплатить полис ОСАГО полностью. Скидка ему предоставлена не будет.

Коэффициент является своеобразным стимулом ездить по дорогам России без аварий и наездов на пешеходов. В этом случае их денежные затраты на приобретение полиса ОСАГО значительно сократятся.

Перечислим основные особенности начисления коэффициента:

  • следование принципу безаварийной езды;
  • КБМ присваивается по данным предыдущего полиса, действие которого закончилось;
  • договоры, заключенные на срок менее 12 месяцев, не учитываются (устанавливается «дежурный» КБМ, равный единице);
  • класс и стаж (опыт), причем действует разграничение между водителем и собственником авто;
  • увеличить КБМ можно не попадая в аварии на протяжении текущего года;
  • при продлении полиса с той же компании или другой действующая скидка сохраняется.

В некоторых городах сторонние фирмы продают поддельные полисы ОСАГО, предлагают бронь, а также чистые и заполненные бланки. В случае покупки такого документа после аварии автовладельцу придется восстанавливать автомобиль за свой счет, так как никто страховку выплачивать не будет.

Липовые полисы гражданской ответственности стоят гораздо меньше, чем оригиналы, особенно если дело касается иномарок. Однако ошибочно считать, что вы самый лучший водитель, который сможет избежать аварийных ситуаций. В жизни бывает всякое, и недаром есть поговорка – скупой платит дважды.

Как рассчитывается КБМ при оформлении полиса ОСАГО по новым правилам?

Коэффициент бонус-малус — один из важнейших параметров расчета стоимости полиса ОСАГО. В 2019 году его применение (как и использование ряда прочих инструментов взаимодействия страхователя и страховщика) осуществляется в рамках реформы рынка автострахования. Ознакомимся подробнее со спецификой данного коэффициента, и с порядком его расчета — в соответствии с нормативными актами, принятыми в процессе реформы.

Расчет КБМ по-новому: особенности реформы

Правила расчета КБМ с 1 апреля 2019 года будут применяться в соответствии с очередным этапом реформы ОСАГО, которая началась в 2019 году. Условно можно выделить три этапа данной реформы:

  • до 01.04.2019 года;
  • с 01.04.2019 по 01.04.2020 года;
  • с 01.04.2020 года.

В рамках первого этапа исчисление КБМ происходит, фактически, по тем же правилам, что применялись до реформы. При покупке полиса в течение данного этапа учитываются сведения по предыдущим полисам — действующим или же тем, что прекратили свое действие не позднее 01.04.2019 года.

В рамках второго этапа применяются следующие правила исчисления КБМ:

  1. Новый коэффициент считается по состоянию на 01.04.2019 года и действует до конца марта 2020 года.

При этом, соответствующий коэффициент не подлежит изменению: он будет заключаться при оформлении всех полисов ОСАГО до следующего пересмотра.

  1. Величина КБМ определяется как минимальная, что применялась для какого-либо из полисов, которые:
  • действуют по состоянию на 1 апреля 2019 года;
  • прекратили действие по состоянию на конец марта.
  1. Производится корректировка коэффициента с учетом тех страховых случаев, которые произошли в период с 01.04.2017 года по 31.03.2019 года. Страховые случаи, которые повлияли на исчисление минимального коэффициента, в расчет не берутся.
  2. В случае, если последний из ранее действовавших полисов гражданина закончился до 01.04.2018 год, то коэффициент принимается равным 1. То же самое — если гражданин ранее не включался в полис ОСАГО.

В рамках третьего этапа применяются следующие правила:

  • Коэффициент исчисляется каждый год 1 апреля (на год).
  • В целях исчисления КБМ берется в рассмотрение его величина за предшествующий период действия коэффициента (с начала апреля по конец марта следующего года).
  • Аналогично, для водителей, ранее не включенных в ОСАГО, применяется коэффициент 1.
  • Коэффициент изменяется с учетом страховых случаев, произошедших с начала апреля до конца марта следующего года.

Реформа ОСАГО призвана улучшить механизм взаимодействия водителей и страховщиков — который до ее начала характеризовался возможностью оформления полисов с разными КБМ (которые при этом привязывались по сроку действия к разным полисам). По задумке законодателей, необходимо, чтобы страховая история была закреплена за определенным водителем (то есть, не привязывалась к договору между ним и страховщиком). Сам факт необходимости реформирования КБМ может быть обусловлен, как считают представители власти,  ростом количества жалоб страхователей на неверное исчисление коэффициента, о котором идет речь.

Рассмотрим теперь подробнее то, каким должен быть конечный вид схемы расчета КБМ — по факту завершения реформы.

Как будет считаться КБМ по завершении реформы?

Итак, одна из основных целей законодателя — приведение КБМ водителя к фиксированной величине (устанавливаемой по состоянию на 1 апреля и сохраняемой в течение года). К числу сопутствующих целей — которые ожидается достичь к концу реформы, относятся, в частности:

  1. Установление правила, по которому коэффициент не аннулируется в случае, если в течение года водитель не был включен в полис.
  2. Установление правила, по которому стоимость полиса зависит от величины КБМ всех водителей, которые вписаны в него — причем, в рассмотрение берется наибольшая величина коэффициента.
  3. Установление правила, по которому сама по себе цена открытого полиса на автомобиль — без ограничений по количеству допускаемых водителей, определяется исходя из того, что КБМ принимается равным 1.

При этом, вполне возможна ситуация, при которой виновником ДТП становится доверенное лицо — вписанное в открытый полис, а КБМ увеличится у владельца машины (как следствие, увеличится стоимость оформляемых им полисов, где количество водителей — ограничено).

  1. Предоставление страховщику возможности самостоятельно установить базовую ставку по каждому типу автомобилей — но только в пределах тех значений, что утверждены законодательно.

Основной нормативный акт здесь — Указание Банка России от 04.12.2018 № 5000-У. Интервалы по базовым ставкам приведены в приложении № 1 к нему.

Собственно, Указание № 5000-У — основополагающий документ в сфере ОСАГО. Там можно ознакомиться, к примеру, с полной таблицей данных, используемых при расчете КБМ по завершении реформы (приложение № 5). В соответствии с этой таблицей, применяется 15 классов владельца ТС — к которым привязаны коэффициенты. Если наступают страховые случаи по вине владельца машины, то его класс понижается (соответственно, растет коэффициент и увеличивается стоимость последующих полисов).

Максимальный класс по приложению № 5 Указаний — 13 (ему соответствует коэффициент 0,5, самый маленький из числа утвержденных законодателем). Минимальный — класс М (которому соответствует коэффициент 2,45 — самый большой из предусмотренных законом).

Можно отметить, что при оформлении открытого полиса ОСАГО класс устанавливается с учетом класса, ранее зафиксированного в последнем действующем (или действовавшем) полисе такого типа. Если водитель — новичок в области ОСАГО, и не заключал договоров, то ему присваивается класс 3 (которому соответствует коэффициент 1). А в случае, если полис включает только определенных лиц, учитывается класс каждого водителя по полису. Если сведений, необходимых для установления класса, нет, то он принимается равным 3.

Если водитель заключал несколько договоров ОСАГО, то его класс устанавливается исходя из величины страховых возмещений по предшествующим договорам, которые закончились не ранее, чем за 1 год до момента подписания текущего договора ОСАГО. Также учитывается класс, установленный при оформлении последнего закончившегося полиса.

  1. Введение в действие инфраструктуры, позволяющей страховщикам при исчислении КБМ запрашивать сведения в автоматизированной системе участников рынка обязательного страхования.

Так, предполагается, что данная система будет включать сведения обо всех страховых возмещениях, осуществленных в пользу человека, который оформляет полис. Эти сведения должны будут соотноситься с периодами действия тех или иных КБМ. В случае, если страховщик обнаружит, что величина коэффициента не соответствует данным в автоматизированной системе, то величина КБМ подлежит корректировке за весь период использования неправильного КБМ.

Полезно будет также рассмотреть отдельно специфику расчета КБМ юрлицом, которое владеет ТС.

Расчет КБМ юрлица для полиса ОСАГО: нюансы

В случае с юрлицами принципы расчета КБМ — несколько иные, хотя и в некоторой степени похожие на те, что характеризуют расчет коэффициента обычными гражданами. Так, величина КБМ в отношении владельца ТС, который представляет собой юрлицо, устанавливается исходя из величины КБМ, что определены в отношении каждого ТС, которыми владеет соответствующее юрлицо.

Общий коэффициент исчисляется как среднее арифметическое по остальным КБМ. Сведения по ним берутся из договоров на страхование ТС, находящихся в собственности юрлица. Учитывается количество страховых случаев в период действия КБМ: сведения об этом прописываются в автоматизированной системе. Если таких сведений в системе нет, то КБМ юрлица по страхуемому ТС принимается равным 1 — как и по остальным ТС, которые данному юрлицу принадлежат.

Величина КБМ юрлица, как и в случае с коэффициентом для физлиц, также устанавливается по состоянию на 1 апреля на год. Она применяется при оформлении любых последующих полисов ОСАГО по машинам, которые принадлежат юрлицу.

Резюме

Расчет КБМ — одного из ключевых коэффициентов, используемых при исчислении стоимости полиса ОСАГО, будет осуществляться по-новому по ходу движения реформы рынка обязательного автострахования. Первый этап данной реформы идет до 1 апреля 2019 года — в рамках него изменения минимальны. На втором (до 1 апреля 2020 года) и третьем этапе (после 1 апреля 2020 года) ожидается внедрение основной части новшеств, предусмотренных главным регулирующим нормативным актом — Указаниями ЦБ РФ № 5000-У.

Страховщики будут оценивать величину КБМ исходя из принадлежности водителя к определенному классу — которых всего 15. Отсутствие аварийности сохраняет класс и позволяет повысить его. Минимальный коэффициент по Указаниям № 5000-У составляет 0,5, максимальный — 2,45. Для водителя-новичка применяется коэффициент 1. Исходная величина коэффициента в любом случае будет зависеть от показателей по последним «дореформенным» полисам: при этом, берется минимальный коэффициент.

Рассчитывается КБМ по состоянию на 1 апреля года, далее — используется в неизменном виде в течение года по всем полисам ОСАГО. По открытому полису КБМ всегда равен 1 (при том, что дорожный инцидент может повлиять на увеличение коэффициента для владельца ТС). По закрытому полису на несколько водителей — определяется исходя из максимального коэффициента из числа тех, что определены для данных водителей.

Основные принципы определения КБМ для юрлиц в некоторой степени схожи с теми, что характеризуют исчисление коэффициента для граждан: целевой КБМ берется организацией исходя из отдельных показателей по полисам на разные ТС.

КБМ (коэффициент бонус-малус)

Аббревиатура КБМ — сокращенное обозначение коэффициента бонус-малус, влияющего на стоимость полиса (повышающий или понижающий в зависимости от аварийности в предыдущие периоды). Максимальная скидка может достигать до 50 % от стоимости ОСАГО.

В соответствии с Указанием Банка России от 4 декабря 2018 года N 5000-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» значения коэффициентов КБМ приведены в таблице:

№ п/п Минимальный коэффициент КБМ по договорам обязательного страхования, действующим на 1 апреля 2019 года или прекратившим свое действие в период с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 года Коэффициент КБМ на период с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года в зависимости от количества страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования
0 1 2 3 3 и более
страховых возмещений страховое возмещение страховых возмещения страховых возмещений страховых возмещений
1 2,45 2,45 2,45 2,45 2,45 2,45
2 2,3 1,5 2,45 2,45 2,45 2,45
3 1,55 1,4 2,45 2,45 2,45 2,45
4 1,4 1 1,55 2,45 2,45 2,45
5 1 0,95 1,55 2,45 2,45 2,45
6 0,95 0,9 1,4 1,55 2,45 2,45
7 0,9 0,85 1 1,55 2,45 2,45
8 0,85 0,8 0,95 1,4 2,45 2,45
9 0,8 0,75 0,95 1,4 2,45 2,45
10 0,75 0,7 0,9 1,4 2,45 2,45
11 0,7 0,65 0,9 1,4 1,55 2,45
12 0,65 0,6 0,85 1 1,55 2,45
13 0,6 0,55 0,85 1 1,55 2,45
14 0,55 0,5 0,85 1 1,55 2,45
15 0,5 0,5 0,8 1 1,55 2,45

Система бонус-малус предполагает применение как понижающих, так и повышающих коэффициентов, если водитель допустил аварию по своей вине и потерпевшим была произведена страховая выплата. На применяемый КБМ по договору ОСАГО влияют все произошедшие ДТП по вине водителя.

При заключении договора ОСАГО значение КБМ по каждому водителю определяется по запросу в автоматизированную информационную систему РСА (АИС РСА).

В соответствии Приложением 6 к Указанию Банка России от 4 декабря 2018 года N 5000-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» с 1 апреля 2019г. для договоров ОСАГО, не предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицо, страховая премия рассчитывается с применением коэффициента КБМ = 1.

КБМ ОСАГО - таблица, классы, узнать, от чего зависит, заявление о восстановлении

При оформлении полиса ОСАГО для водителей с отличными данными качества вождения действуют скидки. Формируются они за каждый безаварийный год и называются коэффициентом «бонус-малус».

В отношении начисления такого коэффициента на стоимость полиса существуют свои законы и правила, поэтому эту скидку страховщики не могут применять, как им заблагорассудиться.

Поэтому не только каждому страховщику, но и водителю следует знать, каким образом формируется такой коэффициент, от чего он зависит, каким бывает, каким образом применяется и что влияет на его снижение или увеличение.

Что это такое

КБМ по полису ОСАГО – это коэффициент «Бонус-Малус», который считается скидкой при покупке или продлении сроков договора обязательного страхования автогражданской ответственности.

Этот показатель является не единственным, который, так или иначе, влияет на общую стоимость полиса.

Формируется он всегда по показателям аварийности, а потому может влиять на стоимость страхового продукта, как в сторону понижения, так и в сторону повышения.Каждому КБМ всегда будет соответствовать определенный класс водителя.

Такой коэффициент бонус малус узнать можно из единой базы данных – АИС РСА (Автоматизированной информационной системы Российского союза автостраховщиков).

Если информации в единой базе по водителю пока нет, тогда допускается применение коэффициента, равного 1. Начало берет применение КБМ с 2003 года.

Для специалистов страховых компаний существуют свои понятия, которыми они оперируют при расчетах, и которые определяют несколько видов КБМ:

  1. Водительский – это такой коэффициент, который определяется в отношении каждого водителя в отдельности, который имеет право водить автотранспортное средство на момент страхования.
  2. Собственника – вид коэффициента собственника, которому принадлежит транспортное средство.
  3. Расчетный – применяется при исчислениях окончательного размера премии по уже заключенному страховому соглашению ОСАГО.

Существует также понятие максимального или минимального КБМ. Другими словами, максимальная скидка или минимальный ее порог.

Также после минимального значения скидки обязательно следует «нулевое» значение КБМ, а затем, удорожание. Это все очень хорошо видно в таблице классов и коэффициентов, которая будет приведена ниже.

Как закреплено в законодательстве

Статья 30 Закона «Об обязательном автостраховании» регулирует действия страховщиков. Все страховые компании при заключении того или иного страхового соглашения, обязаны вносить данные по водителям в АИС РСА, причем по предыдущим опытам страхования клиентов. Даже если страховая история формировалась в других компаниях.

Непосредственно статьи, которые регулируют применение КБМ – это подпункт «б» п. 2 ст. 9 закона «Об ОСАГО» (№ 40 от 25.04.02г., побывавшем в последней редакции 28.11.15г.). Где говорится о правилах использования и расчетов такого коэффициента.

Классы КБМ по ОСАГО

Класс страхователя – это коэффициент, который присваивается за каждый безаварийный год. Закон об обязательном автостраховании был издан в 2003 году.

Если водитель за это время ни разу не попал в аварию и постоянно страховался, это обозначает, что ему полагается хорошая скидка при покупке следующего страхового полиса ОСАГО.

К примеру, если период вождения водителем автомобиля определяется за 12 лет как безаварийные годы, тогда ему присваивается класс 12.

В данном примере двенадцать лет начинают свой отсчет с момента принятия закона об ОСАГО, то есть – с 2003 года. Такой класс определяет по специальной таблице значений коэффициентов «бонус-малус», что ему присваивается КБМ – 0,55, что соответствует 45-процентногй скидке.

Таблица

При исчислении коэффициента «Бонус-Малус» всегда должна использоваться специальная таблица, где КБМ стоит в графах уже по отношению к классности водителя.

Можно таким образом понять, где минимальный, а где максимальный КБМ по ОСАГО, каким должен быть КБМ для конкретного водителя, у которого есть свой класс.

Можно по таблице определить наличие или отсутствие страховых выплат, которые производились по вине водителя – участника ДТП.

Также таблица дает понять в процентном соотношении, какова скидка или подорожание будет применяться для водителя с конкретным КБМ.

Для примера можно рассмотреть следующую ситуацию, которая наглядно показывает, каким образом использовать табличные данные при определении КБМ и начислении стоимости на будущий полис:

  1. К примеру, водителю присваивался класс – 5, который соответствует КБМ – 0,9.
  2. При попадании в аварию один раз в году, когда действует этот полис, на следующий водителю присвоится уже 3 класс, который будет соответствовать КБМ – 1.
  3. Когда аварий в году не было, тогда при продлении или покупке у другого страховщика полиса автогражданки водителю присвоится уже 6 класс, соответствующий КБМ – 0,85.

В графе подорожаний/скидок указывается процентное соотношение того, насколько покупка полиса обойдется дешевле или дороже.

Если у шофера коэффициент оказался равным 1,55, то ему придется заплатить за полис ОСАГО на 55% больше, чем при других обстоятельствах, складывающихся в отношении его классности.

И, напротив, если водитель имеет КБМ равный 0,7, тогда он сможет при покупке полиса ОСАГО воспользоваться 30-процентной скидкой.

Все скидки или удорожания начисляются строго от первоначальной (базовой) стоимости полиса, которая, в свою очередь, является тарифом, установленным Центральным российским Банком – на каждый год свой.

От чего зависит

Прежде всего, на коэффициент влияет безаварийность, которая исследуется из года в год по каждому водителю. Присвоение коэффициента всегда осуществляется по предыдущему полису (договору страхования) ОСАГО, но только тому, который уже закончился более года назад.

Те полисы или договорные сроки, действия которых ограничились менее 12-ти месяцев, не будут засчитываться. На этот случай существует так называемый «дежурный» коэффициент, который одинаков для всех водителей и равен он единице.

Такой коэффициент будет присваиваться тем водителям, чьи полисы или договора имели срок действия менее года или были иные причины, почему нельзя было определить КБМ.

Также на КБМ будет влиять классность водительского опыта. Причем, рассматриваться будет отдельно собственник авто и водители, которые допущены к вождению данного автотранспортного средства.

Класс присваивается водителю только один раз в году, пока действует полис, когда требуется произвести компании выплаты страховки по вине водителя. В этом случае коэффициент повлияет на уменьшение страховой премии.

Для ее увеличения придется заключить новый договор и не попадать в аварию. Скидка в виде КБМ может сохраняться при продлении, как в своей страховой компании, так и при продлении полиса путем заключения договора с другой компанией.

Где указывается в полисе

По закону нет никаких особых требований в отношении того, куда именно вписывать показатели КБМ по водителям или собственнику авто. Это могут сделать сами страхователи, основываясь на внутренних приказах руководства компании.

Обычно такие приказы регламентируют местоположение записи примененного в расчетах стоимости полиса ОСАГО КБМ напротив фамилия и имени собственника автомобиля, на которого выписан полис.

Также вписывается этот показатель напротив каждого водителя, который вписан в полис. Иногда такая запись встречается также в графе «Особые отметки», что, по мнению большинства правовых специалистов, является наиболее правильным.

Правила применения

В процессе применения КБМ имеются свои особенности, которые распространяются на разные виды ОСАГО – ограниченный или неограниченный.

К ограниченному обязательному автострахованию относятся те договорные условия, которые предусматривают некоторые ограничения к количеству водителей, имеющих право управлять автомобилем, подлежащим страхованию.

Соответственно, к неограниченному страхованию относятся те условия соглашения, которые не предусматривают никаких ограничений в количестве водителей, вписываемых в полис.

Так, особенностями применения КБМ при ограниченном обязательном автостраховании являются следующие моменты:

  1. Коэффициент будет определен на основе той информации, которая относится к каждому водителю в отдельности.
  2. В стоимость самого полиса будет входить также и расчетный вид коэффициента, найденный по плохим показателям того или иного водителя. Но в базе РСА за шофером будет сохранен его класс.
  3. Скидка предоставляется не автотранспортному средству, а шоферу, поэтому если собственник автомобиля будет меняться или автотранспортное средство поменяется у собственника – то КБМ будет сохранен.
  4. Повышающий КБМ в отношении расчетов по следующему году будет применяться для тех водителей, которые оказались виновниками ДТП. Для них стоимость продления полиса окажется немного дороже из-за повышающего коэффициента.
  5. Если по полису не производилось в прошлом году никаких страховых выплат (другими словами, не было аварий на счету водителя), тогда на будущий год страховщик обязан применить коэффициент понижающий стоимость продления страхового договора.

В том случае, когда страховщик при заключении соглашения с клиентом предложил условия неограниченного допуска водителей к управлению автотранспортным средством, особенности применения КБМ будут следующими:

  1. Класс будет присвоен только собственнику автомобиля.
  2. Определение коэффициента по последнему договору, который утратил свою силу действия, должно происходить в случаях, если:
    • он был таким же – неограниченным в количестве водителей, вписываемых в полис;
    • предоставленные для оформления нового полиса ОСАГО данные по собственнику и автомобилю один в один совпадают со старым договором;
    • на случай изменения сведений о владельце автомобиля или самом авто будет применен КБМ = 1.

Кроме этого, стоит выделить и общие существенные правила, действующие на любой вид страхового договора:

  1. При досрочном расторжении соглашения со страховщиком по инициативе страхователя скидка не будет применяться по данному сроку действия договора, который прерван. Все договора заключаются на один год, КБМ рассчитывается за 12 месяцев, поэтому все сроки, которые являются меньшими, чем 12 месяцев действия полиса ОСАГО, не будут рассматриваться для нахождения коэффициента.
  2. При досрочно прекращенном договоре будет применяться коэффициент, равняющийся тем показателям, которые применялись в предыдущем соглашении, предшествующем прерванному договору.
  3. Количество выплат, произведенных потерпевшим, не считается по отдельности для определения КБМ водителя-виновника аварии. Один страховой случай – это одна страховая выплата, от которой осуществляется дальнейшее определение КБМ. Неважно, скольким людям страховщик заплатил.

Проверить каждому водителю или страховому агенту КБМ водителя сегодня можно практически на любом сайте страховщиков.

Для проверки следует заранее подготовить фамилия и имя водителя, дата его рождения, номер и серию удостоверения вождения. И тогда база данных КБМ по ОСАГО выдаст за считанные секунды нужную информацию.

Система позволяет также получить информацию следующего порядка:

  • узнать КБМ через специальный идентификатор запроса;
  • возможность получения информации, как по физическим, так и юридическим лицам;
  • проверить полис на КБМ можно без какого-то ограничения численности водителей, фигурирующих по нему;
  • по водителю можно узнать данные полиса и КБМ предыдущего страхования, а также и убытки, их количество.

Случаи, когда КБМ применять нельзя или можно использовать его, но только исключительно равным единице, относятся к следующим ситуациям:

  • в период транзитного страхования, когда водителю приходится проследовать к пункту техосмотра или к месту регистрации к территориальному отделению ГИБДД;
  • в процессе оформления страховки тех автомобилей, которые состоят на регистрационном учете в другой стране.

Возможные причины снижения

Расчет стоимости полиса с КБМ производится по простой схеме – показатель коэффициента умножаются на базовый тариф полиса. Поэтому, чем будет выше КБМ, тем окажется дороже полис.

Чтобы существенно снизить стоимость данного страхового продукта, можно вооружиться следующими подсказками:

  1. Просто не попадать в аварию в течение нескольких лет подряд.
  2. Регистрировать (вписывать) в полис только тех водителей, которые являются настоящими профессионалами и имеют опыт вождения автотранспортных средств без ДТП.
  3. Учесть территориальный коэффициент и оформлять полис на друга или родственника по генеральной доверенности, которые живут в регионе, где территориальный страховой коэффициент будет поменьше.
  4. Заключение страховых договоров на несколько лет. Такое допускается законодательством при заключении многолетних или долгосрочных договоров по ОСАГО, которые действуют, как правило, не более 3 или 5 лет. К таким договорам «бонус-малус» не применяется, что говорит о покупке полиса за стандартную цену.
  5. Последней вероятной причиной снижения может стать обнуление коэффициента, когда водитель вовсе целый год не страховался и не ездил на авто. то при покупке полиса к нему могут применить коэффициент, равный 1.

Куда обращаться, если неверный

Для того чтобы узнать, правильный ли КБМ использует страховая компания в отношении водителя, или нет, можно в РСА по базе или же обратившись к страховщику, у которого был приобретен ранее страховой полис.

Также используется в ходу делопроизводства, так называемая, справка безаварийности, которую также выдает РСА. Бесплатно обращаться в страховую по данному вопросу можно только когда договор страхования действительно закончился.

Сведения по водителю и его КБМ страховщик обязан предоставить в течение 5 дней, после обращения. По правилам письменное заявление с просьбой предоставить сведение насчет КБМ водителя, следует подавать за 5 дней до истечения срока действия страхового полиса ОСАГО.

При неправильном использовании КБМ водитель может действовать по следующему алгоритму:

  1. Все-таки заключить соглашение со страховой компанией по тому коэффициенту, который на данный момент выдала база РСА, и который оказался неверным.
  2. Далее подается претензия в Союз автостраховщиков, чтобы вам выдали правильный КБМ и пересчитали его.
  3. Для подачи претензии следует подготовить следующие документы, которые прилагаются к претенциозному заявлению:
    • заполненный бланк для обращения в РСА по вопросам КБМ, который можно скачать на их сайте;
    • сканы или копии не только заявления, но и всех удостоверений тех водителей, которые вписаны были в предыдущий полис ОСАГО;
    • сканы или бумажные копии прошлого и настоящего полисов;
    • после пришедшего ответа из РСА, собственник авто пишет заявление в свою страховую компанию с просьбой произвести перерасчет КБМ с внесением верных данных в единую базу АИС РСА;
    • после перерасчетов и внесения правильных показателей КБМ по владельцу авто и водителям, вписанным в полис, страховщик уже может заключить новый страховой договор со страхователем и вернуть все излишне уплаченные суммы при покупке полиса.

Практика показывает, что страховщики отдают большее предпочтение той информации, которая предоставлена из АИС РСА, нежели из предыдущего места страхования.

Неправильные показатели коэффициента особенно остро ощущаются водителями, когда нет скидок, а полис выходит даже дороже.

Такое возможно тогда, когда обнуляется КБМ по ОСАГО при внесенных каких-либо изменениях в связке «водитель-автомобиль».

Это ситуации, когда водитель сменил фамилию, продал машину (а значит, сменился владелец) или изменились те или иные параметры регистрационных данных автомобиля, за год водитель не был вписан ни в один страховой полис и т.д. Искусственно обнулять историю страхователя нельзя, за это страховым компаниям грозят штрафы.

Заявление в РСА о восстановлении

Коэффициент должен сохраняться за водителем (как правило, имеется в виду владелец автотранспорта) на годичный период, который определяется сразу после того, как закончится срок действия полиса ОСАГО.

Если за весь год водитель так и не застраховался по обязательному страхованию и не ездил на машине, тогда его КБМ обнулится. Однако в этом случае обнуление коэффициента не исчисляется цифровым показателем «0».

Под обнуленным коэффициентом понимается его показатель, равный единице. После годичного перерыва в вождении автомобиля, водитель может восстановить свой коэффициент, для чего он должен в РСА написать соответствующее заявление:

К этому документу обязательно прилагаются копии водительских прав, которые делаются с обеих сторон удостоверения.

Если страховой договор не предусматривал ограниченность в количестве шоферов, вписываемых в полис обязательного страхования, тогда еще потребуется приложить и копию гражданского паспорта собственника машины.

Заявление на перерасчет

Все заявления для перерасчетов КБМ РСА рекомендует, прежде всего, направлять непосредственно той стразовой компании, которая допускала ошибку.

В этом случае заявитель просит страховщика внести корректное значение по его коэффициенту в базу РСА. Тем более что в эту базу все сведения заносятся строго страховщиками.

Каждый водитель, скорее всего, желает иметь у себя минимальный КБМ по ОСАГО, который дает возможность приобретать страховые полисы с 50% скидкой.

Чем меньше коэффициент, тем дешевле можно будет купить полис ОСАГО. Обычно такой показатель соответствует 13 классу вождения.

На практике это выглядит так, что водитель не должен попадать в аварию на протяжении 10 лет своего опыта вождения автомобиля. Поэтому самые положительные результаты перерасчета КБМ, конечно же, будут зависеть от аккуратности вождения и отсутствия аварий за год.

Сколько действует после окончания договора

После окончания сроков страхового договора КБМ в своем действенном состоянии может продержаться по закону только год. После этого его значимость и показатели обнуляются, и восстановлению они будут подлежать только после обращения в страховую компанию или в РСА самим водителем.

Если еж водителю не нужно ничего восстанавливать или он сам просто того не хочет, тогда к стоимости полиса при новой покупке будет применен коэффициент – 1.

Коэффициент безаварийности «бонус-малус» может действовать как на понижение стоимости полиса ОСАГО, так и на его повышение.

Применять его законодательно стали с целью – простимулировать всех водителей в России, чтобы они стремились заработать скидку на покупку следующего полиса, если будут ездить год без попадания в какие-либо ДТП.

Разобраться в схеме действия такого бонуса не сложно, главное изучить все нормы и правила его начисления и использования в тех или иных случаях.

Видео: ОСАГО. Проверка КБМ. Расчет скидки за безубыточное вождение.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Таблица КБМ (коэффициент Бонус-Малус) – класс водителя.

Страхование ОСАГО

    Распечатать

КБМ или «Коэффициент Бонус-Малус», является коэффициентом влияющим на скидку за безаварийную езду, которая непосредственно влияет на стоимость полиса ОСАГО. В зависимости от аварийности коэффициент Бонус-Малус может быть повышающим или понижающим. Определить КБМ водителя с помощью калькулятора.

Класс

КБМ

Подорожание – Скидка

Класс который будет присвоен при наличии или отсутствии страховых случаев, которые произошли в период действия предыдущих договоров ОСАГО

Выплат не было

1 выплата

2 выплаты

3 выплаты

4 и более выплаты

M

2,45

+145%

0

M

M

M

M

0

2,3

+130%

1

M

M

M

M

1

1,55

+55%

2

M

M

M

M

2

1,4

+40%

3

1

M

M

M

3

1

нет

4

1

M

M

M

4

0,95

-5%

5

2

1

M

M

5

0,9

-10%

6

3

1

M

M

6

0,85

-15%

7

4

2

M

M

7

0,8

-20%

8

4

2

M

M

8

0,75

-25%

9

5

2

M

M

9

0,7

-30%

10

5

2

1

M

10

0,65

-35%

11

6

3

1

M

11

0,6

-40%

12

6

3

1

M

12

0,55

-45%

13

6

3

1

M

13

0,5

-50%

13

7

3

1

M

Как ориентироваться по таблице:

  • Когда водитель оформляет ОСАГО впервые, ему присваивается третий класс страхования и коэффициент  КБМ - 1, не предусматривающий скидки (смотрите информацию в таблице);
  • В последующие разы, страховые компании проверяют КБМ водителя по базе АИС РСА, после чего определяют сколько страховых ситуаций произошло за год страхования по вине автомобилиста. Если страховых ситуаций не происходило, то водитель получает на следующий год повышенный класс и скидку.
  • Если у автомобилиста имеется одна страховая компенсация, на следующий год водителю будет присвоен 1 класс, в случае двух выплат — М-класс и т.д. В случае отсутствия страховых выплат и повышения класса с первоначального третьего до четвертого, КБМ будет составлять 0.95 и автолюбитель получит скидку в 5%.

Дополнительные материалы по теме: Таблица КБМ (коэффициент Бонус-Малус) – класс водителя.

Таблица КБМ осаго 2019

Как пользоваться таблицей для расчета КБМ
  • В поле «Класс на начало годового срока страхования» найдите свой текущий класс (если вы ранее не страховались, то ваш класс равен 3)
  • В поле «Коэффициент» указано значение коэффициента соответствующее классу
  • Далее перемещаемся вправо по строке.
  • В поле «0 страховых выплат» - указано значение коэффициента которое будет у вас в следующем году если вы не допустите ни одной аварии
  • В поле «1 страховых выплат» - указано значение коэффициента которое будет у вас в следующем году если у вас была 1 авария
  • В поле «2 страховых выплат» - указано значение коэффициента которое будет у вас в следующем году если у вас была 2 авария и т.д.

0 страховых выплат

1 страховая выплата

2 страховые выплаты

3 страховые выплаты

4 и более страховых выплат

М

2,45

0

М

М

М

М

0

2,3

1

М

М

М

М

1

1,55

2

М

М

М

М

2

1,4

3

1

М

М

М

3

1

4

1

М

М

М

4

0,95

5

2

1

М

М

5

0,9

6

3

1

М

М

6

0,85

7

4

2

М

М

7

0,8

8

4

2

М

М

8

0,75

9

5

2

М

М

9

0,7

10

5

2

1

М

10

0,65

11

6

3

1

М

11

0,6

12

6

3

1

М

12

0,55

13

6

3

1

М

13

0,5

13

7

3

1

М

В связи с тем, что последнее время наблюдаются большие проблемы с покупкой страховых полисов обязательного страхования, вы можете купить ОСАГО онлайн.

Перед покупкой рекомендуем сделать расчет стоимости полиса ОСАГО на калькуляторе 2019 года, наш калькулятор не только расчитает для вас цену полиса но и покажет наиболее выгодные предложения в различных страховых компаниях.

Пример расчета КБМ при безаварийной езде

При безаварийной езде и отсутствии страховых выплат класс водителя каждый год увеличивается на один пункт. При этом КБМ уменьшается согласно таблице.

Например, страхователь класса «6» имеет коэффициент 0,85. Через год безаварийного вождения (учитываются только ДТП, произошедшие по его вине) он получит категорию «7» с множителем 0,80.

Пример расчета КБМ при авариях

Расчет КБМ при наличии аварий производится так же легко. Если за год автомобилист совершил четыре или более дорожно-транспортных происшествий, то класс опускается до самого низкого пункта «М». Если инициировано от одного до трех ДТП, то для расчета категории, применяется таблица КБМ.

Например, страхователь класса «10» с множителем 0,65 стал инициатором двух аварий за один год. В итоге его категория опустилась на 7 пунктов до «3» с коэффициентом 1.

Класс понижается только в тех случаях, когда водитель виновен в ДТП.

Как КБМ влияет на размер взносов

Коэффициент «Бонус-Малус» может и уменьшать, и увеличивать стоимость ОСАГО.

Происходит это следующим образом. Базовая стоимость взноса умножается на значение КБМ. Когда коэффициент больше нуля (категории «М» и 0-2), цена увеличивается. Когда он меньше нуля (категории 4-13), водителю предоставляется скидка. При третьем классе базовый тариф не изменяется.

Как рассчитать КБМ при неограниченной страховке

«Бонус-Малус» при открытом страховании, то есть без ограничений по количеству водителей, равен значению КБМ собственника автомобиля. Изменяется он по тем же правилам, что и для обычного полиса, но скидка распространяется только на конкретную машину.

Допустим, вы владелец автомобиля Nissan и оформили на него открытое ОСАГО. Через несколько лет вы получили категорию 10 и скидку 35%. Несмотря на то, что транспортом могут управлять и лица с другими классами – меньшими или большими – для расчета стоимости взносов используется ваш показатель. Но при покупке второй машины, например, Renault зарабатывать скидку придется «с нуля», с третьего класса, независимо от того, какая категория была на Nissan.

При этом для открытого ОСАГО применяется и другой специальный множитель. В 2019 году он равен 1,87. Это значит, что неограниченная страховка будет на 80% дороже обычной (без учета других коэффициентов).


Смотрите также