На что влияет ширина диска колеса


Библия Автомобилиста .Диски и Шины — KIA Rio 5-door, 1.6 л., 2013 года на DRIVE2

Библия автомобилиста: шины и литые диски

Отлично, вы наконец-то решились заменить колеса на вашей машине. В этой статье мы обратим внимание на многие важные аспекты подбора новых колес.Выбор нужно начать с литых дисков. Подобрав правильные параметры, можно будет сосредоточиться на поиске оптимальных шин для вашего климата и стиля вождения.

Начнем с основных параметров колеса.

Количество болтов или шпилек

Не стоит и говорить, что невозможно поставить литые диски с четырьмя отверстиями на автомобиль с пятью шпильками. Это очевидное на первый взгляд правило часто не принимается во внимание покупателями. Покупая литой диск с логотипом Toyota, покупатели бывают уверены, что он подходит на любой автомобиль этой марки.

PCDЛитой диск

Знание количества необходимых крепежных отверстий на вашем диске не означает, что на ваш автомобиль подходит любой из них. Центры отверстий располагаются на воображаемом круге, диаметр которого может существенно отличаться для разных моделей авто. На рисунке красным обозначена эта воображаемая окружность. Если количество болтов совпадает, но диаметр их размещения — нет, то диск не может быть установлен на автомобиль. В некоторых случаях этот параметр отличается весьма незначительно. Например, 98 и 100 мм, 114,3 и 115 мм. Ошибка может обнаружиться уже после того, как литой диск установлен на автомобиль и болты затянуты. Движение на таких колесах категорически запрещается, так как оно может привести к разрушению диска. По маркировке параметров диска можно легко определить этот параметр: 5х112 означает, что колесный диск имеет 5 крепежных отверстий с размещением на окружности диаметром 112 мм.

Центральное отверстие

Существует два разных типа литых дисков: с центровкой по ступице и центровкой по шпилькам. В первом случае центровка производится по центральному отверстию до затяжения болтов или гаек. Выступающая часть ступицы автомобиля выступает в роли базовой оси, вокруг которой вращается колесо. Но часто универсальные колесные диски имеют центральное отверстие больше, чем выступающая часть ступицы. В этом случае необходимо переходное кольцо. Как правило это металлическое или пластиковое колечко, которое уменьшает диаметр отверстия до необходимого и позволяет с легкостью центровать диск.В некоторых моделях автомобилей выступающая часть ступицы отсутствует. В этом случае колесо центрируется по мере затягивания болтов.

Вылет

Это очень важный параметр. Проигнорируйте его и можно получить кучу проблем, из которых самой незначительной окажется то, что колесо просто не встанет на автомобиль. Но вернемся к вопросу, что же это такое — вылет.

Литые диски: вылетЭто расстояние между между плоскостью прилегания диска к ступице и центральной плоскостью. Центральная плоскость — это воображаемая плоскость, которая как бы делит колесный диск на две половины вдоль обода. Вылет может быть положительным, отрицательным и нулевым. Этот параметр существенно влияет на работу подвески и курсовую устойчивость автомобиля. Чувствительность руля может стать очень низкой, а может наоборот — высокой. На колесах с неправильным вылетом автомобиль может рыскать на дороге, появится необходимость постоянно подруливать, может появиться постоянная вибрация. Прежде, чем объяснить как именно и почему этот параметр имеет такое значение, нужно до конца прояснить как он определяется.Итак, колесо с положительным значением вылета УТАПЛИВАЕТСЯ в корпус автомобиля. Колесо с отрицательным вылетом, наоборот, выступает за корпус машины.Теперь вернемся к вопросу о том, как же все-таки вылет влияет на поведение автомобиля. Самое главное, на что влияет это параметр — это плечо обката.

Переднее колесо автомобиля вращается в двух плоскостях: в вертикальной — это приводит к перемещению автомобиля по прямой и в горизонтальной, когда вы поворачиваете. Если в вертикальной плоскости колесо вращается вокруг своей оси и здесь все просто, то в горизонтальной плоскости дела обстоят несколько иначе. Колесо вращается вокруг вертикальной оси, которая находится вне колеса. При повороте руля переднее колесо описывает окружность вокруг оси, проходящей через верхнюю опору.

На рисунке “а” показано колесо с отрицательным вылетом. Как видно, в этом случае при воздействии на колесо встречной силы, направленной против направления движения автомобиля, автомобиль будет стремиться отклониться в сторону колеса, на которое воздействует эта сила . Это приводит к тому, что из-за неровностей на дороге возникает необходимость постоянно подруливать. Если автомобиль будет ехать одной стороной по асфальту, а другой по обочине, то он будет отклоняться в сторону обочины из-за большего сопротивления грунта.На рисунке “б” вылет колеса положительный. В этом случае плечо обката действует в обратном направлении и колеса автомобиля будут поворачиваться в противоположную сторону. Например, если правые колеса автомобиля катятся по грунту, а левые по асфальту, то автомобиль будет отклоняться влево.

Следует отметить, что разработчики автомобилей подбирают вылет колес таким образом, чтобы ось поворота рулевых колес пересекалась с поверхностью колеса ровно по окружности, образованной пересечением протектора шины и центральной плоскости диска. Это штатный вылет. Когда мы говорим о уменьшении и увеличении вылета, мы говорим о изменениях относительно штатного вылета, а не нулевого, как показано на примере.

На практике (при одном и том же размере колесного диска и шины) можно без последствий увеличивать вылет на 5-7 мм относительно штатного и уменьшать на те же 5-7 мм, но учитывая расстояние до элементов подвески и тормозной системы колеса. Например, у некоторых моделей Honda штатный вылет равен 45 мм. Уменьшив вылет на 5 мм мы получим новый вылет 50 мм. Иначе говоря, ПРИБАВЛЯЯ 5 миллиметров, мы УМЕНЬШАЕМ вылет, а не увеличиваем!Помимо плеча обката, изменение вылета влияет на другие элементы автомобиля. Существует примерное соотношение, хорошо показывающее насколько меняется нагрузка на ступицу. При увеличении вылета на 50 мм нагрузка на подшипник ступицы возрастает в 1,5 раза.

Обозначение вылета — ЕТ. Например, 5х112 ЕТ35 означает, что колесо имеет 5 отверстий на окружности 112 мм с вылетом 35 мм. Выбитое на самом колесном диске обозначение вылета может сопровождаться словом offset.

Ширина и диаметр колесного диска

Ширина колесного диска определяется между внутренними стенками бортиков и измеряется в дюймах. Например, 8х16 означает, что ширина обода диска 8 дюймов, а его диаметр — 16 дюймов. Важно помнить, что нельзя подбирать шины с той же шириной, что и диск. Ниже мы более подробно рассмотрим этот аспект.

Внешний диаметр колеса

Спидометр автомобиля считает обороты колеса. Для расчета скорости и пройденного пути в нем зафиксирована длина окружности колеса, поэтому важно при замене колес сохранять внешний диаметр прежним. Кроме того, двигатель и другие системы автомобиля рассчитаны на определенный диаметр колеса, поэтому изменение внешнего диаметра оказывает влияние не только на показания спидометра и одометра автомобиля.

Соотношение ширин колесного диска/шины

Профиль шины (или серия), который обычно выражается двузначным числом — это соотношение ширины шины и высоты профиля в мм. Например, шина размерностью 205/50 R16 имеет высоту профиля 50%. Это значит, что толщина профиля в миллиметрах 205*0,5=102,5 мм. Ширина шины указывается явным образом и выражает ее максимальную ширину в миллиметрах.Очень важно правильное соотношение между шириной шины, ее профилем и шириной диска. Если ширина обода слишком мала, смонтированная на таком ободе шина будет слишком сжата, что приведет к неравномерному износу протектора и ухудшению сцепления. Если ширина обода слишком большая, возникает опасность потери давления и расбортировки шины на высоких скоростях.Для шин с профилем 50 или больше оптимальная ширина диска должна составлять 70% от ширины, округленная до 0,5 дюйма.Например, оптимальная ширина колесного диска для шины 255/50 R16 с шириной в 10 дюймов (1 дюйм равен 25,4 мм) составляет 7 дюймов.Для 45-ой серии и ниже ширина диска должна составлять 85% от ширины шины. Например, оптимальная ширина обода колесного диска для шины 225/45 R17 составляет 7,5 дюймов.Почему же чем ниже профиль, тем шире должен быть колесный диск при одинаковой ширине шины? Это связано с тем, что шины с более низким профилем имеют более короткие и жесткие боковины и, тем самым, обладают меньшей гибкостью для адаптации под ширину колесного диска. Оптимальная ширина обода диска — это только среднее значение. Весь диапазон значений ширины диска для того или иного типоразмера шины можно определить воспользовавшись шинным калькулятором на нашем сайте.

Соотношение толщины профиля шины и диаметра колесного диска

Правило “Плюс один”

Колесные диски большего диаметра хорошо улучшают внешний вид автомобиля. Шины с низким профилем делают автомобиль более отзывчивым на управление, руль становится более “четким”, улучшается динамика авто. Неудивительно, что многие автовладельцы задаются целью увеличить диаметр колесного диска и поставить низкопрофильные шины. Существует простое правило, согласно которому можно определить новую размерность шины, сохранив внешний диаметр прежним.“Плюс один” — это правило, которое описывает правильное увеличение размерности шины с учетом изменения диаметра колесного диска на 1 дюйм.Правило очень простое:1. Увеличиваем диаметр колесного диска на 1 дюйм2. Увеличиваем ширину шины на 20 мм3. Уменьшаем высоту профиля на 10 единиц

Допустим, ваши старые колеса имеют размерность 205/55 R16. Вы хотите поставить колесные диски больше на 1 дюйм. В этом случае новый размер шины при сохранении внешнего диаметра колеса будет 205+20 / 55-10 R16+1 = 225/45 R17.

Как выбрать колесные диски. — Mitsubishi Eclipse, 2.0 л., 1994 года на DRIVE2

Всем привет! Снова я, снова про колесные диски.

Назойливо? Может быть, но в предыдущей записи на эту тему я просил совета, а теперь решил немного разобраться сам, так как дельного совета, который бы полностью закрыл эту тему, для себя я так и не получил. По этому предыдущую запись я решил удалить, а создать новую, где опишу все свои размышления по этому поводу и то что нагуглил, а люди соображающие в этом вопросе меня поправят, если что не так.

С шинами я вроде бы для себя определился (ссылка). Может быть это не самый лучший выбор, но я хочу попробовать в действии именно эти шины Bridgestone Potenza Adrenalin RE002 215/50 R17.

А вот с дисками не совсем всё ясно. Что я знаю на данном этапе, так это то что размер «родных» литых дисков 5.5J х 15 5/114.3 ET46 TYPE DH, AL B-ARGENT.

Что означают все эти знаки? Для этого мне пригодился материал, полученный на предыдущей работе в ДЦ «Медведь Холдинг» подразделение, занимающееся продажей автомобилей бренда Mitsubishi. Хотя этот вопрос мы и в институте проходили, но в те времена я был студентом-рас@здяем и всё у меня пролетело мимо ужей, точнее в уши то залетело иначе бы я не запомнил, что мы это изучали, но в черепной коробочке к сожалению не сохранилось.

Какие самые острые вопросы которые меня интересуют: кованные или литые – это первый вопрос; какой оптимальный размер – это второй вопрос.

Итак, вернемся к расшифровке размера диска.

5,5 – посадочная ширина обода диска, выраженная в дюймах. В данном случае, ширина обода составляет 5,5*25,4=139,7 мм. Нужно заметить, что этот параметр напрямую связан с шириной шины. Для каждой ширины шины существует вилка (от и до) допустимой ширины диска, на который данная шина может быть установлена. Оптимальный вариант, чтобы ширина диска находилась где-то возле середины допустимого диапазона для данной шины.

Основное правило при выборе сочетания «диск— покрышка» таково — ширина протектора должна быть на 20—30% больше ширины диска. «Дюймовую» ширину диска необходимо перевести в миллиметры (1 дюйм равен 25,4 мм). То есть индексом 5,5J обозначается диск шириной 139,7 мм. А значит, на такой диск допускается устанавливать шины шириной от 168 до 182 мм. Округляем и получаем диапазон от 170 до 180 мм. К примеру, диск 5,5Jх15 годится для покрышек 170/ХХ R15, 175/ХХ R15 и 180/ХХ R15.

В моем случае (на моем автомобиле), если мне не изменяет память были установлены шины 195/65 R15, по мануалу 195/60R15… Здесь непонятно, но думаю не критично.

Нужно понимать, что в случае, если ширина диска не соответствует ширине шины, это скорее всего создаст проблему с бортированием шины на этот диск, а также заметено ухудшит эксплуатационные характеристики шины, поэтому на этот параметр обращать внимание нужно обязательно.

x – в некоторых источниках встречал информацию, что этот знак означает то, что данный диск нераздельный.

J (JJ, JK, K, B, P, D …) В этой букве зашифрована техническая информация о закраинах обода диска (конструкция, форма, высота). Самыми распространенными типами дисков на сегодня являются J (в основном для моноприводных автомобилей), и JJ (как правило, для полного привода). Закраины обода диска влияют на установку резины, компенсирующих грузиков, а также на устойчивость к смещению шины на диске в экстремальных условиях. Очевидно, что несмотря на внешнюю взаимозаменяемость, к примеру, дисков J и JJ, лучше все-таки выбирать параметр, рекомендованный производителем автомобиля.

5/114.3 – Параметры крепления диска к ступице:5 – количество болтовых (крепежных) отверстий на диске;

114.3 – диаметр окружности в миллиметрах, на которой размещены эти отверстия (а точнее их центры).

Иногда параметр наносится на диск отдельно и обозначается, как PCD (Pitch Circle Diameter). Тут очень важно не ошибиться, поскольку разных стандартов этого параметра существует множество, причем разница между соседними иногда составляет всего несколько миллиметров, поэтому, скажем, диск от автомобиля Jaguar (PCD=120,65) визуально прекрасно садится на ступицу BMW (PCD=120), но это не означает, что его можно использовать на этом автомобиле. Аналогично, «Жигулевские» диски 4/98 надеваютсяч на ступицы многих иномарок, для которых предусмотрен размер 4/100. Главное, что тут нужно понимать, это то, что несмотря на заметную разницу в диаметре крепежных отверстий диска и болтов (шпилек), производитель автомобиля очень точно рассчитывает посадку колеса на ступицу. Это связано с тем, что любое наименьшее отклонение центра ступицы от центра диска вызовет не просто биение колеса (обычно сопровождается вибрацией на руле), но и поставит под угрозу надежность крепления колеса, ведь если диаметр расположения крепежных оверстий не соответствует параметрам ступицы, то полностью затянуть все крепежные болты (гайки) с конусным основанием (которое должно обеспечить центровку диска на ступице) невозможно. А это уже угроза не просто толщине кошелька, но и жизни.

H (h3, FH, AH, CH…) – в этих буквах зашифрована информация о конструктивных особенностях полок обода диска и выступов (хампов) на них. Хампы (Hump) предназначены для бескамерных шин и обеспечивают правильную установку шины на диск. Другими словами Hump – это кольцевые выступы на ободе, которые предотвращают соскакивание бескамерной шины с колесного диска. Как правило, на колесе два хампа (Н2), но бывает и один (Н), либо же их может не быть вовсе. Хампы могут быть плоскими (FH — Flat Hump), асимметричные (AH — Asymmetric Hump) и комбинированные (CH — Combi Hump). Некоторые шины (например шины RunFlat) требуют особенных параметров диска в этом вопросе, этот момент нужно уточнить при покупке шин.

Коротко о технологии RunFlat кто не слышал.

Run-flat — технология, применяемая при производстве дорогих автомобильных шин. Такие шины обладают усиленными боковинами. Наличие специального поддерживающего компонента позволяет им выдерживать вес автомобиля, не оседая, даже будучи спущенными.

Но так как я не собираюсь пока приобретать и устанавливать шины с подобной технологией изготовления, то и этот параметр думаю можно упустить в выборе дисков для моей машины.

ET46 – вылет диска (мм). Расстояние между плоскостью приложения диска к ступице и центральной осью диска. Этот параметр должен точно соответствовать требованиям автопроизводителя, поскольку под него рассчитываются ключевые параметры подвески и рулевого механизма автомобиля. Вылет диска не зависит ни от диаметра диска, ни от ширины шины, ни от каких-либо других ее параметров. Для одной ступицы вылет один для всех типоразмеров шин и дисков. Варианты обозначения (в зависимости от страны производства): DEPORT у французов и OFFSET у производителей других стран.

d 57,1 (DIA) – Диаметр центровочного отверстия на диске. Должен точно соответствовать диаметру посадочного цилиндра на ступице. Нужно понимать, что кроме центровочной функции, посадочный цилиндр имеет еще одну, не менее важную – он частично берет на себя нагрузку, которая приходится на крепежные болты (шпильки). Поэтому, если центровочное отверстие понравившегося диска больше посадочного цилиндра ступицы – придется использовать специальные центровочные кольца. Но в моём случае (касательно «родных» дисков) эта информация неактуальна, так как центральное отверстие «родных» дисков не центруется на ступицу, а закрывается специальной пластиковой заглушкой и используется только лишь для установки диска на шиномонтажный стенд для балансировки колеса.

По способу изготовления легкосплавные диски делятся на литые и кованые. Какой же выбрать?

Литой диск имеет зернистую внутреннюю структуру металла, и в этом его основной минус: при долгой езде по колдобинам в металле идет процесс накопления микротрещин (невидимых и потому опасных), которые рано или поздно проявят себя — от сильного удара диск может расколоться. Кованый же диск, металл которого имеет многослойную волокнистую структуру, исключительно прочен: колдобины ему не страшны, он не расколется ни при каких условиях (ковка обеспечивает необходимую пластичность). Помять его теоретически можно, но скорее разлетится подвеска, чем помнется закраина кованого колеса. Подбирая диск по марке авто, принимайте в расчет особенности его эксплуатации.

Льют и куют диски из алюминиевых и магниевых сплавов. Если расположить легкосплавные диски в порядке «от минуса к плюсу» по чисто техническим параметрам, то ряд будет таким: литой магниевый (легкий, но капризный, быстро растрескивается), литой алюминиевый (нормальный по совокупности качеств), кованый алюминиевый (прочный и легкий) и кованый магниевый (сверхпрочный и легкий).

Исходя из вышеперечисленного я сделал вывод, что если выбирать литой диск, то вероятность расколоть его и тем самым испортить на наших чудо дорогах возрастает, но и вероятность сохранения шины в таком случае тоже возрастает, а вот если выбрать кованый диск, то вероятность его повредить уменьшается, а вот шине скорее всего не поздоровится при попадании в колдобину.

В общем тут самое главное – это вес диска, чем легче, тем лучше, тем меньше общая масса неподрессоренных частей автомобиля.

Судя по разнице габаритных размеров ширины кузова и расстоянием между осями середины колес (правда данные брал из мануала 1G Chrysler Motors, автомобилей Laser/Talon), получил информацию о том, что шины выбранные мной размерностью 215/50 R17 не будут выступать за арки крыльев автомобиля (допустимая ширина профиля шины получилась приблизительно до 225-235 мм, то есть я со своими 215 в этот предел попадаю), но это при условии что посадочная ширина обода диска и вылет не меняется.

Правда и размеры дисков на Laser/Talon, согласно мануалу отличаются от моих///

Ну а теперь хочется рассказать о самом непонятном для меня (на момент поиска информации) параметре – это о вылете диска (ЕТ). Я половину дня потратил на поиски всей необходимой информации и нашёл таки!

То, что этот параметр должен точно соответствовать требованиям автопроизводителя я уже написал выше, а теперь почему это так?

Продавец-консультант в специализированном шинном магазине, скорее всего Вам скажет, что небольшое отклонение вылета от требований автопроизводителя вполне допустимо, и в том случае, если колесо в сборе нормально садится на ступицу и при вращении не цепляет за детали подвески и кузова – такой диск однозначно можно ставить на автомобиль. Продавец же колесных проставок вообще скажет Вам, что уменьшение вылета диска — это никакая не проблема, независимо от конкретных параметров. И это понятно — их цель — продать Вам диски, проставки под колесные диски и прочие товары. Ваша цель — купить то, что точно Вам подходит (поверьте моему опыту, знаю не по наслышке, сам в этой сфере работал))).

А на самом деле? Давайте разберемся во всем по порядку и не спеша.

Что такое вылет диска?

Формула вычисления вылета диска крайне проста:

ET=a-b/2, где

a – расстояние между внутренней плоскостью диска, и плоскостью приложения диска к ступице;b – общая ширина диска.

Исходя из формулы вычисления, нетрудно заметить, что вылет диска может быть положительным (чаще всего), нулевым и отрицательным. Кроме того, вылет дисков фактически непосредственно влияет на ширину колесной базы, ибо от этого параметра напрямую зависит расстояние между центрами симметрии (по ширине) колес на одной оси.

Кроме того, опять таки из формулы вычисления, можно сделать вывод о том, что на вылет диска не влияют ни ширина диска (и соответственно шины), ни диаметр диска. Для определения расчетных нагрузок на подвеску важно исключительно плечо приложения силы, т.е. расстояния от центра шины (по ширине) до ступицы. Таким образом, независимо от размерности шин и дисков, расчетный вылет, требуемый автопроизводителем для одной модели автомобиля будет всегда один.

В кодировке, которая нанесена на внутреннюю поверхность диска, вылет обозначается, как ЕТхх, где хх – это фактическое значение вылета в миллиметрах. Например: ЕТ45 (положительный), ЕТ0 (нулевой), ЕТ-15 (отрицательный)

Допустимы ли отклонения вылета диска?

Для ленивых и занятых: вылет диска должен точно соответствовать требованиям производителя автомобиля и никакое отклонение в никакую сторону не может считаться допустимым. Изменяя вылет диска (даже не «незначительные» 5 мм) Вы изменяете также существенные условия работы всех узлов подвески, создавая усилия (и векторы их приложения), на которые Ваша подвеска не рассчитана. Самое простое следствие – срок службы элементов подвески сокращается, но в условиях критических нагрузок последствия могут быть гораздо печальнее, вплоть до внезапного разрушения во время движения. Хотите знать почему – читайте дальше.

Почему продавцы заявляют обратное? Ответ прост – просто потому, что вариантов вылета диска существует очень много, и конкретно под «Ваш» вылет им достаточно сложно подобрать подходящие по другим параметрам диски для Вашего авто. Т.е. пренебрежение точностью соответствия вылета существенно расширяет ассортимент дисков, которые Вам смогут предложить, что существенно повышает шансы что-либо Вам продать.

Почему для разных комплектаций автомобилей делают разные запчасти?

Для начала, нужно понимать, что, во время разработки подвески каждого отдельно взятого автомобиля конструкторы просчитывают величайшее множество параметров, в зависимости от которых определяются, в том числе, и требования к отдельным элементам подвески.

Вы никогда не сталкивались, например, с такой ситуацией, когда для двух одинаковых автомобилей (модель, марка), отличающихся только двигателем, производитель делает разные детали подвески – шаровые опоры, наконечники рулевых тяг, рычаги, а также все сайлентблоки, которые присутствуют в местах соединения этих узлов? Как думаете, почему так происходит?

Все очень просто: потому, что разные моторы имеют разный вес, соответственно, при его изменении меняется сила и (возможно) вектор приложения силы, действующая на отдельные узлы подвески. Соответственно, меняется и конструкция, которая должна обеспечивать максимальную надежность узла при сохранении управляемости и комфортности, ну и (что также немаловажно) минимальных затратах на производство.

И нужно отметить, что если раньше большинство автопроизводителей делали достаточно большой запас прочности в основных узлах автомобиля (в т.ч. касается подвески), то в последнее время наблюдается тенденция к более точным конструкторским расчетам и снижению себестоимости автомобиля именно за счет уменьшения вот этого запаса прочности. И тенденция эта, увы, существенно снижает какие-либо возможности для «гаражного» тюнинга, как подвески, так и двигателей.

Но нам повезло (я имею ввиду владельцев Eclipse G1)! Наши автомобили создавались как раз в те времена, когда производители закладывали большой запас прочности и я в этом неоднократно убедился (вот например ссылка)))

Но, продолжу.

Какие силы действуют на детали подвески?

Если разложить подвеску современного автомобиля по силам, которые действуют на отдельные ее элементы – получится многотомное издание, которое не под силу для понимания обычному автолюбителю. Поэтому для наглядности рассмотрим упрощенный вариант независимой подвески системы МакФерсона, где ступица крепится к кузову одним поперечным рычагом и стойкой с амортизатором.

Согласно Третьему закону Ньютона (сила действия равна силе противодействия), общая масса автомобиля распределена между четырьмя его колесами, при этом сила, действующая на каждое колесо, направлена от поверхности, на которой стоит (или двигается) автомобиль. Точкой приложения этой силы является при этом центр площади пятна контакта шины с дорожным покрытием. Если принять, что подвеска автомобиля исправна, колеса отбалансированы и углы развала-схождения соответствуют норме, то этот центр площади пятна контакта будет находиться на оси симметрии колеса по его ширине. Туда же должна опускаться и ось стойки амортизатора, на которой находятся крепления рулевых тяг (наконечников).

Таким образом, сила, равная доле массы автомобиля, приходящейся на любое из его колес, направлена от земли и точка приложения этой силы – центр симметрии колеса по ширине. Учитывая конструкцию подвески, указанная сила создает моменты на ступичный подшипник, рычаг (растяжение) и стойку с амортизатором (сжатие).

И конструктор, который разрабатывает узлы подвески автомобиля, тщательно просчитывает все эти моменты, учитывая в разработке, в частности ступицы, рычага, стойки амортизатора, шаровой опоры, наконечников рулевых тяг и т.д. Запас прочности, безусловно закладывается, но, как правило, этот запас имеет тенденцию к уменьшению, поскольку его увеличение ведет к увеличению себестоимости подвески в целом.

Что происходит при изменении расчетного вылета диска?

На рисунке выше хорошо видно, что единственное, на что по факту влияет вылет – это расположение центральной оси диска (колеса) относительно ступицы. При увеличении вылета колесо будет «садиться» глубже на ступицу, сужая колесную базу. Уменьшение вылета, соответственно, расширяет колесную базу и «выносит» колесо наружу.

Главное, что нужно понимать автолюбителю, это то, что в обоих случаях смещение центральной оси диска неизбежно смещает рулевую ось, изменяя при этом предусмотренные конструктором параметры выворота руля (это влияет и на управляемость автомобиля в целом и на износ резины в поворотах), и изменяет сами моменты сил, действующие на подвеску, а также векторы их приложения. Все это в комплексе заставляет подвеску работать в непредусмотренном автопроизводителем режиме, а потому срок ее службы и безопасность вождения (особенно в экстремальных условиях) в таком случае – лотерея с небольшими шансами.

Таким образом, даже если колесо с непредусмотренным вылетом без проблем садится на ступицу – это еще совершенно не означает, что этот диск подходит для безопасного использования. Если вылет понравившегося Вам диска больше штатного (предусмотренного производителем автомобиля), выходом из ситуации может быть использование колесных проставок, но найти подходящие Вам проставки под диски будет не так просто.

Вот такие вот помидоры!)))

Page 2

Всем привет! Снова я, снова про колесные диски.

Назойливо? Может быть, но в предыдущей записи на эту тему я просил совета, а теперь решил немного разобраться сам, так как дельного совета, который бы полностью закрыл эту тему, для себя я так и не получил. По этому предыдущую запись я решил удалить, а создать новую, где опишу все свои размышления по этому поводу и то что нагуглил, а люди соображающие в этом вопросе меня поправят, если что не так.

С шинами я вроде бы для себя определился (ссылка). Может быть это не самый лучший выбор, но я хочу попробовать в действии именно эти шины Bridgestone Potenza Adrenalin RE002 215/50 R17.

А вот с дисками не совсем всё ясно. Что я знаю на данном этапе, так это то что размер «родных» литых дисков 5.5J х 15 5/114.3 ET46 TYPE DH, AL B-ARGENT.

Что означают все эти знаки? Для этого мне пригодился материал, полученный на предыдущей работе в ДЦ «Медведь Холдинг» подразделение, занимающееся продажей автомобилей бренда Mitsubishi. Хотя этот вопрос мы и в институте проходили, но в те времена я был студентом-рас@здяем и всё у меня пролетело мимо ужей, точнее в уши то залетело иначе бы я не запомнил, что мы это изучали, но в черепной коробочке к сожалению не сохранилось.

Какие самые острые вопросы которые меня интересуют: кованные или литые – это первый вопрос; какой оптимальный размер – это второй вопрос.

Итак, вернемся к расшифровке размера диска.

5,5 – посадочная ширина обода диска, выраженная в дюймах. В данном случае, ширина обода составляет 5,5*25,4=139,7 мм. Нужно заметить, что этот параметр напрямую связан с шириной шины. Для каждой ширины шины существует вилка (от и до) допустимой ширины диска, на который данная шина может быть установлена. Оптимальный вариант, чтобы ширина диска находилась где-то возле середины допустимого диапазона для данной шины.

Основное правило при выборе сочетания «диск— покрышка» таково — ширина протектора должна быть на 20—30% больше ширины диска. «Дюймовую» ширину диска необходимо перевести в миллиметры (1 дюйм равен 25,4 мм). То есть индексом 5,5J обозначается диск шириной 139,7 мм. А значит, на такой диск допускается устанавливать шины шириной от 168 до 182 мм. Округляем и получаем диапазон от 170 до 180 мм. К примеру, диск 5,5Jх15 годится для покрышек 170/ХХ R15, 175/ХХ R15 и 180/ХХ R15.

В моем случае (на моем автомобиле), если мне не изменяет память были установлены шины 195/65 R15, по мануалу 195/60R15… Здесь непонятно, но думаю не критично.

Нужно понимать, что в случае, если ширина диска не соответствует ширине шины, это скорее всего создаст проблему с бортированием шины на этот диск, а также заметено ухудшит эксплуатационные характеристики шины, поэтому на этот параметр обращать внимание нужно обязательно.

x – в некоторых источниках встречал информацию, что этот знак означает то, что данный диск нераздельный.

J (JJ, JK, K, B, P, D …) В этой букве зашифрована техническая информация о закраинах обода диска (конструкция, форма, высота). Самыми распространенными типами дисков на сегодня являются J (в основном для моноприводных автомобилей), и JJ (как правило, для полного привода). Закраины обода диска влияют на установку резины, компенсирующих грузиков, а также на устойчивость к смещению шины на диске в экстремальных условиях. Очевидно, что несмотря на внешнюю взаимозаменяемость, к примеру, дисков J и JJ, лучше все-таки выбирать параметр, рекомендованный производителем автомобиля.

5/114.3 – Параметры крепления диска к ступице:5 – количество болтовых (крепежных) отверстий на диске;

114.3 – диаметр окружности в миллиметрах, на которой размещены эти отверстия (а точнее их центры).

Иногда параметр наносится на диск отдельно и обозначается, как PCD (Pitch Circle Diameter). Тут очень важно не ошибиться, поскольку разных стандартов этого параметра существует множество, причем разница между соседними иногда составляет всего несколько миллиметров, поэтому, скажем, диск от автомобиля Jaguar (PCD=120,65) визуально прекрасно садится на ступицу BMW (PCD=120), но это не означает, что его можно использовать на этом автомобиле. Аналогично, «Жигулевские» диски 4/98 надеваютсяч на ступицы многих иномарок, для которых предусмотрен размер 4/100. Главное, что тут нужно понимать, это то, что несмотря на заметную разницу в диаметре крепежных отверстий диска и болтов (шпилек), производитель автомобиля очень точно рассчитывает посадку колеса на ступицу. Это связано с тем, что любое наименьшее отклонение центра ступицы от центра диска вызовет не просто биение колеса (обычно сопровождается вибрацией на руле), но и поставит под угрозу надежность крепления колеса, ведь если диаметр расположения крепежных оверстий не соответствует параметрам ступицы, то полностью затянуть все крепежные болты (гайки) с конусным основанием (которое должно обеспечить центровку диска на ступице) невозможно. А это уже угроза не просто толщине кошелька, но и жизни.

H (h3, FH, AH, CH…) – в этих буквах зашифрована информация о конструктивных особенностях полок обода диска и выступов (хампов) на них. Хампы (Hump) предназначены для бескамерных шин и обеспечивают правильную установку шины на диск. Другими словами Hump – это кольцевые выступы на ободе, которые предотвращают соскакивание бескамерной шины с колесного диска. Как правило, на колесе два хампа (Н2), но бывает и один (Н), либо же их может не быть вовсе. Хампы могут быть плоскими (FH — Flat Hump), асимметричные (AH — Asymmetric Hump) и комбинированные (CH — Combi Hump). Некоторые шины (например шины RunFlat) требуют особенных параметров диска в этом вопросе, этот момент нужно уточнить при покупке шин.

Коротко о технологии RunFlat кто не слышал.

Run-flat — технология, применяемая при производстве дорогих автомобильных шин. Такие шины обладают усиленными боковинами. Наличие специального поддерживающего компонента позволяет им выдерживать вес автомобиля, не оседая, даже будучи спущенными.

Но так как я не собираюсь пока приобретать и устанавливать шины с подобной технологией изготовления, то и этот параметр думаю можно упустить в выборе дисков для моей машины.

ET46 – вылет диска (мм). Расстояние между плоскостью приложения диска к ступице и центральной осью диска. Этот параметр должен точно соответствовать требованиям автопроизводителя, поскольку под него рассчитываются ключевые параметры подвески и рулевого механизма автомобиля. Вылет диска не зависит ни от диаметра диска, ни от ширины шины, ни от каких-либо других ее параметров. Для одной ступицы вылет один для всех типоразмеров шин и дисков. Варианты обозначения (в зависимости от страны производства): DEPORT у французов и OFFSET у производителей других стран.

d 57,1 (DIA) – Диаметр центровочного отверстия на диске. Должен точно соответствовать диаметру посадочного цилиндра на ступице. Нужно понимать, что кроме центровочной функции, посадочный цилиндр имеет еще одну, не менее важную – он частично берет на себя нагрузку, которая приходится на крепежные болты (шпильки). Поэтому, если центровочное отверстие понравившегося диска больше посадочного цилиндра ступицы – придется использовать специальные центровочные кольца. Но в моём случае (касательно «родных» дисков) эта информация неактуальна, так как центральное отверстие «родных» дисков не центруется на ступицу, а закрывается специальной пластиковой заглушкой и используется только лишь для установки диска на шиномонтажный стенд для балансировки колеса.

По способу изготовления легкосплавные диски делятся на литые и кованые. Какой же выбрать?

Литой диск имеет зернистую внутреннюю структуру металла, и в этом его основной минус: при долгой езде по колдобинам в металле идет процесс накопления микротрещин (невидимых и потому опасных), которые рано или поздно проявят себя — от сильного удара диск может расколоться. Кованый же диск, металл которого имеет многослойную волокнистую структуру, исключительно прочен: колдобины ему не страшны, он не расколется ни при каких условиях (ковка обеспечивает необходимую пластичность). Помять его теоретически можно, но скорее разлетится подвеска, чем помнется закраина кованого колеса. Подбирая диск по марке авто, принимайте в расчет особенности его эксплуатации.

Льют и куют диски из алюминиевых и магниевых сплавов. Если расположить легкосплавные диски в порядке «от минуса к плюсу» по чисто техническим параметрам, то ряд будет таким: литой магниевый (легкий, но капризный, быстро растрескивается), литой алюминиевый (нормальный по совокупности качеств), кованый алюминиевый (прочный и легкий) и кованый магниевый (сверхпрочный и легкий).

Исходя из вышеперечисленного я сделал вывод, что если выбирать литой диск, то вероятность расколоть его и тем самым испортить на наших чудо дорогах возрастает, но и вероятность сохранения шины в таком случае тоже возрастает, а вот если выбрать кованый диск, то вероятность его повредить уменьшается, а вот шине скорее всего не поздоровится при попадании в колдобину.

В общем тут самое главное – это вес диска, чем легче, тем лучше, тем меньше общая масса неподрессоренных частей автомобиля.

Судя по разнице габаритных размеров ширины кузова и расстоянием между осями середины колес (правда данные брал из мануала 1G Chrysler Motors, автомобилей Laser/Talon), получил информацию о том, что шины выбранные мной размерностью 215/50 R17 не будут выступать за арки крыльев автомобиля (допустимая ширина профиля шины получилась приблизительно до 225-235 мм, то есть я со своими 215 в этот предел попадаю), но это при условии что посадочная ширина обода диска и вылет не меняется.

Правда и размеры дисков на Laser/Talon, согласно мануалу отличаются от моих///

Ну а теперь хочется рассказать о самом непонятном для меня (на момент поиска информации) параметре – это о вылете диска (ЕТ). Я половину дня потратил на поиски всей необходимой информации и нашёл таки!

То, что этот параметр должен точно соответствовать требованиям автопроизводителя я уже написал выше, а теперь почему это так?

Продавец-консультант в специализированном шинном магазине, скорее всего Вам скажет, что небольшое отклонение вылета от требований автопроизводителя вполне допустимо, и в том случае, если колесо в сборе нормально садится на ступицу и при вращении не цепляет за детали подвески и кузова – такой диск однозначно можно ставить на автомобиль. Продавец же колесных проставок вообще скажет Вам, что уменьшение вылета диска — это никакая не проблема, независимо от конкретных параметров. И это понятно — их цель — продать Вам диски, проставки под колесные диски и прочие товары. Ваша цель — купить то, что точно Вам подходит (поверьте моему опыту, знаю не по наслышке, сам в этой сфере работал))).

А на самом деле? Давайте разберемся во всем по порядку и не спеша.

Что такое вылет диска?

Формула вычисления вылета диска крайне проста:

ET=a-b/2, где

a – расстояние между внутренней плоскостью диска, и плоскостью приложения диска к ступице;b – общая ширина диска.

Исходя из формулы вычисления, нетрудно заметить, что вылет диска может быть положительным (чаще всего), нулевым и отрицательным. Кроме того, вылет дисков фактически непосредственно влияет на ширину колесной базы, ибо от этого параметра напрямую зависит расстояние между центрами симметрии (по ширине) колес на одной оси.

Кроме того, опять таки из формулы вычисления, можно сделать вывод о том, что на вылет диска не влияют ни ширина диска (и соответственно шины), ни диаметр диска. Для определения расчетных нагрузок на подвеску важно исключительно плечо приложения силы, т.е. расстояния от центра шины (по ширине) до ступицы. Таким образом, независимо от размерности шин и дисков, расчетный вылет, требуемый автопроизводителем для одной модели автомобиля будет всегда один.

В кодировке, которая нанесена на внутреннюю поверхность диска, вылет обозначается, как ЕТхх, где хх – это фактическое значение вылета в миллиметрах. Например: ЕТ45 (положительный), ЕТ0 (нулевой), ЕТ-15 (отрицательный)

Допустимы ли отклонения вылета диска?

Для ленивых и занятых: вылет диска должен точно соответствовать требованиям производителя автомобиля и никакое отклонение в никакую сторону не может считаться допустимым. Изменяя вылет диска (даже не «незначительные» 5 мм) Вы изменяете также существенные условия работы всех узлов подвески, создавая усилия (и векторы их приложения), на которые Ваша подвеска не рассчитана. Самое простое следствие – срок службы элементов подвески сокращается, но в условиях критических нагрузок последствия могут быть гораздо печальнее, вплоть до внезапного разрушения во время движения. Хотите знать почему – читайте дальше.

Почему продавцы заявляют обратное? Ответ прост – просто потому, что вариантов вылета диска существует очень много, и конкретно под «Ваш» вылет им достаточно сложно подобрать подходящие по другим параметрам диски для Вашего авто. Т.е. пренебрежение точностью соответствия вылета существенно расширяет ассортимент дисков, которые Вам смогут предложить, что существенно повышает шансы что-либо Вам продать.

Почему для разных комплектаций автомобилей делают разные запчасти?

Для начала, нужно понимать, что, во время разработки подвески каждого отдельно взятого автомобиля конструкторы просчитывают величайшее множество параметров, в зависимости от которых определяются, в том числе, и требования к отдельным элементам подвески.

Вы никогда не сталкивались, например, с такой ситуацией, когда для двух одинаковых автомобилей (модель, марка), отличающихся только двигателем, производитель делает разные детали подвески – шаровые опоры, наконечники рулевых тяг, рычаги, а также все сайлентблоки, которые присутствуют в местах соединения этих узлов? Как думаете, почему так происходит?

Все очень просто: потому, что разные моторы имеют разный вес, соответственно, при его изменении меняется сила и (возможно) вектор приложения силы, действующая на отдельные узлы подвески. Соответственно, меняется и конструкция, которая должна обеспечивать максимальную надежность узла при сохранении управляемости и комфортности, ну и (что также немаловажно) минимальных затратах на производство.

И нужно отметить, что если раньше большинство автопроизводителей делали достаточно большой запас прочности в основных узлах автомобиля (в т.ч. касается подвески), то в последнее время наблюдается тенденция к более точным конструкторским расчетам и снижению себестоимости автомобиля именно за счет уменьшения вот этого запаса прочности. И тенденция эта, увы, существенно снижает какие-либо возможности для «гаражного» тюнинга, как подвески, так и двигателей.

Но нам повезло (я имею ввиду владельцев Eclipse G1)! Наши автомобили создавались как раз в те времена, когда производители закладывали большой запас прочности и я в этом неоднократно убедился (вот например ссылка)))

Но, продолжу.

Какие силы действуют на детали подвески?

Если разложить подвеску современного автомобиля по силам, которые действуют на отдельные ее элементы – получится многотомное издание, которое не под силу для понимания обычному автолюбителю. Поэтому для наглядности рассмотрим упрощенный вариант независимой подвески системы МакФерсона, где ступица крепится к кузову одним поперечным рычагом и стойкой с амортизатором.

Согласно Третьему закону Ньютона (сила действия равна силе противодействия), общая масса автомобиля распределена между четырьмя его колесами, при этом сила, действующая на каждое колесо, направлена от поверхности, на которой стоит (или двигается) автомобиль. Точкой приложения этой силы является при этом центр площади пятна контакта шины с дорожным покрытием. Если принять, что подвеска автомобиля исправна, колеса отбалансированы и углы развала-схождения соответствуют норме, то этот центр площади пятна контакта будет находиться на оси симметрии колеса по его ширине. Туда же должна опускаться и ось стойки амортизатора, на которой находятся крепления рулевых тяг (наконечников).

Таким образом, сила, равная доле массы автомобиля, приходящейся на любое из его колес, направлена от земли и точка приложения этой силы – центр симметрии колеса по ширине. Учитывая конструкцию подвески, указанная сила создает моменты на ступичный подшипник, рычаг (растяжение) и стойку с амортизатором (сжатие).

И конструктор, который разрабатывает узлы подвески автомобиля, тщательно просчитывает все эти моменты, учитывая в разработке, в частности ступицы, рычага, стойки амортизатора, шаровой опоры, наконечников рулевых тяг и т.д. Запас прочности, безусловно закладывается, но, как правило, этот запас имеет тенденцию к уменьшению, поскольку его увеличение ведет к увеличению себестоимости подвески в целом.

Что происходит при изменении расчетного вылета диска?

На рисунке выше хорошо видно, что единственное, на что по факту влияет вылет – это расположение центральной оси диска (колеса) относительно ступицы. При увеличении вылета колесо будет «садиться» глубже на ступицу, сужая колесную базу. Уменьшение вылета, соответственно, расширяет колесную базу и «выносит» колесо наружу.

Главное, что нужно понимать автолюбителю, это то, что в обоих случаях смещение центральной оси диска неизбежно смещает рулевую ось, изменяя при этом предусмотренные конструктором параметры выворота руля (это влияет и на управляемость автомобиля в целом и на износ резины в поворотах), и изменяет сами моменты сил, действующие на подвеску, а также векторы их приложения. Все это в комплексе заставляет подвеску работать в непредусмотренном автопроизводителем режиме, а потому срок ее службы и безопасность вождения (особенно в экстремальных условиях) в таком случае – лотерея с небольшими шансами.

Таким образом, даже если колесо с непредусмотренным вылетом без проблем садится на ступицу – это еще совершенно не означает, что этот диск подходит для безопасного использования. Если вылет понравившегося Вам диска больше штатного (предусмотренного производителем автомобиля), выходом из ситуации может быть использование колесных проставок, но найти подходящие Вам проставки под диски будет не так просто.

Вот такие вот помидоры!)))

На что влияют колеса «не по размеру»

«Проблема в следующем: есть автомобиль VW T3 Caravella c заводскими стальными дисками размера 185/R14. Повлияет ли как-то на работу коробки, состояние тяг и стабилизаторов замена родных дисков на литые 205/R15?»

Начнем с того, что сами по себе диски не могут иметь размерность 185/14 или 205/15: первая цифра явно относится к обозначению ширины шины в миллиметрах, в то время как для диска используется другой параметр – посадочная ширина обода, измеряемая в дюймах. Но если даже ориентироваться на указанную размерность шин, то она все равно не является полной – отсутствует параметр высоты профиля (скажем, 185/70R14). Соответственно, невозможно сказать, насколько выше окажутся новые «пятнадцатые» колеса относительно «родных четырнадцатых». Та же история и с дисками: не указаны их параметры, соответственно, без этой информации и говорить не о чем.

Как бы то ни было, вопросы относительно установки шин или дисков иной размерности, нежели та, что рекомендована производителем, возникают достаточно часто, так что рассмотрим проблему подробнее.

Если говорить о шинах, то они могут отличаться от «родных» по ширине или же высоте профиля, а также по посадочному размеру. Более широкие колеса не обязательно будут выше, если они низкопрофильные. Скажем, высота профиля у размерности 185/65 – 120,25 мм, а у размерности 196/60 – 117 мм. Низкий профиль в состоянии если не перекрыть, то хотя бы в той или иной мере компенсировать больший посадочный диаметр (например, при переходе с 14 на 15 дюймов).

Переход на чуть более широкие или высокие колеса (но в пределах разумного, например, с 185/70 14 на 185/65 15) сколь-либо серьезного влияния на ресурс подвески не оказывает. Однако характер устойчивости и управляемости автомобиля может измениться, ведь шасси каждой модели настраивается под определенную размерность шин. Соответственно, чем ближе будет «заменитель» к заводскому размеру, тем лучше. Также следует учитывать, что изменение внешнего диаметра колеса неминуемо скажется на показаниях одометра и спидометра (чем выше колесо, тем ниже будут показания приборов относительно истинных значений).

Еще один аспект: не будет ли покрышка больших размеров контактировать с элементами подвески или кузова, причем не только в статике, но и при вывороте колес, ходах подвески. Поэтому, прежде чем покупать такие шины, лучше примерить одну из них на ваш автомобиль.

С дисками отдельная история. Здесь рекомендация проста: следовать параметрам, заявленным автопроизводителем, благо для одной модели, как правило, предусмотрено несколько размерностей колес. Ну а если нет? Или хочется чего-то другого, но так, чтобы не было неприятных последствий?

Есть параметры, «обойти» которые в принципе нельзя. В частности, это количество и диаметр расположения крепежных отверстий (например, 4х108, 5х100). Но к остальным параметрам многие относятся «проще». Диаметр центрального отверстия (DIA) больше положенного? Не беда! Можно купить уплотнительные (центровочные) кольца. Посадочная ширина обода, которую вспоминали ранее, конечно, должна учитываться, но она подбирается еще и с учетом ширины шины.

Вот что действительно всерьез влияет на управляемость автомобиля и ресурс деталей, так это измение вылета колесного диска (ЕТ), или же расстояния в миллиметрах между плоскостью крепления диска и его центральной осью. Вылет «по заводу» может быть нейтральным, отрицательным или положительным.  Изменение этого значения в сторону расширения колеи (выступания диска наружу) относительно заводского влечет за собой негативные последствия как для управляемости, так и для ресурса ступичных подшипников, нагрузка на которые возрастает. Насколько значительно, зависит от того, какова разница между действительным и штатным значениями. Проще говоря, небольшое увеличение вылета (в пределах нескольких мм) хоть и нежелательно, но все-таки не так критично, как значительное изменение данного параметра.

Другими словами, выбирая диски, можно перейти с 14-го размера на 15-й, причем под более широкие шины взять с соответствующей шириной обода (скажем, 6,5 дюймов вместо 6,0). Можно даже выбрать диски от другой модели, даже с большим диаметром центрального отверстия, но при условии обязательного использования центровочного кольца, чтобы колесо центрировалось именно по нему, а не за счет крепежа. Но что точно должно соответствовать заводским параметрам, так это количество и расположение крепежных отверстий (вплоть до миллиметра!), а также вылет. При этом следует учитывать, что, как и шины, диски с иными параметрами относительно штатных могут контактировать с элементами кузова или ходовой части (подвески, рулевого управления, тормозной системы), поэтому их примерка перед покупкой также крайне желательна.

Иван КРИШКЕВИЧ ABW.BY

У вас есть вопросы? У нас еcть ответы. Интересующие вас темы квалифицированно прокомментируют либо специалисты, либо наши авторы - результат вы увидите на сайте abw.by. Присылайте вопросы на адрес [email protected] и следите за сайтом.

Маркировка дисков. Влияние размера вылета колеса на ходовые качества автомобиля

Все колесные диски имеют маркировку, которая является стандартной. Она содержит в себе информацию об основных параметрах колеса.

Что обозначает маркировка?

Основные геометрические параметры колеса, где:

- W – ширина диска (в дюймах);

- D – диаметр обода (в дюймах);

- DIA – диаметр центрального отверстия (в миллиметрах);

- PCD – диаметр, на котором расположены элементы крепления (в миллиметрах);

- CL – ось симметрии;

- ET – вылет колеса.

Например, если оригинальные колеса БМВ имеют маркировку 8.5Jx18 h3 5x120 ET20 d74.1 − это означает:

8,5 – ширина обода (W). При подборке соответствующих друг другу по размерам шин и дисков желательно придерживаться определенного правила. Ширина обода диска должна быть на 30% меньше ширины профиля шины (+/- 1,5 дюйма). В противном случае возможно нарушение профиля шины, что приводит к неустойчивости автомобиля.

J – информация для специалистов о конструкции бортовых закраин (J, JJ, K, JK, B, P и D).

х – знак между значениями ширины и диаметра колеса указывает на то, что диск неразборный.

18 – посадочный диаметр шины (D). В настоящее время диапазон посадочного диаметра составляет от 10 до 22 дюймов. Этот параметр можно увеличивать за счет применения низкопрофильных шин. При этом необходимо учитывать, что чем ниже профиль, тем выше управляемость и ниже комфортность.

h3 – наличие и количество хампов, которые предназначены для удерживания бескамерной шины. Хампы могут иметь различные конструктивные решения. Это отображается в маркировке колеса (H, h3, FH, Fh3, CH, Eh3, Eh3+).

5х120 – 5 болтов или шпилек, которые расположены на диаметре 120 мм (PCD).

ET 20 – положительный вылет колеса составляет 20 мм (может иметь обозначение OFFSET или DEPORT).

d 74.1 – диаметр центрального отверстия диска (DIA). Многие специалисты считают этот параметр одним из самых важных. Они аргументируют это тем, что при правильной подборке диска с центральным отверстием обеспечивается надежное центрирование колеса. В случае несовпадения размеров посадочного цилиндра ступицы и диска рекомендуется использовать уплотнительные центровочные кольца.

Подбирая новый комплект колес на БМВ, особенно важно обратить внимание на два параметра. Это диаметр, на котором расположены элементы крепления (PCD), и вылет колеса (ET). Если диаметр отличается от необходимого на 1-2 мм, диск будет установлен, но такая установка таит в себе опасность. Небольшое расхождение в геометрических размерах приведет к тому, что надежно затянутым будет только один крепежный элемент. Остальные болты или гайки, не попав в свое посадочное место (конус или сфера), в процессе эксплуатации могут самопроизвольно отворачиваться. Последствия очевидны.

Вылет колеса

Вылет или вынос диска (ET) – это расстояние между серединой обода (осью симметрии) и привалочной плоскостью. Этот параметр не зависит ни от диаметра диска, ни от ширины шины. Он влияет на ширину колесной базы.

Вылет может быть:

- нулевым;

- отрицательным;

- положительным.

Существует ряд причин, по которым нельзя использовать диски с вылетом, несоответствующим рекомендациям производителя. Работа всех элементов подвески рассчитана на штатную величину выноса. Самое незначительное изменение этого параметра резко меняет кинематику подвески, существенно увеличивает нагрузку на ее элементы, меняет управляемость автомобиля. Если оригинальные диски BMW, которые Вы хотите установить, не соответствуют по величине вылета рекомендованным − лучше обратиться к специалисту. Желательно еще при покупке колес учитывать этот фактор, поскольку даже незначительное изменение управляемости авто может привести к непредсказуемым последствиям. Лучше всего – обратиться к специалистам TOPKOLESA.COM, которые помогут вам подобрать подходящий по всем параметрам комплект в минимальные сроки. А еще дадут рекомендации, как правильно ухаживать за колесами так, чтобы и через 2-3 года они сияли как новые.

Вылет диска допустимые отклонения таблица - Ведущий авто портал

Современные колесные диски – это не только одна из составляющих ходовой части автомобиля, но и важный элемент его экстерьера. Однако перед тем как украсить свою машину новыми дисками, следует знать, как это может повлиять на конструкцию подвески, и как могут измениться ходовые качества авто.

Вылет диска допустимые отклонения таблица

Понятие вылета диска

Одним из основных параметров колесного диска, определяющих его геометрию, является вылет. Некоторые автовладельцы часто путают его с шириной диска, которая является не менее важным, но абсолютно независимым параметром.

Вылет колесного диска указывает на расстояние от его условной продольной оси до привалочной плоскости обода, соприкасающейся с поверхностью ступицы. Величина вылета влияет на ширину колесной базы автомобиля, так как от нее напрямую зависит расстояние между вертикальными осями колес.

Как рассчитать вылет

Обычно вылет определяют по формуле ET = a – b/2, где:

ET – собственно, вылет («EinpressTief» — от нем. глубина вдавливания);

a – расстояние от вертикальной оси диска до плоскости его приложения к поверхности ступицы;

b – ширина колесного диска.

В зависимости от направления смещения, вылет может быть:

  • нулевым, при котором привалочная плоскость совпадает с вертикальной осью диска);
  • положительным, где привалочная плоскость смещена назад от оси;
  • отрицательным, когда привалочная плоскость смещена вперед от оси.

Маркировка колесных дисков и обозначение вылета У большинства колесных дисков на внутренней поверхности имеется маркировка, включающая их основные параметры. Например, 7,5Jx15h35x100ET40d54.1, где обозначение ET40 указывает на то, что этот диск имеет положительный вылет, равный 40 мм. Иногда в маркировке вместо обозначения вылета литерами «ET» встречаются надписи «OFFSET» или «DEPORT».

Немного физики

Для каждой определенной модели авто заводами-изготовителями устанавливается четкая величина вылета, отклонения от которой категорически недопустимы. И дело здесь не только в возможном соприкосновении шин с элементами кузова или подвески. Нарушение предусмотренных норм, даже незначительное, неизбежно повлечет за собой в лучшем случае сокращение срока службы всей ходовой части, ускоренный и неравномерный износ шин, в худшем – быстрое разрушение подвески.

Подвеска конкретного автомобиля – это четко рассчитанная конструкторами система распределения рабочей нагрузки, и любые «корректировки» здесь будут только деструктивными. Увеличение вылета глубже «усаживает» диск на ступицу, уменьшая колесную базу, и наоборот, уменьшение вылета «выносит» колесо дальше от ступицы наружу.

Полная масса автомобиля равномерно распределена на четыре его колеса. Кроме этого, на каждое отдельно взятое колесо в месте его соединения с дорогой (пятно контакта) действует обратная сила, направленная от поверхности дороги. Нагрузка от колеса через его вертикальную ось передается на ступичный подшипник, далее на стойку амортизатора и на рычаг, а после – на наконечники рулевых тяг. Малейшее смещение колесных осей в ту или иную сторону влечет за собой увеличение нагрузки на подшипник и смещение рулевой оси, что не лучшим образом повлияет на управляемость авто.

Рассмотрим, как увеличивается нагрузка на ступичный подшипник при уменьшении величины вылета диска на 50 мм. Для этого рассчитаем момент нагрузки по формуле M = F*L, где:

M – момент нагрузки на подшипник;

F – рабочая нагрузка на одно колесо (допустим 250 кг);

L – длина плеча (изменение величины вылета).

Итак, M = 250*0,05 = 12,5 кг*м.

Иными словами, у автомобиля, который теоретически стоит, изменение вылета на 5 см усиливает нагрузку на подшипник на 12,5 кг. А если взять в учет скоростные нагрузки? А если добавить сюда нагрузки, которые возникают при попадании колеса в яму?

Стоит ли внешняя красота такого риска, решать вам.

Чем еще грозит изменение величины вылета

В современных автомобилях, оснащенных системами курсовой устойчивости, уменьшение или увеличение вылета приведет к тому, что компьютер машины будет ориентироваться на необъективную информацию, получаемую от соответствующих датчиков. В итоге система попросту собьется, что может привести к неправильному расчету количества и качества топлива, сбоями в АКПП при переключении передач, неверному распределению крутящего момента между осями, изменением угла опережения зажигания и т.д.

Рекомендованный вылет для популярных моделей автомобилей

Ниже приведена таблица с указанием допустимой величины вылета колесных дисков для популярных моделей автомобилей.

Модель Допустимый вылет, мм
AlfaRomeo
33 30 – 38
GTV 28
145 38
146 38
166 35 – 40
155 38
156 28 – 30
Acura
CL 2.3 i 40
CL 3.0 i 40
Integra 1.8 Type R 42
MDX 3.5 50 – 55
TL 3.2 42 – 47
Audi
A4 35
A8 35
A6 35
80 35 – 42
100 35 – 42
TT 28 – 30
Quattro 35 – 42
A3 30 – 40
BMW
3 15 – 25
3 (E36) 35 – 42
M3 18 – 20
5 18 – 20
7 18 – 20
7 (E32) 18 – 20
8 18 – 20
Chevrolet
Camaro 38 – 50
Corvette 38 – 50
Aveo 1,6 39
Citroen
Berlingo 15 – 22
Jumper 35
Xsara 15 – 22
Xantia 15 – 22
Evasion 28 – 30
Daewoo
Espero 38 – 42
Lanos 38 – 42
Matiz 38
Leganza 35 – 42
Nubira 38 – 42
Nexia 38 – 42
Dodge
Avenger 2.0i 35 – 39
Caliber 2.0 35
Caliber SRT4 2.4i 40
Caravan 2.4i 35 – 40
Challenger 6.1 V8 40
Durango 3.7 V6 15
Magnum 2.7 V6 24
Fiat
Bravo 1.4i 31 – 32
Croma 2.2 35 – 41
Doblo 1,9JTD 263 32
Doblo 1.9JTD 223 32
Qubo 1.3 40 – 44
Ford
Cougar 35 – 38
Explorer 0 – 3
Escort 35 – 38
Focus 35 – 38
Focus 2 35 – 38
Fiesta 35 – 38
Granada 35 – 38
Galaxy 42 – 45
Ka 35 – 38
Mondeo 1 35 – 42
Mondeo 2 35 – 42
Mustang 35 – 38
Sierra 35 – 38
Scorpio 35 – 38
Orion 35 – 38
Puma 35 – 38
Windstar 35 – 38
Transit 35 – 38
Scorpio 35 – 38
Honda
CRX 35 – 38
Accord 35 – 38
Integra 35 – 38
Civic 35 – 38
Civic VTEC 38
Concerto 35 – 38
Jazz 35 – 38
Prelude 38
Legend 35 – 38
CRV 5 40 – 45
Shuttle 35 – 38
Hyundai
Accent 35 – 38
Coupe 35 – 38
Lantra 35 – 38
Sonata 35 – 38
Excel 35 – 38
Pony 35 – 38
Isuzu
Trooper 3 – -15
PickUp 3 – -15
Jeep
Cherokee 35
GrandCherokee 35
Kia
Ceed 38 – 42
Leo 35 – 38
Clarus 35 – 38
Sephia 35 – 38
Concord 35 – 38
Sportage 0 – 3
Mentor 35 – 38
Shuma 35 – 38
Lexus
GS300 35 – 42
SC300 35 – 42
SC400 35 – 42
LS400 35 – 42
RX 300 35
RX 330 35
RX 350 30 – 35
RX 400h 30 – 35
RX 450h 32 – 35
Mazda
323 35 – 42
626 35 – 42
929 35 – 42
MX 3 35 – 42
MX 5 35 – 42
MX 7 35 – 42
Xedos 35 – 42
MercedesBenz
A Class 45 – 50
B-Class 47 – 52
C-Class 43 – 47
E-Class 48 – 54
G-Class 43, 50, 63
M-Class 46 – 50, 60
S-Class 36 – 43,5
SLK 45 – 50
600SL 18 – 25
280SL 18 – 25
Vito 45 – 50
Sprinter 45
Mitsubishi
Carisma 35 – 42
Cordia 35 – 42
Eclipse 35 – 42
Carisma 1.8 16V 35 – 42
Galant 35 – 42
Colt 35 – 42
L200 0 – -15
L300 0 – -15
Lancer 35 – 42
Pajero -15 – -25
Lancer X 45
SpaceWagon 35 – 42
Nissan
Almera 35 – 42
Bluebird 35 – 42
Maxima 35 – 42
Micra 35 – 42
Patrol -15 – -25
Pathfinder -15 – -25
Cedric 35 – 42
Cherry 35 – 42
Gloria 35 – 42
Largo 35 – 42
Laurel 35 – 42
Primera 35 – 42
Sunny 35 – 42
Terrano -15 – -25
Terrano II 0 – 3
Opel
Astra 35 – 42
Ascona 35 – 42
Combo 35 – 42
Calibra 35 – 42
Corsa 42 – 45
Commodore 35 – 42
Kadett 42 – 45
Frontera
Rekord 35 – 42
Omega 35 – 42
Senator 35 – 42
Vectra 35 – 42
Zafira 35 – 42
Tigra 35 – 42
Peugeot
106 12 – 15
205 15 – 22
206 25
304 15 – 22
305 15 – 22
306 15 – 22
307 25
309 15 – 22
405 15 – 22
406
806 28 – 30
Boxer 28 – 30
Partner 28 – 30
Renault
4 35 – 38
5 35 – 38
8, 20, 30 35 – 38
9 35 – 38
19 35 – 38
21 35 – 38
Clio 35 – 38
Laguna 35 – 38
Kangoo 60
Megane 35 – 38
Skoda
Favorit 35 – 38
Yeti 35 – 38
Octavia 35 – 38
Forman 35 – 38
Felicia 35 – 38
Rapid 35 – 38
Superb 35 – 38
Subaru
Forester 40 – 50
Legacy 40 – 50
Justy 35 – 38
Outback 40 – 50
Impreza 40 – 50
Suzuki
Swift 35 – 38
SJ413 -10 – 15
X-90 -10 – 15
Vitara -10 – 15
Toyota
Avensis 35 – 38
Camry 35 – 38
Corona 35 – 38
Carina 35 – 38
Corolla 35 – 38
Hi-Lux -15 – 3
Hi-Ace 4×4 -15 – 3
RAV4 35 – 38
LandCruiser -15 – 3
Yaris 35 – 38
Volkswagen
Bora 32 – 38
Golf 32 – 38
Caddy 32 – 38
Jetta 32 – 38
Polo 32 – 38
L 80 32 – 38
Lupo 32 – 38
Passat до 1996 года 32 – 38
Passat после 1996 года 35 – 40
Passat VR6 32 – 38
Volkswagen T1-Т4 35 – 40
Volvo
740, 760, 780 18 – 22
940, 960 до 1994 года 18 – 22
960 после 1994 года 35 – 40
S40, V40 35 – 38
C70, S70, V70 35 – 40
T4 35 – 38
S90, V90 35 – 40
T5-R 35 – 40
T5 35 – 40
ВАЗ
2101-2107 35 – 38
LadaAlegro 35 – 38
LadaNiva 35 – 38
LadaSamara 35 – 38
LadaRiva 35 – 38
УАЗ
Hunter 2.2d 20, 35
Patriot 2.3d 20, 35
Patriot 2.7i 5, 20, 35

Если уж очень хочется

Но как быть, если очень нужно, или очень хочется изменить внешний вид своего авто за счет дисков нештатной геометрии? Для подобных случаев существует разумная альтернатива – колесные проставки. Это инженерное решение позволяет уменьшить величину вылета (увеличить расстояние между ступицей и диском), и таким образом сместить колеса наружу. Кроме этого, проставки дают возможность устанавливать даже такие диски, у которых количество или расположение крепежных отверстий не совпадают с креплениями на самой ступице.

В продаже можно встретить два типа колесных проставок, отличающихся толщиной и функциональностью.

Первый тип проставок – это обычные металлические шайбы толщиной 6-12 мм со сквозными отверстиями. Для их монтажа потребуется подобрать ступичные болты, длиннее стандартных на толщину проставки.

Второй тип – это уже усовершенствованный вариант с технологическими отверстиями и под ступичные болты, и под болты отдельного крепления проставки к диску в случае несовпадения креплений. Их толщина может быть от 12 до 20 мм.

Колесные проставки могут применяться для:

  • подгонки величины вылета до рекомендуемых показателей;
  • монтажа диска на ступицу при несовпадении отверстий для крепления;
  • изменения величины вылета относительно значений, рекомендованных заводом-изготовителем.

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что изменение штатной величины вылета колесных дисков можно сравнить с ношением туфель на высоком каблуке: с одной стороны красиво, с другой – опасно. Однако если подойти к этому вопросу с точным расчетом и осторожностью, то можно найти компромиссное решение, которое позволит и внешний вид машины улучшить, и вашу безопасность под угрозу не поставит.

Посмотрите так же видео по теме:

о влиянии размера дисков на авто. — Volkswagen Golf, 1.4 л., 2000 года на DRIVE2

Что то потяжелели за зиму мои летние диски.))) Еле еле их достал. пока тащил до машины представил как мой бедный маторчик 1.4. 75 л.с. пытается раскрутить эту самую тяжесть)))

. ну и собственно задался вопросом как влияет размер и вес дисков на авто. Вот нашел следующую инфу даже стабличкой и что приятно удивило тест проводили на гольфе))) . В принципе и так знал но тут все подробненько.:

Рассмотрим пример когда диаметр колес будет оставаться постоянным, то есть с увеличением радиуса диска будет уменьшаться профиль шины. В качестве эксперимента был выбран автомобиль Volkswagen Golf (2010), его универсальность в том, что на него можно установить диски от 15 до 19 дюймов. Результаты тестирования разных размеров дисков можно увидеть в таблице:

На что влияет высота шиныШины с низким профилем:

1. гораздо жестче, а это ведет к снижению комфортабельности езды. Другими словами, Вы будете лучше ощущать все неровности дороги на пятой точке.2. способствуют увеличению нагрузок на детали подвески автомобиля.3. способствуют повреждению дисков в результате проезда по неровностям дороги.4. меняют внешний вид автомобиля в лучшую сторону (зависит еще и от дисков).

5. повышают курсовую устойчивость на дороге, входить в поворот на скорости будет легче

Если низкопрофильные шины больше подходят для спортивной езды, то шины с высоким профилем, наоборот, лучше подходят для езды по бездорожью. Высокий профиль позволяет сделать протектор более глубоким, что положительно скажется на проходимости, а воздушная прослойка между диском и протектором лучше защитит диски от повреждений.

все равно ставить свои 18-е буду! диски эт лицо автомобиля!))))


Смотрите также