Начало движения автомобиля


Начало движения автомобиля

Казалось бы, начало движения автомобиля – самое простое действие. Но как это ни удивительно, для заметного числа людей на экзамене в ГИБДД оно же становится последним. Сдающего высаживают сразу после начала маршрута, почти всегда по одной причине: при старте он не пропустил движущиеся автомобили. Если проезжающий автомобиль притормозил или объехал стартующую машину, то это трактуется как не пропуск и наказывается 5 баллами. Причем подобную ошибку могут допустить как самые неопытные водители в стрессе, так и наиболее уверенные в себе (в обычных условиях движения это нормальная практика).

Также штрафные балы могут принести не снятие с ручника, невключенные или невыключенные поворотники, неправильная работа с передачами, сцеплением и газом (нужно оперативно перейти на 2 передачу). Бывают что люди забывают пристегнуться.

Причин проблем на данном этапе 2 – стресс и незнакомый автомобиль. И я советую тщательно потренировать начало движения и остановку. Одного старта за занятие мало, уделите этим маневрам хотя бы полчаса времени (сделайте 5-10 раз подряд).

И хочу повторно обратить внимание на то что нужно уметь трогаться, используя не только сцепление, но и педаль газа (подробно данная тема раскрывается в отдельном разделе).

Как трогаться на автомобиле

Навык трогаться только на сцепление может создать подвохи – не со всеми машинами это проходит, плюс вам могут помещать дорожные условия, например, выпавший снег или наклон дороги. Приведу цитату – как трогаться – из учебника Сергея Зеленина, это базовый учебник для множества автошкол, в поиске по запросу по “учебник по вождению” первая выдача:

Техническая часть.

1. Сцепление вниз. 2. Пуск двигателя.

3. Первая передача.

Правильное начало движения с места на автомобиле

Правильное начало движения с места на автомобиле Перед тем, как начать движение на машине, необходимо тронуться с места. Кажется, что это проще всего? На самом деле, чтобы научиться правильно приступать к движению на автомобиле, нужно много времени и терпения.

Перед тем, как начать движение на машине, необходимо тронуться с места. Кажется, что это проще всего? На самом деле, чтобы научиться правильно приступать к движению на автомобиле, нужно много времени и терпения.

Почему водителю вообще нужны многократные остановки? В отличие от движения по загородной автотрассе, городская дорога наполнена многочисленными знаками. К примеру, достаточно вспомнить количество светофоров, железнодорожных переездов, нерегулируемых переходов и т.д. Многие дорожные ситуации требуют от водителя остановки, а так как нередко за вами может стоять еще несколько автомобилей, появляется необходимость быстро тронуться с места и возобновить езду, чтобы не препятствовать движению остальных машин. Вот почему многие новички, только недавно закончившие автошколу, начинают теряться на городской дороге.

Все дело в привычке и отработанных до автоматизма движениях. Но нельзя забывать и про теоретические знания. Поговорим о том, как работает коробка скоростей. Эти теоретические советы помогут вам освоить умение правильного и плавного старта при использовании разных типов трансмиссии. Начать практиковаться лучше в безопасном месте с малым автомобильным потоком. После того, как движения дойдут до автоматизма, можно со спокойной душой выбираться на оживленную городскую дорогу. Так что же происходит в коробке передач?

Понимание принципа работы механизмов автомобиля может помочь во время обучения. Рассмотрим работу КПП. Для переключения передачи в механической коробке необходимо выжать соответствующую педаль. Если используется автоматическая коробка, то переключение скоростей осуществляется автоматически. Что же касается механики, то тут водителю нужно пользоваться рычагом переключения в момент задействования ножной педали сцепления. 

Что же происходит в момент, когда вы хотите переключить передачи? С помощью специальных механизмов, основой которых являются зубчатые колеса, изменяется передаточное количество оборотов, приходящихся от двигателя на колеса.

Начинаем движение на механической коробке передач

Выжмите педаль сцепления и заведите ключ зажигания. После того, как двигатель завелся, нужно придать ему оборотов, нажав на педаль газа. Если машина изначально была на какой-либо передаче, а сцепление не было должным образом выжато, транспорт рывком преодолеет некоторое короткое расстояние и остановится. Поставьте ручку переключателя на первую скорость, продолжая удерживать сцепление. Педаль газа отпускаем. Если температура воздуха предполагает прогрев, то газ нужно подержать немного дольше.

Отпуская сцепление, размеренно надавите на педаль. Таким образом, произойдет плавный и правильный старт, который убережет вас от внезапных рывков и остановки двигателя. Помните, что к каждому автомобилю нужен индивидуальный подход, особенно это касается старта. Поэтому даже опытному водителю, если он садиться за руль новой машины, необходимо какое-то время, чтобы приспособиться к управлению.

Стартуем на автоматике

Тронуться на «автоматике» значительно легче, чем на машине, которая оснащена «механикой». Хотя нельзя не отметить некоторых специфических особенностей. В машинах с автоматикой отсутствует педаль, отвечающая за сцепление. Изменяется функционал и рычага коробки скоростей, который тут переключает режимы работы автомобиля. Тут имеется парковочный режим (P), езда задним ходом (R), нейтральный режим (N) и режим езды (D). Начало движения транспортного средства происходит в момент, когда выбран режим D. 

Разберем более детально алгоритм старта:

  • вставьте ключ зажигания; 
  • зажмите тормоз; 
  • переставьте рычаг передачи из точки P в позицию D;
  • перестаньте нажимать на тормоза;
  • нажимайте на педаль газа.

«Автоматика» может срабатывать по-разному. Скорость его реагирования может быть различной даже у одной марки автомобилей, поэтому обязательно обкатайте автомобиль на безопасных участках дороги перед тем, как выехать на оживленную городскую дорогу.

Как тронуться со склона

Трогаться с места, когда машина стоит на склоне — сложная задача. Тем более в тот момент, когда сзади стоит еще один участник движения, что создает дополнительное эмоциональное давление. Чтобы избавить себя от лишних волнений, нужно как следует попрактиковаться в соответствующем упражнении:

  1. Нажмите сцепления и переключите рычаг в состояние нижней передачи скорости.
  2. Перед тем, как начать движение, совершайте все те же манипуляции, как и во время нормального движения, единственно прибавьте ко всему этому опущенный рычажок ручника (кнопку на рычаге не отжимать). Как только вы почувствуете, что автомобиль стремится двигаться, можете отпустить кнопку рычага ручного тормоза.
  3. Обороты, сообщенные двигателю педалью газа, должны быть на порядок выше, чем при обычном старте, но недостаточно высокими, чтобы не заглушить механизм.

Научиться грамотному вождению автомобиля без стрессов и серьезных финансовых затрат можно в нашей автошколе «Вираж». Персональный инструктор уделит максимум внимания вашим проблемным упражнениям.

Начало движения автомобиля

«накормлен» двига­ тель. Так или иначе, результат нажатия на педаль газа отражается на приборе (рис. 31).

Пока Вы не нажима­ ли педаль, двигатель ра­ ботал на холостом ходу. Это соответствовало по­ казанию тахометра: 9 - 10, то есть 900 - 1000

об/мин. Для уверенно­ Рис. 31. Тахометр го старта автомобиля

двигатель следует «на­ кормить» до 1500 - 1800 об/мин. Соответственно, на тахометре это выражается показанием: 15-18.

Не уверен, что тем, у кого в машине тахометра не оказалось, не повезло. Хотя им и пришлось методом проб и ошибок, на слух определяться с этими оборотами.

С одной стороны им, конечно, не повезло — некуда было посмотреть, и поэтому потребовалась подсказка помощника. И в то же время им явно повезло, так как они научились определять часто­ ту вращения коленчатого вала двигателя по звуку и вибрациям.

Хочу предупредить тех, у кого в машине тахо­ метр есть — не привыкайте к нему! Учитесь слышать и ощущать работу двигателя. Водитель не вправе постоянно отвлекаться от дороги, рас­ сматривая многочисленные приборы.

Немного потренировавшись с открытыми и зак­ рытыми глазами, послушав работу двигателя, Вы очень быстро научитесь делать любой «газ» без помощи каких-либо приборов.

А сейчас, тем или иным способом, Вам надо сделать приятные на слух 1500 — 1800 об/мин и готовиться к работе педалью сцепления.

Сцепление

Еще немного и поедем, потерпите! Терпеть имеет смысл, потому что Вы должны именно поехать, а

не попрыгать!

Итак, ранее мы с Вами успешно нажали педаль сцепления, запустили двигатель, включили пер­ вую передачу и сделали все остальное, необходимое для успешного и безопасного старта автомобиля. Осталось только соединить два диска сцепления, и машина тронется с места. Но именно это последнее действие и вызывает затруднения у большинства будущих водителей. Поэтому сначала Вам надо понять предстоящий процесс теоретически и лишь потом переходить к практическому опыту.

Давайте вспомним рисунок 25. Первый диск сцепления очень сильный, так как на нем сконцен­ трирована вся мощь «лошадиных сил», спрятан­ ных под капотом автомобиля. Второй диск — очень «тяжелый», поскольку на нем сконцентри­ рована вся масса автомобиля. Машина придет в

движение только тогда, когда второй диск начнет вращаться.

Сразу договоримся о том, что усредненный легковой автомобиль весит около одной тонны. Один чуть меньше, другой чуть больше, это не принципиально. Самое главное понять, что вто­ рой диск очень «тяжелый»!

Условно (и недалеко от истины), оба диска имеют диаметр всего около 20-ти сантиметров. Один диск вращается со скоростью 2 5 - 3 0 оборо­ тов в секунду! А второй — стоит «как вкопанный». И нам надо их соединить!

Не буду описывать смешные и печальные слу­ чаи, происходящие с машиной при бездумной работе педалью сцепления. Думаю, Вы их слыша­ ли от своих «коллег по несчастью» или успели «обжечься» сами. Поэтому давайте сразу начнем учиться все делать правильно.

Как Вы считаете, можно ли толкнуть, пихнуть, пнуть (и похожие выражения) массу в одну тонну, причем так, чтобы она плавно тронулась с места?

Не доходит? Ну тогда, выходите из машины, упритесь руками в багажник и попробуйте « пхнуть » свой автомобиль.

Результат будет заметнее зимой. Машина как стояла, так и будет стоять, а Вы, поскользнув­ шись, с разбитым носом уже лежите под бампером.

Массу в одну тонну надо уважать! Если бы Вы не пихали машину, а мягко уперевшись в нее, попытались миллиметр за миллиметром сдвинуть ее с места, то сделать это Вам удалось бы. Затем, сантиметр за сантиметром, можно было бы и увеличить скорость.

Именно такой подход к началу движения авто­ мобиля и является основным принципом работы со сцеплением.

Итак, нам надо соединить два диска. Один очень сильный, так как связан с работающим двигате­ лем, другой неимоверно «тяжелый», так как свя­ зан с колесами, на которые опирается вся масса автомобиля. Будем относиться к ним уважительно.

Прежде, чем Вы начнете отпускать педаль, нам надо договориться о том, что работать должны: коленка, голень и, лишь незначительно, стопа левой ноги.

При этом необходимо соблюдать правило:

• Перед началом работы педалью сцепле­

ния пятка левой ноги должна потерять опору.

Причем это правило действует всегда, как при нажатии педали, так и при ее отпускании.

Для тех, кто недопонял. Нажимая педаль, Вы давите коленкой и стопой вниз, а пятка в это время скользит по полу. Перед тем, как начинать отпус­ кать педаль, следует приподнять пятку от пола на один-два миллиметра. Позже, после приобретения некоторого навыка, будет достаточно лишь осла­ бить опору на пятку, а пока, во избежание грубых ошибок, не ленитесь и не забывайте немного приподнимать ее от пола.

Памятка для обучающихся

На занятия по вождению нужно приходить в одежде и обуви, не стесняющих движение. Наиболее предпочтительна одежда и обувь спортивного стиля.

ОБУЧАЕМЫЙ ОБЯЗАН ЗНАТЬ: — правила дорожного движения и умело применять их требования на практических занятиях по вождению автомобиля;

— меры по технике безопасности на практических занятиях по вождению и техническому обслуживанию автомобиля и выполнять их;

— правила и приемы управления автомобилем, содержание и задачи выполняемого упражнения.

1. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ 2. ОБЪЕМ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТ ПРИ КОНТРОЛЬНОМ ОСМОТРЕ ПЕРЕД ВЫЕЗДОМ 3. ПОРЯДОК ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ 4. ОСОБЕННОСТИ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ 5. АЛГОРИТМ ТРОГАНИЯ С МЕСТА 6. ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ РЫЧАГОМ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ 7. ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧ В ВОСХОДЯЩЕМ РЕЖИМЕ 8. ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧ В НИСХОДЯЩЕМ ПОРЯДКЕ 9. ТРОГАНИЕ НА ПОДЪЕМЕ 10. ТОРМОЖЕНИЕ 11. ОСТАНОВКА 12. ДВИЖЕНИЕ ЗАДНИМ ХОДОМ

1. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ: — внимательно слушайте и точно выполняйте указания инструктора, не спорьте и не пререкайтесь с ним во время занятий! — запуск двигателя производите только с разрешения инструктора по вождению; — перед запуском двигателя убедитесь, что рычаг КПП находится в нейтральном положении, автомобиль зафиксирован на месте ручным тормозом, около автомобиля никого поблизости нет; — внимательно следите за показаниями контрольно-измерительных приборов; — пользуйтесь органами управления плавно, без особых усилий и рывков, не ослабляя наблюдение за дорогой; — в движении соблюдайте дистанцию не менее 25-30 метров, на остановках и стоянках — 5 метров, максимальная скорость движения 40-50 км/ч; — обгон или объезд стоящего ТС производите только с разрешения мастера ПОВ; — контролируйте обстановку вокруг автомобиля, используя зеркала заднего вида; — при встречном разъезде и при проезде пешеходных переходов проявляйте особую осторожность и внимательность; — не допускайте резких торможений, ускорений, поворотов; — на скользкой дороге торможение производите путем снижения оборотов двигателя и, при необходимости, многократным нажатием на педаль тормоза (ступенчатое или прерывистое торможение) без выключения сцепления, исключая блокировку колес; — в случае заноса автомобиля рулевое колесо поворачивайте в сторону заноса;

— остановку автомобиля производите плавно, в заранее намеченном месте.

2. ОБЪЕМ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТ ПРИ КОНТРОЛЬНОМ ОСМОТРЕ ПЕРЕД ВЫЕЗДОМ: Проверьте и устраните обнаруженные неисправности: — чистоту автомобиля, стекол, зеркал и номерных знаков; — уровень охлаждающей жидкости, моторного масла, тормозной жидкости, горючего. Нет ли потеков; — отрегулируйте положение водительского сиденья, наклон спинки сиденья; — отрегулируйте зеркала заднего вида;

— пристегните ремень безопасности;

3. ПОРЯДОК ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ: — убедитесь, что стояночный тормоз включен; — установите рычаг КПП в нейтральное положение; — нажмите педаль сцепления до упора и удерживайте ее (выключение сцепления), включите зажигание, повернув ключ в замке зажигания по часовой стрелке на 45 градусов; — включите стартер, повернув ключ еще на 45 градусов, удерживая его в этом положении 1-2 секунды до тех пор, пока не заработает двигатель (будет слышен звук работающего двигателя), после чего отпустите ключ (выключите стартер); — еще раз убедитесь, что рычаг КПП находится в нейтральном положении и плавно отпустите педаль сцепления;

— глушение двигателя производится путем поворота ключа на 45 градусов против часовой стрелки (выключение зажигания).

4. ОСОБЕННОСТИ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ: — в зимнее время, при низких температурах, перед запуском двигателя необходимо включить на несколько секунд (около 5) дальний свет фар для прогрева аккумулятора; — включите зажигание и только на пол секунды включите стартер. В принципе достаточно только «цокнуть» стартером. Далее надо выждать секунды три — четыре. Запуская двигатель в два (или в три) приема, вы облегчите пуск холодного двигателя и сбережете аккумулятор; — в холодное время года нежелательно ставить автомобиль на длительное хранение на стояночный (ручной) тормоз, во избежание примерзания тормозных накладок к тормозному барабану;

— при низких температурах в бачок омывателя заливается специальная жидкость, согласно температурному режиму окружающей среды.

5. АЛГОРИТМ ТРОГАНИЯ С МЕСТА: — осмотритесь по сторонам, в том числе и в зеркала заднего вида; — полностью выжмите педаль сцепления (выключение сцепления) плавно и быстро и сделайте паузу в 2-3 секунды; — включите первую передачу; — включите сигнал поворота; — установите обороты двигателя на уровне 1 500 — 2 000 для обеспечения плавности трогания с места, нажав на педаль газа; — отпустите рычаг стояночного тормоза; — посмотрите в зеркала заднего вида;

— плавно отпускайте педаль сцепления ( педаль газа при этом удерживается в одном положении), в момент начала движения автомобиля задержите ногу на педали сцепления (1-2 секунды), затем продолжайте плавно отпускать педаль сцепления, одновременно плавно нажимая на педаль газа.

ДОПУСКАЕМЫЕ УЧЕНИКАМИ ОШИБКИ: — не просматривают дорожную обстановку; — забывают включить или выключить указатель поворота; — забывают снять автомобиль с ручного тормоза; — резко отпускают и не фиксируют педаль сцепления (бросают сцепление), что приводит к резкому рывку при трогании автомобиля; — смотрят на педали и рычаги, забывая о дороге;

— слишком сильно или слабо нажимают на педаль газа, не удерживают ее в момент трогания;

6. ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ РЫЧАГОМ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ: Переключение передач производить только при полностью нажатой педали сцепления (выключенном сцеплении). Когда рычаг КПП находится в нейтральном положении (N), то для того, чтобы включить: — 1 передачу ,необходимо перевести рычаг влево, до первого упора, затем вперед; — 2 передачу — влево, до первого упора, затем назад; — 3 передачу — вперед; — 4 передачу — назад; — 5 передачу — вправо до вторго упора, затем вперед; — задний ход — влево до второго упора, затем вперед. Данная схема справедлива для автомобилей ВАЗ-2108 — 2115.На других автомобилях она может несколько отличаться. При неподвижном состоянии автомобиля педаль сцепления отпускается только когда проверите и убедитесь, что рычаг КПП находится в нейтральном положении.

Схема переключения передач:

Замечание. И6огда первая или задняя передачи сразу могут не включиться, но не надо применять излишнее усилие для их включения. Переведите рычаг КПП в нейтральное положение, отпустите педаль сцепления, снова выжмите педаль сцепления до конца и повторите включение передачи. При этом шестерни коробки передач повернулись и передача должна включиться легко.

7. ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧ В ВОСХОДЯЩЕМ РЕЖИМЕ: Переключение передач в восходящем режиме (с низшей на высшую) производится с применением разгона. — после достижения максимальной скорости для данной передачи (до 20 км/ч для первой передачи; 20-40 км/ч — для второй; 40-60 км/ч — для третьей; 60 км/ч и более — для четвертой) быстро нажмите на педаль сцепления левой ногой до упора (выключите сцепление); — одновременно сбрасывайте обороты двигателя (нужно снять правую ногу с педали газа); — переводите рычаг КПП в нейтральное положение, затем быстро включите высшую передачу; — плавно отпустите педаль сцепления (включите сцепление);

— плавно нажимите на педаль газа.

ДОПУСКАЕМЫЕ УЧЕНИКАМИ ОШИБКИ: — ручаг переключения передач переводят с применением больших усилий; — производят недостаточный или затяжной разгон; — несвоевременно отпускают и нажимают педаль газа; — включают другую передачу, вместо намеченной;

— при переключении передач смотрят на педали и рычаг КПП.

8. ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧ В НИСХОДЯЩЕМ ПОРЯДКЕ: — предварительно уменьшите скорость движения автомобиля путем уменьшения оборотов двигателя (отпустите педаль газа) или притормаживая; — после достижения минимально допустимой скорости для данной передачи ( с четвертой на третью — 50 км/ч; с третьей на вторую — 30 км/ч; со второй на первую — 10 и менее км/ч; — нажмите на педаль сцепления до упора (выключите сцепление), отпустите педаль газа, включите низшую передачу, соответствующую скорости движения;

— быстро и плавно отпустите педаль сцепления, одновременно нажимая педаль газа.

ДОПУСКАЕМЫЕ ОШИБКИ: — переключение передач производят на большой скорости движения, не соответствующей данной передаче, что приводит к скрежету в коробке передач и повышенным нагрузкам на детали трансмисси. Возникает опасность блокировки ведущих колес на скользком покрытии. — не полностью выжимают педаль сцепления;

— несвоевременно отпускают и нажимают педаль газа.

9. ТРОГАНИЕ НА ПОДЪЕМЕ: — необходимо, удерживая автомобиль на подъеме ручным тормозом, выжать педаль сцепления и включить первую передачу; — плавно отпуская педаль сцепления, одновременно увеличивайте обороты двигателя, нажимая на педаль газа (1800 — 2000 оборотов);

— при начале движения отпустите ручной тормоз. Делать это следует так, чтобы тормоз перестал удерживать автомобиль в тот момент, когда двигатель соединится с трансмиссией и воспримет нагрузку.

10. ТОРМОЖЕНИЕ: Каждый водитель должен стремиться к плавному движению автомобиля и избегать частых резких торможений, что сохраняет более длительную работоспособность автомобиля и водителя. Торможение производить без нажатия на педаль сцепления и выключения передачи плавным нажатием на педаль тормоза. Резкое торможение может привести к блокировке колес, потере управления, заносу и опрокидыванию.

Для торможения на скользкой дороге применяют прерывистое или ступенчатое торможение, производя торможение в несколько приемов (нажимая — отпуская педаль тормоза) для избежания блокировки колес.

11. ОСТАНОВКА: — выберите удобное место для остановки автомобиля; — снижайте скорость движения автомобиля до 10 км/ч; — выжмите на педаль сцепления; — нажмите на педаль тормоза и остановите автомобиль в намеченном месте; — выключите передачу и отпустите педаль сцепления;

— зафиксируйте автомобиль ручным тормозом, отпустите педаль тормоза.

12. ДВИЖЕНИЕ ЗАДНИМ ХОДОМ: Движение задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц (п. 8.12 ПДД).

1. Начало движения. Перед началом движения водитель должен произвести следующие действия

Советы инструктора

Подготовка водителей транспортных средств категории «В»

Тема 1.

Начало движения.

Перед началом движения водитель должен произвести следующие действия:

- проверить техническое состояние автомобиля с внешней стороны (состояние колес, отсутствие пятен под автомобилем) - подогнать сидение вперед-назад по педали сцепления и спинку сидения вперед-назад по расположению водителя к рулевому колесу - проверить обзор по внутреннему и внешним зеркалам - пристегнуть ремень безопасности - проверить КПП – нейтральное положение - завести автомобиль - проверить показания приборов - проверить техническое состояние рулевого управления, тормозной системы, внешних световых приборов, стеклоочистителей - включить « поворотник » - нажать педаль сцепления - включить КПП – 1 передачу - опустить «ручник» - набрать обороты Двигателя педалью «газа» - посмотреть в зеркала (центральное и боковое зеркало, в сторону предполагаемого выезда) - повернуть голову в сторону предполагаемого выезда (мертвая зона) - определить полосу для движения - плавно отпуская педаль сцепления (1,5 м) тронуться с места - отпускаю полностью педаль сцепления - разгоняем автомобиль, нажав педаль «газа» - отпускаем педаль «газа» - нажимаем педаль сцепления - включаем 2 передачу КПП - отпускаем плавно педаль сцепления - плавно нажимаем педаль «газа» и т.д.

Тема 2.

Движение.

Во время движения водитель обязан:

- постоянно определять ширину проезжей части дороги - делить проезжую часть «пополам», если отсутствует разметка - определять количество полос по разметке или по количеству автомобилей в попутном или встречном направлениях - желательно начинающим водителям двигаться правее, соблюдая боковой интервал не менее 0.5 м ( навстречу, возможно двигается пешеход) - двигаться посередине своей полосы движения, если в наличии разметка, определяющая количество полос - заблаговременно включать предупредительные сигналы при возникновении необходимости перестроения, обгона ( чем дальше от объекта, тем лучше) - заблаговременно до выполнения маневра убеждаться в отсутствии опасности впереди и сзади по зеркалам и поворотом головы (мертвая зона) в сторону предполагаемого перемещения автомобиля

- производить перестроение или обгон, используя разметку определяющую количество полос, с выездом из занимаемой полосы при наличии разметки или производить изменения траектории движения, соблюдая требования (боковой интервал не менее 1.0 м между нашим автомобилем и объектом, который объезжаем или обгоняем)

- выключить предупредительный сигнал - после завершения маневра, перестроится в свою полосу движения, включив , заблаговременно « поворотник », убедившись в отсутствии опасности справа по зеркалам и повернув голову вправо, перестроив автомобиль выключаем « поворотник» или продолжить движение, если полоса правее занята - соблюдать скорость движения, необходимую для выполнения следующих требований: а\ - зона видимости должна быть всегда больше зоны остановочного пути(время реакции + время торможения) б\ - обеспечивать безопасность движения, при возникновении опасности принимать все меры, вплоть до остановки автомобиля - при движении заранее определять наличие и характеристики знаков на дороге по свойственным им признакам и выполнять требования дорожных знаков

Тема 3.

Проезд перекрестков

Для проезда перекрестков необходимо: - снизить скорость движения автомобиля, переключившись на более низкую передачу КПП или убрав ногу с педали «газ» - заранее определить наличие перекрестка (пересечение, примыкание, разветвление дорог) - снизить скорость движения различными способами, определить какой это перекресток? (регулируемый, нерегулируемый, равнозначный) - определить тип перекрестка (регулируемый, нерегулируемый, равнозначный) - в зависимости от типа указанного перекрестка выполняем следующие действия:

а\ перекресток регулируемый

- определяем главную дорогу и второстепенную (регулировщик, светофор) - определяем наличие пешеходного перехода ( обозначенного или необозначенного)

-*** по указанию регулировщика, светофора определяющего нам главную дорогу продолжаем движение к перекрестку

- обращаем внимание на пешеходов при подъезде к перекрестку - обращаем внимание на ТС двигающиеся слева и справа по второстепенной дороге - обращаем внимание на ТС, двигающиеся по встречному направлению - определяем центр перекрестка (пересечение осевых пересекаемых дорог) - проезжаем пешеходный переход и въезжаем на перекресток - во избежание проблем, останавливаемся перед пешеходным переходом при наличии перед ним пешеходов или перед пересечением проезжей части перекрестка, если слева или справа опасность - ( при остановке, связанной с пропуском встречного автомобиля остановиться, недоезжая центра перекрестка) - обращаем внимание на пешеходный переход при выезде с перекрестка - проехав пешеходный переход, разгоняем автомобиль и включаем более высокую передачу КПП

-*** по указанию регулировщика, светофора определяющего нам второстепенную дорогу продолжаем движение к перекрестку

- обращаем внимание на пешеходный переход

- выполняя требования регулировщика останавливаемся перед обозначенным пешеходным переходом при наличии пешеходов или у края проезжей части при отсутствии пешеходов

- выполняем требования светофора(светофор находится не у пешеходного перехода)

А\ желтый сигнал светофора

- обращаем внимание на пешеходов при подъезде к перекрестку

- останавливаемся у стоп-линии (1), у пересечения проезжей части (2), если отсутствует обозначенный пешеходный переход, у светофора (3) или же у светофора, если под ним табличка «СТОП» - включаем 1 передачу КПП, увеличиваем обороты двигателя - обращаем внимание на пешеходов - обращаем внимание на ТС двигающиеся слева и справа по второстепенной дороге - обращаем внимание на ТС, двигающиеся по встречному направлению - определяем центр перекрестка (пересечение осевых пересекаемых дорог) - плавно отпускаем сцепление (1.5 м) - обращаем внимание на пешеходов при выезде с перекрестка*** при поворота направо, налево или развороте заблаговременно включаем « поворотник « перед перекрестком не менее, чем за 5-10 м до пересечения проезжих частей

Б\ красный сигнал светофора

- обращаем внимание на пешеходов при подъезде к перекрестку

- останавливаемся у (1)стоп-линии , у (2)пересечения проезжей части , если отсутствует обозначенный пешеходный переход, у (3)светофора или же у светофора, если под ним табличка «СТОП»

Если светофор находится у пешеходного перехода –

разрешается проезжать перекрестов, чтобы не производить экстренного торможения и не останавливаться за пересечением проезжей части, т.е. на перекрестке.

б\ перекресток нерегулируемый

(главная дорога определяется знаками приоритета)

-**** двигаемся по главной дороге

- обращаем внимание на пешеходов при подъезде к перекрестку - обращаем внимание на ТС слева и справа по второстепенной дороге - обращаем внимание на ТС, по встречному направлению - определяем центр перекрестка (пересечение осевых пересекаемых дорог) - проезжаем пешеходный переход и въезжаем на перекресток - при возникновении проблем, останавливаемся перед пешеходным переходом или перед пересечением проезжей части перекрестка ( при остановке, связанной с пропуском встречного автомобиля остановиться, недоезжая центра перекрестка) - обращаем внимание на пешеходный переход при выезде с перекрестка - проехав пешеходный переход, разгоняем автомобиль и включаем более высокую передачу КПП

-****двигаемся по второстепенной дороге

Дальнейшие действия определяются наличием знака «Уступи дорогу» или «СТОП»

ЗНАК «Уступи дорогу»

- обращаем внимание на пешеходов при подъезде к перекрестку и выезде с перекрестка

- обращаем внимание на ТС двигающиеся слева и справа по второстепенной дороге - обращаем внимание на ТС, двигающиеся по встречному направлению

при наличии опасности

- останавливаемся перед пешеходным переходом или перед пересечением проезжей части перекрестка, нажав педаль сцепления и тормоза

- включаем «нейтраль» МКПП - дальнейшие действия как при начале движения

при отсутствии опасности

- определяем центр перекрестка (пересечение осевых пересекаемых дорог)

- проезжаем пешеходный переход и осуществляем проезд перекрестка - обращаем внимание на пешеходный переход при выезде с перекрестка - проехав пешеходный переход, разгоняем автомобиль и включаем более высокую передачу КПП

ЗНАК «СТОП»

- обращаем внимание на пешеходов при подъезде к перекрестку

- останавливаемся у (1)стоп-линии , у (2)пересечения проезжей части , если отсутствует обозначенный пешеходный переход, у (3) пешеходного переход, нажав педаль сцепления и тормоза - дальнейшие действия как при начале движения

в\ перекресток равнозначный

-***действия водителя, если нет помехи справа, аналогично проезду нерегулируемого перекрестка по главной дороге -*** действия водителя, если помехи справа, аналогично проезду нерегулируемого перекрестка по второстепенной дороге при знаке «УСТУПИ ДОРОГУ», при отсутствии обозначенного пешеходного перехода.При проезде перекрестка необходимо помнить!!!! 1. Сигналы регулировщика отменяют: 1) сигналы светофора 2) знаки приоритета 2. Сигналы светофора отменяют знаки приоритета.

4. Остановка

- остановка запрещена до границы перекрестка и после границы перекрестка -5 м.

- на пешеходном переходе (обозначенном) - на расстоянии – менее 3 м от сплошной линии, разделяющей направления движения или полосы движения - на расстоянии – менее 3 м от обочины встречного направления

5. Стоянка

- запрещена на автобусной остановкеПроезд перекрестка с круговым движением. Знак «Круговое движение». - въезд на перекресток с круговым движением с любой полосы движения, если их 2. - перед Знаком включаем в любой полосе правый предупредительный сигнал «поворотник» - въехав на перекресток, выключаю « поворотник», если собираюсь продолжить движении по кругу - двигаться по кругу можно по любой полосе - выезжать с кругового движения обязаны только справой полосы, заранее включив правый «поворотник», если находимся в левой полосе, то сначала перестраиваемся в правую полосу, а потом с правой выезжаем с перекрестка с круговым движением

- возможно перестроение в левую полосу движения с правой по необходимости!!!!

ПДД РФ 2019 - 8. Начало движения, маневрирование

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги – пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.

8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами дорожного движения, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

8.10. При наличии полосы торможения водитель, намеревающийся повернуть, должен своевременно перестроиться на эту полосу и снижать скорость только на ней.

При наличии в месте въезда на дорогу полосы разгона водитель должен двигаться по ней и перестраиваться на соседнюю полосу, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

8.11. Разворот запрещается:

  • на пешеходных переходах;
  • в тоннелях;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • на железнодорожных переездах;
  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
  • в местах расположения остановок маршрутных транспортных средств.

8.12. Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.

Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот согласно пункту 8.11 Правил.


Смотрите также