Неисправности кпп ваз 2109
ВАЗ-2109, КПП: устройство, причины поломок и особенности ремонта :
ВАЗ-2109 – довольно популярный в России и СНГ автомобиль. Серийное производство машины стартовало в 1987 году. За все годы выпуска «девятка» оснащалась лишь двумя типами коробок. Обе были механическими. За годы эксплуатации эти КПП на ВАЗ-2109 вызывали множество проблем и нареканий среди автомобилистов. Что же, давайте ближе познакомимся с этой коробкой и рассмотрим ее типичные проблемы.
Характеристика
Как мы сказали ранее, на машину устанавливалась также 4-ступенчатая трансмиссия. Сборка КПП для ВАЗ-2109 этого типа длилась недолго. Поэтому встретить «короткокрылых» с 4МКПП сейчас очень трудно. Это практически раритет. 95 процентов «девяток» шли уже с более современной, 5-ступенчатой механикой. Она была двухвальной, с синхронизаторами на всех передачах (за исключением задней). Конструктивно эта КПП объединена с главной передачей и дифференциалом. От 4-ступки она отличалась иным расположением патрубка вентиляции картера. Он находился на картере сцепления (ранее был на задней крышке). Также появился щуп. А вот передаточные числа остались прежними.
В России эти машины прекратили выпускать еще в 2004-м. Но до сих пор в магазинах можно найти запчасти для КПП ВАЗ-2109. Цена их довольно приемлемая. При необходимости можно купить трансмиссию в сборе за 5-6 тысяч рублей.
Устройство
Данная трансмиссия состоит из нескольких элементов:
- Первичного и вторичного вала КПП ВАЗ-2109.
- Картера передающей коробки.
- Синхронизаторов.
- Оси с промежуточной шестерней заднего хода.
- Дифференциала, что изменяет привод переключения скоростей.
- Алюминиевой крышки с сапуном. Для лучшего теплоотвода ее поверхность была оребрена.
Итак, мы рассмотрели конструкцию типичной КПП ВАЗ-2109. Ремонт этой трансмиссии может понадобиться по нескольким причинам. Ниже мы рассмотрим основные неисправности и способы их устранения.
Вылетает передача
Если во время движения у вас вылетает скорость, скорее всего, изношен блок шестерен. Также выходят из строя замки на шестерне и муфте. Данные элементы меняются целиком на новые.
Стоит отметить, что передача на «девятке» может вылетать и по причине слишком быстрого переключения. Завод-производитель рекомендует выдерживать двухсекундную паузу при переходе на повышенную скорость. Если игнорировать эту проблему и далее, можно столкнуться с выходом из строя синхронизаторов.
Шум
Каждая коробка имеет свой предел шумности, который не является симптомом неисправности. В трансмиссии есть шестеренки, что постоянно трутся между собой. И какой бы технологичной ни была конструкция, полностью исключить звук невозможно. Что касается 5 КПП ВАЗ-2109, ее регламент шума составляет 78 Дб. Все, что выше – приравнивается к неисправности. А шуметь коробка может из-за недостаточного уровня масла в коробке. Как известно, трансмиссионное масло имеет большую вязкость, нежели моторное. И оно не разбрызгивается насосом. Это масло находится в картере КПП. Шестерня при вращении сама макается в смазку. Если уровень жидкости ниже допустимого, элемент будут работать «на сухую». Это влечет за собой повышенный износ шестерен, их выработку. В результате даже при возобновлении уровня масла проблема не исчезнет.
Также шумливость возникает из-за повышенных нагрузок на саму коробку. Это происходит после тюнинга мотора (например, установки «злых» распредвалов), который так любят владельцы «девяток». В результате двигатель никогда не опускается до оборотов ниже трех тысяч. Терпят износ и мотор, и коробка.
Шум может пропадать на ходу и появляться лишь при нажатии педали сцепления. В таком случае сама коробка ни при чем – виновато сцепление. Изношен не сам диск, а выжимной подшипник. Его ресурс составляет около 60 тысяч километров. Элемент издает характерные гул и свист, которые со временем усиливаются.
Трудно или с хрустом включается передача
Проблема является следствием выхода из строя синхронизаторов. Зачастую изнашиваются синхронизаторы первой и второй передачи. Сперва водитель замечает трудности при включении нужной скорости. Затем все это начинает сопровождаться хрустом, как на 53-м ГАЗоне. Насильно давить на рычаг не стоит – так вы повредите блок шестерен. Если наблюдается проблема с синхронизаторами, используйте двойной выжим с перегазовкой. Только так вы сохраните элементы КПП, двигаясь до места ремонта.
Если коробка при движении начинает стучать, скорее всего, сломался зуб шестерни вала или главной пары. Элемент ремонту не подлежит и меняется целиком.
Болтается рычаг
Если болтается рычаг КПП на ВАЗ-2109, следует проверить исправность шарнира (карданчика) коробки. Они имеют конусный болт, который может раскручиваться. В большинстве случаев проблема решается его подтяжкой. Отметим, что с завода этот болт плотно затянут. Его откручивают с целью регулировки кулисы.
Люфт еще возникает из-за поломки возвратной пружины, что находится в механизме КПП. Она обычно меняется каждые 4 года или 100 тысяч километров пробега.
Также раскручивается и конусный болт. Он имеет меньшие размеры, чем карданчик, и находится внутри самой коробки под элементом переключения передач.
Кулиса
Если звенит кулиса КПП на ВАЗ-2109, не стоит расстраиваться. Эта проблема есть у всех владельцев «девяток». Причем звенит кулиса как на «убитых», так и на относительно свежих машинах. Об этом дефекте знает и само представительство АвтоВАЗа. А вибрация возникает из-за неправильного расположения точек опоры ДВС и коробки. В итоге узлы вибрируют, и звон передается на все остальные части, в том числе на кулису. Одни решают эту проблему установкой уплотнительного кольца в районе кулисы, другие привыкают и ездят так, со звоном.
Пропадает масло
В отличие от моторного, уровень трансмиссионного масла редко кто проверяет. А зря, ведь иногда можно достать попросту сухой щуп. Если не предпринять вовремя меры, появится повышенный шум (поскольку шестерни работают на сухую). По каким причинам течет масло из коробки? Есть несколько факторов:
- Неплотное прилегание крышки картера.
- Изношенные сальники валов.
- Неплотно закрученная крышка для слива масла.
- Трещины в поддоне трансмиссии (решается заменой элемента).
Стоит отметить, что при отсутствии или недостаточном уровне масла коробка работает не в своем температурном режиме. Поскольку помимо смазывающих свойств данная жидкость принимает на себя часть температурных нагрузок. При утечках масла коробка может попросту перегреться.
Машина дергается при старте, невозможно включить передачу
Не всегда причиной неисправности является сама КПП ВАЗ-2109. Ремонт ее может не спасти, если неисправен узел сцепления. А ведь именно эта система взаимодействует с КПП и двигателем. Именно через диск сцепления передается крутящий момент от маховика на вал трансмиссии. Обычно данный узел служит не менее 120 тысяч километров. Но на многих «девятках» установлены одометры старого образца, которые обнуляются на 100 тысячах.
Водителю трудно контролировать, когда была заменена та или иная деталь в сцеплении. Если машина дергается при старте, а коробка включается с трудом, скорее всего, был изношен диск. На нем стираются пластины и вылетают демпферные пружины. Также загибаются лепестки на корзине сцепления. Про подшипники мы уже сказали, что они шумят. Все это в совокупности влияет на поведение авто на дороге.
Особенности ремонта
Данный процесс производится на снятой с автомобиля коробке. Операция состоит из нескольких этапов:
- Снятие щупа из КПП.
- Демонтаж кронштейна троса сцепления и задней крышки.
- Откручивание болта вилки пятой скорости, а также гаек первичного и вторичного вала.
- Демонтаж шестерни пятой передачи с вилкой вторичного вала и синхронизатором.
- Извлечение упорной пластины и втулки из вторичного вала.
- Демонтаж шестерни пятой передачи.
- Откручивание винтов упорных шайб вторичного вала и стопорных колец подшипников.
- Снятие пробок, пружин и шариков фиксаторов заднего хода. Процесс производится на наклоненной коробке.
- Откручивание болта крепления и 12 гаек картера трансмиссии. Элемент отделяется от картера сцепления шлицевой отверткой.
- Откручивание болтов вилки переключения первой, второй, третьей и четвертой скорости.
- Демонтаж штока 1-2 передачи из опоры, а затем 3-4 передачи с вилкой.
- Снятие осей шестерни заднего хода. Последнюю проворачивают на 40 градусов и снимают промежуточную шестерню.
- Демонтаж вторичного, первичного вала КПП-ВАЗ 2109 и дифференциала картера сцепления.
- Снятие механизма переключения передач, а также магнита из картера сцепления.
- Демонтаж корпуса с шестерней спидометра, а также выключателя заднего хода.
- Выпрессовка подшипников валов и снятие маслосборника.
После разбора КПП ВАЗ-2109 заменить нужно все изношенные элементы:
- Подшипники.
- Валы.
- Шестерни.
- Шток переключения передач.
- Сальник полуосей и валов.
Сборка КПП ВАЗ-2109 производится в обратной последовательности. Картер садится на новый герметик.
11.16 Характерные неисправности коробки передач и возможные причины
Сервисное обслуживание и эксплуатация
Руководства → ВАЗ → 2109 (Лада Самара)
ПРИЗНАК НЕИСПРАВНОСТИ | ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ |
Стук на малой скорости | Износ внутреннего или наружного шарнира равных угловых скоростей (ШРУС) |
Износ посадочных гнезд подшипников дифференциала | |
Повышенный шум при движении на повороте | Шум шестерен дифференциала |
Стук при ускорении и замедлении автомобиля | Ослабление креплений двигателя |
Износ внутреннего ШРУС | |
Износ оси сателлитов и посадочных отверстий в корпусе дифференциала | |
Износ посадочных гнезд подшипников дифференциала | |
Стук при движении на повороте | Износ наружного ШРУС |
Вибрация | Вибрация подшипников |
Погнута полуось | |
Некруглость шин | |
Дисбаланс колес | |
Износ ШРУС полуоси | |
Значительный углы в ШРУС (нарушение статического хода подвески) | |
Самовыключение передач | Износ или нарушение регулировки привода переключения передач |
Заедание привода переключения передач | |
Поломка или ослабление фиксирующих шайб подшипников первичного вала | |
Износ или деформация вилки переключения | |
Повышенный шум на нейтрали в коробке передач при работе двигателя на холостом ходу | Износ подшипников блока шестерен первичного вала |
Износ подшипника выключения сцепления | |
Износ шестерен первичного вала | |
Износ шестерни или подшипника 1-й передачи | |
Износ шестерни или подшипника 2-й передачи | |
Износ шестерни или подшипника 3-й передачи | |
Износ шестерни или подшипника 4-й передачи | |
Износ шестерни или подшипника 5-й передачи | |
Износ подшипников вторичного вала | |
Повышенный шум только на 1-й передаче | Поломка, сколы зубьев или износ шестерен 1-й передачи |
Износ синхронизатора 1-й и 2-й передач | |
Износ шестерни или подшипника 1-й передачи | |
Износ шестерен или подшипников дифференциала | |
Износ ведомой шестерни главной передачи | |
Износ рычага и штоков механизма переключения | |
Повышенный шум только на 2-й передаче | Поломка, сколы зубьев или износ шестерен 2-й передачи |
Износ синхронизатора 1-й и 2-й передач | |
Износ шестерни или подшипника 2-й передачи | |
Износ шестерен или подшипников дифференциала | |
Износ ведомой шестерни главной передачи | |
Износ рычага и штоков механизма переключения | |
Повышенный шум только на 3-й передаче | Поломка, сколы зубьев или износ шестерен 3-й передачи |
Износ синхронизатора 3-й и 4-й передач | |
Износ шестерни или подшипника 3-й передачи | |
Износ шестерен или подшипников дифференциала | |
Износ ведомой шестерни главной передачи | |
Износ рычага и штоков механизма переключения | |
Повышенный шум только на 4-й передаче | Износ синхронизатора 3-й и 4-й передач |
Поломка, сколы зубьев или износ шестерен 4-й передачи | |
Износ шестерни или подшипника 4-й передачи | |
Износ шестерен или подшипников дифференциала | |
Износ ведомой шестерни главной передачи | |
Износ рычага и штоков механизма переключения | |
Повышенный шум только на 5-й передаче | Износ синхронизатора 5-й передачи |
Поломка, сколы зубьев или износ шестерен 5-й передачи | |
Износ шестерни или подшипника 5-й передачи | |
Износ шестерни или подшипника 5-й передачи | |
Износ ведомой шестерни главной передачи | |
Износ рычага и штоков механизма переключения | |
Повышенный шум только на передаче заднего хода | Поломка, сколы зубьев или износ промежуточной шестерни передачи заднего хода, износ шестерен первичного и вторичного валов |
Износ синхронизатора 1-й и 2-й передач | |
Износ ведущей шестерни главной передачи | |
Износ ведомой шестерни главной передачи | |
Износ шестерен или подшипников дифференциала | |
Повышенный шум на всех передачах | Недостаточный уровень масла |
Износ подшипников | |
Поломка, сколы зубьев или износ шестерен первичного и/или вторичного валов или износ валов | |
Утечка масла в зоне расположения сцепления | Картер трансмиссии |
Рычаг подшипника выключения сцепления | |
Утечка масла в середине картера трансмиссии | Картер трансмиссии |
Механизм переключения | |
Выключатель фонаря заднего хода | |
Утечка масла в левой стороне картера трансмиссии | Крышка картера |
Утечка масла из главной передачи | Крышки подшипников и уплотнения главной передачи |
Поддон главной передачи | |
Поддон главной передачи | |
Скрежет шестерен при включении передач | Рычаг подшипника выключения сцепления |
Привод выключения сцепления | |
Первичный вал или блок шестерен | |
Синхронизатор 5-й передачи | |
Шестерня или подшипник 5-й передачи | |
Шестерня или подшипник 1-й передачи | |
Синхронизатор 1-й и 2-й передач | |
Шестерня или подшипник 2-й передачи | |
Шестерня или подшипник 3-й передачи | |
Синхронизатор 3-й и 4-й передач | |
Шестерня или подшипник 4-й передачи | |
Шестерня передачи заднего хода |
Основные неисправности коробки передач и способы их устранения
Устранение неисправностей коробки передач возможно при частичной или полной ее разборке. Это требует высокой квалификации исполнителя и специального инструмента. Поэтому работы, связанные с устранением неисправностей, рекомендуется проводить на станции технического обслуживания. В зависимости от причин рычаг переключения передач может перемещаться с усилием при включении всех передач или какой-либо одной пары (I и II или III и IV). Причины неисправности и способы ее устранения:- неполное выключение сцепления. Как действовать в этом случае, описано в разделе «Сцепление»;
- тугое перемещение штока выбора передач или штоков переключения в отверстиях. Необходимо снять штоки, при необходимости очистить гнезда штоков, удалить заусенцы, деформированные штоки заменить;
- деформация тяги рычага переключения передач. Выправить или заменить тягу;
- ослабление крепления или деформация деталей механизма выбора передач. В первом случае затянуть болты крепления механизма выбора передач, во втором — заменить деформированные детали;
- износ синхронизаторов (блокировочных колец, торцов зубьев муфт и венцов синхронизаторов) или повреждение деталей синхронизатора. При осевом зазоре между торцом блокирующего кольца и торцом зубчатого венца синхронизатора, равном 0,6 мм и менее, заменить блокирующее кольцо. Не допускаются смятие или сколы на торцах зубьев муфты или венца синхронизатора, а также другие повреждения, затрудняющие свободное перемещение муфты, и блокирующих колец. Изношенные или поврежденные детали заменить;
- ослабление крепления хомута крепления тяги к штоку выбора передач или неправильная регулировка привода переключения передач. В этом случае отрегулировать привод переключения, а затем затянуть гайку болта хомута.
- действуя снизу автомобиля, при ослабленном стяжном болте хомута 32 (см. рис. 62) установить шток 19 выбора передач в нейтральное положение;
- при поднятом декоративном чехле установить рычаг 38 переключения передач так, чтобы его нижняя часть расположилась перпендикулярно полу кузова, а рукоятка рычага находилась от правого сиденья на расстоянии, равном 1/3 расстояния между сиденьями. В этом положении затянуть гайку стяжного болта хомута 32.
- износ шариков и гнезд штоков, потеря упругости или поломка пружин фиксаторов. Заменить поврежденные или изношенные детали;
- износ блокирующих колец синхронизаторов. Заменить блокирующие кольца;
- износ, повреждение шариков, пружин или сухарей синхронизаторов. Заменить поврежденные или изношенные детали;
- износ зубьев муфты или зубчатого венца синхронизатора. Заменить муфту или шестерню;
- деформация рычага выбора передач. Заменить рычаг; износ пластмассовых втулок в шарнире штока выбора передач. Заменить втулки и поврежденный защитный чехол;
- повышенные колебания силового агрегата на опорах из-за трещин или расслоения резины на опорах. Заменить поврежденные опоры;
- недовключение передач из-за неправильной регулировки привода переключения передач. Отрегулировать привод.
- износ зубьев шестерен и синхронизаторов. Заменить изношенные детали;
- износ подшипников. Заменить изношенные или дефектные подшипники;
- недостаточный уровень масла. Восстановить уровень масла до нормы, предварительно устранив причины течи масла.
- износ сальников первичного вала, полуосей, привода спидометра или штока выбора передач. Определить место течи, заменить изношенные сальники;
- ослабление крепления картера или крышки коробки передач или повреждение уплотнительных прокладок. Затянуть болты и гайки, заменить уплотнительные прокладки.
Причины шума в коробке передач ВАЗ 2109 и решение проблемы
Шум в коробке передач (КПП) является довольно распространенной «болезнью» отечественных автомобилей, с которой сталкиваются многие водители. Сегодня мы попытаемся разобраться, почему возникает шум в коробке передач ваз 2109, каковы причины неисправностей КПП и как их устранить.
С проблемой шума и гула, которые доносятся из коробки передач, сталкиваются многие автовладельцы. Особенно это касается автомобилей ВАЗ, которые были произведены 10 лет назад и больше. За это время «механика» (механическая КПП, МКПП) отрабатывает свой ресурс эксплуатации, и, соответственно, начинают проявляться первые проблемы.

Основные неисправности МКПП включают в себя:
- ослабление крепления или выход из строя тросика привода коробки;
- выход из строя штока КПП;
- поломка блокирующего механизма;
- выход из строя вилки переключения скоростей.
Что именно шумит и почему?
Давайте попробуем разобраться в данном вопросе. Основными причинами возникновения шума, доносящегося из КПП, являются:
- неправильная эксплуатация коробки, в частности использование контрафактной трансмиссионной жидкости, купленной на «черном» рынке и эксплуатация транспортного средства с нерабочим сцеплением;
- плохое качество комплектующих деталей коробки передач;
- предельный срок эксплуатации МКПП;
- неквалифицированное проведение технических работ по диагностике и ремонту КПП.

Кроме того, основными неисправностями, в последствии которых может возникнуть шум в КПП, являются:
- внезапно появившееся затруднительное включение скорости: чтобы включить ту или иную передачу, водителю иногда потребуется несколько раз перевести рычаг коробки в нейтральное положение при выжатом сцеплении;
- коробка сама выключает передачу авто во время движения;
- из КПП может вытекать трансмиссионная жидкость.
Также следует отметить, что коробка «Ваз 2109» может шуметь в различных условиях: на нейтральной скорости, во время включения передач либо же просто во время езды на определенной скорости. И каждый из этих шумов может говорить о разных неисправностях коробки.
Кроме того, во время диагностики нужно не забывать, что только один внешний признак может свидетельствовать о нескольких неисправностях в КПП. Поэтому визуально (т.е. по типу гула) вычислить, какой именно компонент коробки вышел из строя фактически невозможно. Определить поломку получится только сняв и разобрав коробку.
Также необходимо добавить, что ремонт КПП и устранение дефектов требуют больших знаний, поэтому в домашних условиях таким лучше не заниматься. КПП является важным агрегатом в структуре любого транспортного средства, поэтому ее ремонт и диагностику лучше доверить квалифицированному специалисту.

Зачастую гул агрегата проявляется:
- когда выжимаешь сцепление;
- при включении третьей и четвертой скоростей;
- на нейтральной скорости;
- при езде авто на повышенных оборотах.
С такими проблемами сталкиваются большинство отечественных автовладельцев «ВАЗ 2109». Но если при нажатии сцепления посторонние звуки пропадают, то это может свидетельствовать о нескольких поломках. В частности, из строя может выйти пятая скорость либо передача заднего хода. Кроме того, может быть неисправен подшипник первичного вала или выжимной подшипник.
Как показывает практика, в случае с подшипниками проблема не является критической. Если в вашем авто шум появился, а потом пропал после нескольких сотен или тысяч километров пробега, то, скорее всего, остатки подшипников просто перемололо системой агрегата.
Если ваша «ВАЗ 2109» начала шуметь, то это вовсе не означает, что вышли из строя подшипники или задняя передача. Эти проблемы являются наиболее распространенными, но конкретно определить, что вышло из строя, сможет только качественная диагностика.
Устраняем шум
Рассмотрим признаки и соответствующие им поломки КПП в «Ваз 2109»
Признаки | Поломки |
Коробка шумит при движении на «нейтралке» |
|
Из КПП доносится шум и периодически пропадает при включении скоростей |
|
Меняем подшипник ведущего вала

Если вы решили самостоятельно осуществить ремонт подшипника ведущего вала, то для этого вам понадобится молоток, тиски, съемник подшипника. Приступим к ремонту:
- для начала необходимо демонтировать и разобрать вашу КПП;
- затем берем ведущий вал и зажимаем его в тиски. Внимание! Тиски должны быть с накладками из мягкого металла;
- задний подшипник нужно спрессовать при помощи специального съемника;
- затем переверните вал и таким же образом спрессуйте внутреннее кольцо первичного подшипника;
- теперь нужно насадить задний подшипник до упора на вал. Это делается при помощи металлической оправки и молотка;
- такую же операцию необходимо сделать с внутренним кольцом переднего подшипника.
Доливаем масло

Если вы решили исправить проблему шума, долив трансмиссионную жидкость в коробку, то приготовьте заранее новое масло для МКПП и немного ветоши:
- находим щуп контроля уровня жидкости в коробке — он находится в подкапотном пространстве с левой стороны, рядом с аккумулятором;
- вынимаем щуп и протираем его тряпкой;
- затем вставляем щуп обратно до упора и вытаскиваем его. Уровень трансмиссионной жидкости должен находиться где-то посредине между отметками «Min» и «Max»;
- если вы видите, что масла меньше, чем необходимо, то возьмите новое и залейте через отверстие для проверки уровня до отметки «Max».
Замена блокирующих колец

Для осуществления замены колец механизма блокировки выполняем следующие действия:
- снимаем и разбираем коробку передач;
- находим блокирующее устройство;
- видим на нем блокирующие синхронизаторов: вам необходимо визуально оценить их состояние. Если на кольцах видны осколки либо сами по себе они отработали свой срок службы, то необходимо их заменить;
- собираем обратно коробку и ставим на место.
Если гул в МКПП появился в результате износа колец, то при их замене посторонние звуки пропадут.
Замена муфты синхронизатора
Здесь заранее нужно запастись муфтой и терпением:
- разобрав коробку передач, вам нужно демонтировать синхронизатор вторичного вала;
- чтобы добраться до муфты, синхронизатор нужно полностью разобрать. Будь осторожны — детали очень маленькие и легко теряются. Муфта представляет собой маленькое кольцо на внутреннем диаметре синхронизатора;
- разобрав синхронизатор, проверьте все его компоненты на предмет механических повреждений. Если пружины слишком вытянуты, то их также лучше заменить на новые, но заранее нужно купить полный ремонтный комплект;
- перед установкой муфты на место следует смазать ее, а также все другие компоненты синхронизатора моторным маслом;
Регулировка сцепления

Неполное выключение сцепления «лечится» его регулировкой:
- педаль сцепления необходимо топить в пол до упора и рядом подставить метр или линейку, один конец которой также следует упереть в пол. Затем нужно зафиксировать значение по центру педали;
- теперь отпускаем педаль и в крайнем верхнем положении отмечаем количество сантиметров до нее от пола;
- затем медленно жмем рукой на педаль и отмечаем то место, где сцепление начинает оказывать сопротивление для дальнейшего нажатия;
- величина свободного хода — это то самое расстояние от положения педали до того момента, как сцепление начинает оказывать сопротивление;
- теперь открываем капот и ищем тросик, который соединяется с педалью. На нем присутствуют две гайки, при помощи которых и осуществляет регулировка;
Регулировка тросика педали сцепления
- для увеличения свободного хода нужно открутить гайку, расположенную внутри кронштейна. Также нужно закрутить гайку, находящуюся снаружи;
- в этом заключается регулировка. Если все правильно, то величина полного хода составит около 13 сантиметров. Если же этот показатель значительно больше или меньше, то процесс регулировки следует повторить.
Видео «Ремонт КПП в автомобиле ВАЗ 2109»
В этом видео описан полный пошаговый ремонт коробки скоростей «ВАЗ 2109» своими руками в домашних условиях.
Вам понравилось это видео? Что вы можете рассказать о коробке передач автомобиля «Ваз 2109»? Поделитесь своим опытом с нашими читателями!
Ремонт КПП ВАЗ 2109 своими руками. Как ремонтировать коробку передач ВАЗ 2109 своими руками
КПП ВАЗ 2109 вполне «поддается» ремонту своими руками. Разумеется, при условии, что «гаражный мастер» обладает необходимым опытом и навыками, а также инструментами и оборудованием, в противном случае можно только усугубить ситуацию. Если вы никогда раньше не ремонтировали коробку передач, лучше обратиться к профи, или же хотя бы прочитать данный материал до конца.
КПП ВАЗ 2109 устройство и принцип действия
Коробка девятки – сложный агрегат, предназначенный для изменения крутящего момента, подающегося на колеса авто, как, впрочем и любая другая КПП. Конкретно об агрегате, устанавливаемом на «девятки», можно сказать следующее:
• КПП может быть четырех- и пятиступенчатой. • Вся система объединена с основной передачей, а также с дифференциалом, поэтому количество передач может быть разным. • Первичный вал – это, по сути, набор ведущих шестеренок, они зацепляются за ведомые шестерни переднего хода.
• Крутящий момент с КПП передается на передние колеса авто.
Это то, что касается главных показателей КПП, благодаря которым устройство получилось достаточно надежным и долговечным.
Основные элементы коробки ВАЗ 2109:
• Картер. • Два синхронизатора. • Первичный и вторичный валы. • Ось и шестерня задней передачи. • Главная передача. • Дифференциал.
• Крышка картера.
Фланец коробки передач соединен с шестерней устройства главной передачи. Привод КПП 2109 устроен следующим образом:
• Переключатель передающего момента. • Шаровая опора. • Тяга. • Рычаг переключения скоростей.
• Шток, работающий как механизм переключения передач.
Все вышеперечисленные элементы представляют собой отдельный узел, который прикреплен к картеру сцепления. Внутри коробки передач находятся две оси. На одну из них установлены: две блокирующие скобы, трехплечий рычаг и втулка – для повышения надежности устройства. Вторая ось проходит через специальные отверстия в блокировочных скобах, предотвращая их проворачивание.
Предназначение плечевых рычагов:
• Первое плечо включает передние передачи. • Второе плечо – задний ход. • Третье плечо предназначено для взаимодействия с рычагом переключения передающих элементов. • Ступица рычажного переключения имеет специальный фиксатор.
• На оси закреплена вилка для включения задней скорости.
Признаки неисправности КПП ВАЗ2109
Самые распространенные «симптомы» неисправностей коробки передач «девятки» следующие:
• Передача выключается самостоятельно. • Шум коробки при работе на нейтральной передаче. • Скорость включается с хрустом, включение передачи затруднено. • Передача включается нечетко. • Люфт коробки передач – болтается рычаг переключения. • «Звенит» кулиса.
• Уровень масла падает.
Возможные причины поломок КПП ВАЗ 2109
Как и любое другое устройство, коробка передач «девятки» со временем начинает выходить из строя. Немалую роль при этом играет и качество запчастей, которые используются при ремонте. Если придерживаться рекомендаций производителя, то ремонт КПП ( в том числе и профилактический, при отсутствии поломок) следует производить каждые 50 000 км. Рассмотрим главные причины поломок коробки передач соответственно перечисленным выше «симптомам»:
«вылетающая передача»
Скорее всего, сильно изношен блок шестерен вылетающей передачи. Возможен износ замков на муфте или шестеренке, эти детали потребуется заменить. Главная причина – систематическое нарушение правил эксплуатации, неправильный выбор скоростного режима, слишком резкое переключение, неправильно отрегулированное сцепление.
шум коробки при работе на нейтральной передаче
Любая КПП имеет определенный порог шумности, который не может быть показателем поломки, ни одна коробка не работает абсолютно бесшумно. Повышенный уровень шума может указывать на необходимость замены масла в коробке или его недостаточный уровень. Кроме того, шум может возрастать при нестабильной работе двигателя. Например, если на авто был установлен спортивный распредвал, и КПП не входит в резонанс с ним. Для более точной диагностики рекомендуется браться на ближайшую СТО, так как коробка может шуметь по множеству причин, в том числе и не связанных с самой КПП.
передача включается с хрустом, включение передачи затруднено
Если КПП имеет приличный пробег, то причина, скорее всего, в износе синхронизатора. Его необходимо срочно заменить, так как ситуация чревата выходом из строя всего блока шестерен. Когда коробка новая, или синхронизатор недавно меняли, то передачи тоже могут включаться туговато – это нормально.
передача включается нечетко, включение требует усилий
Трудности при включении передачи могут объясняться, как уже говорилось выше, заменой синхронизатора. Со временем детали прирабатываются и переключение производится без усилий. Сразу после замены синхронизатора не рекомендуется резко включать передачи, выдерживать небольшие паузы при переключении. Передача все-таки не включилась – используйте двойной выжим. Если передача включается нечетко, это может указывать на неисправность в механизме выбора передачи а также с неправильной регулировкой кулисы, либо же ее опоры. Для точного определения причины нужен осмотр кулисы.
люфт коробки передач – болтается рычаг переключения
В первую очередь проверьте состояние «карданчика» (шарнира КПП). Очень часто причиной люфта служит конусный болт крепления который может раскручиваться. Люфт может возникать и в самой кулисе в результате ее износа. В этом случае необходимо заменить кулису. Кроме этого, может лопнуть возвратная пружина. Эта деталь находится в механизме выбора передач – потребуется ремонт КПП с заменой пружины.
«звенит» кулиса
Следует отметить, что это очень распространенный недостаток всех отечественных автомобилей, очень часто возникающая после ремонта ходовой части. Иногда бывает наоборот – после ремонта лязг пропадает (если он имел место на новом авто). Причина может заключаться в заводском дефекте, который признают даже представители АвтоВАЗа.
Кроме этого причина может заключать в вибрации двигателя + коробки, которая передается на кулису. Звон может быть связан с кузовом авто или неправильным выбором точек опоры. В таких случаях предпринимаются попытки устранить звон путем установки уплотнительного кольца возле кулисы (актуально только для ВАЗ 2108-2115).
утечка масла из коробки
Возможные причины – плохое крепление крышки картера, потеря герметичности сальников валов. Кроме этого, возможно, нужно заменить сальник коробки или банально закрутить сливную пробку. Не мешает также осмотреть корпус КПП на наличие повреждений и трещин.
Как устранить неисправности КПП ВАЗ 2109
Итак, выше мы перечислили основные неисправности КПП ВАЗ 2109, как определить неисправность и как ее устранить, мы расскажем ниже.
трудно включить передачу
Причина:
1. ошибка при регулировке сцепления. 2. Заел трос или тяга привода. 3. Заел шток вилки, шток переключения скоростей. 4. Заела одна из деталей КПП: вилка, ползунок, синхронизатор. 5. Несцентрирована задняя часть картера сцепления. 6.Масло подобрано неправильно.
7.Вышли из строя блокирующие кольца синхронизатора. Истерлись конические поверхности ведомых шестерен.
Решение:
1. Отрегулировать сцепление. 2. Определить причину, смазать. 3. Проверить крепление шарнира рычага. Проверить, плотно ли закручены болты на крышке механизма управления. Обязательно осмотреть штоки , а также отверстия штоков в картере, сальники, заднюю секцию картера. Все выявленные неисправности – починить. 4. Разобрать коробку, осмотреть детали. Изношенные или поврежденные – заменить. 5. Разобрать, проверить КПП. Изношенные детали заменить. 6. Заменить масло
7. Проверить зазор между зубцами шестерни и блокирующим кольцом. Если все исправно, то зазор должен составлять не меньше 0.77 мм. Если зазор нормальный, проверьте конические плоскости блокирующего кольца и шестеренки.
скрежет при переключении
Причина:
1. Неправильно отрегулировано сцепление. 2. Заела тяга или трос привода. 3. Несцентрирован картер сцепления. 4. Упал уровень масла или масло неправильно подобрано.
5. Износились или вышли из строя детали переключения передач или синхронизатора.
Решение:
1. Отрегулировать сцепление. 2. Смазать трос или тягу, устранить неисправности. 3. Проверить соответствие отверстий в задней части картера. 4. Заменить или долить масло, проверить наличие утечек.
5. Разобрать КПП, проверить детали при необходимости заменить.
повышенный уровень шума
Проблема:
1. Болты картера, КПП или сцепления откручены. 2. Внутрь КПП попали посторонние частицы. 3. Износились или повредились внутренние детали КПП.
4. Несцентрирован картер сцепления.
Решение:
1.Проверить боты, при необходимости затянуть 2. Полностью слить масло, тщательно вымыть картер, поменять масло. 3. Снять и разобрать коробку, проверить детали, поврежденные заменить.
4. Проверить центровку отверстий в задней части сцепления (на картере).
передачи «вылетают»
Проблема:
1. Ослабилось крепление рычага переключения передач. 2. Вышел из строя вкладыш кулисы или ослабилась гайка кулисы. 3. Износился первичный вал коробки или роликовый подшипник. 4. Износилась или вышла из строя один из элементов механизма переключения передач – вилочка, ползунок, муфта, фиксатор, и.т.д. Возможно, повреждена крышка. 5. Износились или вышли из строя зубцы шестеренок или синхронизатора, повреждены упорные шайбы либо ведомые шестеренки вторичного вала.
6. Вышла из строя втулка направляющего подшипника.
Решение:
1. Проверить крепление на износ, подтянуть крепления, если они ослабли. 2. Демонтировать рычаг переключения передач, осмотреть нейлоновый вкладыш кулисы, подтянуть гайку или заменить вкладыш. 3. Разобрать КПП, заменить первичный вал или, при необходимости, роликовый подшипник. 4. Снять верхнюю крышку коробки, проверить детали механизма переключения. Поврежденные детали заменить. 5. Полностью снять коробку, разобрать, осмотреть, при необходимости заменить поврежденные детали.
6. Поменять втулку направляющего подшипника.
не выключается одна из передач
Причина:
1.Износились или вышли из строя штоки (шток), ослаб винт ползуна, ослабла пружина среднего фиксатора. 2. Истерлись зубья шестерен промежуточного, первичного вала или же вала шестерни задней скорости.
3. Вышел из строя сам рычаг переключения передач или одна из деталей механизма переключения.
Решение:
1. Проверить детали, заменить сломанные. 2. Снять и разобрать КПП, при необходимости установить новые детали.
3. Проверить состояние рычага, устранить неисправности, снять КПП, проверить механизм переключения передач.
Разбор КПП своими руками
Демонтаж коробки необходимо производить в смотровой яме на эстакаде или на подъемнике. Чтобы снять и разобрать коробку ВАЗ 2109 понадобятся следующие инструменты, приспособления и расходные материалы:
• Набор отверток. • Резиновый и металлический молотки. • Ударная отвертка (обязательно). • Зубило. • Набор накидных головок с «трещотками». • Ключ, предназначенный для удаления стопорных колец. • Чистые тряпки. • Наждачная бумага. • Бензин, растворитель (чтобы помыть корпус после демонтажа). • Масло.
• Прокладки.
Выбор рабочего места зависит только от удобства и личных предпочтений. Хороший вариант – широкий крепкий стол (верстак). Все манипуляции можно проделать и на ровном полу, хотя это не совсем удобно. В общем, все что нужно для работы — чистая ровная поверхность и хорошие инструменты.
демонтаж КПП
• В первую очередь из коробки сливают все масло. • Откручиваем болты, крепящие защиту картера.
• Отключаем от картера сцепления провод массы. • Ослабляем гайки на наконечнике троса привода.
• Отключаем колодку от тягового реле.
• Снимаем стартер.
• Отсоединяем тягу привода от наконечника шарнира (тяга скоростей).
• Отсоединяем трос спидометра.
• Откручиваем крепление шарового шарнира рулевой тяги. • Далее следует выпрессовать палец шарнира рулевой тяги из рычага стойки. • Выдавливаем хвостовик ШРУСа привода колес и отводим его немного в сторону.
• Отсоединяем вторую шаровую опору.
• Демонтируем щит картера сцепления.
• Послабляем крепления, снимаем коробку.
разборка коробки
Для начала следует очистить поверхность коробки от грязи и масла, после чего помыть ее растворителем, бензином или керосином.
• Установите коробку вертикально и аккуратно снимите заднюю крышку.
• Демонтируйте кронштейн троса сцепления, после этого резиновым молотком сбейте заднюю крышку коробки. • Снимите старую прокладку. Ее можно выбросить. • Включите 3 и 4 передачу.
• Откручиваем бот, который удерживает 5 передачу, включаем ее.
• Откручиваем гайку сперва на вторичном валу, потом на первичном.
• Снимаем синхронизатор 5 передачи с вилкой.
• Достаем вилку из муфты. При этом следим, чтобы подпружиненные шарики, которые удерживают синхронизатор, не посыпались. • Демонтируем кольцо блокировки синхронизатора 5 передачи. • Достаем ведомую шестерню 5 скорости с вторичного вала. • Демонтируем упорное кольцо игольчатого подшипника, достаем сам подшипник. • Демонтируем ведущую шестерню первичного вала. • С вторичного вала удаляем втулки, которые остались от игольчатого подшипника, демонтируем упорную шайбу. • Достаем фиксирующее кольцо подшипника первичного вала, после этого снимаем кольцо с вторичного вала.
• Отвинчиваем пробку фиксатора, извлекаем шарик и пружинку.
• Демонтируем заднюю опору двигателя. • Отвинчиваем фиксатор задней передачи (пробка), немного наклоняем корпус коробки и достаем шарик фиксатора и пружину.
• Ослабляем и полностью откручиваем болты картера сцепления, а также картера коробки.
• Отсоединяем коробку передач.
• Демонтируем шток и вилку.
• Откручиваем болт крепления 1 и 2 передачи.
• Отцепите головку штока от рычага, после чего снимайте ее с коробки вместе с вилкой.
В процессе разборки КПП внимательно изучайте все элементы. Если вовремя обнаружить износившуюся деталь, ее можно сразу же заменить, избежав, таким образом, дорогого ремонта. Сборка КПП ВАЗ 2109 производится строго в обратном порядке. При этом прокладку нужно обязательно заменить новой.
Срок службы КПП ВАЗ 2109, когда требуется замена КПП
Как показывает практика, срок службы КПП ВАЗ 2109 зависит, в большинстве случаев, от условий эксплуатации. При бережном обращении, своевременном ремонте и замене масла коробка может отработать столько же, сколько и двигатель. Как правило, чаще всего первыми из строя выходят синхронизаторы передач. Их нужно менять немедленно, чтобы избежать более серьезных поломок. Срок службы КПП также зависит от качества деталей и сборки – коробка может «умереть» и через 350 000 пробега, и через 10 000 – однозначного ответа тут нет. Кроме того, каждый автовладелец при той или иной неисправности решает сам – отремонтировать КПП или поменять целиком.
Какое масло заливают в КПП ВАЗ 2109, советы профи
Выбирая масло для «девятки» особо экспериментировать не стоит, достаточно прочитать руководство по эксплуатации автомобиля. Можно также поинтересоваться мнением владельцев этой марки, каковых очень много. Что касается рекомендаций завода, то производитель рекомендует использовать минеральные всесезонные марки:
Рексол Т — SAE 80W-85 класса Gl-4. Омскойл Транс П.
Волнез ТМ4 — SAE 80W-90 класса GL-4.
Завод-производитель практически всегда заливает в коробки минеральное масло фиормы Лукойл. Его вполне хватает на первое время. Однако для эксплуатации в зимнее время оно подходит не очень, поэтому после покупки рекомендуется заменить масло на любое из перечисленных выше.
- Стук в автомобиле. Стук при движении автомобиля. Что может стучать в автомобиле. Как определить причину стука.
- ABS автомобиля, что такое abs автомобиля, неисправности системы ABS, диагностика ABS
- Обгон автомобиля, когда можно начинать обгон автомобиля, правила обгона ПДД
- Не работает бензонасос ваз 2110, схема бензонасоса ваз 2110, устройство бензонасоса ваза 2110, ремонт бензонасоса ваз 2110,
- Автомобильные антенны для радио, устройство автомобильной антенны, автомобильная антенна своими руками
- Задняя балка Пежо 206, устройство задней балки пежо 206. Задняя балка Пежо 206 неисправность, ремонт задней балки пежо 206
- Передняя подвеска Калина, устройство передней подвески калина, стук в передней подвеске калина, ремонт передней подвески Калина
- Амортизатор масляный, лучшие масляные амортизаторы, прокачка масляных амортизаторов, как правильно прокачать масляный амортизатор
- Неисправности сцепления, буксует сцепление, причины неисправности сцепления, как устранить
- Вискомуфта вентилятора, работа вискомуфты вентилятора, неисправности вискомуфты вентилятора, ремонт вискомуфты вентилятора
- Коррозия порогов автомобиля, пленка на пороги автомобиля, как наклеить пленку на пороги автомобиля
- Газовые или масляные амортизаторы, какие амортизаторы выбрать, топ 10 лучших производителей амортизаторов
- Спидометр машины, почему не работает спидометр, ремонт спидометра
- Электропроводка прицепа. Электропроводка прицепа легкового автомобиля. Подключение электропроводки прицепа
- Электронная педаль газа, работа электронной педали газа, неисправности электронной педали газа, ремонт электронной педали газа
- Тахометр на авто, не работает тахометр, причины поломок тахометра, делаем ремонт своими руками
- Женские автомобили. Женские автомобили недорогие, престижные марки авто для женщин
- Блок предохранителей ВАЗ 2109, блок предохранителей ваз 2109 карбюратор, блок предохранителей ваз 2109 инжектор, схема блока предохранителей ВАЗ 2109, замена блока предохранителей ВАЗ 2109
- Забит катализатор, признаки забитого катализатора, как проверить катализатор, к чему может привести эксплуатация неисправного катализатора
- Правильная шпаклевка авто, жидкая шпаклевка для авто, как выбрать шпаклевку для авто, шпаклевка авто своими руками
- Трещина на лобовом стекле на машине. Скол на лобовом стекле автомобиля. Ремонт сколов на лобовом стекле своими руками
- Сайлентблоки передней подвески ваз, сайлентблоки передней балки, как поменять передние сайлентблоки
- Датчики ВАЗ 2115 инжектор, предназначение датчиков, датчик холостого хода ваз 2115 инжектор, датчик температуры ваз 2115 инжектор, датчик скорости ваз 2115 инжектор, датчик топлива ваз 2115 инжектор, где установлены датчики, неисправности датчиков, к чему приводит работа неисправных датчиков
- Виды пыльников, пыльник ШРУСА. Пыльник ШРУСА наружний. Пыльник ШРУСА внутренний. Как выбрать наружный пыльник и пыльник внутренний
- Авто ремень ГРМ, натяжение ремня ГРМ, замена ремня грм ролика помпы
- Лучшая тормозная жидкость, принцип выбора
- Машина не заводится в мороз, причины, как устранить, полезные советы
- Медкомиссия на водительское удостоверение 2019
- Разрядка аккумулятора, как предотвратить разрядку аккумуляторной батареи автомобиля
- Потеет фара изнутри, что делать
- Отопитель ваз 2107. Плохо греет печка ваз 2107: как отремонтировать печку на ВАЗ 2107
- Незамерзайка, что это такое и как правильно её выбрать
- Замена тормозной жидкости, как правильно произвести замену тормозной жидкости своими руками
- Подогрев сидений автомобиля, накидки с подогревом на сиденье автомобиля, отзывы пользователей
- Как заменить лампочку в автомобиле
- Масло в коробке передач, почему пенится масло
- Как правильно произвести полировку кузова автомобиля своими руками
- Выбираем легкосплавные диски, положительные стороны легкосплавных и кованых колесных дисков.
- Как поменять фильтр на автомобиле своими руками
- Атермальная тонировка пленкой «Хамелеон», что это такое, как правильно выбрать пленку
Неисправности коробки передач ВАЗ 2109
ВАЗ 2109 считается одной из самых популярных отечественных машин в 90-х годах. Несмотря на все свои недостатки, этот автомобиль был народным любимцем, его чаще других угоняли. С конструкцией этого народного автомобиля, который прозвали «ЗУБИЛО» автомеханики хорошо знакомы, запасные части к нему представлены в широком ассортименте в странах СНГ, он прекрасно тюнингуется под запросы своего владельца, поэтому и распространен как никакой иной автомобиль в России. Среди возникающих проблем в процессе эксплуатации «девятки» встречаются следующие поломки: выход из строя масляного фильтра, протекание масла через клапанную крышку, неполадки в системе впрыска, отламывание приемной выхлопной трубы, рвется тросик сцепления, не фиксируется передача заднего хода в коробке передач, расплывчатое разъединение при выключении сцепления, при езде по неровной дороге происходит самопроизвольное выключение передач (может понадобиться ремонт коробки ваз 2109) и другие. Из-за низкого расположения бортов машина быстро пачкается. Прототипом технического строения «девятки» стал ВАЗ 2108.Разные модификации «девятки» имеют 1,3-литровый, 1,5- литровый, а также 1,1-литровый двигатели.
В ВАЗ-2109 встречаются четырех- и пятиступенчатая коробки передач с несколькими значениями передаточного числа. Тип КПП на ВАЗ-2109 механический. Коробка объединена с главной передачей и дифференциалом, имеет одну передачу заднего хода и пять переднего. Все три части корпуса КПП алюминиевые. Предварительное натяжение в подшипниках дифференциала составляет 0,25 мм, чтобы его отрегулировать необходимо подобрать толщину кольца в гнезде картера под кольцом подшипника дифференциала снаружи. В КПП «девятки» (равно как и в «восьмерке») в отличие от других автомобилей необходимо заливать не трансмиссионное, а моторное масло. «Неправильная» трансмиссионная жидкость приводит к перегрузкам при включении передач, и в результате к поломкам КПП. В этом случае ремонт коробки передач ваз 2109 неизбежен. Для увеличения продолжительности работы трансмиссии используется моторное масло ТМ1 и ТМ2. Многие автолюбители интересуются, подходит ли для ВАЗ 2109 ТАД-17И. По заверениям экспертов заливать масло этой марки в КПП нет смысла. Чтобы переднеприводной «09» пройти не менее 75 тыс. км, нужно залить жидкость по ГОСТУ ТМ 5-9П. Бывает проблематично найти именно такое моторное масло, поэтому эксперты рекомендуют выбирать жидкость, соответствующую группе по API GL-4 , по ГОСТУ ТМ-4,ТМ5-9П.
Наиболее часто, когда автомобилю нужен ремонт коробки передач ваз 2109 приходится отлаживать дифференциал КПП, механизм переключения передач, ремонтировать синхронизатор, первичный и вторичный валы, регулировать тягу трансмиссии, может потребоваться замена сальников КПП, или рычага трансмиссии. При проводимом ремонте вы будете снимать и разбирать коробку переключения передач, однако при сборке этого узла учтите некоторые детали.
Эта операция противоположна разборке коробки. Перед сборкой нужно проверить на целостность корпус картера и коробки, подшипники, вилки переключения скоростей. Их необходимо очистить с помощью промывки в керосине и вытереть. Обнаружив трещины, детали придется заменить. Сальники заменяются новыми в любом случае. То же самое нужно сделать и с уплотнительными прокладками. Кроме того, в картере коробке металлический мусор собирает магнит, который при ухудшении его свойств также нужно поменять.
Все поверхности коробки вам понадобится зачистить от остатков герметика и прокладки. Перед установкой валов их лучше предварительно соединить, совместив зацеплением.
Сборку КПП проводят в порядке противоположном разборке.