Обкатка нового автомобиля


Обкатывать или нет? Drom.ru исследует правила обкатки двигателей новых автомобилей

07.05.2013 | 221214 просмотров

Обкатка нового автомобиля, точнее серьезные ограничения в начале эксплуатации — это по-прежнему актуально или уже атавизм? Каждый раз, когда Дром.ру покупает новые автомобиль для своих блогов, обязательно будет десяток комментариев с вопросом «а вы обкатку-то прошли». Давайте разберёмся вместе в этом важном для многих автомобилистов вопросе.

Сегодня в инструкциях к новым автомобилям обкатке уделяется всего пара абзацев, а иногда и всего строчка текста. Какие требования к обкатке новых автомобилей предъявляются сегодня? Мы разослали запросы в официальные представительства автопроизводителей в России, изучили ряд инструкций по эксплуатации, нашли электронные мануалы для других рынков...

И выяснили, что сегодня обкатка стала понятием достаточно условным

В большинстве случаев рекомендации по обкатке сводятся всего к двум простым правилам:

1. Избегать движения со слишком высокими скоростью и оборотами двигателя.

2. Избегать резких разгонов и остановок.

Также автопроизводители советуют в период обкатки избегать повышенных нагрузок на автомобиль в виде перевозки тяжелых грузов или большого количества пассажиров, а также буксировки прицепов или других ТС и буксования. Иногда рекомендуется избегать длительного движения с постоянной скоростью и торможения двигателем. Все!

У разных компаний эти рекомендации предписаны на разные первоначальные пробеги - в среднем от 1000 до 2000 км. Часть этих рекомендаций связана с приработкой тормозной системы нового автомобиля (при установке новых тормозных колодок в принципе не следует допускать резкие торможения на первых нескольких сотнях километров пробега), а также приработкой шин и элементов трансмиссии. А вот по двигателям подавляющее большинство автопроизводителей сегодня обкатки не требует, обосновывая это достаточно высокой точностью изготовления моторов, а также новыми технологиями при их разработке и изготовлении. Кроме того, многие автопроизводители применяют для новых двигателей так называемую холодную обкатку - когда собранный двигатель принудительно прокручивается с помощью сервопривода (время холодной обкатки может составлять от одного до нескольких десятков минут).

Какие требования по обкатке нового автомобиля предъявляют автопроизводители?

Renault рекомендует, но не обязывает, своим клиентам первые 1000 км (для некоторых моделей 2000 км) не превышать скорость движения в 130 км/ч на высшей передаче, или не допускать работу двигателя свыше 3000-3500 об/мин.

Honda в инструкции к новому седану Accord рекомендует на протяжении первых 1000 км «не трогаться с места при полной подаче топлива...», а также не буксировать прицеп и не проводить замену моторного масла ранее достижения пробега или сроков, рекомендованных в регламенте технического обслуживания.

Нет особых требований и для китайских автомобилей (в частности, для Lifan): все на уровне общих рекомендаций об ограничении максимальной скорости, оборотов двигателя и некоторых иных, направленных на ограничение нагрузки на новый автомобиль.

А в представительстве Mitsubishi нам сообщили, что для их автомобилей требования по обкатке вообще отсутствуют!

А что в других странах. В США, к примеру?

Компания Toyota для своего седана Avalon рекомендует в первые 200 миль (300 км) избегать внезапных остановок, а в первые 1000 миль (1600 км) не ездить на слишком высоких скоростях, избегать резких ускорений, а также постоянной езды на пониженной передаче и с постоянной скоростью. Последний пункт интересен тем, что по сути он не рекомендует использовать на новом автомобиле при движении за городом круиз-контроль, хотя прямо о таком запрете не говорится.

GM для своего внедорожника Chevrolet Tahoe приводит чуть более развернутые рекомендации. В частности, помимо ограничения по скорости и оборотам двигателя, а также предостережений о резких остановках или буксировке прицепов, в GM советуют на протяжении первых 800 км пробега избегать торможения двигателем, а также не нажимать до упора педаль акселератора. Но в целом и здесь не предъявляют каких-либо особенных требований к обкатке новых автомобилей.

И даже для отечественной Lada нет специфических требований по обкатке. В частности, в течении первых 3000 км пробега необходимо контролировать затяжку болтов крепления колес, а также избегать резкого трогания с места — в том числе с затянутым ручным тормозом (!), и разворота с пробуксовкой ведущих колес. При этом представители ВАЗа подчеркивают, что эти требования связаны исключительно с «необходимостью приработки покрышек, элементов шасси и тормозной системы. К «притирке» деталей моторов эти требования отношения не имеют, т.к. современные моторы автомобилей Lada обкатки не требуют...».

А что на счет обкаточного масла, или «нулевого» ТО для нового автомобиля — то, что лет 20 назад было нормой? Подобные требования мы нашли только в отношении узбекских моделей Daewoo (Nexia и Matiz), а также некоторых отечественных авто советской разработки, где на период обкатки заявлено о применении специального обкаточного масла, подлежащего замене при прохождении первого ТО при достижении пробега в 2000 км.

Чем грозит автовладельцу несоблюдение даже таких несложных правил «обкатки» нового автомобиля? Мы задавали этот вопрос представителям автопроизводителей, а также сотрудникам техцентров официальных дилеров. И фактически, все ответы сводились к одному — ничем не грозит! Почему? Во-первых, доказать, что двигатель работает неправильно именно из-за нарушений рекомендаций по обкатке нового автомобиля практически невозможно. Правда, существует повышенный риск отказа нового двигателя из-за его перегрева (из-за чего, собственно, автопроизводители и советуют воздержаться в первые тысячу километров от тяжелых условий эксплуатации с большими нагрузками): неприработанные детали новых двигателей более склонны к тепловому «клину». Но, во-вторых, сотрудники опрошенных нами техцентров не смогли вспомнить примеры отказа мотора исключительно из-за неправильной обкатки, так как максимум, что реально может сразу же последовать за этим, по словам мастеров — только повышенный расход масла.

Иными словами, вероятность убить новый двигатель неправильной обкаткой крайне мала. А в долгосрочной перспективе на ресурс мотора влияет слишком много других факторов, многие из которых способны прикончить двигатель гораздо быстрее, чем неправильная обкатка. В любом случае, свой гарантийный пробег (а это 2-3 года эксплуатации и 100 тыс. километров) мотор современного легкового автомобиля отходит даже если его крутить по полной с первых же километров пробега — конечно, при соблюдении других правил эксплуатации автомобиля (своевременное и полнообъемное техобслуживание, а также использование заведомо качественных и одобренных производителем автомобиля расходных и смазочных материалов и запчастей).

И вот тут-то и проявляется российская специфика обслуживания современного автомобиля. Многие автовладельцы сразу по окончании гарантии перестают посещать дилерские техцентры. А вместе со сменой места обслуживания нередко меняется и регламент проводимых работ: изменяются межсервисные интервалы, применяются неподходящие техжидкости, начинается экономия на расходниках, на диагностических и проверочных операциях... А ведь все это рано или поздно обязательно отразится на ресурсе двигателя и его безотказности.

С другой стороны, для современного автомобиля старый дедовский принцип гаражного техобслуживания также перестает быть возможным: некоторые сервисные операции без спецоборудования либо становятся неоправданно сложными, либо невозможными в принципе. И здесь даже самая тщательная обкатка нового автомобиля не поможет продлить его жизнь!

ДЕЛО ТЕХНИКИ?

Двигатели современных легковых автомобилей буквально напичканы всевозможными электронными системами, которые не только следят за состоянием мотора, но и управляют им. И было бы логичным передать электронике функции слежения и контроля за режимами работы нового двигателя. Однако на практике этот контроль сводится, по сути, только к банальному электронному ограничителю оборотов, тогда как о применении каких-либо технических средств, ограничивающих режимы работы нового автомобиля, в официальных представительствах автопроизводителей нам ничего конкретного сообщить не смогли.

Но кое-что выяснить все-таки удалось. В частности, для новых автомобилей практикуется активация так называемого «транспортного режима», в котором функциональность нового авто действительно серьезно ограничена. Но этот режим нужен исключительно для периода транспортировки нового автомобиля от автозавода до дилерского центра, и направлен он в основном на сохранение работоспособности аккумуляторной батареи (ограничение энергопотребления). Во время предпродажной подготовки машины транспортный режим должен быть в обязательном порядке отключен (либо специальным дилерским оборудованием, либо комбинацией действий штатными органами управления автомобилем).

Нужна ли обкатка нового автомобиля как правильно её сделать для ДВС, АКПП и МКПП

При покупке нового автомобиля, любой его хозяин, даже новичок, задумывается, как продлить бесперебойную работу машины и ее узлов, отодвинуть ремонт максимально далеко за пределы гарантийного срока. Помочь в увеличении срока службы основных узлов транспорта способна грамотно проведенная обкатка важнейших элементов – двигателя и трансмиссии.

Что такое обкатка авто простыми словами

Обкатка нового автотранспорта – процесс, во время которого происходит правильное притирание всех основных агрегатов, узлов и деталей.

Большинство автопроизводителей осуществляет так именуемую «холодную» обкатку до установки на автомобиль, но эта процедура осуществляется в щадящих режимах, который редко достижимы в реальной ситуации.

Обкатывать автомобиль или нет, все За и Против

Обкатывание машины осуществляется в щадящем режиме, что никак не может ухудшить состояние узлов и деталей. Противниками обкатки в основном выступает представители производителей, заявляя, что современные автомобили не требуют каких-либо ограничений в эксплуатации с первых километров, а все необходимые процедуры были произведены еще на заводе (холодная обкатка).

Многие производители указывают некоторые ограничения в эксплуатировании нового автомобиля, ряд из них рекомендует проходить нулевой ТО.

Читайте также: Что такое вылет диска ET простыми словами (параметры, влияние и расчет)

Что дает обкатка автомобиля:

  • мягкое сглаживание шероховатостей деталей без возможного образования задиров;
  • притирание движущихся частей различных систем;
  • очищение масляных каналов и всего ДВС от возможной стружки или посторонних компонентов;
  • притирание тормозных дисков и колодок, что в последствии (через 200-250 км) обеспечит великолепное торможение;
  • выявление имеющихся дефектов или брака;
  • адаптация новых покрышек и улучшения их сцепления с поверхностью.

Период обкатки измеряется в километрах и составляет 1000—5000 км в зависимости от производителя, а дизельный двигатель рекомендуется обкатывать в два раза больше бензинового.

Нулевое ТО, плюсы и минусы, проходить или нет?

В процессе эксплуатации нового автомобиля происходит притирание движущихся элементов, а в двигателе может образоваться стружка, которая попадает в масло и масляный фильтр. На нулевом ТО, помимо межинтервальной замены масла, проверяют уровни всех рабочих жидкостей, при необходимости заменяют или доливают. Также осуществляют беглый осмотр салона, кузовных деталей, электрики, состояние ходовой и тормозной системы.

Такой внесервисный осмотр и обслуживание не является обязательным, но при наличии небольших дефектов, более высокой шероховатости по сравнению с конструкторскими расчетами в узлах ДВС такая процедура вполне оправдана.

Замена масла после обкатывания ДВС может продлить ресурс двигателя, так как будет удалена стружка (при ее наличии) из смазочной системы мотора, что снизит вероятность образования задиров и дальнейшего разрушения узлов.

Как правильно подготовиться к обкатке новой машины

Новый автомобиль требует особо тщательного контроля отдельных элементов, так как если несвоевременно выявится возможный брак – последствия будут не очень приятными.

Читайте также: Признаки, причины и последствия перегрева двигателя автомобиля

Перед началом обкатки, а так же ежедневно во время ее прохождения следует:

  • проверять уровень масла в ДВС, уровень рабочей жидкости должен быть посередине между метками;
  • проверять уровень тормозной и охлаждающей жидкостей;
  • заправить автомобиль качественным топливом;
  • оглядеть подкапотное пространство и днище, а так же поверхность под ним на наличие подтеков.

Как правильно обкатать двигатель

Одним из главных элементов автомобиля считается двигатель, который и требует особо бережного обкатывания, выступающего залогом хорошей продолжительной работы даже за пределом гарантии, великолепной динамики, низкого потребления топлива и других параметров.

Наиболее вредным для мотора являются большие нагрузки, подразумевающие движение на высокой передаче с низкой скоростью и сильно выжатой педалью газа (например, движение на 5-й передаче при скорости не выше 70 км/ч; движение на горку на низких оборотах (менее 2000), особенно с дополнительным грузом.

Читайте также: Жидкое стекло для автомобиля — плюсы и минусы покрытия им кузова

Основные рекомендации по обкатыванию ДВС:

  • не пытаться достичь максимальных скоростных показателей;
  • избегать продолжительной езды на одинаковых оборотах или скорости;
  • не желательно выжимать педаль акселератора до упора;
  • рекомендуемые обороты во время обкатки находятся в диапазоне 2500—4000 км (в зависимости от типа двигателя), но рекомендуется не превышать 3000—3500 в первой половине обкатки;
  • избегать продолжительной работы в холостом режиме;
  • исключить торможение двигателем;
  • следует избегать динамичных разгонов, резких торможений и рывков во время движения;
  • избегать движения на низких оборотах;
  • не загружать автомобиль, не использовать прицеп и не сажать много пассажиров;
  • ежедневно проверять уровень масла, стоит проверять его через 3-5 минут после остановки транспорта на ровной поверхности, следует с собой возить немного масла для доливки;
  • по возможности избегать движения по поверхностям с плохим сцеплением (грязь, песок, гололед или много снега) для исключения перегрузки ДВС при обкатывании.

Этапы обкатки трансмиссии

Трансмиссия является вторым по важности агрегатом в автомобиле. Ее устройство очень сложное, в ней множество движущихся и трущихся элементов, поэтому к обкатке коробки следует подойти щепетильно.

Бережное обкатывание трансмиссии продлит срок ее бесперебойной службы и отодвинет дорогостоящий ремонт на приличный период.

АКПП

Автоматическая коробка является крайне сложным механизмом, требующим бережного отношения и аккуратной обкатки. Лучше немного выждать, отъездить грамотно, чем потом раскошеливаться на дорогостоящий ремонт, который, конечно же, случится после окончания гарантии.

Рекомендация по обкатке коробки-автомат:

  • до начала движения АКПП следует прогревать до рабочей температуры для достижения трансмиссионной жидкостью нужной консистенции, зимой это может занять до 10 минут;
  • категорически запрещается использовать режим кикдаун;
  • наблюдать, чтобы режим нейтраль не включился при движении, что может произойти из-за уменьшения давления трансмиссионной жидкости при его нагреве, вызывающем давление на планетарный узел;
  • избегать пробуксовывания колес;
  • настоятельно рекомендуется обкатывать автоматическую коробку за пределами города, для избегания рваного режима движения;
  • избегать перевоза тяжелых предметов или большого количества пассажиров;
  • всячески избегать перегрева АКПП на протяжении первых 500 километров в связи с тем, что осуществляется обкатывание верхних слоев фрикционных дисков, гидравлического трансформатора и других деталей планетарного узла;
  • если АКПП обслуживаемая, т.е. предусматривает замену трансмиссионной жидкости, будет не лишней замена рабочей жидкости для удаления из нее возможной стружки или иных посторонних компонентов.

МКПП

Механическая коробка считается более неприхотливой в эксплуатации и обладающей большим ресурсом. Но даже ее рекомендуется обкатывать бережно на протяжении нескольких первых тысяч километров.

Советы по правильному обкатыванию механической трансмиссии:

  • начинать движение и набирать скорость необходимо плавно, своевременно меняя ступени;
  • включать скорости в МКПП необходимо плавно при полностью выжатой педали сцепления, избегая резких движений или приложения значительных усилий;
  • на протяжении первой тысячи километров пробега рекомендуется не передвигаться со скоростью свыше 80-90 км/ч и на высших передачах (4,5,6);
  • менять ступени необходимо поочередно и своевременно, при обкатке категорически не рекомендуется перепрыгивать скорости (например, с 4-й на 2-ю, с 3-й на 5-ю);
  • во время обкатывания необходимо использовать режим плавной езды, по возможности избегать затяжных подъемов или передвижения по дорогам с плохим покрытием;
  • после окончания обкатки механической трансмиссии не лишней будет полная замена рабочей жидкости в ней для удаления металлической стружки или иных посторонних веществ, которые могли образоваться во время притирания узлов МКПП.

Новый автомобиль требует бережного отношения и правильного эксплуатирования, особенно на протяжении первых тысяч километров, во время которых происходит притирание различных деталей и узлов.

Процедура обкатки несложная, но ее правильное проведение продлит срок эксплуатации основных узлов и поможет избежать многочисленных поломок. Основными принципами обкатки являются ежедневный контроль рабочих жидкостей и избегание нагрузок на ДВС и трансмиссию, для чего следует придерживаться простых рекомендаций, описанных выше.

Как правильно обкатывать новый автомобиль

Расскажем о том, что собой представляет обкатка автомобиля и как правильно обкатывать новый двигатель автомобиля, что при этом стоит помнить.Обкатка автомобиля понятие подзабытое ещё со времён СССР. Тогда же в технических книгах указывались правила верной обкатки и количество нужных оборотов. Но это всё в прошлом. Сейчас на улице ХХІ век, а это значит, что автомобильная индустрия не «стоит на месте».Обкатка автомобиля – это первое передвижение автомобиля, от которого зависит будущая эксплуатация в целом. Поскольку прогресс взял своё, то на сегодняшний день после сборки всего легковика, его детали под капотом поддаются как горячей, так и холодной обкатке. Большинство автолюбителей считает, что горячей и холодной обкатки на производстве даже более чем просто достаточно. Хотя, можно со смелостью сказать, что главной частью автомобиля в этом процессе является не только двигатель.Вообще, обкатывать автомобиль после покупки в автосалоне или после капремонта обязательно, так как никто не знает как правильно обкатали автомобиль на заводе. Все его наименьшие элементы должны работать безупречно и как единое целое. Поэтому, если есть возможность обкатать новоиспечённого «железного коня», то желательно это сделать. Старайтесь придерживаться элементарных правил обкатки.Первое правило хорошей работы двигателя – это хорошо «притёртые» детали. Особого внимания требуют поршневые кольца и клапана двигателя. Да и вообще, все остальные элементы не должны оставаться на втором плане при осмотре. Первое время при обкатывании будет ощущение, что двигатель немного туповат, и заявленная мощность вовсе не та. Но со временем после притирания всех деталей мощность вырастет, и он становится резвым и быстро отвечает на педаль газа. Поэтому не что больше не нуждается в обкатке как двигатель автомобиля.

Также не стоит забывать о тормозном механизме во время обкатки. Колодки должны притереться под диски. Если придерживаться этому, то можно добиться эффективности и долгосрочности в работе от колодок и дисков.

Трансмиссия в обкатке и осмотре занимает не последнее место. Даже, невзирая на то, какая коробка передач установлена в автомобиле, механическая или автоматическая. Первые обкатки автомобиля – это своеобразное ознакомление. Во время обкатывания и дальнейшей езды его нужно «чувствовать». Это делается для того, чтоб предотвратить, или же на крайний случай заметить неполадки, от которых никто не застрахован.Первое, что должен запомнить водитель, так это то, что нельзя резко жать на педаль газа, либо же жать на педаль тормоза. Данные действия будут еще больше загружать двигатель. И тем более не нужно ездить внатяжку при обкатке. Перед первыми поездками следует как можно лучше прогревать двигатель, особенно если это холодная и морозная погода. Всё вышеуказанное следует делать на ровных дорогах (лучше всего, если это будет шоссе), а не в час пик и на покорёженных дорогах.Если на руках оказалась поддержанный автомобиль, и когда километраж показывает на счётчике три-пять тысяч километров, - то это первый признак того, что нужно менять фильтры, моторное масло и провести полный технический осмотр. Но, если при осмотре не было выявлено никаких отклонений и поломок, то можно смело сказать, что автомобиль обкатан.

Что касается подержанных автомобилей, то стоит присматриваться и прислушиваться к двигателю и ходовой во время обкатки, если взяли с незнакомых вам рук. Такой автомобиль куда лучше по своим действующим и техническим характеристикам нежели новый. Двигатель употребляет меньше топлива и масла при эксплуатации нежели полностью новый, быстрей реагирует на педаль газа, но все же лучше чаще посматривать до уровня масла и присматриваться к работе поршневой и клапанов, поэтому и не новый двигатель стоит обкатать по своему.

Наиболее важными в обкатке автомобиля являются первые 200 километров работы двигателя. Для обкатки стоит выбирать спокойное и не перегруженное автомобилями место, на тот случай, если автолюбитель обитает в шумном мегаполисе.

Когда автомобиль сдвинулся с места, то именно тогда необходимо следить за оборотами двигателя. При первых обкатках количество оборотов должно быть не больше 2500 об/мин. Процесс обкатки первого теста имеет пять этапов.

Первый этап: первые 50 км водитель должен ехать на автомобиле со скоростью 40-50 км/час, такая обкатка самая главная, так как от нее будет зависеть качество работы двигателя в будущем.Второй этап: последующие 100 км допускается скорость на спидометре где-то 60/70 км/час.Третий этап: следующие 100 километров нужно ехать со скоростью примерно 70-80 км/час, не перегружая двигатель большими оборотами.Четвёртый этап: и снова нужно проехать 100 километров, но уже со скоростью 90 км/час.Пятый этап: допускается разгон свыше 90 км/час, желательно посматривать на температуру двигателя автомобиля и через небольшое расстояние делать остановки и давать двигателю остыть.Первый тест пройдено. После первой обкатки автомобиля не стоит откладывать вторую обкатку на долгое время. Для этого нужно при хорошо разогретом двигателе набрать 2500 об/мин, а также изредка увеличивать обороты двигателя до 3000. Если едите по ровной дороге, или же с горы (но никак не на гору), то можно разогнать автомобиль не больше чем 100 км/час и отпустив его на нейтральную передачу дать ему проехать без нагрузки, таким образом, услышите равномерно ли работает двигатель и нет ли никакого стука в ходовой части автомобиля. Последующие 500 километров при обкатке допускается разгон более 100 км/час, но все же, не стоит злоупотреблять положением и давить максимум на спидометре.В итоге, для идеальной обкатки нового автомобиля потребуется проехать 1500-5000 километров. И, конечно же, заплатить немалую сумму за топливо, но оно того действительно стоит.Кроме двигателя есть ещё некоторые детали, которые требуют обтирки при хорошей обкатке:
  1. Ходовая часть. Она в свою очередь состоит из стоек, ступиц, колёс, пружин, подшипников в ступицах, стабилизаторов устойчивости, рычагов подвески и шаровых опор. Эти элементы требуют обкатки, через время нуждаются в осмотре до или после обкатки. Они могут только изнашиваться со временем в период длительной эксплуатации.
  2. Рулевое управление. Данное управление состоит из рулевого колеса, механизма рулевой колонки, рулевых тяг, рулевой рейки вместе с гидроусилителем руля, рулевых наконечников и поворотных рычагов. Эти детали не требуют осмотра во время обкатки. Нужно только осматривать их после длительного времени работы. При изнашивании их следует заменить.
  3. Трансмиссия. В состав коробки передач входят следующие элементы: соединительное звено, сцепление (существует как гидро, так и тросовое). Диск сцепления при обкатке автомобиля притирается с обеих сторон ведущего и ведомого дисков. А что касается шарнира равных угловых скоростей, то он может только изнашиваться при длительной работе.
  4. Антиблокировочная система тормозов. В её состав входят: рабочие цилиндры, тормозные барабаны, тормозные диски и привод ручника. С этого списка обкатывать ничего не нужно, кроме тормозных дисков, которым необходимо слегка притереться друг к другу. Всё остальное из этого списка только изнашивается во время достаточно длительной эксплуатации автомобиля.
В процессе обкатывания «железного друга» нет ничего сложного. Главное помнить основные правила обкатки и, естественно, придерживаться их.Видео о том, как правильно обкатывать новый автомобиль:

Теги

Советы автомобилистам Расскажем о том, что собой представляет обкатка автомобиля и как правильно обкатывать новый двигатель автомобиля, что при этом стоит помнить.

Интересные статьи:

Обкатка нового автомобиля

Безопасность

Новые автомобили блестят и выглядят совершенными. Они готовы к длительным поездкам, но чтобы свести к минимуму риск поломки подвижных элементов и для увеличения срока их эксплуатации детали должны притереться. Автомобилю стоит пройти обкатку.

Теперь машины уже не являются неприхотливыми. Чтобы они полноценно работали, нужен первичный прогон. Проводить его следует грамотно, с соблюдением всех установленных правил.

Обкатка: что это такое?

Обкатка нового автомобиля — процесс эксплуатации, позволяющий подготовить агрегаты и узлы к постоянному использованию. Обкатка позволяет своевременно обнаружить заводские неисправностей.

Известные автопроизводители проводят стендовые испытания силовых агрегатов своих машин, но все же лучше испытать механизмы при повышенной нагрузке. При обкатке осуществляется приработка деталей двигателя и коробки передач, хотя и про тормозные механизмы и ходовую часть не нужно забывать.

Менеджеры в автомобильных салонах могут говорить, что новую машину с АКПП обкатывать не нужно. Ведь перед установкой на автомобиль силовые агрегаты проходят холодную проверку, а значит, не стоит тратить время на дополнительные испытания. Но на деле в заводских условиях новые машины проверяются лишь на брак.

Почему стоит проводить обкатку?

Тестировать машину нужно для выявления ее функциональных способностей. Любому новому авто нужна обкатка. В результате этой процедуры происходит следующее:

  • Производится подгонка подвижных частей узлов.
  • Сглаживаются шероховатости и изъяны в узлах.
  • Смазочная система и силовой агрегат очищаются от оставшихся после сборки частиц стружки и загрязнений.
  • Тормозные колодки притираются друг к другу.
  • Выявляются дефекты.

Основные правила обкатки новых авто

Есть ряд рекомендаций по поводу того, как правильно обкатать новый автомобиль и сколько должна длиться обкатка. Перед процессом надо проверить уровень масла. Также уточните, залиты ли тормозная жидкость и антифриз. Автомобиль должен быть заправлен только первосортным топливом. В норме ли давление в шинах? Тоже проверьте. Убедитесь в отсутствии подтеков масла. Во время обкатывания силовой агрегат не должен долго работать вхолостую.

Важно проехать первую тысячу километров, не превышая скорости 90 км/ч. Лучше не использовать 4-ую и 6-ую передачи. На другие переходите плавно.

К каждому автомобилю прилагается инструкция, в которой есть таблица допустимых скоростных режимов для всех передач. Не пренебрегайте ознакомлением с ней.

Бензиновые двигатели в период обкатывания не должны превышать 3 000 об/мин, а дизельные — 2 500 об/мин. Обходитесь без сильных нагрузок: не нужно много ездить в горку (тем более с прицепом), не рекомендуется буксировать другие автомобили. Агрессивная езда недопустима - так же, как и резкое торможение или увеличение скорости. Лучше обкатывать машину на ровной трассе - где-нибудь за городом, где покрытие ровное и нет обилия машин, которые мешают.

Рекомендуемый километраж обкатки

Первые 1 500 километров имеют решающее значение. Именно в это время правила должны соблюдаться неукоснительно. Помним, что для каждой марки автомобиля пробег обкатывания индивидуальный. Но требование по поводу 1500 километров – общее для всех.

Рекомендуемый пробег обкатки определяется мощностью мотора. Поэтому если речь идет о дизельном двигателе, то километраж пробега нужно увеличить вдвое.

Основные правила обкатки

Чтобы выполнить процедуру с максимальной пользой, следуйте таким правилам. Во-первых, не стартуйте слишком резко — мотор не станет перегружаться, если низкие передачи будут переключаться своевременно. Холостой ход мотора недопустим. Запуская двигатель, следите за тем, чтобы коленвал не вращался слишком быстро.

Первую тысячу километров проезжайте со скоростью 90 км/ч. Не нужно ездить на большие расстояния, не меняя при этом скоростной режим.

Этапы обкатки

Вопрос о том, нужна ли обкатка нового двигателя, может задать только профан. Конечно, нужна. Полноценная эксплуатация автомобиля возможна только после правильной обкатки. Лучше, если обкатывание машины проходит в несколько этапов.

На первом этапе нужно проехать 500 километров и посмотреть, как ведет себя машина. Движение должно быть равномерным, чтобы несильно нагружать трансмиссию и силовой агрегат. Сделать это нетрудно — достаточно выехать за пределы городской черты и держать скорость в районе 50 км/ч на 3 передаче. Потом переходим на четвертую передачу, скорость увеличивается до 70 км/ч. В этом режиме нужно проехать еще 100-150 км.

Продолжайте ехать на четвертой передаче. Через каждую сотню километров увеличивайте скорость на 10 км/ч. На финальном этапе поездки нужно достичь 100 км/ч. Не заезжайте на горки, избегайте агрессивного вождения. Если без «лихачества» не обойтись, тогда лучше двигаться на пониженной передаче — так машина легче перенесет нагрузки.

Во время второго этапа обкатки нужно проехать 500 километров. Здесь скорость можно увеличить до 120 км/ч. Но на крутые откосы все равно лучше не въезжать. В крайнем случае можно это делать на 4 передаче.

Следующие 500 километров нужно преодолевать на пятой передаче. Двигаться в горку не желательно. Скорость на этом этапе увеличивайте до 140 км/ч.

На четвертом этапе машина должна проехать 2 000 километров. Здесь на подъемы уже можно заезжать на пятой передаче, но только они не должны быть слишком крутыми. Скорость движения машины при этом не задирать выше 110 км/ч.

Мнение о том, что обкатка не нужна, ошибочное. Чтобы защитить детали от сухого трения, нужен слой защитной пленки. Он образуется только при нормальном давлении масла - при 1 200 оборотов в минуту.

Когда обкатка двигательной системы завершена, нужно слить моторное масло из системы. Это объясняется тем, что в нем скопилось много металлических элементов, оставшихся после сборки автомобиля.

Если обкатывание автомобиля производится зимой, надо соблюдать другие правила. Во-первых, перед запуском двигатель должен быть как следует прогрет. То же самое касается и коробки передач. Для прогревания можно воспользоваться горелкой. Еще раз напоминаем про инструкцию, где подробно объясняется, сколько времени должен обкатываться автомобиль и при каких условиях данная процедура должна осуществляться.

При четком следовании инструкции вы обязательно обкатаете автомобиль без вреда для его узлов и конструкций. Правильная обкатка — гарантия того, что машина будет служить вам долго и не потребует серьезного и затратного ремонта.

Обкатка новой машины. Это все еще необходимо?

В так называемые старые добрые времена, когда продавался новый автомобиль, производитель давал покупателю инструкции (или делал это через автосалон), касающиеся использования транспортного средства. В значительной степени речь шла о том, как ездить на машине первые несколько тысяч километров, чтобы дать притереться новым деталям, то есть сделать обкатку. В итоге с тех пор в умах покупателей автомобилей до сих пор живет легенда об обязательной обкатке машины. 

Чаще всего обкатку новым автомобилям делают пожилые автолюбители, они помнят машины, которые сегодня с уверенностью можно назвать живой классикой. Также в необходимости обкатки нового автомобиля уверено и молодое поколение водителей, для которых мнение опытных старых водителей авторитетно. Но действительно ли современной новой машине нужна обкатка в первые несколько тысяч км? Почему вообще в старые времена было рекомендовано первые тысячи километров эксплуатировать автомобиль в щадящем режиме?

Следует помнить, что 30-40 лет назад способ изготовления автомобилей был значительно слабее современных стандартов. В настоящее время автозаводы стали более стерильны, чем многие больничные палаты. В те же старые времена большинство автозаводов были грязными: жир, масло, мазут и т. д. То же самое касается и линий, где производились двигатели. В итоге сборка отдельных компонентов силовых агрегатов в те годы оставляла желать лучшего. 

Смотрите также: Почему одни автомобили служат долго, когда другие быстро оказываются на свалке

Кроме того еще тридцать-сорок лет назад были совершенно другие допуски к деталям двигателя (поршни, камера сгорания и т. д.), к компонентам тормозной системы и к другим подобным элементам. Все дело в том, что в те годы существующее производственное оборудование не позволяло производить идеально точные по размеру детали автомобилей. По сегодняшним меркам старые детали автомобилей имели ужасные допуски. Но тем не менее размеры деталей и те старые стандарты были в пределах определенных рамок, что позволяло собирать из этих компонентов автомобили и выпускать их с линии. 

Чтобы сделать заводские недоработки и недоделки невидимыми наиболее безопасным способом, покупателя нового транспортного средства предупреждали о том, что несколько тысяч километров автомобиль должен эксплуатироваться в щадящем режиме (то есть необходима обкатка, во время которой все детали должны были притереться друг к другу). Только после правильной обкатки автомобиль может быть готовым к нормальной повседневной эксплуатации. В противном случае автопроизводители в те годы не гарантировали, что машина не сломается в период заводской гарантии. Причем некоторые автопроизводители в те годы прямо предупреждали автовладельцев, что в случае несоблюдения режима обкатки новой машины заводская гарантия может быть аннулирована. 

Кстати, те, кто покупал в те годы новый автомобиль, могли даже заметить, как ведет себя машина во время обкатки и как начинает вести себя после нее. После обкатки, действительно, все начинало работать в машине как по часам. Особенно чувствовалось это при управлении машиной. Но это и логично. Ведь детали рулевой системой также притирались друг с другом во время обкатки новой машины.

Сегодня же детали современных машин имеют минимальные допуски. Современное оборудование в автопромышленности позволяет автомобильным компаниям производить более точные детали и компоненты транспортных средств, в результате чего в новой машине детали уже не нуждаются в долгой обкатке, как этого требовалось классическим машинам. 

В том числе с тех пор автопроизводители стали изготавливать многие детали автомобилей из других материалов. Особенно это касается компонентов двигателей. В первую очередь это было необходимо, чтобы уменьшить вес современных моторов, что в конечном итоге позволило автопроизводителям существенно уменьшить вес автомобилей. Как вы уже поняли, это нужно для увеличения экономичности современных автомобилей и для снижения вредных веществ в выхлопе транспортных средств. Кстати, коснулось это не только двигателей. В современных машинах за последние годы облегчили практически все детали и компоненты. Так что автозапчасти в старых автомобилях были значительно тяжелее современных. 

Смотрите также: Какие затраты ждут покупателя роскошного подержанного автомобиля

Но, несмотря на это, сегодня нельзя на все 100% говорить о том, что все современные автомобили больше не нуждаются в обкатке двигателя и других компонентов новых машин. Вопрос здесь более сложный, чем кажется. Дело в том, что все зависит от материалов, которые используются для сборки современных двигателей и других компонентов автомобиля. 

Итак, мы знаем, что три десятилетия назад все автопроизводители обязательно рекомендовали покупателям новых машин первые несколько тысяч не превышать определенную скорость автомобиля и не ездить на больших оборотах двигателя. Далее рекомендовалось провести ТО.

Но многие автопроизводители также рекомендовали использовать автомобиль в щадящем режиме даже после нескольких тысяч километров, советуя постепенно увеличивать нагрузку на машину к 10-15 тыс. км, когда, по их мнению, все новые детали машины окончательно прирабатываются друг к другу. Тут все понятно и ясно. Ну а что же с новыми современными автомобилями? Как это выглядит сегодня? Требуется ли обкатка в том понимании, о которой мы с вами знаем еще со временем вазовской классики? Должны ли мы быть подопытными кроликами, обкатывая новую машину?

Нужно ли сегодня на новом автомобиле придерживаться определенной скорости в начале его эксплуатации? 

Мы живем во времена, когда даже самая маленькая деятельность в области производства автомобилей обременена многими международными и местными нормативными актами (акты ЕС, Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, документами Росстандарта и других организаций). Машины в большинстве случаев, перед тем как поступить на производственную линию, проходят многочисленные испытания. В первую очередь это делается для того, чтобы понять, пройдет ли определенная модель обязательную сертификацию, в рамках которой специалисты проверяют, соответствует ли транспортное средство определенным требованиям и стандартам. Автомобили, которые выходят с производственной линии в наши дни, также проверяются тысячами способов. 

В результате многие новые автомобили имеют более качественную сборку всех деталей, и, по сути, многие детали и компоненты уже не нуждаются в той обязательной притирке, которую нужно было делать в старых машинах. В итоге многие автомобили сегодня можно использовать без ограничений почти с самого начала эксплуатации. В первую очередь, конечно, это стало возможным за счет изготовления более точных размеров деталей. Благодаря этому производители смогли уменьшить зазоры между автокомпонентами.

Не последнюю роль также играют материалы, из которых изготавливают современные моторы и другие компоненты транспортных средств. Безусловно, многие характеристики у современных деталей стали лучше, чем были в старых автомобилях. 

Во многих новых автомобилях сегодня в двигателях используется алюминий, который не нагревается так быстро, в автомобилях стали использовать углеволокно, что позволило существенно уменьшить вес транспортных средств, снизить нагрузку на мотор. Также современные моторные масла стали намного лучше, чем их более старые аналоги. В общем, все стало лучше. В итоге крайней необходимости в обкатке нового автомобиля в большинстве случаев сегодня нет.

Современные двигатели хоть, конечно, и имеют меньший срок службы, но все равно стали лучше по многим параметрам. В том числе вопреки мифу, что новые моторы стали ненадежные, современные двигатели в реальности стали намного качественнее старых силовых агрегатов. Современные моторы проходят многочисленные сложные испытания, сертификацию и другие обязательные требования, предъявляемые к автопроизводителям различными комитетами, организациями и государствами? Поверьте, если бы современные моторы были хуже своих предшественников, они бы не получили сертификацию. 

Однако мир не идеален и в нем всегда есть ошибки. В том числе есть ошибки и в новых современных автомобилях. К сожалению, производственный брак в современной промышленности не редкость. В итоге не в каждом автомобиле все детали идеальны. Иногда (и довольно-таки часто) в новый автомобиль попадает деталь, имеющая брак. Но угадать, в каком экземпляре есть деталь, не соответствующая допуску и стандартам качества автопроизводителя, не представляется возможным.

По этой причине производители рекомендуют все-таки проводить легкую обкатку автомобиля, давая некоторые советы по эксплуатации в первые несколько тысяч километров. Тем не менее эти советы выглядят сегодня не в том обязательном формате, как это было в руководствах старых машин. Сегодня автопроизводитель не так требователен к покупателям новых машин, считая, что автомобиль сам себя обкатает. 

– Что касается обкатки двигателя в соответствии с рекомендациями автопроизводителя, новый двигатель должен быть обкатан в течение первых 1500 километров. За это время все подвижные элементы силового агрегата и других частей машины должны быть адаптированы друг к другу, – говорит Михаил Радулов, менеджер автосалона Volkswagen и Skoda. – В первые часы работы двигатель имеет более высокое внутреннее трение, чем в последующем периоде. Это, естественно, приводит к повышенному сжиганию топлива. После того как автомобиль проедет 1500 км, обычно наблюдается небольшое уменьшение потребления топлива. 

Как обкатывать новую машину?

Вот что советует делать в первые несколько тысяч километров Михаил Радулов:

Рекомендуется до 1000 километров: 

– не использовать полное ускорение

– не загружать двигатель более чем на 2/3 максимальной скорости оборотов двигателя

– не ездить с прицепом из-за большей нагрузки

Рекомендуется между 1000 и 1500 километров: 

– Постепенно увеличивать скорость и обороты двигателя 

– Стиль вождения при первых 1500 км влияет на срок службы двигателя. «Бережная эксплуатация автомобиля первые несколько тысяч с новым двигателем увеличивает срок его службы и снижает выгорание моторного масла», – говорит Радулов

Смотрите также: Частый перезапуск автомобиля или холостой ход: в каком режиме больше расход топлива?

Как видно из мнения эксперта, любой, кто сегодня считает, что обкатка двигателя не нужна, ошибается. И неважно, что за автомобиль вы купили – эконом-класса или эксклюзивный спорткар. Все современные автомобили, также как и старые, нуждаются в первые 1500-2000 км в обкатке. Да, обкатка не такая строгая, как это было в новых автомобилях 30 лет назад, но тем не менее факт остается фактом – она нужна всем новым машинам. Единственное, что уже после 2000 км пробега большинство современных автомобилей действительно можно начинать использовать на полную мощь. Со старыми машинами такое было невозможно представить. 

Важно помнить, что каждый механизм, каждая конструкция имеет свой «детский возраст», и мы должны обратить особое внимание на их поведение в этот первый период. Не эксплуатируйте первое время машину в технических пределах и сразу реагируйте всякий раз, когда происходит что-то, отклоняющееся от нормы. В итоге «аккуратно обкатанный» автомобиль непременно отблагодарит вас при дальнейшей эксплуатации.

Не забывайте, что во время обкатки машины притираются друг с другом не только детали в двигателе, но и в коробке передач, в приводах, мостах, тормозной системе и т. д.

И, конечно, не будьте доверчивы, если ваш автопроизводитель не рекомендует вам обкатывать новую машину. К сожалению, даже сегодня все современные машины нуждаются хоть и в небольшой, но  полноценной обкатке.

Как правильно обкатать новый автомобиль

Дата публикации: 07 января 2019. Категория: Автотехника.

При покупке нового автомобиля кажется, что о ремонте или каких-либо проблемах не придется думать еще очень долгое время. Однако все знают, что даже после приобретения самой современной бытовой техники, первые разы нужно использовать ее в щадящем режиме, чтобы детали «притерлись». Это позволяет продлить срок службы приборов и любого оборудования.

То же самое касается и обкатки авто. Например, во времена СССР вообще не возникало вопроса о том, нужно ли первое время эксплуатировать машину в особом режиме. Для этого существовали ГОСТы, которым все старались придерживаться. Сегодня же некоторые уверены в том, что современные автомобили проходят достаточно заводских испытаний и необходимость обкатки осталась в прошлом. Так ли это?

Нужна ли обкатка

Большинство производителей утверждают, что в процессе производства автомобиль проходил холодную обкатку. Но, в этом случае речь идет о тестировании отдельных узлов (трансмиссии, двигателя, подвески и прочих важных составляющих) еще до установки на ТС. Но, в этом случае речь не идет о городской нагрузке. Кроме этого, проверить, действительно ли машина прошла нужные тестирования просто невозможно.

Каким бы современным не был автомобиль, даже если на нем стоит АКПП, и он буквально напичкан «умной» электроникой, в нем все равно присутствует множество металлических элементов, которые должны пройти этап притирки.

Благодаря обкатке:

  • Подгоняются подвижные части узлов.
  • Сглаживаются производственные шероховатости и возможные изъяны на деталях.
  • Двигатель машины и смазочная система очищаются от металлической стружки и прочих частиц, которые остались после сборки на конвейере.
  • Происходит притирка тормозных колодок.
  • Становится возможным выявить производственные дефекты.

Если эти аргументы кажутся не настолько весомыми, рассмотрим отдельно каждый наиболее нагружаемый узел ТС.

Необходимость обкатки разных систем авто

Если вкратце рассмотреть каждый «жизненно важный» узел авто, то легко понять, нужно ли обкатывать только что приобретенную машину:

  • Тормозная система. Каждый знает, что сразу после монтажа новых колодок (а уж тем более тормозных дисков) нужно проехать до 100-200 км, чтобы верхний слой (он отличается мягкостью) элементов стерся так как нужно. Исключительно после этого можно нагружать систему. Это означает, что первое время нельзя допускать резких остановок и необходимо отдавать предпочтение равномерной, спокойной езде.
  • Трансмиссия. Речь идет не только об АКПП или механике. В этой системе есть много деталей (подшипники, пыльники, валы, фрикционные диски, множество шестеренок и прочего). Безусловно они проходят заводские испытания, но так называемая «набивка зеркала» происходит только после обкатки. Даже современная АКПП нуждается в притирке верхнего слоя фрикционов, валов и прочего. Ее ни в коем случае нельзя перегружать в первые 300-500 км.

  • Силовой агрегат. Двигатель больше любых других узлов нуждается в обкатке. В нем есть две главные трущиеся части, на которые стоит обратить внимание: компрессионные кольца и стенки блока цилиндров. Между ними должен быть минимальный зазор. Если он будет большим, то это скажется на компрессии силового агрегата и его прожорливости (в большую сторону) в отношении масла. Раньше компрессионные кольца изготавливались из чугуна, что требовало более долгой притирки. Сегодня эти детали производятся из стали и ее сплавов, что позволяет немного сократить период обкатки. Но, она все равно нужна, так по-прежнему нужно добиться плотного прилегания колец к цилиндру. При качественном соединении в блок силового агрегата будет отводится порядка 50% тепла. Считается, что полной притирки двигатель достигает после 4 000-5 000 км, после чего его можно нагружать в привычном для себя режиме.

Если говорить о мнении производителей, то в технической документации к ТС они редко заостряют внимание на обкатке. Иногда этой процедуре отводится буквально несколько строк. Они не настаивают на щадящей эксплуатации, но все же рекомендуют не нагружать авто первые тысячи километров. В целом информация дается довольно расплывчатая.

Требования производителей

Стоит рассмотреть рекомендации нескольких популярных концернов:

  • Renault. Производитель советует не нагружать авто первые 1 000-2 000 км, придерживаясь скоростного режима не более 130 км/ч, без резких торможений. Также в Renault рекомендуют не допускать, чтобы силовой агрегат работал на слишком высоких оборотах (не более 3 500 об/мин).

  • Honda. В инструкции упомянуто только то, что первую тысячу километров не стоит резко трогаться с места, производить буксировку или менять моторное масло.
  • Mitsubishi. Этот производитель и вовсе решил оставить данную тему без комментариев в документации.
  • Toyota. В требованиях к авто этого концерна написано, что первые 300 км нельзя совершать резких остановок. Также на протяжении 1 600 км стоит избегать высокого скоростного режима, резких ускорений и продолжительного движения на низкой передаче.
  • General Motors. Производитель приводит довольно развернутые рекомендации к внедорожникам. Помимо стандартных ограничений скорости не рекомендуется выполнять буксировку прицепов, а также тормозить двигателем первые 800 км. Также в этот период не стоит давить на педаль акселератора.
  • Lada. В документации к авто нет никаких упоминаний об обкатке. Производитель счел более важным рекомендовать автовладельцам первые 3 000 км проверять качество затяжки болтов на колесах. Также в Lada обратили внимание на то, что не рекомендуется резко трогаться с места, если машина стоит на ручнике (хотя подобное итак мало кому может прийти в голову).

У производителей китайских машин редко встречаются хоть какие-либо упоминания об обкатке. Только обобщенные советы. Кроме этого, практически никто не указывает в документах рекомендаций, касающихся обкаточного масла. Только узбекский производитель Daewoo советует использовать специализированное масло, которое обязательно нужно заменить после первых 2 000 км пробега.

Понять производителей можно. Каждый хочет, чтобы его продукция была готова к работе немедленно, так как от этого зависит спрос. Возможно именно поэтому информация об обкатке подается в виде полезного совета. Конечно, «убить» мотор из-за отсутствия «щадящего» режима вождения невозможно. Но, нужно понимать, что на сроке эксплуатации отражается и качество дорог, стиль вождения и многое другое. Если есть возможность, отсрочить ремонт машины и не повышать расход масла, то почему бы не последовать довольно простым советам.

Обкатываем машину правильно

Тестирование нового ТС можно разделить на 4 этапа:

  • 1 этап. Первые 500 км нужно наблюдать за поведением авто. На этом этапе необходимо соблюдать осторожную езду. Поэтому важно придерживаться равномерного движения и стараться не оказывать сильных нагрузок на трансмиссию и мотор ТС. Лучше всего для этого двигаться за пределами городской черты при скорости 50 км/ч на третьей передаче. После этого можно перейти на 4-ю передачу и увеличить скоростной режим до 70 км/ч. В таком режиме нужно двигаться еще около 100 км. После этого с каждой новой сотней пробега скорость рекомендуется увеличивать еще на 10 км/ч. В итоге нужно дойти до скорости 100 км/ч. На первом этапе также важно избегать «лихачества», слишком агрессивной езды, заездов на горки.

Полезно! Во время обкатки следует придерживаться не более 3 000 – 4 000 об/мин. Однако минимальные обороты при скорости 30-40 км/ч также способны привести к перегреву. Поэтому стоит отдавать предпочтение золотой середине.

  • 2 этап. На этом этапе нужно проехать еще порядка 500 км, но уже со скоростью 120 км/ч. По-прежнему рекомендуется избегать крутых откосов (если не получается, въезжать на них на 4 передаче).
  • 3 этап. Следующие 500 км допускается ехать на пятой передаче при скорости 140 км/ч. Для этого лучше всего выехать на трассу.
  • 4 этап. На этой стадии машина должна проехать не менее 2 000 км. В этот период уже допускается въезжать на подъемы на 5-й передаче (скорость не выше 110 км/ч), но все равно следить, чтобы они не были слишком крутыми.

После завершения процесса обкатки в обязательном порядке необходимо слить моторное масло и залить новое. Дело в том, что на этапах притирки в жидкости скапливается различный мусор в виде металлических частиц, которые остались в процессе производства.

Полезно! Если новая машина была куплена зимой, то нужно учитывать важные особенности обкатки. Перед запуском мотора нужно его хорошо прогреть. Для этого можно воспользоваться, например, горелкой или любым другим прогревающим прибором.

В заключении

Независимо от марки машины и ее «начинки» обкатка нужна. Это поможет избежать сухого трения, пока на деталях не образуется необходимый защитный слой. Если следовать рекомендациям, описанным выше, то можно быть уверенным, что даже при последующей эксплуатации по плохим дорогам, авто прослужит дольше.

Page 2

Дата публикации: 23 марта 2016. Категория: Автотехника.

В 21 веке каждый стремится получить от езды на автомобиле нечто большее, нежели доехать в комфорте из точки «А» в точку «Б». Сегодня все больше автолюбителей отдает предпочтение машинам, оснащенным двигателями с турбонаддувом, так как езда на таком авто отличается неповторимостью ощущений и эмоций. Турбина в дизельном движке позволяет развивать большую скорость за короткий промежуток времени, поэтому такими системами оснащаются самые дорогостоящие и популярные автомобили мира.

Обычно владельцам таких мощных машин приходится тратить намного больше денег на обслуживание своей «ласточки», но, как говорится «любишь кататься с ветерком, люби и за машину платить». В случае с турбонаддувом техническое обслуживание производится в два раза чаще, чем если бы в авто стоял обычный дизель. Исходя из этого и моторное масло (ММ) для таких автомобилей приходится менять через меньший промежуток времени. Кроме этого, дороговизна обусловлена еще и тем, что смазочный материал обязательно должен быть высокого качества и обладать нужными характеристиками.

Почему для дизеля с турбиной не подойдет обычное масло

Моторные масла для дизельных двигателей с турбонаддувом нельзя покупать «абы какие», потому что рабочий процесс дизеля отличается от обычного бензинового движка. В первую очередь необходимо учесть тепловую нагрузку, которой подвергается мотор с турбиной. Именно она накаливается до тысяч градусов при 150 000 оборотах в минуту. В результате такой гиперактивной работы двигателя возрастает температура верхней канавки поршня и колеблется она в пределах 270 градусов. Эти показатели заметно отличаются от бензиновых агрегатов, соответственно и смазка в них должна заливаться та, которая сможет выдержать такие нагрузки и перегревы.

Устройство турбины компрессора:

  1. Компрессорное колесо;
  2. Подшипник;
  3. Актуратор;
  4. Штуцер подачи масла;
  5. Ротор;
  6. Картридж;
  7. Горячая улитка;
  8. Холодная улитка.

При работе двигателя с турбонаддувом образуется большее количество частиц сажи, так как полного сгорания топлива не происходит. Из-за слишком сильного давления в камере сгорания, образовывающиеся газы попадают в картер, в результате чего ММ окисляется больше, а соответственно быстрее стареет.

Еще одной особенностью дизеля с турбонаддувом является то, что если турбина выйдет из строя, то разрушится весь движок. Это не просто слова. Судите сами – система подачи масла у турбины и мотора общая, если турбокомпрессор окажется пустым, это скажется на работе двигателя, который может просто полностью выйти из строя. Такие последствия невозможно исправить. Причиной этого может стать не только пониженное давление масла, но и его низкое качество. Да и давление тоже понижается не только из-за того, что автовладелец поздно сменил масло, а если он залил низкопробную смазывающую жидкость.

Масло для дизельного агрегата отличается от обычного по своему составу, а точнее, присадками. В таких жидкостях преобладают диспергирующие и моющие присадки. Благодаря этому удается добиться меньшего нагара на жизненно важных элементах. Ввиду того что в дизельном топливе содержится большой объем серы в ММ для дизелей с турбиной добавляют также щелочные и прочие присадки, которые противостоят окислительному процессу.

Именно по этим причинам стоит подбирать масло для такого движка с особой осторожностью. Поэтому в первую очередь необходимо обратиться к эксплуатационным характеристикам, которые указаны в сервисной книжке автомобиля. Если же ее нет, то классификацию масел можно узнать и в интернете.

Классификация моторных масел для дизельных двигателей с турбиной

При подборе правильного ММ в первую очередь необходимо обратить внимание на его вязкость, которая обозначается как SAE и на классификацию, указывающую на качество продукта. Эти параметры будут отличаться в зависимости от марки и модели автомобиля. Сегодня существует несколько классификаций:

  • API – относится к смазывающим материалам американского университета;
  • ACEA – качество моторного масла по европейскому образцу;
  • ILSAC – относится к смазывающим жидкостям, отвечающих азиатскому стандарту.

Чаще всего на моторном масле указывается классификация API, немного реже ACEA.

Для того чтобы подобрать нужную жидкость будет достаточно знать вязкость и качество масла. Например, ММ с индексом 10w-40 – это масло с хорошей вязкостью для дизеля с турбиной. Но, помимо этого, на этикетке вы обнаружите еще несколько букв, к примеру, SF/CD.

Эти данные отвечают за качество масла. Рассмотрим подробнее:

  • S (Service) – указывает на то, что данный нефтепродукт можно использовать с бензиновыми двигателями;
  • C (Commercial) – говорит о том, что масло подойдет для дизеля.

Разделительная дробь свидетельствует о том, что ММ универсальное и его можно использовать для нескольких типов мотора. Стоящие вторыми буквы показывают уровень эксплуатационных свойств, то есть отвечают за класс качества. Чем дальше буква находится от начала латинского алфавита, тем качественнее перед вами продукт. Тем не менее, для дизельных двигателей с турбонаддувом подходят не все классы (по классификации API), а только некоторые из них, например:

  • CE – дизельные движки с высоким турбонаддувом от 1983 года выпуска;
  • CF4 – для четырехтактников выпуском после 90-х годов;
  • CG4 – также для автомобилей, выпускаемых после 1990 года (если с сравнивать с предыдущей классификацией, то CF4 отвечает более высоким требованиям токсичности и отличается улучшенными характеристиками);
  • CC – дизели-атмосферники или агрегаты с умеренным турбонаддувом, которые работают в сложных условиях;
  • CD – дизельные двигатели с высоким наддувом, работающие не только в тяжелых условиях, но и на топливе, которое содержит большой объем серы.

Масел категорий CA и CB нет в продаже на сегодняшний день, а CD11 и CF12 можно использовать для двухтактников.

Если речь идет о классификации ACEA, то следует знать следующие обозначения:

  • B2-96 – масла типа Standart дизельных двигателей с турбонаддувом;
  • B3-96 – смазочная жидкость типа Extra для дизелей с турбонаддувом или без него;
  • E1-96 – моторное масло типа Standart для грузовых авто с высоким наддувом, которые эксплуатируются в тяжелых условиях;
  • E2-96 – отличается от предыдущего типа улучшенными свойствами;
  • E3-96 – смазочная жидкость типа Extra для грузовых авто с высоким наддувом.

Все эти масла позволяют обеспечить долговечную и надежную работу, как двигателя, так и турбокомпрессора.

Многих автолюбителей волнует также вопрос основы масла, ведь «в природе» есть как минеральные, так и синтетические, а также полусинтетические продукты.

Влияет ли основа масла на его характеристики

Принципиальной разницы в этом вопросе нет, так как и синтетика и минералка будут работать хорошо. Главное, на что стоит обратить внимание – это процесс производства жидкости, который отражается на цене и характеристиках ММ. С этой точки зрения, лучше отдавать предпочтение синтетическим составам, так как они отличаются более стабильными параметрами и не меняют своих характеристик в процессе эксплуатации. При этом износ движка на синтетике будет меньше, а соответственно увеличится его рабочий ресурс. Кроме этого, синтетические масла чуть лучше показывают себя при низких температурах.

Однако и минеральная смазочная жидкость может обладать такими характеристиками, просто его сложнее найти. При выборе более дешевого минерального масла необходимо обратить внимание на то, чтобы продукт отвечал всем предъявленным требованиям и был произведен в соответствии со всеми нормами.

Влияет ли производитель на качество масла

Бренд не играет особой роли, главное, чтобы продукт был приобретен у официального дилера, а не «с рук». Так повелось, что сегодня на рынке самыми популярными маслами считаются жидкости Мобил и Кастрол. Правда, постепенно появляются и новые производители, качество масел которых не уступает именитым брендам. Но, тут не угадаешь, поэтому автолюбители отдают предпочтение проверенным компаниям.

Если говорить об отличиях продукции Мобил и Кастрол, то их по большому счету нет. Оба производителя изготавливают моторные масла с отличными эксплуатационными показателями, поэтому, приобретая ММ от этих гигантов, вы не рискуете нарваться на кота в мешке.

В заключении

Если вы экономный человек и не любите лишних затрат, подумайте трижды прежде, чем покупать дешевое моторное масло для дизеля с турбонаддувом. Гонясь за дешевизной, вы рискуете «убить движок», поэтому лучше переплатить и ездить спокойно, чем сэкономить копейку, а потом ходить пешком.


Смотрите также