Памятка сотруднику дпс
Памятка водителю при общении с сотрудником ГИБДД

К сожалению, правовая грамотность населения до сих пор оставляет желать лучшего. И хотя ситуация всё же не столь пессимистична, как в советские времена, но, строго говоря, разбираться во всех тонкостях законодательства – это работа профессиональных юристов, учитывая, что законы меняются достаточно часто. Особенно – если речь идёт о правилах дорожного движения: здесь за всеми нововведениями не всегда поспевают даже сотрудники ГИБДД, что уж тут говорить о рядовом автомобилисте.
Между тем, если вас останавливает человек в полицейской форме с жезлом в руке, знать свои права и обязанности просто необходимо. И не только это, поскольку здесь существует множество нюансов, опосредованно влияющих на сценарий вашего общения с представителем власти.
В принципе инспектор при остановке ТС обязан руководствоваться определёнными процессуальными правилами и административным регламентом, но на практике часто отступает от этих норм, особенно если видит, что водитель не знает, как себя вести и какими правами обладает.
Мы постараемся изложить все аспекты, касающееся действий автовладельца при остановке автотранспортного средства инспектором ДПС .
Основания для остановки автотранспортного средства
Начнём с азов – в каких случаях остановка вашего авто инспектором ГИБДД правомерна. Этот аспект подробно рассматривается в Приказе №0185 МВД РФ (пункт 063).
В частности, основаниями для таких действий являются следующие причины:
- вы нарушили один из пунктов ПДД, и это нарушение было зафиксировано инспектором с использованием технических спецсредств (радар, видеокамера) либо визуально;
- если у представителя власти имеется информация о возможной причастности водителя/владельца автотранспортного средства или его пассажиров к ДТП, если они подозреваются в совершении криминального/административного правонарушения. Источником такой информации может являться внутренняя ориентировка, данные, переданные дежурным, а также свидетельские показания обычных граждан (например, при совершении ДТП) или видеоданные, зафиксировавшие момент совершения правонарушения;
- если у инспектора имеются данные, указывающие, что остановленное им ТС угнано/находиться в розыске. Источником такой информации могут быть те же ориентировки, переданные дежурным оперативные данные и т.д.;
- если находящиеся в автомашине могут являться потенциальными свидетелями ДТП или любого другого правонарушения/преступления;
- если представитель власти ищет понятого, в качестве которого должно быть взято незаинтересованное (случайное) лицо;
- для выполнения инспектором ГИБДД действий распорядительно-регулировочного характера;
- если возникла необходимость в предоставлении автомашины для нужд ГИБДД либо врачей;
- для оказания неотложной помощи полицейским при исполнении или пострадавшим в ДТП лицам, а также при совершении иных правонарушений.
Отметим, что останавливать автомашину для проверки документов у всех внутри сидящих разрешается только на оборудованных постах ГИБДД (пункт 063 абзац 010 Приказа МВД).
Если ИДПС остановил вас и не пожелал озвучить причину остановки ТС (например, необходимость привлечения кого-нибудь в качестве понятого), смело можете отказаться от просьбы и тем более требования предъявить документы вне поста ГИБДД. Если в качестве причины названо наличие ориентировки, вы вправе попросить предъявить её с целью ознакомления. В случае отказа вы также можете не показывать свои документы.
Перед тем, как давать советы водителям, не знающим, как разговаривать с инспектором ДПС, мы опишем, где и как можно останавливать машину, если вы увидите взмах жезла. Прежде всего, вам нужно быть уверенным, что останавливают именно вас. Если есть сомнения, смело проезжайте мимо, но смотрите в зеркало заднего вида, не машет ли вам ИДПС вслед.
Помните, что останавливаться где попало нельзя – сотрудник ГИБДД должен вам показать, где конкретно ставить машину (пункт 065). Нельзя останавливаться в местах, где это запрещено соответствующей разметкой и знаками (пункт 066). Но есть и исключения:
- если ТС останавливается для недопущения совершения правонарушения;
- если есть необходимость совершения действий распорядительно-регулировочного характера;
- для предотвращения угрозы (мнимой или реальной) причинения ущерба здоровью/имуществу других участников ДД;
- если приказ остановиться подан патрульной машиной с включёнными звуковыми/световыми сигналами.
Если автомашина нужна сотруднику ДПС для выполнения неотложных служебных обязанностей, он должен сообщить водителю маршрут следования, цель поездки, а также сообщить об ответственности, если автовладелец не удовлетворит его требование, и не садиться за руль (управлять автомашиной должен только водитель). Если заявленная цель – погоня за лицами, совершившими преступления, вы можете отказаться от предоставления своего авто – в соответствии с пунктом 068 погоня осуществляется только на служебном транспортном средстве.
Сотрудник полиции может потребовать уступить ему место за рулём, если в соответствии с пунктом 126 Админрегламента водителя следует отстранить от управления автомашиной.
Если водитель из-за использования его машины сотрудником ГИБДД опоздал на работу, оно может попросить ИДПС выдать соответствующую справку, а также сделать пометку в ПЛ с указанием длительности поездки, пройденного машиной пути, своей должности, ФИО, наименования подразделения ГИБДД, № служебного удостоверения.
Сотрудники полиции в определённых ситуациях могут осуществлять принудительную остановку автотранспорта с использованием:
- соответствующих техсредств (служебное оружие, электрошокеры, баллончики с газом, дубинки).
- подачи спецсигналов (жесты регулировщика, сигналы светофора), запрещающие движение;
- перекрытия дороги патрульной автомашиной с обязательными включёнными проблесковыми маячками.
Общие правила общения с инспектором ДПС
Далеко не всегда остановка транспортного средства связана с явным нарушением ПДД, хотя можно назвать справедливым и обратное высказывание – вряд ли можно найти хотя бы одну машину, которая формально соответствует всем без исключения пунктам Правил. Так что в большинстве случаев водители не в курсе, чем вызвано повышенное внимание к их персоне или автомобилю со стороны сотрудника дорожной полиции.
Поэтому первое правило при общении с инспектором ГИБДД – поинтересоваться причиной остановки машины. Сделать это нужно в вежливой форме в виде устного вопроса, снимать диалог на камеру и дождаться ответа.
Если он показался вам слишком размытым, если инспектор ссылается на какие-то нормативные акты, которых вы не знаете, попросите уточнить номер конкретного документа, пункты которого вы нарушили. Если причина остановки так и осталась невыясненной, её вполне можно рассматривать как незаконную.
Кроме выяснения статьи КоАП или номера пункта ПДД, в соответствии с которыми вы и были остановлены, следует выяснить, какое наказание предусматривается за это нарушение. Ответ также следует запротоколировать собственными средствами фиксации, будь то диктофон или камера смартфона.
Одно из основных прав водителя при общении с инспектором ДПС – требовать показать служебное удостоверение, и обязательно – в развёрнутом виде. Если вам предъявят не официальный документ, а что-то наподобие справки, или вообще откажутся выполнять вашу просьбу – можете смело покинуть место конфликта (разумеется, если ваш разговор будет запечатлён на цифровом носителе).
Можно также прямо на месте позвонить на 102 и сообщить о неправомерных действиях якобы сотрудника ГИБДД, сообщив о наличии записанного разговора (а ещё лучше – передать им его) и отметить, что, опасаясь за свою жизнь, вы не подчинились требованиям и уехали.
Документы, предъявляемые ИДПС
Инспектор ДПС не вправе отказать водителю в предоставлении служебного удостоверения, однако не все знают, что имеют право записать или сфотографировать содержащиеся в нём сведения (номер, ФИО, должность, срок окончания действия документа), а также номер жетона полицейского.
Если у вас после объяснения причины остановки требуют документы, поинтересуйтесь, зачем они нужны и что ИДПС намерен с ними делать.
Помните, что на законном основании инспектор ГИБДД имеет право проверить следующие документы:
- ВУ;
- регистрационное свидетельство ТС;
- техталон.
Все эти документы следует предъявлять по отдельности, желательно наличие видеофиксации выемки документов с комментариями водителя. Если вас попросят предъявить страховой полис – можете проигнорировать такой запрос, поскольку данный документ требуется только при составлении протокола.
Нужно ли автовладельцу выходить из машины
С октября 2017 года начал действовать новый админрегламент МВД РФ, который, хотя и регламентировал действия только сотрудников ГИБДД и других силовых структур, вызвал множество домыслов и недоразумений в водительской среде, которые подогревались не совсем профессиональной трактовкой нормативного документа со стороны автоэкспертов и даже юристов.
В частности, в административном регламенте отсутствует пункт, который бы разрешал водителям, которых остановили, снимать на камеру действия сотрудников правоохранительных органов. В этой связи возникли подозрения, что такие действия отныне действительно запрещены, но оказалось, что это неверная трактовка.
Как и другой слух – что в соответствии с пунктом 093 того же Приказа №664, водители обязаны по требованию ИДПС выходить из автомобиля. В документе об этом говорится следующее: сотрудник дорожно-патрульной службы может предложить водителю выйти из ТС в следующих случаях:
- если у сидящего за рулём обнаружены признаки алкогольной интоксикации и/или болезни, затрудняющей управление транспортом;
- для осуществления сверки номеров узлов автотранспортного средства с данными внесёнными в регистрационное свидетельство (процедура должна проводиться в присутствии автовладельца или водителя);
- если водитель должен принять участие в совершении процессуальных действий, если необходима его помощь касательно других участников ДД, или если требуется помощь сотрудникам ГИБДД;
- для устранения обнаруженной инспектором неисправности автотранспортного средства;
- в случае нарушения автовладельцем правил перевозки грузов;
- если поведение водителя угрожает безопасности сотрудника полиции.
Впрочем, в отношении прежней редакции Приказа в этом пункте нет никаких изменений. И всё же ряд СМИ поспешило заявить, что теперь водители обязаны по требовании. Должностного лица немедленно выйти из автомашины.
Это не совсем так. Дело в том, что в техрегламенте указано буквально следующее: «…сотрудник вправе предложить…», то есть это вовсе не требование. А значит, у водителя не возникает и встречных обязанностей, поэтому он вполне может проигнорировать слова инспектора, если посчитает нужным.
Это – прямой и однозначный ответ на вопрос, как себя вести, если автовладельца остановил инспектор ГИБДД. Тем более, что данный техрегламент относится к внутренним документам, касающимся сотрудников полиции, а не рядовых участников дорожного движения.
Впрочем, подразделы статьи 027 КоАП всё же регламентируют случаи, когда водителю придётся подчиниться и покинуть транспортное средство:
- при составлении админпротокола о задержании (ст. 027.04);
- при составлении протокола о досмотре ТС (ст. 027.09);
- при составлении протокола об отстранении автовладельца от управления ТС (ст. 027.12).
Нужно ли садиться в автомобиль инспектора по его просьбе
В общем случае просьба или требование пересесть в машину сотрудника ГИБДД для совершения процессуальных действий не обязательны для выполнения. За единственным исключением – когда инспектор сообщает водителю о плане-перехвате – здесь отказываться уже нельзя. Более того, проявлять агрессию тоже не нужно, ибо это может быть расценено как угроза. Но в ваших правах – потребовать предъявить документы, примерно в такой же последовательности, как мы уже описывали.
Если вас просят перейти в машину ДПС для оформления протокола о совершении административного нарушения, можете не соглашаться – в нормативно-правовой базе место оформления подобного рода документов не оговаривается. Впрочем, со стороны представителя власти такая просьба тоже на является противозаконной, но выполнять её вы не обязаны. Обычно такой приём используется для психологического воздействия на нарушителя, но вы можете отказаться проследовать в автомашину ГИБДД, ссылаясь на пункт 035 КоАП, в котором указано, что любые действия, связанные с осуществлением каких-либо процессуальных действий, включая оформление документов, должны проводиться на месте совершения админнарушения, за исключением случаев, описанных в пунктах 0109, 0131, 0187, 0193, 0216 административного регламента. Допускается оформление в машине патрульного авто или в помещении поста ДПС, но в данном контексте слово «допускается» не рассматривается как императив, обязательный для выполнения.
То есть законным основанием для следования автовладельца в патрульную автомашину считается только задержание виновника правонарушения. В случае задержания по подозрению в совершении преступления полицейский обязан зачитать задерживаемому предусмотренные п. 0197 КоАП права и обязанности с занесением соответствующих записей в протокол.
Впрочем, если вы не хотите удовлетворять просьбу пересесть, ваш отказ должен быть облечён в мягкую форму. Грубить сотруднику ГИБДД не стоит. Более того, если у вас нет каких-то особых причин оставаться в своей машине, и если вы не имеете желания словесно препираться с представителем власти, вы вполне можете и подчиниться, ибо особой разницы, где оформляется протокол, нет. Главное, чтобы вы были внимательными при чтении протокола. Это – элементарные правила общения с инспектором ГИБДД.
Разумеется, если автовладелец знает, что предусмотренное законодательством наказание за административное нарушение достаточно сурово, у него может возникнуть соблазн решить проблему с минимальными финансовыми потерями, то есть, попросту говоря, «договориться» с инспекторами. И сделать это намного проще и в определённой степени безопаснее именно в машине ДПС.
В последнее время ведётся активная борьба с подобными непротокольными действиями. В частности, во всех патрульных автомобилях устанавливаются видеорегистраторы, так что особого смысла приглашать водителя в служебную машину уже нет.
Но и вы вправе фиксировать беседу с ИДПС с использованием доступных технических средств, так что в любом случае риск оказаться в роли взяточника означает для вас возможность попасть за решётку. Не захочет рисковать и должностное лицо, тем более, что в последнее время инспектора снабжаются нагрудными регистраторами.
Так что ни для водителя, ни для сотрудника ДПС нет разницы, где именно вести беседу или составлять админпротокол.
Как вести себя при нарушении
Итак, перечислим основные рекомендации при остановке вашего авто инспектором ДПС:
- если нарушение незначительное и имеется вероятность решения проблемы вынесением предупреждения, стоит обязательно попытаться воплотить этот план в жизнь. Аргументируйте как можно убедительнее, что пойти на нарушение вас заставили непреодолимые жизненные обстоятельства, что вы сделали это впервые в жизни и обещаете больше никогда подобного не делать;
- если уговорить представителя власти ограничиться устным предупреждением не удалось, при оформлении протокола воспользуйтесь своим правом указать на обстоятельства, свидетельствующие в вашу пользу;
- если инспектор настаивает на совершении вами правонарушения, потребуйте от него доказательств своей вины – словесного описания недостаточно для того, чтобы признать вас виновным;
- помните о том, что вы имеете право привлечь в качестве свидетеля любое лицо, находившееся в момент остановки в вашем авто, даже если это близкий родственник, включая супругу/супруга;
- обязательно фиксируйте разговор с использованием сотового или видеорегистратора – даже если вы допустите ошибку, запись можно будет удалить;
- желательно также зафиксировать все сопутствующие остановке ТС обстоятельства: дорожную обстановку, наличие/отсутствие дорожных знаков, указателей, разметки, а также объектов, мешающих нормальному обзору на конкретном участке автотрассы.
Как вести себя во время оформления протокола
Пока инспектор занимается оформлением протокола, вы можете спокойно сидеть в машине. Как только протокол будет передан вам для ознакомления, вы можете осуществлять следующие действия:
- уточнить, все ли сведения, касающиеся правонарушения, внесены в документ. Обязательно проверьте это, и если упущены какие-либо важные детали, попросите вписать их;
- сообщите ИДПС, что намереваетесь ходатайствовать об изменении временного интервала, в течение которого будет рассмотрено ваше дело;
- в бланке протокола имеется пометка, что вы ознакомлены с претензиями, местом и временем рассмотрения дела. Ставьте свою подпись только в том случае, если вас действительно ознакомили с этой информацией. В противном случае допишите в протоколе, что не ознакомлены;
- если вы считаете, что сведения, изложенные инспектором в протоколе, не соответствуют действительности, у вас есть возможность сделать соответствующую запись: «Не согласен, нарушения ПДД не совершал. Поскольку нуждаюсь в юридической помощи, ходатайствую о смещении сроков рассмотрения дела на период, не меньший трёх дней»;
- независимо от степени родства все находящиеся в автомашине могут быть вписаны в админпротокол как свидетели – инспектор не имеет права отказать автовладельцу в этом;
- если вы считаете, что со стороны представителя ДПС на вас оказывалось давление, а также звучали угрозы, вы имеете право отобразить это в протоколе;
- вы можете фиксировать происходящее на камеру, но такими же правами наделены и представители ГИБДД. Если они тоже занимались видеофиксацией, укажите в протоколе данный факт, вместе с маркой и номером средства фиксации;
- протокол составляется в двух экземплярах. Помните, что один из них – ваш, и его не следует никому отдавать/передавать.
Корректный разговор с инспектором ГАИ не является гарантией того, что вас не накажут, но если вы начнёте конфликтовать, то наказания однозначно не миновать.
В каких случаях можете не останавливаться по требованию ИПДС
Здесь нужно понимать, что, находясь в автомобиле, вы не можете знать, по какой причине вам помахали жезлом, то есть не можете оценить правомерность остановки.
Между тем случаи, когда остановка автотранспортного средства правомочна, прописаны в законе, то есть сами инструктора в курсе, когда можно останавливать, а когда нельзя. Водители в принципе тоже могут это знать, но в конкретном случае останавливаться придётся, по крайней мере, до выяснения обстоятельств.
Впрочем, и здесь имеются нюансы, позволяющие проехать мимо машущего жезлом сотрудника ГИБДД. Они касаются, прежде всего, места остановки автомобилей. Допустимыми являются стационарные посты ДПС, а также прилегающие к основному участку дороги.
Можно останавливать автомобиль и на обочине проезжей части, но в этом случае перечень ситуаций, позволяющих пойти на такой шаг, весьма ограничен:
- если ТС нарушило ПДД;
- если ваш автомобиль по описаниям схож с тем, который имеется в ориентировке и числится в угоне;
- если имеются подозрении, что находящиеся в машине совершили преступление.
В противном случае остановка машины на проезжей части запрещена, и подобные действия сотрудников ГИБДД могут быть расценены вышестоящим начальством как очевидное нарушение внутренней дисциплины, требующее наказания виновных.
Рассмотрим случаи, когда можно не останавливаться по требованию инспектора:
- если попытка была выполнена в ночное время вне пределов стационарного поста;
- в случаях, когда вынужденная остановка транспортного средства в сложившейся дорожной ситуации угрожает его безопасности и грозит возникновением аварийной ситуации;
- если требование остановиться предъявлено на участке трассы с ограниченной видимостью (перед/после поворотов, крутыми подъёмами/спусками), на перекрёстках или перед светофором, в других потенциально опасных местах.
Здесь уже неважно, почему вас останавливают, поскольку сам сотрудник ДПС нарушает инструкции, создавая предпосылки для возникновения ДТП.
Несколько слов о видеосъёмке разговора с инспектором ДПС
В числе изменений, внесённых в админрегламент и начавших действовать с 10.10.2017, отсутствует пункт 25, имевшийся ранее, в котором говорилось о запрете сотрудникам ГИБДД препятствовать водителям или пассажирам в осуществлении видеосъёмки беседы при остановке ТС и составлении протокола.
Здесь опять же возникли разговоры об ущемлении прав автовладельцев. В действительности запрета снимать разговор тоже фактически нет, но использовать такую запись в качестве доказательства при судебном разбирательстве будет уже проблемой. К тому же следует учесть требования статьи 19.03 КоАП, в которой говорится о возможности запрещения съёмки инспектором при определённых обстоятельствах. Всё зависит от того, как вы будете разговаривать с инспектором ДПС – если в грубой форме, то не следует ожидать поблажек.
С другой стороны, в последнее время сами сотрудники ГИБДД осуществляют видеозапись конфликтной ситуации, и у нарушителя отсутствуют рычаги, позволяющие запретить такую съёмку.
Имеется ли возможность оплаты штрафа на месте
В настоящее время существует немало способов оплаты штрафа, большинство из которых осуществляется на основании полученной нарушителем квитанции. Но можно погасить задолженность и на месте, что избавит вас от необходимости совершения каких-либо дополнительных действий. Если вы полностью согласны с предъявленными инспектором ДПС претензиями и не собираетесь их оспаривать, вы можете попросить вместо составления протокола выписать постановление-квитанцию. Правда, такая возможность имеется, если размер штрафа не превышает 100 рублей. Сотрудники ГИБДД должны иметь при себе мобильные контрольно-кассовые аппараты, посредством которых и осуществляется погашение задолженности. Водителю в таком случае выдаётся квитанция об оплате, распечатанная тут же.
Незаконные действия сотрудников ДПС
Мы уже отмечали, какие документы следует предъявлять инспектору и при каких условиях. Но если он вам не вернул документ, сел в патрульную машину и уехал – это нарушение, которое может быть квалифицировано как грабёж. Его нужно зафиксировать в ближайшем отделении РОВД, при условии, что у вас имеются данные о сотруднике, совершившем данное правонарушение.
Бывает и другая ситуация: инспектор взял документы и длительное время их не возвращает, не составляя при этом протокол о нарушении, тем самым провоцируя вас на дачу взятки. В таком случае следует звонить в дежурную часть по номеру телефона доверия, сообщив об обстоятельствах остановки вашего транспортного средства. Нужно будет указать ФИО инспектора, его звание, госномер патрульной автомашины. Рассказывая о неправомерности действий представителя власти, укажите, какие обвинения были вам предъявлены, сообщите, что сотрудник ушёл с документами и не предпринимает никаких действий. Сообщите, что вы не намерены покидать салон авто, поскольку боитесь, что к вам со стороны экипажа патрульного авто будут применены противоправные действия.
Обычно с инспектором связываются, и ситуация решается. Если по прошествии определённого времени никаких видимых изменений не произошло – совершите повторный звонок.
Когда и это не поможет, придётся всё-таки покинуть машину, чтобы зафиксировать на камеру ваш разговор с инспектором. Вы подходите к машине ГИБДД и громко и чётко просите его начать составлять протокол, сообщив, что вы не будете соглашаться с его формулировкой. Попросите также вернуть документы.
Если инспектор проигнорирует ваши требования – звоните на 102 и объясните ситуации. Вам могут сказать, что задержка связана с проверкой вашей машины по базам ГИБДД, но это всего лишь отговорка – пускай сотрудник проверяет, сколько нужно, но документы обязан отдать.
В самых сложных случаях, когда никакие из вышеперечисленных действий не принесли результата, остаётся единственный вариант: написать заявление в Прокуратуру, в котором пожаловаться на превышение должностным лицом своих служебных обязанностей.
Как разговаривать с сотрудником ГИБДД если остановили? Права водителя при остановке полицией.
Встреча с сотрудником ДПС редко сулит что-то хорошее, при желании он всегда может найти, к чему придраться. Поэтому то, чем закончится диалог с ним, во многом зависит от правильности ваших действий. В представленной статье вы найдете памятку общения с инспектором, которая поможет вам правильно строить разговор и даст максимальные шансы уехать без составленного протокола.
○ Правила общения с сотрудниками ДПС.
Первое правило продуктивного разговора с инспектором – минимальная юридическая грамотность. То, как вышел из подобной ситуации ваш сосед или коллега по работе вряд ли вам поможет, а вот ссылки на кодексы, скорее всего, да. Рассмотрим основные правила общения в разных дорожных ситуациях.
✔ При остановке автомобиля.
Если вас остановил сотрудник ДПС, не нужно сразу проявлять агрессию или показывать свое недовольство. Не забывайте, что инспектор находится на работе и выборочная проверка водителей – его обязанность.
Поэтому крайне важно общаться с сотрудником дорожной полиции вежливо, сохраняя дистанцию и не говоря ничего лишнего. Не нужно тыкать ему в лицо камерой, намекать на влиятельных друзей и совершать иные действия, которые просто разозлят его. Ведь при желании инспектор всегда может найти хотя бы какую-то мелочь, по которой он выпишет штраф. А это вряд ли самый желаемый поворот событий.
Итак, основное правило общения с сотрудником ДПС при остановке – вежливость. Держаться надо уверенно, но не вызывающе.
✔ При обвинении в нарушении ПДД.
В данном случае инспектор должен начать диалог с названия ФИО и должности, а потом озвучить по какому основанию вас остановили. Независимо от того, действительно ли вы нарушили правила или инспектор откровенно хочет взятку, требуйте составления протокола. При оформлении документа обращайте внимание на следующие моменты:
- Соответствие внесенных сведений реальным.
- Наличие пустых строк – ставьте в них прочерки, этим вы убережете себя от внесения в документ дополнительных сведений.
- Ничего не пишите сами (за исключением объяснений водителя), тем более под диктовку сотрудника.
- Требуйте копию документа, это тоже позволит избежать внесения в него дополнительных сведений.
И главное, не ставьте свою подпись, если собираетесь оспаривать протокол. В этом случае вам надо написать фразу «Не согласен» и только после этого подписывать документ.
✔ При требовании открыть багажник или салон.
Открывать багажник или двери вы обязаны только при досмотре.
Досмотр транспортного средства любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. (п.1 ст. 27.9 КоАП РФ).
Отсюда следует, что если вам поступила просьба открыть багажник или салон, нужно вежливо спросить, на каком основании вы должны это делать. Если внятного объяснения не поступит, с улыбкой предложите инспектору осмотреть машину через стекла.
✔ При назначении неправомерного штрафа.
В подобном случае также требуйте составления протокола и укажите свое несогласие с изложенными сведениями. Далее обжалуйте документ, написав заявление на имя начальника данного инспектора. Если в машине есть видеорегистратор, который подтвердит отсутствие нарушения, это большой плюс для успешного оспаривания протокола.
✔ При изъятии ТС для нужд полиции.
Если к вам обратился сотрудник ДПС с просьбой об изъятии машины для нужд полиции, ваш отказ будет караться штрафом. Но вы должны знать, что перед тем, как забирать авто, полицейский обязан представиться, продемонстрировать свое удостоверение и сказать, для чего изымает машину.
В соответствии с последними поправками в законодательстве, запрещается забирать транспорт, в котором находятся несовершеннолетние или беременные женщины.
Если в процессе эксплуатации авто было повреждено, сотрудник фиксирует нанесенный ущерб. На основании данного документа водитель может обратиться за компенсацией,
✔ При требовании покинуть салон автомобиля.
Инспектор может предложить покинуть салон по разным причинам: привлечение в качестве свидетеля, обнаружение в авто неисправностей, помощь пострадавшим в ДТП. Важно учитывать, что сотрудник может только предложить выйти из машины, покидать ее или нет решать водителю.
Вместе с тем есть некоторые ситуации, когда требование инспектора необходимо исполнить:
- Если вас задерживают за правонарушение.
- Если производится досмотр ТС.
- Если вас отстраняют от управления авто.
Но и в этом случае торопиться выполнять требование не стоит. Дождитесь понятых, составления протокола и только после этого выходите из машины.
Вернуться к содержанию ↑
○ Что делать, если сотрудники ДПС нарушают права водителя?
Ситуации, когда инспекторы на дорогах тем или иным способом нарушают права водителей, встречаются достаточно часто. Поэтому вы должны быть готовы отстаивать их законными способами.
✔ Аудио и видеосъемка.
Это самый лучший способ защиты, потому что вы не будете зависеть от свидетелей. Желательно включать диктофон сразу, как только вас остановил инспектор. Не выходите из машины, пока он к вам подойдет, проговорите дату, время и участок дороги.
Если заполняется протокол или ведется досмотр авто, ведение видеозаписи обязательно, так как она впоследствии может быть представлена как доказательство неправомочности действий сотрудника.
Инспектора предупреждать о съемке или ведении аудиозаписи необязательно. Так как он находится при исполнении своих обязанностей, фиксирование разговора не может считаться нарушением личной жизни. Поэтому указывать ему на данный факт или нет, решать вам.
✔ Обращение к руководству.
Чтобы обжаловать действия инспектора, вы можете обратиться сначала к его непосредственному начальнику. Жалоба составляется в свободной форме с указанием всех обстоятельств дела. Если есть какие-то записи или иные доказательства, их надо приложить.
Если ваше заявление было отклонено либо по нему не было произведено никаких действий, вы можете обращаться в суд.
Вернуться к содержанию ↑
○ Сроки для обжалования протоколов.
У вас есть 10 дней на то, чтобы ходатайствовать о недействительности составленного протокола. Сделать это вы можете, обратившись к начальнику отделения ГИБДД, в котором сотрудник осуществляет свою деятельность либо в мировой суд по месту заполнения протокола.
Таким образом, исход встречи с инспектором во много зависит от правильности ваших действий. Если знать свои права, сохранять спокойствие и держаться уверенно, можно провести диалог с сотрудником ДПС максимально продуктивно.
Вернуться к содержанию ↑
○ Советы юриста:
✔ Что делать, если сотрудник ДПС при съемке его нарушений сломал телефон, на который велась запись?
В этом случае вы сможете доказать данный факт только при наличии свидетелей или иного записывающего устройства. Если вы были одни и телефон был единственным способом фиксации, попробуйте просмотреть записи с камер наблюдения, если они были поблизости. Возможно, это станет необходимым доказательство.
✔ Куда обратиться, если сотрудники ДПС изъяли автомобиль для нужд, но вернули его разбитым?
Вы можете получить ущерб путем обращения в суд. Для этого необходимо вначале провести экспертизу и зафиксировать полученные повреждения.
Вернуться к содержанию ↑
Автоэксперт Жупанцев Сергей расскажет, как вести себя с сотрудниками ГИБДД и что делать, если Вас остановил инспектор.
Вернуться к содержанию ↑
Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ
Памятка для водителя и инспектора ГИБДД
Не все автолюбители готовы отстаивать свои права при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД, поскольку либо не знают их, либо забывают в силу растерянности и волнения в момент встречи с представителями закона.
В помощь таким водителям общественным советом при МВД РФ совместно с ГИБДД была разработана специальная памятка, которую в настоящий момент можно получить вместе с водительскими правами.
В ближайшем будущем «вооружиться» полезной информацией, касающейся поведения при встрече с инспектором ГИБДД, изложенной на пластиковой карточке, размер которой не больше свидетельства о регистрации ТС можно будет на любой АЗС.
Содержание памятки для водителя удобнее рассмотреть по пунктам:
1. Автомобиль наряда ГИБДД во время дежурства вне стационарного поста должен быть виден водителю. Различного рода ограничения видимости, в том числе здания, деревья и другие объекты, расположенные вдоль дорожного участка, особенности рельефа (спуски, подъемы) и дорожная лента (повороты, перекрестки) не должны препятствовать обзору патрульной машины. Это значит, что сотрудники ДПС не могут устраивать «тихие засады».
2. Фиксировать скорость автомобиля можно только при помощи радаров с функцией фото- и видеосъемки. Показания любых других приборов не являются основанием для составления протокола о нарушении. Если же инспектор все-таки выписал штраф за превышение скорости, ссылаясь на показания радара, не соответствующего установленным нормам, водитель вправе обжаловать выписку протокола в суде и привлечь сотрудника ГИБДД к ответственности за дисциплинарное нарушение.
3. Запрещено фиксировать скорость в местах, где временно установлены ограничения движения. Независимо от причин вызвавших ограничения (ремонт дорожного покрытия, неблагоприятные погодные условия, проведение публичных мероприятий), применять санкции к водителям, нарушившим скоростной режим нельзя, поскольку в большинстве случаев обвинения в нарушении не обоснованы.
4. Обе стороны взаимодействия, как инспектор, так и водитель имеют право на использование звукозаписывающей и видео аппаратуры. Единственной причиной запрета может быть законодательное обоснование. При этом уведомить водителя о наличии запрета должен сам сотрудник ДПС.
5. Останавливать автомобиль с целью проверки документов, в том числе на машину и перевозимые грузы, можно только в зоне стационарных постов ДПС. Исключение составляют следующие случаи:
- явное нарушение ПДД;
- сведения о причастности водителя или пассажиров ТС к преступлению, административному нарушению, ДТП или привлечение их в качестве свидетелей;
- наличие автомобиля в списке разыскиваемых транспортных средств;
- специальные мероприятия, проводимые инспекцией ГИБДД.
6. Любые действия инспектора (изъятие документов, вещей, проверка на алкогольное опьянение, направление на медицинское освидетельствование, досмотр) должны быть реализованы только в присутствии двух свидетелей (понятых).
7. Сотрудник ДПС не может требовать от водителя подписи протокола без его ознакомления с содержащейся в нем информацией. Водитель же, в свою очередь, может вносить изменения в протокол, вписав аргументы по своей защите в специальную строку «объяснения нарушителя». Если же после прочтения предъявленных обвинений, водитель считает решение инспектора необоснованным, он может зафиксировать свою позицию, написав в протоколе «Не согласен» и поставив свою подпись.
Эта памятка решает две основных задачи. Первая из которых — соблюдение инспекторами ГИБДД своих обязанностей, вторая — возможность водителей отстоять свои права.
Памятку для водителя можно скачать ЗДЕСЬ.
Может заинтересовать:
Правила общения с инспектором ГИБДД
Многие соотечественники слабо разбираются в законодательстве, что дает поводы для работников государственных органов безнаказанно нарушать их, а также не учитывать законные права и интересы граждан. И если в большинстве ситуаций нарушения регламента деятельности государственных органов встречаются очень редко, то со случаями неправомерных действий работников ГИБДД сталкивался практически каждый водитель. Что делать в таком случае?
В таком случае на помощь придет памятка водителю при общении с ДПС в 2019 году, где рассмотрены основные правила проведения процессуальных действий, правила поведения сотрудников ГИБДД, а также административный регламент, которым руководствуются представители ДПС в 2019 году.
В данной статье мы рассмотрим конкретные ситуации, в которых оказываются автолюбители на дорогах. По данным ситуациям будут даны не только полезные советы по общению с работниками ГИБДД, но и специальные знания, благодаря которым можно выстроить правильную тактику общения с правоохранителями и избежать возможных конфликтов.
Водителя останавливают
Согласно с требованиями, изложенными в Приказе МВД №185, а также в Приказе №329, к основаниям, из-за которых инспекторы ДПС имеют право останавливать транспортное средство, относятся:
- Визуально установленные, или определенные с помощью специальных технических средств, признаки нарушений требований безопасности дорожного движения на транспортном средстве;
- Наличие объективных данных (служебной ориентировки, информация от третьих лиц, других постов ДПС или дежурных) о том, что лица, находящиеся в транспортном средстве, причастны к совершению преступления, ДТП или другого административного правонарушения;
- Данные о том, что автомобиль, который останавливают работники ГИБДД, находится в розыске или может использоваться для противоправных целей;
- Необходимость опроса водителя и пассажиров автомобиля в качестве очевидцев преступления или ДТП, при котором они присутствовали;
- Привлечение пассажиров транспортного средства в качестве понятых;
- Необходимость использования автомобиля или водителя для оказания помощи работникам ДПС или участникам дорожного движения;
- Проверка водительских документов на право транспортировки определенных грузов, на право управления транспортным средством, самой документации на автомобиль, а также документов, которые удостоверяют личности пассажиров, находящихся в транспортном средстве. Отметим, что общение с ГАИ по поводу проверки документов может проводиться исключительно на полицейских контрольных пунктах, КПП или стационарных постах ГИБДД;
- Проведение специальных мероприятий, санкционированными распорядительными актами высших руководителей МВД и ГИБДД, направленных на проверку и установление личностей водителей транспортных средств и грузов, которые транспортируются.
Иные случаи остановки
Остановки в других случаях, кроме перечисленных, расцениваются как нарушение служебной дисциплины, согласно с «Наставлениями по службе ДПС ГИБДД». Согласно с данным документом, остановка и проверка документов, а также иные действия, не мотивированные вышеперечисленными пунктами, проводятся вне зоны ответственности поста ДПС.
Водителя остановили
Как должно проходить общение с сотрудниками ГИБДД в случае непосредственной остановки транспортного средства? Согласно с п.67 Приказа №185, а также главы 4 Приказа МВД №6, после остановки инспектор ДПС обязан подойти к автомобилю, представиться (указать свои ФИО, а также должность и звание), вкратце объяснить причину, по которой транспортное средство остановлено, а также объяснить суть проблемы и необходимые для этого действия со стороны водителя.
При проверке документов не обязательно передавать их непосредственно в руки инспектору — достаточно лишь показать их (например, приложить к стеклу), а в случае требования передачи документов на руки можно опровергать такие требования на основании вышеназванных Приказов. После проверки документов не следует бежать за инспектором для «общения» в служебном автомобиле: выход из транспортного средства — это право, а не обязанность водителя.
Согласно с п.70 Приказа №185, а также п.18.4 Приказа №6, инспектор ДПС вправе требовать от водителя выхода из транспортного средства в следующих случаях:
- Устранить существующие неисправности, которые имеются на автомобиле, или же устранить существующие нарушения правил перевозки грузов.
- При наличии оснований для вывода о том, что водитель находится в состоянии опьянения (токсического, алкогольного или наркотического), или же при наличии признаков болезненного состояния.
- Проведение проверки узлов и агрегатов на ТС, а также бортовых номеров в присутствии водителя.
- В случае необходимости проведения досмотра автомобиля.
- В случае, если водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления и/или представляют опасность для инспектора ДПС.
- При необходимости оказания помощи или сотрудникам полиции, или участникам дорожного движения.
Видео: Юрист о правилах общения с сотрудниками ГИБДД
На водителя оформляют протокол
Наиболее конфликтная, запутанная и непонятная для многих автолюбителей процедура — это оформление административного протокола. Тут также необходимо знать, как проходит общение с сотрудниками ДПС.
В административном праве существует небольшая хитрость, которая играет на руку водителю — презумпция невиновности, согласно с которой никто не может быть виновным до тех пор, покуда его вина не будет фактически доказана (согласно с основными положениями ст. 49 Конституции). Водитель должен требовать прямые доказательства собственной вины в любом случае, вне зависимости от нарушения — будь-то пересечение двойной сплошной или же совершение наезда на пешехода. Нужно помнить главное правило: кто обвиняет, тот и доказывает вину обвиняемого.
Часто, при составлении административного протокола, инспекторы требуют от водителей или пересесть к ним в служебное авто, или проследовать в «стакан» или пикет — этого можно и не делать, поскольку такой обязанности за водителями не закрепляется. Обязанность будет только в том случае, если будет оформляться протокол задержания лица, согласно с требованиями ст. 27.3 КоАП. Подчеркиваем, что задержание лица может проводиться только в единичных, исключительных случаях. А административный протокол, его форма, содержание, все сведения и правила заполнения определяются ст. 27.4 КоАП.
Необходимо запомнить следующие советы при заполнении протокола:
- Объяснения и подпись водителя — это его право, но снова не обязанность. Поэтому: водитель должен внимательно прочитать протокол, найти строчку, где написано «Подпись нарушителя», а далее необходимо зачеркнуть слово «нарушителя» и вписать поверх слово «водителя». Это важный нюанс — водитель тем самым опровергает, что является нарушителем.
- Обязательно на свободном месте в протоколе необходимо сделать надпись «не согласен» — позже, при рассмотрении обращения на неправомерные действия сотрудника ГИБДД, будет ясно, что водитель с первых минут не соглашался с действиями инспектора.
- Водителю должна быть передана копия составленного протокола, после чего, в протоколе сотрудника ДПС, необходимо оставить пометку «требую юридической помощи» (согласно со ст. 25.5 КоАП). Такая пометка может ставится на любых протоколах — именно данное действие поможет водителю в позднем времени обжаловать вынесение решения по протоколу. И, как правило, данная запись при рассмотрении дела в суде позволяет отменить решение работника ГИБДД по причине нарушения регламента процессуальных действий.
- Чтобы в графе «свидетели» не появились случайные лица, которые были привлечены позже инспектором, необходимо в пустой графе поставить широкий росчерк.
Одно из самых главных условий, которое дополняет правила общения с сотрудником ГИБДД: не следует поддаваться на какие-либо провокации со стороны работников полиции. Водитель должен помнить, что около 80% всех составленных протоколов содержат в себе существенные нарушения по КоАП, поэтому в большинстве случаев водитель должен доказывать только свою позицию.
Протокол за превышение скорости
Как мы уже отмечали, инспекторы ДПС должны доказывать виновность водителя, но никак не водитель собственную невиновность. Следует запомнить этот главный секрет общения с ГИБДД и никаких проблем возникать не будет.
Что касается составления протокола за превышение скорости, то следует руководствоваться следующими правилами: радар, с помощью которого замерялась скорость автомобиля, должен продемонстрировать, что эта скорость принадлежит именно остановленному водителю и показатели сняты именно перед остановкой. В остальных случаях, когда инспекторы ДПС показывают «фен» с непонятными цифрами, можно смело оспаривать протокол.
Протокол за загрязненные знаки
В принципе невозможно составление протокола о правонарушении, поскольку самого правонарушения и его ключевого фактора — вины, не было. Конечно, согласно с ГОСТом 50577-93 нельзя управлять транспортным средством, номерные знаки которого в темное время суток не видны с 20 метров при освещении фонарем инспектора.
Но для того, чтобы зафиксировать данное нарушение, необходимо создавать условия, приближенные к заданным, что на практике никогда не применяется. Поэтому на практике обычно водителя просят просто протереть номера и не выписывают штрафы.
Протокол за непристегнутый ремень
У инспектора ГИБДД закончились аргументы? Тогда последний шанс — это привлечение водителя за непристегнутый ремень безопасности. На это можно дать простой и резонный ответ: «нельзя управлять транспортным средством без пристегнутых ремней во время езды, а я, как водитель, снял ремни буквально только что, пока вы ко мне подходили».
Можно сделать следующий вывод: практически любая ситуация, возникшая на дороге, требует доказательств со стороны инспекторов ГИБДД. Водители в большинстве случаев защищены законом, но не имеют представлений о том, как воспользоваться своими правами. Отметим, что в последние несколько лет важные изменения, которые внес Приказ №185, дают больше прав для водителей, а при наличии знаний и в предыдущих Приказах и должностных инструкциях, водитель может умело общаться с представителями ГИБДД, при этом избегая конфликтных ситуаций и не лишаясь собственных денег.
Вас заинтересует:
МВД опубликовало памятку о правах водителей
3 апреля 2014 года
Пособие в виде памятки для водителей, подготовленной по инициативе Общественного совета при МВД России, призвана помочь участникам дорожного движения во взаимодействии с инспекторами ГИБДД. Памятку представили начальник ГУОБДД Министерства внутренних дел РФ Виктор Нилов и председатель Общественного совета при МВД России Анатолий Кучерена в Центре специального назначения в области безопасности дорожного движения МВД России.
По словам Анатолия Кучерены, конфликтные ситуации нередко возникают из-за незнания водителями своих прав и обязанностей. «Убедить население читать подзаконные акты сложно, — считает правозащитник. — Именно поэтому возникла идея разработать памятку, чтобы участник дорожного движения мог сориентироваться и понять, как ему взаимодействовать с инспекторами ГИБДД в случае совершения административного правонарушения — какие есть права у участника дорожного движения и какие есть права у инспектора ГИБДД».
В памятке разъясняются положения Административного регламента МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного приказом Министерства от 02.03.2009 № 185:
«Во время несения нарядом ДПС службы патрульный автомобиль за пределами поста ДПС должен быть расположен так, чтобы быть отчетливо видным водителю. Исключение — места с ограниченной видимостью (переломы рельефа местности, повороты дороги, элементы обустройства улично-дорожной сети). Сотрудникам ДПС запрещается использовать стационарные и передвижные средства автоматической фиксации правонарушений в местах, где ограничения движения установлены временно. При общении друг с другом водитель и инспектор ДПС имеют право, за исключением случаев, запрещенных Законом, использовать видео- и звукозаписывающую аппаратуру. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись. Остановка транспортного средства сотрудниками ДПС для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, возможна только на стационарных постах ДПС. Досмотр транспортного средства; отстранение от управления транспортным средством; направление лица, управляющего транспортным средством, на медицинское освидетельствование на состояние опьянения; изъятие и арест вещей и документов, являющихся доказательствами административного правонарушения, осуществляется сотрудником ДПС в присутствии двух понятых. Лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с ним. Лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые отражаются в нем либо прилагаются к нему, получить копию протокола».Предполагается, что начинающие автомобилисты будут получать такую памятку вместе с водительским удостоверением.
Начальник ГУОБДД Виктор Нилов подчеркнул, что граждане всегда могут сообщить в ведомство на «горячую линию» о фактах нарушений сотрудниками Госавтоинспекции своих полномочий, в том числе о фиксации автоинспекторами нарушений из укрытий и использования радаров без видеофиксации. По каждому такому заявлению обязательно проводятся служебные проверки и принимаются соответствующие меры реагирования.
В ходе мероприятия был представлен социальный ролик о средствах фотовидеофиксации нарушений ПДД, также разработанный с участием Общественного совета при МВД России. С памяткой и социальным роликом можно ознакомиться на сайтах mvd.ru и gibdd.ru.
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + EnterПравила общения с инспектором ГИБДД
Многие участники дорожного движения плохо разбираются в тонкостях законодательства, что позволяет сотрудником ГИБДД безнаказанно нарушать прописанные в нем пункты и постановления. В ситуации с остановкой авто по требованию инспектора – законные интересы и права граждан часто не учитываются. Случаи неправомерных действий экипажей ДПС не так уж и редки, так как же должен вести себя водитель? В этом поможет памятка водителю при общении с ДПС.
Инспектор, остановив любое транспортное средство, обязан действовать согласно основным процессуальным правилам, внутреннему распорядку действий сотрудника ДПС, а также административному регламенту.
Если инспектор ГИБДД просит остановить автомобиль
Во-первых, нужно обязательно остановиться, причем в том месте, на которое указал сам инспектор. Далее включается аварийная сигнализация, выключается все внешнее освещении (касается фар и габаритов), закрываются дверные фиксаторы, поднимаются стекла, выключается музыка в салоне. Водительское окно не закрывают полностью, двигатель не глушат.
Во-вторых, и это важно, не выходить из салона. Не сразу же после остановки, не в процессе беседы с инспектором. Исключение – обоснованные ситуации досмотра ТС.
Отлично, если у водителя ведется запись на видеорегистратор. Съемка должна настраиваться так, чтобы лицо инспектора постоянно находилось в кадре. Желательно, чтобы запись велась непрерывно. Инспектор обязан представится, четко и громко. После чего можно задать ему вопрос: «Выполнил/а ли я Ваше требование об остановке?». Обязательно получить положительный ответ.
В ситуации, когда инспектор ГИБДД, остановив машину, не начал двигаться в ее сторону, водитель имеет право уехать. То, что сотрудник ДПС проигнорировал остановку и не подошел – зафиксировать на видео и дать голосовые комментарии.
Как разговаривать с инспектором ДПС
Общение с сотрудниками ГИБДД надо начинать с уточнения законную причину для остановки авто. Проговорить ее вслух в форме вопроса, обращенного к ИДПС, дождаться положительного ответа, при этом все фиксируется на камеру.
- Если остановивший не может внятно сформулировать причины или ссылается на неизвестные водителю приказы, следует попросить его уточнить номер документа. Без сути нарушения остановка ТС расценивается как незаконная.
- Уточнить, какой именно пункт ПДД был нарушен водителем и какая статья КоАП будет задействована при протоколировании. А также получить от инспектора информацию о том, какой именно штраф предусмотрен за данное правонарушение. Все это должно быть зафиксировано на камере.
- Водитель имеет право требовать у инспектора ДПС предоставить служебное удостоверение, причем в развернутом виде. Если он откажется это делать, или вместо официально документа предъявит справку/выписку – можно смело уезжать. А затем набрать 102 и передать им записанный разговор, сопровождая его информацией, что в таком-то месте некто, одетый как ИДПС пытался остановить авто, но удостоверения не предоставил, после чего автовладелец, опасаясь за свою жизнь и имущество, покинул место остановки.
Какие документы предоставляет водитель при общении с инспектором ДПС
При предъявлении удостоверения – записать номер жетона и удостоверения, личные данные, должность, до какого числа действует. После поинтересоваться у инспектора ДПС, по какой причине он требует водительские документы и что собирается с ними сделать.
На законных основаниях могут быть запрошены всего три документа: права, техталон, документ, подтверждающий регистрацию ТС. Все документы должны передаваться по одному, при этом водитель дает комментарии на камеру. Согласно законодательной базе – другие документы инспектор ГИБДД не имеет права требовать.
При требовании договора о страховании, водитель вправе отказать, поскольку этот документ может быть запрошен только при составлении протокола. Если инспектор не собирается этого делать, то страховой полис ему не нужен.
Неадекватные и незаконные действиях ДПС
Если инспектор, взяв документ, сел в патрульное авто и уехал – нужно немедленно ехать в РОВД и писать заявление о грабеже. Все данные сотрудника ГИБДД, совершившего правонарушение, у водителя должны быть зафиксированы.
В ситуации, когда инспектор ДПС взял документ и ушел – звонят по телефону доверия. Весь разговор также должен фиксироваться на камеру. Далее следует рассказать о своем случае, указав ФИО инспектора, госномер патрульного авто. Рассказывать по следующей схеме: какие обвинения предъявлены в устной форме, о том, что инспектор ушел с документами и намекает на дачу взятки, не составляя протокол. Попросить о том, чтобы с инспектором связались с целью возврата документов.
Водитель обязательно должен упомянуть в разговоре, что салон он не покинет, поскольку опасается противоправных действий со стороны экипажа ГИБДД. Если прошло время, протокол не составлен, а документы так и не вернули – звонить еще раз.
Если и это не помогает, то увы, придется выйти из машины, взять включенную камеру и подойти к инспектору ГИБДД. Четко проговорить ему: «Пишите протокол. Однако я с ним буду не согласен. Если протокол не пишете, то верните документ». Делать это до тех пор, пока не будут возвращены документы или написан протокол.
Если инспектор ДПС пытается уклониться от своих обязанностей, и при этом уже намерен останавливать другие машины – то он не имеет на это права, пока не будет решен предыдущий вопрос. Нужно все фиксировать на камеру, а потом писать жалобу.
Когда ДПС утверждает, что должен проверить что то по базе – звонят в 102, переключаются на дежурного по ГИБДД и требуют, чтобы дежурный обязал инспектора вернуть документы, после чего тот может проверять по своим базам все, что угодно.
После таких действий документ должны вернуть достаточно быстро. При желании, водитель может обратиться в Прокуратуру и написать заявление о превышении инспектором своих служебных полномочий.
Правила общения с сотрудниками ГИБДД при составленном протоколе
Когда протокол написан и предоставлен водителю, он вправе:
- Сообщить инспектору ДПС, что собирается ходатайствовать об изменении сроков рассмотрения дела.
- Уточнить, все ли важные данные были внесены им в протокол. Если есть подозрение, что не все – перепроверить протокол и попросить заполнить как надо.
- Как только протокол получен, можно поднимать стекло.
- Никогда, ни при каких условиях нельзя возвращать инспектору ДПС копию протокола. Она принадлежит водителю и никак иначе.
- В протоколе есть место для подписи, а также пометка, что гражданин с претензиями ознакомлен и знает, где, кто и когда будет рассматривать дело. Нужно требовать, чтоб ознакомили, если этого не происходит, то так и записать «Не ознакомлен». Затем подписывать.
- Если автовладелец не согласен с протоколом, то так и написать: «Не согласен. Не нарушал. Ходатайствую о переносе сроков рассмотрения дела не менее, чем на три дня. Поскольку нуждаюсь в обращении за юридической помощью».
Все, кто находился на тот момент в машине, могут быть вписаны в протокол как свидетели и инспектор не имеет права отказать в этом. Любые угрозы, нарушения и притеснения со стороны ИДПС должны быть зафиксированы в протоколе. Если экипаж ГИБДД также снимал все происходящее на камеру – следует указать ее марку и номер. Протокол должен быть заполнен в двух экземплярах, один из которых остается у владельца ТС.
Видео: Советы и правила общения с сотрудниками ГИБДД.