Пешеходный переход правила дорожного движения 2019
Проезд пешеходного перехода по новым правилам 2019 года
На протяжении многих лет по статистике МВД именно ДТП на пешеходных переходах были в лидерах. Поэтому власти решили пересмотреть правила взаимоотношения пешеходов и автомобилистов на пешеходных переходах.
Виды наземных переходов
Прежде, чем рассмотреть изменения в правилах проезда пешеходного перехода, стоит вспомнить, какие виды переходов существуют. Переходом для пешеходов считается участок дороги, на котором нанесена разметка «зебра» и стоят соответствующие знаки. Если этих элементов нет, то в данном месте переходить дорогу нельзя.
Бывают переходы, на которых нет разметки. Но в таком случае обязательно будет установлен синий прямоугольный знак, с белым прямоугольником на нём. Внутри прямоугольника будет изображён человек. Такие знаки устанавливают по обе стороны пешеходного перехода.
Все переходы можно разделить на два основных вида:
- Регулируемые. Они оборудованы светофорами. Однако, если светофор не работает или на нём мигает жёлтый сигнал, такие переходы становятся нерегулируемыми;
- Нерегулируемые. Они выделены только разметкой и знаками, но не оборудованы светофорами.
Изменения в ПДД 2019 года коснулись проезда по обоим типам пешеходных переходов.
Нововведения в ПДД
Порядок движения автомобилей по регулируемым переходам определён пунктом 14.3 ПДД РФ. Согласно этому пункту правил, пешеход пользуется преимуществом при пересечении дороги. Водитель должен пропустить его и дождаться пока пешеход закончит движение, даже если для водителя загорелся зелёный свет. При этом нельзя подавать сигнал, подгоняя пешехода. За это предусмотрен штраф.
Когда нужно уступить дорогу пешеходу?
В новых правилах изменили трактовку движения автомобилей по нерегулируемым переходам. Раньше правила требовали пропустить пешехода. Сейчас формулировка гласит «уступить дорогу». В чём разница? Раньше пропускать нужно было пешехода, если он уже ступил на дорогу. Сейчас же даже если пешеход только подходит к переходу, нужно остановиться и пропустить его. Иначе считается, что действия водителя могут заставить пешехода изменить скорость или траекторию движения. А это правилами определяется как помеха для движения пешехода.
Таким образом, новшества в ПДД направлены на защиту пешехода и расширение его прав.
Проехать переход можно только, когда пешеход находится далеко от края дороги или стоит на тротуаре возле перехода, но разговаривает по телефону и явно не собирается переходить улицу.
Предотвращение заторов на переходах
Правила проезда пешеходного перехода 2019 года учитывают ещё одну насущную проблему – остановку на зебре из-за заторов. Новая редакция ПДД это категорически запрещает. Теперь от водителя требуют предусматривать подобные ситуации и, если есть вероятность, что он остановится на зебре, избегать этого.
Если же он всё-таки остановился на переходе, то должен быть наказан. Основаниями для этого является:
- Создание автомобилем помехи для движения пешеходов;
- Снижение видимости для других водителей. Они могут начать движение, когда на переходе будет человек.
Всё это повышает риск ДТП.
Кроме описанного выше, правилами на переходах запрещено разворачиваться, останавливаться и двигаться задним ходом.
Трамвайные пути на пешеходном переходе
В старой редакции правил содержался спорный момент относительно движения по пешеходному переходу, который находится на трамвайных путях. В новых правилах этот момент прописан однозначно.
Раньше при пересечении пешеходного перехода и трамвайных путей у пешехода преимущества не было. Теперь это пересечение считается частью перехода, а значит главные на нём пешеходы. Водитель трамвая должен их пропускать. Однако и пешеходы должны быть внимательны, ведь сразу затормозить трамвай не может.
Разрешён ли обгон на разметке?
Нет, обгон на пешеходном переходе строго запрещён. При этом неважно, есть ли в момент манёвра на переходе пешеходы. Нюанс новых правил в том, что если один автомобиль притормозил или остановился перед переходом, то и машины, которые едут по другим полосам, должны остановиться. Раньше им не запрещалось продолжать движение.
Штрафы за нарушение проезда пешеходного перехода
Если водитель не пропустил пешехода на переходе, он заплатит штраф в пределах от 1500 до 2500 рублей. Конкретную сумму определят в зависимости от тяжести нарушения и обстоятельств конкретной ситуации.
Обжаловать такой штраф можно только, если удастся доказать, что водитель не заметил пешехода из-за других авто, заслонявших обзор.
Но у сотрудников ГИБДД может быть собственная видеозапись с регистратора. Если она доказывает обратное – штраф не отменят.
Несмотря на то, что изменения в правилах направлены на защиту пешеходов, от них также требуется быть внимательными и убедиться в отсутствии автомобилей перед началом перехода. Взаимоуважение пешеходов и водителей – единственный способ снизить количество ДТП и сделать дороги безопасными.
Вконтакте
Google+
- Информация на сайте может быть не полной, т.к. законодательство регулярно меняется, вносятся поправки в законы.
- В каждом отдельном случае могут быть особые условия.
- Именно по этой причине обратитесь за консультацией бесплатно к нашим экспертам, мы выслушаем и окажем помощь в решении вашей проблемы! Задавайте вопрос сейчас!
4. Обязанности пешеходов
в редакции от 21 декабря 2018 4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного.Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2 , обозначающей такой пешеходный переход.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
Требования настоящего пункта не распространяются на велосипедные зоны.
4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.
4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).
4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4 - 4.7 Правил.
Обязанности пешеходов
4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
Пешеходы, как и водители транспортных средств, являются участниками движения и, соответственно, обязаны подчиняться Правилам. Обратите внимание на статистику аварийности, около трети всех ДТП связаны с нарушением Правил со стороны пешеходов. Пешеходы — наименее защищенная категория участников дорожного движения. Основным способом обеспечения безопасности пешеходов является разделение в пространстве и во времени транспортных и пешеходных потоков в местах их пересечения. С этой целью для пешеходов выделяют специальные пути движения — тротуары, пешеходные дорожки, пешеходные переходы, велопешеходные дорожки и пр. В местах интенсивного движения пешеходов в целях принудительного снижения скорости транспортных средств сооружают искусственные неровности (так называемые «лежачие полицейские»). В интересах пешеходов, в Правила включены требования как к водителям, так и к пешеходам, взаимное соблюдение которых обеспечивает безопасное «сосуществование» этих категорий участников движения.
Основными путями пешеходного движения вдоль проезжей части, как это следует из данного пункта Правил, являются тротуары и пешеходные дорожки, и только при их отсутствии допускается использовать обочины. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, а также перевозящие или переносящие громоздкие предметы, могут отступить от этих требований и даже при наличии тротуара и обочины двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам и обочинам создает помехи пешеходам. Поскольку появление людей на проезжей части всегда опасно, то указанная категория участников движения должна воспользоваться таким правом лишь в крайнем случае. В связи с тем, что дорога может иметь две проезжие части с противоположным направлением движения транспортных средств, отделенные друг от друга разделительной полосой, Правила уточняют, что движение пешеходов может осуществляться только по внешнему, т.е. примыкающему к тротуару или обочине (а не к разделительной полосе) краю проезжей части. Пешеход должен идти навстречу движению транспорта для того, чтобы видеть приближающиеся ТС и иметь возможность предпринять меры предосторожности.
В отличие от пешеходов, лицам, передвигающимся в инвалидных колясках, ведущим в руках велосипед, мопед, мотоцикл, предписано двигаться по ходу движения транспортных средств. Вызвано это тем, что коляска, велосипед, мопед, мотоцикл имеют сзади световозвращатели красного цвета, а спереди – белого. Нарушение установленного Правилами порядка движения может повлечь неправильную ориентировку водителей транспортных средств в темное время суток.
В целях обеспечения безопасности движения и с учетом опыта ряда стран, в частности, Финляндии, Швеции, Норвегии, Эстонии и других в текст пункта включена рекомендация пешеходам иметь прикрепленные на одежде или нести в руках световозвращающие элементы, существенно улучшающие для водителей видимость пешеходов в темное время суток или в условиях недостаточной видимости.
4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с включенными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного.
Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
Движение организованных пеших колонн по проезжей части создает серьезные помехи для движения транспортных средств, приводит к значительному сужению проезжей части, усложняет маневрирование, резко снижает пропускную способность дороги. Поэтому в рассматриваемом пункте Правил четко регламентируется порядок их движения.
В понятие «пешая колонна» не случайно добавлено слово «организованная». Пешая колонна приобретает черты организованной при наличии спереди и сзади колонны сопровождающих с сигнальными устройствами: днем – с флажками красного цвета, ночью – с фонарями соответствующего цвета. Правила ограничивают движение организованных пеших колонн следующими условиями:
а) двигаться только по направлению движения транспортных средств (это условие по существу запрещает пропуск пеших колонн по улицам с односторонним движением в случаях, если их движение должно быть направлено навстречу транспортному потоку);
б) колонна по ширине должна быть организована не более чем по четыре человека в ряд. Сопровождающие колонну лица должны двигаться спереди и сзади колонны по линии ее левого края. Практика показывает, что расстояние, на котором следует располагаться сопровождающим относительно колонны, должно быть около 10 м спереди и сзади нее. Свет фонарей должен быть ориентирован определенным образом: переднего сопровождающего (фонарь белого цвета) – вперед, заднего сопровождающего (фонарь красного цвета) – назад относительно направления движения.
В любом случае движение организованных пеших колонн по проезжей части допускается как исключение из общего правила. Иными словами, если есть возможность провести группу людей по тротуару или обочине, то проводить ее надо именно там.
Правила запрещают водить группы детей по проезжей части. Для организованных групп детей могут использоваться только тротуары и пешеходные дорожки, а при их отсутствии возможно использование в этих целях и обочин. В последнем случае введены дополнительные ограничения на движение (лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых). Порядок сопровождения взрослыми групп детей при следовании их по обочине Правилами не регламентируется.
4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
Требования настоящего пункта не распространяются на велосипедные зоны.
Пересечение пешеходом проезжей части возможно исключительно по специализированным переходам (речь также идет и о надземных, и о подземных переходах).
При отсутствии пешеходных переходов разрешается переходить проезжую часть на перекрестках по линии тротуаров или обочин. Пешеход в этом случае имеет преимущество перед выезжающими с перекрестка транспортными средствами, завершающими правый или левый поворот.
В некоторых случаях законодательством допускается пересечение дороги между двумя противолежащими углами перекрестка (наискосок, по диагонали). Однако только в случае наличия разметки, обозначающей диагональный пешеходный переход. Переход по диагонали допускается только при соблюдении следующих условий:
- допускается исключительно на регулируемых перекрестках;
- допускается только при наличии соответствующей разметки.
Внимание! Далеко не везде пешеходы могут переходить дорогу по диагонали. Это относится и к местам, где есть дорожный знак «Пешеходный переход», и к регулируемым перекресткам. Исключение сделано только для тех участков, где была нанесена соответствующая разметка. Пересечение проезжей части по диагонали на перекрестках без разметки может привести к возникновению аварийной ситуации. Существуют также определенные правила ее нанесения. Например, важно учитывать размеры пешеходной зебры. Когда все (и водители, и пешеходы, и коммунальные службы) выполняют свои обязанности, движение на дорогах становится безопасным.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
Безопасным Правила считают расстояние 200–300 м. Это ориентировочное значение, а на практике пешеходу рекомендуется, кроме того, учитывать скорость движения автомобиля и возможную скорость собственного движения. Естественно, что при наличии на дороге разделительных полос, пешеходных ограждений или дорожных барьерных ограждений пересечение пешеходами проезжей части не допускается.
4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора.
Регулируемые пешеходные переходы оборудуются пешеходными двухсекционными светофорами. В дополнение к светофорной сигнализации допускается применение звуковой сигнализации (для незрячих пешеходов). Зачастую на пешеходных переходах может иметься кнопка вызывного пешеходного устройства, с помощью которого пешеходы сами могут «вызвать» по запросу разрешающий для них зеленый сигнал.
4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
На нерегулируемом пешеходном переходе водитель должен уступать дорогу пешеходам. Тем не менее пешеходы также обязаны принимать все возможные меры предосторожности и не создавать для водителей критических ситуаций, выходя на проезжую часть перед приближающимся ТС. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеход не пользуется приоритетом перед транспортными средствами, кроме случаев, когда ТС выезжает с перекрестка и завершает поворот. Пешеходы обязаны принимать все возможные меры предосторожности и не создавать для водителей критических ситуаций, выходя на проезжую часть перед находящимся близко транспортным средством. Считается, что ситуация становится критической, если водитель для избегания наезда на неожиданно вышедшего на проезжую часть пешехода прибегает к экстренному торможению. Перед выходом на проезжую часть пешеход должен убедиться в отсутствии приближающегося транспортного средства. В противном случае пешеход вправе выходить на проезжую часть только после того, как убедится, что водитель его видит и снижает скорость, или что расстояние до транспортного средства и скорость последнего позволяют совершить переход не переходя на бег, равно как и не заставляют водителя экстренно тормозить во избежание наезда. Неосмотрительное появление пешехода на проезжей части чаще всего происходит в условиях ограниченной обзорности. Поэтому данный пункт Правил еще раз подчеркивает необходимость убедиться в отсутствии приближающихся транспортных средств, прежде чем выйти на проезжую часть из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия (например, ограждения места производства работ на дороге).
4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
При движении по нерегулируемому переходу это означает, что выбираемый пешеходом интервал в транспортном потоке для перехода через дорогу должен быть достаточным, по крайней мере, для безостановочного движения пешехода от тротуара до середины проезжей части. Требование скорейшего и безостановочного движения через проезжую часть дороги носит общий характер и не зависит от степени оборудования перехода техническими средствами организации движения. Задержка или остановка пешехода допускаются лишь по причине, связанной с обеспечением безопасности движения. Такие ситуации часто возникают на широких дорогах (4 полосы движения и более) при интенсивных транспортных потоках.
Но Правила четко оговаривают место возможной остановки: на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. При наличии островка безопасности пешеходы должны ожидать возможности дальнейшего движения только на нем. Для дальнейшего движения на нерегулируемом переходе пешеход должен убедиться в возможности перехода и ждать появления приемлемого интервала в транспортном потоке, а на регулируемом переходе – продолжить движение по разрешающему сигналу светофора или регулировщика.
4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).
Данное требование по смыслу аналогично пункту 3.2 Правил, который касается только водителей транспортных средств. Если пешеходы находятся уже на проезжей части (например, переходят дорогу по разрешающему сигналу светофора), то они немедленно должны освободить ее, т.е. в зависимости от того, какой тротуар (обочина, островок безопасности) ближе, вернуться либо продолжить путь, сделав это по возможности быстрее. При этом пешеходы должны выполнить основное требование данного пункта — уступить дорогу приближающимся транспортным средствам с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом.
4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.
При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4 — 4.7 Правил.
Из всех происшествий с пешеходами примерно 4% вызвано наездами на них в зоне остановок маршрутных транспортных средств. В целях обеспечения безопасности пешеходов Правила конкретно определяют место ожидания маршрутных транспортных средств и такси: только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине. Специальная посадочная площадка обычно приподнята над проезжей частью на 0,2-0,3 м. Посадочная площадка выполняет две функции: обеспечивает безопасность находящихся на ней людей и повышает удобство и быстроту посадки и высадки пассажиров. При движении от тротуара (обочины) к приподнятой посадочной площадке и обратно пешеход обязан выполнять требования пунктов 4.4-4.7 Правил и не создавать помех для движения транспортных средств. Но эти требования в зоне остановки действуют только при отсутствии маршрутного транспортного средства. В случае остановки маршрутного транспортного средства на обозначенной остановке вступает в силу требование пункта 14.6 Правил, обязывающее водителя уступить дорогу пешеходам, идущим к этому транспортному средству или от него. Но и в этом случае пешеход в интересах собственной безопасности должен перед выходом на проезжую часть убедиться, что водитель приближающегося транспортного средства видит его, снижает скорость и готов его пропустить. Во всех иных ситуациях ожидать маршрутное транспортное средство следует на тротуаре или обочине, а выходить на проезжую часть в отсутствии маршрутного транспортного средства или при его движении запрещается. Ожидать трамвай можно на приподнятой посадочной площадке, которая может находиться рядом с трамвайными путями или на тротуаре.
ПДД для бывалых: как пропускать пешехода
ПДД несимметричны для пешеходов и автомобилистов в том смысле, что у последних и обязанностей больше, и ответственность жёстче. В проекте «ПДД для бывалых» мы вспоминаем часто забываемые пункты правил, и сегодня — разбор технологии пропуска пешеходов.
Как именно пропускать пешехода? Дилеммой для водителя являются широкие проезжие части, где пешеход может находиться в десятках метров от автомобиля. Нужно ли уступать, если он идёт с противоположного края дороги?
ПДД оставляют пространство для споров. Так, пункт 14.1 ПДД гласит: водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода. Аналогичный пункт для перекрёстков обязывает уступать пешеходам при повороте направо или налево, причём вне зависимости от того, идут ли они по переходу.
Классическая ситуация: при повороте водитель уступил дорогу ближним пешеходам, но не дальним: инспектор ДПС оформил штраф. Суды такую практику поддерживают
Но сам термин «уступить дорогу» вроде бы предполагает, что если пешеход далеко и своим манёвром мы не вынуждаем его изменить скорость или направление, проехать можно. Так ли это?
— Сложившаяся практика по таким делам однозначна и не допускает никаких двойных трактовок: пропускать нужно любого пешехода, пересекающего проезжую часть по переходу, а при поворотах на перекрёстках — даже вне перехода, — объясняет автоюрист Лев Воропаев. — Этот вопрос поднимался много раз , и Верховный суд поставил точку в спорах.
Эксперт отмечает, что даже при наличии разделительной полосы уступать нужно пешеходам, которые находятся ещё на противоположной стороне дороги.
— Иногда в таких ситуациях удается оспорить постановление, но, в целом, практика такова, что пешеходам, которые уже вступили на проезжую часть, нужно уступать безотносительно того, какое расстояние вас разделяет, — говорит он. — Но если пешеход ещё идёт по тротуару и не ступил на проезжую часть, обязанности пропускать его нет.
Правда, нужно учитывать пункт 10.1 ПДД. Если водитель видит мчащегося по тротуару ребенка, который вот-вот выскочит на проезжую часть, тормозить в пол нужно безотносительно того, есть ли переход.
А вот ещё одна неоднозначная ситуация: вы проезжаете широченный перекрёсток, и по пути загорается красный. Пешеходам в этот момент включается зелёный. Пункт 13.7 ПДД даёт вам возможность завершить манёвр, но как быть с пешеходами?
Маршрутка проскочила на жёлтый — в отдельных случаях правила допускают такой маневр. Но школьник, дожидаясь зелёного, не смотрел по сторонам и рванул сразу после включения. Кто виноват в ДТП?
В Правилах есть пункт 13.8 ПДД, который предписывает водителям перед стартом на зелёный пропускать тех, кто завершает пересечение перекрёстка. Но к пешеходам подобных требований нет. Даже пункт 4.5 ПДД, который обязывает их убеждаться в безопасности (этот пункт обожают цитировать водители) распространяется на нерегулируемые переходы.
— С точки зрения судебной практики здесь тоже всё однозначно: в описанной ситуации пропускать обязаны водители, — поясняет Лев Воропаев. — Формально пешеходы должны убеждаться в безопасности маневра, но даже если они переходят на красный, не говоря о зелёном сигнале, водители должны соблюдать пункт 10.1 ПДД.
О пункте 10.1 ПДД уже писал — чаще всего именно он отправляет водителей в колонии. Проезжая перекрёсток, при включении красного водитель должен ожидать, что появится опасность — пешеходы в капюшонах и с наушниками. А потому, нужно быть готовым тормозить и уступать.
Российское законодательство ставит пешехода в приоритет: например, статья 1079 ГК РФ обязывает водителей, даже невиновных в ДТП, компенсировать вред пострадавшим в них пешеходам и пассажирам. Исключением являются обстоятельства непреодолимой силы или умысел потерпевшего (например, попытка самоубийства или автоподставы). Что ещё интереснее, пострадавший может взыскать ущерб и с виновного, и с невиновного водителя одновременно. С точки зрения законов пешеход является священной коровой.
Впрочем, пешеходам не стоит воспринимать этот посыл, как некую «лицензию на нарушение». Законы чаще всего на их стороне, но вот грубая физика — нет. И если водителей наказывают штрафами, а иногда — колонией, то для пешехода всё заканчивается травмами или смертью.
Выдержки из ПДД
8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.
13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу , обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.
14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.
14.3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части (трамвайных путей) данного направления.
14.4. Запрещается въезжать на пешеходный переход, если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на пешеходном переходе.
14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.
Правила проезда пешеходного перехода в новой редакции в 2019 году - Правовой портал
Правила проезда пешеходного перехода в новой редакции предполагают некоторые изменения и уточнения, о которых должен знать каждый водитель. Это — необходимая мера, предотвращающая не только отсутствие штрафов, но также сохраняющая жизнь и здоровье пешеходов, как участников дорожного движения.
Что делать на пешеходном переходе
Согласно новой редакции ПДД в Российской Федерации, водителям авто нужно обязательно пропускать пешеходов на переходе. Теперь намерение человека перейти дорогу автовладелец едущего транспорта должен определять, когда пешеход находится вне дорожной полосы.
Ранее пропускать пешехода нужно было в том случае, если он уже ступил на дорожное покрытие. Теперь понятие «уступить дорогу», которое фигурирует в российских правилах дорожного движения, обозначает остановку транспортного средства перед «зеброй» пешеходного перехода задолго до того, как на нее наступит человек.
Согласно доработанных правил, безопасность и права любого пешехода, который решил перейти дорогу по специальной разметке, учитываются больше, чем ранее. Человеческий фактор в виде невнимательности водителя теперь не будет иметь такого влияния.
Как именно пропускать пешеходов
Во время движения автотранспортного средства по дороге:
- водитель во время движения должен смотреть внимательно не только на саму дорогу, дорожные знаки и ее разметку, но и на прилегающие территории: тротуары, трамвайные пути;
- когда на любом из прилегающих к дороге месте появится двигающийся в сторону дороги человек, авто должно быть остановлено, если перед автомобилем находится спец.разметка нерегулируемого перехода для пешеходов;
- после того, как пешеход перешел на другую сторону улицы, сойдя с проезжей части, водитель может снова осуществлять движение на своем ТС;
- несмотря на упомянутое изменение, согласно пункту правил под номером 4.5, человек, который намерен перейти дорогу по никем и ничем нерегулируемому переходу с нанесенной разметкой типа «зебра», должен предварительно оценить уровень безопасности обстановки на проезжей части дороги.
Таким образом, ответом на вопрос «Как пропускать пешехода?» будет «Заблаговременно остановиться и подождать, пока человек не перейдет дорогу».
Суть некоторых понятий, устанавливающих правило проезда перехода
Перечень некоторых ссылок на законы, определений и нюансов выполнения нового предписания, знание которых поможет водителю машины правильно преодолевать (проезжать) пешеходные переходы:
- В ПДД России обязанность уступать дорогу пешеходу, давая возможность перейти ее по очерченному (размеченному) нерегулируемому переходу, прописана в пункте № 14.1.
- Под определением «нерегулируемых» в указанном контексте нужно понимать такое состояние пешеходного нерегулируемого перехода, которое также можно отнести к нерегулируемым перекресткам.
- Пункт 13.1 Правил определяет понятие нерегулируемости перекрестков, как таких, движение на которых не контролируется и не направляется сигналами регулировщика либо светофора. Также к этой категории относят перекрестки, управляемые светофором, который в настоящее время сломан, о чем говорит его постоянный немигающий желтый сигнал.
- В том же пункте указанного нормативно-правового акта, кроме пешеходов, также водителю пропускать требуется велосипедистов.
- Если правила относительно пеших людей улучшились, от велосипедистов, которым уступают дорогу, требуется остановить велосипед (если они перед приближением к дороге ехали на нем), а после — продолжить движение пешком, ведя свое транспортное средство рядом (с правой или левой стороны).
- Пропустить пешехода — термин, который был признан неточным и неверным, поэтому от него отказались, исключив из перечня сборника ПДД.
- Уступать дорогу — значит, не совершать никаких действий, которые напугали бы пешехода, заставив тем самым сменить направление движения или оставить попытку перейти дорогу. Более того, правила не только рекомендуют, а даже запрещают вообще трогать с места, пока пешеход идет по «зебре».
Наказание за невыполнение правила переезда переходов
Однозначного размера штрафа, полагающегося за невыполнение правила проезда пешеходного перехода, нет:
- Если обзор оштрафованному закрывала едущая впереди машина, которая не уступила дорогу пешеходу и нарушила тем самым рассматриваемое правило дорожного движения, можно уменьшить штраф либо вообще избежать его. В данной ситуации невиновность описываемого водителя доказывается фактом его неоповещенности о наличии людей, переходящих дорогу.
- Пункт № 14.2 определяет, что перед дорожным переходом при ограниченном обзоре из-за едущей впереди машины водитель должен не просто быть внимательным, а притормаживать, если такой же маневр выполняет авто спереди.
- Невыполнение водителем, который едет непосредственно перед пешеходным переходом, правила пропуска пешеходов, которых он может полностью видеть, описано в пункте № 12.18 правил движения по дорогам. Штраф за такое поведение предполагается в размере, указанном выше (от полторы до двух с половиной тысяч российских рублей).
ВАЖНО! Разные обстоятельства, сопровождающие данное нарушение, влекут наложение штрафа: минимум 1500 рублей, максимум 2500 рублей.
Обгон на переходе
На пешеходной «зебре» действуют особые правила для обгона двигающихся в другом (противоположном) потоке транспортных средств.
Факты об обгоне на переходе:
- По пункту 11.4 правил движения на переходе нельзя делать обгон другого транспортного средства.
- Указанную норму устанавливал документ, выпущенный под № 1197 14.11.2014 г. Конкретная фраза из ст. № 7, которую посчитали нужным исключить из правил, звучит так: «при наличии на них пешеходов». Выбрасывание указанной фразы из контекста предполагает запрет обгона на указанном участке дороги — на зебре-переходе, даже при отсутствии на нем пешеходов.
- Речь идет о переходе, как разметке на проезжей части, позволяющей пешеходам более безопасно переходить на другую сторону улицы, не боясь двигающихся через переход машин.
- Также следует запомнить, что обгоном считается дорожный маневр, который предполагает выезд обгоняющей машины на встречную полосу движения.
Что нового стало с нормами поведения на переходе проезжей части? Теперь правило стало проще и строже: в любом случае обгон не выполняется, несмотря на окружающую обстановку, а разрешение делать опережение и последующий обгон авто, едущих в ту же сторону по параллельной, соседней полосе движения, осталось (об этом говорится в пункте 1.2 (первая глава «Общие положения»).
Самой последней редакцией этого определения является постановление, выпущенное правительством от 10 мая 2010 г. (№ 316), в котором устанавливается описанная формулировка определения обгона).
Трамвайные пути в правилах переезда пешеходного перехода
Согласно действующих правил дорожного движения, пешеходным переходом считаются также тот небольшой участок рельс для проезда городского или пригородного трамвая, которые лежат на пути следования пешехода, переходящего улицу.
Получается при наличии трамвайных путей на дороге с изображенным на не переходом («зеброй») они также считаются зоной перехода пешехода. При этом на описанных участках проложенных трамвайных рельс разметка считается нанесенной.
В таких местах располагают следующие дорожные знаки и разметку:
- «15.19.1», запрещающий обгон;
- «15.19.2», обозначающий переход для пешеходов;
- «1.14.1», разметка, представляющая собой отмеченное специальными знаками место для перехода дороги;
- «1.14.2», разметка, которая определяет, куда двигаются переходящие дорогу люди.
На видео о движении по пешеходному переходу
Все указанные выше знаки и разметка, выполненная на дорожном покрытии в местах проезжей части дороги с разрешенным переходом пешеходов, являются визуальными обозначениями того места, которое является безопасным и возможным для беспроблемного перехода дороги.
Правила переезда переходов, предназначенных для перемещения пешеходов, немногочисленны, поэтому водителю очень просто запомнить их для безопасности пешеходов. Регулируются и устанавливаются такие нормы несколькими нормативными актами (законы, изменения к ним, Правила).
Ввести штрафы пешеходам.переходящим зебру уткнувшись в телефон и наушниках.
Не штрафовать надо, а на 15 суток. Если малолетки, то родителей.
Чем больше поправок тем больше нарушений.
Спасибо за чёткие и наглядные пояснения.
Теперь необходимо остановиться , выйти из авто, упасть на одно колено и пригласить перейти дорогу…., затем поблагодарить, сесть в авто и продолжить движение….. Плин.., на языке одни маты !!! С багдасаряншей и прочими такими же не могут разобраться, зато к нормальным водилам готовы за каждый чих права забрать. У кого бабла немеряно — чихать хотели на все законы. Эх.. , бедная Россия матушка!!!
Учитывая что все эти поправки вносятся исподтешка (сам узнал сегодня залезши в инет…)…… Плин, есть узаконенные ПДД, !!!!???? А это уже в простонародье называется термином «подлянка». Прям замечательно, втихаря че — то придумывают, а потом нормальным водилам выкручивают руки… Здорово живем!!!
Уступать дорогу — значит, не совершать никаких действий, которые напугали бы пешехода, заставив тем самым сменить направление движения или оставить попытку перейти дорогу. Более того, правила не только рекомендуют, а даже запрещают вообще трогать с места, пока пешеход идет по «зебре».!!!!!! Так все таки стоять или ехать????
А посмотрев видео, там все понятно, но слова в статье говорят наоборот. НУЖНО стоять.
ступать дорогу — значит, не совершать никаких действий, которые напугали бы пешехода, заставив тем самым сменить направление движения или оставить попытку перейти дорогу. Более того, правила не только рекомендуют, а даже запрещают вообще трогать с места, пока пешеход идет по «зебре».!То есть стой и жди когда он пройдёт 3 полосы. А где не создавать затор???
Не обращайтесь за консультацией они из этого-же ведомства, они все за одно!!!
Пешеходный переход в ПДД в 2019 году
В январе 2019 года в ПДД были внесены изменения, которые коснулись каждого водителя. Пешеходный переход в правилах дорожного движения в 2019 году получил новое значение, а нарушение инструкций приведет к повышенному штрафу.
Что это такое
Пешеходным переходом называется часть дороги, отделенная для прохождения людьми с одной стороны на другую и обозначенную специальными знаками. На магистралях устанавливаются мосты через дороги, чтобы человек не подходил к машинам, что сводит риски попасть под колеса к нулю. Такие проходы также устанавливают над железными путями.
В крупных городах можно увидеть подземные пешеходные переходы. Граждане не выходят на проезжую часть, поэтому они в полной безопасности. Чаще всего спуск дополнительно обозначает метро.
В правилах движения пешеходные переходы разделены на несколько типов:
- регулируемые;
- нерегулируемые.
Регулируемым называется переход, где стоит светофор, который контролирует движение транспортных средств. Водитель любого транспорта, трамвая или маршрутного такси, не должен двигаться, пока горит зеленый сигнал светофора, и пешеходы покинут дорогу. Торопить граждан сигналами запрещено.
Если светофор перестает работать, часть дороги становится нерегулируемой. Она обозначается зеброй и специальным знаком с шагающим гражданином.
В 2019 году правила на стороне пешеходов, водители обязаны всегда уступать им право прохода на переходе. Если человек собирается перейти дорогу, водитель должен приостановиться до того, как пешеход ступит на «зебру». В прошлом машины совершали остановку, если человек уже был на дороге.
В ПДД популярным является понятие «уступить дорогу», которое теперь означает остановку автомобиля перед знаком пешеходного перехода, не дожидаясь, пока человек наступит на дорогу.
Для каждого водителя и пешехода существуют правила проезда пешеходного перехода:
- во время движения водители должны смотреть на разметку и знаки на дороге, а также территории рядом с ней, включая тротуары и трамвайные пути;
- если на территории, близкой к проезжей части, водитель видит приближающегося пешехода, он должен остановить машину, если перед ним есть специальная разметка перехода;
- когда человек дошел до другого конца дороги, водитель может продолжить движение.
Несмотря на то, что в целом ПДД защищают граждан, они должны помнить о пункте 4.5. Если человек собирается перейти дорогу в месте, которое никем и ничем не регулируется, но есть специальная разметка, он должен убедиться в безопасности перехода.
Такие ситуации все еще заставляют водителей останавливаться и пропускать граждан, но последние должны быть осторожнее.
Правилами установлено, что если обстоятельства заставили водителя автомобиля остановиться прямо на зебре, он обязан предусмотреть и не допустить этой ситуации. Даже если затор стал причиной таких действий, он будет наказан и получит административный штраф.
В правилах эти нюансы объяснены так:
- когда автомобиль встал на переходе, он является помехой для перехода граждан и создает опасность на дороге;
- из-за машины может быть не видно граждан, поэтому другая машина начнет движение и потенциально нанесет повреждения пешеходу.
Главными изменениями в ПДД стали пункты, которые уменьшают вероятность аварии и получения гражданами травм. Правила обгона на переходе также сильно изменились: пунктом 11.4 сказано, что водитель не может обгонять другую машину на пешеходном переходе.
Это правило было установлено в 2014 году, но в нем было сказано о наличии пешеходов на дороге. В 2019 году это предложение убрали, так как оно разрешало водителями обгонять машины на зебре. Теперь за такие маневры ГИБДД наложит административный штраф, любой обгон запрещен.
В правилах сказано о переходе, который имеет особую разметку (светофор не обязателен), где граждане переходят дорогу. Они не должны бояться движения машин на зебре. Обгоном в 2019 году считается маневр на дороге, для совершения которого водителю требуется выехать на другую полосу и ускориться.
Пунктом 4.2 ПДД определено, что пешеход должен убедиться в безопасности перехода до выхода на трассу, в том числе проверить расстояние до ближайшей машины.
Граждане не должны внезапно выбегать на зебру, или появляться из-за других машин и любых препятствий, ограничивающих водителям обзор. Когда гражданин ступил на дорогу, он не должен останавливаться или сбавлять ход.
Граждане имеют право прекратить движение только при смене сигнала светофора на красный. Остановка проходит на островке безопасности.
По диагонали пешеходный переход пересекается только по разметке. В 2019 году граждан обязали дополнительно прикреплять к одежде светоотражающие элементы.
Изменения коснулись граждан, которые:
- двигаются по загородной дороге;
- идут в темное время суток, в снегопад или туман.
Если водитель вышел на дорогу, он становится пешеходом и подчиняется вышеперечисленным правилам.
Какой полагается штраф на нарушения
В России активно действуют дорожные службы, покрывающие дороги светоотражающими полосами и знаками. Все чаще используют лежачих полицейских, чтобы заставить водителей снижать скорость.
Однако не все автомобилисты понимают важность ПДД, поэтому для них ужесточили размер штрафов за нарушение движения:
- Если водитель не уступил пешеходу, переходящему дорогу согласно ПДД, штраф составляет от 1.5 до 2 тысяч рублей. Решение разрешено обжаловать, только если обзор был перекрыт другими транспортными средствами. Если нарушение будет зафиксировано инспектором ГИБДД, где видно, что обзор не был перекрыть, придется заплатить штраф в полном объеме.
- Если водитель пересек стоп-линию, он заплатит штраф в размере 800 рублей. Если гражданин проехал на красный сигнал светофора, административное наказание равняется тысяче рублей при первом несоблюдении правил и 5 тысяч рублей при повторном. Самые злостные нарушители лишаются прав сроком до 6 месяцев.
- Правилами разрешено водителям парковать автомобили не ближе, чем 5 метров к пешеходному переходу. За нарушение придется заплатить тысячу рублей при первом несоблюдении и 3 тысячи при повторном. Прав за это лишать запрещено.
- Если гражданин передвигается задник ходом или разворачивается на пешеходном переходе на перекрестке, он заплатит административный штраф размером 500 рублей.
- Пешеходы также могут заплатить штраф за нарушение закона. Если гражданин начал движение на красный сигнал, он заплатит 500 рублей. В первый раз можно отделаться предупреждением.
ПДД постоянно обновляется, чтобы предусмотреть все небезопасные моменты, возникающие между водителями и пешеходами. Штрафы увеличиваются, правила ужесточаются.
Однако закон не может установить уважительное отношение друг к другу. Пешеходы и водители несут ответственность за свою безопасность, они могут предотвратить аварию на дороге.
Видео по теме:
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.