Почему лучше указать в путевом листе маршрут движения машины


Маршрут путевого листа

В путевом листе в обязательном порядке необходимо отражать маршрут передвижения транспортного средства. Это нужно для того, чтобы подтвердить расход ГСМ, который затем можно будет списать при исчислении налога на прибыль.

Для чего маршрут в путевом листе

В Приказе Минтранса РФ от 18.09.2008 г. № 152 содержится перечень обязательных реквизитов путевого листа, в который не включается маршрут следования автомобиля. Однако его необходимо вносить в документ с той целью, чтобы подтвердить затраты на содержание транспортного средства и налоговые органы приняли их к учету.

Кроме того, судебные органы также согласны с позицией ФНС, а потому считают внесение маршрута в путевой лист обязательным действием.

Где указать маршрут в путевом листе

Для каждого транспортного средства необходимо оформлять свой путевой лист, шаблоны которого закреплены в Постановлении Госкомстата РФ от 28.11.1997 г. № 78. Эти бланки являются унифицированными формами, обязательными к применению только автотранспортными предприятиями. Остальные хозяйствующие субъекты могут разработать собственную форму путевого листа с включением в него обязательных реквизитов, в том числе и маршрута передвижения транспортного средства.

Маршрут указывается на оборотной стороне путевого листа (если используется унифицированная форма) либо в специально отведенных для этого графах (если используется собственная форма). Образец заполнения маршрута путевого листа можно посмотреть ниже

Как заполнить маршрут в путевом листе

При заполнении маршрута в путевом листе необходимо ориентироваться на такие важные моменты:

  1. при указании начальной и конечной точки каждого отрезка маршрута необходимо отражать информацию максимально подробно. Об этом свидетельствует Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.07.2010 г. № А33-10451/2009;
  2. в маршруте следует указывать не только точный адрес, но и наименование клиента (заказчика, контрагента) или же название мероприятия и т.п. Данные сведения можно проставлять в скобках после основной информации.

Пример: Место отправления  — г. Санкт-Петербург, ул. Пионерская, д. 44 (АО «Завод «Энергия»), место назначения — г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 6 (ООО «Альфа»);

  1. если транспортное средство используется в пределах одного населенного пункта, необходимо указывать каждый адрес, куда ездил водитель. Кроме того, необходимо прописывать время выбытия и прибытия по конкретному адресу, а также километраж по отрезкам и всему маршруту в целом;
  2. нельзя писать при заполнении маршрута путевого листа какие-либо общие фразы, например, «поездка по городу» или «по заданию руководителя». Такие записи не являются подтверждением деловой цели поездок, а потому при их наличии налоговые органы могут не признать затраты на ГСМ;
  3. если расходы на ГСМ не признаются затратами, то налоговые органы могут включить их в доходы водителя. Согласно Письму Минфина РФ от 11.07.2014 г. № 03-04-05/28243 на такой доход необходимо начислить НДФЛ и страховые взносы. Этот подход применяется и в том случае, когда путевые листы на транспортное средство вообще не оформляются в организации;
  4. если в путевых листах часто повторяются пункты в маршрутах, к ним можно применить сокращения, с помощью которых уменьшается оборотная сторона документа. Данные сокращения обязательно должны утверждаться приказом руководителя.

Пример:

При поездках в банк в путевом листе можно указывать «Банк», а если расчетные счета открыты в нескольких кредитных организациях, можно использовать нумерацию — «Банк № 1», «Банк № 2»;

  1. при отсутствии в путевом листе точного маршрута налоговые органы могут признать затраты ГСМ как необоснованные. Организация может попытаться доказать, что расходы имеют производственное значение. Согласно Постановлению Арбитражного суда Поволжского округа от 24.04.2015 г. № Ф06-23360/2015 маршрут следования транспортного средства можно подтвердить иными документами:

— отчетом об эксплуатации транспортного средства;

— картами;

— сопроводительной документацией или товарно-транспортными накладными, в которых указываются адреса покупателей или поставщиков.

Маршрут движения в путевом листе: пример

Как правильно указать маршрут движения в путевом листе? Несмотря на то, что сведения о маршруте не включены в перечень реквизитов путевого листа, эту графу лучше заполнять, дополнив документ нужным реквизитом. Подробности – в материале.

Нужно для ИФНС

Действительно информация о маршруте машины не являются обязательным реквизитом путевого листа. Но документ можно дополнить другими нужными организации реквизитами. Например, такими как маршрут движения в путевом листе автомобиля (приказ Минтранса от 18.09.2008 № 152, письмо Минтранса от 14.05.2019 № ДЗ/10239-ис).

При всей необязательности информации о проделанном пути лучше такие сведения в путевом листе все же указывать. Конечно, гаишники за отсутствие такой информации не оштрафуют, однако, по мнению чиновников Минфина, организация может использовать путевой лист в качестве документа, подтверждающего расходы на ГСМ (письмо Минфина от 14.05.2019 № 03-03-06/1/354). Маршрут движения в путевом листе легкового автомобиля или грузовика подтверждает реальность поездки и расходы на топливо для целей налогового учета.

Как оформить

Заполняя данную графу, нужно придерживаться простого правила – не использовать туманных формулировок, вроде «поездки по г. Москве», а указывать точный маршрут поездки транспорта. Ведь если в путевом листе нет подробного маршрута машины и не указаны наименования контрагентов, то налоговые инспекторы могут поставить под сомнение сам факт поездки.

Таким образом, во избежание проблем с налоговиками от компании требуется указывать маршрут движения в путевом листе автомобиля. Пример заполнения данного графы выглядит так:

«Место отправления автомобиля: город Химки, Московская область, ул. Ленина, д. 15. Место назначения: город Ржев, Тверская область, ул. Большая Спасская, д. 37, ООО «Велюр-проект».

В аналогичном порядке заполняется маршрут движения в путевом листе грузового автомобиля. Обратим внимание, что действующее законодательство не требует указывать в путевом листе наименование контрагента, к которому посылается автомобиль. Однако если этого не сделать велика вероятность, что налоговая инспекция снимет расходы и увеличив налог. Помимо этого стоимость ГСМ включат в доходы водителя, доначислив НДФЛ и страховые взносы.

Как заполнить путевой лист, если неизвестен точный маршрут

Если указать точные адреса в путевом листе невозможно, допускается использовать координаты на основании данных навигатора и системы спутниковой навигации ГЛОНАСС.

Путевой лист — документ, которым компания может доказать наличие понесенных на ГСМ затрат. Компании, не являющиеся автотранспортными предприятиями, имеют право разработать собственную форму путевого листа, но в ней обязаны присутствовать реквизиты, обозначенные в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и приказе Минтранса России от 18.09.2008 № 152. С 26 февраля 2017 года в этот приказ Минтранса были внесены существенные изменения (Приказ Минтранса РФ от 18.01.2017 №17). Об этих нововведениях мы писали в наших статьях:

Что именно изменилось в порядке оформления путевых листов в 2017

Как заполнять путевые листы по новым правилам 2017 года?

В Приказе Минтранса №152 нет требований о том, что заполнение путевых листов обязательно должно быть вручную. Исходя из судебной практики, компаниям, которые используют легковые автомобили в рабочих целях, для исключения проблем с признанием расходов на топливо заполнять документ следует частично вручную и частично — на компьютере.

Допускается использование автоматизированных программ для подготовки путевых листов. Программа Путевые листы от Бухсофт — один из таких удобных и понятных инструментов.

Конечно, все подписи в документе обязаны быть «живые» (подписаны собственноручно ответственными лицами), все остальные реквизиты путевого листа можно заполнять на компьютере. По ссылке можно путевой лист легкового автомобиля бланк 2019 скачать бесплатно word файлом.

Зачем точный маршрут в путевом листе?

При оформлении путевых листов приказ 152 на 2019 год не содержит прямого требования к обязательному указанию сведений о маршруте (пунктах назначения в период действия документа). Тем не менее, налоговые контролеры в ходе камеральных и иных проверок обращают внимание на этот нюанс заполнения и относят путевые листы без информации о пути следования машины, к документам, которыми нельзя подтвердить обоснованность расходов на ГСМ. А значит, эти издержки компания – налогоплательщик не вправе учитывать при расчете прибыльного налога.

Срок исковой давности товарно-транспортных документов

После отказа налоговиков в учете расходов и доначислении налога на прибыль из-за отсутствия в путевых листах точного маршрута, компания вправе оспорить решение контролирующего органа в судебном порядке. Срок обжалования после получения решения вышестоящего налогового органа составляет 3 месяца.

Если по истечении этого периода заявление на обжалование решения налоговиков компания не подаст, то у нее будет еще 3 года с момента взыскания недоимки по налогу на прибыль для возможности обратиться в арбитражный суд с целью истребовать возврат взысканных средств (абз. 2 п. 3 ст. 79 НК РФ).

Стоит отметить, что арбитражная практика по этому вопросу носит весьма противоречивый характер.

Одни суды соглашаются с компаниями и признают указание маршрута необязательным для учета расходов на ГСМ (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.09.2013 № Ф04-3922/13 по делу № А46-29337/2012). Иные же встают на сторону налоговиков и подтверждают, что отсутствие адресов в путевых листах — весомый аргумент для отказа в учете понесенных на ГСМ расходов при расчете прибыльного налога (постановление ФАС Поволжского округа от 21.05.2013 № Ф06-3255/13).

Как заполнить путевой лист, если точный маршрут указать невозможно?

Чтобы исключить любые споры с налоговиками, заполняйте все путевые листы с точным указанием маршрута следования ТС.

Тем более, сделать это можно любым доступным способом, даже когда автомобиль целый день находился за чертой города в полях (например, при проведении землеустроительных и геодезических работ).

Не нужно писать в документе «по городу» или «по области». Такую формулировку налоговики не примут и посчитают ее недостаточной для подтверждения расходов на топливо, поскольку ею невозможно доказать эксплуатацию транспортного средства в служебных целях.

Если адресов множество и неизвестно, куда именно сначала поедет водитель, и по какому маршруту будет кататься весь день, можно прибегнуть к следующим способам:

  • Если одни и те же адреса объезжаются регулярно, утвердите маршруты приказом руководителя на конкретный период: ежедневные или на месяц в зависимости от необходимости и пронумеруйте их. Например, маршрут № 1 — перечисление адресов, маршрут № 2 — перечисление адресов. В путевом листе нужно сделать отметку, что разъезды совершаются по утвержденному маршруту, для подтверждения которого нужно приложить копию приказа с указанием маршрутов.
  • Можно сделать еще проще — написать в путевом листе: «По маршруту в соответствии с заявками». Все заявки, конечно, нужно приложить к документу и хранить в таком виде.

Если указать точные адреса невозможно, допускается использовать координаты на основании данных навигатора и системы спутниковой навигации ГЛОНАСС, тем более Минфин уже давно разрешил учитывать расходы на топливо согласно документам, составленных с применением навигационных систем. Если работы проводятся близ населенных пунктов, укажите расстояние в километрах и название близлежащего населенного пункта. При этом путевые листы нужно подкрепить дополнительными сведениями — накладными, картами, можно даже записями с видеорегистратора (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24.04.2015 №Ф06-23360/2015).

Ответственность за неправильное оформление путевого листа

За неправильное оформление путевого листа материальную ответственность несет и водитель, и компания, согласно статье 12.31.1 КоАП РФ.

Так, при отсутствии данных о медосмотре водителя компания может быть оштрафована на 30 тысяч рублей, а должностное лицо — на 5 тысяч рублей. Такие же штрафы накладываются за несоблюдение правил при прохождении техосмотра автомобиля. 

Инспекторы ДПС могут выписать штраф водителю согласно части 2 статьи 12.3 КоАП РФ, поскольку именно он является ответственным за транспортное средство лицом. Санкции могут носить предупредительный характер либо быть материальным взысканием в размере 500 рублей.

Особое внимание следует уделить индивидуальным предпринимателям, которые полностью ответственны за нарушение требований к оформлению путевых листов. В зависимости от степени нарушения, штраф для них может достигать 100 тысяч рублей.

За отсутствие в путевом листе точного маршрута оштрафовать никого нельзя, однако, как мы уже выяснили, это влечет немало других проблем.

Есть вопрос по Путевым листам?

Обязательность заполнения маршрута в путевом листе

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  • Кодекс РФ об административных правонарушениях (КОАП РФ);
  • Трудовой кодекс РФ;
  • Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
  • Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • Приказ Министерства транспорта от 18.09.2008 г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»;
  • Постановление Госкомстата РФ от 28.11.1997 г. № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»;
  • Информация Министерства финансов РФ № ПЗ-10/2012;
  • Письмо Федеральной налоговой службы РФ от 21.08.2009 № ШС-22-3/[email protected] «О направлении систематизированных материалов по документированию операций при транспортировке товаров»;
  • Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14.05.2007 № КА-А40/2612-07;
  • Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17.02.2010 № Ф09-520/10-С1 по делу № А07-21469/2009;
  • Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.08.2008 по делу N А11-11477/2007-К1-13/254/13;
  • Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.04.2010 по делу N А12-21977/2009.
  • Исходя из предоставленной информации, считаем необходимым сообщить следующее.

    Согласно ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» запрещается использование автобусов, троллейбусов, легкового и грузового автомобильного транспорта для осуществления перевозок без оформления путевого листа. Управление автомобилем без путевого листа влечет ответственность по ч. 2 ст. 12.3. КОАП РФ – предупреждение или наложение штрафа до 500 рублей.

    Унифицированные формы путевого листа утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 г. № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте». Указанным Постановлением утверждены формы путевых листов для легкового, грузового, легкового специального транспорта, автобусов общего и необщего пользования.

    В число реквизитов, указанных в унифицированных формах, входят такие, как адрес подачи, маршрут (откуда-куда), адреса пунктов погрузки-разгрузки, пунктов погрузки, разгрузки и перецепки прицепов и т.д. Налоговая служба примерно до 2005 года считала необходимым использовать установленные формы любыми организациями и индивидуальными предпринимателями, использующими автомобильный транспорт.

    После 2005 года ситуация изменилась. Появившиеся разъяснения Министерства финансов РФ, более поздние разъяснения Управления Федеральной налоговой службы РФ по г. Москве и судебная практика, содержали вывод о том, что использование установленных Постановлением Госкомстата РФ № 78 унифицированных форм обязательно только для специализированных организаций, эксплуатирующих автомобильный транспорт в качестве вида своей деятельности (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14.05.2007 № КА-А40/2612-07, письмо Федеральной налоговой службы РФ от 21.08.2009 № ШС-22-3/[email protected] «О направлении систематизированных материалов по документированию операций при транспортировке товаров»).

    Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» в ст. 6 указал, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов должны быть утверждены уполномоченным федеральным органом. Приказом Министерства транспорта от 18.09.2008 г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» установлены реквизиты, которые обязательно должны содержаться в путевом листе. В путевом листе должны быть указаны дата и время выезда автомобиля с места постоянной его стоянки и дата и время его возвращения, а также показания одометра в полных километрах пробега на момент выезда из гаража и заезда обратно. Маршрут, адрес, место назначения не поименованы в числе обязательных реквизитов путевого листа. Можно ли использовать путевой лист по форме, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ № 78, не указывая в нем данные о маршруте? Суды рассматривают как нарушение незаполнение перевозчиком обязательных реквизитов путевого листа, установленных Министерством транспорта РФ судя по всему, только на заполнение обязательных реквизитов обращают внимание и проверяющие органы (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17.02.2010 № Ф09-520/10-С1 по делу № А07-21469/2009, Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.08.2008 по делу N А11-11477/2007-К1-13/254/13, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.04.2010 по делу N А12-21977/2009).

    Стоит учесть следующее. Путевой лист является первичным учетным документом, предназначенным, в первую очередь, для учета рабочего времени водителя, обязанность по учету которого (фактически отработанного времени) возложена на работодателя ст. 91 Трудового кодекса РФ. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни должен быть подтвержден первичным учетным документом, содержащим установленные законом реквизиты. В числе реквизитов первичного учетного документа маршрут также не указан. Указанная статья устанавливает, что форму первичного учетного документа утверждает руководитель экономического субъекта (организации, или индивидуальный предприниматель). Таким образом, сама организация вправе утвердить для себя удовлетворяющую нуждам форму путевого листа. Как указано в информации Министерства финансов РФ № ПЗ-10/2012, с 01.01.2013 г. формы первичных документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, перестали быть обязательными к применению.

    Резюме

    Как следует из указанного выше, в настоящее время отсутствуют требования об указании в путевом листе маршрута, адреса прибытия или убытия. Обязательные реквизиты путевого листа перечислены в Приказе Министерства транспорта от 18.09.2008 г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов». Судебная практика не обращает внимания на заполнение или незаполнение необязательных реквизитов путевого листа.

    Согласно действующему Федеральному закону «О бухгалтерском учете» любая организация (вне зависимости от того, занимается она перевозками в качестве основного вида деятельности, или нет) вправе отказаться от использования унифицированных форм первичной учетной документации, в т.ч. от использования типовых межотраслевых форм путевых листов № 3, № 3-спец, № 4, № 4-С, № 4-П, № 6, № 6-спец которые с 01.01.2013 г. являются не обязательными, а всего лишь рекомендуемыми формами. Организация или индивидуальный предприниматель могут создать свою форму путевого листа, удовлетворяющую потребностям данной организации. Данный вариант представляется нам наиболее правильным.

    Для утверждения своей формы путевого листа необходимо разработать удобную для всех форму, содержащую обязательные реквизиты путевого листа и любые дополнительные реквизиты, которые организация сочтет нужным включить в форму путевого листа. Данная форма должна быть утверждена приказом руководителя, коллегиального исполнительного органа (в зависимости от установленного уставом организации порядка управления организацией) или иным локальным нормативным актом, прошедшим необходимые согласования, установленные внутри самой организации.

    С момента утверждения можно использовать новую форму путевого листа без указания маршрута транспортного средства. Также обязательно соблюдать порядок учета движения путевых листов, установленный законодательством.

    Хотите получить юридическую консультацию по Вашему вопросу? Позвоните мне сейчас!

    Почему лучше указать в путевом листе маршрут движения машины?

    Главная » Техника »

    Загрузка...

    Вопрос знатокам: Является ли путевой лист первичным документом? Маршрутный лист (порядок следования по маршруту) — обязательный документ?

    С уважением, Верните мне крылья

    Лучшие ответы

    Маршрутный и путевой лист имеют разную цель их оформления.Маршрутный лист является первичным документом и оформляется для РАБОТНИКА, который должен подтвердить транспортные расходы при исполнении служебной поездки или нахождении в командировке (расходы на бензин, оплату проездных билетов на общественный транспорт и прочее). Такими работникам являются не только водители, но и курьеры, торговые представители, бухгалтеры, юристы, менеджеры. В маршрутном листе не надо указывать о прохождении медосмотра работника, о прохождении техосмотра транспорта механиком перед выходом транспорта в рейс.Путевой лист является первичным документом и оформляется на ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, на котором могут быть один или несколько водителей, каждый из которых должен пройти медосмотр, а транспорт должен проходить при выезде из гаража техосмотр.

    Так что если курьер поехал на метро отвозить документы, то оформляете маршрутный лист. Если курьер поехал на служебной машине, то оформляется путевой и маршрутный лист. Если водитель постоянно за рулем и у него постоянный маршрут, то без путевого листа не обойтись, а маршрутный не оформляют

    Маршрутный лист выписывают для точного определения маршрута, могут использовать в связи с разъездным характером работников. Насколько он важен организация сама для себя решает с учетом природы деятельности.Путевой лист – это первичный документ.

    Является [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]

    Видео-ответ

    Это видео поможет разобраться

    Ответы знатоков

    без «путивого» листа не оштрафуют, А так без путевого листа — 100р. с путевым листом, но без прохождения медосмотра — 800р.

    дойка с утра, потом в обед и вечером, так, что всё по плану.

    Может, если машина оформлена на юр. лицо . А дело ему очень простое …путевка подтверждает ЗАКОННОСТЬ вашего пребывания за рулем данного автомобиля

    Единственная задача, за которую кстати инспектор дпс получает зарплату, это обеспечение беспрепятственного проезда спец. транспорта. Все остальное время инспектор работает или на себя или на свое руководство. Люди почему то уверены, что гаи регулирует движение. Что касается путевого листа, то он обязан у вас быть. Ка вы смогли покинуть стоянку предприятия без ведома и отметки механика? Вы просто угнали принадлежащий государству автомобиль! а это статья!

    не токо оштрафовать, еще и хозяина вызвать, а технику арестовать, смотря на кого нарвешься

    Без путевого листа-незаконное использование транспортного средства.

    Путевой лист обязательный документ, отклонение от маршрута в случае ДТП отягчающее обстоятельство. Путевым листом работодатель, указывает все действия которые он тебе предписывает по исп. авто. Шаг в право, в лево нарушение, до угона.

    без путевого листа гаишник может предявить тебе угон авто

    А как быть, если фирма не оказывает транспортные услуги и в ее штате не имеется должности водителя? Обязано ли юрлицо ежедневно выписывать путевки? У таких компаний имеются определенные предпосылки для творчества: они могут разработать свою форму путевого листа либо иного документа, подтверждающего произведенные расходы в виде горюче-смазочных материалов. Обязательным условием является отражение в «самодельном» бланке реквизитов, предусмотренных пунктом 2 статьи 9 Закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» . В частности, это: а) наименование документа; б) дата составления документа; в) наименование организации, от имени которой составлен документ; г) содержание хозяйственной операции; д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; е) наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; ж) личные подписи указанных лиц. При этом «первичка» должна составляться таким образом и с такой регулярностью, чтобы на ее основании можно было судить об обоснованности произведенных расходов. Если не ежедневное составление путевого листа (а, например, еженедельное или ежемесячное) позволяет правильно организовать учет отработанного времени, расхода ГСМ, то составленный с такой периодичностью документ вполне может подтверждать вышеназванные расходы налогоплательщика.

    В письме от 20 февраля 2006 года № 03-03-04/1/129 Минфин настаивает на необходимости фиксировать в самостоятельно разработанной форме путевого листа информацию о месте следования автомобиля. Дело в том, что одной из целей составления данного документа является подтверждение обоснованности расхода горюче-смазочных материалов. Отсутствие в «путевке» информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях. Подобные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции.

    Организация наверное определяет форму, которая подходит в данной ситуации. ПУТЕВОЙ ЛИСТ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ, Встречный вопрос? Приказы кто офрмляет на командировки водителей, транспортный отдел или отдел кадров? секретарь?

    Путевой лист для грузового автотранспорта! Так как указано в тех. паспорте!

    Указание в путевом листе маршрутов движения

    Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

    1. СитуацияКак в путевом листе описать маршрут следования автомобиля

    В путевом листе укажите конкретный пункт назначения. Например так: «Место отправления – г. Москва, ул. Новодмитровская, д. 34; место назначения – г. Владимир, ул. Стартовая, д. 8». Недопустимы записи типа «поездки по городу». Если организация эксплуатирует автомобиль в пределах одного населенного пункта, в путевом листе надо записать каждый адрес, где побывал водитель. Кроме того, нужно указывать время выезда, прибытия и километраж на протяжении всего маршрута следования. Если эти графы будут заполнены некорректно, то расходы на ГСМ по данному путевому листу инспекторы могут признать необоснованными.* Дело в том, что отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте и времени следования не позволяет судить о факте использования автомобиля в служебных целях. Об этом сказано в письмах Минфина России от 20 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/129, УФНС России по г. Москве от 13 ноября 2006 г. № 20-12/100253,от 19 июня 2006 г. № 20-12/54213.

    Главбух советует: расходы на бензин можно признать даже в том случае, если в путевом листе не обозначен конкретный маршрут следования автомобиля. Но, применяя такой подход, будьте готовы к спорам с проверяющими.*

    Аргументы в споре помогут следующие. Чтобы отнести стоимость ГСМ на расходы, нужны правильно оформленные первичные документы, подтверждающие производственные цели эксплуатации автомобиля (п. 1 ст. 252 НК РФ, ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Организации (кроме автотранспортных) могут использовать для этих целей бланки путевых листов, разработанные самостоятельно. Главное, чтобы в них были все обязательные реквизиты, приведенные в разделе II приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152, а также те, что должны быть в любой первичке (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

    Однако путь следования автомобиля, а также адрес в маршруте не названы среди обязательных реквизитов. Поэтому признать стоимости ГСМ в расходах можно, даже если не вписать такие данные в путевой лист. Но не исключено, что такую позицию придется отстаивать в суде. А заранее предугадать, на чью сторону встанут судьи, сложно.

    Так, есть примеры из арбитражной практики, когда судьи поддержали организацию (см., например, постановления ФАС Московского округа от 18 сентября 2013 г. № А40-19421/13-99-60, от 26 августа 2010 г. № КА-А41/9668-10, от 20 июля 2010 г. № КА-А40/7436-10, Северо-Западного округа от 18 ноября 2009 г. № А44-1106/2009, от 6 июля 2009 г. № А56-50333/2008, Уральского округа от 12 октября 2010 г. № Ф09-8425/10-С3).

    Вместе с тем, есть и решения в пользу налоговых инспекторов (см., например,определение ВАС РФ от 30 августа 2013 г. № ВАС-11880/13, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 4 мая 2012 г. по делу № А27-10606/2011, Восточно-Сибирского округа от 16 июля 2010 г. № А33-10451/2009, от 21 октября 2009 г. № А33-13602/08).

    Сергей Разгулин,

    действительный государственный советник РФ 3-го класса

    2. Статья:Если в путевых листах нет точных сведений омаршруте, то стоимость ГСМ на затраты не отнести

    Если в путевых листах нет точных адресов, куда ездили работники на служебных машинах, то проверяющие из ИФНС снимут расходы на покупку бензина. Отстоять такие затраты вряд ли получится. К сожалению, суды в этом вопросе поддерживают инспекторов.*

    Недавно судьи рассматривали дело, в котором компания предъявила во время проверки путевые листы, где отсутствовали адреса или были общие формулировки. Например, «по Самаре» или «по Самарской области». Кроме того, в некоторых листах компания не записывала пробег автомобилей. По мнению судей, без точных сведений о маршруте нельзя доказать экономическую обоснованность затрат на ГСМ (Определение от 30 августа 2013 г. № ВАС-11880/13).

    Ситуации, когда требования налоговых инспекторов к путевым листам незаконны

    1. Нет путевых листов унифицированной формы или они есть, но не все реквизиты заполнены. Компании, которые не являются транспортными, могут составить свою форму путевого листа. В нем достаточно предусмотреть только обязательные реквизиты, предусмотренные в приказе Министерства транспорта РФ от 18 сентября 2008 г. № 152.

    2. В путевых листах входящие показания спидометра при выезде не совпадают с конечным остатком предыдущей поездки. Данные спидометра понятны из путевых листов за предыдущий день, поэтому такая описка не должна мешать признать расходы.

    3. Пробег по одному маршруту отличается в разных путевых листах. Если расхождения несущественные, то признать расходы можно.

    .ЖУРНАЛ «ГЛАВБУХ», № 19, ОКТЯБРЬ 2013


    Смотрите также