Понятие и виды дтп


3.2. Основные виды дтп. Понятие о причинах, условиях и обстоятельствах дтп

ДТП делятся на: столкновения, опрокидывания, наезды на препятствия, на пешеходов, на велосипедистов, на стоящее транспортное средство, наезды на гужевой транспорт, наезд на животное и прочие происшествия. Сами названия видов позволяют судить о сущности происшедшего события.

Под условиями возникновения ДТП понимается совокупность характеристик дороги, транспортных средств, водителя и окружающей среды в момент совершения ДТП. Эти характеристики могут оставаться неизменными до и после возникновения ДТП и не обязательно имеют с ним причинную связь.

Обстоятельства возникновения ДТП - действия (или бездействие) участников дорожного движения, иных причастных к ДТП лиц, а также другие события, имевшие место до момента и в процессе возникновения ДТП. В отличие от условий обстоятельства представляют собой описание механизма возникновения ДТП по времени.

Причины возникновения ДТП можно определить как «совокупность условий и обстоятельств возникновения ДТП, устранение которых сделало бы невозможным возникновение данного ДТП» [5]. Приведенное определение соответствует мнению большинства специалистов, считающих, что к ДТП приводит большое число одновременно возникающих факторов, а поскольку число этих факторов и динамика их изменения в цепи собы­тий. ведущих к ДТП, составляет различные комбинации, изучение причинных связей является сложной задачей со множеством неизвестных.

Существуют и другие подходы к определению причин ДТП. Полагалось, например, что всегда можно точно определить основную причину, но эта точка зрения постепенно изменяется, при этом предпринимается попытка определить взаимосвязь причин, приводящих к возникновению ДТП. Исходя из статистики в 80 - 90 % случаев причины связаны с человеком, в оставшихся 10 – 20 % носят технический характер.

Такое разделение выделяется из предположения, что участник дорожного движения должен приспосабливаться к любой ситуации, возни­кающей на дороге, компенсировать сбои, возникающие внутри системы АВД. Однако, процесс исследования причин будет более эффективным, если выяснять почему человек действует ошибочно при данных обстоятельствах и в данной ситуации. При таком подходе часто могут быть выявлены причины (устранимые причины) в системе организации движения, организации перевозок, конструкции автомобиля и т. д.

В работах отдельных авторов и официальных документах, обязательных для органов ГАИ часто не различаются понятия: виды нарушений и причины ДТП. Виды нарушений раскрывают «содержание неправильных, противоречащих требованиям безопасности движения действий или бездействия водителя, пешехода или иного участника движения. Под причинами ДТП понимают явление (или их совокупность), которое порождает нарушение правил безопасности движения». Различные виды нарушений могут быть вызваны одной причиной и наоборот.

Как указывает Б. Л. Зотов «Интересы объективного и всестороннего исследования обязывают исходить из классификации как видов нарушении по их содержанию, так и причин нарушений. Если даже подходить упрощенно к анализу их (ДТП) причин и условий, объясняя все лишь недисциплинированностью водителей и пешеходов, то и в этом случае возникает потребность установить, почему честные, достойные и порядочные люди становятся недисциплинированными участниками уличного движениям. Естественно, ответить на эти вопросы значительно сложнее, но результативнее. Виды нарушений, анализ которых безусловно нужен, позволяют судить лишь о содержании противоправных действий, а не о их причинах.

3.3. Анализ ДТП и аварийности

Основные цели анализа ДТП сводятся, во-первых, к систематическому поиску возможностей предупреждения происшествий, и, во-вторых, к выявлению вины, определению меры и причастных к нему лиц. Различают следующие виды анализа:

- анализ единичных ДТП (иначе детерминированный, причинно-следственный, юридический, экспертиза ДТП);

- анализ аварийности, как массового явления (иначе параметрический, вероятностный, статистический) Первый основан на детальном исследовании причин конкретного ДТП и его последствий, второй - на использовании учетных Данных о ДТП (т. е. параметров ДТП и других статистических данных о водителях, транспортных средствах и т. д.).

Общая схема причинно-следственного подхода к анализу ДТП - построение модели механизма совершения ДТП. Мысленные эксперименты с этой моделью и позволяют выявить возможности предупреждения происшествия и реализовать тем самым первую из названных целей анализа ДТП.

Для анализа единичных ДТП с целью установления связи между фактом ДТП и нарушениями норм и правил, регламентирующих БД (юридический анализ, экспертиза ДТП) возможности использования вероятностных оценок причинных связей очень ограничены, т.к. выводы анализа, являясь основанием для привлечения к уголовной ответственности должны отвечать жестким требованиям высокой степени достоверности.

При анализе сведений о большом количестве происшествий выясняется, каковы тенденции изменения показателей, характеризующих аварийность, с какими факторами сопряжен наибольший риск возникновения ДТП, на чем должны быть сконцентрированы усилия и вложены средства. При этом исходные данные не претендуют на отражение причинно-следственных связей, а только на констатацию фактов. Однако на основе сопоставления различных показателей можно получить важные оценки т. е. не приникая в механизм совершения ДТП, установить, какие факторы, какие условия повышают вероятность ДТП и насколько.

Полученные выводы могут быть использованы и применительно к отдельным ДТП при обосновании мероприятий по их предупреждению.

В качестве основного метода анализа аварийности применяется метод сопоставления, для использования которого надо четко представлять какие объекты, процессы, факторы следует сопоставлять между собой, по каким характеристикам, свойствам, показателям должно проводиться сопоставление, какая конкретная расчетная процедура должна быть положена в основу сопоставления ?

При решении задачи государственного управления региональным развитием в сфере БДД объектами сопоставления являются республики, края, области, города Российской Федерации, задачи по предупреждению ДТП в транспортном комплексе Российской Федерации - объединения предприятия, организации, учреждения, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов; задачи совершенствования дорожных условий - дороги различного значения и категорий, зоны обслуживания дорожных и коммунальных организаций, конкретные дороги, участки дорог, перекрестки, пересечения и другие очаги аварийности и места концентрации ДТП; задачи повышения активной и пассивной безопасности транспортных средств - категории и марки транспортных средств, характеристики их грузоподъемности, вместимости, особенностей эксплуатации и др.

К основным показателям следует отнести абсолютные, удельные и относительные показатели аварийности.

Абсолютные показатели образуются в результате накопления данных о единичных ДТП. Основное назначение абсолютных показателей отражение масштабов аварийности и оценка ущерба от ДТП. К абсолютным показателям относятся, количество ДТП (в т. ч. совершенных родителями в нетрезвом состоянии), число погибших, число раненых, количество ДТП из-за технический неисправности транспортных средств и другие. Для анализа должны использоваться также абсолютные показатели, характеризующие условия, в которых осуществляется деятельность по обеспечению БДД

Набор показателей, характеризующих эти условия, зависит от уровня управления БДД (федеральный, региональный, предприятия, осуществляющего перевозочную деятельность), основными среди них являются:

- характеристики социально-экономического развития региона (территория, численность населения);

- численность, состояние и развитие парка транспортных средств;

- состояние и развитие дорожной сети (протяженность различных дорог, интенсивность движения, в том числе по участкам дорог и в различные промежутки времени);

- наличие и качество работы системы оказания медицинской скорой помощи, служб ГАИ; количество предприятий, осуществляющих перевозочную деятельность, с различной численностью транспортных средств;

- условия деятельности транспортных организаций (численность и структура парка, данные о численности, стаже, возрасте, квалификации водительского состава, наличие и организация предрейсовых медицинских осмотров и т. д.).

Используются также абсолютные показатели, характеризующие деятельность по обеспечению БДД:

- по надзору за движением (число выявленных нарушений по видам и категориям участников дорожного движения);

- по мерам административного воздействия к нарушителям требований БДД (числу, видам мер, применяемых к различным категориям участников дорожного движения) и другие показатели. Абсолютные показатели применяют, как правило, для сравнения уровня деятельности автотранспортных предприятий и организаций за истекший и предыдущий ему период (месяц, квартал, полугодие, год). Абсолютные показатели малопригодны для сопостовительского анализа (например, количество ДТП, погибших и раненых в различных регионах не характеризуют там состояние деятельности по обеспечению БДД из-за различных территорий, численности транспортных средств, протяженности дорог и других специфических особенностей, объективно влияющих на эти показатели.

Удельные показатели представляют собой процентную долю одного абсолютного показателя аварийности от другого. Абсолютные показатели должны иметь одинаковое содержание. Наиболее часто используют удельный вес ДТП, совершенных нетрезвыми водителями, в общем количестве ДТП по вине водителей или в ДТП по вине водителей транспортных средств отдельных видов (грузовых или легковых автомобилей, автобусов и т. д.); удельный вес ДТП отдельных видов в общем количестве ДТП; удельный вес ДТП в городах, других населенных пунктах, на автомобильных дорогах в общем количестве ДТП; удельный вес ДТП с участием транспортных средств отдельных видов в общем количестве ДТП; удельный вес ДТП из-за определенного вида нарушений ПДД б общем количестве ДТП; коэффициент виновности водителей, как отношения количества ДТП, возникших по вине водителей к общему количеству ДТП, удельный вес пострадавших (погибших, раненых) различных категорий участников дорожного движения в общем числе пострадавших (погибших, раненых) и др. Удельные показатели применяются для количественного описания структуры аварийности.

Относительные показатели образуются делением одного показателя на другой. Наиболее часто используются такие относительные показатели, как количество ДТП, погибших или раненых на 1 миллион километров пробега транспортных средств на 10 тысяч транспортных средств, 10 тысяч водителей, на 100 тысяч населения, на 100 километров автодорог и т. д.

studfiles.net

Определения, классификация ДТП, причины и сопутствующие факторы их возникновения. Учет отчетных и не отчётных ДТП. Анализ ДТП (качественный, количественный, топографический)

Автомобильный транспорт наиболее опасный из всех видов транспорта. Каждый год в мире происходит около 55 миллионов дорожно-транспортных происшествий, в которых ежегодно погибает более 300 тысяч человек и примерно в 30 раз больше этого количества людей получают травмы. В высокомоторизованных странах смертность от дорожно-транспортных происшествий превышает смертность от различных инфекционных заболеваний.

Дорожно-транспортным происшествием называют событие, возникшее в процессе движения на дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

В соответствии с существующей классификацией к дорожно-транспортным происшествиям относят происшествия, возникшие в процессе движения механических транспортных средств и повлекшие за собой гибель или телесные повреждения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.

К механическим транспортным средствам относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски, мопеды, велосипеды с подвесным двигателем, трамвай, троллейбусы, тракторы и другие самоходные механизмы.

В настоящее время разработана следующая классификация дорожно-транспортных происшествий:

1) столкновение — движущиеся механические транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог;

2) опрокидывание — механическое транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось. К этому виду происшествий не относятся опрокидывания, вызванные столкновением механических транспортных средств или наездов на неподвижные предметы;

3) наезд на препятствие — механическое транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т. п.);

4) наезд на пешехода — механическое транспортное средство наехало на человека, или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное средство, получив травму;

5) наезд на велосипедиста — механическое транспортное средство наехало на человека, передвигающегося на велосипеде (без подвесного двигателя), или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное средство, получив травму;

6) наезд на стоящее транспортное средство — механическое транспортное средство наехало или ударилось о стоящее механическое транспортное средство;

7) наезд на гужевой транспорт — механическое транспортное средство наехало на упряжных, вьючных, верховых животных либо на повозки, транспортируемые этими животными;

8) наезд на животных — механическое транспортное средство наехало на диких или домашних животных (исключая указанные в п. 7);

9) падение пассажира — пассажир (любое лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве или на нем) упал с движущегося механического транспортного средства. К этому виду происшествий не относится падение, произошедшее при столкновении, опрокидывании механических транспортных средств или их наезде на неподвижные предметы;

10) прочие происшествия — происшествия, не относящиеся к перечисленным выше видам. К ним относятся сходы трамваев с рельсов (не вызвавшие столкновения или опрокидывания), падение перевозимого груза на людей и другие.

Учёт дорожно-транспортных происшествий. 

Учет и анализ ДТП осуществляется в целях оценки состояния аварийности, выявления причин и условий возникновения происшествий и принятия мер к их устранению.

Учет дорожно-транспортных происшествий в соответствии с Правилами учета дорожно-транспортных происшествий ведется:

- органами внутренних дел;

- предприятиями и автохозяйствами, министерствами и ведомствами, имеющими транспортные средства;

- дорожными и коммунальными организациями;

- лечебно-профилактическими учреждениями Министерства здравоохранения, других министерств и ведомств (ведут учет пострадавших при ДТП).

Учету подлежат ДТП, совершенные хотя бы одним движущимся транспортным средством, повлекшие гибель или телесные повреждения людей, или повреждение транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений или иного имущества.

В государственную статистическую отчетность включаются сведения органов внутренних дел о ДТП, повлекших гибель или ранения людей, а также о размере материального ущерба от них.

В число погибших при ДТП включаются люди, скончавшиеся от полученных ранений на месте дорожно-транспортного происшествия или в течение семи суток с момента происшествия.

В число раненых при ДТП включаютсялюди, которые получили телесные повреждения, вызвавшие потерю трудоспособности или необходимость госпитализации на срок не менее одного дня либо назначения амбулаторного лечения после оказания первой медицинской помощи. Назначение амбулаторного лечения в необходимых случаях подтверждается документами (справками) медицинских учреждений.

В государственную статистическую отчетность не включаются сведения о ДТП, совершенных:

- на огороженных и охраняемых территориях предприятий, организаций, аэродромов, воинских частей и других объектов с пропускной системой въезда и выезда;

- во время проведения мероприятий по автомобильному или мотоциклетному спорту (соревнования, тренировки и т. д.), когда пострадали водители-спортсмены, судьи или другой персонал, обслуживающий спортивные мероприятия.

Не подлежат учету происшествия:

- с тракторами, другими самоходными машинами и механизмами во время выполнения ими основных производственных операций, для которых они предназначены (пахота, прокладка траншей, скирдование, уборка сельхозпродуктов на полях, лесозаготовительные, погрузочно-разгрузочные работы, производимые с помощью электрокранов или методом самосвала, установка мачт, опор и т. д.);

- в резулътате умышленных действий, направленных на лишение жизни или причинение вреда здоровью людей или имуществу;

- явившиеся следствием попытки пострадавшего покончить жизнь самоубийством;

- в результате стихийных бедствий;

- в результате нарушений техники безопасности и правил эксплуатации транспортных средств при отсутствии водителя (механизатора) за рулем (запуск двигателя с помощью заводной рукоятки или пуск двигателя при включенной передаче, при сцепке-расцепке транспортных средств с прицепами, тракторными санями и сельхозорудиями и т. д.);

- пожары на движущихся транспортных средствах, не связанные с их технической неисправностью.

Основные требования к обеспечению учёта и отчётности о дорожно-транспортных происшествиях.

Предприятиями и автохозяйствами учитываются все ДТП с участием транспортных средств, владельцами которых они являются, независимо от места происшествия, его последствий и вины водителей (механизаторов).

Под владельцем транспортного средства следует понимать предприятие или автохозяйство, эксплуатирующее транспортное средство как в силу принадлежащего ему права собственности или права оперативного управления, так и по другим основаниям (аренда, прокат, доверенность), а также по распоряжению компетентного органа о передаче организации во временное пользование транспортного средства.

Учет ДТП на предприятиях и в автохозяйствах осуществляется работниками службы безопасности дорожного движения или иными лицами, назначенными приказом по предприятию, автохозяйству.

Сообщения о ДТП на подведомственном транспорте регистрируются в журнале учета дорожно-транспортных происшествий. Сведения о происшествиях регистрируются в суточный срок независимо от последствий и размера материального ущерба. Ведение журнала возлагается на одного из работников службы безопасности движения, назначенного приказом руководителя предприятия или автохозяйства. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью и подлежит хранению в течение трех лет с даты последней записи.

Ответственность за полноту учета и правильность регистрации и передачи сведений о ДТП несет руководитель предприятия или автохозяйства.

Предприятия и автохозяйства направляют донесения о ДТП с участием их транспортных средств в вышестоящую инстанцию согласно подчиненности. Порядок оповещения и отчетности о ДТП устанавливается согласно существующим правилам. Предприятия и автохозяйства сверяют с городскими или районными органами внутренних дел сведения о ДТП с пострадавшими до 5-го числа месяца, следующего за отчетным.

Предприятия и автохозяйства владельцев транспортных средств обязаны немедленно сообщить в органы внутренних дел о всех ДТП с участием их транспортных средств, а также о возвращении в гараж транспортных средств с внешними повреждениями.

Согласно правилам учета ДТП:

- органы внутренних дел при получении сообщений о дорожно-транспортных происшествиях с участием зарегистрированных на обслуживаемой территории транспортных средств передают сведения о них администрации предприятий и организаций – владельцам транспортных средств. Дорожным и коммунальным организациям передаются сведения о происшествиях, возникновению которых способствовали неудовлетворительные дорожные условия;

- органы внутренних дел не реже одного раза в месяц предоставляют возможность сверять данные о ДТП представителям министерств, ведомств, транспортных предприятий, дорожных, коммунальных и других организаций по показателям, предусмотренным формой отчетности этих предприятий и организаций о ДТП, и заверяют правильность проведенной сверки;

- руководители городских и районных органов внутренних дел, Госавтоинспекции не реже одного раза в месяц организуют сверку сведений о ДТП с данными лечебно-профилактических учреждений, моргов и учреждений Госстраха.

Лечебно-профилактические учреждения обязаны по запросам работников внутренних дел выдавать документы (справки) о госпитализации пострадавших при ДТП, потере ими трудоспособности или назначении амбулаторного лечения после оказания первой медицинской помощи.

Фактор тяжести ДТП, способы оценки. Основы автотехнической экспертизы.

Автотехническая экспертиза дорожно-транспортных происшествий. Методы изучения ДТП. При изучении ДТП возможны два метода: вероятностный и детерминированный.

Используя первый метод, пытаются охватить статистическими закономерностями все множество факторов, действующих во время ДТП. При этом получают возможность оценить совокупность всех причин ДТП, условия их возникновения и последствия. Вероятностный подход позволяет предсказать число и характер ДТП, которые возникнут в предстоящий период.

При детерминированном методе исследования рассматривают каждое ДТП в отдельности. Каждое происшествие, хотя и подчиненное общим для всей совокупности закономерностям, является следствием конкретных, совершенно определенных факторов. Эти факторы могут быть как общими для целой группы автомобилей, попавших в ДТП (например, обледенелое покрытие на каком-либо участке дороги), так и сугубо индивидуальными, характерными лишь для данного происшествия (например, внезапный отказ тормозной системы, нетрезвое состояние водителя, неправильное поведение пешехода и т. д.).

Следует также учесть, что ДТП с тяжелым исходом предполагает индивидуальную ответственность за него. Выражением этой ответственности служит материально-административное или уголовное наказание.

Установление личной ответственности, невозможное при статистическом методе исследования, требует индивидуального изучения причин и последствий каждого ДТП. Эту работу проводят в процессе экспертизы ДТП.

Цели и задачи экспертизы.

Экспертиза ДТП – это научно-техническое исследование обстоятельств происшествия, которое выполняется специалистами, владеющими знаниями в области науки и техники, искусства и ремесел.

Целью экспертизы является научно обоснованное восстановление обстоятельств процесса происшествия (механизма) и установление объективных причин ДТП.

Основные причины аварийности.

Детальный анализ всех видов ДТП невозможен без выявления факторов и причин, их вызывающих. Взгляды на факторы и причины, лежащие в основе ДТП, меняются по мере накопления опыта организации движения и исследовательских работ в области безопасности движения.

В большинстве стран общественное мнение и официальная статистика органов регулирования движения чаще всего усматривают основную причину ДТП в небрежности, ошибках водителей. Так, Всемирная организация здравоохранения считает, что девять из десяти происшествий происходит по вине водителей, остальная их часть также в какой-то степени зависит от водителей.

Наиболее частыми причинами ДТП по вине водителей являются: превышение скорости, несоблюдение дистанции, несоблюдение очередности проезда, невнимательность и нетрезвое состояние. По вине пешеходов соответственно: переход в неустановленном месте, ходьба вдоль проезжей части, переход перед близко идущим транспортным средством, нетрезвое состояние.

При анализе происшествия, на первый взгляд, иногда кажется, что техническая неисправность не является причиной аварии. Чаще всего главную причину относят за счет нарушения правил движения. Например, наезд на пешехода обычно объясняют превышенной скоростью или поздним применением тормозов, Но ведь если бы давление в пневматическом приводе тормозов было бы большим, а тормоза отрегулированы более тщательно, то происшествие было бы предотвращено. Поэтому более глубокий анализ причин происшествий позволяет утверждать, что фактическое количество ДТП, вызванных техническими неисправностями, более значительно.

Наиболее опасными неисправностями, вызывающими чаще всего ДТП, являются неисправности в тормозной системе (50%), рулевом управлении (14%), системе освещения и сигнализации (16%).

По материалам мировой статистики распределение причин ДТП примерно следующее:

- из-за неправильных действий человека 60-70%,

- из-за неудовлетворительного состояния дороги и несоответствия дорожных условий характеру движения 20-30 %,

- из-за технической неисправности автомобиля 10-15%.

Многие исследователи считают, что более 2/3 всех происшествий происходит по вине людей и только около 1/3 падает на факторы, не зависящие от их воли и деятельности.

Принятая государственной автомобильной инспекцией классификация факторов и причин ДТП отражена в номенклатуре действующей системы учета.

По данной классификации факторы, способствующие возникновению происшествий, разделены на три большие группы: человек (водители, велосипедисты, возчики, пешеходы, пассажиры); транспортные средства; дорога, улица.

Анализ причин, приводящих к ДТП, позволяет свести эти причины в следующие однородные по характеру группы:

1) несоблюдение правил дорожного движения участниками этого движения;

2) применение водителями таких приемов управления транспортными средствами, которые вызывают их заносы, опрокидывание или потерю управления во время движения и создают возможность поломок и порчи механизмов, приводящих к аварийным ситуациям;

3) снижение работоспособности водителей вследствие переутомления, болезни или под влиянием факторов, вызывающих изменение самочувствия и восприятия обстановки движения;

4) неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств;

5) неправильное размещение и крепление груза, приводящее к потере управления, устойчивости, изменению режима работы механизмов, отказу в работе;

6) неудовлетворительное устройство и содержание элементов дороги и дорожной обстановки;

7) неудовлетворительная организация дорожного движения,

При анализе происшествия наиболее просто отнести его причину к человеку, который, как считают, обязан мгновенно реагировать на изменение других элементов комплекса и соответствующим образом компенсировать их влияние, добиваясь установления необходимого режима движения. Однако такая уверенность обоснована не в должной мере. Многие ДТП, не связанные с поведением и состоянием водителей, происходят из-за неопытности, недобросовестности либо халатности определенных должностных лиц, например, происшествия из-за дефектов транспортных средств, плохого освещения улиц, состояния проезжей части, неправильной разметки улиц, неверной установки дорожных знаков, неверного режима действия светофоров и т. п.

В отличие от систем автоматического регулирования человек не имеет запрограммированной системы ответов на все случаи сложившейся дорожно-транспортной ситуации. Рассматривая возможные варианты решения возникшей задачи в ограниченный период, он может допускать ошибки, количество которых увеличивается при утомлении. При учете этого обстоятельства за такими строками статистики причин ДТП, как превышение скорости, неправильный обгон, неправильный поворот, недостаточная видимость ночью, даже наезд на велосипедиста или пешехода на дороге, во многих случаях обнаружилось бы, что для основной части водителей причинами происшествий явились трудные условия движения, обусловленные особенностями дороги. Было достаточно самого незначительного ослабления внимания водителя, чтобы возникла опасность дорожно-транспортного происшествия.

Анализируя конкретные происшествия, можно видеть, что чаще всего они вызваны несколькими причинами. Установлено, что на каждые 100 ДТП приходится около 250 причин и сопутствующих факторов.

В отрезке времени, непосредственно предшествующем происшествию, и в процессе развития происшествия влияние каждой из причин неодинаково. В каждой фазе ДТП можно выделить одну главную ведущую причину; в последующих фазах происшествия эта причина может стать второстепенной, сопутствующей, а в главную переводится та, которая в первой фазе являлась сопутствующей. При анализе происшествия такое выявление необходимо, так как в противном случае установить причину происшествия бывает трудно, а подчас и невозможно.

Немаловажное значение имеет выявление обстоятельств, предшествовавших происшествию. Во многих случаях предпосылки для ДТП создаются намного раньше самого происшествия.

Возникновение ДТП связано, как правило, со случайным характером, поскольку оно не может быть заведомо спрогнозировано. Однако накопление статистического материала вследствие его обобщения может обеспечить возможность установления закономерностей и связей, которые в последующем, будучи используемыми при организации дорожного движения, приведут к значительному снижению числа дорожно-транспортных происшествий на автодорогах.

Наиболее часто употребляемым и объективным, по мнению специалистов, является показатель аварийности на 1000 км пробега. Он используется как в отечественной, так и в зарубежной практике. Действительно, несмотря на значительное превышение числа транспортных средств находящихся в пользовании, над транспортными средствами принадлежащих предприятиям, соотношения показателя аварийности на 1000 км пробега трудно сопоставить, так как транспорт принадлежащий крупным промышленным предприятиям, эксплуатируется круглый год.

Дорожно-транспортные происшествия классифицируют по тяжести последствий, механизму возникновения и месту. Эта классификация принята с тем, чтобы сопоставления численности ДТП по названным признакам имелась возможность принять решения, связанные со снижением числа ДТП.

По тяжести последствий разделяют дорожно-транспортные происшествия на:

- ДТП со смертельным исходом;

- ДТП с ранением;

- ДТП с материальным ущербом.

К числу ДТП со смертельным исходом относят случаи, когда смерть наступает в течении 7 суток после его возникновения. В случае с тяжелым исходом определяется в зависимости от периода нахождения пострадавшего на стационарном лечении в больнице. Если в результате травмы пострадавший находится на стационарном лечении в больнице более 21 дня – это тяжелые последствия. В случаи с материальным исходом в соответствии с действующим нормативом могут быть разрешены без ГАИ.

Причинами возникновения ДТП являются: превышение скорости (до 30%), выезд на встречную полосу (11%), нарушение приоритета в движении (9%), нарушение правил обгона (5%), нарушение дистанции (3%),.

Говоря о причинах возникновения ДТП, следует заметить, что эти причины являются результатирующим показателем и в них не указываются истинные обстоятельства и факторы, приводящие к их возникновению, что ограничивает возможности принятия решений, направленных на сокращение числа ДТП.

В этой связи, в практике анализа причин возникновения ДТП следует сопоставлять факт возникновения ДТП с выводами, которые сделаны экспериментами при рассмотрении условий возникновения ДТП с целью установления истинных причин вины.

Анализ ДТП.

Важной основой всей работы по организации и обеспечению безопасности дорожного движения является анализ данных о ДТП. Учету подлежат все ДТП, независимо от места их совершения, если это событие соответствует приведенному определению.

В рамках системы учета ДТП к транспортным средствам относятся: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски, мопеды, велосипеды с подвесным двигателем, трамваи, троллейбусы, тракторы и другие самоходные механизмы независимо от мощности двигателя и максимальной скорости, а также гужевой транспорт (за исключением вьючных и верховых животных).

Однако в государственную статистическую отчетность включают лишь те ДТП, при которых были погибшие или раненые. Сведения о других происшествиях в государственную отчетность не включают. Их обобщают и анализируют на местном уровне.

Важное значение имеет учет и анализ ДТП без пострадавших, информация о которых централизованно не учитывается. Их число значительно больше, чем число происшествий с погибшими или ранеными. Поэтому в местных органах ГИБДД в специальных журналах ведут учет всех происшествий, в том числе и без пострадавших. Это особенно важно для выявления мест концентрации ДТП.

Учет ДТП, проводимый в органах внутренних дел, является наиболее полным. С данными ГАИ сверяют свои учетные данные предприятия, организации и ведомства – владельцы транспортных средств (учет ДТП с участием принадлежащих им транспортных средств), а также дорожные организации (учет ДТП, возникших на обслуживаемых ими участках дорог и на подведомственном транспорте).

Полный и всесторонний анализ данных о ДТП имеет важное значение как основа для выработки решений в области обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе по совершенствованию его организации.

Среди наиболее важных задач, которые решаются на основе анализа данных об аварийности, кроме задач улучшения организации дорожного движения, можно назвать следующие:

- обоснование комплекса мер по совершенствованию дорожных условий, технического состояния эксплуатируемых автомобилей и конструкции новых моделей, транспортных средств, подготовке водителей, а также оценка эффективности этих мер;

- прогноз аварийности;

- создание методов обработки информации для сопоставления состояния аварийности и деятельности по безопасности движения по различным направлениям проблемы;

- изучение причин единичных ДТП (экспертиза ДТП) и т. д.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

studopedia.ru

2. Основные виды дорожно-транспортных происшествий

Согласно Приказу МВД России от 18.06.1996 № 328 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647» ДТП подразделяются на следующие виды:

столкновение— происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с ПС железных дорог. К этому виду ДТП относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения ПС железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством;

опрокидывание— происшествие, при котором движущееся транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось;

наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп;

наезд на препятствие— происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.);

наезд на пешехода— происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или человек сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.);

наезд на велосипедиста— происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или велосипедист сам натолкнулся на движущееся транспортное средство;

наезд на гужевой транспорт— происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство;

наезд на животное— происшествие, при котором транспортное средство наехало на диких или домашних животных;

падение пассажира— происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП. Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием;

иной вид ДТП— происшествие, не относящееся к указанным выше видам: падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и т.п.) и др.

3. Анализ дорожно-транспортных происшествий и аварийности

Основные цели анализа ДТП сводятся к систематическому поиску возможностей предупреждения ДТП, а также к выявлению вины и определению меры наказания причастных к нему лиц.

Различают следующие виды анализа ДТП:

  • анализ единичных ДТП (детерминированный, причинно-следственный, юридический анализ, экспертиза ДТП);

  • анализ ДТП как массового явления (параметрический, вероятностный, статистический анализ).

Анализ единичных ДТП основан на детальном исследовании причин конкретного ДТП и его последствий, анализ ДТП как массового явления — на использовании учетных данных о ДТП, статистических данных о водителях, транспортных средствах и т. д.

Общая схема причинно-следственного подхода к анализу ДТП — построение модели механизма совершения ДТП, что позволяет выявить мероприятия по предупреждению ДТП.

Для анализа единичных ДТП с целью установления связи между фактом ДТП и нарушениями норм и правил, регламентирующих БДД (юридический анализ, экспертиза ДТП), возможности использования вероятностных оценок причинных связей очень ограничены, так как выводы анализа, являясь основанием для привлечения к уголовной ответственности, должны отвечать жестким требованиям высокой степени достоверности.

При анализе ДТП как массового явления выясняется, каковы тенденции изменения показателей, характеризующих аварийность, с какими факторами сопряжен наибольший риск возникновения ДТП, на чем должны быть сконцентрированы усилия по их предупреждению.

На основании сопоставления разных показателей можно установить, какие факторы и условия повышают вероятность ДТП и насколько.

Полученные выводы могут быть использованы также применительно к отдельным ДТП при обосновании мероприятий по их предупреждению.

В качестве основного метода анализа аварийности применяется метод сопоставления, для использования которого нужно четко представлять, какие объекты, процессы, факторы следует сопоставлять между собой, по каким характеристикам, свойствам, показателям должно проводиться сопоставление, какая конкретная расчетная процедура должна быть положена в основу сопоставления.

Объектами сопоставленияявляются:

  • субъекты Российской Федерации при решении задачи государственного управления региональным развитием в сфере БДД;

  • объединения, предприятия, организации, учреждения, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов, при решении задачи по предупреждению ДТП в ДТК Российской Федерации;

  • дороги различного значения и категорий, зоны обслуживания дорожных и коммунальных организаций, конкретные дороги, участки дорог, пересечения дорог и другие очаги аварийности и места концентрации ДТП при решении задачи совершенствования дорожных условий;

  • категории и марки транспортных средств, характеристики их грузоподъемности, вместимости, особенности эксплуатации и др. при решении задачи повышения активной и пассивной безопасности транспортных средств.

Для анализа аварийности используют абсолютные, удельные и относительные показатели.

Абсолютные показателиобразуются в результате накопления данных о единичных ДТП. Основное назначение абсолютных показателей — отражение масштабов аварийности, оценка ущерба от ДТП, анализ динамики аварийности. К абсолютным показателям относятся число ДТП, число погибших, число раненых, число ДТП из-за технической неисправности транспортных средств и др.

Для анализа аварийности необходимо использовать также абсолютные показатели, характеризующие условия, в которых осуществляется деятельность по ОБДД. Совокупность показателей, характеризующих эти условия, зависит от уровня управления БДД (федеральный, региональный, организации, осуществляющей перевозочную деятельность), основными среди них являются следующие:

  • характеристики социально-экономического развития региона (территория, численность населения);

  • численность, состояние и развитие парка транспортных средств; состояние и развитие дорожной сети (протяженность дорог, интенсивность движения, в том числе по участкам дорог и в разные промежутки времени); наличие и эффективность системы оказания скорой медицинской помощи, контроля соблюдения требований БДД; число организаций, осуществляющих разные виды перевозочной деятельности;

  • условия деятельности транспортных организаций (численность и структура парка; данные о маршрутах перевозок, численности,

  • стаже, возрасте, квалификации водительского состава; наличие и организация предрейсовых медицинских осмотров и т.д.).

Абсолютные показателимало пригодны для сопоставительного анализа уровня ОБДД. Например, по абсолютному числу ДТП, погибших и раненых нельзя сравнить уровень БДД в разных регионах из-за различия в численности транспортных средств, протяженности дорог и других специфических особенностей, объективно влияющих на эти показатели.

Удельные показателипредставляют собой процентную долю одного абсолютного показателя аварийности от другого. Наиболее часто используют удельный вес ДТП, совершенных водителями, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, в общем числе ДТП по вине водителей; удельный вес ДТП по вине водителей транспортных средств отдельных типов в общем числе ДТП по вине водителей; удельный вес ДТП отдельных видов в общем числе ДТП; удельный вес ДТП в городах, других населенных пунктах, на автомобильных дорогах в общем числе ДТП; удельный вес ДТП из-за определенного вида нарушений ПДД в общем числе ДТП; удельный вес пострадавших (погибших, раненых) разных категорий участников дорожного движения в общем числе пострадавших (погибших, раненых) и др.

Удельные показатели применяют для описания структуры аварийности.

Относительные показателиобразуются делением одного абсолютного показателя на другой. Наиболее часто используют такие относительные показатели, как число ДТП, погибших или раненых на 1 млн. км пробега транспортных средств, на 10 тыс. транспортных средств, на 10 тыс. водителей, на 100 тыс. населения, на 100 км автомобильных дорог и т.д.

К основным методам анализа динамики аварийности относят оценку изменения показателей аварийности:

  • по отношению к предшествующему периоду времени (точка к точке);

  • отношению к базовому периоду времени;

  • отношению к среднему значению за несколько предшествующих лет (точка к среднему);

  • средним показателям, например по средним за два последних пятилетних периода (средние к среднему).

Результаты анализа динамики аварийности представляют в виде таблиц, графических зависимостей, диаграмм, карт.

Изучение и сопоставление динамики изменения показателей аварийности производят, как правило, для оценки результатов деятельности по ОБДД, выявлению неблагоприятных тенденций, являющихся основанием для дальнейшего анализа, направленного на выяснение причин этих неблагоприятных изменений с целью принятия необходимых предупредительных мер.

Анализ статистики отчетных ДТП по России позволяет выделить наиболее распространенные нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, с которыми связано возникновение происшествий (табл. 1).

Таблица 1

Характер нарушений

Доля ДТП в общем числе отчетных, %

Характер нарушений

Доля ДТП в общем числе отчетных, %

Водитель

Неправильный выбор скорости водителем

Выезд на полосу встречного движения

Несоблюдение приоритета на нерегулируемом пересечении

Нарушение правил обгона

Несоблюдение дистанции

27

11,0

8,5

4,5

3,1

Пешеходы

Переход дороги в неустановленном месте

Внезапный выход на проезжую часть в непосредственной близости от транспортного средства

6,5

8,0

Доля приведенных неправильных действий водителей и пешеходов в разных регионах страны и в разных городах неодинакова и может колебаться примерно так же, как и основные виды происшествий, что показано в табл. 1. Однако важно отметить, что на все указанные нарушения можно влиять с целью их ликвидации не только усилением надзора за дисциплиной дорожного движения инспекторами ГИБДД и общественности, но также совершенствованием организации дорожного движения.

Количественный анализ дает лишь цифровые показатели и возможность сравнивать состояние аварийности по годам и за другие календарные сроки и выявлять общие тенденции изменения. Простейший количественный анализ обычно ограничивается данными об общем числе ДТП, количестве погибших и раненых людей. Важным показателем при количественном анализе является тяжесть последствий ДТП.

Коэффициент тяжести ДТП КТ может быть определен как отношение числа погибших людей nу к числу раненых np за определенный календарный срок:

КT= nу / np.

Чем меньше величина этой дроби, тем меньше тяжесть ДТП. По данным официальной отчетности о ДТП, в различных странах показатель тяжести ДТП колеблется в широких пределах от 1/5 до 1/40. Следует, однако, учитывать, что на величину КT оказывает большое влияние степень полноты охвата ДТП с легкими телесными повреждениями людей.

В качестве оценочного показателя тяжести ДТП применяют также относительное (удельное) количество погибших людей при ДТП. Так, например, тяжесть различного вида ДТП в РОССИИ характеризуется показателями относительной тяжести последствий ДТП, количеством погибших на 1000 ДТП данного вида (табл. 2). Во многих случаях объективный сравнительный анализ ДТП может быть сделан только при вычислении удельных (относительных) показателей. Это совершенно необходимо в тех случаях, когда объем источника ДТП неодинаков, т. е., например, при сравнении ДТП для существенно различающихся по масштабам автомобильного движения стран, городов, автотранспортных предприятий.

На практике находят применение удельные показатели количества ДТП или количества погибших людей, рассчитанные по отношению к следующим данным: на 10000 жителей; на 1000 транспортных средств; на 1000 водителей; на 1 км протяжения дороги; на 1 млн. км пробега транспортных средств. Наиболее объективным является последний из перечисленных показателей, так как он в отличие от остальных учитывает непосредственно важнейший фактор, обусловливающий вероятность ДТП — величину пробега транспортных средств. Здесь уместно напомнить, что, например, легковые автомобили индивидуального пользования имеют за год пробеги в 3—12 раз меньше, чем автомобили транспортных организаций. Поэтому сравнение количества ДТП на 1000 транспортных средств индивидуального пользования и находящихся в транспортных организациях (например, такси и др.) приводит к несопоставимым результатам.

Таблица 2

Вид ДТП

Относит. тяжесть последствий ДТП

Вид ДТП

Относит. тяжесть последствий ДТП

Падение пассажира

Наезд на гужевой транспорт

Опрокидывание

Наезд на пешехода

290

241

208

180

Наезд на велосипедиста

Столкновение

Наезд на препятствие

Наезд на животное

177

153

141

67

Показатель относительной аварийности Ко определяют по формуле

где - — количество ДТП на рассматриваемый период (обычно год);

—суммарный пробег транспортных средств за тот же период, км;

- протяженность магистрали, км;

- суточный объем движения транспортных средств.

Тогда формула примет вид:

Ко= nдтп 106 /(365 Nal)

studfiles.net

43. Определение и классификация дтп

дорожно-транспортное происшествие — происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механическим транспортным средством, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица;

дорожно-транспортные происшествия подразделяются на следующие виды:

  1. Столкновение

  2. Опрокидывание

  3. Наезд на стоящее транспортное средство

  4. Наезд на препятствие

  5. Наезд на пешехода

  6. Наезд на велосипедиста

  7. Наезд на гужевой транспорт

  8. Падение пассажира

  9. Иные (всего 9 видов ДТП)

Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. 

К этому виду относятся столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.  Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.  Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.  Наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).  Наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.  К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).  Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущеесятранспортное средство.  Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки,транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.  Падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.  Падение пассажира из не движущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.  Иной вид ДТП — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

studfiles.net

Основные виды ДТП: их характеристика, причины возникновения, понятие

Происшествия и аварии, к сожалению, случаются в наше время очень часто. Это происходит из-за большого числа автомобилей, неопытности водителей, внешних причин и других факторов. Поэтому сегодня мы поговорим про понятие, анализ, классификацию, основные и иные виды ДТП на автомобильном транспорте, их характеристику, причины возникновения, последствия и виды ответственности.

Традиционное деление ДТП по видам

Итак, на сколько видов подразделяются ДТП и как их классифицируют? Различают следующие виды ДТП.

3 главных фактора ДТП

Столкновение

Этот вид ДТП, столкновение, один из распространенных случаев аварий. Механическое транспортное средство при таком ДТП сталкивается с другим МТС, с животным или с железнодорожным транспортом.

Столкновения двух МТС бывают следующими.

  1. Лобовые.
  2. Задние.
  3. Боковые.
  4. Касательные.

Важно знать:

При этом:

  • В столкновениях с железнодорожным транспортом в подавляющем большинстве виноват водитель автомобиля. Такие аварии почти всегда бывают с летальными исходами, ведь машинист не имеет возможности остановить состав.
  • Столкновения с животными чаще всего происходит за городом в темное время. В этих авариях машина может получить сильнейшие повреждения, иногда невосстановимые.

Более подробно о классических видах ДТП расскажет специалист в данном видео:

Наезд

В зависимости от объекта бывает следующих видов.

  • На пешехода. Транспортное средство, находящееся в движении, наезжает на человека на проезжей части или тротуаре.
  • На препятствие. При этом столкновение происходит с неподвижным предметом.
  • На велосипедиста.
  • На стоящее МТС.
  • На гужевой транспорт. Автомобиль наехал на упряжное животное или на его повозку.
Наезды случаются по невнимательности как водителей, так и пешеходов и велосипедистов. Ухудшается ситуация с наездами в условиях плохой видимости.

Теперь погорим про опрокидывание как вид ДТП.

Опрокидывание

Чаще бывает на загородных трассах, где разрешена высокая скорость движения. Эти аварии непредсказуемые. У пассажиров, в особенности непристегнутых, в результате удара машины могут быть сильные травмы, вплоть до летальных.

К тому же, возможно возгорание автомобиля. Урон от таких аварий значительный, часто машина уже не подлежит восстановлению.

О причинах образования разных видов ДТП расскажет специалист в видео ниже:

Падение

Падение с путепроводов и мостов происходит в результате форс-мажора, и в результате того, что водитель не справляется с управлением. Как правило, водитель совершает ДТП в нетрезвом виде (в состоянии алкогольного или наркотического опьянения). В таких авариях, даже при падениях с небольших высот, редко остаются в живых. Эти ДТП характеризуются тяжелыми последствиями, потому что погибнуть могут и случайные люди, оказавшие в месте падения.

Падение грузов может стать причиной серьезных ДТП. Грузы, которые плохо закреплены, представляют угрозу безопасности дорожного движения. Особое коварство являет внезапность ситуации. Груз падает с машины, едущей впереди, а водитель автомобиля, следующего сзади, просто не успевает среагировать.

Про виды травм и повреждений автомобиля при ДТП и подробную классификацию читайте ниже. Про виды топографического анализа ДТП мы рассказывали отдельно.

Статистика по разным видам ДТП

Классификация по тяжести последствий

Существует классификация ДТП по тяжести последствий.

  1. Со смертельным исходом.
  2. С получением телесных повреждений. Это могут быть легкие повреждения с кратковременным расстройством здоровья и потерей трудоспособности. Средние повреждения не представляют опасность для жизни, но влекут долгое расстройство здоровья. Тяжкие последствия — это значительная и стойкая потеря трудоспособности, они бывают опасными для жизни.
  3. С причинением материального ущерба. Материальный ущерб может быть крупным. Это касается тех случаев, когда транспортное средство или груз уничтожены или существенно повреждены.

О том, что делать в каждом конкретном случае ДТП, мы рассказывали ранее.

Еще больше полезной информации о видах ДТП и советы о том, как не стать участником аварии, представлены в таком видео:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в социальных сетях: И подписывайтесь на обновления сайта в Контакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

uriston.com

Всесторонняя классификация ДТП

В мире за год происходят миллионы аварий с участием автомобилей, которые уже давно признаны самым опасным видом транспорта. ДТП возникают по разным причинам и имеют неодинаковые последствия. По этим принципам их и классифицируют. Разделение дорожных аварий на виды происходит также в зависимости от особенностей происшествия.

Аварии, возникающие при участии автомобилей, мотоциклов, общественного транспорта и иных типов самоходных движущихся приспособлений, отличаются большим разнообразием. Их растущее количество требует принятия мер по сокращению этого явления. Ведь в ДТП гибнут тысячи людей и сотни тысяч остаются инвалидами.

Но для предотвращения аварий нужно их изучать, для чего необходима систематизация. Классификация ДТП и есть ее элемент. Это их разделение на виды. Существует несколько способов классифицировать аварии:

  • по механизму возникновения;
  • по последствиям;
  • по причинам возникновения;
  • по возможности предотвращения.

Классификация ДТП важна и для его участников. От этого иногда зависит ответственность каждого из них.

Виды и их причины

Основная классификация ДТП подразумевает разделение на 9 видов. Знание видов и причин ДТП входит в список необходимых для водителей автотранспорта всех категорий. Поводы для возникновения аварий делят на:

  • Объективные. Это те, что не зависят от водителя. Например, состояние дороги и обстановки на ней, погодные условия.
  • Субъективные. Сюда относят все, что касается поведения участников движения и состояния автомобилей. Это нарушения правил, технические неисправности машин, невнимательность, неосторожность.

Столкновение

Механический контакт между двумя и более ТС, находившимися в движении, называется столкновением. К этому же виду относится авария, в которой один автомобиль ехал, а другой неожиданно остановился. Если среди участников был железнодорожный транспорт, ДТП тоже классифицируется как столкновение.

Этот вид происшествия бывает:

  • Лобовым. Такое столкновение самое опасное. Случается оно чаще всего по причине нарушения ПДД с выездом на встречную полосу.
  • Задним. В этом случае обычно виновно несоблюдение дистанции. А участников может быть более двух.
  • Боковым. Столкновение менее опасно, чем предыдущие виды, но встречается чаще. Причиной служит игнорирование ПДД в части предоставления преимущества на дороге.
  • Касательным. Это самый безопасный вид столкновения. Возникает из-за небрежности водителя.
Лобовое столкновение

Что касается столкновения, в котором участвует железнодорожный транспорт, в нем почти всегда бывает виновен водитель авто. И эти аварии наиболее опасны, так как поезд не имеет возможности быстрого торможения ради предотвращения ДТП.

Опрокидывание

Этот вид автоаварий составляет 15% от общего количества, чаще случается на загородных трассах, где можно развить большую скорость. Опрокидывание происходит по причине:

  • превышения скорости, особенно на крутых поворотах, плохой дороге с уклоном;
  • скользкого полотна из-за неблагоприятных погодных условий;
  • резкого выхода авто из бокового заноса;
  • неверного закрепления груза, который перевешивает машину на одну сторону;
  • прокола колеса, вызывающего боковой занос.

Все факторы способствуют нарушению положения ТС и его устойчивости при движении. Падение автомобиля набок, переднюю или заднюю части происходит из-за возрастания центробежной силы и инерции.

Опрокидывание – очень опасный вид ДТП, при котором вероятна гибель людей. Ее причиной могут стать не только удар, но и мгновенное возгорание авто после него.

Наезд на стоящее ТС

Столкновение движущегося автомобиля с находящимся в покое называется наездом. В роли статичного объекта может быть также прицеп или полуприцеп. Ситуация возникает при различных обстоятельствах: на парковке, при выезде со двора, при остановке на светофоре, перестраивании с одной полосы на другую и т.д. Причиной наезда на неподвижное ТС служат:

  • нарушение ПДД;
  • невнимательность водителя движущегося автомобиля;
  • парковка или стоянка статичного ТС в неположенном месте;
  • плохой обзор дороги и обочины.

Последствия при таком наезде могут быть как незначительными, так и фатальными. Все зависит от силы удара, скорости движущегося ТС и положения стоящего автомобиля.

Наезд на препятствие

Этот вид ДТП подразумевает участие в нем только одного транспортного средства. Автомобиль может удариться о дорожный столб, опору моста, дерево, здание, бордюр и т.д. Причинами этого вида аварий становятся:

  • нарушение правил;
  • плохие погодные условия, мешающие вовремя увидеть препятствие;
  • невнимательность водителя.

Опасность такого наезда сравнима с последствиями лобового столкновения. ДТП может завершиться гибелью людей, но также обойтись только повреждениями автомобиля.

Наезд на пешехода

Столкновение машины с идущим по тротуару или переходящим проезжую часть человеком называется наездом. Также именуется ДТП, в котором пешеход натолкнулся на находящийся в движении транспорт, что бывает гораздо реже. Причин этого вида аварий несколько:

  • игнорирование ПДД автомобилистом;
  • нарушение правил пешеходом;
  • неисправность авто;
  • сложные погодные условия.

Но чем бы ни был вызван наезд на человека, в большинстве случаев в сложную ситуацию в смысле ответственности попадает водитель. Ведь автомобиль – средство повышенной опасности. Поэтому управляющего им наказывают как минимум по статье 12.24 КоАП:

«1. Нарушение ПДД или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления ТС на срок от одного года до полутора лет.

2. Нарушение ПДД или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления ТС на срок от полутора до двух лет.»

А если пешеход получил тяжелые травмы или погиб, водитель сядет в тюрьму на 3 — 7 лет уже по Уголовному Кодексу.

Наезд на велосипедиста

Столкновение автомобиля с едущим велосипедистом тоже называется наездом на последнего. В течение нескольких лет число таких случаев увеличилось. Точно так же классифицируется ДТП, в котором велосипедист налетел на двигающийся автомобиль. Виновны бывают в их возникновении:

  • несоблюдение правил движения одним или обоими участниками;
  • снижение видимости на дороге;
  • неисправность машины.

Для велосипедиста такая встреча может оказаться смертельно опасной или по меньшей мере вызвать серьезные травмы. Водитель автомобиля рискует быть наказанным по статье 12.24 КоАП или лишиться свободы на несколько лет по УК.

Смотрите в этом видео о причинах большинства ДТП:

Наезд на гужевой транспорт

Гужевым транспортом называется повозка, в которую запряжены тягловые животные. К нему же приравниваются снаряженные для верховой езды лошади, волы, ослы и т.д. Столкновение с ними автомобиля называется наездом на гужевой транспорт. Подобные ДТП чаще случаются в сельской местности или небольших городах. Причиной их можно назвать:

  • игнорирование ограничений скоростного режима автомобилистом, а также иных требований ПДД;
  • нарушение правил движения водителем гужевого транспорта;
  • недостаточную квалификацию последнего в управлении животными;
  • ограниченную видимость дороги;
  • поломку тормозной системы автомобиля.

Наезд на животное

Столкновение с домашними любимцами, сельскохозяйственными или дикими животными автомобиля классифицируется как наезд на них. Этот вид ДТП тоже выделен особо. Подобное происходит и в сельской местности, и на загородных трассах, и в городах. Большинство водителей даже не останавливаются, сбив кошку, собаку или лису, зайца. Хотя чаще именно человек за рулем автомобиля является виновником ДТП, так как превысил скорость или не сумел вовремя нажать на тормоза.

Причиной подобного ДТП бывает и то, что владельцы домашних животных выпускают их на улицу бесконтрольно. И если в результате аварии пострадало живое существо или транспорт, виновному придется отвечать.

По статье 137 Гражданского Кодекса домашние любимцы, принадлежащие кому-либо, являются имуществом:

К животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Дикие же принадлежат государству в соответствии со статьей 4 закона «О животном мире»:

Животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.

То есть нанесение вреда или гибель одного из них должно сопровождаться возмещением ущерба владельцу или государству. Первый должен определить стоимость сам, но соотносить ее с рыночной. Для диких животных существует приказ «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам». Ущерб за порчу имущества положено выплачивать и по закону об ОСАГО. Поэтому и наезд на животное нужно оформлять как иные ДТП.

Падение пассажира

Человек может вывалиться из едущего автомобиля или упасть в салоне, если к этому привели действия водителя ТС, непристегнутый ремень безопасности. Подобное случается, если резко меняется скорость авто или траектория его пути. Оба приведенных случая относят к ДТП. Причиной этого становится игнорирование ПДД автомобилистом и пассажиром, несоблюдение правил перевозки людей, обстоятельства, вынудившие к резкому торможению транспорта.

Прочие виды ДТП

Все аварии, не относящиеся к предыдущим категориям, собраны под рубрикой «прочие». Сюда, например, относят:

  • Наезд на человека, не являющегося участником движения. Автомобиль с проезжей части может влететь в жилую зону, где есть люди. Это бывает из-за нарушения правил, неисправности тормозов или неблагоприятной дорожной обстановки.
  • Падение груза. Это бывает по причине его ненадежного крепления, то есть из-за нарушения правил. Подобное ДТП может завершиться смертельным исходом, серьезными травмами и повреждениями автомобиля, создает опасность других видов аварий.

Это далеко не все случаи, которые можно отнести к группе «прочие».

Классификация по принципу предотвратимости

Многих аварий можно было бы избежать, если бы все участники движения соблюдали правила, контролировали техническое состояние своих автомобилей. Существуют и другие факторы, влияющие на возможность предотвращения ДТП. Ситуации делят на:

  • Опасные. В этом случае обстановка на дороге такова, что ДТП вероятно, но не стопроцентно возможно. Есть шанс его избежать, если водители предпримут верные действия.
  • Аварийные. Дорожная обстановка сложилась так, что никакие маневры автомобилистов не избавят от происшествия.

Все виды ДТП, классифицируемые по механизму и особенностям возникновения, могут быть отнесены и к опасным, и к аварийным. Это зависит от качества и особенностей дороги, навыков водителя, скорости и состояния ТС, многих других важных нюансов. Столкновения, как и наезда, опрокидывания иногда можно избежать, а в других случаях – нет.

Рекомендуем прочитать о лишении прав за ДТП. Вы узнаете о классификации ответственности за ДТП, мерах наказания за ДТП  с пострадавшими, без пострадавших, в алкогольном опьянении. А здесь подробнее о штрафе за езду задним ходом.

ДТП классифицируют еще и по тяжести последствий, деля на смертельные, ставшие причиной телесных повреждений и принесшие материальный урон. Но у многих из них есть субъективные причины возникновения, то есть игнорирование ПДД, пьянство за рулем, невнимательность. Если убрать все мешающее безопасности на дороге, аварий станет намного меньше.

Полезное видео

О классификации ДТП смотрите в этом видео:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас по телефону:

+8 (800) 500-27-29

Это быстро и бесплатно!

avto-urist.online


Смотрите также