Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом 2019


Статья 22. Перевозка багажа, провоз ручной клади транспортным средством, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа / КонсультантПлюс

1. При проезде в транспортном средстве, осуществляющем регулярные перевозки пассажиров и багажа, пассажир имеет право:

1) перевозить за плату в багажном отделении транспортного средства или в отдельном транспортном средстве багаж в количестве не более двух мест, длина, ширина и высота каждого из которых в сумме не превышают сто восемьдесят сантиметров;

2) провозить с собой бесплатно ручную кладь в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не превышают сто двадцать сантиметров, одну пару лыж в чехле, детские санки, детскую коляску.

2. Перевозчик вправе:

1) устанавливать нормы перевозки багажа, провоза ручной клади, в том числе бесплатно, большего размера или в большем количестве, чем это предусмотрено частью 1 настоящей статьи;

2) отказать пассажиру в принятии багажа для перевозки, провозе ручной клади, если свойства или упаковка вещей, входящих в состав багажа, ручной клади, не отвечают требованиям, установленным правилами перевозок пассажиров;

3) отказать пассажиру в провозе ручной клади, если ее размещение в транспортном средстве будет препятствовать входу пассажиров в транспортное средство, выходу пассажиров из транспортного средства.

3. Перевозчик обязан информировать пассажира о нормах и об условиях оплаты перевозки багажа, провоза ручной клади.

4. Прием и выдача багажа осуществляются в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров.

5. Пассажир имеет право при сдаче багажа для перевозки объявить его ценность. Прием для перевозки багажа с объявленной ценностью осуществляется в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров. С пассажира за перевозку багажа с объявленной ценностью взимается дополнительная плата в размере, установленном перевозчиком.

6. Принятый для перевозки отдельно от пассажира багаж должен быть доставлен в пункт назначения и выдан пассажиру не позднее дня прибытия пассажира в этот пункт в соответствии с договором перевозки пассажира.

7. За хранение багажа, не востребованного в пункте его назначения более суток со дня его доставки (неполные сутки считаются за полные), взимается плата в размере, установленном перевозчиком.

8. В случае доставки багажа в пункт его назначения ранее прибытия пассажира плата за хранение такого багажа со дня его доставки до дня, следующего за днем прибытия пассажира, не взимается.

9. Багаж считается утраченным и его стоимость подлежит возмещению, если он не будет доставлен в пункт его назначения по истечении десяти суток после окончания срока его доставки, установленного договором перевозки пассажира.

10. Перевозчик вправе реализовать багаж, не востребованный в течение тридцати суток со дня прибытия транспортного средства в пункт назначения багажа. Реализация перевозчиком указанного багажа осуществляется по договору купли-продажи исходя из подтвержденной документами стоимости багажа или при отсутствии таких документов исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, либо на основании экспертной оценки.

11. В течение срока исковой давности предъявитель багажной квитанции имеет право получить сумму, вырученную перевозчиком при реализации багажа, за вычетом причитающихся перевозчику платежей, а также затрат, связанных с реализацией невостребованного багажа.

Открыть полный текст документа

Подробно о правилах перевозки пассажиров и багажа в автобусах

В последние почти десять лет действуют Правила перевозки пассажиров в городском наземном электрическом и в автомобильном транспорте.

В них прописаны правила обустройства автобусных остановок, автовокзалов, автостанций, где искать забытые вещи, что должно быть на передней панели в такси, на что можно рассчитывать, будучи пассажиром такого транспорта.

112-е Постановление Правительства РФ

Регламентирует отношения перевозчика и пассажира принятое в 2009 году Постановление Правительства РФ № 112 «Об утверждении правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом», изменяемое и дополняемое пять раз.

Организация регулярных грузоперевозок попадает под контроль Закона 220-ФЗ от 13.07.2015 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом».

Многие положения в отношениях дорожного движения можно определить в Федеральном законе 259-ФЗ от 08.11.2007 г. «Устав автотранспорта и городского наземного электрического транспорта» и в Федеральном законе 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» 1995 г.

Но прежде всего перевозка – это оказываемая услуга пассажиру. Значит, нужно опираться на Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г.

Права и обязанности людей в общественном транспорте

В число прав пассажира входит всего лишь 6 пунктов:

  1. Вовремя и безопасно быть довезенным до пункта назначения.
  2. Бесплатно провезти с собой ребенка в возрасте младше 7 лет.
  3. Получить полную информацию по маршруту передвижения и на каких условиях это осуществляется.
  4. При аварии и получении вреда в дороге пассажир имеет право на его возмещение.
  5. Бесплатный провоз багажа на одно место, в соответствии с требованиями к нему.
  6. Писать претензии и защищать свои права в суде.

Обязанностей гораздо больше. Пассажир должен приобрести, предъявить по требованию и сохранить до места назначения проездной билет (или документ, подтверждающий льготный проезд) на себя и багаж сверх установленной нормы.

Люди обязаны выйти, достигнув адреса своего прибытия, в противном случае возвращение к месту назначения после конечной остановки необходимо оплатить вновь как за следующий рейс. В салоне люди не должны сорить и портить чужое имущество. Во время поездки люди должны продвигаться по салону, не перекрывая вход и выход другим и не мешая дверям закрываться.

В целях своей безопасности люди обязаны держаться за поручни, а найденные вещи, оставленные кем-то другим, необходимо сдать водителю или кондуктору.

Регламент для людей и багажа в автомобильном транспорте

В городском общественном транспорте

Осуществлять деятельность по перевозке людей (код ОКВЭД — 60.21) может физическое или юридическое лицо, получившее специальное разрешение на этот вид деятельности.

Правила в городском общественном транспорте также расписывают права и обязанности всех людей, находящихся в транспортном средстве:

  • водителя;
  • пассажира;
  • кондуктора.

Движение может осуществляться по маршруту, согласованному с уполномоченными на это органами (регулярно или по необходимости в целях разгрузки направления), и вне схемы. Ограничения во втором случае могут налагаться лишь дорожной разметкой, знаками и светофорами.

Высадка и посадка

Эти действия прописаны в пп. 11-18 Правил перевозки пассажиров и багажа в общественном транспорте.

Каждый стояночный пункт должен оснащаться остановкой, кроме мест по требованию. Просить остановить автобус можно только заранее. В таких местах обязательно наличие надписи «По требованию».

Об остановках пассажиры предупреждаются заранее, несмотря на обязательное их оснащение указателями (наименованием места). На остановках должна быть размещена информация обо всех маршрутах, куда она включена, и их конечных пунктах.

Кузов грузового автомобиля

Регламент прописан в Правилах дорожного движения и в Основных положениях ПДД.

Так, перевозить людей в кузове может водитель с кат. C, но не более 8 человек, с кат. D – от 16 чел. При этом стаж у водителя не может быть меньше 3 лет (ПДД п. 22.1).

Кузов должен быть специально оборудован зафиксированными сиденьями на установленной нормами высоте. Также иметь борта с дополнительной фиксацией и натянутый тент с освещением под ним. Должна быть система связи с водителем, а на заднем борту – лестница, чтобы упростить размещение пассажиров.

Важно! Перевозка детей строго запрещена.

Без специального оснащения в кузове могут находиться лишь люди, сопровождающие груз или получающие его.

Легковое такси

Перевозка в легковом такси осуществляется при наличии разрешения на данный вид деятельности, а именно договора фрахтования. Маршрут определяет заказчик, если согласования по нему не было, то водитель обязан построить самый короткий путь.

Оплата проезда осуществляется пассажиром таксисту в соответствии с установленными тарифами, на основании показаний таксометра.

В поездке может быть отказано, если на перевозку в данный момент уже есть другой заказ. Если поездка не может быть до конца пути следования, то не пройденный остаток дороги не должен оплачиваться.

Багаж принимается в количестве по договоренности между водителем и пассажиром. Но шофер может отказать в приеме габаритных вещей, если они не отвечают общим требованиям багажа.

Маршрутное такси

Регламентируется Постановлением Правительства РФ № 112 от 14. 02.2009 г. и Федеральным законом 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» 1995 г.

Вместительность у маршрутки – как у индивидуального транспорта (по количеству сидячих мест и грузовместимости), но движение организуется по принципу массового перевоза людей (с согласованием маршрута, придерживаясь всех городских остановок на пути).

На осуществление перевоза людей с багажом получается лицензия. Маршрут согласовывается с администрацией города. Право на проезд дает оплаченный билет. Ребенок до 7 лет может проехать бесплатно при условии незанятия им свободного места. Пассажир обладает абсолютно теми же правами и обязанностями на проезд и провоз багажа, будь он в городском транспорте.

Обязательные требования

К автобусу городского маршрута

Автобусом принято считать закрытое транспортное средство, имеющее двигатель и оборудованное сиденьями на 8 и более человек (место водителя при этом не учитывается).

По норме закона РФ «О безопасности дорожного движения» любые автотранспортные средства, вне зависимости от страны производителя, должны иметь сертификат соответствия от уполномоченного министерства, органа.

Автобус городского маршрута, осуществляющий регулярные рейсы, в соответствии с п. 29 Правил перевозки должен быть оборудован указателями номера маршрута, табличками «Вход» (п. 35). Обязательное требование к перевозчику – указать свое полное наименование на лобовом стекле и на борту у входа.

В салоне автобуса в прямом доступе должна быть размещена информация об организации и шофере, об органе, их контролирующем, указываться стоимость билета. Если тикеты продаются с привязкой к месту, то сиденья должны быть пронумерованы.

Также необходимо разместить все указатели, позволяющие быстро сориентироваться на случай аварии. Где кнопка связи с водителем, пожарный огнетушитель, запасной выход и пр. (п. 37).

К водителям

Надежность шофера, которую обязаны предоставить физические и юридические лица, осуществляющие поездку в соответствии с «Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденным Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, должна вытекать из предъявленных к нему требований:

  • подтвержденная документально квалификация и водительский стаж (не менее 3 лет);
  • прохождение стажировки и аттестационных занятий, повышающих мастерство;
  • обязательное медицинское освидетельствование водителя или кандидата в шоферы;
  • прохождение водителем обязательных предрейсовых осмотров (и после рейса);
  • соблюдение установленных норм по занятости и отдыху.

К людям и багажу

За сохранность ручной клади отвечает пассажир. Бесплатно можно провести одно место, общий объем которого не превышает 120 кв. см, с парой зачехленных лыж, коляской или детскими санками (статья 22 Федерального закона 259-ФЗ).

Багаж должен быть упакован, бьющиеся предметы обрешечены или находиться в жесткой таре. Багаж не должен источать неприятный запах, содержать опасные вещества, способные загрязнить как транспортное средство, так и окружающих людей.

Можно перевозить животных и птиц, если клетки имеют глухое дно, а размеры укладываются в установленные нормы багажа.

Риск от порчи продуктов питания остается за пассажиром, желающим сдать их в багаж.

Допускается перевоз за плату двух багажных мест общим объемом по 80 кв. см каждое. На принятые к перевозке вещи должна выписываться квитанция.

Документы

При остановке автобуса у водителя по первому требованию должны быть:

  • копия лицензии на организацию перевозок пассажиров и багажа на имя работодателя – она размещается в салоне автобуса;
  • у водителя лично – удостоверение с наличием категории D;
  • страховой полис ОСАГО, не имеющий ограничений по сроку;
  • распечатанный путевой лист на заявленный маршрут;
  • временный медосмотр, предрейсовый и тот, что водитель прошел при трудоустройстве (и далее – каждый год);
  • непросроченный техосмотр автобуса;
  • свидетельство о государственной регистрации транспортного средства;
  • технический паспорт транспортного средства.

При отсутствии любого из указанных документов может наступить административная ответственность с назначением наказания в виде штрафа.

Особенности перевозок автобусом

Прежде всего, безопасность. Поэтому водитель и должен быть стрессоустойчив, внимателен, иметь высокую степень профессионализма и мастерства.

Количество мест должно соответствовать предполагаемому числу перевозимых людей с учетом обустроенных стоячих мест.

Автобус должен быть оснащен:

  • пожарным оборудованием;
  • медицинскими препаратами для оказания первой помощи в аварийной ситуации;
  • треугольником знака остановки на случай аварии;
  • обеспечивающими безопасность ремнями;
  • противоскользящим покрытием пола.

По городу

Автобус, осуществляющий деятельность в черте города, должен обязательно:

  • следовать по оформленному расписанию, согласованному с администрацией города;
  • соблюдать остановки, персонал должен озвучивать их;
  • в них допускается стоячее положение пассажиров, если внутреннее устройство позволяет проехать стоя в должной мере безопасно (автобус оснащен поручнями, держателями);
  • отклонений от маршрута по городу быть не может.

Пригородным

Автобус, осуществляющий пассажирскую перевозку в пригородные районы, должен обязательно:

  • следовать по расписанию, согласованному с администрацией города;
  • стоячее положение в них также допускается на тех же условиях, что и в автобусах с городскими маршрутами.

Заказным и регулярным

Перевозка осуществляется на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме (ст. 29 Федерального закона 259-ФЗ). Маршрут, а также объем и качество ручной клади и багажа прописываются в нем.

На борту транспорта обязательно размещение таблички «Заказной».

Дополнительное условие по обязательным документам к предъявлению водителем в случае остановки и их проверки – наличие тендерной бумаги в рамках утвержденного маршрута.

Экскурсионным

В автобусах, осуществляющих перевозку по таким маршрутам, также должны быть документы по тендеру. Маршруты и схемы должны согласовываться с техническими возможностями транспортного средства и учитывать необходимый режим труда и отдыха водителя.

Автобус должен также соответствовать трассе и климату местности. Отклонение от маршрута и остановки по требованию недопустимы.

Поездки осуществляются исключительно в светлое время суток. На непригодных для безопасной перевозки участках движение прекращается. Если путь дальний, водителей должно быть два.

Служебным

Служебные поездки осуществляются с целью выполнения работниками организации их непосредственных должностных обязанностей.

Перевозимые люди в служебном транспорте не имеют статус пассажиров, подобные правам в отношениях договора по оказанию услуг по перевозке.

Так могут доставляться сотрудники к рабочему месту, служащие органов управления в сторонние организации в целях исполнения своей деятельности (юриста – в суд, бухгалтера – в банк и пр.). За такие перевозки плата с них не взимается.

Вахтовым

Перевозить население вахтовым методом можно только по количеству сидячих мест. Транспорт должен быть укомплектован пожарным оборудованием, медицинской аптечкой для оказания первой помощи.

Особые требования предъявляются и к водителям транспорта. Вахтовые перевозки осуществляют доставку работников предприятия в труднодоступные места. Зачастую трасса пересечена участками бездорожья, и прочими экстремальными условиями. Поэтому шофер должен иметь опыт, квалификацию и большой водительский стаж.

Между городами

В автобусах, осуществляющих междугороднюю поездку:

  • стоячее положение допускается, если расстояние между пунктами отправления и назначения не превышает 70 км;
  • отклонение от маршрута допускается только по согласованию с организацией работодателя;
  • багаж должен располагаться в строго отведенных для него местах (над сиденьями и в багажном отделении);
  • при длительности маршрута более 500 км рейс должен осуществляться двумя водителями.

Между странами

При осуществлении перевозки международного сообщения в число обязательных документов к предъявлению при остановке и их проверке входят:

  • полис «Зеленая карта»;
  • международный договор (чаще всего копия) по автострахованию страны посещения;
  • документация по тендеру.

Также существует дополнительное обязательное требование к оснащению автобусов на международные рейсы:

  • должна присутствовать туалетная комната,
  • рейсы осуществляются двумя водителями.

В зимнее время

Дополнительными требованиями к оснащению автобуса, осуществляющего перевозку людей, являются:

  • исправность печного оборудования, способного обеспечить полную видимость следования из салона автобуса;
  • обязательная замена шин на зимнюю модификацию.

Что будет за нарушение правил

Водителю и организации

Нарушение ПДД водителем приводит к штрафу или возмещению вреда здоровью пассажира в результате аварии.

В обоих случаях ответственность несет организация или физическое лицо, совершавшее перевозку и являвшееся собственником транспортного средства. Об этом говорит норма Кодекса об административных правонарушениях РФ (ст. 2.6.1).

Весь понесенный ущерб в регрессном порядке организация или физическое лицо может в общем или судебном решении отнести на водителя в рамках статьи 238 Трудового кодекса.

Если Правила перевозки людей нарушаются водителем, он также несет административную ответственность, но персональную. За каждого непристегнутого пассажира может быть назначен штраф шоферу.

Пассажиру

Пассажир также попадает под административную ответственность как за несоблюдение ПДД, так и за нарушения правил перевозки пассажиров и багажа.

В обоих случаях могут наступить последствия в виде наложенного административного штрафа. Безбилетный проезд ст. 11.18 КоАП РФ — штраф, при этом не освобождает от необходимости оплатить проезд.

Полезное видео

Рейд ГИБДД:

Сможете получить бесплатную консультацию прямо сейчас:

Мск +7 (499) 938 5119

Спб +7 (812) 467 3091

Фед +8 (800) 350 8363

Правила перевозок пассажиров и багажа

Подборка наиболее важных документов по запросу Правила перевозок пассажиров и багажа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Правила перевозок пассажиров и багажа

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Правила перевозок пассажиров и багажа

Зарегистрируйтесь и получите полный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 3 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Путеводитель по договорной работе. Аренда транспортных средств. Рекомендации по заключению договораНапример, если арендатор осуществляет пассажирские перевозки с использованием арендуемого транспортного средства, ему может потребоваться кондуктор - должностное лицо, осуществляющее продажу билетов в транспортном средстве (п. 2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112). Согласно ст. 1 Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (заключено в г. Женеве 01.07.1970), кондуктор (любое лицо, которое сопровождает водителя транспортного средства, производящего перевозки пассажиров) относится к членам экипажа. Если объектом аренды является автобус, который будет использоваться для организованной перевозки группы детей, арендатору необходим водитель, соответствующий требованиям, которые изложены в п. 8 Правил организованной перевозки группы детей автобусами (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 N 1177).

Нормативные акты: Правила перевозок пассажиров и багажа

Статья 19. Виды регулярных перевозок пассажиров и багажа / КонсультантПлюс

1. Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.

2. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.

3. Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;

2) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.

4. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.

5. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров.

6. В каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров.

7 - 8. Утратили силу. - Федеральный закон от 30.10.2018 N 386-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Открыть полный текст документа

Правила перевозки пассажиров в автобусах в 2019 году - междугороднего сообщения, городских маршрутов, на экскурсию, вахтового типа

В России существует много компаний, осуществляющих перевозку пассажиров автобусами. В сферу их деятельности входят городские, пригородные и междугородние перевозки. Имеется возможность совершать на автобусе туристические поездки в другие страны. Законодательство России содержит нормативы, в которых содержатся требования к автобусным пассажирским перевозкам.

Основные моменты

Законодательной базой, регламентирующей правовую деятельность всех компаний, занимающихся этим бизнесом, является Постановление № 112 «Правила пассажирских перевозок автобусом».

Выполнение этих правил является обязательным для всех юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в этой области.

Правила утверждаются, вводятся в действие, отменяются Министерством транспорта РФ. Оно также обладает правом вносить изменения и дополнять их.

В первую очередь должен быть гарантирован профессионализм водителей, осуществляющих перевозку пассажиров наземным путем. Это регулируется законом «О безопасности дорожного движения». Предъявляются требования и к поведению пассажиров автобуса.

Во время поездки они становятся участниками дорожного движения, и их правильное поведение также обеспечивает безопасность.

Координированность действий транспортных работников и их клиентов, которые являются пассажирами, обеспечивает нормальную перевозку в автобусном транспортном средстве.

Соблюдение правил перевозок гарантирует не только сохранение здоровья и жизни пассажиров, но и отсутствие причинения вреда их имуществу.

Постановлением Правительства РФ № 112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. В частности они определяют правила, которыми следует руководствоваться при пассажирских перевозках автобусом.

Главные требования предъявляются к профессиональным качествам водителя автобуса. Соответствие указанным требованиям контролируется законом «О безопасности дорожного движения». Определены требования, которые относятся к самому транспортному средству – его техническому состоянию.

Новые правила перевозки пассажиров автобусами

Основа закона, определяющего безопасность пассажиров, осуществляющих поездку в автобусе, остается неизменной. Но регулярно в него вносятся изменения и дополнения. Они являются результатами анализа, статистики происшествий с участием пассажирских автобусов и пожеланий пассажиров и водителей.

Изменения и дополнения, вносимые в законодательство, относятся к различным видам маршрута, назначения поездки, правил поведения пассажиров и должностных лиц в этом виде транспортного средства.

Автобус, предназначенный для перевозки пассажиров, должен соответствовать следующим требованиям:

  • техническое состояние должно быть исправным;
  • в наличии должен иметься сертификат о соответствии;
  • путевой талон должен содержать разрешение на осуществление дорожного движения;
  • соответствие нормам экологии;
  • в наличии должна иметься аптечка, содержащая необходимый перечень медицинских средств для оказания первой помощи;
  • должны иметься два огнетушителя, один из которых находится около водителя, а второй – в пассажирском салоне;
  • в наличии должны иметься противооткатный упор и устройство для открытия доступа к аварийному выходу;
  • наличие знака аварийной остановки;
  • в автобусах междугородного сообщения должны иметься отсеки, в которые помещают крупногабаритный багаж;
  • снаружи должны быть размещены знаки о том, что совершаются рейсовые пассажирские перевозки;
  • наличие указания маршрута следования;
  • внутри салона должна иметься хорошо различимая надпись «Запасной выход»;
  • наличие валидаторов для считывания с карточек информации;
  • в кабине водителя должны иметься навигатор и видеорегистратор;
  • правила перевозки должны быть размечены на видном месте.

Водитель автобуса должен обладать способностью концентрации внимания и быстрого принятия решений при наступлении нестандартных ситуаций. Помимо профессиональных качеств предъявляются требования к его самочувствию в день поездки.

Требования к водителю автобуса включают:

  • наличие в водительском удостоверении необходимой категории;
  • соблюдение маршрута следования и расписания остановок;
  • предъявлять инспектору ГИБДД необходимые документы;
  • при длительных поездках участвовать в грамотном размещении багажа пассажиров в предназначенных для этого отсеках;
  • следить за необходимым запасом топлива;
  • около железнодорожных путей при необходимости производить незапланированную остановку;
  • остановку автобуса для посадки и высадки производить на расстоянии не ближе, чем 50 см от края дороги или тротуара;
  • объявлять название очередной остановки;
  • продавать билеты на совершение поездки только во время остановки;
  • по возможности помогать при посадке пассажиров с ограниченными возможностями и женщинам с колясками.

Требования предъявляются также к самому водителю. Перед началом рейса он должен пройти предрейсовый контроль и медицинский осмотр.

При наличии высокого давления и плохого самочувствия водитель к рейсу не допускается. Не должны быть признаки состояния в нетрезвом виде. При общении с пассажирами водитель должен проявлять вежливость.

Пассажир, во время поездки ставший участником дорожного движения, должен также подчиняться определенным правилам:

  1. Приобретать билет в начале осуществления перевозки.
  2. При длительной поездке занимать место, указанное в билете.
  3. Находясь в салоне соблюдать порядок – не курить и не беспокоить остальных пассажиров.
  4. Не перевозить опасные вещества.
  5. Не высовываться в открытое окно.
  6. Устанавливать багаж, взятый с собой в салон, таким образом, чтобы он не мешал другим пассажирам.

Правила перевозок пассажиров автобусом отличаются в зависимости от того, где они осуществляются и в какое время. Правила перевозки пассажиров в автобусах в ночное время предполагают небольшую скорость.

Посадка и высадка

Пассажиры автобусов осуществляют посадку и высадку через служебные двери. Кроме них имеются запасные выходы и аварийные люки. Они могут использоваться только при возникновении опасности, например, пожара.

Все двери должны иметь возможность открываться изнутри с легкостью. Над запасным выходом должна иметься надпись «Запасной выход», а над аварийным – «Аварийный выход».

В маломестных автобусах должны иметься как минимум две двери. Их необходимое количество определяется наличием пассажирских мест. В автомобилях большой вместимости выходных дверей должно быть больше.

При необходимости контроля со стороны водителя оплаты за проезд высадка пассажиров на остановке осуществляется через переднюю дверь. Посадка и высадка возможна только при полной остановке автобуса.

Междугороднего сообщения

Междугородние перевозки, осуществляемые с помощью автобусов, предполагают расстояние от десятков до нескольких тысяч километров. Ввиду длительности поездок сидения в салоне имеют повышенную комфортабельность.

Билеты на такие поездки следует приобретать заранее в специальных кассах.

Городских маршрутов

Особенностью конструкции автобусов, осуществляющих перевозку пассажиров в пределах города, является отсутствие специальных кресел с подставками для головы.

Они рассчитаны на большее количество перевозимых пассажиров благодаря увеличению мест, в которых перевозка происходит стоя. Это не является для пассажира чрезмерно утомительным, поскольку длительность поездки не слишком большая.

Расписание движения городских автобусов имеется на каждой уличной остановке. Билет приобретается у кондуктора или водителя. При наличии карточки она прикладывается к валидатору, закрепленному на стояке в салоне. При этом с карточки списывается одна поездка.

При провозе багажа, превышающего определенные габариты, взимается дополнительная плата.

В обязанности кондуктора входит проверка своим валидатором карточки вошедшего пассажира для контроля произошедшей оплаты проезда. При этом не происходит считывание поездки. Пассажиры не должны этому препятствовать.

При покупке бумажного билета кондуктор взимает плату, выдает билет и сдачу. При отказе пассажира оплачивать свой проезд он обязан покинуть салон автобуса на ближайшей остановке.

В автобусах городского назначения регулярно происходит рейд контролеров. Кондуктор громко сообщает об этом и просит приготовить для проверки карточки или билеты.

При обнаружении контролерами безбилетных пассажиров на кондуктора накладывается взыскание. Информация о штрафах при проезде без билета или провозе багажа должна находиться на видном месте.

Пригородного направления

С 1 июля 2019 года вводятся новые правила установки тахометра в пригородные автобусы. Этот прибор позволяет осуществлять контроль соблюдения водителем автобуса режима труда и отдыха.

Нововведение касается не только больших автобусов, но микроавтобусов типа «Газели», имеющих 8 пассажирских мест или более.

Регулярные рейсы по пригородным маршрутам осуществляются согласно расписанию, которое может быть различным в зависимости от времени года.

Особые требования предъявляются, когда осуществляется организованная перевозка групп детей. Это могут быть загородные экскурсии, перевозка групп детей в летний лагерь. Такие перевозки осуществляются только при наличии официальных сопровождающих.

При количестве автобусов в количестве более трех, колонна автобусов с детьми должна сопровождаться машинами, принадлежащими Госавтоинспекции. Снаружи на автобусе должен быть знак «Перевозка детей».

Перед тем, как осуществлять перевозку детей по пригородному маршруту большим количеством автобусов, в ГИБДД должно быть получено разрешение. Если перевозка осуществляется одним или двумя автобусами, то подается уведомление.

Экскурсионного назначения

При использовании автобусов не для регулярных рейсов, а для экскурсий, к конструкции транспортного средства и водителю предъявляются такие же требования. Пассажиры экскурсионного автобуса являются организованной группой.

Правила перевозки пассажиров в автобусах по заказу указываются в договоре.

Их прибытие должно закончиться не позднее 15 минут до начала поездки в назначенном месте. Экскурсовод или сопровождающий должен иметь список участников экскурсии.

Движение экскурсионных автобусов по согласованным предварительно маршрутам, имеющим большую протяженность, возможно в период с 6 до 22 часов.

Договора на экскурсионные перевозки оформляют при получении заявки.

В договоре указывают:

  • место назначения;
  • маршрут передвижения;
  • предусмотренные остановки;
  • количество пассажиров;
  • сведения о лице, ответственным за перевозку;
  • время использования автобуса.

При регулярных перевозках по одному маршруту это указывается в договоре.

Вахтового типа

Назначение перевозок вахтовым методом:

  1. Доставка рабочих и служащих предприятия или организации от их места жительства до места работы, а по ее окончании обратно.
  2. В течение рабочего дня автобус может использоваться для осуществления поездки по служебным делам.
  3. Вариантом является школьный автобус, объезжающий учащихся по месту их жительства, и доставляющий их к школе.
  4. Часто находят применение в сельской местности, где регулярное движение автобусов осуществляется с большими интервалами.
  5. Доставка смен работников на нефтяных разработках, шахтеров, строительных бригад.

В вахтовых автобусах предусмотрено достаточное место для багажа и необходимых для работы инструментов.

Конструкция автобусов вахтового типа предусматривает возможность преодоления труднодоступных мест. На них имеется возможность установки профессионального оборудования, что является важным для нефтяников и работников энергетической промышленности.

Для выхода из вахтовых автобусов имеются складные лестницы, которые располагаются сбоку. Вахтовые автобусы являются дешевым, но незаменимым транспортом.

В зимнее время

При осуществлении перевозки пассажиров зимой запрещено полное отключение отопления салона. При неисправности отопительной системы автобус не может начать рейд. Обледенение оконных стекол является поводом для жалобы пассажира на транспортную компанию.

Перед началом зимнего сезона необходимо совершить замену летних шин на резиновую с шипами. Это является средством предохранения от наступления ДТП в связи с изменившимися погодными условиями. Отсутствие указателя «Ш» может привести к выплате штрафа.

Перед поездкой необходимо проверить техническое состояние автобуса – плотное закрытие дверей и окон. Устройство для отопления не должно выделять токсичных веществ. Его расположение должно исключать контакт с пассажирами.

В служебном транспорте

Любая организация или предприятие могут приобрести для своего пользования служебный автобус, которым имеется возможность распоряжаться самостоятельно.

По распоряжению генерального директора служебный автобус может быть использован для осуществления местных командировок, служебных поездок, доставки работников по домам, выезда на природу для проведения кооператива.

Но при этом нельзя забывать, что служебный автобус должен подчиняться общим правилам эксплуатации, обеспечивающим безопасность при перевозке людей.

Видео: 

Штраф за нарушение

Административное наказание в виде штрафа может последовать в случае нарушения правил установки тахографа. За несоответствие требованиям к самому прибору, его отсутствию или незаконной корректировки конструкции согласно ст. 11.23 КоАП в 2019 году на должностное лицо налагается штраф от 5 000 до 10 000 рублей.

Нарушение водителем режима труда и отдыха карается штрафом от 1 000 до 3 000 рублей.

При нарушении правил компанией, являющейся транспортером, она может лишиться лицензии на проведение такого рода деятельности.

Важные нюансы

Руководитель транспорта, посредством которого осуществляется перевозка людей, может стать водитель, который имеет непрерывный стаж управления последние три года.

При наступлении чрезвычайной ситуации, вследствие которой поездка не состоялась, пассажиру должны быть возвращены уплаченные за услугу деньги.

При отсутствии сохранности багажа пассажир может предъявить претензию к перевозчику. ГОСТ 27815-88 определяет требования к безопасности конструкции автобусов.

Правила перевозки пассажиров в автобусе ориентированы на осуществление безопасности пассажиров.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Внесены изменения в Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом (аннотация к документу от 16.07.2019)

В частности, в приказ внесены следующие изменения:

пункт 4 изложен в следующей редакции:

«4. По характеру организации автомобильные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные, нерегулярные и перевозки такси.»;

дополнен пунктом 4-1 следующего содержания:

«4-1. По административно-территориальному признаку внутриреспубликанские перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) городские (сельские) - перевозки в пределах установленных границ населенного пункта;

2) пригородные - перевозки по маршрутам, соединяющим населенный пункт с пригородной зоной протяженностью до пятидесяти километров, измеряемых от установленных границ населенного пункта;

3) внутрирайонные - перевозки между населенными пунктами в пределах одного района;

4) межрайонные (междугородные внутриобластные) - перевозки в пределах одной области, осуществляемые между населенными пунктами, находящимися в разных районах, или соединяющие населенные пункты с городами областного значения;

5) междугородные межобластные - перевозки, осуществляемые между населенными пунктами, находящимися в разных областях, или соединяющие населенные пункты с городами республиканского значения, столицей.»;

пункты 7 и 8 изложены в следующей редакции:

«7. Нерегулярная перевозка пассажиров автобусами, микроавтобусами, а также регулярная перевозка пассажиров автобусами, микроавтобусами в международном сообщении осуществляются автобусами, микроавтобусами, указанными в приложении к лицензии, выданному лицензиару.

В случае изменения единицы подвижного состава автобусов, микроавтобусов, которыми осуществляется перевозка пассажиров, указанная в части первой настоящего пункта, приложение к лицензии подлежит переоформлению.

Переоформление лицензии и (или) приложения к лицензии осуществляется в соответствии с пунктами 3 - 8 статьи 33 Закона Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».

8. Нерегулярные перевозки осуществляется по разовым заказам (заявкам) физических и юридических лиц. К таким перевозкам относятся: туристические, экскурсионные, по обслуживанию мероприятий.

Разовые перевозки могут осуществляться на договорной основе в течение определенного периода.»;

дополнен пунктами 8-1, 8-2 и 8-3 следующего содержания:

«8-1. К перевозкам пассажиров микроавтобусами допускаются водители, достигшие двадцатиоднолетнего возраста, имеющие право управления транспортными средствами подкатегории «D1» и стаж работы водителем не менее трех лет, в том числе стаж управления транспортными средствами, относящимися к категории «С», не менее одного года.

8-2. К перевозкам пассажиров автобусами, имеющими более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя, и троллейбусами допускаются водители, достигшие двадцатипятилетнего возраста, имеющие стаж работы водителем не менее пяти лет, в том числе стаж управления транспортными средствами, относящимися к подкатегории «D1», не менее трех лет.

8-3. Общественный транспорт снабжается устройствами для посадки и высадки пассажиров-инвалидов.»;

дополнен пунктом 16-1 следующего содержания:

«16-1. При одновременной подаче заявки на открытие новых международных маршрутов двумя и более перевозчиками: с расписанием в разнице движения автобусов по начальному и промежуточным пунктам протяженностью до 250 км составляет менее 15 минут и более 250 км составляет менее 1 часа, приоритет отдается перевозчику, который имеет наибольший опыт работы на данном виде сообщений.»;

пункты 33 и 34 изложены в следующей редакции:

«33. На маршрутах регулярных городских (сельских) и пригородных автомобильных перевозок пассажиров и багажа разрешается в салоне автобуса, микроавтобуса провозить с собой бесплатно одну ручную кладь размером до 60х40х20 см и весом не более 20 кг, а также инвалидную коляску, одну пару лыж в чехле, детскую коляску или санки (только в автобусах).

34. Ручная кладь, превышающая габаритные и весовые размеры, указанные в пункте 33 настоящих Правил, относится к багажу и подлежит перевозке в багажном отделении автобуса, микроавтобуса или в багажном автомобиле, сопровождающем автобус, микроавтобус.»;

пункт 41 изложен в следующей редакции:

«41. Оплата проезда, провоза багажа на маршрутах регулярных городских и пригородных перевозок пассажиров и багажа производится пассажиром наличными деньгами кондуктору (водителю) или через систему электронной оплаты за проезд, включая посредством сети Интернет и устройств сотовой связи.»;

пункты 45 и 45-1 изложены в следующей редакции:

«45. Оплата проезда и провоза багажа на маршрутах регулярных внутриреспубликанских перевозок пассажиров и багажа, за исключением городских (сельских) и пригородных, производится пассажиром в кассу автовокзала, автостанции, пункта обслуживания пассажиров, в том числе посредством электронной продажи, включая сети Интернет, при осуществлении поездки из начального пункта маршрута или кондуктору (водителю) при посадке на промежуточном пункте маршрута в соответствии с тарифом.

45-1. Перевозчики соблюдают условия по содержанию и эксплуатации диспетчерской системы и системы электронной оплаты за проезд.»;

пункт 90 изложен в следующей редакции:

«90. На регулярных перевозках пассажиров и багажа в международном сообщении перевозка пассажиров между пунктами на территории Республики Казахстан не осуществляется, за исключением перевозки пассажиров и багажа отечественными перевозчиками между населенными пунктами области Республики Казахстан, через которые осуществляется выезд в иностранное государство или въезд с иностранного государства не осуществляется.»;

дополнен пунктом 90-1 следующего содержания:

«90-1. Предпринимательская деятельность по перевозке пассажиров, багажа автотранспортными средствами, зарегистрированными на территории иностранного государства, между пунктами, расположенными на территории Республики Казахстан, за исключением перевозки автотранспортными средствами, временно ввезенными на территорию Республики Казахстан, не осуществляется.»;

подпункт 3) пункта 162 изложен в следующей редакции:

«3) наличие производственно-технической базы для хранения, технического обслуживания и ремонта подвижного состава (собственной, арендованной или обслуживающей по договору), расположенной на территории организатора конкурса;»;

подпункт 7) пункта 170 изложен в следующей редакции:

«7) копии документов, подтверждающих возможность проведения необходимого комплекса работ по поддержанию подвижного состава в технически исправном состоянии в соответствии с требованиями, установленными Правилами технической эксплуатации автотранспортных средств, утвержденных приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 547 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12221), в том числе правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на производственно-техническую базу, расположенную на территории организатора конкурса, копии договора с медицинским работником на осуществление профилактического медицинского освидетельствования с приложением копии диплома о высшем или среднем медицинском образовании;»;

Приказ вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования.


Смотрите также