При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан


Обязанности сотрудника полиции при обращении к гражданину: закон

При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан следовать четкому порядку действий, обозначенному в законе. Поэтому, вопреки устоявшемуся мнению о том, что полиция может «творить все, что ей вздумается», граждане России должны рассчитывать на уважительное отношение к ним. В этом материале мы рассмотрим, о каком порядке, соблюдаемом представителями правоохранительных органов, идет речь.

Обязанности сотрудника полиции при обращении к гражданину

Особенности взаимодействия полиции с населением

Закон не только определил для полицейских порядок взаимодействия с гражданами нашей страны, но и обозначил некоторый перечень указаний, согласно которому представители государства, охраняющие правопорядок, должны осуществлять свою основную деятельность. Итак, рассмотрим далее в таблице упомянутые указания.

Рисунок 2. Поскольку каждый сотрудник полиции обладает весьма обширными полномочиями, его деятельность, а также права и многое другое регулируются со стороны закона, действующего на территории нашей страны

Таблица 1. Указания законодателя по деятельности полиции Российской Федерации

Указание Описание
Обязательное соблюдение прав и свобод россиянЗаконодатель повелевает: полицейские и в целом такой орган, как полиция страны, обязаны осуществлять свою деятельность, неукоснительно соблюдая и уважая:
  • права россиян;
  • дарованные им свободы. К сожалению, недобросовестные сотрудники службы часто игнорируют данное правило, за что впоследствии несут законные наказания.
  • Прекращение ограничения прав и свобод по достижению целиРазумеется, полиция – структура силовая, и далеко не всегда ее сотрудники могут защитить добросовестных граждан от произвола преступников, при условии, что будут уважать права и свободы этих нарушителей порядка. Как следствие, в некоторых случаях деятельность полиции автоматически сопрягается с ограничением прав и свобод граждан. Тем не менее, закон гласит, что как только цель, являющаяся причиной данного ущемления, ими достигается, они обязаны:
  • немедленно прекратить все ограничения;
  • отпустить гражданина или передать его далее компетентным сотрудникам. То же самое будет происходить в ситуации, когда они выяснят, что поставленная ими цель не может быть достигнута путем ограничения прав и свобод.
  • Запрет на жестокое обращение с гражданами страныНи один сотрудник полиции, независимо от его статуса и ранга, не может наделяться правами, дающими ему возможность жестоко обращаться с гражданами России путем:
  • пыток;
  • насилия;
  • иными жестокими способами, которые унижают достоинства гражданина и человека. Более того, сотрудник полиции, будучи представителем системы правопорядка государства, ответственен за пресечение действий аналогичного характера. Если не он, а кто-то другой при нем причиняет другому человеку боль, а также иные страдания нравственного или физического характера, он обязуется пресечь их.
  • Сохранение частных сведений в тайнеДанные о гражданах, которые были получены полицией в ходе ведения основной деятельности, в частности сведения о частной жизни обозначенных лиц, не могут предоставляться никому, при условии, если лицо, к коему они относятся, не дало на то добровольного согласия. Из этого правила имеются исключения, все они предусматриваются федеральным законодательством.
    Обеспечение ознакомления с документами и материаламиПолицейские обязаны предоставить каждому гражданину, с коим они взаимодействуют по тому или иному вопросу, возможность ознакомиться со всеми документами и материалами, которые могли бы иметь какое-либо отношение к правам и свободам этих граждан, при условии, что иное не обозначено законодательством Федерации.

    ФЗ №3 Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

    Что обязан сделать сотрудник полиции при обращении к российскому гражданину

    Помимо обозначенных в таблице выше указаний, в ряд обязанностей полицейского входит также правильное обращение к гражданам, производящееся согласно определенному порядку, установленному на сегодняшний день для данной структуры в Российской Федерации. Далее рассмотрим, о каком порядке идет речь, и какие шаги в него можно включить.

    Шаг № 1 – сотрудник полиции обязан представиться

    Первое, что должен сделать сотрудник полиции, обращаясь к гражданину на улице, в помещении или где-либо еще – назвать себя. При этом, имеется ввиду представление не по имени и отчеству, как принято при общении гражданского населения, а предоставление следующих данных о должностном лице:

    • должность, которую занимает конкретный полицейский;
    • звание, которое данный сотрудник полиции носит;
    • собственную фамилию.

    Обращаясь к гражданам, сотрудник российской полиции обязан представиться согласно установленному порядку, а также объяснить причину своего действия так, чтобы лицу, к которому он обратился, все было понятно

    На этом же этапе по требованию гражданина представитель правопорядка обязан продемонстрировать свое служебное удостоверение, которое подтвердит всю ранее сказанную им информацию. Требование предъявить удостоверение не может быть проигнорировано, так как это является прямым нарушением закона и прав россиянина, к которому полицейский обращается.

    Шаг № 2 – полицейский сообщает причину, по которой обратился к гражданину

    После того, как полицейский представится согласно положенной форме, он должен будет сообщить гражданину, которого остановил, причину, по которой производится это обращение. Причина может быть различной, но всегда должна лежать в рамках:

    • закона;
    • компетенции полицейского.

    Иными словами, если полицейский захочет узнать у мимо проходящего лица о том, где оно приобрело, например, такие красивые ботинки, он должен будет делать это в нерабочее время, или, на крайний случай, использовать обращение гражданской формы.

    Причина обращения к гражданам должна быть уместной и, самое главное, законной

    Шаг № 3 – разъяснить причину применения ограничивающих мер

    Данный шаг, идущий под номером три, хоть и является логичным продолжением первых двух, но вовсе не обязателен к выполнению, так как далеко не в каждом случае простая остановка граждан оканчивается ограничением прав и свобод.

    Тем не менее, если простое обращение превратилось в задержание, то тогда полицейский также должен следовать определенному порядку, который будет заключаться:

    • в разъяснении причины, по которой ограничиваются законные права и свободы гражданина;
    • в разъяснении прав и обязанностей, возникающих впервые в связи с задержанием и вышеупомянутым ограничением.

    При условии, что представитель правопорядка позволит себе вольность, и обратится не по делу, может серьезно пострадать репутация структуры

    Что обязан делать сотрудник полиции, если к нему обратился гражданин

    Возникают у сотрудника системы правопорядка нашей страны некоторые обязательства также в той ситуации, когда к нему обращается гражданин, а не наоборот.

    Итак, вот, что он должен делать.

    Шаг № 1 – представиться

    Точно так же, как и в первом случае, сотрудник полиции должен представиться гражданину по установленному порядку, который, как мы уже говорили, подразумевает обозначение:

    • фамилии;
    • должности;
    • звания.

    После того, как он представится, гражданин начнет излагать причину обращения.

    Шаг № 2 – выслушать гражданина

    Второй шаг порядка общения с гражданами, согласно которому полицейский должен действовать, представляет собой внимательное выслушивание жалоб гражданина. Слушать человека полицейские обязаны внимательно.

    Помимо того, что сотрудник должен соблюдать порядок, когда он обращается к гражданину, та же самая необходимость ложится на его плечи, когда гражданин сам подходит к нему с вопросом или просьбой о помощи

    Шаг № 3 – предпринять сопутствующие меры

    Если полномочия полицейского достаточны для того, чтобы принять необходимые меры, и помочь обратившемуся к нему человеку, то в этом случае он обязан осуществить все, что зависит от него, для разрешения данного вопроса, при этом действуя, разумеется, исключительно в рамках закона.

    При условии, что полномочий недостаточно, полицейский должен разъяснить обратившемуся к нему лицу, к кому ему следует обратиться (имеется ввиду также сотрудник полиции, компетентный относительно содержания заявления гражданина).

    Что еще нужно знать о полиции

    Помимо положений, обозначенных выше, деятельность полиции регулируется дополнительным множеством различных определений.

    Данная государственная структура ведет свою деятельность в точном соответствии с законодательными актами нашего государства. Именно поэтому, любое ограничение прав или свобод граждан России, а также их интересов не может допускаться, за исключением тех случаев, которые, опять-таки, обозначены в законодательстве. К слову, то же касается:

    • объединений общественного характера;
    • различных иных организаций и учреждений.

    Мало того, что полицейский должен обращаться к гражданам по правилам, он также обязан придерживаться множества иных указаний и рекомендаций

    Представители полиции не имеют права на то, чтобы заниматься подстрекательством граждан, их склонением к совершению противоправных действий абсолютно в любой форме:

    • как прямой;
    • так и косвенной.

    Кроме того, у представителей данной структуры отсутствует право на оправдание совершаемых действий или наоборот, бездействия, за счет интересов службы, а также:

    • экономической выгоды;
    • требований незаконного характера или приказов, поступающих от вышестоящих должностных лиц;
    • прочие обстоятельства аналогичного характера.

    Меры государственного принуждения могут применяться полицейскими в исключительных случаях, то есть таких, которые оговорены все тем же Федеральным законодательством страны.

    Действия должностных лиц, являющихся сотрудниками полиции, контролируются со стороны Федерального органа исполнительной власти внутренних дел страны.

    Действия сотрудников полиции подлежат государственному контролю

    Беспристрастность действий сотрудников полиции

    Полиция обязана осуществлять протекцию прав, свобод и интересов не только российских граждан, но также и людей в целом, независимо от таких принадлежащих им характеристик, как:

    • пол;
    • раса;
    • национальность;
    • язык;
    • происхождение;
    • положение в обществе и должностное положение;
    • место проживания;
    • имущество, коим он владеет;
    • религиозных предпочтений;
    • убеждений;
    • членства в объединениях общественного характера и тому подобных обстоятельств.

    При этом, представители интересующего нас органа не имеют право состоять в политических партиях, и как-либо их поддерживать, в частности и с материальной точки зрения, а также принимать какое-либо участие в деятельности, которую они ведут. Все эти запреты существуют для того, чтобы сохранить обсуждаемую нами беспристрастность. Таким образом сотрудник полиции не связывается решениями политических партий.

    Кроме того, распространяется данное обязательство и на членство в общественных объединениях и религиозных организациях.

    Уважительное отношение к гражданам, независимо от их принадлежности к той или иной национальности, расе, религии и т.д. — первичная обязанность полицейского, который в любых вопросах должен оставаться беспристрастным

    В обязательном порядке сотрудник интересующей нас системы обязан уважительно относиться к национальности и традициям различных граждан, при этом учитывая их индивидуальные социокультурные особенности. Таким образом, он будет способствовать согласию между различными национальностями и конфессиями.

    Как находясь на службе во время рабочего дня, так и вне ее, в свободное время, гражданин, занимающий пост в полиции, не имеет права ставить под сомнение свою беспристрастность, и подтверждать заинтересованность какими-либо действиями, так как это может нанести непоправимый ущерб авторитету и образу всей структуры.

    Открытость и публичность действий полиции

    Деятельность представителей правоохранительных органов должна оставаться для общества открытой, в той степени, которая обозначена требованиями законодательства нашей страны в области:

    • уголовного судопроизводства;
    • дел, связанных с нарушениями административной категории;
    • деятельности оперативного и розыскного характера;
    • защиты тайн, охраняемых законом и государством;
    • защиты прав граждан, учреждений и образований любого другого рода.

    Посему, российские граждане, и организации, имеют право на получение правдивой информации относительно деятельности, ведущейся полицией, а также информации, которая напрямую связана с ними, и может затрагивать их права. В данном случае исключение составят только те сведения, которые ограничиваются на законодательном уровне.

    Правом граждан нашей страны также является беспрепятственное получение информации от полиции

    Полиция отвечает также за постоянное информирование о своей деятельности органов государственного и муниципального уровня, путем использования следующих каналов связи:

    • сети интернет;
    • средств массовой информации;
    • отчетов, предоставляемыми не реже раза в год должностными лицами, работающими в полиции, представителям государственных властных структур.

    Что касается сроков и частоты предоставления отчетности, а также должностных лиц, которые ответственны за проведение данного мероприятия, определяется непосредственно на уровне Федерации.

    Согласно букве закона, действующего на территории нашей страны, полиция должна предоставлять данные о собственной деятельности также членам СМИ, после того, как последние отправят официальный запрос из редакции, а также посредством:

    • отправления статистических данных;
    • справочных материалов;
    • проведения конференций для прессы.

    К слову, не каждый журналист имеет право на освещение деятельности представителей данного государственного органа. Такое право имеют только аккредитованные сотрудники средств массовой информации.

    Далеко не каждый сотрудник СМИ может освещать деятельность полиции

    Общественное доверие и поддержка граждан страны

    Осуществляя свою основную деятельность, сотрудники полиции должны обеспечивать не только порядок, но также и:

    • формирование доверия населения по отношению к их действиям;
    • получение поддержки от гражданских представителей государства.

    Потому, каждое действие сотрудника рассматриваемого органа должно быть понятно людям, если не само по себе, то впоследствии предоставления соответствующих обоснований.

    Если же представитель обозначенной службы нарушит права, интересы или свободу людей, тогда на плечи уполномоченных сотрудников той же структуры ложиться задача по нивелированию данного ущерба путем восстановления нарушенных явлений.

    Так, если, например, полиция обнародовала сведения, которые опорочили бы достоинство гражданина и навредили его деловой репутации, и не оказались соответствующими судебным постановлениям, результатам расследования и т.д., тогда тот же орган, что их обнародовал, должен заняться и опровержением. При этом, обозначив оное в той же форме, в которой изначально данные были оглашены.

    Основная задача полиции — защита граждан Российской Федерации

    Заключение

    Полиция призвана защищать обычных граждан России и гостей страны от преступников, имеющих злые намерения. Разумеется, преступник все еще остается человеком, и потому, даже при его задержании сотрудники рассматриваемой структуры обязаны соблюдать некоторые его права и свободы, но не те из них, временное игнорирование которых при необходимости допускается Федеральным законодательством. При обращении к гражданину сотрудники полиции обязаны соблюдать особенный протокол действий, созданный для того, чтобы общение с ними оказалось эффективным для обоих участников коммуникации.

    В разных определениях полиции можно столкнутся с разными понятиями – полиция как орган, полиция как система, полиция как часть глобальной системы под названием МВД. Согласно законодательству, существует две полиции: полиция общественной безопасности и криминальная полиция, подразумевающие свою специализацию и свои функции. О том, каковы основные направления деятельности полиции рассказываем в специальной статье.

    Видео – Lолжен ли сотрудник полиции представляться

    yr-expert.com

    Обязанности сотрудника полиции, которые зачастую не соблюдаются

    Все указанные ниже пункты статей взяты исключительно из Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».

    При обращении к гражданину

    П. 1 ст. 5 гласит о том, что полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. Зачастую сотрудники полиции считают себя вправе ограничивать права и свободы граждан без причины по своему желанию (примером могут служить беспричинные проверки документов у граждан).

    П. 4 ст. 5 гласит, что при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

    1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

    2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

    Нередко сотрудники полиции при обращении к гражданину не представляются, и выдвигают требования к гражданину, не объяснив причину и цель обращения. И практически никогда не объясняются причины и основания применения мер, ограничивающих права и свободы гражданина, а также возникающие права и обязанности граждан, связанные с данным действием сотрудника полиции.

    П. 5 ст. 5 также часто нарушается. В соответствии с данным пунктом, сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса. Однако очень часто бывает так, что сотрудник полиции не представляется, ссылаясь на то, что это не он обратился к гражданину, а гражданин обратился к нему и, соответственно, он имеет право не представляться.

    Ограничение прав граждан

    П. 7 ст. 5 говорит о том, что полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом, однако в жизни нередко сотрудники полиции предпочитают лишь на словах объяснить, например, какую операцию они проводят, а не показывать документ, подтверждающий проведение данной спецоперации.

    На основании п. 2 ст. 6 всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Отсюда следует, что сотрудник полиции при проведении каких-либо процедур, ограничивающих права граждан, обязан действовать в строгом соответствии с законом, беспричинное проведение различных процедур (например, досмотра, наружного осмотра, проверки документов) является незаконной деятельностью и может стать поводом обращения с жалобой на действия данного сотрудника.

    Помимо этого, п. 4 ст. 6 говорит о том, что сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства. Зачастую в обосновании своих незаконных действий (например, парковка с нарушением требований ПДД) сотрудники полиции ссылаются на служебную необходимость, что им законом прямо запрещено.

    П. 1 ст. 13 обязывает сотрудников полиции принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях. Однако сотрудники полиции зачастую предпочитают отправлять граждан в дежурную часть, вместо того, чтобы принять заявление на месте.

    П. 2 ст. 13 обязывает сотрудников полиции прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия. Пожалуй, первый пункт, который выполняется чаще всего и в котором сложно обвинить самих сотрудников полиции, чаще всего они просто завалены другими вызовами и не имеют физической возможности незамедлительно прибыть на место преступления.

    П. 4 ст. 13 обязывает сотрудников полиции выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению. Однако порой сотрудники полиции предпочитают не устранять причину, по которой в том или ином месте совершается большое количество правонарушений, а фиксировать факт правонарушения с целью последующего составления административного материала для улучшения показателей своей работы.

    Разумеется, это не полный перечень обязанностей сотрудников полиции, которые зачастую не исполняются, однако это основные, с которыми встречаются почти все граждане. Разумеется, есть сотрудники полиции (чисто статистически), которые исполняют все требования буквы закона, однако подавляющее большинство все же либо не знают закона, либо сознательно его нарушают. В любом случае, подобные действия должны пресекаться гражданами (граждане вправе сделать замечание сотруднику полиции о нарушении им закона или обратиться в соответствующие органы с жалобой на действия конкретного сотрудника полиции).

    jusnaturale.ru

    Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции / КонсультантПлюс

    1. Сотрудник полиции обязан:

    1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в указанной сфере;

    2) выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией);

    3) выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону;

    4) обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному начальнику, а при необходимости и к прямому начальнику, поставив при этом в известность непосредственного начальника;

    5) соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;

    6) соблюдать внутренний распорядок территориального органа, распорядок организации, входящей в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, где он проходит службу;

    7) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей;

    8) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

    9) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для выполнения служебных обязанностей;

    10) представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

    11) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства (подданства) иностранного государства;

    12) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в полиции, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника полиции;

    13) сообщать непосредственному начальнику о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта;

    14) уведомлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения.

    (п. 14 в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 431-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:

    1) оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

    2) в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.

    Открыть полный текст документа

    www.consultant.ru

    Каков порядок действий сотрудника полиции при обращении к гражданину? В каких случаях сотрудник имеет право применить по отношению к гражданину физическую силу?

    В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О полиции», при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

    1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

    2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

    Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

    Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу для пресечения преступлений и административных правонарушений, для доставления в служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц, для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции, для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции, для пресечения массовых беспорядков и в других случаях, установленных Федеральным законом «О полиции».

    Перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения своих требований.

    42.xn--b1aew.xn--p1ai

    Каков порядок действий сотрудника полиции при обращении к гражданину? В каких случаях сотрудник имеет право применить по отношению к гражданину физическую силу?

    В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О полиции», при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

    1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

    2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

    Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

    Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу для пресечения преступлений и административных правонарушений, для доставления в служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц, для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции, для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции, для пресечения массовых беспорядков и в других случаях, установленных Федеральным законом «О полиции».

    Перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения своих требований.

    42.xn--b1aew.xn--p1ai

    Статья 28. Основные права сотрудника полиции / КонсультантПлюс

    1. Сотрудник полиции имеет право:

    1) на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для выполнения служебных обязанностей;

    2) на ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности, с критериями оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в полиции;

    3) на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

    4) на оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и контрактом о прохождении службы в полиции;

    5) на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности полиции;

    6) на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности связано с использованием таких сведений;

    7) на доступ в установленном порядке в государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации в связи с выполнением служебных обязанностей;

    8) на ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, с материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

    9) на защиту своих персональных данных;

    10) на продвижение по службе в полиции;

    11) на подготовку и дополнительное профессиональное образование;

    (п. 11 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    12) на рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    13) на проведение по его заявлению служебной проверки;

    14) на защиту своих прав и законных интересов, включая обжалование в суд их нарушения;

    15) на обязательное государственное страхование жизни и здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    16) на государственную защиту жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему и членам его семьи имущества;

    17) на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

    2. Сотрудник полиции с согласия руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя территориального органа либо руководителя организации, входящей в систему указанного федерального органа, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, вправе наряду с выполнением обязанностей по замещаемой должности выполнять обязанности по другой должности сотрудника полиции.

    3. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток при выполнении обязанностей, указанных в части 2 статьи 27 настоящего Федерального закона, имеет право:

    1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;

    2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность и (или) подтверждающие их полномочия;

    3) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), а в исключительных случаях - транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в оказании медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия;

    (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4) требовать от лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, оставаться на месте до прибытия представителей территориального органа или подразделения полиции либо представителей других правоохранительных органов, а также доставлять лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение;

    5) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

    Открыть полный текст документа

    www.consultant.ru


    Смотрите также