Приспособление для регулировки клапанов ваз
Приспособление для регулировки клапанов — Лада 2107, 1.6 л., 2007 года на DRIVE2
Всем привет!Загорелся я было идеей установки гидрокомпенсаторов, да что-то дороговато получается пока. Да и детали (распредвал, рокера и пр.) пока во вполне хорошем состоянии. А так как .опа ищет приключений и клапана хочется настроить по феншую, решено было приобрести приспособление для регулировки клапанов с индикаторными часами которое. Да вот беда, нет такого нигде. Более того, некоторые уверяли что такого и не существует. Только щуп и ловкость рук. Ну и само собой разговоры что это нормально.
Решено было сделать самому. Тем более что и чертеж нашелся быстро. Кстати, вот он:
Чертеж
Судя по автографу, чертеж был сделан небезысвестным WerWolf-DVS (в миру Травников Евгений), за что ему отдельная благодарность. Надеюсь автор не против, тем более что чертеж выложен в его личном блоге и встречается повсеместно. А так как станков я под рукой не имею, нужно было заказать кому-нибудь.Хотя поиски изготовителя велись неспешно, проблема изготовления планки приспособления решилась внезапно, в разговоре с RadmirT. Пока я был на сессии планку изготовили, даже с неделю она каталась в машине у него. При первой же возможности я и забрал планочку. Еще раз большое спасибо RadmirT за содействие!
Запасные винты. Вдруг сломаю))
Второй не менее важный элемент приспособления — индикаторные часы. Или как более грамотно оно называется микрометрический индикатор часового типа. А так как я в молодые годы не знал что этот инструмент мне еще пригодится для личного пользования, пришлось покупать уже в более зрелом возрасте. Часы после недолгих поисков были приобретены в одном из магазинов, специализирующихся на продаже инструмента и оборудовавния.
В футляре и пленке))
Ну и картинка в сборе, так сказать.
Фото повернуто не знаю почему(
Если кому интересно, для полного понимания что и как, видеоруководство от того же Травникова. Вполне доступно изложено. По крайней мере мне добавить нечего.
Приспособление еще не испытал. Просто хотелось выпендриться как обычно поделиться)) Уверен что испытания и дальнейшее использование пройдут успешно. Нужно будет еще отдельный кейс для приспособления соорудить чтобы не растерять. В идеале еще и в гальванику закинуть))Скажу заранее что идею установки гидрокомпенсаторов я из головы не выбросил, просто, скажем так, перенес на неопределенный срок))
Спасибо за внимание!
Цена вопроса: 1 492 ₽
Page 2
Всем привет!Загорелся я было идеей установки гидрокомпенсаторов, да что-то дороговато получается пока. Да и детали (распредвал, рокера и пр.) пока во вполне хорошем состоянии. А так как .опа ищет приключений и клапана хочется настроить по феншую, решено было приобрести приспособление для регулировки клапанов с индикаторными часами которое. Да вот беда, нет такого нигде. Более того, некоторые уверяли что такого и не существует. Только щуп и ловкость рук. Ну и само собой разговоры что это нормально.
Решено было сделать самому. Тем более что и чертеж нашелся быстро. Кстати, вот он:
Чертеж
Судя по автографу, чертеж был сделан небезысвестным WerWolf-DVS (в миру Травников Евгений), за что ему отдельная благодарность. Надеюсь автор не против, тем более что чертеж выложен в его личном блоге и встречается повсеместно. А так как станков я под рукой не имею, нужно было заказать кому-нибудь.Хотя поиски изготовителя велись неспешно, проблема изготовления планки приспособления решилась внезапно, в разговоре с RadmirT. Пока я был на сессии планку изготовили, даже с неделю она каталась в машине у него. При первой же возможности я и забрал планочку. Еще раз большое спасибо RadmirT за содействие!
Запасные винты. Вдруг сломаю))
Второй не менее важный элемент приспособления — индикаторные часы. Или как более грамотно оно называется микрометрический индикатор часового типа. А так как я в молодые годы не знал что этот инструмент мне еще пригодится для личного пользования, пришлось покупать уже в более зрелом возрасте. Часы после недолгих поисков были приобретены в одном из магазинов, специализирующихся на продаже инструмента и оборудовавния.
В футляре и пленке))
Ну и картинка в сборе, так сказать.
Фото повернуто не знаю почему(
Если кому интересно, для полного понимания что и как, видеоруководство от того же Травникова. Вполне доступно изложено. По крайней мере мне добавить нечего.
Приспособление еще не испытал. Просто хотелось выпендриться как обычно поделиться)) Уверен что испытания и дальнейшее использование пройдут успешно. Нужно будет еще отдельный кейс для приспособления соорудить чтобы не растерять. В идеале еще и в гальванику закинуть))Скажу заранее что идею установки гидрокомпенсаторов я из головы не выбросил, просто, скажем так, перенес на неопределенный срок))
Спасибо за внимание!
Цена вопроса: 1 492 ₽
#25 Регулировка клапанов ВАЗ (рейкой, планкой) ПРЗ.000РЭ — Лада 2103, 1.3 л., 1979 года на DRIVE2
Взял попользоваться инструмент для регулировки клапанов при помощи индикатора часового типа. Так как классическим щупом с толщиной 0,15 выставить зазор точно большая сложность при любом раскладе у одного клапана будет чуть больше зазор у другого чуть меньше. А при помощи индикатора часового типа можно выставить точный зазор во всех клапанах.
Советская упаковка инструмента из дерева
Титульная сторона
Зависимость температуры двс на зазор для регулировки
И видео от Наиля Порошина как пользоваться данным приспособлением. Пока его не посмотрел, слегка не догонял как регулировать хоть и читал инструкцию. А после просмотра оказалось все легко и просто.
Ну и немного фотографий о состоянии кастрюли и что творится под клапанной крышкой
Как видно под клапанной крышкой нет такого гуталина как бывает если льют плохое масло. В данный момент еще залито с декабря 2014 года Хадо 5w40 полусинтетика, с пробегом машины на этом масле около 7к км.
Щуп 0,15
После того как все собрал и завел оказалось все таки один клапан немного зажал и слышно цоканье. И зажатие клапанов сказывалось на холостом ходу при перегреве 90 градусов холосты начинали падать/10.05.2015
Пробег: 182877 км
Регулировка клапанов ВАЗ 2109
В данной статье пойдёт речь о регулировке клапанов на автомобиле ВАЗ 2109, так же эта информация подойдёт для владельцев Калин (1,6 8 клапанов), Приор (8 клапанов), «десяток», «восьмёрок». В общем для всех переднеприводных ВАЗов на которых установлены 8-ми клапанные моторы. Давайте перейдем ближе к делу.
Регулировку клапанов ВАЗ советуют проводить каждые 20-30 тысяч километров пробега. На некоторых СТО рекомендую совмещать проверку зазоров клапанов с плановой заменой масла. Ну и естественно, если сами услышали стук клапанов — лучше сразу проверить зазоры.
Приспособление для регулировки клапанов ВАЗ
Для того, что бы выполнить проверку и регулировку клапанных зазоров вам понадобятся следующие приспособления:
- Специальная рейка для зажима толкателя клапана
- Подставка, фиксирующая толкатель в зажатом положении
- Набор щупов
- Гаечный ключ на «10»
Порядок регулировки клапанов ВАЗ
Будьте внимательны! Регулировка клапанов проводится на ХОЛОДНОМ моторе, т.е. 20-30 градусов. Это связано с расширением металла при нагревании.
Для начала нам нужно добраться до самих клапанов. Для этого снимите декоративную крышку (есть на Калинах, Приорах), открутите держатель тросика акселератора и отодвиньте его в сторону, что бы не мешал. Ключем на 10 открутите 2 гайки крепления крышки клапанов и снимите ее. Вот мы и добрались до клапанов.
Теперь нужно позаботиться о прокручивании распредвала. Снимаем защитный кожух ремня ГРМ, поддомкрачиваем правое переднее колесо, включаем 5-ю (или 4-ю) передачу. В таком состоянии, прокручивая переднее колесо, мы сможем прокручивать и распредвал и, соответственно, открывать/закрывать те или другие клапана.
Устанавливаем распредвал по метке. В таком положении у нас будут закрыты 1, 2, 3 и 5 клапаны (кулачки распредвала «смотрят» вверх). Нумерация клапанов, как и цилиндров, осуществляется с лево на право. Клапана под номерами 1, 4, 5, 8 — выпускные, а 2, 3, 6, 7 — впускные. Зазор выпускных клапанов должен равняться 0.35 мм, впускных меньше — 0.2 мм. Допускаемая погрешность — 0.05 мм. Т.е., к примеру, для выпускного клапана нормальным будет считаться зазор от 0.3 до 0.4 мм. В идеале, конечно, он должен быть 0.35мм. С этим разобрались.
Проверяем, при помощи набора щупов зазоры клапанов 1, 2, 3, 5 (кулачки над которыми «смотрят» вверх). Зазоры 1-го и 5-го должны быть в пределах 0.35мм, так как это выпускные клапаны, а зазоры 2-го и 3-го — 0.2мм, так как это впускные.
Если зазоры некоторых клапанов не вписываются в нормы, то их нужно настроить. Зазор регулируется при помощи специальных регулировочных шайб. Для изменения зазора необходимо заменить шайбу регулировки на более толстую или тонкую. Толщина шайбы указана на одной из ее сторон. Методом подбора можно выбрать шайбу необходимой толщины. После установки новой шайбы снова проверяем зазор.
И так, что бы вытащить регулировочную шайбу необходимо, при помощи специальной рейки, зажать толкатель клапана и зафиксировать его. Фиксатор устанавливается между распредвалом и толкателем. В таком положении шайба становится доступной. Извлечь ее можно при помощи продолговатого пинцета — поддеваем и вытаскиваем. После установки новой шайбы снова зажимаем толкатель и вытаскиваем фиксатор.
Прокручиваем распредвал на 180 градусов по часовой стрелке. В таком положении становятся доступными для проверки оставшиеся клапана — 4, 6, 7, 8. Проверяем их зазоры и при необходимости меняем шайбу для регулировки. Все так же само, как описывалось выше.
По завершению регулировки клапанов ВАЗ устанавливаем все в обратном порядке. Для надёжности советуют заменить прокладку крышки клапанов, а ее углы дополнительно промазать герметиком.
Регулировка клапанов ВАЗ видео
Приспособление для регулировки клапанов ВАЗ 2101-2107 — Лада 2107, 1.6 л., 2008 года на DRIVE2
Уже давно искал чтобы купить себе приспособление для регулировки клапанов ваз 2101-2107 по магазинам и объявлениям в нашем городе, но ни разу не попадалось мне.Поискав по интернет магазинам запчастей и инструмента понял что купить новую нереально так как её просто уже не производят.
Начал искать по сайтам где можно купить с рук, попадались по цене от 2000 до 4000 рублей,
при реальной стоимости около 1000 рублей, просматривая очередной раз объявления попался набор за 1500 руб — дороговато конечно, но ближе к реальной цене, начал договариваться о торге — продавец ни в какую 1500 и все, пришлось брать по его цене, через 4 дня получил из Транспортной компании.Набор видно что использовался очень мало совсем не затерт и не поврежден, ближе к весне буду проверять, сейчас все равно практически не езжу, да и холодно, а регулировку надо проводить при тепмпературе двигателя 20 градусов, вот собственно и все…
Page 2
Уже давно искал чтобы купить себе приспособление для регулировки клапанов ваз 2101-2107 по магазинам и объявлениям в нашем городе, но ни разу не попадалось мне.Поискав по интернет магазинам запчастей и инструмента понял что купить новую нереально так как её просто уже не производят.
Начал искать по сайтам где можно купить с рук, попадались по цене от 2000 до 4000 рублей,
при реальной стоимости около 1000 рублей, просматривая очередной раз объявления попался набор за 1500 руб — дороговато конечно, но ближе к реальной цене, начал договариваться о торге — продавец ни в какую 1500 и все, пришлось брать по его цене, через 4 дня получил из Транспортной компании.Набор видно что использовался очень мало совсем не затерт и не поврежден, ближе к весне буду проверять, сейчас все равно практически не езжу, да и холодно, а регулировку надо проводить при тепмпературе двигателя 20 градусов, вот собственно и все…
Регулировка клапанов ВАЗ 2108-99, 2113-15 — DRIVE2
Приветствую на блоге.
Заехал клиент на регулировку. Ранее померили компрессию в 3-м цилиндре была низкая компрессия, решили начать с регулировки.Времени клацать фотки особо не было, пару все же успел сделать.Для регулировки нужно1 набор щупов;2 приспособление для регулировки зазоров3 микрометр4 пинцет.5 шайбыЗапас шайб имею от 3,10 до 4,15, с шагом по 0,05
Приступаем.
1. Снимаем крышку головки2. Снимаем переднюю крышку ремня привода ГРМ3. Шприцом или резиновой грушей удаляем остатки масла вокруг толкателей клапанов.4. Устанавливаем приспособление для регулировки клапанов на шпильки головки блока цилиндров и закрепляем его гайками, которые крепили крышку головки блока цилиндров
5. Вращая коленчатый вал по часовой стрелке, выставляем поршень первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия6. Повернув вал из положения ВМТ на угол 40-50° (на 3 зуба шкива распределительного вала), набором щупов определяем зазоры в приводе 1 и 3 клапанов (при счете по порядку от шкива распределительного вала)Мерим Впус: 0,2, Выпуск: 0,35
7. Если зазор не соответствует норме, поворачиваем толкатель пазом к себе. Приспособлением утапливаем клапан, удерживая толкатель от вращения отверткой вставленной в паз. Фиксатором приспособления стопорим толкатель в нижнем положении.
8. Пинцетом извлекаем регулировочную шайбу.
9. По маркировке на шайбе определяем ее толщину. Если надпись стерлась, микрометром измеряем толщину шайбы.
10. Рассчитываем зазор новой регулировочной шайбы по формуле:
а) для впускных клапанов Ζ = Y + X — 0,2 мм;
б) для выпускных клапанов Ζ = Y + X — 0,35 мм;
где Ζ — расчетная толщина новой регулировочной шайбы; Υ — толщина снятой шайбы; X — зазор, определенный по щупу.Таблица регулировки 11. Подбираем новую шайбу, у которой толщина близка расчетной (+ 0,05 мм).12. Устанавливаем новую шайбу в толкатель (маркировкой вниз).13. Поджимаем толкатель приспособлением и удаляем фиксатор.
14. Соблюдая последовательность, проверяем и регулируем зазоры в приводе других клапанов.
15. Сняв приспособление для регулировки клапанов, устанавливаем детали в последовательности, обратной снятию.
После регулировки замерил компрессию, а именно акцентировал на 3-й цилиндр, компрессия выросла, стала такой же как и во всех горшках, мотор стал работать заметно тише и ровнее)))
П.С. Сорри за картинки, после певрых шагов, руки чистые были, как дело дошло до шайб, руки просто в масле были, не как было снимать, не хотел пачкать фото\аппарат.
Благодарю за внимание!Stay tuned, stay true!
Page 2
Приветствую на блоге.
Заехал клиент на регулировку. Ранее померили компрессию в 3-м цилиндре была низкая компрессия, решили начать с регулировки.Времени клацать фотки особо не было, пару все же успел сделать.Для регулировки нужно1 набор щупов;2 приспособление для регулировки зазоров3 микрометр4 пинцет.5 шайбыЗапас шайб имею от 3,10 до 4,15, с шагом по 0,05
Приступаем.
1. Снимаем крышку головки2. Снимаем переднюю крышку ремня привода ГРМ3. Шприцом или резиновой грушей удаляем остатки масла вокруг толкателей клапанов.4. Устанавливаем приспособление для регулировки клапанов на шпильки головки блока цилиндров и закрепляем его гайками, которые крепили крышку головки блока цилиндров
5. Вращая коленчатый вал по часовой стрелке, выставляем поршень первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия6. Повернув вал из положения ВМТ на угол 40-50° (на 3 зуба шкива распределительного вала), набором щупов определяем зазоры в приводе 1 и 3 клапанов (при счете по порядку от шкива распределительного вала)Мерим Впус: 0,2, Выпуск: 0,35
7. Если зазор не соответствует норме, поворачиваем толкатель пазом к себе. Приспособлением утапливаем клапан, удерживая толкатель от вращения отверткой вставленной в паз. Фиксатором приспособления стопорим толкатель в нижнем положении.
8. Пинцетом извлекаем регулировочную шайбу.
9. По маркировке на шайбе определяем ее толщину. Если надпись стерлась, микрометром измеряем толщину шайбы.
10. Рассчитываем зазор новой регулировочной шайбы по формуле:
а) для впускных клапанов Ζ = Y + X — 0,2 мм;
б) для выпускных клапанов Ζ = Y + X — 0,35 мм;
где Ζ — расчетная толщина новой регулировочной шайбы; Υ — толщина снятой шайбы; X — зазор, определенный по щупу.Таблица регулировки 11. Подбираем новую шайбу, у которой толщина близка расчетной (+ 0,05 мм).12. Устанавливаем новую шайбу в толкатель (маркировкой вниз).13. Поджимаем толкатель приспособлением и удаляем фиксатор.
14. Соблюдая последовательность, проверяем и регулируем зазоры в приводе других клапанов.
15. Сняв приспособление для регулировки клапанов, устанавливаем детали в последовательности, обратной снятию.
После регулировки замерил компрессию, а именно акцентировал на 3-й цилиндр, компрессия выросла, стала такой же как и во всех горшках, мотор стал работать заметно тише и ровнее)))
П.С. Сорри за картинки, после певрых шагов, руки чистые были, как дело дошло до шайб, руки просто в масле были, не как было снимать, не хотел пачкать фото\аппарат.
Благодарю за внимание!Stay tuned, stay true!
Порядок регулировки клапанов ВАЗ 2101: лучше индикатором или щупом, инструкции с фото и видео
ВАЗ 2101 — первая модель, выпущенная Волжским автомобильным заводом в начале 1970 года. За основу при её разработке был взят хорошо зарекомендовавший себя в Европе Fiat 124. Первые ВАЗ 2101 были укомплектованы карбюраторными двигателями объёмом 1.2 и 1.3 л, клапанный механизм которых периодически нуждался в регулировке.
Назначение и устройство клапанного механизма ВАЗ 2101
Работа двигателя внутреннего сгорания невозможна без механизма газораспределения (ГРМ), который обеспечивает своевременное заполнение цилиндров топливно-воздушной смесью и выводит продукты её сгорания. Для этого в каждом цилиндре имеется по два клапана, первый из которых предназначен для впуска смеси, а второй — для выпуска отработанных газов. Управляются клапаны с помощью кулачков распредвала.

Распредвал приводится в движение коленчатым валом через цепной или ремённый привод. Тем самым в поршневой системе обеспечивается распределённый во времени впуск и выпуск газов с соблюдением последовательности фаз газораспределения. Закруглённые наконечники кулачков распредвала надавливают на коромысла (рычаги, рокеры), которые, в свою очередь, приводят в действие клапанный механизм. Каждым клапаном управляет свой кулачок, открывая и закрывая его в строгом соответствии с фазами газораспределения. Закрываются клапаны с помощью пружин.
Клапан состоит из стержня (штока, шейки) и шляпки с плоской поверхностью (тарелки, головки), закрывающей камеру сгорания. Стержень перемещается по направляющей его движение втулке. Весь ГРМ смазывается моторным маслом. Для предотвращения попадания смазки в камеры сгорания предусмотрены маслосъёмные колпачки.

Каждая фаза газораспределения должна строго соответствовать положению поршней в цилиндрах. Поэтому коленчатый и распределительный валы жёстко связаны через привод, причём первый вал вращается ровно в два раза быстрее второго. Полный рабочий цикл двигателя состоит из четырёх фаз (тактов):
- Впуск. Двигаясь в цилиндре вниз, поршень создаёт над собой разрежение. Параллельно с этим открывается впускной клапан и топливно-воздушная смесь (ТВС) поступает под низким давлением в камеру сгорания. При достижении поршнем нижней мёртвой точки (НМТ) впускной клапан начинает закрываться. В течение этого такта коленвал поворачивается на 180°.
- Сжатие. Достигнув НМТ, поршень меняет направление движения. Поднимаясь, он сжимает ТВС и создаёт в цилиндре высокое давление (8.5–11 атм в бензиновых и 15–16 атм в дизельных двигателях). При этом впускающий и выпускающий клапаны закрыты. В итоге поршень достигает верхней мёртвой точки (ВМТ). За два такта коленчатый вал произвёл один оборот, то есть поворнулся на 360°.
- Рабочий ход. От искры происходит воспламенение ТВС, и под давлением образовавшегося газа поршень направляется к НМТ. На этой фазе клапаны тоже закрыты. С начала рабочего цикла коленвал повернулся на 540°.
- Выпуск. Пройдя НМТ, поршень начинает движение вверх, сжимая газообразные продукты сгорания ТВС. При этом открывается выпускной клапан, и под давлением поршня газы удаляются из камеры сгорания. За четыре такта коленчатый вал совершил два оборота (повернулся на 720°).
Передаточное число между коленвалом и распредвалом — 2:1. Поэтому за рабочий цикл распределительный вал делает один полный оборот.
ГРМ современных двигателей различаются по следующим параметрам:
- верхнему или нижнему расположению газораспределительного вала;
- количеству распределительных валов — один (SOHC) или два (DOHC) вала;
- количеству клапанов в одном цилиндре (от 2 до 5);
- типу привода от коленвала к распредвалу (зубчато-ремённый, цепной или шестерёнчатый).
Первый карбюраторный двигатель моделей ВАЗ, выпускаемых с 1970 по 1980 год, имеет четыре цилиндра общим объёмом 1.2 л, мощность 60 л. с. и представляет собой классический рядный четырёхтактный силовой агрегат. Его клапанный механизм состоит из восьми клапанов (по два на каждый цилиндр). Неприхотливость и надёжность в работе позволяет ему использовать бензин Аи-76.
Видео: работа газораспределительного механизма
Газораспределительный механизм ВАЗ 2101
Газораспределительный механизм ВАЗ 2101 приводится в движение коленчатым валом, а за работу клапанов отвечает распределительный вал.

Вращательный момент от коленчатого вала двигателя (1) через ведущую звёздочку (2), цепь (3) и ведомую звёздочку (6) передаётся распределительному валу (7), расположенному в головке блока цилиндров (ГБЦ). Кулачки распредвала периодически воздействуют на рычаги привода или рокеры (8), приводя в движение клапаны (9). Тепловые зазоры клапанов устанавливаются регулировочными болтами (11), находящимися во втулках (10). Надёжная работа цепного привода обеспечивается втулкой (4) и регулировочным узлом (5), натяжного устройства, а также успокоителем (12).
Рабочие такты в цилиндрах двигателя ВАЗ 2101 имеют определённую последовательность.

Основные неисправности ГРМ ВАЗ 2101
Согласно статистике, каждая пятая неисправность двигателя происходит в газораспределительном механизме. Порой различные неисправности имеют похожие симптомы, поэтому на диагностику и ремонт тратится много времени. Выделяют следующие наиболее распространённые причины неисправности ГРМ.
- Неправильно выставленный тепловой зазор между рокерами (рычагами, коромыслами) и кулачками распредвала. Это приводит к неполному открытию или закрытию клапанов. В процессе работы клапанный механизм нагревается, металл расширяется, и происходит удлинение клапанных стержней. Если тепловой зазор выставлен неправильно, двигатель будет с трудом запускаться и начнёт терять мощность, появятся хлопки из глушителя и стук в районе мотора. Устраняется эта неисправность корректировкой зазора или заменой клапанов и распредвала в случае их износа.
- Износ маслосъёмных колпачков, клапанных штоков или направляющих втулок. Следствием этого станет увеличение расхода моторного масла и появление дыма из выхлопной трубы во время холостого хода или перегазовок. Неисправность устраняется заменой колпачков, клапанов и ремонтом ГБЦ.
- Выход из строя привода распредвала в результате ослабления или обрыва цепи, поломки натяжного устройства или цепного успокоителя, износа звёздочек. В результате нарушатся фазы газораспределения, клапаны зависнут, а двигатель заглохнет. Потребуется его капитальный ремонт с заменой всех вышедших из строя деталей.
В результате проскальзывания или обрыва цепи привода ГРМ клапаны могут изогнуться
- Поломка или усталость клапанных пружин. Клапаны будут закрываться не до конца и начнут стучать, нарушатся фазы газораспределения. В этом случае пружины следует заменить.
- Неполное закрытие клапанов из-за обгорания рабочих фасок клапанных тарелок, образования налёта из отложений некачественного моторного масла и топлива. Последствия будут аналогичны описанным в пункте 1 — потребуется ремонт и замена клапанов.
- Износ подшипников и кулачков распредвала. В результате нарушатся фазы газораспределения, снизится мощность и приёмистость двигателя, в ГРМ появится стук, а отрегулировать тепловой зазор клапанов станет невозможно. Проблема решается заменой изношенных элементов.
После устранения любой из неисправностей двигателя ВАЗ 2101 обязательно потребуется регулировка зазора между рокерами и кулачками распределительного вала.
Видео: влияние тепловой зазора клапанов на работу ГРМ
Демонтаж и ремонт головки блока цилиндров ВАЗ 2101
Для замены клапанных механизмов и направляющих втулок потребуется демонтировать ГБЦ. Операция эта — довольно трудоёмкая и кропотливая, требующая определённых слесарных навыков. Для её выполнения потребуются следующие инструменты:
- набор гаечных ключей (обязательно наличие головок на 8, 10, 13, 17, 19);
- шлицевые и крестообразные отвёртки;
- плоскогубцы;
- оправки для выпрессовывания и запрессовывания направляющих втулок;
- приспособление А.60311/R для извлечения клапанных пружин (рассухариватель);
- съёмник и оправка для маслоотражательных колпачков;
- динамометрический ключ.

Перед началом демонтажа ГБЦ необходимо:
- Слить антифриз из системы охлаждения двигателя.
- Снять воздушный фильтр и карбюратор, предварительно отсоединив все патрубки и шланги.
- Отсоединить провода, выкрутить свечи зажигания и датчик температуры антифриза.
- Открутив ключом на 10 гайки крепления, снять клапанную крышку вместе со старой прокладкой.
Для демонтажа клапанной крышки потребуется ключ на 10
- Совместить установочные метки коленчатого и распределительного валов. При этом поршни первого и четвёртого цилиндров переместятся в самую верхнюю точку.Перед снятием ГБЦ необходимо совместить установочные метки коленчатого и распределительного валов (слева — звёздочка распредвала, справа — шкив коленвала)
- Ослабить натяжитель цепи, демонтировать опорную шайбу и звёздочку распредвала. Цепь со звёздочки снимать нельзя, нужно скрепить их проволокой.
- Снять распределительный вал вместе с корпусом подшипников.
- Стащить с регулировочных болтов, вынуть из пружин и снять все рокеры.
Замена клапанных пружин и маслосъёмных колпачков
Опорные подшипники, распредвал, пружины и маслоотражательные колпачки можно заменить, не снимая ГБЦ. Для этого потребуется приспособление для извлечения (рассухаривания) клапанных пружин. Сначала производится замена указанных элементов на клапанах первого и четвёртого цилиндров, которые находятся в ВМТ. Затем коленвал проворачивается кривым стартёром на 180о, и операция повторяется для клапанов второго и третьего цилиндров. Все действия производятся в строго определённой последовательности.
- В свечное отверстие между поршнем и клапаном вставляется пруток из мягкого металла диаметром около 8 мм. Можно использовать оловянный припой, медь, бронзу, латунь, в крайнем случае — крестообразную отвёртку.
В свечное отверстие между поршнем и клапаном вставляется пруток из мягкого металла или крестообразная отвёртка
- На шпильку крепления корпуса подшипников распредвала накручивается гайка. Под неё заводится захват устройства для извлечения сухарей (приспособление А.60311/R), стопорящих пружину и её тарелку.
Гайка на шпильке выступает в качестве опоры, создавая рычаг для рассухаривателя
- Пружина прижимается рассухаривателем, и пинцетом или намагниченным стержнем извлекаются стопорящие сухари.
Вместо пинцета для извлечения сухарей лучше использовать намагниченный стержень — в этом случае они не потеряются
- Снимается тарелка, затем наружная и внутренняя пружины.
Пружины сверху прижимает тарелка, зафиксированная двумя сухарями
- Извлекаются верхняя и нижняя опорные шайбы, расположенные под пружинами.
Чтобы извлечь маслосъёмный колпачок, нужно снять опорные шайбы
- Шлицевой отвёрткой аккуратно поддевается и извлекается маслосъёмный колпачок.
Поддевать колпачок отвёрткой следует очень аккуратно, чтобы не повредить кромку втулки клапана
- На стержень клапана надевается предохраняющая пластиковая втулка (поставляется в комплекте с новыми колпачками).
Втулка предохраняет маслосъёмный колпачок при его монтаже от повреждений
- На втулку надевается маслоотражательный колпачок и перемещается на стержень.
Рабочую кромку колпачка перед монтажом нужно смазать машинным маслом
- Пинцетом снимается пластиковая втулка, а колпачок напрессовывается на втулку клапана.
Чтобы не повредить колпачок, при его запрессовке используется специальная оправка
Если другие ремонтные работы не требуются, сборка ГРМ производится в обратной последовательности. После этого необходимо отрегулировать тепловой зазор клапанов.
Замена и притирка клапанов, установка новых направляющих втулок
Если шляпки клапанов прогорели, или на них образовался налёт из примесей в масле и топливе, мешающий плотному прилеганию к сёдлам, клапаны необходимо заменить. Для этого потребуется демонтаж ГБЦ, то есть нужно будет выполнить все пункты приведённого выше алгоритма до установки на шейки клапанов новых маслосъёмных колпачков. Сами колпачки и пружины можно установить на снятой ГБЦ после замены и притирки клапанов. Работы выполняются в следующем порядке.
- Отсоединяются шланги от карбюратора, впускного трубопровода и выпускного патрубка охлаждающей рубашки ГБЦ.
- От выпускного коллектора отсоединяются защитный щиток стартёра и приёмная труба глушителей.
- Отсоединяется датчик давления масла.
- Срываются, а затем отворачиваются воротком и трещоткой болты крепления ГБЦ к блоку цилиндров. ГБЦ снимается.
- Если клапанные механизмы не разбирались, они снимаются в соответствии с приведённой выше инструкцией (см. «Замена клапанных пружин и маслосъёмных колпачков»).
Для замены клапанов и втулок нужно разобрать клапанные механизмы
- ГБЦ переворачивается так, чтобы сторона, прилегающая к блоку цилиндров, была сверху. Старые клапаны извлекаются из своих направляющих.
Старые клапаны нужно извлечь из своих направляющих
- В направляющие вставляются новые клапаны и проверяются на люфт. Если требуется замена направляющих втулок, применяются специальные приспособления.
Оправка для выбивания (вверху) и запрессовки (внизу) направляющих втулок
- ГБЦ нагревается — можно на электроплите. Чтобы втулки лучше вошли в гнёзда, их следует смазать моторным маслом.
Для установки новых втулок потребуется молоток с оправкой и моторное масло
- Новые клапаны притираются к сёдлам ГБЦ с помощью специальной притирочной пасты и дрели. Во время вращения клапанные тарелки необходимо периодически прижимать к сёдлам деревянной ручкой молотка. Каждый клапан притирается несколько минут, затем паста удаляется с его поверхности.
Притирка заканчивается, когда поверхность седла и клапана в месте контакта станет матовой
- Установка клапанных механизмов и сборка ГБЦ производится в обратной последовательности. Перед этим поверхности головки и блока цилиндров тщательно зачищаются, промазываются графитовой смазкой, а на шпильки блока цилиндров надевается новая прокладка.
При установке ГБЦ на блок цилиндров прокладка обязательно меняется на новую
- При установке головки в блок цилиндров болты затягиваются динамометрическим ключом в строгой последовательности и с определённым усилием. Сначала для всех болтов применяется усилие 33.3–41.16 Н-м. (3.4–4.2 кгс-м.), затем они докручиваются с усилием 95.94–118.38 Н-м. (9.79–12.08 кгс-м.).
Если не соблюдать порядок закручивания болтов, можно повредить прокладку и поверхность ГБЦ
- При установке корпуса подшипников распредвала гайки на шпильках затягиваются также в определённой последовательности.
Если не соблюдать порядок затягивания гаек крепления корпуса подшипников распредвала, можно перекосить сам распредвал
- После установки ГБЦ и корпуса распредвала производится регулировка теплового зазора клапанов.
Видео: ремонт ГБЦ ВАЗ 2101–07
Регулировка теплового зазора клапанов
Конструктивной особенностью двигателей классических моделей ВАЗ является то, что в процессе эксплуатации изменяется зазор между кулачком распредвала и рокером-толкателем клапана. Регулировать этот зазор рекомендуют каждые 15 тыс. км пробега. Для работы потребуются гаечные ключи на 10, 13 и 17 и щуп толщиной 0.15 мм. Операция несложная, и выполнить её сможет даже неопытный автолюбитель. Все действия выполняются на холодном двигателе в следующем порядке:
- Согласно приведённой выше инструкции снимается клапанная крышка (п. 4 раздела «Демонтаж и ремонт головки блока цилиндров ВАЗ 2101»), затем крышка распределителя зажигания. Вынимается масляный щуп.
- Совмещаются метки коленчатого и распредвала (п. 5 раздела «Демонтаж и ремонт головки блока цилиндров ВАЗ 2101»). Поршень четвёртого цилиндра устанавливается в положение ВМТ, при этом оба клапана закрыты.
- Между рокером и кулачком распредвала 8 и 6 клапанов просовывается щуп, который должен входить в щель с небольшим трудом и не перемещаться свободно. Ключом на 17 ослабляется контргайка, а ключом на 13 выставляется зазор. После этого контргайкой зажимается регулировочный болт.
При регулировке зазора ключом на 17 ослабляется контргайка, а ключом на 13 выставляется сам зазор
- Коленвал проворачивается кривым стартёром по часовой стрелке на 180°. Аналогичным образом регулируются 7 и 4 клапаны.
После поворота коленвала на 180° регулируются 7 и 4 клапаны
- Коленчатый вал ещё раз поворачивается по часовой стрелке на 180° и регулируются 1 и 3 клапаны.
Если щуп не входит в щель между кулачком и рокером, следует ослабить контрагайку и регулировочный болт
- Коленвал ещё раз проворачивается по часовой стрелке на 180° и регулируются 2 и 5 клапаны.
По окончании регулировки зазоров клапанов следует запустить двигатель и проверить его работу
- Все детали, в том числе и клапанная крышка, устанавливаются на место.
Видео: регулировка зазора клапанов ВАЗ 2101
Клапанная крышка
Клапанная крышка закрывает и герметизирует ГРМ, предотвращая вытекание смазки распредвала, клапанов и других деталей наружу. Кроме этого, через её горловину заливается новое моторное масло при замене. Поэтому между клапанной крышкой и ГБЦ установлена герметизирующая прокладка, которая меняется каждый раз после ремонта или регулировки клапанов.

Перед её заменой следует тщательно протереть поверхности ГБЦ и крышки от остатков моторного масла. Затем прокладка надевается на шпильки ГБЦ и прижимается крышкой. Необходимо, чтобы прокладка точно вошла в пазы крышки. После этого в строго определённой последовательности затягиваются гайки крепления.

Видео: устранение течи масла из-под клапанной крышки ВАЗ 2101–07
Замена и ремонт клапанов на ВАЗ 2101 — работа довольно трудоёмкая и требующая определённых навыков. Однако, имея в наличии набор необходимого инструмента и последовательно выполняя требования инструкций специалистов, сделать её реально даже неискушённому автолюбителю.
- Автор: Игорь Тараненко
- Распечатать