Признаки пробуксовки сцепления


Пробуксовка сцепления-причины,признаки,способы устранения.

Возникновение пробуксовки сцепления автомобильной трансмиссии.

Одним из наиболее важных элементов автомобиля является сцепление,которое есть на всех автомобилях с механической коробкой передач. Без него не получится тронуться и нормально включить передачу. В чем же особенности его работы?

Принцип работы механизма сцепления:

Двигатель автомобиля передает свою энергию грузному маховику. При управлении акселератором можно уменьшить или увеличить число оборотов. А для того, чтобы машина двинулась с места,подобное движение должно быть передано на «механический» редуктор – в нашем случае на коробку передач автомобиля. Чтобы машина не заглохла, вращение должно передаваться с максимальной плавностью. Аналогичные требования предъявляются и к остановке транспортного средства. Сцепление – именно тот вспомогательный элемент, без которого это было бы невозможно реализовать.

Работу сцепления объяснить не сложно!

Функционирование механизма сцепления автомобиля. Составные элементы механизма сцепления.

 Как работает сцепление.

Есть два мощных диска. Один из них – маховик мотора,а второй – сцепления. Пока они плотно прижаты друг к другу, энергия передается дальше и машина движется. Если же с помощью специальных механизмов (путем нажатия педали сцепления) разорвать данную связь, то машина начинает перемещаться по инерции (энергия от двигателя уже не передается).

Возникновение дефектов износа механизма сцепления.

Пробуксовка сцепления: основные признаки!

Нормальная работа сцепления исключает какую-либо пробуксовку. Но многие малоопытные автолюбители не могут выявить наличие дефекта. Здесь нет ничего сложного. Если при движении авто слышен запах гари накладок,машина стала плохо ехать на подъем или ухудшился разгон, то это может свидетельствовать о недостаточно качественном включении сцепления – его пробуксовки.

Чтобы убедиться в своей теории, необходимо провести еще одну проверку:

Включите стояночный тормоз до упора, а затем – скорость. Далее выполняйте действия, аналогичные троганию – плавно отпускайте педаль сцепления,слегка нажав педаль газа. Если мотор заглох при полностью отпущенном сцеплении, то пробуксовки нет.В случае, когда двигатель продолжает работу, можно смело заявлять о дефекте.

Причины пробуксовки сцепления:

Чтобы своевременно устранить неисправность, необходимо четко знать причины ее появления. Визуальная оценка состояния диска сцепления.

В случае пробуксовки сцепления их можно выделить несколько – износились,засалились или замаслились фрикционные прокладки,пришла в негодность пружина диафрагмы,отсоединилась или сгорела накладка,в педали нет свободного хода и так далее.

Отсутствие нужного хода допуска педали механизма сцепления.

В случае, если причина пробуксовки – нехватка свободного хода,устройство сцепления необходимо снять с автомобиля, хорошенько промыть и заменить все накладки.Пружины утратили упругость? – Тогда произведите их замену, не забыв обновить и шайбы термоизоляции. Чтобы снять сцепление обязательно отсоедините от него коробку. При этом делать это желательно максимально аккуратно,чтобы вес коробки не оказался на ведомом диске.

Рекомендации:

Появление минимального износа накладок диска.

Помните об особенности установки коленчатого вала – он всегда уравновешен во время монтажа маховики сцепления. Следовательно,в процессе снятия необходимо кожух сцепления и сам маховик немного накренить друг относительно друга. Откручивание крепежных болтов должно осуществляться по диаметру, один за другим. Как показывает практика, очень быстро изнашиваются фрикционные накладки диска. Их необходимо обновить, если расстояние до заклепочной головки осталось меньше 0,2 мм. Одновременно с этим необходимо произвести замену замаслившихся прокладок.

Если причина пробуксовки сцепления – разбухшие уплотнительные кольца одного из цилиндров внутри привода выключения сцепления, то определить это можно по вилке. В частности, в случае дефекта последняя не будет возвращаться после отпускания педали. Аналогичное явление можно наблюдать, когда забивается компенсационное отверстие.

По какой причине может разбухать кольцо?

Разбухание уплотнительных манжет,причина заедания цилиндров.

Чаще всего это происходит из-за применения тормозной жидкости низкого качества с далеко не лучшим составом. При этом ни в коем случае нельзя допускать, чтобы в него попадало минеральное масло.

Для устранения такой проблемы придется снять цилиндр сцепления, аккуратно разобрать его и промыть все поврежденные детали специальной жидкостью. В процессе ремонта все компенсационные отверстия должны быть качественно вычищены с помощью мягкой проволоки.

После этого систему необходимо заполнить фирменной тормозной жидкостью, которая подходит конкретно для модели вашего авто.

Просмотреть наглядный видео урок о работе сцепления и причинах возникновения неисправностей.

Вот основные рекомендации, которые позволяют избавиться от пробуксовки автомобиля.

Почему буксует сцепление автомобиля: основные причины и ремонт

Сцепление в устройстве автомобиля является важнейшим узлом, так как данный механизм передает крутящий момент от двигателя на трансмиссию, фактически, связывая указанные агрегаты между собой. Также сцепление позволяет разъединить мотор и коробку в момент переключения передачи.

С учетом того, что данный узел подвержен большим нагрузкам, часто в процессе эксплуатации водитель сталкивается с тем, что буксует сцепление. Неисправность обычно возникает по причине износа фрикционных накладок диска сцепления, а также износа или поломок других элементов.

Как правило, пробуксовка сцепления проявляется таким образом, что машина не разгоняется, ухудшается тяга и наблюдается потеря мощности, появляются вибрации и т.д. Далее мы рассмотрим, как определить, что сцепление буксует, причины пробуксовок и способы ремонта.

Пробуксовка сцепления: на что обратить внимание

Итак, как уже было сказано выше, сцепление позволяет передавать и прерывать подачу крутящего момента  от маховика двигателя на первичный вал коробки. При этом ресурс данного механизма ограничен.

Первыми признаками износа сцепления и его пробуксовки является потеря динамики автомобиля. Например, водитель включает передачу при старте с места, отпускает сцепление и жмет на газ.

В момент, когда сцепление включается (схватывает), вместо уверенной передачи момента на колеса и активного разгона, тяга может быть слабой (например, машина «не тянет» на подъемах), также в области сцепления иногда появляются вибрации.

Если газовать сильно, в салоне можно почувствовать характерный  неприятный запах горелого сцепления (аналогично тому, когда водитель подпаливает сцепление во время пробуксовок  колес в грязи, снегу или на льду). Единственная разница, что сцепление подпаливается, однако колеса при этом не буксуют.

В дальнейшем изношенное сцепление приводит к тому, что кроме потери тяги возникают трудности с переключением передач. Параллельно во время работы сцепления (как при включении, так и при выключении) могут появляться посторонние звуки (хруст, стуки, скрежет, скрипы и т.д.).

При этом в момент, когда педаль сцепления выжата и шумы исчезают, это часто указывает на неполадки выжимного подшипника. Также водитель может ощущать и вибрацию на педали сцепления, педаль сцепления может проваливаться в пол или же, наоборот, нажиматься с большим усилием.

Так или иначе, но появление таких признаков (как отдельных, так и в комплексе), говорит о проблемах с данным узлом. Запах гари сцепления, особенно если водитель не резко бросает педаль, указывает, что  диски сцепления «буксуют» вместо того, чтобы уверенно входить в зацепление и передавать момент на коробку передач.

В подобной ситуации потребуется, как минимум, замена ведомого диска сцепления. При этом важно своевременно провести диагностику сцепления, так как существуют риски повредить маховик двигателя или первичный вал КПП.

Если буксует сцепление: как проверить и что делать водителю

Чтобы провести проверку на предмет того, буксует сцепление или нет (особенно если признаки только первичные или проблема плавающая), не обязательно сразу ехать на СТО. Проверить сцепление на пробуксовку можно своими силами:

  • сначала потребуется завести двигатель, далее нужно хорошо затянуть ручник (стояночный тормоз);
  • теперь следует включить первую скорость и начать медленно трогаться (ручник не опускается);
  • при старте нужно слегка нажимать на педаль газа и плавно отпускать сцепление, выполняя действия параллельно;
  • после того, как сцепление «схватится», мотор в норме должен заглохнуть (это говорит о том, что сцепление не буксует, нагрузка на ДВС растет, но мотор не «вытягивает» и глохнет).
  • Если этого не произошло, то есть двигатель продолжает работать, тогда очевидны признаки пробуксовки сцепления.

Допустим, водитель обнаружил, что буксует сцепление. Опять же, не во всех случаях нужно сразу обращаться к специалистам или менять комплект сцепления, то есть выполнять сложный и дорогой ремонт. Не всегда, но часто решить проблему пробуксовки сцепления можно своими руками в условиях обычного гаража. Главное, знать, почему сцепление буксует. 

  • Чаще всего пробуксовки возникают в результате того, что изнашиваются (стираются) фрикционные накладки. Все буде зависеть от того, какова степень их износа.

Если между рабочими поверхностями расстояние находится на отметке 0.2 миллиметра, можно выполнить регулировку свободного хода педали сцепления. Если же износ  окажется большим, тогда ведомый диск с накладками нужно менять.

  • Еще одной причиной, по которой сцепление буксует, является масло на фрикционных накладках. В случае, когда на накладки попало масло, накладки нужно очистить и высушить.

Для очистки достаточно протирки керосином, после чего накладки также протираются сухой чистой ветошью и слегка зачищаются наждачной бумагой с мелким зерном.

  • Следующей в списке причиной пробуксовок сцепления могут оказаться элементы и детали гидропривода, изготовленные из резины. Фактически, такие детали разбухают, в результате чего гидропривод не способен нормально работать и сцепление буксует.
Для решения проблемы потребуется снять главный цилиндр сцепления, а также рабочий цилиндр сцепления. Далее  жидкостью на основе спирта промывается вся система, резиновые детали меняются на новые. Параллельно следует осуществить промывку компенсаторных отверстий.

Завершающим этапом становится  замена тормозной жидкости, после чего прокачивается тормозная система и дополнительно выполняется прокачка сцепления.

  • Также специалисты выделяют потерю эластичности нажимных пружин. Если машина с пробегом и возраст ТС превышает десятилетнюю отметку, при этом общий износ сцепления может быть незначительным, даже в этом случае эластичность нажимных пружин ухудшается.

В результате давление этих пружин оказывается слабее, чем нужно, пружины не давят на ведомый диск в полной мере, сцепление буксует. Чтобы провести проверку пружин, нужно снимать диск сцепления. Как правило, если дело доходить до снятия сцепления, а пробег у автомобиля больше 70 тыс. км, отдельно рекомендуется  сразу менять механизм полностью, то есть устанавливать новый комплект.

Причем, делается это независимо от состояния уже установленного сцепления. Причина — средний срок службы сцепления составляет около 80-100 тыс. км., то есть оставлять старое сцепление или менять отдельные детали (только выжимной подшипник, ведомый диск или корзину) попросту нецелесообразно.

Дело в том, что уже через 10-20 тыс. км. потребуется заново снимать сцепление по причине неизбежного износа тех элементов, которые не были заменены ранее. С учетом того, что сама процедура замены сцепления трудоемкая, лучше сразу менять весь механизм комплектом.

Подведем итоги

Как видно, с проблемой, когда буксует сцепление, рано или поздно может столкнуться каждый автовладелец. Дело в том, что сам механизм сцепления представляет собой узел с ограниченным соком службы (обычно, 80-100 тыс. км.), а в тяжелых условиях отдельные элементы (например, ведомый диск или выжимной подшипник) могут выйти из строя намного быстрее.

По этой причине при появлении первых признаков пробуксовок сцепления рекомендуется сначала исключить внешние факторы (например, попадание масла), а затем переходить к разборке и дефектовке, после чего оптимально заменить весь комплект сцепления целиком, подобрав оптимальный вариант из представленных на рынке (сцепление Valeo, Sachs, Kraft и т.д.).

Главные неисправности сцепления автомобиля. признаки, причины, устранения

Неисправности сцепления автомобиля внешне выражаются в его пробуксовке, работе рывками, шумом или гулом, вибрацией при включении, неполном включении. Необходимо различать неисправности непосредственно сцепления, а также привода сцепления или самой коробки. Привод бывает механический и гидравлический, и у каждого из них есть свои конструктивные особенности и неполадки.

Содержание:

Само сцепление состоит из корзины и ведомого диска (дисков). Ресурс всего комплекта зависит от нескольких параметров — качества изготовления и марки сцепления, его технических характеристик, а также условий эксплуатации машины, и в частности, узла сцепления. Обычно на стандартной легковой машине до пробега в 100 тысяч километров со сцеплением не должно возникать никаких проблем.

Таблица неисправностей сцепления

ПризнакиПричины
Сцепление «ведет» (не расходятся диски)Варианты:
  • признак деформации ведомого диска;
  • износ шлицев ведомого диска;
  • износ или повреждение накладок ведомого диска;
  • поломка или ослабление диафрагменной пружины.
Буксует сцеплениеСвидетельствует про:
  • износ или повреждение накладок ведомого диска;
  • замасливание ведомого диска;
  • поломка или ослабление диафрагменной пружины;
  • износ рабочей поверхности маховика;
  • засорение гидропривода;
  • неисправность рабочего цилиндра;
  • заедание троса;
  • заедание вилки выключения сцепления.
Рывки автомобиля при работе сцепления (при трогании машины с места и при переключении скоростей в движении)Возможные варианты поломки:
  • износ или повреждение накладок ведомого диска;
  • замасливание ведомого диска;
  • заедание ступицы ведомого диска на шлицах;
  • деформация диафрагменной пружины;
  • износ или поломка демпферных пружин;
  • коробление нажимного диска;
  • ослабление опор крепления двигателя.
Вибрация при включении сцепленияМожет быть:
  • износ шлицев ведомого диска;
  • деформация ведомого диска;
  • замасливание ведомого диска;
  • деформация диафрагменной пружины;
  • ослабление опор крепления двигателя.
Шум при выключении сцепленияИзнос или повреждения выжимного подшипника включения/выключения сцепления.
Сцепление не выключаетсяСлучается при:
  • повреждении троса (механический привод);
  • разгерметизации системы или попадании воздуха в систему (гидравлический привод);
  • вышел из строя датчик, управляющего или исполнительного механизма (электронный привод).
После выжима сцепления педаль остается в полуБывает когда:
  • соскакивает возвратная пружина педали или вилки включения;
  • подклинивает выжимной подшипник.

Главные неисправности сцепления

Неисправности сцепления следует разделить на две категории — неисправности непосредственно сцепления и неисправности привода сцепления. Так, к проблемам самого сцепления относят:

  • износ и повреждения накладок ведомого диска;
  • деформация ведомого диска;
  • замасливание накладок ведомого диска;
  • износ шлицев ведомого диска;
  • износ или поломка демпферных пружин;
  • поломка или ослабление диафрагменной пружины;
  • износ или поломка выжимного подшипника сцепления;
  • износ поверхности маховика;
  • износ поверхности нажимного диска;
  • заедание вилки выключения сцепления.

Что касается привода сцепления, то его поломки зависит от того, каков его тип — механический или гидравлический. Так, к неисправностям механического привода сцепления относится:

  • повреждение приводной рычажной системы;
  • повреждение, заедание, удлинение и даже обрыв приводного троса.

Что касается гидравлического привода, то тут возможны следующие поломки:

  • засорение гидропривода, его патрубков и магистралей;
  • нарушение герметичности системы (выражается в том, что начинает подтекать рабочая жидкость, а также завоздушивание системы);
  • неисправность рабочего цилиндра (обычно из-за повреждения рабочей манжеты).

Перечисленные возможные неисправности сцепления являются характерными, но не единственными. О причинах их возникновения написано ниже.

Признаки неисправности сцепления

Признаки неисправного сцепления зависят от того, какими именно неисправностями они были вызваны.

  • Неполное выключение сцепления. Попросту говоря сцепление «ведет». В такой ситуации после отжимания приводной педали ведущий и ведомый диски не размыкаются полностью, и немного соприкасаются между собой. В таком случае при попытке переключить передачу раздается хруст кареток синхронизаторов. Это очень неприятная поломка, которая может привести к быстрому выходу из строя коробки передач.
  • Пробуксовка дисков. То есть, его неполное включение. Такая возможная неисправность сцепления приводит к тому, что поверхности ведомого и ведущего дисков неплотно прилегают друг к другу, из-за чего проскальзывают между собой. Признаком пробуксовки сцепления является наличие запаха горелых фрикционных накладок ведомого диска. Запах напоминает горелую резину. Чаще всего такой эффект проявляется при подъеме на крутую гору или резком старте. Еще один признак пробуксовки сцепления возникает если при увеличении оборотов двигателя происходит лишь ускорение коленчатого вала, в то время как ускорения машины не происходит. То есть, на коробку передач передается лишь небольшая часть мощности от двигателя.
  • Возникновение вибраций и/или посторонних звуков при включении или выключении сцепления.
  • Рывки при работе сцепления. Они могут появляться как во время трогания машины с места, так и в процессе езды при переключении передач на понижение или повышение.

Вибрации и рывки сцепления сами по себе являются признаками неисправности. Поэтому при их возникновении необходимо как можно быстрее выполнить диагностику и устранить проблему, так ее решение будет дешевле.

Как проверить сцепление

Если при эксплуатации машины имеется хотя бы один из перечисленных выше признаков неисправности сцепления, то необходимо выполнить дальнейшую проверку отдельных элементов этого узла. Проверить сцепление на машине с МКПП без снятия можно на 3 основных неисправности.

«Ведет» или «не ведет»

Чтобы проверить, не «ведет» ли сцепление, необходимо запустить двигатель на холостых оборотах, выжать сцепление и включить первую или заднюю передачи. Если при этом приходится прикладывать значительные физические усилия или в процессе были слышны хруст или просто «нездоровые» звуки — значит, ведомый диск не полностью отходит от маховика. Точно в этом убедиться можно лишь демонтировав сцепление для дополнительной диагностики.

Еще один способ как можно проверить ведет ли сцепление заключается в том, что при езде с нагрузкой (грузом или в гору) будет слышен запах паленой резины. Это подгорают фрикционы на сцеплении. Нужно выполнять его демонтаж и осмотр.

Буксует ли сцепление

Для проверки сцепления на пробуксовку можно воспользоваться ручным тормозом. В частности, на ровной поверхности поставить машину на «ручник», выжать сцепление и включить третью или четвертую передачу. После этого попытаться плавно тронуться с места на первой передаче.

Если двигатель не справился с задачей и заглох — значит, сцепление в порядке. Если же при этом двигатель не глохнет и машина стоит на месте — значит, сцепление буксует. Ну и конечно при проверке нужно следить за тем, чтобы в процессе работы сцепления оно не издавало посторонних шумящих звуков и вибраций.

Проверка износа сцепления

Довольно просто можно проверить и степень износа ведомого диска и понять что сцепление надо менять. В частности, нужно:

  1. Запустить двигатель и включить первую передачу.
  2. Не подгазовывая, попытавшись тронуться с места проверить состояние диска сцепления.
  • если сцепление «хватает» в самом начале — значит, диск и сцепление в целом в отличном состоянии;
  • если «схватывание» происходит где-то посередине — диск изношен на 40…50% или сцепление требует дополнительной настройки;
  • если сцепление хватает лишь в конце хода педали — значит, диск критически износился и требует замены. Либо же просто необходимо выполнить регулировку сцепления с помощью соответствующих регулировочных гаек.

Причины неисправности сцепления

Чаще всего автолюбители сталкиваются с неисправностью, когда сцепление пробуксовывает или недовыжимается. Причинами пробуксовки могут быть следующие факторы:

  • Естественный износ ведущего и/или ведомого дисков. Такая ситуация возникает при длительном пробеге автомобиля даже в условиях нормальной эксплуатации узла сцепления. В частности, имеется сильный износ фрикционных накладок ведомого диска, а также износ рабочих поверхностей корзины и маховика.
  • «Сжигание» сцепления. «Сжечь» сцепление можно, например, частыми резкими стартами с «педалью в пол». Аналогично это может произойти при длительных перегрузках машины и двигателя. Например, при длительной езде с большим грузом и/или в гору. Еще одна ситуация — частая езда «в раскачку» по бездорожью или по снежным сугробам.«Поджечь» сцепление можно и в случае, если в процессе езды не отжимать его педаль до конца, пытаясь таким образом избежать резких рывков и дерганий. На самом деле так делать нельзя.
  • Проблемы с выжимным подшипником. В этом случае он будет значительно изнашивать («грызть») нажимные лепестки корзины.
  • Вибрации машины во время трогания ее с места (изредка и во время переключения скоростей между собой) возникают из-за ослабленных демпферных пружин ведомого диска сцепления. Другой вариант — расслоение (коробление) фрикционных накладок. В свою очередь причинами выхода из строя указанных элементов может быть грубое обращение со сцеплением. Например, частые старты с пробуксовкой, езда с перегруженным прицепом и/или в гору, длительная езда в натяг в условиях бездорожья.

Перечисленные выше причины являются типовыми и наиболее распространенными. Однако есть и так называемые «экзотические» причины, которые встречаются не часто, но могут доставить много неприятностей автовладельцам по части их локализации.

  • В большинстве случаев в сцеплении изнашивается ведомый диск, именно поэтому его меняют чаще. Однако при пробуксовывании сцепления необходимо диагностировать также состояние корзины сцепления и маховика. Со временем они тоже выходят из строя.
  • При частых перегревах корзина сцепления утрачивает свои фрикционные свойства. Внешне такая корзина выглядит слегка посиневшей (на рабочей поверхности диска). Поэтому это косвенный признак того, что сцепление либо уже работает не на 100%, либо скоро частично выйдет из строя.
  • Сцепление частично может выйти из строя из-за того, что на его диск попало моторное масло, вытекшее из-под заднего сальника коленчатого вала. Поэтому если мотор имеет течь моторного масла, то поломку нужно диагностировать и ремонтировать как можно быстрее, поскольку это может также сказаться на работе сцепление. Попадая на его диск, оно, во-первых, способствует проскальзыванию сцепления, а во-вторых, может там подгорать.
  • Механическая поломка ведомого диска сцепления. Она может проявится при попытке отпустить сцепление в движении даже на нейтральной скорости. Из коробки передач появляются очень неприятные звуки, а передача не отключается. Проблема заключается в том, что иногда диск рассыпается в своей центральной части (где расположены шлицы). Естественно, что в таком случае переключение скоростей невозможно. Возникнуть подобная ситуация может при значительной и долговременной нагрузке на сцепление (например, буксировка очень тяжелого прицепа, долгая езда с пробуксовкой и подобных частых больших нагрузках).

Устранения неисправности сцепления

Неисправности сцепления и способы их устранения зависят от их характера и места локализации. Остановимся на этом подробно.

Неисправности корзины сцепления

Поломка элементов корзины сцепления может выражаться в следующем:

  • Шум при нажатии на педаль сцепления. Однако этот признак может указывать и на неполадки с выжимным подшипником, а также с ведомым диском. Но нужно проверить на предмет износа упругие пластины (так называемые «лепестки») корзины сцепления. При их значительном износе ремонт невозможен, а только замена всего узла.
  • Деформация или поломка диафрагменной пружины нажимного диска. Нужно выполнить ее ревизию и при необходимости замену.
  • Коробление нажимного диска. Зачастую помогает просто чистка. Если нет — скорее всего, придется менять корзину целиком.

Неисправность диска сцепления

Проблемы с ведомым диском сцепления выражаются, в том, что сцепление «ведет» или «буксует». В первом случае для ремонта необходимо выполнить следующие операции:

  • Проверить коробление ведомого диска. Если значение торцевого коробления равно или больше 0,5 мм, то накладка на диске постоянно будет цепляться за корзину, что и будет приводить к ситуации, когда оно будет постоянно «вести». В данном случае можно либо избавиться от коробления механическим путем, таким образом, чтобы не было торцевого биения, либо же поменять ведомый диск на новый.
  • Проверить заклинивание ступицы ведомого диска (то есть, перекос) на шлицах первичного вала коробки передач. Избавиться от проблемы можно механической чисткой поверхности. После этого допускается нанести на очищенную поверхность смазку ЛСЦ15. Если чистка не помогла — придется менять ведомый диск, в худшем случае — первичный вал.
  • Попадание масла на ведомый диск приводит к пробуксовыванию сцепления. Обычно это случалось со старыми автомобилями, у которых слабо держат сальники, и из двигателя на диск может просочиться моторное масло. Для устранения необходимо выполнить ревизию сальников и устранить причину утечки.
  • Износ фрикционной накладки. На старых дисках ее можно было заменить на новую. Однако в настоящее время автовладельцы обычно меняют ведомый диск целиком.
  • Шум при нажатии на педаль сцепления. При значительном износе демпферных пружин ведомого диска возможен скрежет, лязг, исходящий из узла сцепления.

Неисправность выжимного подшипника

Диагностировать неисправность выжимного подшипника сцепления достаточно просто. Нужно лишь прислушаться к его работе на холостом ходу двигателя. Если на нейтрали выжать педаль сцепления до упора и при этом из коробки передач станет доноситься неприятный лязгающий звук — выжимной подшипник вышел из строя.

Обратите внимание, что с его заменой желательно не затягивать. В противном случае из строя может выйти вся корзина сцепления и ее придется менять целиком на новую, что значительно дороже.

Неисправности главного цилиндра сцепления

Одним из следствий неисправности главного цилиндра сцепления (на машинах, где используется гидравлическая система) является пробуксовка сцепления. В частности, это происходит потому что значительно засорилось компенсационное отверстие. Для восстановления работоспособности необходимо выполнить ревизию цилиндра, демонтировать и вымыть его и отверстие. Также желательно убедиться в целом в работоспособности цилиндра. Загоняем машину на смотровую яму, попросим помощника чтобы он понажимал на педаль сцепления. Во время нажатия при рабочей системе снизу будет видно, как шток главного цилиндра толкает вилку системы сцепления.

Также если будет плохо работать шток главного цилиндра сцепления, то педаль после ее нажатия может очень медленно возвращаться или вовсе не возвращаться в исходное положение. Это может быть вызвано длительным простоем машины на свежем воздухе, загустевшим маслом, повреждением зеркала поверхности цилиндра. Правда, причиной тому может быть и вышедший из строя выжимной подшипник. Соответственно, для устранения неполадки необходимо демонтировать и выполнить ревизию главному цилиндру. При необходимости надо его почистить, смазать и желательно поменять масло.

Еще одна поломка, связанная с главным цилиндром в гидравлической системе сцепления заключается в том, что сцепление выключается при резком нажатии на приводную педаль. Причины этого и методы устранения:

  • Низкий уровень рабочей жидкости в системе сцепления. Выход — долить жидкость или заменить ее на новую (при ее загрязнении или по регламенту).
  • Разгерметизация системы. В этом случае снижается давление в системе, что приводит к ненормальному режиму ее работы.
  • Повреждение элементов. Чаще всего — рабочей манжеты, но возможно и зеркала главного цилиндра сцепления. Нужно выполнить их ревизию, ремонт или замену.

Неисправности педали сцепления

Причины некорректной работы педали сцепления зависят от того, какое именно используется сцепление — механическое, гидравлическое или электронное.

В случае, если на машине имеется гидравлическое сцепление и при этом у нее «мягкая» педаль, то возможен вариант завоздушивания системы (пропала герметичность системы). В этом случае нужно прокачать сцепление (выгнать воздух), заменив тормозную жидкость.

На механическом сцеплении зачастую причиной того, что педаль проваливается «в пол» является то, что протерлась вилка сцепления, после чего она обычно надевается на шарнир. Ремонтируется такая поломка обычно наваркой детали или просто регулировкой.

Неисправности датчика

Датчик устанавливается на электронную педаль в соответствующей системе сцепления. Он сообщает блоку управления о положении указанной педали. Электронная система имеет преимущества, заключающиеся в том, что блок управления в соответствии с положением педали корректирует обороты двигателя и регулирует угол опережения зажигания. Благодаря этому переключение происходит при оптимальных условиях. В том числе это способствует снижению расхода топлива.

Соответственно, при частичном выходе датчика из строя происходят рывки при переключении передач, при трогании машины с места, увеличивается расход топлива, начинают «плавать» обороты двигателя. Как правило, при выходе датчика положения педали сцепления на приборной панели активируется сигнальная лампа Check Engine. Для расшифровки ошибки нужно дополнительно подключить диагностический прибор. Причинами выхода датчика из строя может быть:

  • поломка самого датчика;
  • замыкание или обрыв сигнальной и/или силовой цепи датчика;
  • разрегулировка педали сцепления.

Как правило, проблемы возникают с самим датчиком, поэтому чаще всего его меняют на новый. Реже — возникают проблемы с проводкой или с ЭБУ.

Неисправности тросика сцепления

Педаль с приводным тросиком — удел старых систем сцепления, которые можно регулировать механически. В частности, с помощью регулировки троса можно контролировать в том числе ход приводной педали. Информация о размере хода можно найти в справочной информации к конкретному автомобилю.

Также из-за неправильной регулировки троса возможно пробуксовывание сцепления. Это будет в случае, если трос сильно натянут и по этой причине ведомый диск неплотно прилегает к ведущему диску.

Основные же проблемы с тросом — его обрыв или растягивание, реже — закусывание. В первом случае трос подлежит замене на новый, во втором — регулировка его натяжения в соответствии со свободным ходом педали и техническим требованиям к конкретной машине. Регулировка выполняется при помощи специальной имеющейся на «рубашке» регулировочной гайки.

Неисправности электронного привода

К неисправностям электронного привода стоит отнести:

  • неисправность датчика положения педали сцепления или других датчиков, принимающих участие в работе соответствующей системы (зависит от конструкции отдельного автомобиля);
  • выход из строя приводного электромотора (исполнительного механизма);
  • замыкание или обрыв цепи датчика/датчиков, электромотора и прочих элементов системы;
  • износ и/или разрегулировка педали сцепления.

Перед выполнением ремонтных работ нужно провести дополнительную диагностику. По статистике чаще всего возникают проблемы с датчиком положения и разрегулировкой педали. Это происходит из-за проблем с внутренними контактами в указанных механизмах.

Рекомендации в заключении

Чтобы избежать всех главных неисправностей сцепления достаточно правильной эксплуатации автомобиля. Конечно, изредка элементы сцепления выходят из строя банально из-за износа (ведь ничто не вечно) или заводского брака. Однако по статистике причинами поломки чаще всего становится именно неправильное обращение с МКПП.

Не нашли ответ на свой вопрос?

Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!

Симптомы пробуксовки сцепления. Какие они, и что делать дальше?

Даже водитель со стажем может перепутать симптомы пробуксовки сцепления и неполадки в функционировании системы зажигания или подачи топлива. Однако один симптом спутать невозможно – на высоких оборотах двигателя начинается гудение, которое стихает в момент нажатия на педаль «сцепление». Тут, как говорят и «к доктору не ходи», однозначный признак того, что с механизмом сцепления не все в порядке.

Симптомы пробуксовки сцепления могут быть и другие, например:

  • потеря динамики двигателя при разгоне;
  • запах гари при резком повышении оборотов двигателя;
  • педаль увеличивает свободный ход и «схватывает» у самого дна, на излете;
  • машина плохо стала брать подъемы и др.

Причины пробуксовки

Причинами пробуксовки сцепления является:

  • уменьшение люфта свободного хода педали;
  • эксплуатационный износ фрикционов;
  • поломка пружины диафрагмы;
  • попадание масла на фрикционные прокладки.

Первым шагом на пути выявления истинных причин неадекватного поведения механизма сцепления должно стать измерение реального диапазона смещения педали «сцепления» до момента захвата фрикционов.

  • для «Таврии» она составляет 20-30 мм.;
  • для «Волга – 24-10» - от 12 до 28 мм.;
  • У ВАЗ 2109 этот показатель находится на отметке в 38-40 мм.

При снижении коэффициента упругости выжимных пружин увеличивается износ маховика, а из-за трения маховика о нажимной диск в нем начинаются деформационные процессы. Для устранения следов коробления поверхности маховика его обрабатывают методом шлифовки.

Окончательно убедиться в пробуксовке сцепления можно очень простым методом, без разборки механизма. Необходимо завести двигатель, затем поставить его на ручник, выжать педаль «сцепление», включить первую скорость и медленно нажимая на акселератор отпускать сцепление.

При нормально функционировании механики сцепления, мотор должен заглохнуть. Если он этого не сделал, ответ будет однозначен – сцепление пробуксовывает.

Одной из причин изменения свободного перемещения педали может являться эксплуатационная изношенность фрикционных манжетов. Если изношенность находится в пределах до 0,2 мм, то проблему еще можно решить регулировкой свободного хода, но если они «истрепались» ниже этого предела, без замены ведомого диска со всеми прокладками в полном комплекте уже не обойтись.

При попадании в «тормозуху» бензина или минерального масла, резиновые прокладки в гидроцилиндре набухают. Аналогичное явление может наблюдаться при заливе жидкости, которая не соответствует рекомендуемой к применению на данном виде сцепления или качество которой желает лучшего.

В любом случае нужно демонтировать механизм гидропривода, разбирать и промывать его. Для промывки подойдет спирт или новая тормозная жидкость. Все комплектующие, в изготовлении которых принимала участие резина, необходимо заменить, отверстие компенсатора тщательно прочистить.

При потере пружинами упругости, теряется показатель нажимного давления на ведомый диск механизма. Проверить пружины в условиях гаража практически невозможно, поэтому, лучше воспользоваться услугами СТО, на которой имеется оборудование и приборы проверки таких параметров.

При попадании на фрикционы масла, а это может произойти по причине:

  • повреждения уплотнений в КПП;
  • передозировки смазки на валу;
  • потери герметичности системы привода;
  • также появляются симптомы пробуксовки сцепления, так как резко понижается сила трения между фрикционными прокладками.

Для устранения масляного загрязнения, накладки промываются бензином, вытираются и зачищаются наждачной бумагой «нулевой» фракции. Однако при сильном масляном загрязнении эта процедура не поможет, поэтому лучше произвести замену всех замасленных деталей.

Симптомы неисправности сцепления — DRIVE2

При интенсивной эксплуатации автомобиля могут возникнуть различные неисправности сцепления. Различают неисправности собственно сцепления и неисправности привода сцепления. К неисправностям сцепления относятся:

износ и повреждения накладок ведомого диска;деформация ведомого диска;замасливание накладок ведомого диска;износ шлицев ведомого диска;износ или поломка демпферных пружин;поломка или ослабление диафрагменной пружины;износ или поломка подшипника выключения сцепления;износ поверхности маховика;износ поверхности нажимного диска;

заедание вилки выключения сцепления.

Привод сцепления в зависимости от вида может иметь следующие неисправности:

а) механический привод

заедание, удлинение или повреждение троса;повреждение рычажной системы;

б) гидравлический привод

засорение гидропривода;нарушение герметичности системы (подтекание рабочей жидкости, наличие воздуха в системе);

неисправность рабочего цилиндра (повреждение манжеты).

Износ и поломка конструктивных элементов сцепления происходят, в основном, из-за нарушения правил эксплуатации автомобиля: трогание с места на высоких оборотах, нога на педали сцепления во время движения.

Одной из причин поломки или износа может стать предельный срок эксплуатации элементов сцепления. В большей степени это касается ведомого диска сцепления, имеющего ограниченный ресурс. При соблюдении правил эксплуатации данный элемент исправно служит свыше 100 тыс.км пробега. У «гонщиков» сцепление редко доживает до 50 тыс.км.

Причиной поломки сцепления может стать и низкое качество комплектующих. При покупке запасных частей предпочтение следует отдавать оригинальным деталям.

Замасливание фрикционных накладок ведомого диска происходит при попадании на них масла вследствие износа или повреждения сальников двигателя или коробки передач.

Неисправности сцепления хорошо диагностируются по внешним признакам. Вместе с тем, один внешний признак может соответствовать нескольким неисправностям сцепления. Поэтому конкретные неисправности сцепления устанавливаются, как правило, при его разборке.

Внешними признаками неисправностей сцепления являются:

неполное выключение (сцепление «ведет»);неполное включение (сцепление «буксует»);рывки при работе сцепления;вибрация при включении сцепления;

шум при выключении сцепления.

Неполное выключение сопровождается затрудненным включением передач на работающем двигателе, шумом, треском при переключении передач, увеличением свободного хода педали сцепления.

«Пробуксовка» сцепления характеризуется запахом от горения фрикционных накладок ведомого диска, недостаточной динамикой автомобиля, перегревом двигателя, повышенным расходом топлива.

Внешние признаки и соответствующие им неисправности сцепления:

сцепление «ведет»:

деформация ведомого диска;износ шлицев ведомого диска;износ или повреждение накладок ведомого диска;поломка или ослабление диафрагменной пружины;неисправность рабочего цилиндра;засорение гидропривода;нарушение герметичности привода;заедание, удлинение или повреждение троса;

повреждение рычажной системы

сцепление «буксует»:

износ или повреждение накладок ведомого диска;замасливание ведомого диска;поломка или ослабление диафрагменной пружины;износ рабочей поверхности маховика;засорение гидропривода;неисправность рабочего цилиндра;заедание троса;

заедание вилки выключения сцепления

рывки при работе сцепления:

износ или повреждение накладок ведомого диска;замасливание ведомого диска;заедание ступицы ведомого диска на шлицах;деформация диафрагменной пружины;износ или поломка демпферных пружин;коробление нажимного диска;

ослабление опор крепления двигателя

вибрация при включении сцепления:

износ шлицев ведомого диска;деформация ведомого диска;замасливание ведомого диска;деформация диафрагменной пружины;

ослабление опор крепления двигателя

шум при выключении сцепления:

износ или повреждение подшипника выключения сцепления

Неисправности сцепления, буксует сцепление, причины неисправности сцепления, как устранить. Причины пробуксовки сцепления. Что делать, если буксует сцепление?

Если транспортное средство перестало нормально набирать скорость, динамика разгона пропала, а в салоне время от времени чувствуется довольно неприятный горелый запах, значит, по всей видимости, в скором времени выйдет из строя крайне привередливая часть транспортного средства — сцепление. Что же делать, если оно пробуксовывает?

Как работает сцепление, устройство сцепления

Сцеплением является конструктивно выделенный элемент, позволяющий ненадолго отключить ведущий вал мотора внутреннего сгорания от механического привода колес, чтобы понизить или повысить передаточное число раздаточной коробки. Также оно дает возможность достичь плавного отключения или включения нагрузки на мотор, что предотвращает механические повреждения коленвала.

Для автомобилей с любым видом переключения передач является стандартным такой состав системы сцепления:

  1. Нажимной диск сцепления.
  2. Ведомый диск сцепления.
  3. Ведущий диск сцепления или маховик.
  4. Механический выжимной подшипник.

Существуют такие виды сцепления по вариации переключения передач:

  1. Механическое — передаточное число раздаточной коробки водитель выбирает вручную.
  2. Электрическое — принцип работы похож на механическое сцепление, только выжимается оно электрическим мотором, а не усилием водителя.
  3. Гидравлическое — используется в транспорте с автоматической КПП.
  4. Вариаторное — из-за дороговизны обслуживания и сложности конструкции, очень слабо распространено. Представляет собой устройство, в котором под влиянием центробежной силы сходятся некие зацепы и во время соприкосновения прокручивают клиновидный ремень.
  5. Комбинированное — чтобы оптимизировать управление коробкой передач, используется гидравлический и мускульный вид переключения одновременно.

Пробуксовывает сцепление или нет, как определить

Ни одна поломка транспортного средства не происходит мгновенно.

Как правило, возникновению неисправности предшествуют изменения в работе мотора, на которые автовладелец обязательно должен обратить внимание. Игнорировать подобные изменения неразумно, а в некоторых случаях, даже опасно.

  1. Транспортное средство ведет себя на дороге неадекватно. При разгоне сильно тупит.
  2. Если выжимать сцепление на заглушенном транспортном средстве, слышен скрежет, а педаль с трудом передвигается.
  3. При движении на высоких оборотах мотора слышен специфический гул, который прекращается, если выжать педаль сцепления.
  4. После прогрева мотора и включения передачи, транспортное средство двигается рывками.

Чтобы проверить, исправно ли сцепление, следует:

  1. Прогреть мотор, чтобы в результате загустевшего масла не возникало дополнительного сопротивления.
  2. Ставим транспортное средство на ровную поверхность, чтобы не было значительных уклонов, и включаем стояночный тормоз (ручник).
  3. При помощи педали управления дроссельной заслонкой, задаем следующие обороты мотора — 1500-1700 об/мин.
  4. До упора выжимаем педаль управления сцеплением и включаем первую передачу.
  5. Теперь плавно отпускаем сцепление.

Если после проведения данной процедуры, педаль не заглохнет, значит сцепление явно требует ремонта.

Буксует сцепление, причины буксовки

Существует ряд основных причин, по которым сцепление пробуксовывает:

  1. Попадание масла на фрикционные вкладки через неплотные сальники.
  2. Обломаны пружины диафрагмы с фиксированным выжимным подшипником.
  3. Деформирован ведущий диск, обычно, в результате неправильной сборки.
  4. Механический износ ведомого фрикционного диска под влиянием времени либо в результате неправильного применения режимов движения транспортного средства.
  5. Полное отсутствие или сокращение свободного движения выжимной педали включения сцепления.

Педаль сцепления, как отрегулировать педаль сцепления

Для регулировки педали сцепления, необходимо выполнить ряд следующих действий:

  1. Открываем водительскую дверь, находим педаль сцепления, нажимаем ее до упора и замеряем расстояние до самой крайней точки педали.
  2. Далее отпускаем педаль сцепления и снова замеряем расстояние до самой крайней точки педали.
  3. Затем следует высчитать разницу между данными значениями. Полученный показатель должен составлять примерно 12.5-13.5 сантиметров. Максимальным ходом педали является значение не более 16 сантиметров. Если значение отличается от необходимого диапазона, нужно отрегулировать сцепление, то есть, свободный ход педали.
  4. Открываем капот транспортного средства и на коробке передач ищем рычаг с тросом сцепления, что идет к педали. Возле рычага расположен железный шток, закрепленный двумя гайками и к которому идет трос.
  5. После этого берем рожковые ключи и немного откручиваем данные гайки. Для легкого откручивания и смазки можно применить жидкую смазку WD40. Чтобы отрегулировать педаль сцепления, необходимо использовать гайку, что расположена поближе к педали. Если гайку накручивать к педали сцепления, ее свободный ход будет увеличиваться, и наоборот.
  6. Теперь следует снова измерять с помощью линейки ход педали внутри транспортного средства.
  7. После того, как нужный ход педали выставлен, закручиваем до упора вторую, контрольную гайку, чтобы зафиксировать регулировку.
  8. На конечном этапе, необходимо произвести контрольный замер и проверить педаль сцепления. При нажатии на данную педаль не должно быть лишних трений и звуков, педаль должна легко нажиматься. Во время езды не должно быть пробуксовок и запаха гари в салоне.

Фрикционные накладки, как поменять фрикционные накладки если они износились

Если накладки ведомого диска износились, свободный ход педали существенно уменьшается, а, значит, сцепление может пробуксовывать. В этом случае нужно произвести замену фрикционных накладок, если они прогорели в отдельных местах или на их поверхности появились трещины.

Масло на накладках, как удалить масло с накладок

Данная проблема происходит в результате ряда причин:

  1. Если герметичность гидравлического привода нарушена.
  2. В результате избытка смазки на коленчатом вале или на валу коробки передач.
  3. При повреждении уплотнителя коробки передач либо мотора.

Если ход педали нормальный, однако сцепление все же пробуксовывает, то, по всей видимости, на накладки попало масло. Следует произвести демонтаж сцепления и обратить внимание на ведомый диск с накладками. Как правило, на накладки и диск масло проникает в результате его излишка в коробке передач, а также, в результате загрязнения дренажного зазора маховика.

Чтобы извлечь с накладок масло, необходимо их хорошо промыть при помощи бензина или керосина, после чего детали следует протереть насухо и зачистить наждачной бумагой.

Нажимные пружины потеряли эластичность, действия водителя

Под влиянием времени нажимные пружины способны терять свою эластичность. В этом случае они создают на диск недостаточное давление и сцепление пробуксовывает. Состояние данных пружин необходимо проверить на СТО — проверить их самостоятельно невозможно, так как для проверки требуется определенное оборудование. Если пружины ослабли, следует произвести их замену.

Советы профессионалов

Решать проблему с пробуксовкой сцепления необходимо незамедлительно. В противном случае, при езде по сложному дорожному покрытию существует значительный риск поломки мотора.

  • Стук в автомобиле. Стук при движении автомобиля. Что может стучать в автомобиле. Как определить причину стука.
  • ABS автомобиля, что такое abs автомобиля, неисправности системы ABS, диагностика ABS
  • Обгон автомобиля, когда можно начинать обгон автомобиля, правила обгона ПДД
  • Не работает бензонасос ваз 2110, схема бензонасоса ваз 2110, устройство бензонасоса ваза 2110, ремонт бензонасоса ваз 2110,
  • Автомобильные антенны для радио, устройство автомобильной антенны, автомобильная антенна своими руками
  • Задняя балка Пежо 206, устройство задней балки пежо 206. Задняя балка Пежо 206 неисправность, ремонт задней балки пежо 206
  • Передняя подвеска Калина, устройство передней подвески калина, стук в передней подвеске калина, ремонт передней подвески Калина
  • Амортизатор масляный, лучшие масляные амортизаторы, прокачка масляных амортизаторов, как правильно прокачать масляный амортизатор
  • Вискомуфта вентилятора, работа вискомуфты вентилятора, неисправности вискомуфты вентилятора, ремонт вискомуфты вентилятора
  • Коррозия порогов автомобиля, пленка на пороги автомобиля, как наклеить пленку на пороги автомобиля
  • Газовые или масляные амортизаторы, какие амортизаторы выбрать, топ 10 лучших производителей амортизаторов
  • Спидометр машины, почему не работает спидометр, ремонт спидометра
  • Электропроводка прицепа. Электропроводка прицепа легкового автомобиля. Подключение электропроводки прицепа
  • Электронная педаль газа, работа электронной педали газа, неисправности электронной педали газа, ремонт электронной педали газа
  • Тахометр на авто, не работает тахометр, причины поломок тахометра, делаем ремонт своими руками
  • Женские автомобили. Женские автомобили недорогие, престижные марки авто для женщин
  • Блок предохранителей ВАЗ 2109, блок предохранителей ваз 2109 карбюратор, блок предохранителей ваз 2109 инжектор, схема блока предохранителей ВАЗ 2109, замена блока предохранителей ВАЗ 2109
  • Забит катализатор, признаки забитого катализатора, как проверить катализатор, к чему может привести эксплуатация неисправного катализатора
  • Правильная шпаклевка авто, жидкая шпаклевка для авто, как выбрать шпаклевку для авто, шпаклевка авто своими руками
  • Трещина на лобовом стекле на машине. Скол на лобовом стекле автомобиля. Ремонт сколов на лобовом стекле своими руками
  • Сайлентблоки передней подвески ваз, сайлентблоки передней балки, как поменять передние сайлентблоки
  • Датчики ВАЗ 2115 инжектор, предназначение датчиков, датчик холостого хода ваз 2115 инжектор, датчик температуры ваз 2115 инжектор, датчик скорости ваз 2115 инжектор, датчик топлива ваз 2115 инжектор, где установлены датчики, неисправности датчиков, к чему приводит работа неисправных датчиков
  • Виды пыльников, пыльник ШРУСА. Пыльник ШРУСА наружний. Пыльник ШРУСА внутренний. Как выбрать наружный пыльник и пыльник внутренний
  • Авто ремень ГРМ, натяжение ремня ГРМ, замена ремня грм ролика помпы
  • Лучшая тормозная жидкость, принцип выбора
  • Машина не заводится в мороз, причины, как устранить, полезные советы
  • Медкомиссия на водительское удостоверение 2019
  • Разрядка аккумулятора, как предотвратить разрядку аккумуляторной батареи автомобиля
  • Потеет фара изнутри, что делать
  • Отопитель ваз 2107. Плохо греет печка ваз 2107: как отремонтировать печку на ВАЗ 2107
  • Незамерзайка, что это такое и как правильно её выбрать
  • Замена тормозной жидкости, как правильно произвести замену тормозной жидкости своими руками
  • Подогрев сидений автомобиля, накидки с подогревом на сиденье автомобиля, отзывы пользователей
  • Как заменить лампочку в автомобиле
  • Масло в коробке передач, почему пенится масло
  • Как правильно произвести полировку кузова автомобиля своими руками
  • Выбираем легкосплавные диски, положительные стороны легкосплавных и кованых колесных дисков.
  • Как поменять фильтр на автомобиле своими руками
  • Атермальная тонировка пленкой «Хамелеон», что это такое, как правильно выбрать пленку
  • Преимущества и недостатки штампованных металлических дисков по сравнению с литыми, полезные советы


Смотрите также