Путевой лист в установленных случаях


Когда оформление путевого листа обязательно, а когда нет?

Когда оформление путевых листов - обязательное условие, а когда в них нет необходимости?

Внимание! По ссылкам ниже вы можете скачать бланк путевого листа легкового автомобиля в форматах ворд и эксель. Также мы подготовили образец заполнения этого документа, соответствующий всем требованиям законодательства:

Заполняйте бланки любых путевых листов в соответствии с приказом Минтранса № 152 в программе БухСофт. Скачайте ее бесплатно. Программа позволит:

  • распечатать готовые путевые листы;
  • добавить неограниченное количество путевых листов;
  • вести справочник грузовых и легковых автомобилей с указанием технических характеристик; 
  • справочник водителей, с указанием персональных данных; 
  • учет расходов горючего;
  • учет заданий для водителя.

Кроме того она автоматически рассчитает время нахождения водителя в рейсе. 

Скачать программу по заполнению путевых листов

В Правилах дорожного движения 2016-2017 года словосочетание «путевой лист» можно увидеть только в одном пункте 2.1.1, звучит он следующим образом:

«Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов».

Правда, в ПДД нет разъяснений о том, что в себя включают те самые «установленные случаи». Вероятно, что под «установленными случаями» здесь подразумеваются унифицированные формы путевых листов, обязательные к использованию рядом автоперевозчиков, о которых мы поговорим ниже.

Для чего нужен путевой лист?

Путевой лист является первичным документом, обеспечивающим учет расходов на топливо и вычет этих расходов из налогооблагаемой базы, потому в первую очередь этот документ нужен бухгалтерам компаний с образованием юридического лица или ИП, а также налоговым инспекторам.

В целом ведение путевых листов обеспечивает уменьшение суммы уплачиваемых налогов.

Когда путевой лист не нужен?

Стоит сразу выделить тех водителей, которым нет необходимости оформлять путевые листы. Это случаи:

  • когда автомобильное транспортное средство находится в собственности у физического лица, эксплуатируется им в личных целях либо может быть передано другому физлицу посредством оформления доверенности, в общем-то, это все обычные водители;
  • когда автомобиль находится в собственности юридического лица или ИП и для него не важен учет расходов на бензин.

Когда такое возможно? Ситуация вполне распространенная, например, машина находится в собственности индивидуального предпринимателя, применяющего УСН с объектом налогообложения «доходы». Проще говоря, у данного конкретного предпринимателя налогообложение распространяется только на доходную часть, а расходы в учет не берутся. При таком варианте ведения бухгалтерского и налогового учета заниматься оформлением путевых листов — тратить лишнее время на заполнение бумаг.

Предпринимателю гораздо удобнее в данном случае выдать водителю доверенность на управление транспортным средством, именно ее он будет показывать инспекторам ГИБДД по требованию вместо путевого листа.

По ссылке можно путевой лист легкового автомобиля бланк 2019 скачать бесплатно word файлом.

Когда путевой лист обязателен?

В ряде случаев заполнение путевого листа является обязательным условием. Рассмотрим эти случаи. А для разъяснений обратимся к статье 6 Федерального закона от 08.09.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», которая так и называется «Путевые листы». В пункте 2 обозначенной статьи сказано:

«Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство».

Получается, что без оформления путевого листа запрещено управлять транспортным средством при перевозке пассажиров, багажа и грузов.

Что же относится к данным понятиям?

  • багаж — это личные вещи пассажира, которые принимаются для перевозки в порядке, установленном законом и правовыми актами;
  • груз — это материальный объект, принимаемый для перевозки в установленном законом порядке;
  • пассажиром выступает физическое лицо, которое заключает договор о своей перевозке, либо физическое лицо, в целях перевозки которого заключается договор о фрахте транспортного средства. Так, например, покупая билетик на проезд в автобусе, человек, по сути, становится физлицом, с которым заключили договор о перевозке.

На какой срок выдается путевой лист?

С программой «Бухсофт: Путевые листы» заполнять путевые листы легкового автомобиля даже в ежедневном режиме — просто, быстро и удобно.

Правда, далеко не всем организациям хочется заниматься этим каждый день, не исключены и случаи, особенно в небольших компаниях, когда для этого просто нет возможностей. Потому многие задаются насущным вопросом — можно ли выдавать путевой лист на несколько дней?

За ответом обратимся к пункту 10 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», где сказано, что путевой лист может быть оформлен на один день либо срок, не превышающий один месяц.

Как правильно оформить путевой лист — Audit-it.ru

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo - Consulting & audit

Как оформить путевой лист, чтобы не лишиться расходов в налоговом учете и вычетов по НДС? По какой форме должен составляться путевой лист?

Без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями (п.2 ст.6 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта).

По какой форме должен быть составлен путевой лист?

Форма путевого листа

Начиная с 2013 года, формы используемых первичных учетных документов (за исключением государственных организаций), определяет руководитель экономического субъекта (п.4 ст.9 Закона №402-ФЗ). Это могут быть унифицированные формы либо собственные, разработанные с соблюдением обязательных реквизитов первичных документов. При использовании унифицированных форм нельзя удалять имеющиеся реквизиты таких документов (Письмо Минфина РФ от 08.07.2011 г. №03-03-06/1/414), можно лишь дополнять форму новыми строками или графами.

При разработке собственных форм первичной учетной документации следует учитывать, что обязательными к применению остаются формы первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии с другими федеральными законами и на их основании (Информация Минфина РФ от 04.12.2012 г. №ПЗ-10/2012).

Многие организации, эксплуатирующие транспортные средства, для подтверждения расходов на ГСМ, должны составлять путевой лист. При этом возникает вопрос: может ли организация самостоятельно разработать форму путевого листа, руководствуясь лишь обязательными реквизитами, содержащимися в п.2 ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее по тексту – Закон №402-ФЗ)?

Напомним, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов установлены Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 г. №152 (далее по тексту – Приказ №152). Письмом Минфина РФ от 25.08.2009 г. №03-03-06/2/161 указано, что путевой лист, самостоятельно разработанный организацией, может являться одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение ГСМ, при наличии в нем обязательных реквизитов, утвержденных Приказом №152.

Важно!

Для всех ли предприятий обязательны «минтрансовские» реквизиты? Решения судов по данному вопросу противоречивы.

Одни суды отмечают, что положения Федерального закона от 08.11.2007 г. №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» не распространяются на физических и юридических лиц, не оказывающих транспортные услуги третьим лицам в качестве одного из видов своей предпринимательской деятельности, а осуществляющих перевозки грузов и людей для удовлетворения собственных потребностей в процессе осуществления основных видов деятельности, не связанной с эксплуатацией автомобильного транспорта (Определение ВС РФ от 22.04.2016 г. №301-КГ16-3321, Постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 11.05.2016 г. №А29-7710/2015, АС Волго-Вятского округа от 10.02.2016 г. №Ф01-5485/2015 и Поволжского округа от 24.03.2015 г. №Ф06-21584/2013). Как отмечают судьи, применение формы №3 «Путевой лист легкового автомобиля» носит обязательный характер только для автотранспортных организаций (Решение АС Самарской области от 15.04.2014 г. №А55-31301/2012).

Другие суды считают, что положения Приказа №152 в части обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов применяются юридическими лицами и ИП, эксплуатирующими легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения применяются к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, независимо от рода деятельности (Постановление АС Дальневосточного округа от 09.02.2016 г. №Ф03-131/2016, Определение ВС РФ от 27.05.2016 г. №303-КГ16-5282). То есть положения Приказа №152 обязательны и для прочих не автотранспортных предприятий.

Но для транспортной компании оформление путевого листа с обязательными реквизитами, приведенными в Приказе №152, обязательно.

Ошибки в заполнении путевых листов

В ряде случаев налоговые органы на основании недостатков путевых листов (несоответствие формы, утвержденной Приказом №152) делают вывод о нереальности хозяйственных операций. При разрешении в суде подобных споров судьи также отмечают, что налогоплательщик транспортной организацией не является, а поэтому объем сведений, указанных в путевых листах, достаточен для осуществления налогового контроля (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2015 г. №А78-6705/2014).

Однако иная ситуация для автотранспортных предприятий. В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Транспортного устава запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство. В связи с этим ненадлежащее оформление путевого листа (по формам, не соответствующим Приказу №152) приводит к штрафам (Решение АС Сахалинской области от 16.04.2015 г. №А59-570/2015).

Какие дефекты в путевом листе чаще всего вызывают нарекания со стороны налоговых органов?

Ошибки, приводящие к доначислению налога на прибыль (НДФЛ у ИП)

Целью составления путевого листа является подтверждение обоснованности расхода ГСМ.

Налоговики зачастую доначисляют налог на прибыль по причине отсутствия в путевом листе информации о конкретном месте следования, поскольку без данных сведений невозможно подтвердить осуществленные организацией расходы на приобретение ГСМ (Постановления АС Поволжского округа от 02.12.2016 г. №А55-166446/2015 и от 15.06.2016 г. №Ф06-9555/2016, Московского округа от 08.04.2015 г. №Ф05-3450/2015, Решение АС Нижегородской области от 05.08.2016 г. №А43-10294/2016). Данный подход согласуется с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в определении от 30.08.2013 г. №ВАС-11880/13.

Отсутствие в путевых листах сведений о времени возвращения в гараж (стоянку) также может послужить отказом в признании расходов в налоговом учете. Кроме того, необходимо соотносить информацию, приведенную в путевом листе с другими документами. 

Например

Согласно путевым листам в графе «горючее» указана марка бензина Аи-95, вместе с тем, часть представленных кассовых чеков подтверждают покупку бензина марки АИ-92. Из некоторых чеков ГСМ следует, что разово приобреталось топливо в количестве, превышающем 70 литров, 80 литров, при этом сведений об объеме горючего, который способны вместить баки указанных автомобилей, компанией в ходе налоговой проверки не представлены (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.06.2016 г. №А74-7498/2014).

В другом же деле, налоговики сопоставили время работы экскаваторов, погрузчика и бульдозеров с актами выполненных работ. Согласно путевым листам работы выполнялись в апреле, мае, июне и июле 2013 года, в то время как объемы работ были приняты налогоплательщиком в апреле, августе и октябре 2013 года. Налоговики исключили данные расходы из налоговой базы, поскольку представленные путевые листы невозможно соотнести с актами на выполнение работ-услуг, путевые листы составлены с нарушением установленных законом требований и не подтверждают факт работы части техники (Решение АС Забайкальского края от 06.09.2016 г. №А78-1080/2016).

А отсутствие в путевых листах показаний спидометра, нарушение нумерация, а также несоответствие с другими документами (путевые листы имеют дату составления начиная с 12.07.2013 г. по 01.11.2013 г., а представленные кассовые чеки датированы начиная с 11.09.2013 г. и заканчивая 16.12.2013 г., дата отпуска дизтоплива АЗС не соответствует дате путевых листов) также приводит к исключению расходов на ГСМ из состава профессиональных вычетов ИП (Решение АС Ставропольского края от 26.10.2016 г. №А63-4584/2016).

Кроме того, пороки заполнения путевого листа наряду с другими обстоятельствами, нередко служат доказательством получения необоснованной налоговой выгоды.

Например

Путевые листы не содержат полных сведений об осуществленной перевозке груза, а именно: не указано места погрузки и разгрузки груза, время погрузки (разгрузки), вид упаковки груза и иные сведения, в путевых листах не заполнены надлежащим образом разделы «Задание водителю», «Последовательность выполнения задания»«, «Результаты работы автомобиля и прицепов», а также содержат недостоверные сведения. В путевых листах указано, что груз перевозил водитель Шотохин В.В. Однако водитель Шотохин В.В. в период составления путевых листов не являлся сотрудником компании (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.07.2016 г. №А33-10497/2015).

Таким образом, если на основании путевых листов невозможно определить цели фактического использования автомобилей и соотнести их с иными документами, подтверждающими реальность несения расходов на автомобили при их использовании в производственной деятельности, то суды подтверждают право налоговиков на исключение расходов на ГСМ из «прибыльной» базы (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 07.10.2016 г. №А63-11450/2015).

Ошибки, приводящие к доначислению НДС

Для правомерного принятия «входного» НДС в состав налоговых вычетов должны быть выполнены три условия: товары (работы, услуги) приобретены для деятельности, облагаемой НДС, приняты к учету, имеется надлежащим образом оформленная счет-фактура (п. 1, 2 ст. 171 НК РФ).

Пристальное внимание налоговики предъявляют к оформлению первичных учетных документов, которые подтверждают факт принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Само по себе отсутствие путевых листов наряду с другими доказательствами может свидетельствовать о нереальности хозяйственных операций, т.е. о получении необоснованной налоговой выгоды. Поэтому применить вычет в части «входного» НДС по приобретенным ГСМ, нельзя (Постановления АС Северо-Кавказского округа от 18.02.2016 г. №Ф08-317/2016, Восточно-Сибирского округа от 12.01.2016 г. №Ф02-6977/2015).

Важно!

Но в том случае, если реальность операций не опровергнута налоговыми органами, наличие недочетов в оформлении путевых листов само по себе не является нарушением налогового законодательства, а значит, вычет НДС правомерен (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 16.09.2015 г. №Ф04-22441/2015).

Необходимость оформления путевых листов при выплате компенсаций за использование личного автомобиля

В практике организаций часто встречаются ситуации, когда личное имущество работников используется в служебных целях.

В соответствии со ст.188 ТК РФ размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме. Наиболее распространенным является использование личного транспорта. В этом случае работнику выплачивается компенсация за использование личного автомобиля, размер которой устанавливается приказом.

Компенсационные выплаты включаются в состав расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль. Нужно ли в подобных ситуациях оформлять путевые листы для документального подтверждения выплаченных компенсаций в целях исчисления налога на прибыль организации?

Налоговый Кодекс РФ напрямую не выдвигает требование оформления путевых листов для выплаты компенсации за использование личного автомобиля работника в служебных целях. Однако в целях признания расходов необходимо соблюсти общий принцип документального подтверждения и экономического обоснования расходов (ст.252 НК РФ).

Вопросам необходимости оформления путевых листов при выплате компенсации работникам посвящено немало писем Минфина РФ и ФНС РФ. 

Так, по мнению контролирующих органов (Письма Минфина РФ от 23.09.2013 г. №03-03-06/1/39406, от 13.04.2007 г. №14-05-07/6, от 29.12.2006 г. №03-05-02-04/192, от 16.11.2006 г. №03-03-02/275, УФНС РФ по г. Москве от 13.01.2012 г. №20-15/[email protected], от 22.02.2007 г. №20-12/016776, от 20.09.2005 г. №20-12/66690), организация должна вести учет служебных поездок в путевых листах. Именно путевые листы являются подтверждением фактического использования имущества в интересах работодателя (Письмо Минфина РФ от 27.06.2013 г. №03-04-05/24421).

Действительно, сам по себе приказ руководителя об установлении компенсационных выплат не является первичным учетным документом (ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете») и его будет недостаточно для подтверждения реально понесенных работником затрат. Но, если у налогоплательщика будут иные документы, подтверждающие расходы (например, отчеты работника с приложенными чеками, журнал учета служебных поездок с указанием времени, цели поездки и пр.), то отсутствие путевых листов не будет являться основанием для отказа в признании компенсационных расходов.

Так, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 30.05.2012 г. №А12-15477/2011 отмечено, что организация имела право заявлять расходы сумм компенсаций за использованный личный автотранспорт, обязательного условия ведения путевых листов действующим законодательством не предусмотрено.

Исходя из анализа положений Федерального закона от 08.11.2007 г. №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и Приказа №152, регламентирующих требования по заполнению путевых листов, арбитражные суды приходят к выводу, что в данном случае необходимость оформления путевых листов у вышеуказанных работников отсутствовала. При этом налоговая инспекция не представила доказательств перевозки пассажиров и багажа, грузов (Решение АС Иркутской области от 28.11.2016 г. №А19-14820/2016).

На практике проверяющие из ПФР, могут доначислить страховые взносы на сумму выплаченной работнику компенсации. 

Однако такие решения успешно оспариваются в суде, поскольку «…выписывать путевой лист работнику, использующему личный автотранспорт в служебных целях и не являющемуся водителем, организация не обязана. Путевые листы применяются организациями в целях учета работы принадлежащего ей автотранспорта и не предназначены для учета поездок работников на своих личных автомобилях, даже если эти поездки осуществляются в служебных целях. Выплаты компенсации за использование работниками личного автотранспорта в служебных целях, подтверждены достаточными доказательствами и не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов» (Постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2016 г. №А34-8324/2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2016 г. №А45-48015/2015, АС Западно-Сибирского округа от 06.10.2015 г. №Ф04-23203/2015, Восточно-Сибирского округа от 10.08.2016 г. №Ф02 -3897/2016).

Таким образом, требование о наличии путевых листов в подобных ситуациях не предусмотрено действующим законодательством.

Дополнительное соглашение к трудовому договору предполагает использование работником личного автомобиля в служебных целях, то есть для исполнения работником трудовых обязанностей. Само же исполнение трудовых обязанностей отражается в табеле учета рабочего времени.

Как уже было отмечено, путевые листы необходимы для учета работы принадлежащих организации автомобилей, а не предназначены для учета поездок работников на своих личных автомобилях (Постановление АС Уральского округа от 16.05.2016 г. №А50-17861/2015).

Но даже в том случае, если автомобиль находится на балансе компании, но закреплен за конкретным должностным лицом (например, за директором), то можно обойтись без оформления путевого листа (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 21.12.2015 г. №А03-4759/2015).

Однако, учитывая претензии налоговиков и проверяющих из ПФР, в подобных ситуациях безопаснее составлять путевой лист.

Расхождения во времени, указанном в путевом листе и табеле учета рабочего времени

При составлении путевых листов нередко компании допускают неточности, связанные со временем работы сотрудника.

Например, у менеджера компании (чей личный транспорт используется в служебных целях) режим работы с 8.30 до 17.30 ч. с понедельника по пятницу. В путевом листе установлено время - с 8.30 до 19.00 ч. При этом в табеле учета рабочего времени проставлен восьмичасовой рабочий день.

Возможны ли такие расхождения времени, приведенному в табеле учета рабочего времени и путевом листе?

В путевом листе должны быть проставлены дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку, что позволяет определить продолжительность фактически отработанного времени (пп.4 п.6 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утв. Приказом №152).

Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (ст.91 ТК РФ). Сведения об использовании рабочего времени отражаются в табеле учета использования рабочего времени. Работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период, признается сверхурочной (Письмо Роструда от 02.12.2009 г. №3567-6-1). А такая работа компенсируется повышенной оплатой либо по желанию работника предоставлением дополнительного времени отдыха (ст.152 ТК РФ).

Таким образом, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) менеджера, работающего по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, не может превышать восемь часов. Привлечение же менеджера к выполнению сверхурочной работы должно производиться с соблюдением правил, предусмотренных ст.99 ТК РФ.

Важно!

Поэтому расхождение сведений о фактически отработанном времени, указанных в табеле учета рабочего времени и путевом листе, является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности за нарушение законодательства о труде по ст.5.27 КоАП РФ (Постановление ВС РФ от 31.07.2009 г. №18-АД09-8).

Напомним, что данной статьей предусматривается штраф:

  • на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. рублей;

  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 тыс. до 5 тыс. рублей;

  • на организацию - от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.

Периодичность составления путевого листа

По общему правилу первичные документы необходимо составлять с такой периодичностью, чтобы на их основании можно было судить об обоснованности осуществленных расходов.

Путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца (п.10 Приказа №152). При этом путевые листы могут составляться ежемесячно, если такая периодичность их составления позволяет организовать учет отработанного времени и расхода ГСМ (Письмо Минфина РФ от 20.02.2006 г. №03-03-04/1/129).

В том случае если еженедельное (ежемесячное, ежеквартальное) составление путевого листа позволяет организовать учет отработанного времени, расхода ГСМ, то путевой лист, составленный с такой периодичностью с приложением к нему кассовых чеков, отражающих приобретение указанных материалов, может подтверждать вышеназванные расходы компании (Письмо Минфина РФ от 25.08.2009 г. №03-03-06/2/161).

Первичные документы должны составляться таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании возможно было судить об обоснованности произведенного расхода (Решение АС Нижегородской области от 05.08.2016 г. №А43-10294/2016).

Важно!

Путевой лист можно оформлять на любой срок, не превышающий месяца.

Если путевой лист оформляется на месяц, то указывается первое и последнее число срока, на который выдан этот лист (п.4 и п.10 Приказа №152, Письмо Минфина РФ от 30.11.2012 г. №03-03-07/51). Например - с 1 ноября 2016 г. по 30 ноября 2016 г.

Статья актуальна на 19.12.16

Путевой лист

Сайт журнала «Упрощенка» Электронный журнал «Упрощенка»

Когда путевые листы потребуются

Если у вас есть собственные автомобили либо вы их арендуете (например, у сотрудников), то постоянной статьей расходов станет стоимость горюче-смазочных материалов. Отметим, что «упрощенцы» вправе списывать стоимость бензина и другого топлива как затраты на содержание служебного транспорта (подп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Либо как материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Первый вариант учета целесообразнее выбирать, если автомашины собственные, а второй — если арендованные. Но в любом случае не будет ошибкой, если вы поступите по-другому.

Если у вас «упрощенка» с объектом доходы

Путевой лист — это первичный документ, поэтому его должны заполнять все «упрощенцы», имеющие служебный транспорт, независимо от объекта налогообложения. При этом расходы должны быть обоснованными (п. 2 ст. 346.16 и п. 1 ст. 252 НК РФ). А заполеннные образцы путевых листов как раз и подтвердят, что автомобиль использовался в служебных целях, а не для личных поездок работников. Обратите внимание: путевые листы нужны как профессиональным перевозчикам, так и другим компаниям, использующим в работе автомобили.

По мнению налоговиков, путевые листы необходимы и в случае, когда поездки совершаются на арендованном авто (письмо УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 № 20-12/041966.1). А вот суды, как правило, придерживаются иного мнения, особенно если речь идет об аренде транспорта с экипажем. Они ссылаются на постановление Госкомстата России от 28.11.97 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее — постановление № 78). В нем сказано, что путевой лист является первичным документом по учету работы автомобиля, на основании которого начисляется зарплата водителю. В случае аренды транспорта с экипажем машину водит сотрудник арендодателя и арендатор зарплату ему не выплачивает. Поэтому и оформлять путевые листы арендатору необязательно. Именно к такому выводу пришел ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 18.01.2008 № А56-15033/2007 .

Для справки

По мнению налоговиков и специалистов Минфина России, путевые листы нужны, даже если служебные поездки совершаются на арендованном авто или на личном транспорте работника А нужны ли путевые листы, если работник ездит по служебным делам на личном автомобиле? В этом случае работодатель обязан выплатить компенсацию сотруднику за то, что он использует личное имущество в служебных целях (ст. 188 ТК РФ). Так вот, чтобы ее получить, водитель должен вести учет служебных поездок опять же в путевых листах. Такую позицию высказал Минфин России в письме от 13.04.2007 № 14-05-07/6 . На наш взгляд, она весьма спорна, о чем свидетельствует и арбитражная практика. Суды неоднократно отмечали, что оформление путевых листов при использовании личных авто законодательством не предусмотрено, а значит, учет выплаченной компенсации в расходах не зависит от наличия путевых листов (постановления ФАС Московского округа от 19.12.2011 № А40-152815/10-116-694 и ФАС Центрального округа от 25.05.2009 № А62-5333/2008).

Важное обстоятельство

Налоговики не вправе требовать от вас путевой лист, если перевозку груза осуществляла сторонняя транспортная компания. При этом возмещенные ей затраты на ГСМ вы можете учесть в расходах. А вот в случае, когда для перевозки груза была нанята сторонняя компания, заполнять путевой лист должны не вы, а эта компания. Причем в единственном экземпляре, который останется у нее. Несмотря на это, вы сможете учесть в расходах перечисленные перевозчику стоимость транспортных услуг и сумму затрат на бензин (если это предусмотрено). Из документов у вас должны быть договор, на основании которого перевозился груз, акт оказанных услуг и платежка либо кассовый чек. Налоговики в такой ситуации не вправе требовать еще и путевой лист, и это подтверждает арбитражная практика (постановления ФАС Поволжского округа от 21.10.2010 № А49-442/2010 и ФАС Московского округа от 30.09.2010 № КА-А40/11123-10).

Как часто нужно выписывать путевые листы

Профессиональные перевозчики должны выписывать путевые листы ежедневно (постановление № 78). А вот нетранспортным компаниям совсем необязательно заполнять путевой лист на каждую поездку. Можно оформить его на несколько дней, неделю или любой другой срок, не превышающий одного месяца. Об этом сказано в пункте 10 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 (далее — Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов).

Суть вопроса

Компании, не являющиеся транспортными, могут оформлять один путевой лист на несколько дней, неделю или иной срок, не превышающий одного месяца. Отметим, Минфин России придерживается аналогичной позиции и не возражает, если нетранспортные компании будут оформлять листы не на каждый день, а на более длительный срок (письма Минфина России от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327 и от 16.03.2006 № 03-03-04/2/77). Главное, чтобы еженедельное или ежемесячное составление путевого листа позволяло организовать учет отработанного времени и расхода ГСМ.

Какие обязательные реквизиты должен содержать путевой лист

Транспортные компании обязаны применять унифицированную форму путевого листа, утвержденную постановлением № 78 .?Остальные организации могут разработать собственные, более удобные формы путевых листов. Это разъяснено в письмах Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161 и УФНС России по г. Москве от 13.10.2009 № 16-15/107268 .?Разработанную форму нужно утвердить как приложение к учетной политике.

Какой же должна быть форма путевого листа, чтобы и организации было удобно ее заполнять, и налоговики претензий не предъявляли? Прежде всего следует помнить, что путевой лист должен содержать все сведения, указанные в пункте 3 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов. Кроме того, необходимо соблюсти требования статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ). Перечень всех обязательных реквизитов мы привели в таблице.

Таблица. Обязательные реквизиты путевого листа
№п/п Сведения, включаемые в форму путевого листа Комментарий Чем установлены

Реквизиты для путевых листов, прописанные в приказе Минтранса России от 18.09.2008 № 152 и Законе № 129-ФЗ

1

Наименование и номер путевого листа

В наименовании путевого листа укажите тип автомобиля (например, путевой лист легкового автомобиля). В заголовочной части проставьте печать или штамп владельца автомобиля

Пункты 3 и 12 приказа №?152, пункт 2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ

2

Срок действия

В путевом листе, действующем один день, должна стоять дата этого дня. В путевом листе, оформленном на более длительное время (неделю, месяц и т. д.), отразите даты начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован

Пункты 3 и 4 приказа № 152, пункт 2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ

3

Информация о собственнике транспортного средства

Организации должны указать организационно-правовую форму, наименование, местонахождение и номер телефона, а индивидуальные предприниматели — ФИО, почтовый адрес и номер телефона

Пункты 3 и 5 приказа № 152, пункт 2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ

4

Сведения о транспортном

средстве

В графах, отведенных для этих сведений, нужно указать следующую информацию:

— тип (легковой автомобиль, грузовой автомобиль и т. д.) и модель транспортного средства, а также модель прицепа, полуприцепа, если таковые используются;

— государственный регистрационный знак автомобиля, прицепа, полуприцепа;

— показания одометра (полные километры пробега) при выезде автомобиля из гаража и его заезде в гараж;

— даты и время выезда автомобиля с места постоянной стоянки и его заезда на указанную стоянку. Эту информацию фиксируют назначенные руководителем организации или предпринимателем лица. Рядом они ставят свою роспись

Пункты 3 и 6 приказа № 152

5

Сведения о водителе

Укажите ФИО водителя, дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя. Медицинский работник должен расписаться

Пункты 3 и 7 приказа № 152

6

Маршрут движения транспортного средства

Запишите точный адрес следования

Маршрут не является обязательным реквизитом, установленным нормативными документами, но на его наличии часто настаивают проверяющие (письмо Минфина России от 01.08.2005 № 03-03-04/1/117)

Реквизиты первичных документов, установленные Законом № 129-ФЗ

7

Измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении

Укажите километраж и расход топлива

Пункт 2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ

8

Наименование должностей лиц, ответственных за операцию, и их личные подписи

Путевой лист подписывает водител

В дополнение к этим реквизитам вы можете внести в форму другие реквизиты, учитывающие особенность вашей деятельности. Образец заполненного путевого листа приведен ниже.

Рисунок. Образец путевого листа

Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство. Поэтому если вы используете несколько автомобилей, то вам придется составить несколько путевых листов. Несколько путевых листов понадобятся и в случае, когда в течение срока действия листов один автомобиль водят сразу несколько водителей. На каждого водителя оформляют свой путевой лист. Но можно поступить иначе. Разработайте форму путевого листа, в которую можно было вписать данные сразу нескольких водителей. Тогда достаточно заполнить один путевой лист.

Памятка

В путевом листе нужно указать срок его действия, сведения о водителе, его медицинском осмотре, собственнике автомобиля, самом автомобиле и маршруте движения. Обратите внимание: среди обязательных реквизитов нет сведений о маршруте движения автомобиля. Тем не менее мы рекомендуем включить их в разрабатываемую форму путевого листа. Поскольку именно эта информация поможет вам доказать, что машина использовалась в служебных целях, а расходы на покупку ГСМ обоснованны.

Отметим, что в путевом листе нужно указывать конкретный адрес следования автомобиля. При общих фразах: «по городу» или «до клиента» налоговики могут не признать расходы на покупку топлива (письмо УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 № 20-12/064123.2). Лучше фиксировать точный маршрут служебного транспорта. Если адресов много и изо дня в день они повторяются, можно издать приказ руководителя, в котором им будут присвоены номера. Тогда в путевом листе вы сможете писать не полный адрес, а маршрут №?1, маршрут №?2 и т. д. Нумерация маршрутов в приказе может быть зафиксирована, например, как показано на рисунке.

Рисунок.Выдержка из приказа

Если поездки планируются по служебным запискам, то в путевом листе допускается написать: «по маршруту согласно служебным запискам». В этом случае записки следует приложить к листам.

Оформленные листы нужно регистрировать в журнале, унифицированная форма которого утверждена постановлением №?78 .? Использованные журналы не выбрасывают, а хранят пять лет.

И еще один важный момент. Минфин России в письме от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354 разрешил нетранспортным компаниям не заполнять листы. Но у них должен быть другой документ, составленный по данным системы спутниковой навигации ГЛОНАСС или другой системы, позволяющей определить пройденный путь. Получается, документ все-таки должен быть со всеми обязательными реквизитами (сведениями о водителе, маршруте следования и т. д.). А будет ли он называться путевым листом или как-то иначе, значения не имеет.

Когда нужен путевой лист легкового автомобиля

К примеру, на балансе собственности у индивидуального предпринимателя, который практикует упрощенный формат налогообложения, состоит автомобиль. В роли налогооблагаемой базы выбрана доходная часть от предпринимательской деятельности, а значит, нет никакого смысла описывать и разбираться в расходной составляющей – путевой лист можете отложить в сторону.

Когда поездки осуществляются ежедневно, могут возникать некоторые неудобства. Поэтому многих руководителей интересует: можно ли выписать путевой лист, действующий несколько дней? Нормы действующего законодательства в 2019 году указывают на срок действия одного документа на легковой автомобиль, оформленный на юрлицо: от 1 дня до 1 месяца, но не более.

Когда нужно оформлять путевой лист на арендованную машину

Но что делать, если начальство кому-то из своих сотрудников говорит: «Сгоняй на вокзал за командированным к нам сотрудником и забери его багаж»? А потом точно так же просит привезти канцтовары, потому что грузовик компании в ремонте, и, наконец, требует развезти по всем контрагентам в Северной столице новогодние презенты! А какие могут быть пробки в мегаполисе, и сколько в них сгорает бензина, хорошо представляет любой водитель.

Когда авто берётся у владельца, являющегося юрлицом, в служебных целях, то вопроса, нужны ли путевые листы на арендованный автомобиль, не возникает. Ведь предприятие тратится не только на саму аренду, но и на бензин и прочие ГСМ. Каждая из этих затрат должна быть экономически обоснована, иначе к этому может придраться при проверке налоговый инспектор. Любой расход предприятия должен быть направлен на получение дохода, чтобы его можно было учесть в целях уменьшения налогооблагаемой базы.

Как правильно заполнить путевой лист легкового автомобиля: основные правила и реквизиты

  • Точное время обязательно проставляется в часах и минутах. Для этого есть отдельная графа «Время прибытия». Но отражается только тот момент, когда водитель сам показывает путевой лист клиентам или заказчикам.
  • Есть графа «Заказчик». Здесь клиенты оставляют свои подписи. Для подтверждения того, что все реквизиты в документе корректны, соответствуют действительности.
  • Ещё заполняют графу 21, которая носит название «По прибытии». «По убытию» — соответственно, графа 22. Заказчики ставят здесь все параметры, списывая их со спидометра.
  • «Особые отметки» — строка для замечаний со стороны клиентов, если это необходимо.
  • Штамп компании всегда проставляют в верхней части. Дата и номер документа ставятся чуть ниже. При необходимости обозначают и серию.
  • Следующая графа нужна для названия компании. Там же пишут адрес с телефоном. И код регистрации предприятия в соответствующих органах.
  • Затем диспетчер заполняет информацию по транспортному средству, включающую инвентарный гаражный идентификатор, государственный номер и марку.
  • Далее идёт строка с ФИО водителей, реквизитами водительского удостоверения, табельным номером.
  • Есть и следующий раздел. Но его заполняют только организации с узкой специализацией. Например, службы такси. Им необходимо вписать номера лицензионной карточки.
  • После заполнения диспетчера определяют индивидуальные задания для водителей. Документ визируется, передаётся лично шофёру.

Интересное:  Зачем регистрировать дом в снт

Правила использования путевых листов в — 2019 — году

Рассмотрим ситуацию на примере. Пусть автомобиль принадлежит индивидуальному предпринимателю, использующему упрощенную систему налогообложения и выбравшему в качестве налогооблагаемой базы доходы. Говоря простыми словами, налогами облагаются только доходы этого юридического лица, независимо от его расходов. В описанном примере не имеет особого смысла заниматься оформлением путевок, т.к. это приведет лишь к дополнительным затратам времени на заполнение бумаг и не принесет никакой выгоды.

  • в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

Путевой лист

Согласно ч.4 ст.1 Устава К отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, применяются также положения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.

Ирина, большое спасибо за подробный ответ, но как быть с ч.1, ст.1, Федерального закона N 259-ФЗ от 8 ноября 2007 г.,»Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», где сказано: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Какое наказание за отсутствие путевых листов

  1. Такой первичный документ должен быть оформлен на 1 день или одну поездку (если она длится больше одного дня), но не больше чем на месяц.
  2. Для транспортных средств, используемых в несколько смен, следует заполнять отдельные путевые листы на каждую смену.
  3. Оформлением занимается диспетчер, либо при его отсутствии бухгалтер, водитель только проставляет свою подпись.
  4. Путевые листы заполняются по установленным формам. Организация, основной деятельностью которой не являются грузоперевозки, имеет право разработать свой бланк. При этом он должен содержать обязательные реквизиты, установленные законодательно.
  5. На обратной стороне бланка путевого листа заполняется маршрут следования транспортного средства.

Важно понимать, что этот документ требуется, прежде всего, для целей правильного ведения учета расходов. Путевой лист – документ, который необходим в первую очередь бухгалтерии и ИФНС. Именно он в первичной документации позволяет подтвердить понесенные организацией расходы.

Новые путевые листы на легковые автомобили

Путевка является первичным учетным документом по контролю за работой шофера и транспорта. Также, она подтверждает маршрут, по которому передвигается ТС. Благодаря ей можно проверить, не съезжает ли шофер с намеченного маршрута и не использует ли авто для собственных нужд. Так осуществляется первичный надзор за передвижением автотранспорта фирмы.

Путевой лист легкового автомобиля 2019 года содержит в себе новые реквизиты, являющиеся обязательными для заполнения. Так, с двадцать шестого февраля текущего года в путевке должна проставляться отметка о проверке технического состояния авто перед поездкой. Механик должен проставить дату и время проверки авто, а также свою личную подпись и ФИО. До 2019 года это было необязательным.

Интересное:  Что нужно для списания авто

Обновленный путевой лист легкового автомобиля в 2019 году

Необходимость штамповки документа, а так же наличия печати отпала, зато больше внимания придется уделять непосредственно техническому состоянию машин. Специальный работник, который контролирует состояние автомобилей, должен регулярно не только проверять машины перед рейсом, но и указывать, в какой день, и даже в котором часу, был проведен осмотр. Все сведения, которые он проставит в листке, должны быть заверены личной росписью и данными о контролирующем лице. По такому же принципу на работу выезжает и городской наземный транспорт.

Для начала, дадим определения, что представляет собой путевой лист легкового автомобиля, да и в принципе, аналогичный документ, для любых транспортных средств. Путевой документ – это бумага, которая должна оформляться на каждую машину, используемую юридическими лицами или предпринимателями, с целью транспортировки граждан, груза, багажных перевозок, или же для городского, пригородного и междугороднего транспорта. Минимальный срок действия путевого документа не превышает одного дня, а максимальный – одного месяца.

Путевой лист

Ирина, большое спасибо за подробный ответ, но как быть с ч.1, ст.1, Федерального закона N 259-ФЗ от 8 ноября 2007 г.,»Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», где сказано: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч.4 ст.1 Устава К отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, применяются также положения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.

Нужен ли путевой лист для управления легкового автомобиля оформленный на ООО

Путевой лист в первую очередь предназначен для бухгалтерии юридических лиц, а также для сотрудников налоговой инспекции. Именно этот первичный документ позволяет учитывать расходы на бензин и вычитать их из налогооблагаемой базы. По сути путевой лист нужен для того, чтобы уменьшить сумму уплачиваемых налогов.

Ситуация эта не выдуманная, рассмотрим ее на примере. Пусть автомобиль принадлежит индивидуальному предпринимателю, использующему упрощенную систему налогообложения и выбравшему в качестве налогооблагаемой базы доходы. Говоря простыми словами, налогами облагаются только доходы этого юридического лица, независимо от его расходов. В описанном примере не имеет особого смысла заниматься оформлением путевых листов, т.к. это приведет лишь к дополнительным затратам времени на заполнение бумаг.

24 Июл 2018      yslygiur         516      

Какое наказание за отсутствие путевых листов?

Путевой лист представляет собой важный документ для организаций и ИП, в деятельности которых используются транспортные средства. Поэтому важно понимать, что это за документ, в каких случаях его использование обязательно, и какое наказание за отсутствие путевых листов.

Что такое путевой лист и сроки его хранения

Так как путевой лист напрямую связан с вождением транспортных средств, многие пытаются искать информацию о нем в правилах дорожного движения. Однако в этом нормативно-правовом акте он упоминается только один раз и то вскользь. В ПДД о путевых листах говорится лишь то, что водитель обязан иметь его при себе в установленном случае и по первому требованию передавать полицейскому.

Важно понимать, что этот документ требуется, прежде всего, для целей правильного ведения учета расходов. Путевой лист – документ, который необходим в первую очередь бухгалтерии и ИФНС. Именно он в первичной документации позволяет подтвердить понесенные организацией расходы.

Сроки хранения путевого листа, установленные в различных законодательных актах, представлены в таблице ниже.

Законодательный актСрок хранения
Приказ Министерства транспортаНе менее 5 лет (может быть увеличен по желанию организации)
Приказ Министерства культуры– 5 лет, если в этот период была проверка контролирующего органа;

– если путевой лист – единственный документ, подтверждающий опасные, вредные и тяжелые условия труда – не менее 75 лет

Налоговый кодексНе меньше 4 лет
ФЗ о БухучетеНе меньше 5 лет

Когда путевой лист не нужен?

Следует понимать, что оформление путевого листа обязательно только в оговоренных законом случаях. Оно не требуется, если:

  • транспортное средство находится в собственности физического лица, используется им в личных целях либо передано другому человеку по доверенности;
  • когда машина принадлежит ИП либо организации, которым учет расхода топлива непринципиален.

При этом в процессе перевозок не должны присутствовать случаи, оговоренные ниже, когда наличие путевого листа является обязательным.

Когда путевой лист обязателен

Нормы заполнения путевых листов регламентируются 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”. В нем приведен ряд случаев, в которых заполнение путевого листа является обязательным:

  • при использовании автобуса, трамвая либо троллейбуса;
  • при перевозке грузов;
  • при транспортировке пассажиров и их багажа.

При этом перевозка груза, пассажира и багажа должны быть оформлены в установленном порядке. Иными словами, обязательно наличие необходимых документов.

Пример #1. Ответственность за отсутствие путевых листов автомобиля не перевозящего грузы и людей

Организации (ООО) принадлежит транспортное средство, не задействованное в перевозке грузов и пассажиров. При этом для расчета налогов используется упрощенная система налогообложения, за налоговую базу принимаются доходы компании. Требуется понять, является ли обязательным оформление путевого листа в этом случае?

Представленная ситуация не подпадает под требования обязательного оформления путевых листов. Более того, подтверждение расхода топлива не требуется. Таким образом, оформление путевого листа в данном случае является необязательным.

Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство. В данном случае инспектор не прав, т.к. вы не перевозили пассажиров, грузы и т.д. (Статья 6. Устава автомобильного транспорта )

Правила оформления путевого листа

Путевой лист должен быть оформлен в соответствии с определенными правилами.

  1. Такой первичный документ должен быть оформлен на 1 день или одну поездку (если она длится больше одного дня), но не больше чем на месяц.
  2. Для транспортных средств, используемых в несколько смен, следует заполнять отдельные путевые листы на каждую смену.
  3. Оформлением занимается диспетчер, либо при его отсутствии бухгалтер, водитель только проставляет свою подпись.
  4. Путевые листы заполняются по установленным формам. Организация, основной деятельностью которой не являются грузоперевозки, имеет право разработать свой бланк. При этом он должен содержать обязательные реквизиты, установленные законодательно.
  5. На обратной стороне бланка путевого листа заполняется маршрут следования транспортного средства.

Водитель перед выходом в рейс в обязательном порядке должен пройти медицинский осмотр. В ходе него проверяются отсутствие алкогольного и наркотического опьянения, общее состояние здоровья, готовность к управлению транспортным средством. Об этом обязательно должен проставляться отметка медицинского работника в путевом листе.

В 2015 году правила прохождения предрейсовых медосмотров были ужесточены. Теперь это является обязательством не только наемных работников, но и индивидуальных предпринимателей. При этом ИП могут заключить соответствующее соглашение со специализированным медицинским учреждением.

Наказание при нарушении требований о наличии и оформлении путевых листов (штрафы)

В законе предусмотрено наказание, как за отсутствие путевого листа, так и за неправильное его оформление. При этом наказание предусмотрено не только для организации, но и для водителя.

НарушениеПоследствия для водителяПоследствия для организации
Отсутствие путевого листаШтраф 500 рублейШтраф для должностного лица – 20 000 рублей, для организации – 100 000 рублей
Отсутствие штампа медицинского работникаОтстранение от управления транспортным средствомАвтомобиль направляется на штрафстоянку
Штраф для должностных лиц – 5 000 рублей, для организации – 30 000 рублей

Важно также знать, что в соответствии с Кодексом административных правонарушений ИП за нарушение ведения путевого листа наказывается таким же образом, как организация.

Таким образом, существуют определенные требования о наличии и оформлении путевых листов, закрепленные законодательно. Знание и соблюдение их позволит ИП и организациям избежать серьезных последствий.

ГИБДД охотится на водителей без доверенностей и путевых листов

Уже три года прошло с тех пор, как в России были отменены доверенности на управление автомобилем. Однако, в последнее время инспекторы ГИБДД снова стали спрашивать доверенности у водителей служебных автомобилей. И хотя штраф за отсутствие доверенности отменён, инспектор может попросить показать путевой лист. Если его нет, водитель может быть оштрафован на 500 рублей, а организация, на которую зарегистрирован автомоблиь - до 100 тысяч рублей.

Поэтому, если вы садитесь за руль служебного автомобиля без путевого листа, позаботьтесь о том, чтобы у вас была с собой доверенность. Без неё вы не сможете ни забрать машину со штрафстоянки, ни пообщаться с дилерами или страховщиками.

 

Для чего может понадобиться доверенность?  

— На штрафстоянке

— в автосервисе

— при регистрационных действиях в ГИБДД

— при оформлении страховки

Ещё один важный нюанс, о котором забывают руководители корпоративных автопарков, отказываясь от доверенности — ответственность. Следует помнить, что в ситуации, когда сотрудник компании управляя служебным транспортом попадает в ДТП или нарушает ПДД, ответственность за возмещение вреда, согласно статье 1079 ГК РФ, ложится на владельца автомобиля, то есть на компанию. Но если будет доказано, что водитель не был связан с компанией трудовым договором и управлял машиной по доверенности, возмещать вред будет он сам.

Таким образом, если компания выдала своему водителю доверенность, да ещё и подкрепила её актом приёма-передачи, она не будет нести ответственность за действия своего сотрудника на дороге.

Частным лицам также не нужно забывать о том, что если они передают личную машину знакомым или родственникам, грамотно составленная доверенность обезопасит владельца автомобиля от многих возможных неприятностей.

По действующим на сегодня (декабрь 2015) правилам, водитель не обязан предъявлять сотруднику ГИБДД доверенность. Но и запрета на предъявление доверенности нет. Другое дело, что инспектора будет интересовать не только доверенность.

Когда три года назад ГИБДД предложила отменить доверенности, предполагалось, что право на управление автомобилем будет подтверждаться страховым полисом ОСАГО. Однако у корпоративных автомобилей страховка часто бывает с неограниченным числом водителей — и единственным документом для подтверждения права на управление остаётся путевой лист.

 

В каких ситуациях инспектор ГИБДД имеет право потребовать у водителя путевой лист?  

— Если автомобиль принадлежит юридическому лицу;

— если отсутствует доверенность, а полис ОСАГО не имеет ограничений по количеству водителей;

— если водитель едет с грузом;

— если в служебном автомобиле находятся пассажиры

По правилам, в путевом листе указываются данные автомобиля и водителя, количество израсходованного топлива, а также отметки механика и медработника, выпустивших машину на линию или в рейс. В соответствии с пунктом 2.1.1 ПДД “в установленных случаях” инспектор ГИБДД имеет право потребовать у водителя предъявить путевой лист.

Многие водители ошибочно считают, что путевые листы нужны только водителям грузовиков, автобусов или такси. А разъезжать по своим делам на корпоративной легковушке можно и без этого документа. Причина этого заблуждения кроется именно в той самой формулировке “установленные случаи”. В ПДД эти самые случаи не описаны, но описаны в Уставе автомобильного и городского наземного электрического транспорта, который утвержден федеральным законом №259-ФЗ от 8 ноября 2007 года. Этот устав запрещает «осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство», а порядок оформления, в свою очередь, указан в приказе Минтранса от 18.09.2008 №152. Однако в том же уставе говорится, что пассажир вместе со своим багажом — это только тот, кого перевозят на основании договора о транспортных услугах. Иными словами, если компания-владелец официально не занимается извозом, а сама поездка частная, то ни эти правила, ни «установленные случаи», требующие путевых листов, на водителя не распространяются. И многие суды часто становятся на сторону компаний, которые были оштрафованы за отсутствие у их сотрудников путевых листов.

 

Так можно ли ездить без путевого листа?  

Однако, в конце прошлого года, Верховный Суд РФ своим определением №302-КГ14-529 по делу красноярской компании, которая не выдавала водителями путевые листы, поддержал решение Федерального арбитражного суда в Иркутске: любые юридические лица, а также индивидуальные предприниматели безотносительно их рода деятельности даже в поездках для собственных нужд обязаны оформлять путевые листы, когда в машине, помимо водителя, находится пассажир или багаж.

Верховный суд исходил из более широкой трактовки понятия “пассажир”, которую дают ПДД и федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (№196-ФЗ от 10 декабря 1995 г.). Согласно их букве, пассажиром считается всякий, кроме водителя, кто находится в транспортном средстве, а также тот, кто входит или выходит из него. И если организация в принципе использует машины для перевозки людей и багажа даже в своих собственных нуждах, она должна подчиняться и Уставу перевозок автомобильным транспортом. Даже если директор компании со своей семьёй в выходные едет на служебной машине на дачу, а не по делам фирмы.

Более того, Верховный Суд своим решением подтвердил: если организация эксплуатирует легковые и грузовые автомобили для перевозки сотрудников и грузов по дорогам общего пользования, значит сотрудники являются участниками дорожного движения — поэтому фирма обязана “обеспечивать безопасность пассижиров и грузов автомобильным транспортом, а именно соблюдать порядок заполнения путевых листов, включать в них обязательные реквизиты и осуществлять ежедневный послерейсовый контроль технического состояния транспортных средств».

При этом водители должны иметь при себе путевые листы с обязательными реквизитами, заполненные в установленном Минтрансом порядке, то есть, помимо данных о машине, компании-владельце и водителе, нужно указывать еще время и пробег при выезде на рейс, а также ставить отметки о дате и времени предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя!

Штраф за нарушения в этом случае предусмотрен не только для водителя, но и для владельца автомобиля — 100 тысяч рублей по части 1 статьи 12.31.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ. И на чью сторону встанет суд при обжаловании штрафа, неизвестно. Как говорят на Руси, «закон — что дышло: куда повернул, туда и вышло». А главный вывод пока неутешителен: езда по России без доверенностей и путевых листов на служебных автомобилях — лотерея с немалой суммой на кону.


Смотрите также