Рабочим постом называется


17 Вопрос. Определение понятия технологический процесс, рабочий пост, рабочее место.

Технологический процесс – это часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда.

Технологический процесс может быть отнесен к изделию, его составной части или к методам обработки, формирования и сборки.

К предметам труда относятся заготовки и изделия. Технологический процесс разделяется на часть технологических операций.

Технологическая операция – это законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте. Операция связана с выполнением законного объема работы и является основным элементом производственного планирования и учета.

Технологическая операция делится на установки, позиции и переходы. Основной частью операции является переход, представляющий собой совокупность процессов по обработке одной или комплекта деталей, одним и тем же инструментом или его набором, при неизменном режиме.

Под рабочим местом понимается зона, оснащенная необходимыми техническими средствами, в которой осуществляется трудовая деятельность исполнителя или группы исполнителей, совместно выполняющих одну работу или операцию.

На рабочем месте дости­гается главная цель труда - качественное, экономичное и свое­временное изготовление продукции или выполнение установлен­ного объема работы.

Для достижения этой цели к рабочему месту предъявляются технические, организационные, экономические и эргономические требования.

С технической стороны рабочее место должно быть оснащено прогрессивным оборудованием, необходимой технологической и организационной оснасткой, инструментом, контрольно-измерительными приборами, предусмотренными технологией, подъемно-транспортными средствами.

С организационной стороны имеющееся на рабочем месте оборудование должно быть рационально расположено в пределах рабочей зоны; найден вариант оптимального обслуживания рабочего места сырьем, материалами, заготовками, деталями, инструментом, ремонтом оборудования и оснастки, уборкой отходов; обеспечены безопасные и безвредные для здоровья рабочих условия труда.

С экономической стороны организация рабочего места должна обеспечить оптимальную занятость работников, максимально высокий уровень производительности труда и качество работы.

Эргономические требования имеют место при проектировании оборудования, технологической и организационной оснастки, планировке рабочего места.

Процессу труда работника, независимо от того, какие функции он выполняет, свойственны присущие ему закономерности, определяющие:

- размещение работника в рабочей зоне;

- положение рабочей зоны;

- последовательность, количество и пространственную протяженность составляющих трудовой процесс трудовых движений;

- последовательность вхождения человека в работу;

- появление, наращивание и снижение утомляемости.

Рабочее место - пространственная зона трудовой деятельности: 

- оснащенная необходимыми основными и вспомогательными средствами;  - определенная на основании трудовых и других норм; 

- закрепленная за одним или группой работников для выполнения определенных производственных или управленческих работ.

Рабочие места различаются: 

- по категориям работников и профессиям; 

- по числу исполнителей: индивидуальные и коллективные рабочие места; 

- по виду производства: основные и вспомогательные; 

- по типу производства: массовые, серийные и единичные; 

- по степени специализации: универсальные, специализированные и специальные; 

- по уровню механизации: механизированные, автоматизированные, для ручной работы; 

- по количеству оборудования: одностаночные, многостаночные.

Рабочий пост — это участок произ­водственной площади, оснащенный технологическим оборудованием для размещения автомобиля и предназ­наченный для выполнения одной или нескольких однородных работ.

Пост включает одно или несколько рабочих мест.

Рабочее место — это зона трудовой деятельности исполнителя, оснащен­ная технологическим оборудованием, приспособлениями и инструментом для выполнения конкретной работы.

Рабочие места в условиях диагностической станции представляют собой систему неразрывно связанных звеньев. Эта связь определяется единством произ­водственного процесса, пропорцио­нальным соотношением сменных за­даний на всех рабочих местах, ком­муникацией промышленных разво­дов, подающих сжатый воздух, электроэнергию, охлаждающую жид­кость, смазочные материалы и т. д.

studfiles.net

Рабочие посты и производственные участки

Последовательность работ по техническому обслуживанию или ремонту автомобилей называется технологическим процессом. Технологический процесс строится с таким расчетом, чтобы обеспечить быстрое и качественное выполнение работ по обслуживанию или! ремонту автомобилей при минимальных затратах труда, средств и материалов.

Технологический процесс технического обслуживания автомобилей включает уборочно-моечные, крепежные, контрольно-регулировочные и смазочные операции, выполняемые при помощи специализированного оборудования, приспособлений и инструмента. Место для выполнения отдельных операций обслуживания или ремонта, оснащенное соответствующим оборудованием и приспособлениями, называется рабочим постом. На посту может быть несколько рабочих мест. Значительная часть работ по техническому обслуживанию автомобилей выполняется непосредственно на рабочих постах. Некоторые работы (регулировка приборов системы питания и электрооборудования, шиномонтажные) выполняются частично на постах, а частично на производственно-вспомогательных участках или в цехах.

Расположение постов в помещениях зависит от габарита автомобилей, производственной программы по обслуживанию и размеров помещения. Техническое обслуживание и текущий ремонт должны вестись рациональными методами и с наименьшими затратами.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

По расположению и способу установки на них автомобилей рабочие посты подразделяются на тупиковые и прямоточные.

Метод организации процесса технического обслуживания оппеляется также численностью и типами обслуживаемых автомобилей, уровнем оснащенности автохозяйства и наличием производственных площадей.

В автохозяйствах с небольшим числом автомобилей применяется тупиковый метод технического обслуживания на универсальных постах. Все обязательные работы любого вида технического обслуживания, как правило, выполняются на одном посту, за исключением уборочно-моечных работ, которые всегда проводятся на отдельных постах, расположенных в специальных помещениях или на открытых площадках.

В крупных автохозяйствах с большим числом однотипных автомобилей целесообразно применять поточный метод технического обслуживания, как наиболее прогрессивный.

Рекламные предложения:
Читать далее: Техническое обслуживание на поточной линии

Категория: - Текущее обслуживание

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Тема 2.2 Виды рабочих постов. Развитие технологических процессов.

Вопросы темы:

1. Стандартизация и типизация технологических процессов

2. Специализация работ технического обслуживания и ремонта автомобилей

3. Классификация технологических процессов технического обслуживания и ремонта

4. Перспективы развития методов разработки технологий поддержания и восстановления работоспособности автомобилей.

5. Разработка модульных технологических процессов поддержания работоспособности автомобилей

2.1. Стандартизация и типизация технологических процессов

Стандартизация предусматривает деятельность, заключающуюся в нахождении решений для повторяющихся задач в сфере науки, техники и экономики, направленных на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. Учитывая большую разномарочность подвижного состава, эксплуатационные, климатические, организационные, производственные и другие особенности работы автотранспортных предприятий система стандартных технологических процессов для автомобильного транспорта не создана.

Однако, в процессе разработки и применения технологических процессов ТО и ремонта автомобилей используется ряд стандартов, регламентирующих общие требования по вопросам экологии и защиты окружающей среды, пожарной безопасности, правил и норм охраны труда, средств индивидуальной защиты, а также общие принципы представления нормативно-технологической документации организации работ, разработки и применения технологического оборудования.

В результате на автомобильном транспорте разрабатываются типовые технологические процессы, которые представляют собой регламентированную последова­тельность выполнения определенного ряда типовых операций, которые в дальнейшем привязываются (адаптируются) к условиям конкретного АТП. Таким образом, процесс формирования типовых технологических процессов начинается с типизации его составляющих — технологических операций.

На автомобильном транспорте типизация — это разработка типовых конструкций или технологических процессов на основе технических характеристик общих для ряда изделий.

Типовая технологическая операция ТО состоит из двух частей — контрольной и исполнительной. Контрольная часть выполняется в любом случае в полном объеме (ко­эффициент повторяемости Кп = 1), а исполнительская по результатам контроля и не в полном объеме (Кп < 1).

Типовая операция ремонта основана на проведении комплекса разборочно-сборочных работ, основные этапы разработки типовой операции ремонта следующие:

  • осуществляется анализ конструкции объекта ремонта с позиции последовательности разборочно-сборочных работ, с учетом применения типового комплекта инструмента, технологической оснастки и оборудования;

  • разрабатывается общая последовательность выполнения работ с учетом минимального количества переходов;

  • осуществляется хронометраж рабочего времени выполнения типовой операции ремонта, и оценка трудоемкости выполнения операции;

  • разрабатывается типовая технологическая картаремонта.

Учитывая, что автотранспортные предприятия имеют различную численность подвижного состава, а также особенности в технологическом оборудовании и оснастке, технологические процессы выполнения типовых технологических операций дорабатываются для конкретных условий их применения.

Технологическая привязка, как правило, выполняется проектно-технологическими бюро, а также техническими и технологическими отделами предприятий автомобильного транспорта. После утверждения вышестоящей организацией или главным инженером предприятия, привязанные к производственно-технической базе и персоналу технологические процессы являются «законом» для исполнителя.

2.2.2. Специализация работ технического обслуживания и ремонта автомобилей

Специализация — разделение технологических процессов ТО и ремонта по общему признаку с целью их выполнения определенной группой моделей технологического обо­рудования или выделения на отдельные рабочие места.

Агрегатный метод ремонта — метод ремонта, при котором неисправные агрегаты заменяются новыми или заранее отремонтированными. Замена агрегата может выполняться после отказа или по плану. Верхний уровень (рис. 4) соответствует стадии разработки. Осуществляется разделение общего объема работ на цеховые и постовые.

Второй уровень специализации соответствует стадии разработки или корректировки общих планировочных решений производственно-технической базы конкретного предприятия. Сущность специализации работ этого уровня заключена в разделении общего объема постовых и цеховых работ ТО и ремонта с целью их выполнения на конкретных постах или в конкретных цехах, проектируемых, реконструируемых или существующих предприятий.

Выполнение общего объема постовых работ организуется как на универсальных постах, так и на специализированных постах и поточных линиях.

Универсальный пост — это пост, на котором возможно выполнение нескольких видов типовых работ технического обслуживания и ремонта.

На производственно-технической базе ТО и ремонта, обслуживающей большое списочное количество подвижного состава появляется организационно-технологическая необходимость выполнения постовых работ на специализированных постах.

Специализированный пост — это пост, на котором реализуется типовой технологический процесс определенного вида.

Примерами специализированных постов являются — пост ТО-2, пост текущего ремонта, пост диагностики ит.д.

Часто на специализированном посту организуется лишь часть однородных работ типового технологическго процесса. Такие посты, как правило, объединяются в технологическую линию реализации типового процесса в целом.

В основу процесса специализации цехов и участков заложен принцип объединения технологически совместимых работ.

Третий уровень специализации технологических процессов ТО и ремонта осуществляется с целью организа­ции рабочих мест и расстановки оборудования на постах и в цехах. Специализация работ на постах и в цехах осу­ществляется в двух направлениях: по видам работ и по агрегатам, системам, узлам.

Возможна реализация четвертого уровня специализации технологических процессов ТО и ремонта с целью организации работ на конкретных рабочих местах. На практике специализация работ на четвертом уровне соответствует индустриальному методу организации конвейерного производства и в сфере ТО и ремонта автомобильной техники применяется только на ремонтных заводах.

2.2.3. Классификация технологических процессов технического обслуживания и ремонта

Основные признаки классификации и направления совершенствования технологических процессов ТО и ремонта автомобилей следующие:

1. По целевой функции. Разделяют технологические процессы поддержания и восстановления работоспособности автомобилей.

2. По характеру выполнения ремонтных воздействий. Разделяют технологические процессы технического обслуживания и ремонта.

3. По методу организации технологического процесса. Различают индивидуальный и агрегатный методы ремонта.

  1. По степени привязки технологического процесса к базовому подвижному составу. Имеют место типовые технологические процессы ТО и ремонта семейства автомобилей на основе базовой модели и унифицированные технологические процессы ремонта автомобилей не зависимо от их марки.

  2. По степени участия в технологической системе в целом, различают технологические процессы основного производства, процессы подготовки производства и вспомогательные технологические процессы.

6.По степени механизации и автоматизации операций ТО и ремонта. Различают комплексы ручных работ, механизированные операции и автоматизированные технологические процессы.

  1. По уровню безопасности технологических процессов. Различают технологические процессы, обеспечивающие нормальные условия труда, травмоопасные, пожароопасные и электроопасные.

  1. По уровню экологической безопасности. Различают технологические процессы, влияющие на экологию почвы, водного бассейна, воздушного бассейна.

  2. По месту выполнения ремонтного воздействия. Технологические процессы разделяются на постовые и цеховые.

  1. По степени специализации постов и рабочих мест — в цехах. Различают универсальные и специализированные технологические процессы.

  2. По методу организации движения автомобиля по посту. Выделяются технологические процессы, обеспечивающие работу на тупиковых постах, проездных постах и технологических линиях.

  3. По методу организации постовых работ под днищем кузова. Различаются технологические процессы, реализуемые на канавных постах и с применением подъемников.

2.2.4. Перспективы развития методов разработки технологий поддержания и восстановления работоспособности автомобилей.

Перспективной системой поддержания и восстановления работоспособности подвижного состава автомобильного транспорта является система, включающая в себя дополнительно процессы планово-предупредительного ремонта (ППР). Данная система применяется для подвижного состава, работающего в тяжелых условиях эксплуатации (интенсивность эксплуатации, природно-климатические условия, повышенные требования к безопасности перевозок и др.)

Планово-предупредительный ремонт— плановый ремонт, выполняемый с периодичностью и в объеме, установленными в эксплуатационной документации, не за­висимо от состояния изделия в момент начала ремонта.

Ступенчатая система типовых технологических операций планово-предупредительного ремонта формируется в процессе расчета режимов проведения работ. Исходной информацией при проведении расчетов является следующая:

  • предварительный перечень типовых операций планово-предупредительного ремонта;

  • показатели надежности элементов конструкции ремонтируемого объекта;

  • стоимости заменяемых в предупредительном порядке элементов;

  • трудозатраты на выполнение работ.

Технологическая цепочка в процессе анализа определена, как последовательность выполнения элементарных операций, обязательным условием неразрывности которых является необходимость снятия (установки) предыдущего элемента конструкции для снятия (установки) последующего. В этом случае под элементарной операцией понимается совокупность действий оператора с целью демонтажа (монтажа) элемента конструкции.

В технологической цепочке момент между окончанием работ по демонтажу (монтажу) предыдущего элемента и началом последующих работ характеризуется пере­ходным моментом.

Сущность анализа заключена в экспертной оценке конструкционных признаков, проявляющихся в переходные моменты:

I. Демонтированный элемент не был закрыт ни одним из снятых ранее и не является помехой для снятия любого другого.

II. Демонтированный элемент был закрыт снятым передним, но не является помехой для снятия любого другого.

Ш. Демонтированный элемент был единственной помехой для снятия последующего.

IV. Демонтированный элемент был не единственной помехой для снятия последующего.

Приведенные выше конструкционные признаки имеют тесную вероятностную связь с технологическими, которые по результатам анализа типовой технологической документации по ТО и ремонту автомобилей являются основной причиной типизации.

Основные характеристики типовых операций, условия завершения которых характеризуется результатами анализа конструкционных признаков следующий:

Первый признак. Если элемент не был закрыт каким-либо другим и не является помехой для проведения других работ, то этот элемент лежит «на поверхности» раз­борочно-сборочного процесса.

Второй признак. Технологическая цепочка разборочно-сборочного процесса часто обрывается в момент, когда необходимость демонтажа (монтажа) последующего элемента отсутствует по причине отсутствия самого элемента, такие типовые операции заканчиваются в переходный момент, характеризуемый вторым конструкционным признаком.

Третий признак. В технологической цепочке разборочно-сборочного процесса переходные моменты, соответствующие третьему конструктивному признаку наиболее вероятны, но типовые операции восстановительного ремонта, определенные по этому признаку, являются исключением, так как третий признак характеризует условия неразрывности технологической цепочки.

Четвертый признак. Если демонтированный в процессе реализации технологической цепочки элемент не является единственной помехой для демонтажа последующего, то это событие соответствует факту выхода нескольких независимых технологических цепочек на один из элементов конструкции.

Условием завершения типовой технологической операцией ремонта с высокой степенью вероятности являются первый, второй или четвертый конструкционные признаки. Эти признаки используются в процессе конструкционно-технологического анализа.

2.2.5. Разработка модульных технологических процессов поддержания работоспособности автомобилей

Эффективность перехода от организации ремонта автомобилей по потребности к планово-предупредительному ремонту, вызванная, также, необходимостью стабилизации функционирования парка подвижного состава после отказа от капитального ремонта, как экономической категории, усиливается реализацией возможности от синхронизации и специализации производства этих работ.

При этом при проектировании новой или реконструкции действующей производственно-технической базы эксплуатационных предприятий целесообразен модульный подход.

Построение организационно-технологических модулей, предусматривающих четкий ритм функционирования производства, осуществляется на основе сбалансированного планирования взаимной загрузки постов и линий, графиков работы ре­монтного персонала, объемов работ по постам с учетом их специализации и производственной программы в целом.

Выбор организационно-технологического модуля зависит, в первую очередь, от принимаемой формы организации работы предприятия. Законодательно приняты следующие основные формы организации труда. При первой форме предприятие работает в 2—3 смены с 7-ми часовым рабочим днем при шестидневной рабочей недели. При второй форме предприятие работает в 2 смены по 8,2 часа в смену при пятидневной рабочей неделе. При третьей форме предприятие работает в смену по 12 часов, и, наконец, при четвертой форме предприятие работает в одну смену по 8,2 часа при пятидневной рабочей неделе. Возможны, также, комбинированные формы организации работы предприятия и труда.

Выбор той или иной формы организации работы предприятия, в свою очередь, зависит от установленных или имеющих место ограничений по площадям размещения производства, в людских ресурсах в регионе и других факторов градостроительного и социального характера.

При наличии нормативной базы, регламентирующей процессы технического обслуживания и планового ремонта с учетом достигнутого уровня специализации постов, выбранный организационно-технологический модуль содержит следующие основные характеристики:

  • синхронность выполненных объемов работ по рабочим постам и сменам;

  • продолжительность рабочей смены (час);

  • количество рабочих смен;

  • среднее время выполнения основных работ (дни);

  • суточная и годовая производственные программы;

  • производительность постов и линий;

  • количество основных постов и линий;

  • количество вспомогательных постов;

  • общее количество постов;

  • условное количество ремонтного персонала напостах;

  • общее количество основного ремонтного персонала.

В качестве примера на рис. 6 приведена принципиальная схема организационно-технологического модуля при 2-3-х сменной форме организации работы предприятия и труда для комплекса работ второго технического обслуживания и двух ступеней планово-предупредительного ремонта автобусов особо большой вместимости, иллюстрирующем достигаемую синхронность работ по сменам, постам и на линии специализированных постов, На схеме приняты следующие условные обозначения:

ППР-1 — объем основной части работ планово-предупредительного ремонта первой ступени;

ППР-2 — объем основной части работ планово-предупредительного ремонта второй ступени;

ППР-ТО — объем основной части работ второго технического обслуживания;

КР-ТО — общая для всех ступеней часть объема работ;

ЛСП — линия специализированных постов (посты: смазки, заключительного инструментального контроля, заключительного технического контроля).

Рис. 6. Модуль 1. Принципиальная схема организационно-технического процесса (модуля)

Контрольные вопросы темы:

1. Поясните понятия «стандартизация», «типизация», «унификация».

2. Перечислите основные этапы формирования типовой операции ТО.

3. Как производится привязка типовых технологических процессов к конкретным условиям?

4. Как производится специализация операций ТО и ремонта на различных уровнях раработки и организации технологических процессов?

5. Как характеризуется универсальный пост?

6. Как характеризуется специализированный пост?

7. По каким признакам классифицируются технологические процессы ТО и ремонта?

8. Какие перспективы развития методов технологий поддержания работоспособности автомобилей существуют?

9. Какие конструкционные признаки являются условиями завершения типовых операций?

10. Перечислите основные этапы проведения конструкционно-технологического анализа и формирования перечня типовых операций

studfiles.net

РАБОЧИЕ ПОСТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА

Участок (площадь) помещения, занимаемая автомобилем в плане, называется постом. Посты подразделяются на рабочие, вспомогательные и посты подпора.

На рабочих постах выполняются основные элементы или’ отдельные операции технологического процесса ТО, ТР, диагностирования, для этого они оснащаются необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментами (оснасткой).

На вспомогательных постах выполняются подготовительные работы (пуск и прогрев двигателя, обогрев автомобиля, подготовка автомобиля к покраске и т. п.), а также работы, которые не были выполнены на рабочих постах или когда они заняты.

Как правило, на АТП организуют несколько универсальных (тупиковых или проездных) постов и столько же звеньев (бригад) рабочих, специализирующихся по видам работ ТО, по агрегатам, системам автомобиля. Обязательным условием при организации работ по этому методу является кратность сменной (суточной) программы по ТО данного вида числу постов (автомобиле-мест) и, следовательно, числу переходящих специализированных звеньев рабочих.

Сущность такой формы организации ТО-1 или ТО-2 заключается в следующем: если сменная программа ТО-1 (А1см) равна 12 об-служиваниям, то число специализированных звеньев и число постов зоны ТО-1 (П^ может быть равно 2, 3, 4. Или при числе постов зоны ТО-2 (П2), равном 3, сменная программа ТО-2 (А^) должна быть равна 3 или 6 обслуживаниям, т. е. для зоны ТО-2 отношение У2см/П2 не должно превышать 2, а быть равным 1 или 2.

Такая организация ТО более прогрессивна, хотя полностью недостатки метода универсальных постов она не устраняет, так как применение высокопроизводительного оборудования затруднено или его требуется большое количество.

Сущность метода специализированных постов состоит в том, что весь объем работ данного вида ТО распределяется по различным постам. Посты и рабочие на них специализируются либо по видам работ (контрольные, крепежные, смазочные и т. д.), либо по агрегатам, системам автомобиля. Кроме того, на АТП организуются от-12 - 704Х дельные специализированные посты, на которых производят определенные виды работ или операций независимо от вида ТО. Это могут быть: централизованные посты смазки, посты для контроля и установки передних колес; для контроля и регулировки тормозных качеств автомобиля; прокачки тормозной системы и т. д.

Трудоемкость работ для каждого звена подбирается с таким расчетом, чтобы они начинали и заканчивали работы одновременно на всех постах. После выполнения предусмотренного объема работ специализированные звенья меняются местами, т. е. переходят со своим инструментом, приспособлениями на другие посты по установленной схеме, используя при этом специальные передвижные тележки.

Число переходов (Л^пх) в общем случае будет на единицу меньше числа постов (П,) данной зоны ТО, т. е.

А'пх = П, - 1.

Посты подпора организуются при поточном производстве ТО и предназначены для обогрева автомобилей, уточнения предстоящего объема работ.

Посты ТО, ТР и диагностирования могут быть универсальными или специализированными.

На одном посту может быть одно или несколько рабочих мест (зон), обслуживаемых рабочим (рабочими) данного поста.

Расчет числа рабочих и вспомогательных постов должен производиться раздельно для каждой технологически совместимой группы подвижного состава и раздельно по видам работ ТО и ТР.

Число рабочих постов для выполнения туалетной мойки ЕО, (при этом следует учитывать и туалетную (наружную) мойку, которая производится для придания подвижному составу надлежащего внешнего вида в тех случаях, когда не предусматривается выполнение работ по ТО), ТР или диагностированию и определяется по следующей формуле:

гт _ ^ЕОс аТ -0,75

п Т.М--- Г, >

'в -Му

где /УЕОс — суточная программа ЕО для технологически совместимой группы подвижного состава; а — коэффициент технической готовности подвижного состава; 0,75 — коэффициент «пикового» возврата подвижного состава; /в — продолжительность выполнения работ, ч (принимается равной продолжительности возврата подвижного состава в предприятие или может быть принята по

табл. 12.1; — производительность моечного оборудования при

нимается по характеристикам оборудования.

Общее число постов углубленной мойки, уборочных работ ЕО, работ ТО-1, ТО-2, общего и углубленного диагностирования, разбо-рочно-сборочных и регулировочных работ, сварочно-жестяницких, деревообрабатывающих и малярных работ ТР определяется в общем виде по формуле

п - Т-Кн

ДргС -ГсмРсрЛп

где 7’ — годовой объем работ данного вида, чел.ч; Кн — коэффициент неравномерности загрузки постов (табл. 14.1); ДРГ — число рабочих дней в году соответствующей зоны (участка), С — число смен работы в сутки (там же); 7^ — продолжительность смены (там же), ч; РСР — принятое среднее число рабочих на одном посту (табл. 8); г|п — коэффициент использования рабочего времени поста (табл. 14.2).

При расчете числа постов следует учитывать следующее:

  • • рассчитанное число постов должно быть целым числом;
  • • число рабочих постов зон ТО при работе в одну смену не должно превышать 5, так как большее число постов приведет не только к увеличению производственных площадей, но и к увеличению количества одноименного оборудования, оснастки и т. д.

Таблица 14.1. Коэффициенты неравномерности загрузки постов Кн (по ОНТП-01—86)

Типы рабочих постов

Списочное количество подвижного состава предприятия

С ТОА легковых автомобилей

до 100

100-300

300 -500

500 -700

700-1000

свыше

1000

город

ские

дорож

ные

Посты ЕО

1,2

1,15

1,12

1,1

1,08

1,05

1,05

1.15

Посты ТО-1 и ТО-2, общего и углубленного диагностирования

1,10

1,09

1,08

1,07

1,05

1,03

1,1

Посты ТР, регулировочные и разборочно-сбо-рочные

1,15

1,12

1.10

1,08

1,06

1,05

1,15

1,25

Сварочно-жестяницкие, малярные, деревообра-| батывающие

1,25

1,20

1,17

1,15

1,12

1.1

1,1

Таблица 14.2. Коэффициент использования рабочего времени постов пп (по ОНТП-01—86)

Типы рабочих постое

Число смен работы в сутки

1

2

3

1 Посты СО:

уборочных работ

0,98

0,97

0,96

моечных работ

0,92

0,90

0,87

Посты ТО-1, ТО-2 на поточных линиях

0,93

0,92

Индивидуальные

0,98

0,97

0,96

Посты Д-1, Д-2

0,92

0,90

0,87

Посты ТР:

Регулировочные, разборо-сборочные (неоснащенные специальным оборудованием), сварочно-жестяницкие, деревообрабатывающие, разборо-сборочные (оснащенные специальным оборудованием),

0.93

0,92

0,91

] окрасочные

0,92

0,90

0,87

Поэтому, оперируя числом смен, продолжительностью смены и

средним числом исполнителей на одном посту ^ТРл/“ ^ТРлСтРт/СтРл (можно принять оптимальное число постов для соответствующей зоны ТО) (табл. 14.3).

Нецелесообразным также будет иметь на АТП, например, два однотипных поста диагностирования, разборочно-сборочных и других работ, работающих в одну смену. В таких случаях организуется один пост, работающий в 2—3 смены.

При работе зоны ремонта в несколько смен с неравномерным распределением объемов работ по сменам расчет числа постов следует вести по наиболее нагруженной смене. В этом случае в формулу ГТРл( = 7’ТРлСТрл,/СТРп включается дополнительно показатель объема работ, выполненных в наиболее нагруженную смену (у^показа-тель С исключается, т. е.

Ттр^нУсм

Дрг^смР срЛп

Например, если во вторую смену планируется выполнение 60 % общего объема работ, то усм — 0,6.

Таблица 14.3. Среднее число рабочих (Рср) на одном посту

Типы рабочих постов

Типы подвижного состава

Легковые

автомобили

Грузовые

автомобили

Автобусы

Прицепы и полуприцепы

I Посты ЕО: уборочных работ

2

2-3

2-4

2

моечных работ

1

1

1-2*

1

Посты ТО-1

2

2-3

2-4

2

Посты ТО-2

2

3-4

3-4

2 ,

Посты ТР:

регулировочных и разборочно-сборочных работ

1

1-1,5

1-1,5

1

сварочно-жестяницких работ

1

1-1,5

1-2

1

малярных работ

1,5

1,5-2

1,5-2,5

1*

деревообрабатывающих работ

1-1,5

1

Посты Д-1, Д-2

1

Г* - 2

Г-2

1

  • * Для автобусов особо большого класса.
  • ** Для автобусов особо малого класса и грузовых особо малой грузоподъемности.

Примечание. Значение Рср может быть дробным числом, но кратным общему числу рабочих, занятых в одной смене.

В зоне ТР следует предусматривать специализацию постов по их назначению (табл. 14.4) или в соответствии с типажом зон ТР, разработанных НИИАТом. По рекомендациям Гипроавтотранса на АТП, ПАТО, СТОА Госагропрома следует предусматривать специализированные посты по каждому виду работ ТО и ТР подвижного состава при их расчетном количестве 0,9 и более.

Так, при расчете числа специализированных постов по каждому виду работ ТР должно соблюдаться неравенство

П

смТР

_ ПТРСС П;

100

^ 0,9,

где ПХР — общее число постов ТР; Ссп — доля, %, специализированных постов для данного вида.

При этом универсальные посты ТР оснащаются осмотровыми канавами и являются вспомогательными постами.

Таблица 14.4. Примерное соотношение индивидуальных и специализированных рабочих постов для выполнения разборо-сборочных и регулировочных работ ТР

Наименование видов работ ТР

Процентное соотношение количества рабочих постов

автомобилей

грицепов и полуприцепов

ІІ7

Замена двигателем

11-13

Замена и регулировка узлов двигателя

4-6

Замена агрегатов и узлов трансмиссии

12-16

18-20

Замена и регулировка приборов освещения, электрооборудования и системы питания

7-9

і Замена узлов и деталей ходовой части

9-11

17-21

Замена узлов, деталей рулевого управления и регулировка углов установки управляемых колес

12-14

Замена и регулировка узлов и деталей тормозной системы

...

10-12

16-18

І Замена и перестановка колес

8-10

15-17

| Замена деталей кабины и кузова

7-9

10-12

Прочие работы, выполняемые на универсальных постах

9-11

8-10

1 Всего:

100

100

Аналогично определяется число специализированных постов зон ТО-1 и ТО-2 для каждого вида (наименования) работ

ДА

юо

где Псш — общее число постов соответствующей ТР; Сс п — доля, %, специализированных постов для данного вида.

Page 2

К технологическому (гаражному) оборудованию относят стационарные, передвижные и переносные стенды, станки, всевозможные приборы и приспособления, производственный инвентарь (верстаки, стеллажи, шкафы, столы), необходимые для выполнения работ по ТО, ТР и диагностированию подвижного состава.

Если оборудование используется или загружено полностью в течение рабочих смен, то его количество определяется расчетом по трудоемкости работ в человеко-часах по группе или каждому виду работ определенной группы оборудования: станочное, демонтажно-монтажное, подъемно-осмотровое или специальное.

В большинстве случаев оборудование, необходимое по технологическому процессу для проведения работ на постах зон ТО, ТР, диагностирования, а также для участков и цехов ДТП, принимается в соответствии с технологической необходимостью выполняемых с его помощью работ, так как оно используется периодически и не имеет полной загрузки за рабочую смену.

Номенклатура и количество оборудования производственных участков должны приниматься по Табелю технологического оборудования и специализированного инструмента для АТП и баз централизованного ТО автомобилей с учетом видов ТО и ТР, выполняемых на данном предприятии, а также количества работающих в максимально загруженную смену.

При выборе оборудования для проектируемого объекта можно пользоваться аналогичными табелями, действующими в других регионах страны, а также номенклатурными каталогами специализированного технологического оборудования с учетом изменений и дополнений к номенклатурному каталогу.

Принятое технологическое оборудование для проектируемого объекта сводят в таблицу по каждой зоне, участку или посту, а затем составляют сводную ведомость (табл. 14.5).

Таблица 14.5. Сводная ведомость

Технологическое оборудование для участка (зоны)

Оборудование, приборы, приспособления, специальный инструмент

Модель

(тип)

Принятое

количество

Габаритные размеры в

плане, мм

Общая занимаемая площадь, м2

Место установки (номер поста)

Потреб

ляемая

мощность,

кВт

Стои

мость

заед.,

руб.

Итого:

В таблицу записывается общее оборудование для всей зоны ТО.

Например, для участка ТО — конвейеры или для ТР — необходимые кран-балки.

Затем подбирается основное технологическое оборудование (подъемники, диагностические стенды, моечные установки, осмот-ровые канавы, т. е. стационарное оборудование).

Далее рассматривают необходимость в оснащении участка передвижным оборудованием (переносные приборы, производственный инвентарь и др.).

Выбирая технологическое оборудование для крупных АТП с однотипным подвижным составом, следует отдавать приоритет высокопроизводительному специализированному оборудованию, включая, где это возможно, средства автоматизации отдельных операций и процессов, а для небольших предприятий со смешанным составом парка автомобилей применять универсальное оборудование.

При поточном техническом обслуживании соответствующие зоны ТО, а также участки и линии диагностирования, как правило, оснащаются прямоточными канавами узкого типа по всей длине зоны.

Посты зоны ТО без потока, зоны ТР следует оснащать преимущественно подъемниками различных типов и назначения, а зоны ТР, кроме того, напольными постами, не оснащенными каким-либо оборудованием.

По рекомендациям НИИАТа при распределении постов ТР следует учитывать, что универсальные посты и посты для ремонта двигателей допускается размещать на осмотровых канавах, а посты для ремонта агрегатов трансмиссии, тормозов, рулевого управления, мостов и подвесок — на подъемниках.

Специализированные посты по диагностике, контролю и регулировки узлов транспортных единиц требуют соответствующего диагностического оборудования, которое обычно выписывается отдельной ведомостью для всего предприятия.

studref.com

80 - Виды работ ТО. 81 - Виды работ ПР. 84 - Основные работы при ТО

3.2. Общая характеристика содержания основных работ по ТО и ПР

Ремонт и техническое обслуживание автомобиля, его узлов и агрегатов выполняется

согласно принятому технологическому процессу, и соответствующей последовательности операций на рабочих постах и местах. Место, которое предназначено для выполнение операций ТО и Р над автомобилем (агрегатом), что оснащенное соответствующим оборудованием, называется рабочим постом. Рабочий пост может быть разделен на отдельные участки, на которые работает один виробничник. их называют рабочими местами. На рабочем посту может быть одно или несколько рабочих мест. Рабочие места в условиях современного автотранспортного предприятия представляют собой систему неперервно связанных звеньев. Эта связь определяется единством производственного и технологического процесса, пропорциональным соотношением сменных задач на всех рабочих местах, промышленных коммуникациях, которыми подают сжатый воздух,электроэнергию, охлаждающую жидкость, смазочные материалы и т.п.. Соответствие рабочего места

заданим условиям определяется на основе его аттестации. Она дает возможность сократить частицу ручной и трудной физической работы, ликвидировать малоэффективные рабочие места, увеличить коэффициент использования оборудования. Аттестация проводится за определенными показателями татехнічною документацией. Начальной документацией для этого есть табеля стандартного оборудования, с рекомендациями относительно его размещения по технологическому принципу, а также типичные технологические процессы технического обслуживания и текущего ремонта. Основой типичных технологических процессов есть технологические карты. Технологическая карта - это форма технологического документу, в котором записанный весь процесс действий на автомобиль или его агрегат, указанные в определенной последовательности операции, их составные части, профессия исполнителей и их местонахождение, технологическое оснащение, нормы времени, технические условия и отдельные указания. Технологические карты являются первичными документами, на основе которых строится вся организация технологического процесса. Они делятся на операционные и посту. Операционные карты содержат перечень операций (обслуговувальних, діагностувальних, ремонтных) по деталям, узлам, системам автомобиля. Постовые карты содержат перечень РОД, которые выполняются на конкретном посту (рабочем месте). Для координации работ нескольких постов, которые технологически связаны один из одним, например, на поточной линии ТО, используют карты-схемы. Они содержат по каждому из постов общую характеристику работ и номера операций (согласно операционным картам), количество исполнителей, места их расположения,

трудоемкости работ. Для проведения технических обслуживаний и текущих ремонтов АТЗ разрабатываются типичные технологические карты, которые для каждого конкретного АТП требуют привязки с учетом условий эксплуатации и, особенно, ровня развитию производственно-технической базы. Технологические процессы на техническое обслуживание требуют минимальной привязки. Это вызвано тем, что периодичность и объем каждого из видов обслуживания являются регламентированными, т.е. существует перечень определенных работ по узлам (агрегатах) с оценкой их трудоемкости. Привязка типичных карт на текущий ремонт есть значительно более сложной, поскольку отказа автомобиля являются случайными по месту, временами, трудоемкостью и количеством возникновений, поэтому и тяжелее подвергаются регламентации. При внедрении технологических процессов учитывают оснащенность рабочих постов оборудованием, приборами и инструментами, а также

технологической документацией. Технологические процессы каждого из видов ТО или ремонта можно подать в виде схем. Но следует иметь в виду, который приведенный на схемах последовательность выполнения отдельных элементов технологического процесса может изменяться в зависимости от метода организации обслуживания или ремонта. Совокупность технологических процессов технического обслуживания и текущего ремонта представляет собой общий производственный процесс виробничо- технической базы автотранспортного предприятия. Работа служб автотранспортного предприятия осуществляется на основе рекомендаций и нормативных данных, в том числе действующим Положением-98. Технические обслуживания АТЗ выполняются в плановом обязательном порядке согласно планам-графикам, включая определенный в Положении и инструкциях заводов производителей перечень обязательных работ. Текущий ремонт выполняется за потребностью согласно результатам диагностирования технического

стаю АТЗ или за наличием неисправностей. Положение регламентирует периодичность, трудоемкость и перечень операций каждого вида ТО, трудоемкость ПР на 1000 км пробега автомобиля и т.п.. Ежедневное обслуживание, ТО-1 и ТО-2 выполняются, как правило, в отдельных, предназначенных для каждого из них, помещениях или зонах, а ПР - как в отдельной зоне, так и в разных участках (отделениях). Соответственно рекомендациям на частицу постовых работ, которые выполняются в зоне ПР, приходится от 44 до 65% общей трудоемкости ПР, а подготовительных, что выполняются на участках - 35-65%. Нормативы трудомісткостей работ каждого вида ТО, а также текущего ремонта приведенные в Положении для основных АТЗ за типами и классами. Исходя из установленных для наиболее распространенных и типов автомобилей періодичностей и трудомісткостей ТО и ПР, а также с учетом среднесуточных пробегов транспортных средств, можно определить относительные (удельные) трудоемкости приведенные до 10000 км пробега АТЗ для каждого из видов ТО и ремонта (табл. 3.2). Приведенное распределение трудомісткостей ТО и Р АТЗ дает возможность сделать следующие выводы: наибольшей относительной трудоемкостью по всем трем типам автомобилей характеризуется ПР, а наименьшей - ЭТО-2;

• относительная трудоемкость ПР приблизительно равняется сумме относительных трудомісткостей всех других видов ТО;

• ЧТО имеет наибольшую относительную трудоемкость среди других, что приблизительно равняется

сумме относительных трудомісткостей ТО-1 и ТО-2; наибольшая относительная трудоемкость каждого вида ТО и ПР наблюдается по автобусам, наименьшая - по легковым автомобилям;

• наименьшая трудоемкость одного ТО автомобиля приходится на ЧТО, наибольшая - на

ЭТО-2.

Учитывая приведенное распределение работ по ПР на постовые и подготовительные, их удельная

трудоемкость будет представлять соответственно для: грузовиков - 20,8 и 31,2 люд.-год.; легковых автомобилей - 16,6 и 22,4 люд.-год.; автобусов - 25,0 и 40,0 люд.-год.

Таблица 3.2. Удельные трудоемкости по каждому из видов ТО и ремонта

Приведенное дает возможность обобщить воображение о трудовитрати, которые приходятся на каждый вид ТО и ПР, и сделать предыдущие выводы о потребности их механизации. Следует отметить, что характеристика работ только за трудоемкостью их выполнения есть недостаточной. Она должна включать в себя оценку за структурой операций, которые входят в эти работы, значимости их для технологического процесса, условий выполнения и другие факторы. Каждый вид ТО и ПР объединяет ряд специфических работ, большинство из которых являются характерными только для них. На сегодня время перечень специализированных работ определен недостаточно точно в связи с разными подходами к этому.

Например, действующим Положением для ТО и ПР автомобили установлены 8-10 разновидностей работ. Причем, некоторые из них являются комплексными (смазочные, заправочные и очистительные или контрольно- диагностические, крепежные и регулировочные), тогда как в проектной научно-технической документации предусмотрено около 20 видов работ. Поэтому для комплексов операции рекомендованы отдавать предпочтение розгорнутішому перечня работ. При этом важным есть то, что группирование операций ТО и ПР по видам работ в любом перечне носит кое-что приближенный, условный характер. Это делается потому, что, во-первых, не всегда технологически целесообразно выполнение одних работ

отдельно от других и, во-вторых, потому, что приходится совмещать в одном цикле операции разных видов работ, особенно на небольших АТП. Например, операции по выявлению неисправностей или отклонений от нормы технического стана узла, агрегата (діагностувальні работы) совмещаются с роботами из их устранение (регулировочные и прочие); отдельные виды работ выполняются в нескольких

зонах или участках АТП (электротехнические и прочие), их объем, содержание и применяемые методы выполнения операций являются разными и не могут быть подчиненными единой технологии. Однако распределение операций по основным видам работ есть необходимым для установления особенностей их содержания и характера выполнения, которое важно для обобщенных оценок и определение видов их механизации. Рассмотрим характеристику наиболее распространенных видов работ и операций; которые выполняются

во время технической эксплуатации автомобиля. Работы, которые выполняются по агрегатам и узлам, снятым из автомобиля, являются різноманітнішими, чем во время ТО, для их выполнения необходимые разные комплекты технических засобів. их выполнение не может проводиться по единой технологической схеме в связи с побежалостью перечня операций по устранению неисправностей и отказов, отличием наиболее непредусмотренных неисправностей и их комбинаций. Прибирально-мийні работы, при условии их регулярного выполнения, за трудоемкостью занимают одно из первых мест, среди других работ по ТО и ПР. Выполнение их перед ТО и ПР оказывает содействие повышению качества следующих операций. Эти работы, особенно моечные, нуждаются в первоочередной механизации на АТП любого размера и типа. Смазочно-заправочные работы в разных объемах и перечнях операций выполняются во всех видах ТО и ПР. От других работ они отличаются четким делением на две группы, в зависимости от характера и периодичности выполнения. В первую входят систематические и часто выполняемые операции (смазка спряжень трения через пресс-масленки), в друге - все сдача, в том числе операции по доливанию и замене деревянных масел. Не считаясь с то, что трудоемкость операций первой

группы есть незначительной, их механизация должна осуществляться сравнительно высшими темпами, чем работы что входят в друге группу. Контрольно-діагностувальні работы выполняются во всех видах ТО и ПР. их главной особенностью, как источника диагностической информации, есть неопровержимая значимость для повышения

качества выполнения операций непосредственно на постах ТО и ПР (первичное использование диагностической информации) и для улучшения эффективности хода технологического процессу (вторичное использование диагностической информации). Широкое внедрение діагностувальних работ и их оснащение средствами диагностирования есть одним из основных направлений улучшения технологических процессов производственно-технической базы АТП. Крепежные и регулировочные работы во многих случаях являются подобными по конечному результату - устранение увеличенных зазоров между деталями или их взаимного перемещения. Однако по смыслу выполнением эти операции имеют отличия, которые состоят в потому, что крепежные работы, например, во время ТО-1, могут составить определенный цикл по всему автомобилю и выполняться с заданной периодичностью, тогда как регулировочные работы выполняются только в отдельных узлах и механизмах агрегатов, с разной периодичностью и за фактической потребностью.

Электротехнические и аккумуляторные работы выполняются во время ТО-1, ТО-2, а также на участках и в зоне ПР. Если исключить из них контрольно-діагностувальні операции, которые выполняются непосредственно на автомобиле с заданной периодичностью, то общность этих работ обусловлена комплексностью содержания (смазочные, крепежные, розбиральні и ряд других специфических работ), а также разной периодичностью обслуживания или ремонта элементов системы электрооборудования. Большое разнообразие операций, которые входят в эти виды работ (кроме контрольно-діагностувальних), не дает возможности существенным образом оснастить их оборудованием и повысить производительность работы. Отдельным исключением в этом отношении может быть

комплекс операций из заряжание аккумуляторных батарей (речь идет о внедрении средств и методов ускоренного заряжания батарей)

Работы по ТО, ПР систем питания бензиновых и дизельных двигателей также относятся к группе комплексных, что включают в себя діагностувальні, смазочные, регулировочные, крепежные, ремонтные и другие операции. Кроме діагностувальних операций, которые выполняются с заданной периодичностью, другие операции проводятся за потребностью. Оснащение этих работ оборудованием и средствами механизации предусматривают, в первую очередь, внедрение современной

діагностувальної аппаратуры (расходометров воздуха, топлива и т.п.), удобной в пользовании и с высокой точностью измерения. Шиномонтажні работы выполняются во время ТО и ПР по необходимости и не регламентированные периодичностью. Поскольку их осуществление часто нуждается в больших енерго- и трудозатрат, то основным направлением в облегчении этих работ есть внедрения,електро- пневмо гайкокрутів и шиномонтажного оборудование. Шиноремонтные, розбирально-складальні, сварочные, медницкие, жестяницкие, кузнечно-рессорные, слесарно-механические, деревообрабатывающие, красильные та другие роботи ПР, которые выполняются на специализированных участках (в цехах, отделениях), за составом операций, которые в

их входят, являются комплексными, и разнообразными. Выполняются они за потребностью, не

подвергаются четкому планированию. Некоторые из них связаны с разными непроизводственными условиями и обстоятельствами (подготовка АТЗ к техническим обзорам, выездам их на сельскохозяйственные работы и тому подобное). Ежедневно сменный объем работ, содержание операций, которые в них входят, нестабильность загрузки участков и другие производственные и непроизводственные факторы затрудняют внедрение современного высокопроизводительного оборудования и технологических процессов. Учитывая узкую

специализацию участков (цехов, отделений) ПР и относительно небольшую численность работающих мероприятия из механизации работ могут быть направленные на улучшение условий работы (на сварочных, красильных, и других роботах) и на уменьшение продолжительности операций за счет использования держателей, зажимов, захватчиков деталей. Розбирально-складальні работы, которые занимают большую половину общей трудоемкости ПР, механизируют с применением разных за конструкцией стендов, оснащенных поворотными и другими устройствами. Механизация других работ ПР направлена на высокое качество выполнения операций за счет повышения точности обработки деталей, регулирование отдельных механизмов, узлов, соединений их в агрегатах.__

studfiles.net

Методы и формы организации ТО автомобилей в АТП

Одним из путей повышения производительности труда и снижения простоев автомобилей в ТО и ТР является рациональная организация рабочих мест и, следовательно, улучшение их использования.

Рабочее место – это зона трудовой деятельности исполнителя, оснащенная необходимыми средствами и предметами труда, размещенными в определенном порядке: все виды работ по ТО и ТР начинают и заканчивают на автомобиле. Для проведения работ на автомобиле организуют рабочие посты. Рабочим местом рабочего или бригады рабочих называется участок производственной площадки, оснащенный необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментом для выполнения определенного комплекса работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. Рабочие места ремонтных рабочих располагаются на постах ЕО, ТО-1 и ТО-2, в зонах текущего ремонта и в цехах производственного корпуса АТП.

Рабочий пост – это участок производственной площади, предназначенный для размещения автомобиля и включающий одно или несколько рабочих мест для проведения ТО и ТР. Таким образом, при организации рабочих мест на АТП применяются два метода их размещения – на рабочем посту, т.е. около предмета труда и около орудия производства – у стенда, станка, верстака.

В зависимости от числа постов, между которыми распределяется комплекс работ данного вида обслуживания, различаются два метода организации работ: на универсальных и на специализированных постах.

Метод ТО автомобилей на универсальных постахзаключается в выполнении всех работ ТО (кроме УМР) на одном посту группой исполнителей, состоящей из рабочих всех специальностей (слесарей, смазчиков, электриков) или рабочих универсалов, где исполнители выполняют свою часть работ в определенной технологической последовательности. При данном методе организации технологического процесса посты могут быть тупиковые и проездные. Тупиковые посты в большинстве случаев используются при ТО-1 и ТО-2. Проездные – преимущественно при ЕО.

Недостатками метода (при тупиковом расположении постов) являются следующие: значительная потеря времени на установку автомобилей на посты и съезд с них; загрязнение воздуха отработанными газами при маневрировании автомобиля в процессе заезда на посты и съезда с них; необходимость неоднократного дублирования одинакового оборудования.

Сущностью метода ТО автомобилей на специализированных постахявляется распределение объема работ данного вида ТО по нескольким постам. Посты, рабочие и оборудование на них специализируются с учетом однородности работ или рациональной их совместимости.

Метод специализированных постов может быть поточным и операционно-постовым.

Поточный методоснован на применении поточной линии – такой совокупности постов, при которой специализированные посты располагаются последовательно по одной линии.

Необходимым условием при этом является одинаковая продолжительность пребывания автомобиля на каждом посту (синхронизация работы постов), которая обеспечивается при различных объемах выполняемых работ по постам соответствующим количеством рабочих при соблюдении условия

где t – продолжительность простоя автомобиля на посту (такт поста), ч; t0 – объем работ по ТО, выполняемых на посту, чел.-ч;

Р – число рабочих на посту, чел.

При поточном методе специализированные посты могут быть расположены прямоточно, как это организуется при ЕО (рис. 2.4), и поперечно по отношению к направлению движения потока.

Рис. 2.4. Технологическая планировка поста уборки и мойки автомобиля:

1 – контейнер для мусора; 2 – электротельфер; 3 – установка создания воздушной завесы; 4 – пульт управления; 5 – огнетушитель углекислотный; 6 – ящик для песка; 7 – ларь для обтирочного материала; 8 – ворота механизированные; 9 – барабан с самонаматывающимся шлангом и пистолетом для воды; 10 – автоматическая моечная установка; 11 – воздухораздаточная колонка; 12 – знаки безопасности; 13 – щит для инвентаря; 14 – пылесос; 15 – конвейер

Достоинствами метода являются: сокращение потерь времени на перемещение автомобиля (рабочих) и экономное использование производственных площадей. Недостатком является невозможность изменения объема работ (в сторону увеличения) на каком-либо из постов, если не предусмотреть для этой цели резервных (скользящих) рабочих, включающихся в выполнение дополнительно возникших работ, чтобы обеспечить соблюдение такта линии. Часто функции скользящих рабочих возлагаются на бригадиров.

При организации ТО на поточных линиях различают потоки непрерывного и периодического действия. Потоком непрерывного действия (применяется только для работ ЕО) называют такую организацию технологического процесса, при которой ТО производится на непрерывно перемещающихся по рабочим зонам автомобилях. Скорость конвейера при этом выбирают в пределах 0,8–1,5 м/мин. Расстояние между перемещаемыми друг за другом автомобилями А (2–4 м) в зависимости от скорости конвейера) выбирается с учетом того, что оно является частью длины рабочей зоны Lр.з. = Lа + А, где Lа – длина автомобиля.

Потоком периодического действия называют организацию технологического процесса, при котором автомобили периодически перемещаются с одного рабочего поста на другой (скорость конвейера – до 15 м/мин, А = 1 м).

При операционно-постовом методе обслуживания объем работ данного вида ТО распределяется также между несколькими специализированными, но параллельно расположенными постами, за каждым из которых закреплена определенная группа работ или операций. При этом работы или операции комплектуются по виду обслуживаемых агрегатов и систем (например: механизмы передней подвески и переднего моста; задний мост и тормозная система; коробка передач, сцепление и карданная передача). Обслуживание автомобилей в этом случае выполняют на тупиковых постах.

Преимуществами данного метода являются: возможность специализации оборудования, повышение уровня механизации, повышение качества работ и производительности труда, более оперативная организация технологического процесса (независимость постановки автомобилей на пост). Недостатком метода является то, что необходимость перестановки автомобилей с поста на пост требует маневрирования автомобиля, что вызывает увеличение непроизводительных потерь времени, а также загазованность помещений отработавшими газами.

При данном методе ТО целесообразно организовывать в несколько приемов (заездов), распределив все работы ТО на несколько дней.

Организация ТО-1 иТО-2 на универсальных постах.При небольшом списочном составе парка АТП, а следовательно, небольшой программе ТО не удается использовать поточный метод обслуживания. В этом случае ТО проводят на универсальных постах, обеспечивающих полное выполнение перечня обязательных операций ТО-1 (или ТО-2) на каждом из них.

При выполнении ТО автомобилей на универсальных постах применяется частичная или полная специализация исполнителей – по видам работ или группам агрегатов.

Посты используются тупикового и проездного типов. Проездные посты, позволяющие сохранить маневрирование подвижного состава, наиболее предпочтительны для обслуживания автопоездов и автобусов сочлененного типа.

При программе обслуживания до восьми автобусов в сутки НИИАТ рекомендует выполнять ТО-1 на универсальном проездном посту (рис. 2.5).

На таких постах выполняются контрольные, регулировочные и крепежные работы по агрегатам и механизмам автомобиля, а также работы электротехнические, по системе питания и шинам. При этом выполнение смазочных, заправочных и очистительных работ предусматривается на отдельном посту смазки.

Рис. 2.5. Технологическая планировка универсального поста для ТО-1 автобусов:

1 – тележка для сброса фильтрующих элементов; 2 – стол-ванна для промывки фильтров; 3 – стол-ванна для чистого масла на подставке; 4 – ларь для чистых обтирочных материалов; 5 – наконечник с манометром для воздухораздаточного шланга; 6 – стационарная установка; 7 – направляющие для колес автобуса; 8 –подъемник с креплением на стенке канавы; 9 – подставка для работы в осмотровой канаве; 10 – переносной ящик для инструментов и крепежных деталей; 11 – маслораздаточный бак; 12 – электромеханический солидолонагнетатель; 13 – маслораздаточная колонка; 14 – стеллаж-вертушка для крепежных деталей; 15 – слесарный верстак

Организация ТО-1 на потоке.К основным условиям, при которых достижима эффективность поточного метода, относятся:

– достаточная для полной загрузки поточной линии суточная или сменная программа обслуживания;

– строгое выполнение всего комплекса операций определенного для данного вида обслуживания автомобиля и условий его работы;

– четкое распределение перечня операций по отдельным исполнителям;

– правильный расчет такта линии и строгое его выполнение; максимальная механизация и автоматизация работ, включая передвижение автомобиля с поста на пост;

– максимально возможная специализация отдельных постов по виду выполняемых работ при большой программе обслуживания, совмещение работ различного вида на одном посту при относительно небольшой программе;

– хорошо налаженное снабжение поточной линии всеми необходимыми деталями, материалами и инструментом, хранящимся вблизи от рабочих постов или непосредственно на постах;

– возможность переходов рабочих с поста на пост и наличие так называемых «скользящих» рабочих для продолжения незаконченной операции или оказания помощи в работе соседним постам (особенно при разномарочном составе автомобилей), а также наличие необходимости дополнительного поста для завершения работ, по каким-либо причинам не выполненных на самой линии.

Типаж поточных линий включает два типа линий: на два и три рабочих поста (рис. 2.6). Для трехпостовой поточной линии с производительностью 17–20 автомобилей в смену, при семи рабочих на постах, распределение видов работ по постам может иметь следующий вид.

Первый пост предназначен для выполнения контрольно-диагностических, крепежных и регулировочных работ, связанных с вывешиванием колес автомобиля (по переднему и заднему мостам, тормозной системе, рулевому управлению и подвеске автомобиля). На втором посту выполняются контрольно-диагностические, крепежные и регулировочные работы, не связанные с вывешиванием колес автомобиля (по электрооборудованию, системе питания, КПП, сцеплению и др.). На третьем посту производятся работы по двигателю, смазочные, заправочные и очистительные операции по всему автомобилю.

На линии может быть предусмотрен нерабочий пост, который чаще всего используется для стоянки автомобиля, ожидающего ТО.

Рис. 2.6. Технологическая планировка поточной линии ТО-1 на трех постах:

1 – направляющий ролик; 2 – конторский стол; 3 – слесарный верстак; 4 – регулируемые подставки под ноги; 5 – стеллаж-вертушка для крепежных деталей; 6 – переходный мостик; 7 – передвижной пост электрика; 8 – тележка для транспортировки аккумуляторных батарей; 9 – ящик для инструмента и крепежных деталей; 10 – гидравлический передвижной подъемник; 11 – гайковерт для гаек колес; 12 – стол-ванна для промывки фильтров; 13 – воздухораздаточная автоматическая колонка; 14 – маслораздаточная колонка; 15 –передвижной пост смазчика-заправщика; 16 – маслораздаточный бак; 17 – ларь для обтирочных материалов; 18 – установка для отсоса отработавших газов; 19 – механизм привода ворот; 20 – лари для отходов; 21 – воронка для слива отработавших масел; 22 – установка для заправки трансмиссионным маслом; 23 – передвижной нагреватель смазки; 24 – передвижной пост слесаря-авторемонтника; 25 – гайковерт для гаек стремянок рессор; 26 – установка для тепловой воздушной завесы ворот

Организация ТО-2 на потоке.ТО-2 на потоке имеет следующие основные особенности:

– распределение всего комплекса операций ТО-2 по месту их выполнения (специализированным постам), исходя из технологической разнородности различных групп операций, технологической последовательности их выполнения, специфичности применяемого оборудования, санитарных и других условий;

– включение в ТО-2 операций ТР малой трудоемкости, не нарушающих ритмичности выполнения собственно обслуживания (по разработанному примерному перечню таких операций);

– вариантность технологических схем, предусматривающая возможность их использования различными по масштабу АТП, с выполнением обслуживания как на постах тупикового типа, так и на поточной линии (на наиболее крупных предприятиях);

– возможность унификации поточных линий ТО-2 в целях проведения работ на них в различные смены (на одних и тех же производственных площадях).

В зависимости от масштаба производственной программы могут применяться различные организационные схемы обслуживания ТО-2 на потоке с делением поступивших автомобилей на четыре группы.

По первой из этих схем после выполнения контрольно-диагностических операций на посту диагностики (рис. 2.7) автомобили 1-й группы следуют в зону ТО-2 на посты тупикового типа, где выполняются операции 2-й и 3-й групп. Смазочно-очистительные операции 4-й группы выполняются на посту смазки зоны ТО-1 или на соответствующем посту поточной линии ТО-1.

По второй и третьей схемам все операции, кроме контрольно-диагностических, выполняются на четырех- или пятипостовой поточной линии ТО-2.

Рекомендациями по выбору схемы организации ТО-2 устанавливаются, что при программе, равной 2–3 обслуживаниям грузовых автомобилей в смену, принимается первая схема с постами тупикового типа. При программе на 4–5 обслуживаний применима вторая схема – с четырехпостовой поточной линией.

При программе на 6–7 обслуживаний – пятипостовая линия.

Рис. 2.7. Технологическая планировка поста диагностирования Д-2:

1 – вывод отработавших газов; 2 – раковина для мытья рук; 3 – шкаф для одежды; 4 – пульт управления стендом; 5 – стол; 6 – стул; 7 – подвод сжатого воздуха; 8 – прибор для проверки системы зажигания; 9 – верстак с параллельными тисками; 10 – переносная лестница; 11 – площадочный винтовой подъемник; 12 – вентилятор для охлаждения; 13 – второе положение автомобиля; 14 – шкаф для переносного оборудования; 15 – передвижной подъемник; 16 – первое положение автомобиля; 17 – осмотровая канава; 18 – стенд для диагностики тягово-экономических показателей; 19 – раздвижные ворота

При проведении ТО-2 допускается выполнение сопутствующих ремонтных операций, имеющих относительно малую трудоемкость (до 0,3 чел.-ч), при общем их объеме не более 20% от нормативного объема работ ТО-2. К таким операциям относятся: замена рулевых тяг, топливного насоса, тормозных колодок, карданного вала и т.п.

Для обеспечения ритмичности в работе поточной линии предусматривается выделение нескольких «скользящих» слесарей-ремонтников.

Распространению поточных линий ТО-2 препятствует значительная сложность организации их работ. Наиболее трудно сохранить заданную расчетом ритмичность в работе поточной линии, так как выполнять ТО-2 без операций ремонта не удается (объем работ ремонта при ТО-2 достигает 50 % и более от трудоемкости самого обслуживания).

Таким образом, основными показателями для применения ТО-2 на потоке должны стать: улучшенная организация снабжения запасными частями; большая равнопрочность и долговечность узлов и агрегатов автомобиля (что позволит уменьшить объем ремонтных работ и стабилизировать перечень операций при ТО-2); применение углубленной диагностики автомобилей перед постановкой их на ТО-2 с целью уточнения состава требуемых операций ремонта; увеличение в АТП количества зданий, позволяющих оборудовать поточные линии в соответствии с рациональной технологией обслуживания.

Операционно-постовой метод ТО-2.Основными идеями метода являются: выполнение всего объема ТО-2 и сопутствующего ремонта (ТРСОП) только в межсменное время, в несколько приемов-заездов, осуществляемых в течение ряда следующих друг за другом дней; распределение и специализация рабочих по определенным группам обслуживаемых и ремонтируемых агрегатов и систем автомобиля.

Практически весь объем ТО-2 по данному методу распределяется на шесть групп операций («постов»), каждая из которых выполняется рабочими определенного поста. Число приемов-заездов на обслуживание ограничивается четырьмя или двумя, в каждый из которых работы на автомобиле выполняются сразу несколькими «постами».

Под словом «пост» при операционно-постовом методе понимается не место рассматриваемое в плане габаритных размеров автомобиля, а группа операций, выполняемая рабочими определенной специализации. Специализация автомобилемест (за исключением работ по кузову) не осуществляется. Сутью метода является не перестановка автомобиля в процессе выполнения работ ТО-2 с поста на пост, а перемещение по постам передвижных групп исполнителей. В состав общей бригады ТО-2, кроме закрепленных специалистов, могут входить некоторые специалисты, не закрепленные за отдельными постами, – арматурщики, электрики и др.

Внедрение операционно-постового метода позволяет довести КТТ автомобилей парка до 0,97.

Недостатками метода являются: отсутствие специализации автомобилемест, свойственной поточному методу; отсутствие строгой технологической связи между автомобилеместами и производственными цехами; нечеткое распределение функций между основной бригадой, выполняющей ТО-2 и большую часть ремонтов, и вспомогательной бригадой, выполняющей только ТР, что снижает ответственность отдельных исполнителей за качество работ и, как следствие, способствует излишней повторяемости ремонта.

Лекция 3

Предыдущая123456789101112Следующая

Дата добавления: 2015-11-26; просмотров: 13104; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

helpiks.org


Смотрите также