Размер ямы в гараже


Смотровая яма: размеры по гост

Транспортное средство требует регулярного обслуживания и в некоторых случаях ремонта. Устройство автомобиля таково, что проводить подобный сервис без наличия смотровой ямы просто невозможно. Она обязательно есть в гаражах предприятий с собственным автопарком, на станциях технического обслуживания. Некоторые частные автовладельцы, предпочитающие делать ремонт своими руками, обустраивают такую и для собственных нужд.Благодаря наличию смотровой ямы, можно без каких-либо проблем проводить ремонт следующих узлов транспортного средства:

  • поддон картера;
  • глушитель;
  • выхлопная труба;
  • днище;
  • коробка передач;
  • ходовая часть.

Если она отсутствует в гараже, мастер просто не сможет осуществить не только обслуживание, но и полноценный осмотр важных частей автомобиля. Недостаточно просто сделать смотровую яму. Она должна соответствовать определенным стандартам. Иначе осуществлять какие-либо манипуляции не получится.

Что собой представляет смотровая яма?

Это углубление в основании гаражного строения. Оно позволяет беспрепятственно проводить ремонтные работы и текущее обслуживание. Даже частный автомобилист сможет осматривать днище транспортного средства в профилактических целях, что позволяет своевременно предотвратить серьезную поломку. Удобство смотровой ямы обусловлено не только наличием достаточного количества света, но и возможностью полного обзора узлов, которое обеспечивается правильным выбором размеров данного углубления в полу гаража.Существует определенный государственный установленный стандарт, следование которому позволяет избежать ошибок при обустройстве смотровой ямы. Если следовать ГОСТу, механик сможет стоять в полный рост, проводить доскональный осмотр и спокойно дотягиваться до требуемых узлов. К важным параметрам относится не только глубина и ширина, но и длина. Слишком короткая смотровая яма не позволяет провести полную проверку днища машины, что в значительной степени усложняет любые ремонтные и сервисные работы.

Существующие стандарты и нормы

Нормативная документация разработана для предприятий, чья прямая деятельность связана с осмотром транспортной техники. Следовательно, данное углубление проверяется на соответствие существующим ГОСТам. Если оно удовлетворяет требованиям, компетентные органы осуществляют регистрацию. Иначе выдается предписание о несоответствии.

Соблюдение государственного стандарта не требуется в тех случаях, когда сооружение не используют для ведения коммерческой деятельности. В нормативных документах особое внимание уделяется освещению, вентиляционной системе, безопасности находящегося в яме обслуживающего персонала. Габариты в стандартах тоже прописываются, но они относятся к второстепенным. Следовательно, если углубление в гараже планируется делать для личного пользования, изучать такую документацию нет никакой необходимости.

Это никоим образом не означает того, что конструкция может возводиться произвольно. Если не соблюдать определенных правил, нахождение в сооружение может быть небезопасным и неудобным. Кроме того, обязательно учитывается и тот факт, планируется ли обслуживать легковые или грузовые транспортные средства.

Что учитывается при оборудовании смотровой ямы?

Углубление, как уже упоминалось ранее, делается в основании гаража. Следовательно, обязательно необходимо знать уровень пролегания грунтовых вод. Иначе оно постоянно будет влажным или затопленным. Проводить какие-либо работы в подобных условиях нельзя, поскольку это несет в себе угрозу жизни. Оптимальная глубина залегания составляет два с половиной метра ниже уровня земли. Если она выше этого показателя, обустройство ямы запрещено.Защита конструкции не позволит устранить данный недостаток. Влага будет скапливаться постоянно, а автомобиль в подобных условиях начнет подвергаться коррозийным процессам. В подобных ситуация яму делают эстакадной и располагают на улице, но неподалеку от самого гаража. Это актуально как для конструкций, используемых на предприятиях, так и для частных сооружений. Если пренебречь данной рекомендацией, узлы машины будут ржаветь.

Размеры конструкции

Габариты сооружения рассчитывают по следующим параметрам:

  1. Длину выбирают такой, чтобы можно было спокойно спускаться вниз и осматривать все днище. Иными словами, должен оставаться «зазор» для беспрепятственного поднятия/спуска в углубление даже тогда, когда сверху стоит машина. Чтобы добиться этого, яму делают длиннее автомобиля как минимум на один метр.
  2. Глубину конструкции делают на 10 сантиметров больше человеческого роста. Здесь учитывают либо средний, либо индивидуальный показатель. Все зависит от того, где обустраивают смотровую яму. Она должна быть такой, чтобы не приходилось пригибаться или, наоборот, тянуться вверх.
  3. Ширину рассчитывают по параметрам транспортного средства — размер колесной пары. Его замеряют или делают приближенным к классу и типу машин, которые планируется осматривать/ремонтировать. Это обусловлено тем, что в будущем автомобиль может меняться. Кроме того, на сервисных станциях обслуживают десятки различных марок машин. 

Данные параметры напрямую зависят от целей использования смотровой ямы и того, какие машины планируется обслуживать — легковые и/или грузовые.

Глубина, длина и ширина для станции технического обслуживания

Смотровая яма в частном гараже может иметь размеры под индивидуальные нужды автовладельца. На СТО подобное просто не позволит выполнять поставленные перед предприятием, работающим на коммерческой основе, цели. Чтобы обслуживать и ремонтировать различные марки автомобилей, на станциях оборудуют универсальный смотровые ямы, оптимальные размеры которых следующие;

  • 100 см в ширину;
  • 550 см в длину;
  • 180 см в высоту.

Показатели глубины на СТО считаются не до уровня поверхности пола. Высота определяется до колес автомобиля, когда он находится на смотровой яме. Это обязательно учитывается при обустройстве углубления. Такая особенность обусловлена тем, что рабочая поверхность на станциях технического обслуживания не всегда находится на одной плоскости с основанием.

Габариты при обслуживании грузовых автомобилей

Отличаются большими размерами. Проектирование смотровой ямы в данном случае значительно затрудняется. Проблема заключается в том, что у грузовых транспортных средств данной категории расстояние между колесами у различных моделей значительно отличается. Таким образом, здесь требуется применение уже иного подхода.Яму обустраивает по эталонному образцу. В качестве примеру берется имеющаяся в автопарке грузовая машина. Из полученного показателя отнимают 30-40 см. Такой подход не всегда оправдан и для некоторых моделей осмотр/ремонт становится затруднителен. Лучше делать универсальное углубление с усредненными показателями, то есть шириной в 100 см. Такая яма позволяет осматривать модели с базой и в 80, и в 120 см.

Смотровая яма для частного гаража

Оборудовать углубление под авто определенной марки — не лучший вариант, поскольку машину рано или поздно поменяют, а, следовательно, изменятся и параметры. Чтобы можно было отремонтировать/осмотреть любое легковое транспортное средство, яму делают шириной в 75-80 см. Длина не ограничивается «плюс» одним метром к габаритам машины. Размер может быть больше. Если есть возможность, оборудуют спуск с лестницей. Глубину не следует делать универсальной. Лучше измерить свой рост и прибавить сантиметров 15-25.

Смотровая яма в гараже своими руками: Размеры

Смотровая яма в гараже должна соответствовать размерам, подобранным под конкретный автомобиль и определенного человека. В целом, нет каких-то стандартных размеров при изготовлении ямы, есть только рекомендации, которые нужно учитывать чтобы конструкция вышла как можно более удобной и долговечной.

Размеры ямы

Первое, что нужно учитывать при создании смотровой ямы — это рост человека, который будет проводить в ней время за ремонтом автомобиля. Существует мнение, что глубину ямы нужно делать чуть больше, чем рост мастера, но это мнение ошибочно. Если яма будет в глубину больше, чем высота человека, находящегося в ней, то ему постоянно придется держать руки на весу высоко над головой, выполняя и без того тяжелую работу.

Поэтому, оптимально изготавливать неглубокую яму. Расстояние от дна ямы до поверхности пола в гараже должно быть в среднем на 10 сантиметров меньше, чем рост человека, работающего в ней. Так, с учётом возвышения дна кузова автомобиля над полом на расстояние дорожного просвета, достигаются наиболее комфортные условия для выполнения продолжительного ремонта.

Что касается ширины, то общепринятым минимумом в данном вопросе является показатель 0,7 метра. При проектировании пространства со стенами, размещенными ближе друг к другу, чем 70 см следует понимать, что об удобстве перемещения в такой узкой яме можно будет забыть.

В то же время, и 0,7 метра ширины не дают использовать смотровую яму с максимальной эффективностью. Для этого её ширину нужно рассчитывать в пределах от 85 см и до метра, в зависимости от расстояния постановки колёс в автомобиле. Тут принимается во внимание фактор нагрузки, создаваемой автомобилем на края ямы посредством колёс.

Если грунт под гаражом недостаточно твёрдый, то лучше не рисковать и разместить края ямы подальше от колёс. Либо следует планировать толщину и прочность стен такими, чтобы никакие нагрузки на конструкцию не были бы опасны.

Длина ямы также подбирается в зависимости от типа автомобиля, который будет ставиться в гараж. Тут нужно учитывать его размеры: яма выполняется на всю длину кузова плюс 50-70 см на вход и выход из-под машины. Так, если ваш автомобиль имеет длину 3,5 метра, то яма должна быть не менее 4 метров.

К содержанию ↑

Технология изготовления своими руками

Рассмотрим способ самостоятельного создания смотровой ямы на примере конструкции с показателями длины, ширины и высоты 4.7х0.8х1.5 метра.

Первым делом был вырыт котлован на необходимую глубину, с учётом толщины бетонной стяжки, которая будет укладываться на дно ямы. Ширина стен также была рассчитана на заливку бетонных стен впоследствии.

Стены и пол будут выполнены из двух слоёв бетона, между которыми изготавливается герметичный слой плотной гидроизоляции.

В процессе рытья ямы был установлен фиксирующий каркас для укрепления краёв. Затем по периметру была уложена сетка рабица с целью укрепления стен и в качестве армирования наружного бетонного слоя. Также для обеспечения вентиляции ямы внутрь укладываются пластиковые трубы на приток и вытяжку воздуха.

Далее на дне выкапывается место под приямок и вся поверхность пола засыпается слоем гравия и песка. Песок проливается водой и хорошо утрамбовывается.

Далее из листов специальной ламинированной фанеры с размерами 3000х1500х18 мм устанавливается опалубка. Расстояние от грунта до фанеры примерно от 5 до 7 см.

В работе используется виброуплотнитель, который обеспечивает максимальное заполнение раствором пространства между грунтом и опалубкой. Его стоимость в пределах 2-3 тысяч рублей полностью себя окупает, так как заметно увеличивает качество бетонной плиты.

Следующий этап — заливка пола и приямка. Для приямка специально изготовлена опалубка, которая также заполнена раствором, как и его дно.

В качестве гидроизоляции используется гидростеклоизол и битумная мастика.

Рулонный материал отрезается необходимыми листами, которые приклеиваются на поверхность ямы с помощью битумной мастики с нахлестом 10-15 см друг на друга. Стыки обрабатываются паяльной лампой и затем на них наносится ещё слой битумной мастики. Последовательность выполнения работы начинается со стен и заканчивается полом.

Далее выполняется установка металлической сетки для изготовления главного бетонного слоя стен и пола.

Предварительно в приямок выполняется установка специального металлического короба. В нём было сделано отверстие на дне и установлен клапан для контроля давления грунтовых вод. Приямок был выполнен с системой оттока воды через трубу. Отверстие внизу соединяется трубой с металлической трубкой в стене приямка и дальше по пластиковой трубе выводится наружу.

В стену впаяна труба, которая будет собирать жидкость, накопленную в бетоне и сливать на дно приямка.

Далее заливается бетонный пол по маякам и выполняется утепление стен от промерзания.

После установки опалубки ямы, поверхность пола в гараже засыпается песком, который проливается и утрамбовывается. Далее изготавливается гидроизоляция и армирование пола всего гаража, и наступает очередь заливки бетоном стен ямы и стяжки пола в гараже. По периметру опалубки устанавливается металлический уголок, который затем станет опорной поверхностью по углам ямы.

Бетонная смесь замешивается в пропорциях 1:4:8 — на одну часть цемента М-500 взяли 4 части песка и 8 частей щебня фракции до 20 мм.

На заливку стен ямы ушло 24 мешка цемента, весом по 40 кг каждый. Общий объём раствора составил 3.3 м³, и на выполнение данной задачи с помощником был потрачен целый рабочий день. Ещё один день потребовался для изготовления бетонной стяжки пола в гараже.

Завершающий этап — настил деревянного покрытия на металлические уголки по периметру верха стен ямы. Для него лучше взять доску потолще, например 50 мм: и прочность будет обеспечена и долговечность такого настила гарантируется.

Читайте также:

  • Как правильно залить пол бетоном в гараже

Смотровая яма часть 1 теория — Сообщество «Гараж Мечты» на DRIVE2

Существует несколько нормативных документов, описывающих оснащение смотровых ям для обслуживания автомашин. В основном они касаются устройства схем вентиляции и освещения на крупных станциях техобслуживания. Вот они:

ГОСТ 12.1.005–88 «Общие санитарные и гигиенические требования к воздуху рабочей зоны»;ВСН 01–89 «Предприятия по обслуживанию автомобилей»;ОНТП-01-91 «Нормы технологического проектирования предприятий автотранспорта»;МГСН 5.01–94 «Стоянки легковых автомобилей»;ТКП 45–3.02–241–2011 «Станции техобслуживания транспортных средств».

Эти нормы и правила строения будут полезны тем, кто хочет зарегистрировать гараж с технической ямой для ведения авторемонтного бизнеса.

Остальным автовладельцам эти нормативы не так важны. ГОСТы размеры смотровых ям для легковых машин не регулируют. Длину, ширину и глубину ниш в частных постройках вы можете определять самостоятельно.

Ширина смотровой ямы зависит от размеров вашей колесной пары. Просто измерьте расстояние между внутренними сторонами шин и вычтите по 20 см с каждого конца. Учтите, что в будущем вы можете захотеть поменять автомобиль или организовать свое дело. Тогда при закладке ширины смотровой ямы в гараже полезно будет ориентироваться на средние значения. Промежуток 75-80 см подходит для большинства легковых моделей, даже микролитражек.

Длина ремонтной ниши должна быть равна самой машине плюс еще один метр, чтобы туда можно было спускаться, когда сверху стоит транспорт. Если площадь гаража позволяет, лучше оборудовать углубление с запасом, для вашего же собственного комфорта. При достаточной длине траншеи спуск вниз можно организовать по стационарной крепкой лестнице, а не по приставной. Яму можно сделать и Г-образной. Тогда в коротком отрезке будут располагаться ступеньки. Это усложнит процесс построения опалубки и на заливку уйдет больше бетона, но зато работать будет удобнее.

Причем расположение ниши может быть как вдоль, так и поперек хода. В последнем случае пригодятся мостки для переезда через траншею. Чтобы собрать их, а также настил, используйте доски толщиной не менее 40 мм.

А вот глубина смотровой ямы в гараже зависит прежде всего от роста хозяина. Для удобства движения при ремонте зазор между поверхностью и днищем автомобиля нужен в пределах 25-30 см. Наименьшая высота смотровой ямы — это рост владельца плюс 10-15 см. В процессе рытья котлована лучше выкопать его чуть больше, чем заложено планом. Трудно заранее сказать, какой слой гидроизоляции понадобится на полу. В заглубленной траншее всегда можно поднять настил на нужную высоту. Если глубина смотровой ямы окажется недостаточной, придется ходить полусогнувшись.

размеры смотровой ямы в гараже

Это «чистые» размеры смотровой ямы в гараже, то есть параметры уже готового сооружения. К ним еще надо добавить припуски для установки гидро- и теплоизоляции, глиняного замка и отделочного слоя. Чтобы не запутаться с этими прибавками, рекомендуем составить чертеж смотровой ямы в гараже.

чертеж смотровой ямы в гараже

По периметру на уровне пола в опалубку закладывается страховочная рейка. Ее можно сварить из металлического уголка 60 мм. Барьер не даст колесам провалиться в дыру и защитит углубление от воды на полу. Он же служит опорой для досок настила, закрывающего яму.

Примите во внимание, что грунт на стенках будет иметь определенный уклон, но размеры смотровой ямы нужно выдерживать так, чтобы работать было комфортно.

При проектировании не забудьте заложить ниши для хранения автозапчастей и инструментов. И придется подумать о местах для крепления светильников и переносных ламп, а также электропроводки в защитном кожухе.

Для доставки свежего воздуха в смотровую яму под землей прокладывают гибкую трубу. Ее конец должен выходить на поверхность на 20 см.

Смотровая яма в гараже своими руками: размеры, подготовка материалов, технология строительства

Строительство смотровой ямы оправдано для каждого владельца автомобиля. Наличие ямы позволяет выполнять текущий ремонт, обслуживание, следить за состоянием подвески и ходовой части транспортного средства без лишних затрат. При планировании строительства конструкции, важно правильно подобрать размеры смотровой ямы в гараже, материалы для ее строительства, оценить объем работ и продумать гидроизоляцию стен. Работы по возведению конструкции можно выполнять как в процессе, так и после завершения постройки гаража. Главным достоинством строительства смотровой ямы для автомобиля является обеспечение автовладельцу более высокого уровня комфорта при выполнении обслуживания автомобиля.

Подготовка материалов

Для строительства смотрового помещения используется силикатный кирпич, бетонные блоки или монолитные железобетонные конструкции.

Совет! При выборе кирпича, стоит отдать предпочтение керамическим изделиям. Они не боятся влажности и обладают достаточной прочностью. Использование кирпича рекомендуется на сухих и плотных грунтах.

Стены выкладываются толщиной в кирпич или в полкирпича. При разных вариантах кладки толщина стен выходит от 12 до 25 см. Значение толщины понадобится при выполнении разметки котлована. Если в почве наблюдается высокий уровень грунтовых вод, для возведения стен лучше использовать армированный бетон или бетонные блоки. Не забудьте про вентиляцию!  Если в наличие есть блоки другого типа, то им будет необходима качественная гидроизоляция, чтобы избежать рассыпания материала.

При неблагоприятных условиях грунта лучшим вариантом станет бетон. Для заливки стен применяется марка М250, а для пола – М200. Использование бетона ниже марки М250 может привести к деформации стен при нагрузках пучения. Для защиты от пучения можно сделать отмостку или выполнить армирование бетона. Бетонные стены обычно составляют от 15 см и требуют дополнительного усиления. Для получения запаса прочности применяется металлическая сетка или каркас из арматуры.

Что стоит учесть при выборе размеров смотровой ямы?

На выбор размеров смотровой ямы в гараже влияют не только габариты автомобиля, но и рост человека. Иногда требуется универсальная ширина смотровой ямы, особенно, когда автовладелец часто меняет свое транспортное средство. В этом случае, оптимальной шириной будет значение от 70 до 80 см, а глубина смотровой ямы в гараже должна соответствовать росту его хозяина.

Чертеж смоторовой ямы (нажать для увеличения)

При выборе расстояния углубления для ремонта легковой машины, к росту владельца гаража прибавляется около 15 см. Длина ямы подбирается по средней длине кузова с запасом на 70-80 см для обеспечения свободного входа и выхода из-под машины. К примеру, при длине транспортного средства в 3,5 м, длина ямы должна составлять не меньше, 4,2 м. При выборе размеров смотровой ямы для коммерческих целей, лучше руководствоваться специальными нормативными документами, в которых прописано какой должна быть конструкция, ее стандарты и правила эксплуатации.

Внимание! Возможно устройство проема Г-образной формы. Конечно, данное обстоятельство усложнит строительные работы, но работать будет гораздо удобнее. Выступ обычно используется для оборудования ступенек.

Строительство смотровой ямы

Смотровая яма является полуподвальным помещением, поэтому в нем должно предусматриваться полноценное освещение и вентиляция. После того, как выбран размер ямы в гараже и подготовлены материалы, можно приступать к строительству.

Важно! Во время монтажа опалубки должны быть предусмотрены ниши для проведения электрических проводов и размещения технических емкостей.

Этапы выполнения работ

1. Рытье котлована. Глубина и ширина выбирается с учетом бетонной стяжки;

Котлован под смотровую яму

2. Возведение каркаса предусматривает двойные бетонные стены, между которыми будет находиться гидроизоляционная прослойка (акваизол, бутилкаучук или другие гидрофобные материалы или мембраны). Полотна с водонепроницаемыми свойствами выстилаются в котлован с выпуском по 15 см с каждого края. Материалы, закрывающие канаву, соединяются внахлест и склеиваются с помощью двухстороннего скотча.

3. Внутренняя гидроизоляция. Этап подразумевает нанесение на все поверхности ямы обмазочного водонепроницаемого раствора. Рекомендуется обрабатывать поверхности в несколько слоев. Вместо обмазочной гидроизоляции допускается нанесение грунтовки глубокого проникновения. В результате нанесения растворов, гигроскопичность бетона значительно снижается.

4. Для укрепления краев устанавливается фиксирующий каркас, по периметру котлована укладывается стальная сетка в целях защиты стен от осыпания грунта. Также, выполняются работы по монтажу вентиляционной системы, устанавливаются две трубы: вытяжная и приточная;

Монтаж вентиляции в смотровую яму

5. Делается приямок, пол засыпается гравием и песком. Песок промачивается и утрамбовывается.

6. Из ламинированной фанеры (3000х1500х18 мм) строится опалубка;

Опалубка для смотровой ямы

7. Бетонная смесь заливается на пол и в приямок;

8. При устройстве гидроизоляции рекомендуется использование битумных модифицированных мастик или гидростеклоизола;

9. Выполняется монтаж стальной сетки для подготовки под заливку основного слоя бетона;

10. В приямок устанавливается емкость из металла со специальным устройством для контроля притока подземной воды;

11. Производится заливка бетона и утепление стен;

Бетонирование смотровой ямы

12. После завершения работ по монтажу опалубки, пол в гараже засыпается песком и утрамбовывается;

13. Работы по гидроизоляции и усилению поверхности пола в гаражном помещении;

14. Заливается стяжка;

15. По углам помещения монтируется стальной опорный уголок;

Уголок для укрытия смотровой ямы доской

Завершение строительства

При профессиональном подходе выполнение всех перечисленных работ занимает примерно 1-2 дня. На завершающем этапе необходимо закрыть подготовленную яму в гараже из кирпича деревянным настилом с опорой на металлические уголки. Доску лучше взять потолще (50мм), такой настил прослужит долго и сможет выдержать значительные нагрузки.

В заключении стоит отметить, что строительство смотровой ямы дело хлопотное, но оправданное. Имея личную смотровую яму, можно значительно сэкономить на поездках в специализированные сервисные центры. Главным условием получения надежной конструкции, остается соблюдение правил выполнения гидроизоляционных работ и правильный выбор размеров.

При высоком уровне грунтовых вод (более 2,5 м), строительство ямы лучше не выполнять, так как в ней неизбежно будет присутствовать высокая влажность, которая будет пагубно сказываться на автомобиле, способствуя образованию коррозии на металлических элементах. В такой ситуации, уместно только строительство лежачего варианта смотровой конструкции.

Смотровая яма в гараже - как сделать своими руками, размеры

Автолюбитель, который хотя бы раз лежал под машиной на холодной земле, пытаясь дотянуться до неудобной гайки, может оценить комфорт работы, когда все перед глазами и можно орудовать инструментами, не сгибаясь «в три погибели». Наличие смотровой ямы в личном гараже позволяет произвести осмотр и обслуживание труднодоступных мест автомобиля, а также сделать самостоятельный ремонт днища и расположенных снизу узлов без поездки в автосервис.

Как сделать смотровую яму в гараже

Закладывая новую постройку, предусмотрительный автолюбитель запланирует строительство смотровой ямы в гараже сразу, чтобы после возведения гаража не пришлось снова искать возможности для его переоборудования. Владельцу готового гаража тоже не стоит отказываться от преимуществ, которые предоставляет смотровая яма. Ведь ее можно сделать самостоятельно.

В сети интернет много информационных материалов как своими руками построить в гараже смотровую яму. Поэтому при наличии опыта строительства, вы можете лично дооборудовать своими руками свой гараж, сделав его еще более удобным.

Себестоимость такого сооружения довольно низкая. Вы можете использовать подручные строительные материалы:

  • старый кирпич и камни,
  • отрезки арматуры и проволоки для железобетонных стен,
  • куски металлического уголка, швеллера, труб.

Часть работ при желании и возможности вы выполните сами, не нанимая дополнительной рабочей силы.

Какими должны быть размеры смотровой ямы в гараже

Приступая к строительству, необходимо предварительно определить форму, глубину и длину гаражной ямы, а также выбрать материал для ее устройства.

Мы приведем вам общие рекомендации по планированию, которые помогут выбрать оптимальную конструкцию и сделать правильный расчет размеров и вы их сможете сделать своими руками.

Традиционно яма представляет собой прямой котлован, обложенный кирпичом или со стенками из железобетона. Для большего удобства его делают Г-образным, используя короткий отрезок в торце для спуска. В нем устраивают стационарную лестницу.

  • Длина прямой ямы рассчитывается, исходя из продольного размера автомобиля, к которому прибавляется около метра. Это нужно для организации удобного спуска под машину, которая уже находится на яме.
  • В глубину размеры смотровой ямы в гараже ориентируются на рост мастера, который будет находиться в ней. К имеющейся цифре нужно прибавить 10-15 см, что позволит ходить под машиной не пригибаясь. Если она окажется слишком глубокой для другого человека, придется воспользоваться дополнительными помостами. При подготовке котлована нужно помнить, что глубина смотровой ямы в гараже при строительстве должна быть несколько больше. В проекте нужно учитывать толщину пола, наличие которого предохранит от возможного подтапливания ямы грунтовыми водами, а также создаст комфорт при движении во время работы в ней.
  • Ширина смотровой ямы зависит от размеров вашей машины. Однако ориентироваться под конкретный экземпляр техники не стоит. Ведь вы можете в будущем сменить автомобиль, взяв модель с другим параметром колесной базы. Но для расчетов можно принять, что этот показатель равен расстоянию между внутренними сторонами колес с небольшими отступами внутрь для обеспечения безопасности при въезде-выезде на яму. С этой же целью устраивается колесоотбойник по краям ямы, не позволяющий автомобилю сорваться в нее. Средняя ширина составляет 80 см – этого достаточно для комфортной работы под днищем машины.

Определение размеров смотровой ямы для проекта

При планировании строительства все эти цифры корректируется. Котлован выкапывается шире – делают прибавку на толщину стен.

Взяв основные размеры, вам нужно прибавить к глубине около 20 см, а ширину и длину увеличить на толщину стен по всему периметру. Это надо учитывать сразу, чтобы по завершению строительства вы не получили яму уже, чем планировали.

Как разметить и выкопать смотровую яму в гараже

Размечая строительную площадку под новый гараж или задумав перепланировку уже существующего, нужно сразу определить, где яма будет располагаться. Бывалые автолюбители предпочитают смещать продольную ось ямы к одной из стен. Это позволяет устроить верстак или шкафчики на освободившейся площади. Нужно проследить при этом, чтобы до ближайшей стены от края ямы оставался промежуток не менее 1 метра. Это убережет ваш автомобиль от царапин и вмятин.

Смотровая яма в гараже, своими руками строится довольно быстро. Основной объем работ – это выемка грунта из котлована. При копке ямы ее боковые стены рекомендуется делать с небольшим отклонением наружу от вертикали. Это поможет избежать осыпания грунта при дальнейшей работе.

Наиболее часто используемые материалы для сооружения ямы – это кирпич и бетон. Значительно реже, но все-таки приходится делать смотровую яму, применяя принцип кессона. Такая конструкция требует особенной тщательности исполнения, поскольку нормально функционирует только при абсолютной герметичности. Однако такие варианты используются редко, и только там, где по-другому с подступающей из грунта водой не справиться.

Обустройство котлована заключается в выравнивании всех его горизонтальных участков, подготовке к кирпичной кладке или сооружении опалубки для литья бетонных стен. Изучив рекомендации строительной литературы, вы самостоятельно можете узнать все особенности изготовления стенок из бетона. Важным в этом процессе является изготовление стяжки пола и правильная сборка армирующего каркаса. Железные элементы не должны выступать на поверхность стен, чтобы предотвратить их быструю коррозию. Также нужно обратить внимание на перевязку металлических частей конструкции в углах. От этого зависит прочность всего строения.

Если мы возводим стены смотровой ямы из кирпича, то здесь особых рекомендаций нет. Кладка проводится по обычной технологии. Любой человек, знакомый с работой каменщика, способен быстро выложить короб ямы, соблюдая при этом основные требования по строительству.

Защита смотровой ямы от негативных факторов

Главный бич смотровых ям – это конденсат. И от этого уйти невозможно. Перепад температур всегда вызывает выпадение росы, и путей борьбы с этим явлением почти нет.

Наружная защита делается, чтобы предотвратить просачивание грунтовых вод. При подготовке котлована нужно учитывать, что если горизонт их залегания проходит меньше чем на 2,5-метровой глубине, риск увидеть в гараже бассейн весьма велик. Внутренняя гидроизоляция в таких случаях не спасет — воду выдавит через малейшие трещины.

При заливке железобетонных стен с гидроизоляцией не должно возникнуть проблем. Ее слой просто прижимает массой раствора к стенкам котлована. И в таком положении бетон застывает, надежно фиксируя материал изоляционного слоя.

Несколько сложнее ситуация с кирпичными стенами. Зазор между кладкой и поверхностью котлована достаточно узкий. Поэтому один из вариантов устройства гидроизоляции – нанесение защитного слоя сразу при выкладывании очередного ряда кирпича. Так, порядово, изоляционный слой будет расти вместе со стеной ямы. Но чаще всего обходятся нанесением изоляционного слоя на внутреннюю поверхность кирпичной кладки.

Бортик колесоотбойника поможет защититься от воды, которая может попасть снаружи при дожде или работе с водяными шлангами.

Независимо от того, из каких материалов делают яму, в ней обязательно нужно устроить приямок для сбора воды. Это предотвратит скапливание воды на полу и обеспечит безопасность работы. Его регулярно опорожняют при помощи насоса.

Создание комфортных и безопасных условий своими руками

Не менее важным параметром создания удобных условий для находящегося под автомобилем человека является освещение и вентиляция смотровой ямы в гараже.

  • Скопление углекислоты и вредных для здоровья газов (паров горючего, выхлопа) может стать угрозой для жизни работающего внутри человека. Проводя планирование вентиляции смотровой ямы, нужно учитывать внутренний объем воздуха в гараже, который должен циркулировать постоянно. И исходя из этого выбирать, какой вариант будет более приемлемым – принудительная или естественная вентиляция. Самый простой способ предотвратить застой воздуха в яме – завести в нее отрезок гибкой гофротрубы, нижний край которой будет находиться на уровне пола, а верхний выступать над землей снаружи гаража на 20 см.
  • Светильники в смотровой яме, а также идущие к ним провода, должны работать от 36 Вольт и иметь соответствующий класс защиты. Вам нужно приобретать электрооборудование, допущенное стандартами к размещению в помещениях с повышенной влажностью. В противном случае, все осветительные приборы быстро выйдут из строя, при этом став угрозой вашей жизни. При организации освещения смотровой ямы рекомендуется помимо стационарных светильников сделать фонарь на отдельном свободном проводе, который поможет вам осветить самые неудобные и скрытые участки нижней поверхности автомобиля. Такая «переноска» также изготавливается с максимальной изоляцией и из ударопрочного материала.
  • Чтобы было удобнее работать и не приходилось постоянно отвлекаться для подъема на поверхность за понадобившимся инструментом, в стенке ямы сооружают нишу. В ней хранят весь нужный инвентарь, который может пригодиться при обслуживании машины. Такая альтернатива верстака поможет сэкономить место в гараже.
  • Если вы планируете проводить под автомобилем достаточно много времени, вам стоит подумать про утепление смотровой ямы в гараже. Зимние температуры могут опускаться достаточно, чтобы ваше пребывание в яме становилось некомфортным уже через несколько минут. Чтобы позволить себе роскошь не отрываться от процесса работы, автомастера устраивают отопление смотровых ям. Установка обогревателей оправдана, если стены ямы имеют термоизоляцию – тогда тепло не уходит бесполезно. В качестве утеплителя сегодня можно взять различные материалы:
    • вспененный полиуретан,
    • пенопласт,
    • экструдированный пенополистирол.

Зафиксировав их на стенах согласно соответствующей технологии, вы получите качественное и долговечное утепление своей ямы.

Многофункциональный гараж

Многие хозяйственные автолюбители используют гараж и как хозяйственный блок, устраивая в нем погреб для хранения консервации и зимних запасов. Это сооружение можно запланировать вместе со смотровой ямой, но только если размер гаража позволяет подобную роскошь. В малогабаритных гаражах, а особенно там, где грунтовые воды близки к поверхности, поможет решить проблему с хранением запасов устройство кессона. Эта конструкция делается герметичной, что надежно сберегает ее содержимое от затопления. Для строительства кессонов используют:

  • кирпич,
  • камень,
  • железобетон,
  • металл.

Существует множество проектов, которые вы можете найти в интернете. Устройство такого хранилища – более ответственный процесс. И тут вам может понадобиться помощь специалиста.

Оптимальный размер глубины, ширины смотровой ямы в гараже для легкового автомобиля и требования к фундаменту. Фото

Не всегда специалист с СТО сделает автомобиль лучше, чем сам владелец. На слуху у всех истории, когда он не может найти и устранить поломку с наименьшими затратами для клиента.

Эта причина толкает автовладельцев на возведение гаража со смотровой ямой, чтобы «ковыряться» в «железном коне» самостоятельно.

Они правы, так как мелкий и средний ремонт – это не такие сложные процедуры, чтобы записываться на станцию технического обслуживания и можно обойтись своими силами. Да и от сервисного обслуживания, подразумевающего замену масла, можно отказаться. В итоге можно сэкономить крупную сумму денег, но только, если есть опыт и желание делать что-либо с авто самостоятельно.

Скрыть содержание

Смотровая яма в гараже для легкового автомобиля: плюсы

Смотровая яма необходима для удобного обслуживания автотранспортного средства.

Можно отказаться от услуг мастеров с СТО, если не надо делать что-то серьезное и сложное.

Состояние автодорог в РФ далеко от идеального, и после каждой поездки хочется ехать на подъемник и тщательно осматривать днище.

Любая кочка и выбоина может серьезно навредить «железному коню». Не беспокоятся и не переживают за техническое состояние автомобиля, проверяя днище по несколько раз на дню и без очереди.

Соорудив смотровую яму в гараже, выполняют практические работы по ремонту выхлопной трубы, ходовки, днища и защиты, глушителя, МКПП/АКПП, поддона картера.

Раз в 8-10 тыс. километров можно поменять масло, не обращаясь на СТО.

Достоинства обустройства смотровой ямы в гараже:

  • Осмотр всех частей автомобиля без помощи специалистов.
  • Экономия больших сумм на ремонте и техническом обслуживании.
  • При больших габаритах ямы в ней хранят запчасти, наборы для ремонта, т.е. решают эффективно вопрос с хранением.

Минимальные и оптимальные размеры

Начиная авторемонтный бизнес и обустраивая гараж с технической ямой, многие россияне даже не знают, сколько нормативных документов придется пересмотреть им, чтобы впоследствии не иметь проблем с властями.

Им надлежит соблюсти гигиенические и санитарные требования, нормативы технологического проектирования и оснащения. Строя гараж с ямой для себя, необязательно придерживаться их. Желательно до закладки стен для него просчитать длину, ширину и глубину технической ниши.  

На ширину ямы влияет размер колесной пары автомобиля. Для его измерения берут рулетку, прикладывают ее начало к одной внутренней стороне шин и, придерживая, двигают до другой. После этого отнимают по двадцать сантиметров с каждой стороны.

Одно дело, если автолюбитель предан своему ТС. Если он покупает новый каждые три месяца, то при закладке ширины ямы ориентируются на среднее значение – семьдесят пять-восемьдесят сантиметров.

Длина

Надо заглянуть в ПТС, выяснить длину ТС и прибавить к ней 1 м. Так поступают, чтобы беспрепятственно залезать и вылезать из нее, когда авто загнали на диагностику.

При желании можно оборудовать даже ступеньки, но это затруднит процесс закладки опалубки.

В итоге потратят больше бетона, но упростят себе жизнь. Минимальное значение длины ямы для седана – 2,7 м.

Глубина и ширина

От роста владельца автомобиля. Чтобы под днищем проводить все работы, между поверхностью и им должно быть 25-30 см. Высота ямы – рост владельца +25-30 см.

Лучше перестраховаться и сделать глубину больше, так как не ясно, какой толщины будет гидроизоляционный слой. Если не послушать этот совет, в будущем придется делать все технические работы в полусогнутом состоянии.

Описанные выше параметры глубины, ширины и длины – минимальные и оптимальные одновременно, но надо учесть припуски с каждой стороны, так как гидро- и теплоизоляция, отделочный слой и глиняный замок отнимают полезную площадь. Чтобы не запутаться в расчетах, составляют чертеж и при обустройстве ямы в гараже придерживаются его. Кстати, полезную глубину и ширину могут отнять полочки для хранения инструментов и запчастей.

Оптимальные условия для строительства ниши

Есть масса вариантов постройки гаража. В России продают разные стройматериалы для его строительства. Но какие материалы лучше использовать, желая построить еще и смотровую яму? Для начала определяются с типом конструкции:

  1. отдельно стоящая и временная постройка;
  2. отдельно стоящая, но капитальная постройка;
  3. гараж, примыкающий к дому;
  4. временное решение, которое примыкает к дому.

Варианты конструкции, где присутствует прилагательное «временный», не подходят, так как гараж задумали со смотровой ямой. В плане материалов подойдут кирпичи, металлические листы, древесина, шлакобетон, железобетон.

Самый популярный материал – кирпич, который стоит недорого и не требует постоянного ремонта в отличие от древесины.

Когда разумно делать смотровую яму? Когда стены гаража еще не воздвигли. Если его габариты позволяют, сооружают нишу в любой день и час.

Когда лучше всего делать?

В России серьезная проблема – парковка автомобиля. Дворы «нерезиновые» и они давно уже не справляются с потоком все прибывающего и прибывающего транспорта. Поэтому многие россияне задумались о строительстве гаража со смотровой ямой. Так они решают проблему с парковкой во дворе и начинают самостоятельно следить за состоянием автотранспортного средства.

Потратив деньги и время на обустройство такого гаража, экономят внушительную сумму на визитах в СТО. Автовладельцы самостоятельно меняют масло, покрывают дно слоем антикоррозийного средства и ремонтируют подвеску.

Специалисты советуют, если площадь позволяет, не задумывать обустройство технической ниши в капитальном гараже. Если к нему примыкает свободная незанятая площадь, делают навес и сооружают ее, чтобы не вредить кузову автомобиля и не бороться с коррозией при частом ремонте.

К сожалению, площадь не всегда позволяет претворить такой вариант в жизнь. До строительства фундамента гаража проектируют нишу, часто отводя под ее размещение его среднюю часть и тратя внушительную сумму денег на тепло- и гидроизоляцию. Нежелательно сооружать нишу, когда гараж готов, но если его площадь позволяет, то почему бы и нет?

Смотровая яма – удобная площадка для осмотра ТС, у которой есть один недостаток – повышенная влажность. Даже если продумать гидроизоляцию тщательно, все равно никто не застрахован от случаев коррозии днища авто, порчи лонжеронов и т.д.

Чтобы избежать проблем, многие автовладельцы покупают два места в гаражных кооперативах, устраивая в одном гараж, а в другом – площадку для осмотра своей машины.

Далеко не у всех есть деньги на покупку двух мест, и у тех, у кого их нет, ничего не остается, как тщательно планировать и обустраивать нишу.

Перед покупкой участка и началом строительства определяют уровень залегания грунтовых вод:

  • Если он более 2,5 м, лучше поискать другой участок для сооружения гаража. Если это невозможно, сооружают дренажную систему для отведения воды в колодец или коллектор.
  • Если уровень залегания грунтовых вод менее 2,5 м, строят нишу беспрепятственно.

Чтобы избежать проблем с кузовом, лонжеронами и днищем «железного коня», лучше держать нишу всегда закрытой. Даже если слой гидроизоляции достаточный, она все равно будет источником повышенной влажности. Летом держат ее открытой, чтобы она тщательно просыхала.

Фото

Смотрите фото вариантов обустройства смотровой ямы:

Заключение

Техническая яма – ниша, нужная любому автовладельцу, который тщательно следит за состоянием своей машины. Сначала лучше спроектировать и соорудить ее, а потом уже выстраивать стены гаража. Но если о ней вспомнили поздно, возможно ее обустройство в уже отстроенном гараже.


Смотрите также