Разрешено ли снимать сотрудников полиции


Можно ли снимать на камеру сотрудников полиции на дороге? - Правовед.RU

944 юриста сейчас на сайте

Здравствуйте!

Родители собираются в дальнюю поездку в другой город. Просят узнать, имеют ли они право снимать на видео что-либо с участием сотрудников полиции? Например, если их остановят и пр.?

Был случай, когда их таким образом запугали и развели на деньги. Теперь они хотели бы снимать всё на видео.

Какие права в этом плане?

Спасибо!

Клиент оставил отзыв о сервисе показать Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Задать вопрос

Ответы юристов (3)

Вера, добрый день!

Естественно, такого запрета нет. Согласно ст. 8 Закона о полиции

1. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций. 2. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом. 3. Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами. Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. 4. Полиция в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

5. По заявкам редакций средств массовой информации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляется аккредитация журналистов для освещения деятельности полиции.

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе учреждать средства массовой информации для освещения деятельности полиции.

Съемка сотрудников может быть запрещена на территории режимных объектов, но точно не на дорогах. Ссылаться можно на данную статью, и на некоторые другие, если их предложат Коллеги ниже.

С Уважением, С.А. Шведов

Здравствуйте, Вера!

В случае остановки сотрудником ДПС вы вправе вести видеосъемку общения с ним. Запретить он это не вправе. Ссылка на то, что съемка требует его разрешения, к данному случаю не относится, так как сотрудник выступает не как гражданин, а как представитель государства, наделенный властными полномочиями.

По этому поводу есть следующие разъяснения:

В части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии с принципом публичности и открытости, установленным статьей 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции», деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Открытость и доступность информации о деятельности государственных органов гарантирует и статья 4 Федерального закона от 9 февраля 2009г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Похожий принцип «публичности и открытости деятельности государственных органов» закреплен и в статье 3 Федерального закона от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», статье 3 Федерального закона от 27 мая 2003г. №58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации».

Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 года № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (п. 3) устанавливает, что деятельность государственных органов осуществляется на принципах информационной открытости, что может выражаться, в частности, «в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан».

Кроме того, если речь идет о сотрудниках ГИБДД, то фиксировать свой разговор с ними разрешено Приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения». В пункте 25 Административного регламента сотрудникам ГИБДД запрещается препятствовать использованию записывающей аппаратуры участником дорожного движения, если оно не запрещено законодательством.

Необходимо принимать во внимание, что в каждом конкретном случае при решении вопроса о возможности и порядке проведения фото- и видеосъемки следует исходить из необходимости соблюдения конституционных прав каждого гражданина, с одной стороны, на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом, а с другой – на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (статья 23 Конституции Российской Федерации), на охрану своего изображения (статья 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), защиту сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (статья 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»), защиту государственной и иной охраняемой законом тайны (статья 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993г. №5485-1 «О государственной тайне»).

В случае существующего запрета на фото- и видеосъёмку сотрудник полиции в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О полиции» должен разъяснить причину и основания этого запрета, то есть указать нормативный правовой акт, запрещающий съёмку.

Согласно статье 24 Конституции Российской Федерации граждане могут фотографировать и снимать на видеокамеру:

на пресс-конференциях (если организаторы не запрещают видеосъёмку);

участников демонстраций, акций протеста, выступающих на этих мероприятиях;

участников происшествий и столкновений;

любых людей, случайно попавших в кадр при съёмке всего вышеперечисленного (когда съёмка таких людей не является целью), если человек не возражает (не закрывается руками, не протестует иным образом) или прямо соглашается на видеосъёмку.

Добрый день.

имеют ли они право снимать на видео что-либо с участием сотрудников полиции?

Вера

Да они имеют на это полное право.

https://xn--80ad1b9c.xn--j1adp...

Можно ли снимать действия сотрудников полиции на видеокамеру с целью защиты своих прав и свобод?

В соответствии с обращением от 14 марта 2016 года №03/-4622 о рассмотрении поставленного вопроса, а именно – «Можно ли снимать действия сотрудников полиции на видеокамеру с целью защиты своих прав и свобод?» по существу сообщаем Вам следующее:

Согласно статье 23 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

В соответствии со статьей 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:

1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

3) гражданин позировал за плату.

2. Изготовленные в целях введения в гражданский оборот, а также находящиеся в обороте экземпляры материальных носителей, содержащих изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 указанной статьи, подлежат на основании судебного решения изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации.

3. Если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1настоящей статьи, распространено в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в части «Объекты гражданских прав. Защита нематериальных благ» дает следующие разъяснения:

Под обнародованием изображения гражданина по аналогии с положениями статьи 1268ГК РФ необходимо понимать осуществление действия, которое впервые делает данное изображение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа либо любым другим способом, включая размещение его в сети «Интернет».

Без согласия гражданина обнародование и использование его изображения допустимо в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 152.1 ГК РФ, то есть когда имеет место публичный интерес, в частности если такой гражданин является публичной фигурой (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), а обнародование и использование изображения осуществляется в связи с политической или общественной дискуссией или интерес к данному лицу является общественно значимым.

Вместе с тем согласие необходимо, если единственной целью обнародования и использования изображения лица является удовлетворение обывательского интереса к его частной жизни либо извлечение прибыли.

Не требуется согласия на обнародование и использование изображения гражданина, если оно необходимо в целях защиты правопорядка и государственной безопасности (например, в связи с розыском граждан, в том числе пропавших без вести либо являющихся участниками или очевидцами правонарушения).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» закрепляется принцип открытости и публичности, т.е. деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Согласно статье 4 Федерального закона 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» устанавливается принцип открытости и доступности информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, как один из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 27 июня 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»:

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.

Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.

Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе.

Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.

Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.

Статья 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» также закрепляет принцип публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 года № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается:

в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;

в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях;

в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан;

в создании условий для обеспечения граждан Российской Федерации зарубежными информационными продуктами и оказания им информационных услуг, имеющих зарубежное происхождение.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», сотрудник полиции обязан в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

На основании выше изложенного, законодательством Российской Федерации НЕ установлен запрет на фото- и видеосъемку сотрудников полиции, однако нормативными правовыми актами определен перечень оснований, при наличии которых доступ к информации о деятельности полиции может быть ограничен. То есть допускается использование фото-, видео- и звукозаписывающей аппаратуры в случае отсутствия запрета на ее использование и соблюдение гражданских прав. Ответственность за нарушения данных положений наступает на основании нормативно правовых актов, регулирующих соответствующие отношения.

Также, любой гражданин, в том числе и сотрудник полиции, при нарушении его гражданского права на охрану своего изображения может обратиться в суд в установленном законом порядке.

Разрешено ли снимать сотрудников полиции и Росгвардии при исполнении ими своих обязанностей?

Запретов на это законодательство не содержит. Наоборот, статья 8 закона «О полиции» закрепляет принцип «открытости и публичности» в ее деятельности. Похожий принцип «гласности» содержался в ст. 3 закона «О милиции».

В законе «О войсках национальной гвардии...» («Росгвардии») такого принципа нет, однако это не значит, что снимать ее служащих запрещено. В данном случае действуют общие принципы свободы получения информации, описанные в Конституции и законе «Об информации...»

Единственный случай правомерного запрета распространения сведений о Росгвардии закреплен в ч. 3 ст. 23 закона «О войсках...» -- запрещено распространять информацию о местах дислокации органов управления ее войск и органов управления ими, а также необходимо обеспечивать «конфиденциальность сведений» о сотрудниках Росгвардии и членах их семей. Исходя из смысла понятия «конфиденциальности» можно сделать вывод о том, что речь идет об охране разного рода тайн и частной жизни сотрудников, то есть, той информации, доступ к которой ограничивался изначально. Но в то же время можно предположить, что эта статья будет широко использоваться и для ограничения сбора информации о Росгвардии, в том числе съемки ее сотрудников в общественных местах.

Открытость и доступность информации о деятельности государственных органов гарантирует и закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (ст. 4). Принцип «публичности и открытости деятельности государственных органов» закреплен в ст. 3 закона «О противодействии коррупции», ст. 3 закона «О системе государственной службы в Российской Федерации» и ст. 3 закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г.  2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (п. 3) устанавливает, что деятельность государственных органов осуществляется на принципах информационной открытости, что может выражаться, в частности, «в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан».

Требование сотрудника полиции прекратить съемку не является правомерным, и привлекать за отказ его выполнить к ответственности по статье 19.3 КоАП нельзя. Если запрет на съемку существует, то сотрудник полиции, в соответствии со ст. 5 закона «О полиции» должен разъяснить причину и основания этого запрета, т. е., указать нормативный акт, запрещающий съемку.

Снимать сотрудников ГИБДД было разрешено Приказом МВД от 2 марта 2009 г.  185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения». В пункте 25 Регламента сотрудникам ГИБДД запрещалось препятствовать использованию записывающей аппаратуры участником дорожного движения, если оно не запрещено законодательством. В нынешней версии регламента такого разрешения нет, но его и не требуется, поскольку съемка для обычных участников дорожного движения разрешается вовсе не регламентом, написанным для ГИБДД.

В зданиях отделов внутренних дел, в соответствии с Инструкцией по обеспечению режима секретности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 5 января 2004 г.  3--1, устанавливается пропускной режим, в рамках которого могут быть введены запреты и на съемку. Доступ на «режимную территорию» по несекретным вопросам осуществляется по решению руководителя органа внутренних дел или уполномоченного им сотрудника (обычно это оперативный дежурный).

Подробности того, как регламентирует это Инструкция, мы привести не можем, поскольку сама она секретна. Поэтому, снимая внутри помещений органов внутренних дел необходимо быть готовым к тому, что от вас потребуют прекратить съемку именно со ссылкой на «пропускной режим». Также при обосновании запретов используются ссылки на секретный приказ МВД от 11 марта 2012 г. № 015 «О мерах по обеспечению режима секретности в органах внутренних дел Российской Федерации».

Ранее съемка в зданиях органов внутренних дел ограничивалась на основании приказа МВД от 11 января 2013 г. № 11дсп «Об утверждении Типовой инструкции о пропускном режиме на объектах, находящихся в ведении территориальных органов МВД России, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел». Как правило, инструкции, принимаемые на основании этого приказа, соответствовали утвержденной типовой инструкции.

Для осуществления съемки, а также допуска на территорию представителей средств массовой информации инструкция требовала письменного разрешения начальника ОВД. Приказ стал предметом судебного обжалования и был отменен (скорее всего, взамен него был принят новый приказ «дсп» с теми же ограничениями [Еще на стадии проекта приказ № 11дсп был опубликован (docs.pravo.ru/document/view/28105364/28385160/), можете ознакомиться с ним, чтобы примерно представлять ограничения, которые могут действовать на территории отделов внутренних дел.]).

За нарушение такого запрета может быть применена статья 19.3 КоАП, устанавливающая ответственность за неповиновение законному требованию сотрудника полиции.

Кодексом об административных правонарушениях предусмотрено освобождение от ответственности за правонарушение, совершенное в состоянии крайней необходимости. Эта норма может быть применена в том случае, если съемка проводится для фиксации каких-то нарушений закона полицейскими, но доказать это на практике может быть затруднительно.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 2

Частные охранники работают в соответствии с законом «О частной детективной и охранной деятельности». Статья 12.1 этого закона содержит перечень полномочий, которыми они обладают при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов. «Внутриобъектовый режим» устанавливается внутри заведений и содержит совокупность правил поведения внутри них. «Пропускной режим» связан со входом на объект и выходом с него. Правила, которые устанавливает владелец объекта, не могут противоречить законодательству, поэтому отказать в допуске по произвольному критерию, к примеру, в магазин, его владелец не может, поскольку это противоречило бы законам «Об информации...» и «О защите прав потребителей».

Статья 12.1 закона разрешает охранникам требовать соблюдения установленных режимов, а также производить осмотр имущества, которое проносится на объект. Осмотр предполагается только наружный, поскольку ни досмотр, ни обыск охранник проводить не вправе.

Однако, очередными изменениями (конец 2014 года) были существенно расширены права частных охранников по задержанию нарушителей. Ранее они могли задерживать только лиц, совершивших посягательство на охраняемое имущество. Изменениями была введена еще одна категория нарушителей -- лицо, «нарушающее внутриобъектовый и (или) пропускной режимы». Проще говоря, задержать посетителя объекта работающий там «частный охранник» сможет не только за совершение каких-то противоправных действий, но и просто потому, что он нарушает некие правила, сформулированные владельцем этого самого объекта. Задержанный должен быть незамедлительно передан в органы внутренних дел, то есть, либо препровожден туда, либо сдан вызванным работникам полиции.

Трудно сказать, чем руководствовались авторы этой поправки. Возможно, они рассчитывали на то, что новое право будет толковаться системно, и задержанию будут подвергаться только тот, кто совершил преступление или административное правонарушение, и дал повод для задержания с последующим вызовом полиции для разбирательства либо препровождения в полицию в соответствии со ст. 27.2 КоАП.

Но учитывая то, что «правила» часто бывают весьма неожиданными (не только в той части, которая касается запретов на фотосъемку), изменения чреваты новыми злоупотреблениями со стороны охранников, поскольку текст статьи будет толковаться расширительно: охранник, задерживающий посетителя со ссылкой на нарушение им «правил», будет считаться действующим правомерно, и превышение им своих полномочий придется доказывать.

В случае, если охранная деятельность ведется с использованием видеонаблюдения, уведомление об этом, в соответствии со ст. 12 закона должно быть размещено до входа на территорию объекта.

Что же касается остальных противоправных действий, не посягающих на охраняемый объект и имущество, то при их совершении охранник может их пресекать только на том же основании, что и остальные граждане. Если речь идет о преступлениях: такое право дано всем гражданам статьями 37--39 Уголовного кодекса о необходимой обороне и крайней необходимости. Если совершается административное правонарушение, то частный охранник также может действовать в состоянии крайней необходимости.

Расширенные права по пресечению преступлений и административных правонарушений частным охранникам могут быть даны по соглашению с правоохранительными органами в порядке, установленном Правительством. Без знания о факте заключения такого соглашения судить о том, предоставлены ли конкретному охраннику такие права, нельзя.

Государственные органы исполнительной власти могут создавать собственные охранные подразделения на основе закона «О ведомственной охране». В одиннадцатой статье этого закона описываются их права, включающие право задержания и доставления в служебное помещение охраны либо полицию лиц, которые совершили на охраняемом объекте преступление или административное правонарушение. Также сотрудники охраны включены в список лиц, которые могут производить доставление в отделение полиции, содержащийся в п. 1 ч. 1 ст. 27.2 КоАП.

Задерживать сотрудники охраны имеют право только лиц, находящихся на охраняемой территории, если съемка происходит вне ее, такого права у них нет. При этом необходимо помнить, что сама по себе съемка ни преступлением, ни правонарушением не является. Состав правонарушения может возникнуть тогда, когда снимающий незаконно проникает на охраняемый объект, ответственность за это предусмотрена в статье 20.17 КоАП.

Согласно закону «О ведомственной охране», задачей пропускного режима является контроль за входом и въездом на охраняемый объект, вносом на него имущества, и т.п. Внутриобъектовый режим представляет собой совокупность правил, установленных для соблюдения внутреннего трудового правопорядка и противопожарной безопасности. При этом закон «О ведомственной охране» вообще не предполагает возможности ограничивать доступ к информации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 3

По общему правилу, съемка судебного процесса проводится только с разрешения суда или судьи. Аудиозапись может вестись свободно, при этом даже не требуется уведомлять о ее ведении суд. Ограничения распространяются только на сам процесс, законных запретов на съемку в здании суда не во время процесса не существует [Тем не менее, случаи незаконного запрета на аудиозапись и съемку вне судебного заседания встречаются довольно часто.].

Арбитражным процессуальным кодексом (ст. 11, ч. 7) и Уголовно-процессуальным кодексом (ст. 241, ч. 5) съемка судебного процесса допускается с разрешения председательствующего судьи. Гражданским процессуальным кодексом (ст. 10, ч. 7) и ст. 54 закона «О Конституционном суде Российской Федерации», Кодексом административного судопроизводства (ст. 11, ч. 5) -- с разрешения суда. Кодексом об административных правонарушениях (статья 24.3, ч. 3) -- с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Некоторые процессуальные кодексы также требуют приобщения записи трансляции к материалам дела.

Порядок применения норм Гражданского процессуального кодекса разъясняется в постановлении Пленума Верховного суда от 26 июня 2008 г.  13. В пункте 12 постановления говорится о том, что съемка процесса может проводиться только с разрешения суда, а вот на аудиозапись такого разрешения получать не требуется вообще.

Проблемы могут возникнуть с использованием полученных записей. Дело в том, что в законе «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» «трансляцией» судебного заседания названа не только «прямая», но и «отсроченная», а также «частичная» трансляция. Два последних вида представляют собой полное или частичное обнародование записей судебного процесса, сделанное уже после его окончания. Под определение «частичной трансляции» попадает даже публикация фотографий или кадров из видеозаписи суда.

Любая «трансляция» должна производиться с разрешения суда. Не требуется такого разрешения на «текстовую трансляцию»: в соответствии с одним из разъяснений Верховного суда, она представляет собой разновидность письменной формы фиксации хода судебного процесса, на которую в общем случае разрешения получать не нужно [Несмотря на существование такого разъяснения, следует помнить, что расширенное толкование терминов «отсроченная» или «частичная трансляция» может быть использовано для запрета на распространение текстовой информации, включая простой рассказ о ходе процесса.].

Что касается съемок вне процесса, а также копирования с помощью фотоаппарата судебных документов, то никаких ограничений на это закон не содержит. Иногда судебные приставы в мировых судах и судах общей юрисдикции запрещают проносить фотоаппараты в здание суда, ссылаясь на «распоряжение председателя» или установленные им правила. Этот запрет незаконен, тем не менее, он содержится в некоторых подзаконных актах судебных органов.

Например, в Москве и Московской области действует «Инструкция по организации внутриобъектового режима и установления единого порядка прохода в здания районных судов и судебных участков мировых судей», пункт 2.3 которой разрешает проносить в здания судов камеры только с разрешения председателя суда или председательствующего по делу. Пункт 2.5 устанавливает такой же порядок для множительной техники и аудиоаппаратуры.

В октябре 2009 года упомянутые пункты данной инструкции становились предметом обжалования в суде. Иск был подан Уполномоченным по правам человека в РФ. В ходе судебного разбирательства ответчики внесли поправки в Инструкцию, после чего дело было прекращено, поскольку новый вариант, по мнению Уполномоченного, соответствует закону. Но никаких существенных изменений в текст внесено не было: он был дополнен указанием на то, что съемка и снятие копий осуществляются в порядке, определяемом процессуальным законодательством, незаконное ограничение на пронос техники в здание суда осталось.

Известна одна попытка обжалования подобного акта, из-за запрета на пронос в здание суда диктофона, для использования которого разрешения не требуется. Связана она с привлечением заявителя, не сдавшего на хранение приставу свой диктофон, к административной ответственности. Верховный суд при обжаловании постановил, что состава правонарушения в действиях заявителя нет, поскольку для аудиозаписи специального разрешения суда получать не требуется. К сожалению, в решении крайне поверхностно описаны основания для его принятия.

Незаконность подобных ограничений подтверждена в одном из разъяснений Верховного суда, в котором говорится о необходимости обеспечить беспрепятственный доступ в здание суда лиц с аппаратурой, предназначенной для аудиозаписи или съемки. Дальнейшее использование такой аппаратуры должно осуществляться в соответствии с внутренними правилами суда. Как показывает практика, это разъяснение также очень часто игнорируется.

Пропускной режим в арбитражных судах устанавливается локальными актами, которые составляются на основе постановления Пленума ВАС «Об обеспечении гласности в арбитражном процессе» и Методических рекомендаций об организации пропускного режима в арбитражных судах Российской Федерации, утвержденных приказом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 августа 2007 г.  104 (в редакции приказов ВАС РФ от 14 июля 2009 г.  107 и от 9 декабря 2009 г.  178). Текст «Рекомендаций» не опубликован, однако изучение инструкций по организации пропускного режима в конкретных судах показало, что они, как правило, включают в себя запрет только на пронос съемочной техники для представителей средств массовой информации. Обычные посетители и участники процесса могут проносить камеры без дополнительного разрешения. То, как организован режим в конкретном суде, можно узнать из соответствующей инструкции, которая, как правило, опубликована на его сайте.

В некоторых кодексах предусмотрена возможность допроса участников процесса и исследования доказательств с помощью видеотрансляции. В Арбитражном процессуальном кодексе ее применение регулируется статьей 153.1, в Уголовно-процессуальном -- 278.1.

В Кодексе об административных правонарушениях и Кодексе административного судопроизводства вообще не содержится разрешения на съемку судебных заседаний.

Согласно одному из разъяснений Верховного суда, для публикации изображений, сделанных на открытом судебном заседании, не требуется согласия изображенных на них людей.

На момент подготовки последней редакции сборника, Министерство юстиции разработало законопроекты о внесении изменений в Уголовно-процессуальный [regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=40292] и другие процессуальные кодексы [regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=40295]. Этими проектами предполагается сделать видеозапись судебных заседаний обязательной.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 4

Закон «О средствах массовой информации» предоставляет журналистам права, расширенные по сравнению с правами обычных граждан. Например, им разрешается не спрашивать согласия на опубликование подробностей частной жизни лица в том случае, если это необходимо для защиты «общественных интересов».

Статья 47 закона (пп. 5, 6 ч. 1) разрешает журналисту при выполнении профессиональных обязанностей копировать документы, а также производить съемку, «за исключением случаев, предусмотренных законом» (такие немногочисленные случаи описаны в этом сборнике).

В случаях, предусмотренных ст. 50 закона о СМИ разрешается производить скрытую запись. В данном случае имеется в виду запись событий, участником которых журналист не является, поскольку запись событий со своим собственным участием может делать любой гражданин.

Если речь идет о соблюдении авторских прав, то несколько случаев свободного использования охраняемых произведений предусмотрены в статьях 1274, 1276 и 1279 Гражданского кодекса. Статья 1274 (п. 1) разрешает свободно использовать произведения путем цитирования (пп. 1), воспроизведения в прессе статей по текущим вопросам (пп. 3) и политических материалов (пп. 4), а также показ произведений, случайно попавших в кадр во время съемки (пп. 5). Статья 1276 частично дублирует пп. 5 п. 1 статьи 1274, разрешая изображать и показывать фотографии, картины и произведения архитектуры, находящиеся в месте, открытом для свободного посещения. Статья 1279 разрешает кратковременную запись произведений в целях сообщения в эфир.

Ограничения для средств массовой информации могут устанавливаться в соответствии с законом «О чрезвычайном положении» (ст. 12), на тех территориях, на которых оно введено. В соответствии с законом «О противодействии терроризму» (ст. 13) связь со СМИ в ходе контртеррористической операции осуществляет представитель оперативного штаба, проводящего ее. Порядок сбора информации журналистами в ходе такой операции определяется ее руководителем в соответствии с ч. 4 ст. 4 закона «О СМИ»). Запрещается распространять сведения о методах ее проведения и тактике, если это может как-то помешать операции.

Статья 4 закона «О средствах массовой информации» также запрещает использовать СМИ для разглашения любой тайны, охраняемой законом (например, медицинской тайны, тайны усыновления, и т. п [ Примерный перечень таких «тайн» содержится в указе Президента об утверждении перечня конфиденциальной информации, а также в приложении к регламенту размещения информации на сайте суда общей юрисдикции).

К средствам массовой информации предъявляются повышенные требования в том случае, если речь идет о сведениях, которые составляют государственную или иную охраняемую законом тайну: СМИ могут быть подвергнуты ответственности даже в том случае, если опубликовали такие сведения, полученные из открытых источников.

Если речь идет о проведении предварительного расследования, то съемку на месте происшествия может ограничить следователь, в целях защиты тайны следствия, предусмотренной ст. 161 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Если речь идет об оперативной информации, то она может составлять государственную тайну, в соответствии со ст. 12 закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Кроме того статья 4 закона «О СМИ» запрещает использовать средства массовой информации для распространения сведений о способах приготовления и использования, а также местах приобретения наркотиков (так называемая «пропаганда наркотиков», введенная в ст. 46 закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»), призывы к осуществлению экстремистской деятельности или оправдание терроризма, скрытых вставок, «воздействующих на подсознание человека», а также сведений об организациях, деятельность которых запрещена, без указания на то, что она относится к числу запрещенных, сведений о несовершеннолетнем, ставшем жертвой преступления, инструкций по самостоятельному изготовлению взрывных устройств.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 5

Основная статья, которая применима при незаконных ограничениях съемки -- «Самоуправство». Если оно не причинило существенного вреда, то это -- административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.1 КоАП. Если существенный вред все же причинен -- то уже преступление (ст. 330 УК).

Если частный охранник незаконно препятствует съемке, он могут быть привлечен к уголовной ответственности по статье 203 УК («Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей»). Если то же самое делает сотрудник полиции, то он несет ответственность за превышение должностных полномочий по статье 286 УК.

Эти же нормы могут быть применены при удалении фотографий или видеофайлов с карты памяти фотоаппарата: закон (статья 1252 Гражданского кодекса) предусматривает уничтожение экземпляров произведения только в том случае, когда эти экземпляры являются контрафактными, то есть, при их создании были нарушены авторские права.

А изъятие самой камеры или флеш-карты - это уже «грабеж», предусмотренный ст. 161 УК, то есть, «открытое хищение чужого имущества». Стоимость изъятого значения не имеет, состав преступления будет в любом случае.

Если охранники или персонал заведения вызывают полицию для того, чтобы воспрепятствовать якобы «незаконной съемке», имеет смысл попросить приехавших полицейских привлечь к административной ответственности самих вызвавших. На этот случай существует статья 19.13 КоАП, которая называется «заведомо ложный вызов специализированных служб». К таким «службам» относятся полиция, пожарные, «скорая», и другие.

В случае неправомерных препятствий съемке на избирательном участке кому-либо из избирательной комиссии (например, наблюдателю) такие действия могут быть квалифицированы как «воспрепятствование работе избирательных комиссий» по статье 141 УК. Также за такие действия предусмотрена административная ответственность по статье 5.6 КоАП.

Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов наказывается по статье 144 УК.

Владелец коммерческой организации, который устанавливает для посетителей запрет на съемку, может быть привлечен к ответственности по статье 14.8 КоАП («Нарушение иных прав потребителей»).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 6

Как правило, конфликты при съемке провоцируют разного рода охранники, о полномочиях которых написано в соответствующей части этого сборника вопросов. Нередко дело доходит и до вызова полиции.

Как показывает опыт, в таких ситуациях важно не только знать свои права, но и уметь вести диалог в условиях конфликтной ситуации. Вообще, с работниками полиции и охранниками рекомендуется общаться примерно так же, как с незнакомой собакой: не провоцировать и не злить, но при этом не показывать испуга. Вести себя подчеркнуто корректно и не употреблять резких выражений.

Нужно помнить, что ссылки на законодательство при разговоре следует использовать в последнюю очередь. Во-первых, они не имеют никакого значения для тех, кто закон нарушает. Во-вторых, ссылки на законы часто воспринимаются как вызов: у оппонента может возникнуть желание вас переспорить. Чаще всего такое может случиться, если вы спорите с работниками полиции: толковать законы входит в их обязанности, но на практике у них с этим очень большие проблемы, так что может возникнуть соблазн самоутвердиться и победить в споре, даже если для этого придется превысить свои полномочия.

В-третьих, даже юристы, цитируя законодательство по памяти, нередко ошибаются, а неподготовленный человек в условиях конфликтной ситуации просто не сможет аргументированно возразить со ссылками на закон. Поэтому имеет смысл дождаться, пока на документ, якобы запрещающий съемку, не начнет ссылаться охранник или полицейский, после чего вежливо сказать, что ничего подобного в нем нет (что в подавляющем большинстве случаев будет правдой).

Если запрещающий начинает утверждать, что объект, который вы снимаете, относится к «стратегическим» или «режимным», можете смело возражать, что это не так. Словосочетание «стратегический объект» вообще не имеет смысла, а если объект «режимный», то о существовании на нем каких-то специальных правил вы будете знать, -- если вас, конечно пустили внутрь (а запрет снимать его снаружи незаконен).

Не нужно употреблять выражения типа «не имеете права», «это незаконно», и т.п., заменяйте их какими-нибудь нейтральными. И совсем не нужно ссылаться на Конституцию или какие-нибудь международные конвенции: это только выдаст в вас дилетанта.

В последнее время получили распространение так называемые «рейды» в защиту свободы фотографии, когда инициативная группа из нескольких человек заходит в заведение, в котором запрещено фотографировать, демонстративно нарушает этот запрет и смотрит, что из этого получится. Если ваша задача -- провести такой «рейд», то можете не соблюдать все приведенные выше рекомендации. Но не стоит забывать о личной безопасности: держаться в поле зрения камер наблюдения, если это возможно, а также не ходить вместе с охранниками в служебные помещения, где камер нет. Также не стоит проводить «рейды» в одиночку.

Иногда сотрудники полиции оформляют в такой ситуации сфальсифицированные административные протоколы за «нецензурную брань в общественном месте», или «неповиновение сотрудникам полиции». Поэтому имеет смысл держать наготове сотовый телефон с диктофоном или включенный диктофон.

Свое служебное удостоверение сотрудник полиции обязан предъявить в развернутом виде. Такая обязанность установлена в некоторых других нормативных актах, описывающих несение службы отдельными подразделениями, такими, как дорожно-патрульная или патрульно-постовая служба.

Действия по съемке могут рассматриваться полицией как «мелкое хулиганство». Такая традиция берет свое начало еще с Кодекса об административных правонарушениях РСФСР, в котором «хулиганством» называлось любое нарушение общественного порядка. Сейчас административная ответственность предусмотрена только за такие нарушения, которые «сопровождаются нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества». Таким образом, съемка под эту статью не попадает.

Не является она также и уголовно наказуемым хулиганством, под которым в УК понимается грубое нарушение общественного порядка с применением оружия или совершаемое по мотивам ненависти и вражды.

Тем не менее, при запретах съемок ссылка на «нарушение общественного порядка» звучит довольно часто. Вопрос о том, что является таким «нарушением», а что -- нет, в законодательстве не урегулирован, что открывает простор для произвольных толкований. На практике под «общественным порядком» понимается та совокупность общественных отношений и правил поведения, которая описана в правовых актах, а также регулируется разного рода «неписаными правилами»: традициями, моралью, и т.п.

«Общественный порядок» может изменяться в зависимости от региона: например, традиции в мусульманских регионах могут заметно отличаться от правил поведения в европейской части России. Но съемка никогда не считалась нарушением общепринятых норм поведения, за исключением специфических случаев (например, когда нарушается неприкосновенность частной жизни).

Хотя съемка не является нарушением общественного порядка и тем более хулиганством, возможно, работники полиции захотят составить в отношении снимающих протокол об административном правонарушении (не исключено -- сфабрикованный). Не стоит оказывать сопротивление: вы только добавите к списку своих статей «неповиновение сотрудникам полиции». Все их действия будут по умолчанию считаться законными, за исключением явно выходящих за рамки, типа избиения.

Вас могут попросить проследовать в отделение полиции в двух случаях: если вы задержаны, либо если необходимо составить протокол, но сделать это на месте невозможно. Первое действие называется «задержанием», второе -- «доставлением». Задержание применяется для обеспечения рассмотрения дела об административном правонарушении, его срок не может превышать трех часов. На практике это правило повсеместно игнорируется.

Живя в России и отстаивая свои права, стоит помнить, что при этом можно пострадать, причем от полиции, задача которой -- эти права защищать. Поэтому не лишним будет записать в адресную книгу своего мобильника телефоны полицейской службы собственной безопасности, а также городских дежурных частей полиции. В случае начала конфликта с полицией имеет смысл позвонить кому-либо из друзей и продиктовать данные полицейского, который с вами беседует.

Сборник часто задаваемых вопросов о праве на съемку (ноябрь 2017 г.) - http://www.antirao.ru/faq/nophoto

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Можно ли снимать полицейских на улице, в метро или на дороге?

Спикер — Гравиров Николай Валентинович, заместитель председателя Федерального Арбитражного третейского суда г. Москвы.

Прямых запретов на видеосъёмку полицейских в общественных местах в действующем законодательстве нет. Наоборот, принцип «публичности и открытости» даёт всем нам возможность фиксировать на видео действия сотрудников полиции.

Такой принцип установлен и в законе «О полиции» (статья 8). Кроме этого, согласно указу президента РФ от 31 декабря 1993 г. № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию», граждане вправе осуществлять контроль деятельности госорганов и должностных лиц.

Любой водитель имеет право снимать на видео не только последствия аварии, но и работу инспектора ДПС. Речь идёт как об оформлении дорожно-транспортного происшествия, так и о процедуре оформления любого нарушения. Будь то превышение скорости или проезд на запрещающий сигнал светофора.

Дело в том, что в федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ФЗ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ) как один из принципов правового регулирования в сфере информации указана открытость информации о деятельности государственных органов.

Кроме этого, в Административном регламенте по работе ГИБДД (утверждён приказом МВД РФ от 02.03.2009 г. № 185) прописана возможность фото- или видеофиксации участниками дорожного движения работы сотрудников Госавтоинспекции. Поэтому водитель может спокойно снимать на видео весь процесс общения с инспектором: при проверке документов, составлении протокола, освидетельствовании на состояние опьянения или, к примеру, при досмотре автомобиля. Не запрещается и съёмка самого сотрудника ДПС.

Есть, правда, и ограничения. Если в «поле зрения» вашего объектива может попасть запрещённый объект или предмет, съёмку полицейский вправе запретить. При этом он обязан указать, каким законом такая съёмка запрещена. Такая необходимость указана в пункте 25 Административного регламента по работе ГИБДД, который звучит следующим образом: «Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись».

Нельзя, к примеру, снимать документы, составляющие государственную тайну или имеющие ограниченный доступ. Кроме этого, нельзя без специального разрешения вести видеозапись в салоне служебного автомобиля или на стационарном посту ГИБДД. 

Также нельзя снимать внутри отделений и отделов полиции. В общественных пространствах метро, к примеру, такого запрета нет, снимать работу сотрудников полиции не запрещено. А вот внутри служебных помещений уже придётся зачехлить камеру.

Смотрите также:

Разрешено ли снимать сотрудников полиции и Росгвардии при исполнении ими своих обязанностей?

Запретов на это законодательство не содержит. Наоборот, статья 8 закона «О полиции» закрепляет принцип «открытости и публичности» в ее деятельности. Похожий принцип «гласности» содержался в ст. 3 закона «О милиции». В законе «О войсках национальной гвардии...» («Росгвардии») такого принципа нет, однако это не значит, что снимать ее служащих запрещено. В данном случае действуют общие принципы свободы получения информации, описанные в Конституции и законе «Об информации...» Единственный случай правомерного запрета распространения сведений о Росгвардии закреплен в ч. 3 ст. 23 закона «О войсках...» -- запрещено распространять информацию о местах дислокации органов управления ее войск и органов управления ими, а также необходимо обеспечивать «конфиденциальность сведений» о сотрудниках Росгвардии и членах их семей. Исходя из смысла понятия «конфиденциальности» можно сделать вывод о том, что речь идет об охране разного рода тайн и частной жизни сотрудников, то есть, той информации, доступ к которой ограничивался изначально. Но в то же время можно предположить, что эта статья будет широко использоваться и для ограничения сбора информации о Росгвардии, в том числе съемки ее сотрудников в общественных местах. Открытость и доступность информации о деятельности государственных органов гарантирует и закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (ст. 4). Принцип «публичности и открытости деятельности государственных органов» закреплен в ст. 3 закона «О противодействии коррупции», ст. 3 закона «О системе государственной службы в Российской Федерации» и ст. 3 закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г.  2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (п. 3) устанавливает, что деятельность государственных органов осуществляется на принципах информационной открытости, что может выражаться, в частности, «в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан». Требование сотрудника полиции прекратить съемку не является правомерным, и привлекать за отказ его выполнить к ответственности по статье 19.3 КоАП нельзя (хотя на практике это происходит довольно часто). Снимать сотрудников ГИБДД было разрешено Приказом МВД от 2 марта 2009 г.  185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения». В пункте 25 Регламента сотрудникам ГИБДД запрещалось препятствовать использованию записывающей аппаратуры участником дорожного движения, если оно не запрещено законодательством. В нынешней версии регламента такого разрешения нет, но его и не требуется, поскольку съемка для обычных участников дорожного движения разрешается вовсе не регламентом, написанным для ГИБДД. Если запрет на съемку существует, то сотрудник полиции, в соответствии со ст. 5 закона «О полиции» должен разъяснить причину и основания этого запрета, т. е., указать нормативный акт, запрещающий съемку. В зданиях отделов внутренних дел, в соответствии с Инструкцией по обеспечению режима секретности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 5 января 2004 г.  3--1, устанавливается пропускной режим, в рамках которого могут быть введены запреты и на съемку. Доступ на «режимную территорию» по несекретным вопросам осуществляется по решению руководителя органа внутренних дел или уполномоченного им сотрудника (обычно это оперативный дежурный). Подробности того, как регламентирует это Инструкция, мы привести не можем, поскольку сама она секретна. Поэтому, снимая внутри помещений органов внутренних дел необходимо быть готовым к тому, что от вас потребуют прекратить съемку именно со ссылкой на «пропускной режим». Также при обосновании запретов используются ссылки на секретный приказ МВД от 11 марта 2012 г. № 015 «О мерах по обеспечению режима секретности в органах внутренних дел Российской Федерации». Ранее съемка в зданиях органов внутренних дел ограничивалась на основании приказа МВД от 11 января 2013 г. № 11дсп «Об утверждении Типовой инструкции о пропускном режиме на объектах, находящихся в ведении территориальных органов МВД России, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел». Как правило, инструкции, принимаемые на основании этого приказа, соответствовали утвержденной типовой инструкции. Для осуществления съемки а также допуска на территорию представителей средств массовой информации инструкция требовала письменного разрешения начальника ОВД. Приказ стал предметом судебного обжалования и был отменен (скорее всего, взамен него был принят новый приказ «дсп» с теми же ограничениями [Еще на стадии проекта приказ № 11дсп был опубликован (docs.pravo.ru/document/view/28105364/28385160/), можете ознакомиться с ним чтоыб примерно представлять ограничения, которые могут действовать на территории отделаов внутренних дел.]). За нарушение такого запрета может быть применена статья 19.3 КоАП, устанавливающая ответственность за неповиновение законному требованию сотрудника полиции.

Кодексом об административных правонарушениях предусмотрено освобождение от ответственности за правонарушение, совершенное в состоянии крайней необходимости. Эта норма может быть применена в том случае, если съемка проводится для фиксации каких-то нарушений закона полицейскими, но доказать это на практике может быть затруднительно.

Разрешено ли снимать сотрудников полиции при исполнении ими своих обязанностей?

Запретов на это законодательство не содержит. В части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии с принципом публичности и открытости, установленным статьей 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции», деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Открытость и доступность информации о деятельности государственных органов гарантирует и статья 4 Федерального закона от 9 февраля 2009г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Похожий принцип «публичности и открытости деятельности государственных органов» закреплен и в статье 3 Федерального закона от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», статье 3 Федерального закона от 27 мая 2003г. №58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации».

Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 года № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (п. 3) устанавливает, что деятельность государственных органов осуществляется на принципах информационной открытости, что может выражаться, в частности, «в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан».

Кроме того, если речь идет о сотрудниках ГИБДД, то фиксировать свой разговор с ними разрешено Приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения». В пункте 25 Административного регламента сотрудникам ГИБДД запрещается препятствовать использованию записывающей аппаратуры участником дорожного движения, если оно не запрещено законодательством.

Необходимо принимать во внимание, что в каждом конкретном случае при решении вопроса о возможности и порядке проведения фото- и видеосъемки следует исходить из необходимости соблюдения конституционных прав каждого гражданина, с одной стороны, на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом, а с другой – на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (статья 23 Конституции Российской Федерации), на охрану своего изображения (статья 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), защиту сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (статья 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»), защиту государственной и иной охраняемой законом тайны (статья 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993г. №5485-1 «О государственной тайне»).

В случае существующего запрета на фото- и видеосъёмку сотрудник полиции в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О полиции» должен разъяснить причину и основания этого запрета, то есть указать нормативный правовой акт, запрещающий съёмку.

Согласно статье 24 Конституции Российской Федерации граждане могут фотографировать и снимать на видеокамеру:

  • на пресс-конференциях (если организаторы не запрещают видеосъёмку);
  • участников демонстраций, акций протеста, выступающих на этих мероприятиях;
  • участников происшествий и столкновений;
  • любых людей, случайно попавших в кадр при съёмке всего вышеперечисленного (когда съёмка таких людей не является целью), если человек не возражает (не закрывается руками, не протестует иным образом) или прямо соглашается на видеосъёмку.

Следует также обратить внимание, что в зданиях отделов внутренних дел, в соответствии с Инструкцией по обеспечению режима секретности в ОВД РФ, утвержденной приказом МВД России от 11 марта 2012 года №015 (далее – Инструкция), устанавливается пропускной режим, в рамках которого могут быть введены запреты и на съёмку.

Таким образом, пропуск посетителей на территорию органа внутренних дел по решению руководителя (заместителя руководителя) органа внутренних дел или уполномоченного им сотрудника возможен. Вместе с тем, осуществление съемки на такой территории (кроме комнат для приема граждан) запрещено.

Не требуется отдельного разрешения для проноса сотовых телефонов, но съёмка ими на режимной территории запрещена все равно. За нарушение такого запрета может быть применена статья 19.3 КоАП Российской Федерации, устанавливающая ответственность за неповиновение законному требованию сотрудника полиции.

О чем должен помнить сотрудник полиции при общении с гражданином:

Читайте также:


Смотрите также