Ремонт тнвд своими руками


Ремонт ТНВД своими руками. — «Ремонт и обслуживание» на DRIVE2

Схема насоса

Давно хотел написать, но все как то руки не доходили…В общем началось все с того, что заглянув на машину снизу, я увидел что весь двигатель в Г…не… На тот момент я владел машиной ровно 5 дней, и само собой понятие не имел что это и как лечить… Первым делом полез в инет, на форумы, само собой drive2, с вопросами и криками о помощи… Все одним голосом твердили что течь с ТНВД, и это болезнь, лечится заменой рем.комплекта.

Заказал в магазине тот самый ремкомплект фирмы BOSCH вот его номер F 01M 101 454, еще уплотнительные кольца на тполивные трубки A 601 997 06 45. Имея свою автомастерскую, которая находится в 500 метрах от моего дома, я решил снять насос во дворе возле дома ))))) при этом погода была ужасная, осень, метель и ветер мне не давали скучать )))) Процесс снятия очень даже не сложный, надо открутить три болта с головкой TORX. Кстати кому интересно резьба на этих болтах М7! Да да именно М7. Так что аккуратно, не теряйте их не в коем случае.

Вот через эти отверстия крепится насос к двигателю. Именно болтами М7 ))

Открутив три болта, я своими прямыми руками потянул насос на себя и… сломал пластмассовый тройник обратки…Облив при этом свое лицо и совершенно новый пуховик товарища стоявшего рядом со мной ))))

После чего я сказал про себя пару ласковых слов решил все таки пойти в мастерскую и там продолжить работать )))) Нет чтоб сразу на машине заехать и в тепле все это дело снять…

Далее все просто.Закрепил насос в тисках. Ключом TORX 40 необходимо открутить крышку, крепится она на 4 болта

Ключ TORX 40

Та самая крышка. Их 3 штуки.

Сначала снимаем одну крышку, только после того когда под ней все заменили — приступаем ко второй.

Сняв крышку видим вот такую картину

Крышка с обратной стороны. Уплотнительное кольцо (то самое которое дало течь), металлическая прокладка и еще два колечка в отверстии справа. Одно пластиковое, второе резиновое. Местами не перепутайте!

Здесь ничего сложного, просто все меняете на новое.

Насос под крышкой. В большом отверстии находится плунжерная пара.

Кстати, чтоб не попала грязь куда не надо, закрываем все отверстия защитными колпачками, в комплекте присутствуют.

Защитные колпачки

После того как в крышке заменили все прокладки, приступаем к замене в насосе. Для этого надо аккуратно пассатижами извлечь соединительный элемент, пытался это сделать через защитный колпачек, но не получилось.

Под ним так же находятся два колечка пластиковое и резиновое, их также меняем не путая их местами.

Уплотнительное резиновое кольцо.

и пластиковое упорное

Собираем все обратно. И приступаем к следующей крышке… И так три раза ))))

И да, о сломанном пластмассовом тройнике. Полазим по интернет магазинам, я понял что тройник отдельно не продается, а продается только вместе с топливной трубкой… Ее цена примерно 2700… Сжав зубы, я рискнул заказать немного другую трубку, от другого мерседеса без тройника… То есть без отводящей трубки на штуцер прокачки. Вот номер моей трубки A6120703232, а я заказал A 611 070 32 32. Соответственно по своей форме она не подошла, но поставить ее можно, немного загнув и чуть чуть протянуть другим путем.

Вот така трубка… А должна быть с тройником и отводящей трубкой на штуцер прокачки для развоздушивания топливной системы.

Кстати когда собирал, перепутал подачу и обратку местами, и насосу это явно не понравилось )))) После чего все поставил на свои места… Развоздушил путем откручивания топливных трубок от форсунок и крутил пока не польется соляра.

Page 2

Схема насоса

Давно хотел написать, но все как то руки не доходили…В общем началось все с того, что заглянув на машину снизу, я увидел что весь двигатель в Г…не… На тот момент я владел машиной ровно 5 дней, и само собой понятие не имел что это и как лечить… Первым делом полез в инет, на форумы, само собой drive2, с вопросами и криками о помощи… Все одним голосом твердили что течь с ТНВД, и это болезнь, лечится заменой рем.комплекта.

Заказал в магазине тот самый ремкомплект фирмы BOSCH вот его номер F 01M 101 454, еще уплотнительные кольца на тполивные трубки A 601 997 06 45. Имея свою автомастерскую, которая находится в 500 метрах от моего дома, я решил снять насос во дворе возле дома ))))) при этом погода была ужасная, осень, метель и ветер мне не давали скучать )))) Процесс снятия очень даже не сложный, надо открутить три болта с головкой TORX. Кстати кому интересно резьба на этих болтах М7! Да да именно М7. Так что аккуратно, не теряйте их не в коем случае.

Вот через эти отверстия крепится насос к двигателю. Именно болтами М7 ))

Открутив три болта, я своими прямыми руками потянул насос на себя и… сломал пластмассовый тройник обратки…Облив при этом свое лицо и совершенно новый пуховик товарища стоявшего рядом со мной ))))

После чего я сказал про себя пару ласковых слов решил все таки пойти в мастерскую и там продолжить работать )))) Нет чтоб сразу на машине заехать и в тепле все это дело снять…

Далее все просто.Закрепил насос в тисках. Ключом TORX 40 необходимо открутить крышку, крепится она на 4 болта

Ключ TORX 40

Та самая крышка. Их 3 штуки.

Сначала снимаем одну крышку, только после того когда под ней все заменили — приступаем ко второй.

Сняв крышку видим вот такую картину

Крышка с обратной стороны. Уплотнительное кольцо (то самое которое дало течь), металлическая прокладка и еще два колечка в отверстии справа. Одно пластиковое, второе резиновое. Местами не перепутайте!

Здесь ничего сложного, просто все меняете на новое.

Насос под крышкой. В большом отверстии находится плунжерная пара.

Кстати, чтоб не попала грязь куда не надо, закрываем все отверстия защитными колпачками, в комплекте присутствуют.

Защитные колпачки

После того как в крышке заменили все прокладки, приступаем к замене в насосе. Для этого надо аккуратно пассатижами извлечь соединительный элемент, пытался это сделать через защитный колпачек, но не получилось.

Под ним так же находятся два колечка пластиковое и резиновое, их также меняем не путая их местами.

Уплотнительное резиновое кольцо.

и пластиковое упорное

Собираем все обратно. И приступаем к следующей крышке… И так три раза ))))

И да, о сломанном пластмассовом тройнике. Полазим по интернет магазинам, я понял что тройник отдельно не продается, а продается только вместе с топливной трубкой… Ее цена примерно 2700… Сжав зубы, я рискнул заказать немного другую трубку, от другого мерседеса без тройника… То есть без отводящей трубки на штуцер прокачки. Вот номер моей трубки A6120703232, а я заказал A 611 070 32 32. Соответственно по своей форме она не подошла, но поставить ее можно, немного загнув и чуть чуть протянуть другим путем.

Вот така трубка… А должна быть с тройником и отводящей трубкой на штуцер прокачки для развоздушивания топливной системы.

Кстати когда собирал, перепутал подачу и обратку местами, и насосу это явно не понравилось )))) После чего все поставил на свои места… Развоздушил путем откручивания топливных трубок от форсунок и крутил пока не польется соляра.

ремонт тнвд своими руками — BMW 3 series Compact, 2.0 л., 2002 года на DRIVE2

История начинается с того что моё тнвд дало течь, пахло от машины как от трактора беларусь))) катался я так где то пол года…( да я терпеливый человек+ маляр, обоняние не как у нормально человека)) и настал час разобраться с проблемой, поехал к своим знакомым в сервис и понеслась… снял тнвд перед этим почитал бж уvovanof (за его бж отдельное спасибо ему) течи как таковой видно не было, подводящие шланг и обратка сухие и трубка которая идет на рампу тоже сухая, течь была в самом тнвд, вообщем купил ремкомплект и начал переборку, скажу честно с начало очковал, а потом по мере разборки понял что ничего серьезного нет в нем, заменил все уплотнительные резинки и собрал обратно. и оо чудо езжу третий день и всё сухо)) с экономил прилично я так на этом ремонте а именно 9000р, набор прокладок мне обошелся в 600р!Глаза боятся, а руки делают)

Полный размер

старые прокладки

Полный размер

состояние внутренних деталей идеальное, что могло не радовать)

Цена вопроса: 600 ₽ Пробег: 248000 км

Page 2

История начинается с того что моё тнвд дало течь, пахло от машины как от трактора беларусь))) катался я так где то пол года…( да я терпеливый человек+ маляр, обоняние не как у нормально человека)) и настал час разобраться с проблемой, поехал к своим знакомым в сервис и понеслась… снял тнвд перед этим почитал бж уvovanof (за его бж отдельное спасибо ему) течи как таковой видно не было, подводящие шланг и обратка сухие и трубка которая идет на рампу тоже сухая, течь была в самом тнвд, вообщем купил ремкомплект и начал переборку, скажу честно с начало очковал, а потом по мере разборки понял что ничего серьезного нет в нем, заменил все уплотнительные резинки и собрал обратно. и оо чудо езжу третий день и всё сухо)) с экономил прилично я так на этом ремонте а именно 9000р, набор прокладок мне обошелся в 600р!Глаза боятся, а руки делают)

Полный размер

старые прокладки

Полный размер

состояние внутренних деталей идеальное, что могло не радовать)

Цена вопроса: 600 ₽ Пробег: 248000 км

Ремонт дизельных моторов на легковых автомобилей

03 Апр

Сегодняшнюю нашу статью мы посвящаем теме ремонт топливного насоса высокого давления дизельного двигателя. Отличие дизельного двигателя от бензинового не только в самом виде топлива, но и в реализации всей механической части топливной системы. Самым главным элементом которой и является ТНВД – это топливный насос высокого давления, в дизельных хендай санта фе он так же присутствует в разных вариациях в зависимости от модели и года выпуска кроссовера.

ТНВД является сердцем дизельного мотора, так как именно в этом агрегате реализована основная функция подачи дизельного топлива в камеру сгорания под очень большим давлением – это то чем и занимается топливный насос высокого давления.

Так как он является сердцем автомобиля то цена такого насоса соответственно очень высокая. Поломки ТНВД могут проявляется следующим образом:

  1. Очень сильно увеличился расход дизеля
  2. Выхлопная система начала заметно дымить
  3. При работе двигателя слышны какие-то посторонние звуки, которых раньше точно не наблюдалось
  4. Может пострадать и мощность двигателя, будет проявляться в тяге автомобиля и скорости его разгона
  5. Так же возможно проявление такого симптома как трудный запуск двигателя, хотя ранее заводился с пол тычка
  6. Перегрев двигателя

Все эти признаки могут указывать на неисправность насоса высокого давления.

Диагностика и ремонт топливной системы дизельных двигателей

Если вы заметили признаки, описанные выше, рекомендуется в самое ближайшее время обратится в сервис для диагностики, так как современные системы впрыска оборудованы электронными блоками управления этого же впрыска и без компьютерной диагностики будет практически невозможно понять в чем кроется причина неисправности.

В сервисе на профессиональном и специально предназначенном для этого оборудовании вам продегустируют всю силовую и топливную системы на предмет неправильной работы. Как правило такое оборудование обязательно покажет:

  • Правильность, равномерность и дозированность подачи топлива
  • Стабильность давления подачи топлива
  • Скорость и частота вращения вала

И в зависимости от показателей вам будет и предложена методика решения возникшей проблемы.

Ремонт ТНВД дизельных двигателей своими руками

Как правило есть и возможность самостоятельного ремонта ТНВД, но в основном такой ремонт ограничивается следующим списком манипуляций:

  1. Устранение протечек на корпусе самого насоса
  2. проверить и установить какое давление выдаёт агрегат
  3. регулировка опережение впрыска
  4. проверка на исправность регулятора частоты вращения
  5. Проверка работоспособности электромагнитного клапана
  6. проверка плунжерного механизма подачи топлива
  7. прочистка всех фильтрующих элементов (сеток)

  • Проверяем на протечку – на заведенном двигателе, отсоединяем тягу, которая соединяет педаль газа с рычагом, отвечающим за подачу топлива. И вручную покачиваем рычаг в радиальном направлении, тем самым как бы растягиваем возвратную пружину. Если через кольцевую щель вы вовсе не видите никакого просачивания солярки, значит все окей, уплотнение надежно и не изношено. В противоположном случае придётся ремонтировать сопряжение
  • Теперь простой тест на проверку электромагнитного клапана подачи топлива- если двигатель исправно запускается и глушится при повороте ключа – значит клапан исправен
  • Проверка все уплотнительных прокладок – придется снимать ТНВД, хорошенько вымыв его в солярке и хорошенько осмотрев места уплотнений на наличие протечек. Параллельно с этим оцениваем износ и других деталей визуально. При замене чего-либо обязательно меняются и уплотнительные кольца на новые

Если обнаружены изношенные детали, то как правило есть два способа отреставрировать их:

  1. Восстановить изношенную ось с помощью хромированного напыления
  2. Установка в корпус бронзовой втулки бронзовую втулку. Корпус перед этим обычно приходится растачивать

Теперь приступаем к проверке плунжерного нагнетателя.

  • Отсоединяем от корпуса распределительную головку насоса
  • Ложем насос шкивом вниз, чтобы не высыпать все его внутренности
  • Перед тем как вынуть кулачки, приводную шестеренку и муфту центробежного регулятора, необходимо проверить, не заклинивают ли эти детали при вращении или движении, а затем, поддерживая их пальцами, извлечь из корпуса
  • Ролики, шайбы, оси кулачковой муфты в обязательном порядке помечайте ярким маркером, потому что все они уже хорошо притерлись друг к другу, и нарушать эту притертость очень не рекомендуется.
  • Когда все это разобрали, очень внимательно осмотрите детали на предмет обнаружения сколов или выработки. Если заметен порядочный износ не поскупитесь и поставьте новую деталь.
  • Степень износа плунжерной пары в реальности так сказать на глаз оценить можно только очень приблизительно. Работоспособность прецизионного сопряжения проверяется после того как вы собрали весь насос и потом   измеряйте его рабочее давления.
  • Так же не забудьте продуть сжатым воздухом все фильтрующие элементы (сетки), и после такой процедуры можете собирать насос в обратной последовательности

Ремонт дизельных двигателей легковых автомобилей

После сборки насоса нужно произвести регулировку оборотов чтоб бы убедится в правильности работы автомата опережения впрыска горючего.

Кстати перед тем как будете регулировать обороты запомните положение регулировочного винта, чтоб если что-то пойдет не так вернуть его в исходное состояние –для этого можно сосчитать количество выступающих из контргайки витков резьбы

Теперь проверим давление в напорной магистрали. Нам понадобиться манометр на 350-400 бар., соединительный шланг для подключения к насосу и переходник, желательно с наличием стравливающего клапана.

Для измерения подключите ваш манометр к центральному отверстию распределительного блока или же к одному из напорных штуцеров.

После того как вы присоединил ваш манометр к ТНВД проверните вал насоса с помощью стартера и посмотрите на показания вашего манометра. Если стрелка показала 260 атмосфер или больше — значит все хорошо так как при работающем двигателе давление будет значительно выше и с большой долей вероятности в пределах нормы.

Полезная заметка ремонт дизельных двигателей легковых автомобилей в дороге

Вот небольшое руководство ремонт тнвд дизельных двигателей своими руками  если у вас прям на дороге сломается электромагнитный клапан отключения топлива. При такой поломке ваш двигатель вдруг не с того не с сего просто заглохнет.

Причины такого явления как вы понимаете могут быть разные, но наиболее часто такое возникает именно по вине электромагнитного клапана, поэтому попробуем его отключить.

  1. Для этого снимите питающий провод
  2. Хорошо изолируйте его от массы
  3. Выкрутите клапан
  4. Удалите из него наконечник с пружиной и верните устройство на свое место

Если после этих манипуляций автомобиль завелся как ни в чем не бывало значит дело было именно в электромагнитном клапане, а если же поломка не исчезла значит причина не в нём.

Ну а наша пост ремонт топливного насоса высокого давления дизельного двигателя подошел к концу. Если у вас есть что добавить, исправить или посоветовать – будем рады увидеть это в комментариях.

Незабываем прочитать и про подробный ремонт форсунок и как уменьшить расход топлива на своем автомобиле и почему он вдруг резко увеличился.

А так же не забываем оставлять свои комментарии и замечания.

Топливный насос высокого давления – тонкости ремонта + Видео

Ключевым конструктивным узлом системы впрыска двигателя, работающего на дизельном топливе, является топливный насос высокого давления (ТНВД).

ТНВД выполняет задачу по подаче в определенный момент и под определенным давлением в цилиндры дизеля четко отмеренных объемов автомобильного топлива.

Другими словами, данное устройство несет ответственность за правильную циркуляцию по топливной системе горючего.

По варианту подачи топлива насосы высокого давления дизельных двигателей подразделяют на агрегаты с аккумуляторным впрыском и непосредственного действия. Во втором случае процессы впрыска и нагнетания протекают в один и тот же момент, а необходимое давление распыления горючего обеспечивается движением плунжера.

Главный элемент ТНВД – плунжерная пара. Она представляет собой небольшой по диаметру длинный поршень (как правило, диаметр устройства в несколько раз меньше его длины), который максимально плотно подогнан к рабочему цилиндру. Зазор между ними (он носит название прецизионного сопряжения) никогда не превышает 1–3 мкм. В рабочем цилиндре размещаются впускные клапаны (два или один), через которые подается горючее. Затем оно через выпускной клапан выталкивается наружу плунжером.

Конструкционно насосы делят на три вида:

  • распределительный: в нем устанавливают 1 либо 2 плунжера, осуществляющие нагнетание топлива и их распределение по имеющимся цилиндрам;
  • рядный: располагает отдельной плунжерной парой;
  • магистральный: они отвечают за нагнетание в аккумулятор топлива.

Регулировка и ремонт топливного насоса высокого давления – особенности процесса

Необходимость ремонта ТНВД может быть вызвана несколькими причинами. Наиболее частыми из них принято считать следующие:

  • Износ насоса. Определить его несложно по таким явлениям, как громкая и неравномерная работа двигателя, усложненному его запуску в горячем состоянии, потере мощности.
  • Применение дизельного топлива низкого качества. Горючее применяется для движущихся узлов ТНВД в качестве смазки. Если оно включает в себя те или иные примеси (частички грязи, капли бензина либо воды), его смазывающие возможности снижаются, что и становится причиной выхода из строя насоса.
  • Некорректная работа электронных устройств, установленных на транспортном средстве.

При ремонте ТНВД чаще всего требуется менять изношенные детали, а сделать это можно лишь разобрав устройство. В принципе, выполнить ремонтные работы самому не так уж и сложно, если вооружиться знаниями об устройстве топливного насоса, а также набором специального инструмента (тиски, газовый ключ, пинцет, комплект шестигранников и головок, штангенциркуль, отвертка). Но специалисты всегда рекомендуют доверять их мастерам СТО и автосервисов.

Как выполняется регулировка ТНВД?

Периодическая регулировка насосов высокого давления – это обязательная процедура, без которой невозможна нормальная и надежная работа всего дизельного двигателя. Проводится она на специальных стендах (например, на СДТА–1). С устройства демонтируют муфту опережения впрыска (она работает в автоматическом режиме), сцепляют кулачковый вал с приводом стенда.

После этого проводят необходимые проверки, в ходе которых выполняется регулировка равномерности и величины подачи горючего, а также начала подачи. Для этих целей применяется специальный механизм для привода шторки. Последняя вводится между мерительными цилиндрами и эталонными форсунками в тот момент, когда подача выключается, что не дает возможности топливу попасть в цилиндры.

Для регулирования начала подачи используют моментоскоп (небольшой по длине кусок топлипровода, к которому подсоединяется стеклянная трубка). А для того, чтобы отрегулировать момент начала подачи применяют регулировочные болты, которые вкручиваются в толкатели плунжеров.

  • Автор: Марина
  • Распечатать

Ремонт топливных насосов высокого давления: нюансы и рекомендации

Топливный насос высокого давления – это главная деталь в системе подачи топлива дизельных автомобилей. Главная задача таких топливных насосов – подготовка заданного количества горючего, регулировка и подача его в двигатель. Главными элементами в конструкции являются цилиндры и поршень, которые помещаются в единый корпус. Выделяют различные виды ТНВД:

  • Магистральный;
  • Рядный;
  • Распределительный.

Это довольно сложный механизм, без исправной работы которого эксплуатировать машину не получиться.

Топливный насос высокого давления

Содержание:

  • 1 Диагностика
  • 2 Ремонт
  • 3 Регулировка

Диагностика

Как и любой элемент в автомобиле, поломки топливных насосов высокого давления случаются нередко, а ремонт приходится проводить сразу же. Для того чтобы правильно и четко определить проблемы, необходимо обращаться в специализированные сервисы, которые смогут разобраться, используя современное оборудование. С его помощью можно определить состояние системы, выявить неполадки и эффективно их устранить.

Если по какой-то причине отправиться на СТО нет возможности, то можно выявить неисправности насосов самостоятельно. Существуют определенные признаки, которые могут подсказать, что нужен ремонт:

  • Ухудшенная динамика, автомобиль разгоняется очень медленно;
  • Изменение звука работы мотора;
  • Проблемы с запуском.

Если что-то из того, что описано выше вы наблюдаете в своем автомобиле, то вам необходим ремонт. Хочу предостеречь, что они могут возникать также из-за неисправностей проводки или загрязненности фильтров. Поэтому достоверную информацию вы сможете получить в сервисе, где ТНВД протестируют на специальном стенде. При этом бывает несколько видов диагностики:

  1. Номинальная, когда проверяются углы нагнетания и впрыска, очередность подачи топлива, поведение системы на разных оборотах мотора;
  2. Перегрузочная, когда диагностика проводится на холостых оборотах, и проверяются вращения вала и подача горючего.

Эксперты рекомендуют проводить периодическую диагностику топливной системы вне зависимости от ее работоспособности и функциональности.

Ремонт

Ремонт топливного насоса высокого давления

После того как проблема была найдена, то следующий шаг – это ремонт. Большинство насосов высокого давления на автомобилях имеют схожую конструкцию. Поэтому для их ремонта используется одинаковое оборудование.

Если проблема заключалась в какой-то отдельной детали, то ее можно заменить оригинальной или найти более дешевую альтернативу. Главное чтобы она подходила по всем характеристикам. Правильная регулировка топливных насосов возможна на специальном стенде, который проводит контроль и настройку параметров работы системы.

Если вы желаете сделать ремонт самостоятельно, то насос нужно будет снять и заменить неисправную деталь или его целиком. Большинство насосов высокого давления снимаются таким образом:

  • Убираем и отсоединяем все трубки и шланги, которые подсоединены к насосу (чтобы не запутаться, помечайте их);
  • Откручиваем штуцер от ТННД;
  • Аккуратно отключаем датчик высокого давления;
  • Снимаем крепления регулятора давления;
  • Откручиваем болты крепления и снимаем насос.

Помимо стандартного набора инструментов вам могут понадобиться дополнительные вещи. Подготовьте заранее чистую коробочку для деталей, ватные палочки, новые тряпки, наждачную бумагу и чистый бензин.

Помните, что при проведении ремонта топливных насосов необходимо соблюдать идеальную чистоту. Если грязь попадет в систему, то это может привести к серьезным проблемам, в том числе и с самим двигателем.

После снятия насоса, его необходимо будет разобрать. Для этого необходимо:

  1. Снять болты крепления крышки, придерживая ее рукой;
  2. Снять кольца из резины;
  3. Снять кольцо из паза стенки колодца камеры;
  4. Демонтировать гофру;
  5. Снять плунжер;
  6. Разобрать и снять пружину со штоком;
  7. Демонтировать центрирующий штифт;
  8. Снять пластины.

Схема топливного насоса высокого давления

Все детали нужно положить в емкость со специальной жидкостью (чистый бензин и ацетон). Перед тем как собирать все на место, необходимо тщательно промыть и очистить каждый отдельный элемент. При этом нужно не переусердствовать, чтобы не нанести никаких повреждений.

Регулировка

Когда ремонт закончен, необходимо провести регулировку, чтобы обеспечить стабильную и эффективную работу системы подачи топлива. Если этого не будет сделано, то внезапно посреди дороги двигатель может перестать работать, так как горючее перестанет подаваться. Регулировка позволяет настроить равномерную подачу топлива, частоту движения вала и прочие важные показатели.

В противном случае, если регулировка не выполнялась или была неточная, возрастает расход топлива. Объясняется это тем, что начинает выделяться повышенное количество выхлопных газов, а топливопровод и форсунки, в свою очередь, не выполняют пропускную функцию. То есть топливо направляется в цилиндры неравномерно и его используется больше нормы.

Вам понравилась статья? Она была полезной?

Похожие статьи:

Ремонт ТНВД своими руками.

Ремонт ТНВД своими руками (топливного насоса высокого давления) может потребоваться у любого дизельного двигателя после определённого пробега машины, ведь даже выполненные с высокой точностью и из износостойких материалов, детали насоса способны изнашиваться со временем, и их следует восстанавливать, или менять. В этой статье мы рассмотрим, как в гаражных условиях произвести диффектовку некоторых деталей насоса высокого давления (топливной аппаратуры) и как восстановить нормальную работоспособность ТНВД.

Конечно же на разных автомобилях могут быть конструктивные отличия в топливной аппаратуре и описать в одной статье ремонт насосов различных марок и моделей не реально, с учётом всех нюансов конструкции деталей и их износа. Но всё же на большинстве машин принцип работы ТНВД одинаков и если и есть какие то существенные отличия (например один плунжер или несколько), то они будут по возможности учтены.

Если вы не имеете слесарных навыков и навыков пользования мерительными инструментами, то всё же советую для ремонта вашего ТНВД (особенно самых свежих иномарок) обратиться в специализированную мастерскую, и не смотря на то, что грамотный ремонт топливной аппаратуры достаточно дорог, всё же потратиться стоит.

Ну а тем кто дружит с техникой с малых лет и привык всё делать сам, разобрать механизм любого насоса и после этого выявить изношенные детали, ну и разумеется заменить их, не составит труда. Особенно на более простых дизельных машинах не самых свежих годов выпуска. Конечно же для более точной диагностики могут понадобиться некоторые приспособления, но некоторые из них можно купить или сделать самому.

ТНВД любого дизеля очень важный и высокоточный агрегат, от состояния которого напрямую зависит нормальная работа дизельного двигателя. И в задачи насоса входит не только подача дизельного топлива к форсункам под высоким давлением, но ещё и точное изменение количества топлива (за единицу времени) в зависимости от оборотов коленчатого вала двигателя. Также с помощью специального электроклапана, установленного в ТНВД, производится глушение дизеля.

Так же в задачу насоса высокого давления входит вакуумная корректировка количества требуемого топлива, при изменении оборотов турбокомпрессора, установленного на двигателе. Так же в насосе есть устройство для снятия показаний оборотов (для тахометра автомобиля).

Ещё в ТНВД имеется система для корректировки работы насоса (подачи нужного количества топлива) в зависимости от температуры охлаждающей жидкости и соответственно самого двигателя. Ну и имеется вакуумное управление оборотами дизельного мотора в зависимости от работы (включения- выключения) кондиционера.

На насосе так же имеется устройство для регулировки минимальных и максимальных оборотов двигателя, так же для регулировки номинальной подачи топлива и изменения угла опережения впрыска топлива (подобно опережению зажигания на карбюраторных моторах).

Зная все вышеописанные функции (на самых современных дизелях могут быть и дополнительные) и какой механизм (деталь) насоса их осуществляет, можно легко выявить изношенный или неисправный механизм, в случае какой то неисправности и устранить её. Но начнём с самых мелких неисправностей.

Ремонт ТНВД — выявление и устранение неисправностей.

Ниже будут описаны некоторые важные детали ТНВД, их диагностика и устранение неисправностей.

Устранение утечки топлива.

Самая частая неисправность на подержанных дизельных иномарках возрастом старше 5 лет — это подтекание топлива из-за изношенных резиновых уплотнений (колечек, манжет). Выявляется просто: нужно на работающем двигателе покачать за ось рычага, указанную жёлтой стрелкой (см. фото чуть ниже) и если при этом наблюдается утечка топлива, то резиновые колечки следует заменить.

Для этого следует снять крышку насоса, вытолкнуть ось из посадочного отверстия и внимательно осмотреть ось и само отверстие, возможно они изношены. При выработке на оси (впадина) её желательно восстановить хромированием или хотя бы цинкованием, затем заменить резиновое уплотнительное колечко новым.

На свежих иномарках может быть два или даже три уплотнительных кольца и они как правило не текут, даже если ось изношена. Если у вас более старая машина и в насосе всего одно кольцо, да ещё и выработка, то лучше отдать оську токарю и проточить дополнительную канавку для ещё одного колечка, и течь прекратится на долго.

Но на большинстве ТНВД пружина рычага давит на него и перекашивает оську, неравномерно изнашивая её. От этого получается неравномерная выработка и ось начинает болтаться. От этого новые резинки (уплотнительные колечки) будут изнашиваться довольно быстро, опять начнётся подтекание топлива и это не дело.

Для нормального восстановления следует проточить оську, чтобы устранить элипсную выработку, а затем исходя из проточенного диаметра на оси, следует изготовить (выточить) ремонтную втулку из бронзы, которая запрессовывается в крышку насоса. Разумеется отверстие для оси в крышке тоже немного рассверливается и обрабатывается развёрткой под наружный диаметр втулки, отверстие на пару соток меньше чем наружный диаметр втулки — под прессовую посадку (запрессовку).

Таким образом можно увеличить ресурс этого узла в несколько раз, так как бронза имеет довольно низкий коэффициент трения и износ как втулки, так и оськи будет минимален. Всё собирается в обратной последовательности с новыми уплотнительными колечками.

А вообще на ТНВД довольно много уплотнительных колец (см. фото слева), которые со временем могут потерять герметичность и в продаже бывают различные ремкомплекты с новыми уплотнениями, которые следует приобрести и заменить.

Электромагнитный клапан.

Предназначен для перекрывания подачи топлива при повороте ключа зажигания, то есть для глушения дизельного мотора (так же часто используется для подключения к нему противоугонных систем). На большинстве насосов установлен сверху на головке насоса 4 — это видно на самом верхнем фото, там клапан показан под цифрой 8, а его клемма под цифрой 6 (так где место подсоединения трубок высокого давления к насосу).

При выходе его из строя, дизельный двигатель внезапно глохнет и не запускается. Проверить работоспособность этого клапана очень просто и я уже писал в статье про основные неисправности дизельного двигателя (советую почитать, статья находится вот тут, а вторая часть вот здесь).

Но мне не трудно повторить и в этой статье. Сначала проверяем не оборвался ли провод, приходящий к клапану. Если он на месте, то теперь следует убедиться, из-за чего клапан не работает: из-за его поломки (заедания) или из-за порчи провода, подающего к нему напряжение. Берём кусок провода и подсоединяем его одним концом к плюсовой клемме аккумулятора, а второй конец к клемме клапана.-

Если слышно щёлчок срабатывания клапана, при подсоединении к нему провода под напряжением, то клапан исправен и нужно искать причину в проводке (проверить целостность провода от замка зажигания до клапана — возможно не провод испорчен, а просто клемма на каком то разъёме отошла или окислилась). Подсоединив отдельный провод от батареи к клапану, так можно доехать домой, а на досуге заняться проверкой целостности проводки, или обратиться к автоэлектрику..

Если же при подсоединении к клапану отдельного провода (от батареи) с напряжением 12 в не слышно щелчка, значит вышел из строя сам электромагнитный клапан (возможно сгорела катушка селеноида, выявляется прозвонкой катушки) и его следует заменить.

Чтобы не вызывать эвакуатор и иметь возможность доехать до своего гаража (или сервиса) с неисправным клапаном, следует вывернуть из корпуса ТНВД корпус клапана ( на большинстве машин ключ на 24) и затем удалить из клапана пружину 3 и запорный элемент 4 c резиновым клапаном 5 (см. фото), перекрывающий подачу топлива (можно заодно почистить сетку 6).

Затем нужно ввернуть на место корпус клапана и подсоединить к нему клемму с проводом, или изолировать (чтобы она не замкнула на массу) и можно двигаться дальше, за новым клапаном в магазин или пока ехать домой.

Только следует учесть, что теперь заглушить мотор привычным способом не получится, а только лишь если снизить обороты до самых малых, затем нажать на тормоз и и отпустить сцепление, чтобы мотор заглох.

Система автоматического понижения оборотов и опережения при прогреве дизельного двигателя.

Эта система, установленная на насосе, работает в автоматическом режиме и по мере прогрева мотора сбавляет обороты до холостых оборотов, нужных для прогретого двигателя. И при выходе её из строя мотор может заводиться и глохнуть, или наоборот обороты могут не сбавляться при прогреве мотора.

Система устроена так: в корпусе имеются два штуцера, к которым подсоеденяются два шланга от системы охлаждения двигателя и по этим шлангам циркулирует антифриз. В корпус вмонтирован термоэлемент с штоком, а шток связан механически (давитна рычаг) с рычагом подачи газа.

И шток при холодном моторе задвинут внутрь, но когда мотор заведётся и температура антифриза повышается, шток от повышения температуры начинает выдвигаться (преодолевая сопротивление пружины рычага) и давить на рычаг, постепенно сбавляя обороты двигателя. Чем горячее мотор, тем ближе обороты к холостым.

Но рычаг, на который воздействует шток термоэлемента (шток под резиновым чехольчиком — см. фото слева), связан ещё и с тягой, которая меняет опережение впрыска, ведь холодному дизелю нужен более ранний угол опережения, а прогретому мотору более поздний. Сила прижатия рычага пружиной регулируется специальным винтом с контргайкой, так же имеется ещё один винт, который регулирует свободный ход рычага.

Узнайте в мануале двигателя какие должны быть холостые обороты на вашей машине и с помощью регулировочного винта 1 добейтесь нужных оборотов, если они больше или меньше рекомендуемых заводом. Когда двигатель прогрет, пластина рычага регулятора должна ложиться полностью на регулировочный болт.

На большинстве дизельных иномарок, система по мере прогрева двигателя должна сбавлять обороты с 1100 об./мин. — на холодном моторе до 850 об./мин. — на прогретом моторе с коробкой автоматом и 750 об/мин — на прогретом моторе с механической коробкой ).

Плунжерный распределительный механизм подачи топлива.

Иногда бывает так, что машина простояла несколько дней или даже недель, и после попытки завести дизельный двигатель, он не запускается. Это бывает из-за наличия в топливе воды. Бывает конечно, что дизель после долгой стоянки не заведётся и по другим причинам, например из-за разряжения аккумуляторной батареи, окисления её полюсных штырей, завоздушивания ТНВД, проблем с противоугонкой и т.д.

Но как я уже упомянул выше, часто бывает, что мотор не заводится из-за наличия воды в дизельном топливе. Она может присутствовать в топливе после неудачной заправки, или просто у вас полупустой бак и в зимнее время конденсат в баке будет обязательно (зимой всегда следует держать бак по возможности полным, или применять специальные добавки в топливо, преобразующие воду.

Так вот, на большинстве ТНВД, например таких известных фирм как Diesel-Kiki, Bosch, Nippon Denso, при попадании воды в топливный насос высокого давления происходит поломка, как самого плунжера распределителя, так и его привода или к поломке шаровой опоры привода дозатора. Вероятность поломок усугубляется временем простоя машины с водой в ТНВД. И чем больше время простоя, тем больше вероятность поломки.

Так как сам плунжер, да и другие детали насоса, изготовлен с высокой точностью и двигается в своём посадочном отверстии с очень малыми зазорами. И при наличии воды в топливе и попадании её в эти зазоры, детали начинают корродировать и коррозия намертво схватывает пары трения (плунжер с дозатором и гильзой). Инженерам за рубежом, которые производят дизельные иномарки, и в голову не приходит, что в нашем топливе может присутствовать вода.

На наших же дизельных грузовиках имеется специальный фильтр отстойник (фильтры предварительной, грубой и тонкой очистки, а также фильтры форсунок) и вода не так страшна. Поэтому, кто не хочет иметь поломок дорогущего фирменного ТНВД (новый фирменный насос стоит примерно 1000- 1500$) и попасть на его дорогой ремонт, то советую доработать топливную систему вашей дизельной иномарки, как я описал вот в этой статье.

Избежать поломок можно: если ваша машина долго стояла (например вы улетали в отпуск) и по приезду вы не уверены в том, что в топливе полностью отсутствует вода, то советую не заводить сразу двигатель стартером, а попробовать сначала скинуть ремень ГРМ, (нанесите перед этим метки на ремне, относительно всех шкивов, или выставите все шкивы — коленвала, распредвала и привода ТНВД по заводским меткам). После снятия ремня, следует попробовать тихонько прокрутить шкив ТНВД рукой (по часовой стрелке).

Если провернуть рукой шкив удаётся (он проворачивается с переменным сопротивлением, то есть когда кулачки внутреннего механизма набегают и толкают плунжер, то шкив насоса крутится с переменной нагрузкой и это нормально), то значит всё в порядке и можно возвращать ремень ГРМ на место, выставив все шкивы по заводским меткам.

Если же рукой провернуть шкив ТНВД не удаётся, значит следует разбирать насос и пробовать проливать плунжер керосином, чтобы извлечь его для удаления коррозии. Бывало, на долго стоящих машинах, при попадании воды, плунжер намертво прихватывает к гильзе и приходилось выпрессовывать его прессом. Но перед этим как я уже говорил, следует хорошенько залить плунжер керосином или вэдэшкой (WD-40) и подождать несколько часов, чтобы всё откисло и тогда возможно пресс не понадобится.

Чтобы добраться до плунжера, разумеется следует снять ТНВД с двигателя и разобрать его. Перед снятием и разборкой новичкам советую фотографировать все этапы разборки, это поможет потом всё собрать быстро и без проблем. И следует запомнить золотое правило, перед тем как снимать ТНВД с мотора, пометьте все шкивы (распредвала, коленвала и насоса) относительно ремня (меток на ремне) или их меток на двигателе.

Чтобы снять насос с двигателя, разумеется потребуется отсоединить топливные трубки высокого давления, трос газа, шланги от термодатчика, провода, и т.д. (на некоторых машинах потребуется снять кое что ещё, смотрим по месту и фотографируем).

Перед откручиванием двух гаек, удерживающих ТНВД на двигателе (на некоторых три гайки или болта), следует обязательно пометить фланец насоса (его точное расположение) относительно посадочного места в двигателе, чтобы потом установить ТНВД так как он стоял (иначе измените опережение впрыска и будут проблемы).

Перед разборкой насоса, обязательно отмойте его снаружи дизельным топливом, а особо стойкие загрязнения следует мыть очистителем карбюратора. Отмытый снаружи и идеально чистый насос, даст гарантию, что никакая грязь не попадёт внутрь.

Сняв и уложив ТНВД на верстак, застеленный чистой белой тканью или бумагой, переверните его шкивом вниз, чтобы при снятии головки насоса, не высыпались пружины и ролики с шайбами. И потом вы перепутаете места каждого ролика, а ведь у каждой детали имеется своё приработанное место и менять детали местами очень не желательно.

И чтобы потом при сборке всё грамотно собрать, следует каждую снятую деталь пометить относительно своего места, маркером нужного цвета (или цифрами). И лучше аккуратно извлечь обойму с роликами и отложить её в отдельное место, и при сборке все ролики, относительно обоймы, будут на своих местах. К тому же у каждого ролика имеется своя шайба, которая установлена плоской стороной к ролику.

Ролики (см. фото слева) следует внимательно осмотреть на наличие раковин, сколов или сильной выработки. При обнаружении таких деффектов их очень желательно заменить новыми. При вращении приводного шкива насоса, через подпружиненную муфту вращающий момент передаётся на кулачковую шайбу, по которой обкатываются ролики. На поверхности шайбы тоже не должно быть сколов, забоин и сильной (ступенчатой) выработки.

Когда ролик набегает на вершину кулачка (роликов и кулачков 4 штуки, если цилиндров в двигателе 4), то механический давящий контакт заставляет плунжер двигаться поступательно и при этом ещё и вращаться вокруг своей оси. И благодаря этому вращению, а так  же тому, что на плунжере имеются ещё и четыре канала, он выталкивает топливо в нужный топливный канал в головке насоса (каналов четыре, если четырёх-цилиндровый мотор).

Через один из четырёх каналов топливо далее проталкивается в топливную трубку высокого давления и далее на форсунку нужного цилиндра двигателя. И так плунжер работает попеременно, проталкивая топливо под высоким давлением, для каждого цилиндра дизельного мотора. При определённом положении плунжера, он распределяет топливо в нужный топливный канал на выходе из головки насоса. Всё это конечно описано упрощённо, но зато надеюсь новичкам хоть немного понятно.

При разборке тщательно промываем все детали и если они без деффектов, устанавливаем на место. А как проверить плунжерную пару на износ, будет описано ниже, в другом разделе. Еще следует осмотреть и проверить дозатор и муфту грузов регулятора, но об этом в разделе ниже.

Дозатор ТНВД и муфта грузов регулятора.

Когда дизельная машина долго стояла, то при наличии воды в топливе, могут произойти не только неприятности с плунжером, описанные выше, но ещё коррозия может прихватить (приклинить) и дозатор, муфту грузов регулятора. При этом дизельный двигатель будет неустойчиво работать на холостых оборотах, временами самопроизвольно повышать обороты или наоборот сильно снижать их и от этого глохнуть.

При этом цвет выхлопа из глушителя нормальный (сизый дым из выхопной трубы не идёт). Разумеется от этой неисправности следует избавляться, произведя несложный ремонт ТНВД своими руками.

Для этого следует сначала полностью выкрутить винт номинальной подачи, обязательно пометив его резьбу, чтобы потом вкрутить так как он был. Но можно посчитать витки резьбы до контргайки или обороты винта при его выкручивании (винт показан на фото слева). Осмотрите  кончик винта, который без резьбы и саму резьбу.

Если конец винта и резьба покрыты тёмным налётом от коррозии, то для начала удалите коррозию 1500-ой наждачной бумагой.

Далее следует снять верхнюю крышку насоса и проверить подвижность муфты 1, подвижность грузиков регулятора, ну и подвижность дозатора 3 (см. рисунок ниже).

Если муфта трудно перемещается или вообще не перемещается, но при этом рычаги 2 и дозатор 3 не поломаны и легко двигаются, то снимать топливный насос высокого давления с вашего дизельного мотора совсем не обязательно. Для начала ослабляем контргайку 4 (на гайке может быть как правая, так и левая резьба и поэтому пробуем крутить в разные стороны) и выкручиваем ось 5.

Но прежде чем вынимать ось 5, следует придержать шестерню 8 и грузики 10 (вместе с обоймой 9 и муфтой 1 регулятора), чтобы они не выпали во внутрь ТНВД. Придерживая детали, извлекаем оську 5, а после шестерню 8 и грузики 10, при этом следите чтобы не упали шайбы 6 и 7. После извлечения оси 5, осмотрите её поверхность, и если на неё налёт от коррозии, удалите его самой мелкой наждачной бумагой (2000-ой) или шерстяной ветошью с полировальной пастой.

После этого следует надеть на оську 5 муфту 1 и повращать её на оси, а так же подвигать муфту вдоль оси. То есть следует добиться лёгкого перемещения деталей, и остаётся все детали промыть в чистом дтизельном топливе и собрать регулятор обратно. Новичкам советую в процессе разборки делать снимки хотя бы на мобильный телефон, это потом поможет правильно всё собрать.

Проверка давления плунжерной пары.

На изрядно поездивших дизельных иномарках случается такой парадокс: холодный мотор нормально заводится, но стоит поездить на машине и потом заглушить двигатель, то горячий мотор уже не заводится.

Некоторые водители откладывают ремонт ТНВД и ездят так, перевозя с собой канистру с водой. Стоит полить холодной водой на горячий ТНВД, вылив не менее пяти литров и охладив его, и дизель только после этого заводится. Казалось бы чудеса, но здесь ничего сверх естественного нет.

А всё дело в том, что такая неисправность происходит от того, что плунжерная пара изношена и уже не развивает необходимое давление, для надёжного пуска двигателя. А холодный мотор заводится потому, что холодное топливо, в холодном насосе, имеет вязкость выше, чем горячее топливо, а чем выше вязкость топлива, тем больше давление, развиваемое плунжерной парой.

Некоторые автовладельцы, чтобы запустить дизель с сильно изношенным плунжером, добавляют в соляру, находящуюся в насосе, моторное масло, чтобы повысить вязкость). Но сами понимаете, что это не дело и ТНВ требуется проверка давления и ремонт.

Проверить состояние плунжерной пары можно двумя способами: первый это снять ТНВД и отвести его в специализированную мастерскую. Но диагностика и ремонт может стоить денег и не малых (цена зависит от региона), поэтому тем кто любит всё делать своими руками, или не имеет толстого кошелька, лучше использовать второй способ.

К тому же второй способ проверки можно сделать даже не снимая ТНВД с двигателя. Но для этого потребуется специальный прибор, например как на фото слева (на фото прибор ТАД-01А) , который следует купить. Можно использовать и более старый прибор модели КИ-4802, или сделать его самостоятельно.

Для самодельного прибора следует выточить трубку, с одной стороны которой нарезается внутренняя резьба и вворачивается мощный манометр, рассчитанный на давление не менее 350 кг/см². С другой стороны трубки нарезается наружная резьба М12х1,5 (для иномарок) или М14х1,5 (для отеч. машин). Ну и ещё не помешает сбоку трубки просверлить и нарезать резьбу для клапана (чтобы стравливать давление).

Прибор вкручивается в ТНВД (вместо одной из топливных трубок или в центральное отверстие головки насоса, взамен выкрученного болта пробки 7, на самом верхнем фото. И после вкручивания прибора замеряется давление топлива, создаваемое плунжером (мотор если не заводится, то просто крутим стартером). Если давление на манометре будет менее 300 кг/см², то плунжерная пара изношена и следует её восстанавливать (например напылением), или покупать новую.

Очистка сеток после ремонта ТНВД.

Раз уж насос сняли с двигателя, обязательно следует произвести профилактические работы по очистке (промывке) сетчатых фильтров, которых в ТНВД несколько штук. Сколько их, зависит от конструкции насоса, но на большинстве моделей насосов месторасположение сеток показано на фото чуть ниже. Сеточки следует вынуть и тщательно промыть в дизельном топливе, при промывке особо грязных сеточек, их следует чистить зубной щёткой.

Напоследок скажу пару слов о современных ТНВД с электронным приводом на некоторых иномарках (например «Toyota Crown») их начали устанавливать в последнее время. На этих насосах нет ни тросиков, ни рычагов с пружинами, а только электроприводы (селеноиды) и шаговые электро-двигатели. И такие насосы не могут нормально обслужить и настроить не только автовладельцы, но и многие ремонтники в автосервисах.

Что тут можно сказать, не стоит утверждать, что они не ломаются, но вот отремонтировать их в большинстве мелких городов не удастся, так как нет ни грамотных ремонтников ни запчастей (если только запчасти Б/У на разборках).

Даже просто отрегулировать такие насосы без электронного диагностического оборудования не получится, так как всеми приводами (селеноидами и электро-моторчиками) управляет бортовой компьютер. И на такие насосы стоит только молиться, заливать только хорошее и отстоенное топливо и чаще менять топливные фильтры.

И последнее: заправляйтесь на проверенных автозаправочных станциях, зимой по возможности поддерживайте бак полным, и периодически чистите сеточки и вовремя меняйте топливные фильтры. Вообще советую менять топливные фильтры даже раньше срока, рекомендованного заводом изготовителем, ведь их рекомендации рассчитаны на европейское топливо, а не на нашу бурду.

Следует помнить, что топливный насос высокого давления очень точный и дорогой агрегат. А ремонт ТНВД своими руками для новичков (особенно насосы с электронным управлением) не так уж прост, но всё же возможен, успехов всем.

Ну а кто хочет научиться обслуживать современные дизеля и зарабатывать на этом деньги, то кликаем на банер ниже и учимся.


Смотрите также