Ресурс шины легкового автомобиля
Спецтест: ресурс шин. РАБОТА НА ИЗНОС

Четыре-пять тысяч километров на «максималке», и все — шины полностью выработали ресурс! Вы недоверчиво качаете головой, однако это так. При движении с высокой скоростью покрышки «съедаются» ничуть не меньше, чем на других специальных испытаниях. Уникальная возможность проверить износостойкость двух популярных на нашем рынке шин «Мишлен-Энерджи» и «Нокиан-NRHi» представилась во время первенства «60 часов за рулем» (ЗР, 2006, № 10).
ЗАМЕТКИ НА АСФАЛЬТЕ
На первый взгляд, сравнение не совсем корректное. «Мишлен» — громадный концерн, заводы которого разбросаны по всему миру. Собственные плантации гевеи (каучукового дерева), полигоны и исследовательские центры, предприятия по производству текстиля, металлокорда. Продукция с фигуркой Бибендума для многих служит эталоном качества, носителем передовых технологий.
Финны о таком размахе могут только мечтать — масштабы производства явно скромнее. Хотя у фирмы есть свои секреты, ведь «Нокиан» — общепризнанный лидер по части зимних шин. Однако за последние годы у финнов и в летней гамме появилось несколько удачных моделей. Похоже, компания сделала весьма заметный рывок в этом направлении. А коли так — к барьеру. Тем более что выбранные для сравнения покрышки на отечественном рынке находятся примерно в одной ценовой группе.
Итак, на три автомобиля — «КИА Спектра», «Шевроле Ланос» и «Чери-Амулет» — по два комплекта шин предоставили «Мишлен» и «Нокиан». Примкнувшую к ним заднеприводную «Волгу» решили отправить на кольцо вне зачета. Ей приобретаем в магазине шесть (чтобы хватило на всю гонку) покрышек той же модели «Нокиан-NRHi». Заодно сравним, отличаются ли покупные шины от присланных из Финляндии.
Чем быстрее автомобиль проходит круги на скоростном кольце Дмитровского полигона, тем интенсивнее изнашивается «резина». Это доказали «Спектра» и «Волга» — самые быстрые автомобили нашей четверки. Кроме того, на износ влияют шероховатость асфальта, многочисленные неровности дорожного полотна, да и просто приспособленность шасси к таким режимам движения. Ускоряет износ шин и своеобразная форма скоростного кольца — примерно 2/3 маршрута автомобили едут по дуге, когда углы поворота руля доходят до 15–20 градусов.
Каждый комплект покрышек с учетом смены направления движения должен отработать по два рабочих дня (чуть более суток в движении) или около 5000 км. Естественно, колеса строго ориентированы по месту расположения на автомобиле: левое, правое, переднее, заднее. Глубину протектора контролируем ежедневно, также детально осматриваем шины, оцениваем биения и выявляемые дефекты. Кроме того, перед началом и по окончании заездов замерим сцепные свойства шин на сухом и мокром покрытиях.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ С КОЛЕС

«Волга» истирала свои шины «Нокиан» прямо на глазах. В начале второго дня водители начали жаловаться на сильную вибрацию руля. Ближайший пит-стоп выявил окончательно окривевшее переднее колесо и, словно в довесок к этому, изношенные до индикатора задние. Невероятно: думали ведь, что шести колес «Нокиан» хватит на целую рабочую неделю! Конечно, в таком износе виновата не только «Волга», но и купленные покрышки, явно отличающиеся по свойствам от предоставленных производителем.

А что в стане «зачетных»? К концу первого дня на «Спектре» (самом быстром автомобиле) также появилась вибрация на рулевом колесе. Механики выявили небольшое биение левой передней покрышки. И ею оказалась опять «Нокиан», причем с пробегом всего-то 1800 км. Действительно, темп износа финских шин несколько выше, хотя разница с «Мишленом» незначительная — замеры глубины протекторов в конце пробега показали, что их остаточные величины близки (см. графики).
Куда серьезнее разница в прочностных характеристиках — здесь лидер очевиден. Отработав положенное время, «Мишлен-Энерджи» полностью сохранили внутреннюю структуру и равномерность износа протектора. У «Нокиан-NRHi» радиальные и осевые биения появились на всех передних колесах зачетных автомобилей — водители отмечали постоянное усиление вибраций. Все финские шины доехали до финиша, однако у некоторых разброс по остаточной глубине протектора доходил до 1 мм, а неравномерный износ виден невооруженным глазом. Увы, российские дороги и высокая скорость внесли свои коррективы в целость конструкционных материалов.
Что касается тормозов — как и в прошлом году, показатели изменились… в лучшую сторону. Детали механизмов за время испытаний почти идеально «притерлись», поэтому прямые сравнения тут некорректны. Можно лишь отметить: до старта «Мишлен» проигрывал «Нокиан» при торможении на мокром асфальте 2–2,5 метра пути. Французские шины стабильны на сухом асфальте, а на влажной поверхности требуют более ювелирного обращения с педалью (по крайней мере, при отсутствии ABS). Правда, уже на изношенных протекторах «Мишлен» восстановил статус-кво, оставив «Нокиан» немного позади.
ШИННЫЙ ЭПИЛОГ

Надо признать, что соперники оказались достойны друг друга. И все-таки наши симпатии на стороне «Мишлена». Не только потому, что он более стойко перенес все трудности и невзгоды. «Энерджи» не столь комфортен на мелких неровностях (чуть больше зуда, разгуливающего по кузову), зато автомобили, «обутые» в него, понятнее и точнее в управлении — даже на «максималке» машина уверенно маневрирует. На «Нокиан» все сложнее — больше приходится работать рулем, пресекая рысканья. Такое впечатление, что протектор цепляется за дорогу неплохо, а вот боковины «дышат», нарушая точность управления.

Мы сравнивали покрышки в предельных для них режимах и во главу угла ставили живучесть на реальной дороге. Да, «Мишлен» оказался впереди «Нокиан». Но, согласитесь, новичок на фоне опытнейшего мастера показал себя очень неплохо, а в некоторых испытаниях даже превзошел соперника (см. диаграммы). Вот так и выглядит настоящая конкурентная борьба…
Спецтест: ресурс шин. РАБОТА НА ИЗНОСКогда производить замену шин автомобиля?
Сказать точно, сколько прослужит шина, невозможно. Срок службы шины по времени и по пробегу зависит от сочетания многих факторов: конструкции шины, привычек водителя, климата, качества дорог, ухода за шинами.
Несколько основных моментов и советов:
1 – Ориентируйтесь на пять лет
После пяти или более лет эксплуатации шины должны тщательно проверяться специалистом не менее одного раза в год.
2 – Максимум десять лет
Если шины не были заменены на протяжении 10 лет с даты выпуска, Мишлен рекомендует, в качестве меры предосторожности, заменить их на новые. Даже если внешне они выглядят исправно и не использовались до уровня индикатора износа рисунка протектора. Это также касается запасных шин.
3 – Правильный уход увеличивает срок службы шин
Своевременная проверка давления воздуха в шинах, отслеживание износа протектора, углов установки колес увеличивают срок службы шин. Ознакомьтесь с Советами по регулярному уходу.
Для первичной комплектации: соблюдайте рекомендации автопроизводителя по замене шин.
Как проверить дату выпуска
Найдите маркировку DOT на боковине шины.
Узнайте, как проверить дату выпуска шин по номеру DOT
Эксплуатационный ресурс автомобильных шин
Оптимальным сроком эксплуатации автомобильной резины принято считать 40-50 тыс. км. пробега. Однако, если шины эксплуатируются в щадящем режиме, т. е. без пробуксовок, либо блокировки колес, а также без скоростного вхождения в поворот, то покрышки могут прослужить почти вдвое дольше. Если же водитель предпочитает спортивный стиль вождения, то ресурс шин, напротив, уменьшается примерно до 20-30 тыс. км. пробега.
Согласно техническим нормативам, минимально допустимая высота рисунка протектора составляет 1,6 мм. При этом высоту протектора вовсе не обязательно измерять – достаточно посмотреть на протектор в местах, указанных стрелочками на боковине шины. Если он изношен до индикаторов (поперечных выступов в его канавках), то покрышки в обязательном порядке подлежат замене. Как известно, многие производитель автомобильной резины настоятельно рекомендуют менять “обувку” при достижении высоты рисунка протектора в 4 мм, в противном случае, эффективность такого колеса ощутимо снижается. Что касается шипованной резины, растерявшей более половины шипов, то ей в таком случае также необходимо отправляться на покой.
Но если уж по большому счету, то при нормальном сцеплении с дорогой и отсутствии дисбаланса такие покрышки еще можно использовать.
Такое явление, как неравномерный износ протектора, может быть следствием нарушения углов установки колес, неисправности рулевого управления или подвески (в том числе и амортизаторов), а также повышенного дисбаланса колеса. Если пренебречь необходимостью принятия срочных мер, то даже новая шина за достаточно короткий срок протрется до самого корда. По этой причине с ремонтом затягивать нецелесообразно.
Присутствие вибраций при движении и проплешин на протекторе – это последствия торможения с блокировкой колес. Вполне вероятно, что причина кроется в “бьющих” тормозных дисках или барабанах. В любом случае, каждый случай интенсивного торможения шина блокируется все более часто, а проплешина лишь расширяется. Такое колесо целесообразно заменить и использовать в качестве запаски.
Наличие небольших трещин на боковинах не служит причиной для замены. Их появление начинается, как правило, после 2-3-хлетней эксплуатации, что связано с процессом естественного старения резины. Но с порезами боковин дела обстоят более серьезно, тем более, если повреждения глубокие – замена резины обязательна, т. к. покрышка в дороге может попросту взорваться. Кстати говоря, подобную опасность таят в себе различного рода “грыжи” (местные вздутия боковин шины). Данное явление свидетельствует о повреждении одной или нескольких нитей корда. Поэтому регулярный осмотр шин (один-два раза в год) не будет лишним.
Таблица 18 - Эксплуатационные нормы пробега автомобильных шин
Таблица 18 - Эксплуатационные нормы пробега автомобильных шин
Размер шины | Конструкцияшины | Модель шины | Эксплуатационнаянорма пробега, тыс. км |
1
2
3
4
ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ
155/70 R12
Радиальные
0-131
45
155/70 R12
0-131
45
175/70 R13
М-264
50
175/70 R13
Кама
55
175/70 R13
МП-12
50
165/70 R13
МР-8
50
175/70 R13
Кама-204
55
155/70 R13
Бл-85-1
45
165/80 R13
Мц-166
45
165/80 R14
М-180
50
175/80 R14
Prima
50
175/80 R14
М-275
50
175/70 R13
БЛ-85-1
50
175/80 R16
Мц-183Я
40
175 R16C
ДП-101
55
175/80 R14
Prima
50
175/80 R14
М-275
50
195/70 R14
БС-40
50
195/65 R14
Continental
60
185/70 R14
Gisloved
65
185/65 R14
Dunlop
65
185/60 R14
Кама
55
175/65 R14
Кама-217
55
185/65 R14
БЦ-5
50
185/60 R14
М265
50
185/65 R14
М-198; М-199; М-200
50
195/70 R14
Matador OmskshinaMP 31
60
195/70 R14
Falken FK 070
50
185/70 R14
Yokohama Aspec
65
185/70 R14
Yokohama
65
185/70 R14
Goodyear CLUB
60
205/70 R14
Brilliant ВARUM
65
185/75 R16C
БЦ-24
55
205/70 R15
Nexen
60
205/65 R15
Continental
60
205/65 R15
Dunlop
65
185/65 R15
Pirelli
70
195/65 R15
Gisloved
65
195/65 R15
Pirelli
70
195/65 R15
Falken
50
195/65 R15
Dunlop
65
195/65 R15
Кама-Евро
55
205/65 R15
Falken
50
195/65 R15
Кама-Никола
55
205/65 R15
Bridgestone
65
195/60 R15
Hankook
60
195/65 R15
Amtel Pianet
65
205/65 R15
Gisloved
65
205/75 R15
0-185
55
185/65 R15
Киславед
65
205/60 R15
Dunlop
65
195/60 R15
Michelin
70
205/65 R15
Hankook
60
195/70 R15
Fluda
55
205/65 R15
Goodyear
60
205/65 R15
Goodyear
60
195/70 R15
Tirestone
55
195/65 R15
Goodyear Ultra GRIPS
60
225/70 R15
Hankook
60
185/80 R15C
M-243
45
185/82 R15C
Я-288
40
195/65 R15C
БЦ-3
45
205/70 R14
БЦ-1, БЦИД-220
55
175/70 R13
Nokian (зимняя)
65
195/65 R15
КС-4
55
205/60 R15
Nokian (M+S)
70
195/65 R15
Mishelin (летняя)
70
195/70 R14
Nokian HKPL 1
70
185/65 R14
Nord Frost 3AD86Q TL
65
175/70R14 84 TTL
Good Year UG500 MS
60
225/75 R16
Я-435; АК-153; 0-115; 121M
45
225/60 R16
ZE-502
55
275/70 R16
Nokian, Pirelli, Goodyear, Michelin,Continental,Bridgestone, DOT-79,
Toyo Radial
60
195/75 R16
Bridgestone, ToyoRadial
50
215/70 R16
C-156
50
205/55 R16
Yokohama
70
215/60 R16
Nokian HKPL
70
275/70 R16
Nokian
70
205/55 R16
Michelin
70
275/65 R16
Bridgestone
65
215/65 R16
Кама-214
55
215/55 R16
Gisloved
65
185/75 R16
Кама-301
55
265/75 R16
Dunlop
65
185/75 R16
Кама-301
55
265/75 R16
Bridgestone
65
205/70 R16
Кама-FLME
55
185/75 R16
Voronezh
55
215/65 R16
Баргузин
55
195/65 R16
Kleber Kapnor
60
225/60 R16
Nokian Hakkapelita 4
70
195/60 R16
Gisloved
65
215/60 R16
Falken
45
215/60 R16
Kumho
65
215/60 R16
Goodyear CLUB
65
225/75 R16
Я-435; АК-153;0-115; 121M
45
225/60 R16
ZE-502
55
275/70 R16
Nokian, Pirelli,Goodyear, Toyo
Radial
60
195/75 R16
50
215/70 R16
C-156
50
215/60 R16
Goodyear
65
215/60 R16
Yokohoma
70
215/55 R16
Goodyear
65
215/55 R16
Bridgestone
65
225/60 R16
Nokian
70
225/60 R16
Pilot
60
275/55 R17
Nokian HKPL
70
265/70 R17
Nokian HKPL SUV
70
275/65 R17
Nokian
70
205/65 R17
Nokian HKPL
70
6,15-13
Диагональные
И-151
35
6,40-13С
M-100
35
6,45-13
130A, M-145
45
6,95-16
ВЛИ-5
55
6,50-16С
Я-101, Я-248
45
7,35-14
ИД-195
35
8,40-15(215/90 15С)
Я-192, Я-245
55
13,00-18
30
12,00-18
К-12A, К70
35
12,00-R18
К-70
40
12,00-20
M-93
40
14,00-20
ОИ-25
30
12,4-38
5,5
АВТОБУСЫ МАЛОЙ ПАССАЖИРОВМЕСТИМОСТИ
155/70 R13
Радиальные
Бл-85-1
45
165/80 R14
М-180
50
175/70 R13
БЛ-85-1
50
175 R16C
ДП-101
55
185/65 R14
БЦ-5
50
185/65 R14
М-198; М-199; М-200
50
185/75 R16C
БЦ-24
55
185/80 R15C
М-243
45
185/82 R15C
Я-288
40
195/65 R15C
БЦ-3
45
205/70 R14
БЦ-1, БЦИД-220
55
195R15-8PRLT
Conventional
60
195R15-8PR
Conventional
60
195/70 R15 С
Nokian (M+S)
70
205/65 R15
Nokian Hakkapelitta
70
195/65 R 15 С
Nokian Hakkapelitta
70
195/60 R 16
Nokian Hakkapelitta
70
235/65 R 17
Nokian Hakkapelitta
70
215/75 R 17.5
Kormoran
110
6,15-13
Диагональные
И-151
35
6,40-13С
M-100
35
6,45-13
130A, M-145
45
6,95-16
ВЛИ-5
55
6,50-16С
Я-101, Я-248
45
7,35-14
ИД-195
35
8,40-15(215/90 15С)
Я-192, Я-245
55
195/75 R16
Brudgestone,Toyo Radial
50
215/70 R16
C-156, Уралшина
50
АВТОБУСЫ СРЕДНЕЙ ПАССАЖИРОВМЕСТИМОСТИ
7,50 R20
Радиальные
И-196
85
8,25 R20
К-55A, КИ-55А
95
8,25 R20
К-84, У-2
90
8,25 R20
КИ-63
100
7,50-20
Диагональные
ИЯ-112А, МИ-173,МИ-173-1, Я-151
80
8,25-20
ИК-6АМ, ИК-6АН-1
70
АВТОБУСЫ БОЛЬШОЙ ПАССАЖИРОВМЕСТИМОСТИ ДЛЯ ГОРОДСКИХ ПЕРЕВОЗОК
10,00 R20
Радиальные
Вarum
65
10,00 R20
БЦИ-185
70
10,00 R20
БЦИ-185
80
10,00 R20
Д-2М
65
10,00 R20
Д-3МА, И-281
50
10,00 R20
Д-4
75
10,00 R20
И-281, У-4, И-281М
80
10,00 R20
И-281, У-4, И-281М
70
10,00 R20
И-281, У-4, И-281М
55
10,00 R20
И-309
75
10,00 R20
И-309, Д-4
80
10,00 R20
И-309, Д-4
70
10,00 R20
И-321
50
10,00 R20
И-321, Д-3МА
80
10,00 R20
ИА-265
65
10,00 R20
ИА-265, Д-2М
80
10,00 R20
ИА-265, Д-2М
65
10,00 R20
ОИ-73А, Б
65
10,00 R20
ОИ-73А, Б
80
10,00 R20
ОИ-73А, Б
75
10,00 R20
У-4
50
11,00 R20
Вarum
70
11,00 R20
Taurus
65
11,00 R20
Д-3МА
60
11,00 R20
И-111А
65
11,00 R20
И-111А
70
11,00 R20
И-111АМ
70
11,00 R20
И-111АНК
65
11,00 R20
И-303
60
11,00 R20
И-68А
65
11,00 R20
И-68А
70
11,00 R22,5
И-305, Д-1М
45
12,00 R20
БЦИ-150
80
12,00 R20
Д-58
75
12,00 R20
И-332
80
10,00-20
Диагональные
Д-47, Д-48
65
10,00-20
ИВЛ-1А
85
11,00-20
Вarum
60
11,00-20
Taurus
55
11,00-20
В-195
65
АВТОБУСЫ ДЛЯ МЕЖДУГОРОДНИХ ПЕРЕВОЗОК
10,00 R20
Радиальные
И-309
80
10,00 R20
И-321, Д-3МА
60
10,00 R20
ИА-265, ОИ-73А, Б
70
11,00 R20
Д-3МА, И-111АМ
70
11,00 R20
И-303
75
10,00-20
Диагональные
Вarum
60
11,00 20
Matador
45
ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ МАЛОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ
155/70 R13
Радиальные
Бл-85-1
45
165/80 R14
М-180
50
175/70 R13
БЛ-85-1
50
175 R16C
ДП-101
55
185/65 R14
БЦ-5
50
185/65 R14
М-198; М-199; М-200
50
185/75 R16C
БЦ-24
55
185/80 R15C
М-243
45
185/82 R15C
Я-288
40
195/65 R15C
БЦ-3
45
205/70 R14
БЦ-1, БЦИД-220
55
6,15-13
Диагональные
И-151
35
6,40-13С
М-100
35
6,45-13
130А, М-145
45
6,95-16
ВЛИ-5
55
6,50-16С
Я-101, Я-248
45
7,35-14
ИД-195
35
8,40-15(215/90 15С)
Я-192, Я-245
55
ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ СРЕДНЕЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ
8,25 R20
Радиальные
К-55А, КИ-55А, КИ-63
90
8,25 R20
К-84, У-2
90
9,00 R20
Widlon
80
9,00 R20
БЦИ-342, М-184,О-40-БМ-1
85
9,00 R20
ИН-142Б-1, БМ
90
9,00 R20
ИН-142 БМ
90
10,00 R20
БЦИ-185
70
10,00 R20
Д-2М
65
10,00 R20
Д-ЗМА
50
10,00 R20
Д-4
75
10,00 R20
И-281, У-4, И-281М
70
10,00 R20
И-309, Д-4
70
10,00 R20
И-321, Д-ЗМА
70
10,00 R20
ИА-265, Д-2М
65
10,00 R20
ОИ-73А, Б
65
11,00 R20
Вarum
70
11,00 R20
Taurus
65
11,00 R20
Д-ЗМА
60
11,00 R20
И-111А
65
11,00 R20
И-111АМ
70
11,00 R20
И-111АНК
65
11,00 R20
И-ЗОЗ
60
11,00 R20
И-68А
65
8,25-20
Диагональные
ИК-6АМ, ИК-6АН-1
70
9,00-20
ВИ-244, ВИ-244-1,УД-1
80
9,00-20
Д-46, Д-49
80
9,00-20
И-252
85
9,00-20
ИМ-192Б
80
13,00-18
Широкопрофиль-ные срегулируемым
давлением
30
12,00-18
К-12А, К70
35
12,00-R18
К-70
40
12,00-20
М-93
40
14,00-20
ОИ-25
30
ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ БОЛЬШОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ ИСЕДЕЛЬНЫЕ ТЯГАЧИ
9,00 R20
Радиальные
Widlon
80
9,00 R20
ИН-142Б-1, Б
85
9,00 R20
БЦИ-342, М-184,О-40-М-1
85
10,00 R20
КАМА-310
80
11,0 R20
И-111АМ
80
12,0 R20
ИД-304
80
11,00 R20
Вarum
85
11,00 R20
И-303
75
11,00 R20
И-111АМ, И-68
80
12,00 R20
Д-56, Д-58
70
12,00 R20
БЦИ-150, И-109
80
12,00 R20
И-109
85
12,00 R20
И-332
60
12,00 R20
ИД-304, У-4
80
12,00 R20(22,5)
CONTINENTAL
140
12,00 R20(22,5)
MISHELIN
150
12,00 R20(22,5)
PIRELLI
125
12,00 R20(22,5)
SEMPERIT
125
295/80 R22,5
CONTINENTAL
140
295/80 R22,5
MISHELIN
150
295/80 R22.5
PIRELLI
125
295/80 R22,5
SEMPERIT
125
305/70 R22,5
CONTINENTAL
140
305/70 R22,5
MISHELIN
150
305/70 R22,5
SEMPERIT
125
305/70 R22,5
PIRELLI
125
315/80 R22,5
CONTINENTAL
140
315/80 R22,5
MISHELIN
150
315/80 R22,5
PIRELLI
125
315/80 R22,5
SEMPERIT
125
365/80 R20(22,5)
CONTINENTAL
140
365/80 R20(22,5)
MISHELIN
150
365/80 R20(22,5)
PIRELLI
125
365/80 R20(22,5)
SEMPERIT
125
385/65 R22,5
CONTINENTAL
140
385/65 R22,5
MISHELIN
150
385/65 R22,5
PIRELLI
125
385/65 R22,5
SEMPERIT
125
11,00-20
Диагональные
В-195
65
11,00-20
В-195
70
12,00-20
ВИ-243, ВИ-243-1,ВИ-243А, ВИ-243Б,ВИ-243М, ИЯВ-12Б,
ИЯВ-12В, УД-1
80
12,00-20
ИАВ-12В, - ВИ
70
1100'400'533
Широкопрофиль-ные срегулируемым
давлением
25
1200'500'508
25
1220'400'533
40
1300'530'533
35
1500'600'635
30
Поиск
Вики
Архив
Авто
Спорт
Математика
Транспорт
Срок службы автомобильных шин – износ и его профилактика + видео
Несмотря на смелые заявления производителей покрышек, что срок службы автомобильных летних шин достигает десяти лет, все же переобувать своего «железного коня» нужно куда чаще, примерно раз в 5-6 лет.
Хорошая, качественная, а главное, целая резина является залогом безопасной езды. Поэтому не стоит забывать об указанных сроках, но и это не панацея. Важно следить за состоянием шин, как летних, так и зимних, иногда даже 5 лет службы окажется слишком смелым ожиданием. Существуют специальные индикаторы, по которым можно определить степень повреждения. Ими выступают перемычки между протектором, и как только он истирается до их уровня, то срок службы покрышек истек.
Кроме того, нередко на поверхности резины выбиты цифры различной глубины, и по тому, сколько цифр видно, можно судить о степени износа. Также можно воспользоваться специальной линейкой с глубиномером и самостоятельно измерить высоту протектора, данный параметр должен составлять 1,6 мм и больше для летней резины и не менее 4 мм для снежного сезона. В случае неравномерного износа делать замеры следует на наиболее поврежденной части.
Причинами выхода из строя могут послужить и элементарные механические повреждения, такие как порезы, деформация вследствие экстренного торможения, или же возникновение шишек после удара. Все эти факторы значительно сокращают срок годности покрышек.
Оцениваем срок использования автомобильных шин – верить ли производителю?
Как известно, покрышки в зависимости от сезона эксплуатации делаются из разного типа резины. Таким образом, летняя резина более жесткая, чем зимняя или же всесезонная, поэтому и срок годности летних автомобильных шин больше. В основном, производители дают гарантию для летней резины 10 лет, а для зимней – не более 7. Однако руководствоваться этими сроками не стоит, так как и качество наших дорог, и остальные сопутствующие условия эксплуатации далеки от идеальных.
Кроме того, на срок использования автомобильных шин влияет еще и их качество. Поэтому не следует испытывать иллюзии, что, купив дешевую китайскую резину, можно будет эксплуатировать ее так же, как и дорогую брендовую. Поэтому не экономьте, разница в цене не будет оправдана. Ведь фирменная резина может эксплуатироваться более пяти сезонов, а дешевые экземпляры – не более двух. Еще не оправдывают надежд и всесезонные покрышки, по крайней мере, для жителей регионов, в которых температура зимой намного ниже нуля.
Срок службы автомобильных шин – можно ли его увеличить?
Причин износа резины может быть довольно много, но их очень легко определить, главное внимательно изучить поверхность покрышки и рисунок протектора. Если внешние края подвержены более сильному износу, чем центральная часть, это говорит о недостаточном давлении, и наоборот. А неравномерно изношенные кромки протектора только лишь с одной стороны свидетельствуют о нарушении развала-схождения. Кроме износа, на то, сколько ходят летние шины, влияет еще и стиль вождения. У любителей экстремальной езды с резким торможением поверхность покрышки будет деформирована неравномерно.
Мы видим, что имеет влияние не только то, на какой пробег рассчитаны шины, но и масса других факторов, таких как стиль вождения, качество дорожного покрытия, участие в ДТП и т.д. Не стоит забывать и о своевременном техосмотре, а также минимум два раза в месяц следует проверять давление в колесах. Что же насчет балансировки, так ее следует проводить через каждые 15 000 км пробега. После ударов внимательно изучите поверхность резины на наличие посторонних предметов либо шишек.
Если же придерживаться всех вышеперечисленных правил, то нормы пробега автомобильных шин в соответствии с ГОСТом составляют:
- для легковых авто, грузоподъемностью не более двух тонн – 45 тыс.км;
- для грузовиков (г/п 2-4 тонны) – 60 тыс.км;
- для грузовых машин, грузоподъемность которых более 4 тонн – 65-70 тыс.км.
Если шины хранятся на дисках их можно хранить и горизонтально, и вертикально, но с одним условием, необходимо регулярно проверять давление, в противном случае вес колёс может деформировать покрышку. По возможности шины, установленные на диски нужно хранить в подвешенном положении. Ну, и конечно, во время хранения на резину не должны воздействовать агрессивные химические и органические вещества (бензин, растворители, моторные и трансмиссионные масла, кислоты и щёлочи, смазочные материалы и т. д.). Соблюдая эти простые правила можно продлить срок службы летней или зимней резины, что в условиях немалых цен на новые покрышки будет весьма кстати.
Нормы пробега автомобильных шин Минтранс 2019
Портал AliExpress в партнерстве с AvtoFun подготовили для наших читателей скидки до 60% на все товары для автомобилей:
Нормы пробега автомобильных шин расчитаны установлены Минтрансом. Документ был утвержден 04.04.2002г., действует и сегодня, в 2018 и 2019 гг. Нормы пробега шин автотранспортных средств рассчитываются на основе среднестатистического пробега шин, снятых с эксплуатации.
В таблице представлена эксплуатационная норма пробега шин легковых автомобилей:
N п/п | Базовая модель автомобиля | Обозначение (типоразмер) шины | Модель шины | Среднестатистический пробег шины, тыс. км |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Автомобили отечественного производства и стран — членов СНГ | ||||
1. | ВАЗ-1111 «Ока» и модификации | 135/80R12 | БИ-308 | 35 |
2. | ВАЗ-2101, -2102, -2103, -2104, -2105, -2106, -2107, -2108, -2109 и модификации | 155-13/6, 15-13 | И-151 | 40 |
165-13/6, 45-13 | АИ-168У, М-145, С-110, Вл-20, VS-2 | 40 | ||
165/70R13 | Бл-85, ВС-11, ВС-2, Бц-19, Я-508, КАМА-205, КАМА-503, МР-8 | 45 | ||
165/80R13 | МИ-16-1, МИ-16, Я-370, Я-515 | 45 | ||
175/70R13 | Бл-85, ВС-4, ВС-11, ВС-20, 10В, VS-12, М-202, М-204, Я-380, Я-458, Я-545, Я-552, И-391, БИ-391, ВлИ-391 | 45 | ||
М-232, О-78, Я-400, 15В, SPT-4 | 40 | |||
185/65R13 | БЦ-13, БЦ-16, К-161, К-177 | 45 | ||
3. | ВАЗ-2121 «Нива» и модификации | 175-16/6,95-16 | Вл-21, ВлИ-5 | 45 |
175/80R16 | Я-457 | 45 | ||
ВЛИ-10 | 40 | |||
185/75R16 | К-156 | 45 | ||
VS-17, Вл-53 | 40 | |||
4. | ГАЗ-24 и модификации | 7,35-14 | ИД-195, АИД-23, ВЛ-14, ВЛ-20 | 40 |
5. | ГАЗ-3102, -31013, -31029, -3105, -33029, -24 и модификации | 205/70R14 | ИД-220, ОИ-297, ИЛ-259, VS-1, КАМА-ART, КС-2, БЦИД-220, БЦ-1, И-371, И-503, НР-60, ЛМ-2, Бел-59, Я-426, Я-440, Я-436 | 50 |
М-227, М-217 | 45 | |||
6. | ГАЗ-3110 и модификации | 195/65R15 | Л-8, КАМА Nicola, КАМА Grant, Я-437, Я-456, И-501 | 50 |
7. | ГАЗ-14 «Чайка» | 9,35-15 | ИЛ-126, ИЛ-137 | 24 |
8. | ЗАЗ-968, -1102 и модификации | 155/70R13 | Бц-11, БЛ-85, БЛ-85-1 | 45 |
6,15-13 | И-151 | 40 | ||
9. | ИЖ-2125, -2126, -2715, Москвич-408, -412, -423, -424, -427, -2136, -2140 и модификации | 6,45-13 | М-145, Вл-20, БЦС-1, С-110 | 40 |
165/70R13 | Я-370 | 40 | ||
165/80R13 | МИ-16, М-190, Я-370 | 45 | ||
Вл-14, АИ-168У | 40 | |||
175/70R13 | ИН-251, 10В, ВлИ-391, И-391, БИ-391, Я-402 | 45 | ||
Я-400, С-129, SPT-4 | 40 | |||
10. | Москвич-2141 и модификации | 165/80R14 | МИ-180 | 45 |
185/65R14 | БЦ-5, И-394, БИ-394, М-239, 26В, К-187, Я-438, Я-460, Я-523, Я-540, VS-18 | 50 | ||
Автомобили зарубежного производства | ||||
1. | BMW различных модификаций | 185/65R15, 195/65R15, 205/60R14 | шины зарубежного производства | 50 |
2. | Chevrolet различных модификаций | 195/70R14, 185/70R14, 235/55R15 | шины зарубежного производства | 50 |
3. | Daewoo различных модификаций | 175/70R13, 185/65R14 | шины зарубежного производства | 45 |
4. | Ford различных модификаций | 175/70R13, 185/65R13, 185/65R14, 185/70R14, 185/75R14, 195/70R14 | шины зарубежного производства | 55 |
5. | Hyundai различных модификаций | 195/70R14, 195/75R14, 205/60R15 | шины зарубежного производства | 40 |
6. | Honda различных модификаций | 185/70R14, 205/65R14, 185/65R15, 195/60R15, 185/65R15, 205/65R15 | шины зарубежного производства | 50 |
7. | Kia различных модификаций | 165/70R13, 175/70R13, 195/75R14 | шины зарубежного производства | 45 |
8. | Mercedes Benz различных модификаций | 185/70R14, 195/65R14, 195/75R14, 195/65R15, 205/60R15, 205/65R15 | шины зарубежного производства | 50 |
9. | Opel различных модификаций | 185/70R14, 195/70R14, 225/70R15, 225/75R16, 235/75R16 | шины зарубежного производства | 60 |
10. | SAAB различных модификаций | 185/65R15, 195/60R15, 205/65R15 | шины зарубежного производства | 40 |
11. | Renault различных модификаций | 175/70R13, 195/65R14 | шины зарубежного производства | 55 |
12. | Toyota различных модификаций | 165/70R13, 175/70R13, 195/70R14, 185/80R14 | шины зарубежного производства | 50 |
13. | Volkswagen различных модификаций | 165/70R13, 175/70R13, 185/65R14, 185/70R14, 205/70R14 | шины зарубежного производства | 55 |
14. | Volvo различных модификаций | 185/60R15, 185/65R15, 185/70R15, 195/70R15, 205/65R15 | шины зарубежного производства | 50 |
Норма эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств
Говоря о нормах пробега автомобильных шин, нельзя не сказать о способах их утилизации в глобальном масштабе. На сегодняшний день существует две технологии переработки автомобильных шин. Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств окончились, и шины требуется утилизировать без причинения время окружающей среде. Таким образом необходимо утилизировать все шины, прошедшие нормы пробега шины для списания.
Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средствСрок службы резины легкового автомобиля
Механическое измельчение шины
При окончании срока службы шин легковушек, необходимо их правильно утилизировать, есть несколько качественных способов. При измельчении шины получается резиновая крошка, которая используется в строительстве и промышленности. Ее добавляют при изготовлении различных покрытий, для изготовления технических изделий из резины, добавляют в кровлю, используют для изготовления железнодорожных шпал и прокладок. Измельчение шин также бывает нескольких видов:
- Бародеструкция – измельчение покрышек на крупные части и продавливание резины прессом для отделения металлокорда. Крошка получается диаметром 0,8мм.
- Обработка озоном – изношенные шины в специальной камере шины обрабатывают озоном, получается крошка диаметром 0,1 – 0,2мм.
- Криогенный метод – куски шин с высоким пробегом охлаждают и истирают в крошку.
- Измельчение взрывом.
Механическое измельчение резиновых шин считается экологическим способом переработки, но для него нужно достаточно дорогое оборудование. На сгеодняшний день способом механического воздействия на шины с высоким пробегом распространяется именно этот способ.
Химическая переработка и изменение химической структуры шины
Среди химических методов переработки шин с высоким пробегом распространены такие виды, как:
- Пиролиз – шины термически разлагаются в специальном оборудовании для получения тепловой энергии, которая применяется в металлургической промышленности.
- Сжигание или термодеструкция — в цементных печах резиновые шины заменяют топливо.
- Растворение – изношенную резину растворяют и получают сырье для химической промышленности.
Эта технология переработки шин считается эффективной, но минус в токсичных выбросах. На производстве необходимо ставить очистительные установки, которые являются недешевыми приобретениями.
Конечно, в таком трудоемком деле, как переработка изношенных шин у данных технологий есть свои плюсы и минусы, но главное преимущество в том, что можно помочь решить экологическую проблему больших городов.