Роллс ройс чья машина


История автомобилей марки Rolls-Royce

всегда оставался, и будет оставаться вне всякой конкуренции

История марки Rolls Royce началась в 1904 году.

Именно тогда произошла знаменательная встреча двух англичан — Фредерика Генри Ройса и Чарльза Стюарта Роллса.

В 1906 году в Великобритании родился шедевр с романтичным названием - автомобиль Silver Ghost (Серебряный дух), названный так за серебристый цвет и бесшумный мотор. Модель Rolls-Royce 40/50 HP была представлена в 1906 году на парижской автомобильной выставке. И в этом же году четырехцилиндровый Rolls-Royce 20 PS с мощностью двигателя 20 л. с. под управлением самого Чарльза Роллса одержал победу в авторалли Tourist Trophy. За ним последовал новый рекорд в авторалли «Монте-Карло - Лондон», а также победы в США, включая Silver Trophy в Эмпайр-Сити, и новый рекорд для автомобилей мощностью до 60 л. с. в Ормонд-Бич во Флориде.

Все успехи были достигнуты автомобилями, разработанными на основе Royce Prototype, которых до 1907 года было выпущено около 100 экземпляров.

В 1907 году на решетке радиатора появилась первая эмблема Rolls-Royce, состоящая из двух букв «R». В 1911 году на капоте появилась фигурка - «Летящая леди». Она была создана по заказу известного аристократа, патрона автомобильного движения Англии, лорда Монтегю. Он заказал ее известному художнику Чарльзу Сайксу.

Идея эмблемы не приходила до тех пор, пока художник сам не прокатился на этом автомобиле. Тогда он понял, что символом должна быть летящая богиня.

Богиня скорости, удачи, богатства, богиня тех, кто на самой вершине жизни. Образом для статуэтки стала любовница самого лорда Монтегю - Элеонора Торнтон.

В итоге фигурка была названа Flying Lady of Ecstasy, что дословно можно перевести как «Леди, летящая в экстазе». Таковой она навсегда и осталась. В 30-х годах «Серебряная леди» преклонила колени. Это произошло на модели Rolls-Royce Phantom III, которая развила скорость в 150 км/ч. Стоящая в полный рост фигурка выглядела уже негармонично. Сегодня «Серебряная леди» мгновенно исчезает под капотом в двух случаях: при ДТП - автоматически, а на стоянке от вандалов - нажатием кнопки на приборной доске.

Rolls-Royce появился в России в 1913 году

Это произошло на четвертой Международной автомобильной выставке, проходившей под покровительством Его Императорского Величества в Михайловском манеже Санкт-Петербурга, на которой марка Rolls-Royce была представлена тремя автомобилями. Сразу же после завершения выставки Николай II заказал себе специальный лимузин.

В 1921 году британский автомобиль стал настолько популярен, что его производство было открыто в США в Спрингфилде. Но американский Rolls-Royce не пользовался популярностью - богатые американцы предпочитали родную сборку. В итоге в 1926 году производство пришлось свернуть. Всего за это время было собрано 1703 автомобиля.

В 1925 году появился последователь модели Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost - величественный и очень дорогой Rolls-Royce Phantom I. Машина не имела очень большого успеха из-за старомодного дизайна и недостаточно хорошей управляемости и была выпущена в количестве 2212 штук. В 1929 году ее сменил Rolls-Royce Phantom.

приобретает своего конкурента, попавшего в сложное финансовое положение, - компанию Bentley в 1931 году

Начиная с 1949 года классические автомобили класса «люкс» получают пронизанные духом ностальгии названия: «Серебряный призрак» (Silver Wraith), «Серебряный рассвет» (Silver Dawn), «Серебряное облако» (Silver Cloud), в 1965 год сменившееся «Серебряной тенью» (Silver Shadow). Phantom серий V и VI производился на базе того же шасси, что и Silver Cloud. 4 февраля 1971 года компания была официально объявлена банкротом. Но Rolls-Royce, в качестве национального достояния, спасло британское правительство, вложив в дело около 250 млн долларов. В том же 1971 году был разработан двухдверный элитарный кабриолет Rolls-Royce Corniche, который производился до 1995 года. А в 1975 году появился первый серийный Rolls-Royce, разработанный иностранными конструкторами, - Rolls-Royce Camague.

В 1977 году на автомобильной выставке в Женеве была представлена четырехдверная модель Rolls-Royce Silver Wraith II. Лимузин имел V-образный восьмицилиндровый двигатель (6,75 л) и несущий кузов. В 1982 был выпущен Silver Spirit, оснащенный двигателем V8, и, как считают специалисты, не без влияния представительских автомобилей Cadillac. Rolls-Royce Silver Spur («Серебряная шпора») выпускался параллельно модели Rolls-Royce Silver Spirit («Серебряный дух»). Именно эта модель была наиболее популярной в США.

В сентябре 1991 года на Международном автосалоне во Франкфурте публика увидела Rolls-Royce Park Ward, «лимузин» с 6-7 местным кузовом, предназначенный только для представительских целей. Тем не менее, в официальных каталогах модель позиционировалась как седан. К своему 90-летию, в 1994 году, компания выпустила Rolls-Royce Flying Spur («Летящая шпора») - модель ограниченной серии в 50 автомобилей, которая являлась модернизированным вариантом Rolls-Royce Silver Spur.

Кстати, Rolls-Royce Silver Dawn - это новое название, данное хорошо известной модели Silver Spirit в конце 1996 года, после проведенной очередной модернизации. А Rolls-Royce Silver Spur II Touring Limousine являлся самой престижной моделью компании Rolls-Royce. Годовое производство этого автомобиля никогда не превышало 25 экземпляров.

В 1998 году на международной автомобильной выставке в Женеве дебютировал Rolls-Royce Silver Seraph, ставший первой принципиально новой моделью компании более чем за 18 лет. Эта модель разрабатывалась Rolls-Royce с 1994 года и должна была заменить Rolls-Royce Silver Dawn.                                         

полностью перешла во владение концерна BMW 1 января 2003 года

Нынешнее предприятие в Крю, принадлежащее концерну Volkswagen Group, будет выпускать только автомобили под маркой Bentley. К столетнему юбилею марки - 4 мая 2004 года - англичане и нынешние хозяева Rolls-Royce, немцы, подготовили модель Rolls-Royce 100ЕХ, где 100 - разумеется, возраст компании.

С историей Rolls-Royce связано множество легенд. И большинство из них - чистая правда. До сих пор углы знаменитой решетки радиатора обязательно опиливаются в тисках напильником слесаря, затем паяются вручную. Каждый собранный автомобиль проходит две тысячи километров испытательного пробега, потом разбирается. Каждый его узел и деталь (имеющие, кстати, личные маркировки и рабочих-изготовителей, и сборщиков) тщательно проверяются, затем кузов окрашивается, и автомобиль окончательно собирается.

Окрашивается автомобиль в 12 слоев и только нитрокраской, а не синтетикой, потому что только нитрокраска дает ощущение глубины. Каждый из 12 слоев перед нанесением следующего слоя полируется, затем краска покрывается эмалью. А вот то, что летящая фигурка на капоте отлита из чистого серебра, - неправда. В былые годы она изготавливалась из сплава меди, цинка и никеля, а сегодня - из нержавеющей стали. Но то, что фигурка эта полируется порошком измельченных косточек черешни, - чистая правда. И, наконец, последнее: Rolls-Royce, в отличие от других автомобилей, бывает только британской сборки. 

На волнах истории: развитие компании Rolls-Royce

Кажется, будто компания Rolls-Royce так же прочна, нерушима и монолитна, как роскошные представительские автомобили, выпуском которых она занимается. Однако в истории этой марки были периоды, когда она не могла найти средств к существованию и английская общественность в очередной раз ставила под сомнение целесообразность продолжения поддержки этого гиганта, приносящего стране одни убытки. Однако каждый раз находились сторонники возрождения Rolls-Royce, которые убеждали всех в том, что компания является одним из объектов исторического наследия государства, заслуживающих почёта и уважения. История компании Rolls-Royce может поведать нам о том, как создавались одни из наиболее дорогих представительских автомобилей в мире.

Компания Rolls-Royce имеет долгую и интересную историю

Отцы-основатели

Сколько бы ни спорили по этому поводу сторонники различных версий, а без Фредерика Генри Ройса производственной фирмы Rolls-Royce не существовало бы. Будучи сыном разорившегося мельника, он уже в 10 лет был вынужден найти себе работу — вначале разносчиком газет, а затем рабочим на железной дороге. Несмотря на то что ему приходилось заниматься исключительно физическим трудом, парень не унывал и в свободное время занимался самообразованием. В частности, он изучал французский и немецкий языки, а также основы электротехники. Благодаря своей склонности к инженерному делу вскоре он был принят конструктором подъёмного оборудования на завод Хайрама Максима, которого мы знаем по знаменитому пулемёту, получившему огромную популярность во всём мире. При этом Ройс жил достаточно скромно — всю жизнь он откладывал деньги, и в 1903 году, когда ему исполнилось 40, он открыл собственную механическую мастерскую под наименованием F.G.Royce & Co., которая и стала впоследствии первой производственной базой Rolls-Royce.

А вот другой основатель Rolls-Royce, Чарльз Стюарт Роллс, был потомственным аристократом из Уэльса, и полноправным наследником родового поместья. Будучи человеком богатым и интеллигентным, он получил два высших образования, однако не стремился применять полученные знания на практике — ведь в годы учёбы он заинтересовался автомобилями. На подаренном ему отцом Peugeot Phaeton Роллс даже установил один из рекордов скорости. Увидев в своём увлечении выгодный бизнес, в 1902 году молодой аристократ открывает фирму C.S.Rolls & Co., которая занималась импортом французских автомобилей. Однако история Rolls-Royce никогда не началась бы, если бы Роллс не желал создать собственный автомобиль.

Начало

Будущий основатель компании Rolls-Royce, Генри Ройс, в 1903 году приобрёл французский автомобиль марки Decauville. Машина была настолько несовершенной и ненадёжной, что инженер-самоучка загорелся желанием сделать собственное транспортное средство, которое полностью соответствовало бы его личным стандартам качества. В этом году Ройс собрал три автомобиля, мощность которых составляла 10 лошадиных сил. Они не отличались никакими техническими новшествами, однако обладали превосходным качеством сборки и применением исключительно надёжных деталей — то есть особенностями, которыми в нынешнее время отличаются машины, носящие марку Rolls-Royce.

Об этих транспортных средствах вскоре заговорила вся Англия — да что там, даже русский журнал «За рулём» в 1903 году написал об удивительном творении механика Ройса. Так вышло, что об этом услышал и энтузиаст автомобильного дела Чарльз Роллс, который как раз подыскивал партнёра, способного помочь ему создать собственную автомобильную фабрику. Основание компании Rolls-Royce произошло 1 мая 1904 года в городе Манчестер в ресторане отеля «Midland», где был подписан договор о взаимовыгодном сотрудничестве между двумя предпринимателями.

В 1904 году началась сборка автомобильных шасси, на которых уже ставилось клеймо Rolls-Royce, а не только фамилия инженера Ройса. По заказу клиента они могли оснащаться моторами с количеством цилиндров от 2 до 8. При этом наиболее мощный мотор, устанавливавшийся на машину с собственным именем «Legalimit», имел передовую для того времени компоновку V8. Кузовов у таких транспортных средств Rolls-Royce не было — предполагалось, что клиент будет заказывать их самостоятельно, руководствуясь своим художественным вкусом. Эти машины также очень быстро получили превосходную славу — во многом благодаря победам в гонках, где за их рулём сидели многие именитые гонщики, включая и Чарльза Роллса. Всего до 1907 года создали 100 автомобилей Роллс-Ройс, которые строились на общем шасси, названном «прототипом».

Первый настоящий Rolls-Royce

В конце 1906 года на международной транспортной выставке была показана новая модель фирмы Rolls-Royce 40/50 HP, которая не была похожа на ранние «прототипы» компании. В её основе лежала очень мощная стальная рама, а сзади имелись три полуэллиптические рессоры — две продольные и одна поперечная, что придавало такому транспортному средству невиданную доселе плавность хода. Силовым агрегатом был 7-литровый мотор с шестью цилиндрами, расположенными в ряд, мощность которого не разглашалась широкой публике. Именно тогда зародилась традиция Rolls-Royce указывать мощность, как «достаточную», от которой отказались сравнительно недавно.

Изначально под наименованием Rolls-Royce 40/50 HP было выпущено 12 шасси, а тринадцатое стало для компании судьбоносным — кузов для него изготовило ателье Barker, дизайнеры которого придали поверхностям серебристый цвет и покрыли имитацией драгоценного металла все выступающие детали. Благодаря этому модель получила название «Silver Ghost», которое через несколько лет начали узнавать во всех уголках мира. В это же время была зарегистрирована эмблема Роллс-Ройс, которая состоит из двух переплетённых между собой буков R. Легенда гласит, что Генри Ройс, обедая в одном ресторане, увидел подобную монограмму на скатерти, и решил, что она идеально подойдёт для создания логотипа его компании, Rolls-Royce.

Автомобили Rolls-Royce, имевшие название Silver Ghost, рекламировались, как «лучшие во всём мире». В этом усомнился бывший компаньон Роллса, а ныне секретарь Королевского Автоклуба, сэр Клод Джонсон. Приготовив бортовой журнал для формирования в нём записей о поломках транспортного средства, он отправился на Rolls-Royce в пробег. Пройдя 2000 миль, он решил увеличить расстояние до 15 тысяч миль, что соответствует 24 тысячам километров. Несмотря на то, что сэр Джонсон не жалел Rolls-Royce, и разгонял его до 120 км/ч, при окончании пробега в его бортовом журнале была только одна запись о замене топливного крана стоимостью в 2 фунта.

Первые взлёты и падения

В 1910 году история Роллс-Ройс пополнилась первой чёрной строкой. Будучи страстным любителем авиации, Чарльз Стюарт Роллс участвовал в показательном выступлении перед публикой. Несмотря на то, что он десятки раз поднимался в воздух и даже первым из англичан перелетел через Ла-Манш, он не смог удержать летательный аппарат. Самолёт рухнул на поле и разбился, а один из основателей Rolls-Royce погиб. В память о его увлечении Генри Ройс основал авиационное подразделение Rolls-Royce, которое позднее стало полностью независимым от материнской компании.

В 1911 году Роллс-Ройс получает ещё один свой фирменный знак, которым стала статуэтка «Дух экстаза», устанавливающаяся на капот автомобиля. Собственник автомобиля Rolls-Royce модели Silver Ghost, лорд Белью, заказал своему знакомому скульптору, Чарльзу Сайксу, изготовление статуэтки, которая украшала бы капот его четырёхместного фаэтона. Тот изваял своё творение, вдохновлённый образом секретарши лорда, Элеоноры Торнтон. Начиная с 1911 года статуэтку «Дух экстаза» начали устанавливать на каждый Rolls-Royce — её отливали из баббита, бронзы, стали, а также серебра или чистого золота по специальному заказу клиента.

А 1922 год ознаменовался для Rolls-Royce появлением ещё одного широко известного имени — Phantom. Этот автомобиль стал первым Rolls-Royce, изначально оснащённым электрическим стартером. Кроме того, применение в нём верхнего расположения клапанов позволило сделать силовой агрегат более мощным и стабильным и в то же время — компактным. В 1929 году свет увидело второе поколение Phantom, у которого двигатель был объединён в цельный блок с коробкой передач и имел большую мощность. Кроме того, на шасси Rolls-Royce больше не применялись устаревшие схемы подвешивания рессор.

Несмотря на то, что остальные компании в 30-х годах страдали от пагубных последствий Великой Депрессии, глобального финансового кризиса, фирма Rolls-Royce процветала — и в 1931 году она даже приобрела компанию Bentley, являвшуюся её единственным конкурентом. Однако в 1933 году умер второй основатель Rolls-Royce, инженер Генри Ройс, после чего буквы на логотипе, ранее бывшие красными, навсегда остались чёрными. Во время начавшейся войны компания Роллс-Ройс также процветала — она получала огромные военные заказы и жила не столько за счёт производства автомобилей, сколько благодаря выпуску двигателей, включая авиационные.

Под крепким крылом

Вплоть до конца 50-х годов для компании Rolls-Royce история складывалась как нельзя более удачно. Большую прибыль приносило подразделение Bentley, а созданные самой фирмой Rolls-Royce модели Phantom четвёртого и пятого поколения даже были куплены королевской семьёй, что послужило лучшей рекламой. Менее состоятельные люди могли купить модели Silver Wrath, Silver Cloud, Silver Dawn, также выпущенные Rolls-Royce на основе собственных технологий.

Однако в 60-х компания столкнулась с финансовым кризисом, которому нужно было дать соответствующий отпор. Тем не менее администрация Rolls-Royce, помня об успехе во время Великой Депрессии, игнорировала экономический спад и начала работу одновременно над двумя значительными проектами — разработкой реактивного двигателя для авиации и выпуском модели Corniche. В результате фирма Rolls-Royce потеряла свою финансовую устойчивость и после нескольких лет привлечения займов из различных источников в 1971 году официальна была признана неплатёжеспособной.

Под давлением общественности британское правительство спасло Rolls-Royce, выплатив 250 миллионов долларов на погашение займов и завершение этих проектов. Однако одним из требований, предъявленных государственными управляющими, было разделение Rolls-Royce на две части — автомобильную фабрику и предприятие, занимавшееся выпуском реактивных двигателей. Если от первой можно было отказаться впоследствии, то для британского и американского самолётостроения производство двигателей Rolls-Royce имело стратегическое значение.

После 9 лет попыток восстановить положительную прибыль компании Роллс-Ройс, британское правительство продало её за 38 миллионов фунтов авиационному концерну Vickers, который вложил ещё 40 миллионов фунтов в модернизацию заводов в городе Крю. Невероятно, но факт — только в этом году у компании появился первый конвейер, который сократил время изготовления одного транспортного средства с 65 до 28 полных рабочих дней. Под руководством Vickers фирма Rolls-Royce даже начала приносить прибыль. Однако в 1997 году стало понятно, что для налаживания промышленного выпуска новых моделей необходимо найти ещё 200 миллионов фунтов, которыми авиационная корпорация просто не располагала. Поэтому в 1997 году Rolls-Royce была выставлена на торги.

Настоящее время

Как только начались торги, появились первые претенденты на покупку фирмы Rolls-Royce. Таковыми стали:

  • BMW;
  • Volkswagen;
  • Daimler-Benz;
  • RRAG — общество по спасению Rolls-Royce. Группа инициативных людей, которые считали, что Rolls-Royce является британским достоянием и не может быть продан извечным соперникам англичанам-немцам.

Когда ставки достигли умопомрачительных высот, фирма Daimler-Benz отозвала свою заявку, посчитав, что ей намного дешевле будет развивать собственную марку Maybach, что уже неоднократно обсуждалось на собрании директоров. А от RRAG, которые хотели сделать Rolls-Royce достоянием общественности, отказались представители концерна Vickers, не получив от них внятной программы управления компанией, находящейся в кризисе.

Чтобы получить гарантии в приобретении Роллс-Ройс, компания BMW, к тому времени поставлявшая моторы для этой премиальной марки, пригрозила прекратить сотрудничество. В результате была анонсирована сделка стоимостью в 340 миллионов фунтов, в которой получателем Rolls-Royce была группа компаний BMW. Однако собственник Volkswagen, Фердинанд Пих, не смог просто так уступить своему главному конкуренту. Путём покупки ассоциированной с Rolls-Royce фирмы Cosworth и убеждением совета директоров Vickers он смог добиться изменения решения и приобрёл предприятие за 430 миллионов фунтов.

Однако и фирма BMW не упустила свою часть Rolls-Royce. Благодаря владению небольшим совместным предприятием по выпуску авиационных двигателей, она заблокировала сделку и не позволила продолжить выпуск автомобилей. Однако после многочисленных встреч глав компаний было принято «полюбовное соглашение» — Volkswagen получает завод и торговую марку Bentley, в то время как BMW достаётся бренд Rolls-Royce.

В то время как на заводах в Крю началось производство расширенного модельного ряда Bentley, принадлежащая концерну BMW фирма Роллс-Ройс переехала в графство Западный Суссекс, где был построен новый современный завод. Несмотря на наличие в нём конвейера и современного оборудования, большая часть операций по созданию интерьера и наружной отделки выполняется вручную, что подчёркивает уникальность такого транспортного средства. В настоящее время в модельный ряд Rolls-Royce входят следующие автомобили:

  • Седан Ghost;
  • Седан Phantom;
  • Лимузин Phantom EWB (с удлинённой колёсной базой);
  • Купе Phantom Coupe;
  • Купе Wraith;
  • Кабриолет Phantom Drophead Coupe.

На видео история компании Rolls-Royce:

Роскошь, которая нужна людям

Несмотря на то, что собственниками таких машин становились в основном аристократы и люди с огромными доходами, англичане всё равно поддерживали идею о сохранении Rolls-Royce — даже если они не могли заработать и сотой части его стоимости. Для них компания Rolls-Royce была скорее символом, равно как и конституционная монархия, которой так гордится Великобритания. Поэтому можно уверенно утверждать, что никакие кризисы фирме Rolls-Royce нынче не страшны — особенно если учесть, что под руководством BMW она вновь стала прибыльной. Чтобы уничтожить Rolls-Royce, необходимо вначале полностью изменить менталитет англичан, лишив их приверженности традициям.

Притяжение роскоши - tmn online

Компания Rolls-Royce Motor Cars и Four Seasons Hotel Moscow пригласили представителей четырех ведущих СМИ России, среди которых был журнал tmn, на тест-драйв двух моделей бренда: Rolls-Royce Ghost и Rolls-Royce Wraith.

Стремитесь к совершенству во всём, что вы делаете. Берите лучшее из того, что существует, и сделайте лучше. Если лучшего не существует, создайте его.

Сэр Генри Ройс, основатель компании Rolls-Royce

 

История создания компании Rolls- Royce довольно современна, несмотря на то что случилась больше века назад. Сегодня такой успешный тандем инженера и инвестора мы назвали бы стартапом.  

Когда в 1904 году познакомились два знаменитых джентльмена — инвестор Чарльз Роллс и инженер Генри Ройс, — они поняли, что их таланты идеально дополняют друг друга, и решили создать компанию, поставив перед собой задачу — сделать лучший автомобиль в мире. Именно этот принцип и стал философией компании, которая уже на протяжении более века производит лучшие автомобили в мире.

Очень часто Rolls-Royce ассоциируется с крупногабаритным авто, на котором можно передвигаться только с помощью специально обученных водителей. И эта картина, когда владелец Rolls-Royce сидит на заднем пассажирском сиденье, а его везет личный водитель в фуражке, который открывает и закрывает двери, представляется многим. Но времена меняются, и всё это – уже история, не имеющая с современной действительностью ничего общего.

В этом мы смогли убедиться в рамках пресс-тура, где достаточно близко познакомились с автомобилем Rolls-Royce и философией самой компании Rolls-Royce Motor Cars.

Один из трех дней пресс-тура мы полностью провели с автомобилями, тестируя их, как на пассажирском сиденье, так и за рулем. Забегая вперед, скажу, что, какое бы место в салоне вы ни занимали, ощущение комфорта и полной безопасности ни на секунду вас не покинет.

Но обо всём по порядку. Чтобы мы прочувствовали, как живут владельцы Rolls-Royce, нас погрузили в мир абсолютной роскоши – мир владельцев легендарного британского автомобиля. И неслучайно партнером мероприятия стал отель Four Seasons.

Также неслучайно наше знакомство с представителями СМИ и с самим автомобилем началось в загородном гольф-клубе «Завидово», находящемся менее чем в 100 км от Москвы. Но какая связь между «Завидово» и Rolls-Royce? По мнению Франка Тиманна, представителя штаб-квартиры Rolls-Royce, «это одно из самых идеальных сочетаний отдыха и бизнеса. Имея бизнес в Москве, вы работаете там и приезжаете в «Завидово», чтобы провести здесь свои выходные. И, разумеется, передвижение между объектами нужно проводить стильно, поэтому вы приезжаете сюда на своем Rolls-Royce».  

С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА

После успешного завершения гольф-клиники с британским чемпионом Алексом Дэем на единственном в России 18-луночном поле, лицензированном ассоциацией гольфистов Великобритании (PGA), около Клубного дома нас уже ждали два изящных автомобиля: Rolls-Royce Ghost и Rolls-Royce Wraith. Говорят, первое впечатление невозможно произвести дважды. Так вот: это первое впечатление – кажется, стало любовью на всю жизнь. Это невероятное чувство, когда находишься рядом с чем-то легендарным. С автомобилем, который некогда предпочитали не менее легендарные личности: Владимир Ленин, Леонид Брежнев, Юрий Гагарин, Джон Леннон и многие другие.

Леонид Брежнев, генеральный секретарь ЦК КПСС (1966–1982)

Коллекция автомобилей, подаренных генеральному секретарю КПСС Леониду Брежневу, насчитывала по разным источникам от 49 до 324 единиц. Среди них было три Rolls-Royce: два Rolls-Royce Silwer Shadow (1968 и 1974 года) и Rolls-Royce Silver Wraith II (1979). Автомобиль 1974 года, подаренный королевой Великобритании Елизаветой II, был разбит в 1980 году, по одной версии водителем во время перегона, по другой — самим Брежневым. Разбитый автомобиль генсека в настоящее время хранится в Рижском моторном музее и является одной из жемчужин собрания раритетных машин автомузея.

Владимир Ленин, создатель первого в мировой истории социалистического государства

У вождя мирового пролетариата Владимира Ленина было три Rolls-Royce, среди которых Rolls-Royce Silver Ghost. В начале 1920-х, когда здоровье вождя немного ослабло и ему требовалось проводить больше времени на свежем воздухе, по спецзаказу на основе шасси Silver Ghost с кузовом от ателье Continental были построены единственные в мире автомобильные сани на базе Rolls-Royce. Этот автомобиль сохранился и выставлен на территории Государственного исторического музея-заповедника «Горки Ленинские» в Московской области.

Юрий Гагарин, советский летчик-космонавт

Первый космонавт планеты Юрий Гагарин не имел в собственности личного Rolls-Royce. Однако для визита Гагарина в Великобританию, в июле 1961 года, был выделен Rolls-Royce Silver Cloud II с открытым кузовом, поскольку англичане, конечно же, хотели видеть легенду вживую. Автомобиль, оснащенный шестилитровым двигателем V8 и разгонявшийся до 180 километров в час, имел интересный номерной знак — YG 1, который по одной версии выбрали специально в честь космонавта (по-английски его имя пишется как Yuri Gagarin), по другой — «позаимствовали» у популярной певицы и телезвезды Яны Гард (Yana Guard). Сам же автомобиль был изготовлен по заказу некоего Дж. Френкеля из США, и после отъезда Юрия Алексеевича был отправлен клиенту. До сих пор доподлинно неизвестно, был ли он проинформирован о том, какой чести удостоился его автомобиль перед отъездом за океан.

Джон Леннон, британский рок-музыкант, один из основателей и участник группы The Beatles

В отличие от других битлов, Джон Леннон не любил водить машину и всегда имел личных водителей. Его знаменитый Rolls-Royce Phantom V длиной 5,8 метров и весом 3 тонны, изготовленный в 1965 году компанией Rolls-Royce Motor Cars Limited в Чешире (Cheshire), пожалуй, самый «трансформируемый» в мире. Спустя год Леннон стал «допиливать» машину. В результате сиденья сменились на двуспальную кровать, появились телевизор, телефон и холодильник, новая аудиосистема и тонированные стекла. Однако у «Роллса» был лишь один недостаток — он был черным. Вскоре Леннон решил устранить его, и в мае 1967 года лимузин был разрисован в психоделической манере. В 1977 году Леннон подарил свой Yellow Submarine государству в счет налоговых долгов (около $250 000). Машина экспонировалась в Национальном музее дизайна Cooper-Hewitt Museum до 1985-го, после чего была продана на аукционе Sotheby's за баснословную цену — $2 299 000, попав с этой ценой в книгу рекордов Гиннесса, как самый дорогой автомобиль в мире.

Но почему именно Rolls-Royce Ghost и Rolls-Royce Wraith? Именно с этих двух моделей начался новый этап в истории компании Rolls-Royce Motor Cars. Запуск Ghost в 2009 году и Wraith в 2013-м помог привлечь новых клиентов бренду – более неформальных и молодых, которые чаще сами водят автомобиль, не прибегая к услугам водителя. Так, примерно 80% обладателей Ghost раньше не владели автомобилем Rolls-Royce. Также благодаря этим двум моделям удалось привлечь и женскую аудиторию, которая сейчас составляет около 15% клиентов.

Запуск Ghost в 2009 году и Wraith в 2013-м помог привлечь новых клиентов бренду – более неформальных и молодых, которые чаще сами водят автомобиль, не прибегая к услугам водителя

 

RУЧНАЯ RАБОТА

Для большей наглядности нового модельного ряда Rolls-Royce дизайнер экстерьера Ghost Андреас Тёрнер любит сравнивать модели автомобиля с костюмами. Так, если Phantom – это смокинг, то Ghost – это деловой костюм, тоже сшитый индивидуально, с таким же вниманием к деталям, но немного для других целей. И это сравнение, как ничто иное, дает исчерпывающее понятие о новой аудитории клиентов, которая заметно «помолодела» с появлением моделей Ghost и Wraith.

И нам как раз представилась возможность примерить этот «деловой костюм» на себя. Но прежде чем говорить о том, насколько этот костюм удобен и бесподобен в эксплуатации, стоит отметить, как идеально он «сшит».

Главное, что отличает Rolls-Royce, – это то, что все автомобили марки, как и сто лет назад, изготавливаются полностью вручную. И это, заметьте, в век прогресса, когда на многих производствах ручной труд считается чем-то давно устаревшим. Но именно ручная сборка и щепетильное отношение к деталям и создают бренд Rolls-Royce, относя автомобиль к предметам истинной роскоши. Ведь в понимании компании настоящая роскошь – это то, что максимально индивидуализировано, персонализировано и уникально.

На построенной в 2003 году мануфактуре в Гудвуде (Великобритания, графство Западный Суссекс. – Прим. ред.) всего два робота, наносящих краску на кузов, все остальные процессы основаны исключительно на ручном труде. Да и как доверить роботу работу, в которую необходимо непременно вложить душу: например, подборку и состыковку деревянных шпонов для панели управления, или нанесение знаменитой идеально прямой линии вдоль кузова автомобиля, не используя при этом никаких инструментов, кроме кисточки, или многократную ручную шлифовку корпуса, не говоря уже о тонкостях работы с натуральной кожей самой лучшей выделки. Всё это сразу ощущается, когда оказываешься внутри или просто находишься рядом. И даже не верится, что такое совершенство возможно.

Говоря о Rolls-Royce, нельзя не упомянуть о легендарной фигурке-талисмане Spirit of Ecstasy («Дух экстаза»), которая украшает капот всех автомобилей Rolls-Royce начиная с 1923 года. Фигурка представляет собой символическое изображение богини Ники. Сегодня знаменитые статуэтки производятся на заводе Polycast Limited в Саутгемптоне, отдельно от автомобилей. Их полируют вручную порошком из измельченных косточек черешни.  

ЗА РУЛЕМ

Около 4000 автомобилей в год реализуется Rolls-Royce Motor Cars на протяжении нескольких лет.   Более 100 автомобилей реализовано в России в 2015 году. Этот год стал вторым рекордным годом подряд по количеству продаж Rolls-Royce.   Свыше 130 дилерских центров Rolls-Royce в мире. Из них три в России: два в Москве и один в Санкт-Петербурге.   Компании Rolls-Royce не нужно быть на пороге дома клиента, чтобы общаться с покупателями из городов, где нет дилерских центров. Гораздо важнее находить для них индивидуальное решение, которое устроило бы всех.   Rolls-Royce Ghost самостоятельно водит примерно 80% владельцев, а Rolls-Royce Wraith — практически 99%.   Конкуренты компании Rolls-Royce — это не другие автомобили. Это часы, ювелирные украшения, яхты, вертолеты.   Благодаря программе Bespoke клиент может сам выбрать дизайн своего автомобиля: например, подобрать оттенок кузова в цвет любимых туфель или шерсти питомца из 44 000 цветов палитры Rolls-Royce; заказать уникальную вышивку на подголовниках или выбрать дерево для интерьера.   Около $5000 может составлять стоимость фигурки Spirit of Ecstasy. Уберечь статуэтку от кражи помогает кнопка в салоне, при нажатии которой фигурка прячется в недрах капота. Также этот пружинный механизм срабатывает, но уже автоматически, при малейшем контакте с препятствием, чтобы не нанести травм пешеходу.  

В компании Rolls-Royce Motor Cars знают лично каждого покупателя.

Совершенно ни с чем не сравнимое ощущение, когда оказываешься на водительском сиденье. Первое впечатление – это множество невероятно красивых кнопок, панелей и прочего и волнение, что со всем этим делать. Но осознав, что это же Rolls-Royce, что в нем всё продумано до мелочей, а тем более новая модель – Rolls-Royce Ghost, созданная именно для самостоятельного вождения, – о волнении забываешь. И в итоге всё оказалось предельно функционально и удобно. Идеально подогнав сиденье, его наклон и удаленность, настроив боковые зеркала, казалось, до миллиметра, в мгновение привыкнув к рычагу переключения передач, который, как у многих ретроавтомобилей, находится около руля, хочется поскорее нажать на педаль газа.

Все автомобили Rolls-Royce, как и сто лет назад, изготавливаются полностью вручную. Именно ручная сборка и щепетильное отношение к деталям и создают бренд rolls-royce, относя автомобиль к предметам истинной роскоши

Всего какие-то 4,9 секунды – и ты уже мчишься по шоссе со скоростью 100 км/ч, да и то только потому, что соблюдаешь ПДД, ведь 563 лошадиные силы и V-образный 12-цилиндровый двигатель так и провоцируют нарушать все правила.

Оценив на отлично Rolls-Royce Ghost как водитель, настало время почувствовать себя пассажиром – требовательным и щепетильным. Открыв фирменную заднепетельную дверь, попадаешь в салон, который напоминает интерьер роскошной яхты. Находясь на пассажирском сиденье, обращаешь внимание на все детали интерьера британского аристократа. Конечно, первое, что впечатляет, – это уникальное «звездное небо», секрет которого в том, что вручную вплетаются 1340 оптоволоконных лампочек. При этом покупатель Rolls-Royce сам решает, какие звезды будут ему светить. Например, по программе Bespoke («сделанный на заказ». – Прим. ред.) можно заказать Большую Медведицу либо любое другое созвездие или вообще придумать подсветку самостоятельно.

Конечно, никакого дискомфорта, даже на эмоциональном уровне, не нашлось. Удобно абсолютно всё – от множества свободного пространства на заднем сиденье до безукоризненно мягких и эргономичных кресел, в которые погружаешься и по-настоящему отдыхаешь (или понастоящему работаешь, в зависимости от ситуации).

После ланча в чудесном бутике отеле Seneshal, на берегу чарующего озера Сенеж, мы сменили «деловой костюм» на «бизнес кэжуал» и помчались прямиком в столицу на Rolls-Royce Wraith, который оказался еще более мощным и маневренным – 624 л. с., время разгона до 100 км – 4,6 секунды. Ощущение, что паришь над дорогой, что всё неважно, кроме наслаждения от поездки, не покидало ни на миг. И это неспроста.

Ведь подвеска Wraith доработана таким образом, что сводит к минимуму крен кузова и усиливает чувство дороги при резких поворотах. Руль же становится тяжелее на высоких скоростях и легче на низких, что захватывает само по себе. И, конечно, технология переключения передач с учетом данных спутниковой навигации (SAT) представляется чем-то нереальным. На основе местоположения и стиля вождения система заранее предугадывает, какую передачу следует выбрать для предстоящего участка дороги.

Как отметил генеральный директор компании Rolls-Royce Motor Cars Торстен Мюллер-Отвос, «продолжая успех Ghost, новая модель смело поведет Rolls-Royce в будущее, завоевывая сердца новых клиентов. Ведь Wraith – это автомобиль класса «гран туризмо» для истинных джентльменов». И тут стоит заметить, что не только для джентльменов, но и для леди, поскольку абсолютно все характеристики автомобиля способствуют этому.

*источник: журнал tmn №30 (октябрь–ноябрь 2016)

Текст: Лариса Меркурьева Фото: Александр Комзиков

История Rolls-Royce: царь горы

И пусть его имя в названии легендарного британского бренда идет лишь после фамилии аристократа Чарльза Роллса, на самом деле именно Ройс был главной движущей силой компании, особенно в инженерно-созидательном плане. Мы решили вспомнить самые лучшие машины элитной марки, в истории которых как в зеркале отразилась вся летопись компании.

Начало начал

Rolls-Royce 10 h.p. (1904)

Первый автомобиль, имевший честь называться Rolls-Royce, талантливый инженер и конструктор Генри Ройс построил в общем-то по воле случая. Вышло так, что приобретенный им автомобиль французской марки Decauville оказался... настоящей рухлядью — заводился с трудом, ехал еще хуже, но при этом громыхал, вибрировал и весьма дурно пах. И тогда Ройс, просто на дух не переносивший халтурной работы, решил попробовать сделать машину своими силами. Тем более что солидный опыт в машиностроении у него как никак имелся — фирма Генри выпускала известные на всю Европу портовые краны и подъемники. Решив не изобретать ничего принципиально нового, за основу англичанин взял нехитрую конструкцию Decauville, но при этом улучшил, дополнил и усовершенствовал все, что можно было улучшить, дополнить и усовершенствовать.

Первый экземпляр 10-сильной модели Ройса. Снимок сделан на Кук-стрит в Манчестере, где располагались мастерские Rolls-Royce

В результате модель 10 h.p. (скромное название просто-напросто указывает на мощность двигателя) внешне практически полностью повторяла французскую развалину, но качеством изготовления и добротностью превосходила ее на порядок. 10-сильный мотор машины работал настолько тихо и ровно, что невозможно было поверить, будто под капотом всего два цилиндра!

А это уже серийный вариант Rolls-Royce 10 h.p., поступивший в продажу в конце 1904-го

Генри Ройс — один из основателей и главный конструктор компании

Свой автомобиль Генри поначалу строил безо всяких далеко идущих планов, но судьба распорядилась иначе. Увидев и опробовав в деле прототип 10 h.p., лондонский денди и бизнесмен Чарльз Роллс весной 1904-го предложил Ройсу деловое партнерство. А уже зимой того же года в продажу поступили первые автомобили тогда никому не известной, а ныне всемирно знаменитой марки.

Лучше не бывает!

Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost (1906)

Если 10 h.p. является первой моделью легендарного британского бренда, то машиной, раз и навсегда утвердившей непререкаемую репутацию марки не только в Европе, но и во всем мире, стал конечно же «Серебряный призрак». Впрочем, на самом деле имя Silver Ghost официально носил лишь один-единственный экземпляр модельной серии 40/50, выпущенный в 1908 году.

Тот самый единственный Rolls-Royce, имеющий право называться «Серебряным Призраком»

Дело было так. Для продвижения на рынке этой совершенно новой для того времени модели, коммерческий директор Rolls-Royce Клод Джонсон распорядился выкрасить машину с шасси за номером 60551 в серебристый цвет. Причем некоторые детали кузова покрыли настоящим серебром, но истинная ценность машины, конечно же, не в наличии драгметаллов. С помощью «Серебряного призрака» мистер Джонсон с энтузиазмом принялся демонстрировать состоятельной и осведомленной публике незаурядные возможности машины. Скажем, феноменально тихую и ровную по тем временам работу шестицилиндрового мотора, рекламировали таким образом — на облицовку радиатора ставили монету ребром и заводили двигатель. Монетка, представьте себе, не падала. Но это еще что! Гораздо круче выглядит другое достижение Silver Ghost — рекорд безостановочной (если не считать времени на дозаправку, смену резины и ночной сон пилотов) езды. Дабы покрыть расстояние в 15 тысяч миль, то есть порядка 24 000 км, заводскому экипажу Rolls-Royce, в состав которого, к слову, вошел и сам Джонсон, пришлось сгонять из Лондона до Эдинбурга... 27 раз! Сложно поверить, но Silver Ghost, не поморщившись, выдержал испытания, дав повод журналистам авторитетного издания Autocar&Motor назвать Rolls-Royce 40/50 лучшим автомобилем в мире.

Об этом шестицилиндровом моторе Silver Ghost в начале 20 века слагали легенды

Роскошь салона — понятие относительное, если речь идет о машине образца 1906 года...

Рекорд? Есть рекорд!

Railton Blue Bird (1935)

Сегодня, казалось бы, нет более полярных друг другу понятий, нежели автоспорт и Rolls-Royce, но в первой половине 20-го века все было иначе. Машины элитной марки частенько выходили на старт различных гоночных заездов, кроме того компания приложила руку и к одному из самых громких автомобильных событий 30-х годов — абсолютному рекорду скорости на суше! Конечно-конечно, осведомленный читатель сразу возразит, мол, от Rolls-Royce в рекордном автомобиле Railton Blue Bird лишь двигатель. Но ведь именно благодаря мотору рекорд и состоялся. Впрочем, обо всем по порядку...

Рекордные 300 миль в час впервые покорились «Синей Птице» Дональда Кемпбелла, оснащенной мотором Rolls-Royce R

Заезды на установление максимальной скорости в 20-30-е годы прошлого века действительно переживали эпоху расцвета. А главными героями сколь романтичной, столь и смертельно опасной гонки за рекордами слыли американец Генри Сигрейв и англичанин Дональд Кэмпбелл. Заочное соперничество двух храбрецов началось в 1927-м, когда Генри на 1000-сильном Sunbeam стал первым человеком на планете, преодолевшим порог в 200 миль в час (порядка 320 км/ч). Кэмпбелл и его «Синяя птица» вернули должок на следующий год. Но в 1929-м Сигрейв вновь поднял планку сухопутного рекорда, на этот раз до 372 км/ч. Причем за это достижение Генри получил рыцарский титул! Тогда-то Кэмпбелл замахнулся на следующую эпическую веху — отметку 300 миль в час...

Его рекордный Blue Bird с двигателем фирмы Napier явно не годился для решения этой сверхзадачи, и Дональд решил отстроить машину заново вокруг новейшего авиационного мотора Rolls-Royce. Последняя и самая известная инкарнация «Синей птицы» получила 12-цилиндровый компрессорный мотор Rolls-Royce R рабочим объемом 36,7 литра, развивавший свыше 2300 л.с. Именно на этом автомобиле 3 сентября 1935 года Дональд Кэмпбелл преодолел барьер, до сих пор казавшийся совершенно непреодолимым. По дну высохшего соляного озера Бонневиль британец промчался со скоростью 484 км/ч, эквивалентной 301 миле в час.

После этого Кэмпбелл почел за благо повесить шлем на гвоздь — в конце концов к тому времени его главный соперник Сигрейв уже разбился при попытке установления очередного рекорда. А вот двигатель серии R, напротив, только начинал свою карьеру, став отправной точкой для английских инженеров, создавших впоследствии авиационный мотор Rolls- Royce Merlin. Во время Второй мировой этим замечательным агрегатом комплектовались знаменитые истребители союзников «Спитфайр» и «Мустанг».

Роскошное барокко

Rolls-Royce Phantom III (1936)

Ну а пока Дональд Кэмпбелл отчаянно сражался со скоростью, на заводе Rolls-Royce в Дерби заканчивали разработку новой флагманской модели.

Первый в истории 12-цилиндровый Rolls-Royce — Phantom III мог похвастать диковинным разнообразием заказных кузовов. Скажем, это седан от Mulliner...

...это лимузин фирмы Barker...

Надо сказать, достойно заменить на рынке великолепный «Сильвер Гост» оказалось крайне непростым делом. Конечно, «Призрак» во многом опередил свое время, но шли годы, конкуренты Rolls-Royce по премиум-сегменту предлагали более совершенные, мощные и роскошные модели, а в Дерби все медлили с запуском сменщика.

 ...на этом снимке седан-де-виль от американской карроцерии Freestone & Webb...

 ...а это совсем уж футуристичный кабриолет от французского ателье Labourdette

Ведь новый большой Rolls-Royce появился только в 1925-м, выходит, выпуск «Серебряного призрака» продолжался без малого 20 лет! При этом новичок, получивший имя New Phantom ( впоследствии эту машину задним числом будут называть Phantom I), конструктивно не сильно отличалась от «Сильвер Гост». Ходовая часть осталась практически прежней, разве что объем двигателя вырос до 7,6 л, а его мощность соответственно увеличилась до 90 л.с. Однако и сам автомобиль стал тяжелее, чему не в последнюю очередь способствовали все более вычурные и сложные заказные кузовы от престижных коуч-билдеров. Выходило, по динамике Phantom I даже уступал Silver Ghost... Вот почему уже в 1929-м компания представила Phantom II с модернизированной головкой рядной шестерки, позволившей повысить мощность до 120 л.с. Но по-настоящему знаковым стал Phatom III, ведь показанная в октябре 1935-го модель — это первый в истории Rolls-Royce с 12-цилиндровым мотором! Невероятно сложный в техническом плане и соответственно довольно хлопотный в обслуживании, 7,3-литровый V12 выдавал 165 л.с., а на более поздних версиях и все 180 «лошадей». Увеличенная мощность «третьего фантома» окончательно развязала руки многочисленным «карроцериям», создавшим для величественного Rolls-Royce не один десяток неповторимых кузовов.

Веление времени

Rolls-Royce Silver Shadow (1965)

Накануне Второй мировой Rolls-Royce поменял дислокацию — автомобильные производственные мощности перенесли в Крю, а старый завод в Дерби полностью перепрофилировали под выпуск авиационных моторов. Однако по вполне понятным причинам по-настоящему производство в Крю заработало лишь после войны.

Silver Shadow — первый Rolls-Royce с несущим кузовом

Основу обновленной гаммы Rolls-Royce составляли модели серии Silver Wraith, а также дальнейшее развитие этой конструкции Silver Cloud. Причем «Серебряное облако», представленное в середине 50-х, выглядело просто вызывающе архаично. И если бы дело было только в дизайне. Ведь и в техническом отношении Silver Cloud представлял набор еще довоенных решений. Роскошь отделки, непререкаемый престиж и ни с чем несравнимый комфорт по-прежнему были на месте, но все больше и больше клиентов в буквальном смысле стеснялись появляться на людях в этой неуклюжей громадине. Вот почему уже вскоре после начала производства «Серебряного облака» инженеры Rolls-Royce засели за чертежи совершенно новой модели.

Уникальный вариант «тени» с кузовом универсал сделает честь любой коллекции

Созданный с нуля Silver Shadow вошел в историю как первый автомобиль марки с несущей конструкцией кузова. Заслуживает внимание и система поддержания постоянного дорожного просвета вне зависимости от нагрузки. Кроме того, радикально поменялся и дизайн. Обретя черты большого классического седана, «тень» уже не заставляла покупателей парковаться вдали от любопытных глаз. Единственное, что новинка позаимствовала у Silver Cloud, — силовой агрегат. В то время мощность 6,2-литрового V8 англичане предпочитали замалчивать, утверждая лишь, что «она достаточная». Сегодня мы знаем, что это действительно было именно так. При истинно паровозном крутящем моменте даже сравнительно скромных 172 «лошадок» хватало для того, чтобы разогнать тяжелый седан до сотни всего за 10,9 с. И это, разумеется, данные для автоматической трансмиссии.

Роскошь с откидным верхом

Rolls-Royce Corniche (1971)

Став несомненным коммерческим успехом, Silver Shadow к тому же послужил основой для целого ряда новых моделей. Так, в сентябре 1967-го свет увидел вариант модели с мягким складным верхом — первый в истории марки кабриолет. Нет, конечно же, модели с откидной крышей, украшенные изящной статуэткой «Дух экстаза», можно было встретить и в ранние периоды истории марки. Но тогда речь шла о заказных кузовах от престижных карроцерий, прелесть же Corniche в том, что этот кабриолет полностью создавали силами Rolls-Royce.

Cornich, как видите, выпускался не только в виде кабриолета, но и как 2-дверный седан

В 1971-м кабриолет на базе Silver Shadow получил имя собственное — Corniche (по-русски читается как «Кониш» с ударением на второй слог). Строгий и пафосный кабриолет обзавелся более мощным, чем у «облака» мотором, да и стоил заметно дороже базового седана. Тем не менее, спрос на машину оставался стабильно высоким — всего выпущено 1737 кабриолетов на базе Silver Shadow, что для машины этого класса и цены стоит признать очень достойным результатом.

Corniche-кабриолет элегантен и свеж и по сей день

Правда, коммерческие успехи автомобильного отделения Rolls-Royce не могли перевесить катастрофического положения дел авиационного филиала. Не справившись с поистине судьбоносным заказом на реактивные двигатели нового поколения, в конце 1970 года Rolls-Royce Limited объявили банкротом...

Новое начало

Rolls-Royce Camargue (1975)

Компанию национализировали и превратили в две независимые друг от друга фирмы. Причем «провинившееся» отделение по выпуску авиационных моторов так и оcталось под контролем государства, а вот автомобильный филиал в мае 1971-го снова продолжил независимую деятельность, но уже под именем Rolls-Royce Motors Ltd. Надо сказать, шумиха с банкротством нисколько не отразилась на репутации автомобилей из Крю — за Silver Shadow и Corniche покупатели по-прежнему выстраивались в очереди. Однако несмотря на то, что спрос заметно превышал предложение, а в наличности вновь организованная компания нуждалась как никогда, государственные органы запрещали фирме повышать цену на автомобили более чем на 10%.

Работа Pininfarina в свое время вызывала много вопросов, но покупательский спрос на дорогущий Camargue оставался стабильным на протяжении 11 лет

И тогда, дабы сгенерировать дополнительную прибыль, в руководстве Rolls-Royce пошли на хитрость. Итальянскому дизайн-ателье Pininfarina поручили заказ на изготовление спецкузова купе, который устанавливали на шасси обычного Corniche. Так на свет появился Rolls-Royce Camargue (произносится как «Камарг») пожалуй, самая эксклюзивная послевоенная модель компании.

Самое удивительное, Camargue не был ни быстрее, ни роскошнее Corniche. Да и в плане дизайна, по мнению большинства критиков, творение Pininfarina уступало обычной модели, но аура эксклюзивности запросто оправдывала феноменальную цену. Сложно поверить, но Camargue стоил вдвое дороже седана Silver Shadow, который, в свою очередь, язык не повернется назвать дешевым! Тем не менее, мелкосерийный выпуск — в неделю собирали примерно по одному Camargue — продолжался до 1986 года. Общий же тираж эксклюзивного «роллса» составил 531 автомобиль.

Кризис среднего возраста

Rolls-Royce Silver Spirit (1981)

На момент окончания выпуска в 1980-м Silver Shadow являлся самым популярным автомобилем за всю историю компании — всего произведено около 32 тысяч экземпляров. Неудивительно, что его сменщика создавали по образу и подобию «Серебряной Тени»: вот они — те же формы классического седана, которым австрийский инженер-дизайнер Фритц Феллер добавил еще больше солидности. Особенно удалась монументальная передняя часть в стиле эксклюзивного Camargue. Машина стала длиннее и шире, но при этом площадь остекления увеличилась на 30%.

Silver Spirit стал логическим развитием темы Silver Shadow...

Лимузин на базе Silver Spirit выглядит особенно импозантно

Поначалу новый Silver Spirit продавался очень прилично, несмотря даже на силовой агрегат от предыдущей модели. Но потом вдруг случилось то, чего в Крю никак не ожидали. После рекордного 1988-го, когда суммарные продажи «роллс-ройсов» достигли 3333 единиц (сюда правда входили и цифры Bentley, на тот момент еще принадлежавшей Rolls-Royce), спрос на британский эксклюзив сократился более чем вдвое. Что же случилось? Однозначного ответа на этот вопрос, пожалуй, не существует. Но очевидно, что в конце 90-х годов репутация Rolls-Royce, образно выражаясь, поменяла полярность. Еще вчера автомобили из Крю казались очаровательно-консервативными, а потом в один прекрасный день превратились в безнадежно устаревшие. В то время как немецкие Mercedes-Benz и BMW, а также ввязавшиеся в битву гигантов Audi и Lexus, наперебой предлагали покупателям все более совершенные и доступные машины класса люкс, заметно превосходившие в техническом плане тогдашние Rolls-Royce, в Крю не знали, что делать...

Пешка в чужой игре

Rolls-Royce Silver Seraph (1998)

...ведь для тотальной перестройки модельного ряда требовались деньги, которыми компания попросту не располагала. Пока суд да дело, новую модель компании решили оснастить покупным мотором — такого в многолетней и славной истории компании еще не было.

Silver Seraph — первый Rolls-Royce с двигателем от BMW

С другой стороны, 12-цилиндровый бензиновый мотор BMW на световые годы превосходил собственные разработки фирмы. В остальном же «Серебряный Серафим» представлял собой эволюцию Silver Spirit — на разработку совершенно нового автомобиля у компании так и не нашлось средств. И тогда владелец Rolls-Royce — промышленный конгломерат Vickers Ltd — начал искать покупателя. Поиски оказались недолгими — англичане уже было договорились с BMW, когда буквально в последний момент на сцену вышел Фердинанд Пьех из Volkswagen и перебил финансовые условия баварцев.

Впрочем, в BMW так просто не отступили. В течение следующих нескольких месяцев две немецкие компании грызлись за Rolls-Royce как дворовые псы из-за суповой кости. И в итоге победителем в этом бою без правил оказался BMW. Именно баварцам в конечном итоге достались права на торговую марку Rolls-Royce, в то время как Volkswagen пришлось довольствоваться приобретением Bentley и получением в собственность завода в Крю.

История компании Rolls-Royce

Роллс-Ройс Дон назван «Лучшим роскошным авто 2016 года», что далеко не случайно. Основой бизнеса начала ХХ века был не ширпотреб, а качественные вещи, ставшие символами времени. Почётное место среди них занимает Rolls-Royce. Официальная история компании Rolls-Royce считается со встречи её основателей, двадцатисемилетнего Фредерика Ройса с сорокалетним Чарльзом Роллсом, в 1904 году.

Предыстория

Отец Фредерика — разорившийся мельник, Чарльза — аристократ. Фредерик — самоучка, Чарльз — кембриджский выпускник. Первый — изобретатель, второй — спортсмен, гонщик, лётчик. Однако оба основателя страстно любили автомобили и были предпринимателями.

Ройс

Фредерик работал с 10 лет, пока не создал с другом собственную фирму, делавшую бытовую электротехнику. За год до начала истории Rolls-Royce Фредерик купил своё первое авто — французский Декавиль. Бесконечно ремонтируя, переделывая, находя новые инженерные решения, изобретатель сделал новый автомобиль и назвал его Royce. Он сразу привлёк внимание публики. Даже Таймс писала о бесшумном двигателе.

Роллс

«Голубая кровь» Чарльза не давала прав унаследовать ни состояние, ни титул лорда: он был младшим, четвёртым ребёнком. Потому занятие бизнесом было для него естественным. Однако Роллс мечтал сам выпускать самые качественные, элегантные, стильные, роскошные, дорогие авто. Для воплощения мечты ему был нужен талант уровня Ройса.

На первой встрече Фредерик Ройс предложил испробовать своё авто. Чарльз Роллс был так впечатлён, что сразу предложил сотрудничество. Вскоре фирмы партнёров объединились. Началась история марки Роллс-Ройс: автомобили получили новое двойное имя. Эти машины побеждали на ралли, начали быстро набирать популярность. Первым победил в 1906 году лёгкий 20 PS с Роллсом за рулём.

Серебряный призрак

Тот же год был отмечен не только началом рекордов, но и появлением легенды мирового автопрома — Silver Ghost («Серебряный призрак»). Затем до 1922 года в истории фирмы Роллс-Ройс была только эта модель авто (а ещё самолёты и двигатели самолётов). Сама фирма делала шасси, а кузова выпускали знаменитые специализированные мастерские. Благодаря созданию кузовов разными мастерскими двух одинаковых «Призраков» не было. Шасси стоили 985 фунтов стерлингов, ещё примерно такую же сумму просили за кузов. Тогда 800 фунтов стерлингов стоил представительный Crossley 40НР, а простенький Vauxhall 6НР — 150 фунтов стерлингов.

Silver Ghost воплотил мечты своих создателей о надёжной, роскошной, бесшумной машине. По легенде, название родилось благодаря посеребрённым деталям и тихому мотору. Silver Ghost разгонялся до 150 км/ч, чего не могли многие спортивные машины того времени. К 1907 году легендарная модель рекламировалась как лучшее авто в мире.

Секретарь королевского автомобильного клуба, бывший партнёр Роллса Клод Джонсон устроил «Призраку» ряд испытательных пробегов на расстояние до 15 тысяч миль (свыше 24 тыс. км). На этих гигантских по тогдашним временам дистанциях Silver Ghost сломал лишь топливный краник.

Silver Ghost был так хорош, что рост цен из-за постоянного улучшения конструкции машины не сокращал спроса. Более того, открывались новые отделения. К 1921 году открылось отделение в США. Одним из первых американцев легендарный «Призрак» купил Нельсон Рокфеллер. «Серебряные призраки» безотказно работали десятилетиями. В США на «вечном» шасси просто меняли кузова на новые, более модные.

Впоследствии было выпущено ещё несколько моделей с тем же удачным словом в названии: Серебряный Дух, Серебряная Тень, Серебряный Серафим, Серебряная Шпора, Серебряное Облако.

Фантомы

Сразу после «Призрака» вышли первый, затем второй Фантомы. Первый отличали новый приёмистый мотор, высокая цена, старомодный дизайн, недостаточно хорошая управляемость, потому он не получил признания публики. Это признание вернул вышедший через 4 года Фантом II, исправивший недостатки и ставший мощнее предшественника.

RR и Дух Восторга

История логотипа началась на 3 года позже истории бренда Роллс-Ройс, в 1907 году. По легенде, Фредерик увидел буквы RR на ресторанной скатерти. Ещё позже, чем началась история значка Роллс-Ройс, родился другой атрибут легенды — «Летящая Леди», первая металлическая фигурка на капоте британского авто. В 1909 году один «Призрак» был продан сэру Джону Монтегю лорду Белью — автору первого учебника по вождению, многолетнему главе Королевского автомобильного клуба. Через год лорд попросил друга, скульптора-модерниста Чарльза Сайкса создать талисман на нос. Летящая фигурка передавала дух, грацию, скорость, красоту, стиль марки. Сначала фигурку назвали «Олицетворение скорости», позднее, когда Чарльз Сайкс уже продал компании авторские права, её назвали «Дух Восторга» (можно перевести также как «Дух Вдохновения»). Художник увековечил в талисмане свою безнадёжную любовь, личного секретаря лорда Белью Элеонору Торнтон. История создания этого символа имеет ещё одну печальную страницу: Элеонора погибла на подбитом немцами корабле. «Дух Восторга», прозванный «Летящей Леди», делали даже из серебра и золота.

Эпоха Ройса

В 1910 году 33-летний Чарльз Роллс поставил новый рекорд, но открыл британский список жертв авиационных катастроф. Его самолёт рухнул, когда до земли оставалось всего семь метров. Роллс успел наладить выпуск моторов самолётов, что спасло от разорения в Первую мировую войну, когда спроса на роскошные машины не было.

Фредерик Ройс блестяще справился с управлением компанией. Его создания были даже у Николая II и Ленина (целых 2). Сам Фредерик называл себя механиком. Несмотря на его изобретательский талант и любовь к приключениям его партнёра, компанию отличал некоторый консерватизм. К примеру, её конкуренты применяли электрозапуск двигателя с 1914 года, она же — с 1919 года.

В 1931 году компания поглотила бывшего конкурента, Бентли. В 1933 году скончался второй основатель, незадолго до смерти получивший баронский титул за выдающиеся заслуги перед родиной. С этим связана печальная часть истории эмблемы Роллс-Ройс: после смерти Ройса фон букв стал чёрным.

Взлёты и падения

К 50-м компания стала поставщиком машин британского королевского дома, к 1971 году — банкротом. Спасло на тот раз правительство, посчитавшее бренд достоянием Британии и вложившее в него около 250 млн долларов, но разделившее на два. Роллс-Ройс Мотор Холдинг делал машины, запчасти для автопрома и самолётов, двигатели, локомотивы, лёгкие самолёты. А Роллс-Ройс Лтд выпускал двигатели самолётов и после приватизации 1987 года сменил название на Rolls-Royce Plc.

Под военным управлением

В 1980 году, на грани нового кризиса, Мотор Холдинг купила компания Виккерс. Ранее Роллс-Ройс поставлял новому владельцу моторы. Виккерс вложил около 40 млн фунтов стерлингов, модернизировал заводы. Благодаря ему полный цикл выпуска машин сократился более чем вдвое, с 65 до 28 дней. Конечно, можно делать автомобили быстрее (модели Тойоты собирают за 13 часов, но у Тойоты история марки совсем другая), однако с начала 90-х бренд снова стал давать прибыли. Новый кризис случился в 1982–84 годы. Компания удержалась на плаву, однако к концу 90-х в неё, по оценке «Виккерса», надо было вложить ещё 200 млн фунтов стерлингов, и фирма выставила Rolls-Royce на продажу.

Немецкий раздел

«Виккерс» получил много предложений. «На финишной прямой» остались БМВ и Фольксваген. Сделка была крайне важна обоим. Первый рисковал потерять поставки почти трети деталей и двигателей. Представительские машины «дочки» второго, Ауди, считались хуже флагманов БМВ и Даймлер-Бенца.

За несколько дней до продажи Ауди предложила купить у Виккерса ещё одну компанию. Но у БМВ было СП с Rolls-Royce Plc по выпуску авиационных двигателей. Партнёр имел право на использование бренда. В БМВ заручились его поддержкой, обещав уступить один директорский пост в СП. В итоге Фольксваген купил заводы, а БМВ получил права на бренд. Фольксваген стал выпускать Бентли, а БМВ — модели под легендарным названием.


Смотрите также