Роторный экскаватор фото


Долина мёртвых экскаваторов

Морозовский карьер – один из крупнейших угольных разрезов Украины. Еще каких-то 5 лет назад здесь кипела работа. Каждый час огромные шагающие экскаваторы отгружали сотни КАМАЗов угля. Сейчас они потихоньку ржавеют и ждут, когда их пустят на металлолом. Техника советская, 70-х годов, и немецкая, еще довоенная. Этот пост – о железных монстрах Морозовского карьера.

Морозовский разрез – одно из немногих мест в Украине, где добывали бурый уголь. Предприятие с грехом пополам пережило 90-е и до недавнего времени работало. В 2009 компании отключили электроэнергию – за долги. Техника стала, персонал сократили, карьер быстро заполнился грунтовыми водами. Разрез ждет рекультивация – говорят, его хотят разрабатывать китайцы.

 3.

В последнее время Морозовский карьер очень популярен среди украинских любителей индастриала. Правда, с каждым месяцем «экспонатов» становится всё меньше, а попасть к ним всё труднее. Карьер хорошо охраняется. Сверху – два поста. Охранники – отличные ребята, раньше работали здесь экскаваторщиками. На мой вопрос можно ли спустится вниз, испуганно отвечают: «Та ты шо, там же донецкие металл режут!». Присмотрелся – таки режут. Груженые КАМАЗы снуют туда-сюда буквально каждые пять минут. Этот – только приехал на погрузку. Увозить есть что.

 4.

Мужики свято верят, что скоро экскаваторы починят и производство возродят. Как грицца – блажен, кто верует.

 5.

По подсчетам залежей угля здесь хватит еще лет на 20 активной добычи.

 6.

Главная достопримечательность карьера – огромнейший роторный экскаватор. Слева внизу стоит обычный – можно сравнить размеры.

 7.

Зовут монстра ЭРШР-1600. С маркировкой всё просто: экскаватор роторный шагающее-рельсовый, производительность 1600 кубометров в час. Чтобы было понятно – это около 200 КАМАЗов. Повторяю – в час!

 8.

Машина 1970 года постройки. Запчасти привозили по отдельности несколько лет и тут, на месте, рабочие собирали этого монстра.

 9.

Весит махина 4 000 тонн. Нет, я не опечатался – четыре тысячи. Это примерно как 80 железнодорожных пассажирских вагонов. В обхвате реально  почти с мою хрущевку-пятиэтажку.

 10.

Двигался он со скоростью два метра в минуту. Медленно, но верно)

 11.

Этот экскаватор разрабатывал карьер. Он шел по краю, срезал верхний слой, после чего драглайны приступали к добыче угля, а он спускался на уровень ниже и копал там.

 12.

Огромное колесо на конце стрелы – собственно, ротор. Диаметр – 16 метров. К нему крепилось 10 ковшей. Недавно их срезали на металлолом.

 13.

 14.

Драглайн. Он же – шагающий экскаватор ЭШ-6/45. С маркировкой – опять таки ничего сложного. Буквы просто аббревиатура. Цифры означают объем ковша (в кубометрах) и длину стрелы соответственно.

 15.

НКМЗ – Новокраматорский машиностроительный завод. Среди ржавчины еще проступает профиль Ленина.

 16.

Такие экскаваторы выпускали с начала 70-х до конца 80-х. Всего драглайнов этого класса НКМЗ склепал больше 300 штук. Их поставляли во все страны соцлагеря.

 17.

 18.

 19.

Лапки) Именно ими он «шагает».

 20.

Это – единственный экскаватор, по которому удалось полазать и даже забраться внутрь.

 21.

 22.

Немного деталей.

 23.

 24.

А это – его старший брат. Он в полтора раза больше. Длина стрелы – 70 метров. Для сравнения – это стандартная ширина футбольного поля.

 25.

Просто невероятные цвета. Никогда не видел такого сочетания в природе.

 26.

 27.

Воды с каждым годом всё больше. Местные говорят – глубина «высотой с три столба».

 28.

Говорят, каждый день уровень воды поднимается на 1 см.

 29.

Под водой – линия электропередач, конвейер и еще много чего. Почти утонул и один из шагающих экскаваторов. На фото они кажутся маленькими. На самом деле стрела правого экскаватора 70 метров, ковш – 10 кубов. Издалека они напоминают скелеты каких-то динозавров. Или жирафов.

 30.

Слева на холме – наш старый знакомый, по которому мы лазали.

 31.

Конвейерный мост – единственный в Украине. Трофейный. Мост привезли из Германии, после Второй мировой. Там он с 1929 года использовался на угольном разрезе в городе Брегвитц.

 32.

 33.

Также этот мост называют транспортно-отвальным. Не знаю в чем разница. Вроде как он самоходный.

 34.

 35.

Еще в карьере вроде как есть два старых немецких экскаватора. Но то ли я до них не дошел, то ли их уже успели разрезать на металл. Мы с вами не в Германии живем, поэтому музей из железных монстров делать никто не будет. Так что если хотите увидеть их в живую – поспешите.

 36.Вот карьер на гуглокартах, если кому интересно. Только сейчас уровень воды гораздо выше.

Оставайтесь с нами, добавляйтесь в друзья – впереди много интересного. Всем, кто лайкнул и репостнул – плюс в карму)

UPD P.S. Если вам понравился этот репортаж, буду благодарен, если вы поможете ему стать лучшим постом недели украинского ЖЖ. Всего один клыц - вот здесь. Спасибо)

Самый большой в России роторный экскаватор ЭРШРД-5250

На разрезе «Берёзовский-1» в городе Шарыпово Красноярского края бурый уголь добывают при помощи пары самых крупных в стране экскаваторов роторного типа. ЭРШРД-5250 — это «Экскаватор роторный шагающе-рельсовый добычной». Два десятка ковшей, закреплённых на роторе-«колесе» этой гигантской самоходной машины, способны вынимать до 5250 кубометров угля в час.

36 фото

Фотографии и текст Славы Степанова

1. Длина стрелы экскаватора этого типа позволяет ему обрабатывать пласты до 30 метров в высоту. Именно поэтому ЭРШРД-5250 на Берёзовском работают парой: мощность угольного пласта на этом месторождении достигает 60 метров!

2. «Стена» угля со следами ковшей роторного экскаватора. Её высота сопоставима с 10-этажным домом.

3. Принцип действия роторного экскаватора основан на непрерывном вращении большого «колеса»: расположенные по его окружности ковши зачерпывают породу или уголь и затем самостоятельно опорожняются под действием сил гравитации или инерции.

4. ЭРШРД-5250 можно сравнить с 17-этажным домом: высота агрегата составляет 51 метр.

5. Масса экскаватора — около 4000 тонн. Столько же весили, к примеру, более 2500 популярных в советские времена легковых машин ГАЗ-24 «Волга».

6. Экипаж ЭРШРД-5250 составляет 4 человека (машинист, оператор, специалист, следящий за разгрузкой и транспортировкой горной массы и бригадир экипажа).

7. Идею «копающего колеса» придумал ещё Леонардо да Винчи в XVI веке. Однако путь от идеи до её реализации занял несколько сотен лет: принцип действия роторного экскаватора был запатентован в США в конце XIX века, первый действующий агрегат создали в Германии в 1916 году, а в нашей стране роторные экскаваторы начали использовать в середине XX века в Донбассе.

8. На роторном колесе диаметром 11,5 метров установлено 22 ковша. За час агрегат добывает 4500 тонн угля. Меньше чем за минуту заполняет вагон грузоподъёмностью 84 тонны.

9. ЭРШРД-5250 копает на глубину 2.1 метра.

10. Кабина машиниста роторного экскаватора.

11. Ротор экскаватора ЭРШРД-5250 заставляют вращаться два электропривода мощностью по тысяче киловатт каждый.

12. Ёмкость ковша ЭРШРД-5250 — 600 литров.

13. На каждом ковше роторного экскаватора установлено по четыре зуба. В советские годы разработка новых форм режущих поверхностей пользовалась популярностью в среде изобретателей и рационализаторов, они пытались увеличить износостойкость этих элементов.

14. Разрез «Берёзовский-1» входит в состав Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК) — крупнейшей угледобывающей корпорации России. Разрез разрабатывает месторождение бурого угля в Шарыповском районе Красноярского края. Его главная особенность — небольшая глубина залегания.

15. Залежи бурого угля сформировались в Юрский геологический период (150 млн лет назад). Мощность (то есть толщина угольного пласта) на Берёзовском месторождении достигает 60 метров. Над углём расположен слой породы.

16. Первая стадия процесса открытой добычи угля — вскрышные работы.

17. На разных предприятиях в зависимости от горно-геологических условий породу дробят либо взрывами, либо снимают при помощи экскаваторов.

18. «Слоистый пирог» горной породы.

19. Снятую породу самосвалами отвозят в места, где уже отработаны угольные пласты, чтобы засыпать огромные ямы и таким образом производить рекультивацию производственных участков.

20. На разрезе «Берёзовский-1» для транспортировки породы используют карьерные самосвалы Komatsu HD785.

21. В кузов самосвала-гиганта помещается 90 тонн породы.

22. Слой угля, «обнажённый» для работы роторного экскаватора.

23.

24. Экскаватор ЭРШРД-5250 приводят в действие электродвигатели, которые потребляют до 4500 кВт/ч энергии. К агрегату её подводит линия электропередачи напряжением 10 киловольт. Для оптимизации и удешевления производственного процесса экскаваторы работают, в основном, по ночам, когда действуют льготные энерготарифы.

25.

26. Ротор экскаватора ЭРШРД-5250 совершает более 40 оборотов в минуту.

27. Тридцатиметровая роторная мачта экскаватора удерживается и управляется при помощи системы стальных тросов и лебёдок.

28. Роторные карьерные экскаваторы — одни из самых крупных агрегатов, созданных человеком. В России крупнейшим добычным механизмом этого типа является ЭРШРД-5250. В мире же лидерство удерживает немецкий экскаватор Bagger 293 массой 14200 тонн, построенный в 1995 году и оснащённый 20 ковшами по 15 кубометров каждый.

29. Комплекс ЭРШРД-5250 на разрезе «Берёзовский-1» запустили в 1986 году. При этом сборка и монтаж горного оборудования заняли два года.

30. Экскаватор ЭРШРД-5250 произведён Ждановским заводом тяжёлого машиностроения имени Ильича, сейчас это ОАО «Азовмаш» (г. Мариуполь, Украина). Для разреза «Березовский-1» было выпущено четыре таких экскаватора, из них сейчас работают два.

31. Главным потребителем добытого на разрезе бурого угля является Берёзовская ГРЭС-1. Для транспортировки топлива на электростанцию создана уникальная конвейерная линия.

32. Добытый экскаватором в забое уголь выгружается на ленту транспортёра.

33. Длина магистрального конвейера от разреза до ГРЭС составляет 15 км.

34. Бурый уголь значительно дешевле каменного, однако уступает ему по теплоотдаче и ряду других характеристик. Бурый уголь перед использованием обычно измельчают до порошка. Берёзовская ГРЭС создавалась с учётом всех особенностей топлива. Станция признана самой экономичной в России.

35. Потребление бурого угля должно возрасти после планируемого запуска третьего энергоблока ГРЭС.

36.

Также смотрите:

  • Долина мертвых экскаваторов
  • Уголь — древнее растение под землей

Топ-10 землеройных мега-машин

10 место

Роторный экскаватор Bagger 293

Роторный экскаватор Bagger 293, возможно, самая огромная машина когда-либо созданная человеком. 

Фото роторного экскаватора Bagger 293.

Выпущенный в 1995 году немецкой производственной корпорацией TAKRAF, он стал самым большим роторным экскаватором в линейке таких гигантов, как Bagger 281 (построен в 1958 году), Bagger 285 (построен в 1975 году), Bagger 287 (1976 год ), Bagger 288 (1978 год), Bagger 291 (1993 год)

Построенный в Германии, этот механический монстр имеет невероятные габариты. Возвышаясь на 94,5 метров над каньоном, он давит на землю всем своим массивным весом в 14 000 тонн и имеет роторный механизм более чем 21,3 метров в длину, который  способен перемещать 260 000 кубических метров земли в день. Для того, чтобы Bagger 293 работал, ему требовалось всего пять человек. А работать он мог в самых тяжелых условиях. Эта машина попала в Книгу рекордов Гинесса как самое высокое земное транспортное средство. На сегодняшний день роторный экскаватор Bagger 293 уже не работает. Ему на смену пришел новый монстр – роторный экскаватор Tenova TAKRAF SRs 8000.

Фото роторного экскаватора Tenova TAKRAF SRs 8000.

Его вес составляет 14 200 тонн и он способен перемещать до 240 000 кубических метров породы в день. Однако, эта машина уже не является самой высокой в мире.

9 место

Туннелепроходческая машина Bertha

Bertha является самой огромной туннелепроходной машиной на земле на сегодняшний день. Свое имя она получила в честь первой женщины-мэра американского города Сиэтла.

Фото туннелепроходческая машины Bertha.

Эта механическая красавица весит 6100 тонн, ее длина 311 метров, а диаметр щита составляет 17,5 метров. Ее создал промышленный гигант – корпорация Hitachi Zosen Corporation, специализирующаяся на производстве водоочистных сооружений, промышленного оборудования, строительной техники и электростанций.

Туннелепроходные машины – это землеройное оборудование, используемое для прокладки подземных туннелей с круглым поперечным сечением. Такой метод прокладки называется щитовым. Щитовые прокладочные машины могут бурить даже скальные породы, а диаметры прокладываемых ими тоннелей могут варьироваться от 1 до 20 метров. Туннелепроходные машины используются в качестве альтернативы взрывным работам. Щитовая прокладка имеет преимущества перед всеми остальными способами, ибо она щадит окружающий грунт и может создавать абсолютно гладкую стенку туннеля. Это значительно снижает стоимость прокладки туннеля, и делает его пригодным для дальнейшей эксплуатации в густонаселенных районах. Основным недостатком данного метода является лишь стоимость первоначального создания туннелепроходной машины.

Bertha была создана для прокладки Alaskan Way Viaduct - автомобильного туннеля в штате Вашингтон, который, как ожидается, будет открыт в конце 2016 года. Сиэтл – самый крупный город на северо-западе США, «славящийся» своими автомобильными пробками на дорогах. Создание подземного автомобильного туннеля могло бы значительно разгрузить дороги этого города. Именно поэтому в 2009 году началось строительство Alaskan Way Viaduct, для которого и была построена Bertha. Эта машина  обошлась бюджету штата в 80 миллионов долларов.

К сожалению, в декабре 2013 года Bertha, наткнувшись на старые подземные коммуникации, сильно повредила свой щит. Ее отремонтировали и вновь запустили. Но в феврале 2014 года она вновь вышла из строя, и пока находится на ремонте. Планируется запустить ее для выполнения дальнейших работ ориентировочно в марте сего года.

Так что, на сегодня Bertha – это самая большая туннелепроходная машина, но, кажется, не самая удачная.

8 место

Карьерный экскаватор Silver Spade

Silver Spade был гигантским экскаватором, используемым для открытой добычи угля в юго-восточной части Огайо и созданным известной на весь мир компанией Bucyrus-Erie в 1950 году. Таких моделей экскаваторов было построено всего 2 штуки, однако машины полностью оправдали свое «рождение» качественной работой и высокой производительностью. Хотя сегодня эти машины уже почти полностью забыты, их послужной список заслуживает 8-ого места в нашем топе мега - землеройных машин. 

Старое фото карьерного экскаватора Silver Spade.

При весе в 7300 тонн, карьерный экскаватор Spade имел невероятную высоту, превышающую 12-этажное здание (67 метров), и в свое время, у него был самый огромный 80 кубовый ковш. 

Фото ковша Silver Spade, демонстрируемое в музее под открытым небом Парка Stumptown Road в штате Огайо.

Эти землеройные монстры более 40 лет провели на «каторжных работах», каждый переместив за свою карьеру более 270 000 тонн породы. Согласитесь, для технологий 50-90-х годов прошлого столетия это был результат, заслуживающий действительно уважения.

7 место

Колесный скрепер Caterpillar 657G

Скрепер Caterpillar 657G является самой мощной землеройной машиной в своем роде, и его первой двухосной модификацией, оснащенной полным приводом.

Скреперы – это тяжелые землеройно-транспортные машины, предназначенные для горизонтального послойного срезания пластов грунта с его последующей транспортировкой и отсыпкой тоже слоями. После чего скрепер сам же и уплотняет отсыпанные слои. То есть, применение подобной техники позволяет не использовать отдельную спецтехнику типа самосвалов, бульдозеров и уплотняющих катков. 

Эту удивительную землеройную технику первой создала компания R. G. LeTourneau в 1930 году. А вот концерн Caterpillar начал выпуск скреперов именно с модели 657G. На сегодняшний день его габариты (высота – 15,5 м , ширина – 14,3 м, длина – 16, 1 м), универсальность и производительность так и не смог никто «победить». Пока это самый удачный и огромный скрепер в мире. Он может развивать высокую скорость, проводить разгрузку и отсыпку, не замедляясь. А самое главное – это его производительность при минимальных затратах на тонну перемещаемого материала.

6 место

Колесный карьерный погрузчик LeТourneau L-2350

Погрузчик LeТourneau L-2350 можно смело назвать «большим папочкой» всех фронтальных погрузчиков в мире. 

Занесенный в Книгу рекордов Гиннеса, он является самым большим погрузчиком на сегодняшний день. И это неудивительно, ведь никто не может похвастаться такими габаритами и способностями, как он. Словно настоящий тяжеловес, имея эксплуатационную массу 262,2 тонны и объем ковша 40,5 м3, он может «толкать» вверх до 72,5 тонн материала. Внешние габариты этого гиганта тоже поражают. Длиною 19,7 м, 6,8 м в ширину и высотою по кабине 6,4 м, такая огромная машина имеет очень сильное «сердце» - 16-цилиндровый двигатель размерами с легковой автомобиль и мощностью 2300 лошадиных сил, а его бак вмещает в себя почти 4000 литров дизельного топлива.

LeТourneau L-2350 рядом с огромным карьерным самосвалом.

Свое заслуженное 6-ое место в нашем хит-параде он занимает, разумеется, благодаря не только своим гигантским размерам, но и прежде всего производительностью. Такая машина призвана трудиться в огромных карьерах, где скорость передвижения материала погрузчиком является чуть ли не самым важным фактором. И LeТourneau L-2350 справляется с этим с легкостью. Делая лишь несколько подходов, он загружает невероятно огромный карьерный самосвал, при этом может развивать скорость до 17 км/ч, сжигая за сутки непрерывной работы весь объем топлива своего колоссального бака.

Впрочем, и стоимость такой «машинки» вызывает уважение – базовая модель без всевозможных «наворотов» стоит от 7 с половиной миллионов долларов.

Более детальную информацию о погрузчике LeТourneau L-2350 можно найти здесь - Мастодонты строительных площадок. Часть 2.

5 место

Шагающий канатный драглайн Cat - Bucyrus 8200

Шагающий канатный драглайн 8200 «Liberty» был создан компанией «Bucyrus-Erie» и являлся крупнейшим в мире драглайном.

Однако 15 ноября 2010 года компания «Bucyrus-Erie» была выкуплена корпораций «Caterpillar» за 8,6 миллиардов долларов. После этого вся строительная и карьерная техника, естественно, приобрела новое имя. Теперь этот драглайн не называют «Liberty» и он изменил свою окраску, став желто-черным, но его габариты и технические характеристики остались неизменными. 

Драглайн Cat 8200 весит более 4 000 тонн, имеет ковш в 61 м3 закрепленный на 110-метровой стреле. Это гигантская машина возвышается над карьером, словно 7-этажный дом и может переместить более 113 тонн материала на расстояние 200 метров менее чем за 60 секунд. Этот простой в эксплуатации и эффективный драглайн идеально подходит для добычи угля открытым способом. Он настолько огромен, что находясь внутри него, кажется, будто бы ты управляешь самоходным заводом на гусеницах.

Фото одного из отсеков драглайна Cat 8200.

4 место

Карьерный самосвал БелАЗ 75710

Самосвал БелАЗ 75710 является самым огромным по своей грузоподъемности самосвалом в мире. Созданный в Белоруссии в 2013 году, этот полноприводной мастодонт, весящий пустым 360 тонн, может нести на «своей спине» груз в 450 тонн, для чего его оснастили двумя мощнейшими 16-цилиндровыми 2300-сильными двигателями  Siemens MMT 500. Они в свою очередь запускают генератор, от которого питаются четыре электромотора.

Этот двухосный самосвал имеет ужасающие размеры, сопоставимые с локомотивом: 20,6 метров в длину, 8,2 метров в высоту и 9,8 метров в ширину. Любопытна история его создания. Как утверждает его производитель, расчет возможной массы и грузоподъемности самосвала начался с определения максимального веса, который способна выдержать самая большая шина в мире Bridgestone Titan, если на ось водрузить по 4 таких колеса. Так как подобные покрышки могли взять на себя по 101,6 тонны каждая, если умножить эту цифру на 8 колес, получается вес 812,8 тонн. Минус вес пустого самосвала в 360 тонн. Таким образом, было подсчитано, что самосвал сможет транспортировать до 450 тонн груза. 

Максимальная скорость 64 км\ч, которую способен развивать БелАЗ-75710, тоже является весьма существенной при подобной возможной загрузке. Этот самосвал также легко преодолевает уклон в 18 градусов и благодаря поворачиваемости обеих осей может совершить маневр на площадке с радиусом в 20 метров.

Каждая шина Bridgestone Titan, установленная на это массивный самосвал, весит более 5 тонн и в высоту достигает 4-х метров. Соответственна и цена такой покрышки - 42 500 долларов США.

Цена в 8 миллионов долларов, за которую можно приобрести БелАЗ 75710, также является гигантской. На сегодняшний день построено 3 таких самосвала.

3 место

Экскаватор Terex Rh500

Экскаватор Terex Rh500, несомненно, является самой большой машиной в своем роде.

Предназначенный для работы в одном из самых сложных ландшафтов на Земле - нефтеносных песках Альберты в северной Канаде, Terex Rh500 может поднять одним махом 85 тонн грунта в своем ковше. Его главными достоинствами являются невероятно большой ковш и массивная рукоять, которые управляются гидравлической системой. Terex Rh500 оснащен двумя 16-цилиндровыми дизельными двигателями с максимальной мощностью 4400 лошадиных сил при 1800 оборотах в минуту.

Больше информации о самом огромном экскаваторе Terex Rh500 вы можете прочесть здесь - Мастодонты строительных площадок. Часть 3. 

2 место

Komatsu D575A-3 Super Dozer

Этот бульдозер является настоящим произведением искусства, величественным зверем строительных площадок! Сейчас существует две модификации данной машины: бульдозер D575A-3 SD, весящий 152,6 тонны и бульдозер D575A-3 с рыхлителем, вес которого немного меньше – 131,4 тонны.

Komatsu впервые показала свой 1000-сильный бульдозер на Conexpo в Хьюстоне, штат Техас в 1981 году. Это был прототип, именуемый моделью D555A.  Однако, на тот момент строительная отрасль переживала не лучшие времена и бульдозер не был запущен в серийное производство. Затем, уже в 1989 году у него появился преемник – бульдозер D575A-2 SR Super Ripper, успешно прошедший полевые испытания в Северной Америке в том же году. А вот серийное его производство началось только в 1991 году (на сегодняшний день он уже давно снят с производства).

А уже спустя 10 лет на рынке появился настоящий супер-гигант этой линейки – бульдозер D575A-3 SD.

Длиною 11,7 метров, шириною 7,39 метров и высотою почти 5 метров, этот гигант имеет невероятную мощь. Обе модификации супер бульдозера оснащены стандартным отвалом, способным перемещать 69 м3 материала за один проход. Впрочем, модификация D575A-3 SD может оснащаться дополнительным отвалом, и тогда его способность перемещения грунта возрастает до 96 м3. Эти невероятные способности перемещать такое количество груза возможны, прежде всего, благодаря гигантскому отвалу. Бульдозер D575A-3  имеет стандартный отвал размера 3,63 м в высоту и 7,39 м в ширину. А модель D575A-3 SD обладает отвалом еще большим 4,88 метра в ширину и 11,71 м в длину. Таким образом, у этой модели наземная площадь контакта отвала достигает 9,434 м2. 

Представляете, насколько мощным двигателем должна быть «награждена» такая землеройная машина?! Поистине его 12-цилиндровый, четырехтактный, с водяным охлаждением прямого впрыска, с турбонаддувом, 1150-сильный (860 кВт) дизельный двигатель Komatsu SA12V170E является одним из самых мощных двигателей в мире.

1 место

Экскаватор Liebherr R 9800

Итак, первое место нашего хит-парада – экскаватор Liebherr R 9800.

Liebherr R 9800 является крупнейшим гусеничным экскаватором в мире, используемым в горнодобывающей промышленности. Он предназначен для добычи полезных ископаемых в карьерах, и может работать абсолютно в любых условиях. 

Он оснащен двумя V-образными 16-цилиндровыми двигателями, каждый мощностью 1492 кВт. На выходе они дают экскаватору общую мощностью в 2984 кВт или 4000 лошадиных сил.

Компания Liebherr выпускает данный экскаватор в двух модификациях, где главным отличием является оснащение разными двигателями: Cummins 16V QSK 60 и MTU 12V 4000 серии. Хотя вариант использования дизельного двигателя является предпочтительным, фирма Liebherr предлагает и электрическую версию самого большого горного экскаватора в мире.

Для работы дизельного двигателя экскаватору требуется 20 000 литров топлива на день непрерывной работы. Но, на самом деле, кажущийся на первый взгляд столь огромный расход топлива невелик в сравнении в его размерами, мощностью, а главное – производительностью. Liebherr R 9800 своими габаритами и силой больше остальных экскаваторов примерно на 30%, меду тем, его расход топлива больше всего лишь на 15%.

Такой огромный экскаватор должен, разумеется, работать в тандеме с такой же большой техникой. Самым лучшим «другом» в карьере для него является 300-тонный самосвал Liebherr T 282 С. 

Конечно, экскаватор Liebherr R 9800 имеет и «королевские» габариты. Его эксплуатационный вес равен 810 тоннам, он наделен ковшом объемом 47,5 м3, а его топливный бак вмещает в себя 19692 литра топлива.

Одним словом, этот землеройный гигант по праву может называться самым великолепным представителем семейства экскаваторов в мире, чем по праву заслуживает оказаться на самой верхней ступеньке нашего хит-парада землеройных мега-машин.

Рейтинг самых больших экскаваторов в мире

08.07.2014

Все экскаваторы, которые тягаются в нашем рейтинге за звание самого большого в мире, можно разделить на две группы. Фактически, это две разные весовые категории, в каждой из которых выбирается свой чемпион. Как в боксе. 

Итак, первая группа – гидравлические экскаваторы (или экскаваторы с гидравлическим приводом). По аналогии с боксом это малый или средний вес. Применяются для погрузки взорванной горной породы. 

Пятое место нашего рейтинга – Komatsu PC8000: 

Этот японский гигант весит 722 тонны, а объем его ковша составляет 42 куб. метра. Высота машины свыше 8 метров, а мощность – более 4 тыс. лошадиных сил. Хорошо отправиться на таком экскаваторе Komatsu на рыбалку, точно нигде не застрянешь.  Четвертое место – немецкий гигант Demag H740 OS:  

Весит уже 744 тонны, но объем ковша и мощность практически такая же, как у японского собрата. 

Третье место – Liebherr R9800 (Швейцария): 

 Масса машины – 800 тонн, объев ковша 42 куб. метра, а вот мощность – менее 3900 «лошадок». Это и понятно, чем современнее экскаватор, тем легче он справляется с собственным весом за счет технологий. 

Второе место – Hitachi EX8000-6 (Япония): 

Масса – 811 тонн! А между тем, счет между Азией и Европой пока 2:2. В пятерке уже два японских экскаватора, один германский и один швейцарский. Кому же достанется первое место? 

Знакомьтесь, наш победитель – Rh500 от американского Terex: 

Казалось бы, спор между Европой и Азией остался открытым из-за вмешательства американца? Однако, это не так. Несмотря на то, что Terex – американская компания, но собрали экскаватор немцы из компании O&K. Так что победа за Европой! Кстати, под этой маркой производятся дробилки Terex. 

При весе более 1000 тонн (абсолютный рекорд), экскаватор обладает ковшом 45 куб. метров и грузоподъемностью 95 тонн. За час работы этот гигант способен выкопать и погрузить около 10 тыс. тонн породы! 

 Видео про Terex Rh500: 

Ну а теперь обратим свои взоры на тяжелый вес – карьерные экскаваторы. Карьерный экскаватор в отличие от гидравлического, который, кстати, тоже работает в карьере, добывает породу сам. Третье место – карьерный экскаватор Биг Маски (Big Muskie), спроектированный в 1969 году американской компанией Bucyrus Erie для работы на угольном разрезе в штате Огайо: 

Этот экскаватор – шагающий. В отличие от гусеничных экскаваторов, его принцип движения другой. Экскаватор «сидит» на опорной плите, затем приподнимается на специальных гидравлических опорах, и опорная плита перемещается вперед. Далее плита опускается и уже перемещаются вперед опоры. Далее процесс «шага» повторяется. Длина экскаватора – почти 150 метров (полтора футбольных поля), а объем ковша – 168 куб. метров: 

В 1999 году после 30 лет непрерывной работы ресурс экскаваторы был исчерпан. Он был демонтирован, а его знаменитый ковш помещен в музей в Огайо. Второе место - Bagger 288 от крупнейшего германского промышленного концерна Krupp: 

Но останавливаться надолго на этом экскаваторе, построенном в 1978 году, смысла нет. Потому что в 1995 году был построен абсолютный чемпион – Bagger 293: 

Только вдумайтесь в эти цифры: 

Высота – 96 метров (50 этажный дом); 

Длина – 225 метров (2 футбольных поля); 

Масса – более 14 тыс. тонн; 

Экскаватор может добывать и перемещать 240 000 куб. метров породы в день!

Издали кажется, что на плече экскаватора висит круг с зазубринами, однако это ковши! 

Перемещается экскаватор с помощью 8 гусеничных механизмов: 

Так что и в тяжелом весе победила Европа. 

  Видео об экскаваторе Bagger 293: 

Долина мёртвых экскаваторов (30 фото)

Морозовский карьер — один из крупнейших угольных разрезов Украины. Еще каких-то 5 лет назад здесь кипела работа. Каждый час огромные шагающие экскаваторы отгружали сотни КАМАЗов угля. Сейчас они потихоньку ржавеют и ждут, когда их пустят на металлолом. Техника советская, 70-х годов, и немецкая, еще довоенная. Этот пост о железных монстрах Морозовского карьера.

Морозовский разрез — одно из немногих мест Украины, где добывали бурый уголь. Предприятие с горем пополам пережило 90-е и до недавнего времени работало. В 2009 компании отключили электроэнергию — за долги. Техника встала, персонал сократили, карьер быстро заполнился грунтовыми водами. Разрез ждет рекультивация — говорят, его хотят разрабатывать китайцы.

В последнее время Морозовский карьер очень популярен среди украинских любителей индастриала. Правда, с каждым месяцем «экспонатов» становится все меньше, а попасть к ним все труднее. Карьер хорошо охраняется.

По подсчетам, залежей угля здесь хватит еще лет на 20 активной добычи.

Главная достопримечательность карьера — огромнейший роторный экскаватор. Слева внизу стоит обычный — можно сравнить размеры.

Зовут монстра ЭРШР-1600. С маркировкой все просто: экскаватор роторный шагающе-рельсовый, производительность — 1600 кубометров в час. Чтобы было понятно, это около 200 КАМАЗов. Повторяю — в час!

Машина 1970 года постройки. Запчасти привозили по отдельности несколько лет, и тут, на месте, рабочие собирали этого монстра.

Весит махина 4 000 тонн. Нет, я не опечатался — четыре тысячи. Это примерно как 80 железнодорожных пассажирских вагонов. В обхвате реально почти с мою хрущевку-пятиэтажку.

Двигался он со скоростью два метра в минуту. Медленно, но верно)

Этот экскаватор разрабатывал карьер. Он шел по краю, срезал верхний слой, после чего драглайны приступали к добыче угля, а он спускался на уровень ниже и копал там.

Огромное колесо на конце стрелы — собственно, ротор. Диаметр — 16 метров. К нему крепилось 10 ковшей. Их срезали на металлолом.

Драглайн. Он же — шагающий экскаватор ЭШ-6/45. С маркировкой опять-таки ничего сложного. Буквы — просто аббревиатура. Цифры означают объем ковша (в кубометрах) и длину стрелы, соответственно.

НКМЗ — Новокраматорский машиностроительный завод. Среди ржавчины еще проступает профиль Ленина.

Такие экскаваторы выпускали в период с начала 70-х до конца 80-х. Всего драглайнов этого класса НКМЗ склепал больше 300 штук. Их поставляли во все страны соцлагеря.

А это его старший брат. Он в полтора раза больше. Длина стрелы — 70 метров. Для сравнения — это стандартная ширина футбольного поля.

Просто невероятные цвета. Никогда не видел такого сочетания в природе.

Воды с каждым годом все больше. Местные говорят, глубина «высотой с три столба».

Говорят, каждый день уровень воды поднимается на 1 см.

Под водой — линия электропередач, конвейер и еще много чего. Почти утонул и один из шагающих экскаваторов. На фото они кажутся маленькими. На самом деле стрела правого экскаватора — 70 метров, ковш — 10 кубов. Издалека они напоминают скелеты каких-то динозавров. Или жирафов.

Слева на холме — наш старый знакомый, по которому мы лазали.

Конвейерный мост — единственный в стране. Трофейный. Мост привезли из Германии после Второй мировой. Там он с 1929 года использовался на угольном разрезе в городе Брегвитц.

Также этот мост называют транспортно-отвальным. Не знаю в чем разница. Вроде как он самоходный.

Еще в карьере вроде как есть два старых немецких экскаватора. Но то ли я до них не дошел, то ли их уже успели разрезать на металл. Мы с вами не в Германии живем, поэтому музей из железных монстров делать никто не будет. Так что, если хотите увидеть их вживую, поспешите.

Как выглядит самый большой роторный экскаватор в России

Автор Karina 2017-03-23 17:50:11

На разрезе «Берёзовский-1» в городе Шарыпово Красноярского края бурый уголь добывают при помощи пары самых крупных в стране экскаваторов роторного типа.

ЭРШРД-5250 — это «Экскаватор роторный шагающе-рельсовый добычной». Два десятка ковшей, закреплённых на роторе-«колесе» этой гигантской самоходной машины, способны вынимать до 5250 кубометров угля в час.

Длина стрелы экскаватора этого типа позволяет ему обрабатывать пласты до 30 метров в высоту. Именно поэтому ЭРШРД-5250 на Берёзовском работают парой: мощность угольного пласта на этом месторождении достигает 60 метров!

«Стена» угля со следами ковшей роторного экскаватора. Её высота сопоставима с 10-этажным домом.

Принцип действия роторного экскаватора основан на непрерывном вращении большого «колеса»: расположенные по его окружности ковши зачерпывают породу или уголь и затем самостоятельно опорожняются под действием сил гравитации или инерции.

ЭРШРД-5250 можно сравнить с 17-этажным домом: высота агрегата составляет 51 метр.

Масса экскаватора — около 4000 тонн. Столько же весили, к примеру, более 2500 популярных в советские времена легковых машин ГАЗ-24 «Волга».

Экипаж ЭРШРД-5250 составляет 4 человека (машинист, оператор, специалист, следящий за разгрузкой и транспортировкой горной массы и бригадир экипажа).

Идею «копающего колеса» придумал ещё Леонардо да Винчи в XVI веке. Однако путь от идеи до её реализации занял несколько сотен лет: принцип действия роторного экскаватора был запатентован в США в конце XIX века, первый действующий агрегат создали в Германии в 1916 году, а в нашей стране роторные экскаваторы начали использовать в середине XX века в Донбассе.

На роторном колесе диаметром 11,5 метров установлено 22 ковша. За час агрегат добывает 4500 тонн угля. Меньше чем за минуту заполняет вагон грузоподъёмностью 84 тонны.

ЭРШРД-5250 копает на глубину 2.1 метра.

Кабина машиниста роторного экскаватора.

Ротор экскаватора ЭРШРД-5250 заставляют вращаться два электропривода мощностью по тысяче киловатт каждый.

Ёмкость ковша ЭРШРД-5250 — 600 литров.

На каждом ковше роторного экскаватора установлено по четыре зуба. В советские годы разработка новых форм режущих поверхностей пользовалась популярностью в среде изобретателей и рационализаторов, они пытались увеличить износостойкость этих элементов.

Разрез «Берёзовский-1» входит в состав Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК) — крупнейшей угледобывающей корпорации России. Разрез разрабатывает месторождение бурого угля в Шарыповском районе Красноярского края. Его главная особенность — небольшая глубина залегания.

Залежи бурого угля сформировались в Юрский геологический период (150 млн лет назад). Мощность (то есть толщина угольного пласта) на Берёзовском месторождении достигает 60 метров. Над углём расположен слой породы.

Первая стадия процесса открытой добычи угля — вскрышные работы.

На разных предприятиях в зависимости от горно-геологических условий породу дробят либо взрывами, либо снимают при помощи экскаваторов.

«Слоистый пирог» горной породы.

Снятую породу самосвалами отвозят в места, где уже отработаны угольные пласты, чтобы засыпать огромные ямы и таким образом производить рекультивацию производственных участков.

На разрезе «Берёзовский-1» для транспортировки породы используют карьерные самосвалы Komatsu HD785.

В кузов самосвала-гиганта помещается 90 тонн породы.

Слой угля, «обнажённый» для работы роторного экскаватора.

Экскаватор ЭРШРД-5250 приводят в действие электродвигатели, которые потребляют до 4500 кВт/ч энергии. К агрегату её подводит линия электропередачи напряжением 10 киловольт. Для оптимизации и удешевления производственного процесса экскаваторы работают, в основном, по ночам, когда действуют льготные энерготарифы.

Ротор экскаватора ЭРШРД-5250 совершает более 40 оборотов в минуту.

Тридцатиметровая роторная мачта экскаватора удерживается и управляется при помощи системы стальных тросов и лебёдок.

Роторные карьерные экскаваторы — одни из самых крупных агрегатов, созданных человеком. В России крупнейшим добычным механизмом этого типа является ЭРШРД-5250. В мире же лидерство удерживает немецкий экскаватор Bagger 293 массой 14200 тонн, построенный в 1995 году и оснащённый 20 ковшами по 15 кубометров каждый.

Комплекс ЭРШРД-5250 на разрезе «Берёзовский-1» запустили в 1986 году. При этом сборка и монтаж горного оборудования заняли два года.

Экскаватор ЭРШРД-5250 произведён Ждановским заводом тяжёлого машиностроения имени Ильича, сейчас это ОАО «Азовмаш» (г. Мариуполь, Украина). Для разреза «Березовский-1» было выпущено четыре таких экскаватора, из них сейчас работают два.

Главным потребителем добытого на разрезе бурого угля является Берёзовская ГРЭС-1. Для транспортировки топлива на электростанцию создана уникальная конвейерная линия.

Добытый экскаватором в забое уголь выгружается на ленту транспортёра.

Длина магистрального конвейера от разреза до ГРЭС составляет 15 км.

Бурый уголь значительно дешевле каменного, однако уступает ему по теплоотдаче и ряду других характеристик. Бурый уголь перед использованием обычно измельчают до порошка. Берёзовская ГРЭС создавалась с учётом всех особенностей топлива. Станция признана самой экономичной в России.

Потребление бурого угля должно возрасти после планируемого запуска третьего энергоблока ГРЭС.

       

Теги: экскаваторы


Смотрите также