Ширина полосы движения


Ширина полосы движения по ГОСТ

Еще много в стране старых дорог с узкими полосами движения, все они должны соответствовать размерам по ГОСТ. Проезд по ним на скоростных автомобилях, чреват созданием аварийных ситуаций.

Частые ДТП случаются именно на таких дорогах. И здесь не стоит винить водителей, нарушающие ПДД, а специальные дорожные службы, отвечающие за качество автомобильных магистралей.

Размеры по ГОСТ

Нормативные документы требуют, чтобы ширина полосы движения по ГОСТ достигала 3 метра 75 сантиметров.

Неважно где построена дорога — в городе, на других территориальных локациях. Автотрассы могут быть местного, областного, республиканского, междугороднего значения.

Стандарты распространяются на все виды дорог, имеющие асфальтное или бетонное покрытие:

  • 4 полосы движения. Например, устройство магистральных скоростных дорог, где разрешена скорость движения до 130 км/ч включительно, имеющие по четыре полосы в оба направления, должны иметь ширину полос 3,5 метра. И улицы городов, с разрешенной скоростью движения автотранспорта до 100 км/ч.
  • Профильный Государственный стандарт общей ширины улицы, где транспорт движется по четырем полосам в оба направления, требует, чтобы она не должна быть меньшей 15 метров. Приводится, как пример чистой широты без учета площади, занимаемой разделительными элементами.
  • 8 полос движения. Сегодня строятся, сдаются в эксплуатационный режим восьми полосные дороги в одну и другую стороны. В мегаполисах уличные автомагистрали играют роль разгрузочных трасс от большого количества автотранспорта. Общая проезжая часть в поперечном размере равняется 30 метрам.

Но таких автобанов в России легко пересчитать по пальцам. ГОСТ не выступает против строительства автодорог с шириной 3,5 метра. Если брать поперечную базу нормативного легкового автобиля за 1,8 метра, то на такой дороге трудно не только делать обгон, но и разъехаться со встречным автомобилем.

Стандарт в 3,5 метра

Улицы или дороги, имеющие размер 3,5 метра, разрешено строить с учетом регулирования скорости движения. Разрешено автомобилям двигаться со скоростью 80 км/ч. В черте города улицы, имеющие двух и шестиполосные проезжие части, должны обеспечить безаварийный проезд автотранспорта со скоростью 60 км/ч. Если проезжая часть оборудована обочинами для пешеходов, то разрешено автотранспорту двигаться со скоростью 70 км/ч.

На второстепенных городских улицах, но с интенсивным движением машин, ширина  полосы должна быть не меньшей 3,5 метра. Допускается ширина до 3 метров. Но это предел. Имеются исключения, носящие временный характер. При строителсьтве, реконструкции допускается автомобильное движение по дорогам шириной 2.75 метра. Но это выделенные участки.

Минимальный стандарт по ГОСТ

Профильным стандартом определена минимальная ширина проезжей части в одну сторону. Она не может быть меньшей, чем 2,75 метра. Так требуют не только Государственные стандарты, но и ПДД.

Почему так скрупулезно устанавливаются размеры поперечной длины проезжей части дороги. Щепетильность в этом вопросе завязана на безопасности движения. Несоблюдение гостовских параметров, приводит к частым авариям. Можно представить, как трудно разъехаться двум грузовикам, чьи габариты внушительные по размерам. Особенно в густо застроенном населённом пункте.

Дома, хозяйские постройки, заборы вплотную подступают к проезжей части улицы. При разъезде автомобилей незначительный недосмотр обернется или аварией, или заездом в чей-то огород. И если ширина дороги вне стандартов, то водитель, создавший аварийную ситуацию, не должен нести ответственности.

Недостатки узких дорог

Часто фиксируются сотрудниками ГИБДД аварии на дорогах, чья ширина не отвечает стандартным требованиям. То есть ширина проезжей части дороги в населенном пункте не была равна 2.75 метрам.  Если факт имел место, то виновными ДТП будут признаны организации, строившие дорожную магистраль.

В жизни бывает и так, что допущенная к эксплуатации дорога, отвечала поперечными размерами стандартным требованиям. Их сузили погодные условия. Особенно зимой  небрежно очищенный снег с проезжей части к обочине, сужает проезжую часть, делая ее меньше положенного метража. Какой здесь может идти разговор о 2 полосах?  Хотя бы по одной проехать, поскольку вторая завалена снегом.

То есть искусственно создался момент для совершения аварии. При разъезде один автомобиль заехал на встречную полосу. Произошло столкновение, поскольку второй не успел съехать в кювет. Ждите дорожного полицейского для составления протокола.

Он рассудит, кто прав, а кто виноват. Согласно КоАП 12.15 ст.4, выезд на встречную полосу, наказывается штрафом в 5 тысяч рублей или лишением на 6 месяцев водительских прав. Офицер дорожной полиции вряд ли станет измерять ширину проезжей части, заметенной снегом. Попутно выпишет предупреждение дорожным службам за плохую работу по своевременной очистке автомобильных дорог.

Внимание! В связи с частыми изменениями административных законов РФ и правил ПДД, информацию на сайте не всегда успеваем обновлять, в связи с этим для Вас круглосуточно работают бесплатные эксперты-юристы!

Горячие линии:

Москва: +7 (499) 653-60-72, доб. 206

Санкт-Петербург: +7 (812) 426-14-07, доб. 997 Регионы РФ: +7 (800) 500-27-29, доб. 669. Заявки принимаются круглосуточно и каждый день. Либо воспользуйтесь онлайн формой.

Ширина проезжей части и полос движения Ссылка на основную публикацию

Ширина полосы движения на дороге

Часто многие нарушения правил дорожного движения и дорожно-транспортные происшествия происходят не по вине водителей, а из-за малой ширины или малого количества полос движения на дороге. Так, часто дорожные знаки или светофоры закрыты ветками или архитектурой, а также из-за выбоин на трассе автомобилисты вынуждены объезжать ямы и выезжать с одной полосы дороги на другую.

Уменьшить вашу вину, или полностью «амнистировать» ее можно и в том случае, если вы выехали на встречную полосу при совершении маневра, при этом ширина самой полосы движения оказалась слишком маленькой. Попросту говоря, дорожники решили сэкономить и сделали вместо широкой — слишком узкую дорогу.

В Российской Федерации имеется специально разработанные ГОСТы и СНиПы (в частности СНиП 2.07.01-89, в котором четко указаны требования к геометрическим параметрам проезжей части, отдельных полос движения.

Ширина проезжей части по ГОСТ

Ширина одной полосы движения зависит от многих параметров:

  • где находится дорога — город, за городом;
  • максимальная скорость движения по данной трассе;
  • количество полос;
  • значение трассы — федеральная, республиканская, местного значения.

Максимальная ширина полосы в России составляет 3,75 метра. Таковыми являются:

  • магистральные дороги скоростного движения (до 130 км/час), с количеством полос 4-8 в обе стороны;
  • магистральные городские улицы, рассчитанные на скорость до 100 км/час, 4-8-полосные.

Также в ГОСТе указывается, что общая ширина такой магистрали (4 полосы в обе стороны) должна составлять 15 метров. Это без учета разделительных конструкций и обочины. Если же речь идет о 8-полосной магистрали, ширина проезжей части должна быть, соответственно, 30 метров.

Если посчитать, что ширина среднего легкового автомобиля составляет 1,8 метра, то по одной полосе могли бы разъехаться две машины, но это был бы очень плотный разъезд.

Также, согласно тому же ГОСТу, допускается ширина 3,5 метра. В эту категорию входят:

  • магистральные дороги с регулируемым движением, рассчитанные на скоростной режим не более 80 км/час, и состоящие из 2-6 полос в обе стороны;
  • городские дороги, с регулируемым движением, скоростным режимом до 80 км/час и количеством полос от четырех до восьми;
  • транспортно-пешеходные районного значения (с обочиной для пешеходов), скоростной режим не более 70 км/час, 2-4 полосы;
  • улицы и проезды, ведущие к различным транспортным, производственным или научным предприятиям, на которых наблюдается интенсивное движение грузовых авто.

То есть, на центральных улицах городов, где имеются светофоры, реверсивные светофоры, отдельные тротуары для пешеходов, ширина одной полосы должна быть не менее 3,5 метра.

Ну и самыми узкими являются дороги шириной 3 метра. Хотя имеется особое предписание, что в случае проведения ремонтных работ или из-за отвратительного состояние дороги, ширину полосы можно уменьшать до 2,75 метров.

Движение автомобилей по дорогам уже, чем 2,75 метра, запрещено. Как правило, это различные велосипедные или пешеходные дорожки, специальные въезды и выезды из прилегающих территорий для спецтехники. Данное правило может не распространяться на транспорт городских коммунальных служб или на машины по доставке товара и так далее.

Ширина 3 (2,75) метра может быть у следующих типов дорог:

  • улицы в жилых зонах;
  • проезды в парках или в промышленных зонах (не основные, а вспомогательные);
  • второстепенные дороги, ведущие, например, к отдаленным поселкам городского типа.

Понятно, что на таких отрезках пути действуют особые требования правил дорожного движения: ограничение скоростного режима до 30-40 км/час или до 20 км/час в жилой зоне спального района, предоставление преимущества встречному транспорту, предоставление преимущества пешеходам и велосипедистам. Может быть также запрещен сквозной проезд.

Что делать, если нарушил ПДД на узкой дороге?

Если авария или нарушение правил произошло на дороге, ширина которой превышает 2,75 метра, вы, к сожалению, ничего доказать не сможете. Один из пунктов правил дорожного движения гласит:

«Водитель должен учитывать дорожную ситуацию и состояние проезжей части».

Тем не менее, часто в осенне-зимне-весенний период можно наблюдать картину, когда ширина полос значительно уменьшена из-за отвалов снега, который не убрали, а просто подвинули к обочине. Или, к примеру, когда автомобилисты не могут разъехаться во дворе на узкой дороге.

Интересный факт — согласно статистике, большинство ДТП и лобовых столкновений за городом происходят как раз-таки из-за узких дорог либо с малым количеством полос для движения.

Самое распространенное нарушение на таких дорогах — выезд на встречку (КоАП 12.15 ч.4 — штраф 5 000 или лишение на полгода). Если вас остановил инспектор и доказывает, что вы пересекли сплошную, единственное, что вам остается — измерить ширину дороги.

Если окажется, что 4-полосная дорога более узкая, чем должна была бы быть (не 15 метров, а 12 или еще меньше), можно требовать квалифицировать нарушение по КоАП 12.15 ч.3 — выезд на встречку, при объезде препятствия. Штраф по этой статье 1000-1500 рублей.

Рекомендуем посмотреть это видео:

Ширина проезжей части дороги в населенном пункте и за городом по госту

Знать, какая положена ширина полосы движения по ГОСТ, очень полезно, ведь в спорных ситуациях в случае ДТП это поможет доказать свою правоту. Обустройство дороги, разметка, количество полос и их ширина строго регламентируются законом. Если же стандарты нарушаются, у водителя, которого обвиняют в несоблюдении правил, есть шанс избежать наказания.

От чего зависит ширина полосы движения

Геометрические показатели для проезжей части устанавливаются ГОСТами и СНиПом 2.07.01-89. При этом разработанные стандарты не одинаковы для разных типов дорог.

Так, ширина полосы зависит от следующих факторов:

Местонахождение – в населённом пункте или вне его.

Количество полос.

Максимально разрешённая скорость движения по дороге.

Какое значение имеет трасса (местное, республиканское, федеральное).

То есть ширина полос в Москве будет другой, чем в пригородной зоне, а для скоростной многополосной магистрали устанавливаются иные стандарты, чем для обычной междугородней трассы.

Категории автомобильных дорог

Ширина проезжей части дороги обязательно соответствует её категории. Классификация содержится в ГОСТ 52398-2005, а также в Федеральном Законе № 257-ФЗ, статья 5.

Всего выделяют пять категорий:

  • первая (А, Б, В) – скоростные четырёхполосные магистрали (автобаны);
  • вторая – не скоростные четырёхполосные магистрали, а также дороги на две полосы;
  • третья – не скоростные двухполосные дороги;
  • четвёртая – обычные дороги на две полосы;
  • пятая – однополосные дороги.

Магистрали первой категории обязательно оснащаются разделительными ограждениями, имеют многоуровневые развязки, подземные пешеходные переходы (либо через мосты). На дорогах всех других категорий полосы ограждения не требуются, в большинстве случаев достаточно разметки.

Определённая ширина полос устанавливается для того, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения на магистралях. Установлены такие значения:

  • 3,75 м – для магистральных скоростных дорог и магистральных улиц непрерывного движения с 4-8 полосами (категории 1А, 1Б, 1В, 2);
  • 3,5 м – для магистральных дорог и улиц с регулируемым транспортным потоком на 2-6 полос, транспортно-пешеходных дорог районного значения, некоторых улиц местного значения и второстепенных проездов (категории 2, 3);
  • 3 м – для улиц жилой застройки в 2-3 полосы, парковых дорог (категория 4);
  • 4,5 м – для однополосных не скоростных дорог (категория 5).

Допускается минимальная ширина и в 2,75 м, но только в случае, если проводятся ремонтные работы или в других подобных ситуациях. Тогда обязательно устанавливается схема объезда препятствия.

Важно! Если же полоса ещё уже, то двигаться по ней запрещено – автомобили могут просто не разъехаться.

Ширина полосы в городе и за его пределами

Для любых магистралей ширина полосы не может быть больше 3,75 м (исключение составляются однополосные дороги), при том, что общая ширина при наличии четырёх полос (в обе стороны) устанавливается в 15 м, а восьми полос – в 30 м.

Полосу шириной 3,75 м можно увидеть и в населённом пункте (главные магистрали, на которых разрешено разгоняться до 100 км/час), но более характерны они для междугородних скоростных трасс, а также магистралей федерального и районного значения за городом.

Многополосные дороги с более широкой проезжей частью встречаются в крупных населённых пунктах и мегаполисах, таких, как Москва, где есть участки, допускающие скорость выше положенных 60 км/час (при наличии соответствующего знака).

Также в населённых пунктах обустраиваются магистрали с максимальной шириной полосы 3,5 м, сюда же относятся и дороги с обочиной, специально выделенной для движения пешеходов. Такая же ширина регламентируется для всех городских дорог с регулируемым транспортным потоком.

Случается, что параметры, установленные по ГОСТ в городе, не соблюдаются. Чаще всего такая ситуация складывается из-за особенностей застройки российских городов, которые возводились в то время, когда автомобильного движения ещё не было. В результате улицы зачастую слишком узкие.

Нарушение ПДД на узкой дороге

Чем же может помочь знание нормативов при ПДД? Дело в том, что случаи, когда происшествие случается по причине слишком узкой проезжей части, отнюдь не редкость.

Во-первых, знаки на таких дорогах зачастую нельзя установить так, чтобы они были хорошо видны водителям. А во-вторых, любое препятствие на проезжей части заставляет выезжать на другую полосу, иногда даже встречного направления. Ещё один тип нарушения – несоблюдение скоростного режима.

Интересная ситуация нередко складывается зимой или поздней осенью, когда на обочинах возвышаются отвалы снега или кучи листвы. Из-за них дорога становится значительно уже, и водители вынуждены двигаться по другой полосе, например, чтобы объехать препятствие.

Внимание! Если ширина полосы составляет 2,75 м, то для неё устанавливается предельно допустимая скорость в 30-40 км/час, а в жилых зонах она снижается до 20 км/час. Водителя об этом предупреждает знак (ограничения скорости во время ремонта дороги в первом случае, и «жилая зона» – во втором).

Если полосы разделены сплошной линией разметки, можно даже лишиться прав, так что разумно в такой ситуации измерить, какая ширина проезжей части фактически. Инспектор ГИБДД всё равно может наложить штраф за пересечение сплошной, но, если ширина полосы окажется меньше положенного, он будет небольшим.

Какой должна быть ширина дорожной полосы по ГОСТ

Для чего определяется такой параметр, как ширина дорожной полосы? ГОСТ определяет размеры для различных типов дорог, чтобы скорректировать транспортный поток. Существуют четкие указания на то, какими именно должны быть полосы по размеру на разных типах дорожного покрытия. Также приняты стандарты для разметки, обочины и общей ширины магистрали. Автомобилисту эта информация может пригодиться, ведь в случае несоблюдения стандартов у него появляется шанс доказать свою невиновность в ДТП.

  • ГОСТ на ямы на дорогах в 2017 году;
  • Фотофиксация нарушений ПДД.

Ширина проезжей части дороги в населенном пункте или за городом зависит от следующих факторов:

  • Значимость трассы (федеральная/республиканская/местная);
  • Место пролегания (город, пригород);
  • Количество полос;
  • Предельно допустимая скорость.

Так, ширина двухполосной дороги по ГОСТу, может отличаться от стандартов для 8-ми полос. А этот же параметр, допустимый для районной трассы, не подходит для скоростной магистрали.

Классификация автомобильных дорог по ГОСТу

Классификация дорог

Согласно действующему законодательству, ширина дороги по ГОСТ должна соответствовать типу дороги. Это обязательное условие для безопасности движения. Именно поэтому при приемке дороги после выполнения разметки, габариты должны быть измерены для проверки их соответствию принятым стандартам.

Ширина дороги по ГОСТ в населенном пункте зависит от того, какая именно магистраль была проложена. Выделяют следующие типы:

  • 4-х/8-ми полосные (в обе стороны) магистральные дороги для скоростного движения (до 130 км/ч);
  • Аналогичные городские магистральные дороги (с предельно допустимой скоростью 100 км/ч);
  • 2-х/6-ти полосные (в обе стороны) магистральные дороги (скоростной режим – не выше 80 км/с, транспортный поток – регулируемый);
  • Городские дороги с аналогичным скоростным режимом и регуляцией потока транспорта (4 – 8 полос);
  • 2-х/4-х полосные транспортно-пешеходные с обязательным наличием обочины (значение – районное, допустимая скорость – 70 км/ч);
  • Улицы/проезды для подъезда к производственным и/или транспортным предприятиям (для движения крупногабаритного транспорта);
  • Обычные дороги с минимально допустимой правилами шириной: второстепенные к отдаленным населенным пунктам, вспомогательные проезды и уличные проезды в жилых зонах.

Правилами регламентируется ширина полосы отвода автомобильной дороги, размер разделительной полосы и другие значимые для движения параметры.

Минимальное значение для ширины дорожного покрытия 3 метра (допускается 2,75 м при проведении дорожных работ). Это значение подходит для обычных дорог с минимально разрешенной шириной. Ширина дороги по ГОСТ в населенном пункте обычно составляет 3,5 м. Трассы, описанные в пунктах 1 и 2, не должны быть меньше 3,75 м.

Очень важным параметром является ширина дорожной полосы. ГОСТ не случайно установлен именно в таких значениях. Безопасность движения напрямую зависит от правильной разметки с учетом действующих стандартов. Нарушать их запрещено.

4.2. Ширина полосы движения

Для обеспечения удобного и безопасного движения ширина по­лосы проезжей части должна обеспечивать свободный разъезд со встречными автомобилями или опережение попутных автомобилей. Требование к ширине полосы движения на двухполосных и много­полосных проезжих частях неодинаковы.

На улицах и дорогах с двумя полосами движения водитель дол­жен так располагать свой автомобиль на проезжей части, чтобы был обеспечен достаточный зазор у до кромки проезжей части, исклю­чающий съезд автомобиля на обочину или удар о бортовой камень и выдержан зазор х до границы полосы движения. Это позволит обес­печить зазор безопасности до встречного автомобиля, а при много­полосном движении — зазор D (рис. 4.7).

Помимо того, что эти зазоры обеспечивают психологическую уверенность водителя в безопасности движения, они позволяют ком­пенсировать боковые перемещения автомобиля, вызванные неров­ностями проезжей части, аэродинамическими силами. С ростом ско­рости движения необходимые зазоры увеличиваются.

Зазоры х и у для двухполосной проезжей части рассчитывают по эмпирическим формулам. Наибольшее распространение получила формула, представляющая линейную зависимость зазоров от скоро­сти движения:;. Если по кромке проез­жей части установлен бортовой камень, зазор у увеличивают. Это увеличение тем больше, чем выше бортовой камень. При высоте камня до 0,20 м зазор у в среднем увеличивают на 1,5—2,5 высоты камня, т. е. на 0,3—0,5 м. При высоте бортового камня 0,25 м и более зазор у рекомендуется рассчитывать по формуле, установленной исследованиями на московских магистральных улицах и транспорт­ных развязках:

(4.1)

Если правая полоса примыкает к тротуару, то близость пешехо­дов заставляет водителей увеличивать зазор у и тем больше, чем выше интенсивность пешеходного движения. Влияние пешеходов на зазор у можно устранить дорожными ограждениями. Для городских улиц к зазору от колеса автомобиля до бортового камня (), отде­ляющего тротуар от проезжей части, добавляют не менее 0,5 м. При установке пешеходных ограждений увеличение зазора , рассчи­танного для крайней правой полосы движения по формуле (4.1), не требуется.

Ширина полосы движения с учетом х и у

где А — ширина кузова автомобиля, м.

Расчетная ширина кузова принимается: для легкового автомоби­ля 1,8 м, для грузового автомобиля и автобуса по 2,5 м; для троллей­буса 2,7 м.

69

Ширину полосы движения многополосной проезжей части следует рассчитывать по иной схеме. Водитель, находясь на многополосной проезжей части на внутренних полосах, вынужден соблюдать ряд­ность движения, не выходить за пределы полосы движения и выдер­живать безопасные зазоры до попутных автомобилей, движущихся справа и слева (рис. 4.8). Более сложно водителю контролировать зазор справа (), чем слева (). Поэтому при движении в транс­портном потоке водители при опережении транспортных средств, движущихся по соседним полосам, выдерживают правые зазоры значительно большими, чем левые (рис. 4.9). Скорость транспортных потоков на городских магистралях изменяется в относительно узких пределах: 40—80 км/ч. Как показывают наблюдения, в этом интер­вале связь скорости движения с зазорамиине обнаруживается. С учетом этого ширину полосы движения целесообразно назначать исходя из условий безопасности и обеспечения комфортабельности движения и психологической уверенности водителя.

70

Зазор безопасности между автомобилями (сумма зазораод­ного автомобиля идругого) зависит от типа автомобиля. Наибо­лее чувствительным к изменению состава потока является легковой автомобиль (рис. 4.10). Наибольшее влияние на расположение авто-

мобилей на соседних полосах ока­зывают грузовые автомобили осо­бо большой грузоподъемности. Это особенно важно учитывать на городских магистралях со смешан­ным движением. При проектирова­нии улиц необходимо принимать и определенную схему организации движения, допускающую движе­ние грузовых автомобилей либо по специальным внеуличным доро­гам, либо по специальным полосам магистральных улиц. В последнем случае необходимо выбрать для каждой полосы проезжей части расчетный автомобиль.

Статистика дорожно-транспортных происшествий показывает, что относительная аварийность на улицах с многополосной проез­жей частью зависит от ширины полосы движения, числа полос и со- става движения. Узкая проезжая часть увеличивает опасность столкновений автомобилей, излишне широкая приводит к дезорга­низации, нарушению рядности движения и столкновению автомоби-.лей во время маневров смен полос движения. Для транспортного потока, состоящего из легковых автомобилей, наименьшая аварий­ность наблюдается при ширине полос движения (3,2 + 0,2) м, для потока грузовых автомобилей (3,7 + 0,3) м.

Изучение напряженности ра­боты водителей на городских маги­стралях показало, что водитель начинает ощущать дискомфорт при движении по полосе проезжей части с шириною менее 3,5 м, когда становится трудным выдержать необходимый зазор 2D (рис. 4.11). Зазор 2D считается достаточным, если вызываемая им напряжен­ность водителя не выходит за оптимальные пределы (незаштри-хованная область II на рис. 4.11). Здзор 2D, при котором кривая напряженности водителя пересе­кается с верхней границей опти­мальной напряженности, является минимально допустимым и прини­мается в качестве расчетного.

Ширина полосы движения дол­жна быть достаточной как мини-

71

мум при смещении автомобиля к левой границе полосы для создания зазора 2D, при котором обеспечивается безопасность и комфорта­бельность движения. Это положение и определяет расчетную схему выбора ширины внутренней полосы движения многополосной проез­жей части (рис. 4.12). С учетом того, что

где 2D — расчетный зазор между автомобилями.

Расчетное значение зазоров между автомобилями 2D для вну­тренних полос движения на многополосной проезжей части прини­мают в зависимости от расчетной пары автомобилей следую­щими, м:

Для скоростей движения (60±10) км/ч на внутренних полосах многополосных городских магистралей достаточная ширина для движения легковых автомобилей 3,0 м, для грузовых автомобилей 3,5 м. При скоростях движения менее 50 км/ч в стесненных условиях центральных и заповедных районов крупных городов для легковых автомобилей можно допустить ширину полосы 2,8 м. В западно-евро­пейских городах в таких условиях допускается уменьшение ширины полосы до 2,75 м.

Ширину правой крайней полосы многополосной проезжей части принимают в зависимости от схемы организации движения. Воз­можны три случая: остановки и стоянки автолюбителей на правой крайней полосе отсутствуют; остановки стоянки автомобилей разре­шены, имеются остановки общественного пассажирского транспорта.

Для первой схемы ширину полосы движения определяют с уче­том обеспечения достаточных. Зазоропределяют по фор­муле (4.3) с учетом высоты бортового камня, апринимают равным половине 2D при расчетных грузовых автомобилях. Полная ширина такой полосы. При расчетной ширине грузового автомобиля или автобуса 2,5 м, ширина правой крайней полосы дви­жения должна быть не менее 4,2 м. Эта ширина может быть умень­шена на 0,5 м при устройстве пешеходного ограждения по всей дли­не, где имеется пешеходное движение.

Вторая расчетная схема предполагает совместную работу полосы для движения и стояночной полосы. Ширину стояночных полос при продольной расстановке транспортных средств принимают для легковых автомобилей 3,0 м, грузовых 3,0—3,2 м, автобусов 3,5 м. Расчетное положение транспортного средства на стояночной поло­се — не менее 0,5 м от границы полосы.

Зазор безопасности при проезде мимо стоящего автомобиля (d) в 1,5—2,0 раза больше, чем зазор 2D между попутно движущимися

72

автомобилями. По данным исследований, проведенных НИиПИ Генплана г. Москвы

(4.2)

Необходимая суммарная ширина полосы движения

(4.3) где — ширина полосы для стоянки.

Для городских магистральных улиц с расчетной скоростью орга­низации движения (60 ±10) км/ч суммарная ширина этих полос в зависимости от ширины расчетного автомобиля должна быть 6,5— 7,0 м.

Третья расчетная схема требует увеличения ширины стояночной полосы, поскольку на ней могут находиться не только автобусы, но и пешеходы. Кроме этого, для предотвращения наездов на пешехо­дов следует предусматривать снижение скорости движения по край­ней правой полосе. Суммарную ширину этих двух полос можно определить по формуле (4.3).

Третья расчетная схема для городских многополосных улиц очень нерациональна. Общественный пассажирский транспорт лучше вы­вести на боковые проезды, высвободив крайнюю правую полосу для непрерывного движения. При отсутствии боковых проездов повысить безопасность движения и эффективность использования всей про­езжей части можно за счет устройства специальных уширений для остановок общественного пассажирского транспорта.

Ширина крайней левой полосы, примыкающей к разделительной полосе магистральной улицы или к левому тротуару на улицах с од­носторонним движением, должна обеспечивать безопасное расстоя­ние между колесом и бортовым камнем и зазор 2D/2 до границы полосы с учетом типа автомобиля, движущегося по соседней полосе.

В городских условиях при скоростях движения, характерных для крайни* левых полос многополосной проезжей части, зазор ул мало зависит от скорости движения автомобилей. Более существен­ное влияние оказывают высота бортового камня, а при расположе­нии слева тротуара или бульвара — пешеходы. Зазорв зависи­мости от планировки следующий, м:

Зазор до правой границы полосы 2D/2 зависит от типа автомоби­лей, движущихся по соседней полосе. Если расчетное движение по этой полосе легковое, 2D = 0,9 м, если грузовое 2D = 1,15.

Исследования показывают, что на улицах с многополосной про-езжей частью крайняя левая полоса шириною 3,5 м, расположенная

73

у тротуара с пешеходным ограждением, обеспечивает работу води­телей с напряженностью не выше оптимальной. При расположении этой полосы проезжей части у разделительной полосы ширина поло­сы движения 3,5 м обеспечивает удобство и безопасность при скоро­сти движения до 80 км/ч.

4.3. ШИРИНА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ

Ширина проезжей части улиц должна обеспечивать транспорт­ные потоки расчетной интенсивности. Необходимое число полос движения рассчитывают с учетом пропускной способности одной полосы при выбранной схеме организации движения и интенсивно­сти приведенного транспортного потока. В качестве приведенного автомобиля в потоке принимают легковой автомобиль. Коэффици­енты приведения реальных автомобилей к приведенным выбирают с учетом грузоподъемности автомобилей.

Значения коэффициентов многополосности () следует прини­мать с учетом ожидаемого числа смен полос движения. Значения , приведенные в подразд. 3.2, соответствуют числу смен на внутрен­них полосах движения 20—25 %. При меньшем количестве таких маневров коэффициентдля внутренних полос увеличивается на 10—15 %. Необходимое число полос движения

(4.4)

где — приведенная интенсивность движения всего транспортного потока, движущегося по улице, авт./ч; zp — расчетный уровень загрузки улицы движением; N — расчетная пропускная способность одной полосы движения с учетом организа­ции и условий движения на улице, авт./ч; — коэффициент многополосности, учи­тывающий снижение пропускной способности многополосной проезжей части.

Ширина проезжей части складывается из ширин отдельных по­лос движения, каждая из которых предназначена для пропуска транспортного потока определенного состава. Трудность расчета ширины проезжей части городской улицы заключается в том, что не всегда можно установить заранее расчетный тип автомобиля для каждой полосы проезжей части: схема организации движения при эксплуатации улицы может меняться неоднократно.

Расчетные автомобили для крайних полос устанавливают в со­ответствии с Правилами дорожного движения: для крайней левой полосы — легковой; для крайней правой — грузовой автомобиль или автобус. Расчетный автомобиль для внутренних полос выбирают в зависимости от состава ожидаемого по ним движения. Рекомен­дуемые расчетные автомобили, ширина полос и всей проезжей части городской магистральной улицы, рассчитанные по формулам (4.2) — (4.4), приведены в табл. 4.1 и 4.2.

В зависимости от состава и интенсивности движения требуемая ширина четырехполосной проезжей части улицы изменяется в преде-

74

лах 14... 15 м. Надежность расчета ширины проезжей части будет определяться надежностью прогноза интенсивности и состава движе­ния. При отсутствии данных о составе будущего движения при про­ектировании улицы принимают ширину всех полос движения оди­наковой (табл. 4.3). Это означает, что в качестве расчетного для всех полос движения принимают грузовой автомобиль. Такой под­ход позволяет исключить при эксплуатации улиц ситуации недоста­точности ширины проезжей части, но в большинстве случаев приво­дит к перерасходованию средств при строительстве и содержании улиц.

Проезжие части улиц, ширину которых принимают согласно данным табл. 4.3, рекомендуется разделять разметкой на полосы движения в соответствии с интенсивностью и составом потока (см. табл. 4.2). Высвобождающуюся при этом ширину проезжей части рекомендуется добавлять к правой крайней полосе, по которой дви­жется общественный пассажирский транспорт.

75

При назначении ширины проезжей части решают задачу не только пропуска транспортного потока расчетной интенсивности

движения, но и разделения его по составу и обеспечения движения пассажирского транспорта. Из этих условий для магистральных улиц число полос движения в одном направлении должно быть не менее двух. Движение по одной полосе в каждом направлении до­пускается лишь для улиц и городских дорог местного значения без постоянной интенсивности движения.

Для обеспечения движения внутри жилых кварталов и подъезда к домам в зоне многоэтажной застройки предусматриваются проез­ды шириной не менее 5,5 м с тротуаром шириной 1,5 м. Расстояния между въездами на территории микрорайонов и кварталов должны быть обеспечены на расстояниях 180—300 м. С двух сторон жилых зданий высотой девять этажей и более и общественных зданий высо­той пять этажей и более необходимо предусматривать проезды (ши­риной не менее 3,5 м) или полосы (шириной 6 м), пригодные для движения пожарных машин. На таких проездах необходимо преду­сматривать дорожную одежду. Ширину проездов вдоль зданий высо­той более десяти этажей следует принимать не менее 4,2 м.

При расчете ширины многополосной проезжей части магистраль­ных улиц следует принимать во внимание схему организации дви­жения и возможное распределение типов автомобилей по полосам. Транспортный поток желательно распределить по ширине проезжей части так, чтобы по каждой полосе движение было однородным по составу. Целесообразно крайнюю правую полосу отвести для дви­жения общественного транспорта и грузовых автомобилей. При ин­тенсивности движения автобусов и троллейбусов более 150 маш./ч эту полосу можно выделить только для движения общественного

76

транспорта, а для остановок следует предусмотреть специальные площадки с переходно-скоростными полосами.

Внутренние полосы в зависимости от интенсивности движения грузовых автомобилей могут быть загружены грузовым или смешан­ным движением. В этом случае расчетными автомобилями для опре­деления ширины этих полос будут грузовые автомобили. Четвертая, пятая, а при необходимости и шестая полоса, считая от тротуара, должны быть ориентированы на пропуск легковых автомобилей. Исключение составляют участки улиц, где крайние левые полосы используются для организации левоповоротного движения. На та­ких участках для всех полос движения расчетным является грузовой автомобиль.

Число полос движения, ширина каждой из них и общая ширина проезжей части магистральной улицы и городских дорог грузового движения могут отличаться от нормативов действующих строитель­ных норм и правил. Обоснованием такого отличия являются расчеты необходимого числа полос движения с учетом возможной пропускной способности полосы и ширины проезжей части с учетом состава движения.

Ширина полосы движения по ГОСТ - в городе и загородом

Все вопросы, касающиеся обустройства дорог в Российской Федерации, расписаны в документе под названием ГОСТ Р 52399-2005. В частности, здесь имеются следующие пункты:

  • какую скорость можно развивать на участках дороги с тем или иным уклоном;
  • параметры элементов дороги — ширина проезжей части, обочины, ширина разделительной полосы для многополостных магистралей.

На нашем автомобильном портале Vodi.su в данной статье мы рассмотрим именно второй пункт — какая ширина полосы движения предусмотрена российскими стандартами. Также, довольно актуальные проблемы: можно ли как-то отстоять свою невиновность, если ДТП случилось на узкой трассе, не соответствующей стандарту? Можно ли как-то избежать ответственности либо добиться компенсации, если ваш автомобиль пострадал из-за неудовлетворительного состояния дорожного покрытия в регионе проживания?

Определения понятия — «Полоса движения»

Проезжая часть, как известно, в большинстве случаев предназначена для передвижения автомобилей в обоих направлениях. Дорога для двухстороннего движения состоит как минимум из двух полос. Сегодня в России ведется активное дорожное строительство и скоростные магистрали с четырьмя полосами для движения в одном направлении не являются редкостью.

Таким образом, согласно правилам дорожного движения, полоса движения — это часть проезжей части, по которой транспортные средства движутся в одном направлении. Она отделена от других полос с помощью дорожной разметки.

Стоит также заменить, что во многих городах появились так называемые дороги для реверсивного движения, о которых мы уже писали на Vodi.su. На реверсивных дорогах движение по одной полосе возможно в обоих направлениях в разные периоды времени.

ГОСТ

По выше указанному документу в России определена следующая ширина полосы движения для дорог и магистралей различных категорий:

  • скоростные магистрали категорий 1А, 1Б, 1В на 4 полосы — 3,75 метра;
  • дороги второй категории (не скоростные) на 4 полосы — 3,75 м., на две полосы — 3,5 метра;
  • третья и четвертая категории на 2 полосы — 3,5 метра;
  • пятая категория (однополосные) — 4,5 метра.

Также в этом документе приводятся данные для ширины других элементов дорог. Так, на скоростных магистралях это следующие значения:

  • ширина обочины — 3,75 метра;
  • ширина краевой полосы у обочины — 0,75 м.;
  • ширина укрепленной части обочины — 2,5 метра;
  • разделительная линия на 4-полосных магистралях (без ограждения) — не менее шести метров;
  • разделительная линия с ограждением — 2 метра.

Кроме того, разделительная линия с ограждением или без него должна быть отделена от проезжей части краевой полосой безопасности, которая не может быть уже, чем 1 метр.

Отдельно стоит остановиться на таком моменте, как ширина полосы движения на городских дорогах. Очень часто она не совпадает с требуемыми значениями. Это объясняется тем, что центральные районы многих городов в России возводились еще в те далекие времена, когда автомобилей не было и в помине. Поэтому улицы здесь узкие. Если же речь идет о недавно построенных городских магистралях, то их ширина в обязательном порядке должна соответствовать требованиям ГОСТ.

Тем не менее, движение на дорогах уже 2,75 метров запрещено. Это относится как к городам, так и к междугородним поездкам. Это правило не распространяется на транспортные средства коммунальных служб или на машины для доставки товара. Такие узкие проезды могут быть и в спальных районах, но они не предназначены для сквозного движения.

Категории автомобильных дорог

В РФ категории и классификация автомобильных дорог рассматриваются в ГОСТ 52398-2005. Согласно ему, к скоростным магистралям первой и второй категории принадлежат автобаны, с не менее, чем 4 полосами для движения в одну сторону. На них также в обязательном порядке имеются многоуровневые развязки и многоуровневые пересечения с железными, дорогами, пешеходными или велосипедными дорожками. Пешеходные переходы только через мосты или подземные переходы.

На такой дороге вам вряд ли придется ждать на ж/д переезде, пока проедет поезд. Именно к данному классу будет отнесена скоростная трасса Москва-Санкт-Петербург, которую строят к ЧМ-2018. О ней мы уже писали на Води.су.

Дороги второй и всех последующих категорий не оснащаются разделительными ограждениями. Раздел обозначается с помощью разметки. Также пересечения с железными дорогами или пешеходными переходами на одном уровне. То есть это простые трассы регионального значения, разгоняться быстрее 70-90 км/час на них запрещается.

Нарушение ПДД на узкой дороге

Многие водители могут апеллировать к тому, что нарушили правила или совершили наезд на пешехода на дороге, ширина которой слишком маленькая. Согласно ПДД, если нарушение совершено на дороге шире, чем 2,75 метра, то доказать что-либо вам вряд ли удастся.

Совсем другое дело, когда из-за неудовлетворительной работы дорожных и коммунальных служб ширина проезжей части уменьшается. Например, зимой часто можно увидеть огромные отвалы снега и сугробы на обочине, из-за которых ширина уменьшается. Из-за этого во время совершения маневра водитель может выехать на встречную полосу, а за такое нарушение возможен штраф 5 тысяч или лишение прав на полгода (КоАП 12.15 ч.4).

В таком случае вы можете, к примеру, измерить ширину дороги, и если она окажется меньше 2,75 метров, то можно отделаться по статье 12.15 ч.3 — выезд на встречную полосу при объезде помехи. Штраф будет составлять 1-1,5 тыс. рублей. Ну а при желании можно заручиться помощью опытных автоюристов, которые не только докажут вашу невиновность, но и заставят коммунальные или дорожные службы компенсировать ущерб.

Но, несмотря на погодные условия и состояние дорожного покрытия, помните, что согласно ПДД водитель должен учитывать не только дорожную ситуацию, но и состояние проезжей части.


Смотрите также