Система глонасс что такое


Система ГЛОНАСС - это что такое и для чего нужен, как расшифровывается

Кулешов Вячеслав

Сегодня в мире всего две спутниковые системы обеспечивают глобальное покрытие. Это американская космическая группировка GPS и российское созвездие ГЛОНАСС. Несмотря на то, что их сигналы изначально предназначались для военных ведомств, широкое применение нашлось для гражданских пользователей.

Итак, давайте детально рассмотрим: что такое ГЛОНАСС, и для чего он нужен. Также коснемся истории появления системы, ее функций.

О системе ГЛОНАСС

Начнем с вопроса, что такое система ГЛОНАСС. Созвездие искусственных спутников ГЛОНАСС – это составляющая часть Глобальной Навигационной Спутниковой Системы (ГНСС) наряду с американским аналогом.

Подобно Global Positioning System, созданной в США, GLONASS принадлежит и управляется военными. Раньше сигнал использовался российской армией в реактивных самолетах и баллистических ракетах. Сейчас российская группировка применяется для навигации наземных, водных и воздушных транспортных средств.

Спутниковые сигналы используются в смарт-устройствах, автомобилях, навигаторах, телефонах, спортивных часах.

Продвижением проекта руководит агентство «Роскосмос» и ОАО «Российские космические системы».

История развития ГЛОНАСС

Разберемся подробнее, ГЛОНАСС – что это такое, что означает, с чего началась разработка. Впервые о внедрении спутниковой навигации заявил профессор В.С.Шебшаевич. С 1957 года ряд институтов проводили исследования в этой области. Результатом работы стала низкоорбитальная система «Цикада». В 1967 году на орбиту запустили первый аппарат «Космос-192».

В дальнейшем аппараты совершенствовались и эксплуатировались до 1976 года. Из-за особенностей конструкции «Цикада» не удовлетворяла потребности потребителей в полной мере. Разработку нового комплекса поручили НИИ под руководством Ю.И.Максюты.

Новая система получила название «ГЛОНАСС». Как расшифровывается ГЛОНАСС? Для аббревиатуры ГЛОНАСС расшифровка – Глобальная Навигационная Спутниковая Система.

Первый космический аппарат группировки («Космос-1413») запущен на орбиту в 1982 году. Полный «комплект» спутников отправили в космос в 1995 году.

С развалом Советского Союза прекратилась поддержка аппаратов. В 2002 году на орбите осталось всего 7 сателлитов. Срок их службы сократился до 3 лет. Показатели точности упали по сравнению с GPS.

Ситуация изменилась с открытием федеральной программы в 2002 году. Благодаря государственному финансированию штатную группировку восстановили, модернизировали.

На сегодняшний день на околоземной орбите вращаются 26 сателлитов. 24 из них работают в штатном режиме, 2 находятся в резерве.

В мае текущего года на орбиту запущен аппарат третьего поколения «ГЛОНАСС-М».

Структура ГЛОНАСС

Далее рассмотрим строение: ГЛОНАСС – что такое, какие элементы включает. В структуру российского созвездия входят три компонента: • космический элемент; • наземные станции;

• пользовательское оборудование.

Космическое звено – это непосредственно аппараты, находящиеся на орбите.

Наземный комплекс представляют командные следящие станции: • Центр управления системой; • станции контроля;

• Центральный синхронизатор.

Эти организации занимаются мониторингом состояния созвездия. Постоянное наблюдение позволяет корректировать параметры орбиты и загружать навигационную информацию.

Последняя составляющая – навигационные приборы. Это смартфоны, навигаторы, бортовые терминалы и трекеры. Приемники вычисляют координаты, скорость и время по сигналам спутников.

Технические характеристики

От вопроса о том, GLONASS – что это, переходим к строению группировки. 24 космических аппарата расположены на высоте 19200 км. Три орбиты находятся на расстоянии 120°, а спутники в границах одной орбиты – на дистанции 45°. Такой интервал обеспечивает непрерывное покрытие земной поверхности. Аппараты обходят орбиту за 11 часов 15 минут.

За время существования созвездия сменилось четыре поколения космических аппаратов. 1. Первые спутники типа «ГЛОНАСС» выведены из строя в 2005 году и больше не использовались. 2. Сателлиты «М» были в рабочем состоянии с 2003 по 2016 год. Их срок существования составляет 7 лет. 3. Аппараты «К» применяются с 2011 года. Проводятся исследования на основе летательных испытаний.

4. Спутники «К2» находятся на стадии разработки.

Все сателлиты выводятся на орбиту с ракетных носителей «Союз-2.1б» и «Протон-М».

Каждый спутник передает навигационные радиосигналы в диапазонах двух частот (L1 – 1,6 ГГц, L2 – 1,25 ГГц). Аппараты типов «К» и «М» транслируют дополнительный диапазон сигналов L3. Спутники орбитальной группировки передают эфемериды. В них указано положение антенны соответственно системе координат ПЗ-90.

За системное время принимается непрерывная шкала времени Центрального синхронизатора, который оборудован водородными часами. Время группировки должно соответствовать национальной временной шкале UTC(SU).

Детальные параметры отражены в Интерфейсном контрольном документе. Публикация принадлежит российскому НИИ Космического приборостроения.

Сравнение ГЛОНАСС и GPS

Американская группировка космических аппаратов создана раньше, чем система ГЛОНАСС. Оба созвездия используются в одинаковых целях. Различия кроются в структуре созвездий.

GPS начала функционировать в 1994 году .Первоначально состояла из 24 спутников. Сейчас включает 30 аппаратов. Орбиты расположены между 20000 км и 20500 км от центра Земли. Спутник непрерывно передает радиосигнал с кодовым разделением каналов (CDMA).

Высота орбиты – 20200 км, наклон – 55°. Аппараты расположены на шести плоскостях. В каждой плоскости вращается по четыре спутника. GPS работает круглосуточно и практически в любых погодных условиях. Космический аппарат отправляет сигнал, орбитальные параметры и время. Эти сведения считываются и интерпретируются GPS-устройством на поверхности Земли. Чтобы вычислить расположение, прибору нужно принимать сигнал минимум четырех спутников. Группировка ГЛОНАСС принадлежит России. Каждый сателлит передает код PRN на разных частотах. Космический сегмент ГЛОНАСС образуют 24 спутника с орбитами, расположенными в 19100 км от центра Земли.

Где используют приёмники ГЛОНАСС

Выделяются четыре ключевые отрасли применения спутниковых сигналов: • определение местоположения; • навигация; • мониторинг объекта или личного движения;

• научная работа.

Сведения о местоположении объекта используются в информационных системах. На основе этих данных пользователь получает рекламные материалы.

Мониторинг транспорта позволяет контролировать перемещения личного и корпоративного транспорта. Контролируется работа служб спасения, транспортировка опасных и ценных грузов.

Спутниковое оборудование применяется в геодезии и картографии. Составляются карты местности, проводятся строительные работы.

На отдыхе в незнакомой стране навигатор или смартфон запросто проложит маршрут. В сельском хозяйстве такие приборы оптимизируют посадку, полив и сбор урожая. Для наземного транспорта разработаны системы управления и контроля. Повышается безопасность авиации и морского флота.

Применение спутниковых приборов в сфере экологии позволяет наблюдать за деформацией земной коры, состоянием лесных и водных ресурсов.

Сигналы спутников используют, чтобы синхронизировать время, линии электропередач и телекоммуникаций.

Международная деятельность

Международное сотрудничество Российской Федерации с другими государствами в сфере ГНСС направлено на: • обеспечение совместимости созвездия ГЛОНАСС с GPS и Galileo в радиочастотном спектре; • функциональную взаимодополняемость (временные и координатные шкалы, навигационные сигналы); • разработку и использование международных стандартов ГНСС;

• введение согласованной системы сертификации услуг спутниковой навигации.

Альтернативные системы

Другие страны не отстают от США и России и работают над созданием собственных группировок. Далее расскажем о решениях, созданных другими государствами. 1. Система «Galileo» – крупнейшая в Европе. Группировка создана за 10 запусков. Первый из семи двойных запусков спутников «Союз» состоялся в 2011 году. Количество аппаратов на орбите достигло 26. 2. Навигационная спутниковая система «Beidou» (BDS) разработана для китайских военных, чтобы уменьшить зависимость от GPS. Созвездие работает в Китае с 2000 года, в Азиатско-Тихоокеанском регионе – с 2012 года. Полностью укомплектовать систему планируют к 2020 году. Группировка будет состоять из 35 спутников. 3. «Navic» – региональная спутниковая система Индии. Разработана в 2006 году. Проект базируется на семи космических аппаратах с потенциальным расширением до одиннадцати. Развернутое созвездие будет состоять из трех спутников на геостационарной орбите и четырех на геосинхронной орбите с уклоном 29 °.

4. Агентство аэрокосмических исследований Японии приступило к разработке концепции «QZSS» в 2003 году. Первый аппарат QZS-1 запущен 11 сентября 2010 года. Система совместима с GPS и может использоваться комплексно.

Таким образом, сегодня в мире функционируют шесть космических группировок.

Повышение точности навигации

В настоящее время в России разрабатывается новая федеральная программа развития орбитальной системы ГЛОНАСС на 2021 – 2030 годы. Программа должна быть разработана до 2020 года.

Планируется, что новые космические аппараты «К2» повысят точность с 3 – 5 метров до 1 метра. Это позволит лучше определять местоположение автомобилей. Стратегия развития предусматривает, что с 2030 года группировка будет полностью состоять из 24 новых космических аппаратов «Глонасс-К2». Для изготовления приборов применяют только отечественные комплектующие. Новые спутники будут передавать девять навигационных сигналов.

Поддержка системы в мобильных устройствах

Как часто вы оказываетесь в ситуации, когда нужно добраться в определенную точку, а местность незнакома? Теперь это не проблема. Современные смартфоны и планшеты оснащены навигационным модулем, который принимает сигнал спутников.

Первым телефоном с поддержкой сигналов ГЛОНАСС стал брендированный ZTE МТС 945. Модель вышла в продажу в 2011 году, однако впечатления не произвела. Одновременно поддержку добавили в iPhone 4S. Вслед за ними чипами ГЛОНАСС оборудовали свои смартфоны Nokia и Samsung.

Отметим, что сейчас выпускают гибридные устройства. Такие приборы принимают сигналы ГЛОНАСС и GPS одновременно. Это дает большую точность определения координат.

Поддержка на транспорте

Последний пункт, который рассмотрим в материале: система ГЛОНАСС для контроля транспорта – что это такое.

ГЛОНАСС мониторинг транспорта решает задачи определения точного расположения машин и построение оптимальных маршрутов. Приборы слежения устанавливаются на личный и корпоративный транспорт. Трекеры и терминалы собирают телематическую информацию и передают на диспетчерское ПО. Сервером выступает компьютерная программа или смарт-приложение.

Разработчики предлагают готовые комплексные решения. Популярностью среди владельцев компаний пользуются: • АвтоСкан; • АвтоГраф; • Wialon;

• СКАУТ.

Оборудование отслеживает по карте перемещение объектов, техническое состояние транспорта. О нарушении установленных условий сразу сообщается пользователю.

Обязательная установка системы безопасности ЭРА ГЛОНАСС регулируется федеральным законом №395. ЭРА ГЛОНАСС – что это такое? Это «тревожная кнопка», которая передает сигнал об аварии. Вызов поступает на пульт оператора, затем – экстренным спасательным службам. Внедрение контролирующей аппаратуры в логистику транспортной компании сокращает непроизводительные пробеги, повышает эффективность и рентабельность предприятия.

Что такое система ГЛОНАСС и для чего она предназначена?

Последнее обновление: 10.10.2014

Первые испытания системы «ГЛОНАСС» начались 12 октября 1982 года запуском на орбиту спутника «Ураган».

Что такое система ГЛОНАСС?

Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) — советская и российская спутниковая система навигации, разработана по заказу Министерства обороны СССР. Разработка ГЛОНАСС началась в СССР в 1976 году.

Изначально система создавалась для военных нужд, но затем нашла гражданское применение. Её используют для управления транспортными потоками на всех видах транспорта, для контроля перевозок ценных и опасных грузов, для контроля рыболовства в территориальных водах, во время поисково-спасательных операций, для проведения геодезических съёмок, при прокладке нефте- и газопроводов, линий электропередач, в строительстве и т. д.

Где используют приёмники ГЛОНАСС?

ГЛОНАСС оснащают гражданские и военные суда и самолёты, а также баллистические ракеты. Система в обязательном порядке устанавливается на общественном транспорте и в автомобилях экстренных служб, а в скором времени может быть принят закон, обязывающий оснащать ей все автомобили в стране. С 1 января 2013 года коммерческий и грузовой автотранспорт, эксплуатируемый на территории России, должен быть оснащён системами ГЛОНАСС.

Для чего предназначена система ГЛОНАСС?

Основная цель ГЛОНАСС — определение местоположения (координат), скорости движения (составляющих вектора скорости), а также определение местоположения воздушных, наземных, морских объектов с точностью до одного метра.

То есть любой объект (корабль, самолёт, автомобиль или просто пешеход) в любом месте в любой момент времени способен всего за несколько секунд определить параметры своего движения.

Сигналы ГЛОНАСС принимают не только GPS-приёмники, бортовые навигаторы, но и мобильные телефоны. Информация о положении, скорости и направлении движения через сеть GSM-оператора отправляется на сервер сбора данных.

Данная система обеспечивает глобальное и непрерывное навигационное обслуживание всех категорий потребителей круглогодично, в любое время суток, вне зависимости от метеорологических условий. В любой точке земного шара потребители имеют доступ к сигналам ГЛОНАСС на безвозмездной основе и без ограничений.

Сколько спутников имеет ГЛОНАСС?

Гражданское применение системы ГЛОНАСС началось в 1993 году, к 1995 году на орбиту было запущено 24 спутника.

К 2001 году число спутников из-за недостатка финансирования и выхода части из них из строя сократилось до шести.

В 2010 году число спутников ГЛОНАСС увеличили до 26, основными являются 24, остальные резервные.

В настоящий момент в системе ГЛОНАСС насчитывается 29 космических аппаратов, из которых 24 используются по целевому назначению, один — на этапе лётных испытаний, один — на этапе ввода в систему, три — в орбитальном резерве.

Какое количество спутниковых навигационных систем существует в мире?

На сегодняшний день существует две системы глобальной спутниковой навигации. Кроме российской, есть ещё американская система навигации NAVSTAR GPS.

Отличие двух систем в том, что спутники ГЛОНАСС в своём орбитальном движении не имеют синхронности с вращением Земли. Благодаря этому они более стабильны, и, соответственно, им не требуется дополнительной корректировки, но при этом срок их службы заметно короче.

Спутники ГЛОНАСС вращаются на высоте 19 100 километров над Землёй. Приёмники ГЛОНАСС позволяют определить:

  • горизонтальные координаты с точностью 50–70 м (вероятность 99,7 %),
  • вертикальные координаты с точностью 70 м (вероятность 99,7 %),
  • вектор скорости с точностью 15 см/с (вероятность 99,7 %),
  • точное время с точностью 0,7 мкс (вероятность 99,7 %).

Каждый спутник передаёт сигналы двух видов: открытые с обычной точностью и защищённые с повышенной точностью. Первый вид сигнала доступен любому приёмнику ГЛОНАСС, второй — только авторизованной аппаратуре Вооружённых сил РФ.

Кто курирует проект ГЛОНАСС?

Развитием проекта ГЛОНАСС занимается Федеральное космическое агентство (Роскосмос) и ОАО «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем» («Российские космические системы»).

Смотрите также:

Для чего используется ГЛОНАСС и автомобиле

С наступлением спутниковой эры появление навигационных систем было только вопросом времени. И США, и СССР инициировали разработки в данном направлении примерно одновременно. В Советском Союзе к исследованиям, связанным с разработкой навигационных систем, приступили в конце 60-х, аналогичная американская программа стартовала в начале 70-х. В США первый спутник, входящий в комплекс искусственных летательных аппаратов для геопозиционирования, был запущен в 1978 году, в рамках системы ГЛОНАСС – в 1982. Достаточное количество спутников для полноценного функционирования GPS появилось только в 1993 году. Что же касается стабильной работы системы ГЛОНАСС, то здесь планам осуществить вывод на орбиту нужного количества спутников помешал развал СССР. И только в 2001 году было принято решение реанимировать этот космический проект. В настоящее время в составе системы насчитывается 28 спутников, 24 из которых являются основными, 4 – резервными, и еще 9 аппаратов готовятся к запуску на орбиту.

Для чего нужна система ГЛОНАСС.

Следует отметить, что система ГЛОНАСС разрабатывалась таким образом, чтобы она умела работать с навигационными спутниками всех действующих систем, включая американскую GPS и европейскую «Галилео», что позволило бы обеспечить беспрецедентную точность показаний принимаемых сигналов и полную автономность в работе. Планировалось также разработать на базе ГЛОНАСС автомобильные навигаторы, но из-за ряда объективных факторов реализовать задуманное удалось не в полном объёме. Дело ограничилось появлением системы ЭРА ГЛОНАСС, предназначенная для экстренного оповещения заинтересованных служб об авариях. О том, как работает эта система, в чём заключаются её функции, о нюансах, касающихся законодательных аспектов её применения, мы сегодня и поговорим.

Принцип функционирования системы ГЛОНАСС

Как мы уже отмечали, системы GPS и ГЛОНАСС длительное время разрабатывались параллельно, поэтому имеет смысл рассматривать их работу, используя принцип сравнения. Система ГЛОНАСС, как и в случае с американской GPS, изначально разрабатывалась исключительно для нужд военных. Но американцы быстро поняли, что коммерческое применение может принести немало выгод, и вскоре их система геопозиционирования стала общедоступной для использования в частном секторе на платной основе. Система ГЛОНАСС в этом плане стоит особняком – её использование в негосударственном секторе частично регулируется, но зато во многих случаях использовать её можно бесплатно.

Если объяснять суть работы автомобильной системы ГЛОНАСС на популярном уровне, то это – взаимодействие трёх автономных систем оборудования: собственно спутникового кластера, наземных систем управления и клиентского оборудования, устанавливаемого непосредственно в авто (трекеры, приёмники, маячки). Чтобы охватить большую часть поверхности земли космическими аппаратами, расположенными на геостационарной орбите, требуется 24 спутника. При этом для точного определения координат любым оборудованием, использующим спутниковые сигналы, необходимо, чтобы в зоне его видимости находилось четыре спутника. Расположение космического кластера и проектируется таким образом, чтобы обеспечить указанное требование практически в любой точке нашей планеты.

Суть работы наземного устройства позиционирования заключается в следующем: каждый спутник непрерывно посылает на землю сигналы в специальном формате, в котором закодировано и время отправки. Но поскольку этот сигнал имеет конечную скорость распространения, до Земли он доходит с определённой задержкой. Зная время задержки между отправкой  сигнала и его получением, можно вычислить расстояние до спутника. Разумеется, для определения координат считывающего устройства этого недостаточно. А вот если оно учитывает сигналы с четырёх или большего количества спутников, то, используя специальный алгоритм, оно в состоянии установить своё местонахождение с достаточно высокой теоретической точностью. Для ГЛОНАСС это плюс-минус несколько метров, но в силу ряда причин погрешность может оказаться на порядок (и даже на несколько порядков) выше.

Причин такого рассогласования может быть несколько:

  • специальная погрешность (намеренное искажение времени прихода сигнала со спутника, вносимое для того, чтобы точность измерения координат для гражданских целей была заведомо меньше, чем для военных);
  • характер геометрического расположения ИСЗ. Чтобы показания прибора были максимально точными, он должен принимать сигналы со спутников, расположенных на небосводе на максимальном удалении друг от друга. На практике достигнуть такого не получается. Все четыре спутника могут быть доступными в конкретный момент времени в определённой точке пространства в одном районе, например, на северо-западе. Это существенно снижает точность измерений, или даже делает определение координат вообще невозможным;
  • наличие сложного ландшафта: находясь в гористой местности, вы рискуете попасть в зону, в которой необходимый минимум видимых спутников не достигается;
  • гравитационное влияние массивных космических объектов (Солнце, Луна), хотя и учитывается спутниковым оборудованием и отсылается на землю ужу с учётом такого воздействия, может вносить погрешность порядка нескольких метров;
  • влияние ионосферы на скорость прохождения сигнала (если в открытом космосе это стабильная величина, равная скорости света, то при столкновении с заряженными ионами электромагнитные волны преломляются, изменяя свою траекторию и увеличивая тем самым расстояние до земли);
  • аналогичные погрешности возникают и в тропосфере, но здесь причина иная – влияние погодных факторов. Именно поэтому те спутники, которые висят над горизонтом ниже 10 градусов, в расчёт не принимаются;
  • наличие высотных зданий и мощных источников электромагнитного излучения (радаров, радиостанций, усилителей сигнала сотовой связи) также снижает точность определения координат;
  • накопление погрешностей при осуществлении вычислительных операций.

Если просуммировать влияние этих и некоторых других, неупомянутых факторов, то и получаются те самые 100-150 метров, о которых мы говорили выше. Впрочем, в земных масштабах для большинства задач даже такой погрешности вполне достаточно для определения координат и нахождения объекта (ведь в идеале линия горизонта расположена на расстоянии около четырёх километров). Для автомобильной трассы это тем более не столь существенно, поскольку дорога предполагает наличие как минимум узкой открытой местности и ограниченности направлений поиска в случае поступления вызова об аварии.

А теперь рассмотрим, как работает кнопка ГЛОНАСС в автомобиле. Изначально система проектировалась так чтобы при необходимости случайный вызов прибора, информирующего о ДТП, можно было отменить. Разумеется, если водитель имеет возможность дотянуться в конкретных условиях до пресловутой сигнальной кнопки. Алгоритм работы такой системы оповещения выглядит следующим образом:

  • сигнал о ДТП отсылается либо при нажатии на кнопку, либо в результате фиксации датчиками сильного сотрясения автомобиля (включая переворачивание ТС);
  • прибор использует функцию навигационного модуля для определения координат места совершения аварии;
  • данные о местоположении машины передаются по сотовой связи в ближайший центр реагирования;
  • диспетчер системы экстренного реагирования связывается с водителем, отсылая сигнал на навигационное устройство автомобиля;
  • если водитель не ответил (или подтвердил факт наличия аварии), диспетчер связывается с медиками, информируя их о местоположении попавшего в ДТП транспортного средства;
  • карета скорой помощи немедленно выезжает к месту аварии.

Действующий регламент предполагает прибытие медиков к потерпевшему в ДТП не дольше, чем за 20 минут. На практике скорая помощь часто приезжает и быстрее, если авария произошла в городе. Если на трассе – то вложиться в нормативы удаётся не всегда, учитывая большие расстояния между населёнными пунктами.

Задачи, решаемые системой ЭРА ГЛОНАСС

На данный момент система экстренного вызова аварийных служб, функционирующая на бесплатной основе, кроме России, нигде не применяется. Впрочем, и в нашей стране она запущена относительно недавно, с 2015 года, и в настоящее время охватывает далеко не все транспортные средства. Более того, не все новые автомобили оснащаются подобным оборудованием, однако после 2019 года, когда истекает срок действия ОТТС, приобрести авто, не оснащённое системой экстренного вызова, будет практически невозможно. Основные функции ГЛОНАСС в автомобиле:

  • распознавание ДТП и оповещение спасательных служб с передачей времени/координат аварии;
  • получение и передача информации о степени тяжести дорожного происшествия;
  • обеспечение двухсторонней связи между диспетчером службы экстренного реагирования и водителём.

Кроме того, система может быть использована и для других задач, не входящих в число основных:

  • для мониторинга местонахождения авто в режиме реального времени;
  • для осуществления поисковых и охранных функций;
  • в качестве навигационной системы.

Что даёт использование в машине ГЛОНАСС? Повсеместное внедрение системы позволяет значительно повысить вероятность выживаемости пострадавших в ДТП, поскольку, согласно статистике, большая часть летальных случаев при авариях происходит из-за несвоевременности прибытия бригады врачей. В Евросоюзе действует система eCall, во многом напоминающая отечественную, при этом она на сегодня не является обязательной, и предоставляется на платной основе. Но с 2019 года автомобили, не оснащённые eCall, купить будет также невозможно. Отметим, что по многим аспектам ЭРА ГЛОНАСС совместима с европейским аналогом, то есть российский водитель, находясь за рубежом, может вызывать экстренную помощь без необходимости выполнения каких-либо дополнительных действий (перенастройки оборудования, его регистрации и т.д.).

ЭРА ГЛОНАСС: состав и принцип работы

Поскольку модуль, осуществляющий экстренный вызов, должен работать при любых обстоятельствах, надёжности устройств, использующих систему ЭРА ГЛОНАСС, разработчики уделили первостепенное внимание. Поэтому даже при очень тяжёлых авариях можно рассчитывать, что он сработает и обеспечит выполнение возложенных на него функций. Как выглядит ЭРА ГЛОНАСС на автомобиле? Внешне он напоминает обычный сотовый телефон, оснащённый рядом дополнительных функций (датчиками, отслеживающими моменты, которые можно квалифицировать как ДТП, а также кнопкой SOS вызова диспетчера). В состав модуля входят следующие компоненты, обеспечивающие надёжную и стабильную работу устройства:

  • SIM-карта, не требующая пополнений и работающая абсолютно бесплатно, но позволяющая осуществлять вызовы только аварийных служб;
  • усиленная антенна, позволяющая обеспечивать связь даже на участках дороги, где обычные сотовые работают плохо, или не работают вообще;
  • 3G модем, обеспечивающий передачу спасательным службам дополнительной информации;
  • динамик/микрофон для обеспечения экстренной связи водителя/пассажиров с диспетчером;
  • собственно навигационный модуль, задача которого – отслеживать местонахождение автомобиля и передавать его оперативным спасательным службам для обеспечения быстрого прибытия на место аварии.

Нужно понимать, что многие водители такой устройство называют упрощённо – кнопкой ГЛОНАСС в автомобиле. В действительности это многофункциональный прибор, который в краткосрочной перспективе станет обязательным элементом, наличие которого будет проверяться при осуществлении таких мероприятий, как техосмотр ТС.

Что определяет система ЭРА ГЛОНАСС

Существует немало предрассудков со стороны водителей относительно системы экстренного оповещения при авариях. Главной из них можно назвать опасения, связанные с возможностью отслеживания местоположения машины. Однако это не соответствует действительности: функция трекинга в модуле ЭРА ГЛОНАСС активизируется только при срабатывании датчиков, то есть в моменты бедствия. Только в этом случае приводится в действие весь функционал устройства, который в состоянии передать соответствующим службам действительно жизненно важную информацию:

  • точные (с погрешностью используемой системы позиционирования) координаты ДТП;
  • число людей в машине (отслеживается по количеству ремней безопасности в застёгнутом состоянии);
  • данные, полученные в момент совершения ДТП от бортового компьютера – скорость движения, испытываемые перегрузки в момент соударения);
  • основные сведения о ТС: модель, госномера, цвет автомобиля, используемый ид топлива (важно при использовании ГБО).

На основании этих данных, а также информации, переданной диспетчеру пострадавшими (если они в состоянии это сделать) принимается решение о том, кого направлять к месту аварии в первую очередь и с чем им, скорее всего, предстоит столкнуться. Справедливости ради укажем, что, хотя ЭРА ГЛОНАСС изначально разрабатывалась как исключительно отечественная система, ориентированная на российский пул навигационных спутников, в настоящее время разрешено и использование системы GPS, характеризующейся большей точностью измерений координат. Поэтому все последние модели навигационных моделей оснащаются двойными чипсетами.

Нужно ли присутствие ЭРА ГЛОНАСС на автомобиле

Многие подзаконные акты в нашей стране зачастую интерпретируются с искажениями или и вовсе неправильно. В частности, закон, начавший действовать с 2017 года, предусматривает обязательную установку модуля ЭРА ГЛОНАСС на ввозимые из-за рубежа физлицами легковые авто, которые растамаживаются лично владельцем. Но это не означает, что аварийные кнопки следует обязательно устанавливать на старенький Москвич или купленный два-три года назад Mercedes. В настоящее время закона, предусматривающего наказание за отсутствие модуля ГЛОНАСС, нет. И любые слухи, что с 2018 или 2019 года за это будут наказывать, совершено лишены оснований.

Однако если говорить о том, что все новые авто, приобретаемые после 2017 ода, должны оснащаться такими модулями, то здесь действительно имеются некоторые важные моменты. Дело в том, что любое новое авто, продающееся на территории РФ, должно обладать документом, именуемым «Одобрением типа ТС» (сокращённо – ОТТС). Его выдачей заведует Росстандарт, и если он не дал одобрения на конкретную модель, торговать ею в России дистрибьюторам нельзя. Если вы приобретаете новую машину в автосалоне, ПТС вам выдадут только при наличии ОТТС. Так вот, стандартный срок действия «Одобрения типа ТС» – три года. Если у вас имеется машина, срок действия ОТТС которой ещё не истёк – вы можете не волноваться касательно установки кнопки SOS. Однако авто, приобретённые в 2017 году, после 2020 года эксплуатировать без модуля ЭРА ГЛОНАСС уже будет нельзя. Так что автовладельцам с относительно свежим четырехколёсным другом следует заблаговременно подготовиться к тому, что они могут быть оштрафованы за отсутствие данного устройства.

И наоборот, если вы планируете приобрести авто после 31.12.2019, то обязанность обеспечения машины модулем экстренного вызова ложиться уже на плечи автопроизводителя/дилера/реселлера. Если со слухами, должен ли автомобиль обязательно комплектоваться модулем ГЛОНАСС, мы разобрались, то невыясненными остаются ещё некоторые вопросы. Например, обязателен ли вызов экстренных служб при наличии аварийной кнопки хотя бы на одном ТС. Некоторые водители убеждены, что без этого оформление ДТП невозможно. Это неправда – независимо от того, имеется ли аварийная кнопка, или нет, регистрация аварии сотрудниками ГИБДД проводится в любом случае. Другое дело, что сгенерированные и отправленные модулем данные, касающиеся точного определения координат происшествия, скорости движения авто, силы столкновения могут стать решающим аргументом при судебном разбирательстве.

Так что, если вы уверены в том, что не являетесь виновником ДТП, использование системы ЭРА ГЛОНАСС будет вполне оправданным и даже необходимым. Правда, имеется ограничение касательно времени фиксации аварий: вызов будет принят диспетчером, если кнопку нажать не позднее 10 минут после совершения дорожного происшествия. Однако в большинстве случаев соответствующая информация будет передана автоматически, без участия водителя, в случае срабатывания датчиков удара.

Как получить аварийный модуль и установить его в автомобиль

Перечислим случаи, когда требуется установка системы ЭРА ГЛОНАСС:

  • на новых импортируемых в РФ автомобилях;
  • на новых авто, производимых (собираемых) внутри страны;
  • на подержанных ТС, ввезённых в страну после 2017 года, если их возраст менее 30 лет;
  • на любых подержанных автомобилях, проданных в стране после 2017 года на добровольной основе.

В первых двух случаях соответствующий модуль устанавливается на авто производителем, при этом устройство должно удовлетворять требованиям/нормативам, заложенным в техрегламент ТС при наличии сертификата соответствия, или же автодилером в рамках предпродажной подготовки ТС. Отсутствие устройства – повод для ФТС отказать в выдаче ПТС, без которого невозможно поставить авто на учёт в ГИБДД. В двух последних случаях устанавливать модуль придётся самостоятельно. Опишем процедуру, как установить ГЛОНАСС на свой автомобиль. Прежде всего, отметим, что автовладелец не имеет права осуществлять монтаж устройства – это как раз прерогатива сертифицированного установочного центра. После установки модуля необходимо представить документ, подтверждающий наличие терминала в конкретном автомобиле, в сертифицированную лабораторию, специализирующуюся на оформлении свидетельств о безопасности системы, и только после этого можно получить ПТС.

Отметим, что для серийных моделей сертификация производится посредством выполнения ряда краш-тестов. Это необходимо для того, чтобы выяснить, останется ли модуль работоспособным при ударах разных типов и силы. На основании полученной информации происходит калибровка датчиков. Разумеется, необходимость пожертвовать несколькими автомобилями ради обеспечения максимальной безопасности тысяч водителей/пассажиров вполне оправдана. Но это не может не сказаться на стоимости проведения сертификационной процедуры, что увеличивает стоимость машины. Впрочем, и установка модуля тоже не бесплатна и колеблется в пределах 4-6 тысяч рублей. Если учесть стоимость самого модуля, а также выполнения калибровочных процедур, то монтаж системы аварийного оповещения обойдётся вам в сумму порядка 20000-30000 рублей, в зависимости от региона. На старых автомобилях, не оснащённых ЭБУ, установка ЭРА ГЛОНАСС допускается, но срабатывание системы происходит только в ручном режиме, при нажатии на кнопку SOS. Производством терминалов занимается немало как отечественных фирм («Спейс Тим», «Сантэл Навигация», «Форт-Телеком»), так и зарубежных (самые известные – Denco, Continental, Valeo).

В будущем предусматривается оснащение модулей рядом дополнительных функций:

  • предоставление консультативной помощи при запуске силового агрегата;
  • вызовом мобильного шиномонтажа;
  • выездом техпомощи для оказания мелких ремонтных услуг;
  • эвакуацией ТС;
  • вызовом аварийного комиссара;
  • дозаправкой топливом;
  • техническим консультированием в удалённом режиме.

Другими словами, терминал ЭРА ГЛОНАСС в скором времени превратится в высокоинтеллектуальное устройство, которое не только поможет минимизировать последствия ДТП, но и станет незаменимым помощником при решении любых проблем, возникших в дороге.

Как отследить машину через ГЛОНАСС

Помимо оповещения об аварии, установленный в машине модуль ГЛОНАСС/GPS в состоянии осуществлять противоугонные функции, превращаясь в так называемые трекеры. Что замечательно – такое средство слежения за транспортным средством обойдётся вам намного дешевле, чем оснащение специализированным трекером. Разумеется, далеко не все устройства поддерживают данную функцию, поэтому в ряде случаев, чтобы иметь возможность осуществления поисково-спасательных мероприятий, терминал придётся заменить на подходящее устройство. Такое оборудование может работать непрерывно, в режиме реального времени осуществляя определение координат транспортного средства и отсылая их на любое удалённое устройство. Это может быть компьютер, планшет или любой мобильный гаджет, подключенный к интернету.

Обладая таким терминалом, вы можете не бояться, что ваш автомобиль окажется объектом пристального внимания со стороны автоворов. Но этим возможности трекеров не ограничиваются. Скажем, для владельцев автотранспортных предприятий это единственная возможность контроля за нецелевым использованием автотранспорта и средством, позволяющим оптимизировать маршруты передвижения с целью экономии топлива. Для страховых компаний данные о стиле вождения автовладельцев могут стать основой для оценки степени их опасности и возможных рисков при заключении договоров КАСКО/ОСАГО. Как определить местонахождение машины через ГЛОНАСС? Всё просто – на любом терминале имеется соответствующий датчик, нужно только инициировать его работу в непрерывном режиме. Это осуществляется посредством установки соответствующего программного обеспечения. Отследить машину через ГЛОНАСС можно на компьютере, который прописывается в устройстве, и на который и осуществляется отсылка с заданной периодичностью текущих координат автомобиля.

К сожалению, на данный момент возможность выбора модуля ЭРА ГЛОНАСС при покупке автомобиля не предусмотрена, как и возможность замены существующего терминала на более продвинутый. А вот при самостоятельной установке лучше всего монтировать модуль, обладающий подобным функционалом. В случае необходимости вы в любой момент времени можете его активировать/деактивировать, то есть отслеживать машину через ГЛОНАСС только в случае необходимости (например, если вашим авто в данный момент времени управляет супруга или дети).

Из интересных новинок, позволяющих расширить сферу использования таких терминалов, можно отметить режим «независимого позиционирования». Дело в том, что современные автоугонщики также стараются идти в ногу со временем, а их техническое оснащение может включать средства, осуществляющие глушение сигналов, посылаемых со спутников, на непродолжительное время (достаточное для осуществления угона). Чтобы функции определения местонахождения транспортного средства оставались доступными, такие устройства оснащаются гибридными модулями навигации, использующими наряду с традиционными GPS сигналами, дополнительные возможности позиционирования:

  • SBAS GPS, или система спутниковой дифференциальной коррекции;
  • GBAS GPS – региональная спутниковая система дифференциальной коррекции;
  • IMES GPS – маяк, основанный на использовании японских стандартов;
  • BLE-beacons – маяк, использующий для передачи технологию Bluetooth Low Energy;
  • приемопередаточные устройства типа IGLONS;
  • точки доступа WiFi;
  • ультразвуковые трансмиттеры;
  • телевизионные сигналы.

Безусловно, такие модули, используемые как средство поиска машины по ГЛОНАСС, достаточно дороги, поэтому их применение – удел достаточно дорогих, элитных авто. В любом случае использование технологий, связанных с системами спутникового позиционирования, с каждым годом становится всё более востребованным – это веление времени, которое обещает уже через несколько лет воплотиться в стандарт де-факто.

Зачем нужен ГЛОНАСС

Глобальная спутниковая навигационная система – ГЛОНАС применяется в качестве инновационного инструмента удаленного контроля над использованием легковых и грузовых автомобилей, осуществляющих коммерческие перевозки. Ее установка для определенных типов авто регламентирована действующим российским законодательством. Навигационные трекеры, установленные внутри автотранспортного средства позволяют выявить координаты местонахождения машины, проконтролировать скорость ее движения, получить данные о действительном километраже пробега, а также актуальную информацию по ряду прочих важных параметров в режиме онлайн. Полученные сведения оптимизируют бизнес-процессы каждой компании, чья деятельность связана с использованием автотранспортных средств. Система ГЛОНАСС нашла широкое применение:

  • В службах такси
  • В транспортных компаниях, осуществляющих грузоперевозки
  • Курьерских доставках
  • У частных автомобилистов

Что это ГЛОНАСС

Что такое система ГЛОНАСС для современного транспорта? - Это удобная возможность слежения за движением автомобиля удаленным способом с помощью спутниковой навигации. Российская система мониторинга во многом эффективнее привычной многим GPS. Благодаря ГЛОНАСС можно получить безотказный доступ к треку интересующей вас машины. Все, что требуется предпринять – установить устройство в автомобиле и осуществлять наблюдения посредством ПК. Следить за движением авто можно онлайн режиме либо в записи. Точность и непрерывный характер показаний обеспечивают 24 действующих спутника, но даже оповещения от трех - четырех из них хватит, чтобы фиксировать необходимые данные.

Использование глобальной спутниковой системы ГЛОНАСС обеспечивает:

  • постоянный удаленный контроль над действиями водителя;
  • осуществление мониторинга передвижения, оценку отклонения от рабочего графика;
  • слежение за соблюдением норм режима (при применении тахографа);
  • Получение данных о технических характеристиках;
  • контроль расхода автомобильного топлива (используя ДУТ);
  • систематизацию предоставляемых сведений методом выстраивания в графических изображениях для упрощения анализа происходящего.

ГЛОНАСС делает возможным:

  • блокировку электросистемы ТС удаленным способом;
  • установку связи между управляющим ТС и диспетчерским пунктом;
  • принятие тревожного сигнала из салона авто.

Эти опции гарантируют высокий уровень контроля над передвижением автомобильной техники, получение своевременной информацию об изменениях курса следования и причинах отклонения от маршрута. За счет чего возможно быстро реагировать на возникновение внештатных ситуаций на дороге (аварии, изменение погоды, неисправности машины, значительной загруженности автотрасс) и принять наиболее эффективное решение проблемы.

Преимущества установки ГЛОНАСС?

Эффективность осуществления спутникового контроля над транспортом сложно переоценить. Это важнейший механизм рационализации грузовых и пассажирских перевозок, решающий ряд ключевых задач:

Водитель и прочие участники движения находятся в большей безопасности. С системой ГЛОНАС, установленной на ТС, можно быть в курсе того, что происходит с автомобилем, соблюдает ли человек, севший за руль, рабочий режим и нормы обязательного отдыха. Мониторинг автотранспорта увеличивает комфорт и безопасность грузовых и пассажирских перевозок. Диспетчеры смогут связываться в любой момент с водителями, которые следуют по рейсовым маршрутам, выполнять контроль их перемещения и быстро реагировать на изменения.

Сокращение издержек и защита от обмана водителями. Спутниковая система позиционирования и контроля движения позволяет нивелировать факт приписок километров пробега. С помощью оборудования можно защитить себя от непорядочных автомобилистов, сливающих горючее. Вы получите полную информацию для выяснения разницы между объемом топлива, которое должно было быть израсходовано в пути, и действительным расходом. Прийти к умозаключению о подделке данных не составит труда.

Повышение ответственности водителей. Автомобилисты, управляющие машиной, оборудованной спутниковым трекером, ведут себя на дороге более ответственно и собранно. Они стараются не нарушать ПДД, соблюдают оптимальный скоростной режим и график остановок. Постоянный контроль делает невозможным использование автомобиля компании в личных целях, что тоже нередко происходит с бесконтрольными грузовыми и легковыми машинами.

Фиксирование трудовых отношений с персоналом. При возникновении спорных ситуаций между работником и руководством, можно подтвердить свою правоту фактами, которые записаны на информационных носителях.

Для чего нужен ГЛОНАСС в автомобиле? ГЛОНАСС особенно полезен на предприятиях имеющих значительный автопарк – организовать коммуникационную систему между водителями и диспетчерами станет намного удобнее. Применение трекеров обеспечивает получение доступа к реальным данным об основных показателях перемещения автотранспорта. Информация имеет непрерывный характер, ее невозможно скорректировать– так что транспортная фирма может тщательно проанализировать процесс выполнения перевозок и произвести оценку имеющихся затрат с полученной прибылью. Это способствует повышению уровня перевозок, например, выполнять доставку продукции заказчикам без опозданий. За счет минимизации издержек не придется повышать расценки на услуги и товары, следовательно, бизнес получит большую конкурентоспособность. Основываясь на информации, полученной в ходе движения транспорта, можно выработать новую концепцию роста эффективности бизнеса – обновить логистическую схему или полностью изменить ее.

Возможно ли обмануть ГЛОНАСС в авто?

В ответ на внедрение спутниковой навигационной системы, многие водители стали изобретать пути обхождения системы ГЛОНАСС, установленной на автомобиль. Среди попыток - искажение показаний или поломка трекера в машине. В основном все механизмы обмана система сводятся к нанесению серьезного ущерба дорогому оборудованию. Каким образом пресечь действия недобросовестных водителей? Методом контроля и наблюдения. Большая часть манипуляций неэффективна, другие можно обнаружить, поверив функциональность установленных в машине приборов.

Необходимо знать, что незаметный обман ГЛОНАСС или фальсификация показаний, ложность которых не получится доказать в принципе невозможны. Система обладает надежной защитой и не оставляет нарушителям ни одного шанса. Все способы отличаются кратковременным эффектом. Предотвратить махинации проще, владея информацией о схемах, к которым управляющие ТС прибегают чаще всего.

  • слив горючего для дальнейшей его продажи;
  • несанкционированные маршруты передвижения авто.

В первом случае водители стремятся вывести из строя датчики учета топлива. Во втором – трекер, который регистрирует передвижения.

Что такое ГЛОНАСС? ГЛОНАСС в геодезии

15 Октября 2018

ГЛОНАСС – Глобальная Навигационная Спутниковая Система.

Основоположником идеи использования спутников в навигации по праву считается профессор Шебшевич В.С. Она была озвучена им в 1957 году. Главной целью метода было обеспечение точности навигационных определений вне зависимости от погодных условий и времени суток.

Для достижения цели, в шестидесятых годах прошлого столетия, стала разрабатываться первая низкоорбитальная спутниковая система Цикада, которая была сдана и введена в эксплуатацию в 1979 году. Система Цикада включала в себя четыре навигационных спутника, выведенных на круговые орбиты высотой 1 000 километров, имевшие наклонение 83 градуса и равномерно распределенными вдоль экватора.

Получение плановых координат объекта осуществлялось посредством 5-6 минутного навигационного сеанса от спутников системы. При этом в качестве исходных данных использовались «беззапросные» дальности от объекта до спутников.

Успешный опыт использования системы Цикада для целей морской и воздушной навигации повлек за собой необходимость создания более мощной и универсальной навигационной спутниковой системы.

Так зародился проект ГЛОНАСС.

Стартом разработки и создания спутниковой системы ГЛОНАСС считается Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от декабря 1976 года.

Геометрия системы для покрытия максимальной площади поверхности земного шара задумывалась следующим образом – на три спутниковых орбиты, имеющих наклонение 64,8 градуса, должно быть выведено 24 спутника (по 8 спутников на каждую орбиту). Средняя высота орбит спутниковой группировки ГЛОНАСС составляет 19 100 километров.

Для исключения необходимости использования корректирующих импульсов в системе использован период, имеющий значение 11 часов 15 минут 44 секунды.

Так как требования к точности спутниковых методов определений координат были высоки, разработчики системы ГЛОНАСС столкнулись с двумя серьезными проблемами.

Проблема номер один заключалась в необходимости взаимной синхронизации спутниковых шкал времени с точностью до миллиардных долей секунды. Проблемой номер два была необходимость чрезвычайно точного прогнозирования (предопределения) параметров орбит спутников системы.

Для решения первой проблемы на космических аппаратах (спутниках) были установлены высокостабильные цезиевые стандарты частоты с относительной нестабильностью 10-13. Наземный сегмент системы включал в себя водородный стандарт с относительной нестабильностью 10-14, а также средства сличения шкал с погрешностью 3-5 наносекунд.

Для решения второй проблемы пришлось провести ряд научных работ по учету светового давления, неравномерности вращения Земли, движения полюсов и прочих факторов второго порядка малости.

Запуск первого спутника «Ураган» навигационной системы ГЛОНАСС пришелся на 12-е октября 1982 года. По прошествии почти десяти лет, в апреле 1991 года система насчитывала уже 12 спутников, а 1995 год является годом полного развертывания системы, состоящей из 24 спутников первого поколения.

В 90-е годы финансирование и полноценная поддержка спутниковой системы ГЛОНАСС практически отсутствовали. Кроме того, срок службы спутников ГЛОНАСС первого поколения составлял всего 3-4 года. Как следствие – к 2002 году в спутниковой группировке осталось всего-навсего 7 космических аппаратов. Таким образом, система не могла обеспечить навигационные запросы даже на территории России, хотя геометрия системы подразумевает обеспечение навигационных решений в любой точке планеты.

В том же 2002 году открывается федеральная целевая программа по сохранению, поддержанию и дополнению спутниковой системы ГЛОНАСС, благодаря которой систему удалось спасти. С 2002 года система регулярно дополнялась спутниками нового поколения «ГЛОНАСС -М», была проведена модернизация наземного сегмента системы, а также средств государственного эталона времени и частоты. Усовершенствованы средства определений параметров вращения Земли. В течение нескольких лет достигнут уровень точности решений, сопоставимый с точностью американской системы GPS (NAVSTAR).

3 марта 2012 года выходит Постановление Правительства за номером 189 об открытии федеральной целевой программы «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы».

В рамках программы предусмотрено:

  • постоянная поддержка необходимого количества спутников системы;
  • обеспечение конкурентоспособных точностных характеристик решений системы и их улучшение;
  • совершенствование космических аппаратов (спутников) системы;
  • совершенствование наземного комплекса управления системы;
  • создание и развитие функциональных дополнений системы, включая широкозонную систему дифференциальной коррекции и мониторинга навигационных полей ГНСС, а также глобальную дополняющую систему высокоточного определения навигационной и эфемеридно-временной информации в реальном времени для гражданских потребителей.

По состоянию на 2018 год система ГЛОНАСС полностью развернута и функционирует. На орбитах находятся 26 навигационных спутников нового поколения «ГЛОНАСС-М» и «ГЛОНАСС-К».

Помимо системы ГЛОНАСС в настоящее время полноценно функционирует американская спутниковая система GPS, активно развертываются такие системы как китайская BeiDou, европейская Galileo и индийская IRNSS.

На сегодняшний день система ГЛОНАСС используется в таких направлениях, как:

  • мониторинг и навигация наземного транспорта;
  • поисковые и спасательные операции;
  • персональная навигация;
  • авиационная навигация;
  • мониторинг и навигация водного транспорта;
  • геодезия и картография;
  • геодинамические наблюдения и исследования;
  • космическая навигация;
  • мониторинг и сопровождение строительства;
  • сельское хозяйство;
  • системы связи;
  • вооружение и оборона.

В этой статье мы сделаем акцент на применении спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС в геодезической области.

Есть два основных метода получения координат с помощью спутниковых систем – абсолютный и относительный (дифференциальный). То есть, вне зависимости от того, какая спутниковая система используется (ГЛОНАСС, GPS, BeiDou, Galileo, IRNSS) эти методы являются неизменными.

Абсолютный метод спутниковых определений заключается в использовании одного лишь приемника спутниковых сигналов (ГНСС-приемника), который регистрирует дальности до спутников системы (например, ГЛОНАСС). Далее решается пространственная линейная засечка, результатом которой будет определение координат объекта (приемника). Точность определения координат абсолютным методом составляет несколько метров (как правило, не хуже 15-ти) и используется, в основном, в навигации.

При относительном (дифференциальном) методе используются, как минимум, два приемника спутниковых сигналов (ГНСС-приемники), один из которых расположен на точке с известными координатами, а второй установлен на определяемой точке. Первый традиционно называют опорным (базовым), а второй – подвижным (ровером).

В дифференциальном методе, по мере наблюдений, базовым приемником определяются разности между измеренными координатами и их известными значениями. Это позволяет сформировать поправки к измерениям на неизвестной точке, выполненным роверным приемником. В этом случае решение (определение координат неизвестной точки) осуществляется мгновенно и такой метод еще называют – «получение координат в реальном времени» (RTK). Точность дифференциального метода выше точности абсолютного метода за счет возможности исключения целого ряда погрешностей, присущих одиночному приемнику.

В относительном методе с постобработкой «сырые» спутниковые измерения регистрируются одновременно на известной и определяемой точке, а затем накопленные данные совместно обрабатываются в специальной офисной программе. В результате постобработки определяются параметры вектора, соединяющего опорную и определяемую точки. После задания опорной точке известных координат могут быть вычислены координаты определяемой точки. Такая методика спутниковых наблюдений и последующая обработка данных позволяет добиться точности определения координат на уровне первых миллиметров. Такой метод называют статическим или просто – «Статика».

Геодезия – точная наука, поэтому требования к точности спутниковых определений в геодезии высоки и допуски редко превышают несколько сантиметров.

Для выполнения спутниковых определений в геодезии используются современные ГНСС-приемники, способные принимать сигналы от спутниковых систем: российской ГЛОНАСС, американской GPS, китайской BeiDou, европейской Galileo и других.

Космические аппараты спутниковых систем передают сигналы на двух и более частотах (L1, L2 и т.д.). Современные геодезические ГНСС-приемники, имея многоканальные платы, способны принимать множество этих сигналов. Это значительно повышает точность, надежность и скорость определения координат, в том числе за счет исключения влияния ионосферы на скорость распространения сигналов.

Геодезические ГНСС-приемники имеют два основных типа конструкции – антенна интегрирована с приемником в едином корпусе (моноблок) и раздельное (модульное) решение, когда антенна соединяется с приемником кабелем.

Центром приема спутниковых сигналов будет являться фазовый центр антенны. Поэтому, для определения координат неизвестной точки, над ней надо точно располагать именно антенну ГНСС-приемника (в случае, если используется раздельное решение) или приемник с антенной, в случае, если используется конструкция-моноблок.

В геодезии, в основном, используют два метода спутниковых определений – это «Статика» и «RTK», которые были описаны выше. В первом случае достигается точность первых миллиметров, во втором – сантиметров. Однако «Статика» требует постобработки, а в режиме «RTK» координаты неизвестной точки будут определены практически мгновенно. Поэтому «Статику» резонней использовать для создания сетей сгущения и закладки базисов, а «RTK» для набора пикетажа (съемки точек) и выполнения разбивочных работ.

При этом нужно понимать, что для получения координат обоими методами необходимо с опорной и с определяемой точки принимать сигналы от одних и тех же спутников. Важно их количество и удачное геометрическое расположение на небосводе. Также, немаловажную роль играет удаление определяемой точки от опорной, так как ошибка определения координат будет расти линейно с увеличением расстояния.

Минимальное количество одновременно наблюдаемых спутников для режима «Статика» - четыре, для RTK – пять. Кроме того, сигналы от спутников, расположенных близко к горизонту, искажены сильнее и вносят погрешности в вычисления координат. Для работы в «Статике» рекомендовано удаление от базовой станции (опорной точки) не более, чем на 50-80 км, для «RTK» - не более 30 для двухчастотных ГНСС-приемников.

Итак, чем же полезен ГЛОНАСС в геодезии?

Как было перечислено выше, на точность и качество определения координат спутниковыми методами влияют такие факторы, как количество наблюдаемых спутников и геометрия их расположения.

Допустим, работы выполняются в условиях плотной городской застройки. В этом случае велика вероятность, что ГНСС-приемник будет расположен близко к стене какого-либо здания или находиться на улице между домов. Соответственно, часть небосвода будет для него закрыта. Если приемник способен принимать сигналы одной лишь спутниковой системы (например, GPS), то он «будет видеть» малое количество спутников этой группировки и вероятность получения решения в связи с этим снизится. Однако, если ГНСС-приемник является мульти-системным и способен принимать сигналы спутников, например, системы ГЛОНАСС, то в этом случае, он сможет получить решение, которое невозможно было получить при использовании только одной спутниковой группировки.

Это же распространяется на объекты с густой растительностью, где приходится устанавливать ГНСС-приемники на просеках или под кронами деревьев.

Более того, даже при работе на открытой местности, наличие «избыточных» спутников может пригодиться. Если сигналы некоторых наблюдаемых спутников сильно искажены, то в ходе постобработки их можно исключить из совместного решения. Тут и пригодится избыточность при наборе измерений!

Частенько ГЛОНАСС выручает при выполнении работ в северной части земного шара. Дело в том, что орбиты по которым перемещаются спутники ГЛОНАСС имеют больший наклон к экватору и расположены ближе к северному полюсу. При выполнении работ в северных широтах геометрия расположения спутников ГЛОНАСС будет лучше.

В современных геодезических ГНСС-приемниках реализованы технологии, позволяющие работать как от нескольких спутниковых систем одновременно, так и по одной из них выборочно, например, только по ГЛОНАСС.

Это может быть очень актуально, если владельцы спутниковой системы GPS по какой-то причине ограничат точность принимаемых сигналов для гражданских пользователей. ГЛОНАСС придет на помощь.

В нашей организации Вы сможете купить самое современное ГНСС-оборудование ведущих мировых брендов, а также отечественного производства. Менеджеры нашей компании подберут оборудование непосредственно для Ваших нужд, а технические специалисты ответят на все Ваши вопросы и, при необходимости, проведут полноценное обучение по работе с ним.

Система ГЛОНАСС для контроля транспорта что это такое

Использование обычных бумажных автомобильных карт и атласов постепенно уходит в прошлое. Успешной альтернативой такому подходу является спутниковая навигация. В современных условиях отечественные водители должны знать, что такое ГЛОНАСС, и для чего он нужен. Это поможет ориентироваться практически в любых незнакомых условиях на местности.

Как все работает

Российские производители создали крупнейший навигационный комплекс. С его помощью удается отслеживать местоположение объектов на территории страны и вне ее. Стартом запуска системы стал 1982 год, но и по сегодняшний день она активно развивается и доводится до совершенства.

Осуществляются успешные наработки в различных секторах:

  • техническое обеспечение;
  • инфраструктура;
  • программный комплекс.

Такой подход обеспечивает возможности для подключения все большего числа пользователей. В первое время реализации проекта основными заказчиками и пользователями системы были военные. Решались задачи оборонительного и разведывательного характера. В современных условиях проект доступен для многих гражданских систем и миллионов обычных пользователей.

Исходя из актуальной работоспособности, легко понять, как расшифровывается ГЛОНАСС. Обычно принято такую аббревиатуру расшифровывать, как «Глобальная навигационная спутниковая система». В техническом плане структура является специализированным аппаратным оснащением, которое располагается частично на орбите нашей планеты, и частично на поверхности земли.

В процессе связи со спутниками задействованы спецдатчики и всевозможные приемники. Они считывают импульсы и формируют на их основе координаты расположения конкретного объекта. В учете времени используются высокоточные атомные хронометры, применяемые при обработке радиоволн. Минимальный уровень погрешности обеспечивает высокоточное позиционирование объектов.

Американский аналог

Разберемся, чем ГЛОНАСС отличается от GPS. Разработка заокеанской версии стартовала также в 80-х годах прошлого века. Однако, достаточной точностью она стала обладать лишь на рубеже веков. Это позволило широко внедрять ее в различные потребительские сервисы.

В сегодняшних условиях работа американской навигации дает точность до нескольких метров. Слабое развитие таких систем в мире длительный период было связано с препонами искусственного характера.

Определить, что лучше GPS или ГЛОНАСС, для себя можно исходя из данных таблицы, в которой приведено сравнение двух наиболее мощных мировых систем.

Значения ГЛОНАСС GPS
Количество применяемых спутников 24 24
Число спутников в одной плоскости 8 6
Сколько орбит у спутников 3 4
Среднестатистическая погрешность, м 2…6 2…4
Объем покрытия Вся территория РФ и две трети территории мира Близко к 100% территории мира

Данные результаты получаются даже при наличии миниатюрных приемников и синхронизации данных в системе.

Между российской и американской системами существуют определенные отличия. Одними из них являются траектории движения спутников и характер расстановки этих аппаратов на орбите. Отечественные конструкторы обеспечили движение в трех плоскостях, где присутствует 8 спутников в каждой. Заокеанские коллеги разнесли свои спутники на 6 плоскостей по 4 шт.

Читайте также:  Какую сигнализацию с автозапуском выбрать

При таком позиционировании у ГЛОНАСС получается более полный охват наземного пространства, что отражается в повышенной точности результата. Недостатком оборудования РФ является его малый срок жизни. Это не позволяет реализовать весь имеющийся технический потенциал в полной мере, но компенсация проводится вводом новой аппаратуры для резерва и повышения ресурсоемкости. Для поддержания высокой точности GPS приходится использовать избыточное число спутников.

В иностранных и местных системах применяются разные сигналы кодирования. В американском сервисе внедрена CDMA кодировка, а российские конкуренты основываются на FDMA. Это реализуется в более сложной модели данных для спутников РФ, что тянет за собой более энергетически «прожорливые» и габаритные аппараты для ГЛОНАСС.

Базовой задачей российской навигации является определение глобальных координат. У американского сервиса – задачи сходные. В течение нескольких секунд вычисляется местонахождение и характер движения наземного, морского или воздушного объекта.

Важно знать, что применение глобального позиционирования внедряется в качестве обязательной опции в определенных категориях транспорта.

Еще в начале этого века применение позиционирования было приоритетным в стратегических целях. Однако, в ближайшем будущем планируется оснащать в обязательном порядке данным типом навигации частный транспорт в полной мере.

Применение комбинированной техники

Практическое расширение и внедрение систем привело к необходимости интеграции действующих навигационных сервисов. Это оказалось важным с потребительской точки зрения. В реальности точки ГЛОНАСС дополняются оборудованием GPS и наоборот. Подобный подход позитивно сказывается на степени точности результата.

Взаимное сотрудничество, кроме улучшения выявления статичных координат, обеспечивает гарантию отслеживания позиции, когда оборудование одной системы не способно обмениваться сигналами с приемниками на земле.

Наименьшее количество аппаратов, расположенных на орбите для работоспособности сервиса, составляет три единицы. Таким образом, когда одна из систем локации оказывается бессильной, то ей на помощь приходит параллельно установленный вариант позиционирования.

Система ГЛОНАСС для контроля транспорта – что это такое?

Многие водители уже успели приобрести автомобили, в которых установлена крупная кнопка в верхней части, рядом с выключателем освещения салона. Ее принято называть Эра-ГЛОНАСС. Удобное расположение позволяет дотянуться к ней из любой позиции при возникновении экстренной ситуации.

Прежде чем разбираться, как работает ГЛОНАСС на автомобиле, стоит знать, что данная система является бесплатной. Монтаж экстренной кнопки является обязательным для автотранспорта нового на территории РФ. Правило действует уже с 2015 года. Это обеспечивает сокращение авто без данной опции.

Важно знать еще одну особенность о ГЛОНАСС, что это такое в машине оборудование необходимо для транспорта Таможенного союза.

После 2019 г. истекает срок действия Одобрения типа транспортных средств, установленного на территории ЕАЭС, полученного в 2016 г. Таким образом транспорт автоматически должен получать допооборудование в виде Эра-ГЛОНАСС, помогающее быстро реагировать в случае угрозы жизни или здоровью участников дорожного движения.

Читайте также:  Газовое оборудование 4 поколения: что нужно знать

Наличие оперативной кнопки позитивно сказывается на оперативности реагирования спасательных служб. Подход позволяет повысить вероятность благоприятного исхода. Аналогичные сервисы уже используются в других регионах мира. Например, в Европе работает e-Call, которой оснащаются все машины, выпускаемые с 2018 г.

Важные особенности

ГЛОНАСС на автомобиле для качественного функционирования должна быть максимально устойчивой к внешнему воздействию. Высокая прочность позволит выполнить обязанности в любых обстоятельствах.

Необходимо знать, каким образом отслеживать транспорт по системе ГЛОНАСС. Имеются некоторые особенности программы:

  • В салоне монтируется прочный модуль, который представляет собой портативный телефон с кнопкой вызова и несколькими датчиками.
  • Используется вмонтированная антенна, которая предназначена для приема сигнала. Ее характеристики существенно усилены для улучшения сигнала в проблемных зонах приема.
  • Внутри стоит СИМ-карта. Во время вызова службы спасения сигнал с нее отправляется бесплатно.
  • Аппарат оснащен динамиком и довольо чувствительным микрофоном, который помогает поддерживать связь с диспетчерами-спасателями.
  • Внутри предусмотрен модем формата 3G, который передает дополнительные данные службе спасения.
  • Используется качественная навигационная система, позволяющая точно оценить месторасположение происшествия.

Подобная система не нуждается в специальном техобслуживании. Ее работоспособность рассчитана на длительный бесперебойный режим функционирования. Однако, это не мешает в ближайшее время включить пункт ее проверки при техобслуживании авто.

Разработчики системы пытались предвидеть максимальное количество нюансов, связанных с использованием системы, помогающей позиционировать автомобиль. Даже когда после ДТП водитель либо пассажиры не смогут добраться до кнопки, система самостоятельно отправит сигнал о происшествии. При отсылке случайных сигналов, водитель их сможет самостоятельно отменить.

Не все водители позитивно оценивают нововведение, так как предполагают, что встроенный модуль будет постоянно отслеживать перемещение ТС. В некоторых случаях это будет создавать дискомфорт. Однако, в блоке по уверениям разработчиков отсутствует трекинговая опция.

В отсылаемом сообщении на базовую станцию будут указаны следующие сведения:

  • геолокационные координаты места, откуда было отправлено сообщение;
  • число пассажиров, которое определяется по пристегнутым ремням безопасности;
  • фундаментальная информация о транспортном средстве, к которой относится цвет ТС, госномер, модель и марка, даже тип топлива;
  • возможные характеристики, касающиеся параметров ДТП, например, предельная зафиксированная скорость, предположительные перегрузки и пр.

Исходя из этого, стоит отметить, что в большинстве случаев встроенная в автомобиль система ГЛОНАСС несет положительный эффект пользователям. Это, безусловно, радует автолюбителей.


Смотрите также