Скзи что это тахограф


Тахографы с СКЗИ и без СКЗИ. Отличия приборов и закон

Автомобили могут оснащаться тахографами с СКЗИ и без СКЗИ, т.е. оборудованными и не оборудованными криптографическими модулями, либо же тахографами ЕСТР, соответствующими требованиям европейских нормативных актов.  При наличии криптографического модуля данные, поступающие в самописец, подвергаются шифрованию, при его отсутствии – информация записывается в память в неизменном виде.

При этом отличия тахографов с СКЗИ и без СКЗИ заключаются не только в наличии модуля криптозащиты данных, но и в допустимости их эксплуатации на автомобилях, осуществляющих рейсы на территории РФ. Именно поэтому так важно знать нормативные требования к установке тахографов на транспортные средства, а также досконально разбираться в принципиальных отличиях приборов разных типов.

Основные типы тахографов

Когда возникает необходимость оборудования автомобиля контрольным прибором, регистрирующим параметры движения, приходится решать, какой тахограф ставить — с СКЗИ или без? Для ответа на этот вопрос следует изучить и конструктивные особенности таких приборов, и нормативные требования.

Типы тахографов по характеристикам

Тахографы – бортовые самописцы, которые в автоматическом режиме регистрируют основные параметры движения ТС и работы/отдыха водителя – могут отличаться по своей конструкции. Основными разновидностями являются:

  1. Аналоговые (шайбовые) тахографы (Запрещены для внутрироссийских перевозок с 01.07.2016. Разрешены только для ЕСТР)
  2. Устройства европейского образца (соответствуют требованиям ЕСТР). Предназначены для контроля движения ТС, выполняющих международные рейсы.
  3. Контрольные приборы без СКЗИ. Не оборудуются модулем криптозащиты информации, что накладывает ограничение на их эксплуатацию в пределах РФ (Не соответствуют 36 приказу Минтранса).
  4. Устройства с СКЗИ. Оснащаются блоком криптографической защиты, что позволяет использовать их при коммерческих перевозках (грузовых либо пассажирских) на территории РФ.

Тип контрольного устройства, установленного на автомобиле, определяет, какую карту нужно использовать для тахографа. При работе с бортовыми самописцами применяются:

  • Карты для тахографов ЕСТР.
  • Карты для цифровых устройств без модуля СКЗИ/НКМ.
  • Карты для тахографов с СКЗИ.

Тахографические ключ-карты для устройств разных типов не являются взаимозаменяемыми. Т.е. если водитель выполняет рейсы и на территории РФ на одном автомобиле, а в странах ЕС на другой машине, то ему необходимо иметь две индивидуальные тахокарты: для самописцев с СКЗИ и ЕСТР. Важно понимать, что два тахографа устанавливать на одном транспортном средстве нельзя, так же, как и выезжать за пределы РФ с прибором с блоком СКЗИ.

Блок СКЗИ в цифровых тахографах

Ключевым элементом, определяющим функциональность тахографа и возможность его использования при коммерческих перевозках на территории РФ, является блок СКЗИ:

  • Аббревиатура в названии расшифровывается как «система криптографической защиты информации». Другое название устройства – «навигационный криптографический модуль» (НКМ).
  • По сути, модуль СКЗИ представляет собой блок энергонезависимой памяти, оснащенный собственным ПО. Программная часть модуля отвечает за шифрование информации, поступающей в бортовой самописец от периферических устройств.
  • Данные защищаются специализированной цифровой подписью. Это гарантирует невозможность их несанкционированного изменения и удаления.

Таким образом, наличие в тахографе модуля СКЗИ обеспечивает юридическую значимость зафиксированных контрольным устройством данных. Это позволяет использовать эту информацию при решении любых спорных вопросов — в том числе в ходе судебных разбирательств.

Особенности конструкции и активации блока СКЗИ

Сам блок СКЗИ представляет собой компактное устройство, которое устанавливается в специальное гнездо тахографа и подключается к навигационной антенне. Внутри устройства находятся:

  • контроллер;
  • часы;
  • акселерометр;
  • криптографическое устройство;
  • ГЛОНАСС-приемник;
  • энергонезависимая память;
  • автономный источник питания.

Для установки и активации блока СКЗИ необходимо обратиться в специализированный сервисный центр, получивший разрешение на выполнение таких операций от государственных органов (Минтранс и ФСБ РФ).

После установки блок СКЗИ в обязательном порядке подлежит активации. Эксплуатация тахографа с не активированным криптографическим модулем приравнивается к управлению автомобилем без устройства.

Периодически (раз в 3 года) модуль СКЗИ требует замены. Также криптографический модуль меняют:

  • При выходе из строя модуля или самого тахографа;
  • При изменении регистрационных данных владельца ТС или передаче ТС другому владельцу.
  • При смене информации о транспортном средстве.

Отличия тахографов с блоками СКЗИ/НКМ и без них

Как определить – тахограф с СКЗИ или без этого блока установлен на автомобиль? Этим вопросом задаются многие автовладельцы, поскольку нормативная база строго регламентирует эксплуатацию контрольных устройств обоих видов.

Есть несколько отличительных признаков:

  1. В монтажном отсеке, который обычно расположен в верхней части самописца, должен быть установлен небольшой модуль.
  2. На тахографической карте должна присутствовать голографическая наклейка.
  3. На распечатке технических данных устройства должен присутствовать номер модуля СКЗИ/НКМ.

Обратите внимание! Именно последний признак является самым важным, поскольку он позволяет определить не только наличие модуля, но и то, был ли блок СКЗИ правильно подключен и активирован.

Закон для тахографов с СКЗИ

Согласно действующему законодательству, срок действия тахографов без блока СКЗИ на территории РФ уже подошел к концу. Приказ №273 Минтранса РФ от 21 августа 2013 г. содержит следующие требования:

  1. Все транспортные средства, для которых наличие бортовых самописцев обязательно (а это ТС, относящиеся к категориям М2, М3, N2, N3) и осуществляющие коммерческие рейсы на территории РФ, на 1 января 2018 года должны быть оснащены контрольными приборами с модулем СКЗИ, советующими требованиям приказа № 36 Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г.
  2. Тахографы, соответствующие требованиям Постановления Правительства РФ № 720 (т.е. не имеющие модуля СКЗИ) подлежат замене — с начала 2018 года их эксплуатация не допускается.
  3. Исключение составляют автомобили с тахографами ЕСТР, имеющие карту допуска для осуществления международных грузопассажирских перевозок автомобильным транспортом.

Штрафные санкции

Как таковой штраф за использование тахографа без СКЗИ в законодательной базе не предусмотрен. Но, согласно действующим нормам (Ст. 11.23 КоАП РФ) отсутствие модуля криптозащиты в тахографе означает несоответствие самописца требованиям законодательства. В этой ситуации действуют те же штрафные санкции, что и при эксплуатации ТС без тахографа:

  • для физических лиц – от 1 до 3 тыс. рублей.
  • для должностных лиц – от 5 до 10 тыс. рублей.

Наличие штрафных санкций – еще одна причина, по которой следует отличать тахографы с СКЗИ и без СКЗИ и выполнять своевременное переоборудование транспортных средств соответствующими контрольными устройствами. Для замены блока СКЗИ и его активации в Санкт-Петербурге или области вы можете обратиться в нашу компанию – это позволит вам соблюсти все законодательные требования, сведя к минимуму временные и финансовые затраты.

Тахограф c СКЗИ что это и в чем отличие от ЕСТР?

Главная \ Статьи \ Тахограф c СКЗИ

Тахограф c СКЗИ – это бортовой самописец, оснащенный модулем защиты информации. Все данные, зафиксированные таким тахографом, остаются неизменными,Одной из двух разновидностей тахографического оборудования и потому могут обладать доказательной силой при решении спорных вопросов, либо при судебных разбирательствах.

Одной из двух разновидностей тахографического оборудования, разрешенных к эксплуатации на территории РФ на сегодняшний день является именно тахографы СКЗИ. Помимо таких самописцев разрешается использование тахографов ЕСТР, у которых защита данных обеспечивается согласно европейским стандартам тахографии.

Устройство тахографа с СКЗИ

Еще сравнительно недавно были возможны установка и использование аналоговых (шайбовых) самописцев. Также на машинах мог быть установлен цифровой тахограф без СКЗИ – его эксплуатация тоже допускалось. Сегодня же наличие этого элемента является обязательным, потому и водителям, и руководителям транспортных департаментов стоит разобраться, что такое блок СКЗИ тахографа и как он функционирует.

СКЗИ — это система криптографической защиты информации. Также шифрующее устройство могут называть навигационным модулем криптозащиты (НКМ). Модуль блока СКЗИ встраивается в тахограф. Основные элементы модуля:

  • блок памяти (способен сохранять информацию без источника энергии);
  • управляющую систему;
  • ГЛОНАСС-приемник;
  • хронометр;
  • акселерометр.

Средство криптографической защиты работает под управлением микропроцессора и при необходимости может функционировать автономно, питаясь от резервной батареи.

Функции блока НКМ с криптографической защитой

Блоки СКЗИ/НКМ совместимы с современными цифровыми тахографами, использование которых разрешено на территории РФ. Подобными устройствами оснащаются на заводе изготовителе тахографы АТОЛ Drive, Меркурий TA-001,  Касби ДТ 20М и др. Наличие блока СКЗИ обеспечивает:

  • Хранение информации в тахографе в зашифрованном виде.
  • Возможность использования уникальных ключей (цифровых подписей) для дешифровки данных.
  • Защиту зафиксированных данных от изменения.

Сохранность данных обеспечивает регулярная замена блока СКЗИ.  Это значит, что защитный модуль, установленный на заводе, активируется при первичном монтаже тахографа, после чего раз в три года устройство меняется на новое с обязательной активацией. Все эти работы могут выполняться только в сервисных центрах (мастерских), имеющих соответствующее разрешение. Также блок СКЗИ нужном менять и при смене владельца авто, либо при внесении изменений в регистрационные данные.

Тахографы СКЗИ и ЕСТР: в чем отличия?

Как было отмечено выше, сегодня для перевозок внутри России разрешено использование тахографов двух типов  — с НКМ/СКЗИ и ЕСТР. Отличия между ними существенны:

  • СКЗИ – отечественная криптографическая разработка. Тахографы с таким блоком могут использоваться только на территории РФ. Выезд ТС, оборудованного тахографом СКЗИ, не допускается не только в страны ЕС, но и на территорию Беларуси или Казахстана.
  • ЕСТР – тахограф соответствующий «Европейскому соглашению, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки». Тахографы ЕСТР устанавливаются на ТС, участвующие в перевозках как в другие страны, так и внутри России, при условии наличия разрешения на международные перевозки.

Есть различия и в способе защиты информации:

  • В европейской тахографической системе также присутствует элемент шифрования, но не в тахографе, а в датчике скорости, который снимает показания о скорости транспорта. Данные в тахографе ЕСТР хранятся в течение 90 дней, затем их необходимо выгружать.
  • В контрольных устройствах с СКЗИ информация, поступающая от датчиков, вначале попадает в блок криптозащиты, затем шифруется и в дальнейшем хранится в зашифрованном виде. При плановом обслуживании проводится замена блока СКЗИ целиком.

При эксплуатации транспортных средств нужно учесть еще и то, что тахографические карты СКЗИ не подходят для самописцев ЕСТР и наоборот. Про отличие карт Вы можете прочитать в статье.

Потому, если на предприятии есть машины, оборудованные тахографами обоих типов,  водителям может понадобиться изготовление двух разных карт.

Установка тахографов СКЗИ и замена НКМ

Если вам нужно установить тахограф или выполнить замену модуля СКЗИ в Санкт-Петербурге – вам стоит обратиться в нашу компанию:

  • У нас есть все разрешения, необходимые для выполнения такого вида работ.
  • Замена блока, его калибровка и последующая активация будут выполнены в кратчайшие сроки.
  • Также наши специалисты обеспечат соблюдение юридических формальностей, что позволит вам успешно эксплуатировать ТС с обновленным блоком защиты.

Что такое СКЗИ в тахографе

Я — девушка за рулем, езжу на автомобиле уже около 7 лет, совсем недавно решила приобрести новое средство передвижения, и при выборе у меня возникло несколько вопросов. Один из них — какой тахограф лучше, с СКЗИ или без. Изначально эти сочетания букв звучали совсем непонятно и будто даже несуразно для меня, пришлось, конечно, обратиться к специалистам.

Так я узнала, что СКЗИ — это средство криптографической защиты информации. Если говорить проще, то это особая деталь в тахографе, небольшой блок, который отвечает за зашифровку информации, которую тахограф снимает и в дальнейшем записывает. Получается, что если подобным устройством машина оснащена не будет, то вся информация (например, скорость, количество откатанных километров и т.д.) будет храниться в незашифрованном виде. Но так ли необходима данная операция?

Блок СКЗИ

Во-первых, разберемся, как выглядит этот СКЗИ. Это небольшая коробочка, которая расположена внутри цифрового тахографа. Очень важно знать, что самостоятельно удалять, ставить новый, демонтировать и совершать прочие механические действия с этой деталью нельзя без специально полученного разрешения от ФСБ. Получается, что эта никому не известная деталь, занимающая к тому же совсем немного места в самом автомобиле, имеет какое-то огромное значение для функционирования транспортного средства.

Это, действительно, так. Как мною уже было упомянуто выше, СКЗИ — это деталь, отвечающая за перевод полученных от тахографа данных в иной вид, зашифрованный, после чего данные отправляются на экран на панели управления, в уже расшифрованном виде. Эта операция необходима для того, чтобы никто посторонний изменить их не смог по собственному желанию.

Согласно российскому законодательству, этот блок СКЗИ обязателен в каждом автомобиле, по этой причине многие специализированные магазины не станут продавать тахограф, если у него не имеется СКЗИ с лицензией и индивидуальным номером, эти данные указываются в техническим документах.

Вот какие функции выполняет этот блок:

  • Зашифровка данных на особом коде;
  • Идентификация электронной подписи в случае необходимости выдачи эти данных;
  • Защита информации, которая хранится на цифровом тахографе;
  • А также создание связи между этими зашифрованными данными и временем с местоположением, иначе говоря, координатами.

СКЗИ хранит информацию о производителе, информацию о его плате, версии установленной ПО, серийные номера даты изготовления и даты активизации. Также это устройство создает и в дальнейшем распознает электронную подпись, а вот электронная подпись хранится всего 3 года, то есть имеет срок годности. Получается, что каждые три года владельцам автомобилей придется заменять это устройство, что, конечно, не очень удобно, ведь стоимость СКЗИ около 15-20 тыс. рублей.

Разновидности тахографов

Теперь стоит поговорить о том, что не на каждом тахографе вообще предусмотрена данная система, все зависит от того, по какому принципу работает устройство.

Видов тахографов несколько:

  1. Аналоговые тахографы, их еще называют шайбовые. Однако с 1 июня 2016 года они стали запрещены для эксплуатации на территории РФ;
  2. Устройства европейского образца — ЕСТР. Такие тахографы используются для тех средств передвижения, которые выполняют поездки с пересечениями границы;
  3. Цифровые тахографы, которые в свою очередь подразделяются еще на два вида:
    1. Тахографы без СКЗИ — как уже было мною написано ранее, такие устройства не разрешены для эксплуатации на территории РФ;
    2. Тахографы, оснащенные СКЗИ — именно такие устройства и используются в большинстве гражданами России.

В настоящее время, согласно 36 приказу Минтраса, на территории нашей страны допустимы к использованию только те тахографы, которые оборудованы СКЗИ.

СКЗИ и ЕСТР — отличия и схожести

Однако, не только СКЗИ допустимо для использования на территории нашей страны, существует также система ЕСТР. Но есть ли между ними разница, и если да, то в чем она заключается, и какой из этих систем стоит отдать свое предпочтение при покупке тахографа.

СКЗИ — это система, работающая исключительно на территории России, получается, что если в вашей машине стоит тахограф с такой системой, то функционировать он будет исключительно в этой стране, исключая не только дальнее и ближнее зарубежье, но и такие страны как Белоруссия или Казахстан.

ЕСТР — это система европейского образца, соответственно, она может быть использовано и при международных перевозках, что, собственно говоря, и происходит, как правило. Установка такой системы допустимы лишь при разрешении на международные поездки.

Основное различие между этими устройствами заключается в том, что устройство европейского образца хранит зашифрованную информацию лишь в течение 90 суток, после чего данные необходимо выгрузить, а СКЗИ хранит до плановой замены тахографы, во время которой все данные и сгружаются с устройства.

Надо также понимать, что тахографические карты у этих устройств разные, соответственно карта СКЗИ не будет работать с ЕСТР, и наоборот.

Можно сделать вывод, что в принципе, обе системы работают по одному принципу, но, наверное, не стоит устанавливать ЕСТР в том случае, если вами не планируется какое-либо путешествие за пределы страны.

Документы при установке СКЗИ

Речь идет не о тех документах, которые необходимы для установки этой детали, а о тех, которые в обязательном порядке выдает мастер, совершивший процедуру установки. В пакет документов входят:

  • Паспорт тахографа;
  • Копию документы, который подтверждает, что установленное устройство отвечает всем необходимым требованиям согласно изменениям, которые были внесены 1 июля 2016 года;
  • Копия сертификата о совместимости электромагнитного клапана устройства, который подтвержден требованиями ГОСа;
  • И наконец сертификат соответствия, который будет содержать следующие данные:
    • реквизиты места, где была произведена установка;
    • информация о том оборудовании, которое было применено для калибровки;
    • информацию о работе, произведенной, то есть указание всех возможных отклонений, погрешностей;
    • Совместимость характеристик составляющих тахографа и данного блока зашифровки.

Итак, получается, что блок СКЗИ в тахографе необходим, купить это устройство без данного блока вряд ли получится, так как это запрещено законом. Даже если кто-то и совершит вам подобную продажу, то пользоваться им все же нельзя, по крайней мере, на территории России.

Закон был ужесточен пару лет назад, и если раньше были допустимы в эксплуатацию аналоговые тахографы, то теперь лишь цифровые и с обязательно установленной системой шифрования данных. На территории РФ допустимо использование одного из двух вариантов такой системы шифрования и дешифровки — система СКЗИ, работает исключительно в России, и ЕСТР, ее география гораздо шире, однако приобрести ее получится лишь в том случае, если имеется разрешение на международные перевозки.

Что такое блок СКЗИ (НКМ) и когда его необходимо менять?

Сегодня в нашей статье пойдет речь о таком важном элементе тахографа как блок СКЗИ (Средства Криптографической Защиты Информации) или по-другому НКМ (Навигационный Криптографический Модуль).

Что такое блок СКЗИ (НКМ)?

Согласно Приказу №36 от 13.02.2013г. Минтранса РФ тахографы обязательно должны иметь в своем составе блок СКЗИ (НКМ). Заметим, что это правило распространяется, если тахографы устанавливается на транспортные средства, совершающее рейсы только в пределах РФ. Исключение составляют машины, оборудованные европейскими тахографами (с ЕСТР). Их владельцы имеют карточку международного образца.

Блок СКЗИ используется в тахографе с момента установки и его активации в течении 3-х лет. В этот период времени в блок записываются и шифруются данные о режимах труда и отдыха водителя, о транспортном средстве и его владельце,  а также данные о карте водителей, скоростном режиме и местоположении авто.

Блок НКМ необходим только для записи и шифровании данных. Он обеспечивает их сохранность и некорректируемость, т.е. исправить данные в блоке нельзя. Блок активируется только один раз. Поэтому тахограф с блоком СКЗИ (НКМ) применяется только на транспортном средстве, данные о котором были внесенв в блок СКЗИ в момент активации.

Когда нужно менять блок СКЗИ (НКМ)?

Блок СКЗИ подлежит замене в двух случаях:

1.Когда изменились регистрационные данные владельца транспортного средства (ТС), данные о ТС, название предприятия, смена государственного регистрационного знака ТС.

При активации блока в тахографе в него заносятся регистрационные данные владельца авто (название предприятия, юридический адрес, ИНН, ОГРН),  данные ТС (марка, модель, VIN №, государственный регистрационный номер). Когда эти данные изменяются, необходима замена блока СКЗИ на новый с внесением в него актуальных данных.

2. Когда закончился срок использования.

Блок СКЗИ может использоваться 36 месяцев (3 года). Срок ограничен как техническими параметрами блока (размер объёма информации), так и на законодательном уровне, время использование криптоключа данного размера. По истечению данного срока блок СКЗИ блокирует работу тахографа, поэтому необходимо будет поставить новый блок.

Кто может провести замену блока СКЗИ (НКМ)?

Согласно законодательству РФ для проведения замены блока необходима лицензия ФСБ. Выполнение данных работ без лицензии является незаконной.

Как проводится замена блока СКЗИ (НКМ)?

Вначале тахограф снимается с транспортного средства, далее деактивируется  блок СКЗИ и устанавливается новый блок. Затем происходит внесение данных и активация блока СКЗИ и тахограф вновь устанавливают на авто и калибруют.

Надеемся, что наша статья была полезна для вас. Напоминаем, что у нас на сайте вы можете заказать тахографы, карты водителей, бумагу для тахографов или по телефону 8-800-250-16-61. Более того мы предлагаем услуги по установке, обслуживанию тахографов и дистанционному мониторингу данных из тахографов на базе сервиса Wialon. Подробно ознакомиться с этими услугами можно здесь. 

Что такое карта СКЗИ для водителя, как это расшифровывается

 Основным новшеством в работе профессионалов коммерческого транспорта является карта СКЗИ. Для чего она предназначена, и что нужно знать о ней?

Как расшифровывается СКЗИ

Пластиковая карта, содержащая информацию о водителе со встроенным чипом. С ее помощью несложно определить личность водителя, в том числе как он осуществляет трудовую деятельность при управлении авто. Режимы труда и отдыха тоже туда внесены. Ее можно применять в специальных устройствах тахографах.

Данная карта является юридическим документом, свидетельствующим о подтверждении порядка труда профессионала, и бывает, нужна при следующих обстоятельствах:

  1. Если проводится расследование дела в ГИБДД.
  2. Когда разбирательства осуществляются в судебных органах.

В карте имеются следующие сведения:

  1. О режиме труда.
  2. Какие скоростные показатели во время перемещения транспорта.
  3. Какое расстояние проехал водитель за определенный промежуток времени.
  4. Какое время средство для передвижения не было использовано.

Главным нюансом сохраненных записей является тот фактор, что получаемая информация хранится. Режим записи стандартный. В обязанность водителя входит сохранение данной информации за конкретный срок.

Хранение информации обеспечивается год. На законодательном уровне предусмотрена выгрузка накопленной информации раз в четыре недели.

Для чего нужна карта

Оформление карт СКЗИ предполагаются не для всех водителей, а только для определенных категорий лиц.

Кому необходима карта следующим лицам:

  1. Если водители имеют категории: С, D, Е. По сроку они действительные.
  2. При соответствующей возрастной категории водителя.
  3. Когда ранее выданной карты не существует, той срок действия, которой истек.
  4. Для проживающих на территории РФ не менее 185 дней.

Если водитель занимается перевозкой пассажиров или грузов, то требования к возрасту — необходимо учитывать.

Возрастная категория должна быть следующей:

  1. Для лиц, производящих перевозки на грузовиках, учитывая осуществление перевозок на автомобильных поездах. Вес по максимуму составляет 7,5 тонн, если водителю не менее 18 лет, и 21 тонн, если водителю не меньше 21 года.
  2. При перевозке пассажиров водителю должно быть не менее 21 года. Однако стажировка должна быть по таким категориям, как С, D, Е и как минимум один год.

Читайте также:

Езда по путям трамвайного транспорта

О видах документа

В контрольно-учетных устройствах содержатся сведения о цифровых данных. ОНи обладают определенным уровнем защиты и изготавливаются в специализированных организациях.

На основании требований нормативных документов, всего их существует четыре, используется информация, закладываемая в карты.

Все это необходимо для:

  1. Для деятельности транспортной фирмы.
  2. Мастерам технического обслуживания.
  3. Для водителей.
  4. Органам надзора и контроля.

Особенно для транспортных фирм будет обеспечена возможность наблюдения за трудовой деятельностью сотрудников.

Изготовление для мастерских необходимо для получения допуска мастеров к установке, настройке либо обслуживанию документа.

Водителю важно, чтобы накопленная информация учитывалась, хранилась и собиралась.

Контролеру информацию удобно перепроверить.

Всего существует две разновидности карты:

  1. СКЗИ. Это пластиковая карта, в которой содержится чип для прибора контроля со специальным блоком. Это устройство для получения записи, осуществления хранения, а также обработки полученных сведений. Это разработка от отечественных производителей. На ней записана криптографическая информация, в помощь этих записей предназначено специальное обеспечение программой, а также сведения могут передаваться посредством связи через интернет.

Использование может быть предусмотрено лишь только с блоком.

  1. ЕСТР. Это электронный носитель, содержащий внутри встроенный чип. Стандарт шифрования информации соответствует нормативным актам.

Какие отличия

Между картами СКЗИ и ЕСТР существуют определенные отличия:

  1. Шифры и водяные обозначения. СКЗИ содержит сведения на родном языке, а карты ЕСТР изготовлены с использованием, как английского и русского языка.
  2. Установленный подход к изготовлению документов. СКЗИ — это карты, начинающиеся с цифры 0, и, напротив, с буквенного обозначения начинается название карт ЕСТР.
  3. Тип кодировки применяется разный, в связи с этим их никак нельзя использовать вместо друг друга.
  4. Применение пин-кода.
  5. Разница по стоимости очевидна, так как ЕСТР почти в два раза дороже.
  6. Транспорт, задействованный при осуществлении перевозок грузов оборудованный приборами тахографами не должен покидать территорию России, даже если это страны таможенного союза. Дело в том, что криптографическая информация находится под контролем ФСБ.

О получении

Получить карту можно после обращения в определенную организацию с просьбой о ее выдаче. Для этого необходимо представить следующие документы:

  1. Удостоверение личности либо паспорт заявителя.
  2. Водительские права с неистекшим сроком.
  3. Фото, цвет — черно-белый, размер достаточно 3,5 см *4 см.
  4. Обращение, образец которого регламентирован.
  5. Обязательно подтверждение на осуществление обработки по личным данным заявителя.

Весь пакет бумаг предоставляется как написанный вручную, так и в файле на компьютере. Когда будет подготовлена карта, то забрать ее нужно будет лично, так как другим лицам ее передача не допускается. Посредством почтовой связи отправлять также нельзя, это распознается как нарушение.

После получения карты на руки, стоит обратить внимание на длительность ее эксплуатации. Получается, что по истечении этих сроков, то ее недопустимо использовать. Если сроки окончены, то должен быть обеспечен возврат документа в организацию, изготовившею ее.

Получить такой документ воможно зарегистрировавшись на зарегистрированном автотранса. Эта организация включает в себе список всех компаний, обеспечивающих изготовление. Немаловажно знать, чтобы все организации имели разрешение к установке специализированного прибора — тахографа. Но риски обращения в иные фирмы, которые нелегально занимаются изготовлением карт все же существуют. Поэтому предварительно стоит поинтересоваться на сайте Минтранса о факте их существования.

Цена карты

Цена зависит не только от типа карт, но и от субъекта, где они были изготовлены. Для клиентов могут быть определены скидки, исходя из возможностей населенных пунктов, а также в зависимости от объема заказа.

Сегодня ценовые показатели устанавливаются в пределах от 2 до 3 тысяч рублей. Так как стоимость ЕСТР выше, то получается, что за нее необходимо выложить 3-4,5 тысячи рублей.

Получается, что транспортным компаниям стоит изначально определиться в пределах таких стоимостей.

Все устройства СКЗИ используются лишь на территории РФ, а ЕСТР можно применить для внешних перевозок.

О сроках использования

Сроки действия карт разные, это обстоятельство непосредственно связано с объемом хранимых сведений.

Какие сроки действия установлены:

  1. 5 лет. Именно на такой срок карты предоставляются для транспортного предприятия.
  2. Если карта предназначена для мастерских по техобслуживанию, то срок — 1 год.
  3. Для водителей карта выдается на срок до 3 лет.
  4. Если по карте осуществляются функции контроля, то действие ее устанавливается на срок до 5 лет.

Что такое тахограф

Пример того, как выглядит тахограф

Это техническое устройство, служащее для фиксации:

  1. Скоростного режима.
  2. Какая средняя скорость транспортного средства.
  3. Период трудовой деятельности водителя.

Что позволяет исключать нарушение правил и определить фотографию рабочего дня у водителя транспортного средства. Сертифицировать тахограф обязательно нужно, это однозначно будет только в пользу при работе правоохранительных органов. Улики будут представлены к рассмотрению, и их никто не сможет опровергнуть.

Всего существует две разновидности прибора:

  1. Работающий по аналоговой системе. Уровень защиты невысок, поэтому их меньше изготавливают.
  2. Цифровой. Шифрование производится на базе криптографических сведений. Это позволяет продолжительное время хранить информацию. В корыстных целях применение не представляется возможным. Защитные функции обеспечиваются работой пластиковых карт.

Иные виды карт устанавливаются исходя из категории сотрудников:

  1. Для мастеров. Этому контингенту требуется производить наладку, выполнять установку и настраивать нормальное функционирование.
  2. Для организационных структур. С помощью устройства можно получить огромное количество информации.
  3. Для контролера. Ею можно воспользоваться всем сотрудникам без исключения для сверки реальных показателей.

Когда приостанавливается действие

Если организационная структура изготовила и выдала документ, то у нее имеются полномочия в остановке действия. Для этого отводится время — период функционирования карты. Получается, что любая подделка или передача иному владельцу будут поводов для блокировки.

При применении карты иным лицом, то ее действие приостанавливается до выяснения обстоятельств. Если карта повреждена или использована несоответствующим образом, то владелец должен заявить об этих недоразумениях, чтобы документ быстро восстановили.

Чтобы восстановить карту следует вновь подать документы и подождать определенный срок.

Эксплуатировать документ тоже нужно по всем правилам. Прежде чем его включить в систему, стоит произвести идентификацию. Установку в слот слева — это первое действие. Если все делается верно, то изначально можно услышать щелчок.

В этом видео вы узнаете об особенностях карт СКЗИ для водителей:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Все, что нужно знать о тахографах с блоком СКЗИ | Региональный Центр Тахографии

Главная » Статьи » Все, что нужно знать о тахографах с блоком СКЗИ

Контрольное устройство дает возможность следить за транспортным средством, получая данные о скорости его передвижения, режимах водителя и основных параметрах автомобиля. Европейский прибор представляет собой электронно-механический аппарат. Отечественные производители усовершенствовали тахограф и сделали его цифровым, добавив в комплектацию специальный блок СКЗИ, который обеспечивает защиту сведений, хранящихся в памяти оборудования.

Многие недобросовестные водители пытались изменить данные прибора, подкорректировать их и обмануть устройство. Подобные действия были возможны, когда на машину было разрешено устанавливать аналоговые модели с бумажными дисками, на которых фиксировалась информация об автомобиле, его передвижении и соблюдении сотрудником транспортной компании режимов труда и отдыха. Монтаж контрольных приборов с блоком СКЗИ полностью изменил ситуацию: теперь любое вмешательство владельца в работу прибора остается в его памяти и может стать доказательством противоправных манипуляций.

Что такое тахограф СКЗИ?

Блок СКЗИ еще называют навигационным криптозащитным модулем. Это специальная программа, которая отвечает за шифрование и последующую расшифровку данных. Доступ к информации обеспечивает цифровая подпись. Информация надежно защищена: водитель не может отредактировать ее или удалить данные без дешифровки сведений.

Как выглядит криптопроцессор? Это коробочка небольших размеров, которая снабжена входом для антенны. Данный прибор может устанавливаться во все цифровые контрольные устройства. которые допущены к использованию на территории Российской Федерации. Список видов и моделей, отвечающих требованиям к оборудованию, устанавливаемому на ТС, находится на официальном сайте ФБУ Росавтотранс.

Блок нельзя доставать, переставлять в другой тахограф. Производить любые операции с ним имеет право только сотрудник мастерской, имеющей лицензию ФСБ на осуществление технического обслуживания и ремонт подобных устройств.

В состав прибора входят:

  • контроллер;

  • криптографический сопроцессор;

  • часы;

  • микросхема NVRAM;

  • датчик ускорения (акселерометр).

Основные функции тахографа с блоком СКЗИ

Устройство осуществляет проверку секретных ключей, используемых при передаче сведений.

Специальная программа обеспечивает шифровку поступающей информации и связывает поступающие сведения с временем и координатами.

Криптозащитный модуль сохраняет архив и проверяет данные, позволяющие получить доступ к нему (цифровую подпись).

Блок защищает от удаления и корректировки следующую информацию:

  • название организации производителя;

  • адрес изготовителя;

  • номер НКМ;

  • дату введения устройства в эксплуатацию и т.д.

Блок СКЗИ необходимо менять каждые 3 года – таков срок действия электронной подписи.

Блок НКМ и контрольное устройство нельзя разделять. Возможно использование прибора только на одном транспортном средстве. Дело в том, что во время активации данные автомобиля заносятся в память программы. В случае неисправности старого оборудования, СКЗИ нельзя установить заново в другую машину – для этого потребуется специальный документ – лицензия ФСБ.

Активация: основные правила

Эту процедуру имеют право проводить только сотрудники мастерских или сервисных центров, занимающихся обслуживанием тахографов. Допуску к работе специалистов предшествует подготовка. Производить монтаж и настройку могут организации, попавшие в перечень компаний, осуществляющих установку, проверку и ремонт контрольных устройств.

Какие этапы включает в себя процедура активации криптозащитного модуля:

  • Сразу же после оснащению кабины автомобиля тахографом, мастер получает доступ к прибору, используя специальную карту, которая выдается работникам организаций, производящих техобслуживание. На этот носитель переносится ключ НКМ. После он считывается программой, попадая в кардридер.

  • Затем работник получает индивидуальный код активации.

  • Заключительный этап калибровки: сотрудник мастерской помещает карту в слот контрольного устройства и производит необходимые действия. Настройка завершается.

  • После установки на машину цифрового прибора с НКМ, собственнику ТС необходимо получить Лицензию ФСБ.

  • Каждые 3 года следует проводить процедуру калибровки, менять криптопроцессор и вновь активировать его.

  • Если транспортное средство продается, его владелец должен произвести демонтаж устройства и утилизировать его.

Следует помнить и о том, что установке на автомобили компании цифровых тахографов с блоком СКЗИ предшествует подготовка помещений, внедрение новых программ и т.д. Стоимость такого прибора составляет около 35 000 рублей.


Смотрите также