Техническое обслуживание двигателя автомобиля


3.Техническое обслуживание двигателя

Чтобы обеспечить хорошее техни­ческое состояние двигателя и его по­стоянную готовность к работе, а так­же устранить причины, ускоряющие изнашивание его деталей, применяют рекомендуемые бензин, масло и сма­зочные материалы.

Кривошипно-шатунный механизм. Периодически проверяют крепление головок цилиндров к блоку и очищают от нагара днища поршней и поверхно­сти камер сгорания. Подтягивают гайки крепления головок цилиндров. Перед этим сливают охлаждающую жидкость из системы охлаждения. За­тем для исключения взаимного влия­ния подтяжки одной головки на дру­гую ослабляют крепление впускной трубы к головкам цилиндров. После этого уже подтягивают гайки крепле­ния головки к блоку динамометриче­ским ключом моментом 73 — 78 Н • м в последовательности, указанной на рис. 36.

При применении рекомендованных бензинов и масел и соблюдении темпе­ратурного режима работы двигателя (температура охлаждающей жидко­сти должна поддерживаться в преде­лах 80 — 90 °С) отложения нагара не­значительны и на работу двигателя не влияют. При нарушении этих условий в двигателе может образоваться слой нагара, вызывающий детонацию, па­дение мощности и увеличение расхода топлива. Для удаления нагара снима­ют впускную трубу головки цилинд­ров и очищают днища поршней и по­верхности камер сгорания. Если дви­гатель эксплуатировался на этилиро­ванном бензине, нагар перед удалением смачивают керосином во избежание попадания его в органы дыхания. Нагар содержит сильный яд. Быстрое повторное образование нагара свидетельствует о неисправ­ности двигателя и необходимости его ремонта.

Газораспределительный меха­низм. Предусматривают периодиче­скую проверку и при необходимости регулировку зазоров клананов, очист­ку клапанов от нагара и их притирку к седлам. Зазоры проверяют на холод­ном двигателе, когда толкатель пол­ностью опущен. Уменьшение зазоров против указанных в Руководстве по эксплуатации размеров вызывает бо­лее раннее открытие и закрытие и, как следствие, перегрев и прогорание клапанов. При уменьшенных зазорах ухудшаются работа двигателя и его пусковые качества.

Система смазывания. Предусмат­ривает ежедневный контроль уровня масла в картере двигателя по стерж­невому указателю.

Система питания. Необходимым условием надежной работы системы питания является поддержание по­стоянной чистоты всех ее приборов и узлов. При обслуживании тщательно проверяют плотность соединений топ­ливопровода. Особо также следует проверить и не допускать скручивания или переги­ба шланговых соединений.

4.Виды технического обслуживания.

Техническое обслуживание в основной период эксплуатации подразделяется на следующие виды:

  •   ежедневное обслуживание (ЕО);

  •   первое техническое обслуживание (ТО-1);

  •   второе техническое обслуживание (ТО-2);

  •   сезонное техническое обслуживание (СО).

Ежедневное обслуживание двигателя.

В ежедневное техническое обслуживания входят следующие пункты:

  1. Проверка работы двигателя.

  2. Заправочные операции(при необходимости).

  3. Проверка внешнего вида.

первое техническое обслуживание.

В первое техническое обслуживание входят следующие пункты:

  1. Проверка крепления двигателя на раме.

  2. Проверка крепления оборудования на двигателе (трубопроводов, крепления труб глушителей).

  3. Проверка затяжки болтов передних опор.

  4. Проверка затяжки болтов, крепления поддона картера.

  5. Регулировочные операции.

  6. Сказочные операции в соответствии с картой смазки.

второе техническое обслуживание.

В второе техническое обслуживание входят следующие пункты:

  1. Все операции ТО-1.

  2. Проверка и затяжка (при необходимости) болтов крепления головки цилиндров.

  3. Регулировка зазоров между стержней клапанов и толкателей (коромыслами).

  4. Проверка компрессии.

  5. Удаления нагара (при необходимости).

Диагностические и сопутствующие операции ТР (текущего ремонта).

studfiles.net

Техническое обслуживание двигателя автомобиля

При ежедневном обслуживании проверяют работу двигателя, соединения шлангов радиатора и топливопроводов (не нарушена ли герметичность), уровень масла и при необходимости доливают масло в картер двигателя.

При первом техническом обслуживании проверяют, не нарушена ли герметичность системы смазки, охлаждения двигателя, крепление на нем приборов; обнаруженные неисправности устраняют. Проверяют крепление двигателя к раме и, если оно ослабло, подтягивают гайки крепления опор.

При втором техническом обслуживании выполняют работы первого технического обслуживания и дополнительно проверяют и закрепляют радиатор и его облицовку, жалюзи, распорную тягу и капот, водяной насос, вентилятор, впускной и выпускной трубопроводы, трубу глушителя, картер двигателя (поддон) и отъемную часть картера сцепления, нижние и боковые брызговики двигателя.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Проверяют работу компрессора, его крепление на двигателе и натяжение приводного ремня. При необходимости закрепляют компрессор и регулируют натяжение ремня. Проверяют, не нарушена ли герметичность соединения головки с блоком цилиндров, при необходимости подтягивают гайки и болты ее крепления. Проверяют компрессию в цилиндрах двигателя. Через одно ТО-2 проверяют и при необходимости регулируют зазоры между клапанами и толкателями.

Определение компрессии двигателя

Величину давления в конце такта сжатия в цилиндрах двигателя (компрессию) определяют с помощью компрессометра. Он состоит из манометра, соединительной трубки и наконечника с обратным клапаном. Компрессометр для дизельного двигателя, кроме того, снабжают спускным краном для сброса давления после измерения.

При определении компрессии карбюраторного двигателя число оборотов в минуту коленчатого вала должно быть 180—200. Перед проверкой двигатель прогревают до 70—80° С, вывертывают свечу зажигания первого цилиндра и полностью открывают воздушную и дроссельную заслонки карбюратора. Затем плотно прижимают наконечник к кромке отверстия и проворачивают коленчатый вал двигателя стартером на 10—12 оборотов, чтобы компрессометр зафиксировал максимальное давление в цилиндре, и записывают показания.

Таким же образом замеряют компрессию в остальных цилиндрах двигателя. Разница в величине компрессии по отдельным цилиндрам не должна быть более 1 кГ/см2.

Проверка компрессии не позволяет без разборки двигателя выявить конкретную неисправность (поломку или пригорание поршневых колец, повреждение прокладки головки блока цилиндров и т. д.). С несравненно большей достоверностью можно судить об износе деталей цилиндра — поршневой группы, о состоянии клапанов и прокладки головки блока цилиндров по величине утечки сжатого воздуха из цилиндров двигателя, по показаниям прибора К-69М, выпускаемого Новгородским заводом объединения Росавтоспецоборудование (бывший трест ГАРО).

Проверка и регулировка тепловых зазоров в газораспределительном механизме

Величина зазоров между клапанами и толкателями (коромыслами) должна обеспечивать плотную посадку и бесшумную работу клапанов. В процессе работы величина зазоров изменяется вследствие износа сопрягаемых деталей газораспределительного механизма, что приводит к нарушению его нормальной работы. Так, при отсутствии зазора между клапаном и толкателем (коромыслом) нарушается плотность посадки клапанов, подгорают клапаны и их седла, двигатель преждевременно изнашивается вследствие перебоев или даже прекращения работы того цилиндра, клапан которого не имеет плотной посадки.

При увеличении тепловых зазоров усиливается стук клапанов, ухудшаются наполнение цилиндров свежей горючей смесью и очистка их от отработавших газов, что затрудняет пуск двигателя и приводит к снижению мощности. Дополнительными признаками неплотной посадки впускных клапанов являются вспышки в карбюраторе, а неплотной посадки выпускных — выстрелы в глушителе. В

Следует иметь в виду, что перед регулировкой зазоров между клапанами и толкателями двигатель ЗИЛ-120 необходимо прогреть.

Регулировать тепловые зазоры клапанов на двигателе автомобиля ГАЗ-51А можно в холодном состоянии.

Тепловые зазоры клапанов двигателей автомобилей ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130, ГАЗ, М-21 «Волга» проверяют двумя щупами. Зазор считается установленным правильно, если щуп, толщина которого равна нижнему пределу величины зазора, свободно проходит, а щуп толщиной, соответствующей верхнему пределу, не проходит. Например, для двигателя ЗИЛ-130 щуп 0,40 мм Должен проходить, а щуп 0,45 мм не должен входить в зазор.

У двигателя автомобиля ГАЗ-51А клапаны нижнего расположения. Перед регулировкой тепловых зазоров клапанов проделывают следующее:

Болты и гайки крепления головки блока цилиндров затягивают в определенном порядке: начинают с середины и последовательно подтягивают болты (гайки), расположенные от средних справа и слева. Подтяжку ведут в два приема: предварительно и окончательно.

У автомобилей ЗИЛ-130 болты и гайки крепления головок блока цилиндров подтягивают обязательно на горячем двигателе, а у автомобилей «Москвич-408», ГАЗ-21, «Волга», ГАЗ-51А, ГАЗ-53А — на холодном двигателе.

Проверка и регулировка натяжения ремня вентилятора

Во время работы двигателя ремень вентилятора постепенно вытягивается, натяжение его слабеет и он начинает проскальзывать по шкиву. Проскальзывание ремня вызывает замедленное вращение вентилятора, вала водяного насоса и генератора, вследствие чего ухудшается охлаждение двигателя, снижается сила зарядного тока.

Слишком сильное натяжение ремня также вредно, так как при этом увеличивается нагрузка на подшипники вентилятора и они быстро изнашиваются; кроме того, быстро изнашивается и ремень.

Натяжение ремня вентилятора проверяют следующим образом.

Прикладывают к наружной поверхности ремня в точке, расположенной на одинаковом расстоянии от шкивов вентилятора и коленчатого вала, линейку (рис. 148). Устанавливают миллиметровую линейку перпендикулярно линейке, упирая ее в середину ветви ремня, затем нажимают линейкой на ремень и замечают деление, с которым совмещается плоскость линейки; оно покажет величину прогиба ремня.

Для регулировки натяжения ремня ослабляют болты крепления генератора на кронштейне и болт крепления генератора в упорной планке. Затем, поворачивая генератор относительно оси нижних болтов его крепления, отодвигают генератор от блока цилиндров или, наоборот, приближают его к блоку, регулируя прогиб ремня. Потом затягивают болт крепления генератора в упорной планке и болты крепления генератора на кронштейне и повторно проверяют натяжение ремня.

Рис. 1. Порядок подтяжки гаек крепления головки блока цилиндров

Рис. 2. Проверка натяжения ремня вентилятора: 1 — деревянная линейка, 2 — масштабная линейка, 3 — шкив компрессора, 4 — шкив вентилятора, 5 — шкив генератора, 6’ — шкив коленчатого вала

Регулировка натяжения приводных ремней двигателя ЗИЛ-130

Регулировка натяжения ремня привода генератора. Для этого ослабляют ключом гайку крепления генератора к планке, затем, поворачивая генератор, добиваются правильного натяжения ремня. При нажатии рукой на ремень в средней части прогиб должен быть 10—15 мм.

Рис. 3. Регулировка натяжения ремней двигателя ЗИЛ-130: 1 — шкив коленчатого вала, 2— гайка, 3—плавка, 4 — шкив генератора, 5, 13 — шкив компрессора, 6 — болт, 7 — шкив водяного насоса, 8 — кронштейн, в — шкив насоса гидравлического усилителя рулевого управления, 10 — болты кронштейна, 11 — внутренний обод шкива компрессора, 12 — наружный обод шкива компрессора

Регулировка натяжения ремня компрессора производится в следующем порядке. Ключом ослабляют три болта, поворачивают рукой наружный обод шкива компрессора налево, а внутренний ободнаправо, после чего, поворачивая вместе ободы шкива, подводят в сторону вентилятора один болт так, чтобы ремень вышел из зева шкива, и завертывают ключом в этом положении, затем то же самое проделывают с двумя остальными болтами и закрепляют их окончательно.

При нормальном натяжении прогиб ремня между шкивами компрессора и водяного насоса при нажатии рукой должен быть 10—15 мм.

Натяжение ремня привода насоса гидравлического усилителя рулевого управления. Для натяжения ремня ослабляют ключом болты крепления кронштейна и, смещая гидравлический насос в противоположную от вентилятора сторону, добиваются, чтобы при нажатии рукой прогиб ремня между шкивами водяного насоса и насоса гидравлического усилителя рулевого управления был 15—20 мм.

Основные признаки неисправностей двигателя следующие: стуки в подшипниках коленчатого вала; резкие стуки поршней в цилиндрах и деталей механизма газораспределения; падение давления масла в системе двигателя при температуре воздуха выше 0°С и неустойчивая работа двигателя на холостом ходу; работа двигателя с перебоями или перегревом; повышенное дымление при работе прогретого двигателя на различных эксплуатационных режимах; подтекание жидкости в соединениях системы охлаждения. Основные неисправности двигателя обусловливаются неисправностями кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов.

Для кривошипно-шатунного механизма наиболее характерны износы поршневых колец, поршней, поршневых пальцев, стенок цилиндров, шеек коленчатого вала и его подшипников.

Износ поршневых колец, поршней и стенок цилиндров, а также пригорание колец в канавках приводят к снижению компрессии и падению мощности двигателя. Признаки этих неисправностей: повышенное дымление выпуска, увеличение расхода топлива и масла, которое, однако, может быть вызвано также закупориванием маслоотводящйх каналов в маслосъем-ных кольцах и соответствующих канавках поршня, что происходит иногда после небольшого пробега в результате применения масел низкого качества.

Резкий металлический стук, прослушиваемый на холостом ходу двигателя, усиливающийся при увеличении подачи топлива, является признаком поломки клапанных пружин или заедания клапанов. Стуки, хорошо прослушиваемые при значительных изменениях подачи топлива с увеличением нагрузки на двигатель, являются следствием изношенности поршневых пальцев, втулок верхней головки шатуна и бобышек поршня. Появление глухих стуков, хорошо различимых при резком увеличении подачи топлива на холостом ходу двигателя, является признаком увеличения зазора в коренных и шатунных подшипниках коленчатого вала в результате износа антифрикционного слоя вкладышей и шеек коленчатого вала.

При неисправностях кривошипно-шатунного механизма двигатель подлежит ремонту. При этом отдельные детали (поршневые кольца, вкладыши и др.) в случае их значительного износа заменяют, а основные детали (блок цилиндров, коленчатый вал) ремонтируют.

Основные неисправности газораспределительного механизма заключаются в износе рабочих поверхностей клапанов и их гнезд, что влечет за собой неплотное закрытие клапанов, падение мощности двигателя, появление перебоев при работе под нагрузкой с малой частотой вращения коленчатого вала, а также стуки в приводе клапанов.

Повышенные зазоры в клапанах, определяемые по характер-пому металлическому стуку, приводят к падению мощности двигателя, затрудняют его пуск. Признаком увеличенного зазора является металлический стук высокого тона, хорошо прослушиваемый на фоне общего глухого шума в зоне расположения клапанного механизма. Уменьшенные зазоры в клапанах вызывают понижение компрессии и перегрев двигателя, что также ведет к падению его мощности.

Для поддержания механизма газораспределения в исправном состоянии необходимо следить за правильной величиной зазоров между стержнями клапанов и носками коромысел. При значительном износе рабочих фасок клапанов и седел клапанов их ремонтируют шлифовкой.

Основные неисправности системы охлаждения следующие: подтекание жидкости, уменьшение интенсивности работы центробежного насоса и вентилятора вследствие ослабления натяжения приводных ремней (неисправности в работе гидромуфты у двигателя ЯМЗ-740), засорение пространства между трубками радиатора, ухудшение отвода от них тепла. Эти неисправности приводят к нарушению теплового режима и перегреву двигателя.

Для поддержания системы охлаждения в исправности необходима тщательная проверка герметичности всех соединений, контроль за натяжением приводных ремней, своевременная промывка системы охлаждения.

Неисправности системы смазки определяют по падению давления масла, увеличению дымности выпуска со специфическим цветом отработавших газов (синеватый оттенок).

Неисправности системы смазки приводят к недостаточной подаче масла к трущимся поверхностям вследствие падения вязкости масла или засорения масляных фильтров и маслопроводов. Кроме того, ухудшение смазки может явиться следствием выдавливания масла, обладающего недостаточной вязкостью, через увеличившиеся зазоры в сопряжениях трущихся деталей. Большое влияние на работу системы смазки и ее исправность оказывает качество применяемого масла, которое должно соответствовать требованиям заводов-изготовителей двигателей.

Обязательным условием сохранности двигателя является поддержание нормального уровня масла в картере. Резкое снижение уровня масла может привести к уменьшению подачи масла к трущимся поверхностям; при избытке масло сгорает с выделением характерного синеватого дыма. Сгорание масла помимо его перерасхода ведет к усиленному отложению нагара. Для обеспечения нормальной работы системы смазки двигателя необходимо следить за уровнем масла в картере и при необходимости доливать масло. Во время работы следить за давлением масла по указателю, имеющемуся на щитке приборов.

Кроме серьезных неисправностей, вызванных нарушением работоспособности основных механизмов двигателя в процессе эксплуатации автомобиля, могут появиться другие отдельные нарушения нормальной работы двигателя. Как правило, такие неполадки легко устраняют проведением необходимых операций по уходу и регулировке. К ним относятся главным образом перебои в работе отдельных цилиндров, которые могут быть вызваны засорениями и неполадками в системе питания, перегрез двигателя, связанный с неисправностями системы охлаждения.

Двигатель ЯМЗ-236 работает иногда «вразнос» или не останавливается при прекращении подачи топлива. Причина этой неисправности заключается в неправильной работе регулятора частоты вращения вала двигателя, иногда причиной может быть попадание избыточного количества масла в цилиндры двигателя.

Другой характерной неисправностью дизельных двигателей является чрезмерная дымность выпуска, которую нельзя допускать, так как она вызывает значительное засорение окружающей среды и отравление ее токсичными веществами, содержащимися в отработавших газах.

Помимо неисправностей топлнвоподающей системы причиной сильного дымления могут быть загрязнение воздушного фильтра, перегрев двигателя, разжижение топлива маслом.

Основные работы, выполняемые при техническом обслуживании

При ежедневном техническом обслуживании (ЕО) проверяют, нет ли подтекания охлаждающей жидкости и топлива. Перед пуском двигателя следует проверить уровень жидкости в радиаторе, масла в картере, наличие топлива в баке. После пуска двигателя прослушивают его работу на холостом ходу, проверяют давление масла по указателю.

При первом техническом обслуживании (ТО-1) кроме работ, выполняемых при ежедневном уходе, выполняют ряд дополнительных операций.

По системе охлаждения проверяют состояние и действие шторок радиатора, натяжение приводных ремней генератора, насоса, вентилятора.

По системе смазки доливают или заменяют масло в картере в соответствии с графиком смазки, проверяют соединения маслопроводов, крепление фильтров и масляного радиатора, а у двигателей, имеющих центробежный фильтр очистки масла, снимают фильтр и промывают ротор, колпак и сетку.

При втором техническом обслуживании (ТО-2) помимо работ, выполняемых ежедневно и при ТО-1, дополнительно проверяют затяжку гаек крепления передней и задней опор двигателя; герметичность соединения приборов систем охлаждения и смазки; состояние и действие термостата.

Из контрольно-регулировочных работ выполняют те, необходимость в которых выявилась при осмотре двигателя.

Техническое обслуживание необходимо выполнять в соответствии с заводскими инструкциями по эксплуатации двигателей соответствующих моделей автомобилей.

Приемы выполнения работ по техническому обслуживанию двигателя

Проверка уровня масла в картере. Уровень масла в картере двигателя определяют по меткам на маслоизмерительном стержне, который нужно предварительно вывернуть из резьбовой части трубки. Проверяют не ранее чем через 5 мин после остановки двигателя. Доливают масло до отметки В на масло-измерительном стержне. Заменяют масло в картере двигателя при нормальных условиях работы в среднем через 100 ч работы (3000—3500 км пробега автомобиля), приурочивая смену к очередному техническому обслуживанию.

Проверка давления масла в системе смазки двигателя. Давление масла проверяют при его установившейся работе по указателю давления масла. Нормальное давление в системе смазки большинства дизельных двигателей составляет 0,45— 0,5 МПа (при работе двигателя с номинальной частотой вращения коленчатого вала). Давление масла может резко упасть, если редукционный клапан засорился и из-за этого нарушилась его герметичность.

Проверка фильтров очистки масла и клапанов системы смазки. У двигателей, имеющих фильтры со сменными элементами, рекомендуется промывать последние при очередной смене масла. С этой целью фильтрующий элемент вынимают из колпака и удаляют с него поверхностные отложения наружной очисткой жесткой металлической щеткой и промывкой в дизельном топливе. После очистки и промывки сменный фильтрующий элемент следует продуть сжатым воздухом. Меняют фильтрующие элементы при очередном ТО-2.

У фильтров центробел

stroy-technics.ru

Техническое обслуживание и ремонт двигателя автомобиля

Для поддержания двигателя в работоспособном состоянии и в надлежащем внешнем виде, уменьшения интенсивности изнашивания деталей, предупреждения отказов и неисправностей, а также выявления их с целью своевременного устранения выполняют техническое обслуживание двигателя.

Техническое обслуживание двигателя в целом сводится к ряду следующих работ и операций: очистка двигателя и навесного оборудования от грязи, очистка деталей двигателя от нагара, смолистых и мазевых отложений; проверка и, при необходимости, подтяжка креплений; замена масла, охлаждающей жидкости, топливных, масляных и воздушных фильтров; регулировочные работы. Значительный объем работ при ТО-1 приходится на контроль и восстановление затяжки резьбовых соединений, крепящих оборудование, трубопроводы и приемные трубы глушителя, а также сам двигатель на опорах. При ТО-2 проверяют и при необходимости подтягивают крепление головок цилиндров, регулируют тепловые зазоры в механизме газораспределения, проверяют и регулируют натяжение ремней привода генератора и т.п.

Очистка двигателя и навесного оборудования от загрязнений, проводится периодически по мере необходимости. Для очистки деталей двигателя от нагара, смолистых и мазевых отложений, а также для удаления воды из топливной системы, применяют специальные присадки, добавляемые в период эксплуатации двигателя в топливо и масло с периодичностью один раз через каждые 3 – 5 тысяч км пробега автомобиля.

Основные работы при техническом облуживании КШМ и ГРМ: ЕО: Очистить двигатель от грязи и проверить его состояние. Двигатель очищают от грязи скребками, моют кистью, смоченной в содовом растворе или растворе стирального порошка, а затем вытирают насухо. Во время проведения ТО-1 проверяют крепление: оборудования на двигателе, трубопроводов и приемных труб глушителя, двигателя на раме. При ТО-2 проверяют и при необходимости закрепляют головки цилиндров двигателя; регулируют зазоры между стержнями клапанов и носками коромысел. При значительном износе деталей газораспределительного механизма двигатель подвергается ремонту.

Основные работы при техническом обслуживании системы охлаждения: ЕО: Проверить уровень жидкости в радиаторе или в расширительном бачке. Проверить, нет ли подтекания жидкости в системе охлаждения.TO-1: Проверить отсутствие подтекания жидкости во всех соединениях системы охлаждения; при необходимости устранить подтекание. Смазать подшипники водяного насоса. ТО-2: Проверить герметичность системы охлаждения и при необходимости устранить утечку жидкости. Проверить крепление водяного насоса и натяжение ремня привода вентилятора; при необходимости отрегулировать натяжение ремня и подтянуть крепление. Проверить крепление вентилятора. Смазать подшипник водяного насоса (по графику). Проверить действие паровоздушного клапана пробки радиатора.

Основные работы при техническом обслуживании системы смазки: ЕО: Проверить уровень масла масломерной линейкой перед пуском двигателя и в пути при длительных рейсах и при необходимости долить его. ТО-1: Наружным осмотром проверить герметичность приборов системы смазки и маслопроводов. При необходимости устранить неисправности. Слить отстой из масляного фильтра. Перед сливом отстоя прогреть двигатель, очистить от пыли и грязи корпус фильтра. Проверить уровень масла в картере двигателя и при необходимости долить его. Сменить по графику масло в картере двигателя, при этом заменить фильтрующие элементы, а также удалить осадки из фильтра центробежной очистки. ТО-2: Наружным осмотром проверить герметичность соединений системы смазки двигателя и крепление приборов, при необходимости устранить неисправности. Слить отстой из фильтра. Заменить масло в картере двигателя.

К основным видам регулировочных работ, проводимым при ТО двигателя можно отнести: натяжение ремня привода генератора и насоса охлаждающей жидкости; проверка совпадения меток фаз газораспределения; натяжение цепи (ремня) привода ГРМ; регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов; регулировка начального угла опережения зажигания; регулировка топливоподачи, оборотов холостого хода и содержания вредных веществ в отработанных газах (регулировка топливной системы); регулировка угла опережения впрыска топлива (для дизельных двигателей).

В ремонт двигателя входит его разборка, чистка с применением специальных моющих средств, оценка степени износа деталей. Все изношенные детали подлежат замене либо восстановлению путем растачивания гильз, цилиндров, поршней, поршневых колец, для того чтобы придать им нужную форму. После сборки производится тестирование двигателя на специальном стенде, что позволяет выявить, все ли проблемы были решены в ходе ремонта.

Билет №23.

1. 1. Классификация и основные характеристики автосервисных предприятий.

Классификация предприятий автосервиса по виду услуг охватывает государственные и частные предприятия и разделяется на следующие группы:

1) СТОА (отдельно для отечественных автомобилей и иномарок);

2) автомастерские;

3) гаражи;

4) технические пункты обслуживания с АЗС;

5) торговые предприятия.

СТОА - городские, дорожные могут быть оборудованы автомойками как универсальными, так и специальными, в зависимости от структуры станции (наименования участков, постов технического обслуживания).

Автомастерские получили в последнее время наибольшее распространение в качестве СТОА на 2-3 поста, например на базе гаражных кооперативов, или спецавтомастерские, такие как:

- шиноремонтный (вулканизация, монтаж, демонтаж шин);

- ремонт системы электрооборудования (генераторов, стартеров, электропроводки, замена свечей);

- кузовные работы (окраска, сушка);

- ремонт двигателей и т.д.

Эти мини-мастерские имеют широкий диапазон размещения - от подворья частника до промплощадки АТП или в арендованном помещении любой организации.

В группу «Гаражи» в системе новой классификации по виду услуг отнесены гаражные кооперативы и стоянки автотранспорта - закрытые и открытые.

Открытые стоянки в районах авторынков, вещевых и продуктовых рынков в последнее время устраиваются, в основном, без проектов, с последующей корректировкой расположения и оформлением проектной документации.

В комплексе с АЗС (автозаправочная станция), вписываясь в нормы противопожарной безопасности (НПБ) и требования инструкции по устройству молниезащиты зданий и сооружений (РД 34.21), проектируются любые предприятия автосервиса, включая автомойку и торговую сеть, которые по розе ветров располагаются с подветренной стороны по отношению к АЗС.

Особое место в классификации занимают торговые предприятия: авторынки, автосалоны, автомагазины и просто торговые точки на территории авторынков, при въезде на АЗС и т.д. Торговые точки или просто ларьки разделяются по виду продаваемых товаров: автозапчасти и сопутствующие товары (лаки, краски, масла и т.п.).

megaobuchalka.ru

Техническое обслуживание двигателей внутреннего сгорания

Техническое обслуживание ДВС заключается в его внешней очистке, контрольном осмотре, общем диагностировании и диагностировании и регулировании его систем.

Внешнюю очистку ДВС проводят путем его предварительной обдувки сжатым воздухом с последующей протиркой матерчатыми концами, смоченными в керосине или дизельном топливе.

Контрольный осмотр ДВС состоит из визуального установления его комплектности и мест подтекания масла, топлива и охлаждающей жидкости, контроля крепления двигателя и его систем, опробования пуска. При пуске двигателя обращают внимание на легкость запуска, продолжительность которого не должна превышать 20 с. Повторный запуск проводят через 1… …2 мин. При контрольном осмотре ДВС выявляют его очевидные неисправности.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Общее диагностирование ДВС позволяет оценить техническое состояние всего двигателя по некоторым обобщенным его параметрам как с качественной, так и в ряде случаев с количественной стороны.

Общее диагностирование двигателя можно проводить как на основе анализа различных внешних симптомов, характеризующих его работу, так и путем инструментального исследования. Наиболее распространены методы, основанные на анализе цвета выхлопных газов, развиваемых двигателем шумов, содержащихся в картерном масле примесей.

Анализ цвета выхлопных газов. Данный метод основан на зависимости между техническим состоянием отдельных частей двигателя и цветом выхлопных газов: – белый цвет свидетельствует о неполном сгорании топлива (поздняя подача и плохой распыл); низкой компрессии (изнашивание цилиндров поршневой группы и разгерметизация клапанов); – попадании воды в цилиндры (дефекты в головке, прогорание прокладок), переохлаждении двигателя, выпадении вспышек (дефекты форсунок, засорение фильтров тонкой очистки топлива, изнашивание топливного насоса); – светло- или темно-синий цвет характеризует дефект форсунки, сильное сгорание масла (наблюдается при его высоких уровне или давлении газов в картере); закоксовывание поршневых колец, изнашивание поршневой группы; большой зазор между втулкой и стержнем клапана; – коричневый или черный цвет — признак неполного сгорания топлива из-за плохого распыла, вызванного изнашиванием иглы распылителя форсунки или уменьшением угла опережения вспрыска топлива. Кроме того, этот цвет свидетельствует о недостаточной подаче воздуха и увеличенной подаче топлива; – сизый или светло-серый цвет указывает на недостаточную обкатку двигателя (плохо приработаны детали поршневой группы); залегание и закоксовывание поршневых колец; увеличение зазоров в сопряжениях поршневой группы.

Если при запуске дизеля нет дыма или он выпускается редкими клубами, то это свидетельствует о недостаточной подаче топлива, заедании клапанов и поршня, поломки пружины подкачивающего насоса, заедании плунжеров и выходе из строя пружин плунжеров топливного насоса, заедании иглы распылителя форсунки, заедании обратного клапана.

Некоторое применение находит цветовой анализ отпечатков, оставляемых выхлопными газами на бумаге.

При этом анализе: серо-желтый цвет отпечатка указывает на выброс масла, т. е. на чрезмерный угар картерного масла; – серо-бурый свидетельствует о выбросе несгоревшего топлива, который бывает при пропуске вспышек из-за плохого состояния форсунок и слабой компрессии в цилиндрах; – крупные частички копоти в дыме указывают на излишек подачи топлива или засорении воздухоочистителя, а также на разгерметизацию камеры сгорания, большое утопание клапанов, плохой распыл топлива; – обнаружение капель воды на отпечатках свидетельствует о прогорании прокладки головки блока цилиндров или трещинах в головке, а также о повреждении уплотнений гильз цилиндров.

Рис. 65. Зоны прослушивания ДВС (1…I2)

Анализ шумов, развиваемых двигателем. Этот метод осуществляют путем прослушивания двигателя. Механические шумы улавливаются достаточно хорошо. Поэтому оценка технического состояния двигателя по характеру шумов довольно широко распространена в эксплуатационных условиях, хотя она в определенной степени субъективна и требует высокой квалификации.

Для прослушивания применяют механические и электронные стетоскопы. Механические стетоскопы бывают акустические, а также резонансные, которые отличаются от акустических использованием акустической камеры, снабженной устройством для регулирования воспринимаемых частот с целью ее настройки в резонанс с частотой вибрации корпуса, что значительно повышает избирательную способность прибора. Примером наиболее простого, так называемого стержневого стетоскопа служит модель КИ-1154, состоящая из прикладываемого к корпусу стержня, снабженного ручкой и наушником. Электронные стетоскопы завода «Экранас» позволяют четко прослушивать даже незначительные шумы.

Утечка сжатых газов, сопровождаемая возникновением ультразвуковых колебаний, может быть зарегистрирована с помощью ультразвуковых стетоскопов. В них вмонтирован блок, преобразующий ультразвуковые колебания или в более низкие, слышимые человеком частоты или же в электрические импульсы, наблюдаемые на экране осциллографа.

В настоящее время стала появляться специальная акустическая диагностическая аппаратура, позволяющая путем сравнения спектра вибраций исследуемого двигателя с эталонными спектрами вибраций нового двигателя опознавать причины неисправностей двигателя и давать им количественную оценку. Так, например, с помощью комбинированного электронного прибора ЭМДП-2 можно ориентировочно определять зазоры между поршнями и цилиндрами двигателей, температуру воды и масла, частоту вращения коленчатого вала, угол опережения начала подачи и продолжительность впрыска топлива.

Анализ содержащихся в картерном масле примесей. Весьма перспективен и точен метод общего диагностирования технического состояния двигателя по анализу попадающих в масло продуктов изнашивания его деталей. При этом используют колориметрические, полярографические, магнитоиндукционные, радиоактивные и спектральные способы.

При установившемся процессе изнашивания количество поступающих в масло продуктов изнашивания деталей двигателя стабилизируется и может быть количественно и качественно определено для каждого типа двигателя. Увеличение количества какого-нибудь элемента по сравнению со среднестатистическими указывает на повышение скорости изнашивания определенной группы деталей.

При отсутствии специальной диагностической аппаратуры моторное масло в полевых условиях контролируют с помощью планшета (рис. 66). При этом 3…4 капли нагретого до температуры 60…80 °С масла наносят на листок белой фильтровальной бумаги и через 10 мин замеряют диаметры образовавшихся колец и подсчитывают их среднее значение.

Рис. 66. Планшет для проверки качества картерного масла и пятно от капли масла на фильтровальной бумаге: 1 — градуированный диск из органического стекла, 2 — крышка, 3 — фильтровальная бумага, 4 — корпус планшета

Плохое качество масла свидетельствует о неисправности центрифуги, воздухоочистителя, повреждении системы топливоподачи, попадании воды.

Качество масла можно оценивать визуально с помощью приспособления, в котором каплю масла, взятую щупом из картера, наносят на предметное стекло и раздавливают сверху прижимным стеклом, после чего подсвечивают снизу белой или красной лампочкой. При известном навыке ошибка в диагнозе качества масла не превышает 15…20%.

Диагностирование и регулирование основных систем ДВС выполняют в такой последовательности.

Проводят необходимые крепежные работы, которые включают в себя проверку и подтяжку всех основных соединений двигателя — опор двигателя к раме, головок цилиндра и поддона картера к блоку, фланцев выпускного и впускного топливо- и маслотрубопроводов и прочих соединений. Гайки крепления головок цилиндров к блоку подтягивают ключом с динамометрической рукояткой, причем момент и последовательность затяжки устанавливает завод-изготовитель и приводит в техническом паспорте.

Головку цилиндров из чугуна подтягивают в горячем состоянии, из алюминиевого сплава — в холодном.

Крепление поддона картера подтягивают в определенной последовательности, при которой поочередно затягивают диаметрально противоположные болты. Данный порядок позволяет равномерно затягивать болты, не вызывать деформацию деталей и не нарушать герметичность соединений.

Затем устанавливают неисправности и разрегулировки ци- линдропоршневой группы, кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов. Техническое состояние цилиндропор- шневой группы оценивают, замеряя компрессию цилиндров двигателя; кривошипно-шатунного механизма — определяя давление масла и сравнивая его с номинальным; газораспределительного механизма — замеряя неплотность клапанов.

Анализ проведенных замеров в сочетании с акустическим прослушиванием дает возможность достаточно точно локализовать дефекты указанных систем.

При обнаружении стука в клапанах карбюраторных двигателей следует проконтролировать щупом и отрегулировать тепловые зазоры между торцами стрежней клапанов и толкателями или носками коромысел при полностью закрытых клапанах и холодном двигателе. Зазоры клапанов регулируют в таком же порядке, в котором происходит зажигание в цилиндрах, начиная с первого. Его поршень устанавливается в верхней мертвой точке при такте сжатия. При этом метка на маховике или шкиве вентилятора должна совпадать с указателем на крышке распределительных шестерен.

Порядок регулирования клапанов следующий: устанавливают упругость клапанных пружин, подтягивают крепление осей коромысла и головки блока цилиндра, определяют и при необходимости регулируют зазоры, для чего с помощью гаечного ключа отпускают контргайки регулировочного винта, фиксируют ее положение и отверткой поворачивают винт до достижения нужного зазора. После этого затягивают контргайку.

В дизельных двигателях систему подачи топлива регулируют при обнаружении раннего впрыска топлива в цилиндры, для чего изменяют угол опережения впрыска топлива.

В системе питания двигателя устанавливают неисправности и разрегулировки. Общее диагностирование систем питания производят, как правило, путем исследования состава рабочей смеси и расхода топлива. Для этого с помощью экспресс-анализатора проверяют содержание оксида углерода в отработавших газах.

В карбюраторных двигателях регулируют карбюратор, а затем настраивают на минимальную частоту вращения коленчатый вал двигателя на холостом ходу; уровень топлива и герметичность поплавка; диффузор; ограничитель максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя. Одновременно проверяют топливный бак, топливопроводы, воздушный и топливный фильтры и топливный насос.

В дизельных двигателях контролируют и создают герметичность системы питания, очищают фильтры, регулируют подкачивающий насос и насос высокого давления, проверяют форсунки.

Герметичность системы охлаждения проверяют путем ее визуального осмотра. Устанавливают протечки в местах соединения различных частей, для чего создают в верхней незаполненной части радиатора избыточное (~ 0,06 МПа) давление. В процессе ТО контролируют уровень охлаждающей жидкости и доливают ее до нормы, устраняют замеченные подтекания и регулируют степень натяжения ремня вентилятора. При необходимости устраняют накипь.

Неисправности и разрегулировки смазочной системы проявляются в снижении или повышении давления масла, уменьшении уровня масла ниже нормативного, изменении качества масла. В процессе ТО проверяют уровень масла и подливают его до нормы, очищают фильтры и заменяют фильтрующие элементы, проворачивают рукоятку масляного фильтра грубой очистки, смазывают поверхности трения вентилятора, водяного насоса, генератора, приборов системы зажигания, промывают (при необходимости) смазочную систему, регулируют и очищают центрифугу.

Двигатель смазывают согласно карте и таблице смазывания, приведенной в инструкции по эксплуатации машины. При отсутствии карты и таблицы смазывания вязкость моторного масла принимают равной для карбюраторных, дизельных и форсированных дизельных двигателей в пределах соответственно 10; 11… …14 и 22 сСт в летних условиях и 6; 8 и 14 сСт при температуре 100 °С в зимних условиях. Для карбюраторных двигателей при малой и средней степенях форсирования рекомендуется применять группы масел соответственно Bi и Bi, для дизелей с малой, средней и высокой степенями форсирования соответственно Бг, Вг и Гг и для высокофорсированных дизелей — Д.

Масло доливают в двигатель по данным замера уровня в картере, а полностью заменяют согласно данным заводских рекомендаций. Расход масла подсчитывают в процентах от расхода топлива. Для четырехтактных двигателей он равен 3,5…6%, для двухтактных — 3,8…6,5%.

Рекламные предложения:
Читать далее: Техническое обслуживание пневматических и гидравлических систем

Категория: - Эксплуатация средств механизации

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Техническое обслуживание двигателя

При ежедневном техническом обслуживании (ЕО) очищают двигатель от загрязнений ветошью, смоченной керосином, проверяют его состояние внешним осмотром и прослушиванием на работающем двигателе кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов на предмет обнаружения шума и стуков.

Проверяют герметичность соединений и устраняют подтекание жидкости из системы охлаждения. Доливают жидкость в радиатор. В холодное время года по окончании работы сливают воду, для чего снимают пробку наливной горловины радиатора и открывают все спускные краники.

При наличии масляного фильтра грубой очистки поворачивают несколько раз его рукоятку, проверяют уровень и отсутствие подтеканий масла, а при работе двигателя — величину давления масла.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Прослушивают двигатель стетоскопом. По характеру стуков и шумов определяют неисправность.

Сильный глухой стук низкого тона в нижней части блока, хорошо слышимый при резком изменении частоты вращения коленчатого вала, свидетельствует об износе коренных подшипников.

Стук шатунных подшипников несколько меньшей силы, чем коренных, и прослушивается через стенку блока цилиндров в зонах, соответствующих верхнему и нижнему положению кривошипов коленчатого вала.

Стук поршневого пальца прослушивается в верхней половине цилиндра и через головку блока.

Сильные металлические стуки, хорошо слышимые на всех режимах работы двигателя, указывают на выплавление вкладышей коренных или шатунных подшипников.

Частые стуки, сливающиеся в общий шум, определяют износ зубьез распределительных шестерен.

Частые металлические стуки, хорошо прослушиваемые на малых частотах вращения холостого хода, вызываются наличием большого зазора между стержнями клапанов и носками коромысел.

Подтекание жидкости из системы охлаждения вызывает понижение уровня в радиаторе и частую доливку жидкости. Для устранения течи через неплотности соединения шлангов подтягивают хомутики поворотом соединительных шплинтов или стяжных винтов хомутиков. При подтекании жидкости через сальник водяного насоса заменяют уплотнительиую шайбу и резиновую манжету сальника.

Подтекание масла обнаруживают внешним осмотром и устраняют подтягиванием соединений, сменой прокладок и сальников.

Загрязнение фильтра грубой очистки определяют путем поворачивания его рукоятки. Если фильтр загрязнен, рукоятка поворачивается туго или совсем не поворачивается. Для устранения неисправности промывают фильтр.

Отсутствие давления масла определяют по указателю. В этом случае проверяют уровень и качество масла, плотность в соединениях маслопроводов, исправность масляного насоса, редукционного клапана, предохранительного клапана масляного радиатора.

При первом техническом обслуживании (ТО-1), кроме работ ЕО, проверяют герметичность соединений головки цилиндра с блоком, поддона с верхней частью картера и надежность крепления двигателя на опорах. Смазывают подшипники вала водяного насоса универсальной водостойкой смазкой. Проверяют легкость перемещения рукоятки управления жалюзи.

Очищают трубки вентиляции картера, промывают фильтр маслоналивной горловины, заменяют масло в картере (по графику) с промывкой фильтра грубой очистки и удалением осадков из фильтра центробежной очистки масла.

Масло заменяют при очередном техническом обслуживании через 5000—6000 км пробега на прогретом двигателе (после работы автомобиля), так как в этом случае масло легко вытекает и лучше удаляются механические примеси из картера.

Заменяют масло в следующей последовательности: - подставляют под спускную пробку картера посуду; -вывертывают спускную пробку поддона картера и сливают отработавшее масло в посуду;

- вывертывают спускные пробки фильтров и выпускают осадки, вынимают фильтрующий элемент фильтра грубой очистки масла, промывают его, опустив в керосин и поворачивая за рукоятку, очищают внутри корпус фильтра кистью, смоченной керосином, и устанавливают фильтрующий элемент на место.

Для удаления осадков из фильтра центробежной очистки, отвернув гайку-барашек, снимают кожух фильтра, затем, удерживая неподвижно колпак, отвертывают круглую гайку, снимают колпак и сетку. Скребком очищают колпак от осадков, промывают его и сетку бензином. После этого собирают фильтр; завертывают спускную пробку поддона картера, заливают в картер 2—3 л маловязкого масла (веретенного или масла, применяемого для двигателя, нагретого до температуры 50—60 °С); вывернув свечи, быстро вращают пусковой рукояткой коленчатый вал или пускают двигатель и дают ему поработать на малых частотах вращения в течение 2—3 мин. После этого спускают промывочное масло и заливают в картер свежее масло до нормального уровня; проверяют действие фильтра центробежной очистки масла, для чего пускают двигатель, повышают частоту вращения и выключают зажигание. Ротор исправного фильтра после остановки двигателя продолжает вращаться еще 1—1,5 мин, что определяют по его гудению.

При втором техническом обслуживании (ТО-2) дополнительно к работам, выполняемым при ТО-1, проверяют компрессию в цилиндрах двигателя; закрепляют радиатор, его облицовку, жалюзи, водяной насос, лопасти вентилятора; проверяют и регулируют натяжение ремней привода вентилятора и водяного насоса, генератора, гидравлического усилителя рулевого управления и компрессора, действие клапанов пробки радиатора и исправность ее прокладки, исправность термостата; два раза в год, при переходе к весенне-летнему и осенне-зимнему периоду эксплуатации, промывают систему охлаждения; через одно ТО-2 проверяют и регулируют тепловые зазоры между стержнем клапана и носком коромысла.

Компрессию двигателя измеряют компрессометром. Величина компрессии должна быть 0,7…0,78 МПа (7,0…7,8 кгс/см2) в двигателе 3M3-53; 0,6…0,68 МПа (6,0…6,8 кгс/см2) в двигателе ЗИЛ-130 и 0,8 МПа (8,0 кгс/см2) в двигателе ГАЗ-24. Разница в показаниях ком-прессометра у отдельных цилиндров не должна превышать 0,1 МПа (1 кгс/см2).

Натяжение ремня проверяют, измеряя его прогиб под действием силы 30…40 Н (3…4 кгс). Для этого нажимают на ремень между шкивами большим пальцем руки. Прогиб должен быть 10…15 мм.

Для изменения натяжения ремня на двигателе ГАЗ-24, отвернув гайку болта крепления кронштейна генератора к распорной планке, перемещают генератор до получения нормального натяжения, затем закрепляют гайку болта кронштейна генератора.

На двигателе 3M3-53 натяжение ремня осуществляют поворотом кронштейна с натяжным роликом.

На двигателе ЗИЛ-130 предусмотрены три регулировки приводных ремней (рис. 137).

Прогиб ремня привода насоса гидравлического усилителя рулевого управления регулируют, смещая насос с предварительно ослабленными болтами крепления кронштейна насоса.

Величину прогиба ремня привода генератора регулируют, смещая последний при расслабленной гайке крепления генератора к планке. Натяжение ремня привода компрессора регулируют шкивом компрессора. Для этого ослабляют три болта крепления внутренней и наружной щек шкива к ступице и повертывают наружный обод налево, а внутренний направо, а затем, поворачивая оба обода шкива вместе, подводят в сторону вентилятора один болт так, чтобы ремень вышел из ручья шкива, после чего болт завертывают до отказа и скрепляют щеки шкива. То же самое проделывают с остальными двумя болтами, закрепив их до отказа. После указанной регулировки уменьшается рабочая ширина В ручья шкива и ремень поднимается выше.

Исправность термостата проверяют в следующей последовательности: сливают жидкость из системы охлаждения, отсоединяют верхний шланг, отвертывают патрубок головки цилиндров и вынимают термостат; затем опускают в сосуд с водой, нагретой до 90 °С, термостат и термометр и при постепенном остывании воды наблюдают за действием термостата. Закрытие клапана должно начаться при температуре 80 °С, а закончиться при 70 °С.

Рис. 1. Регулировка натяжения приводных ремней на двигателе ЗИЛ-130: а — водяного насоса,генератора и насоса гидравлического усилителя рулевого управления; б — компрессора; 1 — шкив коленчатого вала; 2 — гайка; 3 — планка; 4 — шкив генератора; 5 — шкив компрессора; 6 — стяжной болт; 7 — шкив водяного насоса; 8 — кронштейн; 9 — шкив насоса гидравлического усилителя рулевого управления; 10 — болты; 11 и 12 — щеки шкива; 13 — ступица шкива

Промывают систему охлазкдения для удаления накипи. Для этого сливают жидкость, вынимают термостат и устанавливают на место верхний патрубок. Заливают в систему охлаждения трехпроцентный раствор соляной кислоты, пускают двигатель и дают ему работать при малой частоте вращения 35—40 мин. После этого выпускают через сливные краники раствор, закрывают краники, заполняют систему охлаждения чистой водой, через 10—15 мин воду сливают и еще раз производят промывку водой. Затем устанавливают термостат и заполняют систему охлаждения жидкостью.

Для регулирования теплового зазора между стержнем клапана и носком коромысла в рядном двигателе ГАЗ-24: - отъединяют трубку вакуумного автомата опережения зажигания и снимают крышку клапанного механизма;

- провертывают рукояткой коленчатый вал до совмещения метки ВМТ на шкиве коленчатого вала (второе отверстие) со штифтом на крышке распределительных шестерен (рис. 138, а), оба клапана первого цилиндра окажутся закрытыми;

- устанавливают щуп между концом коромысла и стержнем клапана (рис. 138, б) и проверяют величину зазора, при необходимости производят регулировку; - освобождают контргайку регулировочного винта коромысла и поворачивают винт отверткой до тех пор, пока щуп не начнет перемещаться туго, после чего, удерживая винт, затягивают контргайку;

- после регулировки зазоров клапанов первого цилиндра, поворачивая коленчатый вал точно на пол-оборота, последовательно проверяют и регулируют зазоры клапанов 2, 4 и 3-го цилиндров. На двигателях ЗИЛ-130 (рис. 139) и 3M3-53: отвертывают гайки крепления крышек клапанного механизма к головкам цилиндров и снимают крышки;

- на двигателе ЗИЛ-130 вывертывают из крышки распределительных терен установочный палец, вставляют его в это же отверстие обратным концом и поворачивают коленчатый вал, пока палец не войдет в углубление на распределительной шестерне, что будет соответствовать положению поршня первого цилиндра в ВМТ такта сжатия; - на двигателе 3M3-53 для установки поршня первого цилиндра в ВМТ такта сжатия вывертывают свечу первого цилиндра (первый правый цилиндр по ходу автомобиля), закрывают пальцем отверстие для свечи и поворачивают коленчатый вал до начала выхода сжатого воздуха из-под пальца; затем снимают крышку люка на картере сцепления и осторожно поворачивают коленчатый вал до совпадения указателя на картере сцепления с шариком, зачеканенным в маховик; - придерживая отверткой регулировочный винт впускного клапана первого цилиндра, ключом ослабляют контргайку, вставляют между стержнем клапана и носком коромысла щуп и поворотом винта устанавливают зазор, при котором щуп будет проходить от небольшого усилия, после чего, удерживая винт, затягивают контргайку. Так же регулируют зазор у выпускного клапана;

- после регулировки клапанов первого цилиндра в такой же последовательности регулируют зазоры у клапанов остальных цилиндров согласно порядку работы цилиндров 1—5—4—2—6—3—7—8, поворачивая каждый раз коленчатый вал на4/4 оборота, т. е. на 90°.

Рис. 2. Регулировка тепловых зазоров в двигателе ГАЗ-24: а — установка поршня 1-го цилиндра в ВМТ; б — прием регулировки зазора (3 — щуп)

Рис. 3. Разрез головки цилиндров двигателя ЗИЛ-130 и регулировка теплового зазора в его клапанном механизме: 1 — гайка; 2 — контргайка; 3 — регулировочный винт; 4 — крышка; 5 — коромысло; 6 клапан; 7 — головка цилиндров; 8 — свеча зажигания

Основные работы, выполняемые при техни-ческом обслуживании двигателя. При еже-дневном обслуживании проверить герметичность систем охлаждения, смазки, питания, проверить уровень жидкости в системе охлаждения, уровень масла в картере. двигателя, уровень топлива в топливном баке.

При первом техническом обслуживании: проверить крепление оборудования на двигателе, трубопроводов, приемных труб глушителя, крепление двигателя на раме; проверить и при необходимости отрегулировать натяжение приводных ремней; при работе в пыльных условиях заменить масло в картере двигателя, очистить фильтр центробежной очистки масла, промыть фильтрующий элемент воздушного фильтра вентиляции картера.

При втором техническом обслуживании: проверить и закрепить головку цилиндров; проверить и отрегулировать зазоры между стержнями клапанов и коромыслами; заменить (по графику) масло в картере двигателя, промыть фильтрующий элемент фильтра грубой очистки, заменить фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки или очистить фильтр центробежной очистки масла, слить отстой из корпусов фильтров, очистить и промыть клапан вентиляции картера двигателя; проверить действие привода и открытие — закрытие воздушной и дроссельных заслонок карбюратора; проверить работу топливного насоса (без снятия с двигателя) и уровень топлива в поплавковой камере; при необходимости отрегулировать карбюратор на малую частоту вращения холостого хода; промыть фильтрующий элемент и заменить масло в воздушном фильтре; снять и промыть фильтр-отстойник и фильтр тонкой очистки топлива; осмотреть и при необходимости очистить отстойник топливного насоса от воды и грязи.

Рис. 4. Схема прибора для определения технического состояния двигателей: 1 — испытательный наконечник, 2 — резиновый конус, 3 — головка цилиндров, 4 — манометр, 5 — калиброванное отверстие,- 6 — регулировочная игла, 7 — предохранительный клапан, 8 — редуктор, 9 — коллектор, 10, 12 — вентили, 11 — впускной штуцер, 13 — обратный клапан

Рис. 5. Проверка компрессии в цилиндрах двигателя ком-прессометром: 1 — конусный наконечник, 2 — манометр

Сжатый воздух (3—4 кГ/см2) через впускной штуцер подается к коллектору и к вентилям. Когда открыт вентиль (вентиль закрыт), воздух поступает в редуктор, далее через калиброванное отверстие к манометру и, приоткрывая обратный клапан, через испытательный наконечник в цилиндр двигателя. При этом проверяют оощее состояние цилиндропоршневой группы и цилиндров двигателя №нос, задиры, трещины). Состояние цилиндропоршневой группы характеризуется разностью в утечке воздуха при положении поршня начале и в конце такта сжатия.

При открытом вентиле (вентиль закрыт) воздух поступает в цилиндр, минуя редуктор. В этом положении проверяют состоящие поршневых колец, клапанов и прокладок головок цилиндров.

Для установки поршня в нужное положение прибор снабжается-обечайками с градуированными кольцами, надеваемыми на корпус прерывателя-распределителя; стрелкой, закрепляемой на роторе распределителя зажигания; стетофонендоскопом для прослушивания мест утечки воздуха; сигнализатором-свистком для определения такта сжатия и индикатором утечки воздуха, позволяющим наблюдать прорыв воздуха через неплотности в клапанах.

Рис. 6. Последовательность затягивания гаек и болтов крепления головок цилиндров двигателей: а — I A3-24 «Волга», б — TA3-53A, в — ЗИЛ-130

Перед проверкой двигатель прогревают до температуры охлаждающей жидкости 75—80°.

Для проверки утечки воздуха через прокладку головки цилиндров края прокладки смачивают маслом или мыльной водой и наблюдают нет ли пузырьков воздуха между головкой и блоком цилиндров И в наливной горловине радиатора.

Проверка компрессии.

Рис. 7. Указатели для установки поршня первого цилиндра в в. м. т: а — двигателя ГАЗ-5ЭА, б — двигателя ЗИЛ-130; 1 — указатель установки зажигания, 2 — шкив коленчатого вала

Давление в цилиндре, отсчитываемое по шкале манометра, должно быть не ниже 6,7—7,0 кГ/см2 (ЗИЛ-130) или 7,6 кГ/см2 (ГАЭ-53А).

Далее, нажав пальцем на стержень зэлотника компрессометра, выпускают воздух для установки стрелки в нулевое-положение, затем проверяют давление в остальных цилиндрах. Разница давления в отдельных цилиндрах двигателя не должна превышать 1 кГ/см2.

Регулировка зазоров в клапанном механизме. Зазор между стержнем клапана и носком коромысла при холодном двигателе должен быть 0,25—0,30 мм (ГАЗ-53А, ЗИЛ-13ГП или 0,35—0,40 (ГАЗ-24 «Волга»).

Перед регулировкой зазоров нужно установить поршень первого цилиндра в в. м. т; конца такта сжатия. Для этого у автомобиля

ГАЗ-бЗА совмещают риску на шкиве коленчатого вала с центральной риской указателя в. м. т. (рис. 7, а), а у автомобиля ЗИЛ-130-1 отверстие на шкиве (рис. 7, б) с меткой «ВМТ» на указателе, расположенном на датчике ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя.

В указанном положе нии у двигателя автомоби ля ГАЭ-53А регулируют зазоры между стержнями клапанов и носками коро мысел первого цилиндра. Зазоры у клапанов осталь ных цилиндров регулируют в последовательности, соответствующей порядку работы цилиндров 1—5—4— 2—6—3—7—8, поворачивая коленчатый вал при переходе от цилиндра к цилиндру на V4 оборота.

В двигателе ЗИЛ-130 после установки поршня первого цилиндра в в. м. т. конца такта сжатия регулируют зазор у обоих клапанов первого цилиндра, выпускного клапана второго цилиндра, впускного третьего цилиндра, выпускных четвертого и пятого цилиндров, впускных седьмого и восьмого цилиндров. Зазоры У остальных клапанов регулируют после поворота коленчатого вала на полный оборот.

Рис. 8. Регулировка зазора между стержнем клапана и носком коромысла: 1 — регулировочный винт,- 2 — контргайка,- 3 — носок коромысла, 4 — щуп, 5 — стержень клапана

Рис. 9. Регулировка натяжения приводных ремней двигателей: а — ГАЗ-5ЭА, б — ЗИЛ-130

Регулировку натяжения ремня привода генератора производят перемещением генератора по прорези установочной планки. Нормальный прогиб при усилии 3—4 кГ должен быть 10—12 мм.

У автомобиля ЗИЛ-130 для регулировки натяжения ремня приводу генератора (рис. 9, б) или насоса гидравлического усилителя рулевого управления соответственно ослабляют гайку крепления генератора к планке или болты крепления натяжного кронштейна, Затем смещают генератор или насос гидравлического усилителя.

При усилии 4 кГ, приложенном к срединам ветвей, прогиб ремней не должен превышать 8—14 мм.

Компрессор пневматической системы автомобиля на нижней крышке имеет продолговатые пазы. Перемещением компрессора по установочному кронштейну при помощи регулировочного болта устанавливают натяжение ремня привода компрессора. Нормальный прогиб ремня под усилием 4 кГ должен составлять 5— 8 мм.

Проверка уровня топлива в поплавковой камере карбюратора. В карбюраторе К-126Б, устанавливаемом на двигателе автомобиля ГАЗ-бЗА, уровень топлива в поплавковой камере проверяют через смотровое окно на корпусе: Уровень должен находиться на расстоянии 19—21 мм от верхней плоскости корпуса поплавковой камеры.

Для получения требуемого уровня подгибают рычажок поплавка. Подгибание рычажка вверх понижает уровень, вниз — повышает уровень.

В карбюраторе К-88А двигателя ЗИЛ-130 для проверки уровня топлива во время работы двигателя на холостом ходу отвертывают пробку, закрывающую контрольное отверстие в поплавковой камере. При правильной регулировке уровень топлива будет виден через отверстие, при этом топливо не вытекает из него.

Регулировка уровня осуществляется изменением количества прокладок, установленных под седлом игольчатого клапана.

Регулировка карбюратора на малую частоту вращения (холостой ход). В двухкамерных карбюраторах двигателей ГАЗ-53А и ЗИЛ-130 регулировку малой частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу осуществляют упорным винтом, ограничивающим закрытие дроссельных заслонок (винт количества), и двумя винтами качества.

Рис. 10. Винты регулировки двухкамерного карбюратора на малую частоту вращения (обороты холостого хода): 1 — винты качества, 2 — винт количества

Для проверки, регулировки нажимают на педаль управления дроссельными заслонками и резко ее отпускают. Если двигатель «глохнет», то минимальную частоту вращения коленчатого вала (холостой ход) надо повысить.

Техническое состояние автомобильного двигателя определяют путем внешнего осмотра, прослушивая при работе или проверке контрольно-измерительными приборами и аппаратурой. При внешнем осмотре обращают внимание на комплектность двигателя, проверяют, нет ли течи в системе смазки, питания и охлаждения. При необходимости производится подтяжка наружных креплений. Особое внимание обращают на крепление двигателя к раме и головки цилиндров к блоку, крепление впускного и выпускного трубопроводов, масляного картера, картера маховика и сцепления, компрессора, водяного насоса и вентилятора, топливных и масляных фильтров, элементов системы питания и электрооборудования.

Двигатель проверяют в такой последовательности: криво-шипно-шатунный и распределительный механизмы, система зажигания, питания, охлаждения и смазки.

При техническом обслуживании и регулировке автомобильных двигателей, кроме инженерных вопросов, связанных с проблемой долговечности и надежности, экономичностью по расходу топлива и пр., необходимо учитывать и то обстоятельство, что в составе отработавших газов двигателей содержится ряд токсических веществ, представляющих потенциальную опасность для здоровья населения и ухудшающих санитарно-бытовые условия жизни. Отработавшие газы содержат окись углерода (СО), углеводороды, смолистые вещества, полициклические ароматические углеводороды типа 3/4 — бензопирена, окислы азота и др. Вредными также являются продукты ТЭС.

Проблема снижения токсичности отработавших газов имеет важное значение, особенно в крупных городах и промышленных центрах, где наблюдается большая концентрация автомобилей. Эта проблема является довольно сложной. Она будет решаться в общегосударственном масштабе путем создания малотоксичных двигателей, применения специальных присадок к топливам, а также за счет установки на автомобильных двигателях различного типа нейтрализаторов и пр.

Опытами, проведенными в СССР и за рубежом, установлено, что особенно сильно увеличивается выделение токсических веществ в отработавших, газах в следующих случаях: а) при работе двигателя на неустановившихся режимах; б) при работе карбюраторных двигателей с обогащенной горючей смесью (при коэффициенте избытка воздуха 0,85—0,95). Наиболее оптимальные условия работы двигателей при а — 1,2; в) при работе двигателей с неправильной установкой зажигания;

г) при работе двигателей с изношенной цилиндро-поршневой группой. При высокой степени износа двигателя выделение токсических веществ увеличивается в 50—100 раз.

Снижение токсичности отработавших газов может быть достигнуто систематической проверкой состава газов перед выпуском автомобилей на линию. В частности, постановлением Лен-горисполкома требуется от организаций, эксплуатирующих автомобили, не выпускать на линию машины, выделяющие более 2% окиси углерода.

Рекламные предложения:
Читать далее: Техническое обслуживание системы питания карбюраторного двигателя

Категория: - Техническое обслуживание автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Техническое обслуживание механизмов двигателя

Ежедневное обслуживание механизмов двигателя подразделяется на работы перед выездом автомобиля и работы после завершения поездок. Перед выездом автомобиля необходимо проверить визуально и на слух работу двигателя, отсутствие посторонних стуков и шумов. После завершения поездок нудно очистить двигатель от грязи с помощью специальных средств.

При ТО-1 кроме очистительных работ и проверки герметичности всех систем необходимо провести диагностику состояния механизмов двигателя без его разборки.

При ТО-2 на большинстве двигателей следует проверить крепление головки цилиндров двигателя и отрегулировать зазоры в механизме газораспределения. Для этого необходимо частично разобрать двигатель, сняв крышки клапанов и ряд установленных на головках приборов в зависимости от конструкции двигателя.

Проверка крепления головки цилиндров производится по методике, рекомендованной заводом-изготовителем. На двигателях с алюминиевой головкой она производится на холодном двигателе, а на двигателях с чугунной головкой — на теплом двигателе. Болты крепления головок к блоку затягивают динамометрическим ключом. Момент затяжки головки карбюраторных двигателей ниже, чем у дизелей. Например, на двигателе AMO-ЗИЛ он составляет 90...110 Н м, причем при температуре двигателя около 0° С момент затяжки должен быть ближе к нижнему пределу, при температуре 20...25° С — ближе к верхнему пределу; на дизеле ММЗ-245 он равен 190...210 Н м.

Запрещается подтягивать болты крепления головок цилиндров при температуре двигателя ниже 0° С. В этом случае следует предварительно прогреть двигатель, а затем затянуть болты. Для обеспечения полного прилегания плоскостей в месте соединения головок с блоком гайки и болты крепления головок нужно подтягивать в определенной последовательности в зависимости от конструкции двигателя и рекомендаций завода-изготовителя. Затягивать болты следует равномерно, в два приема. Одновременно с затягиванием болтов крепления головок цилиндров необходимо затягивать болты крепления выпускных газопроводов. После затягивания болтов следует проверить зазоры в клапанном механизме.

В процессе работы двигателя нормальный зазор между клапанами и толкателями может изменяться, что приводит к ухудшению заполнения цилиндров свежей топливной смесью, затрудняет удаление выхлопных газов и тем самым ухудшает работу двигателя и снижает его мощность. Регулирование клапанов у карбюраторного двигателя и дизеля производится в последовательности, зависящей от конструкции двигателя.

На двигателе AMO-ЗИЛ (рис. 10.1, а) при появлении стуков в клапанном механизме зазоры между клапанами и коромыслами (0,25...0,30 мм для впускных и выпускных клапанов) регулируют на холодном двигателе регулировочными винтами 2 и контргайками 1, расположенными в коротком плече коромысла, с помощью щупа 3.

Для регулирования зазора в клапанном механизме нужно установить поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия. При этом отверстие на шкиве коленчатого вала должно находиться под меткой «ВМТ» на указателе установки момента зажигания. В этом положении регули руют зазоры следующих клапанов:

  • 1. впускного и выпускного первого цилиндра;
  • 2. выпускного второго цилиндра;
  • 3. впускного третьего цилиндра;
  • 4. выпускного пятого цилиндра;
  • 5. впускного седьмого цилиндра;
  • 6. впускного восьмого цилиндра.

Зазоры у остальных клапанов регулируют после поворота колен чатого вала на 360° (полный оборот).

Рис. 10.1. Регулирование зазоров в клапанах: а — для бензинового двигателя; б — для дизельного двигателя ЯМЗ; 1 — контргайка; 2 — винт; 3 — щуп

На непрогретом двигателе ММЗ-245.12 (рис. 10.1,6) зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапана для впускных клапанов должен быть 0,25 мм, для выпускных клапанов — 0,45 мм. Регулирование нужно проводить в такой последовательности. Провернуть коленчатый вал до момента перекрытия клапанов в первом цилиндре и отрегулировать зазоры в четвертом, шестом, седьмом и восьмом клапанах (считая от вентилятора), затем повернуть коленчатый вал на один оборот, установив перекрытие в четвертом цилиндре, и отрегулировать зазоры в первом, втором, третьем и пятом клапанах.

Методики регулировки клапанов на двигателях легковых автомобилей подробно изложены в технической литературе и рекомендациях заводов производителей автомобилей для каждой конкретной модели.

После установки зазора необходимо затянуть контргайки винтов и поставить колпак крышки головки цилиндров.

При ТО-2 проверяется также крепление передних и задних опор двигателя.

Page 2

При ежедневном обслуживании смазочной системы двигателя основными мероприятиями являются проверка уровня масла в двигателе и определение отсутствия течи маслопроводов в местах их соединений. Одним из показателей подтекания масла является наличие пятен масла на месте стоянки автомобиля.

Уровень масла в двигателе проверяется на холодном двигателе по меткам на указателе уровня масла (нормальный уровень масла должен находиться между двумя метками). При недостаточном уровне масла в двигателе его необходимо долить до верхней метки.

При ТО-1 производится замена масла, срок замены которого определяется в соответствии с маркой масла (как правило, находится в пределах 10 тыс. км пробега автомобиля). Масло рекомендуется сливать горячим, после его прогрева на работающем двигателе. Вместе с заменой масла производится очистка или замена фильтров и промывка двигателя.

При замене масла в смазочную систему двигателя заливается специальное промывочное масло (ВНИИНП-ФД) и дается поработать двигателю несколько минут на этом масле на оборотах холостого хода. После этого промывочное масло сливается, и в двигатель заливается свежее масло. После замены масла в двигателе необходимо внимательно проверить герметичность всех соединений и трубопроводов смазочной системы.

При сезонном обслуживании в обязательном порядке проводится замена в смазочной системе летнего масла на зимнее и наоборот.

При глубоком диагностировании смазочной системы проверяют и давление масла в масляной магистрали, а также правильность показаний штатного прибора, установленного на автомобиле. Для этого параллельно через штуцер к масляной магистрали подключают контрольный манометр. Допускаемое давление масла в системе двигателей автомобилей отечественного и зарубежного производства представлено в справочной литературе и обычно колеблется в пределах 0,1...0,45 МПа.

Page 3

При ежедневном обслуживании проверяется уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Охлаждающую жидкость необходимо заливать в расширительный бачок до уровня, обозначенного специальными метками на расширительном бачке. Следует иметь в виду, что охлаждающая жидкость ядовита и при попадании в организм человека может вызвать тяжелое отравление. Поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности при обращении с ней. В случае попадания на кожу ее следует смыть водой с мылом. Уровень жидкости проверяется только на холодном двигателе.

При Т01 необходимо проверить состояние и натяжение ремней привода жидкостного насоса. Указания о методике проверки натяжения ремней и метод их регулирования по каждому конкретному двигателю даются в руководствах по эксплуатации двигателя. На рис. 10.2 в качестве примера показана схема проверки натяжения приводных ремней двигателя грузового автомобиля.

При ТО-2 производится смазывание подшипников жидкостного насоса. Заправку маслом нужно проводить до появления свежего смазочного материала из контрольного отверстия. Кроме того, при ТО-2 необходимо также проверить крепление радиатора к поперечине лонжеронов.

При сезонном обслуживании один раз в два года проводится замена охлаждающей жидкости в системе охлаждения. При необходимости систему охлаждения нужно промыть до наступления морозов.

Запрещается запуск и кратковременная работа двигателя после слива охлаждающей жидкости для удаления ее остатка из системы, так как это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпадению седел клапанов, прогоранию прокладки головки цилиндров и короблению головки.

В летнее время года необходимо систематически следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиаторов систем охлаждения и смазки двигателя и обязательно прочищать их при засорении грязью и пылью. Очистку можно производить струей сжатого воздуха давлением не более 0,6 МПа, направляемой в воздушные каналы сердцевины радиатора со стороны кожуха вентилятора.

Рис. 10.2. Схема проверки натяжения приводных ремней двигателя грузового автомобиля: 1 ...5 — шкивы соответственно коленчатого вала, генератора, компрессора, жидкостного насоса и вентилятора, насоса рулевого управления; 6...12 — натяжные ремни

При обслуживании и диагностировании системы охлаждения легковых автомобилей семейства ВАЗ герметичность последней проверяют с использованием прибора К-437. Этот же прибор используют и при проверке работоспособности выпускного и впускного клапанов пробки расширительного бачка. Прибор устанавливают на горловину вместо снятой пробки и создают в системе охлаждения избыточное давление 0,06...0,07 МПа не допуская просачивания жидкости из системы. Затем пускают двигатель и устанавливают минимальную частоту вращения коленчатого вала при холостом ходе. При работающем двигателе стрелка манометра не должна колебаться, т.е. давление в системе охлаждения должно быть постоянным. Давление начала открытия выпускного клапана должно быть в пределах 100... 120 кПа, впускного — 3...13 кПа.

Page 4

При ежедневном обслуживании перед поездкой проверяют наличие топлива в топливном баке и отсутствие подтекания топлива, т.е. герметичность всей системы на автомобиле.

При ТО-1 следует проверить герметичность системы, слить отстой из фильтра-отстойника (при его наличии) и очистить его колпак. На карбюраторном двигателе нужно проверить токсичность отработавших газов и отрегулировать карбюратор.

При выполнении операций по регулированию системы холостого хода необходимо измерить содержание оксида углерода (СО) и углеводородов (СН) в отработавших газах. Содержание СО и СН должно соответствовать требованиям ГОСТ 17.2.2.03. Если содержание СО не соответствует норме, следует отрегулировать карбюратор.

При ТО-2 на дизелях проводится регулирование форсунок и замена бумажных фильтрующих элементов фильтров тонкой очистки топлива. Форсунки регулируют на давление подъема иглы на стенде в специализированной мастерской. Величина давления зависит от применяемой модели форсунки. Качество работы форсунки считается удовлетворительным, если топливо распыляется до туманообразного состояния и равномерно распределяется по поперечному сечению конуса струи и по каждому отверстию распылителя. Начало и конец впрыскивания должны быть четкими, появление капель на носке распылителя не допускается. Качество распыла проверяется при частоте 60...80 впрысков в минуту. При ТО-2 необходимо также проверить крепление топливного бака и деталей привода управления подачей топлива.

Основным в обслуживании системы питания двигателя воздухом является своевременная очистка воздушного фильтра и проверка уплотнений на воздуховодах. На двигателях с инерционно-масляным фильтрующим элементом его очистка проводится одновременно с заменой масла в двигателе. При этом фильтрующий элемент промывают от грязи в керосине и заливают свежее масло.

На двигателях с бумажным фильтрующим элементом при ЕО необходимо убедиться, что работоспособность бумажного фильтра не нарушена загрязнением. Проверка (на грузовых автомобилях) осуществляется по сигнализатору засоренности на панели приборов или по индикатору, расположенному на впускном трубопроводе (двигатель КамАЗ).

bstudy.net


Смотрите также