Транспортное средство приводимое в движение мускульной силой людей


Р.Р. Масленников Лекции по истории автомобильной науки и техники - Стр 3

бражено кузнечное производство. Водяное колесо приводит в действие меха для раздувания горна и молот.

Собственных физических сил и силы мускулов прирученных человеком животных во многих случаях было недостаточно. Так продолжалось несколько тысячелетий, пока в середине XVIII века человек не начал создавать машины, способные использовать другие источники энергии. Возможность увеличивать силу известно давно, со времен Архимеда, который, как известно, искал опору, чтобы перевернуть земной шар. Речь идет о «рычаге Архимеда».

Наиболее совершенное воплощение идея рычага и экипажа, приводимых в движение мускульной силой человека, нашла в велосипеде как средстве индивидуального транспорта, в котором значительно снижены потери на трение.

Простота и легкость конструкции – вот основные, качества, которые при всей ограниченности физических возможностей человека сделали велосипед жизнеспособным, а к настоящему времени - достаточно совершенным. Здесь велосипед рассматривается лишь как предшественник мотоцикла, а в некоторой степени и автомобиля.

Велосипед, как «самобеглая коляска» (рис.3.2), использовался еще в древнем Риме для передвижения войск при совершении маневров. Быстрый маневр всегда позволял победить не численностью, а умением. Ученые и изобретатели многих стран внесли достойный вклад в разви-

4

3

2

1

Рис. 3.1 Средневековое куз нечное производство 1 – на ковальня; 2 – молот; 3 – ме ха; 4 – водяное колесо.

Рис.3.2 Средневековой деревянный велосипед

тие конструкции велосипеда. К началу 70-х годов XIX века прообраз

современного велосипеда был создан англичанином Дж.Старлеем. Велосипед имел 2 колеса одинакового диаметра в 28 дюймов (этот размер впоследствии стал стандартным), стальную трубчатую раму, цепную роликовую передачу; в 1882 году на нем появились шариковые подшипники, в 1888 г. пневматические шины.

В результате усовершенствований заметно снижены потери энергии на трение и качение и при езде на велосипеде затраты энергии были в 4 раза меньше, чем при ходьбе с той же скоростью, а при одинаковой затрате энергии скорость передвижения была примерно в 4 раза выше. В конце 80-х – начале 90-х годов XIX в Западной Европе, Северной Америке наблюдался настоящий велосипедный бум, и все же центром производства была Англия. Различные фирмы начали выпускать не только 2-х колесные, но и 3-х колесные велосипеды для взрослых – трициклы, и 4-х колесные - квадрициклы ( предки появившихся в наши дни «веломобилей»).

На некоторых таких велосипедах, а также на спортивных 2-х колесных, 2-х местных (тандемах) стали монтировать дифференциал, изобретенный в 1887 году Джемсом Старлеем и почти одновременно французом Анри Пекером.

Дифференциал – это шестеренчатый механизм передачи усилия двум колесам одной оси, вращающимся при повороте автомобиля с разными скоростями. Таким образом дифференциал – это делитель потока мощности. А на тандемах дифференциал работает как сумматор потока мощности. Усилие двух человек он складывает и передает на одно колесо. И этот механизм нашел применение в автомобиле.

Помимо этого первые автомобили получили от велосипеда раму из тонкостенных стальных труб, цепную передачу на ведущие колеса, подшипники, пневматические шины и сами колеса.

Русский изобретатель, крестьянин Яранского уезда Казанской губерни Леонтий Лукьянович Шамшуренков (1687-1758) предлжил сенату идею механического самоката. Идея сенату понравилась : это могло развлечь русскую императрицу Анну Иоанновну, большую любительницу разных курьезов. Шамшуренкову были даны в распоряжение искусные кузнецы, столяры, токари, художники. Недостатком этого изобретения, как и многих других, является то, что сразу создается «царский вариант» без экспериментальных работ и опытных образцов. Но, к счастью, у наших изобретателей большинство их проектов осуществлялось.

Самокат представлял раму с четырьмя ходовыми колесами, с открытым кузовом, где имелись два удобных сиденья для пассажиров, так называемых «праздных людей». Кузов подвешивали к раме на нескольких ремнях, заменяющих рессорную подвеску. На задней оси были насажены зубчатые колеса двойного приводного механизма, который помещался на небольшой площадке позади пассажирских сидений. На этой же площадке располагались двое слуг, приводивших в движение механизмы. Для защиты слуг на случай непогоды был изготовлен легкий ящик. Обращаясь к сенату, Шамшуренков писал: что «Такую коляску он Леонтий, сделать может подлинно изобретенными им машинами на 4 колеса, с инструментом так, что она будет бегать без лошади, только правима будет через инструменты двумя человеками, стоящими на той же коляске, кроме сидящих в ней праздных людей, а бегать будет хоть через какое дальнее расстояние и не только по ровному местоположению, но и к горе, буде где не весьма крутое место».

Заканчивая работы, металлические и деревянные детали окрашивали, обивали коляску холстом, и ярко, затейливо расписывали красками.

Несколько месяцев находилась коляска на сенатском дворе, развозя «праздных» людей; затем попала в частные руки и след ее затерялся.

Построенная Леонтием Шамшуренковым в 1751-1752 г.г., а шел ему тогда седьмой десяток лет, «самобеглая коляска» стала первым шагом в развитии механического транспорта. Интенсивные поиски новых видов транспорта велись и в более развитых странах Запада. Этот талантливый человек вошел в историю еще и тем, что в 1836 году попал ко двору, выиграв конкурс на подъем «Царь-колокола». Этот памятник литейного искусства XVII века массой 200 т, высотой 6.14 м, диаметром 6.6 м отлит в 1733-1735 русскими мастерами отцом и сыном И.Ф. и М.И. Моториными. В 1737 году во время пожара «Царь колокол» нагрелся от горящих балок подъемника, а при тушении его водой он лопнул и от него откололся кусок в 11, 5 т.

Необычайно оригинальны конструкции самобеглых колясок, построенны в период с 1784 по 1791 г.г. другим русским механиком, изобретателем самоучкой Иваном Петровичем Кулибиным ( 17351818).

Однажды он преподнес Екатерине II диковинные часы размером с утиное яйцо. Каждый час в них открывалась дверца, и крошечные человечки из золота и серебра под музыку разыгрывали целое представление. Довольная императрица пригласила изобретателя на службу в Петербург, сделав его заведующим механической мастерской при Академии наук и членом экономического общества. Он

изготавливал и ремонтировал часы, компасы и другие приборы для кораблей, выполнял заказы ученыхакадемиков, а будучи талантливее многих , не всегда и не у всех имел поддержку. Многие откровенно презирали самоучку и мешали ему работать.

Он сделал модель и предложил проект безопорного моста через реку Нева длиною почти 300 м. Модель моста в 1/10 натуральной величины выдержала все испытания. Однако мост делать не стали, -основной аргумент – «Ведь даже у англичан такого нет».

Для наблюдения за луной Кулибин спроектировал и построил телескоп. Параллельно он изобрел способ полировки линз, рефлектор для фонарей. Это изобретение легло в основу конструкции прожектора. Кулибин вряд ли видел ко-

ляску Шамшуренкова, но, обладая огромным опытом, самостоятельно спроектировал схему ее привода, а конструктивные проработки отдельных ее деталей и узлов были столь совершенны, что вызывали чувство радости, удивления и зависти у современников.

Изобретатель добился равномерного движения «самокатки», впервые применив маховое колесо. Расположив его горизонтально, заставил его работать еще и как гироскоп, предотвратив опрокидывание трехколесной в общем-то неустойчивой «самокатки» (рис.3.3). Он установил на нее своеобразную 2-х ступенчатую коробку скоростей, снабдил ее тормозной системой, механизмом свободного хода и подшипниками качения.

Рис.3.3 «Самокатка» И.П. Кулибина 1791г.

Механизмы «самокатки» Кулибина были настолько остроумны и выполнены с таким изяществом и тщательностью, что позволяли довольно быстро ехать в гору и, наоборот, медленно с горы.

Автомобиль в наследство от многоколесных самокаток получил: маховик, шестеренчатую коробку передач, механизм свободного хода и тормоза.

Хочется обратить внимание, что Кулибиным впервые в мире разработана и практически применена шестеренчатая коробка передач. На многих автомобилях конца XIX века коробки передач были ременные.

Несмотря на гениальность предложенных конструкций, их создание опиралось на энтузиазм лишь отдельных изобретателей.

Многоместные и многоколесные самокатки с приводом от мускульной силы человека развития не получили они оказались тяжелы и маломощны.

ЛЕКЦИЯ ЧЕТВЕРТАЯ

Механические транспортные средства, приводимые в движение силой пара.

Первыми настоящими «самодвижущимися» средствами транспорта стали экипажи, приводимые в движение силой пара.

В конце XVI и начале XVII века ученые уже доказали, что воздух имеет вес, существует атмосферное давление; появилось понятие вакуума.

Джовани Делла Порта 1 в 1601 г. предложил получать вакуум посредством конденсации водяного пара в замкнутом сосуде. Практическое применение этой идеи сумел найти англичанин Томас Севери2 в 1698 г. в машине, предназначенной для откачки воды из шахт . Машина Севери (рис.4.1) помещалась в шахте. Она имела резервуар 1 с тремя трубами. Труба 2 раздваивалась , и один из ее концов 3 был спущен ниже уровня воды в шахте. Другой конец этой трубы 4 выходил на поверхность. Обе трубы были снабжены клапанами. Работала машина в два такта. Во время первого такта через трубу 5 в резервуар 1 поступал пар. Клапан трубы 3 закрывался, и открывался клапан трубы 4. Вода из резервуара 1 под действием давления пара поднималась на поверхность, а резервуар заполнялся паром. Во время второго такта доступ пара перекрывали краном 6, и по трубе 7 в резервуар пускали не-

6 5

7

4

большое

количество

холодной воды

для начала конденсации пара. В ре-

зервуаре создавалось разряжение, и

вода под

действием

атмосферного

давления по трубе 3 и 2 заполняла ре-

1

зервуар

1.

Далее цикл повторялся.

Управлялась машина вручную. По-

3

добный насос для откачки воды был в

Петербурге.

2

В 1690 г. Дени Папен3 построил

поршневую машину. Машина Папена

представляла собой

вертикальный

цилиндр, закрытый снизу и открытый

Рис.4.1 Паровая машина

сверху.

Т.Севери 1698г.

В цилиндре был поршень. На дно

1 – рабочий резервуар; 2 – во-

цилиндра

наливали воду, подогрева-

дяная труба; 3 – всасывающая

ли, образовавшийся пар поднимал

труба; 4 – напорная труба; 5 –

поршень. Поршень в верхней точке

паровая труба; 6 – кран; 7 –

закрепляли

вручную, в цилиндр по-

труба холодной воды.

давали

немного холодной воды, что

вело к конденсации пара

и созданию вакуума. Затем освобождали

поршень и он под действием собственного веса и атмосферного давления, опускался вниз, производя полезную механическую работу.

Томас Ньюкомен4 с помощником Дж. Кули в 1711-1712 г.г. усовершенствовали машину Папена, поставив два цилиндра, соединив их балансиром, и для образования пара использовали отдельный котел как в машине Севери.

В 1718 году англичанин Г.Бейтон заменил ручное управление впуском пара и воды на автоматическое. Описанные выше машины «пароатмосферные» или « Атмосферные» в России назывались «паровоздушные».

Джеймс Уатт5 усовершенствовал машину Ньюкомена, а в 1765 году сконструировал, и в 1769 запатентовал принципиально другую машину, где для получения полезной работы использовалось упругое давление пара, а не атмосферное давление. Таким образом, была получена паровая машина «прямого действия». Надо отметить, что все же изобретение паровой машины принадлежит русскому теплотехнику Ивану Ивановичу Ползунову6.

В 1763 году он спроектировал универсальный паровой двигатель, но во время осуществления проекта родилась другая конструкция, которая был построена в 1765 году. Как он писал, «паровая машина для заводских нужд» проработала 43 дня. Надо отметить, что за неделю до ее пробного пуска Ползунов скончался. Последователей не нашлось.

Уатт прожил до 1819 года, создав паровую машину практически одновременно с Ползуновым, он свою машину запатентовал и сумел довести конструкцию до практического применения.

Идея парового двигателя витала в воздухе. Практическое применение этой идеи нашел военный инженер швейцарец, живший во Франции и служивший в артиллерийских войсках, Николя-Жозеф Кюньо (1725-1804). Он построил первую паровую самоходную телегу для буксировки пушек и подвозки боеприпасов к ним (рис.4.2).

2

5

8

1

Рис.4.2 Первый паровой переднеприводный автомобиль Кюньо 1769год

1 – паровой котел; 2 – дымоход; 3 – паропровод; 4 – цилиндры; 5 – поршневой шток; 6 – руль; 7 – сиденье водителя; 8 – ведущее колесо.

Постройка парового тягача длилась с 1763 года по 1769 г. Испытания проводились дважды: 20 января 1770 года и 2 июля 1771 года. Для нас телега Кюньо интересна как первый реальный переднеприводный автомобиль. Машина Кюньо базировалась на солидной раме из деревянных брусьев. Подвески колес не было. Сами колеса деревянные, обтянутые железными шинами, какие применялись для тяжелых пушек.

Вертикальная двухцилиндровая паровая машина получала пар из котла низкого давления. Он висел перед ведущим колесом. На первой машине топки не было, огонь (костер) разводили прямо под котлом на земле. На предполагаемом пути машины разводилось несколько костров и машина перемещалась от одного костра к другому. От паровой машины усилие передавалось на переднее ведущее колесо посредством храпового механизма. Примитивное рулевое управление было спроектировано без учета веса машины, что стало причиной аварии при первых испытаниях в Венсенском лесу.

После аварии Н.Ж.Кюньо дважды переделывал свою паровую телегу. При первой реконструкции он решил возить «костер» с собой: была построена топка заканчивающаяся щелевым кольцевым дымоходом. Во время второй реконструкции топка располагалась внутри котла и заканчивалась трубой. В машинах УаттаПолзунова и Кюньо , пар в цилиндры подавался с одной стороны поршня, т.е. машины были одностороннего действия.

Революционным шагом в развитии тепловых двигателей было создание Уаттом универсальной паровой машины, на которую в 1784 г им был получен новый патент. Машина имела цилиндр, в котором пар попеременно оказывал давление на поршень то с одной, то с другой стороны - машина «двойного действия». Эта машина была одним из факторов промышленного переворота в конце XVIII - начале XIX в.в.

Существовавшие до конца XVIII века паровые машины имели низкий КПД: не более 5-8 % , работали при низком давлении пара 12 кг/см2 и температуре 1200С. Их удельная масса была несколько сотен килограммов и несколько десятков квадратных метров площади на 1 л.с. В 1797 г. американец Оливер Эванс получил патент на машину высокого давления 60 кг/см2 , что позволило увеличить КПД до 11% и значительно улучшить удельные показатели.

В 1802 году англичанин Ричард Тревитик построил паровую машину высокого давления и установил ее на дорожный экипаж, а в 1804 г. им был создан паровоз для перевозки угля и движения по рельсам. Рельсы в Англии изготавливались с 1767 г. Трансмиссия этого паровоза - зубчатые рейки и зубчатые колеса (рис4.3). Поскольку паровая машина имеет большой крутящий момент, то усилие от поршня на колеса может быть передано без лишних промежуточных звеньев. Этим занялся английский изобретатель Джордж Стефенсон7 , построивший несколько конструкций паровозов; наиболее удачным оказался паровоз «Ракета» , созданный в 1829 г. Паровоз с передачей движения от паро-

вой машины к ведущим колесам через систему рычагов, кривошипов и шатунов (рис.4.4) Первая полноценная железная дорога между Ливерпулем и Манчестером протяженностью 45 км, была построена Стефенсоном в 1830 г. Это было сложное, даже с современной точки зрения сооружение, так как пришлось построить 63 моста, проложить тоннель длинной 2 км, провести на протяжении 5.5 км железнодорожный путь через болото глубиной до 15 м.

В России первый паровоз, осуществивший опытные проезды с грузом в 3.2 т по пути 3.5 км был построен 1833-34 гг. крепостными заводчиков Демидовых8 , Черепановыми9: отцом Ефимом Алексеевичем и сыном Мироном Ефимовичем в Нижнем Тагиле.

Рис.4.3 Первый Английский паровоз Ричарда Тревитика 1804 год.

В 1831 г. было впервые организовано регулярное движение паровых омнибусов по обычным дорогам на линии Лондон-Стратфорд. (ом-

нибус от латинского «для всех» - многоместная конная карета, совершающая регулярные рейсы в городах и между ними; первый вид общественного транспорта. Появился он в Париже в 1662 г.) [12] . С 1831 по 1840 г. в Лондоне на них

были организованы перевозки по нескольким маршрутам протяженно-

стью 10-15 км со средней скоростью 19 км/ч. Паровые омнибусы не выдержали конкуренцию с конными дилижансами (дилижанс француз-

ский устаревший термин – большой крытый экипаж, запряженный лошадьми, для регулярной перевозки пассажиров, почты и багажа. Появился он в Англии в 16

веке) [12]. С железной дорогой конкурировать паровые омнибусы также не смогли.

1

5

3 4

8 7

Рис.4.4 Паровоз Джоржда Стефенсона «Ракета» построен в 1829году

1 – дымовая труба; 2 – паровой котел; 3 – цилиндр; 4 – топка; 5 – водяной к тел; 6 – тендер с углем; 7 – железнодорожный рельс; 8 – шпала

С начала XIX столетия был предпринят ряд попыток создать тяговую машину, движущуюся по рельсам. Уже в 1812 г. опыты Блекетта и Хедлея показали, что вращающееся металлическое колесо, движущееся

studfiles.net

Общие положения: Велосипед - транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека. (ст. 2.5) Водитель – физическое лицо, управляющее транспортным средством. (ст. 2.8) Таким образом, велосипедист - водитель транспортного средства. Дорога - комплекс инженерных сооружений либо полоса земли, предназначенные и используемые для движения в установленном порядке транспортных средств

Велосипед - транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека. (ст. 2.5)

Водитель – физическое лицо, управляющее транспортным средством. (ст. 2.8)

Таким образом, велосипедист - водитель транспортного средства.

Дорога - комплекс инженерных сооружений либо полоса земли, предназначенные и используемые для движения в установленном порядке транспортных средств и пешеходов. (ст. 2.15)

Элементы дороги — одна или несколько проезжих частей дороги, трамвайные пути, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки (за исключением велосипедных дорожек, расположенных обособленно от дороги), посадочные площадки, расположенные на проезжей части дороги и предназначенные для посадки (высадки) пассажиров в маршрутное транспортное средство, островки безопасности, выделенные конструктивно или линиями горизонтальной дорожной разметки, разделительные зоны, разделительные полосы, настилы железнодорожных переездов и обочины. (ст. 2.78)

Пешеходная дорожка – выделенный конструктивно или с помощью линий горизонтальной дорожной разметки элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, обозначенный дорожным знаком «Пешеходная дорожка». (ст. 2.47)

Велосипедная дорожка – обособленная дорога либо выделенный конструктивно или с помощью линий горизонтальной дорожной разметки элемент дороги, предназначенные для движения водителей велосипедов (далее — велосипедисты), обозначенные дорожным знаком «Велосипедная дорожка». (ст. 2.6)

Обочина – выделенный конструктивно или сплошной линией горизонтальной дорожной разметки элемент дороги, примыкающий непосредственно к внешнему краю проезжей части, расположенный с ней на одном уровне и не предназначенный для движения транспортных средств. (ст. 2.34)

Тротуар – элемент дороги, примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном, предназначенный для движения пешеходов и велосипедистов в соответствии с настоящими Правилами. (ст. 2.72)

Пешеходный переход – участок проезжей части, предназначенный для движения пешеходов через проезжую часть дороги и обозначенный дорожными знаками «Пешеходный переход» и (или) горизонтальной дорожной разметкой. (ст. 2.49)

Проезжая часть дороги – элемент дороги, предназначенный для движения транспортных средств и в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, – для движения пешеходов. (ст. 2.55)

Движение велосипедиста

148. Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края. При этом:

148.1. выезд далее 1 метра от правого края проезжей части дороги допускается лишь для объезда препятствия и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота;

148.2. колонны велосипедистов при движении по проезжей части дороги должны быть разделены на группы не более чем по 10 велосипедистов. Расстояние между группами должно составлять не менее 100 метров;

148.3. при наличии на проезжей части дороги линии горизонтальной дорожной разметки, обозначающей ее край, эта линия должна располагаться слева от велосипедиста.

149. При движении по дороге в темное время суток и (или) при ее недостаточной видимости на велосипеде должны быть включены: спереди – фара (фонарь), излучающая белый свет, сзади – фонарь, излучающий красный свет.

Движение велосипедиста в жилой зоне

Движение транспортных средств в жилой и пешеходной зонах, на прилегающей территории допускается при условии принятия водителями всех мер по обеспечению безопасности пешеходов, велосипедистов, иных участников дорожного движения. (ст. 133)

При выезде из жилой и пешеходной зон, прилегающей территории водители должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по дороге, а также пешеходам, велосипедистам и всадникам, путь движения которых они пересекают. (ст. 136)

Велосипедист, как водитель транспортного средства, имеет право:

  1. управлять транспортным средством в установленном порядке. (ст. 8.1)
  2. знать причину, по которой сотрудником ГАИ, другими должностными лицами, остановлено транспортное средство, а также фамилию и должность этих лиц. При этом лица, обладающие правом проверять у водителя документы, обязаны предъявить по требованию водителя служебное удостоверение.(ст. 8.2)

Велосипедист обязан:

  1. Останавливаться по требованию сотрудника ГАИ в форменной одежде, а также должностных лиц. (см. ст. 9.1)
  2. Вне перекрестков на нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой велосипедист обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге. (ст. 150)
  3. При пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу велосипедист должен вести велосипед рядом с собой и руководствоваться требованиями, предусмотренными ПДД для движения пешеходов. (ст. 151)

Велосипедистам запрещается:

  1. Использовать технически неисправные велосипеды. (ст. 153.1)
  2. Двигаться, не держась за руль и (или) не держа ноги на педалях. (ст. 153.2)
  3. Поворачивать налево или разворачиваться на дороге, имеющей трамвайный путь, и на дороге, имеющей более одной полосы для движения в данном направлении. (ст. 153.3)
  4. Двигаться по дороге в условиях снегопада и (или) гололедицы. (ст. 153.4)
  5. Перевозить пассажиров, за исключением случаев перевозки на велосипеде детей в возрасте до семи лет на дополнительном специально оборудованном сиденье. (ст. 153.5)
  6. Перевозить грузы, которые выступают более чем на 0,5 метра по длине или ширине за габариты транспортного средства, а также грузы, мешающие управлению этим транспортным средством. (ст. 153.6)
  7. Лицам моложе четырнадцати лет управлять велосипедом на дороге без сопровождения совершеннолетнего лица (кроме пешеходных и жилых зон, тротуаров, велосипедных и пешеходных дорожек). (ст. 154)
  8. Буксировка велосипеда и велосипедом, за исключением велосипедного прицепа промышленного производства. (ст. 156)
  9. Движение по автомагистралям (ст. 131), а также:
  10. управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ. (ст. 10.1)
  11. управлять транспортным средством в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность дорожного движения, под воздействием лекарственных средств, снижающих внимание и быстроту реакции. (ст. 10.2)
  12. пользоваться во время движения транспортного средства аппаратом радио- и телефонной связи, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук. (ст. 10.4)

pandia.ru

Какие есть виды велосипедов?

Велосипед — транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека через ножные педали или (редко) через ручные рычаги. Большинство велосипедов имеют два колеса, но бывают и трёх-, и четырёх-, и даже одноколёсные велосипедыПравила дорожного движения России определяют велосипед как «транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нём».

Ныне во всём мире используется более миллиарда велосипедов, поэтому велосипед — самое распространённое транспортное средство. Он стал таковым благодаря низкой стоимости, лёгкости, малым размерам, отсутствию потребности в топливе и относительной безопасности. В конце 20-го века приход hi-tech в велоиндустрию стал переломной точкой в развитии велотранспорта. От привычных материалов и концептуальных решений практически отказались. Неизменным осталось наверно только количество колес, а велосипед разработали, словно по-новому. Рама была максимально облегчена за счет усовершенствования ее конструкции. Улучшен рулевой узел, цепная передача и многое-многое другое. В 2005 году по итогам опроса общественного мнения в Великобритании, велосипед был признан величайшим техническим изобретением с 1800 года. За велосипед проголосовало больше опрошенных, чем за все остальные изобретения, вместе взятые.  

Виды велосипедов:

Городские велосипеды предназначены для езды по городу,  они развивают невысокую скорость, зато очень удобные. Они имеют удобное седло, хорошую амортизацию, скорость переключается даже, если велосипед стоит. Единственным недостатком городского велосипеда, является его тяжелый вес, основным преимуществом – безопасность и простое обслуживание.

Шоссейные велосипеды подходят для езды по асфальту. Они могут развивать высокую скорость, благодаря узким шинам, тонкому и легкому корпусу.На горных велосипедах можно ездить по неровным дорогам, по горкам. Они часто имеют большое количество скоростей, широкие шины, мощные, тяжелые колеса, амортизационную вилку руля. Некоторые модели имеют заднюю подвеску.Гибридные велосипеды обладает частью характеристик горных велосипедов и некоторыми характеристиками шоссейных. Диаметр колес гибридных велосипедов 28 дюймов как у шоссейных велосипедов, а вот оборудование такое же как на горных велосипедах.Туристические велосипеды являются близкими братьями шоссейных. Но они имеют более прочный корпус, более надежную конструкцию, на них можно перевозить тяжелые грузы.Велосипеды BMX очень популярные в последние годы велосипеды для соревнований. Велосипеды BMX — Bike MotoCross.Триальные велосипеды отличаются своей конструкцией от обычных. Как правило, у триальных велосипедов отсутствует седло, амортизаторы, широкие покрышки с ярко выраженным шипованым рельефом для увеличения сцепления, педали оборудованы шипами. Обычно такие велосипеды имеют гидравлические тормоза.Тандемы являются велосипедами для двух человек, во время езды один велосипедист сидит впереди другого. Электровелосипед, в отличие от обычного, оснащён электрическим мотором. На таком велосипеде даже начинающий сможет без особых усилий преодолевать подъемы в горку и проезжать до 50 км за один час.

Гибридные велосипеды — промежуточные между горными и шоссейными. У гибридных велосипедов диаметр колёс составляет 28 дюймов, как у шоссейных, но оборудование (трансмиссия, тормоза и т. п.) устанавливается такое же, как у горных.Складные велосипеды — велосипеды, которые складываются. В сложенном состоянии он может перевозиться в легковой машине, входит в лифт и его часто можно перевозить в поездах и электричках. Большинство складных велосипедов складываются только вдвое.Гоночные велосипеды — разновидность шоссейных велосипедов, предназначенная для велогонок. Они снабжены узкими шинами, большим количеством скоростей, гнутым нисходящим рулём (то есть ручки руля опущены — это создаёт большую нагрузку на спину велосипедиста, но уменьшает сопротивление воздуха).Трековые велосипеды используются в гонках по велотреку. Их задача — развить максимальную скорость на ровном треке. От гоночного они отличаются отсутствием многих «лишних» деталей, например, тормозов и переключения скоростей, и самое главное отсутствием свободного хода заднего колеса, то есть фиксированной передачей.Велорикша или велотакси — велосипед-такси. Велорикши есть в развивающихся странах и — как туристический аттракцион — в некоторых европейских и американских городах. В отличие от тандема, педали крутит только водитель.Грузовой велосипед предназначен для перевозки грузов.Веломобиль — лигерад с не менее чем 3 колёсами. Веломобили, как правило, имеют три колеса, и водитель сидит не на седле, а в автомобильном кресле. Часть веломобилей полностью закрыты. Многие современные веломобили, кроме педалей, могут приводиться в движение электродвигателями.Водные велосипеды используются для прогулок. Но есть и гонки на водных велосипедах.

www.velohit.ru

Транспортное средство, приводимое в действие мускульной силой водителя

Сущность изобретения: транспортное средство, приводимое в действие мускульной силой водителя, содержащее основание, на котором размещены кривошипно-педальный привод с цепной передачей, при этом ведомые звездочки расположены на дополнительном элементе, сиденье, выполненное с возможностью перемещения вдоль передней части основания и фиксации в любом из промежуточных положений, обгонную муфту для связки привода с колесом, заднее колесо, два передних управляемых колеса, связанный с ними руль, огибающий водителя снизу, причем связь передних колес между собой выполнена в виде карданной передачи, основание выполнено из шарнирно соединенных горизонтальной осью частей, связанных амортизатором, каждое из передних колес установлено на пустотелой полуоси, внутри которой расположен с возможностью вращения вал, связанный с этим колесом, при этом наружный его конец выступает за полуось, руль выполнен в виде скобообразно выгнутой трубы, а связь его с колесами выполнена посредством жестких тяг, установленных с возможностью поворота вокруг вертикальных осей. Транспортное средство снабжено раздвижным звеном, выполненным из ведущего вала, установленного с возможностью вращения, внутри которого размещены втулки, связанные с ним посредством подвижного шлицевого соединения, при этом ведомые звездочки цепной передачи установлены на ведущем валу, а его втулки с соответствующей стороны посредством карданной передачи связаны с внутренними концами валов, установленных в каждой полуоси, причем внешние концы этих валов связаны с колесами посредством муфт свободного хода. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к транспортным средствам, приводимым в движение мускульной силой водителя.

В настоящее время известен велосипед /см. авт. свид. N 1104045, кл. A 62 K 5/02), содержащий раму, по крайней мере три опорных колеса, сиденье, педально-шатунный привод переднего колеса, рулевое управление с рулевым валом и тягами, задними колесами, при этом рама выполнена из двух часте1, шарнирно соединенных между собой посредством горизонтальной оси, верхние концы передней части рамы сблокированы посредством эластичного сиденья с рулевой колонкой, закрепленной на указанной оси, охватывающей рулевой вал, на одном конце которого размещена зубчатая передача с рулевым колесом, а с другой его конец связан с помощью рулевых тяг с задними колесами велосипеда. Известен также велосипед (см. патент США N 4740004, 280-269, кл. B 62 K 5/08), который содержит основание, заднее ведущее колесо и два передних управляемых колеса, установленных с возможностью поворота вокруг вертикальных осей и соединенных рулевым приводом. Последний содержит вертикальный вал, смонтированный с возможностью поворота на раме, руль, закрепленный на верхнем конце вала, и поперечную тягу, соединенную средней частью вала и передними колесами. К нижнему концу вала прикреплена корзина для груза. Наиболее близким техническим решением является транспортное средство [1] , приводимое в действие мускульной силой водителя, содержащее основание, на котором размещены кривошипно-педальный привод с цепной передачей, при этом ведомые звездочки расположены на дополнительном элементе, сиденье, выполненное с возможностью перемещения вдоль передней части основания и фиксации в любом из промежуточных положений, обгонную муфту для связи привода с колесами, заднее колесо, два передних управляемых колеса, связанный с ними руль, огибающий водителя снизу, причем связь передних колес между собой выполнена в виде карданной передачи, основание выполнено из шарнирно соединенных горизонтальной осью частей, связанных амортизатором, каждое из передних колес установлено на пустотелой полуоси, внутри которой расположен с возможностью вращения вал, связанный с этим колесом, причем наружный его конец выступает за полуось. Недостатком указанного транспортного средства является конструктивная сложность выполнения и более сложная конструкция правления. Задача изобретения - упрощение конструкции, повышение удобства в эксплуатации и управлении. Это достигается тем, что в транспортном средстве, приводимом в действие мускульной силой водителя, содержащем основание, на котором размещены кривошипно-педальный привод с цепной п6редачей, при этом ведомые звездочки расположены на дополнительном элементе, сиденье, выполненное с возможностью перемещения вдоль передней части основания и фиксации в любом из промежуточных положений, обгонную муфту для связи привода с колесом, заднее колесо, два передних управляемых колеса, связанный с ними руль, огибающий водителя снизу, причем связь передних колес между собой выполнена в виде карданной передачи, основание выполнено из шарнирно соединенных горизонтальной осью частей, связанных амортизатором, каждое из передних колес установлено на пустотелой полуоси, внутри которой расположен с возможностью вращения вал, связанный с этим колесом, причем наружный его конец выступает за полуось, руль выполнен в виде скобообразновыгнутой трубы, а связь его с колесами осуществляется посредством жестких тяг, установленных с возможностью поворота вокруг вертикальных осей. Транспортное средство снабжено раздвижным звеном, выполненным из ведущего вала, установленного с возможностью вращения, внутри которого размещены втулки, связанные с ним посредством подвижного шлицевого соединения, при этом ведомые звездочки цепной передачи установлены на ведущем валу, а его втулки с соответствующей стороны посредством карданной передачи связаны с внутренними концами валов, установленных в каждой полуоси, причем внешние концы этих валов связаны с колесами посредством муфт свободного хода. Кроме того, транспортное средство может иметь карданную передачу в виде гибкого вала. На фиг. 1 представлен общий вид транспортного средства; на фиг. 2 - вид сверху на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение А-А на фиг. 2. Транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой водителя (см. фиг. 1-3), содержит основание, выполненное в виде двух шарнирно соединенных горизонтальной осью частей - передней 1 и задней 2, которые дополнительно связаны между собой амортизатором 3. На передней части 1 основания установлены велосипедный привод, включающий каретку 4 с двумя кривошипами 5 и педалями 6, ведущие звездочки 7, трещотку с ведомыми звездочками 8, цепь 9, а также передний 10 и задний 11 переключатели передач. На передней части 1 основания установлены также балка 12 крепления передних колес, кресло 13, рулевой механизм и корпус 14 распределительного механизма. Внутри корпуса 14 распределительного механизма на подшипниках 15, закрытых защитными шайбами 16, установлен ведущий вал 17, на который насажена упомянутая трещотка с ведомыми звездочками 8. Внутри ведущего вала 17, находясь с ним в подвижном шлицевом соединении, расположены две втулки 18 (правая и левая), образующие раздвижное звено. На концах балки 12 шарнирно установлены кронштейны 19 (правый и левый) с возможностью вращения вокруг вертикальной оси 20. На каждом кронштейне 19 консольно закреплена пустотелая полуось 21, на которой на подшипниках 22 установлено колесо 23, закрепленное пружинной шайбой 24. Внутри полуоси 21 на подшипниках 25 расположен вал колеса 26, внешний конец которого, выступающий за полуось, жестко связан с ведущим звеном муфты свободного хода 27, а колесо - с ее ведомым звеном. Внутренний конец вала 26 связан с втулкой 18 раздвижного звена посредством сдвоенной шарнирной муфты или гибкого вала 28. Установленное на передней части 1 основания кресло 13 имеет возможность по направляющим 29 и фиксации в любом из промежуточных положений. На передней части 1 основания также шарнирно установлен кронштейн руля 30 с возможностью поворота вокруг вертикальной оси, на котором закреплен руль 31 в виде скобообразновогнутой трубы, огибающей снизу водителя. Кронштейн 30 связан с кронштейнами 19 колес 23 жесткими рулевыми тягами 32 (правой и левой), причем координаты соответствующих осей шарниров тяг относительно оси вращения кронштейна колеса 19 и вращения кронштейна руля 30 находятся в определенной геометрической зависимости. На задней части 2 основания установлены заднее колесо, тормоз, а также багажник. Транспортное средство работает следующим образом. В прямолинейном движении при вращении педалей крутящий момент передается с ведущей звездочки 7 посредством цепной передачи на ведомую звездочку 8, ведущий вал 17 и шлицевые втулки 18. Каждая из шлицевых втулок передает вращение через соответствующую сдвоенную шарнирную муфту 28 или гибкий вал на вал колеса 26, который посредством муфты свободного хода 27 приводит во вращение колеса. При прекращении воздействия на педали муфты свободного хода 27 (правая и левая) размыкаются и транспортное средство продолжает движение под действием сила инерции. При повороте руля каждое колесо посредством тяг 32 поворачивается на соответствующий угол, при этом сдвоенное шарнирные муфты 28 (или гибкие валы) с раздвижным звеном передают вращение ведущим колесам 23, компенсируя геометрическое смещение осей ведущего вала 17 и колес. Наличие в каждом колесе муфты свободного хода исключает необходимость применения дифференциала, что позволяет повысить надежность и упростить конструкцию.

Формула изобретения

1. Транспортное средство, приводимое в действие мускульной силой водителя, содержащее основание, на котором размещены кривошипно-педальный привод и цепной передачей, при этом ведомые звездочки расположены на дополнительном элементе, сиденье, выполненное с возможностью перемещения вдоль передней части основания и фиксации в любом из промежуточных положений, обгонную муфту для связи привода с колесом, заднее колесо, два передних управляемых колеса, связанный с ними руль, огибающий водителя снизу, причем связь передних колес между собой выполнена в виде карданной передачи, основание выполнено из шарнирно соединенных горизонтальных осей частей, связанных амортизатором, каждон из передних колес установлено на пустотелой полуоси, внутри которой расположен с возможностью вращения тел, связанный с этим колесом, причем наружный его конец выступает за полуось, отличающееся тем, что руль выполнен в виде скобообразно выгнутой трубы, а связь его с колесами выполнена посредством жестких тяг, установленных с возможностью поворота вокруг вертикальных осей, оно снабжено раздвижным звеном, выполненным из ведущего вала, установленного с возможностью вращения, внутри которого размещены втулки связанные с ним посредством подвижного шлицевого соединения, при этом ведомые звездочки цепной передачи установлены на ведущем валу, а его втулки с соответствующей стороны посредством карданной передачи связаны с внутренними концами валов, установленных в каждой полуоси, причем внешние концы этих валов связаны с колесами посредством муфт свободного хода. 2. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что карданная передача выполнена в виде гибкого вала.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

findpatent.ru

Памятка велосипедисту. Велосипед – транспортное средство, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нём. Транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нём. Водитель – лицо, управляющее каким-либо транспортным средством. Участник дорожного движения

     Памятка велосипедисту.

Велосипед – транспортное средство, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нём.

Транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нём.

Водитель – лицо, управляющее каким-либо транспортным средством. 

Участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

Из этого вывод: раз велосипед – это транспортное средство, то велосипедист – водитель этого транспортного средства, а значит, и участник дорожного движения.

Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил дорожного движения, сигналов светофора, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

Специальные сигналы при движении на велосипеде:

Для обозначения маневра правилами предусмотрены следующие знаки:

Поворот или перестроение направо: вытянутая правая рука, либо вытянутая и согнутая в локте левая.

Поворот или перестроение налево: вытянутая левая рука, либо вытянутая и согнутая в локте правая. Однако не рекомендуется пользоваться альтернативными способами (там, где согнутая рука) – водители могут и не понять.

Остановка: поднятая вверх рука (любая).

Велосипедистам запрещено:

  1. Ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой.
  2. Ездить по дорогам при наличии рядом велосипедной дорожки.
  3. Движение по тротуарам и пешеходным дорожкам.
  4. Движение велосипедов на автомагистралях. Автомагистрали обозначаются знаками “Автомагистраль” и “Дорога для автомобилей».
  5. Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.
  6. Запрещается буксировка велосипедов,т.е. никаких сцепок, тросов и прочих «уловок» и приспособлений.
  7. Нельзя ездить на велосипеде по проезжей части до 14 лет.

       Отделение пропаганды ОГИБДД МУ МВД России «Нижнетагильское»

Подпишитесь на рассылку: Наземный транспорт • Водный транспорт • Воздушный транспорт

Детально: Автотранспорт • Железнодорожный транспорт • Индивидуальный транспорт • Грузовой транспорт • Легковой транспорт • Логистика и грузоперевозки (общая) • Министерства Транспорта • Мототранспорт • Общественный транспорт • Организация перевозок и управление на транспорте • Подземный транспорт • Транспорт Москвы • Транспортные системы • Транспортные схемы строительства • Электрический транспорт

Документы: Приказы федеральной службы по надзору транспорта • Договора на оказание транспортных услуг • Договора на транспортно-экспедиторское обслуживание

Образование: Автотранспортный факультет

Поиск

Вики

Архив

Строительство

Авто

Дети

Право

Юриспруденция

Хобби

Технологии

Транспорт

pandia.ru


Смотрите также