> Информация обновлена: Нормы расхода топлива установлены Минтрансом с апреля 2016 года (..." />

Транстехника нормы расхода топлива 2019


МНС признал: нормы расхода топлива от "Транстехники" должны быть установлены Минтрансом для налога на прибыль

>> Информация обновлена: Нормы расхода топлива установлены Минтрансом с апреля 2016 года (вступает в силу с 1 сентября 2019г)

«В Налоговом кодексе Республики Беларусь (далее – НК) с 01.01.2019 несколько изменились подходы к нормированию расходов на топливо для механических транспортных средств», - отметила в своем обращении в МНС Ассоциация налогоплательщиков.

Ранее в соответствии со ст. 130, подп. 1.7 п. 1 ст. 131 Налогового кодекса (НК) в затратах при налогообложении прибыли учитывались расходы на оплату стоимости топлива, израсходованного в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством, в частности Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141.

В случае отсутствия установленной нормы расхода топлива учет расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства производился по временной норме, соответствующей контрольному расходу топлива завода-изготовителя, на срок не более 6 месяцев. При отсутствии контрольного расхода топлива, определенного заводом-изготовителем, временная норма расхода топлива устанавливалась руководителем организации или индивидуальным предпринимателем и тоже действовала 6 месяцев.

В 2019 году в НК сохранилось правило о том, что в составе нормируемых затрат учитываются затраты на оплату стоимости ТЭР, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством.

При этом в НК теперь прямо закреплен порядок списания на затраты топлива для механических транспортных средств, если отсутствуют нормы, установленные в соответствии с законодательством (подп. 1.2 п. 1 ст. 171 НК). В частности:

  • применяются нормы расхода завода-изготовителя;
  • при отсутствии норм завода-изготовителя нормы, установленные руководителем организации, действуют до момента утверждения норм нормативным правовым актом в установленном порядке, если иное не установлено законодательством.

В настоящее время действуют два постановления министерства с нормами расхода топлива для автомобилей:

  • от 06.01.2012 № 3 (с обязательными нормами, зарегистрировано в НРПА, последние изменения от 20.01.2016);
  • от 20.01.2016 № 1 (с рекомендуемыми нормами, постановление не зарегистрировано в НРПА).

Более трех лет министерством не устанавливались новые нормы: ни рекомендуемые, ни обязательные.

В соответствии с письмом Министерства транспорта и коммуникаций от 07.03.2014 № 09-02-05/2032 многие налогоплательщики обращаются в БелНИИТ «Транстехника» за разработкой норм на новые автомобили. Нормы, которые разрабатывает «Транстехника» по индивидуальным заявкам организаций и направляет их заказчикам в качестве рекомендуемых норм, прямо не поименованы в Инструкции № 141. Однако на протяжении многих лет сложилась практика считать такие нормы, как установленные в соответствии с законодательством.

Так, с 2016 года на новые марки автомобилей отсутствуют нормы, установленные Минтрансом. У рекомендуемых норм «Транстехники» нет однозначной правовой классификации, что может вызывать негативные последствия при определении финансовых результатов и налогообложении прибыли у плательщиков, обратившихся за разработкой норм расхода топлива в РУП БелНИИТ «Транстехника».

В этой ситуации Ассоциация налогоплательщиков задала три вопроса:

  1. Являются ли установленными в соответствии с законодательством рекомендуемые нормы расхода топлива, разработанные РУП БелНИИТ «Транстехника» по индивидуальным заявкам организаций?
  2. Можно ли учитывать при списании топлива и налогообложении прибыли за периоды до 2019 года и с 01.01.2019 расходы на топливо в пределах норм, рекомендуемых «Транстехникой»? Если нельзя, то с какого периода налогоплательщикам следует уменьшить затраты на стоимость топлива, списанного по нормам «Транстехники»?
  3. Допустимо ли при списании топлива и исчислении налога на прибыль применять повышения (понижения) к нормам завода-изготовителя, которые предусмотрены в Инструкции № 141 для линейных норм?

Вот такой ответ подготовлен МНС за подписью Первого заместителя Министра И.Н. Клепчи (письмо № 2-2-10/Ас-01131 от 19.07.2019):

«В Министерстве по налогам и сборам (далее - МНС) рассмотрено обращение Ассоциации налогоплательщиков от 01.07.2019 № 136 и сообщается следующее.

По вопросам 1–2.

В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 171 Налогового кодекса Республики Беларусь, в редакции, действующей с 01.01.2019, затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством, относятся к нормируемым затратам.

При отсутствии таких норм для механических транспортных средств затраты принимаются в пределах норм расхода топлива, установленных заводом-изготовителем, а при отсутствии таковых – в пределах норм, установленных руководителем организации. Нормы, установленные руководителем организации, действуют до момента утверждения нормативным правовым актом в установленном порядке норм для соответствующего механического транспортного средства, если иное не установлено законодательством. При отсутствии установленных норм расхода топливно-энергетических ресурсов затраты на оплату их стоимости признаются сверхнормативными.

Нормирование расходов стоимости видов топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141 (далее – Инструкция № 141).

Следовательно, если нормы расхода топлива, разработанные Республиканским унитарным предприятием «Белорусский научно-исследовательский институт транспорта «Транстехника» (далее – БелНИИТ «Транстехника»), не установлены Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее – Минтранс), они не являются нормами, установленными в соответствии с законодательством, и, следовательно, затраты на топливо, рассчитанные исходя из таких норм, будут признаваться сверхнормативными.

Согласно подпункту 1.7 пункта 1 статьи 131 Налогового кодекса Республики Беларусь, в редакции, действовавшей до 01.01.2019, при налогообложении не учитывались затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, установленных в соответствии с законодательством.

Таким образом, и до 2019 года расходы на оплату топлива в пределах рекомендуемых норм, разработанных БелНИИТ «Транстехника» и не установленных Минтрансом, признавались сверхнормативными и не учитывались при налогообложении.

По вопросу 3.

Письмом МНС от 22.02.2019 № 2-2-10/00460 «О нормируемых затратах» разъяснено, что в соответствии с пунктом 5 Инструкции № 141 повышение (понижение) норм расхода топлива устанавливается приказом руководителя организации или индивидуального предпринимателя на основании Инструкции, которой регулируются условия повышения и основания понижения. В целях налогообложения в таком же порядке (повышенном или пониженном размере) учитываются при исчислении налога на прибыль затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств».

Вместе с этим читают:

www.gb.by

Нормы расхода топлива, разработанные Транстехникой не учитываются в затратах предприятий ~ Бухгалтерские услуги в Минске

При списании топлива на затраты организации руководствовались Налоговым Кодексом и Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141. 

Если линейная норма расхода топлива отсутствовала, учет расхода топлива производился по временной норме  на срок не более 6 месяцев. Временная норма устанавливалась по контрольному расходу топлива завода-изготовителя. Если такой информации от завода-изготовителя не было, то норма устанавливалась приказом руководителя организации. Также на срок не более 6 месяцев. 

В соответствии с письмом Министерства транспорта и коммуникаций Письмом Министерства транспорта и коммуникаций РБ 09-02-052032 от 07.03.2014 организации в течении  6 месяцев,  пока действовала временная норма, обращались БелНИИТ «Транстехника» за разработкой норм на новые автомобили.  Нормы, разработанные Транстехникой по индивидуальным заявкам организаций и ИП считались установленными в соответствии с законодательством. И поэтому предприятия включали их в затраты для исчисления налога на прибыль.

ИМНС письмом № 2-2-10/Ас-01131 от 19.07.2019 за подписью Первого заместителя Министра И.Н. Клепчи разъяснило, что «если нормы расхода топлива, разработанные Республиканским унитарным предприятием «Белорусский научно-исследовательский институт транспорта «Транстехника», не установлены Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, они не являются нормами, установленными в соответствии с законодательством, и, следовательно, затраты на топливо, рассчитанные исходя из таких норм, будут признаваться сверхнормативными.

Согласно подпункту 1.7 пункта 1 статьи 131 Налогового кодекса Республики Беларусь, в редакции, действовавшей до 01.01.2019, при налогообложении не учитывались затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, установленных в соответствии с законодательством. 

Таким образом, и до 2019 года расходы на оплату топлива в пределах рекомендуемых норм, разработанных БелНИИТ «Транстехника» и не установленных Минтрансом, признавались сверхнормативными и не учитывались при налогообложении».

Согласно новой редакции НК РБ статье 171 пункт 1.2 остался аналогичным старой редакции. Т.е. и в 2019 году и до 2019 года нормы Транстехники не являются законодательно установленными. 

Таким образом обращение за разработкой норм в Транстехнику было бессмысленным с самого начала. 

Следует заметить, что до 01.01.2019 года такое нормирование касалось и индивидуальных предпринимателей-плательщиков подоходного налога. С 1  января 2019 года формулировка налогового кодекса статьи 205 для ИП изменилась. Теперь ИП могут списывать топливо по нормам, утвержденным своим решением (если нет линейных норм и отсутствуют нормы предприятий-изготовителей). 

Основание: 

В формулировке НК старой редакции в статье 169 «Порядок предоставления профессионального налогового вычета индивидуальным предпринимателям (нотариусам, адвокатам)  в  пункте 20 была такая формулировка:

«20. Не относятся к расходам индивидуальных предпринимателей (нотариусов, адвокатов), учитываемым при налогообложении доходов от осуществления предпринимательской (нотариальной, адвокатской) деятельности, следующие платежи:

20.6. расходы, понесенные сверх норм, установленных в соответствии с законодательством» — что по сути отсылало ИП к инструкции № 141, и соответственно к временным нормам до 6 месяцев.

Теперь ИП руководствуются исключительно статьей 205 НК РБ. статья 205

«21.5.

Стоимость топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования включается в состав расходов в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством. При отсутствии таких норм стоимость топлива включается в состав расходов по нормам, установленным технической документацией завода-изготовителя, а при отсутствии и таковых — в пределах норм, установленных плательщиком. Нормы, установленные плательщиком, действуют до окончания календарного года, в котором нормы утверждены в нормативном правовом акте в установленном порядке».

  1. При налогообложении не учитываются следующие расходы:

31.7. понесенные сверх норм, установленных настоящей главой«.

Т.е. ИП руководствуются исключительно главой 205 НК РБ, а не инструкцией 141.

В этом отношении индивидуальным предпринимателям повезло по сравнению  с организациями.

Примечание от автора: 29.07.2019 на своем сайте Минстранс опубликовал свою позицию про нормы от Транстехники,  прямо противоположную позиции МНС.

buhuslugi-miheeva.by

Минтранс не согласен с позицией МНС, что нормы расхода топлива, разработанные БелНИИТ «Транстехника» считаются сверхнормативными ~ Бухгалтерские услуги в Минске

В предыдущей статье мы писали о  том, что МНС РБ считает неправомерным отнесением на затраты предприятий расходов на ГСМ по нормам, разработанным Транстехникой.

МНС письмом № 2-2-10/Ас-01131 от 19.07.2019 за подписью Первого заместителя Министра И.Н. Клепчи конкретно разъяснило, что «если нормы расхода топлива, разработанные Республиканским унитарным предприятием «Белорусский научно-исследовательский институт транспорта «Транстехника», не установлены Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, они не являются нормами, установленными в соответствии с законодательством, и, следовательно, затраты на топливо, рассчитанные исходя из таких норм, будут признаваться сверхнормативными».

29 июля 2019 года Минтранс РБ разъяснило свою позицию о порядке применения норм расхода топлива причем прямо противоположную МНС РБ. 

По мнению Минтранса, «затраты на топливо, рассчитанные в соответствии с нормами расхода топлива, разработанными аккредитованными лабораториями, в частности БелНИИТ «Транстехника», не относятся к сверхнормативным». Министерство транспорта РБ также сообщило, что в настоящее время принимаются меры по пересмотру и актуализации норм расхода топлива в области транспортной деятельности и  что соответствующие разъяснения направлены в адрес Министерства по налогам и сборам.»

Плательщикам остается ждать — кто победит в данном споре. Хотелось бы, чтобы Минтранс. 

Читайте разъяснение на сайте Минтранса.

buhuslugi-miheeva.by

Разработка норм расхода топлива

Нормы расхода топлива на модели (модификации) механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования установлены нормативными правовыми актами Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь:

В случае отсутствия нормы расхода топлива в нормативных правовых актах Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь для разработки нормы расхода топлива необходимо подать заявку (форма ниже) по адресу 220005, г. Минск, ул. Платонова, 22, к. 308 или на e-mail [email protected] (в сканированном виде).

Заявки по факсу не принимаются.

К заявкам на разработку нормы расхода топлива на автомобиль ОБЯЗАТЕЛЬНО прилагать копию свидетельства о регистрации транспортного средства (техпаспорт).

Формы заявок на разработку нормы расхода топлива:

Скачать  форму заявки на разработку нормы расхода топлива на автомобиль

Скачать  форму заявки на разработку нормы расхода топлива на работу тракторов, машин, механизмов и оборудования

В случае наличия рекомендуемой нормы расхода топлива норма расхода топлива будет сообщена бесплатно на почтовый адрес, указанный в заявке.

В случае отсутствия рекомендуемой нормы расхода топлива В ПОРЯДКЕ ОЧЕРЕДНОСТИ будет подготовлен договор на разработку норм расхода топлива и проведены замеры.

Информация о наличии или отсутствии рекомендуемой нормы расхода топлива ПО ТЕЛЕФОНУ НЕ СООБЩАЕТСЯ.

Для получения информации о наличии рекомендуемой нормы расхода топлива НЕОБХОДИМО НАПРАВИТЬ ЗАПРОС по адресу 220005, г. Минск, ул. Платонова, 22, к. 308 или в сканированном виде на e-mail [email protected] с указанием технических характеристик (как в формах заявок на разработку норм расхода топлива) и приложением копии свидетельства о регистрации транспортного средства (для автомобиля). Ответы на запросы отправляются почтой.

Заявки или запросы ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ должны содержать: 

    - фамилию, имя, отчество;      - почтовый адрес;      - контактный номер телефона;       - технические характеристики автомобиля;       - приложение - копию свидетельства о регистрации автомобиля;  

    - личную подпись.

Порядок применения норм расхода топлива: Контактные телефоны: 8(017)331-57-63, 8(017)331-61-96, 8(017)202-14-97, 8(017)331-36-20 Режим работы: понедельник – четверг 8.00–17.15, пятница 8.00–16.00, обед 12.30–13.30
   
Постановление от 06.01.12 № 3   Постановление от 20.01.16 № 1   Приказ от 10.09.12 № 467-Ц

transtekhnika.by

МНС признал: для налога на прибыль нормы расхода топлива от «Транстехники» должны быть установлены Минтрансом

Суть вопроса

«В Налоговом кодексе Республики Беларусь (далее – НК) с 01.01.2019 несколько изменились подходы к нормированию расходов на топливо для механических транспортных средств», – отметила в своем обращении в МНС Ассоциация налогоплательщиков.

Ранее в соответствии со ст. 130, подп. 1.7 п. 1 ст. 131 Налогового кодекса (НК) в затратах при налогообложении прибыли учитывались расходы на оплату стоимости топлива, израсходованного в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством, в частности Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141.

В случае отсутствия установленной нормы расхода топлива учет расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства производился по временной норме, соответствующей контрольному расходу топлива завода-изготовителя, на срок не более 6 месяцев. При отсутствии контрольного расхода топлива, определенного заводом-изготовителем, временная норма расхода топлива устанавливалась руководителем организации или индивидуальным предпринимателем и тоже действовала 6 месяцев.

В 2019 году в НК сохранилось правило о том, что в составе нормируемых затрат учитываются затраты на оплату стоимости ТЭР, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством.

При этом в НК теперь прямо закреплен порядок списания на затраты топлива для механических транспортных средств, если отсутствуют нормы, установленные в соответствии с законодательством (подп. 1.2 п. 1 ст. 171 НК). В частности:

применяются нормы расхода завода-изготовителя;

при отсутствии норм завода-изготовителя нормы, установленные руководителем организации, действуют до момента утверждения норм нормативным правовым актом в установленном порядке, если иное не установлено законодательством.

В настоящее время действуют два постановления Минтранса с нормами расхода топлива для автомобилей:

от 06.01.2012 № 3 (с обязательными нормами, зарегистрировано в НРПА, последние изменения от 20.01.2016);

от 20.01.2016 № 1 (с рекомендуемыми нормами, постановление не зарегистрировано в НРПА).

Более трех лет министерством не устанавливались новые нормы: ни рекомендуемые, ни обязательные.

В соответствии с письмом Министерства транспорта и коммуникаций от 07.03.2014 № 09-02-05/2032 многие налогоплательщики обращаются в БелНИИТ «Транстехника» за разработкой норм на новые автомобили. Нормы, которые разрабатывает «Транстехника» по индивидуальным заявкам организаций и направляет их заказчикам в качестве рекомендуемых норм, прямо не поименованы в Инструкции № 141. Однако на протяжении многих лет сложилась практика считать такие нормы как установленные в соответствии с законодательством.

Так, с 2016 года на новые марки автомобилей отсутствуют нормы, установленные Минтрансом. У рекомендуемых норм «Транстехники» нет однозначной правовой классификации, что может вызывать негативные последствия при определении финансовых результатов и налогообложении прибыли у плательщиков, обратившихся за разработкой норм расхода топлива в РУП БелНИИТ «Транстехника».

В этой ситуации Ассоциация налогоплательщиков задала три вопроса:

1. Являются ли установленными в соответствии с законодательством рекомендуемые нормы расхода топлива, разработанные РУП БелНИИТ «Транстехника» по индивидуальным заявкам организаций?

2. Можно ли учитывать при списании топлива и налогообложении прибыли за периоды до 2019 года и с 01.01.2019 расходы на топливо в пределах норм, рекомендуемых «Транстехникой»? Если нельзя, то с какого периода налогоплательщикам следует уменьшить затраты на стоимость топлива, списанного по нормам «Транстехники»?

3. Допустимо ли при списании топлива и исчислении налога на прибыль применять повышения (понижения) к нормам завода-изготовителя, которые предусмотрены в Инструкции № 141 для линейных норм?

Вот такой ответ подготовлен МНС за подписью Первого заместителя Министра И.Н. Клепчи (письмо № 2-2-10/Ас-01131 от 19.07.2019):

«В Министерстве по налогам и сборам (далее – МНС) рассмотрено обращение Ассоциации налогоплательщиков от 01.07.2019 № 136 и сообщается следующее.

По вопросам 1–2.

В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 171 Налогового кодекса Республики Беларусь, в редакции, действующей с 01.01.2019, затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством, относятся к нормируемым затратам.

При отсутствии таких норм для механических транспортных средств затраты принимаются в пределах норм расхода топлива, установленных заводом-изготовителем, а при отсутствии таковых – в пределах норм, установленных руководителем организации. Нормы, установленные руководителем организации, действуют до момента утверждения нормативным правовым актом в установленном порядке норм для соответствующего механического транспортного средства, если иное не установлено законодательством. При отсутствии установленных норм расхода топливно-энергетических ресурсов затраты на оплату их стоимости признаются сверхнормативными.

Нормирование расходов стоимости видов топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141 (далее – Инструкция № 141).

Следовательно, если нормы расхода топлива, разработанные Республиканским унитарным предприятием «Белорусский научно-исследовательский институт транспорта «Транстехника» (далее – БелНИИТ «Транстехника»), не установлены Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее – Минтранс), они не являются нормами, установленными в соответствии с законодательством, и, следовательно, затраты на топливо, рассчитанные исходя из таких норм, будут признаваться сверхнормативными.

Согласно подпункту 1.7 пункта 1 статьи 131 Налогового кодекса Республики Беларусь, в редакции, действовавшей до 01.01.2019, при налогообложении не учитывались затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, установленных в соответствии с законодательством.

Таким образом, и до 2019 года расходы на оплату топлива в пределах рекомендуемых норм, разработанных БелНИИТ «Транстехника» и не установленных Минтрансом, признавались сверхнормативными и не учитывались при налогообложении.

По вопросу 3.

Письмом МНС от 22.02.2019 № 2-2-10/00460 «О нормируемых затратах» разъяснено, что в соответствии с пунктом 5 Инструкции № 141 повышение (понижение) норм расхода топлива устанавливается приказом руководителя организации или индивидуального предпринимателя на основании Инструкции, которой регулируются условия повышения и основания понижения. В целях налогообложения в таком же порядке (повышенном или пониженном размере) учитываются при исчислении налога на прибыль затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств».

www.gb.by

Пересчитывать ли налог на прибыль, если организация применяла нормы расхода топлива, разработанные БелНИИТ «Транстехника»? – ilex

Июльский ответ МНС на запрос Ассоциации налогоплательщиков по вопросам нормирования расходов на топливо для автомобилей вызвал шквал вопросов, несогласий среди бухгалтеров.

МНС разъяснило, что затраты на топливо, рассчитанные из рекомендуемых норм расхода  топлива, разработанных БелНИИТ «Транстехника», но не установленных Минтрансом, признаются сверхнормативными при исчислении налога на прибыль.

Почему этот вопрос встал так остро именно сейчас? В Налоговом кодексе — 2019  расширены положения по нормированию расходов на топливо для механических транспортных средств по сравнению с прошлыми годами. А с появлением изменений всегда начинается более глубокий анализ норм в совокупности и поднимаются вопросы по характеру норм, разработанных БелНИИТ «Транстехника».

Вопрос о пересчете налога на прибыль пока открыт. 

Обратим внимание, что запрос Ассоциации адресовался в два министерства: Минтранс и МНС. МНС высказало свою позицию — ответа Минтранса пока нет.

Если Минтранс как орган, уполномоченный устанавливать нормы расхода топлива, придаст нормам «Транстехники» должный статус, то вопрос решится.

В любом случае правовой выход из сложившейся ситуации возможен либо через принятие нормативного правового акта, либо через разъяснения госорганов с согласованными позициями.

Мы продолжаем следить за ситуацией и будем информировать о развитии событий.

Читайте также

Минтранс о нормах расхода топлива, разработанных БелНИИТ «Транстехника»

Проблема статуса норм Транстехники решена

Понравилась статья? Поблагодарите автора.

ilex.by


Смотрите также